Он создал художественную академию, куда привлекал русских авангардистов. Босоногие, они галдели наперебой: «Товарищ Шагал.
Центральными работами парижского периода стали «Я и моя деревня», «России, ослам и другим», «Автопортрет с семью пальцами» и «Голгофа». Следует ли толковать присутствие Христа, как луч надежды. Двери престижного учебного заведения так и не открылись перед гением.
Общая окраска искусства Шагала – жизнеутверждающая. В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. Поражает уникальность стиля живописца. Он заставляет нас воспринимать Христа уснувшим, а не умершим.
Ползал и подбирал. Эти персонажи взяты художником не "с натуры", а из собственного духовного мира. Мне хочется выделить одну из картин на настоящей выставке Шагала. Это полотно стало одной из первых шагаловских вариаций сюжета о рождении Христа: «святое семейство», глава которого прячется под кроватью, приветствуют шумные родственники-волхвы, приносящие дары.
Шагал быстро вошел в круг парижского литературно-художественного авангарда. Однако он стал художником с мировым именем, когда ему не исполнилось и 30 лет. У него был один брат и пять сестёр13.
Геометрия не вытесняет из его картин живых персонажей. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. В 1927-м возникла серия гуашей «Цирк Воллара» с ее сквозными для всего шагаловского творчества безумными образами клоунов, арлекинов и акробатов.
В 1920году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. Свою художническую биографию Шагал начал с картины «Покойник». В 1948 он окончательно перебрался во Францию. Там синее небо, облака зовут нас (Белла Шагал, Горящие огни).
«С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня. Экспозиция включала 34 картины на холсте и 160 рисунков на бумаге. В предвоенные и военные годы одной из ведущих тем его искусства стало распятие («Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Желтый Христос»). В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. Тея Брахман была образованной и современной девушкой, несколько раз она позировала Шагалу обнажённой. Вот коснулся губами моего уха и шепчешь.
Именно в эти годы и в последовавший затем «русский период» сложились основные принципы искусства Шагала, проходящие через все его творчество, определились постоянные символические типы и персонажи. Художник предложил три своих полотна: «Моей невесте посвящается», «Голгофа» и «России, ослам и другим». На их глазах вспарывали животы изнасилованным сестрам. И это — какой-то вопль, какой-то клич, в этом и есть подлинный пафос.
1914-1922: В России. Для создания цикла иллюстраций к роману Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» в 1923 году Марк Захарович переехал в Париж. В 1909 году были написаны созданные под влиянием неопримитивистской стилистики произведения «Портрет моей невесты в черных перчатках» и «Семья». Там было человек пятьдесят сирот. За эти годы Шагал оформил спектакль «Вечер Шалом Алейхема» по его одноактным пьесам «Агентн» («Агенты»), «Мазлтов. » («Поздравляем. ») и выполнил несколько живописных панно для фойе театра. Тематика и стилистика Шагала разнообразны – от этюдов Витебска и портретов близких до символических композиций («Мать на диване», 1914, частное собрание «Лежащий поэт», 1915, галерея Тейт, Лондон «Над городом», 1914 – 18, Третьяковская галерея, Москва) от поисков в области пространственных форм («Кубистический пейзаж», 1918 «Коллаж», 1921, обе – Центр Помпиду, Париж) до работ, где главную роль играет символика цвета, в которой чувствуется влияние еврейской традиции и впечатления от произведений древнерусского искусства («Еврей в красном», 1916, Третьяковская галерея, Москва).
И вот мы оба, в унисон, медленно воспаряем в разукрашенной комнате, взлетаем вверх. Им так хочется вылететь прямо сквозь стекла в огромный мир, не знающий границ. Непонятны и разные другие символы (непонятны именно в качестве символов), что разбросаны по картине. Столица империи представлялась ему землей обетованной.
