Донациану, патрону церкви, который, в свою очередь, смотрит на них. Это необычайно тонко, точно и живо. Это первое задокументированное свидетельство о том, кто изображён на портрете5. Пламя горящей свечи означало всевидящего Христа — свидетеля брачного союза. Ван Эйк не перечисляет особенностей душевной сферы портретируемого. Юная невеста с робкой и нежной доверчивостью вкладывает свою руку в руку жениха. Следующая Мадонна — «Мадонна канцлера Ролена» (1435) — одно из лучших произведений мастера.
Вероятно, рассказ этот является выдумкой Хея. бытовой средой.
В 1427 г. посетил Турне. Фигуры, написанные им, отличаются большей гармонией, они более последовательно, равномерно раскрывают драгоценную природу человека и мира. Казалось бы, такая незаметная на первый взгляд подробность — св. В молчании или с пением они окружают священного агнца – символ жертвенной миссии Христа. Возможно также, что последнее слово в подписи не «hic», а «pic» (то есть «pictor», «художник»). На первом плане слева — коленопреклоненные пророки и большая группа стоящих людей.
Если же женщина— Маргарита ван Эйк, тогда мужчина рядом с ней— её муж, художник, а надпись «Ян ван Эйк был здесь» (лат. Johannes de eyck fuit hic 1434) свидетельствует о том, что ван Эйк изобразил себя69. 1435, Париж, Лувр) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Брюгге, Музей Грунинге). Пара изображённая на полотне ван Эйка, принадлежит к зажиточному бюргерству. Это пара пожилых людей, совершенно ординарной наружности, в довольно скромных как для их статуса одеяниях изображены они без всяких прикрас, со всеми бородавками и морщинами. Некоторые исследователи считают, что у картины существовала верхняя крышка с изображением обнажённой женщины (вероятно, сюжетом её было ритуальное омовение новобрачной).
Не очень большая (0, 66x0, 62 м), она кажется больше своих реальных размеров. Все эти особенности передачи художником облика героев подчёркивают их «предельную одухотворённость», преобладающую над «телесным началом», — приём, традиционный для средневековых живописцев30. Крупнейшее произведение ван Эйка – знаменитый Гентский алтарь, начатый, согласно позднейшей надписи на внешних створках, старшим братом ван Эйка Хубертом (работал в 1420-х годах в Генте, умер около 1426) и законченный Яном в 1432. По их мнению, так как латинский глагол «sum» может иметь следующие значения: быть, существовать, пребывать, состоять в браке, быть написанным, а «hic»— не только тут, здесь, но и— присутствующий здесь, надпись может указывать на то, что художник находится в этом доме на правах хозяина86. Затем картина была покрыта лаком.
Это два брата — Иоганн и Губерт ван Эйки и сестра их Маргарита. По существу, он превратил этот вид искусства из побочного в самостоятельный жанр. Но именно Ян ван Эйк создал «Портрет четы Арнольфини» — уникальное явление во всей европейской живописи того времени.
Это грандиозное, многочастное сооружение, размером 3, 435 на 4, 435 метра. Этот ярус обладает свойствами панорамности. При бургундском дворе не только женская, но и мужская мода была экстравагантной. Сохранившиеся портреты Яна ван Эйка относятся уже к следующему десятилетию. Мученики, по большей части епископы, — в синих облачениях.
Ян ван Эйк родился в Северных Нидерландах в г. Маасэйк. Его губы плотно сомкнуты, брови сдвинуты в переносице, взгляд обращен к св. Немного подраскрасили только донаторов. Ян ван Эйк (Jan van Eyck, ок. Историк искусства Кристофер Уилсон (англ. Christopher Wilson) утверждает, что ван Эйк создавал интерьеры на своих картинах используя части интерьеров реальных помещений6.
Властность и уверенность в себе ясно читается в лице канцлера Бургундии Николаса Ролена.
Считается, что в конце жизни Арнольфини постигло банкротство. Мало жестов и мало позы. Джованни Арнольфини держит за руку Иоанну (или Джованны) Ченани, свою юную невесту.
Большое свободное пространство отделяет священный символ от всего остального. Они материальнее, они не сплавлены с фоном. Впереди «Источник жизни». Взгляд Тимофея устанавливает определенное соотношение между ним и внешним миром. Таков, например, один из наиболее ранних в этом ряду Портрет кардинала Альбергати (1431—1432, Вена, Музей истории искусства).
Работал в Лилле и Генте, в 1431 г. приобрёл дом в Брюгге и прожил там до самой смерти. Св.
Л. Д. Историк искусства Лорн Кэмпбелл предполагает, что на портрете изображён Джованни ди Николао Арнольфини, старший из двух Джованни Арнольфини (двоюродных братьев), которые жили в Брюгге одновременно с ван Эйком. А созерцательность для ван Эйка – не индивидуальное свойство модели. Любой в обещаниях может стать богатым). Выпуклые зеркала были более доступны.
Возможно, что пропавшая крышка с ню кисти ван Эйка была изображена В. ван Хехтом на картине «Кабинет искусств Корнелиуса ван дер Геста» (1628, Нью-Йорк, собрание Берг). голубыми и розовато. Георгий, представляя старого каноника, чуть наступает ногой на край его белого стихаря. Еще со времен Средневековья удерживалась традиция наделять предметы символическим смыслом.
А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины.
Художник впервые изобразил людей в окружающей их повседневной обстановке, без всякой связи с религиозным сюжетом или образами из Священного писания. Агнец – мистический символ апофеоза, ожидающего праведников.
Его звучный красный цвет придает необыкновенный пафос образу богоматери, не нарушая вместе с тем его скромной простоты. Эта картина стоит несколько в стороне от остальных произведений ван Эйка. Теорию Хокни поддержал специалист в области оптики Чарлз Фалько (англ. Charles M. Falco) из Аризонского университета. С 1425 года становится придворным живописцем герцога Бургундского Филиппа Доброго.
И самое главное — тонкая масляная пленка наподобие линзы одновременно и отражала падающий свет и вбирала его в себя, создавая тот самый эффект внутреннего сияния картины. Портрет четы Арнольфини (1434 г. ), считающийся первым в истории европейской живописи парным портретом, — еще один бесспорный шедевр Ван Эйка.
Если нижний ярус при всей основной мистической идее по существу прославляет красоту земного бытия со всем его разнообразием и изменчивостью, то в главных образах верхнего представлено вечное и неизменное совершенство небожителей. Донациан облачен в роскошную епископскую ризу из синего бархата, тканного по золотой парчовой основе. Благодаря им стало известно, что большинство деталей картины, которым придаётся символическое значение, были написаны на завершающем этапе работы— ван Эйк не делал подготовительные рисунки для этих предметов.
