Микеланджело Меризи да Караваджо родился осенью 1573 года в Ломбардии, на севере Италии. Его называют и гением и чудовищем.
Род существует до сих пор. Ещё более органично соединяет он подчеркнуто плебейский облик персонажей и глубину драматического пафоса в скорбно-торжественных алтарных картинах «Положение во гроб» (1602—1604, Ватиканская пинакотека) и «Успение Марии» (1605—1606, Лувр), вызвавших восхищение молодых художников, в том числе Рубенса (по его настоянию «Успение Марии», отвергнутое заказчиками, было куплено герцогом Мантуи). Ранние работы Караваджо – поясные портреты иногда с включением деталей натюрморта (которые Караваджо писал мастерски). Караваджо «Призвание Матфея».
На картине, хранящейся в Эрмитаже можно прочесть интригующую надпись на изображенной художником партитуре: «Voi sapete chio vаtо» («Вы знаете, что я Вас люблю»). Там он продолжал работать над крупными заказами его искусство оказало решающее влияние на развитие неаполитанской школы живописи.
Социальное положение его отца и родственников позволяет предположить, что мальчик получил очень приличное образование. Пересчетом денег занят молодой человек. 1598, Нац. В работах над композициями на библейские и мифологические темы – «Самсон и Далила», «Пир Валтасара», «Поклонение волхвов», «Уверение Фомы», «Снятие с креста» – он выработал одно из ключевых средств художественного выражения – эффект светотени.
По замечанию Беренсона, в этом произведении Караваджо ощущается «всеобщая потребность в нововведениях», желание разрушить условности. (маньеризм и академизм). В историю живописи же он вошел, как художник с крутым нравом, однако, сейчас, можно сказать, что это всего лишь внешнее проявление натуры. В «Призвании апостола Матфея» (смотри иллюстрации к статье Иисус Христос) свет, прорезающий тьму комнаты, обладает как реальной физической природой, так и метафорическим смыслом (свет Божественной истины, озаряющей путь к спасению).
Такова роль Рубенса в живописи Фландрии и Бернини в скульптуре и архитектуре Италии. Матфея» – при всей многосторонности ее замысла локализуется в более узких границах. Считается, что для этой картины (а также для некоторых других) позировал любимец художника Марио Миннити. Чтобы компенсировать «бедность сюжета», Караваджо прибегает к иллюзионистскому приему, помогающему придать большую монументальность самому предмету изображенному на картине.
Сейчас мы доподлинно знаем, что полотно художника «Мальчик, укушенный ящерицей» (около 1954 года, Национальная галерея, Лондон и, второй вариант, Фонд Лонги во Флоренции) было создано в период его проживания у монсеньора Пуччи. А покровители Караваджо были очень нужны, т. к. Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную выразительность модели ("Маленький больной Вакх"), аплегорическому истолкованию сюжета – непосредственное наблюдение натуры ("Юноша с корзиной фруктов"). Католицизм празднует победу над Реформацией. Точной причины драки так никто и не узнал.
Вскоре художник тяжело заболевает, но чудесным образом поправляется и, практически сразу же пишет картину «Маленький больной Вакх» (1953 год, Галерея Боргезе, Рим), которая является его вторым автопортретом. Прежде всего само стремление реализма к максимальной полноте, непосредственности, органичности и эмоциональной яркости воссоздания реального «как оно есть» в своей основе глубоко идеально, так как является отражением взгляда и духа человека, воспринимающего эту реальность, то есть предстает косвенным воплощением субъекта реалистического искусства иначе -- внутреннего мира современной личности. Так, в 96-ом году он оказался в мастерской сицилийского художника Лоренцо Карли. Некоторое время работал помощником римского художника-маньериста Дж. Став родоначальником реализма, он вдохновил на сотворение шедевров многих известных живописцев Западной Европы.
1598, Институт искусств, Детройт «Св. формы, подчиняющиеся законам образной драматургии. Ансамбль капеллы Контарелли состоит из трех больших картин. силой отличаются лучшие работы К. этого времени: «Положение во гроб» (1602–04, Пинакотека Ватикана) и «Успение Марии» (ок.
Одна из дуэлей закончилась смертью противника. Оптический эффект становится основным фактором передачи идеи произведения.
Среди них выделяется «Вакх». Уже первый, ранний этап творческой эволюции Караваджо отмечен большой проблемной сложностью. Все основные детали: – перст Христа, лицо апостола – ярко освещены. В XVII в. сложились два типа взаимоотношений национальной школы и ее лидера.
Знатоки в Италии и за ее пределами в скором будущем оценят присущие молодому художнику живописное мастерство, мощь образов, красоту светящихся красок, уверенную лепку формы искусство светотени и умение передавать, как напишет Беллори, «естество вещей». Сформировался под влиянием сев. -итал. Особое место в цикле занимало третье полотно – «Св. Крупнейший представитель искусства эпохи барокко. В картине нет внешнего развития действия, но вспышка света означает, что выбор сделан и Матфей пройдет весь путь, уготованный ему Богом до мученической смерти, которая превратится в апофеоз на полотне «Мученичество святого Матфея». Но и тут Караваджо сопутствовала удача. В убийстве был обвинён Караваджо.
Картина является знаковой, так как до Караваджо, по сути, натюрмортов «в чистом виде» в европейской живописи не существовало. Пройдя за неполных четыре года путь от «Юноши с корзиной фруктов» до «Игроков в карты», художник словно бы исчерпывает ресурсы жанровой картины, отпущенные ей в этой фазе эволюции. Главное в его произведениях – не повествование, а характерный типаж. В картине «Музыканты» на переднем плане также изображена развернутая к зрителям партитура, которую держит полуобнаженный певец. 1605-1606 гг. ).
Изначально художник изобразил Юдифь с обнаженной грудью, но впоследствии, был вынужден «прикрыть» её корсажем. Поток света, льющегося из окна вверху стены, выхватывает из мрака лица, жесты, наиболее значимые детали (т. н. Сюжет картины взят из Евангелия от Иоанна. Видно, как тяжело дается ему процесс писания.
Слева изображён Амур со стрелами за спиной, занятый виноградом. Как свидетельствует один из источников, «разъяренный, метался он в отчаянии по берегу под палящим солнцем, надеясь увидеть далеко в море суденышко, на котором осталось его имущество. По существу это было «второе открытие мира» после того коренного перелома, который знаменовала собой эпоха Возрождения. Тот же Беллори с неодобрением отмечал, что Караваджо «начал писать, слушаясь собственного таланта, не следуя превосходным мраморным творениям древних и прославленной живописи Рафаэля, а почти что презирая их и признавая одну лишь природу объектом своей кисти» 2. (Так, прототипом св. Художник впервые воспел романтику опасных приключений в разбойничьем мире. Воздействие отдельных приемов караваджизма ощутимо также в работах некоторых мастеров академизма (Гвидо Рени, Себастьяно Риччи в Италии и Вильям-Адольф Бугеро во Франции) и барокко (Карел Шкрет в Чехии и другие).
Она, как правило, выключена из синтеза искусств, прежде всего свободна от образных связей с архитектурой -- исключения относятся в основном к ранней, «караваджиевской» стадии ее развития, -- и ведет обособленное существование. На глазах зрителя происходит «просветление» героя, который отныне последует по пути истины и веры. Особое место в творчестве Рембрандта занимает портретная живопись.
Все внимание главы итальянского «натурализма» 17 века сосредоточено на утверждении непосредственной реальности как единственного предмета искусства. «Он считает, что картины – безделушки, за исключением тех случаев, когда они следуют натуре». У апостола голова Сократа и облик человека из народа. Они сидят за столом и считают деньки (Матфей был мытарем и собирал подати).
Таково положение Караваджо в Италии, Рембрандта в Голландии и Веласкеса в Испании, создавших внестилевую форму художественного мышления. Он символизирует свет веры, ворвавшийся в суетный, тщеславный мир Левия. Караваджо – автор исключительных по драматической силе религиозных композиций (Положение во гроб, ок. В самом конце XVI века Караваджо получает заказ от наследников кардинала Маттео Контарелли на выполнение живописных полотен для капеллы римской церкви Сан Луиджи деи Франчези. Эти работы – свидетельство того, что он отошёл от господствовавшего тогда маньеризма. В поздних работах «Казнь Иоанна Крестителя» (1608), «Погребение св. В римский период оригинальная система живописи Караваджо сложилась практически полностью.
