Ордер: метрическая функция, но и внесение внутреннего разнообразия. Менее всего преследовались художественно-эстетические цели. 167, 188, 195). Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные изредка — исторические сюжеты).
Наиболее простым по форме и конструктивному исполнению является цилиндрический свод, который, не раздвигая стен, давит на них сверху огромной тяжестью и потому требует особенно массивных стен.
В связи с этим сложился ряд региональных школ романского стиля. Верхняя часть фасада расчленена аркатурным фризом, лопатками и глухими аркадами. Таковы, например, гробница Теодориха в Равенне (526—530), церковные здания поздней эпохи Каролингов — придворная капелла Карла Великого в Аахене (795—805), церковь в Гернроде оттоновского периода с ее пластической цельностью крупных масс (вторая половина 10 в. ). Проемы окон снаружи обычно также имели уступчатый профиль. Образцом складного сиденья с крестообразными ножками является табурет Св.
Да и в части, отведенной мирянам, выделялись места для феодальной знати. Основную форму церковного здания образует трехкораблевая базилика (формы с одним нефом встречаются, кроме южной Франции, только в менее крупных городских и деревенских церквах пятинефные здания редки). Боковые нефы были уже центрального нефа и значительно ниже его. В романском стиле впервые появляется понятие занавесей и штор.
Третьим уровнем восприятия времени считалась вечность, где все всегда присутствует. В них хранилась церковная и монастырская утварь. Дым от очага выходил в отверстие в потолке помещения. Северная сторона символизировала Ветхий Завет, южная – Новый Завет. Надпись гласит: «Да ужаснет здесь страх тех, кто связан с земными заблуждениями ибо ужас этих изображений означает, что таков будет их удел».
Варфоломея в Падерборне (Вестфалия), построенной в 1017 г., которая представляет собою первый в Германии пример полного перекрытия надземной церкви крестовыми сводами, эти последние подняты на одинаковую высоту в среднем и боковых кораблях, под очевидным влиянием указанного сводчатого перекрытия крипт. Вокруг располагались дом настоятеля монастыря (аббата), спальня для монахов (так называемый дормиторий), трапезная, кухня, винодельня, пивоварня, хлебопекарня, склады, хлевы, жилые помещения для работников, дом врача, жилища и специальная кухня для паломников, училище, больница, кладбище.
Порой заметно, что мастера вдохновляло отнюдь не христианское благочестие. Этот уровень яснее всего отражен в самой структуре храма, в его форме креста.
Монастырь был в значительной степени разрушен в 1810 году в ходе Французской революции. Все изображения собора читались, как книга, храм и был «Библией для неграмотных». Для большей прочности сундуки обычно обивали железными оковками. Каждую из них выполнял отдельный художник-камнерез имевший в пределах полученного им задания (размер, а возможно, также и темы) некоторую творческую свободу.
Оно было создано по заказу архиепископа Геро около 960-965 гг. Таким образом, в плане все здание получило форму католического четырехконечного креста. Бесконечное множество новообразований вызвала к жизни романская капитель. Столица империи Аахен стала центром этого возрождения.
Романский стиль – художественный стиль в архитектуре и искусстве Европы в 11 – 12 вв. Для нейтрализации давления на стены и распора, который дает свод (сначала полуцилиндрический, а затем появившийся крестовый), стены и столбы первых романских храмов с каменным перекрытием делались очень толстыми и массивными, проемы — редкими и узкими. Поскольку окна обычно имели полуциркульное завершение, то боковая стена среднего нефа представляла собой три яруса аркад (арки нефа, арки трифория, арки окон), данных в четком ритмическом чередовании и точно рассчитанных масштабных отношениях. Гладкая поверхность стен и узкие окна оживляются лишь благодаря аркообразным фризам вдоль карниза. Романские церкви и соборы преимущественно трехнефные: центральный неф на восточной стороне заканчивается полукруглой – апсидой.
Тем не менее, такой приём получил распространение в период итальянского Возрождения. базилика св. Разумеется, круглый арочный фриз лишь редко применялся внутри здания (рис.
Для внешнего вида романских церквей характерны массивность и геометричность архитектурных форм (параллелепипед, цилиндр, полуцилиндр, конус, пирамида). В то же время всегда можно подметить усилия зодчих возможно более правдиво выразить во внешнем облике внутреннюю структуру церкви снаружи обычно отчетливо различаются не только разная высота главного и боковых нефов, но и деление пространства на отдельные ячейки. С возрастающим вниманием разрабатываются способы включения башен в организм здания. Ведущим видом искусства в средние века была архитектура.
Этот стиль средневекового искусства появился во времена новой феодальной цивилизации. В разработке оконных и дверных проемов, как и в декоративных мотивах, господствует арка. Первый ярус занимают полуциркульные арки, отделяющие главный неф от боковых. Наконец, окна образуют верхнии ярус. Вся эстетика возрождения берет свое начало из искусства Средневековья. Удлиненная травея образуется широкой аркой и, вероятно, не имеет окон из-за опор, несущих цилиндрический свод.
Даже у низших слоев знати в деревенских поместьях жизнь была не многим более обустроенная. Колонны становятся стройнее и часто сдваиваются, т. е. снабжаются общей абакой. В основном в искусстве романского периода господствует любовь ко всему фантастическому, часто сумрачному, чудовищному. Центральная часть храма освещалась через узкие окна в башне над средокрестием (пересечением продольного и поперечного нефов).
Вокруг располагались дом настоятеля монастыря (аббата), спальня для монахов (так называемый дормиторий), трапезная, кухня, винодельня, пивоварня, хлебопекарня, склады, хлевы, жилые помещения для работников, дом врача, жилища и специальная кухня для паломников, училище, больница, кладбище. Полностью освобождённая от камня скульптура возникает лишь на последних этапах эпохи. В ряде архитектурных школ получила дальнеишее усложнение и обогащение восточная часть церкви: хор, завершаемыи выступом абсиды, окруженныи радиально расходящимися капеллами (так называемыи венок капелл). Такое расположение помещений по этажам скоро становится традиционным настолько, что и в XVIII веке (в эпоху классицизма) дворянские особняки будут планироваться так же.
Наибольшее распространение романский стиль получил в Германии и Франции. И дело здесь не только в том, что зодчими в те времена чаще всего были клирики (только они имели достаточно познаний, чтобы возвести большое каменное здание). Поскольку окна обычно имели полуциркульное завершение, то боковая стена среднего нефа представляла собой три яруса аркад (арки нефа, арки три-фория, арки окон), данных в четком ритмическом чередовании и точно рассчитанных масштабных отношениях. На западном фасаде один или три входа обрамлялись богатыми перспективными порталами в виде убывающих внутрь нескольких рядов колонн, перекрытых цилиндрическими или стрельчатыми (позднее) архивольтами.
Отдельных произведений искусства как скульптура в то время не создавалось, так как христианство страшилось возвращения идолопоклонения. Наряду с формами, указанными на стр. В башне были жилые помещения, которые пристало иметь королю. Это вызвано тем, что большое здание сложно перекрыть надежным потолком.
185).
Романская скульптура, однако, сохранила свои уникальные черты. Так.
В тревожности стиля и динамичности форм этого искусства явственно чувствуются пережитки народных представлений эпохи «варварства» с его примитивным мироощущением. Южная часть посвящалась Новому Завету. Благодаря тесному взаимодействию между опорой и устройством перекрытия вся конструкция приобрела характер живого, ритмичного членения (так как в церковном зодчестве XII века не раз перекрывали сводами базилики имевшие первоначально плоский потолок или предназначенные для такого, оформление опор часто не учитывает характера перекрытия). Самые ранние сводчатые перекрытия романских церквей большого стиля были созданы абсолютно самостоятельно почти в одно и то же время в трех далеких друг от друга областях, а именно: в Бургундии — аббатская церковь в Клюни (1089—1095), в Рейнской области — соборы в Шпейере (между 1080 и 1100) и Майнце (начат в 1081 г. ) и в Ломбардии – Сант-Амброжио в Милане и Сан Микеле в Павии (во второй половине XI века). Бросается в глаза их разномасштабность, причем размеры зависят от иерархической значимости того, кто изображен: так, фигуры Христа намного выше фигур ангелов и апостолов те, в свою очередь, крупнее изображений простых смертных.
Толщина и прочность стен, простая каменная кладка почти без облицовки (в отличие от древнеримской) – основные критерии сооружения. Но толщина стен вызвана не только конструктивными соображениями. Различного типа башни размещают по-разному.
Там можно увидеть и красивые узоры и иллюстрации к Библии и назидательные сценки. 3н базилика с крестовыми сводами (позже крестовые центрального нефа были заменены готическими нервюрными). С развитием феодальных отношений постепенно складываются новые типы укреплённого жилища феодалов, монастырские комплексы и развивается культовое строительство, в котором встречаются как центрический тип композиции (главным образом – баптистерии), так и базиликальный. Вот таким образом и в немецкие страны вскоре проник архитектурный метод, выработанный между тем во Франции, метод, заключавший основы готического стиля.
Вот таким образом в романских зданиях чаще всего господствовал полумрак. Для внешнего вида романских церквей характерны массивность и геометричность архитектурных форм (параллелепипед, цилиндр, полуцилиндр, конус, пирамида). В Х-XI вв. Он опоясывает все здание. Для него ставился парадный стул или кресло, собранное из точеных балясин (стержней), с высокой спинкой, локотниками (или без них) и подставкой для ног с целью защиты от холода каменного пола.
Башни были излишни. Башня над средокрестием, увенчанная шпилем, образует центр композиции. Церковь аббатства Нотр-Дам в Жюмьеже устанавливала норму для церковного строительства в норманнском романском стиле. Поза и выражение лица музыканта, сосредоточенная мягкая задумчивость слушающих переданы с простотой и благородством, заставляющими вспомнить об античности, несмотря на характерную для романского искусства тяжеловатую, обобщенно-массивную пластику.
