Палаццо делла Канчеллерия (от итал. Достопримечательностью Палаццо делла Канчеллериа является настенная фреска Джорджио Вазари, которую он написал за 100 дней, чем не забыл похвастать перед Микеланджело.
Его длинный фасад включает в себя маленькую Базилику Сан-Лоренцо ди Дамазо. Дворец имеет статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО, входя в группу зданий известных как «Исторический центр Рима и владения Ватикана, пользующиеся правами экстерриториальности»2. на стр.
В своем трактате Палладио уделил много места принципам создания и укрепления фундамента, его материалам и вариантам таковых. В интерьере дворца в некоторых частях сохранилась его первоначальная отделка. Последний вернулся к базиликальной композиции, переделал проект и в 1539 г. представил папе модель сооружения, резко раскритикованную Микеланджело за характерную для «готического стиля» раздробленность композиции (см. (Дед кардинала Фарнезе). Два верхних этажа имеют двойной набор пилястр на пьедесталах. Присоединяясь к этой точке зрения, разделяемой ныне многими исследователями (Делогу, Кьеричи), полагаем, однако, в отличие от Лаваньино, видящего противоречие между робкими (как он их называет) начинаниями Бреньо и «сочным» завершением Браманте, что последний сумел мастерски использовать «робкие» профили и скромную пластику нижних частей фасада для полноценного выявления решающей роли стены и второстепенной роли ордера в общем тектоническом строении фасада. библиографию), Ант.
Ярче всего эти следы проявились в архитектуре дворов. Этот зал был создан (как и портал) по распоряжению кардинала Алессандро Фарнезе, (художник – Джорджо Вазари) в 1546 г. Он получил название из-за требования кардинала Фарнезе Вазари завершить стенопись в сто дней. В корпусах, выходящих на виа Джулиа и на набережную Тибра, были четыре больших зала для судебных заседаний (длиной по 18—20 м), а в боковых корпусах — служебные помещения и по два дворика с колодцами. В лоджию вели лестницы: центральная парадная, семиступенчатая (еще одна деталь, придающая дворцу облик античного храма) и две малые боковые – через арочные проходы.
Из дворика открывается вид на «перспективу» Борромини: ее длина всего 9 м, но благодаря уменьшающейся высоте колонн и расположению аркад архитек-тор добился оптического эффекта — кажется, что она гораздо длиннее. 17 этой главы и рис. Учтем и то, что Палладио помимо утилитарных нужд был озабочен и «красивым видом из верхних этажей».
Удивительным совершенством отличается созданный Браманте внутренний двор палаццо. Заодно виден будет старинный глобус и ряд шкафов с обтянутыми кожей фолиантами. Петра, а также создать сад и двор для развлечений и празднеств. Дворик не был осуществлен и известен по гравюрам Серлио. Во внутреннем дворике обратите внимание на прекрасные фризы.
Но если времени в обрез, от Аренулы надо двигаться вглубь по улице Джуббонари (Via dei Giubbonari), никуда с нее не сворачивая. Это и создало не противоречивое, а исполненное большой целостности произведение. Цокольная часть дома Браманте включала ряд полностью изолированных от помещений владельца, открытых на улицу лавок и мастерских с антресолями, предназначенных для сдачи в аренду (такие лавки имеются и в палаццо Канчеллерии по фасаду, выходящему на улицу Пеллегрини).
Рим не стал исключением. В начале XVI в. папство отпускало для строительства огромные средства на благоустройство и украшение города, на пробивку новых улиц и т. д. Один за другим сюда приезжали архитекторы, художники, скульпторы, резчики по дереву, каменных дел мастера. Рафаэль Санти является одним из самых известных мастеров эпохи Возрождения. Также было обнаружено кладбище использовавшееся с VIII века и почти до начала возведения дворца. Вазари местами прибегал к произведениям Микеланджело в Капелле Медичи во Флоренции и фресок Рафаэля в Станции. Первый ордер фасада дорический, второй – ионический». Великолепные помещения украшают изящные скульптуры и картины мастеров эпохи Возрождения.
