Картина Константина Маковского Крестьянские дети: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Затаив дыхание, забыв каждодневные дела и заботы, слушают пение соловья трое приятелей. Но их настигла внезапно гроза. Тот же вопрос задает муж, приемный отец. Может, оттого он и не пользовался авторитетом и любовью у своих учеников.
В доме отца постоянно бывали знаменитые художники, преподаватели училища. Ведь в детстве даже гроза воспринимается абсолютно иначе, чем во взрослом возрасте. В пятнадцать лет он написал жанровую картину «Мальчик, продающий квас» (1861). Так у Маковского родилась идея полотна. Продолжая свое образование в Академии художеств в Петербурге, Маковский в 1869 году за картину «Крестьянские мальчики в ночном стерегут лошадей», перекликающуюся по сюжету с рассказом Тургенева «Бежин луг», получил золотую медаль и звание художника первой степени. Обуты дети в простые лапти. Художник изображал жителей Каира, писал пейзажи и жанровые картины («Дервиши в Каире», «Ковровая лавка в Каире», «Араб в чалме»).
Его учителя, Е. С. Своеобразным продолжением темы можно считать картину «Игра в бабки» (1870). «Вот, например, небольшая картинка Любители соловьиного пения, — писал Фёдор Михайлович Достоевский. Среди них Владимир – самый известный художник, мастер бытового жанра.
В руках детей корзинки, что указывает зрителю на их трудолюбие. А вот главный зачинщик уже оделся и собирается топать домой. В 1866 году Маковский окончил училище и был удостоен большой серебряной медали за картину «Литературное чтение».
А няня пытается успокоить пришедшую мать. На полотнах он изображал бытовые сюжеты («Разговоры по хозяйству»), сцены из жизни петербургской бедноты («Маленькие шарманщики у забора зимой», «Петербургский двор», «Селедочница»). Теперь они чужие. «Дети, бегущие от грозы» попали в собрание картин семейства Нарышкиных, а сейчас картина хранится в Третьяковской галерее.
Каждый год лучшие мастера Египта ткали священный ковер, который в специальных носилках — махмале — торжественно доставляли в Мекку. Вторая девочка, стоящая позади, нежно обнимает вторую за плечо и кладет на нее головку. За ней последовали Выбор невесты царем Алексеем Михайловичем (1886), Смерть Ивана Грозного (1888), Одевание невесты к венцу (1890), Поцелуйный обряд (1895, ГРМ). Вот таким образом бежит со всех ног, не оглядываясь на то, что происходит сзади.
Ежик с темной мордочкой уже выпустил свои иголки и пытается убежать от них. Тут происходит что-то трогательное до глупости Право и пусть смеются надо мной, но вот в этих маленьких картинках, по-моему, есть даже любовь к человечеству, не только к русскому в особенности, но даже и вообще» Общество поощрения художников отметило картину первой премией за 1873 год, а Академия художеств удостоила автора званием академика живописи.
Сюжет одной из картин художника, относящейся также к крестьянской теме, – «Крестьянские дети в поле» – изображает обычную будничную сцену: две девочки принесли в поле обед для пастуха. Даже чинное лицо лавочника озарило теплое чувство.
По легенде, с убегающей от грозы «Аленушкой» художник познакомился в Тамбовской губернии. После второго путешествия в Египет Константин Маковский написал полотно «Перенесение священного ковра в Каире». Она была в толпе крестьянских детей, которые наблюдали за работой художника.
Вот молодая женщина с больной девочкой на руках, с любовью смотрит на своего ребенка. С интересом рассматривают ее двое младших детей, подпасков. Художнику мастерски удалось передать всю нежность и любовь детей друг к другу. жизнь в неволе, в чужих людях, тоска по дому наложили на него тяжелый отпечаток. Свет, падающий из низкого окошка, освещает убогую обстановку бревенчатой избы.
А это картина из детства. Но мальчика явно любят здесь и он совсем не чувствует себя чужим.
Маковский хотел написать ее портрет, но на следующий день девочка «на этюды» не пришла. Ветхий мостик слегка прогибается под ногами бегущей девочки. Бегущая девчушка с опаской оглядывается на надвигающуюся грозу.
Маковский тоже не оставался в долгу. Очень ценно, что художники не скрывали от глаз публики суровой реальности крестьянского народа. Картина написана в 1820 году и в настоящее время хранится в музее Санкт-Петербурга. Ежик, которого они повстречали, вызвал у них живой интерес. Перед нами маленькая повесть о драматическом изломе в жизни молодой семьи.
В основу сюжета легла древняя мусульманская традиция. Он чувствует опасность и готов в любой момент свернуться в колючий клубок. Видно, что она ему велика, так как сползла уже на лоб и почти закрывает глаза. Скрытая драма, завязка трагедии звучит в этой картине. В глазах детей явственно читается испуг.
А за картину Любители соловьев получил звание академика. Учился Константин Маковский весьма успешно, получая многочисленные награды и призы. На паркетном полу богатая ковровая дорожка – все говорит о достатке, о том, что врач, видимо, пользуется успехом у больных. Одной из самых известных картин этого периода стало полотно «Народное гулянье во время Масленицы на Адмиралтейской площади в Петербурге».