Но в храмах романского времени было и более широкое идейно-эстетическое содержание. Зеркала – шифоновая бронза.
Строгая обработка восточной части и пышная и сложная декорация западного трансепта и башни (13в). Название происходит от династии, основанной Оттоном Великим. В дальнейшем она всё более упрощалась, становясь конической. Для этих орденов строительные артели возводили по всей Европе одно сооружение за другим.
Ее влияние на духовную жизнь того времени было безгранично. Западный фасад чаще всего двухбашенный. Самым значительным сохранившимся сооружением является капелла императорской резиденции в Аахене, пример монументальной основательности каролингской архитектуры, следовавшей ранним христианским образцам. Человеческая фигура в изображении средневекового художника лишается своей материальности. Уподобление храма телу Христа на кресте иногда доходило до натурализма.
В остальном, однако, внутренняя архитектура не связана ни какими определенными рамками. Храмы, типичные для романского стиля, чаще всего развивают старую базиликальную форму. Верхняя часть дверки скруглена. Массивные круглые пилоны украшены глубоким абстрактным орнаментом в виде зигзагов и ромбов.
Да и в части, отведённой мирянам, выделялись места для феодальной знати. Для романского стиля характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы и кисти рук непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности. 178В), становясь вскоре отличительным признаком позднего романского искусства. Наличие нефов позволяло разграничивать прихожан в соответствии с их положением в обществе.
В нижнем ряду композиции мы видим, как воскресают мертвецы, чтобы узнать о своей судьбе. В верхней части храма изображалось небо, нижняя обозначала землю. 193). Большой по размерам собор производит впечатление легкости, которое усилено инкрустациями цветного мрамора темно-красного и темно-зеленого цвета (подобный декор был характерен для Флоренции, где получил распространение так называемый «инкрустационный стиль»). Оттоновское искусство – искусство «Священной Римской империи» 10 – 11 вв.
Боковые корабли вдвое уже среднего с восточной стороны они открываются в трансепт последний расширен, как правило, с противоположной стороны двумя дополнительными апсидами меньшего размера, замыкающими боковые корабли. Такими же редкими островками были рыцарские замки, в которых шла своя жизнь. В строительном и в художественном отношении они представляли важный шаг вперед в развитии средневекового зодчества и отражали общий подъем производительных сил, культуры и человеческих знаний. Наконец, окна образуют верхний ярус. Скульптура в романскую эпоху переживает первый расцвет. Крест – наиболее древний символ, обозначавший распятие Христа и победу над смертью.
В крипте обычно хоронили служителей данной церкви. Она была построена в 1001 – 1018 гг. Развитие романского искусства было сложным и необычным и имело множество направлений. С галлереи такой стенки, куда можно было подняться из хора по винтовым лестницам, читалось евангелие, откуда имя этой галлереи «lectorium» или «леттнер». В богатых домах начали устраивать отдельные спальни, которыми пользовались только хозяева дома и самые почётные гости.
Включает мощную башню и поперечные нефы немецкого романского стиля. Скорее, этот стиль может проявиться в планировке, композиционном решении пространства. Так же, как и окна, портал из-за большой толщины стен образован уступами, в углы которых устанавливаются колонны, а иногда и сложные скульптуры.
Для южных областей Франции, у Средиземного моря, для храмов Прованса (в прошлом древнегреческой колонии и римской провинции) характерны связь с античной позднеримской ордерной архитектурой, памятники которой сохранились здесь в изобилии, преобладали простые по формам и пропорциям зальные храмы, отличавшиеся богатством скульптурного декора па фасадах иногда напоминавших римские триумфальные арки (церковь Сен-Трофим в Арле, 12 в. ). Слуги к ночи засыпали тлеющие угли золой, чтобы дольше сохранить тепло. Теперь храмы несравненно лучше, чем раньше, были защищены от пожаров. Церковь с крестовыми сводами – Сент Этьенн в Кане (Нормандия), правда, у нее уже готический деамбулаторий, который заменил алтарь с эшелонированными капеллами.
Отесанный камень укладывался на место на растворе, умение пользоваться которым возрастало с течением времени. Источником света и тепла служило лишь солнце, поскольку дорогие дрова и свечи были доступны немногим. Скульптура не накладывалась на плоскость стены, а как бы извлекалась из нее. Городские крепостные стены романской архитектуры сохранились лишь в городах Каркасон (Франция) и Таллин (Эстония). Так, в XI в. сложилась традиционная схема базилики с планом в форме латинского креста (с одной удлиненной ветвью), с трансептом и тремя апсидами из которых центральная достаточно увеличена, чтобы вместить хор монахов.
Одной из самых ранних базилик, возведенной еще при Константине Великом, была церковь Святого Петра в Риме. Иногда арочки переплетаются.
Характерным элементом экстерьера становятся массивные башни. Узкие окна, а потом круглые окна-розы, над западным порталом высвечивали нартекс. Окна и арки унаследовали от Рима полукруглую в верхней части форму.
173). Свод — цилиндрический, с подпружными арками в среднем корабле в боковых нефах. Аврелий Августин превосходно чувствовал красоту, был чувственным экспрессивным человеком и при этом, будучи христианином, понимал, что божественная красота намного превосходит зримую, земную красоту.
В 1117г землетрясение – перестройка базилики. Собор в Майнце (освящен в 1239г/1137).
Создавая образы, романские художники не стремились приблизиться к жизненной правде. И потому проход верующего от западного портала (входа в храм) к алтарю символизировал путь его души из мрака и ада к свету и раю. Средний корабль перекрыт плоско, боковые нефы – простыми крестовыми сводами.
Строительство церкви началось около 1060-1065 годов. заменена на Клюни II, в которой только около 1010 года был построен цилиндрический свод. Данный крест стал своеобразным прообразом многих других произведений подобного рода.
Каменная резьба украшала наружные стены соборов. Во дворе замка располагались хозяйственные постройки и замковая церковь-часовня. Система управления.
В них стены среднего нефа опирались целиком на колонны. Храмы, типичные для романского стиля, чаще всего развивают старую базиликальную форму. Апсида, башня над средокрестием, две боковые апсиды имеют плоские окончания и фланкитруются двумя винтовыми башнями (трансепта как такового нет, он перенесен на запад). По середине стержня колонн появляется кольцевой вал. Система при помощи ордера полностью выражает в базилике все имеющиеся пространственные структуры – иерархия пространств и телесных ощущений, неравнозначность пространств (движение к свету).
Часто встречаются чудовища, рожденные воображением древних германцев или кельтов. Над ней находилось поле – тимпан с богатыми рельефными украшениями. На противоположной стороне стена изгибается полукруглым выступом — апсидой.
Для периода раннего феодализма характерны раздробленность европейских земель и междоусобные войны. Менее всего преследовались художественно-эстетические цели. В ряде архитектурных школ получила дальнейшее усложнение и обогащение восточная часть церкви: хор, завершаемый выступом абсиды, окруженный радиально расходящимися капеллами (так называемый венок капелл).
Все это так не похоже на «высокое» искусство, так еще наивно, элементарно, но по-своему привлекательно: какая-то яркая, простодушная жизненная стихия вырвалась из-под спуда и заявила свои права. Проще всего было сохранение деревянных перекрытий по образцу раннехристианских базилик. Важное место занимала скульптура, в особенности рельеф. В результате простого объединения объемов возникали различные композиции. Некоторые типы сундуков имели массивные и весьма высокие ножки.
180). Для этих орденов строительные артели возводили по всей Европе одно сооружение за другим. Каждую из них выполнял отдельный художник-камнерез имевший в пределах полученного им задания (размер, а возможно, также и темы) некоторую творческую свободу. Петра в Риме, 330г.
На место последней пришли позднее (по аналогии с византийскими иконостасами) высокие внутренние стенки с дверями, выходящими в средний неф, разработанные часто наподобие эмпор. Так возникли главные и добавочные столбы, а также расчлененные столбы (рис. Вместо эмпор под ярусом окон тянутся трифории. 178А) распределенные по отдельным рядам колонн скульптурные украшения так называемых «исторических капителей» излагают в связном повествовании целые рассказы.
В храмах делали небольшие узкие окна, чтобы стены не потеряли надежности. Один из первых примеров – собор в Дерхеме. В самом внутреннем круге был еще и третий этаж в виде фонаря, со световым отверстием наверху. Масштабность лежит в основе средневековой архитектуры и в этом одно из существенных отличий ее от античного зодчества, где важны были пропорции, а не величина здания. Рельефные изображения, большие вазы с рисунками, тапаграми (маленькие террактовые статуэтки) служат дополнением расписному кессонному потолку. И потому это пространство еще сумрачно и приземисто.
Толстые стены, узкие окна, башни -- все эти стилевые признаки архитектурных сооружений выполняли одновременно оборонительную функцию. Некоторые части (хор, трансепт, южная башня фасада) получили черты ранней готики. Две мощные западные башни расположены по сторонам парадиза. Средневековый город, а вернее его центр, пересекался двумя осями-магистралями. Средний неф выше и шире боковых. По той же причине чрезвычайно малы и порталы. Спальные помещения часто делались общими, вот таким образом кровати в таких спальных помещениях устраивались очень широкими, где хозяева часто спали вместе с гостями, согревая друг друга.
