В отличие от Пьеты, где тело Иисуса находится на коленях у рыдающей Богоматери и могут не присутствовать другие персонажи, в сцене Оплакивания Христос обычно лежит на земле, окружённый несколькими фигурами1. Необходимо отдавать должное оплакиванию утраты в процессе реорганизации семьи, которую подстерегает множество непредвиденных проблем. Соединить две фигуры, взятые в натуральную величину в одном изваянии, положить вполне взрослого мужчину на колени женщине — это было дерзостно новым, необычным шагом в скульптуре, который отринул все прежние представления об «Оплакивании». Предметом ссоры послужил Владимир Высоцкий, умерший менее чем за год до этого и всенародное оплакивание его. Грогзвиг и делить время между высоконравственными замечаниями касательно домашнего хозяйства барона и оплакиванием тяжкой участи несчастной своей дочери.
Все это -- необычайно важная часть процесса оплакивания, потому что фиксирует место умершего в коллективной памяти семьи. Правописание других форм слова «оплакивание» : оплакиванье, оплакивания, оплакиванья, оплакиванию, оплакиванью, оплакиванием, оплакиваньем, оплакивании. «оплакивание Икара» (англ. В прошлом, в том числе в каталогах Эрмитажа, картина публиковалась под названием Оплакивание Иисуса Христа в каталоге 1912 года она фигурировала как Снятие со креста и это название надолго закрепилось за картиной. Это был древний ритуал Оплакивания, ритуал, который Марика давно обещала своим охотницам и всем погибшим Дегнанам.
Вот рождение Будды, бегство Исиды с младенцем Гором, распятие Митры и Марсия, оплакивание Адониса и Аттиса, Воскресение Осириса. Оплакивание Христа является сюжетом в ряде апокрифических и теологических сочинений. Оплакивание Христа — эпизод Страстей Христовых, следующий за снятием его тела с креста и предшествующий погребению, который принято выделять как самостоятельную иконографическую сцену. И оплакивание и обсмеивание нерезультативно, если не вмешивается духовный смысл, если это не 270 развитие, потому что внешнее – это скорлупа, форма.
Знаменитое панно Джотто – центральная фреска «Оплакивание Христа». Ощущение трагизма нарастает в его душе, достигая апогея в «Пьете» (этим итальянским термином принято называть сюжет «Оплакивание мертвого Христа»). Кушнер заявил, что Высоцкий -- плохой поэт, что так называемая авторская песня к поэзии вообще никакого отношения не имеет и что неожиданное по своим масштабам оплакивание его, включая сотни стихов, посвященных его памяти истерическое кликушество, столь любезное российскому мещанству. Оплакивание Христа является сюжетом в ряде апокрифических и теологических сочинений. Микеланджело смотрел в это лицо, приникнув к нему снизу, приподнимая руки с молотом и резцом вверх, на уровень своей головы: вся драма Оплакивания была теперь прямо перед его глазами.
В канонических текстах отсутствует описание оплакивания Христа: после снятия тела с креста сразу описывается погребение Иисуса. Мы видели, что у племени арунта мужчина, не порезавший себя должным образом при оплакивании своего тестя, вызывает, по мнению туземцев, сильный гнев со стороны духа, умилостивить которого можно, только отняв дочь у непочтительного зятя. В Москве и картина "Оплакивание" Чимы да Конельяно, поступившая в Эрмитаж по завещанию Сергея Строганова.
В той же Новой Гвинее коиари и тоарипи при оплакивании покойника раздирают себе кожу до крови раковинами или кремневым ножом. В отличие от Пьеты, где тело Иисуса находится на коленях у рыдающей Богоматери и могут не присутствовать другие персонажи, в сцене Оплакивания Христос обычно лежит на земле, окружённый несколькими фигурами. Каждый повторный акт оплакивания, который может показаться родителю чрезмерным и раздражающим, помогает ребенку облегчить свою боль.
Одновременно о «Тайной вечере» и «Евхаристии» напоминает движение Иоанна Богослова, склоняющегося над погребальным камнем-«трапезой» и целующего руку Христа. Такое решение Микеланджело резко контрастирует со спокойствием его первой пьеты. «Оплакивание Христа» Микеланджело (1496) находится в базилике Святого Петра в Ватикане.
