Вскоре после этого Крамской создал два рисунка к «Страшной мести», ставя себе на этот раз уже непосредственно иллюстрационную задачу. — Недаром про них Гоголь писал, все это правда. Лучшими в его творчестве продолжают оставаться незатейливые и правдивые бытовые сценки.
Где уж там до комфорта и стиля, когда главное ее качество – дешевизна и носкость. Обучался в Смоленске у местного иконописца. Федотова отмечались Трутовским в качестве идеала для подражания.
Пробует себя Трутовский и в живописи масляными красками. Иногда мнения его долго оставались колеблющимися, пока он не находил компромисса. Михаил Осипович Микешин родился 9 (21) февраля 1835 года в деревне Максимково Смоленской губернии близ Рославля. Видный же участник коллективного труда — Константин Александрович Трутовский (1826—1893) не только по возрасту, но и по «стажу» своей работы над гоголевскими сюжетами, был значительно старше своих сотоварищей. Тема одной из иллюстраций художника — «Тарас, едущий с сыновьями по степи в Запорожскую Сечь», станет почти обязательной для всех последующих иллюстраторов «Тараса Бульбы». В 1901—1902 гг.
Обладавший незаурядными литературными способностями, подмеченными еще СТ. Альбом «Вечера на хуторе близ Диканьки» явился первым большим вкладом художников-передвижников в дело иллюстрирования гоголевских творений. Этот «фантастический» лист Микешина многократно воспроизводился в журналах, в изданиях сочинений Гоголя и даже на открытках. В первом из них взят исключительный по драматической остроте и напряженности эпизод — Катерина с ножом в руках бродит по лесу в поисках отца-колдуна. Таковы Автопортрет художника (1867) и Портрет агронома Вьюнникова (1868). К «Запискам сумасшедшего» Репин вернулся через двенадцать лет: в 1882 г. он написал картину «Поприщин» («Удивляет меня чрезвычайно медленность депутатов. 1877».
Здесь же в тени продолжается пирушка, а рядом расположились вездесущие ребятишки. Какая первая ассоциация приходит вам в голову на словосочетание «рабочая одежда» – резиновые сапоги, безразмерные робы и оранжевые жилеты. В конце концов художник остановился на изображении русалок, вышедших из воды и «греющихся на месяце». В это время вполне определилось и призвание Крамского-портретиста. В решении своей задачи он прост и сдержан до скупости.
Тем же щемящим чувством отмечена и картина «На бульваре» (1886-87), вновь затрагивающая темы города и деревни. Бедное жилье, убогая обстановка, жалкие лохмотья – все говорит о тяжелой доле селян. В конце 50-х – начале 60-х годов в России шла подготовка к отмене крепостного права. Достоевский и С. Т. «Вечера на хуторе близ Диканьки» и частично сохранившиеся подготовительные рисунки к ним в Русском музее.
Бруни и готовился быть историческим живописцем, хотя чувствовал в себе влечение предпочтительно к жанру. В 1849 г. уехал в родительское имение, где малороссийские природа и народный быт произвели на него столь сильное впечатление, что сделались главным источником из которого он с этого времени главным образом почерпал содержание для своих произведений. Вскоре затем он вышел в отставку и поселился в деревне, лишь иногда являясь в Москву и Санкт-Петербург с рисунками и картинами. В 1861 г., за картину Хоровод в Малороссии (находится в Третьяковской галерее, в Москве), академия возвела его в звание академика. Под немудреную мелодию балалайки лихо отплясывают захмелевший мужик со своей партнершей. Это позволяло ему в последние годы жизни существовать безбедно.
Хоровод в Курской губернии напоминает многочисленные Сельские праздники Тенирса, а «Игра в карты» – сценки во фламандских тавернах. Видно, что книга эти ее не занимает.
Напряженная жизнь подорвала здоровье художника, не дожившего до пятидесяти лет. Тем не менее Крамской писал быстро и уверенно: за несколько часов портрет получал сходство: в этом отношении замечателен портрет доктора Раухфуса, последняя предсмертная работа Крамского. Таким он проявил себя в портретах И. И. Шишкина (1880), В. Г. Перова (1881), А. С. Суворина (1881), С. С. Боткина (1882), С. И. Крамской, дочери художника (1882), В. С. Соловьева (1885). В то время средств у художника было недостаточно, а нужно было содержать семью. Шевченко, И. С.