Эта церковь 5-го века, как и многие другие в Риме, стоит на месте античного митреума (языческого храма). По легенде, деньги на возведение дворца были выиграны за одну ночь в азартные игры. Так, он пишет: «Если перекрытием служит свод (как принято делать на первом этаже, что придает комнатам много красоты и предохраняет от пожаров), то высота сводов квадратных помещений получается из прибавления к ширине комнаты одной трети этой ширины. Богатый, но легкий карниз на консолях был увенчан, возможно, первой по времени, сплошной балюстрадой, которая в данном случае вызывала представление о террасе и подчеркивала открытый характер дворца. Праздничный облик дворца с доведенным до предела насыщения декором отражал новые придворно-аристократические вкусы, наметившиеся в то время в высших кругах итальянского общества (идеалы которых выразил Кастильоне в своем «Придворном»).
Дворец оставался недолго в распоряжении застройщика. В другом месте, приписывает Вазари строительство Канчеллерия Антонио да Монте Кавалло. Прежде чем разобраться в этом вопросе, необходимо ознакомиться с самим сооружением. Пространственное строение их повторяет основную схему флорентийских палаццо — простой параллелепипед с замкнутым в середине прямоугольным двором. Широта творческих исканий Браманте, охвативших важнейшие проблемы итальянской архитектуры и особенности биографии мастера определили роль, которую он сыграл в становлении нового стиля.
Между тем в церкви появлялись и другие, не менее примечательные произведения: капеллу Ручеллаи (вторую слева) расписывал Помаранчо, капеллу Строцци (вторую справа) проектировал Микеланджело, а в центре, друг напротив друга, были установлены надгробные памятники двум папам – скончавшемуся в 1464 году в Анконе гуманисту Пию II (известному под именем Энеа Сильвио де Пикколомини) и взявшему фамилию предшественника, своего родного дяди, Пию III, который провел на папском престоле ровно месяц. За улицей Аренула есть еще один кусочек старого, почти нетронутого города, но он надежно спрятан позади монструозного Министерства правосудия (Ministero per la Grazia e Giustizia). Низкий рельеф, материал (мрамор) и переменный шаг пилястр (встречавшийся до того лишь в церковных зданиях и сообщающий фасаду очень ясное ритмическое развитие по горизонтали) в сочетании с облицованной травертином могучей стеной характеризуют последнюю как действительную тектоническую основу сооружения, придавая фасаду внушительную монументальность. Остроумно доказав, что упомянутый Вазари в качестве строителя Канчеллерии Антонио Монтекавалло является в действительности скульптором Андреа Бреньо, прозванным Монтекавалло по месту его жительства (различие имен может быть одной из многочисленных ошибок Вазари), Лаваньино считает этого мастера, по происхождению ломбардца, первым строителем Канчеллерии, а завершение постройки приписывает Браманте. Палаццо считается самым ранним в Риме дворцом, возведенном в стиле ренессанс. Ясная тектоническая мысль видна и в расположении колонок над верхней точкой арок (работа которых улучшается при загрузке замкового камня) и в композиции карниза (простого, очень характерного для Браманте — ср.
Другой фасад палаццо Канчеллерия смотрит на проспект Витторио-Эмануэле (Corso Vittorio Emanuele), который стартует от площади Арджентина и ведет к реке. в палаццо делла Канчеллерия (Palazzo della Cancelleria).