Это был первый объект классической архитектуры, который украсил художник-авангардист. Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. 24 Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. В ту же серию попали картины «Двойной портрет» и «Над городом». Особенно отчетливо авангардная направленность проявилась в графике тех лет («Движение», 1921, тушь, Центр Помпиду, Париж) и в произведениях, связанных с театром: в панно «Еврейский театр» (1920, Третьяковская галерея, Москва) разработана сложная символика, включающая элементы еврейской традиции, зашифрованные комментарии к театральным закулисным событиям, декларацию Шагала о задачах еврейского театра. Две эти картины – «Над городом» и «Прогулка» – которые чаще всего и ассоциируются с творчеством Шагала, относятся к периоду времени между 1914 и 1918 гг.
Набрасывались на краски, как звери на мясо. Это уже своего рода мировая consecration.
А сам Шагал написал: «Художнику надо иногда быть в пеленках» – видимо имея ввиду, что внешний мир не должен рубить творцу его мирный полет фантазии. Тем не менее, все ирреальные образы – скрипачи на крыше, зеленые коровы, головы, отделенные от туловищ, летающие в небе люди – не произвол безудержной фантазии, они содержат в себе четкую логику, конкретное «сообщение». Автор иллюстраций к Мёртвым душам Н. В. Гоголя (офорт, 1923-27) и Библии (литография, 1931-36), ряда декоративных произведений (панно для Камерного еврейского театра в Москве, 1920, ГТГ роспись плафона Гранд-Опера в Париже, 1964). Здесь он жил, работал и творил свои бессмертные произведения вплоть до 1941 года.
Учился в Петербурге у Л. С. Бакста и др. В том же 1973 году Шагал впервые после эмиграции посетил Россию (Ленинград и Москву), где к приезду художника была открыта выставка его литографий, а также были извлечены из запасников и отреставрированы настенные панно, выполненные в 1920 году для фойе Еврейского камерного театра и считавшиеся утраченными. В августе 1910 года Марк уехал в Париж. Шагал работал преимущественно как монументалист и график. На картине «Автопортрет с семью пальцами» он изобразил себя в образе чудаковатого творца, сидящего перед мольбертом: за его спиной через окно виднеется Париж и Эйфелева башня.
Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Над картинами в это время Шагал работал нечасто: много внимания приходилось уделять работе и семье. Позднее он писал: «Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал».
Он запрокидывает голову женщины и очень нежно шепчет ей чтото на ухо. В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж1, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ). Но и эти красочные прелести отнюдь не аполлонического происхождения. В начале Октябрьской революции (1917) Шагал стал на сторону большевиков и был назначен комиссаром по делам изобразительных искусств в Витебске. Но одно, во всяком случае, остается бесспорным. Закат – и мое тело в ночь вступает. Последовавший затем «русский период» (1914 – 22) был временем обобщения накопленного опыта.
В 1922-м году он награвировал серию офортов, призванных стать иллюстрациями к его автобиографии «Моя жизнь» (папка с гравюрами «Моя жизнь» была издана в 1923 году). Шагал сотрудничал также с театром «Хабима», который в то время возглавлял Е. Вахтангов. В небе горестно причитают евреи. Однако самый смысл представленного символа мне непонятен. Несомненно и то, что поводом к созданию этого видения были реальные события.
Тогда по приглашению Нью-Йоркского музея он переехал вместе с семьёй в Америку. С женщиной, подарившей ему дочь Иду, Марк прожил долгую и счастливую жизнь. Скопив денег, Шагал, ничего не сказав родителям, уехал в Санкт-Петербург. Шагал Марк Захарович (Chagall) (7 июля 1887, Витебск, Витебская губерния, Российская империя (нынешняя Витебская область, Беларусь) — 28 марта 1985, Сен-Поль-де-Ванс, Прованс, Франция), российский, белорусский и французский художник и график. С 1922 жил сначала в Берлине, затем в Париже. После борьбы направлений (с супрематистами Элом Лисицким, Казимиром Малевичем) Шагал уехал из Витебска и оказался в 1920 в Москве, где ему пришлось бедствовать.
Он приподнимается и плывет уже гдето под самым потолком. Первой женой выдающегося деятеля искусств была дочь ювелира Белла Розенфельд. Творение Шагала, в котором воплощено видение художником современного для него мира.
Разлетались красные, синие, белые, черные брызги. Шагал создал фрески для фойе театра «Уотергейт» в Лондоне (1949), керамическое панно «Переход через Красное море» и витражи для церкви в Асси (1957), витражи для соборов в Меце, Реймсе и Цюрихе (1958 – 60), витражи «Двенадцать колен Израилевых» для синагоги медицинского центра «Хадасса» в Иерусалиме (1960 – 62), плафон в «Гранд-опера» в Париже (1964), мозаичные панно для здания ООН (1964) и «Метрополитен-опера» (1966) в Нью-Йорке и другие. Она молчит, я тоже. Большие, выпуклые, чёрные.
Это мои глаза, моя душа. Во время пребывания Шагала в Витебске разразилась первая мировая война. Начальное образование он получил дома, как и большинство евреев в то время изучал Тору, Талмуд и древнееврейский язык.
Горят синагоги, дома, бегут, спасаясь, люди. В 1916 году у них с Беллой родилась дочь Ида. Там находилась единственная в России академия художеств, куда Моисей собирался поступить. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». Нам хочется на волю, сквозь оконные стекла. Родился в Витебске, в "местечковой" семье.
У его ног горит семисвечный светильник. Можешь не рассчитывать». Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» / «Голгофа» /, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк) – принцип, которому он остался верен до конца жизни. Шагал просто остался верен себе, а иначе он творить не может.
Неподалеку от нее, как видение, возникает православная церквушка, а перед ним на мольберте – «Россия, ослы и другие», одна из лучших его картин, которую также показывали в Салоне. В 1973 году в Ницце был открыт заложенный в 1969 году Национальный музей «Библейские образы Марка Шагала». Также Марк Шагал создал мозаики для здания Парламента в Израиле, два живописных панно для Метрополитен-оперы в США. Любовь, цветы с картин моих Зовут меня вперед и сзади окликают. Шагал – настоящая ведетта, вроде, ну скажем, Чаплина. Или перед нами искупительная жертва. Или же сделана попытка обличения виновника бесчисленных бед.
Там он проучился 2 месяца. Так как стипендии хватало, в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей»— дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников.
Такие картины, как Над городом (1914-18) и День рождения (1915) передают безмерное счастье художника: люди парят в пространстве. Как решить задачу, я не знаю. В «Двойном портрете» Белла сидит на плечах мужа и готовится к прыжку, а в картине «Над городом» они уже парят в небе вдвоем. С 14 лет он обучался рисованию у витебского художника Юделя Пэна. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни31.
Теперь туда – туда, в края надзвездные, Где ночь светла, а не темна. Картина сама по себе не содержит ответа, а обращаться за изустными комментариями к самому творцу (если бы он пожелал их дать) я не намерен. В 1914 году художник возвратился в Витебск, где застал начало Первой Мировой Войны. От отправки на фронт художника спасла служба в петроградском Военно-промышленном комитете. Он снял мастерскую в знаменитом прибежище парижской богемы «Ла Рюш» («Улей»), где в те годы жили и работали многие молодые художники-авангардисты, преимущественно эмигранты: А. Модильяни, О. Цадкин, чуть позже – Х. Сутин и другие. Так, само расположение витражей в синагоге Хадассы – четыре группы по три витража в каждой – продиктовано расположением двенадцати колен Израилевых вокруг Скинии завета на привале в Синайской пустыне, а цвета использованные в витражах, определяются цветами 12 камней (по числу колен), украшавших одежду первосвященника. Мало того, этим наслаждаться даже полезно, это действует освежающе, это дает новые импульсы. Произведениям Шагала присущи ирреальные пространственные построения, яркая эмоциональность цветового строя, выразительный, мягко-живописный рисунок (Я и деревня, 1911, Музей современного искусства, Нью-Йорк Над Витебском, 1914, собрание Зак, Торонто).
По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Белоруссии, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался»27. Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. Годы мои – как рассыпанная листва.
Кисточки окунались в краски. Затем Шагал поступил в Витебское четырехклассное училище. Для творчества Шагала характерно остросубъективное восприятие действительности. Мы бросили бы на нее лишь один взгляд, не более того.
После войны живопись Шагала становится более мягкой, светлой, утонченной и внутренне свободной. Эта картина демонстрирует его наиболее ярко.