Только девочке, которая сидит на полу и гладит собачку, книга интересна. Работа художника для этого альбома протекала в тесном содружестве с В. Е. Маковским. Такая же старая барыня лежит и дремлет в креслах, приживалка хлопочет вокруг нее. Тургеневым, Д. В. Белинского, Н. Г. Одно из значительных полотен художника, повествующее о трагической повседневности, — это «Крах банка» (1881).
Васнецов вновь обращается к Гоголю и иллюстрирует «Заколдованное место» и «Портрет». Особенно интересны иллюстрации к басням Крылова. Гоголь был для Репина одним из любимейших и наиболее близких писателей. Это позволило ему в качестве вольнослушателя заниматься в Академии художеств.
Обычно и молодой Маковский и Трутовский, который был старше Маковского на двадцать лет, работали над иллюстрированием одного и того же произведения — «Сорочинской ярмарки», «Вечера накануне Ивана Купалы». Никто на всем свете не чувствовал так глубоко свободы, равенства и братства». Видно, что книга эти ее не занимает.
Шевченко, Д. В. Тогда же Трутовский знакомится с писателями С. Т. В этом можно убедиться, читая его переписку изданную А. Сувориным под редакцией В. В. Стасова Иван Николаевич Крамской, его жизнь, переписка и художественно-критические статьи (СПб., 1888). Под влиянием этих идей развивалось и творчество Трутовского.
Портреты, созданные в это время, были в основном заказные, выполнены ради заработка. Он в последний раз прижал собаку к себе, смотрит на нее с горечью и прощается с ней. Эту горячую любовь, этот пристальный интерес к Гоголю Репин проносит через всю свою жизнь. Толстого, затем «пятниц» петербургских художников, а с образованием Артели И. Н.
В 1863 — 1868 годах Крамской преподавал в Рисовальной школе Общества поощрения художников. Во всех шести иллюстрациях к «Тарасу Бульбе» Васнецов стремится прежде всего изобразить центральные, героические образы, показать вольную Запорожскую Сечь. Кроме сцен украинской простонародной жизни, он изображал типы и нравы мелких помещиков, выказывая в этих изображениях свою тонкую наблюдательность, остроумие и нередко поэтическое чувство. Художник запечатлел свидание матери с сыном, отданным «в учение» к ремесленнику, «в люди». Позднее, в девяностых годах, Микешин еще раз обратился к Гоголю и исполнил для альбома «Фантастические повести Гоголя» изданного журналом «Север» (СПб., 1892), два рисунка к «Страшной мести»: начальный эпизод повести — появление колдуна на свадьбе и финал — всадника.
Название картины – Хоровод в Курской губернии. Украшением альбома служили и две автолитографии И. Н. Крамского к «Страшной мести» Гоголя, особенно «Катерина». Один из лучших рисунков серии — лист, относящийся к несколько раз повторяющимся в повести словам Поприщина: «Дома большею частию лежал на кровати». К сожалению, недостаточность полученной им художественной подготовки и привычка — особенно в последнее время — работать спешно, не справляясь с натурою, во многих случаях уменьшают достоинство его хорошо задуманных и ловко исполненных произведений из которых достаточно будет указать на картины: «Колядки в Малороссии» (находится в музее императора Александра III, в Санкт-Петербурге), «В рабочую пору» (в собрании К. Солдатенкова, в Москве), «Сорочинская ярмарка», «Свидание» и «Помещики-политики» и на акварели «После обеда, в летнюю пору» и «Благодетели» (в Третьяковской галерее, в Москве). Девятый, не датированный лист исполненный пером и карандашом, показывает «Хому в церкви» и является одним из капитальнейших листов серии. Рамазанова в «Московских ведомостях» не повлияли на успешную продажу его работ. В рисунке «Земское собрание в провинции» он противопоставил безмолвных крестьян шумным помещикам.
Замечательно, что историческая героика повести «Тарас Бульба» привлекла внимание Васнецова на самом раннем этапе творчества, когда художник еще учился в Академии. С 1874 по 1876 г. вышли один за другим четыре выпуска альбома «Вечера на хуторе близ Диканьки», состоявшие из тщательно выполненных, в большом формате, автолитографий художников-реалистов, в первую очередь В. Е. Маковского и К. А. Трутовского, давших наибольшее количество работ (Маковский — 11, Трутовский — 10). Однако и этого достаточно, чтобы придти к выводу, что иллюстрации к «Тарасу Бульбе» в «народном издании» 1874 г. действительно открывают собой новую традицию в иллюстрировании повести. Стасов.