Его суровое лицо бесстрастно.
В алтарной работе «Мадонна канцлера Ролена» метод художника приобретает большую усложненность. Имеют его и яблоки и собачка и четки и горящая в люстре свеча. Подражание Мемлинга в картине «Обручение св. Детали и целое находятся в органической взаимосвязи: архитектурные элементы, предметы обстановки, цветущие растения, роскошные ткани, украшенные драгоценными камнями, как бы воплощают в себе частицы бесконечной красоты мироздания: исполненный света и воздуха панорамный пейзаж в Мадонне канцлера Ролена воспринимается как собирательный образ Вселенной.
Но мастер приопустил его взгляд – и он уже не уходит в пространство. Свет, падающий из него, отражается от различных поверхностей. Какова бы ни была обстановка, брачный союз (или обручение) скреплялся обменом кольцами, надеваемыми на правые руки и последующим пожатием правых рук73. Обширный луг, весь испещренный весенними цветами.
Замкнулась перспектива «Мадонны канцлера Ролена», закрылось окно дрезденского триптиха. Это особенно заметно по одежде. Обширный луг, весь испещренный весенними цветами. Но самоценная значительность образа сочетается в них с некоторым прозаизмом трактовки. Теперь их можно было бесконечно варьировать по цвету, добиваясь невиданных ранее оттенков. Позы их торжественно неподвижны, лица полны самой глубокой серьезности.
Художник выделяет участок вокруг зеркала светом и это не ровно падающий из окна свет (стена явно освещена неравномерно), это своеобразный ореол, окружающий выпуклое стеклоK 218. Старый каноник стоит на коленях, держа в руках молитвенник и очки. Христос родился и умер.
Портретируемый приближен к краю картины, его глаза обращены к нам (хотя все же нельзя сказать, что он смотрит на вас). Их нагота не просто обозначена, но предъявлена во всей ее очевидности. Но напрасно гадать о ее конкретном содержании. Цветовая звучность каждого предмета повышена настолько, чтобы выявить максимально его своеобразное неповторимое совершенство. Донациана, основанных каноником ван дер Пале. Плоские зеркала были по карману только высшей аристократии и считались драгоценностью.
Если это бракосочетание, то где же тогда священник. И хотя, как и в Гентском алтаре, отдельные детали имеют символический смысл, в целом преобладает восторг художника, а с ним и зрителя, перед величием, красотой и разнообразием земного мира. В алтарной композиции «Мадонна канцлера Ролена» (ок. 1436г. ) — советник Филиппа Доброго, Николас Ролен, богатый и могущественный человек, добившийся высокого поста благодаря своим достоинствам (редкий случай в феодальном мире). Николас Ролен преклонил колена перед Царицей Небесной и принимает благословение младенца Христа. «Прошли века.
Хею так понравился портрет, что он упросил владельца продать картину9. Молодая пара изображена в рост, в интерьере собственной комнаты. На картине художником изображен благовествующий ангел и молящаяся Мария, на которую снисходит Святой Дух. Вершина творчества ван Эйка – монументальные алтарные композиции Мадонна канцлера Ролена (около 1436, Лувр, Париж) и Мадонна каноника ван дер Пале (1436, Муниципальная художественная галерея, Брюгге). Трон украшен драматическими скульптурными группами «Убийство Каином Авеля» и «Борьба Самсона со львом», а также статуэтками Адама и Евы в маленьких нишах.
И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie. 1434» («Иоганнес де Эйк был здесь. Художник построил интерьер без строгого соблюдения линейной перспективы, комната видна как бы сверху (её пол уходит чересчур круто вверх), отсутствует единая точка схода. в составе герцогского посольства Ян ван Эйк отправился в Испанию, затем в Португалию. Он стал приближённым герцога и провёл несколько секретных миссий для него, включая поездку (1428–1429) в Испанию и Португалию в связи с переговорами, которые привели к браку (1430) Филиппа Бургундского и Изабеллы Португальской.
пока, наконец, все створки не были собраны воедино и не вернулись в Бельгию в 1945 году. Йос был не только донатором, выделившим средства на алтарь, но и ктитором собора святого Иоанна Богослова (сейчас он посвящен святому Бове или Бавону) и имел там семейную часовню (капеллу), т. е. Это творение явило собой новое слово в искусстве Северной Европы. Крупнейшее произведение ван Эйка – знаменитый Гентский алтарь, начатый, согласно позднейшей надписи на внешних створках, старшим братом ван Эйка Хубертом (работал в 1420-х годах в Генте, умер около 1426) и законченный Яном в 1432. Светлое, даже светоносное, оно продолжается за пределами комнаты, за окнами, а там, где нет окна, оказывается углубление или ниша, а где нет и ниши – свет ложится солнечным зайчиком, повторяя на стене тонкие оконные переплеты.
Ян де Леув смотрит не в мир, а на нас. Донациану, но вместе с тем выражает напряженную работу мысли. Образ богоматери у ван Эйка наделен идеальными чертами. Какой момент в жизни супругов отобразил художник.
Впереди «Источник жизни». Мария и Иоанн Креститель изображенные подле него, подчинены ему тоже возвышенные, они лишены его устойчивой симметрии. Жених держит левой рукой руку своей невесты, а не правой, как того требует обычай. Почти половину живописной поверхности портрета занимает красное пятно облачения кардинала. В начале 1430 г. Ван Эйк благополучно вернулся во Фландрию со свадебным кортежем. Он загорается глубоким цветовым сиянием.
Ван Эйк передаёт эффект прямого и рассеянного света источником которого является окно. Все работы Яна ван Эйка после 1436 несут в себе отзвук пафоса объективности, который в такой резкой форме проявился в картине «Мадонна каноника ван дер Пале». алтарь был не единственной "спонсорской" помощью жертвователя. Драгоценности сверкают и переливаются на пылающем пурпуре, любимом цвете ван Эйка.
В центре – алтарь, покрытый пурпурной тканью на алтаре – Белый агнец. И это ощущение божественной драгоценности повседневного бытия, живущее в творчестве Яна ван Эйка, послужило во многом исходным пунктом развития реализма в истории европейской живописи. Вся поверхность центральной стены покрыта обшивкой из балегемского камня, на стене помещена только одна картина Яна ван Эйка «Богоматерь каноника ван дер Пале». Вглядитесь в волосы мадонны – что в мире может быть мягче их.
С помощью масла художник достигает в живописном изображении реализма высшей степени34. «Супруг мой Ян закончил 17 июня 1439 г. Возраст мой 33 года. Оно расположено на центральной оси композиции, прямо над соединёнными руками персонажей. Главное для художника — душевный мир человека индивидуальный характер модели. Еще со времен Средневековья удерживалась традиция наделять предметы символическим смыслом.
Стиль ван Эйков часто имитировали, но никогда не могли превзойти. Мягкий свет наполняет интерьер. На его сияющей золотом воинской одежде играет свет от свечей и окон. Этот шедевр был создан двумя братьями, Яном и Хубертом и завершен в 1432 году. Однако это могло быть и другое произведение, так как «картина в картине» ван Хехта не соответствует описанию, данному Бартоломео Фацио, хотя и повторяет некоторые мотивы15.
1434». ). Белое подвенечное платье вошло в моду только с середины XIX века. Что может быть великолепнее его облачения. Согласно документам, его похоронили 9 июля 1441 года.
Тщательно передает он всю обстановку бюргерского особняка, каждую деталь. Днём занавес на ней поднимался и в комнате принимали гостей, сидя на кровати. На раме была надпись из Овидия (лат. Promittas facito, quid enim promittere laedit. Приписывается Ван Эйку и авторство некоторых ранних алтарей, как, например, «Распятие».
Имеют его и яблоки и собачка и четки и горящая в люстре свеча. Смерть в 1441 году прервала его дальнейшую деятельность. Мария оказывается и удаленной и вместе с тем близкой. Господа, чтобы не испачкаться в уличной грязи, ездили верхом или в носилках. Существует предположение, что слово «художник» следует читать как «скульптор» и относится оно к резчику, выполнившему обрамление, в связи с чем родилась смелая гипотеза К. Волля и Э. Рендерса: а был ли Губерт.
Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной. Он был захвачен англичанами после поражения войска Жозефа Бонапарта. В 1434 году Ян ван Эйк написал портрет, обычно считающийся изображением итальянского купца из Лукки, представителя интересов дома Медичи в Брюгге, Джованни Арнольфини и его жены Иоанны (Лондон, Национальная галерея). 1434». ).
В созданных Ван Эйком погрудных портретных изображениях (обычно в трёхчетвертном развороте), отличающихся строгой простотой и отточенностью средств (Тимофей, 1432, Человек в красном головном уборе, 1433, – оба в Национальной галерее, Лондон портрет жены художника Маргареты Ван Эйк, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге), беспристрастно правдивая и тщательная передача внешних черт человека подчинена зоркому и проницательному раскрытию главных особенностей его характера. Это — Небесный Иерусалим, да и весь пейзаж — это воплощение представлений о рае. Все это происходит в солнечном пейзаже, на прекрасном зеленом лугу, усеянном цветами, окаймленном рощами, где северная растительность сочетается с пальмами и апельсиновыми деревьями. Около 1430 года Ян ван Эйк поселился в Брюгге.
Собственно, картина «Мадонна каноника ван дер Пале» написана по заказу каноника Георга ван дер Пале. А ей навстречу открыта рука Джованны – тоже тонкая, но совсем иная в своей нежной неразвитости. Фигура младенца нарисована в сложном повороте, над которым художник много работал. Десять медальонов с изображением страданий Христа украшают его раму.
Обычно эта надпись интерпретируется так, что именно Хуберт ван Эйк (ум. На самом деле он применял новые составы, добиваясь особой глубины и светосилы цвета. А женщина.
И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie. 1434» («Иоганнес де Эйк был здесь. С 1425 г. он – художник и придворный герцога Бургундского Филиппа III Доброго. В этих двадцати фигурах – сжатый очерк духовной жизни до и после Христа. Общее состояние при такого рода восприятии одно – своего рода задумчивая печаль. Богоматерь с младенцем представляет собой центр и смысл всей композиции.
По этой причине присутствие свидетелей было необязательно. Несмотря на наличие в ряде сцен алтаря архаических, готических черт, Гентский алтарь открыл новую эпоху в развитии искусства Нидерландов.
Дело в том, что Яна ван Эйка долгое время считали изобретателем масляных красок. Св. В конце работы художник выполнил также и надпись. Так же поступил и ван Эйк.
Картина написана художником в 1432 году маслом по доске. Ритмы и формы здесь укрупнились, стали тяжелее и размереннее. Для него ценен каждый мотив живого и наглядного, прекрасного и многокрасочного мира.
Надпись на стене «Ян ван Эйк был здесь» позволяет думать, что художник присутствовал при этом старом нидерландском обычае обручения в домашней обстановке. Обычно это была женщина, происходившая из низшего сословия. До сих пор она остается самым достойным украшением музейного собрания. Они как младшие сестры Марии. 1578: при кальвинистском режиме перемещается в мэрию Гента 1781: панели Адам и Ева сняты и хранятся в доме хозяев. Панофский, по словам Костер, опирался на свидетельства Маркуса ван Варневейка (Spieghel der Nederlandscher audheyt, 1568) и Карела ван Мандера (Schilderboeck, 1604), считавших двойной портрет изображением брачной церемонии. Как выразительны, как значительны черты коленопреклоненного канцлера Бургундии.
Прозрачную светоносную сцену «Благовещения» сменяет величественный и великолепный ряд фигур. Бархатное облачение святого Домициана обретает невероятную цветовую звучность. В миниатюрах «Туринско-миланского часослова» художник мастерски пишет пейзажи, полные воздуха и света. Важный смысловой элемент картины — зеркало на стене. Птица в руках Христа, возможно, символизирует человеческую душу.
Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина. Большое свободное пространство отделяет священный символ от всего остального.
По краям коленопреклоненные фигуры — портреты заказчика алтаря и его супруги. При жизни пользовался уважением среди художников и заказчиков. Но тем самым он сконцентрировал на ее лице все свое внимание. Что может быть великолепнее его облачения. Этот свет в еще большей мере, чем в «Мадонне в церкви» имеет двоякую природу – он вносит начало возвышенное, но он же поэтизирует чистый уют обычной бытовой обстановки.
Художнику удалось передать волнующий момент «сосредоточенности человеческого переживания»30. Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча. Мужчина и женщина стоят на некотором расстоянии друг от друга, он изображён почти анфас, она — в трёхчетвертном повороте влево. Согласно другой интерпретации, Хуберт не был не братом Яна, не художником, но он был скульптором, который вырезал сложную раму для алтаря.
1792: французские солдаты Наполеона увозят центральные части в Париж 1815: в связи со свержением Наполеона эти панели возвращаются домой 1816: несколько панелей похищены и проданы королю Пруссии Фридриху 1822: остальные панели удалось спасти от большого пожара 1861: правительство Бельгии выкупило панели Адама и Евы для Королевского музея искусств 1894: шесть боковых створок в Берлине 1914: части алтаря укрывают в окрестностях собора 1920: все панели объединены (Версальский договор) 1934: панели "праведных судей" и "святого Иоанна Крестителя" украдены. Особенности творчества ван Эйка: становление основоположных принципов эпохи Ренессанса на Севере Европы. Таков, например, один из наиболее ранних в этом ряду Портрет кардинала Альбергати (1431—1432, Вена, Музей истории искусства). И в этой перестановке акцента с обращенности человека в мир на его погруженность в себя – предварение последующих тенденций нидерландского искусства.
По его словам, картина висела в комнате, которую он занимал. Дал ли я вам о нем представление.
Одним из первых он освоил пластические возможности масляной живописи используя тонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого (фламандская манера многослойного прозрачного письма). Братья Ян и Хуберт ван Эйк в современном им искусстве занимают исключительное место. В этих двадцати фигурах — сжатый очерк духовной жизни до и после Христа.
morgen – утро). Здесь же художник мог раскрыть все свое композиционное и колористическое дарование. В поисках монументальности и значительности образа мастер использует возможности колорита. Как видно из названий, в картинах представлены заказчики, обращающиеся к Богоматери. Один из шедевров портретного творчества Я- ван Эйка — «Портрет четы Арнольфини» (1434, Национальная галерея, Лондон).
Тот же, сняв очки и заложив пальцем нужные страницы молитвенника, поднял угрюмый, тяжелый размышляющий взор. В своей книге «Секретное знание: открытие вновь утраченных методов старых мастеров» изданной в 2001 году, художник Дэвид Хокни утверждает, что появление около 1420-х годов произведений западноевропейской живописи, отличающихся почти фотографической точностью в воспроизведении натуры, является результатом не возросшего мастерства художников, а использования ими оптических приборов. Вероятно, Веласкесу была известна эта работа ван Эйка: испанский художник повторил мотив отражения в зеркале в своей картине «Менины»7. Художник представляет именитого итальянского купца с женой на фоне жилой комнаты.
Каждая фигура Это как бы извлечение, концентрация реальности. Он начинает развиваться в Северной Европе лишь с конца XIV века. Властность и уверенность в себе ясно читается в лице канцлера Бургундии Николаса Ролена.
Наружные створки – для закрытого, "спокойного" состояния алтаря. Это особенно заметно по одежде. Искупление свершилось. В большинстве случаев ван Эйк дает погрудное изображение портретируемого, показывая его в спокойном трехчетвертном повороте. Образ Джованни трактован схоже с портретами Тимофея и человека в тюрбане. Если это бракосочетание, то где же тогда священник. Нежнейшая легчайшая моделировка лица при близком рассмотрении кажется прозрачной.
Фацио подробнейшим образом описал её в De viris illustribus14. Основное содержательное начало сосредоточивалось теперь на внутренних частях складня. Почему среди бела дня горит в люстре одна-единственная свеча. Начавший работу Губерт умер в 1426 г., алтарь же был закончен в 1432 г. Яном, который исполнил панели, составляющие внешнюю сторону алтаря и в большой степени- внутренние стороны боковых створок (впрочем, рука Яна различима и в ряде сцен, написанных Губертом, а общая цельность полиптиха свидетельствует о руководящей роли старшего брата). По всей вероятности, Ян начал свою деятельность с миниатюры. Обращают на себя внимание хрупкость фигур и мужчины и женщины, скрытых под тяжёлыми объёмными одеждами изящество кистей женских рук, свойственное скорее позднеготическому стилю, в то время как ван Эйк уже создавал портреты с характерными, узнаваемыми руками отсутствие индивидуальных черт в лице героини, возможно, представляющей собой собирательный образ и «погружённость в себя» её спутника.
И каждая подчинена радостной, торжествующей иерархии, во главе которой – Бог. Перед зрителем предстают реальные люди в своей бытовой среде. Женщина с картины ван Эйка, судя по очертаниям её фигуры, явно не носит корсета82.
В частности, по мнению Хокни и Фалько, при работе над «Портретом четы Арнольфини» ван Эйк использовал вогнутое зеркало, обводя перевёрнутые проекции изображаемых предметов на основе картины или даже нанося по проекции краски. Живопись наружных створок почти монохромна.
Портрет вставлен в деревянную раму имитирующую порфир. "Иоанн" выкуплен. Правда, многие предметы наряду с чисто бытовой характерностью имеют «говорящий» символический смысл (так, пара деревянных туфель символизирует неразлучность, а метелка у стены — чистоту невесты, собачка у ног изображенных — аллегория верности и т. д. ). Они одеты в нежные цвета: в бледно.
Однако она по-городскому узка.
Прежде всего исследователям не дает покоя вопрос об авторах произведения. Мария слева от Бога изображена в синем одеянии, традиционного для нее цвета, однако это не скромные одежды небогатой жительницы Вифлиема: кант усыпан драгоценными камнями, а на голове ее роскошная корона, украшенная лилиями и ландышами (символы Марии) – ван Эйк написал ее в образе Царицы Небесной. Вокруг гирлянда маленьких крылатых ангелов, которые почти все в белом, с немногими бледно-голубыми и розовато-серыми оттенками. Но сильный дух сурового каноника торжествует над немощью его плоти.
н. «пелисон»), подбитое мехом с длинным шлейфом, который при ходьбе должен был кто-нибудь нести. Младший брат Иоганн (Ян), кроме картин, писал еще и портреты. Мы видим, как розовеет кожа на коленях и кистях рук Адама, как круглятся формы Евы.
По праздничным дням створки раздвигались. Но они не были одиноки. Картина сохранилась исключительно хорошо, хотя ей и пришлось пройти очень долгий путь (одна из версий рассказана в начале статьи), прежде чем она оказалась в Лондонской национальной галерее. Выделены цветом лишь их алые одежды разного оттенка. Самой известной и самой спорной работой ван Эйка был один из его первых запрестольных образов, Гентский алтарь (1432) – полиптих, состоящий из двадцати панелей в церкви святого Бавона в Генте.
" ("Песнь песней" Соломона). Супруги находятся в комнате. Одной из ранних работ ван Эйка, датированной примерно 1425 годом, стала «Мадонна в церкви».
Искупление свершилось. Арочные пролеты не открывают ни далеких просторов, ни сложных архитектурных аспектов.
В ней нет ничего от тех женственных образов, которыми мы восхищаемся в картинах ван Эйка. Необычайна сложность построения алтаря. Он не столько стоит, сколько предстоит. Такую же восторженную оценку дал через полтора века голландский художник и биограф нидерландских художников Карел ван Мандер: «То, что ни грекам, ни римлянам, ни другим народам не дано было осуществить, несмотря на все их старания, удалось знаменитому Яну ван Эйку, родившемуся на берегах прелестной реки Маас, которая может теперь оспаривать пальму первенства у Арно, По и гордого Тибра, так как на ее берегу взошло такое светило, что даже Италия, страна искусств, была поражена его блеском».
