Тем не менее, этот образ настолько неотразим не только из-за цвета. Так, в 1914 году рождается картина «Борьба форм». Франц родился 8 февраля 1880 года в Мюнхене. Художник решительно порвал с натурализмом. Франц Марк был предан одной теме: он рисовал и писал животных. Единство органического – и в том числе животного – мира и космоса – одна из ключевых тем творчества Марка. «Звериное» видение мира представлялось ему чем-то вроде окна в недоступное человеку природное царство: «Разве есть для художника что-либо более таинственное, чем отражение природы в глазах зверя.
Он принадлежал к числу европейцев, словно не замечавших размежевания стран накануне Первой мировой войны: вместе с Василием Кандинским Марк стал основателем легендарного объединения «Синий всадник» – творческого союза русских и немецких художников. В декабре 1911 года в мюнхенской галерее Тангаузер (нем. «С раннего возраста я воспринимал людей уродливыми. Птицы.
Учился в АХ в Мюнхене (1900-02). Глядя на холст «Синяя лошадь», понимаешь, что слова художника об «органическом ритме всех вещей» – не теоретизирование, а глубокое подлинное чувство. Франц Марк родился в Мюнхене, в семье профессионального пейзажиста Вильгельма Марка. Франц Марк – немецкий художник, экспрессионист. Здесь художник соединил благородное животное и синий принцип, создав нечто неотразимое. Мифотворчество Марка весьма точно объяснено им самим в очерке «Две картинки»: «В буквальном смысле слова человечество проскочило за этот срок последний этап тысячелетия, начало которому было положено крушением великого античного мира.
К таким работам относится и картина «Судьба животных», получившая наибольшую известность и ныне демонстрирующаяся в художественном музее Базеля, Швейцария. То эпохальное сражение длилось в течение полугода и унесло несколько сотен тысяч жизней. И название пришло само». «Синий всадник – это мы двое», – заявил однажды Кандинский. Повсюду экспрессионистов преследовало негодование почтенных обывателей, картины называли «цветной пачкотнёй» и «мазнёй».
1913 Башня синих лошадей 1913 (не сохранилась) Бедная земля Тироля 1913 Под влиянием итальянского футуризма художник начал разлагать формы на составные плоскости, делая свои образы более динамичными. Франц Марк погиб на фронте под Верденом в первую мировую войну в 1916 году. В 1907 году он выставил на всеобщее обозрение свою программную работу – эскиз гобелена «Орфей и звери».
В детстве мальчик отличался застенчивостью и мечтательностью. Вскоре после начала Первой мировой Франц Марк ушёл добровольцем на фронт. Последовательно испытал влияние стиля модерн, кубизма и футуризма.
В картине «Лисы» мы видим полное взаимопроникновение форм, стирание грани между зверем и его окружением. Известен афоризм художника: «дух сокрушает крепости». Эти формальные поиски имели для Марка серьезный духовный смысл: он искал путь от внешнего облика вещей («внешность всегда плоска») к их внутренней сущности и видел цель искусства в «раскрытии неземной жизни, тайно пребывающей во всем, в разрушении зеркала жизни с тем, чтобы взглянуть в лицо бытию». Некоторые из его картин демонстрировались с декабря 1911 года по январь 1912 года на первой выставке «Синего всадника» в галерее Тангаузер в Мюнхене, ставшей фронтом немецкого экспрессионизма. Родился в 1880 году в Мюнхене.
Заглядывая в зрачки зверя, прекрасного и свободного, он искал ответы на вопросы своего времени и на вечные вопросы всех времен. 1905 Голова лошади 1906 Всадник на море 1907 Пара оленей 1907 Стог сена 1907 1907 Прыгающая собака 1908 Двое котов 1909 Сибирские собаки 1909 1909 Играющие ласки 1909 1909 Олени в сумерках 1909 В январе 1910 года Марк впервые встречается с Августом Макке, а в сентябре того же года вступает в «Новое мюнхенское художественное объединение» (нем. Группа «Синий всадник» просуществовала всего три года: амбициозные планы художников нарушила Первая мировая война. Членов «Синего всадника» объединила любовь к примитивному и средневековому искусству, а также модернистским течениям в живописи – кубизму и фовизму. Все эти интриги существенно сказались на психологическом состоянии Марка. Сама форма лошади также довольно экспрессионистична, то есть, она вызывает различные эмоции в душе каждого человека.
