Великосветская знать, разбогатевшая буржуазия считали своим долгом иметь в своем дворце или отеле «китайский зал», отделанный деревянными лаковыми панно, обставленный китайской мебелью и украшенный китайским фарфором. Овальный зал, находящийся в самом центре резиденции, покрыт крытым куполом. Она изображена с книгой в своём изысканно обставленном будуаре. Во французской историографии стиль Регентства и стиль рококо рассматривают раздельно. Они ориентировались на античных певцов наслаждения: Анакреонта и Овидия (как автора «Науки любви» и «Любовных элегий»). Клавесин был особенно популярен в эпоху рококо.
Один из наиболее ранних случаев употребления этих терминов— увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. (иллюстрации см. Теперь такие изделия завозятся в большом количестве. То, что мы сейчас называем «рококо», в своё время называлось «живописным вкусом», но в 1750-х гг. серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже). Мебель изящна и легка.
франц. Отсюда слабая распространенность стиля рококо в архитектуре (за исключением интерьеров и последующих стилевых модификаций барочно-рокайльного стиля середины XVIII в. искусстве Баварии, Саксонии и России в лице Ф. Б. Растрелли). Видным художником является Пьетро Лонги. Рококо несёт в себе в основном орнаментальную направленность само его название происходит от сочетания двух слов: барокко и рокайль (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка ракушками и камешками фонтанов и гротов).
Она стала трактоваться в виде причудливого завитка с двойным S-образным изгибом. Поэты рококо, воспаряют в мир феодальной сказки из которого изгнано всё, что может напоминать о грубой прозе окружающей жизни, отталкиваясь при этом от мира «низкой черни». Характерными чертами интерьера в стиле рококо являются изысканность, грациозный орнамент, большая декоративная нагрузка композиций и интерьеров, большое внимание к мифологии, комфорту, эротическим ситуациям, создание иллюзорного мира, наполненного атмосферой тепла, уюта, комфорта и изящества. Другой, характерной чертой того времени, была эротика. Ему удается убедить мать девушки в своей святости и та сама отводит к нему дочь послушать его благих поучений.
В инструментальной музыке господствовала такая же галантная жанровая, портретно-пейзажная, пасторальная или танцевальная миниатюра (для клавесина, виолы иногда с добавлением флейты, скрипок и гобоя). В Мейсене была открыта первая фабрика, где первым мастером был Иоганн Готтлиб Кирхнер. Этот стиль отличался легкостью, грациозностью интимно-кокетливым характером. Термин «рококо» (или «рокайль») вошел в употребление в середине XIXв.
Уникальными предметами, появившимися в эпоху рококо считают секретер, шкаф для важных бумаг (кантоньерку). Их поэзия – это «поэзия мимолетностей» (posie fugitive), которая живёт мигом и является грациозным порождением великосветской суеты. Женщина, её образ, её капризы, её требования – вот что лежит в основе нового стиля. Наиболее популярные цветовые сочетания – белое с голубым, зелёным или розовым и, конечно же, золото.
За стилем барокко следует стиль рококо. Стиль рококо в Российской империи был представлен дворцовыми сооружениями.
В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743). Это— ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции. К числу прозаических жанров рококо принадлежали повести, новеллы, сказки. Стены разделены на расположенные в несколько рядов панно.
Другой, характерной чертой того времени была эротика. Маршан же прибыл сюда из Версаля, весь пропитанный идеями рококо в их специфическом преломлении в музыкальной сфере. Скульптура и живопись изящны, декоративны, но неглубоки. Главным становится стремление растворить детали в общем объёме предметов. Крупнейшие скульпторы рококо: Ж. Б. Так же находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Роэтье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг.
Под него надевали камзол. Но даже и в крупных формах (операх, балетах и кантатах) все эти черты проявили себя в полной мере. Налицо повальное увлечение т. н. Франция по праву считается родиной рококо. В России рококо развивалось под непосредственным влиянием приезжих французских и немецких мастеров (Токке, Рослин, Фальконе) под сильным этим влиянием в России выдвинулись такие мастера, как Растрелли (в малых архитектурных формах), Ринальди (особенно его постройки в Ораниенбауме), Ухтомский, в большой степени Рокотов и Левицкий. Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики.
Её наиболее последовательным выражением являлась «легкая поэзия» XVIII в. (галантная пастораль, любовная песенка), которая воспевала прелести «Цитерских забав» и могущество «плута Купидо», слепо подражала образцам французского рококо. Скорее это каприз – неприятие формальной жесткости барочных конструкций и серьезности содержания барочной музыки, а вместе со всем этим и монументальных музыкальных форм барокко (кстати и в других видах искусства тоже). Между зданием и окружающим миром вырастала высокая ограда, призванная скрыть личную жизнь владельцев дома.
