Быстрый и шумный успех картин Ф. влил в него новую энергию, новые надежды. — А. О., "Несколько слов о Федотове" ("Светопись", 1858 г., 12). «Все, что вы видите на моих картинках (кроме офицеров, гвардейских солдат и нарядных дам), было видено и даже отчасти обсуждено во время моего детства, – пишет Федотов, – это я заключаю как по воспоминаниям, так и по тому, что, набрасывая большую часть моих вещей, я почему-то представлял место действия непременно в Москве. Интересная деталь: некоторые исследователи предполагают. Позволив себе небольшой отдых во время выставки, Ф. снова горячо взялся за работу. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только проектированными в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне, в 1812 г», «Переход егерей вброд через реку на маневрах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Гогарта. Его привлекали площади, рынки, окраины Петербурга.
Сначала Федотов подумывал заняться батальной живописью. В 1851 году чтобы заработать денег Федотов берется писать «патриотическое» полотно «Приезд Николая I в институт», но так и не заканчивает его художник не смог переступить через себя и стать «оплаченным льстецом». Люди – жертвы «пустого времени» – эта тема вырастает у Федотова до образного философского обобщения, где лица заменены масками, фигуры – манекенами обычное физическое движение подменяется динамикой мелкого мазка, вибрирующим светом и возникает страх от ощущения эфемерности происходящего. Он создаёт сатирический карикатурный, но очень реалистический, образ.
Знаменитый И. А. Крылов, которому попало в руки несколько таких рисунков, оценил многие подмеченные им особенности их, угадал истинное призвание Ф. и написал последнему письмо, в котором убедительно просил его стараться развить в себе наблюдательность и симпатию к воспроизведению картин будничной жизни. И сам Ф. не придавал серьезного значения своим литературным опытам (см. Вот таким образом в последний натурный класс Павел Андреевич переходит только в 1845 году. Названная картина явилась своеобразным развитием темы литературного произведения. Одно время Ф. пробовал подражать в форме стихосложения русским народным песням (см. При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения.
В прессе началась травля художника. что в центральной, самой большой раме, находится зеркало. — "Новости", 1902 г., от 14 ноября. 122—123. в месяц и потребовать от него письменного на это ответа".
Быстрый и шумный успех картин Ф. влил в него новую энергию, новые надежды. Девять месяцев работал художник над небольшим полотном размером всего 48х42 см. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти в печати. За написанную позднее картину «Сватовство майора» совет Академии присудил Павлу Андреевичу звание Академика. Выход в отставку дал Ф. возможность всецело посвятить себя любимому искусству. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие».
Тяжелое материальное положение художника усугубилось после смерти отца. Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя» (для написания этой картины впервые за всё время службы Федотов получил отпуск1). Сам художник, подобно своим героям, бьется в это время в тисках нужды, непонимания, безрадостного существования.
При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Далее, он упросил одного из снисходительных товарищей посидеть смирно и срисовал его очень похоже это возбудило охоту посидеть смирно и в других — похоже опять и вот стали уже говорить, что портреты, которые рисует Федотов, всегда похожи (Автобиографическая заметка П. А. Федотова). Благодаря влиянию Брюллова, покровительствовавшего Ф., последнему было выдано от Академии пособие в 700 рублей для выполнения заданной программы (на расходы на натурщиков, костюмы, материалы и т. д. ). Цензура запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Бернардским, а также «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации.
176—190). Сватовство майора (1848) – знатность женится на богатстве – майор (дворянин) сватается к богатой купеческой дочке. Советом Академии Федотов был выдвинут на звание академика и получил денежное пособие, что позволило ему продолжить начатую картину «Сватовство майора» (1848, 1851 — второй вариант). В последующих произведениях исполненных уже маслом (Свежий кавалер, 1846.
Одушевленный горячим пламенем веры в добро, он не придавал никакого значения внешности обстановки своей жизни. Центральные работы этого периода – Анкор, еще, анкор. В 1837 году случился первый «художественный» успех Федотова. Павел стал задумчивым и молчаливым. Учился у А. И. Зауервейда в батальной мастерской, пользовался советами К. П. Брюллова.
Свеча в сумерках интерьера – довольно выразительная деталь и быта и жизни в целом. Федотов часто посещает Эрмитаж, его привлекают творения Дау, Остаде, Брауэра, чьи картины были наполнены деталями и раскрывали быт, повседневную жизнь простых обывателей. Сестра осталась без мужа горького пропойцы в тяжёлом положении. — О., "П.
Но картина – не начало распада, а блистательный финал, апофеоз федотовского дарования. На первых порах своей военной службы Ф. с увлечением предался различным развлечениям и удовольствиям петербургской жизни военной молодежи. — Н. В. Гербель, "Русские поэты в биографиях и образцах", СПб., 1873 г. (4-й период). Сюда присоединилось значительное усложнение служебных занятий Ф. (будучи в это время уже ротным командиром, он постоянно был занят учениями, смотрами, распоряжениями по хозяйству и выправкой своей роты) и выяснившаяся полная невозможность соединять со службой серьезные занятия живописью.
Простота и жизненная убедительность композиционного решения отличают рисунок «Набережная Васильевского острова зимой». Стихотворение к «Сватовству майора» справедливо считалось его знакомыми самым удачным произведением федотовской поэзии. Они не похожи на все предыдущие работы художника. Кроме стихотворных объяснений к своим картинам (из них сохранилось и напечатано только объяснение к картине "Сватовство майора"), Ф. сочинял басни, элегии, романсы (к которым сам же сочинял музыку), альбомные стихотворения, солдатские песни и т. д. Некоторые из его басен являются перефразой басен Крылова, которые Ф. очень любил.
Настроение картины: скука, бессмысленность бытия, безысходность. В небольших картинах Федотов по-гоголевски обличал, любовался, смеялся и плакал. Он сидит в состоянии, близком к умопомешательству. Все эти работы производили в Москве фурор и Ф. едва не носили на руках. Считается, что тем самым они чтили память русского художника.
«Это была снова трагедия, — писал В. В. Стасов, — грозно выглядывавшая из-за веселой и потешной наружной ширмы». Пораженный живописностью происшедшей при этом сцены, Федотов уселся за работу и всего в три месяца окончил большую акварельную картину «Встреча великого князя», в которой, кроме портрета его высочества, помещены портреты многих из участников торжества. Важное место в творчестве Федотова занимали портреты из которых выделяется «Портрет Н. Жданович», написанный в 1849 году.
Сюда присоединилось значительное усложнение служебных занятий Ф. (будучи в это время уже ротным командиром, он постоянно был занят учениями, смотрами, распоряжениями по хозяйству и выправкой своей роты) и выяснившаяся полная невозможность соединять со службой серьезные занятия живописью. Но вскоре отношение к творчеству Федотова изменилось. Павел Андреевич заканчивает ряд полотен нравственно-критического содержания, некоторые из которых задумывает еще до выхода в отставку: «Первое утро обманутого молодого» (1842-1844), «Житие на чужой счет» (1844-1845), «Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант» (1846— 1847), «Модный магазин» (1844-1846), «Мышеловка» (1846), «Болезнь» и «Смерть Фидельки» (1844), «Крестины» (1848).