Hernoult-le-Fin— это французская форма итальянской фамилии Арнольфини. Они стоят в рост, выпуклые реальные. Часто при этом роспись наружных створок исполнялась гризайлью (монохромно), как бы имитируя скульптуру. Его протяженность дает ощущение определенного расстояния до трона, в то время как верхний срез балдахина рамой неожиданно приближает весь трон к зрителю. Между 9 июля 1523 года и 17 апреля 1524 года появляется следующая запись о портрете в инвентаре Маргариты Австрийской: «ещё одна очень изысканная картина, которая закрывается двумя створками, где нарисованы мужчина и женщина, стоящие, держась за руки, выполнена рукой Иоганна, герб и девиз покойного Дона Диего на указанных двух створках имя персонажа Арнольфин» (Arnoult Fin).
В 1422–1424 годах он работал при дворе Иоганна герцога Баварии, графа Голландии, в Гааге. От них этому сначала научились итальянцы, а потом и весь мир. Красивыми струями вода падает в мраморный бассейн. ФонтанK 4 в «Гентском алтаре» и ваза с лилиями, а также сцены из Ветхого Завета на инкрустированном полу в «Благовещении» из Вашингтона не утратили своего символизма, несмотря на то, что появились в самый последний момент51. Эти вопросы, на которые сейчас трудно найти ответы, делают картину еще более загадочной. Но Ян ван Эйк пошел еще дальше.
Человек — не вершина творения, а всего лишь одно из свидетельств могущства Творца. Документы свидетельствуют, что в 1432–1433 годах ван Эйк купил дом в Брюгге.
И что означает надпись над зеркалом «Johannes de Eyck fuit hie» («Иоганнес де Эйк был здесь. И он, этот большой художник и изобретатель, был очень скромен. Художник старательно избегает ограниченности пространства. В закрытом виде Гентский алтарь являет собой двухъярусную композицию, нижний ярус которой занимают изображения статуй двух Иоаннов – Крестителя и Евангелиста, по сторонам от которых находятся коленопреклоненные заказчики – Иодокус Вейд и Елизавета Бурлют верхний ярус отведен сцене «Благовещения», которая венчается фигурами сивилл и пророков, завершающих композицию.
Они подчинены особым закономерностям. А на последнем плане — далекие синие горы. Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина. Гипотеза Хокни была подвергнута критике в научном сообществе36. Здесь художник вновь демонстрирует свое блестящее мастерство портретиста. Небо непорочно чистое, как и подобает в такой момент, бледно. Или это лишь легенда, выдуманная, чтобы отдать главную роль в создании алтаря жителю Гента.
Духовный мир как бы замкнулся в самом человеке и светится уже собственным светом, а не отраженным светом мироздания. Здесь и пейзажная даль и человек и деталь предмета обладают такой подчеркнутой выразительностью, что та, в какой-то мере лишая сцену ее бытовой естественности, делая ее более «натюрмортной», придает ей огромную силу художественного и эмоционального воздействия. В центре — алтарь, покрытый пурпурной тканью на алтаре — Белый агнец. Но его активность и одновременно плотность – особые.
Некоторые ученые утверждали, что на портрете изображен сам Ян ван Эйк. Однако что тогда делать с архивными свидетельствами о жизни и смерти Губерта ван Эйка. Картина художника «Портрет жены Маргрет ван Эйк» завершает первый этап нидерландского Ренессанса и свидетельствует о вступлении ван Эйка в новую, характерную уже для 1440-х годов фазу развития искусства Нидерландов.
Затем несколько створок были похищены и проданы в Германию – и т. д. и т. п. Там человек сливался с мирозданием в своего рода пейзажном единстве. Ян ван Эйк Картины и биография Яна ван Эйка Ван Эйк (van Eyck) Ян (около 1390–1441), нидерландский художник. Да, художник написал портрет Джованни Арнольфини и его супруги, но он погиб в Испании во время пожара. Но именно Ян ван Эйк создал «Портрет четы Арнольфини» – уникальное явление во всей европейской живописи того времени.
Бесконечно уходящая панорама торжественно открывается через три арочных пролета. Таких объективных портретов ван Эйк еще не создавал. В Брюгге нет ослепительного солнца, нет здесь и чудесных видов итальянской природы.
В неоконченной «Святой Варваре» (1437 Антверпен, Музей) оно заметно в трактовке второго и третьего планов, где обстоятельно изображено возведение храма, а далекие холмы получают ясное и упорядоченное решение. Достоверно известно, однако, что уже в 1426 году Хуберт умер. Кровать доминирует в обстановке, как и обычно в городских покоях.
Погрудные, обычно изображающие модель в трехчетвертном повороте портреты ван Эйка (Тимофей, 1432, Портрет мужчины в красном тюрбане, 1433, – оба в Национальной галерее, Лондон портрет жены художника Маргареты, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге) отличаются строгой простотой и отточенностью выразительных средств. В корону, которую ангел держит над ней, — как блещет она в тени.
На первом плане слева – коленопреклоненные пророки и большая группа стоящих людей. Следующими представлены ангелы. Последние слова, разумеется, принадлежат самому художнику. Мученики, по большей части епископы, – в синих облачениях.
Одним из первых он освоил пластические возможности масляной живописи используя тонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого (фламандская манера многослойного прозрачного письма). Ван Эйк усовершенствовал технику живописи маслом2. Его лицо серьезно. В «Мадонне ван дер Пале» художник превратил донатора в едва ли не главное лицо композиции.
Картина «Благовещение» написана живописцем Яном ван Эйком в период расцвета его таланта. Немало путешествовал, посетил Испанию, Португалию и другие страны. «здесь мастер как бы сосредоточивает свой взгляд на более конкретных жизненных явлениях. Погрудные, обычно изображающие модель в трехчетвертном повороте портреты ван Эйка (Тимофей, 1432, Портрет мужчины в красном тюрбане, 1433, – оба в Национальной галерее, Лондон портрет жены художника Маргареты, 1439, Муниципальная художественная галерея, Брюгге) отличаются строгой простотой и отточенностью выразительных средств. Их славят музицирующие и поющие ангелы.
1566: во время протестантских восстаний алтарь скрывают в башне до 1569. На улицах голландских городов звучала чужеземная речь со всех концов света. И цвет в этих створках меркнет и становится теплее. Стоит иметь в виду, что в то время все женщины отклоняли корпус назад, выставляя вперёд живот— такая осанка получила название «готической кривой»79, однако под платье в этом случае надевался жёсткий корсет, стягивавший талию и грудь8081.