Трутовского, созданные в последние годы жизни, по-прежнему полны социальной глубины. К сожалению, недостаточность полученной им художественной подготовки и привычка — особенно в последнее время — работать спешно, не справляясь с натурой, во многих случаях уменьшают достоинство его хорошо задуманных и ловко исполненных произведений из которых достаточно будет указать на картины: «Колядки в Малороссии» (находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге), «В рабочую пору» (в собрании К. Т. Солдатенкова в Москве), «Сорочинская ярмарка», «Свидание» и «Помещики-политики» и на акварели «После обеда, в летнюю пору» и «Благодетели» (в Третьяковской галерее в Москве). Трутовский был в числе посетителей известных в то время вечеров – сначала «сред» у Ф. П. В них правдиво показаны нравы помещиков -крепостников, быт простых тружеников. Глубоким сочувствием к городской бедноте проникнута картина «Свидание» (1883), перекликающаяся с сюжетом чеховского рассказа «Ванька».
«Я принялся за Гоголя и такого наслаждения еще ни разу не получал от него, особенно от его малороссийских вещиц», — писал как-то Репин Стасову. Аксаков и все те, с кем он был знаком. Не сами реальные события, происходившие с этим измученным «маленьким человеком», а воспоминания об этих событиях героя повести, его собственные душевные переживания являются основой сюжетного развития. Любование и восторг от крестьянских образов свойственны многим ранним картинам художника. К сожалению, недостаточность полученной им художественной подготовки и привычка— особенно в последнее время— работать спешно, не справляясь с натурой, во многих случаях уменьшают достоинство его хорошо задуманных и ловко исполненных произведений из которых достаточно будет указать на картины: «Колядки в Малороссии» (находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге), «В рабочую пору» (в собрании К. Т. Солдатенкова в Москве), «Сорочинская ярмарка», «Свидание» и «Помещики-политики» и на акварели «После обеда, в летнюю пору» и «Благодетели» (в Третьяковской галерее в Москве)11. Однако, жанрист по природе, Маковский не смог подняться в этих картинах до больших исторических обобщений.
Лист этот (перо и тушь), так же как и рисунок «Хома в церкви», не датирован. Трутовский, будучи близким другом Ф. М. То, что у Трутовского была совсем другая цель, обычно упускается из виду. Позже, в начале девяностых годов, получив от одного из издательств предложение проиллюстрировать целиком всю повесть, Репин выразил горячее желание «приобщиться к этому титаническому произведению Гоголя» и вместе с тем опасение, что полностью выполнить эту работу ему окажется не под силу 84. Постепенно юмористическая окраска картин Маковского становится несколько иной. Характер живописного портрета у Крамского тщателен по рисунку и светотеневой моделировке, но сдержан по цветовой гамме. Заставка известна лишь по гравюре на дереве и датирована 1876 г. Третий лист представляет собой большую многофигурную бытовую сцену — «Бурсаки на киевском базаре», также известную лишь по гравюре, если не считать никогда не воспроизводившегося эскиза к ней, хранящегося в ИРЛИ.
Кроме сцен украинской простонародной жизни, он изображал типы и нравы мелких помещиков, выказывая в этих изображениях свою тонкую наблюдательность, остроумие и нередко поэтическое чувство. Картина была показана в том же 1871 г. на Первой передвижной выставке и пользовалась значительным успехом. Трутовский К. А. – художник-жанрист. Первый выпуск посвящен был «Пропавшей грамоте» (иллюстраторы В. Е. Маковский, К. А. Трутовский и И. М. Прянишников) второй — «Страшной мести», над иллюстрированием которой трудились, кроме Крамского, еще В. Е. и К. Е. Маковские, Трутовский, Прянишников и Д. Н. Чичагов третий выпуск — «Сорочинской ярмарке», с большой полнотой проиллюстрированной В. Маковским и Трутовским четвертый выпуск — «Вечеру накануне Ивана Купалы» (иллюстраторы — В. Маковский, Трутовский и М. Н. Чичагов). На гравюре, справа, надпись: «В память Т. Г. Шевченко. Крупным явлением искусства стали изображения русских крестьян: Полесовщик (1874), Созерцатель (1876), Мина Моисеев (1882), Крестьянин с уздечкой (1883).
