Реставраторы из Флоренции (известная мастерская Opificio delle Pietre Dure) в 2013 году, увидев предстоящую работу в Муниципалитете Каприно Веронезе (провинция Вероны), не смогли сдержать восторга при виде скульптур Оплакивание Христа. У нас скульптура известна как «Оплакивание Христа». В Ватикане на главной площади Святого Петра расположена в первой капелле неповторимый шедевр Микеланджело Буонарроти – это мраморная скульптура, которая рассказывает о библейском мотиве – оплакивание Христа. Это прекрасное мраморное изваяние остаётся до сих пор одной из наиболее известных скульптур в истории мирового искусства. Группа «Оплакивание Христа»и по сей день находится в соборе Св.
Она словно отказывается верить в непоправимую утрату. Их восстановили из кусков, вырезанных из незаметных мест. Это, в общем, очень такой эмоциональный сильный момент. Вот здесь, по-моему, есть этот момент взаимного пронзения. В изображении Марии, оплакивающей Иисуса, акценты делаются очень разные. Она может называться «Христос с двумя разбойниками на кресте», а еще она называется «Удар копьем».
За годы служения Христос не часто бывал со своей матерью Марией. Отныне руки Христа были прижаты к телу. В католической традиции она называется итальянским словом «Пьета», которое имеет два значения, если переводить. Почему. При этом могут присутствовать другие близкие персонажи и жены мироносицы и Иоанн, но все-таки подавляющее большинство композиций под названием «Пьета» — это диалог Матери и Сына.
И Микеланджело принял единственное правильное решение – бежать из Флоренции в Болонью. Отныне скульптор стал узнаваемым гением. Это такие вот очень церковные композиции и вот таким образом композиция «Пьета» стала общехристианской, универсальной. Рубенс — один из самых глубоко воцерковленных живописцев. Может быть тогда, в свои 23 года, он догадывался, что это гениальнейшая скульптура. Рука скульптора виртуозно превратила камень в тончайшую ткань одеяний.
Тем не менее смотрите, что мы видим. Венгр по имени Ласло Тот набросился на статую с молотком и нанес ей серьезные повреждения. Микеланджело, конечно, был полностью за справедливость. «.
Скульптор должен быть наблюдательным и отображать действительность. Пресвятая Мария, как известно, зачала Христа от Святого Духа, согласно пророчествам. Ее сын божественный Иисус мертв. Ее еще называют «Христос-страстотерпец», это Лукас Кранах-старший, это художник, стоящий у истоков протестантского искусства. Скульптура Микеланджело Буонарроти «Пьета» – первая из общего числа работ, которая прославила великого итальянца на всю страну. В это творение Микеланджело вложил столько любви и трудов, что только на нем (чего он в других своих работах больше не делал) написал он свое имя вдоль пояса, стягивающего грудь Богоматери вышло же это так, что однажды Микеланджело, подойдя к тому месту, где помещена работа, увидел там большое число приезжих из Ломбардии, весьма ее восхвалявших и когда один из них обратился к другому с вопросом, кто же это сделал, тот ответил: Наш миланец Гоббо. Вероятно, два великолепных рисунка «Воскресения», находящиеся в Лувре и в Британском музее также были созданы под влиянием Виттории.
Вот я могу еще одну православную икону показать. И основной вид композиции «Пьета» — это изображение сидящей Марии, держащей Иисуса на коленях. Вот даже в Его мертвом теле должны чувствоваться следы страданий. После завершения всех работ, в ноябре 1626 г. – ее переместили в новый хор. Фоторепортаж подготовил Вадим Савицкий.
Происхождение этой символики опять-таки византийское, у нас очень много примеров, прекрасные изображения Марии на троне, символизирующей Церковь, сохранились до сих пор в соборе Святой Софии Константинопольской, в Древней Руси есть гениальный образец «Богородица Оранта» в Софии Киевской, тоже символизирующая Церковь. Произведение было закончено в 1500 году и помещено в соборе Святого Петра. В этом и заключается сила творчества художника, его воздействия на зрителя. И в разных церковных традициях стала возникать потребность в визуальном образе именно Тела Христова, которое за нас предается и, глядя на которое, человек мог бы глубже воспринимать происходящее на Евхаристии. Такое ощущение, что в пространстве искусства все живут как бы мимо этого. Это высшая точка творчества молодого Микеланджело. Они оценили работу начинающего мастера как величайшее произведение искусства.
