В формообразовании подобных мебельных объектов, предназначенных для хранения вещей и сидения, в их декоре (обработке профилей, заимствованном растительном орнаменте и др. ) просматривается явная стилистическая связь с саркофагами древнеримской эпохи. Основоположником нового стиля и крупнейшим его представителем в начале 16 века был Донато дАнджело Браманте (1444—1514).
Все более важным материалом становятся строительные растворы. При нём и его ближайших преемниках в Риме создаётся множество монументальных зданий, произведений искусства. Пилястры активнее выступают из стен, окна имеют разнообразную форму и обрамлены сильно выступающими наличниками. В центре площади возвышается конная статуя императора Марка Аврелия (прижизненное изображение римского императора). Если при сооружении купола Брунеллески должен был учитывать характер ранее построенных частей собора, то полностью новое понимание архитектурного образа он дал в Воспитательном доме (Оспедале дельи Инноченти) во Флоренции (1419-1444) на площади Аннунциаты – первом гражданском сооружении эпохи Возрождения, отвечающем прогрессивным идеям времени. Бесчисленные лампады освещают спуск в подземелье.
Периодизация Романской архитектуры. 37. Вблизи виллы (на Фламиниевой дороги в Риме) Виньоло выставил также близкое ей по характеру казино (летний домик папы Юрия третьего) и небольшую, лаконичную по своим объемам ораторию Сант Андреа – первую овальную в плане купольную постройку, ставшую вскоре предметом многочисленных подражаний.
Это хорошо заметно, например, по решению многих помещений Версаля. Кроме того, в здании библиотеки должен был располагаться государственный архив. Стремление к использованию древнеримских мотивов вытеснило остатки готики. Над росписью свадебных сундуков трудились известные итальянские художники.
Первым фасадом в стиле Возрождения можно назвать фасад кафедрального собора Пиенцы (1459 – 1462), приписываемый флорентийскому архитектору Бернардо Гамбарелли (известен под именем Росселлино), возможно, что и Альберти имел отношение к созданию храма. Кроме этого в проектах предусматривалось наличие нескольких рыночных площадей. Их изучали архитекторы эпохи Возрождения. VI. 7).
Проектом было предусмотрено возведение двух куполов. Оживилась строительная деятельность в Париже. Здание окружено колоннадой тосканского ордера. палеологовское возрождение (1261-1453), время упадка внешнего могущества и величественного культурного расцвета, когда строительство велось главным образом на Балканах эпоха производных стилей (с 1453 до настоящего времени), наступившая с падением Византийской империи, после которого, однако, влияние ее архитектурного стиля сохранялось в России, на Балканах и в регионах с сильным исламским влиянием.
В 1570 г. в Венеции вышел трактат Палладио "Четыре книги об архитектуре", который содержит анализ классических произведений по архитектуре Древней Греции и Древнего Рима. Лучшим образцом зодчества северных Нидерландов может. В изготовлении столов повторяются приемы и мотивы украшений, которые пришли из Италии. Известно немного мастеров, построивших произведения в романском стиле, также как и архитекторов, соорудивших великолепные готические соборы.
В 15 и даже в 16 вв. Ряд их существовал еще в раннем средневековье, однако в тот период они превращались в торговые центры, что было предопределено их размещением на пересечении основных дорог. Фасад в изобилии насыщен скульптурными элементами.
И именно этот период начинает развиваться архитектура высокого Возрождения. Образцы античной культуры сохранились в Византии и после ее разрушения беглецы наводнили Италию. Ренессансные постройки вызывают ощущение статичности за счет того, что происходит наслоение горизонтальных этажей друг на друга. Известным французским теоретиком и архитектором был Жан Бюллан, также побывавший в Италии и написавший трактат о пяти архитектурных ордерах.
Считаться здание городских весов в Алькмаре (1582), созданное в период освоения новых форм ренессансного зодчества и потому сооруженное уже с использованием классических архитектурных форм.
В Англии ренессанс проявляет себя только в декорировании зданий. Алесси строил также виллы, лучшей из которых была вилла Саули (не сохранилась). Эту теорию идеального храма развивал архитектор Леон Батиста Альберти.
Новые храмовые постройки, однако, уже не отличались подобным размахом. Таким образом, палаццо этого периода становятся прототипами будущих общественных зданий.
Первым фасадом в стиле Возрождения считается фасад кафедрального собора Пиенцы (1459-1462), приписываемый флорентийскому архитектору Бернардо Гамбарелли (Росселлино) или Альберти. Жилые здания эпохи Возрождения часто имели карниз (выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений, мебели. Свое особое место в северо-итальянском зодчестве заняла архитектурная школа Генуи. Оно заложило основы европейской культуры Нового времени.
Изобретение станка для выработки тонких листов фанеры по своей значимости для развития мебельного производства имело такое же важное значение, как повторное изобретение пилы (начало XIV в. ) для получения уже не рубленных топором, а пиленых досок. Свое влияние на развитие французской архитектуры оказал и Себасть-яно Серлио, который в 1540 г. прибыл из Венеции в Фонтенбло, где он построил для кардинала Феррары разрушенный сегодня Гранд Ферраре – городской дом (отель), который стал почти на целое столетие французским образцом этого типа здания. Ученик Микеланджело Джорджо Вазари (1511-1574г), автор известных «жизнеописаний», отличался большой свободой обращения с формой. Самое замечательная часть фасада – на половину выступающая из него лестничная башня.
Свод первого фойе покрыт прелестной мозаикой c золотым фоном. Помимо собора Св. Возведя здание Библиотеки и снеся прилегавшую к ней хаотическую застройку, Сансовино зафиксировал южную сторону площади перед собором Сан Марко, разбил очаровательную Пьяцетту (по –итальянски – маленькую площадь) и связал центр Венеции с водной стихией, раскрыв его на лагуну и на устье главной транспортной артерии – Большого канала. Неразрывность художественного и технического творчества выражалась в том, что живопись и скульптура приравнивались к обычным ремеслам. Например, отдельные фрагменты античности встречаются в строения периода Каролингского Ренессанса есть они и в так называемый «оттоновский период» в конце 10 в. (это было время культурного подъёма в Германии при императорах Оттонах Саксонской династии). Основным принципом итальянского Ренессанса стала симметрия сооружения в плане, равномерное распределение архитектурных элементов: порталов, колонн, дверей, окон, скульптурных композиций и декора по периметру фасада.
Близкой к страсбургской школе была возникшая в середине 16 века школа архитекторов в Штутгарте (главным образом Георг Берг и его ученики). их масштабной мерой становится человек. Одной из важнейших проблем итальянской архитектуры 15 века явилась разработка основных принципов сооружения палаццо (городского дворца), послужившего прототипом общественных построек позднейшего времени. При возведении сводов использовался как античный, так и средневековый опыт. Капелла увенчана куполом с фонарем.
Вместо дуба основным материалом мебели становится ореховое дерево. В XIII — XIV вв. Большое значение получают окруженные галереями и ренессансными колоннами внутренние дворы. Чуть вытянутый силуэт собора виден с каждой улицы, с любой площади. Особое внимание они уделяли нарочитой оригинальности замысла индивидуальному почерку, «манере» архитектора. Столовые были, в общем, не известны.
11). Папа Лев X заказал Рафаэлю проект дворца для своего брата Джулиано Медичи.
Здание окружено плотной застройкой, однако благодаря точным пропорциям ордера и соотношениям частей соооружения капелла настолько монументальна, что своим присутствием она как бы раздвигает окружающие стены домов и предстает во всем величии архитектурного замысла автора проекта (рис. Вот таким образом нужно избрать такое местоположение, которое легко доступно со всех сторон Совершенствуется конструкция каменных мостов: появляются пологие оводы кругового и коробового очертания, достигающие значительного совершенства в соотношении размеров стрелы арки, толщины свода и величины пролета. В декоре применяются орнаменты гротеска.
Другим выдающимся мастером североитальянского зодчества был Микеле Санмикеле (1484-1539). Делорм тяжеловеснее и суровее Леско и Гужона.
Вилла очень хорошо гармонирует с окружающей природой.
Ларцы обычно богато декорировались. Главный фасад выходит на проспект Passeig de Gracia, задний — внутрь квартала. Он сохранил план греческого креста, но для купола базилики воспользовался планом Пантеона. Здесь можно обнаружить близость Джулио Романо к маньеристическим тенденциям в архитектуре.
Все размеры ордеров определяются с помощью модуля. Отсюда прекрасный вид на всё пространство парадной лестницы. Обелиск производит впечатление легкого солнечного луча. Церковь Джезу, построена Виньоло в Риме (1568-1584гг) в качестве главного храма ордена иезуитов, оказала большое влияние на последующие развитие церковной архитектуры и вне Италии.
Свободно используя опыт античного зодчества (в особенности императорских вилл и терм), Рафаэль создал проект сооружения 7нового типа, рассчитанного на кратковременные наезды вельможи и приспособленного для отдыха и наслаждения природой. Огромный купол этого храма виден отовсюду, но исчезает по мере приближения к нему. В поисках идеальных форм архитектура обращается ко времени Древнего Рима. Уже Франциск 1 издал указ, чтобы застройщики придерживались определенных правил, чтобы улицы были «красивы, широки и прямы».
В то же время, довольно много строили высокопоставленные придворные Елизаветы I. Историк архитектуры сэр Джон Саммерсон назвал такие здания «домами чудес». Прямые ножки и проноги такого кресла покрыты резьбой. Периодизация Византийской империи.
Вместе с тем искусство ренессанса во Франции носило глубоко своеобразный характер. Особенно богато декорированы локотники и их стойки. Однако старые традиции здесь были еще сильны и их не сразу удалось вытеснить. в той или иной мере несет на себе отпечаток ее воздействия.
