Рудольф II получил прекрасное образование (глубоко изучал химию, астрологию) и был большим любителем изящных искусств, тонким его знатоком, особенно скульптуры и живописи. Прославился Рудольф II своим «Кабинетом искусств и всевозможных редкостей» — своеобразным собранием музеев (зоологический, палеонтологический, краеведческий исторический, этнографический и политехнический, картинная галерея). «Вертумн» был особенно оценён обществом и в особенности самим Рудольфом. Он родился в Милане. Самое большое количество картин под названием «Весна». Аллегория заставляет остановиться и разглядывать каждый элемент, даёт пример, как из частей возникает целое.
Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо14. Обычная миска с овощами преображалась в толстощекую физиономию. Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу – императора Максимилиана. Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году. