Картина Паоло Веронезе Похищение Европы: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Девушки забавлялись игрой с быком, украшая его рога цветочными гирляндами. Помимо наиболее часто упоминаемого в источниках варианта из собрания ГТГ, существуют два одноимённых эскиза меньшего размера в той же ГТГ и ГРМ (40 х 52см, темпера, гуашь, картон)3. А позднее именем финикийской принцессы стали называть весь материк. Это скульптурное изображение, как и картина, находится в ГТГ. Сюжет о похищении Европы лег в основу некоторых литературных произведений, скульптур, но больше всего он привлекал художников: не менее 11 живописцев изображали этих персонажей на своих картинах. Как это только не изображалось.
В рамках эстетики модерна это должно быть стилизованное произведение. На этот сюжет писали свои полотна А. Дюрер, Рафаэль, Тициан, Рембрандт и многие другие. Серов был уже прославлен как блестящий и глубокий портретист. Широким трезубцем усмирил он волны и указал путь.
Идея написать «Похищение Европы» приходит Серову во время его поездки с Бакстом в мае 1907 в Грецию, посещения острова Крит и изучения найденных там археологами остатков Кносского дворца, украшавших его фресок и других памятников критской культуры. В ее глазах нет страха – похоже, она спокойна и доверилась своему похитителю. Серов работает тайно, скрывает свои работы от всех окружающих. Легенды Крита он осмыслял по-новому. Но чтобы не напугать ее, а заодно избежать ярости ревнивой супруги Геры, принял он облик чудесного быка. Образ орла на облаке — намек на присутствие Юпитера. Одни ученые предполагают, что слово «европа» греческого происхождения и его корень переводится как «широкоглазая». Другие вслед за древнегреческим лексикографом Исихием связывают название этой части света с финикийским «европия» – «сторона, где заходит солнце».
Как бы то ни было, Европа оказалась связана с именем героини древнегреческого мифа, финикийской царевны. И будто знает девушка, что одну из женщин зовут Азил, которая вскормила и вырастила ее. Я ахнул.
Еще не пришло время написать «Похищение Европы». Он с жадностью изучал легенды, описания, сказания и стремился передать все это на полотне.
Наиболее завершённый вариант композиции Серова (холст, темпера, 138 х 178 см) до 1996 года хранился у наследников художника. У него от Европы родились три сына: Минос, Радамант и Сарпедон. Вдруг приходит Серов (ему оставалось доделать что-то в фоне), берет портрет и все счищает и стирает (Олсуфьева). Наиболее завершённый вариант композиции Серова (холст, темпера, 138 х 178 см) до 1996 года хранился у наследников художника. Европа была дочерью финикийского царя Агенора. Для этого он превращается в быка и в таком облике появляется перед Европой и ее подругами.
Валентин Александрович Серов родился в Санкт-Петербурге 19 января 1865 года. Их звонкие голоса услышал могучий Зевс, а увидев прекрасную Европу – мигом влюбился в нее. Серов стремился показать, несмотря на всю мифичность сюжета, реальную жизнь и это выделяет его картину из ряда ранее созданных описаний этой легенды другими художниками. По некоторым свидетельствам, Серовым было создано 6 вариантов картины.
Вряд ли бы дополнилась новыми деталями картина Серова «Похищение Европы». Все спокойно и умиротворенно. Он вошел в море и приплыл на Крит.
Интересно, что Бакст исполнивший по возвращении из Греции (куда он путешествовал вместе с Серовым) картину Древний ужас, также изобразил в ней статую Коры с ее загадочной архаической улыбкой как символ и вечную тайну античного мира. Его «Похищение Европы» (1632) легко можно отличить, во-первых, по европейским средневековым одеждам персонажей и, во-вторых, по внешнему виду Европы. По некоторым свидетельствам, Серовым было создано 6 вариантов картины. Однажды, когда девушка гуляла по берегу моря с подругами, бог явился к ним в облике красивого быка.