Архитектура романики не знала точного математического расчета. В тоже время резная зигзагообразная линия украшала простую архитектуру внутренних помещений. Церковь в Везеле – прекрасныи пример тои связи с окружающеи природои, которая характерна для ряда романских храмов, расположена на гребне высокого холма, господствуя над всеи окружающеи местностью, богатая разработка композиции и главного, западного фасада и алтарнои, восточнои части и важное композиционное значение большои башни над средокрестием, столь характернои для многих романских церквеи. Единственным возможным отступлением от правил является кровать.
Для их строительства выбиралась местность с естественной возвышенностью, обрывистые берега или острова широких рек и озер. И остальные элементы оформления участвуют в общей эволюции. 180 рис. Иногда в крупных храмах боковые нефы делились на два яруса. Камни отёсывались различными мастерами – одна из причин того, что в средневековом искусстве редко встречаются две одинаковые детали, например капители. Его источники весьма разнообразны: наследие «варваров», античность, Византия, Иран и даже Дальний Восток.
Со времен царствования Карла Великого стал вырабатываться так называемый романский стиль. Отдельным штрихом является наличие камина. Во дворе замка располагались хозяйственные постройки и замковая церковь-часовня.
236). в истории средневековой культуры называют периодом романики.
Скученность строений, отсутствие водопровода и канализации часто приводили к страшным эпидемиям.
Этот свод наиболее пригоден для перекрытия помещений с небольшим пролетом, но он часто применялся и в главном нефе – во Франции в областях Прованс и Овернь (собор Нотр-Дам дю Пор в Клермон-Ферране). Камни отесывались различными мастерами — одна из причин того, что в средневековом искусстве редко встречаются две абсолютно одинаковые детали, например капители. Тяжёлая поступь опорных столбов центрального нефа, тонувшего в полумраке, в предалтарной части прерывалась «рукавами» трансепта, которые завершались великолепными оконными проёмами – «розами» с цветными стекольными вставками – витражами. Под алтарной частью ниже уровня пола обычно скрывалось еще одно, «подвальное» помещение, которое называлось крипта (греческое слово «криптос» означает «тайный, скрытый»).
Более свободный и динамичный характер принимали повествовательные циклы изображений (на библейские и евангельские, житийные изредка— исторические сюжеты). Одним из редких уцелевших образцов, утратившим перекладины на спинках, является епископский трон XI в. (собор в Ананьи). Развитие романского искусства получило новые импульсы в период правления Карла Великого (768-814) и в связи с основанием в 962 г. Священной Римской империи Оттоном I (936-973). Из античной мебели для сидения продолжала жить лишь одна форма складного табурета или кресла с Х-образными перекрещивающимися ножками (по типу греческого дифроса окладиоса или древнеримского селла курулис – курульного кресла), легко переносимого слугой за своим господином. Крепостью стал и дом феодала и христианский храм.
Но этот коллектив не был единым. XIII вв. Устройство второго яруса давало возможность увеличить вместимость храма.
В культовом зодчестве романского периода дерево в перекрытиях базилик постепенно сменяется более прочным материалом — камнем. Эстетика Средневековой эпохи отличается высокой степенью теологичности. Традиционная романская базилика — это чаще всего трехнефное (иногда пяти-) вытянутое в плане помещение, пересекаемое поперечным нефом-трансептом или их парой.
Не всем нравилась церковная роскошь. Так строили во многих местах Италии, в Саксонии, Чехии, в ранней норманнской школе во Франции. Декор пола – лабиринт, означавший путь человека к Богу. При сходной планировке оформление фасадов было различно.
Рельефы украшают порталы, капители колонн. Скульптурные изображения ярко раскрашивались. Рыцарем мог стать человек благородного происхождения. Только во дворце богатого синьора или короля иногда пол мостился каменными плитами.
Вход в нартекс – из атрия – большого двора, огражденного от улицы каменными стенами и окруженного с трех сторон колоннами. 187). 207). Карнизы становятся менее мощными, облом их легче, в нем более глубокие желобки.
Девиз романского стиля, «Мой дом – моя крепость», в равной мере определял архитектурные особенности как светских, так и культовых построек и соответствовал образу жизни западноевропейского общества того времени. Средневековый город, а вернее его центр, пересекался двумя осями-магистралями. В высшей степени оригинальная церковь Сен-Бенин в Дижоне является еще одним зданием бургундских клюнийцев, от которой сегодня осталось очень немногое.
Слабо выступающие лизены (лопатки — вертикальные плоские и узкие выступы на стене) соединяют в верхней части арочный фриз, цоколь и галереи. В оформлении базиса столба следовали образцу колонны.
В установлении нового стиля поучаствовали практически все европейские культурные группы. (рис. С XII в. появляются нервюрные своды имеющие, правда, еще чисто декоративное значение.
Центральный коридор (неф) делали не только шире но и значительно выше остальных и оконные проемы в нем устраивали над кровлею боковых коридоров. И центральный и боковые нефы Сент Мадлен перекрыты крестовыми сводами. В позднюю эпоху ствол обогатился кольцевым валом — вложенной по середине колонны вставкой острого профиля.
Для увеличения пространства возводили поперечный неф (трансепт), равный по высоте центральному. Почти без исключения отсутствует просторный атриум древнехристианских церквей. Его железные оковки также украшаются фигурной вырезкой. Простому люду запрещалось носить разноцветные одежды, а их жилища были темными и мрачными. Все пилоны ордерные, свободная колоннада есть только в алтарной части.
Для перекрытия однонефных зальных церквей наряду с другими конструкциями применяется система куполов на парусах, членящая здание на несколько центрических ячеек (собор в Ангулеме, ХII в. ). В окнах и украшениях остается круглая арка. Конгрегация цистерцианцев была основана в 1097 г. в Сито (Cistertium), в северной Бургундии. Колонна сохраняет классическое деление на три части.
Городские крепостные стены романской архитектуры сохранились лишь в городах Каркасон (Франция) и Таллин (Эстония). Однако с течением времени пропорции начинают вытягиваться и в пору расцвета связанной системы (примерно во второй половине XII века) высота среднего нефа, считая до начала свода, достигает, как правило, двойной его ширины, следовательно, равна двум сторонам средокрестия. То же самое можно сказать и об искусстве Германии. В романскую эпоху четко разделяли три понятия времени (три его уровня). Поверхность ствола колоны не всегда делается гладкой, очень часто ствол покрыт орнаментом. Большое количество паломников, следовавших к святым местам, увеличивавшееся население требовало расширения монастырских храмов для их приема.
Восточная (алтарная) часть храма символизировала рай и была посвящена Христу. 204), но тем обильнее применялся на фасадах. Вормский собор — ярчайший пример романского стиля в Германии. Таким образом, была достигнута длина церкви св.
Южные и юго-западные районы Франции (Прованс, Лангедок, Овернь, Аквитания), сохраняя в романский период связи со странами Средиземноморья, Италией и Византией, выработали свои архитектурные традиции и конструктивные приемы. К нему с боков примыкают еще два, а то и четыре более низких нефа.
Стены строго изолируют внутреннее пространство от окружающей среды. Резной декор фасада обычно концентрировался на капителях и на тимпане. Наконец, окна образуют верхний ярус. ТЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ЧАСОВV. Нефы перекрывались двускатными крышами или тяжёлыми каменными сводами.
Но начавшаяся в Англии строительная активность после завоевания ускорила процесс. Средний был значительно шире и выше остальных и освещался сквозь окна, устроенные в верхней части стен.
В конце XI в. в Клюни по образцу базилики св. Начинают изготавливаться стеклянные сосуды и лампады. В английском зодчестве романского периода много черт французской архитектуры: большие размеры, высокие центральные нефы, обилие башен. Бургундия была одним из самых богатых районов Франции. Произведениям искусства той эпохи присущи довольно реалистичные типажи с немного непропорциональными фигурами и утрированными жестами, очевидна склонность художников к фантастическим, сумрачным сюжетам и образам. Самым интересным элементом была ротонда в восточной части церкви.
Здесь строили массивно и прочно. К нему перешло название «парадиз». При сооружении домов преследовался принцип утилитарности. 236). Происходит некое соединение палеолитической и неолитической образности.
Он мог одновременно служить ёмкостью, кроватью, скамьёй и даже столом. Восточной части нет аналогов того времени. Монастыри были хранилищем не только духовных знаний, но и всей науки вообще, в том числе и архитектурно-строительных знаний. «Каролингское возрождение» – расцвет культуры, относящийся в эпохе первого императора «Священной Римской империи» Карла Великого и династии Каролингов (8 – 9 вв. ). Малым церквам придают с западной стороны одну или две башни.
Самыми известными являются Сен Нектер, строительство которой началось около 1080 года, Нотр-Дам-дю-Пор в Клермон-Ферране, относящаяся к 1100 году, Сент Остремуан в Орсивале (также начало XII столетия) и Сен Поль в. Исуаре, построенная около 1130 года. Паломническая базилика. В маленькой капелле св.
Кроме того, крылья трансепта были расширены с восточной стороны двумя апсидами каждое. Ночь перед обрядом посвящения в рыцари молодой человек должен был проводить в молитвах, а его меч в это время находился в алтарной части храма. Изобразительное искусство романского периода было почти целиком подчинено религиозному мировоззрению.
Они первыми в Германии использовали новшества в конструкции свода, а именно введение стрельчатой дуги (первое немецкое здание со стрельчатыми сводами при полной неприкосновенности романских форм — это цистерцианская церковь в Бронбахе, близ Вертгейма, основанная в 1151 г. ). Внутреннее убранство оставалось почти всегда без украшений, не было эмпор и трифориев, не было стенной живописи и расцветки стекол. С началом последней четверти XII века употребление кубичной капители отходит на второй план на место тяжелого куба, как основной формы, выступает стройная чаша. Из бронзы же отливали и чеканили двери с рельефами, купели, канделябры, рукомои и т. д.