В то же время краски художник использовал яркие, это краски лета и картина не вызывает уныния, она полна надежды на будущее. На голове одета большая фуражка с козырьком. Маковский – это фамилия трех братьев-живописцев: Константина, Владимира и Николая. С испугом она оглядывается назад, боясь, чтобы страшная гроза не застигла их.
Детство – это всегда беззаботность, радость игра. Они стали известными художниками, а Мария— певицей. Детские фигурки написаны крупно, они приближены к передней раме полотна.
Квартира Маковских находилась на набережной Москва-реки с видом на Кремль. В 1861 году Владимир решает начать обучение в московском Училище живописи и ваяния. Подвыпивший, он, небрежно развалясь, тихонько играет песни на гармошке.
На картине всего семь ребятишек, только трое – на заднем плане. Маковский принял активное участие в организации Передвижников с самого его начала. Это работа скорее интересна с этнографической точки зрения: художник тщательно выписывает костюмы персонажей, аксессуары, детали бытового окружения. Впрочем, в других жанрах он не менее успешен. Ему очень интересно, что дети там в траве обнаружили. Передний план показывает двух девочек, которые приближены к раме полотна.
К сыну, отданному в город в подмастерья из деревни пришла мать. В 1872 году Константин Маковский впервые побывал в Каире. Образ хмурого, забитого, голодного мальчика запоминается надолго. Он так хитро и заносчиво улыбается, словно совершил какую-то победу.
Видно, что девочки приучены к тяжёлому труду и много помогают родителям. Называл живописцев, принимавших участие в журнале «Мир искусства» и вырабатывавших новую эстетическую программу, – Врубеля, Сомова, Малютина и Александра Бенуа – «нелепыми и недоучившимися».
Позади ребят изображен уходящий к горизонту лес, в котором они собирали грибы. Сегодня она хранится в фондах Русского музея в Санкт-Петербурге. Портреты его работы, особенно женские и детские (Портрет С. Л. Строгановой, 1864, ГТГ Портрет жены художника, 1881, ГРМ Семейный портрет, 1882, ГРМ Портрет М. Е. Орловой-Давыдовой, ГТГ). С детства Владимира окружала атмосфера искусства. На переднем плане картины «Дети, бегущие от грозы» изображены темные воды ручейка, через который перебегает по обветшалому мостику сельская девочка, несущая на спине младшего брата.
Выражение их лиц безмятежно. Они склонились и рассматривают животное. Жена привезла своего первенца, чтобы показать его мужу. Привлекают и очаровывают зрителя отношения между детьми, явно видная нежность и любовь. Старшая девочка робко, со стеснением протягивает хлеб пастуху.
Первые уроки изобразительного искусства Маковский брал у В. А. Тропинина. Сорокин и К. С. Но мужа потянуло в город, на заработки, на новую, «красивую» и интересную жизнь. Творческая атмосфера окружала будущего художника и его брата с самого детства. Поэзия властно покорила чувства этих разных по характеру, состоянию и положению людей.
Современников, особенно тех, кто обладал вкусом и знанием подлинной живописи, раздражала бесконечная повторяемость сюжетов, однообразие типажей и художественных приёмов, торопливость исполнения. Критики не обратили внимания на фольклорный сюжет картины и обсуждали в основном «эффектную пластику обнаженных женских тел с использованием салонно-академических приемов». Русская живопись развивалась, а Владимир Егорович оставался на старых позициях.
Так думает центральный персонаж картины Этот парень находится в самом центре полотна. Как художник, он является ярким представителем искусства критического реализма. Сюжет картины немногословен и прост. Последняя сразу привлекает всеобщее внимание, отзывы критиков и литераторов. В руке у девочек корзинки, что говорит об их неустанном труде и помощи родителям. Позади детей виднеется темный лес из которого они бегут.
Отсюда – «тысяча первая раскрашенная банальность», по выражению Дягилева или определение картин Маковского Александром Бенуа – «ничтожный рассказик». уже обгоняли его в мастерстве и это раздражало художника.
Современники называли Константина Маковского «блестящий Костя», а император Александр II — «мой художник». Сцены быта полны правды, остроумия, добродушного юмора, а порой и острой сатиры.
Говорят, что именно из-за «Русалок» Александр II впервые посетил выставку передвижников. Оттуда художник привез множество этюдов, а позже написал целую галерею восточных полотен. Его картины отличаются глубоким знанием народной жизни, как крестьянской, так и городской. Рядом стоит девочка с ребенком на руках.
Будущий художник, Константин Егорович Маковский, родился 20 июня (2 июля) 1839 года. Она сидит возле босого оборванного мальчика, жадно набросившегося на принесенный ею калач. Скорее всего это отец подарил ему свою.
И вот через какое-то время жена приехала навестить супруга. В 1860-е годы художник обратился к жанровой живописи. В то же время, в лице девочки изображенной художником на полотне, чувствуется зрелость и решительность, готовность взять на себя самостоятельную ответственность за младшего братишку. Дети решили сходить за грибами.