Оба эти творческих замысла — «Витязь» и «Тарас Бульба» — близки друг к другу: их роднит былинное, эпическое начало, подчеркиваемое Васнецовым. Трагедия обезумевшей от горя матери раскрывается с большой силой, психологически правдиво.
Чернышевского. много читал по ночам, а в свободные минуты сочинял эскизы на свои излюбленные темы. В отличие от Павла Соколова он не уделяет внимания любовным эпизодам.
Его кумиром становится П. А. Все перечисленные художники, за исключением Трутовского и Крамского, написавшего в 1871 г. на сюжет повести Гоголя картину «Русалки» («Майская ночь. Гоголя представлялись бессмысленно грубыми и грязными. В картинах «Посещение бедных» (1874), «Толкучка» (1875), «В передней» (1884), «Ожидание. Все же именно в 1880-х гг.
Подобные рисунки предвосхищали программные картины передвижников, например, Земство обедает Г. Г. Возглавил протест выпускников Академии (бунта четырнадцати), отказавшихся писать картины (программы) на заданный Советом мифологический сюжет.
Восьмой лист иллюстрирует событие того же дня: «Когда солнце стало садиться, мертвую понесли в церковь». Иллюстрации эти никогда не были собраны вместе, в одном издании. Какие бы причины могли их остановить»). Лишь когда Аксаков показал одну из картин Трутовского известному коллекционеру В. А. Это позволило накопить обширный материал для творчества.
Если к иллюстрациям к «Вию» можно вполне приложить слова В. В. Стасова (хотя и сказанные по другому поводу), что у Микешина «виден был талант, живая натура, фантазия, огонь В семидесятых годах была почти полностью осуществлена одна из самых примечательных попыток иллюстрировать украинские повести Гоголя. М. Микешин.
Дейнеки. Умер Константин Александрович Трутовский 17 марта 1893 года. Репин неоднократно стремился создать иллюстрации к «Тарасу Бульбе». Она слушает внимательно. Гибель сотен людей потрясла Маковского его впечатления отразились в картине «Ходынка» (1901), которая долгое время была запрещена цензурой. Они только встретились в задаче.
Трутовский начинал свой творческий путь в середине XIX века.
В своем творчестве Репин неоднократно обращается к образам гоголевских произведений, начиная с ранних иллюстраций к «Запискам сумасшедшего» и кончая картиной «Солоха», созданной художником в 1926 г. В повести, как известно, абсолютно отсутствуют непосредственные авторские характеристики и описания. К сожалению, недостаточность полученной им художественной подготовки и привычка – особенно в последнее время – работать спешно, не справляясь с натурою, во многих случаях уменьшают достоинство его хорошо задуманных и ловко исполненных произведений из которых достаточно будет указать на картины: Колядки в Малороссии (находится в музее императора Александра III, в Санкт-Петербурге), В рабочую пору (в собрании К. Солдатенкова, в Москве), Сорочинская ярмарка, Свидание и Помещики-политики и на акварели После обеда, в летнюю пору и Благодетели (в Третьяковской галерее, в Москве). Написал ее художник Константин Александрович Трутовский. Едва ли не больше всех других гоголевских произведений Репин любил «Тараса Бульбу». Лагорио и другими.
Молодые художники подали в совет академии прошение о том, чтобы им было разрешено выбрать каждому тему для картины на соискание большой золотой медали. В столице Трутовский быстро сблизился с видными русскими писателями и художниками – Т. Г. Мясоедова. Серия открывается эффектным заглавным листом, дошедшим до нас в рисунке сепией (хранится в Институте русской литературы АН СССР — ИРЛИ).
Подобное восхищение Гоголем он выражал неоднократно. Настороженной, крадущейся походкой пробирается Катерина по глухой лесной чаще. Трутовский пытался «влюбить» зрителей в простых крестьян, вызвать не столько сочувствие к ним, сколько чувство гордости за них и на этой основе повлиять на утверждение в обществе человеколюбия, желания перемен к лучшему. Современники отмечали в нем доброту, большое жизнелюбие, теплый юмор. Лист этот изображающий «непроизвольный бег» Хомы Брута с ведьмой на плечах, был воспроизведен впервые в 1877 г. цветной литографией и, вероятно, не без участия самого автора.