Фарфор получает популярность, появляются и другие центры его производства. В «чистом виде» музыкальный стиль рококо проявил себя в творчестве «великих французских клавесинистов» Франсуа Куперена («Великого») и Жана Филиппа Рамо (не менее великого, но без такого же «титула»). Главными её чертами стало стремление к игривому виду, необычной планировке, орнаментальности и фигурной отделке. В силу этих отличительных черт стиль рококо проявился преимущественно в украшении интерьеров, мебели и декоративных изделий, утратив присущие барокко монументальность и размах. Мелодические звуки «свирели» они предпочитают громовым раскатам героической «трубы».
То, что мы сейчас называем «рококо», в своё время называлось «живописным вкусом», но в 1750-х гг. Также находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Роэтье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. Плавный переход сглаживает острые линии. Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого – возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. Самой распространенной формой живописного произведения стало декоративное панно, большей частью овальной, круглой или причудливо-изогнутой формы в основе композиции и рисунка лежит мягко изгибающаяся линия, которая придает произведению обязательную для этого стиля вычурность и нарядность. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Наиболее знаменитой была мануфактура в Севре, где работал Этьен Морис Фальконе.
Общее впечатление дополняли низкие потолки. Отсюда слабая распространенность стиля рококо в архитектуре (за исключением интерьеров и последующих стилевых модификаций барочно-рокайльного стиля середины XVIII в. искусстве Баварии, Саксонии и России в лице Ф. Б. Растрелли). В нее были включены не только орнаменты, но и проекты зданий, фонтанов, решёток и др. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Характеризуется тенденцией к отказу от архитектонической формы с вуалированием ее прихотливой и легкой «игрой» стукковой лепнины, золоченых карнизов, фестонов, причудливо переплетающихся волют.
Его использовали с негативным оттенком. При Елизавете новый импульс развития получают отечественные наука и искусство. стиль Людовика XV. Комнаты особняков были значительно меньше, чем в зданиях эпохи барокко. был автор «Любовных стихов» (1781) Э. Парни.
Уже давно установлено, что баховская таблица расшифровки мелизмов (значков, которыми кодировались определенные мелодические обороты, украшавшие основные звуки мелодии) есть не что иное, как упрощенная таблица французского композитора дАнглебера. Повсеместное увлечение китайской едой, культурой, боевыми искусствами снова делает модными стилизованные интерьеры рококо с китайской подтемой. Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Между тем предыдущий стиль Людовика XIV, так называемый Большой стиль (вторая половина XVII в. ), в своей основе был классицистическим с небольшим включением барочных элементов.
Асимметричный орнамент, обрамлявший зеркала, живописные плафоны на потолках и десюдепорты над дверями, связывал отдельные детали интерьера в единый декоративный ансамбль (дворец Амалиенбург, Германия, 1734–39). И никогда ранее интерьер так точно не соответствовал характеру жизненного уклада. Между стеной и потолком нет острого угла. Особенно преуспели в критике Энциклопедисты, по мнению которых в «испорченном вкусе» отсутствовало разумное начало. Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Он развил так полюбившийся современникам приём декорирования в стиле рококо – использование асимметричных композиций, получивший название «контраст».
мотивы рококо достаточно ясно звучат в творчестве Д. Давыдова, Батюшкова и главным образом раннего Пушкина, а также других поэтов, которые прививали русской дворянской поэзии жанр анакреонтической песни, эротической элегии, галантных мифологических «картин» и пр. В зодчестве проявил себя в основном в области декора и в малых архитектурных формах (например, в садово-парковых павильонах). Кроме фарфора— в моде серебро. Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру.
Здесь всё возвращается, ускользает исчезает и ничто не прочно. Победа Баха над знаменитым у себя во Франции Луи Маршаном в музыкальном турнире, который так и не состоялся публично (Маршан, услышавший игру Баха, предпочел тайно ретироваться), оказалась возможной не только в силу несоизмеримости талантов двух музыкантов. Наиболее популярными являются сочетания таких цветов, как белый, голубой, зеленый, желтый, розовый и, безусловно, золото. Изящная простота резиденции демонстрирует характерное для этого стиля восприятие мира – радостное и беззаботное.
В Германии стиль рококо называли также «Perckenstil», это название произошло от напудренных париков – характерного атрибута европейской аристократии той эпохи. Мейссонье. Он кажется плывущим и колеблющимся подобно морским волнам.