Самое раннее из римских сооружений, с которым связывают имя Браманте, — палаццо Канчеллерия (1483—1526 гг. ), первое римское сооружение общеитальянского значения и один из самых величественных и строгих дворцов столицы (свое название он получил от папской канцелярии, помещенной в нем вскоре после завершения постройки). Умело найденное изменение пропорций ордера усиливает впечатление высоты (колонны второго яруса меньше колонн первого, а верхние пилястры — меньше колонн второго яруса, хотя все ярусы имеют почти одинаковую высоту). В отличие от своих предыдущих купольных построек, довольно лаконично следующих форме креста или элементарной центрической форме (круга, восьмигранника), Браманте сочетал в плане собора обе фигуры, отдав, таким образом, дань и христианскому и чисто геометрическому символизму гуманистов. И действительно, впервые именно в палаццо Кьерикати Палладио трактует фасад-галерею не плоскостно. Достопримечательность по дороге встретится ровно одна и та на любителя – стоящая в самом устье улицы церковь Сан-Карло-аи-Катинари (San Carlo ai Catinari, XVII век) с великолепной коллекцией барочных живописцев: Добродетелями Доменикино под куполом, Благовещением Ланфранко в первой капелле справа и алтарем по проекту Райнальди с росписью Пьетро да Кортоны (Святой Карл Борромео во главе процессии несет гвоздь из Креста Иисусова). Дворец, возведенный для крупнейшего вельможи, кардинала Риарио, закономерно приобрел черты не столько частного, сколько общественного сооружения (характерно, что даже церковь скрыта дворцовым фасадом), намечая одну из главных линий развития всего европейского зодчества в эпоху расцвета абсолютистских государств.
Закоулки вроде этих, со смешными названиями в честь находившихся тут ремесленных слобод (Петтинари – гребенщики, Кальдерари – лудильщики, Капеллари – шляпники, Фунари – веревочники), – не менее важная часть Рима, чем Колизей и Ватикан. подобное использование надписи во дворе урбинского замка). После смерти Браманте дворцовым архитектором назначили Рафаэля, который еще раньше был занят росписью папских апартаментов и продолжал (по рисункам Браманте) строительство двора Сан Дамазо, лоджии которого стали знаменитыми благодаря фрескам великого художника. Он отделен высокой стеной от второй, глубинной части участка, также в большой мере занятой садом, но приспособленной и для хозяйственных нужд.
Удивительным совершенством отличается созданный Браманте внутренний двор палаццо. Помещенные тут же в книге «нижеследующие рисунки», поясняя сказанное, демонстрировали план дворца, его фасад, а также фрагмент фасада «крупным планом». В 1551 г. Микеланджело дал рисунки для лестницы перед экседрой, превращенной в нишу (замыкавшая всю композицию эседра не должна была превышать боковые фасады) Пирро Лигорио (1562 г. ). Во внутреннем дворике обратите внимание на прекрасные фризы. Одна из этих половин и составит высоту свода». В 1-м этаже П. были расположены служебные, во 2-м — парадные, в 3-м — жилые помещения. Климента в частности, на римской mithraeum (языческое святилище) раскопки под Cortile в 1988 – 1991 выявлены 4-й – основы и 5-го века на Гранд-базилике Сан-Лоренцо в Дамазо, основанная папой Дамас I и один из самых важных ранних христианских церквей в Риме.
На главном фасаде церкви Сан-Лоренцо в Дамасо это уже не совсем видно. Ее можно было обозревать из окон папских апартаментов и с балконов, тянувшихся по фасаду дворца (один из них был устроен еще при Льве X, второй в 1562 г. ), а также с мест для зрителей, поднимавшихся амфитеатром перед дворцом и по откосу средней террасы двора, справа и слева от центральной лестницы. Рельеф постепенно уменьшался к верху фасада, так что композиция развивалась, как обычно – снизу вверх (немного позже сходная композиционная схема в фасаде палаццо Массими получила иную трактовку).
Кардинал Риарио потерял его из-за его участия в мятеже 1517 против Медичи. Их «Флорентийский эксперимент» пытается установить связь между людьми и растениями. Многим П. были присущи черты местного своеобразия: таковы, например, праздничная живописность венецианских П. (архитектор Я. Сансовино и др. ), динамичность пространственной композиции в генуэзских П. (архитектор Г. Алесси и др. ). Нижняя, самая большая терраса Бельведера (75х140 м) должна была служить театральной сценой. Огромная плоскость главного (восточного) фасада, завершенного по концам едва выступающими ризалитами, расчленена на три яруса (верхний охватывает два этажа) и обработана незаметно облегчающимся кверху плоским рустом, в двух верхних ярусах он сочетается с пилястрами, попарно сближенными в простенках.