Итальянские архитектурные памятники раннего Возрождения находятся в основном во Флоренции среди них – элегантный и вместе с тем простой в техническом решении купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре (1436) и палаццо Питти, созданные Филиппо Брунеллески, определившего вектор развития архитектуры Ренессанса, дворцы Строци Бенедетто да-Майяно и С. Кронака, дворцы Гонди (Джулиано да-Сан-Галло), дворцы Руччеллаи Альберти. 15). В 15-16вв.
Например, подобным палаццо можно считать дворец Строцци (1489–1504), построенный по проекту архитектора Джулиано да Сангалло (рис. Гуманисты ренессанса боролись с церковь и с аскетизмом средневековья. 6. 2).
Большинство черт этого типа зданий воплощено в Лонглите и Уоллатон-Холле. Такой орнамент, а также маскароны (декоративные маски в виде фантастических изображений головы животного или человеческого лица), сфинксы, тритоны, крылатые амуры стали излюбленными декоративными мотивами в мебели того времени. Их устройство отвечало новому порядку литургии и функциональным требованиям. В 16 столетии проникновение в нидерландскую архитектуру мотивов итальянского Возрождения началось с произведений архитектуры малых форм. Архитектурные элементы становятся неотъемлемой частью фасада. В комнатах той поры располагалось только самое необходимое.
В этом в архитектуре Возрождения проявляются наследие готических приемов архитектуры и соображения экономии (можно не переживать о том, как выглядят скрытые от зрителя боковые фасады). Подчеркивается более свободное соотношение пространства и материи. Фасад симметричен относительно вертикальной оси. Искусство Древнего Рима легло в основу художественной культуры того периода. Выдающимся памятником этого периода является ратуша города Падерборна.
Классические нормы изучались и воссоздавались для того, чтобы служить современным целям. Сами святые мощи апостола Петра скрыты от взоров. Тем не менее искусство Ренессанса многим обязано художественной традиции Средних веков.
Но особое значение для формирования архитертурного облика Вениции имели градостроительные работы Сансовино по застройке общественного центра города. По-другому, как известно, этот период – Эпоха Возрождения. Именно здесь в 15 веке строились дворцы для знати, храмовые сооружения, общественные здания. Для строительства этого храма Браманте выбрал мужественный дорический ордер.
Еще продолжалось и завершалось строительство грандиознеых готических соборов, начатых в предшествующее столетие (например, в Ульме). Искусство Возрождения возникло на основе гуманизма (от латинского humanus -- «человечный») -- течения общественной мысли, которое зародилось в XIV в. в Италии, а затем на протяжении второй половины XV и в XVI вв. С пришествием Микеланджело начинается новый этап – Позднее Возрождение. Правители и заказчики хорошо понимали значимость архитектуры и планирования городов для построения идеального общества.
Спинка и лицевые плоскости опорных частей досок украшаются обильной рельефной резьбой. Теперь ворота украшает копия с находившегося в Фонтенбло рельефа «Диана с оленем» работы Челлини. 33.
Условно архитектуру стиля ренессанс можно разделить на три основных периода: ранний ренессанс (середина – конец XV в. ), высокий ренессанс (первая половина XVI в. ) и поздний ренессанс (середина – вторая половина XVI в. ). Во дворце заседали Большой совет и сенат, работал Верховный и тайная полиция. Купола опирают на 4 массивных столба. Самым известным представителем этого периода был Донато Браманте (1444-1514), следовавший в возведении зданий классическим принципам. Его последователями были Бальдассаре Перуцци, Рафаэль Санти, Антонио да Сангалло. В Англии в начале XVII в. можно говорить о стиле Якова, отчасти обязанного своим появлением массовому найму иностранных резчиков и мастеровых (в особенности – из Нидерландов). Однако духовные сдвиги совершались в Германии медленнее и с большими отклонениями, нежели в таких странах, как Италия и Нидерланды. Делаются и более простые столы, столешницы которых украшаются наборным деревом.
Образцы, близкие к своим идеалам, они видели в античности. В 1494 г. Микеланджело получил заказ на строительство во Флоренции церкви Сан Лоренцо. Мост во Флоренции представляет промеежуточную степень между архитектурой Возрождения и барокко. Интересно, что первым ренессансным зданием Флоренции стал комплекс Воспитательного дома (приют для детей-сирот), спроектированный Брунеллески в 1421 г. (рис. курульные кресла.
rusticus – простой, грубый) – рельефная кладка или облицовка стен камнями с грубо отесанной или выпуклой лицевой поверхностью (так называемыми рустами). В Италии на базе античного наследия начинается невиданный до тех пор расцвет искусства. Это был прообраз современного секретера. человек, открывала перед ними широкие возможности. Такое сочетание придает зданиям величественность и монументальность. От эпохи Античности ренессанс перенял логичную ордерную систему. Подготовили почву для более решительных изменений.
Во Флоренции в 1420 г. архитектор Филиппо Брунеллески начал возводить купол собора Санта Мария дель Фиоре, в 1421 г. он перестраивает Сан-Лоренцо и работает над возведением капеллы – Старой Сакристии. Пилястры завершаются карнизом, несущим свод и полуциркульные арки. Фасад так и остался неосуществленным (сохранились лишь две модели), а начатая в 1520г новая санкристия той же церкви, являвшаяся погребальной капеллой и памятником семьи Медичи, была закончена гораздо скромнее задуманного и лишь много лет спустя были установлены скульптуры, выполненный по проекту Микеланджело интерьер напоминает старую санкристию Брунеллески общим отбором архитектурных средств: остов композиции выделен ордером пилястр из темного камня.
Удачно найденный пьедестал и вписанный в овал рисунок замощения площади (восстановлен в соответствии с эскизом Микеланджело в 1940г) содействовали закреплению центра всей композиции. Диттерлейн имел много учеников и пользовался большой известностью.
Их художественный эффект основан на пластике сильно вынесенных вперед верхних этажей и на великолепной орнаментации деревянных частей в особенности венчающих карнизов. Однако общий характер сооружения был сильно изменен. В своей работе «Крестьянская война в Германии» Энгельс так характеризует общественную жизнь Германии к началу 16 в. : «. Образцом декоративного богатства форм может считаться клуатор собора в Эйхштетте. В 1513 г. Рим должен был быть объявлен свободным городом.
Найденные в Воспитательном доме конструктивные и декоративные приемы были развиты Брунеллески в капелле Пацци при церкви Санта-Кроче во Флоренции (начата в 1430 году). В самом конце храма Дух Святой, в виде голубя, как бы из глубины неба осеняет молящихся.
29. Ведущим архитектором раннего ренессанса был Ф. Брунеллески (1377–1446), которого часто называют архитектором нового стиля. Отделанные росписями интерьеры широкими арочными проемами открывались на анфиладу «висячих садов», под которыми таяться гроты и водоемы. Изображения были почти монохромными, без оттенков. Продолжил строительство собора архитектор и художник Рафаэль Санти. Его наиболее известная работа – улица Уффици во Флоренции (с 1560г) где Вазари занимался реконструкцией городского центра.
Построено за 18 месяцев в 1524-1525 гг. Она стала образцом нового архитектурного стиля. В письме своему дяде Рафаэль писал: «Я не могу жить в другом месте, только в Риме — и это из-за своей любви к строящемуся храму, который я возвожу Где оно, на всем свете место более достойное, чем Рим и есть ли более благородное предприятие, чем сооружение собора Св. Петра. ». Практически Ренессанс — период наступления штукатурки в архитектуре. Общая характеристика, особенности, примеры. Западная часть СОБРа уже в эпоху барокко была сильно развита и дополнена своего рода вестибюлем или нартексом, по проекту Карла Модерна (с 1607г) и в окончательном своем виде композиция храма приобрела, таким образом, удлиненную форму. Римляне никогда не строили зданий, подобных церквям раннего периода развития возрождённого классического стиля или особнякам преуспевающих купцов XV века.
Менее оригинален он в своем крупнейшем церковном сооружение – цркви Санта Мария дель Кориньяно (начата в 1552 Г), в замысле которой заметно воздействие Микеланджело. Ко времени своего приезда в Рим (1508г) 25-летний Рафаэль, несомненно, глубоко чувствовал специфику архитектуры. Палаццо дель Те (Палаццо Те) – загородная вилла маркиза Федерико II Гонзага в болотистой местности, окружающей Мантую.
Как и в период Тюдоров, строилось мало церковных зданий, но зато было возведено несколько «домов чудес» в стиле короля Якова. Не менее выразительны фахверковые общественные постройки (конструкцию которых составляет деревянные каркас с кирпичным заполнением), достигшие в этот период замечательной художественной выразительности, в частности ратуши Вернигероде и Альсфельде, крупные по размерам и смелые по своим конструкциям. При гонениях на христиан во времена Нерона он был распят в Риме вниз головой. Глубокая резьба иногда покрывается позолотой и местами имеет прописанный цветной фон.
Простые и ясные интерьеры Ф. Брунеллески (1377 – 1446 гг. ), например, в капелле Пацци (1430 – 1461 гг. ) в церкви Санта-Кроче во Флоренции, оказали глубокое воздействие на последующее понимание внутреннего пространства. В Италии существовали самые благоприятные условия. Бальдассаре Перуцци (1481-1536г), к которому восходит одно из самых известных сооружений высокого возрождения в Риме, знаменитая своими росписями вилла Фарнезина (1059-1511г), особенно ярко отразил новые тенденции в римской архитектуре. Наиболее интересен палаццо дель Те, расположенный вблизи города. В знаменито Гейдельбергском замке дается особенно яркое воплощение этого стиля.
К числу его важнейших построек относится вилла папы Юлия третьего в Риме (вилла Джулия), в которой Виньоло принадлежат, по-видимому, классический яркий фасад и общая композиция, в камерных масштабах использующая некоторые черты неосуществленного Браманте замысла Ватиканского дворцового комплекса. Это был период разложения феодального строя и формирования новых буржуазных общественных отношений. Осуществленный фрагмент (часть центрального круглого двора и одно крыло виллы) свидетельствует об огромном размахе сооружения, органически объединенного с масштабами холмистого склона и подчиняющего полуприродный, полуискусственный пейзаж парка, с которого открывается великолепный вид. Дрессуар служил для хранения сосудов, столовых приборов и ценных вещей.
С этого времени для изготовления мебели вместо дуба используется орех. Иногда здесь делалась опорная консоль в форме большого акантового листа.
После разграбления Рима в 1527–1528 гг. Брамантовский проект собора святого Петра не был осуществлен, но заложенные в нем идеи центрально-купольного здания широко варьировались в работах многих мастеров, строивших в самых различных городах Италии. Однако после смерти в 1519 г. правителя Флоренции Лорепцио Медичи Микеланджело смог построить небольшую капеллу – сакристию (усыпальницу) для Лоренцио. Маленькая горизонтальная доска образует сиденье, которое обычно имеет восьмигранную форму. Шероховатость фактуры камня усиливает мощь архитектурных форм. На Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро в Монторио (1503) Браманте вдохновили ротонды римских храмов.
Соображения обороны постепенно отступили на второй план. Эпоха Возрождения – блестящий этап в развитие французской культуры и искусства. Обычно в таких дворцах наиболее чётко выделялся вестибюль (для приёма посетителей), библиотека (что не удивительно в век начала книгопечатания и широкого распространения книг), кабинет-студиоло и галереи.
Особо интересен венецианский монетный двор, который возводился как символ устойчивости государства и денежной единицы – цехина, который чеканился тогда в Венеции, но был тогдашней мировой валютой (аналогом евро и доллара) (рис. Однако и в их творчестве находят свое отражение черты кризисного мировосприятия. Затем в Нидерланды стали приглашать итальянские (или учившиеся в Италии) архитекторы, которые сооружали главным образом дворцовые постройки правителей и дома для знати. Локотники делаются сквозными с грузными точёными подставками в виде баляс.
Интересно, что помимо храмов происходил и поиск архитектурных форм идеального города. Красно-золотой зрительный зал в итальянском стиле выполнен в форме подковы. Примером подобного решения может служить площадь в Гауде. Круглый зал находится в центре виллы и имеет верхний световой фонарь под куполом. Для Раннего Возрождения характерны два типа церквей.
Андреа Палладио в основном работал на севере Италии – в Венеции и Виченце. Кроме того, если смотреть на колоннаду из определенных точек, то вместо четырех рядов колонн наблюдатель видит только один ряд, а остальные словно исчезают. По существу. Членения фасада с помощью ордерных систем сделаны более выразительными.
Некоторые из них были возведены или же перестроены, специально для роскошных развлечений Елизаветы I и ее окружения во время ежегодных Королевских выездов. Но облик Венеции создают не только уникальные сооружения. Доски спинки и ножек могут иметь небольшой наклон. VI. Так возникают постройки, в которых новые формы архитектур причудливо соединяются с готической конструктивной основой, например здание Канцелярии городского суда в Брюгге (1534-1537, архитектор Христиан Сиксденье) – небольшая двухэтажная постройка, расположенная на Рыночной площади рядом с внушительной зданием средневековой ратуши.
В 1546 г. после смерти архитектора Джулио Романо 72-летний Микеланджело становится главным архитектором строительства собора Св. Именно эта работа Браманте как архитектора знаменовала собой наступление нового периода в истории архитектуры – периода высокого ренессанса (рис.
Ярким примером ранней барочной архитектуры является мост Санто-Тринито (мост Троицы) во Флоренции, черты более зрелого стиля проявляются в архитектуре моста Вздохов в Венеции. Произошло это в 1506 году, а всего храм строился 100 лет. Ордер завершается мощным антаблементом с балюстрадой. а также Дом гильдии стрелков в Антверпене.
Во второй половине 16 века в германии выдвигается несколько крупных архитекторов. Изучение античных образцов вело к усвоению классических элементов архитектуры и орнамента. Гигантская купольная система собора стала шедевром архитектурной мысли своего времени. Впервые этот принцип проявляется в здании Альберти – Базилике ди Сант Андреа в Мантуе. Используя особенности рельефа, Микеланджело устроил с этой стороны торжественный подход – широкую и пологую лестницу, на верху которой он поставил античные статуи диоскуров.
Первой работой Браманте стала в 1479 г. реставрация церкви Санта Мария прессо Сан Сатино (Santa Maria presso San Satiro) в Милане. VI. Первые предвестники искусства Возрождения появились в Италии в XIV веке.
В 1444 г. Брунеллески закончил строительство Воспитательного дома. В храмах модулем часто является ширина пролёта нефа. Он освещен огромной люстрой из хрусталя, а потолок расписан в 1964 году Марком Шагалом. Круг приёмов и мотивов украшения постепенно ширится: появляются фигуральные решения, гротеск, орнамент в виде арабески, в обиход вводится окрашенное дерево, осваивается приём тонирования с помощью раскалённого песка. чертозскую мозаику. Классические нормы изучались и воссоздавались для того, чтобы служить современным целям.
Архитектор сказал: «Пусть тот, кто сумеет стоймя утвердить яйцо на мраморной доске и возводит купол». В архитектуре эпохи Возрождения используются различные ордера, которые могут выстраиваться в ряд в соответствии с так называемой классической подчиненностью – от самого тяжелого дорического в нижней части к коринфскому наверху. Главное содержание перемен – изменение мировоззрения.
Среди сооружений этого типа в 15- 16 веках известны сохранившиеся в городе Мехельне (Малине) Дом цеха рыбаков (архитектор Ромбоутс Кельдерманс, умер в 1531 г. ) и Дом лосося (1530). В 1420 г. Брунеллески выиграл городской конкурс.
Потолки стали делать под античность. Крышка сундука изнутри покрывается росписью. В 40-50гг 16 века, когда церковь и инквизиция относилась еще терпимо к гуманистам, если они развивали свои взгляды в узкой области (филологии и археологии) и не затрагивали общих вопросов мировоззрения, в римском зодчестве наметилось еще одно, «ученое» или «академическое», течение.
Каменные жилые дома романского периода сохранились в Европе только в нескольких местах. VI. Более органично принципы готического и ренессансного зодчества объединены в архитектурных формах монументального двора во Дворце правосудия (бывшем дворце епископа) в Льеже (двор сооружен в 1526-1540 гг. ).
Композиции Палладио всегда исполнены покоя, глубоко уравновешены, «классичны» в своей гармонической цельности. В Северной Италии (в Ломбардии и Венеции) вместо резьбы начали широко применять инкрустацию из дерева разных пород и слоновой кости, т. н.
На рубеже 14 — 15вв. В этом содержалось одно из главных нововведений французской манеры убранства интерьера. Косяки, филёнки, карнизы, фронтоны заполнены элементами различных орнаментов.
Написанный Серлио трактат «Архитектура», первая иллюстрированная книга, сыграл важную роль в распространении знаний об архитектуре Высокого Возрождения Италии. предположительно архитектором Филиппо Календарио. Это главное здание Венеции было прежде всего резиденцией дожей (выборного главы Венецианской республики). (Например, в Чертозе Повийской – монастыре недалеко от Милана).
Название стилю дал художник исследователь итальянского искусства, написавший книгу «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев ваятелей и зодчих (1568 г. ) Джордано Вазари. В качестве организующего и декоративного начала широко использовались ордерные элементы и пышный декор.
Фасад дворца украшается яркими декоративными элементами геральдического характера (лилиями фамильного герба Фарнезе). Дворец дожей в Венеции (Палаццо Дукале) – памятник итальянской готической архитектуры, одна из главных достопримечательностей города. VI. 4). В архитектуре его последних сооружений – таких, как палаццо ди Джустиция в Мантуе, фасад которого расчленен огромными гермами — пилястрами и корпус (так называемая Каваллериция) в Мантуанском замке Гонзаго (1538-1539) с его изображенном в штукатурке грубой рустикой и вынесенными на консолях витыми колоннами, — проявилось стремление мастера к многообразию и чрезмерному богатству форм, к созданию нарочито оригинальных, преувеличенно динамических композиций.
Интенсивная строительная деятельность (руководство достройкой собора Орвьето, укрепления в Пьяченце) рано принесла Санмикеле заслуженную известность прекрасного строителя и инженера-фортификатора. В этой капелле впервые стали проявляться тенденции архитектурного стиля маньеризм (поздний ренессанс) (рис.
Особенности и значение, образное решение. Парижская опера (фр. В течение XVI в. сундуки окончательно теряют свою прямоугольную форму. По сторонам центральной лоджии вдоль всего фасада тянутся неглубокие галереи, устроенные, по видимому, для наблюдения за конными состязаниями (эти состязания проводились в саду, отделенном от здания бассейном).
Эти пространства были как бы взаимно связаны. Для облицовки кирпича использовали штукатурку, мрамор, камень. Это строения со сводами и стенами из кирпича (крестовые, коробовые, парусные, сомкнутые, купольные и сферические) с частичным использованием деревянных элементов в балочных конструкциях перекрытий этажей, в стропилах наклонных крыш. В этом небольшом скромном здании ощущаются простота и сила.