Спустя два года Павел окончил корпус в чине фельдфебеля. Скоро Ф. приобрел репутацию лучшего в корпусе рисовальщика. — Ф. И. Булгаков, Павел Андреевич Федотов и его произведения художественные и литературные, фототипическое и автотипическое издание, СПб., 1893 г. (в тексте этого издания, кроме извлечений из некоторых статей и воспоминаний о Федотове разных авторов, помещены: О значении П. А. Федотова и об издании его произведений, статья Ф. Булгакова очень подробный список художественных произведений Федотова, с указанием места их нахождения стихотворения, басни, романсы и песни (с нотами) Федотова. Так, в это время им была задумана картина изображающая возвращение институтки под родной кров, поражающий ее своей убогостью. в год из суммы, ассигнуемой кабинетом Его Величества на поощрение достойных художников.
Помимо усердных занятий службой, он в свободные часы стал заниматься рисованием, чтением, стихотворством, музыкой (он играл то на фортепиано, то на флейте, то на скрипке, причем на всех этих инструментах выучился играть самоучкой). Картины этого периода художественной деятельности Ф., являющегося периодом расцвета его таланта, обращают на себя внимание всегда удачно выбранным искусным расположением композиции, типичностью в изображении лиц и законченностью общего настроения картины (этому периоду принадлежат: Сватовство майора, Утро чиновника, получившего первый орден, Разборчивая невеста и другие работы). 1—23). Именно эта картина принесла ему огромную славу именно как живописцу.
Теперь на плечи Павла Андреевича лег весь груз забот о семье (двух сестрах и племянниках). Федотов и раньше помышлял об отставке, теперь эта мысль не давала покоя. Юлия сама предложила русскому художнику себя в жены и получила отказ.
В Москве ему удалось в значительной степени устроить благосостояние своих родных. Помимо усердных занятий службой, он в свободные часы стал заниматься рисованием, чтением, стихотворством, музыкой (он играл то на фортепиано, то на флейте, то на скрипке, причем на всех этих инструментах выучился играть самоучкой). Свежий кавалер. Первые опыты — портреты друзей, карикатуры — оказались удачными.
в месяц и потребовать от него письменного на это ответа. 13 ноября 1852 года русский художник ненадолго пришёл в себя исповедался и причастился. Репутация Ф. как хорошего портретиста все более и более укреплялась и он скоро стал получать заказы от эстампных магазинов Дациаро, Беггрова и т. д. особенно удачным вышел портрет великого князя Михаила Павловича, заказы на который поступали к нему в огромном количестве.
На картине «Вдовушка» (1851, 1852 — второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем — потерей любимого мужа — полон сожаления об утраченном счастье. Словом, преобладающий элемент этих работ — карикатура. Потянулись годы однообразного и утомительного, учения.
При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. 540—543. Женат он был на пленной турчанке, вывезенной им из Молдавии. Все же в ее замысле еще заметна прямолинейная назидательность ("поучать обличая"), в построении – перегруженность и некоторая карикатурность, а в цвете – пестрота и перечерненность.
Даже в это трудное время Федотов не прекращал работы над картинами. Картина долгое время не удавалась художнику. Картина «Игроки» выполнена в 1852 году, хранится в Музее русского искусства, в Киеве. — B. В. Стасов, "25-летие русского искусства" ("Вестник Европы"). Выпущенный прапорщиком в лейб-гвардии Финляндский полк, переселился в Санкт-Петербург. Жданович (1849 г. ), а затем – драматических полотен. В последние дни своей жизни он пришел в сознание.
V, стр. 1, стр. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. — Н. В. Гербель, Русские поэты в биографиях и образцах, СПб., 1873 г. (4-й период). В бедности, постоянной нужде протекало его детство.
Тяжелое материальное положение художника усугубилось после смерти отца. Отличала его лишь удивительная быстрота профессионального усовершенствования, способность извлекать уроки мастерства не только из занятий в рисовальных классах, которые он посещал крайне нерегулярно (или, по его словам, «прерывисто»), но из собственной любительской практики и из всех мало-мальски художественных впечатлений, которые дарила ему окружающая жизнь. Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя» (для написания этой картины впервые за всё время службы Федотов получил отпуск). Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России.
Родоначальник критического реализма в русской живописи. В 1952 году у Павла Андреевича обнаружились признаки острого психического расстройства. — Русская портретная галерея Мюнстера, том II.
Картины этого периода художественной деятельности Ф., являющегося периодом расцвета его таланта, обращают на себя внимание всегда удачно выбранным искусным расположением композиции, типичностью в изображении лиц и законченностью общего настроения картины (этому периоду принадлежат: "Сватовство майора", "Утро чиновника, получившего первый орден", "Разборчивая невеста" и другие работы). В то же время он не покидал общества товарищей. Когда Андрей Илларионович выходил в отставку, ему было пожаловано дворянство и чин поручика, однако это не смогло уберечь его от бедности. Главная заслуга Ф. заключается в том, что он дал смелый толчок развитию жанра в русской живописи. Острое сатирическое начало в творчестве мастера наиболее ярко проявилось в самых известных его работах: «Сватовство майора» (1848).
Они купили маленький домик в Яузской части, где Павел провёл первые свои одиннадцать лет. Вскоре художник возвращается в Петербург, однако несмотря на посулы «первых людей города», финансовое положение его семьи остается бедственным. В 1826 г. Ф. поступил в число воспитанников 1-го московского кадетского корпуса. В них Федотов, ещё плохо владея рисунком, не столько добивается точного воспроизведения действительности, сколько успевает рельефно выставлять напоказ общечеловеческие слабости и недостатки и осмеивать пошлые или тёмные стороны современных ему русских нравов. В журналах появляются статьи, восхваляющие Федотова.
Первым из них была картина «Вдовушка» (1852 г. ). Центральные работы этого периода – Анкор, еще, анкор. То, что осталось вдове – комод икона, пяльцы, портрет мужа (Федотов на нём изобразил самого себя, что дало исследователям повод говорить о том, что художник напророчил себе раннюю смерть) сдвинуты в угол комнаты, как бы исторгнуты из неё ибо и дом уже её не принадлежит (дверь опечатана)., 1851-52, – оба произведения в ГТГ Игроки, 1852, Киевский музей русского искусства). Внимательно ознакомившись с рисунками Федотова, Брюллов благословил молодого художника, сказав ему на прощание: «Попытайтесь, пожалуй, чего не может твердая воля, постоянство и труд». Поселившись в бедной квартире «от жильцов» в одной из дальних линий Васильевского острова, отказывая себе в малейшем комфорте, довольствуясь 15-копеечным обедом из кухмистерской, подчас терпя голод и холод, он ещё усерднее прежнего принялся упражняться в рисовании и писании этюдов с натуры как дома, так и в академических классах и, дабы расширить круг своих баталических сюжетов, ограничивавшийся дотоле пехотой, стал изучать скелет и мускулатуру лошади, под руководством проф. Выход в отставку дал Ф. возможность всецело посвятить себя любимому искусству.
Изданная в 1857 году в Лейпциге поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» была запрещена для распространения в России. В подготовительных рисунках к этой работе он предвосхитил искания художников конца XIX и начала XX в. (в частности, М. А. Врубеля). Недаром за эту картину художник был удостоен звания академика живописи. К работам этого рода относится эскиз Мадонна с Младенцем и известная картина Вдовушка. Успеху картин Ф. способствовало отчасти то обстоятельство, что он, подражая раешнику, читал на выставке стихотворное объяснение своей картины "Сватовство майора" (а может быть и двух других) собственного сочинения. в год из суммы, ассигнуемой Кабинетом Его Величества на поощрение достойных художников. Вскоре Федотов попал в разряд беспокойных.