Почему. Едва он закончил работу, как увидел в саду Лоренцо Великолепного и, желая признания своего таланта, представил ему скульптуру. Но кардиналу так и не посчастливилось увидеть шедевр, он умер в том же году. Оно проявляется не только в этой композиции.
Изваянная в мраморе, эта скульптурная группа поражает и смелым обращением с традиционной иконографией и человечностью созданных образов и высоким мастерством. Значит, где-то начиная с XIV века в Западной Европе, а с XIII века, чуть раньше — в Византии возникает очень интересная традиция изображения умершего Христа. Обнаженное тело Христа контрастирует с пышными, богатыми светотенью одеждами Богоматери. Уйти из этого мира, от этих людей, ползающих у его ног, поверженных в тупом страхе.
На то время тема Библейского мотива была просто недопустимой для мастеров.
Вода крещения как символ, кровь — символ искупления. А вот сейчас перед вами композиция Питера Пауля Рубенса, начала XVII века, 1618 года. Время подтвердило слова Галли, оказавшегося дальновидным и тонким ценителем искусства.
Четырнадцатилетним юношей он поступил на учебу к одному флорентийскому живописцу. В лице Марии в жизнь и смерть Христа вступает каждый христианин. Но кто ее создатель, кто мог выполнить подобный шедевр. А теперь я вам покажу еще одну интересную вещь.
То есть вот этот образ, который одновременно обозначает Иисуса умершего, конкретно исторический — в определенной ситуации, в определенном месте, в определенное время, Иисуса евхаристического, Иисуса, живущего в таинстве Евхаристии на каждой службе, и на каждой службе повторяющего свою жертву на Голгофе, чтобы воскреснуть в человеке, который причастился. Скульптурное произведение Микеланджело «Пьета Ронданини» было создано за шесть дней до его смерти. Меня зовут Боровская Наталья Федоровна, я историк искусства, профессор Российской академии живописи ваяния и зодчества Ильи Глазунова, преподаватель многопрофильного лицея «Красносельский» и Теологического института святого Фомы.
Камень за прошедшие века стал настоящей губкой и изучение поверхности статуй, пострадавших от влаги, позволяет много узнать о технике создания, о пигментах и красителях средневековья. (function () (. panel-body a). has (img). attr (target, blank))Если Вам понравился материал – поддержите нас. С фотографии этой скульптуры, как мне часто приходилось слышать, у многих людей тоже, как с картины Рембрандта «Возвращение блудного сына» или с иконы Владимирской Богоматери, начинался путь к вере. Италия. Раны Христа должны быть видны обязательно: и рана от копья и стигматы, раны на руках, так как опять-таки в книге пророка Исаии говорится: «Ранами его мы исцелились».
Группа «Оплакивание Христа», предназначавшаяся для капеллы девы Марии в соборе Св. Соответственно, античный идеал прекрасного человека как духовно, так и физически, это идеал ему глубоко близкий и он переносит его на личность Христа в тот момент, когда, согласно ветхозаветному пророческому тексту книги Исаии, в нем не было ни вида, ни величия. Кто знает, может быть найдут и недостающие части статуй — ноги. Молодая Мария изображена с мертвым Христом на коленях – образ, заимствованный из североевропейского искусства.
Интересным является то, что это единственная его скульптура, которая была подписана. В XVIII веке статуя была перенесена в одну из капелл базилики святого Петра в Ватикане. Вот уже к концу XV века, когда работал Микеланджело, акцент немножечко переставляется. Интересно, что «Пьета» является единственной подписанной работой Микеланджело.
Решение было принято в пользу полного восстановления. В православной традиции эта композиция тоже называется «Муж скорбей» и рассматривается как разновидность вот этой вот иконографии — «Муж скорбей» в разных вариантах. В Европе она называлась латинским словосочетанием «Мария-Экклесия», «Мария-Церковь». Вот «Троица» Рублева знаменитая. Его добывали около озера Гарда со стороны Брешии.
Для самого Микеланджело «Пьета» долго оставалась одним из любимейших творений, ведь только она удостоилась подписи автора. Перед ней можно молиться, перед ней можно совершать богослужения, мессу можно служить. Реставрация скульптуры потребовала времени более полугода.