Ему было важно услышать мнение других. «Оплакивание Христа» — единственная работа Микеланджело, которую он собственноручно подписал своим именем. Пьета Ронданини, начатая через 55 лет после первой, была последней его работой.
Иконография «Оплакивания» складывается постепенно на основе более древней композиции «Погребение Христа». Ее сын божественный Иисус мертв. Ярко-красный мафорий позволяет отличить Марию Магдалину, вздымающую руки к небу. Это чувство переполняет душу мастера и хотя тема Оплакивания имеет свой глубокий догматический смысл, все же именно оно доминирует в его обеих композициях «Пьета». Только Петр стоит прямо в позе благословляющего. Кающийся Св. Литургическим символизмом отмечены все образы сцены.
Кат. Характерную особенность поздней иконографии составляет группа оплакивающих женщин. Это суждение повлияло на мнение некоторых ученых, в частности, Колетти и Менегацци (Coletti 1959 Menegazzi 1981), которые полагали, что картина исполнена при участии мастерской Чимы. (Оплакивание Христа с монахом-кармелитом) Pittura nel Veneto 1996, p. 54, 113 п. 185 Маркова 1997, с. 52-61 Путеводитель ГМИИ 1998, с. 172 ил. Перед нами плащаница, в которую будет завернуто тело Христа.
Изображение этого камня было введено в сцену лишь в конце XII века. 141 (возможно, при участии мастерской) Humfrey 1983, р. 129, pl. Но кто ее создатель, кто мог выполнить подобный шедевр. Лейтмотивом композиции служит тема креста. Первая среди них раздирает щеку, другой рукой вырывая клок волос.
Имена плакальщиц не обозначены. Кроу и Кавальказелле впервые ставят вопрос о возможном участии в ее выполнении мастерской художника: «Эта картина, переведенная на холст, выглядит очень темной то ли вследствие реставрации, то ли из-за участия кого-то из помощников самого Чимы» (This piece, transferred to canvas, is opaque either from restoring or from the employment of assistant by Cima himself. Эрмитажа 1912, с. 204, 1965 (номер сохр. Деревянный щит был составлен из досок, положенных в горизонтальном направлении. Кат.
Джотто был решительным реформатором живописи. Адольфо Вентури (Venturi 1915) первым обратил внимание на связь фигурной группы в московской композиции с традицией терракотовой пластики Эмилии XV века. Кат. Капелла Скровеньи аллАрена. Хамфри (Humfrey 1983) указал на сходство головы Иосифа Аримафейского со Святым Себастьяном из посвященной ему алтарной композиции 1507 года в церкви Сан Джованни Кризостомо в Венеции. XXIII, 53-55 Ин.
XIX, 38-42). Оскорбленный Микеланджело той же ночью вернулся в собор Святого Петра и высек на ленте, перекинутой через плечо Богоматери, слова «Сделал Микеланджело Буонарроти, флорентиец». ГМИИ 1986, с. 189 (везде – Снятие с креста) Карлсен 1988, с. 59-60 Humfrey 1988, р. 409, 421, fig. Девы Марии при этом не было. XV, 45-47 Лк.
И когда он убедился, что его творение признано, что оно вызывает восхищение и слезы восторга, то ночью пробрался в церковь, в которой была выставлена его работа и резцом на постаменте высек надпись: «Микеланджело Буонарроти флорентиец исполнил». Сила переживания захватывает каждого из персонажей и объединяет их в патетическое целое. Эрмитажа по 1916) Липгарт 1912а, с. 35-38 ил. Но, несмотря на отход от канонических событий, зафиксированных в Библии и считающихся непреложными, Микеланджело настолько реально удались библейские фигуры, что невольно начинаешь верить: так все и было на самом деле.
Знаменательно, что частью общей драмы становится пейзажный фон с изображением горы Голгофы и разошедшихся скал, многозначительно покрытых красными следами крови. Этим приемом пьета Микеланджело отличается от пьет многих художников 15 века изображавших на своих картинах Богоматерь и Христа в окружении прочих персонажей. Четырнадцатилетним юношей он поступил на учебу к одному флорентийскому живописцу. Готика, раннее Возрождение. Павла Строганова в Петербурге) Berenson 1936, р. 126 Pallucchini 1944, р. 22 Кат.