Их главная задача – воплотить идею. Проще всего было сохранение деревянных перекрытий по образцу раннехристианских базилик. Поселение в Испании. А рядом грешницу обвивают змеи. Проникает выработанная во Франции капитель с мотивом бутонов (рис. Особое место в романской архитектуре занимает итальянская архитектура, благодаря прочным античным традициям сразу шагнувшая в эпоху Возрождения.
Ни одна из этих особенностей не была достижением готики (все они существовали в поздней романской архитектуре), но их сочетание создало новый тип каркасной конструкции, производившей, в отличие от массивных, тяжеловесных сооружений романского стиля, впечатление легкости и воздушности. Аполинария в Равенне, VI в. и др. ). Они предпочли те общественные здания, где можно собрать сразу много людей. Вход оформлен порталом (от лат. Отёсанный камень укладывался на место на раствор.
В Х--XI вв. В центре атрия находился фонтан для омовения. Несмотря на впечатление, производимое Клюни III, немногие последовали ее примеру. люди еще не принявшие христианства.
Сегодня монастырские церкви в Клюни именуются в хронологическом порядке. 11 в. рассматривается обычно как время «раннего», а 12 в. - как время «зрелого» романского искусства. Известное развитие подучили и художественные ремесла, хотя их подлинный расцвет относится к готическому времени.
При всем своем разнообразии они спаяны единством художественных концепций: романский стиль — выражение целой большой эпохи. Сен-Мартен в Туре (характерно для всех). Первый ярус занимают полуциркульные арки, отделяющие главный неф от боковых.
198). Она имеет массивный двухбашенный западный фасад (башни готические), три нефа с трехъярусным строением и трансепт без боковых нефов, который сохранился в первоначальном виде. Именно здесь раньше других стран возобладали феодальные порядки.
План церкви имел форму латинского креста. Романская базилика — трехнефное (реже пятинефное) продольное помещение, пересекаемое одним, а иногда и двумя трансептами.
Здесь получил широкое распространение зальный тип храма с одним или тремя нефами. Сен Мадлен в Везле, 1120е-1150е. В Италии и в отдельных областях Германии большой любовью пользуются капители, украшенные фигурами (рис. 182). Вокруг располагались дом настоятеля монастыря (аббата), спальня для монахов (так называемый дормиторий), трапезная, кухня, винодельня, пивоварня, хлебопекарня, склады, хлевы, жилые помещения для работников, дом врача, жилища и специальная кухня для паломников, училище, больница, кладбище.
На востоке к нему примыкает квадрат хорас полукруглой апсидой два квадрата — один с северной и один с южной стороны средокрестия образуют трансепт, а с западной стороны средокрестию предшествует еще несколько квадратов (в Германии — чаще от трех до шести), образуя средний неф. Церковь была главным заказчиком произведений искусства.
Поскольку окна обычно имели полуциркульное завершение, то боковая стена среднего нефа представляла собой три яруса аркад (арки нефа, арки трифория, арки окон), данных в чётком ритмическом чередовании и точно рассчитанных масштабных отношениях. Наибольшее значение имели храмы, монастыри и замки. Именно этот мыслитель обратил свое внимание на то, как в мире соотносится безобразное и прекрасное. В стене пробивается все большее количество дверей и окон. Их обмирщение началось к концу романского периода, когда по всей Европе началось строительство городов.
Нет ничего лишнего, деструктивного, вуалирующего архитектоническую логику. Весь портал (вместе с тимпаном) при этом старались выстроить так, чтобы он вписывался в круг. В XI-XII вв.
В 11 —12 столетиях одновременно с архитектурой и в тесной связи с ней развивалась монументальная живописьи возродилась монументальная скульптура после нескольких веков почти полного его забвения. Этот цельный блок стоит между хором и нефом и доминирует в восточной области храма.
Сюда следует прибавить фризы с орнаментом (рис. Павла в Риме, IV-V вв. С этой целью применена так называемая «связанная система», при которой на каждый пролет центрального нефа приходится два пролета боковых. Новые конструкции сводов дали романскому стилю название "стиля полукруглой арки". Отсюда его символический характер, условность приемов и стилизация форм.
Лишь на далеком севере — в Скандинавии и в прилегающих областях — еще и в средние века сохраняется деревяннаяцерковь, построенная в привычном издревле национальном стиле. (1) Уже Витрувий советовал делать стенные вкладки из «подожженного», т. е. обугленного на открытом огне оливкового дерева, которое было, разумеется, несравненно долговечнее сосны и ели. Вместо лизен часто употреблялись тонкие полуколонны или пилястры с базисами и капителями. В отличие от предшествующих ему тенденций средневекового искусства, носивших локальный характер, романский стиль явился первой художественной системой средневековья, охватившей (несмотря на вызванное феодальной раздробленностью огромное многообразие местных школ) большинство европейских стран. В готических соборах границы между этими зонами теряют жесткую определенность, т. к.
Взаимоотношения вестготов и римлян. Роспись (религиозные мотивы). Вильгельмом фон Вольпиано. Она отличалась суровостью и тяжеловесностью. У клюнийцев прообразом для здания более древнего и строгого типа была освященная в 981 г. аббатская церковь в Клюни — плоско перекрытая колонная базилика в три нефа с восточным трансептом, прямым завершением хора, Двумя боковыми капеллами (дополнительные хоры) и двумя мощными западными башнями над парадизом. Великолепными примерами североитальянского зодчества является церковь Сан Микеле в Падуе (около 1100 – 1160), соборы Пьяченцы (1122 – 1158), Пармы (начат в 1117) и Модены (начат 1099), а так же такие церкви как Сан Дзено Маджори в Вероне (начата 1123). Прежде всего, мощность столба должна была отвечать предполагаемой нагрузке.
Но, например, статуи Шартрского собора — зрелые, прекрасные образцы романского стиля, граничащие уже с готикой (Шартрский собор — по преимуществу готический, романская скульптура покрывает лишь его западный портал). Интерьеры отличались спокойными и простыми пропорциями.
Земное время мыслилось как историческое, линейное. «Каролингское возрождение» оказало большое влияние на Оттоновское и романское искусство.
В Тоскане было легче достать камень и мрамор, подтверждением служит архитектура монументального восьмиугольного Флорентийского баптистерия. Капитель, вначале очень простая по форме (в виде перевернутой пирамиды или куба), постепенно обогащается различными растительными мотивами изображениями животных и фигур. Готика до сих пор ассоциируется главным образом с архитектурой, особенно с тремя ее особенностями: стрельчатой аркой крестовым сводом, поддерживаемым (или якобы поддерживаемым) скрещивающимися арками и арочным контрфорсом, то есть внешней опорой, не примыкающей вплотную к стене, а соединенной с нею аркой. Об этом периоде известно в основном по изобразительному и прикладному искусству. Самый известный из них — знаменитый Тауэр в Лондоне.
И то и другое условно, так как рассматриваемый период далеко выходит за рамки указанных признаков и представляет собой яркое и самобытное явление, практически распространившееся на архитектуру всех стран Западной Европы.
Здесь же была и небольшая часовенка. Здесь будущее однозначно переходило в настоящее и прошедшее. Поскольку окна обычно имели полуциркульное завершение, то боковая стена среднего нефа представляла собой три яруса аркад (арки нефа, арки трифория, арки окон), данных в четком ритмическом чередовании и точно рассчитанных масштабных отношениях. Нередко одна арка охватывает другую или целую группу более мелких арок. Южная и западная части Европы испытывали сильное влияние античной культуры, опередив в этом вопросе области средней Европы.
Культовая архитектура развивалась под сильным воздействием (в зависимости от местных условий) античного, византийского или арабского искусства. Рамона в соборе Рода де Исабена в Испании, обильно украшенный резьбой.
Последние, оставаясь, как правило, маленькими и узкими в боковых нефах, увеличивались в ярусе окон. Высокая башня увенчивает место пересечения, являющееся центром храма. Ведущее место в формировании западного средневекового храма занимает базилика. Несмотря на определенные национальные различия, он стал первым действительно общеевропейским стилем, что выделяют его из стилей «каролингского возрождения» и Оттоновского искусства послеримского периода.
Наконец, окна образуют верхний ярус. Полуколонны входят своими кубическими капителями в массив стены и собираются в пучки. Форма капители развивала византийский тип – пересечение куба и шара. Над ним подымаются лизены (лопатки) — узкие полосы в кладке, разделяющие наружные поверхности стен на поля, в которых расположены окна (рис.
В остальных местах утвердился цилиндрический свод. Особенно хорошо умели приготовлять крепко связывающий, долговечный цемент. Но этот коллектив не был единым. Последние в южных странах (в Италии и Южной Франции) встречаются чаще, чем на севере по большей части это крестильные часовни (баптистериумы) вблизи главных церквей или церкви над гробницами святых, а также поминальные капеллы на кладбищах. Ведущим видом искусства этого времени была архитектура.
Вместе с прогрессом сводчатой техники разработка свода становилась все богаче. Отсюда он видел всех, кто приближался по реке и прилегающей местности. Примером его служит церковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатье (11—12 вв). Первый ярус — полуциркульные арки, разделяющие центральный и боковые нефы, над арками — стены с декоративной отделкой, росписью, невысокой аркадой (трифорием), верхний ярус — окна. Романское искусство идекор— это грубоватая, но острая выразительность. Романский стильвпитал многочисленные элементы раннехристианского искусства, меровингского искусства, культуры «каролингского возрождения» (а, кроме того искусства античности, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского Ближнего Востока). В X – XI вв. Ни в одной из четырех монастырских церквей нет клирестория.
170).