Неслучайно он детально прорисовывает все подробности. В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию. «Прогулку» трактовали и как побег от реальности, которую собой тогда представляла революция. Нынешняя выставка (открытая в галерее Май, 12, рю Бонапарт) лишний раз подтвердила во мне мое отношение к искусству Шагала (я был одним из первых, кто четверть века назад оценил это искусство) и в то же время она рассеяла прокравшееся в меня сомнение не снобичен ли Шагал не стал ли он шарлатанить, не превратился ли он, толкаемый к тому успехом, в банального трюкиста, который торгует тем, что когда-то давало ему подлинное вдохновение. Спустя шесть лет после первой встречи, 25 июля 1915 года, они поженились. В Сен-Поль-де-Ванс художник скончался 28. 03. 1985.
Только сострадание Иисуса смягчает и приглушает боль. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары»1. А еще «Прогулка» стала частью триптиха. Он мечтал вернуться в Париж с женой, но Первая мировая война разрушила его планы. Общество и критики очень высоко оценили представленные работы.
Стой, не двигайся. («Адам и Ева», 1912, Художественный музей, Сент-Луис, США). В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк. Искусствоведы считают, что эта деталь олицетворяет самого бога, но это неточно. Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой1415. Товарищ Шагал. » Только глаза их никак не улыбались: не хотели или не могли».
Я шел на выставку без большой охоты, в предвидении именно этих повторений, успевших за годы моего знакомства с творчеством Шагала сильно приесться. В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). На бледном лице сияют глаза.
Кто-то раскрашивает мои картины, И ТЫ озаряешь их своим светом. Ты так и набросился на холст, он, бедный, задрожал у тебя под рукой. Произведения Шагала находятся в крупнейших музеях мира.
Еврейское предписание запрещало изображать бога, а этот луч, освещающий Христа, становится олицетворением того, что смерть уничтожена. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). У художника появились последователи. Хотя искусство художника напоминает волшебную сказку, оно не уводит зрителя в мир чистого вымысла, а истолковывает в глубоких символах саму реальность. Малевич считал, что Шагал недостаточно «революционен».
Его картины выставлялись с работами современных художников из разных стран. В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по-русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция»25.
В 1915 он женился на своей возлюбенной, еврейской девушке Белле Розенфельд. Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала. Шагал подтвердил подлинность панно, подписав их. Здесь же среди бородатых мужчин, входящих в дом, появляется корова – один из главных образов-символов, которые часто встречаются на шагаловских полотнах.
— я тоже. В 1913 году Шагал оказался в Париже, где готовился к выставке в Салоне Независимых (французском объединении художников, к которому в разное время примыкали Хуан Миро, Анри Матисс, Александра Экстер, Винсент ван Гог). Счастье переполняет человека, он отрывается от земли. Создается впечатление, что ему неожиданно стало тесно в столь небольшой комнате.
Сегодня твой день рождения. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаМарк ШагалГоды жизни: 06 июля 1887 — 28 марта 1985Страна рождения: Белоруссия (Беларусь)Сфера деятельности: ХудожникРодители Марка Шагала мечтали, чтобы сын был бухгалтером или приказчиком. Обратите внимание на белый луч – он пересекает картину сверху вниз. В 1910-14 жил в Париже, где испытал влияние кубизма. Теперь они оба взлетают вверхи парят под потолком. Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу)20.
Шагал остался русским художником, не растворившим, а обогатившим свою национальную составляющую. И вот их-то я учил рисованию. Ты закружил меня в вихре красок. «Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником или был бы совсем другим художником», – сформулировал он свою позицию в одном из эссе.
Тогда картина наверняка не привлекла бы такое внимание. Первый период пребывания в Париже (1910 – 14) сыграл важную роль в творчестве Шагала: художник соприкоснулся с новыми художественными направлениями из которых кубизм и футуризм оказали на него прямое влияние в еще большей степени можно говорить о влиянии атмосферы художественного Парижа тех лет. Как жадно они рисовали. Марк Захарович Шагал – один из самых фантасмагорических лиричных живописцев XX века.
Ему предложили преподавать в детской колонии имени III интернационала. Но искусство Шагала с самого начала неповторимо самобытно. Прелестна эта манера класть краски, то, что называется фактурой.