Интерьер алтаря состоит из «Поклонения ягненку» изобличающий великолепный пейзаж, а также расположенных выше картин, показывающих Бога Отца возле Девы, Иоанна Крестителя, ангелов играющих музыку, Адама и Еву. Вглядитесь в волосы мадонны — что в мире может быть мягче их. В картине ван Эйка – портрете мужчины в тюрбане исполненном в 1433 году (Лондон, Национальная галерея), выражение лица становится более активным.
Здесь за характерностью внешнего облика начинает явственно вырисовываться анализ характера. Ещё в начале 1930-х годов Мирон Жирмунский обращал внимание на то, что последнее слово «hic» может означать не только «здесь», но и «этот». Цвет и здесь поднимает изображение на некую высшую ступень. Портрет таит в себе немалую интенсивность духовной жизни.
В этом случае надпись читается как: «Это был Ян ван Эйк, художник, 1434»8666. Первый же зал имеет иное оформление. Джованни стоит с почти молитвенной сосредоточенностью.
В корону, которую ангел держит над ней, – как блещет она в тени. "Я – роза Шарона, я – лилия долины. Многие художники стремились улучшить старинные рецепты. В этой связи показательно изображение интерьера.
На фреске Джотто «Обручение Марии» мужчина и женщина также соединяют правые руки. Художник создает первый в истории искусства Европы парный портрет – изображение купца Джованни Арнольфини и его супруги, проникнутый замысловатой символикой, но в то же время – и интимно-лирическими переживаниями. Известные картины Яна ван Эйка: «Портрет четы Арнольфини», «Тимофей», «Мадонна в церкви», диптих «Распятие и Страшный суд», «Мадонна канцлера Ролена». Ян ван Эйк родился в Северных Нидерландах в г. Маасэйк. Скорее всего, картина попала в его руки в Испании в 1813 году после битвы при Витории. Лингвисты, к которым обращалась за консультацией М. Андроникова, опирались при определении смысла надписи на основные значения слов «fuit» и «hic».
Но он словно подчиняется своей модели, он пишет ее в отвечающем ей «характере» и живописная манера поражает несвойственной ван Эйку, но так отвечающей существу Арнольфини холодной и блестящей уверенностью. Судя по силуэтам их костюмов, это мужчина и женщина, черты их лиц невозможно разобрать. Одинаковой формы подбородки (несколько заострённые), уши, разрез глаз, веки. Нарастание определенности образов (Ролен – один из самых жестких образов ван Эйка) и сознательное подчеркивание единства человека с мирозданием свидетельствуют о том, что (как и в портрете четы Арнольфини) художник стоит перед необходимостью дальнейшего развития или видоизменения своей системы живописи. Он устремляет в пространство свой взгляд и его устойчивый жест лишен случайности. Они одеты в нежные цвета: в бледно-голубые, синие, розовые и лиловые. История у алтаря бурная, куда только не таскали эту здоровенную штуковину.
На смену юным, похожим не на матерей, а на старших сестер мадоннам прежних лет пришла другая – величественная, спокойно занимающая главную часть картины. Фигуры четырех участников сцены (Мадонна, святой Домициан, святой Георгий и донатор Пале) приобрели повышенную материальную массивность. Для него ценен каждый мотив живого и наглядного, прекрасного и многокрасочного мира.
Облик каждого глубоко индивидуален. Алтарь представляет собой величественный многоярусный полиптих, состоящий из 24 картин с изображениями 258 человеческих фигур. Ян ван Эйк – крупнейший европейский мастер портретной живописи, являющийся одним из родоначальников этого жанра. Картины живописца можно увидеть в самых знаменитых музеях мира: Метрополитен Музее, Дрезденской галерее старых мастеров, Лувре, Лондонской национальной галерее, Национальном музее Брукенталя, Венском музее истории искусств. Ян ван Эйк умер в июле 1441 г. Ян ван Эйк – выдающийся нидерландский художник, один из основоположников искусства Раннего северного Возрождения. Термин «artnova» — новое искусство, позаимствованный из истории музыки, — очень точно определяет искусство Нидерландов первой половины XV в. Не возрождение античности, как в Италии, а самостоятельное интуитивное и религиозно-мистическое познание мира легло в основу новой североевропейской культуры. И словно для доказательства единства двух этих аспектов жизни – всеобщего, возвышенного и реального, бытового – центральные панели «Благовещения» отводятся виду на далекую перспективу города и изображению трогательной подробности домашнего обихода – умывальника с висящим подле него полотенцем. Алтарные преграды украшались обычно скульптурой — круглой или рельефной.
Голову украшает скромная диадема, Строгость, простота, скромность— достоинства Марии, воплощены в зрительном образе, сочетающем чувственную конкретность земной женщины с величавой торжественностью «царицы небесной». Среди работ ван Эйка, которые сохранились, самой великой является «Гентский алтарь» – в соборе Сент-Бавон в Генте, Бельгия. В 1599 году Якоб Келвиц из Лейпцига видел портрет во дворце Алькасар в Мадриде. Красочно описал этот шедевр Э. Фромантен: «Прошли века. В то время, когда создавалась картина, в Брюгге проживало не менее пяти представителей этой семьи. Латинская надпись на раме утверждает от имени портретируемой.
Интересно, что их еще раз убрали и заменили опять же по цензурным соображениям уже в 1865 году, "одетыми" в шкуры Адамом и Евой, они сейчас сохранились (автор – Виктор Лагье). Он не созерцает, а размышляет. Какой момент в жизни супругов отобразил художник. Вообще Нидерланды были, наверное, единственной страной, где живопись развивалась самобытно, без влияния греческого искусства.
Облик каждого глубоко индивидуален. Как следует из надписи, сделана она была на средства донатора Йоса (Йодикуса) Вейдта. У обеих «индивидуальная асимметрия», сходное соотношение размеров лба с остальными частями лица, сам лоб и у той и у другой «высокий и широкий». Из этих произведений наиболее известны Мадонна канцлера Ролена (ок. На многих его полотнах стоит надпись: «Так, как я сумел», — словно он горделиво и вместе с тем смиренно объясняет миру, что большего уже сделать не может.
Его герои выступают не как единичные данности, а как части множества: со всей земли в мерном движении сбираются в процессии священнослужители и отшельники, пророки и апостолы, мученики и святые жены. Георгий. Сторонники этой версии указывают на сходство женщины изображённой на парном портрете, с Маргаритой66 (такого же мнения придерживался антрополог и скульптор М. Герасимов)67 и её «явную беременность»— известно, что Маргарита ван Эйк родила одного из сыновей именно в 1434 годуK 8. Многие художники стремились улучшить старинные рецепты. В начале XVI века «Портрет четы Арнольфини» принадлежал наместнице Нидерландов Маргарите Австрийской.