Однако выбранная стилистика ничуть не противоречит анатомии. В картине «Синий конь» наблюдается значительное преобладание синего цвета. Даже появление названия «Синий всадник», которое, как вспоминал Кандинский, родилось за кофейным столиком, свидетельствует о легкости взаимопонимания двух художников: «Мы оба любили синий, Марк – лошадей, я – всадников. Тем более значимым стало появление картины «Судьбы животных», написанной в 1913-м – последнем предвоенном году. Индерсдорф 1904 Марк дважды (в 1903 и 1907) посещает Париж, где знакомится с французским постимпрессионизмом и, в частности, с живописью Гогена и Ван Гога, которая оказывает на него значительное влияние.
Животные казались мне прекраснее и чище», – признавался он. Но именно она, сердечная и открытая, стала женщиной его жизни. Причина, по которой художник отправился на войну, несмотря на то, что она была ему отвратительна, – её «очищающий» потенциал. Олень в монастырском саду 1912 Свиньи 1912 Тигр 1912 Трое животных (Собака, лиса и кошка) 1912 Три кошки 1912-1913 В 1912 году, не приняв кубизм и футуризм, Марк полностью переключается на создание своих абстракционистских работ.
У Марка, превосходного рисовальщика, был особый талант изображать зверей. Вместе, присвоив себе, по словам Кандинского, «диктаторские полномочия», они готовили выставки «Синего всадника», вместе редактировали одноименный альманах. Им было расписано девять «росписей по брезенту» в различных стилях источниками вдохновения для Марка стали Мане и Кандинский, причём камуфляж в стилистике последнего оказался наиболее эффективен для укрытия от самолётов, пролетающих на высоте в две и более тысяч метров.
Ему было всего 36 лет. Он родился в Мюнхене, который был в ту пору одной из культурных столиц Европы, в интеллигентной семье потомственных юристов. Уже в декабре, вместе с Макке и Кандинским, Марк откалывается от «Нового мюнхенского художественного объединения» и организует собственную группу «Синий всадник». Художник верил, что животные существовали до библейского сотворения мира. – Как видят мир лошадь или орёл, косуля или собака.
Отец Франца – Вильгельм Марк – изменил семейной традиции и стал художником. Он разработал собственную теорию цвета, в которой пытался охарактеризовать «мистически-имманентную» структуру мироздания. Применяя технику пуантилизма, он создал практически безупречный камуфляж. Подобная цветовая гамма характерна для многих работ Франца Марка.
«Искусство, — считал художник, — не должно отражать, а должно вскрывать внутреннюю «истинность» вещей». Затем Марк перешел к абстрактной живописи, стремясь выразить основные мотивы своего творчества в композициях, комбинирующих чистые красочные и линеарные эффекты (1914). – вопрошал Марк. Эти строки Осипа Мандельштама – словно эпиграф к творчеству, да и ко всей жизни Франца Марка. Здесь он открывает для себя — Сезанна, Гогена, Ван Гога.
Тот написал ему в письме: «Не слишком ли страшную цену придётся заплатить за очищение. ». Наряду с Августом Маке, Василием Кандинским и др. В 1900 году Франца принимают в Мюнхенскую Академию художеств.
Рождение лошадей 1913 Святой Жульен 1913 Спящие звери 1913 Спящие лошади 1913 Затем Марк перешел к абстрактной живописи, стремясь выразить основные мотивы своего творчества в композициях, комбинирующих чистые красочные и линеарные эффекты (1914). Настольной книгой Франца Марка был труд Альфреда Брема «Жизнь животных». Кроме того, Марк принимает участие в работе над альманахом своей художественной группы. Экспозиция привлекла внимание широкой публики и стала настоящим историческим событием, выдвинувши группу на передний план.