Эта постройка имеет в нижнем этаже выступающую лоджию, занимающую сплошь весь фасад. Неблагоприятная политическая и экономическая обстановка, создавшаяся после смерти Льва X, привела к тому, что постройка фактически не двигалась. Нынешний дворец был построен с 1485 по 1511 для кардинала Раффаэле Риарио. и известный также, как дом Рафаэля (который прожил последние годы своей жизни и умер в этом доме), был снесен в XVII в. при возведении колоннады перед собором св. Его длинный фасад включает в себя маленькую Базилику Сан-Лоренцо ди Дамазо.
Помимо того, при вилле Бельведер Браманте должен был построить двор для установки античных статуй (первое музейное сооружение Возрождения). После смерти Рафаэля строительство продолжали Б. Перуцци и А. да Сангалло Младший.
Дом Браманте, построенный, по-видимому, в 1509—1510 гг. Верхний ярус — это кирпичная стена золотистого тона. Палаццо Канчеллерия и Джиро можно отнести к архитектурной школе Альберти. В ранних П., отличающихся замкнутостью и монолитностью общего объёма, суровостью внешнего облика (фасады, отделанные крупным рустом), ещё сохранялись отдельные черты средневекового замка (См. Из-за меньшего портал главного фасада (справа) ведет проход внутрь церкви Сан-Лоренцо в Дамасо, которая была интегрирована во дворец.
Церковь V века (чей интерьер был переделан) расположена, как и Базилика Святого Климента среди прочих, на месте древнеримского митреума (языческого храма) раскопки в 1988—1991 годов показали, что церковь была заложена римским папой Дамасием I и являлась одной из важнейших раннехристианских церквей в Риме. Новыми были: во-первых, общеитальянский характер этих сооружений, объединивший в себе характерные черты тосканского и североитальянского зодчества во- вторых, небывалая прежде свобода и мастерство в архитектурной композиции, в частности в применении приемов и форм античного зодчества и, наконец, в-третьих, совершенство и зрелость решений архитектурных задач, в основном намеченных еще в начале предшествовавшего столетия, полнота и сила, с которыми эти сооружения воплотили в своих образах идеалы итальянского гуманизма.
В центре сооружения был большой квадратный двор (около 34х34 м), окруженный аркадами, к которым по углам примыкали четыре парадные лестницы. Браманте, однако, лишь с 1499 поселился в Риме. Нове-Замки) (см. Первый значительно больше второго, но их сближает целый ряд стилистических черт. тип городского дворца-особняка, характерный для итальянского Возрождения и сложившийся в 15 в. (в основном во Флоренции — архитекторы Ф. Брунеллески, Микелоццо ди Бартоломмео, Л. Б. Альберти, Бенедетто да Майано).
Помимо церквей и пыльных ювелирных лавок, целиком занявших ведущую к мосту Сикста улицу Петтинари (Via dei Pettinari), в переулках позади Аренулы и Кампо-де-Фьори есть гениальное место под названием площадь Каподиферро (Piazza Capo di Ferro) – с фонтаном, солнечными часами и богато изукрашенным беломраморным дворцом. Фасад дворца изобилует украшениями — статуями, медальонами, картушами с надписями.
Великолепный карниз с широким фризом (его украшает лишь надпись), рустованные углы и портал составляют все украшение стены. Считается, что авторами дворца были Андреа Бреньо и Донато Браманте. С 1499 г. на протяжении пят-надцати лет работами руководил Браманте. В случае базиликальной композиции собора увеличение размера главных пилонов влекло за собой те же последствия (ср. 16). В некоторых частях интерьера сохранилась первоначальная отделка.
Главный фасад (восточная сторона, на Пьяцца делла Канчеллерия) был построен с травертина, который исходит от Колизея и Арки императора Адриана. Церковь 5-го века (его интерьер был перестроен) сидит, как Базилика Св. ниже). здесь же работал римлянин Джулио Романо. Вот таким образом можно полагать, что знаменитый «пергаментный» (так называют чертеж, выполненный (по-видимому, самим Браманте) на пергаменте и изображающий половину плана собора (ныне в Уфицци).