Падуя. Но кто он.
По утратам на красочном слое ясно читается стык, проходящий на уровне головы Христа. Фреска. ГМИИ 1995, с. 132-133 ил. Самые ранние сохранившиеся изображения «Оплакивания» относятся к XI веку.
На фоне, на холме, видны башни крепости города Конельяно. Никодима. У основания креста – череп Адама.
151 Левинсон-Лессинг 1985, с. 238 Кат. Его сняли с креста, перенесли к гробнице. Св. – Crowe, Cavallcaselle 1871 1912). Восхитительная пьета Микеланджело создана таким образом, что любой из видящих ее чувствует в своем сердце близость осознания, происходящего в Марии. XXVII, 59-61 Мк. Пирамида, составленная из персонажей, окружающих Христа, доминирует.
Исследование картины, проведенное в связи с реставрацией 1988 года, позволило сделать некоторые выводы относительно характера первоначальной основы. Литература: Boschini 1664, р. 372 Boschini 1674, р. 47 Zanetti 1771, р. 63 Federici 1803, I, p. 224 Waagen 1864, S. 408 Crowe, Cavalcasene 1871, I, p. 245 (возможно, при участии мастерской) Botteon, Aliprandi 1893, p. 167-168 Burckhardt 1905, S. 52, 122 Альбом Эрмитажа 1912, с. 281 ил. Центром композиции является тело Христа, возлежащее на особом камне для помазания. ГМИИ с. 147 Berenson 1957, I, p. 65 Lasareff 1957, р. 46-49 ill.
Эта более поздняя театрализованная трактовка «Оплакивания», рассчитанная на активное сопереживание, в полной мере характерна для синайской иконы. Menegazzi 1981, р. 36, 48, 96, 129, 130, fig. Согласно Библии, на таинстве погребения присутствовала Мария Магдалина. Микеланджело изваял эту скульптурную группу по заказу французского кардинала Жана Билэра де Лагрола. Вверху изображена фигура Богоматери в момент полнейшей скорби, Все кажутся окаменевшими от горя, не оставляющего места для других чувств. Примечательную деталь создает жест рук, которыми она поддерживает голову Христа.
83 Lucco in Pittura nel Veneto 1999, I, p. 54 Маркова 2002, I, с. 255-258, 154. Незаконченная, она стала для Микеланджело отпечатком его смерти. Все считали, что это дело рук прославленного мастера. Эрмитажа с. 30 Coletti 1959, р. 75, 107, tav. ГМИИ 1948, с. 85 Кат. Guidebook 1995, р. 98-99 ill.
во всех кат. Но все-таки Микеланджело больше влекла скульптура. Левая рука положена ладонью на правую в особом литургическом жесте получения причастия. Он ярко воплотился в литургической драме «Христос-Страстотерпец» (XI—XII вв. ) и в «Надгробном плаче» известном уже в средневизантийскую эпоху, а с XIII века вошедшем в богослужение Великой пятницы. Эта надпись была неслучайной.
Появление этого мотива определило трактовку сцены не просто как «погребения», но как «надгробного плача» у камня помазания, символизировавшего алтарный престол. 27 (возможно, при участии мастерской) Кат. Действуя молотком и резцом, он отсекал от камня все «лишнее» и создавал совершенство. 9 Маркова 1991, с. 19-20 Наумова 1991, с. 24-29 Маркова 1992, с. 126-130 ил.
Однако в Новом Завете не упоминается об оплакивании. В этом и заключается сила творчества художника, его воздействия на зрителя. Покровенные руки, принимающие Жертву, вызывают в памяти жесты из «Причащения апостолов». Путеводитель ГМИИ 1994, с. 96, 100 ил. Фигуры были высечены из монолитной глыбы каррарского мрамора высотой 1 м 74 см.
Среди толпы находился и сам молодой скульптор, но он не признавался в своем авторстве. Италия. Именно в «Оплакивании» Искупительная жертва трактовалась как Евхаристическое таинство, первое богослужение у тела Христова. И происходит это, несмотря на сотни лет, восставшие между человеком, лицезреющим скульптуру и ее зарождением в воображении мастера.
(Оплакивание) Markova 1994a, р. 153-156 ill.