Марк Франц (Marc), немецкий художник. Чёрное и белое», на ней были представлены исключительно графические работы. Его пейзажи и жанровые картины пользовались в свое время успехом на одной из них мы видим пятнадцатилетнего Франца, который мастерит что-то из дерева.
Поначалу Марк мечтал стать священником и заниматься теологией. Нельзя сказать наверняка, как сложилась бы судьба художника, если бы он уцелел в «верденской мясорубке». являлся участником и главным организатором художественного объединения «Синий всадник».
Весной 1912 года в салоне Гольтца открылась дополнительная экспозиция «Синий всадник. Каждый цвет в иконографии Марка несёт определённый смысл. Но наибольшее влияние на Марка оказали импрессионисты, в особенности Ван Гог. Яркие цвета он, в отличие от фовистов, применял для усиления значимости животных. Однако приказ не успел дойти до фронта.
Но всё ещё существует обширная сфера, усеянная развалинами, устаревшими представлениями и формами, ставшими давно достоянием прошлого, но всё ещё живучими. (Так же, как Кандинский, Марк придавал символическое значение цвету: синий означал для него мужественность, твердость и духовность. ) Мощная личность Кандинского ни в коей мере не подавила Марка. После выставка объездила Берлин, Кёльн, Хаген и Франкфурт.
Сегодня в искусстве и религии этот долгий путь развития пройден. Франц Марк Франц Марк (8 февраля 1880, Мюнхен, Германия — 4 марта 1916, Верден, Франция) — немецкий художник еврейского происхождения, яркий представитель немецкого экспрессионизма. Однако назвать Франца Марка анималистом невозможно: зверь был для него не реалистической «натурой», а высшим существом, символом естественного, чистого, абсолютного и гармоничного бытия. Данную картину не каждый может понять. Когда издатель из Мюнхена Рейнхард Пипер попросил прокомментировать увлечение анимализмом.
Подзаголовок «Деревья показывают свои кольца, а животные – свои жилы» подчеркивает трагическую идею полотна: только срубленные деревья обнажают кольца, только мертвые звери обнажают нутро. К тому же, он специально изучал анатомию животных, его настольной книгой была «Жизнь животных» А. Брема, целые дни он проводил в зоопарке, наблюдая за зверями и делая зарисовки.
Помимо этого, как и все участники «Синего всадника», Марк занимался поисками новых способов самовыражения и выражения Духовного в искусстве. Зрелая живопись Марка зачастую изображает животных в естественной обстановке (олени, лошади, лисы ит. д. ), которые, по сравнению с человеком, казавшимся художнику безобразным, представлялись как высшие, чистые существа. Среди характерных картин этого рода, с их плавными ритмами и яркими и в то же время драматичными цветовыми контрастами, – Красные лошади (1910–1912, Музей Фолькванг, Эссен). Полностью талант Марка расцвел в кругу художников, которых в 1911 году объединил «Синий всадник», – сообщество, душой которого были Василий Кандинский и он сам, Франц Марк.
Поступив в гимназию, он усердно изучал философию и увлекался классической музыкой, больше всего любил Вагнера. В небольшом эссе под названием «Духовные сокровища» Марк удручённо отметил «всеобщую незаинтересованность человечества в новых духовных ценностях». Участники группы также мечтали уравнять в правах все существующие виды искусства. В его работах было отчётливо выражено влечение к пасторальному идеалу, тоска по романтизму, в них не было типичного для экспрессионистов надрыва, напряжения, экзальтации цвета и форм. Со временем живопись Марка становится всё более абстрактной, рваной и блочной (яркий пример— одна из самых известных его картин под названием «Судьба животных» (нем. Tierschicksale, 1913).
Обезьяны 1911 Отдыхающие лошади 1911 Сине-чёрная лиса 1911 Некоторые из его картин демонстрировались с декабря 1911 по январь 1912 на первой выставке «Синего всадника» в галерее Тангаузер в Мюнхене, ставшей фронтом немецкого экспрессионизма. В 1914 г. он успел написать несколько абстрактных композиций («Тироль», «Борющиеся формы») и, очевидно, стоял на пороге нового этапа своего творчества. Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры. 4 марта 1916 года Франц Марк погиб под Верденом (Франция) от ранения в голову.