224). Гравюра Лафрери 1549 г. (рис. Антонио да Сангалло закончил южную и построил восточную ветви креста и перекрыл их сводами. Предполагают, что дворец был построен одним из выходцев из Флоренции. Архитектура дворцаСчитается, что Палаццо Делла Канчеллерия является более гармоничным зданием, чем Палаццо Венеция.
Однако собор св. Пол первого этажа возвышается над уровнем земли на пять футов для того, чтобы можно было поместить внизу погреба и прочие помещения, предназначенные для домашнего обихода, что не удалось бы сделать, если бы устроить их всецело под землей (так как поблизости протекает река), а также для того, чтобы можно было лучше наслаждаться красивым видом из верхних этажей. По приезде в Рим Браманте непосредственно познакомился с памятниками античного зодчества, ощутил их грандиозный масштабный строй и монументальную выразительность строго тектоничных и пластических объемов изучил великолепную технику купольных и сводчатых сооружений древних римлян.
Единственным украшением поверхности купола являются тонкие буквы надписи вокруг отверстия под фонарем: «Ты, господи, воздвиг свод небесный, звезды мы же – храм твой» (ср. да Сангалло Младшего, Рафаэля и Микеланджело, см.
Так, одни исследователи (Ньоли, Форстер) связывают Канчеллерию с проектом реконструкции Борго, разрабатывавшимся при папе Николае V, т. е. в конечном счете, возводят ее к Альберти. Лишь в 1534 г., после многолетнего перерыва, папа Павел III привлек снова Бальдассаре Перуцци (который умер в 1536 г. ) и Антонио да Сангалло Младшего. В собрании галереи содержатся и 33 рисунка самого Палладио. Самое заметное здание в этих краях – грандиозная барочная церковь Сант-Андреа-делла-Валле (Sant Andrea della Valle) с куполом работы Карло Мадерно, по размерам уступающим только Сан-Пьетро. Там, где он пересекается с улицей Бауллари (Via dei Baullari), стоит еще одно любопытное здание – Пиккола-Фарнезина (Piccola Farnesina) или Фарнезина-аи-Бауллари.
На первом этаже кладка из тесаного камня с относительно небольшими, арочными окнами. Впрочем, лучшая точка наблюдения в обеденное время – не пьедестал, а винерия (Vineria) на углу улицы Бауллари: усевшись прямо на улице, можно в полное удовольствие разглядывать соседей и прохожих, потягивая красное и закусывая сыром. В этом качестве номинировано в список объектов Всемирного Культурного Наследия ЮНЕСКО. Дворец целиком занимает огромный квартал. Высшее достижение римского кватроченто и первое произведение нового века, образец вполне зрелого «классического» стиля Возрождения — Канчеллерия остается загадкой для историков, еще не пришедших к согласию относительно ее автора и доли возможного участия Браманте в ее создании.
Круглой скульптуре же была предназначена универсальная роль в поддержке архитектуры. Построен между 1489-м и 1513-м годами неизвестным архитектором для кардинала Раффаэле Риарио, камерария Римско-Католической церкви (одна из высших придворных должностей при Святом Престоле). Из дворика открывается вид на «перспективу» Борромини: ее длина всего 9 м, но благодаря уменьшающейся высоте колонн и расположению аркад архитектор добился оптического эффекта — кажется, что она гораздо длиннее. Между пилястрами установлены высокие круглые окна (на первом этаже, второй имеет прямоугольные окна, над которым снова вошли малые арочные окна), распределение пилястр на фасаде идет по золотым сечением. Максимальная (по сравнению с планами других авторов) расчлененность пространства и его преобладание над массой устоев и стен сочетается с предельной ясностью в подчинении меньшего большему, второстепенного главному.
Знаменитый двор (рис. Здесь, понимая, что почва под строительство не вполне «твердая», а кроме того, возможны подтопления, он, во-первых, помещает здание на некотором возвышении во-вторых, устраивает подсобные помещения не в подвалах, для которых обычно использовали пространства фундамента. Интерьеры вилл и дворцов мастер щедро украшал росписями, штуковыми рельефами. Зал Сто Дней расписан фресками Джорджо Вазари.