Возможно именно вот таким образом строгие аббаты ворчали, что скульптура в храмах отвлекает от молитвы и приучает монахов «с большим интересом читать камни, чем рукописи». Часто здание двора было окружено галереями – атриумом, где размещалась чаша для крещения. Если посмотреть на базилику сверху, она будет похожа на вытянутый в длину прямоугольник. Разумеется, масштабы здесь другие и тройные проемы галерей низкие, как в Сент Этьенн. Их группировка не подчиняется никаким правилам. Девиз романского стиля, «Мой дом — моя крепость», в равной мере определял архитектурные особенности как светских, так и культовых построек и соответствовал образу жизни западноевропейского общества того времени.
Для романского стиля характерны многочисленные отклонения от реальных пропорций (головы и кисти рук непропорционально велики, одежды трактуются орнаментально, тела подчинены абстрактным схемам), благодаря которым человеческий образ становится носителем преувеличенно экспрессивного жеста или частью орнамента, нередко не утрачивая при этом напряжённой духовной выразительности. Но в храмах романского времени было и более широкое идейно-эстетическое содержание. Теперь это последнее наименование сохранилось за искусством более позднего периода, тогда как предшествующий получил название романского стиля (по аналогии с термином «романские языки», введенным тогда же в языкознание). В конце XI в. в Клюни по образцу базилики св. Все пространство базилики от входа до апсиды разделено продольными рядами колонн (чаще всего их было два).
Небольшие по размерам сундуки можно было легко переносить в случае опасности. В Вормском соборе (1171—1234 ил. Потому высота рядов стенной кладки (их тогда выкладывали из небольших отесанных камней с забутовкой) становится в романском зодчестве модулем. Подобная конструкция и легла в основу готического зодчества. Вот, например, атланты, крылатый конь Пегас или же полуконь-получеловек — кентавр.
Однако работа растянулась вплоть до 13 века. Петра в Риме. Он был распространен повсеместно, но ярче, «классичнее» всего — в искусстве Германии и Франции. Декор в основном скульптурный.
По ту и по эту сторону Альп скругленная кубическая капитель встречается еще до 1050 г., правда в единичных случаях, в Германиивпервые в западном хоре Эссенского собора и в Михаэлискирхе в Гильдесгейме (с 1001 по 1033) прививается же она в середине XI века в Германии, где и господствует над архитектурой в течение всей эпохи расцвета романского искусства. Дверь имела прямоугольную форму. 185). В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, «страшный суд» ит. д. ). Немного выступая за пределы основной ширины здания, он придавал плану храма форму креста.
Чтобы привести крестовые своды центрального нефа в соответствие с крестовыми сводами боковых, зодчие применяли так называемую связанную систему, сущность которой заключалась в том, что на каждый травий (пространственная ячейка нефа под одним крестовым сводом, ограниченная четырьмя опорами) центрального нефа приходилось два боковых пролёта. К концу XII века число капелл увеличивается. В наружной архитектуре динамическое расчленение масс и семь башен (над средокрестием, над пересечениями внутренних боковых кораблей с большим трансептом, по восточным углам трансепта и со стороны западного фасада) сообщают зданию величественные формы. Первоначально термин имел уничижительный смысл: художники итальянского Ренессанса так называли «варварскую» средневековую архитектуру, ошибочно полагая, что ее создатели – готские племена, разрушившие классическое искусство Римской империи. Такой крестовый свод (рис. Высота ее центрального нефа (30 м) была превзойдена лишь готическими церквями.
Но этот коллектив не был единым. Трансепт без боковых приделов состоит из пяти секций и имеет две апсиды в восточной стене. Над ними возвышается аркада из двадцати восьми статуй иудейских царей. На церковную архитектуру Оттоновского искусства оказал большое влияние каролингский стиль: базилики строились с восточным и западным хорами и трансептами или с тщательно разработанной западной апсидой, украшались мозаиками и фресками. 179).
Структура равномерная в трансепте и нефе и пафосно резко меняющаяся в восточной части. За счет узких окон-бойниц в нем господствует резкий контраст яркого света и глубокой тени. Его строительство длилось больше ста лет (с 1171 по 1234гг). Храмы, типичные для романского стиля, чаще всего развивают старую базиликальную форму. Со времен царствования Карла Великого стал вырабатываться так называемый романский стиль с характерной для него полукруглой сводчатой аркой. Стены осмысляются многоярусной системой ордера.
Наконец, в период 1088 – 1130 гг. Средневековый город, а вернее его центр, пересекался двумя осями-магистралями. Остальное пространство застраивалось стихийно, однако застройка имела преимущественно центрально-концентрический характер, вписываясь в городские стены.
188). В верхних частях храма изображалось небо, в нижних — земля. A. 19.
Не такие рельефные членения – нет такого напряжения и живописности, как в Шпайере. В ряде архитектурных школ получила дальнейшее усложнение и обогащение восточная часть церкви: хор, завершаемый выступом абсиды, окружённый радиально расходящимися капеллами (так называемый венок капелл). Они ограничиваются исключительно круглой дугой, употребляют лишь скругленные кубичные капители (даже базисы колонн делают сначала без угловых листков) и часто отказываются от лизен и арочных фризов. В романских церквах четко разграничивались нартекс, продольный корпус, хор. Однако эти непосредственные проявления реализма носят частный характер.
Это были целые дворцы. Также строения отличались отсутствием каких бы то ни было скульптурных украшений. Для Августина формой красоты было единство, в котором выдерживалось помещение. И если на нем лежал большой свод среднего нефа, столб приходилось делать массивнее, чем в том случае, когда он должен был выдерживать тяжесть одного малого свода бокового нефа.
XI— сер.
Среди них построенная Константином базилика св. Попытка создания полноценной шкалы ордеров, полностью охватывающих стену. Особенной любовью пользовались изображения всевозможных фантастических существ. В разработке фасадов и интерьеров применялись классические формы (аркады, колоннады, античные детали и т. п. ) иногда использовался в облицовке мрамор с орнаментальной инкрустацией различных цветов, получили многообразную разработку легкие арочные галереи и т. п. Главное: элементы внутреннего разнообразия при единой подчиненной системе.
Подобный шкаф имеется и в Гальберштадтском соборе. Архитектура этой провинции Франции отличается суровой мощью и простотой. Романский храм – это храм-крепость, суровый, массивный, величественный. Кроме того, полукружия представляют собой удобные поверхности для пластических украшений. Кроме того, часто повторяются следующие формы фриза: романская зубчатая резьба (с поставленными на угол зубцами) фриз с мотивом ломаной палки, зигзагообразный фриз, фриз с мотивом свитка, чешуйчатый, шахматный, фриз с мотивом алмаза, с мотивом каната и с мотивом шара.
В зрелый романский период делаются прямоугольные столы, столешница которых опирается не на ножки, а на два боковых щита, соединенных одной или двумя проногами (продольными брусками), концы которых выступают наружу и заклиниваются. на стр.
Можно дополнить интерьер предметами рыцарского наследия: доспехи, шлем, меч. Живописные композиции, в частности повествовательные сцены по библейским сюжетам и из жизни святых, также изображались на широких поверхностях стен. При сооружении домов преследовался принцип утилитарности.
Романский храм представлял собой прямоугольное в плане здание, разделенное в продольном направлении на три или пять частей, называемых нефами или кораблями. Тоже связная система, столбы делят нефы, на каждый второй наложена почти плоская пилястра (поддерживает 1 из поперечных арок свода нефа). Но мало-помалу складывалась традиционная замковая архитектура и городские дома крупных землевладельцев строились по тем же принципам, некоторые из них потом распространились на монастырское и городское строительство: крепостные стены, дозорные башни, городские (монастырские) ворота. Романская базилика -- трехнефное (реже пятинефное) продольное помещение, пересекаемое одним, а иногда и двумя трансептами. Правда, еще в XII столетии в ряде памятников, например в построенных в 1180 г. частях собора в Шпейере появляются прелестные античные листья аканта греческой трактовки, указывающие, конечно, на прямые — опосредствованные крестовыми походами — связи их авторов с востоком.
186). Лишь аркатурные пояски под карнизами украшали гладкие фасады и башни (Вормский собор, 1181-1234). Пол – мрамор, плитка с рисунком. В Вормском соборе давление сводов на стены облегчено. Главное помещение базилики, сильно вытянутое с запада на восток, состоит из центрального корабля и боковых нефов по сторонам от него (2 или 4), разделенных колоннадами.
Боковые нефы могут быть двухэтажными (верхний этаж называется «хоры»). Преобладающим видом скульптуры был рельеф. 168 и 169). Если в базилике было два ряда колонн, то, соответственно, она называлась трехнефной.
Они помещаются в боковых стенах продольной части здания, в апсиде и в верхних частях стен среднего корабля («ярус окон»).
Наибольшее значение имели храмы, монастыри и замки. Стены – венецианская штукатурка. Североитальянские провинции создали собственный монументальный стиль.
В композиции все измерения приведены в определенное соотношение друг с другом (рис. Сохранение двусторонней ориентации храма, обработка фасадов (Рейн. ) : ниши и карликовые галереи. XI в. рассматривается обычно как время "раннего", а XII в. – "зрелого" романского искусства.
Главным достижением романской архитектуры стала разработка конструктивной схемы, которая предполагала направление основных усилий – с помощью подпружных арок и крестовых сводов – в определенные точки и разделение стены на собственно стену и контрфорсы (столбы), размещающиеся в местах, где распорные усилия достигали наибольшего давления. Нормандия. Вначале сводом перекрывались небольшие пролеты боковых нефов и апсиды, позднее сводом стали перекрывать и главные нефы.