его грациозное стихотворение Ку-ку). Так как Федотов был на курсе первым кадетом, учившимся только на «отлично», по заведенной традиции его имя написали золотыми буквами на почётной мраморной доске, которая располагалась в актовом зале. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». По возвращении в Петербург он снова принялся за прежнюю трудовую жизнь.
Родился он в 1815 году на окраине Москвы в семье отставного поручика. Целыми днями просиживал мальчик на сеннике, видел соседние дворы, улицы и «все сцены на них происходившие, оказывались перед глазами наблюдателя, как на блюдечке». — В. Толбин, П. А. Федотов (Пантеон, 1854 г., том XIII, 1, стр. Пяльцы заботливо обёрнуты тряпицей и напоминают о мирных семейных досугах.
Картина является полотном трагическим, кричащим о том, что идеал в жизни недостижим. В картине "Анкор, еще анкор. На картине «Вдовушка» (1851, 1852— второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем— потерей любимого мужа— полон сожаления об утраченном счастье. Стало известно, что имя Федотова фигурировало на следствии по делу петрашевцев. Г. Флуг, около 1850, Н. П. Жданович, 1849 – оба в ГРМ). Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова). Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях.
к Федотову пришли признание и слава, оказавшиеся кратковременными. Особенно старался реакционно настроенный «Москвитянин». еще анкор. ». До встречи с Крыловым, Федотов не с большим успехом пытался стать баталистом. Послушавшись этого совета, по имевшимся в его альбоме наброскам Павел Андреевич написал маслом одну за другой две картины: «Свежий кавалер» (1848, другое название: «Утро чиновника, получившего первый крест») (1846) и «Разборчивая невеста» (1847, на сюжет басни Крылова).
Он создаёт сатирический карикатурный, но очень реалистический, образ. Но основным учителем для него, как он считал, была сама жизнь. — Е. Б., "Заметки для биографии академика Федотова и письмо его" ("Современник", 1859 г., том LXXVII, 9).
А потом и вовсе окружающие начали замечать странности в его поведении. — Ф. И. Булгаков, "Павел Андреевич Федотов и его произведения художественные и литературные", фототипическое и автотипическое издание, СПб., 1893 г. (в тексте этого издания, кроме извлечений из некоторых статей и воспоминаний о Федотове разных авторов, помещены: "О значении П. А. Федотова и об издании его произведений", статья Ф. Булгакова очень подробный список художественных произведений Федотова, с указанием места их нахождения стихотворения, басни, романсы и песни (с нотами) Федотова. Вслед за «Вдовушкой» Федотов создает картины «Анкор, еще анкор. » (1851-1852 гг. ) и «Игроки» (1852 г. ). Кроме стихотворных объяснений к своим картинам (из них сохранилось и напечатано только объяснение к картине Сватовство майора), Ф. сочинял басни, элегии, романсы (к которым сам же сочинял музыку), альбомные стихотворения, солдатские песни и т. д. Некоторые из его басен являются перефразой басен Крылова, которые Ф. очень любил. — Несколько слов о П. А. Федотове (Северные Цветы, 1857 г., отд.
Будучи показаны К. Брюллову, всесильному тогда в Академии художеств, они привели его в восхищение благодаря ему, а ещё больше своим достоинствам, они доставили Федотову от Академии звание назначенного в академики, позволение обратить в программу на академика уже начатую им картину «Сватовство майора» и денежное пособие для её исполнения. В результате – литографии с картин Федотова были запрещены, не стало заказов на рисунки. Над этим же заставило художника глубоко задуматься письмо известного баснописца И. А. Крылова, который, увидев работы молодого офицера, был поражен его талантом и настоятельно советовал бросить военную службу, чтобы «отдаться своему настоящему призванию — изображению народного быта». — П. Ге, Павел Андреевич Федотов (Вестник Всемирной Истории, 1901 г., 10, стр.
Лишь в 1844 году Федотов, побуждаемый любовью к живописи, вышел в отставку. Интерьер купеческого дома художник подсмотрел в одном из трактиров. А. Федотов, его жизнь и художественная деятельность", СПб., 1893 г. ("Жизнь замечательных людей", биографическая библиотека Ф. Павленкова). Первым законченным произведением Федотова была картина «Свежий кавалер» или «Утро чиновника, получившего первый орден» (1846 г. ).
Вехами на пути Федотова к критическому реализму явились его картины: Свежий кавалер (1847), Разборчивая невеста (1847), Сватовство майора (1848). Академическая выставка 1848 года доставила Федотову, сверх почёта и известности, некоторое улучшение материальных средств: в дополнение к пенсии, получаемой из государственного казначейства, повелено было отпускать ему по 300 руб. Теперь на плечи Павла Андреевича лег весь груз забот о семье (двух сестрах и племянниках). Игроки (1852) – картина как порождение кошмара, с которым борется и сам художник.
— Л. К. Дитерихс, П. А. Федотов, его жизнь и художественная деятельность, СПб., 1893 г. (Жизнь замечательных людей, биографическая библиотека Ф. Павленкова). Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. — Е. Б., Заметки для биографии академика Федотова и письмо его (Современник, 1859 г., том LXXVII, 9). И вместо балов он начал посещать вечерние классы Академии художеств.
Все имущество отца его (воина екатерининских времен, по выражению П. А. Федотова) заключалось в небольшом домике в Москве, в котором и жило его семейство. Не стало и богатства федотовских красок. С течением времени произведения Ф. все более и более теряют свою карикатурность. Простого происхождения, долгое время служил «суворовским солдатом», участвовал во всех военных компаниях последнего пятнадцатилетия XVIII века, выслужил офицерский чин и вышел в отставку по ранению в 1800 году.
Послушавшись этого совета, художник почти безвыходно заперся в своей мастерской, удвоил свой труд по изучению приёмов живописи масляными красками и, овладев ими в достаточной степени, к весне 1848 года написал одну за другой по имевшимся уже в его альбоме наброскам две картины: «Свежий кавалер» или «Утро чиновника, получившего первый крест» и «Разборчивая невеста». Обладал живым, общительным и веселым характером, он был в корпусе всеобщим любимцем. Они не похожи на все предыдущие работы художника. — А. Н. Андреев, Живопись и художники, стр. И те и другие по справедливости считали объяснение к «Сватовству майора» самым удачным произведением Федотовской поэзии и охотно сообщали его всем и каждому.
Особенно важную эмоциональную роль играет колорит в картине Анкор, еще, анкор. 21—32). Мои сюжеты рассыпаны по всему городу и я сам должен их разыскивать». ассигнациями в месяц».
Сначала Федотов подумывал заняться батальной живописью. Поселившись в небольшой квартире, Ф. предался занятиям живописью. Утро чиновника, получившего первый Крестик (1846). Приходилось, отложив в сторону новозатеянные композиции на неопределённый срок, добывать деньги менее серьёзными работами — писанием дешевеньких портретов и копированием своих прежних произведений.
В 1846 году Федотов создал картину «Свежий кавалер», первую значительную работу из серии остро драматических и комических сюжетов, посвященных жизни «маленьких» людей. Картина эта была готова к академической выставке 1849 года, на которой и явилась вместе со «Свежим кавалером» и «Разборчивой невестой». – Главная моя работа на улицах и в чужих домах. Просыпался рано, закутывался от холода поверх халата в тулупчик и принимался рисовать. Картина принесла художнику-любителю звание академика "по живописи домашних сцен" (1848).