Однажды финикийской царевне, пышно-косой красавице Европе, приснился странный сон. На ней изображен все тот же эпизод с испуганной красавицей на спине плывущего быка. Интерес к живописи и художественные способности проявились у Серова еще в раннем детстве. Волшебным, непредсказуемым образом передавая то настроение и идею, которая была задумана художником.
Всего два персонажа (основных): девушка и огромный бык. Он хотел точно перенести на картон то, что чувствовал в руинах Кносского дворца. Да и облик красавицы Европы далек от ее античного образа: нет этой скульптурной, словно застывшей, мраморной красоты, хотя симметричное лицо девушки напоминает женскую скульптуру кору (такой мягкой улыбкой на молодом лице греческие скульпторы любили «оживлять» свои статуи). Картина Серова лишь постепенно складывалась в его мыслях.
Морские просторы неспокойны и напоминают скорее королевскую мантию из горностаев. Картина решается почти как барельеф. Начинают появляться первые рисунки и эскизы.
Серов непросто рисовал, он пытался создать свой новый, неповторимы мир живописи. Это ярко-оранжевое пятно на фоне сине-фиолетового моря необычайно красиво и выразительно.
С 1900 года Серов работает над заказными портретами царской семьи. Часто присутствующий в работах художника момент игры с художественными воспоминаниями явлен и здесь: ритмично ныряющие дельфины напоминают, например, фрагмент росписи килика Диониса, выполненного греческим мастером VI века до н. э. Экзекием, да и бык напоминает изображения быков на древнегреческих сосудах (быть может, отчасти вот таким образом Серов первый из художников изображавших миф о похищении Европы, отступил от первоисточника, рассказывающего о белом быке с золотыми рогами – коричневый бык напоминает о росписях краснофигурных ваз). Она создана темперой на картоне в шести вариантах и ни один из них не закончен.
Его не удовлетворяло в картинах плоское декоративное пространство. Она является символичной, предсказывающей завершение жизненного пути великого метра. Наиболее завершённый вариант композиции Серова (холст, темпера, 138 х 178 см) до 1996 года хранился у наследников художника. На лице Европы нет страха, а только интерес к происходящему. В 1999 работа была приобретена у наследников для частного собрания (в качестве нового владельца называется Вячеслав Кантор)4. Бык начал ластиться к Европе, склонил перед нею колени.
Там за горизонтом богатая, счастливая жизнь, полная любви и изобилия. У Франсуа Буше «Похищение Европы» (1734) выполнено в стилистике рококо – пасторальная стилистика, пастельные оттенки, чрезмерная декоративность и легкая эротичность. Увидев прекрасную царскую дочь, Зевс был ею пленен. Идея написать «Похищение Европы» приходит Серову во время его поездки с Бакстом в мае 1907 в Грецию, посещения острова Крит и изучения найденных там археологами остатков Кносского дворца, украшавших его фресок и других памятников критской культуры.
Уверенность Зевса, великая сила и решительность передались ей. С 1996 года, по соглашению между ГТГ и наследниками, находился на временном хранении в ГТГ в экспозиции музея. Впоследствии их усыновил критский царь. Каждая из версий имеет своё художественное звучание.
Девушки забавлялись игрой с быком, украшая его рога цветочными гирляндами (обрывок гирлянды можно видеть и в серовской картине). Так он работал до 1910 года. Л. Бакст уже в 1908 году написал «Древний Ужас», где богиня Кора, зачиная новую жизнь, выпускает на волю голубка, что перекликается с христианским Благовещением.
В европейской живописи одним из первых этот сюжет был использован Тицианом в картине «Похищение Европы» (1562). Серов посмотрел на меня, на рисунок, потом спросил: Вам нравится. По некоторым свидетельствам, Серовым было создано 6 вариантов картины2. В Третьяковской галерее висит картина В. Серова «Похищение Европы». Он переписывал и переписывал «Похищение Европы». В его человеческих глазах можно увидеть печаль и любовь.
Но другая, незнакомая чужестранка, утверждает: – Мне Европа будет подарена самим Зевсом и я стану называться ее именем. Перед ними предстали величественный Акрополь, море, архаическая скульптура Эллады. Много путешествуя, В. Серов стремился изучить сказания и легенды тех стран, в которых он побывал.
«Похищение Европы», картина Серова, крайне лаконична. Кто его только не писал. Европа уподоблялась богине Крита. В особенности пути мастера — это поиск чего-то нового, глубокого, неосознанного. Эта работа, считается незаконченной одной из последних шедевров художника.
В 1999 работа была приобретена у наследников для частного собрания (в качестве нового владельца называется Вячеслав Кантор). Для примера мы приведем здесь полотно Рембрандта (одна из его редких картин на классическую тему). А после уже упомянутого посещения Крита его интерес к античности значительно вырос. Оригинально и цветовое решение картины.
Девушка изображена такой хрупкой и беззащитной, она, как будто отдалась в руки провидения. «Белого быка» из мифа Серов изобразил коричневатым. Образ Европы волновал воображение многих художников. «Похищение Европы», картина Серова, создавалась в разных техниках.
Задумав похитить возлюбленную, громовержец обратился быком и спокойно подошел к компании подруг. Таком, опасном и манящем, таком, о котором мечтает каждый из нас. Символист Густав Моро творчески подошел даже к названию картины – «Европа и бык» (1869). – и притягивает девушку к себе, ласково обнимает. В смятении проснулась царевна.
Этот же сюжет Серов пытался повторить в фарфоровой скульптуре. Царевна оглядывается, оставляя позади свои родные края и уплывая в неизвестность. В своей работе В. А. Серов пишет интересную картину «Петр I», а посетив Грецию, вдохновленный ее культурой, архитектурными памятниками и скульптурами, создает «Похищение Европы» и «Одиссея и Навзикая».
Влюбившись в Европу, Зевс превращается в быка и появляется перед девушкой и ее подругами. Но, не стоит думать, что море или небо имеют одно цветовое решение. Ее имя приобрело географическое значение. Он пробовал графику, живопись, картон, холст, темперу, масло, скульптуру. И вообще ей все это так напоминало веселое свадебное шествие. Впечатления захватили обоих.
Это оранжевое пятно на фоне фиолетового моря очень выразительно. Пред вами образ самой Европы, какой она первоначально виделась художнику. Европа только-только уселась на спину быку и он еще не собирается бросаться в бегство.
Безбоязненно уселась царевна к нему на спину. Он пытался изменить его в фарфоровой скульптуре. Помимо наиболее часто упоминаемого в источниках варианта из собрания ГТГ, существуют два одноимённых эскиза меньшего размера в той же ГТГ и ГРМ (40 х 52см, темпера, гуашь, картон). Европа становится женой греческого бога, у них рождается трое сыновей. Все, что нам остается делать, – это надеяться, что плавание завершится благополучно.
Они надели ему на рога венки из цветов, а Европа села на спину. В 1999 работа была приобретена у наследников для частного собрания (в качестве нового владельца называется Вячеслав Кантор). Чтобы передать динамику действия, художник уделяет особое внимание силуэтам быка и дельфинов. Во взгляде быка читается любовь, страсть, обожание и печаль. В 1907 году Серов посетил Крит – самый большой греческий остров и «родину Зевса» – и решил предложить свою версию «Похищения».
В России наиболее известна работа В. Серова «Похищение Европы» (1910). Серовым исполнены несколько живописных вариантов Похищения Европы, а также (редчайший случай в творчестве Серова) скульптура – небольшая статуэтка, повторяющая композицию картины. В 1999 работа была приобретена у наследников для частного собрания (в качестве нового владельца называется В. Кантор). Бык уносит на своей могучей спине хрупкую испуганную девушку.
Наиболее завершённый вариант композиции Серова (холст, темпера, 138 х 178 см) до 1996 года хранился у наследников художника. В 1893 году он впервые вместе с портретами создает «Ифигению в Тавриде». Кто изображен на ней. Он решил похитить юную красавицу. В своих произведениях Валентин Серов всегда шёл от натуры. Мне было жалко рисунка, так как он показался мне очень верным (Василий Качалов).