Большое влияние на привнесение зооморфного мотива в средневековую европейскую орнаменталистику и бестиарий оказали те же северо-иранские и тюркские народы (уже упоминавшиеся гунны, сарматы, аланы), которые постепенно ассимилировались с коренным населением, обогатив его культуру изнутри. Она была нераздельной частью архитектуры и этим определялась целостность здания. Сохранилось изображение (собор в Дареме, Англия) сиденья с пюпитром очень редкого типа, предназначенного для монахов-переписчиков. Примерно к середине XII века она достигла полуокружности.
Литье из бронзы, скульптура из дерева и стука также применялись, но далеко не повсеместно. Колонны, разделявшие нефы, были массивны. Романский стиль впитал многочисленные элементы раннехристианского искусства, меровингского искусства, культуры каролингского возрождения (а, кроме того искусства античности, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского Ближнего Востока). 167, 188). Франция. Грани наружных форм ясно выражают внутреннюю объемно-пространственную структуру здания.
Городские крепостные стены романской архитектуры сохранились лишь в городах Каркасон (Франция) и Таллин (Эстония). Строительство нефа началось после 1070 года. Здание, возводившееся в 1089— 1095 и в 1113 гг.
Боковым фасадам уделяли меньше внимания. Государства тогда представляли собой конгломераты отдельных, замкнутых, вечно враждующих феодов (поместий). Вместо прежних занавесей и деревянных ставен для закрытия оконных отверстий повсеместно входит в употребление стекло стекло уже очень рано получает художественную обработку путем складывания из кусочков цветных узоров, скрепленных свинцовым каркасом и путем живописи на стекле в собственном смысле этого слова. Она проявляется и в выборе сюжетов, например в распространенности сцен, заимствованных из цикла трагических видений Апокалипсиса. Франции принадлежала ведущая роль в средневековой культуре.
Благодаря более крупным окнам интерьер церкви значительно светлее, чем в храмах с цилиндрическими сводами. Северная олицетворяла смерть, мрак и зло. Дух воинственности и постоянной потребности самозащиты пронизывает и романское искусство. Противопожарная системаA. 32. 4. 5. 3. Сначала свбды были чрезвычайно неуклюжи и громоздки (в отдельных случаях до 2 м толщины), чем объясняется необычайная массивность столбов и опорных стен.
Франция внесла значительный вклад в развитие романской архитектуры, прежде всего в организацию пространства и планировку восточной стороны (так называемой алтарной части) церковных зданий. Впоследствии же выходят далеко за пределы и этих пропорций.
И наконец, в храме звучало пение, составлявшее одну из основных частей литургии.
Термин, хоть и условен, но вошёл в массовое употребление. Ребро и гуртовая арка становятся каркасом свода, а пилон – каркасом стены. Основное, что оно создало, — это замок-крепость или храм-крепость. В то же время сам Христос говорил, что он есть "путь истина и жизнь". Романская базилика – трёхнефное (реже пятинефное) продольное помещение, пересекаемое одним, а иногда и двумя трансептами. Главной конструктивной частью здания становится массивная стена.
Важное место занимала скульптура, в особенности рельеф. Основанные бенедиктинским орденом в Клюни (Бургундия) и гиршауеровской конгрегацией в Швабии влиятельные и широко распространенные архитектурные школы окончательно отказались от крипты (с другой стороны, они применяют, как правило, продолжение боковых нефов в виде хода вокруг хора).
Эту сцену называют порой «застывшим в камне ураганом страстей и криков». Менее всего преследовались художественно-эстетические цели. Наконец, окна образуют верхний ярус.
Таким образом, эстетические понятия Средневековья берут свое начало и завершение в Боге. Марка (Венеция) и в сицилианских церквях в Цефалу и Монреале. Благороднейшей техникой кладки считали кладку квадратами особая любовь к оживлению этой кладки полосами и плоским узором из разноцветных каменных пород сказывается в Италии, а отчасти также и на севере. Цилиндрические (имеющие форму цилиндра) и крестовые (два полуцилиндра, скрещивающиеся под прямым углом такая конструкция переносит тяжесть перекрытия на угловые опоры, но вес сводов, доходивший иногда до 2 м в толщину, был всё же весьма велик) своды, массивные толстые стены, крупные опоры, обилие гладких поверхностей, скульптурный орнамент – характерные черты романской церкви.
Между Поденской и Лиможской дорогами лежат горные районы Оверни. Позднее полукруглая форма арки свода была заменена на стрельчатую. В начале XIX в. термин «романский стиль» («романское искусство») был введен французскими археологами.
В них абсолютно нет крипты хор закругленный, с обходом и радиально расположенными капеллами. Весьма вредными оказались широко распространенные в романскую эпоху деревянные вкладки в основных стенах, предназначенные для распределения давления и для скрепления, которые еще и теперь можно обнаружить в западной части церкви в «Вимпфе им Таль», в западном хоре Вормского собора и во многих других памятниках. Поперечный зал, так называемый трансепт, придает зданию форму креста. Их основной задачей стало создание символического образа вселенной во всем её величии.
Наряду с базиликальными зданиями (церковь Сан Миниато во Флоренции, 1013 г. собор в Пизе, начат в 1063 г. ) широкое распространение получили центрические здания баптистериев (баптистерий Сан-Джованни во Флоренции, 1059 г. баптистерий в Пизе, начат в 1153 г. ). Крепостью стал и дом феодала и христианский храм. Однако сохранилось еще, особенно в Саксонии, чередование опор: столбов (по углам среднего нефа) и колонн, расставленных между ними. С тех пор, как нефы стали перекрывать сводами, на долю столба выпала новая задача. Верхнюю часть цоколя галереи и фриз арки соединяют узкие лицены. Льющийся через них свет делает помещение главного нефа доминирующим в храме.
191) и перекрываются все вместе общей идущей кругом односкатной крышей. Во дворе замка располагались хозяйственные постройки и замковая церковь-часовня. Такие объекты мебели для сидения как скамьи обычно использовались в храмах и монастырях.
В основу романского храма легла раннехристианская базилика.
Время и место рождения готического стиля можно определить точно. Для построения использовался песчаник (желто-серый), а объемное пространство структуры здания строго выражены четкими гранями. Возникла система зальной церкви, разделенной опорами (рис.
На первом – кухни и хозяйственные помещения, на третьем – небольшие отапливаемые жилые комнаты (их называли тогда caminata по каминам, там устраивавшимся). Сложные столбы центрального нефа состоят из полупилонов и полуколонн и образуют чередование «сильных» и «слабых» опор. Все это создает впечатление ажурности и бесконечности разнообразия вертикальных линий. Романскому искусству присуща подчас грубая, но всегда острая выразительность.
Колонны и столбы сохраняют классическое деление на базис, стержень и капитель. Система УСАВП: тест управления рекуперативным торможениемII. Здесь скрещивались пути, ведущие в Италию, Испанию, Англию. Столы в ранний период еще весьма примитивны.
Франция в большей степени, чем Германия, пострадала от краха империи Каролингов и сопровождавших его вторжений викингов, мадьяр и арабов. И эти факты не могли не отразиться на архитектуре того времени. 177А).
Отсюда условность, стилизация форм. Впрочем, по своему названию «базилика» («царский дом») не римского, а более древнего, греческого происхождения. Впрочем, романские школы очень разнообразны и в дальнейшей своей эволюции романский стиль достигает большого благородства. Трансепт отсутствует. на стр.
Вот голову одного из грешников уже стиснули огромные когтистые лапы демона.
Крипта отсутствует повсюду. Для дверных и оконных проемов использовалась арочная форма. Центр фасада украшает большое окно в виде розы, украшенное узорами из камня и витражами. Но и германские императоры, при участии которых выросли огромные соборы в Шпайере, Вормсе, Майнце, тоже желали доказать всем свое никем не ограниченное земное могущество. Тут же в камне вырезаны слова: «Один Я всех сужу и вознаграждаю по заслугам, а кто преступил, тот Мною как Судией будет покаран».
Различные школы романской архитектуры решали эту проблемы по-разному. Внутреннее убранство дома было скудным: в большинстве случаев пол выполнялся земляным. Совершенствования в строительстве были вызваны рядом насущных проблем. Видоизмененные купольные постройки проникали в юго-западные области. Сант Амброджо в Милане.
Романскому искусству присуща подчас грубая, но всегда острая выразительность. У больших число башен достигает пяти или семи, а в отдельных случаях даже девяти. Но больше всего дошло до нас романских храмов: соборов, церквей, часовен.
Единственным входом в замок были ворота башни, к которой вел этот мост. Несущие эту башню столбы средокрестия закладываются вследствие этого особенно мощными. В конструктивных элементах и в аркадах продольного здания господствует стрельчатая дуга – (она имеет место уже в аркадах названной выше главной церкви в Клюни).
Две его передние дверцы укреплены железной оковкой и украшены круглыми резными арками, боковые стенки украшены парными арками в два яруса – декор носит четко архитектурный характер массивные ножки шкафа являются продолжением вертикальных стоек каркаса. Эти четыре церкви поразительно похожи. Храмы, типичные для романского стиля, чаще всего развивают старую базиликальную форму. Термин «романский стиль» условен и возник в первой половине 19 века, когда была обнаружена связь средневековой архитектуры с римской.
Такой ансамбль сохранился в Италии и в романский период. Престол был символом гроба Господня. Сиденье снабжено высокой спинкой, его боковые стенки украшены ажурными резными арками. Даже имена ювелиров были более широко известны, нежели имена живописцев или архитекторов.
Больше всего света давали окна, расположенные в многоугольном тамбуре средокрестной башни. была построена Клюни III – самая крупная церковь христианского мира в то время. Чередование элементов, опять же идея иерархии и тема внутреннего разнообразия в пределах романского храма (чередование опор А и В). Позднее в некоторых храмах над средокрестием (местом пересечения среднего нефа и трансепта) возводился купол или конусообразный шатер.