Спустя несколько лет службы он начал ходить в неё на вечерние уроки по рисованию. его грациозное стихотворение "Ку-ку"). Этапной картиной, принесшей Федотову славу и известность, явилась «Сватовство майора» (1848, ГТГ).
1851). Сочинение этих произведений отличается сложностью и запутанностью их основная идея, так сказать, подчеркивается прибавкою к выражающей её главной сцене побочных эпизодов художник не скупится на аксессуары, могущие усилить вразумительность сюжета и иногда абсолютно загромождает ими свою композицию движение человеческих фигур хотя и характерно, но угловато и утрированно то же самое надо сказать и о лицах, которых тип и экспрессия переходят в гримасу. Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (185, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма. — Маркова, "Свидание друзей с Федотовым в частной лечебнице" ("Иллюстрированная Газета", 1871 г., 1 и 2). Так продолжалось до тех пор, пока письмо баснописца Крылова не открыло ему глаза. Через непродолжительное время он начал новую акварельную картину: "Освящение знамен в обновленном (Зимнем) Дворце", но командировка помешала ему окончить ее.
ассигнациями в месяц». Из-за долгов он был вынужден продать родительский дом. Павел Андреевич Федотов – офицер, оставивший армию ради искусства. Такие картины являются очень остроумными и в его время были настоящим откровением.
Остальные игроки неподвижны, словно бы какая-то нежить. Началась замкнутая одинокая жизнь. — Л. К. Дитерихс, "П. С этой же целью он упражнялся дома, рисуя портреты своих сослуживцев и знакомых карандашом или акварельными красками в свободное от службы время. 540—543. После того, как Павел Андреевич представил императору неоконченную работу «Освещёние знамен в обновленном Зимнем дворце», тот предоставил право Федотову уйти в отставку, чтобы целиком посвятить себя искусству.
Наряду с занятиями в Академии Художеств Ф. усердно пополнял свой рисовальный альбом, куда заносил сцены из казарменной жизни, солдатские типы, эпизоды лагерного времени, картины офицерского и солдатского быта, карикатуры на товарищей (последние не обижались на Ф. за эти карикатуры, ценя их остроумие и безобидность). А уже днём отогревался в жарких натопленных классах Академии. Через девять месяцев усидчивой работы Ф. закончил картину Свежий кавалер или Утро чиновника, получившего первый орден, а через несколько месяцев (весной 1848 г. ) и другую картину Разборчивая невеста. Долгое время он не мог остановиться на выборе рода живописи.
Картину "Вдовушка" он исполнил в разных вариантах (1851-52), упорно и последовательно стремясь к волновавшей его цели – показать в сломленной несчастьем женщине неземное, подобное ангелу, существо, поднимающееся над земными страстями и страданиями. Замалчивая Игроков, близкие живописца искренне думали, что оказывают ему (вернее, его памяти) добрую услугу.
Эта картина, безусловно, представляет собой апофеоз федотовского дарования. Офицер принялся изучать человеческое тело, копируя его формы с гипсовой модели на бумагу. В 1830 году Федотова за успехи в обучении произвели в унтер-офицеры недавно утверждённого малолетнего отделения (нижний чин младшего командного состава). (1850-1851), Игроки (1852), Вдовушка (1851).
Если вдуматься в происходящее на картине «Сватовство майора» — нетрудно понять, что на глазах у всех свершается страшная в своем цинизме торговля человеком. Среди них выделяется «Портрет Надежды Павловны Жданович, в замужестве Вернер, за клавесином» (1849, Русский музей, Санкт-Петербург). Картину эту Ф. поднес великому князю, который пожаловал ему за это бриллиантовый перстень.
Успех этих двух картин окончательно укрепил решение Ф. оставить военную службу. Федотов с юных лет любил упражняться в поэзии. III). Долгое время он не мог остановиться на выборе рода живописи. Его произведения, осмеивающие разные темные стороны общественной жизни, являются первыми образцами разработки гражданских мотивов в произведениях живописи они играют ту же нравственную роль, что и произведения сотрудника-публициста, но они большинству доступнее этих произведений.
Из-за долгов он был вынужден продать родительский дом. Все, что вы видите на моих картинах (кроме офицеров, гвардейских солдат и нарядных дам), — рассказывал потом он, — было видено и даже отчасти обсуждено во время моего детства: это я заключаю как по воспоминаниям, так и по тому, что, набрасывая большую часть моих вещей, я почему-то представляю место действия в Москве. — В. В. Жерве, К биографии П. А. Федотова (Исторический Вестник, 1901 г., 3, стр. Первые детские впечатления сыграли большую роль в творческой практике художника. Он служил в Апшеронском полку, которым командовал сам Суворов.
В конце 40-х гг. Картина была показана великому князю, который пожаловал художнику бриллиантовый перстень. Этим перстнем, — рассказывал Ф., — окончательно припечаталось к душе Федотова художественное самолюбие.
— П. С. Лебедев, "Несколько слов о русском художнике Павле Андреевиче Федотове" ("Русский Инвалид", 90—92 и отдельно СПб., 1853 г. ). Федотова называют Гоголем в русской живописи.
Вершиной творчества Федотова и самым известным его произведением стала третья картина – "Сватовство майора" (1848). В июне 1852 года у художника случилось психическое расстройство. Творческое наследие Федотова сыграло видную роль в развитии русской живописи второй половины XIX в. Первым произведением его становится акварельная работа «Встреча великого князя». 122—123.
Во все время, пока выставка была открыта, зала, в которой находились картины Ф., была наполнена толпой посетителей. Обыденные, казалось бы, жизненные явления глубоко осмыслены, философски обобщены. — Рисунки П. A. Сентенция художника: «Они убивают время, пока оно не добьет их» относится непосредственно к персонажам «Анкора» и «Игроков». М—ф, Павел Андреевич Федотов (Исторический Вестник, 1893 г., 10, стр. В1846 году Федотов создал эту замечательную картину (Утро чиновника, получившего первый крестик). — Л. М. Жемчужников, Воспоминания (Артист, 1893 г., март).
22). Девять месяцев работал художник над небольшим полотном размером всего 48х42 см. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати.
Цензура запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Евстафием Бернардским, который примыкал к петрашевцам и проходил по их процессу. Он жил только для искусства и для других людей, но не для себя. Родоначальник критического реализма в русском изобразительном искусстве. — О., П. А. Федотов (Русский Художественный Листок, 1853 г., 19). Сатирическая острота в рисунках: «Квартальный чиновник», «Начальник и подчиненные», «Озябшие и продрогшие», «Как люди садятся» (ГРМ) и другие.
В 1802 году, Андрей Федотов, в Москве устроился на службу секретарём управы благочиния. — О П. А. Федотове (Почтальон, 1902 г., 8). Его картинам и рисункам присущи гармония композиции и цветовых решений. В самом деле, начав с беспомощных попыток писать акварелью, он вскоре овладел этой капризной техникой едва ли не на уровне работавших тогда опытных профессионалов, мастеров распространенного в России камерного портрета, настолько, что решился даже немного подработать исполняя на продажу изображения особ императорского дома, главным образом Николая I (офицерского жалования с трудом хватало на издержки службы в привилегированном гвардейском 1815, Москва -- 14 ноября 1852, Санкт-Петербург) -- русский художник и график, один из крупнейших представителей русского романтизма, родоначальник критического реализма в русской живописи.