Реализм Нового времени, как и академизм, возникает вслед за распадением ренессансной гармонии и появлением конфликта между идеалом и действительностью. Он начинает монументальное произведение «Экстаз святого Франциска». Свой метод художник внедрил в исторический жанр.
среду Рима. Этот живописный ансамбль был самым большим из всех выполненных, в жизни художника. Новаторство Караваджо было столь радикальным, что смогло глубочайшим образом повлиять на все развитие европейской живописи. Петра» и «Обращение Савла» (1600—1601, Санта-Мария-дель-Пополо, капелла Черази, Рим) Караваджо находит баланс между драматической патетикой и вызывающими натуралистическими деталями.
Для ее произведений мифологическая тема составляет не внешний повод, не обрамление, не смысловую параллель к воплощаемому образу, а непосредственную основу этого последнего. В оригинале, эпизод евангельской истории происходит в помещении, соответствующем современным таможням. Некоторые его работы отвергались покупателями по причине их «неприличия», что не мешало Караваджо, получившему широкое признание среди просвещённой публики, успешно перепродавать свои произведения другим ценителям его таланта. Композиция исполнена проникающего динамизма. образы-аллегории («Концерт», 1595–97, Метрополитен-музей, Нью-Йорк «Амур-победитель», ок. Одежда мытаря свидетельствует о его состоянии. Многие искусствоведы считают изображение Амура своеобразным гомоэротическим символом, указывающим на склонность Караваджо к гомосексуализму.
Чуть в стороне от героини стоит в ожидании пожилая служанка. То, что после многообещающих перспектив «Гадалки» автор пришел в «Игроках в карты» к концепции, более ограниченной в своем существе, свидетельствует, что Караваджо сразу натолкнулся в жанровом образе на какой-то барьер, на преграду, пресекающую его устремленность к замыслам более сложного и развитого типа. Перед лютнистом на столе лежат скрипка, ноты, фрукты.
Зрелые произведения Караваджо (1599-1606 гг. ) – это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой ("Призвание апостола Матфея" и "Мучение апостола Матфея", 1599-1600 гг., "Распятие апостола Петра" и "Обращение Савла", 1600-1601 гг., "Положение во гроб", 1602-1604 гг. Драматической силой отличаются лучшие работы Караваджо этого времени: «Положение во гроб» (1602-04, Пинакотека Ватикана) и «Успение Марии» (около 1600-03, Лувр, Париж), в которых он достигает полноты творческой зрелости. Однако вынесение действия в «Вакхе» на природу превратило его из вульгарной попойки в торжественный ритуал и способствовало совмещению образов мифологического и обыденного планов. К таким художникам, развивавшим неополитанскую школу живописи, следует отнести Маттиа Прети (1613–1699), Гвидо Рени (1575–1642) и многих других. Ссылаясь на свидетельства очевидцев, литератор Сузинно рассказывает, как в отведённое под мастерскую просторное помещение при госпитале братства крестоносцев художник приказал принести выкопанное из могилы тело недавно убитого молодого человека и раздеть его, чтобы добиться большей достоверности при написании Лазаря. В сумерках среди утесов и потустороннего мира является Христос. Для кардинала дель Монте были написаны лучшие картины раннего римского периода: «Вакх» (1595-97, галерея Уффици, Флоренция), «Лютнист» (1595-97, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Корзина с фруктами» (1598-1601, Пинакотека Амброзиана, Милан).
Бокал держит так, что он опрокидывается на зрителя. Подчёркнуто простонародный облик персонажей и скорбное величие отличает алтарные картины «Положение во гроб» (1602–04) и «Успение Марии» (1605–06). Картина «Корзина с фруктами» – как первое и одно из самых красивых произведений жанра натюрморт. Тщательно прописанные детали показывают всю натуралистичность образа. Мощные контрасты света и тени, простонародная непритязательность образов, выразит.
Если в применении к таким работам и можно говорить о бытовых ассоциациях, то это, так сказать, фрагменты «идеального быта», воспринятого вне повседневности, вне конкретной социальности действительных бытовых явлений. Романино, Л. Лотто). Внес большой вклад в сложение новых видов живописи – натюрморта ("Корзина с фруктами", ок. Важным центром караваджизма и источником контрреформационных религиозных картин становится Неаполь. 1596 г. ) и бытового жанра ("Гадалка", Лувр).
Эта картина существует в трёх вариантах. Полные поэтического очарования и классических реминисценций мифологические образы-аллегории («Концерт», 1595-97, Метрополитен-музей, Нью-Йорк «Амур-победитель», около 1603, Картинная галерея, Берлин) помимо буквального несут и скрытый смысл, понятный образованной римской публике того времени и часто недоступный современному зрителю. Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле. Марфа беседует с Марией Магдалиной», ок.
Он достигается двумя способами. Большинство персонажей ориентированы на зрителей, стоящих перед картиной. В холсте «Амур-победитель» античное божество любви предстает в облике полного обаяния итальянского мальчишки, попирающего ногами символы цивилизации: скипетр, лавровую ветвь, книгу, музыкальные инструменты, компас, угломер.
Едва прикрытый тканью одухотворенный ангел выглядит вполне реальным. Удивлённо-недоверчивый взгляд Фомы направлен на рану на груди Иисуса, который своей рукой направляет кисть апостола. Петра» и «Обращения Павла», которые даже среди наиболее выдающихся работ Караваджо выделяются концепционной законченностью, максимальной эффективностью характерных для этого мастера средств изобразительного языка и исключительными колористическими достоинствами. лаконизм жестов при энергичной лепке пластич.
«Обращение Павла». Здесь Меризи познакомился с великим учителем Ордена Святого Иоанна Иерусалимского (Мальтийский Орден) и уже через год, в июле 1608 года, после прохождения специальной подготовки был посвящен в кавалеры. Реализм религ. В «Призвании св. Германн Фосс пишет: «В то время, когда Караваджо для большего воздействия стал применять при разработке многофигурных композиций изобретенную им манеру освещения, он почувствовал необходимость отказаться от линеарно-плоскостных средств изображения, которыми пользовались Цуккаро и Джузеппино.
Летом 1610 года он наконец получает разрешение вернуться в Рим. Еще более непримиримую позицию занимал работавший при испанском дворе флорентийский художник Винченцо Кардуччо, который в риторических пассажах именовал Караваджо «гениальным чудовищем» и даже «антихристом». Первый вариант алтарной картины для капеллы «Святой Матфей и ангел» (1602, погибла в Берлине во время 2-й мировой войны) был отвергнут заказчиками из-за излишне простонародного облика апостола. Необыкновенно сильный эмоциональный эффект, производимый полотном, мастер достиг с помощью светотеневого контраста. «Смерть Марии».
Тонко звучащие золотистые, розовые, сиреневые тона «Вакха» уже предвещали начало той виртуозной красочной гаммы, которая впоследствии составила особенность живописной манеры Веласкеса – его знаменитые валеры (от франц. Среди ведущих художников, применявших схожие с Караваджо техники и методы, следует выделить Орацио Джентилески (1563–1639), его дочьАртемизию Джентилески (1593–1656), Бартоломео Манфреди (1582–1622), Хосе де Рибера (1591–1652). Матфей, пишущий Евангелие под диктовку стоящего рядом ангела. Для кардинала дель Монте были написаны лучшие картины раннего римского периода: «Вакх» (1595–97, галерея Уффици, Флоренция), «Лютнист» (1595–97, Эрмитаж, С. -Петербург), «Корзина с фруктами» (1598–1601, Пинакотека Амброзиана, Милан). Караваджо – уроженец Ломбардии, провинции на севере Италии.
Мария Магдалина», ок. Его конкуренты не стали медлить с критическими суждениями. Входящие ничего не говоря тем не менее что-то совершают. Художник передает все градации чувств – от высокой патетики до неприкрытого страдания. 1597г. ). Вне всяких стилей стоит творчество Микеланджело Караваджо (1571-1610), целью которого было изображение реальности. В создании мифологизированного образа Рембрандту не было равных.