Актуальными становятся идеи гедонизма (этическое учение, согласно которому высшим благом и целью жизни является удовольствие). Именно в это время (1709-1728) Маттиас Даниэль Пеппельман строит знаменитый дворец Цвингер – жемчужину саксонского барокко, где теперь расположена Дрезденская картинная галерея. Первым из значительных мастеров живописи в стиле рококо является Ватто. Рококо также следует отличать от переходного периода Регентства, времени правления регента, герцога Филиппа Орлеанского (1715-1722).
Виды Венеции пишут Каналетто и Франческо Гварди. «головки») предстают прелестные кокетливые молодые девушки. Камерный, небольшого (или даже совсем маленького) размера инструмент, с негромким звуком, быстро затухающим и требующим большого количества мелких нот для заполнения пространства.
Наиболее известные произведения того времени: «Галантная Индия» Ж. Ф. Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Скульптура («Амур» Э. М. Фальконе) и живопись эпохи рококо также носят преимущественно декоративный характер.
Ножки мебели выгнуты изящной линией. Фон обычно делался приглушенным (цвета морской волны, серый, светло-желтый, лиловый, розовый) и оттенялся более интенсивным цветом лепнины и резьбы. В эпоху рококо эстетизируются не цели, а средства искусства.
Модным словом становится bagatelle (фр. Рококо (фр. Король Прусский Фридрих I был большим поклонником всего французского искусства.
Философия рококо – это мир будуара игры карнавала. Почти все большие художники 18 в. были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии). Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Они получили название «буль-де-неж», что в переводе с французского означает «комок снега». Вся орнаментика отличается легкостью, тонкостью изяществом. За пределами Франции наибольшего расцвета рококо достиг в Австрии и Германии, где он впитал в себя многие традиционные элементы барокко.
Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии. Термин «рококо» (или «рокайль») вошел в употребление в середине XIX в. Изначально «рокайль» — это способ убранства интерьеров гротов, фонтанных чаш и т. п. различными окаменелостями имитирующими естественные (природные) образования и «рокайльщик» — это мастер, создающий такие убранства. Рококо – изысканный и утончённый стиль начала восемнадцатого века. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil). Лемуан, Пигаль, Пажу, Фальконе, Клодион. В искусстве господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм.
активизировалась критика всего «выкрученного» и «вымученного» и в литературе стало встречаться именование «испорченный вкус». Замечательным образцом стиля рококо в России являются постройки архитектора А. Ринальди (Китайский дворец, 1762–68 и павильон «Катальная горка», 1762–74, в Ораниенбауме, ныне Ломоносов под Санкт-Петербургом). Изготовляются шоколадницы, супницы, кофейники, блюда, тарелки и другое. Изначально «рокайль»— это способ убранства интерьеров гротов, фонтанных чаш ит. п. по документу из РГИА).
Остров Цитера обретает космические очертания. Термином rococo обозначают стиль в искусстве начала XVIII века. Для этого стиля характерно несоответствие наружной архитектуры интерьеру здания. различными окаменелостями имитирующими естественные (природные) образования и «рокайльщик»— это мастер, создающий такие убранства. Тонкое удовольствие и любовь для рококо являются главным праздником жизни.
Вот таким образом слово «рокайль» приобрело более широкое значение. rocaille — дробленый камень, декоративная раковина, ракушка, рокайль, реже рококо) — стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко. Все предметы интерьера изготовлены с большим вниманием к комфорту и мелочам жизни. На данный момент, термином «рококо» принято называть определенное направление в искусстве первой половины ХV века. Женщины, как и мужчины, начинают носить чулки, как и мужчины – белые, но иногда и пёстрые.
Своим предтечей в один голос они объявляли великого Жана Батиста Люлли. Наиболее известные произведения этого типа: «Галантная Индия» Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. Современным помещениям дворцовый колорит придает именно разная художественно оформленная мебель. Это было искусство, которое было отмечено печатью высокого мастерства, которое изумляло своим изяществом и грацией, но болезненно-хрупкое идейно опустошенное, вполне чуждое шумной «суете» социальной жизни словно в башне из слоновой кости, оно замыкается в узких пределах спальни и будуара. Неоценим вклад французских мастеров Н. Ланкре, Ф. Лемуан, Ж. М.
Не избежала этой участи и Россия. Итальянский архитектор Антонио Ринальди, по поручению императрицы Екатерины, построил Китайский дворец в 60-70 годах ХV века. А. С.
Архитекторы стремились создать уют, вот таким образом спальни имели небольшие размеры. Примером может Малый Трианон в Версале архитектора Габриеля (1763-1769 гг. ). На картинах П. Ротари (т. н.
Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен. Поэтический стиль рококо характеризуется изящностью игрой слов, галантностью, граничащей с фривольностью, намеками и значимыми умолчаниями. Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века.
Северный фасад акцентирован граненым выступом с небольшими ризалитами на краях. В тесной связи со стилем рококо стоят также фиабы (драматические сказки) Карло Гоцци, который растворял жизнь в потоке изощренной иллюзии. В декоративно-прикладном искусстве рококо огромное внимание уделяется специфике разнообразных бликующих и блестящих материалов – золота, бронзы, бисера, шелка и т. д. Широкое распространение получили изделия из фарфора (декоративные украшения, мелкая пластика и т. п. ). Так Д. Дидро называл этот стиль временем испорченного вкуса.
некоторых исторических особенностей и мировоззрения того времени, стиль рококо оставил самый заметный след не в крупных монументальных формах, а в предметах интерьера и аксессуарах. Даже писатели эпохи Просвещения подпадают под воздействие этой моды но если Вольтер или Монтескье применяют элементы восточной фантастики и экзотики всё же, главным образом, для коварной маскировки своих мыслей «подрывающих устои», то писатели рококо ценят сам сказочный мираж во всём его призрачном великолепии. К примеру, белое с оттенком слоновой кости панно обрамлялось позолоченной лепниной. На смену репрезентативности (соответствие характеристик выборки характеристикам популяции или генеральной совокупности в целом. ) приходит камерность изысканная декоративность, прихотливая игра форм. Примером оформления здания в рококо стиле может служить церковь архитектора Иоганна Неймана (Johann Neumann, 1687 -1753 гг. ) в Фирценхайлигене, где масштабность барокко сочетается с характерным для стиля рококо богатым скульптурным декором, создавая впечатление изысканности и лёгкости. В Италии крупнейший представитель того времени— Джамбаттиста Тьеполо (1696, Венеция— 1770, Мадрид).
Во французской историографии стиль Регентства и стиль рококо рассматривают раздельно. Стены, украшенные пилястрами и полуколоннами, кажутся почти невесомыми из-за больших окон. Носили белоснежные рубашки, кружевные жабо и шейные платки.
Колонны также зачастую выполняли только эстетические функции. В России рококо проявилось в декоре барочных зданий (ар-хитекторы Б. Растрелли, Ухтомский, Чевакинский). Женственность чувствовалась совершенно во всем.
cartel – карта, свиток бумаги). – рококо в его французском варианте, т. е. серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже). Но теперь её форма резко изменилась.
Бернардо Беллотто работал также в Германии. Неслучайно, наверно, этому стилю приписывают женское начало. серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже). Большое распространение в искусстве рококо и всего 18 века получили портретные бюсты и маленькие скульптурные группы или статуи купальщиц, нимф, амуров их ставили в парке, украшали ими беседки, салоны, купальни. Отсюда родилось название нового стиля – рококо. Архитектурный стиль рококо стремится уйти от прямых линий. Стены оформляются деревянными панелями. rococo, от фр.
Особенно преуспели в критике Энциклопедисты, по мнению которых в «испорченном вкусе» отсутствовало разумное начало. Основные элементы стиля: рокайль — завиток и картель — забытый ныне термин, применявшийся для наименования рокайльных картушей. Недаром мебель рококо кажется будто бы отлитой из одной пластичной массы. Такие росписи есть, например, в вестибюле Зимнего дворца. Эти декоративные мотивы пользовались большой популярностью и были включены в арсенал декоративных средств под названием genre pittoresque (живописная, живая манера). Стиль бытовал прежде всего в придворно-аристократической среде, в живописи и декоративно-прикладном искусстве дворцов и особняков, широко использовался также для украшения церквей.
(это направление получило наименование «греческого вкуса» предметы этого стиля часто неверно принимают за позднее рококо), так называемый Рококо сохранял свои позиции вплоть до самого конца столетия. Из художников следует отметить портретную живопись Антропова и Рокотова (Россия), Франсуа Буше (Франция), Антуан Ватто. Особенно рококо в литературе получило распространение в Италии и Германии. Это портретная живопись Антропова и Рокотова. (иллюстрации см.
и далее развивается параллельно с нарождающимся неоклассицизмом позднего стиля Людовика XV и периодом правления Людовика XVI (1774-1792). Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века.
Живопись была частью оформления интерьера, любимыми темами художников были общество в парке, «галантные празднества» (А. Ватто), пастораль, мифологические сюжеты и различные сценки легкомысленного содержания (Ф. Буше, Ф. Лемуан, Н. Ланкре, Ж. М. Наттье). Парадный зал или салон, располагался в центре композиции. На рукавах были широкие обшлага. В отличие от Италии стиль барокко во Франции не получил значительного распространения.
