Причина, по которой художник отправился на войну, несмотря на то, что она была ему отвратительна, – её «очищающий» потенциал. Марк Франц (Marc), немецкий художник. Здесь художник соединил благородное животное и синий принцип, создав нечто неотразимое. Эти формальные поиски имели для Марка серьезный духовный смысл: он искал путь от внешнего облика вещей («внешность всегда плоска») к их внутренней сущности и видел цель искусства в «раскрытии неземной жизни, тайно пребывающей во всем, в разрушении зеркала жизни с тем, чтобы взглянуть в лицо бытию».
Некоторые из его картин демонстрировались с декабря 1911 года по январь 1912 года на первой выставке «Синего всадника» в галерее Тангаузер в Мюнхене, ставшей фронтом немецкого экспрессионизма. Но если ты смешаешь синий с жёлтым до зелёного, то пробудишь к жизни красный, массу, землю». Членов «Синего всадника» объединила любовь к примитивному и средневековому искусству, а также модернистским течениям в живописи – кубизму и фовизму. На ней изображены летние садовые цветы.
В конце 1911 года при редакции «Синего всадника» была организована художественная выставка, которая положила начало одноименному объединению. Хотя мы видим, что с некоторых цветов уже начали опадать лепестки. Полностью талант Марка расцвел в кругу художников, которых в 1911 году объединил «Синий всадник», – сообщество, душой которого были Василий Кандинский и он сам, Франц Марк. Вместе, присвоив себе, по словам Кандинского, «диктаторские полномочия», они готовили выставки «Синего всадника», вместе редактировали одноименный альманах. Марк дважды (в 1903 и 1907 году) посещает Париж, где знакомится с французским постимпрессионизмом и, в частности, с живописью Гогена и Ван Гога, которая оказывает на него значительное влияние.
«Искусство, 0151 считал художник, 0151 не должно отражать, а должно вскрывать внутреннюю «истинность» вещей». К тому же, он специально изучал анатомию животных, его настольной книгой была «Жизнь животных» А. Брема, целые дни он проводил в зоопарке, наблюдая за зверями и делая зарисовки. Мне очень понравилась это картина. Со временем живопись Марка становится всё более абстрактной, рваной и блочной (яркий пример— одна из самых известных его картин под названием «Судьба животных» (нем. Tierschicksale, 1913). Данную картину не каждый может понять. Среди характерных картин этого рода, с их плавными ритмами и яркими и в то же время драматичными цветовыми контрастами, – Красные лошади (1910–1912, Музей Фолькванг, Эссен).
В начале века Мюнхен был признанным художественным центром Германии. То эпохальное сражение длилось в течение полугода и унесло несколько сотен тысяч жизней. В детстве мальчик отличался застенчивостью и мечтательностью. Художник верил, что животные существовали до библейского сотворения мира.
Он принадлежал к числу европейцев, словно не замечавших размежевания стран накануне Первой мировой войны: вместе с Василием Кандинским Марк стал основателем легендарного объединения «Синий всадник» – творческого союза русских и немецких художников. Яркие цвета он, в отличие от фовистов, применял для усиления значимости животных. Когда издатель из Мюнхена Рейнхард Пипер попросил прокомментировать увлечение анимализмом. Франц родился 8 февраля 1880 года в Мюнхене. Он родился в Мюнхене, который был в ту пору одной из культурных столиц Европы, в интеллигентной семье потомственных юристов.
Франц Марк родился в Мюнхене, в семье профессионального пейзажиста Вильгельма Марка. Глядя на холст «Синяя лошадь», понимаешь, что слова художника об «органическом ритме всех вещей» – не теоретизирование, а глубокое подлинное чувство. Настольной книгой Франца Марка был труд Альфреда Брема «Жизнь животных».
Творческое наследие его многогранно: живопись, графика, скульптура, медали. Апокалиптические настроения достигли апогея в последнем его большом анималистическом полотне Башня синих лошадей (1913 не сохранилось). Получив отличное гимназическое образование, Франц собирался изучать теологию в Мюнхенском университете. Она описывает взаимосвязь природы, растений, птиц и насекомых между собой.
// Я пытаюсь усилить свое ощущение органического ритма всех вещей, пытаюсь пантеистически прочувствовать дрожь и течение крови в природе, в деревьях, в животных, в воздухе». Как видят мир лошадь или орел, косуля или собака. Но Марка ничто не могло остановить: он сам предсказал свою преждевременную смерть в письме матери. Парижские художники, скульпторы, архитекторы, мастера гравюры.
Втроём они отправились в общину Кохель-ам-Зе в верхней Баварии, где провели целое лето, обе любовницы позировали художнику на фоне пасторальных пейзажей. Даже появление названия «Синий всадник», которое, как вспоминал Кандинский, родилось за кофейным столиком, свидетельствует о легкости взаимопонимания двух художников: «Мы оба любили синий, Марк – лошадей, я – всадников. – вопрошал Марк. Известен афоризм художника: «дух сокрушает крепости».