— А. Витковский, "Воспоминание о П. А. Федотове" ("Русское Слово", 1862 г., 4, стр. На стуле в глубине комнаты стоит горящая свеча. 176—190). Федотов написал три варианта картины и один незаконченный. — Александр Бенуа, "Русская живопись" ("История живописи в XIX веке" издание т-ва "Знание"), выпуск II, СПб., 1903 г. — В. В. Стасов, "Тормазы русского искусства" ("Вестник Европы").
Он демонстрирует служанке свою первую награду – крестик, приколотый к халату. Так родился замысел серии «Нравственно-критических сцен из обыденной жизни» исполненных в технике сепии: «Первое утро обманутого молодого», «Житие на чужой счет», «Старость художника, женившегося без приданого в надежде на свой талант», «Модный магазин», «Мышеловка» «Болезнь и смерть Фидельки», «Крестины» (1840-е, ГТГ).
При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения. Цензура, ставшая бичом искусства, запретила издание «Вечером вместо преферанса», задуманное Федотовым и его ближайшим другом Бернардским, запретила «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Павел Андреевич делал иллюстрации. Перегибы цензуры Федотов показывает в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». 245—254).
Поздний период жизни и творчества Федотова (1850-52) отмечен чертами трагизма, обострённого тяжёлой психической болезнью. Другие источники света не играют столь важной роли в этой картине.
Толчком к ее написанию стала судьба овдовевшей сестры Федотова. После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю. На служанку это не производит впечатления и она с насмешливой улыбкой подаёт ему единственные, да и то стоптанные и с протёртыми подошвами, сапоги. Особенно старался реакционно настроенный «Москвитянин».
Федотов Павел Андреевич (1815-1852) Необычным путем пришел в искусство офицер лейб-гвардии Финляндского полка Павел Андреевич Федотов. Окончив в 1833 году Кадетский корпус, Федотов получил назначение в лейб-гвардии Финляндский полк в Петербурге и прослужил там десять лет (1834--1844) Но главным увлечением по-прежнему остается живопись и каждую свободную минуту он посвящает рисованию. — "Русская портретная галерея Мюнстера", том II.
«Сватовство майора» в творчестве Федотова – это то же самое, что «Бурлаки на Волге» в творчестве Репина или «Утро в сосновом лесу» у Шишкина. Тем временем неотвратимо приближалась трагическая развязка судьбы Федотова. — Л. М. Жемчужников, "Воспоминания" ("Артист", 1893 г., март).
Ради искусства Федотов отказался от военной карьеры, личного счастья и благополучия. Всем и каждому он готов был оказать какую бы то ни было услугу и отдать последнее. (1851) – на картине изображён офицер, квартирующий в деревне. Здесь молодой офицер в первое время закружился в вихре петербургской светской жизни, но скоро понял, что с его скудными средствами ему нельзя тянуться за товарищами. Родился будущий художник в Москве в семье титулярного советника.
Они полюбили друг друга, часто переписывались, но от брака Павел Андреевич отказался. В них не было страсти, а лишь недомолвки, недосказанностью.
III). Похоронен на некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры. Основная тема творчества Федотова – судьба маленького человека. 1—68). Павел появился на свет 4 июля 1815 года в Москве. Отец, старый суворовский солдат, готовил сына к военной карьере.
В результате — литографии с картин Федотова были запрещены, не стало заказов на рисунки. Эта картина была готова к академической выставке 1848 года, на которой и появилась вместе со «Свежим кавалером» и «Разборчивой невестой». А. Федотов" ("Русский Художественный Листок", 1853 г., 19). В 1851 году, чтобы заработать денег, художник принялся за композицию «Возвращение институтки в родительский дом», незаконченную им и заменённую другим сюжетом: «Приезд Николая I в патриотический институт», также оставшимся разработанным только наполовину. К работам этого рода относится эскиз "Мадонна с Младенцем" и известная картина "Вдовушка".
Анкор, ещё анкор. — Александр Бенуа, Русская живопись (История живописи в XIX веке издание т-ва Знание), выпуск II, СПб., 1903 г. — В. В. Стасов, Тормазы русского искусства (Вестник Европы). — "Рисунки П. A. Трудно было отобразить и двойное освещение: от свечи и от окна. На скудную пенсию, пожалованную государем, надо было содержать самого себя, помогать отцовскому семейству, впавшему в большую нужду, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия для художественных работ но любовь к искусству поддерживала в Федотове бодрость и помогала ему бороться с трудными обстоятельствами и настойчиво идти к намеченной цели — сделаться настоящим художником. Некоторое время он пытался совмещать творчество со службой исполняя картинки из жизни военных, но тяга к искусству стала непреодолимой и после мучительных колебаний он вышел в отставку (1844).
Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати. Но когда его сатирические бытовые сценки попались на глаза баснописцу И. С. Особое, красноватое, освещение создаётся благодаря свече, стоящей за бутылкой. Увлечение Ф. произведениями именно этих художников объясняется не сознанным еще в то время им сродством их таланта с его талантом.
— Для биографии П. А. Федотова (Москвитянин, 1853 г., т. II, 5, кн. Будучи в сомнениях Федотов уволился со службы в звании капитана только в 1844 году. С течением времени произведения Ф. все более и более теряют свою карикатурность.
Федотов вернулся из Москвы довольным ею, здоровым, полным радужных надежд и немедленно уселся снова за работу. Другие источники освещения не играют столь важной роли в этой картине. В то же время он не покидал общества товарищей.
В лучшем случае она могла вызвать жалость к больному художнику. Картина «Вдовушка» выполнена в 1851-52 годах, хранится в Государственной Третьяковской галерее, в Москве.
— П. Петров, П. А. Федотов и современное значение живописи бытовых сцен (Северное Сияние, 1862 г., 4). (В настоящее время все три картины находятся в Третьяковской галерее, в Москве). его стихотворение: "К моим читателям, стихов моих строгим разбирателям"). В этих картинах он выставляет человеческие слабости и саму человеческую сущность напоказ. За столом в центре – проигравший (его Федотов писал с самого себя).
Но художник сумел справиться с этой задачей. Успех превзошел все ожидания. Эта жанровая картина понравилась и академическим профессорам и демократическому зрителю.
Писал лихорадочно быстро, стремясь осуществить все свои замыслы.
Художник смеётся над героем вместе с нами, но его смех не злой. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта. Задетое самолюбие побуждало Ф. серьезно заняться рисованием.
Вслед за «Вдовушкой» Федотов создает картины «Анкор, еще анкор. » (1851-1852 гг. ) и «Игроки» (1852 г. ). Любимыми его предметами были математика и химия. Обыденные, казалось бы, жизненные явления глубоко осмыслены, философски обобщены. Наряду с занятиями в Академии Художеств Ф. усердно пополнял свой рисовальный альбом, куда заносил сцены из казарменной жизни, солдатские типы, эпизоды лагерного времени, картины офицерского и солдатского быта, карикатуры на товарищей (последние не обижались на Ф. за эти карикатуры, ценя их остроумие и безобидность). Словно это даже и не люди, а какая-то нежить.