(иллюстрации см. (Замечательными фарфоровыми изделиями славились также заводы в Мейсене и Челси). Один из наиболее ранних случаев употребления этих терминов — увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736 г. (иллюстрации см. Это письмо также отразило смену вкусов, происшедшую на рубеже 1760-70- гг. : «поскольку Е. И. В. Классическая барочная сюита, обычно состоявшая из 3-5 танцев с простыми жанровыми названиями сначала обогатилась новыми «вставными» французскими танцами, такими как паспье, бурре, менуэт, павана, гальярда, а затем начала включать в себя и свободные, фантазийные части с пейзажными, жанровыми или даже персональными названиями. Скрытие залы, китайские дома, уединенные гроты. Что касается Англии, то в этой стране рококо оказал сильное влияние на прикладные искусства, примером тому служит инкрустация мебели, а также производство серебряных изделий, на творчество мастеров, таких как Хогарт или Гейнсборо, утончённость образов у которых и их артистическая манера письма всецело соответствует духу стиля рококо.
В 1704-1708 создаётся перевод «1001 ночи», один за другим издаются сборники восточных сказок: татарских (1719), персидских (1712), монгольских (1732), китайских (1723), перуанских (1733). желает, чтобы отказались от всех видов фигур и картелей, мы приложим все усилия, чтобы заменить их античными украшениями и следуя лучшему вкусу, согласно пожеланиям» (цит. Это относится и к живописи и к другим видам искусства. В 1734 г. он выпустил собрание своих декоративных работ под названием «Книга орнаментов».
В Англии рококо больше проявлялся в прикладном искусстве, например в инкрустации мебели и производстве серебряных изделий, здесь были известны мастера Хогарт или Гейнсборо, работы которых соответствует этому стилю. Роль динамичных криволинейных форм, значимых уже в барокко усиливается.
Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Барочный динамизм еще и в XVIII в. имел моменты неожиданного развития и в венецианской живописи появлялись такие фигуры, как Джованни Баггиста Пьяццетта (1682—1754), автор произведений с драматическими светотеневыми эффектами, которые оказали глубокое воздействие на формирование Тьеполо Джованни Пиптони (1687-1767), художник элегантно-грациозной манеры Риччи, Каналетто и Тьеполо. Здесь преобладает принцип точной передачи действительности.
Поэты рококо проповедуют гедонизм и чувственную радость, жизнь для них – упоительный праздник, галантная игра, заключающаяся в погоне за любовными наслаждениями.
В этом плане особенно показательна «Соната-квартет» Гийома Гиймена, носящая подзаголовок «Галантные и занимательные разговоры между поперечной флейтой, скрипкой, басовой виолой и виолончелью» (1743). Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо (для клавесина) или «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (тоже, между прочим, части клавесинной сюиты). китайщиной – шинуазери (от фр.
В отличие от Италии стиль барокко во Франции не получил значительного распространения. и далее развивается параллельно с нарождающимся неоклассицизмом позднего стиля Людовика XV и периодом правления Людовика XVI (1774-1792). Иллюзия торжествует.
пустяк, безделушка). Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер. серебряный сервиз, позднее известный как «Орловский сервиз», сохранившиеся предметы хранятся в Государственном Эрмитаже). Господствует грациозный, прихотливый орнаментальный ритм.
Вместо возвышенного, недосягаемого, прекрасного идеала красоты Возрождения или барокко возникает идеал доступный, весьма телесный игривый и пикантный. Архитектура рококо меньше всего заботилась о целесообразности и рациональности. Сам Фальконе являлся управляющим знаменитой Севрской фарфоровой мануфактуры. Особенно популярны были в Европе фарфоровые статуэтки Мейсенской мануфактуры (Германия).
Основными элементами стиля помимо рокайля являются традиционный картуш (франко-фламандский вариант названия: картель, немецкий: рольверк), фламандские кнорпель (хрящ) и ормушль (ушная раковина). Это портретная живопись Антропова и Рокотова. В искусстве стиля рококо иллюзия занимает место действительности. Её «трубный глас» нестерпим для изнеженного слуха этих поэтов.
Также находим их в письме (7 апреля 1770 г. ) мастера Роэтье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо.
Была даже особая специализация среди художников— квадратурист. ниже). Фрагонар.
Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо. Крупнейшим представителем рококо конца 18в. Абсолютно в той же манере работали их менее известные сегодня современники: Луи Клод Дакен, Жан Жозеф де Мондонвиль, Луи Клод Дакен, Антуан Форкре, Андре Кампра, Жозеф Боден де Буамортье, Луи Николя Клерамбо, Марин Маре и многие другие. Во Франции период рококо назывался временем Купидона и Венеры. В 1960-70-е годы была распространена концепция рококо как результата измельчания барокко: «Вступая в фазу рококо, эмблематика все больше утрачивает самостоятельное значение и становится частью общего декоративного убранства, наряду с нимфами, наядами, рогами изобилия, дельфинами и тритонами Амуры божества любви превращаются в — putti — рококо». Обилие мелких звуковых украшений и завитков (так называемых «мелизмов», аналогичных извилистым линиям стилизованных раковин «рокайлей»), преобладание маленьких (ювелирно отделанных в деталях) и камерных форм, отсутствие ярких противопоставлений и драматических эффектов, господство тех же, знакомых по картинам Буше, тем и образов: игривых, кокетливых и галантных. В рококо архитекторы меньше обращали внимания на функциональность, сочетание форм. ниже).
Рельефный орнамент окантовывает оконные и дверные проемы. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Если для барокко характерны массивная мебель, яркие балдахины, цветовые контрасты и богатая настенная живопись (фрески на потолке, мрамор на стенах, обилие позолоты, лепнина с растительными узорами, скульптуры), то в рококо цветовая гамма интерьеров очень нежная. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюда немецкие названия стиля: Perckenstil, Zopfstil).
ниже). Его кисти принадлежат великолепные виды Дрездена и других мест.
В Италии была распространена «легкая» поэзия, пастораль. Они могут выполнять и чисто декоративную роль.
На карманах— огромные клапаны. «Изящный» – ключевое слово данной эпохи. Термин рококо в переводе с французского означает «раковина, завиток, рокайль». А в комнате дополнительно ставят торшеры, стены оснащают бра.
Литература рококо— это преимущественно малые формы: изящные пасторали, комедии масок, эротические поэмы игривые стихи и новеллы. Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси). Это пасторали (идиллические сцены из жизни пастушек и пастухов), галантные сцены и мифологические сюжеты эротическим оттенком. активизировалась критика всего «выкрученного» и «вымученного» и в литературе стало встречаться именование «испорченный вкус». Эстетизируется как бы не сама жизнь, а лишь её мгновения, причём, наиболее приятные.
Цветовая палитра рокайльных произведений отличалась легкими, светлыми красками. В 1736 г. Ж. Мондон, французский ювелир и резчик по дереву, опубликовал альбом гравюр под названием «Первая книга форм рокайль и картель» (от фр. В этом стиле строили загородные дома представители аристократии и знати. Она обильно украшена сложной прихотливой резьбой и позолотой.
На полу— узорный паркет и ковры-гобелены. по документу из РГИА). Главными представителями этого круга были Франческо Гварди (1712—1793 Большой канал близ Сан-Джеремия, Старая пинакотека, Мюнхен), Пьетро Лонги (1720-1785 Крестьянские сцены, КаРедзонико, Венеция Сцены из домашней жизни, ок, 1780, Пинакотека Кверини Стам палия, Венеция) Розальба Каррьера (1675—1757), широко использовавшая пастель и акварель. Актуальность приобретают идеи гедонизма, которые и становятся своего рода основой творчества многих поэтов и писателей, создававших свои произведения в стиле рококо.
На потолках и стенах также в больших количествах используется лепнина, резьба и позолота. Маскарад и жизнь для такого человека являются синонимами. В цветовой гамме интерьера рококо преобладают нежные, пастельные тона. Это было модным в то время, но становится актуальным и сегодня.
Один из наиболее ранних случаев употребления этих терминов— увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. О каких характерных особенностях в музыке можно говорить в связи с этим стилем.
ниже). Колорит помещению придают такие осветительные приборы, как подсвечники. Из предметов мебели приобрели особую популярность кресла и диваны с мягкими сиденьями и удобными спинками изящные комоды с ящичками. В России рококо часто плодотворно взаимодействовало с барокко или классицизмом, проявившись главным образом в отделке дворцовых интерьеров, созданных Б. Ф. Растрелли, лепном декоре зданий Растрелли, С. И. Чевакинского и др., а также в ряде отраслей декоративно-прикладного искусства (резьба по дереву, художественное серебро и фарфор, мебель, ювелирное искусство). Особое декорирование и небольшие размеры создают особый уют и камерную атмосферу.