(1907-09). Она смотрит— о, её глаза. Но запомни: денег у меня больше нет. Вот запрокинул голову и повернул к себе мою.
Дополняли сценические сюжеты силуэты Эйфелевой башни и витебских домов. Творение проникнуто настроением праздника. Вытянулся, поднялся и поплыл под потолком.
Но только божество это, разумеется, не Аполлон. Однако в целом это видение поражает и подчиняет внимание. Однако грязноватый, мрачный колорит картины напоминает скорее «Едоков картофеля» Ван Гога, чем традиционную религиозную живопись. Меняется лишь расположение этих разнообразных элементов и меняется формат картины. Мы общаемся в них с высочайшими и глубочайшими умами (хотя бы эти умы и выражались подчас в очень несуразных, странных формах, а то и просто снисходили до шутки, до балагурства).
Неустанно борясь с жизненными трудностями, он создавал декорации для Государственного Еврейского театра и оформлял театральные залы и фойе монументальными настенными росписями – например, Зеленый скрипач (1923/24), копия панно Музыка. Как отмечали критики, его манера стала свободнее, а краски – ярче. Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», «Молящийся еврей», которые вывели Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры.
Почему не быть и такому искусству, почему не тешиться им. Кроме русского искусства (включая иконопись и примитив) и французского искусства начала 20 века, одним из определяющих элементов этой системы является самоощущение Шагала, неразрывно связанное для него с призванием. Марк Шагал (Мойше Сегал) родился в еврейском пригороде Витебска 6 июля 1887 года. С 1950-х гг. Шагал удостоился премии Карнеги. И эта признанность может считаться вполне заслуженной.
Книга в переводе на французский язык увидела свет в Париже в 1931 году. Это всё, что я могу наскрести. Безысходная нищета. Сам знаешь. Но смелые живописные эксперименты юного Шагала настолько потрясли опытного учителя, что тот стал заниматься с молодым художником бесплатно, а через некоторое время предложил юному Шагалу поехать в Петербург и учиться у столичного наставника.
Как зов услышу ТВОЙ, Когда останусь на постели И хлад безмолвный тело охладит. В 1914 году Шагал вернулся в Витебск и на следующий год женился на своей возлюбленной Белле Розенфельд. Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24июня (6июля)1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863—1921)910 и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871—1915)11112.
Перед нами двое – женщина и мужчина. В 1910 голу Шагал уезжает в Париж. В 1917 году Шагал снова уехал в Витебск.
Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—. ), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии1617, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин» мать художника происходила из Лиозно1819. Стиль Шагала этого времени можно определить скорее как кубофутуристический, который был одним из важных направлений искусства авангарда в России. Белла стала главной женщиной в жизни Шагала и главной музой. Я все еще держала цветы. В 1967 году в Лувре состоялась выставка произведений Шагала, объединенных в цикл «Библейские образы».
И я понял: это моя жена. Монументальные работы Шагала как на религиозные темы, так и посвященные театру, стилистически близки к «Библейским образам», но специфика техники – светоносность витражей, тусклое мерцание мозаики, глубокие тона ковров – давала художнику дополнительные возможности. Высылать ничего не буду. Шагал познакомился с ней еще в 1909 году в Витебске, спустя несколько лет парижских скитаний, о которых мы уже писали, женился и прожил с ней три десятка лет, вплоть до ее смерти в 1944-м. Это его понимание любви и семьи.
Скорбная еврейская серьезность смыкается здесь с простодушной серьезностью французского примитива (Раиса Мартинен, Шагал или Чарующая буря, 1948). С 1950-х гг. В 1910 году Шагал впервые участвовал в выставке студенческих работ в редакции журнала «Аполлон». Один из самых известных представителей художественного авангарда XX века.
Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги — отец швырнул их под стол. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Искусство Шагала представляет собой поэму в красках и линиях.
Затем последовали такие картины Шагала, как Еврей на молитве (также известная как Раввин из Витебска, 1915) изображающие сцены из жизни местечковых евреев, которая после пребывания в Париже представлялась ему чем-то патриархальным.