Тот же самый осенний натюрморт, который стоит на столе, та же увядающая природа. Среди европейских мастеров караваджизма вне Италии наиболее значительно творчество утрехтских караваджистов в Голландии (Геррит ван Хонтхорст, Хендрик Тербрюгген и др. ), а также Хусепе де Риберы в Испании и Адама Эльсхаймера в Германии. Второй план картины четко прописан (что крайне редко у Караваджо) и являет дворец Ирода, соединенный с тюрьмой и символизирующий земную власть. Историческая реальность 17 столетия двояко подтвердила справедливость его пророчества: ограниченностью художественного потенциала собственно «караваджистов» и, от противного, тем, что истинными продолжателями дела Караваджо в смысле дальнейшего углубления и обогащения его метода стали подлинно великие мастера -- Хальс, Рембрандт, Веласкес, Вермер. На выставке в ГМИИ было показано еще одно прославленное монументальное полотно Караваджо – алтарный образ для церкви Санта Мария ин Валличелла, объединивший в себе два иконографических мотива – «Оплакивание Христа» и «Положение во гроб» и уподобленный грандиозному живописному реквиему. 1605-1606 гг. ). Пройдя за неполных четыре года путь от «Юноши с корзиной фруктов» до «Игроков в карты», художник словно бы исчерпывает ресурсы жанровой картины, отпущенные ей в этой фазе эволюции.
Прежний гонитель христиан должен полностью переродиться, вот таким образом он сброшен на землю, вследствие чего вся верхняя часть полотна оказывается заполненной фигурой лошади. Караваджо противопоставил индивидуальную выразительность модели (Маленький больной Вакх), аплегорическому истолкованию сюжета – непосредственное наблюдение натуры (Юноша с корзиной фруктов). Второе большое полотно в капелле Контарелли посвящено трагическому концу земного пути св. 1596–97, галерея Дориа-Памфили, Рим «Экстаз св. В этом едва ли не первом в истории европейской живописи натюрморте корзина (похожая на ту, что держит в руках юноша на экспонированном в ГМИИ полотне) зрительно нависает над нижним краем холста, словно выходя за его пределы, – такой прием Караваджо использовал и в других работах.
Крупнейший представитель искусства эпохи барокко. Преданность Караваджо реализму иногда заходила очень далеко. Одно из них, масштабное полотно «Обращение Савла», было представлено на московской выставке.
Действие света равносильно действию слова. Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря». Недаром современный автор книги о Рембрандте пишет, что «Караваджо гремел органными трубами церквей Контрреформации» 3. После Неаполя Караваджо, оставаясь под защитой Колонна, отправился на Мальту. перебрался на остров Мальта. После возвращения из Италии, куда уезжал в 1629 г., он работал в жанре портрета, главным образом придворного, в котором достиг небывалых высот. Даже те образы, в которых красота жизни выступает прямо -- Христос, Мария, ангелы, святые, -- воспринимаются как конкретные проявления «красоты в жизни» или то отдельное, частно ограниченное красивое, которое Джордано Бруно, в отличие от мыслителей классического Ренессанса, уже решительно противопоставлял эстетическому абсолюту на том основании, что оно несет в себе лишь то, что оно реально есть, тогда как идеал включает в себя «все то, что может быть».
Борьба света и тьмы придаёт действию особый драматизм. А в изображении фруктов художник достиг почти осязаемой объемности. Дать оценку исторической значимости творчества Караваджо.
В произведениях кон. Под влиянием творчества художника находился анонимный Мастер света свечи. Полотно «Успение Марии» должно было стать самым большим в алтаре капеллы. media собрал самые знаменитые полотна Караваджо.
Например, образы людей с портретов Рафаэля и образ Христа с картины Караваджо «Трапеза в Эммаусе». Но лицо – откровенная демонстрация, что это не мифологический персонаж. Всё это, несомненно, оказало влияние на формирование мастера. Впервые в живописи был выхвачен и зафиксирован миг движения.
чувства, побуждают зрителя к сопереживанию событиям евангельской драмы. Ведение истории изобразительного искусства семнадцатое столетие – это эпоха «великих мастеров», хронологически последовавшая за Возрождением, связанная с ним разносторонней преемственностью и относительной сопоставимостью в масштабах задач и высоте свершений. Первым крупным церковным заказом Караваджо стал цикл картин для капеллы французского кардинала Маттео Контарелли в церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези (1599-1600) в Риме. К числу лучших портретно-жанровых картин художника относится «Лютнист» или «Юноша с лютней».
Композиция картины показывает нам умирающую Марию. 1595г. ), пугаются укуса ящерицы («Мальчик, укушенный ящерицей», ок. Свет и пластика – привычные для Караваджо художественные средства, но трудно назвать другую его работу, где степень их воздействия достигала бы такой мощи. Вероятно, последней алтарной картиной художника было «Благовещение», которое еще в 1609 году, сразу после освящения собора в Нанси было помещено в его главном алтаре. галерея старого искусства, Рим).
В 1601 К. написал две картины– «Обращение Савла» и «Распятие апостола Петра» для капеллы Т. Черази в ц. Санта-Мария-дель-Пополо в Риме. "Смерть Марии", ок. Никогда живопись не видела такого поразительного лика Бога. Лючии» для ц. Санта-Лючия (Региональный музей Палаццо Белломо, Сиракузы), «Воскрешение Лазаря» для генуэзского купца Ладзари и«Поклонение пастухов» для ц. Санта-Мария-дельи-Анджели (обе– в Нац. Историческое значение другой композиции – «Мученичества св.
Чезари (Кавалер дАрпино), в мастерской которого выполнил свои первые произведения («Мальчик с корзиной фруктов», 1593–94 «Больной Вакх», ок. Религиозная картина получила у Караваджо интимно-психологическую интерпретацию (Отдых на пути в Египет). В целом вся эта группа занята простым счетом денег. Здесь (в Порто Эрколе. Караваджо был простым каменщиком. Главное, откуда мы о нем знаем, это из среды его противников.
Художник показал мистерию «Призвания» в форме сцены из римской повседневной жизни. В тени за столом мытарь (сборщик налогов) Левий ведёт подсчёт выручки, ему помогает старик в очках. Правда, при этом художник поставил своё условие: полная свобода в выборе темы. 1590-хгг.
А корабль, тем временем, продолжал свой путь. живописи.
«Юноша с корзиной фруктов», «Вакх», «Лютнист». «погребное освещение» изобретённое Караваджо). А в «Кузнице Вулкана» впервые появилось освещение из двух источников: от серебристого сияния нимба Аполлона и от пылающего горна. Через этап караваджизма прошли П. П. Рубенс, Д. Веласкес, Рембрандт, Ж. де Латур. Им написаны также «Экстаз св. Равным образом, нельзя полностью отбросить мысль многих современников и среди них Пуссена, о том, что искусство Караваджо несет в себе угрозу разрушения живописи: начало нового метода и в самом деле было если не фактическим, то историческим концом прежней, существовавшей «от века» стилевой системы художественного мышления, а с ней и всего прежнего строя пластически-изобразительного творчества. Его искусство пропитано проблемой веры, своего рода единением с вечностью.
Из всех присутствующих лишь Левий понял, кто стоит перед ним. Своими шедеврами Караваджо проводит «Революцию» в живописи, не только в плане техники и манеры, но и в плане сюжета. Это портреты-судьбы, портреты-биографии: «Портрет старушки», «Хендрикье у окна», «Читающий Титус». – Н. А. ), лишенный помощи, он через несколько дней скончался. Работа была создана для церкви Санта Мария ин Валличелла в Вечном городе. Художник мог повторить слова его современника Шекспира, вложенные в уста Гамлета, о том, что цель искусства – «держать зеркало перед природой».
Он говорит, что слава Евангелия состоит в том, что Спаситель был сделан из плоти и крови. Рано потерял отца (будущему художнику было всего 5 лет). Полные поэтич. Петра, в то время как фигуры их смутно проступают из тени. Есть что-то многозначительное в том факте, что именно этот комплекс станковых композиций, возникший на самом рубеже двух веков, с 1599 по 1602 год, открывает собой новое столетие. В произведениях конца 1590-х годов мастерство иллюзионистической передачи вещественности (что особенно заметно в натюрмортах, которые художник включает в свои картины) соединяется с её поэтизацией. Картинами с таким сценическим светом – тенеброзо – являются «Лютнист» и «мистериальные» драмы с трагическим подтекстом, написанные им для римской церкви Сан Луиджи деи Франчези: «Призвание апостола Матфея», «Мученичество святого Матфея», «Святой Матфей с ангелом», «Христос в Эммаусе».
Все внимание художника сосредоточено на персонажах – Христе, входящем в помещение в сопровождении апостола Петра и сидящих за столом сборщиках подати, евангельских «мытарях». Рим берет на себя роль всеобщего центра. К последним годам жизни Караваджо относится также картина «Давид с головой Голиафа» (около 1610, галерея Боргезе, Рим), где в облике Голиафа, голову которого Давид держит на вытянутой вперёд руке, угадываются черты лица самого художника. Романино, Л. Лотто).