Форма раковины постепенно стала основным декоративным мотивом рококо, который стали называть «рокайль». В нее вкручивают лампочки, по форме напоминающие свечи. Клавесин XVII в. Крупные музыкальные формы (оперы, балеты) состояли из небольших номеров, обычно связанных между собой. В колорите интерьера рококо преобладают нежные пастельные тона.
Например, кариатиды ставились не для поддержания свода, а только лишь для красоты иногда подпирая совсем незначительные выступы. Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. В эпоху Просвещения отношение к нему было весьма критичное.
Термин Рококо (фр. rococo, от фр. rocaille — скальный)вошел в употребление в середине XVIIIв. Ордера не присутствуют в фасадах зданий. Чаще всего такие имитации создавали во внутренних помещениях. Формы литературных произведений в основном малые: пасторали, комедии масок, эротические поэмы игривые стихи и новеллы, галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Лирика в основном проявилась в форме игривых посланий, мадригалов, сонетов и эпиграмм (Эвариста Парни, маркиз де Лафар и др. ).
В стиле Р. оформлены художником буквицы к этому словарю. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Рококо – стиль, основанный на детали.
Основной мотив рококо – рокайль (изображение стилизованной ракушки). Стиль рококо (rococo) появился во Франции в первой половине 18 века во времена правления Регента Филиппа Орлеанского (1715 – 1723 гг. ) В середине 18 века стиль рококо критики называли «испорченным», «выкрученным» и «вымученным». Наряду с уже устоявшейся композицией барочного парадного портрета появляются небольшие по формату работы с погрудным изображением портретируемого (М. К. Латур). Комнаты образовывали оригинальные асимметрические композиции внутреннего пространства. Натье, Ф. Буше, Ж. О. Термин «рококо» произошел от французско-го слова «рокайль» (буквально — украшение из раковины).
Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Его родиной стала Франция. Существовали обеденные столы и столы для завтрака, подвижные столы на колёсах для подачи пищи, столы для посуды и подносов, кофейные, карточные столы и столы для игры в шашки, столы для цветов, столы для вязания, туалетные столы, подвижные столы для различных предметов для рукоделия, столы-тумбы у изголовья кровати, столы-подзеркальники, столы-консоли, рабочие столики, письменные столы, столы-конторки, декоративные столы на одной или четырех ножках и др.
Идеология стиля, его основные принципы заключаются в создании карнавала, мира будуара. Меняются также размеры помещений. Неизменной популярностью пользовались яркие звукоизобразительные пьесы, например, такие, как «Курица» Рамо и «Маленькие ветряные мельницы» Куперена (для клавесина) или «Катание на санях» Леопольда Моцарта (для оркестра).
18в. (фр. франц. Южный фасад имеет два сильно выступающих ризалита, которые объединяет стеклянная галерея. Между тем предыдущий стиль Людовика XIV, так называемый Большой стиль (вторая половина XVII в. ), в своей основе был классицистическим с небольшим включением барочных элементов.
Другие варианты — использование двух цветов в гармоничном сочетании или тёмных и светлых оттенков одного цвета. Развитию рококо способствовали художники-декораторы, граверы, резчики, ювелиры, бронзовщики издававшие альбомы рисунков и гравюр с декоративными элементами. Она обычно имеет небольшой размер, красивый дизайн, удобную конструкцию. Клавесин обязательно был украшен богатой отделкой. Личный комфорт, в это время, становится на первое место.
Теперь нижнюю юбку украшают, как и верхнюю, – кружевами, воланами, лентами. В Италии в стиле рококо работал архитектор Тьеполо. Мебель эпохи рококо очень изящна. Мода на сказку преобразуется в крупнейшее явление литературной жизни.
Человек эпохи рококо влюблен в декорацию вообще, а также в её праздничную личину. Стремление к камерности сказалось и в жанре портрета.
Основные элементы стиля: рокайль— завиток и картель— забытый ныне термин, применявшийся для наименования рокайльных картушей. Ф. Буше «Пейзаж с отшельником» (1742). Отсюда и успехи жанра идиллии, с её условным миром галантных пастушек и пастушков, нежными напевами свирели и журчанием прозрачных ручьев, успехи феерий в драматургии и «фейных сказок» (contes des fes) в повествовательной литературе. Музей изобразительных искусств им. Отделка предметов достигает высочайшего уровня. Мебель подбирают из натурального дерева (липы или ореха), украшенную вьющимися орнаментами цветов и лозы. Для живописи характерны эротико-мифологические, эротические, а так же пасторальные (пастораль) сюжеты. Он изображал иллюзорные архитектурные формы, служившие обрамлением, а то и фоном.