Разумеется исполняли их специалисты. Верхний ярус — это кирпичная стена золотистого тона. Эта высота получается, если длину сложить с шириной и все разделить пополам. 5). Мастерское изменение размера редко расположенных окон от главного (второго) этажа к верхнему, уменьшение высоты пилястр при равной высоте ярусов подчеркивают действительно значительные размеры здания (общая высота равна 24 м) и создают спокойный, но полный внутренней жизни ритм. Аллегорические фрески прославляют жизнь и подвиги папы Павла III.
Церковь V века (чей интерьер был переделан) расположена, как и Базилика Святого Климента, среди прочих, на месте древнеримского митреума (языческого храма) раскопки 1988—1991 годов показали, что церковь была заложена римским папой Дамасием I и являлась одной из важнейших раннехристианских церквей в Риме. Такому впечатлению способствуют и арки на боковых фасадах и чуть выдающаяся центральная часть и боковые лоджии пьяно нобиле и совмещенные колонны, перебивающие регулярность ритма колоннады, на первом этаже – тосканские (вариант дорических), на втором – ионические. Высота дворца – 24 метра, а его длина равняется длине целого квартала в Риме.
Имя архитектора, по проекту которого было построено это здание, неизвестно. Целый ряд признаков усиливает это сходство. Шедевры живописи великих мастеров – Тинторетто, Тьеполо, Ван Дейка и многих других, – «чувствуют» себя здесь поистине как в родных стенах.
Неподалеку располагалось кладбище, руины которого также были обнаружены. Вдобавок здесь всегда прохладно и пусто, что дает отличную возможность перевести дух. рис. Кроме того, во дворце размещается галерея Спада. 4), один из шедевров этой эпохи, разделен в полном соответствии с главным фасадом на три яруса из которых нижние два представляют собой чрезвычайно легкие воздушные аркады, а верхний (отвечающий двум верхним этажам здания) — расчлененную мраморными пилястрами кирпичную стену, увенчанную простым и ясным каменным карнизом. В натуре, в тесном пространстве существующего по настоящее время квадратного дворика, Темпьетто воспринимается неожиданно не как незначительная ротонда, но как настоящая монументальная постройка, произведение подлинной «большой» архитектуры. С 1499 г. на протяжении пятнадцати лет работами руководил Браманте.
Действительно, католическое богослужение (где священник поочередно обращается то к алтарю, то к молящимся) требует одностороннего расположения алтаря и односторонней ориентации пространства храма. Доменикино подрубал сопернику мостки, тот отвечал обвинениями в плагиате. Миновав витрины, вы окажетесь на Кампо-де-Фьори (Campo de Fiori). Другие (Питталуга) приписывают авторство урбинскому архитектору и теоретику Франческо ди Джорджо Мартини. В П. 16 в. (архитекторы Браманте, Дж.
Внутри хранится малоизвестная, но крайне достойная коллекция древностей под названием Музей Барракко (Museo Barracco). В его длинном фасаде встроена небольшая базилика Сан-Лоренцо-ин-Дамазо. Один из барельефов (Фриз A) изображает сборы Домициана в поход против хаттов, другой (Фриз B) — возвращение Веспасиана и юного Домициана в Рим после победы в гражданской войне 69 г. При этом, в связи с проклятием памяти (damnatio memoriae) Домициана, его голова на фризе A была впоследствии переделана в голову императора Нервы.
1468) был предложен в качестве возможного источника вдохновения. Один из важнейших творческих периодов великого мастера связан именно с этим городом. Тут же – Санта-Мария-ин-Монтичелли с изящной романской колоколенкой, а за ней – Тринита-деи-Пеллегрини (TrinitИ dei Pellegrini) с рыжим фасадом по проекту того самого Де Санктиса, который делал Испанскую лестницу и Сан-Паоло-алла-Регола (San Paolo alla Regola), основанная еще до легализации христианства на том месте, где, по преданию, жил апостол Павел. Весь план пронизан нерушимой логикой.