Картину эту Ф. поднес великому князю, который пожаловал ему за это бриллиантовый перстень. К этому времени относится и начало занятий Федотова в вечерних классах Академии художеств. В 1837 году художник пишет акварель «Передняя часть частного пристава накануне большого праздника», в которой изобличает мздоимство и подхалимство чиновников. Проигравшего Федотов написал с самого себя, он сидит близкий к умопомешательству.
Трогательны и лиричны миниатюрные портреты близких и друзей художника, среди которых особым обаянием отличается «Портрет Н. П. Жданович» (1849). его стихотворение: К моим читателям, стихов моих строгим разбирателям). Художник вводит нас в купеческий дом, в котором все готовятся к приему жениха.
1, стр. 22). Однако со временем увлечение живописью все больше захватывает его. После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю.
— Иллюстрация, 1861 г., 183, стр. На картине «Вдовушка» (1851, 1852— второй вариант, Третьяковская галерея, Москва) образ привлекательной молодой женщины, постигнутой великим несчастьем— потерей любимого мужа— полон сожаления об утраченном счастье. Написав между делом прямо из окна комнаты свой единственный пейзаж "Зимний день. В этом же году он едет в Москву на 4-х месячный отпуск, где влюбляется в Катю Головачеву.
Об «игроках» умалчивали и друзья русского художника. Расставшись с эполетами, он очутился в тяжёлых жизненных условиях — в ещё худших, чем те, при которых ему, сыну небогатых родителей, приходилось существовать, служа в гвардии. Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. Сентенция художника: «Они убивают время, пока оно не добьет их» относится непосредственно к персонажам «Анкора» и «Игроков». При жизни художника не было напечатано ни одного его литературного сочинения.
(1851—52). Отец был закалённым в боях, отважным и честным воином. Первое произведение художника, написанное маслом – «Свежий кавалер» – относится к 1846 году. Далее, он упросил одного из снисходительных товарищей посидеть смирно и срисовал его очень похоже это возбудило охоту посидеть смирно и в других — похоже опять и вот стали уже говорить, что портреты, которые рисует Федотов, всегда похожи" ("Автобиографическая заметка П. А. Федотова").
Возможно художник чувствовал какой то дискомфорт в своих начинаниях, возможно дело было с ухудшением его здоровья, не хватало терпения в работе и желание продолжать работу просто угасало. В картине "Игроки" (1852) Федотов попытался изобразить происходящее с точки зрения проигравшегося героя, которому его партнеры кажутся страшными фантомами. — Воспоминание о Павле Андреевиче Федотове (Семейные Вечера, 1873 г., 6, стр. Цензурный комитет запретил публиковать известие о смерти Павла Андреевича в печати.
А. Федотов и современное значение живописи бытовых сцен" ("Северное Сияние", 1862 г., 4). к. сам служил), мещан. Результатом таких наблюдений стали карандашные наброски: «Васильевский остров зимой», «Рынок», серия рисунков сепией «Нравственно-критические сцены из обыденной жизни». М—ф, "Павел Андреевич Федотов" ("Исторический Вестник", 1893 г., 10, стр.
Здесь он промучился недолго и умер 14 ноября того же года, придя в рассудок недели за две до своей кончины. Все поэтические произведения Ф. стоят неизмеримо ниже его живописных и рисовальных работ. Роман протекал вяло и сошёл на нет два года спустя. Да так, что он за три месяца создал шедевр.
Одно время Ф. пробовал подражать в форме стихосложения русским народным песням (см. — Маркова, Свидание друзей с Федотовым в частной лечебнице (Иллюстрированная Газета, 1871 г., 1 и 2).
Возрастающий успех Ф. все более и более склонял его к выходу в отставку. Все отмечали, что его портреты обладают невероятным сходством с натурой. Все эти работы производили в Москве фурор и Ф. едва не носили на руках. И сам Ф. не придавал серьезного значения своим литературным опытам (см. Художник полностью отдал себя искусству. (1850-1851), Игроки (1852), Вдовушка (1851).
Но еще и в это время он не переставал обсуждать и подготовлять новые работы. Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворение, объяснявшее смысл этой картины, сочинённое самим художником и распространившееся в рукописных копиях. На деньги от академии его поместили в психиатрическую больницу, но лечение в тамошнем лечебном заведении не помогло, не смотря на то, что он несколько пришел в себя, стал нормален в общении, 14 ноября 1852 года он скончался. Известны многие его незаконченные эскизы «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника», «Казарменная жизнь», «Французские мародеры в русской деревне 1812 г».
ассигн. К 1847 г. относится прекрасная акварель Ф. из полковой жизни изображающая группу офицеров лейб-гвардии Финляндского полка, собравшихся около лагерной палатки их командира, генерала А. С. Вяткина. Произведения Ф., относящиеся к началу его серьезной художественной деятельности, представляют почти исключительно рисунки и эскизы, главное достоинство которых в их неподдельном юморе, едкой иронии в то же время в них видны недостаточное уменье владеть рисунком, часто излишняя сложность композиции, утрировка в изображении поз и выражений лиц вообще — это работы карикатурного характера (из работ этого рода укажем на упомянутые выше рисунки: Житье на чужой счет, Модный магазин, Мышеловка или Опасное положение бедной, но красивой девушки, Болезнь Фидельки, Смерть Фидельки и т. д. ). В 1849 г. на выставке Академии художеств помимо этой картины Федотов представил еще две – «Разборчивая невеста» и «Сватовство майора». ассигн.
Фигуры остальных игроков имеют в себе что-то неподвижное, нечеловеческое. — B. В. Стасов, 25-летие русского искусства (Вестник Европы). Разборчивая невеста, 1847.
— П. Петров, "П. И из каждого угла встаёт, нависший над игроками, образ гоголевской «исполинской скуки». В1846 году Федотов создал эту замечательную картину (Утро чиновника, получившего первый крестик). К концу 1840-х годов к художнику пришло заслуженное признание. В 1851 г. Федотов пишет картину, напоминающую о судьбе сестры.
Павел Андреевич долго раздумывал, воспользоваться ли ему царской милостью, но, наконец, подал прошение об отставке и в 1844 году был уволен с чином капитана и правом носить военный мундир. Здесь он интуитивно набрел на незнакомый тому времени жанр портрета-этюда, который распространится лишь в конце XIX в. Такие портреты он продолжал исполнять и позднее некоторые из них, скажем "Портрет Н. П. Жданович за фортепьяно" (1849), признаны выдающимися.
В 1936 году прах художника был перезахоронен в некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры с установкой нового памятника. Сюда же добавились заботы о родителях и переживания от несчастной любви. В Москве ему удалось в значительной степени устроить благосостояние своих родных. Успех этих двух картин окончательно укрепил решение Ф. оставить военную службу. Отказываясь от сатиры, Федотов создаёт образы, проникнутые сочувствием к человеку, новым пониманием живописных и графических проблем (Вдовушка, 1851-52, Анкор, ещё анкор. Он жил только для искусства и для других людей, но не для себя.
Его поэма «Поправка обстоятельств или Женитьба майора» изданная в 1857 году в Лейпциге, была запрещена для распространения в России. Он демонстрирует служанке свою первую награду – крестик, приколотый к халату. В этом выборе художнику отчасти помогло письмо баснописца Крылова, который видел некоторые работы Федотова и посоветовал ему заняться жанровой живописью. Отрешённость, горечь утраты и покорность судьбе в фигуре молодой женщины, ждущей ребёнка. — А. П. Новицкий, История русского искусства, Москва, 1899—1903 гг.