Вне всяких стилей стоит творчество Микеланджело Караваджо (1571 -1610), целью которого было изображение реальности. Савольдо, А. Моретто, Дж.
К их числу принадлежит Рубенс, Рембрандт, Веласкес и многие другие. Эти жанровые по своей сути персонажи, залитые ярким светом, вплотную придвинуты к зрителю изображены с подчеркнутой монументальностью и пластической ощутимостью. В это время в помещение входят двое. Diletant. Интересно, кому направлено это признание. Некоторое время работал помощником рим. Такова роль Рубенса в живописи Фландрии и Бернини в скульптуре и архитектуре Италии.
В период скитаний Караваджо создал ряд выдающихся произведений религиозной живописи. В 1601 году Караваджо написал две картины – «Обращение Савла» и «Распятие апостола Петра» для капеллы Т. Черази в церкви Санта-Мария-дель-Пополо в Риме. В окончательном варианте (1602-03) Караваджо добился большей слаженности и торжественности композиции, сохранив живую непосредственность в облике и движении двух фигур. «Погребной свет», проникающий в тёмное помещение вслед за вошедшими туда Христом и св. Третья картина — «Св. Пристрастие к натуралистическим деталям, к достоверности обстановки не заслоняет главного в произведениях Караваджо, лучшие из которых эмоционально выразительны, глубоко драматичны и возвышенны (Положение во гроб, 1602).
Лучии", 1608 г. ). Долгое время полотно было неизвестно – лишь в 1917 году его обнаружили в запасниках галереи Уффици. В XVII в. сложились два типа взаимоотношений национальной школы и ее лидера. Матфея (1602). Матфей и ангел» (впоследствии находилась в берлинском Музее императора Фридриха и погибла во время Второй мировой войны) — была отвергнута заказчиками, шокированными грубым, простонародным обликом апостола.
Он умер так же нелепо, как и жил» 5. Трудно судить, насколько Караваджо был религиозным человеком. музее, Мессина). Екатерина Александрийская», ок. Картины Караваджо отличают лаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка.
Жизнеописание и научное творчество проф. Идеал выступает в реализме не как объект, а как точка зрения, как «идеал в душе». Это система художественных средств, характерная для начального этапа становления реализма в европейской живописи 17 века и получившая наиболее яркое воплощение в творчестве итальянского живописца Караваджо.
1596 г. ) и бытового жанра (Гадалка, Лувр). Художника привлекало все настоящее, неприкрашенное, телесное. мастерство иллюзионистич. Одарённый мастер, он вёл странную, неустроенную жизнь, был очень неуравновешенным человеком, нередко дрался на дуэли. Второй способ связан с четкой структурной организацией пространства. природой, так и метафорич. Таким крайним случаем является история создания полотна «Воскрешение Лазаря».
Складывается ощущение, что Рим может объединить вокруг себя католичество. В «Призвании апостола Матфея» событие Священной истории происходит в тёмном полуподвальном помещении. Несмотря на некоторую сухость письма, картина чарует явлением из мрака светящейся и полной жизни фигуры юноши и почти иллюзорной достоверностью окружающих предметов. Фигура ангела, несмотря на крылья за его спиной, не парит, а как бы припадает к земле. Мытари (сборщики податей), одним из которых был Матфей, предстают не добропорядочными чиновниками, а сборищем разбойников, делящих добычу.
Неслучайно в этом полотне, как и в ряде других композиций Караваджо тех лет использован прием зеркального отражения, при котором «правое» становится «левым» (так, Вакх держит чашу не в правой, а в левой руке). Фрукты и графин на картине привлекают чуть ли не больше внимания, чем сам Вакх. Один подтягивает струны лютни, скрипач внимательно вглядывается в ноты, третий с рожком – Караваджо, это своеобразный автопортрет. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Загорелое лицо и бледное тело. Своим творчеством художник полностью отвергал разделение жанров живописи на «высокие» и «низменные».
Поддерживая тело Христа, он изогнулся в неудобной позе, повернув лицо к зрителю. В Неаполе в 1606–07 он написал для ц. Сан-Доменико-Маджоре большие алтарные картины «Семь дел милосердия» (ц. Пио-Монте-делла-Мизерикордия, Неаполь), «Мадонна чёток» (Худож. -историч. Благовещение было написано на Сицилии или во второй неаполитанский период. СПбДА Н. Н. Эта живописная манера предполагает то тончайший слой струящихся красочных мазков, как бы «втертых» в холст, то энергичный плотный цвет, взаимодействие которых передает едва уловимые оттенки цвета в световоздушной среде. благочестию Ф. Нери, что особенно заметно в таких произведениях рим. Религиозная картина получила у Караваджо интимно-психологическую интерпретацию ("Отдых на пути в Египет").
1602-04), мифологических (Вакх, 1592-93) и жанровых (Лютнист, 1595) картин. Мифологический сюжет – это мы видим по атрибутам. Испуганные свидетели бегут прочь, не отводя взгляда от происходящего. Еще более удивительным представляется полотно «Явление Христа Марии Магдалине».
Она с готовностью держит льняную салфетку, чтобы завернуть в нее голову жертвы. Однако искусство так «нелепо» (по мнению современников) жившего и умершего художника одержит победу над временем. Реализм религиозных произведений Караваджо, далёкий от идеалов прекрасного, выработанных мастерами Возрождения, близок религиозной этике святого Карла Борромея и народному благочестию Ф. Нери, что особенно заметно в таких произведениях римского периода, как «Христос в Эммаусе» (1601, Национальная галерея, Лондон), «Уверение Фомы» (1602-03, дворец Сан-Суси, Потсдам), «Мадонна с паломниками» (1604-05, церковь Сант-Агостино, Рим) и «Мадонна со змеёй» (1605-08, галерея Боргезе), «Святой Иероним» (1605-06, галерея Боргезе).
Сформировался под влиянием северо-итальянских мастеров (Дж. Ранний этап его искусства вот таким образом в наибольшей мере насыщен противоречивыми устремлениями. Замечено, что «натуралистические» художники, напротив, не говорят о стиле. Существует несколько названий этой картины: «Музыка», «Музыканты», «Концерт», хотя более подходящее название – «Репетиция».
Входят они из тени. Отрицается всякая априорность в подходе к окружающему миру и к творчеству -- вечный характер идеала, власть нормы, система установленных правил н жесткая иерархия ценностей: хорошо выполненная картина с изображением цветов ни по затраченному труду, ни по своей эстетической и моральной значимости нисколько не уступает «истории» -- картине, написанной на религиозный, мифологический или исторический сюжет. То, что это было действительно так, следует не только из примера самого Караваджо, но из всего опыта множества его итальянских и европейских последователей, которые, быстро оценив новаторские качества его ранних работ, взяли их на вооружение.
Внес большой вклад в сложение новых видов живописи – натюрморта (Корзина с фруктами, ок. Микеланджело да Меризи, Michelangelo da Merisi) итал. Свое имя Микеланджело Меризи да Караваджо получил в честь архангела Михаила, в день которого появился на свет (по новейшим изысканиям, в конце 1570 или в 1571 году), прозвище – по месту рождения. Сын архитектора (или руководителя каменщиков), юный Микеле с 1584 года в течение четырех лет обучался ремеслу живописца в мастерской миланского маньериста Симоне Петерциано. Караваджо сразу отказался писать традиционные сцены распятия и мученичества.
Суровый реализм Караваджо не был понят его современниками, приверженцами «высокого искусства». В Испании последователем художника был Франсиско де Сурбаран (1598–1664), во Франции — Жорж де Латур (1593–1652), в Англии — автор знаменитого«Эксперимента с птицей в воздушном насосе» Джозеф Райт. милосердия. Его юноши далеки от героического идеала красоты эпохи Возрождения.
Перелом был столь значительным, что тенденция к абсолютизации его ниспровергающей стороны вполне понятна. 1598, собрание Тиссен-Борнемиса, Мадрид), как глубокого душевного переживания («Св. В окончательном варианте (1602–03) К. добился большей слаженности и торжественности композиции, сохранив живую непосредственность в облике и движении двух фигур. Первая композиция (1599 г. – начало зрелого периода творчества). Герои картин – люди из простонародья, то есть те, кому проповедовал Христос.
В его ранних религ. 1602-04), мифологич. По существу это было «второе открытие мира» после того коренного перелома, который знаменовала собой эпоха Возрождения. этике св.
После убийства художник бежал из Рима в Неаполь.
Державин (2 час) Жизнь и творчество (обзор)Глава 2.