Образцом для подражания считался римский Пантеон. Наиболее выдающимся памятником архитектуры эпохи творчества Палладио является знаменитая вилла Ротонда под Виченцей (пригород Венеции). В эпоху Возрождения продолжилось возведение частных дворцов – палаццо. Помимо ковров (украшавших лишь самые богатые интерьеры), расписных или кожаных занавесей, а также шерстяных или хлопковых покрывал в большей части комнат практически не было постоянных предметов обстановки. Благодаря его творчеству основой новой архитектуры снова стали пропорции, ему принадлежит возрождение использования «золотого сечения» в архитектуре, которое позволяло добиться гармонии в архитектурных конструкциях. В центрах мебельного производства Средней Италии (в Риме, Сиене, Болонье) мебельные объекты имели крупную декоративную резьбу.
10). Они имели регулярную планировочную основу. С именем Брунеллески связывают сооружение центральной части палаццо Питти (начато в 1440 году) во Флоренции, выложенного из громадных, грубо отесанных каменных блоков (кладка блоками получила название руста). Однако можно проследить и некоторые общие признаки. Среди множества представленных проектов, рисунков и моделей выделялся фантастический проект архитектора Филиппо Брунеллески (1377 – 1446).
Архитектура возрождения в Италии может быть разделена на два основных периода – ранний (XV век) и зрелый (XVI век). Однако храм построен не был, сохранились лишь эскизы и чертежи.
Новый классический стиль начинает проникать в здания общественного характера. Этот удивительный эффект достигнут благодаря хитроумному расчету архитекторов. Стоящая рядом библиотека является полной противоположностью монетного двора. Потолок был плоский, деревянный, но в некоторых случаях применялся и свод, например в капелле Карла Великого в Аахене, построенный по образцу храма Сан Витале в Равенне. Оно полностью базируется на классических принципах. Основными памятниками итальянской архитектуры этого времени являются светские здания. План базилики происходил от римских залов собраний.
Символ Флоренции – собор Санта-Мария дель Фьоре (1296 – 1470). Итальянские архитектурные памятники раннего Возрождения находятся в основном во Флоренции среди них— элегантный и вместе с тем простой в техническом решении купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре (1436) и палаццо Питти, созданные Филиппо Брунеллески, определившим вектор развития архитектуры Ренессанса палаццо Медичи-Риккарди, построенный Микелоццо ди Бартоломео, палаццо Строцци Бенедетто да-Майяно и Кронака, палаццо Гонди (Джулиано да-Сан-Галло), палаццо Ручеллаи Леона Баттиста Альберти. Проблему целостного единства конструкции и фасада впервые осознал Брунеллески, хотя он и не разрешил проблему ни в одной из своих работ. История византийской архитектуры распадается на семь периодов: созревание (395-527), ранневизантийское архитектурное экспериментирование в Италии, Египте, Сирии, Малой Азии и Македонии первый расцвет (527-726), эпоха политического могущества и активного строительства иконоборчество (726-867), время внутренних беспорядков, политической нестабильности и упадка строительства второй расцвет (867-1204), новая фаза могущества власти и размаха строительства Латинская империя (1204-1261), период национальной катастрофы, утраты независимости, полной остановки строительства т. н. Издание альбома рисунков «Здания современного Рима или Сборник дворцов, домов, церквей, монастырей и других наиболее значительных общественных сооружений Рима» (фр. difices de Rome moderne ou Recueil des palais, maisons, glises, couvents, et autres monuments publics et particuliers les plus remarquables de la ville de Rome), опубликованное Полем Ле Таруиллом в 1840 вызвало рост всеобщего интереса к периоду Возрождения.
С 1530 г. процесс после разграбления Рима процесс развития архитектуры итальянского Возрождения получил другие направления. К наиболее известным из них принадлежит портал Старого монетного двора в Дордрехте, который восходит к итальянским образцам, монументальный камин в Зале эшевенов ратуши в Брюгге (1528-1531) работы мастера Ланселота Блонделя и камин Зала совета в городе Кампене (1543-1545), также в изобилии украшенный скульптурой, но отличающийся большим изяществом и чистотой стиля.
Браманте построил также палаццо Каприни (так называемый дом Рафаэля), оказавший большое влияние на развитие дворцовой архитектуры. Проект дворца или купола собора, приобретение картины Боттичелли или статуи Микеланджело волновали каждого жителя, Флоренция служила своеобразной моделью современного города блистательных изобретений и открытий, который часто называли «новыми Афинами». Виллу так оставили недостроенной, эксплуатировали только достроенную её часть.
Смена эпох – это не только новые стили в искусстве. Находится на площади Святого Марка рядом с одноимённым собором. VI. Расположение колонн и окон передаёт стремление к центру.
Отмеченные детали (стрельчатость, вертикальная расчленённость устоев, аркатура и др. ) в некоторой степени предвосхищают приёмы романских и раннеготических зданий, развившихся несколько позднее в странах Европы. VI. Многие римские папы этого периода не были чужды гуманистических идеалов. Крупнейшим зодчим следующего за Браманте поколение был его земляк Рафаэль.
Ее расцвет начался с середины 16 века, когда один из крупнейших итальянских архитекторов этого времени Галеацо Алеси прошедший серьезную школу в Риме на изучение построек Микеланджело, перенес свою основную деятельность в Геную. Передние ножки, продолженные вверх над сиденьем, служат опорой брускам локотников. Изучение античного наследия становится более основательным, оно воспроизводится более последовательно и строго реликты средневековья исчезают искусство полностью базируется на классических принципах. Микеланджело усилии массивность устоев и стен. Скрещивающиеся ножки-опоры таких стульев (кресел) имеют плавно изогнутую форму их нижние и верхние выступающие над уровнем сиденья концы соединены поперечными планками.
Вилла Мадама в Риме начатая Рафаэлем для кардинала Джулио Медичи (в последствии ставшего папой Климентом седьмым), позволяет оценить его вклад также и в эту область архитектуры. Первым его зодчим был великий Донато Браманте.
Кроме того, Франциск I приказал построить многочисленные дворцы в центральной Франции – в провинции Иль-де-Франс, в частности, Мадридский замок и Загородный замок Фонтенбло (60 км от Парижа), который вместе с пристройками 1528 – 1540 гг. План зданий эпохи Возрождения определён прямоугольными формами, симметрией и пропорцией, основанной на модуле. Таким образом создается плоский узор на плоском фоне. Средний и поперечный нефы значительной высоты (20 м) доминируют в интерьере и на фасадах. Виньоло развил намеченное еще Альберти сочетание широкого и высокого главного нефа с неглубокими боковыми капеллами, достигнув большей выразительности и цельности главного пространства.
Стенки наиболее ранних итальянских ларцев (XV в. ) собираются с помощью весьма примитивных приёмов ящичной вязки, когда отдельные доски сбиваются под прямым углом деревянными гвоздями (нагелями). Среди них были Себастьяно Серлио, Микеле Санмикеле и Якобо Сансовино. Во Флоренции по проекту Микеланджело осуществлены также интерьеры библиотеки Лауренцианы.
Число церковных и королевских заказов в Англии времен Реформации было весьма ограниченно. Среди его ранних построек в Риме следует отметить исполненный грузной силы банк Сан Спирито (1523-1524г), срезанный угол которого с мотивом римской триумфальной арки в верхней глухой части стены – первый пример углового фасада. Главный вход во двор (внешне более скромный, чем боковой северный портик с тремя арками) расположен по оси ансамбля и повторяет в уменьшенном виде трехнефный въезд римского палаццо Фарнезе.
В конце XV в. после завоевания турками Константинополя, Трапезунда и Мангупта (княжество на Крымском полуострове) начинается упадок средиземноморской и причерноморской торговли. Со вступлением на папский престол Юлия II (1503) центр итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, папа привлёк к своему двору лучших художников Италии. Ряд домов в которых можно отметить черты нидерландского воздействия, сохранились также в Висморе, где работало несколько нидерландских архитекторов и Вестфалии (группа вестфальских замков).
Формы Кремлевских покоев и храмов несут в себе печать итальянского Возрождения, вернее его синтеза с русскими архитектурными традициями. Он имеет форму высокой, к верху утонченной колонны, но не круглой, а шестигранной. Фасад церкви, выполненный в несколько переработанном виде Джакомо дела Порто (1575г) предопределил развитие церковных фасадов в эпоху барокко.
От этого незначительного изменения размера и возникает ощущение устремленности ввысь. Центральная часть фасада Лувра своими величавыми формами подобна триумфальной арке. Горизонтальные тяги-пояса подчеркивают членение здания на три этажа. Впервые этот принцип проявляется в здании Альберти— Базилике ди Сант Андреа в Мантуе.
32. может служить примером здания-ротонды с центричным планом. Итальянские архитектурные памятники раннего Возрождения находятся в основном во Флоренции среди них— элегантный и вместе с тем простой в техническом решении купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре (1436) и палаццо Питти, созданные Филиппо Брунеллески, определившего вектор развития архитектуры Ренессанса дворцы Риккарди, построенные Микелоццо-Микелоцци, дворцы Строци Бенедетто да-Майяно и С. Кронака, дворцы Гонди (Джулиано да-Сан-Галло), дворцы Руччеллаи Леона Баттиста Альберти. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить прекрасную ротонду в его «Обручении Марии».
Они отличаются от флорентийских тем, что большинство их рельефных украшений делается из левкаса (смеси мела, гипса и клея), которые потом золотятся. Строителем ее был крупнейший нидерландский архитектор 16 столетия Корнелис Флорис. В XVI в. центром итальянский архитектуры становится Рим.
Он следовал стилю Высокого Возрождения, который в самой Италии уже вытеснялся барокко. Но только к середине столетия создались предпосылки для более широкого внедрения классического стиля в архитектурную практику. Еще один новый тип фасада создан Рафаэлем в палаццо Пандольфини во Флоренции, едва ли не лучшим и наиболее точно воспроизведенном архитектурном замысле мастера (построен после его смерти Франческа Сангалло).