Юные девушки веселились и собирали цветы. Тут же сердце его пронзила стрела шалуна Эрота, сына богини любви Афродиты. Чтобы подчеркнуть динамику движения, художник вытягивает силуэты быка и дельфинов. Этот мифический сюжет был одним из самых популярных в античной культуре. В основе композиции – высокая линия горизонта и диагональное расположение объектов. Одна из девушек стала срывать благовонные нарциссы, другая – фиалки.
По еще одной легенде дети Европы стали пасынками критского царя и породили европейцев. По некоторым свидетельствам, Серовым было создано 6 вариантов картины. Рядом с птицей находятся путти.
Она никак не похожа на юную царевну. Согласно мифу Зевс превратился в белоснежного быка, а Серов изобразил его рыжим. Забыла Европа о покинутом доме, о горюющих родителях и подругах. Наконец вдали показался берег цветущего острова Крит. Привлекает внимание и пространство картины, которое имеет особый ритм. Одной из подобных работ считается картина «Похищение Европы», написанная в 1910 году после посещения Серовым Греции, которая произвела на него неизгладимое впечатление.
Во времена Гомера Европой называли уже всю Среднюю Грецию. Помимо наиболее часто упоминаемого в источниках варианта из собрания ГТГ, существуют два одноимённых эскиза меньшего размера в той же ГТГ и ГРМ (40 х 52 см, темпера, гуашь, картон). Вступив в его воды, он поплыл, подобно дельфину. Его симметричные рога напоминают лиру – античный музыкальный инструмент, – что лишь подчеркивает происхождение сюжета. А рядом с Европой теперь плыли прекрасные нереиды верхом на дельфинах.
В. А. Помимо наиболее часто упоминаемого в источниках варианта из собрания ГТГ, существуют два одноимённых эскиза меньшего размера в той же ГТГ и ГРМ (40 х 52см, темпера, гуашь, картон). С 1996 года, по соглашению между ГТГ и наследниками, находился на временном хранении в ГТГ в экспозиции музея. Забавляясь игрой с быком, девушки украшают его рога цветочными гирляндами. Он обратился в белоснежного (по Овидию) смирного быка и подошел к толпе забавляющихся девушек. Первыми его учителями стали немецкий гравер Кемпинг и русский художник Илья Репин. Она должна отличаться вневременностью, возвышенной гармонией, совершенством форм.
В то же время в его картине отсутствует античная статичность и «та самая» гармония форм. Отправилась Европа с подругами на побережье песни петь и резвиться. Все дальше оставался родной берег. В 1887 году он женится на Ольге Трубниковой и вскоре на свет появляются два мальчика, которых художник позднее изобразит на своей картине «Дети». Миф о похищении Европы был очень популярен в итальянской живописи, его изображали Веронезе, Гвидо Рени, Франческо Альбани, Берхем, Джовани Тьеполо и Джордано.
., а когда я ответил: Да, очень, он вдруг разорвал его на мелкие кусочки. Картина Серова не наполнялась деталями, но изменялась по колориту. Голову быка Серов написал по подобию ритона (сосуда для питья в виде головы животного), увиденного им во дворце Кносса на Крите. Европа становится женой Зевса, родив ему впоследствии трех сыновей-героев. Он пытается создать свою версию древнего сюжета. Его сильные ноги рассекают непокорные вздымающие ввысь, волны. У живописцев всего мира миф о похищении Зевсом Европы был очень популярен.
Было написано много версий «Похищения Европы», это картины Тициана, Тьеполо, Рембрандта, Веронезе и многих других. Эффект декоративности усиливает необычное пространственное решение: почти одноцветные плоскости «стирают» перспективу. В их доме часто гостили Репин и Антокольский (знаменитый скульптор изобразивший противоречивый характер Ивана Грозного в своей одноименной работе, которая принесла ему звание академика). Серову новая работа не давалась. Тициан и Веронезе, Рубенс и Буше, Лоррен и Тьеполо. Немного переработал древнегреческий миф и Рембрандт. Так, видимо, думал Серов.
В 1907 году В. Серов вместе с Л. Бакстом совершил поездку в Грецию. Но бык внезапно вскочил и помчался к морю. «Похищение Европы» – картина история которой, как видите, не проста.