Прямое, непосредственное видение «куска действительности» с сильнейшим акцентом на его живой достоверности не могло не вступить в противоречие с обязательным прежде облечением образов в мифологическую форму, поскольку такая мифологизация уже изначально несла в себе признаки тематического обобщения, возвышения образа над единичным и преходящим. Независимый характер К. часто приводил его к столкновениям с законом. Лючии» (1608), «Поклонение пастухов» (1609) чувствуется трагическое мироощущение человека, оказавшегося наедине с наступающей на него тьмой, столь созвучное последнему бесприютному периоду жизни художника.
(Как полагают биографы, Караваджо мог видеть ее еще во время первого путешествия из родных мест в Рим. ) На этой фреске Христос повелевает апостолу Петру поймать рыбу и вынуть из ее рта монету для уплаты подати и апостол точно повторяет указующий жест учителя. Лучшей среди них часто называется «Призвание апостола Матфея». Изумляет тщательность, с которой художник выписывает музыкальные инструменты. Карла Борромея и нар.
Но более созвучно его картине другое великое произведение, созданное почти за сто лет до Микеланджело, – знаменитая фреска Мазаччо «Чудо со статиром» в капелле Бранкаччи церкви Санта Мария дель Кармине во Флоренции. Художник был основоположником этого стиля европейской живописи эпохи барокко. Филиппо I Колонна. Зрелое творчество: Период творческой зрелости (конец XVI — первое десятилетие XVII вв. ) открывает цикл монументальных полотен, посвященных св.
Картина итальянского живописца Караваджо «Лютнист». Представление о стиле как обладающей чертами изначальной заданное универсальной идейно-образной и формальной системе, в рамках которой развивалось искусство предшествующих эпох, впервые получило определенность у теоретиков маньеризма и связывалось ими с понятием «истинной и прекрасной манеры».
имя и фам. Он изобразил святого Матфея, сборщика подати, считающим деньги вместе с помощниками. Важная роль уделяется свету и тени, которые помогают создать объём: фигуры помещаются на переднем плане, освещение их контрастное (например, тёмное помещение и луч света в нём, освещающий лица и фигуры персонажей картины). Крупнейшими представителями караваджизма являются О. Джентилески и М. Де Фьори в Италии «утрехтские караваджисты» (Д.
Они верно отметили главные особенности его «натуралистического метода» (Беллори): преданность натуре как единственному объекту своей кисти, сосредоточенность всей «силы зрения» и мастерства на изображении жизненной полноты сущего и на передаче «естества вещей», стремление удовлетворять чувству правды (даже «одной только правды») более, чем чувству красоты, брать сюжеты «из жизни» или трактовать в подобном духе традиционные, пренебрежение ко всем другим сторонам искусства, кроме наивысшей «естественности», «натуральности», чему служили и его замечательно правдивый живой колорит и «величайший рельеф» и необыкновенный, «погребной» свет». Так гений оказался в Риме, но этот случай не стал ему уроком. Из-за преследований со стороны Мальтийского ордена изгнавшего его из своих рядов, в 1610 решил вернуться в Рим, надеясь на помощь влиятельных покровителей, однако по дороге умер от лихорадки. В этих картинах Веласкес следовал манере тенеброзо изобретенной Караваджо, с применением сценического (бокового) освещения, темного фона и светотеневой моделировки фигур.
Обычный для ранних работ Караваджо вещественный антураж – цветы в стеклянной вазе, фрукты и музыкальные инструменты, – будучи здесь включен в эту атмосферу, превратился в особого типа многозначный, «действующий» натюрморт. КАРАВАДЖО (Caravaggio настоящее имя и фамилия Микеланджело да Меризи, Michelangelo da Merisi) итальянский художник. Матфей с ангелом» – в его первоначальном варианте.
Христос, властно призывающий Матфея следовать за ним, наделён автопортретными чертами. Патетические интонации свойственны и выполненному в изгнании алтарю «Семь дел милосердия» (1607, Монте делла Мизерикордия, Неаполь), написанному с огромной живописной энергией. В произведении ломбардского мастера есть еще один персонаж – свет, показанный, как и все прочее, реальным и вместе с тем символичным.
Пристальное внимание, с которым на тело Иисуса смотрят два других апостола, сходно с эмоциональной реакцией Фомы, что говорит о нетривиальной интерпретации евангельского сюжета: не только Фома нуждается в подтверждении чуда. Независимый характер Караваджо часто приводил его к столкновениям с законом. Картина «Отдых на пути в Египет» ярко демонстрирует одновременно и принятие и отрицание традиций религиозной живописи. Среди плодов айва, виноград, гранат, яблоки со следами гусениц. Наконец, в «Игроках в карты» (1596) – первой жанровой композиции Караваджо с тремя персонажами, каждый из которых ведет свою партию в разворачивающейся перед зрителем сцене, – действие приобретает открытый и более динамический характер с отпечатком драматизма и впервые появившейся здесь богемно-разбойничьей романтики.
Эпилогом творчества Рембрандта по праву считается картина «Возвращение блудного сына». Это произведение следует расценить как первую попытку объединить присущее Караваджо чувство реальности с торжественной представительностью, своего рода «репрезентативным драматизмом», столь характерным для сложившейся в этом столетии концепции алтарной картины. В поздних произведениях Караваджо обращается к теме одиночества человека во враждебном ему мире, его привлекает образ небольшого содружества людей, объединенных родственной близостью и душевным теплом (Погребение Святой Лючии, 1608, церковь Санта-Лучия, Сиракузы). Средствами субъективно интенсифицированной, направленной световой оптики («света во тьме») его живопись, ориентированная на прямое воспроизведение натуры, сливает воедино созерцание – характерное для специфики статических искусств, устремленное на «покоящуюся сущность» (А. Г. Раппапорт), допускающее лишь духовную «причастность» воспринимающего субъекта – и зрелище, порождающее более непосредственную, театральную по своей природе, реакцию «соучастия» («эффект присутствия», составляющий сущность искусства сцены). Свидетельством переживаемого мастером творческого подъема помимо высоких художественных достоинств его работ может служить его неистовая работоспособность, сделавшая возможным одновременное возникновение капитальнейших полотен для двух циклов – Контарелли и Черази (включая дополнительные варианты взамен непринятых картин) – и других выдающихся произведений.
Личность яркая, самобытная и нестандартная, прожил всего 38 лет. 1593г. ), любуются собой («Юноша с корзиной фруктов», ок. Внес большой вклад в сложение новых видов живописи – натюрморта (Корзина с фруктами, ок. В первом и самом значительном из них — «Призвание апостола Матфея», — перенеся действие евангельской легенды в полуподвальное помещение с голыми стенами и деревянным столом, сделав его участниками людей из уличной толпы, Караваджо в то же время выстроил эмоционально сильную драматургию великого события — вторжения света Истины в самые низы жизни.
Свет объединяет в единое целое сложную и тонкую красочную гамму. образа как простонародного типажа («Нарцисс», 1598–99, Нац.
В последних работах — «Казнь Иоанна Крестителя» (1608, Ла Валетта, собор), «Погребение св. Служащий фоном пейзаж обрамляет всю композицию. Свет создает особое движение картины, направляет взгляд зрителя. Лучии, 1608 г. ). После Караваджо этот жанр приобрел большую популярность. Но все это не имеет значения, поскольку его рукой в прямом смысле слова водит рука ангела.
Источником света является не только дверь, свет льется из окна справа, создавая иллюзию световоздушной среды. Уже в первых выполненных в Риме работах: «Маленький больной Вакх»), «Мальчик с фруктами» «Вакх»), «Гадание» «Лютнист» он выступает как смелый новатор, он бросил вызов главным художественным направлениям той эпохи — маньеризму и академизму, противопоставив им суровый реализм и демократизм своего искусства. Жест выброса вперед руки дублируется ниже (это апостол Павел) и повторяется еще третий раз – сам Матфей указывает на себя.
Особую выразительность композиция приобретает за счет контраста света и тени. Караваджо произвёл своими картинами решительный переворот в живописи. Искусство Караваджо оказало огромное влияние на творчество не только многих итальянских, но и ведущих западноевропейских мастеров XVII века — Рубенса, Йорданса, Жоржа де Латура, Сурбарана, Веласкеса, Рембрандта. В античных сюжетах воплощал празднично-игровое начало ("Вакх", 1592-1593 гг. ). Мария Магдалина», около 1596-97, галерея Дориа-Памфили, Рим «Экстаз св.