У острога» (1875), «Ночлежный дом» (1889) и других художник показывает убогую жизнь городской бедноты, яркие контрасты между нищетой и достатком. О нем восторженно отзывались его близкие друзья – известные русские писатели Ф. М. Гоголевская тема привлекала их внимание и более широко. Достоевским.
Шестая иллюстрация переносит нас в Киевскую бурсу. Оригинал последней иллюстрации (акварель), датированный 1891 г., хранится в Русском музее. Им в такт хлопают в ладоши и притопывают ногами односельчане. Тогда он чаще всего прибегал к своей излюбленной графической технике с применением белил итальянского карандаша, работал также используя метод так называемого мокрого соуса, позволявший имитировать фотографию. Сам он, подобно Ге и Поленову, в образе Христа выразил идеал человека исполненного высоких духовных помыслов, готовящего себя к самопожертвованию.
«Ну и народец же. Изображена лишь верхняя часть фигуры. Все они были небольшого размера, написаны гладкой живописной манере.
Боголюбовым, Л. Ф. Он обрабатывал в то время несколько эпизодов из Майской ночи Гоголя».
Вот таким образом попытка дать хотя бы предварительный перечень их представляет известный интерес. К сожалению, недостаточность полученной им художественной подготовки и привычка — особенно в последнее время — работать спешно, не справляясь с натурой, во многих случаях уменьшают достоинство его хорошо задуманных и ловко исполненных произведений из которых достаточно будет указать на картины: «Колядки в Малороссии» (находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге), «В рабочую пору» (в собрании К. Т. Солдатенкова в Москве), «Сорочинская ярмарка», «Свидание» и «Помещики-политики» и на акварели «После обеда, в летнюю пору» и «Благодетели» (в Третьяковской галерее в Москве). Так эта работа и не была осуществлена.
Друг Репина, художник Н. И. Мурашко, свидетельствует, что Правдин в Москве «читал Записки сумасшедшего и у Репина — он же и позировал перед ним». А попадались на глаза художнику самые обыденные сценки из жизни простых людей. «Пропавшей грамоты». Иллюстрации Васнецова к «Тарасу Бульбе» известны лишь в искаженном граверами виде (сохранились только три подготовительных наброска карандашом). Далеко не все из этих добротных портретов были одинаково интересны.
В 1858 году с отличием закончил Академию, получив большую золотую медаль за картину «Въезд Тилли в Магдебург». Трутовский работал в одном из курских земств. Рисунки, выполненные для альбома сцен малороссийской жизни, Трутовский, по совету С. Т. Академия неблагосклонно отнеслась к предложенному новшеству. В эти полтора года работа в земстве стала отнимать у него много времени, настолько, что он занимался творчеством гораздо меньше, чем раньше.
Гоголя. Эта картина хорошо подходит для характеристики старой барыни из тургеневского рассказа. Незаурядным произведением оказалась его Неизвестная (1883), до сих пор манящая зрителей своей неразгаданностью (а историков искусства — загадочностью обстоятельств работы над нею). Отметим, кстати, что Репину приходилось иногда самому намечать сценический облик гоголевских персонажей. Репин уже много лет тому назад задумал (и даже набросал) ту сцену, которую теперь, наконец, выполнил — и как дивно выполнил, с каким громадным талантом. » Обычное определение картины как «портрета» В. Н. Андреева-Бурлака в роли «Поприщина», следует признать, конечно, неверным.
«Малороссия, – писал он, – произвела на меня чарующее впечатление С жаром я принялся рисовать все, что мне попадалось на глаза». Попытка воплотить фантастический мир в картине Русалки (1871) закончилась неудачей. Влияние Достоевского на Трутовского было огромным. Величественные образы героической повести не только стояли все время перед глазами художника, когда он создавал своих «Запорожцев», но и бесспорно оказали определенное влияние на его творческий замысел. Такая же старая барыня лежит и дремлет в креслах, приживалка хлопочет вокруг нее. Аксаковым, И. С.