Одно из предложений поступило от кардинала Жана Билереса де Лаграуласа, служившего послом короля Франции Карла VIII при Святом Престоле. Это критская икона XVI века.
Микеланджело в своей работе решительно отошел от привычных установок. Христос в этот момент умирает и в человеке причастившемся воскресает. Это нидерландская композиция XV века, художник Гертген тот Синт Янс.
У всех отсутствуют ноги и нет статуи Магдалины, которая обычно участвует в Оплакивании. В ту же ночь на идущей через левое плечо Девы Марии перевязи он высек надпись – «Микеланджело Буонаротти флорентиец исполнил». Если бы скульптуры создали из веронского камня Пьетра Галлина, то они не сохранились бы.
Наконец-то, наконец он вырвется из жизненного плена. Выразителен вопрошающий жест ее левой руки. На том рисунке, что в Лувре, Христос, сложенный как Геркулес, в гневе отбросил тяжелую надгробную плиту одна нога его еще в могиле, а сам он, подняв голову и воздев руки, в страстном порыве устремляется к небу, чем-то напоминая одного из луврских «Пленников».
«Оплакивание Христа» и ныне неотразимо воздействует совершенством и глубиной художественного решения. Слегка склонена голова Богородицы. Оскорбленный Микеланджело той же ночью вернулся в собор Святого Петра и высек на ленте, перекинутой через плечо Богоматери, слова «Сделал Микеланджело Буонарроти, флорентиец». Его сняли с креста, перенесли к гробнице. Правая рука Марии покрыта тканью и не касается напрямую тела сына.
Удивительно молодой лик матери полон смирения и принятия неизбежного. Причем для итальянца Мария не просто красавица, она красавица современной ему эпохи. Он был уже мертв. Смотрите, что здесь делается. Статуи были цветными, на них остались следы краски.
Так как именно смерть и воскресение Христа — основа таинства. И тут он подслушал оживленный спор двух зевак, которые отрицали авторство Буонарроти. В1568г. Уже после установки в соборе Св.
Он даже не глядит на них. Вот к числу таких картин «Сикстинская Мадонна» Рафаэля еще принадлежит, очень для многих людей она стала каким-то первым звоночком, вызывавшим вопросы в душе. Если мы снова вернемся к композиции Микеланджело, то мы заметим парадоксальную вещь: во-первых, что акцент здесь поставлен не только и даже не столько на облике мертвого Христа, сколько на поразительной красоте облика Марии. Вот такая композиция на христианском Востоке называется «Муж скорбей». Естественно, он работал так, как был научен.
Главное отличие «Пьеты» от сцены оплакивания Христа Его близкими в том, что здесь Он изображен на коленях скорбящей о Нем Девы Марии (и только ее) – остальные персонажи на картинах и скульптурах должны отсутствовать, чтобы сюжет по праву именовался «Пьета». Современная история этого шедевра не обошлась без неприятностей. Другая особенность исходит из предположения искусствоведа Димитрио Мартинелли. Его поставили охранять, он охраняет.
И «Пьета» Микеланджело тоже стоит в алтаре в соборе святого Петра, но в капелле, в часовне, там есть алтарь и она там находится. Один из них отстаивал версию, что это мог высечь в камне только миланский скульптор Гоббо. Об этом рассказал миру Вазари, поэт и биограф нескольких итальянских художников.
Скульптуре «Пьета» потребовалась реставрация. Микеланджело в своей группе решительно отходит от привычных установок.
Так вот, Мария, восседающая в алтарном пространстве, — это Мария как символ Церкви земной. Почему. Большая группа скульптур отностится условно к работе Мастера из Сант Анастасии. Христос увидел их и обратился к своему ученику, чтобы тот заботился о матери. Но болонские мастера приняли Микеланджело враждебно, прекрасно понимая, что теперь только ему будут давать заказы.
Кроме того, Микеланджело был горячим поклонником Данте. imgarticlebottomborder:1px cccccc solidБОРОВСКАЯ Натальярубрика: Авторы» Б». imgarticlebottomborder:1px cccccc solid. imgarticlebottomborder:1px cccccc solid. imgarticlebottomborder:1px cccccc solid (Оцените эту статью первым. ) Загрузка. Но все-таки Микеланджело больше влекла скульптура. Так что это такая интересная очень особенность, открывающая неожиданные аспекты в теме распятия и в теме страданий Христа.