О неизбежном конце всякого жизненного расцвета напоминает картина «Корзина с фруктами», в которой разнообразные свежие плоды и зелень соседствуют с сухими ветками и увядшими листьями. Возможно, Караваджо был просто везунчиком, так как и на этот раз ему пришли на помощь. И он рисует его, других святых земными и плотскими, как никто до него. Взгляды Горация на поэзию и творчество. Вы – творчествоГ. Р. Два источника света – один из окна, а другой освещает спины входящих. реминисценций мифологич.
Вместо двойной системы образных соответствий, которую мы могли наблюдать в «Вакхе», в созданиях этой линии возникает синтез более однородного порядка. Со второй половины XVI в. происходит заметное возвышение Рима.
В картине нет внешнего развития действия, но вспышка света означает, что выбор сделан и Матфей пройдет весь путь, уготованный ему Богом, до мученической смерти, которая превратится в апофеоз на полотне «Мученичество святого Матфея». Моделью для Юдифи также послужила Филиса Меландроне. галерея старого искусства, Рим «Жертвоприношение Авраама», 1601–02, галерея Уффици, Флоренция). Подлинную славу Караваджо принесли картины на библейские сюжеты— новаторской по исполнению является «Отдых на пути в Египет» (1597).
трактовка сюжета как нравств. зрителю. В 1610г., рассчитывая на помощь римских покровителей и прощение папы, отправился в Рим. Завораживающая выразительность картин Караваджо строится на умении точно передать реальный мотив, при этом не сводя его к обыденности. Идея картины «Призвание апостола Матфея» в том, что Бог может призвать человека в любой момент, даже греховный, когда он менее всего ожидает этого.
В «Завтраке», «Старой кухарке», «Продавце воды» он помещал фигуры всегда на первом плане, окружая их немногочисленными предметами повседневного обихода – кувшинами, чашками, плетеными корзинами. Тень покрывает малозначительные элементы полотна.
Автор книги о Караваджо, современный итальянский искусствовед Д. Бонсанти, пишет: «Годы, когда он все более широко утверждал себя как художник, отмечены и большими перерывами в работе, которые были связаны с его буйным нравом и задиристым характером. Наоборот он выглядит максимально приближенным к реальному молодому человеку: изнеженный и отчасти вульгарный юноша, полупьяный на вид, который повернул к зрителю свое пухлое женоподобное лицо и протягивает кубок с вином изящно изогнутыми пальцами, «украшенными» толстым слоем грязи под ногтями. Не менее очевидной для критиков была новизна эстетики ломбардского мастера, к которой они относились, как правило, не столь восторженно. «Послание к Пизонам» или «Наука поэзии» Горация.
В результате его арестовали. Его модели взяты с улиц, таверн, рынков и борделей. Я не вижу здесь ничего, кроме копирования стиля Джорджоне. ». Фигуры стоят на плите, нависающей над черной могильной ямой, придвинутой прямо к зрителю.
Большой любовью в Риме пользовались копии работ Микеланджело и Рафаэля. Отсюда поистине неукротимая энергия, запечатленная в его лице и жесте. В июле 1610 года Караваджо отправился в Рим на небольшом судне, осуществлявшем периодические рейсы между Неаполем и Порто Эрколе (Тоскана). Характерную особенность «Менин» составляет тесный контакт изображения со зрителем.
художник. Художник во множестве создавал жанровые полотна (например, «Гадалка», «Юноша с лютней»), в реалистичной манере передавая жизнь простого народа. К этому же периоду относится картина «Иоанн Креститель», на создание которой живописца вдохновили фигуры обнаженных юношей Микеланджело из Сикстинской капеллы. Отвергая иконописные каноны, сцены священных деяний он превращает в «натурную постановку», придает им характер застывшего мгновения и насыщает их как бы документальной убедительностью.
Матфею, написанных для капеллы Контарелли в церкви Сан-Луиджи деи Франчези в Риме (1599–1602). Первым автопортретом Караваджо считается картина «Музыканты» (1595 год, Музей Метрополитен, Нью-Йорк), на которой художник изобразил себя вместе с ещё двумя молодыми музыкантами и Амуром заднем плане. Шире стал образный диапазон его решений, разнохарактернее их стилистика, разнообразнее типологические формы и сама проходящая сквозь его искусство проблема «миф – реальность», хотя и разрешается в направлениях, предуказанных главными тенденциями его творчества прошлых лет, предстает теперь в большем числе образных вариантов. В «Призвании апостола Матфея» (см.
1596 г. ) и бытового жанра (Гадалка, Лувр). Его голова убрана увядающими листьями. До нач.
Одной из первых работ данного периода стала картина «Отдых на пути в Египет». Реалистическая живопись Нового времени -- сугубо станковая по природе и остается таковой даже тогда, когда на ее основе создается монументальный по функции или по характеру образ («Мепины» и «Пряхи» Веласкеса, «Ночной дозор» Рем6рандта). «Положение во гроб» – одно из полотен Микеланджело Караваджо, фото которого неизменно сопутствует описанию биографии художника.
Сам Караваджо считал «Лютниста» наиболее удавшимся ему образом. На всех трёх версиях картины изображён очень молодой человек, почти мальчик, с мягкими чертами лица и густыми каштановыми волосами, аккомпанирующий себе на лютне. Караваджо оказал большое влияние на Рембрандта (1606–1669), особенно на его драматическое использование света. галерея, Лондон), «Уверение Фомы» (1602–03, дворец Сан-Суси, Потсдам), «Мадонна с паломниками» (1604–05, ц. Сант-Агостино, Рим) и «Мадонна со змеёй» (1605–08, галерея Боргезе), «Святой Иероним» (1605–06, галерея Боргезе).
Во время одной из таких стычек, произошедших еще в Милане, погиб молодой человек. В это время К. открывает новые возможности живописи, впервые обратившись к натюрморту и «авантюрному» жанру («Гадалка», ок. В каждом его портрете присутствует ощущение человеческой судьбы.
Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598). Однако все они охвачены печалью и понимают значение происходящего.
Их трагический смысл – в обыденности происходящего. (Вакх, 1592-93) и жанровых картин (Лютнист, 1595). Как характерно для многих работ Караваджо, потрясение героя передано жестом широко раскинутых рук (одновременно обозначающих глубину пространства).
Его раны воспалены, сам он страдает от лихорадки. К последним годам жизни К. относится также картина «Давид сголовой Голиафа» (ок. Но здесь надпись, сделанную его рукой, до сих пор ни у кого не получилось прочесть.
Размер картины 94 x 119 см, холст, масло. Даже среди этих полотен, предельно полно отражающих скорбь, доброту, милосердие, выделяются глубокой проникновенностью «Ученики в Эммаусе». Образ старой служанки был создан Караваджо под впечатлением от «Головы старика» Леонардо да Винчи.
Лючии» для церкви Санта-Лючия (Региональный музей Палаццо Белломо, Сиракузы), «Воскрешение Лазаря» для генуэзского купца Ладзари и «Поклонение пастухов» для церкви Санта-Мария-дельи-Анджели (обе – в Национальном музее, Мессина). В алтарных картинах «Мученичество св. Приходится, однако, заметить, что в названных произведениях – при остроте и свежести их натурного видения, при стереоскопической осязаемости всего того, что изображает художник, – это все же особая, «избранная», эстетизированная натура, а отнюдь не реальная жизнь.
Познакомить с основными произведениями. Выдающимся произведением Караваджо является цикл полотен, посвящённых св. Картина «Призвание апостола Матфея», выполненная несколькими месяцами позже и установленная в капелле рядом с композицией «Мученичество», дала дальнейшую пищу для разговоров.
Художник был объявлен «вне закона», его теперь мог убить любой человек и даже получить за это вознаграждение – он снова скрывался в имении Колонна. В 1610 г. во время своих очередных приключенческих странствий и в ожидании помилования от папы Павла V он умер в Порто-Эрколе. 1600), «Мученичество святого Матфея» (ок. Они подчас женственны и капризны («Вакх», ок. смыслом (свет Божественной истины, озаряющей путь к спасению). Бабюрен, Х. Тербрюгген и др. ) в Нидерландах Х. Рибера в Испании.