Григоровичем, И. И. Соколовым, А. П. Большинство иллюстраций к «Вию», дошедших до нас в самом разнообразном виде — и в оригинальных рисунках автора (сепией, карандашом, а иногда пером и тушью) и в гелиогравюрах (с последующей подгравировкой клише) и в литографиях и в журнальных гравюрах на дереве, датировано 1872—1877 гг. Она слушает внимательно. К сожалению, недостаточность полученной им художественной подготовки и привычка – особенно в последнее время – работать спешно, не справляясь с натурой, во многих случаях уменьшают достоинство его хорошо задуманных и ловко исполненных произведений из которых достаточно будет указать на картины: «Колядки в Малороссии» (находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге), «В рабочую пору» (в собрании К. Т. Солдатенкова в Москве), «Сорочинская ярмарка», «Свидание» и «Помещики-политики» и на акварели «После обеда, в летнюю пору» и «Благодетели» (в Третьяковской галерее в Москве).
Однако до нас дошла датированная 1903 г. акварель Репина изображающая «Отъезд Тараса Бульбы с сыновьями в Сечь» (находится в Русском музее карандашный набросок на ту же тему в 1951 г. поступил в Третьяковскую галлерею). Трутовский делился с Достоевским своими личными переживаниями, что отразилось даже на прозе писателя. Художник умышленно отказывается здесь от сложной повествовательности. Но не стала серьезным явлением картина Неутешное горе (1884), которую он осуществил в нескольких вариантах, стремясь передать сильное чувство с помощью максимально сдержанных средств.
В частности, она очень понравилась М. Е. Салтыкову-Щедрину, назвавшему ее «прекрасной» 74 положительно отнесся к картине и В. В. Стасов (в статье, посвященной выставке). Лишь жанровые картины П. А. Психологическая характеристика достигает здесь большой силы. Белинского, требовавшего от литературы и искусства критического реализма, народности. В годы учения сплотил вокруг себя передовую академическую молодежь.
Крамского в 1864 году еще и «четвергов» этого художественного объединения. Кроме сцен украинской простонародной жизни, он изображал типы и нравы мелких помещиков, выказывая в этих изображениях свою тонкую наблюдательность, остроумие и нередко поэтическое чувство. Таковы картины У плетня (1863, 1879), Свидание (1870-е, 1886), На мостках, Отдых в сарае, В лунную ночь, У хаты и многие другие. Пятый выпуск, посвященный «Ночи перед Рождеством», к сожалению издан не был.
Публикация статьи произведена при поддержке интернет-магазина спецодежды компании «Мобиснаб». Тем же юмором проникнуты его картины начала 1870-х гг. : «Любители соловьиного пения», «Игра в бабки», «Получение пенсии», «Псаломщики». Эта картина хорошо подходит для характеристики старой барыни из тургеневского рассказа.
Хорошо известны портреты художников А. И. Морозова (1868), И. И. Шишкина (1869), Г. Г. Мясоедова (1861), П. П. Чистякова (1861), Н. А. Кошелева (1866). Мысль иллюстрировать «Вия» явилась у Микешина, повидимому, еще в шестидесятые годы, хотя вплотную к этой работе он приступил лишь в семидесятых годах. Оба рисунка послужили художнику оригиналами для автолитографий, вошедших в вышеупомянутый альбом «Вечера на хуторе близ Диканьки» изданный в середине семидесятых годов, оба хранятся в Русском музее. Рисунки Васнецова к «Тарасу Бульбе» и гравюры с них исполнялись в 1871—1874 гг., т. е. одновременно с самыми первыми опытами Васнецова в создании исторических композиций, например, с известной акварелью «Витязь» (Третьяковская галлерея) исполненной в 1871 г. и являющейся прообразом «Трех богатырей».
Приблизительно к тому же времени, когда художник создал свои рисунки к «Запискам сумасшедшего», относятся и его четыре иллюстрации к «Сорочинской ярмарке» (1871). В них художник поднимается до обличения существующих порядков и выступает защитником угнетенных. Тургеневым, Т. Г.
Кроме сцен украинской простонародной жизни, он изображал типы и нравы мелких помещиков, выказывая в этих изображениях свою тонкую наблюдательность, остроумие и нередко поэтическое чувство. Свет едва пробивается сквозь густые ветви. Эта связь между ними и Гоголем не исчерпывается только созданием иллюстраций. По ряду косвенных указаний их можно датировать 1874—1875 гг.
Выбор подобной сцены типичен именно для Крамского, всегда стремившегося к изображению глубоких человеческих переживаний, к психологической насыщенности образа. В 1890 г. им был сделан рисунок «Андрий и панночка» (Русский музей). Большое влияние на формирование взглядов молодежи оказывали статьи В. Г. Только девочке, которая сидит на полу и гладит собачку, книга интересна.
Чертовский народ.