Как бы художественный язык разный. Микеланджело Буонарроти (14751564) одно из величайших светил в нескольких художественных областях одновременно. Несмотря на страдания, черты обеих фигур идеализированно прекрасны. С одной стороны, это эмоциональное выражение горя Марии. Действуя молотком и резцом, он отсекал от камня все «лишнее» и создавал совершенство.
А вот «Imago pietatis» может венчать эту большую композицию. Еще раз повторяю, это такое личное видение одного человека. Причем интересна вот эта икона с Крита. Это богослужение Страстной Пятницы, в котором участвует вся церковь.
Дело в том, что при окончании работы она ее выставили на всеобщее созерцание. Счастье, что материалом для скульптур послужил не пористый известняк из Авезы, который называют веронским туфом (название камня Marno di Priabona), а более прочный камень Биокринит ди Тиньяле. Но, невзирая на все преграды, эта личность взошла на новую ступень в истории искусств.
Мария с Иисусом на руках — Церковь земная, дающая Тело Христово, Евхаристию. Дело в том, что, вы знаете, в момент таинства Евхаристии звучат слова Христа: «Примите, вкусите, сие есть Тело Мое, которое за вас предастся». Но вместе с тем, человек аскетичный и фанатичный, Савонарола был врагом искусства, считая его развратным. До 1981 года статуи стояли на земле. Есть такие тексты в византийской традиции. Наверняка картины Перуджино «Оплакивание Христа» (1493-94 гг., сейчас находится в галерее Уффици во Флоренции) и «Пьета» Боттичелли (1495 г. ) побуждали многих последователей отражать в камне и на полотне эту трагическую сцену. Возрождение.
Точно нередан контраст между безжизненным телом Христа и полной жизни мадонной. Телу Христа скульптор придал ту же нежность и мягкость. Склонив голову, Богородица смотрела на своего сына. Посмотрите, что делается здесь. Я закончить хочу напоминанием об одной из таких азбучных прописных христианских истин.
Уже в столь юном возрасте (ему исполнился тогда только 21 год) Микеланджело заключил контракт с кардиналом на создание надгробной Пьеты. Здравствуйте, дорогие друзья. Его изготовил Франческо Борромини. Каскадом ниспадают складки ее длинной одежды.
В настоящее время "Вакх" считается первым шедевром Микеланджело. Вот таким образом нет ничего удивительного, что вот там тоже такая икона есть. После рождения Иисуса у них с Иосифом были другие дети, зачатые естественным путем. Создавалась скульптура Микеланджело «Пьета» для французского кардинала Жана Билэра де Лагрола еще в 1496 году. Гибель сына она воспринимает как осуществление предначертанного судьбой. В этот период он написал стихотворения, выражавшие отчаяние и выполнил очень тонкие рисунки (Ганимед, Тиций, Фаэтон).
Самый распространенный — распятие с предстоящими, где возле креста могут стоять либо по двум сторонам Мария и Иоанн Евангелист, либо к Марии и Иоанну Евангелисту могут присоединяться жены мироносицы, которые рядом с Марией как бы выражают ей свое сострадание и римский сотник, то есть не римский сотник извините, римский воин, который может стоять рядом с Иоанном, это один тип. Душевнобольного удалось быстро обезвредить, но ущерб уже был причинён. И, соответственно, как мне кажется, хотя я понимаю, что мое мнение очень субъективно, эта картина о человечестве, с которым могут происходить разные вещи, но независимо от того, знает конкретный человек или не знает, он находится в пространстве диалога с Христом.
В одном из писем Микеланджело пишет, что ему даже грозили смертью. Этот факт подчеркивает его трудолюбие и умение доводить свои произведения до совершенства. Она в литературе по-разному называется. «Оплакивание Христа» Микеланджело (1496) находится в базилике Святого Петра в Ватикане.
В начале молитвы Св. В нем и отчаяние и вопрос. Это произведение внесло новизну в передачу драматизма. Испытывая с 1532 года страстную и платоническую любовь к молодому римлянину Томазо Кавальери, Микеланджело после смерти своего отца (1534) окончательно обосновался в Риме.