Произведения эти совсем невелики по размерам и исполнены маслом на деревянной доске. после 1490), дочерью итальянского купца из Парижа Гуильельмо Ченами.
Правда, многие предметы наряду с чисто бытовой характерностью имеют «говорящий» символический смысл (так, пара деревянных туфель символизирует неразлучность, а метелка у стены — чистоту невесты, собачка у ног изображенных — аллегория верности и т. д. ). По-французски они назывались «колдуньями», поскольку мистическим образом увеличивали угол обзора у наблюдателя. Он средоточие всей системы. Одним из первых он освоил пластические возможности масляной живописи используя тонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого (фламандская манера многослойного прозрачного письма). Это необычайно тонко, точно и живо.
Внимательный анализ алтаря позволил различить в нем работу обоих братьев – Губерта и Яна. При всей своей значительности канцлер Ролен (в вышеупомянутом алтаре) не является основным героем. Напротив, Джованни ди Николао жил в Брюгге с 1419 года (возможно даже, что он поселился там раньше) и вполне возможно, что он познакомился с художником задолго до создания двойного портрета известен его портрет работы ван Эйка. Там он стоит и сейчас.
Никакие драгоценности не украшают ее. Бавона, Гент).
Она является для него скорее качеством, определяющим место человека в мире (как для итальянских портретных изображений таким качеством была способность к действию, к активному проявлению своей внутренней энергии). Это благословение, но и утверждение высшей необходимости. Если в портретах Тимофея и человека в красном тюрбане образ портретируемых являлся лишь частью более общего образа (образа человека как части мироздания), то здесь создание индивидуального образа исчерпывает замысел художника. Новым словом в портретном искусстве является показ портретируемых в домашней обстановке, роднящей картину с жанровой живописью. Ночью занавес опускался и возникало закрытое пространство, комната в комнате.
В 1425 году его сделали придворным живописцем и камер-юнкером герцога Бургундии Филиппа Доброго. Вероятно, статуэтка святой Маргариты над кроватью— намёк на имя героини, а также на то, что она должна вскоре родить (святая Маргарита считалась покровительницей рожениц)69. голубое, слегка подцвечено ультрамарином в зените. Их заменяет длительная, вневременная созерцательность.
Герцог всецело доверял Яну ван Эйку и неоднократно направлял его с секретными миссиями в Испанию и Португалию (1428-1429 г. г. ), результатом которых стал брак Филиппа Бургундского и Изабеллы Португальской в 1430 г. Самым крупным и знаменитым произведением Яна ван Эйка считается Гентский алтарь, работу над которым он начал вместе с братом Хубертом. Некоторые исследователи приписывают ему несколько лучших листов («Отпевание» и «Взятие Христа под стражу», 1415–1417), так называемого Туринско-Миланского часослова исполненных для герцога Беррийского.
Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует». Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует». Впервые в истории европейского портрета создается парный портрет. Воплощенные в Гентском алтаре принципы проявились не во всех изображениях в равной мере.
Герасимов пришёл к выводу, что на двойном портрете изображена Маргарита ван Эйк70. Они уже не боятся заслонить пейзаж или замкнуть собой перспективу. Гентский полиптих братьев ван Эйк (Собор святого Бавона, Гент) – центральное произведение искусства северного Ренессанса. Возможно, картина была заказана художнику, чтобы увековечить этот счастливый союз и, подобно свидетелю на брачной церемонии, он подписался на дальней стене: Johannes de Eyk fuit hic (Ян ван Эйк был здесь). Реализация этих новых тенденций произошла около 1436 года. Хокни считает, что люстра в «Портрете четы Арнольфини» (выполненная в «идеальной проекции») могла быть написана с помощью вогнутого зеркала35.
Картина была заказана художнику каноником церкви св. Другие черты подчеркнуты в канонике ван дер Пале. В 1427 – 1428 гг.
Но, словно для восполнения ослабленной цветовой активности, они представлены поющими. 11 сентября 1472) со своей женой Джованной Ченами (ум.
Теперь их можно было бесконечно варьировать по цвету, добиваясь невиданных ранее оттенков. Действие на картине Рафаэля «Обручение Марии» также происходит вне храма, в присутствии священника и свидетелей, а Иосиф надевает правой рукой на правую же руку невесты кольцо. Это не совсем так. Отсюда, слева, выходит длинное шествие Мучеников, а справа — шествие Святых жен, с розами в волосах и с пальмовыми ветвями в руках. Изображенные художником лица становятся конкретнее, характернее.
А женщина. Во всяком случае, в 1436 году мастер создал алтарную композицию, во многом отличную от его прежних работ, – «Мадонну каноника ван дер Пале» (Брюгге, Музей). То, что этот человек не принадлежит к аристократии, видно по его деревянным башмакам. Живопись наружных створок почти монохромна.
Наоборот. Ее обаяние заключено в каком-то особом духовном аристократизме. Молодая пара изображена в рост, в интерьере собственной комнаты. Они усердно трудятся над выполнением церковных заказов. Так же поступил и ван Эйк.
Пример ещё одного искажения пространства в картинах ван Эйка: «Мадонна в церкви» (Берлин), где голова Девы Марии достигает верхнего ряда окон, освещающих хоры. В ней горит только свеча над мужчиной, а над женщиной свеча погасла. С портрета на нас смотрит женщина с поразительно характерным и умным лицом. Может быть, что брачный контракт был просто необходим в этом случае, так как очевидно, что речь идёт о «браке левой руки». В 1581 году власть в городе вернулась к католикам (Фландрия, как известно, осталась под католическим влиянием в отличии от Северных Нидерландов), алтарь вернули на место.
Нисколько. Так, Дэвид Сторк (Стэнфордский университет) указывает, что для получения сферического вогнутого зеркала с фокусным расстоянием, например, 55 см (а по теории Хокни — Фалько, такое зеркало для проекции должно иметь значительное фокусное расстояние)3738, необходимо выдуть стеклянную сферу диаметром около 7 футов, что для мастеров той эпохи было невыполнимой задачей38. серыми оттенками.
Луки, покровителя живописцев, выставлялся для обозрения. И тем сильнее и материальнее явление Адама и Евы. На одном из них изображены святой Юлиан и святая Марта, перевозящие Христа через реку.