Здание завершено единым ордерным карнизом. В каждой стране Европы были собственные черты и особенности строительства. Альберта и А. Палладио.
Четыре громадных столба поддерживают среднюю арку свода. В начале XV в. Флоренция претендовала на роль главного города Италии, противопоставив себя «вечному городу» – Риму. В Мантуе он возвел несколько значительных сооружений. Венеция, в которой проживало 125 тыс. Старое и новое находились в нерасторжимой связи и противоборстве. Прежде всего это касалось защиты города.
Необычайно высокая эстетическая культура ощущается в Венеции повсеместно. Период этот приблизительно совпадал по времени с началом разделения обязанностей инженера и архитектора, которые совмещались ранее в одном лице. Зал вмещает 1900 зрительских кресел, отделанных красным бархатом. Из античной архитектуры ренессанс перенимает ордерную систему. Другой распространенной формой мебели для сидения продолжают оставаться курульные кресла. Полукруглый купол покоится на высоком барабане.
Собственный архитектурный стиль подчеркивал автономность данной области. Подчеркивается более свободное соотношение пространства и материи. Браманте воспроизвел круглую форму римского храма с колоннадой вокруг целлы. На рубеже XVI и XV веков скульптура начала играть более самостоятельную роль. Северный внешний фасад его вздымается, подобно старинному замку Амбуаз, над высоким обрывом. Такой блок распиливался затем на поперечные, одинаковой толщины пластинки, которыми обклеивали поверхность мебельного объекта.
Чертозской мозаикой украшались курульные кресла, маленькие ларцы и даже кассоне. Он используется и в конструкциях и в элементах оформления. VI. 9). Архитектура Высокого Возрождения. Opra de Paris), то же, что Гранд-опера (фр.
На Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро в Монторио (1503) Браманте вдохновили ротонды римских храмов. Интересным примером деятельности автора будет Вилла герцога Мантуи. В то время как произведения эпохи Возрождения, даже небольшие здания или просто проекты были аккуратно задокументированы с самого своего появления. Кирпич по — прежнему остается привычным материалом, конструктивным и декоративным.
Стена опять приобретает свое первоначальное тектоническое значение. Как и в готический период строительство было сконцентрировано в городах. представляет собой наиболее сохранившийся замковый комплекс Раннего Ренессанса во Франции.
Палаццо Бекилаква в Вероне — характерный пример этих сооружений. Его наиболее видное произведение – дворцовый фасад палаццо Питти во Флоренции (начат около 1560г) – несет в себе явные черты маньеризма. На протяжении 10 лет расписывалась самим Романо и его учениками. На фасаде – двуглавый черный орел – символ Вольного Имперского города, а на фронтоне – шишка пинии (итальянской сосны) – напоминающая о Древнем Риме и истории города Аугсбург, которому исполнилось 2000 лет.
В подобных случаях строгое композиционное равновесие различных частей площади обычно не соблюдалось и признаки единого ансамбля оказывались выраженными в меньшей степени. Стена насыщенна украшениями, но не перегружена ими. Отдельные элементы идеального города были воплощены и за границами Италии. Дворцовое строительство развивалось под сильным влиянием таких ранних построек, как дворец могущественных Медичи во Флоренции. К четырем углам здания примыкают своеобразные башенки — узкие стройные многогранники.
В течение нескольких десятков лет собор простоял с отверстием в центре перекрытия. Они разрабатываются как целые скульптурные гротескные композиции.
распространилось в других европейских странах. Здесь сохранилось много прекрасных образцов зданий в стиле Ренессанс. Эта политика требовала воплощения в новом сооружении могущество католической церкви. башни соборов и ратуш. Особенности и значение, образное решение. бывший патриарший православный собор, впоследствии — мечеть, ныне — музей всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии.
Микеланджело впервые в этой своей работе применил одновременное соединение скульптурной пластики и архитектуры в интерьере капеллы. Используя остатки ранее существовавших сооружений (палаццо Сенаторов, построенного в середине века на остатках римского Табуллария и палаццо Консерваторов), а также античную скульптуру, Микеланджело создал здесь один из самых выдающихся градостроительных ансамблей эпохи возрождения. Наиболее выдающимся архитектором этого периода стал Донато Браманте (1444–1514).
Однако, часто посаженные окна, обрамленные богатым ренессансным орнаментом, статуи в нишах, пилястры, рустика, нарядный декоративный скульптурой портал в целом подчинены строго ритмичному членению и правильным четким пропорциям (отделка здания, по видимому, принадлежит Петеру Флеттнеру), в 1533-1535 гг. Края доски сиденья и нижняя кромка короба сиденья профилируются. Такой шкаф, поднятый над полом и поставленный на подставку или на ряд ножек, стянутых проногами, включал в себя три или пять рядов маленьких ящичков, наружная сторона которых была богато инкрустирована. Существовала также мебель для сидения в виде табуретов на дощатых опорах и сиденьем восьмиугольной формы, разгибные Х-образные стулья, т. н.
С 1514 г. Рафаэль руководил проектом возведения собора Святого Петра. Он составил план собора по образцу греческого равноконечного креста. Он был также глубоким исследователем и теоретиком архитектуры его «четыре книги об архитектуре», трактат, содержащий чертежи многочисленных произведений мастера, обмеры и описания античных памятников, стал настольной книгой для архитекторов последующих столетий.
Сундук начал утрачивать характер простого ящика. Фронтон (от лат. Постройки автора наполнены декоративными элементами и расписным внутренним содержанием. Ему и выпала честь завершить сооружение купола над собором.
15-16-е века благодаря географическим открытиям стали переломным моментом в истории европейской цивилизации. Джакомо дела Порта и получил несколько вытянутые очертания. Главной площадью города оставалась рыночная площадь, на которой размещалась ратуша, а также гильдейские и цеховые дома. Рядом с корпусом Людовика 12, воздвигнутом из кирпича и белого камня по готической строительной системе и несущим лишь элементы ренессансного декора, они создали наиболее примечательную часть ансамбля – корпус Франциска 1, абсолютно самостоятельную и новую по типу постройку.
В основном сохранялась прежняя планировка города и его главных частей. При этом отношение большей величины к меньшей соответствует отношению общей величины к большей из двух соотносящихся величин. Микеланджело также меняет традиционное представление об итальянских палаццо. Последователи этого течения считали, что каждый человек имеет право свободно развиваться как личность, реализуя свои способности. Дом Батло в Барселоне. Важнейшим его произведением является палаццо Фарнези – величественное 3хэтажное сооружение, гладкие оштукатуренные стены которого (с рустированными углами и порталом) расчленены одними лишь горизонтальными поясами.
Гуманизм провозгласил высшей ценностью человека и его благо. Впоследствии из этой тенденции развился стиль барокко, а затем, в XVIII столетии, стиль рококо. Э Тим в значительной мере определялся и характер классовых взаимоотношений.
Приземистый одноэтажный (частично с мезонином, то есть с низким полуэтажом, предназначенным для размещения слуг) палаццо, возведенный по периметру обширного квадратного двора и обработанный мощным рустом и дорическим ордером (пилястры снаружи и полуколонны внутри), внешне кажется слишком суровым для увеселительного типа дворца. Поверхность дерева после выглаживания обычно вощилась. Сложившиеся типы зданий – отличались экономной ассиметричной композицией и максимальной обособленностью каждого жилища.
Именно здесь сохранилось большое количество сооружений времен Римской империи. Театр Гранд опера в Париже. Grand Opra), в современной Франции известна как Опера Гарнье (фр.
Со вступлением на папский престол Юлия II (1503) центр итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, папа привлёк к своему двору лучших художников Италии. Эпоха Возрождения (Ренессанс) в Италии охватывает XV – XVI века.
Своеобразный контраст к брюссельской ратуше представляет знаменитая ратуша в Лувенне (1448-1463), строителем которой был главный мастер каменных дел города Лувена Матье де Лайен. Сооружались целесообразные по своим функциональным качествам и выразительные по формам постройки хозяйственного назначения, в их числе – городская бойня в Ауксбурге, соляной склад в Любеке, городские укрепления (башенные ворота в Любеке) и многое другое. Чертозы были довольно многочисленны на Севере Италии и имели высоко развитые художественные мастерские. Из античной архитектуры ренессанс перенимает ордерную систему. Во дворе он заложил аркады второго этажа и, обработав стены третьего яруса наложенными друг на друга пилястрами (прием, получивший широкое распространение в архитектуре барокко), придал ей особенно выразительную пластику и напряженность.
Построенные им палаццо Массими (начат в 1535году), свидетельствует не только о мастерстве зодчего, создавшего на тесном неправильной формы участке убедительную композицию дворца с великолепным внутренним двориком, но и новых приемах расположения зданий в городской постройке: дворец органически вписывается в улицу, повторяя её изгиб линией фасада. Сама площадь Сан Марко приобрела свой окончательный вид после завершения строительства Новых Прокураций (начатый Скамоцы, законченный Лангеной в 17 веке) и торцового корпуса, замкнувшего площадь Сан Марко с запада (построен в начале 19 века). Первая значительная постройка Палладио — знаменитая Базилика в Виченце (1549-1514). Петра гению Микеланджело принадлежат реализованные проекты площади Капитолия с дворцами.
Кроме того, Гауди полностью перепланировал нижний этаж и бельэтаж, создав для них оригинальную мебель и прибавил подвальный этаж, мансарду и асотею (ступенчатую террасу крыши). В области зодчества Милан был необычайно консервативен. В немецкой архитектуре 16 века в основном можно проследить два течения. По проекту Сансовино строят монетный двор, библиотеку и лоджетту. Самые значительные из архитектурных работ Бюллана — замки Экуан и Шантельи.