Скорбь матери протекает в мучительной безмолвности, где нет ни страха, ни слез. Фигура Христа — сильная, мускулистая, как фигура античного атлета. В восточном мире она называется «Муж скорбей», по эпитету из книги пророка Исаии, где страдающий раб Господень, в котором христианские богословы видят Христа и пророчество о его страстях и смерти, называется «Муж скорбей изведавший болезни». А вот такое сочетание вы, наверное, видите впервые. В Западной Европе композиция «Муж скорбей» часто помещается в алтаре, либо как непосредственно запрестольный алтарный образ, либо как часть большой алтарной композиции, где могут быть другие персонажи: Богородица на троне с Младенцем Христом, святые.
Среди толпы находился и сам молодой скульптор, но он не признавался в своем авторстве. Микеланджело в своей группе решительно отходит от привычных установок. Прибыв в 1496 году в Рим, 21-летний Микеланджело довольно скоро знакомится с состоятельным финансистом и знаменитым собирателем памятников прошлого Якопо Галли.
Христос в этой традиции может изображаться еще и живым. Она убивает старый пигмент и восстановить его невозможно. Пострадало лицо и рука фигуры Богородицы. Здесь, как вы видите, поясное изображение в терновом венце. Это одна из наиболее известных работ в истории мирового искусства.
Реакция людей была поразительна и однажды в поздний час Микеланджело тайно пробрался в собор с инструментами и указал на поясе Мадонны полную достоинства надпись: «Микеланджело Буонарроти, флорентиец». Дело в том, что в германских землях, начиная с XIV-XV вв., было широко распространено почитание 7 скорбей Девы Марии (цифры разнились: могло быть и 5 по числу ран Христа и 9 и 15 и даже 21 скорбь): при словах Симеона о будущих страданиях при бегстве в Египет скорбь в течение трех дней исчезновения Иисуса во время путешествия в Иерусалим во время Крестного пути при Распятии при снятии с Креста при погребении. Однако работал Микеланджело около двух лет. Вот кого бы мы ни взяли, уже из художников зрелого Ренессанса. Шедевральной скульптуре было нанесено 15 ударов молотком, в результате которых, кроме многочисленных мелких увечий, у Девы Марии были повреждёны – нос, левый глаз, а левая рука вообще отбита (до уровня локтя). Бернарда в последней канцоне Божественной комедии говорится: «Vergine Madre, figlia del tuo figlio» – «Богоматерь, дочь своего Сына».
Вот показываю вам еще один вариант композиции «Муж скорбей». Вот это, конечно, католический такой очень образ, он называется «Христос-страстотерпец» и одновременно это также одна из разновидностей образа «Муж скорбей». Согласно Библии, на таинстве погребения присутствовала Мария Магдалина.
Классическим и непревзойденным образцом «Пьеты» стала скульптурная группа Микеланджело. К сожалению, даже на это «святое» творение было совершено нападение.
Флоренция. Вот начиная с XIII века, в Италии словом «Пьета» обозначают сцену оплакивания Христа Девой Марией. У Леонардо да Винчи на голове у Марии модные головные уборы, ну и так далее. То есть вот это такой символический образ, собирающий все основные моменты тайны распятия.
«Оплакивание Христа» — единственная работа Микеланджело, которую он собственноручно подписал своим именем. Гипсовые слепки тела Иисуса были разосланы в различные школы и академии, так велико было совершенство в отделке мельчайших деталей. При этом потребовалось сделать новое основание для статуи.
Молодая Мария изображена с мертвым Христом на коленях. Вещи эти возбудили желание у кардинала Св. Варианты могут быть разные. Идеализацию подобного рода использовал Леонардо да Винчи и другие художники.
Сняты наслоения предыдущих реставраций — гипс, краска и клей. Но Микеланджело не уложился в обозначенные сроки, он трудился почти два года. Был сколот нос. КАРТИНЫ ЛЮБВИРембрандт «Возвращение блудного сына»КАНОН ИЛИ КЛИШЕ.
Страдающий мир живет с Ним одной жизнью. И последнее, что я вам покажу в продолжение разговора о единении Марии и Христа, это абсолютно особая композиции, это «Снятие с креста» нидерландского живописца XV века Рогира ван дер Вейдена. Несколько осколков найти не удалось. Мотив этой скульптурной группы исходил из давних традиций готического искусства. В ранних композициях очень часто акцент делается на страдальческом облике Христа.