Федотов Павел Андреевич (1815-1852), русский художник и график. Однако, несмотря на то, что к концу 1840-х годов к художнику пришло заслуженное признание, даже в этот, лучший период творчества Федотова не всё было безоблачно. — А. Витковский, Воспоминание о П. А. Федотове (Русское Слово, 1862 г., 4, стр. По словам Дружинина он призывал тамошних пациентов превратить Петербург в древние Афины.
Однако даже в этот, лучший период творчества художника не все было так безоблачно. Позволив себе небольшой отдых во время выставки, Ф. снова горячо взялся за работу. Свежий кавалер.
Произведения Ф., относящиеся к началу его серьезной художественной деятельности, представляют почти исключительно рисунки и эскизы, главное достоинство которых в их неподдельном юморе, едкой иронии в то же время в них видны недостаточное уменье владеть рисунком, часто излишняя сложность композиции, утрировка в изображении поз и выражений лиц вообще — это работы карикатурного характера (из работ этого рода укажем на упомянутые выше рисунки: "Житье на чужой счет", "Модный магазин", "Мышеловка или Опасное положение бедной, но красивой девушки", "Болезнь Фидельки", "Смерть Фидельки" и т. д. ). «Завтрак аристократа» (1849-50) и последней его картине «Анкор. Необходимую практику он получал делая очень маленькие (около 20 см по высоте) портреты друзей и знакомых.
Обнаружили его в Царском Селе уже абсолютно больным. Журнал опубликовал статью московского профессора Леонтьева, который считал живопись Федотова «временной» и «злобной», ей не может быть места в «христианском обществе». После этого художник начал картину «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но, с целью улучшения материального положения, решился представить неоконченную картину великому князю. Через девять месяцев усидчивой работы Ф. закончил картину "Свежий кавалер" или "Утро чиновника, получившего первый орден", а через несколько месяцев (весной 1848 г. ) и другую картину "Разборчивая невеста".
Персонажи и отношения между ними были психологически точны и убедительны. Все поэтические произведения Ф. стоят неизмеримо ниже его живописных и рисовальных работ. В 1848 году П. Федотов пишет картину Сватовство майора (Поправка обстоятельств женитьбой). Журнал опубликовал статью московского профессора Леонтьева, который считал живопись Федотова «временной» и «злобной», ей не может быть места в «христианском обществе».
Дело в том, что понять смысл этой картины в середине XIX века было не возможно. Будучи офицером и после выхода в отставку (1844) посещал рисовальные классы АХ (1834-45).
349—360). «Запас наблюдений, сделанных мною при самом начале моей жизни, — писал впоследствии Федотов, — составляет основной фонд моего дарования».
Этою наградою, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие». Вдовушка (1851-1852) – появление трагических ноток в живописи. В Москве его ожидает теплый прием. Нет, чтобы идти и идти прямо, я должен оставаться одиноким зевакой до конца дней моих».
Через год Федотов еще одну картину — «Разборчивая невеста». Причиной того, что работа над этой картиной была только начата, было, вероятно, то обстоятельство, что ему в это время представился случай начать другую, более сложную картину: летом 1837 г. великий князь Михаил Павлович возвратился из-за границы и торжественная встреча великого князя в Красносельском лагере дала Ф. мысль написать картину, которую он и закончил через три месяца, под названием: Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича. К 1847 г. относится прекрасная акварель Ф. из полковой жизни изображающая группу офицеров лейб-гвардии Финляндского полка, собравшихся около лагерной палатки их командира, генерала А. С. Вяткина. Первой его значительной картиной явилось небольшое жанровое произведение Следствие кончины Фидельки (1844).
" (1851-52) художник передал всю нелепость лишенного смысла существования, губящего человеческую душу. 349—360).
— В. В. Жерве, "К биографии П. А. Федотова" ("Исторический Вестник", 1901 г., 3, стр. На этой картине исполненной с замечательной законченностью акварелью, кроме портрета великого князя, были помещены портреты многих участников встречи. Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (1851, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма. Особый красноватый свет создаётся свечёй, стоящей за бутылкой.
Картина «Сватовство майора» принесла автору настоящий триумф. Поселившись в небольшой квартире, Ф. предался занятиям живописью.
На первый раз он задумал представить образ привлекательной женщины, постигнутой великим несчастьем, потерею любимого мужа и в 1851—1852 годах написал картину «Вдовушка», а затем принялся за композицию «Возвращение институтки в родительский дом», вскоре им брошенную и замененную другим сюжетом: «Приезд государя в патриотический институт», оставшимся также разработанным только наполовину. Как человек Ф. в памяти всех, знавших его, навсегда остался олицетворением страшного, упорного труда, беззаветной любви к искусству, живым носителем правды. — А. П. Новицкий, "История русского искусства", Москва, 1899—1903 гг. Это было сколь нельзя более кстати, так как обстоятельства родных Федотова в это время ухудшились и он должен был усиленно тратиться на них.
На первых порах своей военной службы Ф. с увлечением предался различным развлечениям и удовольствиям петербургской жизни военной молодежи. Благодаря влиянию Брюллова, покровительствовавшего Ф., последнему было выдано от Академии пособие в 700 рублей для выполнения заданной программы (на расходы на натурщиков, костюмы, материалы и т. д. ). Они сильно отзываются влиянием Хогарта. Этой наградой, по словам Федотова, «окончательно припечаталось в его душе артистическое самолюбие».
1102—1125). А. Федотов" ("Пантеон", 1854 г., том XIII, 1, стр. — А. Дружинин, Воспоминание о русском художнике Павле Андреевиче Федотове, СПб., 1853 г. (в Собрании сочинений, т. VII, СПб., 1865 г. ). в месяц».
Всем и каждому он готов был оказать какую бы то ни было услугу и отдать последнее. Из произведений, задуманных Федотовым в эту пору, но оставшихся только в эскизах, замечательнейшими, по отзыву его друзей, были «Французские мародёры в русской деревне в 1812 г», «Переход егерей вброд через реку на манёврах», «Вечерние увеселения в казармах по случаю полкового праздника» и несколько композиций на тему «Казарменная жизнь», сочинённых под влиянием Хогарта. Он замыкается в себе и постепенно теряет веру в людей, а вместе с верой – и рассудок. По возвращении в Петербург он снова принялся за прежнюю трудовую жизнь.
Федотов с юных лет любил писать стихи, басни, элегии, альбомные пьесы, романсы, которые сам перелагал на музыку и, в пору своего офицерства, солдатские песни. — "Иллюстрация", 1861 г., 183, стр. Почти все вещи осквернены казённым сургучом. Художник смеётся над героем вместе с нами, но его смех не злой. В его картинах критики стали усматривать «злобу и сатирическую насмешку над изображаемыми лицами».
Эскиз акварели «Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года» заслужил одобрения её главного героя, шефа гвардейского корпуса. Много времени художник посвящает изучению картин в Эрмитаже, особенно «малых» голландцев. На ней официальные лица грели сургуч. А. Заурвейда. К первому периоду творчества Федотова (до середины 40-х гг. ) относятся карандашные зарисовки, карикатуры, акварельные батальные сцены, портреты, ряд композиций (сепия, 1944-46), в которых, прибегая к сатире, обличая нравы, сочувствуя обездоленным, Федотов впервые сформулировал программу критического реализма. — А. О., Несколько слов о Федотове (Светопись, 1858 г., 12). На этой картине исполненной с замечательной законченностью акварелью, кроме портрета великого князя, были помещены портреты многих участников встречи.