Декорированные «голландские» фронтоны украсили многие дома, построенные в это время, особенно в Восточной Англии имевшей тесные связи с Нидерландами. Наиболее ярким представителем стиля ренессанс в Париже можно считать Отель де Билль (парижскую ратушу), но наиболее значительным, конечно же, является Лувр – королевский дворец, возведенный по проекту П. Леско в 1518–1578 гг. VI. 2). Это направление не получило в зодчестве столь широкого распространения и в сооружениях архитекторов, причисляемых к маньеристическому лагерю, негативно-разрушительные черты не выразились в такой отчетливой форме.
Когда угасла торговля, экономика страны пришла в упадок. Церковные фасады, как правило, размерены пилястрами, арками и антаблементом (балочное перекрытие пролёта или завершение стены), увенчаны фронтоном. Тем самым архитектор подчеркивает единство образа и гармонию. В простенках между окнами, а также в промежутках между этажами расположено огромное множество статуй, которые утрачивают свою самостоятельность и воспринимаются в качестве своеобразного декора.
С середины XVI в. Париж становится центром европейского Возрождения. В более поздний период резьба становится более пышной и выполняется в высоком рельефе.
Дворцы были символом власти и богатства династий, чьи амбиции ясно выражались в архитектуре этих зданий. Архитектурный язык Высокого Возрождения стал более монументальным и продуманным. К этому течению следует отнести деятелей созданный еще в 1530гг «Витрувианской академии» Марчелло Червини, Перруци и, прежде всего Виньолу. Эта первое ренессансное сооружение Франции, хотя и сохраняющее отдельные готические черты.
Во второй половине 15 века во Флоренции строится много дворцов городской знати. ниже). Именно в это время формируется истинно национальное французское мебельное искусство.
Браманте перестроил также маленькую надгробную часовню Сан Сатиро — 9 век, у северного конца трансепта, превратив ее из крестообразной постройки в круглую с нишами и пилястрами, образующими свободный ритм, подчеркнутый светотенью. Спуск этот окружен мраморной решеткой, но она всегда закрыта: богомолец может только преклонить колени перед ней. Наиболее замечательной особенностью дома Бальо является практически полное отсутствие в его оформлении прямых линий.
В храмах модулем часто является ширина пролёта нефа. Автором этого произведения был утрехтский скульптор Колейн де Ноле. Это базилика и церковь или часовня с центричной планировкой. Ранний период.
Въездные ворота в Анэ уподоблены массивной трехпролетной триумфальной арке.
В городах зарождались ростки гуманизма. Архитектурные вкусы стали определяться отныне придворной и феодальной аристократией (с которой старались сблизиться и представители буржуазии, вкладывавшей свои средства в землю), а несколько позднее воинствующей католической церковью.
Некоторые идеи были воплощены в жизнь. Самым замечательным плодом сотрудничества архитектора и скульптора был новый фасад Лувра. 12). Такие места для сидения получили название касса-панка (cassa-panca).
Мебель украшается также инкрустацией из камня и пластинками цветного мрамора. В то время как произведения эпохи Возрождения, даже небольшие здания или просто проекты были аккуратно задокументированы с самого своего появления. Так, появляется сводчатое перекрытие над всем нефом. Внутри здание ратуши подверглось перестройке. Архитектор сумел соединить национальные традиции с элементами Возрождения.
Основоположником направления маньеризма в архитектуре можно назвать Микеланджело (1475—1564), в чьём творчестве проявляется тенденция свободной интерпретации принципов и форм античного искусства. Так, перестраивая дворец герцогов Фарнезе по заказу нового папы Павла III (Фарнезе), Микеланджело полностью меняет главный фасад здания. Своеобразен выходящий во двор южный фасад корпуса: двойные тяги балюстрад четко разделяют три этажа один от другого, стройные ренессансные пилястры членят этажи по вертикалям, богато декорированный карниз и ажурная балюстрада завершают сооружение.
Это и называется маньеризмом. К этому кругу сооружений относиться церковь Санта Мария дела Консалациони в Тодди, начатая Кола де Капрарола в 1508 г (завершена ломбардскими мастерами) и являющая пример великолепного соответствия внешних объемов внутреннему пространству, а также церковь Сан Бьяджо в Мультипульчано, построенная (с1518 г) Антонио да Сангалло старшим. Браманте обратился к античным источникам и возродил центрический тип храмового здания. Прямоугольная доска сиденья, вытянутого по ширине, украшалась резным подзором. Архитекторы эпохи Возрождения заимствовали характерные черты римской классической архитектуры. Свое косвенное влияние городские постройки оказали на строительство феодальных замков.
Стволы колонн или пилястр покрываются каннелюрами или резным плоским орнаментом. Художники этого времени, Пьетро Каваллини (1259--1344), Джотто (1267--1337), Симоне Мартини (1284--1344), рисуя картины традиционной религиозной тематики и отталкиваясь от традиции интернациональной готики, начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции использование пейзажа на заднем плане, что позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными. Фойе — место прогулок зрителей во время антракта — просторны и богато украшены.
Представителем этого периода был Донато Браманте (1444 – 1514), строго следовавший в возведении зданий классическим принципам. Само подстолье украшено по углам львиными масками с висящими под ними точеными шишками.
Иногда передняя стенка кабинета откидывалась и превращалась в столешницу. Во второй половине XVI в. мебельное производство достигает больших высот в Генуе. Для европейских раннефеодальных городов имевших естественно развивавшуюся планировочную схему (Париж, Нюрнберг, Франкфурт-на-Майне, Прага), характерны сильно укрепленные жилые дома. В плане собор представляет собой продолговатый четырёхугольник (75, 6 м длины и 68, 4 м ширины), образующий три нефа: средний — широкий, боковые — более узкие.
Все работы по реконструкции этого дворца были завершены уже после смерти Виньолы в 1625 г. Наконец, в 1568 г. Виньола получает заказ на возведение в Риме храма в честь Иисуса Христа. Популярны глухие своды и купола, оставляющие много места для росписей. При этом ренессанс старается преодолеть массивность и простое нагромождение объемов и для облегчения конструкции в системе сводов применяются различные дополнительные элементы, которые оставляются открытыми и иногда трактуются как детали художественного решения (например, затяжки). Фасады этого дворца построены по принципу членения их на три яруса.
Оно относится к эпохе крупных преобразований города, успешно воплощённых Наполеоном III и префектом Османом.
Наружные фасады генуэзских дворцов сочетают в себе пышность с легкостью и стройность. мастерам. Крупнейшими и ведущими архитекторами периода позднего ренессанса были архитекторы А. Палладио (1518–1580) и Д. Виньола (1507–1573).
Однако некоторая связь с архитектурой все же еще сохранилась. Лучшие постройки этого направления сосредотачиваются в Вестфалии и по нижнему Рейну. Храм Иль-Джезу (рис. Которые придают всему здания характер большой живописности и подвижности. Изящнее и легче главный фасад маленького замка в Шантильи. Нижний этаж ратуши решен в виде арочной галереи — мотив. Применение кирпича в сочетании с белым камнем сообщает фасаду большую выразительность.
Общая концепция проектов, так и осталась прежней. Представители старшего поколения зодчих – в их числе Перуцци и Антонио да Сангалло — младший, которые работали в Риме совместно с Браманте и Рафаэлем и возвратились в папскую столицу после ее разграбления, — пытались здесь найти компромисс между классическими принципами и новыми требованиями. Некоторые романские дома располагались, однако, уже вдоль улицы. Широко раздвинутые богато обрамленные окна, составляющие важнейший элемент фасада, в сочетании со спокойной поверхностью гладкой оштукатуренной стены придают ему черты благородной, сдержанной простоты. Первым образцом периода можно назвать базилику Сан-Лоренцо во Флоренции, построенную Филиппо Брунеллески (1377 – 1446). Во Франции к архитектуре высокого Возрождения можно отнести: созданный П. Леско западный фасад Луврского дворца в Париже, королевский замок в Фонтенбло, замок Ане и Тюильри, возведённые Филибером Делормом Экуанский замок, дворец в Блуа.
Цоколь и карниз верхней части сундука сильно профилированы. Надо заметить, что отдельные элементы античного зодчества использовались и в Средние века.
Но прошло несколько веков и непреходящие ценности древней Эллады вернулись в Европу. Об идеальном городе и сооружения мечтал Рабле, описывая Телемское аббатство, о чем думал Б. Палисси, создавая проекты «идеального» горда – крепости, в котором черты рационализма сочетаются с диковинной фантастикой. Донато де Анжело Браманте (Bramante, 1444-1514 гг. ) – один из наиболее известных мастеров итальянской архитектуры высокого Возрождения. Прежде всего надо отметить город-крепость Ла-Валетту – столицу мальтийских рыцарей. Вплоть до XX века понятие «маньеризм» имело негативную коннотацию («манерный», «вычурный»), но к настоящему времени термин используется только для описания соответствующего исторического периода и, в общем, нейтрален.
Эти шкафы имеют меньший объём и отличаются весьма гармоничными и лёгкими пропорциями. Подчеркивается более свободное соотношение пространства и материи.
В крайне тесной застройки города площади играли роль своеобразных открытых залов. Вторая техническая находка – способ кладки, когда кирпичи располагаются не горизонтально, ас наклоном внутрь, при этом центр тяжести свода оказывается внутри купола – своды росли равномерно (восемь синхронных групп каменщиков) и равновесие не нарушалось. Занимая почти целиком одну из сторон главной площади Брюсселя (Гран-палас), ратуша помещена в окружении гильдейских и цеховых домов, узкие дробные по членениям фасады которых подчеркивают ее масштаб. Часто используется купол на парусах известный уже раньше (например, храм св. Очень важным является и изменение характера пространства.
гротески, т. е. VI. Такой шкаф служил для хранения деловых бумаг, денег, драгоценностей. VI. 6).