Красивыми струями вода падает в мраморный бассейн. 1417: начало работы. Он мыслится не столько частью вселенной, сколько реальной, жизненно. Но твердый рисунок характеризует форму так уверенно, что в совокупности они рождают образ с его тесной сплетенностью материального и духовного начал. И интерьер и люди, несмотря на их праздничные одежды изображены ван Эйком без обычной для него внешней эффектности.
Как выразительны, как значительны черты коленопреклоненного канцлера Бургундии. Его митра украшена драгоценными камнями так же, как и крест в левой руке. Его возмутили голые Адам и Ева в храме, эти створки после его замечания демонтировали. На оси симметрии картины находится зеркало, которое висит на задней стене комнаты. Алтарь становится вдвое больше (благодаря раскрытым створкам), он обретает широкую и торжественную многозвучность. Как умею».
Некоторые исследователи, обращая внимание на то, что надпись над зеркалом гласит «Ян ван Эйк здесь был», считают, что один из стоящих на пороге комнаты — сам художник (фигура в синем)19. Коленопреклоненный ван дер Пале господствует в картине. И все пространство комнаты освобождает, наполняет светом.
Ян ван Эйк в картине «Мадонна каноника ван дер Пале» сумел создать явное господство духа невозмутимой и статической уравновешенности. Вокруг гирлянда маленьких крылатых ангелов, которые почти все в белом, с немногими бледно. На женщине платье (т.
В зеркале изображённом на картине, можно увидеть потолочные балки, второе окно и две фигуры людей, входящих в комнату. Почему, например, словно в клятве поднял правую руку мужчина. В сочетании с пространственностью «Поклонения» цвет одежд бога-отца пламенеет еще глубже. Иначе эта картина называется «Портрет молодого человека». В таком виде его держали в будние дни.
Напротив, «Благовещение» представляется более отстраненным, его колорит светел, а пространство не замкнуто. Супружеская пара изображённая на полотне ван Эйка, богата. А на последнем плане – далекие синие горы. В картине «Мадонна у фонтана» (1439 Антверпен, Музей) оно видно в желании нейтрализовать активность перспективного построения фона (при помощи фигурок ангелов, держащих занавес и цветов) и сосредоточить внимание на образе человека. Таким образом, латинская надпись под зеркалом может быть прочитана также как: «Этот был Ян ван Эйк»8485. Работал в Лилле и Генте, в 1431 г. приобрёл дом в Брюгге и прожил там до самой смерти.
Один из этапов портретной эволюции творчества Яна ван Эйка – так называемый портрет «Тимофей». Его освещенные солнцем складки синее, чем это возможно для реального цвета.
Образы жестче и определеннее. Мало жестов и мало позы. голубые, синие, розовые и лиловые. Мотив рук, вложенных одна в другую, лежащий на центральной оси (люстра-зеркало-собачка), дополнительно акцентируется световыми пятнами на полу и стене16.
Драгоценности сверкают и переливаются на пылающем пурпуре, любимом цвете ван Эйка. По роду своей службы или, может, ввиду особого доверия, Ван Эйк дважды направлялся могущественным правителем в «некое секретное путешествие». Ян уделяет больше внимания человеку, чем Губерт. Многие художники стремились улучшить старинные рецепты. 1432: работа закончена, помещена в семейной часовне Вейденов в церкви святого Иоанна Богослова.
Ван Эйк одним из первых освоил пластические и выразительные возможности масляной живописи используя тонкие прозрачные слои краски, положенные один поверх другого (так называемая фламандская манера многослойного прозрачного письма). Христос родился и умер.
Мужчины носили шапероны и большие цилиндрические шляпы с полями, женщины— так называемые «труффо-орфовре»— головные уборы из двух овальных деталей над ушами, силуэтом напоминающих рога, дополненные золотой сеткой. Те, кто еще сомневаются, — колеблются в раздумье, те, кто отрицал, — смущены, пророки охвачены экстазом. Ян ван Эйк (1385/1390-1441) родился в Нидерландском городе Маасейк. Особое место в портретном творчестве Яна ван Эйка занимает Портрет четы Арнольфини (1434, Лондон, Национальная галерея). Р. Биллиндж (научный сотрудник лаборатории инфракрасной рефлектографии Национальной галереи) и Л. Кэмпбелл в связи с этим отмечают, что эти детали не являются, как принято было считать, частью продуманной художником программы и, возможно, картина просто портрет, в котором нет никакого скрытого смысла4950. На полях добавлено примечание о необходимости прикрепить к картине пару створок, «которые Её Высочество уже распорядилась сделать».
Бавона, Гент). Пространство комнаты не замкнуто: за узкой полосной окна, данного в сильном ракурсе, виднеется кусочек города, а круглое выпуклое зеркало в центре задней стены увеличивает глубину комнаты, отражая людей, входящих в двери. Выдающиеся достижения этого реалистичного направления, например, фрески Томмазо да Модена в Тревизо, работы Робера Кампена, повлияли на стиль Яна ван Эйка. Но в 1950 году крупный английский искусствовед Брокуэлл в своем специальном исследовании написал, что «портрета Арнольфини и его жены вообще не существует».
Однако многие исследователи считают, что «Портрет четы Арнольфини» находился в обозе с произведениями искусства, который французы отправили в Париж в качестве трофеев. Создается впечатление, что, не смотря на все злоключения, алтарю суждено было стоять в соборе святого Бове (Бавона) на родине в Генте. Он привез ее в Англию, но только в 1842 году подарил Национальной галерее.
Цветовая гамма этого яруса кажется плотной, тяжелой. На самом деле он применял новые составы, добиваясь особой глубины и светосилы цвета. Фламандская манера многослойного письма позволяла достичь глубины и богатства цвета33. А третьим специалистам не дают покоя кажущиеся странности картины. Картина «Мадонна канцлера Николя Ролена» (Музей Лувр, Париж) создана Яном ван Эйком в 1435 году.
Это лишь ритуальный жест, по мнению исследователей. Подобный прием — сочетание яркого пятна одежды и выделенного светом лица, характерен и для других погрудных портретов мастера (Портрет Маргареты ван Эйк, жены художника, 1439, Брюгге, Музей Грунинге). Надпись на его раме о том, что работу «начал художник Губерт ван Эйк, выше которого нет», а закончил его брат Ян, «в искусстве второй», была сделана только в XVI в. и особого доверия не вызывает. Таким образом, здесь перед зрителем представала жизнь, разворачивающаяся на земле. Образ св. Художник владел перспективным изображением и, соединяя его с передачей света, создавал пластический эффект, до тех пор недостижимый.
Ян ван Эйк умер в Брюгге в июле 1441 г. (дата похорон – 9 июля 1441). Эта смесь позволяла также смягчать и нюансировать цвета.