Больше всего ему нравились лошади. Thanhauser) состоялась первая групповая выставка «Синего всадника». Художник часто получал вопросы относительно его излюбленной тематики.
Марк ответил следующее: «Я не ставлю своей целью изображение только животных Я хочу обострить своё восприятие органического ритма всех вещей, расширить пантеистическое ощущение мира, живого пульсирующего потока крови в природе, деревьях, животных и воздухе Я не знаю лучшего способа подобного «оживления» искусства, чем изображение животных». Как видят мир лошадь или орел, косуля или собака. Neue Kunstlervereinigung Munchen). Экстатическая образность произведений Марка, отмеченных динамикой форм, резким контурным рисунком, напряжённым, ярким колоритом, отразила его неприятие современной действительности, предчувствие общественных потрясений (Башня синих лошадей, 1913, не сохранилась Судьба животных, 1913, Публичное художественное собрание, Базель). По мнению многих экспрессионистов путь к новым духовным ценностям лежит через единение с природой и космосом. Марк дважды (в 1903 и 1907 году) посещает Париж, где знакомится с французским постимпрессионизмом и, в частности, с живописью Гогена и Ван Гога, которая оказывает на него значительное влияние.
Каждый идет своей дорогой и, где бы мы ни встретились, нам будет всегда его недоставать. Их творчество производит глубокое впечатление на живописца. Лисицы 1913 Лошадь и собака 1913 Малая композиция I 1913 Олени в лесу I 1913 Апокалиптические настроения, свойственные этим вещам, достигли апогея в последнем его большом анималистическом полотне Башня синих лошадей (1913 не сохранилось) – см. Во время дождя 1912 Тогда же, к концу 1910-х годов, в переписке со своим другом, художником А. Макке, разработал собственную теорию цвета, где придавал каждому из основных цветов особый духовный смысл (синий воплощал для него «мужское» и «аскетическое» начало, желтый – «женское начало» и «радости жизни», красный – гнет «грубой и тяжелой» материи) Два кота, синий и жёлтый 1912 Девушка с кошкой 1912 Три коровы (жёлтая, красная, зелёная) 1912 Зрелая живопись Марка зачастую изображает животных в естественной обстановке (олени, лошади, лисы и другие).
выше. Сами они, между тем, были отнюдь не равны.
Швабинг был средоточием богемной жизни, здесь быстро завязывались волнующие знакомства. Создается впечатление, что художник «нарезает» фигуры двух лис на фрагменты и смешивает их, как части головоломки. «Синий всадник – это мы двое» – сказал позднее Кандинский.
Апокалиптические настроения достигли апогея в последнем его большом анималистическом полотне Башня синих лошадей (1913 не сохранилось). Сравним три картины Марка, ставшие классикой немецкого экспрессионизма и написанные с промежутком примерно в год, – «Синяя лошадь» (1911), «Тигр» (1912) и «Лисы» (1913). «Синий всадник» стал синонимом немецкого экспрессионизма.
Он находил их более чистыми, даже возвышенными по сравнению с людьми. Тогда «примитивные» закладывали основы долгого развития искусств и первые мученики умирали за новый христианский идеал. В 1908 году их союз всё же распался, Шнюр обвинила Марка в адюльтере с Франк, в результате чего он не мог жениться на последней. После мобилизации Марк попал в правительственный список особо ценных художников, которых следовало освободить от военной обязанности. Организатор (вместе с В. В. Кандинским и др. ) художественного объединения Синий всадник в 1912-14 – один из лидеров раннего экспрессионизма.
В своих работах (например, Синие лошади, 1911, Walker Art Center, Minneapolis, Minnesota) он использовал и ломаные линии и стилизованные кривые и блестящий нереальный цвет. Своими мыслями он делился с Кандинским.
Если в «Синей лошади» обобщенная фигура животного сохраняет целостность формы, а альпийский пейзаж остается узнаваемым, то в «Тигре» Марк более ощутимо трансформирует реальный образ.