Конструкция купола собора Св.
Совершенствование проекта светского здания в стиле Возрождения началось в XVI в. и высшей точки достигло в творчестве Палладио. Фасад (наружная, лицевая сторона здания) в архитектуре Возрождения симметричен относительно вертикальной оси. 13) является классическим примером возрождения в архитектуре понятия композиций. Правда. В страстную пятницу эти святыни показываются народу для поклонения.
Архитектура Аугсбурга развивалась под сильным влиянием итальянского зодчества. Термин «возрождение», возникший в XVI в., означал рождение нового искусства, возрождающего классическую античную культуру. В 1559 г. другой великий архитектор эпохи позднего ренессанса Д. Виньола получает заказ на перестройку дворца герцогов Фарнезе в Капрароле (рис.
Старая Ратуша – одно из самых красивых светских строений эпохи Ренессанса. В храмах модулем часто является ширина пролёта нефа. Заметным стало увеличение масштабов светского и гражданского строительства, храмы и церкви тоже стали выглядеть по-другому. Сохранились описания конструкций и обмеры древнеримских мостов, выполненные Л. Б. В эпоху Раннего Возрождения (XV в. ), когда еще сильны были черты средневековой готики, основное внимание зодчих было сосредоточено на разработке центрально-купольных храмовых сооружений и городских дворцов – палаццо.
Под лоджиями и залом размещены комнаты для хозяйственных надобностей семьи. А стилевой характер большинства построек не составлял резкого контраста со средневековыми сооружениями. С помощью ордерной системы решено и внутреннее пространство капеллы. 36.
Его первый архитектурный заказ, полученный от Медичи, — проект фасада для церкви сан Ларенцо во Флоренции (1515г). виттенбергскими курфюрстами была предпринята постройка замка в Торгау (строитель архитектор Конрад Крепс), в которой проявляется редкого для немецких зданий единство архитектурного массива, центр которого выделяется огромной лестничной башней. Двор обращен в сторону обширных поднимающихся по склону садов (впоследствии – сады Боболи), разбивка которых тоже принадлежит Амманати.
Золотое сечение – это математическое понятие, в архитектуре означает соотношение между двумя величинами (одной большей по размеру, другой – меньшей), заключенными в общей величине. Построена в 1615 – 1620 г. г.
На закате своего существования архитектура возрождения стала сложнее и элегантнее. Жители Флоренции хотели установить над собором огромный купол, но никому из архитекторов не удавалось перекрыть огромное пространство (диаметр купола в основании составлял 42 м. Напомним: диаметр купола собора Святой Софии в Константинополе составляет 31, 5 м). Стена опять приобретает свое первоначальное тектоническое значение. Таким образом, стена приобретает свое первоначальное тектоническое значение. Именно он написал о возрождении искусства Италии, рассматривая эпоху Средневековья как период невежества, который пришел следом за крахом античного искусства.
Целый ряд их обнаружен в Праге на территории Старого города.
Оба они происходят от античных и ранних христианских зданий. Тогда ренессанс считали стилем «подражающим античному».
Без использования средневекового совершенства художественной и строительной техники архитектура эпохи Возрождения и связанное с ней развитие и усовершенствование искусств вряд ли были бы возможны. Окончательное отделение конструкций от облика сооружения произошло в эпоху. классицизма.
Развитие торговли и оживленная момент, когда в основных стилеобразупцих сооружениях (дворцы, соборы, виллы) формальная и пространственная стороны архитектуры начинают развиваться самостоятельно, вне связи с развитием конструкций. Говоря об этой эпохе имеют в виду страны христианской культуры. Это видно по фасадам и декору сооружений позднего ренессанса.
Вплоть до XX века понятие «маньеризм» имело негативную коннотацию («манерный», «вычурный»), но к настоящему времени термин используется только для описания соответствующего исторического периода и, в общем, нейтрален. В итоге проект собора претерпел изменения. На ларцах, украшенных углубленной резьбой, часто встречается орнамент заплетённой лозы с изображениями животных (средневековый мотив), а также более реалистически трактованные изображения человеческих фигур. Первой постройкой Джулио Романо была знаменитая вилла Мадама под Римом. Рядом с ним в Страсбурге выступает Ганс Штох, принимавший участие в постройке Гейдельбергского замка.
Например, существовали стулья с четырьмя прямыми ножками квадратного сечения. Так возникло это сооружение наделено чертами почти гипертрофированной монументальности и представляющее уникальное в своем роде соединение укрепленного замка и великолепного дворца, геометрически четкая масса, которого господствует над окружающим ландшафтом. Художники принадлежали к цеховым организациям, причём художники зачастую относились к цеху аптекарей (фармацевтов), а скульпторы – к каменных дел мастерам.
Формальный язык античного искусства был поставлен на службу идеалам новой эпохи. Ярким примером фландрского ренессанса является ратуша города Антверпена (XVI в. ) (рис. На четырёх частях расписанного потолка изображены различные музыкальные аллегории.
VI. 8). Сундук как бы приподнялся над полом, профили его нижней части теперь плавно сводятся к ножкам, благодаря этому зрительная тяжесть его объёма стала уменьшаться. войсками императора Карла V Микеланджело предложили перестроить площадь Капитолия.
Контрастное противопоставление рустованной стены верхних этажей и глубокого портика под ними придает фасаду абсолютно новый характер. Посреди города возводятся жилые дома феодалов в виде крепостей или крепостных башен. Так, например, Якобо Сансовино (1486–1570) поручили перестройку и достройку здания старых Прокураций.
Окончание виллы Виньоло предоставил Вазари, Амманати и др. Возник эклектичный, но весьма оригинальный прием декорировки. VI. 5). Те, кто занимается изучением человеческого, получают в конце XV в. название гуманистов. Вплоть до XX века понятие «маньеризм» имело негативную коннотацию («манерный», «вычурный»), но к настоящему времени термин используется только для описания соответствующего исторического периода и, в общем, нейтрален. Если ренессансные площади Италии обычно формировались из немногих крупных объемов, то застройка площадей Брюсселя и Антверпена в своей значительной части состояла из множества узких фасадов, каждый из которых выделялся богатством декоративной фантазии и необычайной тщательностью исполнения самых мелких деталей.
30. по проекту Джулио Романо. Однако Браманте при жизни не смог завершить строительство собора. Появляется новый тип так называемых пластинчатых (или дощатых) стульев. Сами архитектурные формы приобрели большую усложненность и прихотливость в духе «пламенеющей» готики. 16).
Легкая аркада на колоннах заменяется ордерной аркадой.
Палладио начал строить виллу в 1553 г. По форме вилла напоминает куб, окруженный со всех сторон шестиколонными портиками ионического ордера, поставленными над широкими лестницами (рис. Нижние планки выполняются в виде опор, а верхние – в виде локотников. Помимо всего прочего аркады скрывали назначение частей здания.
Над входом размещены рельефы с изображение аллегорий войны и мира. Например, это отказ от каркасной каменной основы конструкции готики и предпочтение новой конструктивной системы – простой, вполне гибкой, экономичной и даже облегчающей труд архитектора. Декор сундуков (ларей), особенно их лицевых граней, делается весьма изысканным со строго симметричным расположением орнаментации из канделябров, тонких веток аканта, с выходящими из них фигурами и головками, массивных венков, висящих на тоненьких ленточках, медальонов и др. Учитывалось изобретение артиллерии, вот таким образом планы городов имеют формы с минимальным периметром укреплений нового типа.
Новый стиль сильнее проникает в нехрамовую архитектуру: дворцы правителей, городских властей и знати, ранее подобные крепостям, не во всём отойдя от средневекового облика изменяются, очевидно желание архитекторов соблюсти симметричность и гармонию пропорций. В укрепленных воротах Вероны – первоклассных памятниках ренессансной военно-строительной технике – мастер воплотил внушительные образы форпостов могущественного государства и вместе с тем создал торжественные въезды в город (Порта Нуова, Порта Сан Дзено, Порта Ступа). Например, город-замок Дуино (ныне во владении князей Турн унд Таксис) вблизи от города Триеста, город-крепость Пальма-Нуово около Венеции (рис. Стиль Генриха II, который сохраняется даже в Позднем французском Ренессансе 80-х гг. Этот этап ознаменовался проведением различных архитектурных экспериментов с формами, частотой расположения колонн и других архитектурных элементов на фасаде, усложнением деталей, появлением сложных линий.
Джакомо Бороццы да Виньоло (1507-1573), учившийся у Перуцци начал с ряда построек в болоньи, занимался археологией в Риме и после поездки в Париж (1541-1543гг) работал для семьи Фарнези в ее многочисленных владениях. Со всех четырех сторон фасада устроены лоджии. Точно такое же впечатление глубины, возникающее от площади перед собором Св.
– studia humanitatis), в отличие от studia divina – изучения божественного. Они отличаются гармоничностью, величием пропорций изяществом деталей, отделкой и орнаментом. В храмовом строительстве – стремление к масштабности и величественности. Важно отметить, что движение возрождения характеризуется отходом от анонимности ремесленников и появлением персонального стиля у архитекторов. Сооружение венчалось мощным карнизом. Руст, рустовка, рустик (от лат. Помимо виллы Ротонда Палладио в Виченце перестроил здание базилики (рис.
Петра в Риме. В период кватроченто были заново открыты и сформулированы нормы классической архитектуры. В 1489 г. в Риме для папы Рафаэля Риарио по проекту Браманте начинают возводить палаццо Канчеллерия (дворец канцелярии).
Сильная пластика этой композиции подчеркнута суровой цветовой гаммой серо-белых тонов. Архитектор Леон Батиста Альберти возводит в 1446 г. во Флоренции дворец для банкира Джованни Ручеллаи (рис. Выходящий на улицу фасад по большей части непосредственно переходит в огромный ступенчатый фронтон, не редко занимающий более трети высоты здания.