В момент пронзения Христа копьем Он жив и смотрит на своего мучителя. Он создал особое изображение, которое по-латыни называется «Mater Dolorosa», «Матерь скорбящая», где Мария изображается одна, без умершего Христа и без сцены распятия, с молитвенно сложенными руками и у этой композиции очень сложный духовный смысл. Была сломана левая рука, при падении которой сломались пальцы.
". Он вызывал у Микеланджело противоречивые чувства. Дело в том, что начиная опять-таки где-то с конца XIV века и уже в XV веке это была композиция «Пьета», это тоже приобретает литургический смысл. Как он глубоко вот эту сюжетную подоплеку мифологическую знает. Фигуры были высечены из монолитной глыбы каррарского мрамора высотой 1 м 74 см. Один из них утверждал, что статуя создана миланским ваятелем по фамилии Гоббо.
Вскоре последовал новый заказ – на изготовление "Скорбящей Мадонны". Не было никаких сложностей, никаких богословских разногласий. Соответственно, Микеланджело итальянец и его Мария прекрасна, но дело еще не только в этом. Для него первоосновой являлось познание окружающего мира и именно его возводят в ряды первейших скульпторов своего времени. Взгляд Марии не настолько печален, насколько торжественен. Согласно контракту, который скульптор заключил с кардиналом Жаном де Вилье Фезанзаком, работа должна была быть закончена за год и оплачена суммой в 450 дукатов.
Этим жестом автор подчеркивает священность тела Христа. Внимание.
Вот ручаюсь, что впервые. Дерево, масло. На христианском Западе, где она появилась практически в то же самое время, она называется по-латыни «Imago pietatis», то есть образ для почитания или моленный образ. Вот почему все картины и скульптуры изображают ее молодой и миловидной девственницей.
Это православная икона, хорошо, наверное известная вам, православной традиции. Порывистый и ранимый Микеланджело тут же взял резец и молот и выбил фавну несколько зубов. Ботичелли, попавший под сильное влияние Савонаролы, своими руками бросил несколько своих работ в так называемые «костры покаяния». Одной из последних мыслейИисуса была забота о матери.
Он возомнил себя восставшим из мертвых и стремительно нанес молотком 15 ударов по скульптуре Микеланджело. Скульптура Микеланджело «Пьета» повредилась – у Девы Марии были отбиты рука до локтя и левый глаз. К тому же, нагрянула эпидемия чумы. Вот я вам покажу еще одну работу Рубенса, примерно того же времени, написанную год спустя.
Пьета Ронданини, начатая через 55 лет после первой, была последней его работой. Мария молодая, совсем юная. Эта икона из Македонии, тоже XV века, то есть икона современная Джованни Беллини. Эта надпись была неслучайной.
Священнослужитель пожелал изготовить достойный своей персоны надгробный памятник. Излюбленные стихотворные формы Микеланджело – мадригал и сонет.
Другой инцидент связан с подписью скульптора. Почему. Имелись также и другие небольшие повреждения. Эта композиция, символизирующая Евхаристию, получаемую через Церковь.
В его поэзии не было легкости его современников. В страшный день распятия Дева Мария, ее сестра и Мария-Магдалена пришли на Голгофу.
И когда он убедился, что его творение признано, что оно вызывает восхищение и слезы восторга, то ночью пробрался в церковь, в которой была выставлена его работа и резцом на постаменте высек надпись: «Микеланджело Буонарроти флорентиец исполнил». Фигуры образуют низкий треугольник, точнее – это коническая структура. Но то, что он сделал, делит историю иконописи на до и после. (Имеются в виду персонажи евангельской истории, которые присутствуют в остальных сюжетах погребального цикла).
Вот на иконе Дионисия вы его видели. «Пьета» Микеланджело Буонарроти одна из самых выдающихся скульптурных композиций в истории искусства. Я занимаюсь вопросами развития христианского искусства. Девы Марии при этом не было. В 1972 году на скульптуру было совершено нападение. Юноша заперся на ночь в храме и подписал статую. Петра скульптурной группы «Пьета», стало очевидно превосходство Микеланджело над остальными современными ему скульпторами.