Со стороны Тибра ему соответствовала церковь Сан Бьяджо (разобрана при реконструкции набережных). Этому способствовал и раскрепованный антаблемент, связывавший сандрики окон со стеной и ее декором (выполнен, как и статуи, Джованни да Удине). Зал находится в верхнем этаже посредине фасада и занимает среднюю часть нижней лоджии. Это был первый римский дворец, который сразу же начал строиться в новом стиле Возрождения. Кроме того, во дворце размещается галерея Спада.
Все остальное на Джуббонари – сплошные бары и магазины. В своей «Второй книге об архитектуре» Андреа Палладио посвятил палаццо Кьерикати (1550) следующие строки: «В Виченце на площади, называемой в простонародье Островом, сооружена постройка, согласно нижеследующим рисункам, графом Валерио Кьерикати, кавалером и уважаемым дворянином этого города. 15) и зарисовка Палладио (около 1544 г. ) сохранили для нас только главный фасад дворца. С художественной точки зрения важным является комната Sala Dei Cento Giorni (Зал сто дней).
Иностранцы, приезжающие в Рим надолго, тоже первым делом привыкают к Кампо-де-Фьори – их местом сбора служит паб The Drunken Ship. Другие стороны есть (за исключением пилястр, карнизов и оконных рам) из желтого песчаника. Задача осложнялась сильным падением рельефа местности от виллы ко дворцу, различной ориентацией подлежавших объединению зданий и необходимостью обеспечить обороноспособность сооружений Ватикана с востока, так как существовавшие с этой стороны укрепления следовало снести при постройке нового двора. Это — основной из созданных мастером четырех вариантов плана (рис.
Там скрывается масса приятных неожиданностей вроде средневекового дворца Санта-Кроче или самой маленькой в Риме церквушки Сан-Сальваторе-ин-Онда (San Salvatore in Onda), охраняющей подступы к реке. «Возможным украшением одной из разрушенных арок Домициана, либо построенного им Проходного форума (Forum Transitorium), считают два барельефа, найденные в 1930-е гг. Андреа Бреньо также же известный в сотрудничестве Браманте. Неизвестно, кто был архитектором, создал первоначальный проект.
Фа-сад дворца изобилует украшениями — статуями, медальонами, картушами с надписями. Дворец целиком занимает огром-ный квартал. планы Фра Джокондо (проекты собора приведены в работе Гофмана — см.
Стоимость 180. 000 экю из них 60. 000 Риарио выиграл в Franceschetto Cybo. Петра. типичный план раннего П. ). Каждая второстепенная геометрическая группа подчинена центральной в строгой математической закономерности (диаметры большого и второстепенного куполов, радиусы главных и второстепенных арок и т. п. относятся как 2:1).
На нем находились скотный и древесный рынки, омывался он речками Ретроне и Бакильоне (то есть, по сути, был портом местного значения). В фасаде плоские двойные пилястры чередуются с арочными окнами, что ближе к флорентийской концепции (палаццо Ручеллаи, построенный Альберти). Доверия достоин только один ресторан – La Carbonara. Эти боковые арки, открывающие пространство и на первом этаже и особенно на втором, помогают воспринимать дворец как загородную виллу.
Лишенный прямого въезда с главной улицы, сад трактовался как органичный элемент жилой части дома. Петра являлся исключением алтарь здесь должен был помещаться посередине церковного пространства, над криптой и местом, где, по преданию, был погребен апостол. Простая и понятная даже для непосвященного архитектура дворика, его энергичный ритм и пластическая выразительность деталей, подкрепленная резкой игрой света и тени, придают этому небольшому сооружению высокие художественные качества, несмотря на простоту материалов (пилястры — из простого камня, пьедесталы нижних столбов — из травертина только наличники некоторых дверей в нижнем обходе сделаны из мрамора).
Сдвоенные и поднятые на пьедесталах полуколонны второго (главного) яруса сооружения, с их богатой пластикой и светотенью, создавали торжественный и сильный ритм.