Вестибюль главной лестницы — одно из самых знаменитых мест Оперы Гарнье.
Дворы, в условиях невероятной тесноты представлявшие особую ценность, часто составляли ядро целого комплекса многоэтажных домов. В особенности это относится к городам на севере страны, но некоторые важные центры юга, в частности Брюгге и Гент, а также снабжены системой каналов.
Колонны и пилястры нередко сплошь покрываются растительным или геометрическим орнаментом. Романская фортификационная архитектура. В нижней части доски ножек скрепляются специальным бруском. Впервые в западноевропейском зодчестве Брунеллески дал ярко выраженный пластический объем купола, вздымающегося к небесам и осеняющего, по выражению архитектора Альберти, «все тосканские народы». Этот храм, построенный Браманте.
В это время стираются границы между светским и церковным искусством, т. к. В Ломбардии была распространена также интарсия из светлых и темных пород дерева. Чертозами назывались в Италии монастыри, основанные монахами картезианского ордена.
Собор Св. Флоренции было чем гордиться: здесь впервые были провозглашены демократические принципы: «Свобода есть неотъемлемое право, которое не может зависеть от произвола другого лица». Характерные черты периодов. Периодизация.
Но через семь лет Браманте умер и начатый им труд продолжил великий Рафаэль.
Строительство собора прерывалось и к 1360 г. его план существенно изменился. Большое внимание уделялось созданию силуэтов зданий и поражающих воображение перспектив. Итальянские архитектурные памятники раннего Возрождения находятся в основном во Флоренции среди них – элегантный и вместе с тем простой в техническом решении купол собора Санта-Мария-дель-Фьоре (1436) и палаццо Питти, созданные Филиппо Брунеллески, определившего вектор развития архитектуры Ренессанса дворцы Риккарди, построенные Микелоццо-Микелоцци, дворцы Строци Бенедетто да-Майяно и С. Кронака, дворцы Гонди (Джулиано да-Сан-Галло), дворцы Руччеллаи Леона Баттиста Альберти.
Теперь они сужены книзу, рельефная резьба покрывает переднюю и две боковые их стенки. Барталомео Амманати (1511-1592), приехавший во Флоренцию уже в пору зрелости, после работы во многих городах, начал свою деятельность в Риме вместе с Виньолой. канделябра, о котором ранее уже шла речь. Здание обычно состояло из трех четко обозначенных этажей, внутри находился дворик. Капеллу венчает купол на барабане, здание украшено коринфским портиком с широкой аркой. Своеобразное видение античности, породило творческое прошлое архитектора.
Архитектор Элиас Холь. Эта деталь широко использовалась в архитектуре домов и общественных зданий. К площади ведет мраморная лестница, украшенная изваяниями Кастора и Полидевка. Здания приобретают монументальный, величественный облик.
VI. 3) и купола собора Санта-Мария дель Фьоре. Характерным элементом архитектурно-декоративного оформления потолков стал кессон. Это здание считалось совершенным уже при жизни архитектора и стало единственным современным строением, включенным Андреа Палладио в его книгу о римских храмах. Гармоничная классическая архитектура Иниго Джонса (1573-1652 гг. ) сильно отличалась от ограниченного в основном декором стиля Возрождения, который был характерен для английской архитектуры XVI в. Джонс сам побывал в Италии и в деталях изучил архитектуру Ренессанса, в особенности работы Андреа Палладио.
Большую популярность к концу XV в. приобретают изображения на лицевых и внутренних (наиболее часто) сторонах филёнок шкафов и кабинетов, а также на стенных деревянных панелях, перспективных видов архитектурных сооружений, многолюдных процессий, различных тематических картин, выполненных в технике интарсии. Развитие получила наука, литература искусство. Последним из блестящей плеяды североитальянских архитекторов 16 века был Андреа Палладио.
Целый ряд таких чисто ренессансных моментов, как четкое деление фасадов, упорядоченность и ритмичность в декорации (не говоря уже об активизирующем орнаменте, колоннах, пилястрах и т. д. ), укореняется ко второй половине века в созданиях многих зодчих. Отличие архитектуры стиля ренессанс в том, что она приобретает более светский и жизнеутверждающий характер. Благодаря искусству итальянских зодчих архитектура Ренессанса завоевала всю Европу. Оттуда он распространился на Испанию, Португалию, Далматинское побережье (город-государство Дубровник), Францию, Фландрию и всю остальную Европу.
Два верхних яруса прорезаны множеством двойных арочных окон. до н. э. ) В период Ренессанса соотношение называли «божественной пропорцией», современное название появилось в 1835 г. Соотношение между величинами в золотом сечении составляет постоянное число 1, 6180339887. Мастера:Лоренцо Бернини Примеры: Собор святого Петра в Риме 34. в городах Северной Италии начался важный этап развития торговых и общественных отношений.
Например, в проекте города Пальма-Нуово (арх. Сохранился принадлежавший Джонсу экземпляр трактата Палладио «Четыре книги об архитектуре» с его пометками.
Самым главным сооружением нового стиля стала знаменитая ратуша в Антверпене (19560-1564). Длина каждой из последующих ступеней лестницы постепенно уменьшается. Фронтоны обычно треугольные, но бывают и другой формы. Для интерьеров эпохи Возрождения характерно (по примеру Древнего Рима) стремление как бы увеличить реальное пространство помещений с помощью фресковых росписей, станковых картин или даже скульптуры. Купол граненый в отличие от перекрытий храма Сан Витале, где он представляет собой полусферу.
Деятельно Антонио да Сагалло младшего (1485-1546г), племянника Джулиана, связано в большей мере со строительством укреплений. Капелла носит название Темпьетто Сан-Пьетро ин Монторио. Выдающееся значение творчества Браманте в миланский период его жизни состоит в том, что он сумел сочетать новые передовые стремления итальянского зодчества с умелой переработкой архитектурных традиций Ломбардии, показав необычайную жизненность нового архитектурного стиля и неисчерпаемые возможности, таившиеся в «классической» палитре архитектурных художественно-выразительных средств. Сиденья таких стульев (кресел) делаются в виде плоской панели или в виде натянутого между ножками-опорами куска кожи или ткани.
Купол собора Санта-Мария дель Фьоре имел двухскорлупную конструкцию. Архитектура позднего Возрождения. Метопы украшены эмблемами папского достоинства. Такая облицовка имела декоративно-пластическое значение. Петра в Ватикане (рис.
Кафедральный собор в Ани 11в. С самого начала и через весь период Ренессанса проходит принцип художественного индивидуализма, свободного обращения к античным формам. Петра в Риме, созданную архитектором Лоренцо Бернини. Работы начались в 1518 году, а в 1520 году Рафаэль умер.
Архитектура этого периода характеризуется простотой и спокойствием объемов, форм и ритма. Но развитие ренессансной архитектуры происходило неравномерно.
Каждая из этих построек чрезвычайно индивидуальна, хотя и следует некоему общему идеалу. Элементы античности можно заметить и в готическом зодчестве Германии.
Два главных архитектора того времени строили церкви обоих типов. Впервые такое соотношение было открыто Евклидом (300 гг. Софии в Константинополе. Правда, внешне Микеланджело придал куполу иную выразительность.
Во многом они были сходны с более ранними домами. Это центричное здание в плане имеет форму восьмиугольника. Это базилика с четырехугольным средокрестием, увенчанным куполом. Он считается автором «гигантского ордера» – пилястра, который тянется от основания к антаблементу фасада. Другим примером этого стиля в архитектуре является Палаццо дель Те Джулио Романо в Мантуе, с его огромными лоджиями, рустированными стенами, парковыми гротами и обширными фресками. Однако эстетическая изысканность дворца Ручеллаи так и осталась единственной в своем роде.
38. В этот период вводится в обиход и целый ряд новых декоративных элементов, в том числе т. н. Впервые этот принцип проявляется в здании Альберти -- Базилике ди Сант Андреа в Мантуе. Своей жизнерадостностью и ясностью, нежной прелестью образов детства эти рельефы тонко гармонируют с архитектурой сооружения и его предназначением.
Внутренний двор окружен двухъярусной галереей. Однако еще в 1420 г. началось возведение церкви Сан-Лоренцо (1420–1429) (рис. В XIII–XIV вв.
Из 4х малых куполов, задуманных Микеланджело для того, чтобы подчеркнуть колоссальный масштаб главного купола, лишь два передних были в последствии возведены Веньолой. В эпоху Возрождения шедевры архитектуры, живописи, скульптуры стали именными. Эстетика Возрождения обратила взор человека к природе.
Представителем этого периода был Донато Браманте (1444—1514), строго следовавший в возведении зданий классическим принципам. Часто применяются разнообразные башни и выступы стены. Но ратуша в Лувене еще не означала полной исчерпанности готики в нидерландском зодчестве.
Все эти процессы происходили постепенно, в течение длительного времени. Собор Святого Петра. В одних случаях планка спинки выполняется съёмной, тогда стул (кресло) может складываться, в других случаях спинка крепится наглухо к локотникам и, несмотря на то, что конструкция такого места для сидения имеет как бы оси вращения деталей сидений и ножек, стул складываться не может. Новый стиль сильнее проникает в нехрамовую архитектуру: дворцы правителей, городских властей и знати, ранее подобные крепостям, не во всём отойдя от средневекового облика изменяются, очевидно желание архитекторов соблюсти симметричность и гармонию пропорций.
Другие мастера стали искать иные пути в своем творчестве.
Петра, объясняется не только грандиозностью ее размеров, но и хитроумными архитектурными приемами. В это время были широко распространены стулья и кресла нескольких типов.