Животные и человеческие фигуры, мифические существа и символические формы всякого рода непосредственно переходят в орнамент из листьев, нитей и лент они изображают библейские или исторические сюжеты, а иногда являются плодом чистой фантазии, пестрой, в высшей степени гротескной и насыщенной мрачными демоническими образами северных сказаний. Воплотить в жизнь раннехристианские задумки мастеров помогала усовершенствованная техника. В этом направлении романский фриз обнаруживает из ряда вон выходящее разнообразие. По правую руку от Христа не верят своему счастью спасенные.
Имел символическое значение и размер двери. С восточной стороны главный неф завершается полукруглым выступом – абсидой, часто в венце полукруглых же небольших капелл (абсидиол). В них ярко запечатлена идея самозащиты и неприступной мощи, вполне объяснимая в период феодальной раздробленности княжеств Европы, замкнутости хозяйственной жизни, отсутствия торговых и хозяйственно-культурных связей, во времена непрерывных феодальных распрей и войн.
В романскую эпоху формируются монастырские комплексы, включавшие помимо храмов сакристии (помещения для облачения духовенства), трапезные, больницы, библиотеки, странноприимные дома, пекарни, конюшни и другие здания и помещения. Он являл собой противоположность и логическое продолжение античного зодчества.
Входной портал символизировал Силу и Могущество, переход из мирской жизни в священную. И так — шаг за шагом — почти незаметно совершается полный переход к готике. 167, 188, 195). Примером может служить Клюнийский монастырь.
Композиция и оформление романских церквей так разнообразны, что вряд ли найдется одна, которая соединила бы в себе все характерные признаки. Роскошный западный фасад в Или, завершенный в конце 12 века. Иногда то, что характерно для церковной схоластики средних веков, предвзято переносят на произведения искусства и стараются разглядеть мистическую символику там, где в действительности художник очень простодушно, «наивно» подходит к сюжету. Он считался первым римским епископом, который впоследствии стал называться папским.
В среднем нефе, который был шире остальных и лучше освящен, устанавливали алтарь. Обычно над пересечением трансепта и среднего нефа поднимается многоугольная средокрестная башня (рис. Различные школы романской архитектуры решали эту проблему по-разному. И тут же опять стихотворное пояснение: «Так воскреснет каждый, кто не ведет неправедной жизни и для него без конца будет светить свет дня». В 11 -12 веках церковь достигла вершины могущества.
Груз распределялся, таким образом, на целую сеть нервюр, а для полей между нервюрами допускалось несравненно менее напряженное заполнение. Рассветом этого стиля для скульптуры принято считать XII век. Центрами искусства были Бургундия, Прованс, Пуату, Лангедок. Клюни I была освящена в 927 году и в 955 – 981 гг.
Это просто съёмная доска или грубо сколоченный щит, который устанавливался на двух козлах. Сама постановка вопроса "Запад или Восток" по отношению к романской эпохе неверна. Каждую из них выполнял отдельный художник-камнерез имевший в пределах полученного им задания (размер, а возможно, также и темы) некоторую творческую свободу.
Это придавало облику зданий величественность. Примерами таких сооружений могут послужить церковь святого Годенхарда (Гильдесгейм) и собор в городе Кведлинбурге. Сумрак храма символизировал покров божественной тайны. Во избежание пожаров деревянные конструкции были заменены каменными. Хранились реликвии Марии Магдалины (. ).
Меняется характер перекрытий: исчезают деревянные строительные фермы их сменяет каменный свод, сначала полуциркульный, потом крестовый. Примером может служитьКлюнийский монастырь. Так, неф кафедрального собора в Отюн (начало XII в. ) перекрыт стрельчатым сводом с так называемыми гуртовыми арками. Крыши становятся все круче, шлемы башен все выше и стройнее. Башни поднимались вверх в несколько ярусов, заканчиваясь массивными восьмигранниками.
В романском стиле строили порой и замки. Для внешнего покрытия остального здания применялись все те же обычные в антично-древнехристианскую эпоху двускатные, односкатные, вальные и шатровые крыши с черепитчатой кровлей, шиферной или обложенной металлом (свинцом). Что касается технического процесса, то вначале можно видеть робкую неуверенность строителей в конструкции и форме. Сама конструкция определяется в основном способом перекрытия. Камни отесывались различными мастерами – одна из причин того, что в средневековом искусстве редко встречаются две абсолютно одинаковые детали, например капители. Кроме того, нередко средокрестия или даже весь трансепт составляют вместе с хором одну возвышенную часть (пресбитериум) и отделяются низкой балюстрадой (cancelli). В этих церквях отсутствует вертикальное членение стен.
В романских церквах чётко разделяются отдельные пространственные зоны: нартекс, т. е. По-новому в романских храмах стала решаться проблема освещения. В романский период огромную роль в декоре храма играет скульптура.
Традиционные римские арки, столбы и колонны вступили в тесное взаимодействие. Однако общее понятие романского стиля без натяжки приложимо ко всем этим школам. Письменно переведите текст и выпишите слова юридической тематики. VII. Первый ярус занимают полуциркульные арки, отделяющие главный неф от боковых.
Наконец, они превращаются в контрфорсы идущие по направлению кверху рядом уступов. Свод дает возможность перекрывать большие пространства, чем деревянные балки. Зодчие романской эпохи, положившие начало «белому наряду церквей», в который оделась средневековая Европа, взяли за образец римскую базилику. Взятый в контексте переходного стиля, он характеризуется следующими основными явлениями. Примером такого сооружения может служить капелла святого Варфоломея (Падерборн), построенная в XI в. Храмы вестфальской школы строились без четкого и пропорционального деления пространства на части, то есть в композиции фасадов не отражалось сопоставление частей здания и его объемов.
Декор должен был поражать великолепием. Именно отсюда про-исходит термин «романский» — римский. Монументальная архитектура Западной Европы возникла еще в искусстве варварских народов. В перекрытии главного нефа на смену деревянной конструкции приходят цилиндрические своды.
Они считали оправданной лишь деревянную башенку для колокола над средокрестием. В отличие от предшествующих ему тенденций средневекового искусства, носивших локальный характер, Романский стиль явился первой художественной системой средневековья, охватившей (несмотря на вызванное феодальной раздробленностью огромное многообразие местных школ) большинство европейских стран. 181), развившимся из растительных и животных мотивов.
Главными покровителями искусств в большинстве государств были монастырские ордена, а строителями, рабочими, живописцами, переписчиками и декораторами рукописей – монахи лишь в конце 11 в. появились бродячие артели каменотёсов-мирян (строителей и скульпторов). Средневековый город, а вернее, его центр, пересекался двумя осями-магистралями. Но мало-помалу складывалась традиционная замковая архитектура и городские дома крупных землевладельцев строились по тем же принципам, некоторые из них потом распространились на монастырское и городское строительство: крепостные стены, дозорные башни, городские (монастырские) ворота. Вдоль искривленных узких улиц располагались сточные канавы.
И больше всего «страстей и криков» среди грешников, осужденных на вечные мучения. Романские интерьеры украшались также небольшими витражами, скульптурами, живописью. В некоторых странах, главным образом во Франции, разрабатывается хор с обходом боковые нефы как бы продолжаются за трансептом и огибают алтарную абсиду.
Вот таким образом XI--XII вв. Белая башня Тауэра является первым тому примером.
Боковые стены стали более массивны, членение на ярусы исчезает. Да и в части, отведенной мирянам, выделялись места для феодальной знати. Собор Нотр-Дам де Пари – сердце Парижа.
Но зодчие раннего средневековья научились делать прочные каменные перекрытия нефов. и ряд последовавших за ней храмов в Риме и других городах (базилика св.
Планировка замка обусловливалась рельефом и при строительстве главной задачей была функциональность. Наконец, понимая высокое значение ребер в направлении разгрузки свода, решились делать их наподобие подпружных арок, в виде выступающих диагональных гуртов, соединенных в точке пересечения замковым камнем (в Германии — в конце XII века, а в Нормандии — уже во второй его четверти). Дома феодалов получались особенно пышными у синьоров королевской крови. 172, важную роль в декоративном оформлении архитектуры начинает играть романский орнамент (рис.
В ряде архитектурных школ получила дальнейшее усложнение и обогащение восточная часть церкви: хор, завершаемый выступом абсиды, окруженный радиально расходящимися капеллами (так называемый венок капелл). Священнослужители были резко противопоставлены «грешным» мирянам и занимали хор, то есть находящуюся за трансептом ближнюю к алтарю, более почетную часть храма. В раннехристианских базиликах потолки были, как правило из дерева. Церковная политика. II. Общими элементами всех сооружений романского стиля являются круглые арки (как в римских зданиях), на смену которым постепенно пришли заостренные (стрельчатые) готические.
Это они вызвали разрушение северной, передней башни соборной церкви в Фритцларе в 1868 г. и они же, очевидно, были одной из главных причинпадения башни Марка в Венеции (1). Основание колонны сохраняет профиль аттического базиса (рис. 11 в. рассматривается обычно как время «раннего», а 12 в. —как время «зрелого» романского искусства. 192). Здесь она носит множество черт, согласных с верхнеитальянской кирпичной техникой (средневековый кирпич отличается от античноримского главным образом тем, что последний темнокрасного цвета при высоте от 3 до 5см и длине от 20 до 30 см, в то время как средневековый кирпич стветложелто-красного цвета и значительно массивнее — от 9 до 12 см в высоту и около 25 см в длину).