Он находил их более чистыми, даже возвышенными по сравнению с людьми. Толстой Фёдор Петрович (1783 – 1873) – русский художник. Однако приказ не успел дойти до фронта. Если в «Синей лошади» обобщенная фигура животного сохраняет целостность формы, а альпийский пейзаж остается узнаваемым, то в «Тигре» Марк более ощутимо трансформирует реальный образ. Перед нами картина Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка». Он разработал собственную теорию цвета, в которой пытался охарактеризовать «мистически-имманентную» структуру мироздания.
Thanhauser) состоялась первая групповая выставка «Синего всадника». Все его зрелые работы можно условно разделить на две группы: в одной – картины пасторальные, гармоничные и умиротворённые, в другой – отмеченные печатью скорби, напоминающие о неизбежности смерти, порой апокалиптические. Их совместные интересы.
К таким работам относится и картина «Судьба животных», получившая наибольшую известность и ныне демонстрирующаяся в художественном музее Базеля, Швейцария. «Синий всадник – это мы двое» – сказал позднее Кандинский. Тем не менее, этот образ настолько неотразим не только из-за цвета. В картине «Синий конь» наблюдается значительное преобладание синего цвета. Марк дважды (в 1903 и 1907 году) посещает Париж, где знакомится с французским постимпрессионизмом и, в частности, с живописью Гогена и Ван Гога, которая оказывает на него значительное влияние.
Швабинг был средоточием богемной жизни, здесь быстро завязывались волнующие знакомства.
Затем Марк перешел к абстрактной живописи, стремясь выразить основные мотивы своего творчества в композициях, комбинирующих чистые красочные и линеарные эффекты (1914). Читать училась по азбуке Льва Толстого. Он разлагал формы на составные плоскости использовал линеарные эффекты и, в целом, двигался в сторону нон-фигуративного искусства. Разнообразие расцветок цветов отражает яркость красок природы.
Весной 1912 года в салоне Гольтца открылась дополнительная экспозиция «Синий всадник. Так, в 1914 году рождается картина «Борьба форм». В своих работах (например, Синие лошади, 1911, Walker Art Center, Minneapolis, Minnesota) он использовал и ломаные линии и стилизованные кривые и блестящий нереальный цвет. Сначала Н. Альтман одним росчерком сделал дружеский шарж. – Как видят мир лошадь или орёл, косуля или собака. «Искусство, — считал художник, — не должно отражать, а должно вскрывать внутреннюю «истинность» вещей».
Широко известны его натюрморты «Ягоды красной смородины», «Букет цветов, бабочка и птичка». Сегодня в искусстве и религии этот долгий путь развития пройден. Поначалу Марк мечтал стать священником и заниматься теологией.
Животные казались мне прекраснее и чище», – признавался он.
Годовалым ребенком Анна была перевезена в Царское Село, где прожила до шестнадцати лет. Но наибольшее влияние на Марка оказали импрессионисты, в особенности Ван Гог. В декабре 1911 года в мюнхенской галерее Тангаузер (нем. Ему было всего 36 лет. После выставка объездила Берлин, Кёльн, Хаген и Франкфурт. Сама форма лошади также довольно экспрессионистична, то есть, она вызывает различные эмоции в душе каждого человека. Нельзя сказать наверняка, как сложилась бы судьба художника, если бы он уцелел в «верденской мясорубке».
В произведениях Марка мир природы предстает цельным и бесконфликтным, в нем нет противопоставления хищников и их жертв, он никогда не изображает сцены охоты, страдания зверей, чрезвычайно редко – погибших животных. Создается впечатление, что художник «нарезает» фигуры двух лис на фрагменты и смешивает их, как части головоломки.
Помимо организации выставок, объединение выпустило два номера богато иллюстрированного альманаха Синий всадник (в дизайне обложки альманаха за 1912 год, созданной Кандинским используется популярная иконография святого Георгия), где были опубликованы высказывания художников, которые одни из первых смогли оценить художественную ценность архаического, средневекового и народного искусства – ксилографии и скульптура немецкого Средневековья, народное искусство России искусство племен тихоокеанского Севера, Океании и Африки, японские маски и гравюры, детские рисунки. Франц Марк погиб на фронте под Верденом в первую мировую войну в 1916 году. Отражает реальную картину живого сада в небольшом букете цветов, стоящих в доме на столе. Им было расписано девять «росписей по брезенту» в различных стилях источниками вдохновения для Марка стали Мане и Кандинский, причём камуфляж в стилистике последнего оказался наиболее эффективен для укрытия от самолётов, пролетающих на высоте в две и более тысяч метров. Сами они, между тем, были отнюдь не равны.
Последовательно испытал влияние стиля модерн, кубизма и футуризма. У Марка, превосходного рисовальщика, был особый талант изображать зверей. Лето, солнце, много зелени, с цветка на цветок перелетают пчелы и бабочки. Подзаголовок «Деревья показывают свои кольца, а животные – свои жилы» подчеркивает трагическую идею полотна: только срубленные деревья обнажают кольца, только мертвые звери обнажают нутро. «Синий всадник» стал синонимом немецкого экспрессионизма. (Так же, как Кандинский, Марк придавал символическое значение цвету: синий означал для него мужественность, твердость и духовность. ) Мощная личность Кандинского ни в коей мере не подавила Марка.