Смерть Марии, ок. Лючии» (1608, Санта Лючия, Сиракузы), «Поклонение пастухов» (1609, Национальный музей, Мессина) доминирует необъятное ночное пространство, на фоне которого смутно проступают очертания строений и фигуры действующих лиц. Отсюда обращение (не без вызова принятым нормам) к необычным персонажам вроде картежников, шулеров, гадалок, разного рода авантюристов изображениями которых Караваджо положил начало бытовой живописи глубоко реалистического духа, сочетающей наблюдательность нидерландского жанра с ясностью и чеканностью формы итальянской школы (Лютнист, около 1595 Игроки, 1594-1595). Выполняя крупные заказы в Риме (три картины на сюжеты из жития апостола Матфея (1599-1602 гг. ) в часовне Контарелли церкви Сан-Луиджи деи Франчези и картины Обращение Савла и Распятие апостола Петра (1600- 1601 гг. ) в капелле Черази церкви Санта-Мария дель Пополо), Караваджо изменил манеру письма. Некоторые его работы отвергались покупателями по причине их «неприличия», что не мешало Караваджо, уже получившему широкое признание среди просвещенной публики, успешно перепродавать свои произведения другим ценителям его таланта.
Творчество Караваджо, не принадлежавшего к какой-либо определённой художественной школе, возникло как оппозиция господствующим направлениям в итальянском искусстве конца 16 151 начала 17 вв. Именно в Италии зарождается и получает наибольшее развитие искусство барокко. 1590-хгг. Грибоедов (10 час) Жизнь и творчествоАрхитектура нового Барокко.
1593г. ), поют томные песни («Лютнист», ок. периода, как «Христос в Эммаусе» (1601, Нац. примера («Св. Во второй картине этого цикла — «Мученичество св. Его отец служил управляющим у маркиза Франческо Сфорца да Караваджо.
Картина «Мученичество апостола Матфея» покоряет, прежде всего, реалистической достоверностью, эмоциональной насыщенностью и предельной убедительностью образов. 1600), «Обращение Савла» (1600), «Распятие святого Петра» (1601), «Неверие апостола Фомы» (1600-1602), «Поцелуй Иуды» (1602) и др. очарования и классич. Живопись художника возникла как реакция на маньеризм: он попытался пойти новым путем избрав направление натурализма (от «natura» – природа, естество), который отличают лаконизм и простота композиции. После событий Триденского собора эта тенденция усиливается. 1593, оба– вгалерее Боргезе, Рим).
Картины Караваджо отличают лаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка. Каштановые волосы Богоматери контрастируют со светло-рыжими локонами Младенца Иисуса. valeur – ценность), оттенок цвета, выражающий определенное соотношение света и тени.
Световоздушная среда создаёт атмосферу поэтичности и покоя. Кардуччо предрекает «вечные муки» тем, кто решится последовать за Караваджо по проложенному им пути и он прав, когда считает само собой разумеющейся неплодотворность буквального подражания искусству мастера и выдвигает на первый план сугубо индивидуальные особенности его творческого облика, далекие от общеупотребительности: «стремительную и неслыханную технику», «смелость в живописи», «пламенность таланта». Караваджо Микеланджело Меризи да (Caravaggio, Michelangelo Merisi da) (1571-1610 гг. ) итальянский художник. В результате Рим становится столицей мира.
«Контора, где взимаются сборы» обозначена всего несколькими деталями: чернильницей на столе, мешочком с деньгами, рассыпанными монетами. Тогда, разозлившись, Караваджо выхватил кинжал и принудил их силой подчиниться его воле. Его творчество вызывало ожесточённые споры, неистовые восторги и проклятия. В первый период деятельности при дворе Веласкес помимо портретов написал две картины «Вакх» и «Кузница Вулкана» в достаточно редком для испанской живописи мифологическом жанре. передачи вещественности (что особенно заметно в натюрмортах, которые художник включает в свои картины) соединяется с её поэтизацией.
На ней был представлен св. Таков находящийся в Эрмитаже холст «Лютнист» 1594 года (долгое время носивший название «Девушка с лютней»). Марфа беседует с Марией Магдалиной», около 1598, Институт искусств, Детройт «Св. В конце 1580-х или в начале 1590-х он приезжает в Рим, который в эти годы вновь стал, как в начале века, средоточием духовной и художественной жизни Италии. Матфей и ангел» (1602, погибла в Берлине во время 2-й мировой войны) был отвергнут заказчиками из-за излишне простонародного облика апостола. Но в общей перспективе эпохи травестийный подход к мифологической теме был важным открытием: здесь положено начало одной из важных образных линий в мифологической поэтике Веласкеса, давшей себя знать в целой череде его прославленных созданий, от «Вакха» до «Венеры с зеркалом».
Но, пожалуй, больше всего с Караваджо окажется внутренне связан Рембрандт. живописи 17в., а также к изображению мифологич. Караваджисты появились в Испании (Хосе Рибера), Франции (Трофим Биго), Фландрии и Нидерландах (Утрехтские караваджисты— Геррит и Виллем ван Хонтхорсты, Хендрик Тербрюгген, Юдит Лейстер) и других странах Европы, не говоря о самой Италии (Орацио Джентилески, его дочь Артемизия Джентилески). В античных сюжетах воплощал празднично-игровое начало (Вакх, 1592-1593 гг. ). В Голландии, ставшей центром северного караваджизма и реализма, следует выделить религиозных и жанровых мастеров:Геррита ван Хонтхорста (1590–1656), Хендрика Тербрюггена (1588–1629) иДирка ван Бабюрена (1595–1624).
Матфея послужил друг художника известный римский архитектор Онорио Лонги). Идеализации образов, характерной для искусства маньеризма и академизма, Караваджо противопоставил индивидуальную выразительность модели (Маленький больной Вакх), аплегорическому истолкованию сюжета – непосредственное наблюдение натуры (Юноша с корзиной фруктов). Живописная манера Караваджо основана на мощных контрастах света и тени, выразительной простоте жестов, насыщенности колорита, которые создают эмоциональное напряжение и драматический эффект. Прототипом лютниста, по мнению исследователей, являлся один из переодетых девушками мальчиков – участников театральных и музыкальных представлений, которые устраивал в своем дворце кардинал дель Монте. А. С.
Рассказать о личности художника. Охарактеризовать развитие Реализма Нового времени на примере Караваджо и его последователей. произведениях поэтич. Например, такое высказывание одного из критиков Караваджо: «Караваджо не признавал других учителей, кроме натуры».
Все прежние наблюдения и вариации собираются в единую композицию. Разное выражение лиц: Матфей смотри на Христа, а стражники смотрят куда-то мимо. Есть люди, ускоряющие обычный ход вещей и даже историю цивилизации.
Зрелые произведения Караваджо (1599-1606 гг. ) – это монументальные полотна, обладающие исключительной драматической силой (Призвание апостола Матфея и Мучение апостола Матфея, 1599-1600 гг., Распятие апостола Петра и Обращение Савла, 1600-1601 гг., Положение во гроб, 1602-1604 гг. Первый вариант алтарной картины для капеллы «Св. ГлубоковскогоДетское музыкальное творчество. для студентов 3 курса ОДО и ОЗО специальности «Народное художественное творчество» в 5 семестреЖизнь и научное творчество Шпрангера Э. Следующим этапом творчества стала евангельская тематика. Так же написаны его знаменитые портреты и офорты, такие, как «Портрет Саскии в виде Флоры», «Портрет с Саскией на коленях», «Христос исцеляющий больных». музей, Вена) и «Бичевание Христа» (музей Каподимонте, Неаполь) на Мальте в 1607–08– «Усекновение главы Иоанна Крестителя» и «Святой Иероним» (обе– в ц. ИоаннаКрестителя, Валлетта) на Сицилии в 1609– «Погребение св. Лучии, 1608 г. ).
Направленное вниз, к могиле, движение большинства персонажей уравновешивается устремленной вверх фигурой Марии Клеоповой и вся ритмически организованная композиция «звучит» подобно хоралу Баха. Немногие художники имели, подобно Караваджо, такое сильное влияние, прямое и опосредованное, на современных ему мастеров и на последующее искусство. Кричащие герои предыдущих работ мастера теперь погружены в молчание.
Судьба Микеланджело сложилась трагически. Небесный вестник исполнен женственной красоты и терпеливого усердия. Возможно, склонный к разгульной жизни юноша просто наслаждался безбедным существованием на деньги, полученные после продажи наследства. Картина не была признана заказчиком из-за реалистической трактовки сцены).
Основным достоинством художника объявляется умение хорошо изображать реальные вещи. В античных сюжетах воплощал празднично-игровое начало (Вакх, 1592-1593 гг. ). Центральное, представительское по назначению полотно над алтарем изображает св. 1600–03, Лувр, Париж), в которых он достигает полноты творческой зрелости. На этот раз судебный вердикт был весьма жесток: Караваджо приговорили к обезглавливанию.