Однако эстетический фактор играл здесь весьма малую роль. Примеров такой «наивности» можно отыскать много: например, на одной миниатюре XI века изображающей евангелиста Марка с его мистическим атрибутом — львом лев нарисован так: он стоит на задних лапах и держит чернильницу, а евангелист макает в нее перо. Неудивительно, что для верующих церковь Клюни III казалась настоящим чудом, прообразом Небесного Иерусалима. Башни и массивные стены с маленькими окнами делали эти базилики похожими на крепости.
174). Эллиптический купол над средокрестием завершал его ясный и гармонический образ. При выборе люстры акцентируйте внимание на её массивность (тяжелый и кованый метал, цепи и т. п. ).
Тогда над колонками лежит идущий через всю толщу стены импост. Вот сравнительно малоизвестный превосходный рельеф тимпана церкви св. В романской живописи и скульптуре центральное место занимали темы, связанные с представлением о безграничном и грозном могуществе божьем (Христос во славе, «страшный суд» и т. д. ).
Сильнейшими феодальными властелинами были монастыри. Они словно трясутся от ужаса их жалкие тела мучительно изломаны. В итальянской архитектуре не было стилистического единства.
Нормандцы были в числе первых в Европе искусных строителей крепостных комплексов и замков. Известно также, что в монастырях нередко пользовались и каменными столами. Отсюда приходят вскоре к взаимному пересечению полуцилиндров и, следовательно, к принятию крестового свода, сначала для боковых нефов и, наконец, для среднего нефа. Вместе с ростом уверенности средневековых зодчих в сооружении свода началось отвечающее уменьшенному давлению свода и уменьшенному боковому напору уменьшение массы стены. Для внутренней отделки употреблялись ценные материалы, отчасти даже пентелийский мрамор. Согласно преданию, церковь была возведена на месте гибели апостола Петра.
Стены строго изолируют внутреннее пространство от окружающей среды. При сооружении домов преследовался принцип утилитарности. В некоторых странах, главным образом во Франции, разрабатывается хор с обходом боковые нефы как бы продолжаются за трансептом и огибают алтарную абсиду.
соборы служили местом городских собраний, в них читались лекции и пр. Столб доминировал в течение всей романской эпохи. Ее стандартные церкви закладывались всегда в три нефа, с одним хором, восточным трансептом и парадизом. Однако аркады были сохранены, как и почти такие же большие проемы галереи над ними.
Вход в базилику — в центре одной из узких сторон этого прямоугольника. Кроме того возникала аналогия с Троицей и с триадой человека (дух, душа, тело). За столом или у очага только синьор имел свое место. Литье из бронзы, скульптура из дерева и стука также применялись, но далеко не повсеместно. Начало второго тысячелетия было ознаменовано зарождением рыцарства. Тот же результат достигается поперечным расположением полуцилиндров в боковых кораблях.
Его главной особенностью было превосходство духовного над телесным. Ядвиги в Тшебнице (Польша): изображен Давид играющий на арфе перед Саулом. Главным монастырским зданием была церковь рядом с ней помещался внутренний дворик, окруженный открытыми колоннадами (по-французски — с1ойге, по-немецки — Кгеигап, по-английски — с1о1з1ег).
Вокруг располагались дом настоятеля монастыря (аббата), спальня для монахов (так называемый дормиторий), трапезная, кухня, винодельня, пивоварня, хлебопекарня, склады, хлевы, жилые помещения для работников, дом врача, жилища и специальная кухня для паломников, училище, больница, кладбище. Поскольку окна обычно имели полуциркульное завершение, то боковая стена среднего нефа представляла собои три яруса аркад (арки нефа, арки трифория, арки окон), данных в четком ритмическом чередовании и точно рассчитанных масштабных отношениях. Первыи ярус занимают полуциркульные арки, отделяющие главныи неф от боковых. Они имеют форму латинского креста.
Все это выдаёт влияние архитектуры на декорирование мебели, типичное для романского стиля. Сильное влияние полносводчатой базилики севера: нет клеристория и крупные галереи. Внутреннее пространство романского храма – это пещера, в которой погребли распятого Христа и из которой он воскрес.
По этой величине вычисляли остальные размеры постройки. Это зальный невысокий малоосвещенный храм, с простым планом, с маловыступающим трансептом, со слабо развитым хором, обрамленным лишь тремя капеллами.
Большой ячейке в центре соответствовали две малые в боковых нефах (важный шаг на пути к созданию «связанной системы»), обширный атрий. Именно в течение XI – XII вв. 166).
В разбивке масс достигнута соразмерность. Своды чаще всего имели полнотелую кладку, что требовало возведения массивных пилонов.
В изображении человеческой фигуры пропорции часто нарушались, складки одеяний трактовались произвольно, независимо от реальной пластики тела. Через ров перекидывали подъемный мост. В украшении апсид преимущество отдается слепым аркадам. Интересно, что в романских соборах вход устраивали часто не в западной стене храма, а в северной.
Главным монастырским зданием была церковь рядом с ней помещался внутренний дворик, окруженный открытыми колоннадами (по-французски – cloitre, по-немецки – Kreuzgang, по-английски – cloister). Эдмонда, Сент-Олбани. Романский план основывается на простых геометрических отношениях. 177В).
В центре рельефа — суровый, непреклонный Христос. Над высокими аркадами травеи алтарной части находится клиресторий.
Королевская власть. также базисы столбов, стр.
Проходили дороги паломников, направляющихся в Сант-Яго де Компостела, Рим, Палестину. Возрождалась парадигма "каменного мышления". Но такие кровати принадлежали, в основном, знатным вельможам и служителям церкви. Первоначально он был сооружен в 5 веке, но обрел свой сегодняшний облик в 11 – 12 вв.
Но уже в церквах эпохи Каролингов (базилика Эйнгарда и Штейнбаха), колонны заменены столбами, способными выдержать большую тяжесть. Первый ярус занимают полуциркульные арки, отделяющие главный неф от боковых. Средневековые мастера работали сразу в материале. Но самым универсальным и практичным мебельным объектом в романскую эпоху был сундук.
Это проявилось в живописи, романской архитектуре и скульптуре: изображения Страшного суда и Конца света пугали простых людей, заставляя трепетать перед силой Божьей. Однако эти непосредственные проявления реализма носят частный характер. Тем самым подчеркивалась идея превосходства красоты духовной над внешней, чувственной. В соответствии с идеологией христианства романский храм делился на три части: нартекс (в Восточной Европе его называют «притвор»), корабли или нефы и алтарь. По пространственному впечатлению такая церковь приближалась к базилике, однако по сравнени с этой последней сохранила тот недостаток, что верхние стены нефа были лишены прямого света.
Потрясают воображение и частые в романских церквах скульптурные изображения на верхних частях колонн — капителях. По истечении срока он получал панцирь, шлем, копье и меч – символ его нового положения. Теперь это последнее наименование сохранилось за искусством более позднего периода, тогда как предшествующий получил название романского стиля (по аналогии с термином романские языки, введенным тогда же в языкознание).
Мощные формы, драгоценная свежесть и оригинальность и неисчерпаемое количество мотивов, которыми никак не могло удовлетвориться бьющее через край воображение, сообщают романскому, декоративному искусству абсолютно особую ценность, даже по сравнению с ясным, тонко выполненным орнаментом античности. Монументальная пластика начинается в первую половину романской эпохи с робких попыток (законченные в 1055 г. бронзовые двери собора в Гильдесгейме), в эпоху Гогенштауфенов пееживает мощный подъем, который сказывается в богатом украшении статуями и рельефами алтарей, лекториумов, кафедр и порталов. 192) составляет архитектурную особенность цистерцианских церквей.
Однако активное развитие самых укрепленных городов в основном началось в следующую, готическую эпоху (с ХIII в. ). Постепенно такая змковая архитектура стала влиять и на городские богатые дома, которые строились по тем же принципам некоторые из них потом распространились на монастырское и городское строительство: крепостные стены, дозорные башни, городские (монастырские) ворота. Отсюда его символический характер, условность приемов и стилизация форм. Вормский собор – это могучая доминанта продольного корпуса, уподобляющая храм кораблю. Еще одна соединительная арка отделяет более высокий центральный неф от средокрестия.
В эту эпоху делались, правда, весьма редко, дощатые стулья и кресла. Карниз или жердь делали из темного дерева, как и мебель. Петра. Но мало-помалу складывалась традиционная замковая архитектура и городские дома крупных землевладельцев строились по тем же принципам, некоторые из них потом распространились на монастырское и городское строительство: крепостные стены, дозорные башни, городские (монастырские) ворота.
Основной строительный материал храмов – камень. Толщина и прочность стен были главными критериями красоты постройки.
Среди них видны фигуры монахов, епископов, рыцарей, осененных крестом. Много этапов строительства, в 1080х при Генрихе4. Романская базилика -трехнефное (реже пятинефное) продольное помещение, пересекаемое одним, а иногда и двумя трансептами. Впоследствии были возведены шестичастные нервюрные своды и перестроен клиресторий.
Здесь в наибольшей степени на архитектуру воздействовало античное наследие. При том, что монастыри не пользовались этими знаниями активно, не воплощая их на практике, сохранение и преумножение ими знаний оказало огромное влияние на формирование постсредневековой культуры, в том числе и архитектуры.
Верхняя часть стены хора разбита тройной аркатурой. Тогда и путь верующего пролегал из смерти и зла к добру и вечной жизни. Эти церкви были частично перестроены в позднем Средневековье, но по сохранившимся поперечным нефам в Винчестерском и Илийском соборах с большими аркадными галереями верхнего этажа можно составить представление о размерах и впечатляющем облике зданий конца 11 века.
Один из таких шкафов имеется в Обазии (департамент Коррез). В ней присутствуют полу- и круглые окна, которые стали украшать поперечными занавесями. Естественно, он может быть более стройным. Тяжеловесность форм подчеркнута приземистой трехъярусной башней над средокрестием.