Подобная цветовая гамма характерна для многих работ Франца Марка. И название пришло само». Экстатическая образность произведений Марка, отмеченных динамикой форм, резким контурным рисунком, напряжённым, ярким колоритом, отразила его неприятие современной действительности, предчувствие общественных потрясений (Башня синих лошадей, 1913, не сохранилась Судьба животных, 1913, Публичное художественное собрание, Базель). Сравним три картины Марка, ставшие классикой немецкого экспрессионизма и написанные с промежутком примерно в год, – «Синяя лошадь» (1911), «Тигр» (1912) и «Лисы» (1913). Кроме того, Марк принимает участие в работе над альманахом своей художественной группы.
Повсюду экспрессионистов преследовало негодование почтенных обывателей, картины называли «цветной пачкотнёй» и «мазнёй». Синий цвет преобладает на этой работе Н. И. Анна Андреевна Ахматова (настоящая фамилия Горенко) родилась 11 (23) июня 1889. В 1914 г. он успел написать несколько абстрактных композиций («Тироль», «Борющиеся формы») и, очевидно, стоял на пороге нового этапа своего творчества. Тогда «примитивные» закладывали основы долгого развития искусств и первые мученики умирали за новый христианский идеал.
Организатор (вместе с В. В. Кандинским и др. ) художественного объединения Синий всадник в 1912-14 – один из лидеров раннего экспрессионизма. Зрелые картины мастера посвящены животным, представленным как высшие, более чистые существа по отношению к человеку, который казался Марку слишком безобразным. Марк ответил следующее: «Я не ставлю своей целью изображение только животных Я хочу обострить своё восприятие органического ритма всех вещей, расширить пантеистическое ощущение мира, живого пульсирующего потока крови в природе, деревьях, животных и воздухе Я не знаю лучшего способа подобного «оживления» искусства, чем изображение животных».
Больше всего ему нравились лошади. Глядя на картину, слышится пение птиц, хочется почувствовать запах зелени и цветов. Отец Франца – Вильгельм Марк – изменил семейной традиции и стал художником. Птицы.
Художник часто получал вопросы относительно его излюбленной тематики. Тот написал ему в письме: «Не слишком ли страшную цену придётся заплатить за очищение. ». Однако назвать Франца Марка анималистом невозможно: зверь был для него не реалистической «натурой», а высшим существом, символом естественного, чистого, абсолютного и гармоничного бытия. Своими мыслями он делился с Кандинским. Вскоре после начала Первой мировой Франц Марк ушёл добровольцем на фронт. О желаниях.
Каждый цвет в иконографии Марка несёт определённый смысл. «Звериное» видение мира представлялось ему чем-то вроде окна в недоступное человеку природное царство: «Разве есть для художника что-либо более таинственное, чем отражение природы в глазах зверя. В небольшом эссе под названием «Духовные сокровища» Марк удручённо отметил «всеобщую незаинтересованность человечества в новых духовных ценностях».
Применяя технику пуантилизма, он создал практически безупречный камуфляж. Кажется, что цветы вот – вот сорвали и поставили в вазу. В картине «Лисы» мы видим полное взаимопроникновение форм, стирание грани между зверем и его окружением. В истории искусства 20 столетия Франц Марк навечно остался стремительным всадником, скачущим на вольном синем коне экспрессионизма.
Помимо этого, как и все участники «Синего всадника», Марк занимался поисками новых способов самовыражения и выражения Духовного в искусстве. Чёрное и белое», на ней были представлены исключительно графические работы. 4 марта 1916 года Франц Марк погиб под Верденом (Франция) от ранения в голову.
Изображённый на нём поэт, окружённый дикими животными, воскрешает в памяти полузабытые образы земного рая. Каждый идет своей дорогой и, где бы мы ни встретились, нам будет всегда его недоставать. Все эти интриги существенно сказались на психологическом состоянии Марка. Участники группы также мечтали уравнять в правах все существующие виды искусства. «С раннего возраста я воспринимал людей уродливыми.
Зрелая живопись Марка зачастую изображает животных в естественной обстановке (олени, лошади, лисы ит. д. ), которые, по сравнению с человеком, казавшимся художнику безобразным, представлялись как высшие, чистые существа. Но именно она, сердечная и открытая, стала женщиной его жизни.
Тем более значимым стало появление картины «Судьбы животных», написанной в 1913-м – последнем предвоенном году. «Синий всадник – это мы двое», – заявил однажды Кандинский. Учился в АХ в Мюнхене (1900-02). В 1907 году он выставил на всеобщее обозрение свою программную работу – эскиз гобелена «Орфей и звери». Художник решительно порвал с натурализмом.
Однако выбранная стилистика ничуть не противоречит анатомии. Группа «Синий всадник» просуществовала всего три года: амбициозные планы художников нарушила Первая мировая война. Франц Марк был предан одной теме: он рисовал и писал животных. Мифотворчество Марка весьма точно объяснено им самим в очерке «Две картинки»: «В буквальном смысле слова человечество проскочило за этот срок последний этап тысячелетия, начало которому было положено крушением великого античного мира.