Определить в чем новаторство его творчества, какими шедеврами Караваджо произвел «Революцию» в религиозной живописи. Освещены и склонившиеся фигуры трёх апостолов в правой части картины. В Неаполе в 1606-07 он написал для церкви Сан-Доменико-Маджоре большие алтарные картины «Семь дел милосердия» (церковь Пио-Монте-делла-Мизерикордия, Неаполь), «Мадонна чёток» (Художественно-исторический музей, Вена) и «Бичевание Христа» (музей Каподимонте, Неаполь) на Мальте в 1607-08 – «Усекновение главы Иоанна Крестителя» и «Святой Иероним» (обе – в церковь Иоанна Крестителя, Валлетта) на Сицилии в 1609 – «Погребение св. Он пишет «Юдифь и Олоферн», где изображает момент отрубания головы Юдифью ассирийскому тирану Олоферну.
Савольдо, А. Моретто, Дж. Но в общей перспективе эпохи травестийный подход к мифологической теме был важным открытием: здесь положено начало одной из важных образных линий в мифологической поэтике Веласкеса, давшей себя знать в целой череде его прославленных созданий, от «Вакха» до «Венеры с зеркалом». В это время Караваджо открывает новые возможности живописи, впервые обратившись к натюрморту и «авантюрному» жанру («Гадалка», около 1596-97, Лувр, Париж), который получил дальнейшее развитие среди его последователей и стал очень популярен в европейской живописи 17 века, а также к изображению мифологического образа как простонародного типажа («Нарцисс», 1598-99, Национальная галерея старого искусства, Рим). Фигуры окутаны воздухом. Также он пишет ещё одну Марию Магдалину исполненную в манере венецианских мастеров («Обращение Магдалины»).
Другие картины изображают карточных шулеров («Игроки в карты», 1594–95), цыган («Гадалка», 1594), бродяг, разбойников. Он не весел, хотя Вакх всегда весел. Как несколько патетически выразился Пьетро Беллори историк искусства, живший в XVII веке и много писавший о мастере, «рождением своим он удвоил славу Караваджо, благородной ломбардской местности» 1. мастеров (Дж.
Неудивительно, что с самого начала творческого пути художник, наряду со светскими, создавал произведения на религиозные темы, примером которых может служить большое полотно «Отдых на пути в Египет» (1590-е). Матфея» — возобладало стремление к более бравурному и эффектному решению. Среди подобных полотен можно назвать «Магдалину» и «Апостола Матфея».
Одновременно с «Музыкантами» Караваджо написал еще и «Юношу с лютней». публике того времени и часто недоступный совр. Караваджо одним из первых применил манеру письма «кьяроскуро» – резкое противопоставление света и тени. С отточенным мастерством написаны художником все эти предметы в своей плотной округлости, вещественности, осязаемости. Искусство, в котором создание прекрасных вещей отступило перед открытием глубоких истин, среди многочисленных требований, предъявляемых к художнику, выдвинуло на первый план не ремесленные навыки н не «науку красоты», а знание жизни и умение самостоятельно претворить это знание в самостоятельно наиденную форму.
Впервые годы, проведенные в Риме, Караваджо написал несколько крупных поясных портретов молодых людей. Светотень не только «лепила» форму, придавала ей объемность, но и создавала определенный эмоциональный настрой. Чезари (Кавалер дАрпино), в мастерской которого выполнил свои первые произведения («Мальчик с корзиной фруктов», 1593-94 «Больной Вакх», около 1593, оба – в галерее Боргезе, Рим). Первой из числа величественных алтарных композиций нового типа явилось ватиканское «Положение во гроб» 1602-1604 годов, предназначавшееся для одного из новейших барочных храмов Рима – церкви Санта-Мария-ин-Валличелла (Кьеза Нуова). «Главное достоинство картины— мастерски воссозданная световоздушная среда, создающая атмосферу поэтичности и покоя, дополняемую скромным пейзажем, написанным под явным впечатлением воспоминаний о родной Ломбардии с её тростником, осокой у водной глади, серебристыми тополями на фоне холмистой гряды и вечереющего сизого неба»5.
Драматич. В период скитаний К. создал ряд выдающихся произведений религ. С. Петерцано в 1592 уехал в Рим, по дороге, возможно, посетил Венецию. Обстановка не претендующая на мифологизацию и отвлеченность.
Флоренция). учился у миланского худ. Наконец добрался до жилья и слег с лихорадкой. кардинала Маттео Контарелли в ц. Сан-Луиджи-деи-Франчези (1599–1600) в Риме. (маньеризм и академизм). Картины Караваджоотличают лаконизм и простота композиции, энергичная пластическая лепка. Вот таким образом такой важный шаг вперед по сравнению с ними составляет луврская «Гадалка» (1594), композиция, о которой можно сказать, что Караваджо здесь вступил наконец на почву бытового жанра в собственном смысле слова.
КАРАВАДЖО (Caravaggio наст. Екатерина Александрийская», около 1598, собрание Тиссен-Борнемиса, Мадрид), как глубокого душевного переживания («Св. Одно из самых известных ранних произведений Караваджо – «Вакх» (начало 1590-х) – демонстрирует и связь молодого художника с традицией и его новаторство. Изучить направление в европейской живописи XVIIв – «караваджизм», центры его развития, последователей и заимствование ими приёмов и сюжетных мотивов Караваджо. Идея картины «Призвание апостола Матфея» в том, что Бог может призвать человека в любой момент, даже греховный, когда он менее всего ожидает этого. Вместо двойной системы образных соответствий, которую мы могли наблюдать в «Вакхе», в созданиях этой линии возникает синтез более однородного порядка.
Фон тёмный и недетализованный, что является характерной чертой манеры Караваджо. В экспонированном на выставке в Москве «Иоанне Крестителе» обнаженный юноша с улыбающимся лицом и освещенным золотистым светом телом обнимает ягненка, доверчиво склонившего к нему почти очеловеченную морду и олицетворяющего грядущую жертву Христа. Это затемненное пространство, это просто лачуга с маленькими окнами. Матфею (1599—1602, церковь Сан-Луиджи-деи-Франчези, капелла Контарелли, Рим).
Обратить внимание на материальность и законченность каждой детали картин. Первым крупным церковным заказом К. стал цикл картин для капеллы франц. Один из теоретиков римского маньеризма художник Цуккаро высказался следующим образом: «Много шума из ничего.
Франциска» (1595), «Жертвоприношение Исаака» (1598), «Кающаяся Мария Магдалина» (1597), «Святая Екатерина Александрийская» (1598), «Марфа и Мария» (1598), «Иоанн Креститель» (1598), «Давид и Голиаф» (1599), «Призвание апостола Матфея» (ок. Искусство Караваджо – очень сложный комплекс творческих тенденций и результатов. Матфея» становится особенно ясной природа знаменитого «кьяроскуро» Караваджо – резких контрастов света и тени, которые были средством не только более объемного, но и более психологизированного изображения, олицетворяя при этом противоборство мировых начал. У них обоих было, говоря словами П. Декарга, «одинаковое стремление напомнить, что вера опаляет» 6. Эту картину Караваджо исполнил для капеллы Контарелли римской церкви Сан-Луиджи-деи-Франчези. Сюжет картины взят из Евангелия от Матфея – Иисус увидел мытаря Левия (Матфея) у ворот Капернаума и призвал его на апостольское служение: «. художника-маньериста Дж.
1602-04), мифологических ("Вакх", 1592-93) и жанровых ("Лютнист", 1595) картин. Один из них находится в Эрмитаже. Анализ композиции «Отдых на пути в Египет».
(маньеризм и академизм). Вооружённые охранники повернули головы в сторону вновь прибывших. Однако клир церкви Сан Луиджи деи Франчези не увидел в этом произведении «ни святости, ни приличия» и художнику пришлось срочно писать новый вариант композиции, более благопристойный, академичный и соответственно более холодный и формальный. В искусстве Западной Европы, можно назвать имя Караваджо.
Трудно себе представить, сколько еще шедевров мог сотворить мастер, не оборвись его жизнь в 38 лет. Но все это – уже без затаенной многозначительности предшествующей картины, отчего на первый план в «Игроках в карты» выступает внешне броский драматический эффект.
Колонна, римский род – древняя итальянская фамилия. Итальянский художник Микеланджело Меризи да Караваджо (1571 – 1610) рассматривается как создатель принципиально нового способа художественного претворения. И результат его работы был поразительным.
А когда последние закончились, ему пришлось искать работу.