Рамо, «Венецианские празднества» и «Галантная Европа» Кампра. Для стиля рококо в музыке характерны те же черты, что в живописи и в архитектуре: множество мелких звуковых украшений и завитков (мелизмов), преобладание маленьких форм, галантных образов, отсутствие драматических эффектов. по документу из РГИА).
В качестве головного убора популярной оставалась треуголка. Зародившийся во Франции, стиль Рококо достаточно быстро распространялся в ряде других стран благодаря французским художникам, которые работали за границей, а также публикациям проектов многих французских архитекторов. Архитектура утрачивает стремление к единству экстерьера и интерьера.
Комнату хорошо освещают при помощи большой подвесной люстры на 7 – 12 рожков. В этом случае нарисованное на плоскости с расстояния кажется скульптурой. Ведущим декоратором того времени был Ж. -О. В архитектуре многих церквей, таких, как церковь в Фирценхайлигене (1743-1772 гг. ) (архитектор Нёйман) их пространственные конструкции, торжественность стиля барокко сочетаются со свойственным стилю рококо изысканным живописным и скульптурным внутренним убранством, при этом создавая впечатление сказочного изобилия и лёгкости. В России изысканным стилем рококо написана поэма И. Ф. Богдановича «Душенька» (1778).
Также находим их в письме (7 апреля 1770г. ) мастера Ротье (изготавливавшего для Екатерины II в конце 1760-х гг. Стиль рококо в архитектуре стал более легким игривым, чем предшествующее барокко. Архитектура этого стиля не знает классических колон и капителей.
Пушкина (Москва)Картина иллюстрирует эпизод новеллы Лафонтена «Отшельник». Стиль рококо стал блестящим завершением стиля барокко. Криволинейные фронтоны украшены скульптурами, пирамидами, вазами, трофеями.
Название стиля переводится с французского языка, как «узор из дробленых камней и ракушек». chinoiserie – китайщина). При этом необходимо отметить, что в Германии искусство и поэзия рококо никогда не могла подняться до той степени аристократической галантности, которая характеризовала литературу дворянской Франции. по документу из РГИА). Несмотря на популярность новых «античных форм», вошедших в моду в конце 1750-х гг. Реальный мир непригляден, но поэзия заслоняет его чудесным миражем, человек эпохи рококо презирает «тьму низких истин» и предпочитает ей «приятные заблуждения». Стены окрашиваются в светлые, воздушные тона и украшаются живописными панно, резными панелями, зеркалами в вычурных золоченых рамах.
Став продолжателем барокко, стиль рококо заимствовал многие детали и из других стилей. Расцвет рококо пришелся на вторую четверть 18в. Их место занимают рельефные окантовки с различными переплетениями и гротесками. Столичные любовные интрижки, «анекдоты, летопись обедов», «тысяча прелестных мелочей, о которых не догадываешься даже, когда отдаляешься» от столицы, образуют её привычную среду. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль.
В России памятником в стиле рококо по праву считают дворец Петра III в Ораниенбауме. В эпоху Просвещения отношение к нему было весьма критичное. Рококо также следует отличать от переходного периода Регентства, времени правления регента, герцога Филиппа Орлеанского (1715-1722). Фронтоны (завершение фасада здания), представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются вазами, пирамидами, скульптурными фигурами и т. п. Стиль рококо в литературе получил наибольшее распространение во Франции XVIII века. Это относится и к живописи и к другим видам искусства.
Так Д. Дидро называл этот стиль временем испорченного вкуса 1. Наиболее заметными произведениями в стиле рококо можно назвать «Купанье Зелиды» маркиза де Пезаи (1764), «Четыре часа туалета дамы» аббата де Фавра (1779), галантные романы и сказки Луве де Кувре, графа Кейлюса и др. Расписывались и стеновые деревянные обшивки (панели).
На рубеже XVIII-XIX вв. Живопись Буше диктовала законы целой плеяде мастеров (Натуар, братья Ванло, Антуан Куапель и др. ) и это влияние продержалось во Франции вплоть до Революции 1789. В России в эпоху рококо живопись европейского типа только появилась впервые, сменив свою, русскую традицию иконопись.
Один из наиболее ранних случаев употребления терминоврокайль и картель — увраж Мондона-сына «Третья книга рокайльных и картельных форм» 1736г. Последним крупным живописцем рококо был Жан Оноре Фрагонар, тонкий портретист и пейзажист, как и Ватто, не вписывающийся в рамки просто модного стиля. Скульптура рококо менее значительна и своеобразна, чем живопись. Наттье, Друэ, Токке, Луи-Мишель Ванло, Латур, Перроно.