Но самый большой урон нанесен скульптуре в 1972 году. Вернуться к Богу. «Муж скорбей» может выглядеть не только вот так. Вопрос о реставрации вызвал дебаты в Ватикане.
Она смотрит на лицо сына, лежащего на ее коленях, глаза которого сомкнуты глубоким сном. Случилось это в 1972 году. Называется она «Не рыдай мене, Мати» по цитате из канона Великой Субботы «Не рыдай мене, Мати, во гробе зряще». Диаметр 120 см.
Более того, ученые обнаружили косвенные свидетельства того, что одна из задумок скульптора – отражение в композиции канонического треугольника (Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух), что крайне нетипично для католической культуры. Вот «Пьета» Микеланджело принадлежит к числу таких произведений. Петра в Риме, была заказана скульптору благодаря поручительству банкира Якопо Галли, который приобрел для своей коллекции статую «Вакх» и некоторые другие произведения Микеланджело. Казалось бы, его живопись противоречит всей библейской традиции, но тем не менее, если в нее вглядеться поподробнее, мы увидим в ней момент, может быть, не иллюстрирования, а какого-то внутреннего прочтения.
В противном случае Вы рискуете упустить львиную долю впечатлений: каждый квадратный метр Базилики преисполнен символизма, а каждая из статуй в нем имеет свою, необычную и чрезвычайно интересную историю. Соответственно, с казненными на крестах надо было побыстрее покончить. Учёные подсчитали, что, если обе фигуры встанут, то Иисус будет ростом 1, 75 м, а Мария – 2, 04 м. На перевязи идущей через левое плечо Мадонны, Микеланджело в первый и последний раз вырезал надпись: «Микеланджело Буонарроти, флорентиец исполнил». Рафаэль одевал Деву Марию по современной моде. Такое решение Микеланджело резко контрастирует со спокойствием его первой пьеты.
Он проповедовал и исцелял, целиком отдавал себя свой миссии. Переливающиеся краски, которые использует здесь Микеланджело, необычны для других живописных произведений этого художника, но в них есть сходство с ярким колоритом его росписей Сикстинской капеллы (что показывает недавно произведенная расчистка этих фресок). На данный момент эта мраморная скульптурная композиция, которая именуется еще как «Оплакивание Христа», находится в соборе Святого Петра в Ватикане. Фигуры Девы Марии и Христа в натуральную величину были высечены 24-летним мастером из мрамора по заказу французского кардинала Жана Билэра для его гробницы. На иконе условно символический, на картине более натуроподобный.
Несмотря на сложность соединения в одной скульптурной группе двух крупных фигур, композиция "Пьеты" безупречна. Головы фигур пропорциональны друг другу, но тело Марии больше, чем Христа. Рубенс был глубоким знатоком и поклонником античной культуры. Картину часто называют Тондо Дони, поскольку, во-первых, она принадлежала семейству Дони во Флоренции, а во-вторых имеет круглую форму (tondo). И ритм этих складок подчеркивает изгиб неподвижного тела Христа.
То есть такую композицию можно прочитывать на двух уровнях: на уровне евангельского повествования, на уровне сопереживания, переживания смерти Христа на кресте и на уровне экклесиологии, то есть учения о Церкви. Незаконченная, она стала для Микеланджело отпечатком его смерти. Среди таких мастеров нам известно немного имен. Ему было важно услышать мнение других.
Движение мадонны полно естественности и строгости, ее склоненная голова, прекрасные черты скорбного лица даны в обрамлении мягких складок покрывала. Все считали, что это дело рук прославленного мастера. Галерея Уффици.
И одновременно мы видим традицию изображения оплакивания Иисуса Девой Марией. «Пьета» (pieta – жалость итал. ) или «Оплакивание Христа» — иконографический образ Богоматери с телом Христа на коленях. Кроме того, вот такая может быть композиция. Нанесены повреждения голове, векам, шее, одежде.
Но кто он. И, согласно богословской интерпретации этого таинства, это повторение жертвы Голгофы. Но даже среди этого обилия шедевров Пьета Микеланджело занимает особое место. Обнаженное тело Христа контрастирует с пышными, богатыми светотенью одеждами Богоматери. Петра в капеллу Девы Марии, целительницы лихорадки, там, где раньше был храм Марса.