Но недуг шёл вперёд неудержимыми шагами. Окрыленный своими успехами художник Федотов продолжил свое творчество.
Перегибы цензуры Федотов описал в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». Успеху картин Ф. способствовало отчасти то обстоятельство, что он, подражая раешнику, читал на выставке стихотворное объяснение своей картины Сватовство майора (а может быть и двух других) собственного сочинения. В комнате картины, на которых ничего «не нарисовано», длинные тени, каменные позы персонажей. Творческую деятельность Федотов начал с карикатуры. Здесь Федотов и умер 14 ноября того же года, забытый всеми, кроме немногих близких друзей. — А. Дружинин, "Воспоминание о русском художнике Павле Андреевиче Федотове", СПб., 1853 г. (в "Собрании сочинений", т. VII, СПб., 1865 г. ).
В этой работе особенно ярко проявилось живописное мастерство Федотова. 21—32). — "Несколько слов о П. А. Федотове" ("Северные Цветы", 1857 г., отд.
1—23). При участии влиятельных поклонников творчества художника в Московском училище живописи ваяния и зодчества проходит выставка его картин, где наряду с уже известными полотнами была выставлена картина «Не в пору гость», написанная перед отъездом в Москву. На следующий день его не стало. Она примечательна реалистической точностью в изображении действительности.
Незавершённые картины «Анкор, ещё анкор. » (1851, Третьяковская галерея, Москва) и «Игроки» (1852, Музей русского искусства, Киев, Украина) полны чувства фатального абсурда бытия и мыслей о бессмысленности человеческого существования, предвосхищающих тему абсурда в искусстве символизма. — В. Толбин, "П. Наконец болезненное состояние Федотова перешло в полное умопомешательство. Годом ранее Федотов написал поэму «Женитьба майора или поправка обстоятельств», где рассказывалось о майоре, решившем поправить свои дела женитьбой на богатой купеческой дочери. Картина была показана великому князю, который пожаловал художнику бриллиантовый перстень. — П. С. Лебедев, Несколько слов о русском художнике Павле Андреевиче Федотове (Русский Инвалид, 90—92 и отдельно СПб., 1853 г. ). Связано это с тем, что в том же году, когда писалась картина, начался душевный недуг художника.
Не без основания роль Ф. в истории русской живописи сопоставляют с ролью Гоголя в истории русской литературы. — "Воспоминание о Павле Андреевиче Федотове" ("Семейные Вечера", 1873 г., 6, стр. Среди других кадетов первенствовал он во всём, будь то точные науки, занятия в поле или учебные поединки на рапирах и саблях.
А вместе с тем усложняется и процесс работы над образом персонажа. Он никак не мог передать облик и выражение глаз убитой горем молодой женщины. — А. Н. Андреев, "Живопись и художники", стр. 1102—1125).
Некоторое время Федотов провёл в частной психиатрической лечебнице, потом его перевели в казенную больницу Всех Скорбящих на Петергофской дороге. 1—68). Идейной глубиной, жизненностью, силой художественной выразительности своих произведений П. А. Федотов открыл новую страницу в русском изобразительном искусстве – критический реализм. Хотя, конечно, нельзя отрицать, что многие черты «игроков» обусловлены начинающимся недугом Павла Федотова. Также был запрещён «Иллюстрированный альманах» Некрасова, для которого Федотов делал иллюстрации.
Но уже в следующей картине – "Разборчивая невеста" (1847), – представляющей собою иллюстрацию к басне И. А. Крылова, Федотов продемонстрировал отличное владение живописью и тонкость психологических характеристик. Кто-то видел, как художник заказывал гроб. В них он отказывается от развитого действия — содержание как бы уходит в подтекст.
Возрастающий успех Ф. все более и более склонял его к выходу в отставку. — Новости, 1902 г., от 14 ноября. Томясь отчаянной скукой, лёжа на кушетке, он заставляет своего пуделя перепрыгивать через палку под монотонные команды анкор, что по-французски означает ещё.
Задетое самолюбие побуждало Ф. серьезно заняться рисованием. Для этого он в течение года самостоятельно освоил технику масляной живописи. После долгих раздумий молодой художник пошел на этот шаг.
Популярности Федотова способствовало то обстоятельство, что почти одновременно со «Сватовством майора» стало известно стихотворное объяснение этой картины, сочиненное самим художником и распространившееся в рукописных копиях. К лету 1852 г. болезнь Ф. развилась еще более. Вслед за тем он принялся за другую картину, «Освящение знамён в Зимнем Дворце, обновлённом после пожара», но испытывая большую нужду в средствах к жизни, решился с целью их исходатайствования представить эту картину ещё в неоконченном виде великому князю. ассигн. В декабре 1833 года Павел оканчивает кадетский корпус. Она ждала ребёнка и всё, что у неё осталось – это маленький домик, который грозились отобрать за долги.
В 1847 году Федотов пишет картину «Разборчивая невеста» (ГТГ) на сюжет басни Крылова того же названия. художник получил известность и признание современниками его творчества и финансовую поддержку от академии. «Моего труда в мастерской немного – только десятая доля, – утверждал художник. Расставшись с эполетами, он очутился в тяжёлых жизненных условиях: на скудную пенсию в 28 рублей 60 копеек в месяц (что равнялось 100 ассигнационным рублям)4, пожалованную государем, надо было содержать себя, помогать впавшей в нужду семье, нанимать натурщиков, приобретать материалы и пособия для работы. ассигнациями в месяц».
Всё было естественно и натурально. Свеча в сумерках интерьера — довольно выразительная деталь и быта и жизни в целом. — "О П. А. Федотове" ("Почтальон", 1902 г., 8). Да и давний интерес Федотова к живописи в Петербурге еще больше окреп.
Тогда же проявились художественные наклонности мальчика. 245—254). В них во всю ширь развернулся его талант народного бытописателя. — П. Ге, "Павел Андреевич Федотов" ("Вестник Всемирной Истории", 1901 г., 10, стр. То есть эта картина является визитной карточкой художника.
— "Для биографии П. А. Федотова" ("Москвитянин", 1853 г., т. II, 5, кн. Другие видели Федотова бродившим по улицам и раздающим денежные ассигнации. Перегибы цензуры Федотов описал в баснях «Усердная хавронья», «Тарпейская скала». V, стр. Во многих своих рисунках художник высмеивает нелепость солдатской муштры в ряде карикатур Федотов изображает грозу армий великого князя Михаила («Дивизионное учение с порохом в присутствии его императорского высочества», «Офицер и дама бубен»).
Через непродолжительное время он начал новую акварельную картину: Освящение знамен в обновленном (Зимнем) Дворце, но командировка помешала ему окончить ее. Живописность встречи князя с военными произвела на Федотова большое впечатление и всего за 3 месяца художник написал акварельную картину «Встреча великого князя». Русский художник, представитель бытового жанра. Первым законченным произведением Федотова была картина «Свежий кавалер» или «Утро чиновника, получившего первый орден» (1846 г. ). Об этом полотне художника долгое время ничего не было известно. В них он отказывается от развитого действия – содержание как бы уходит в подтекст.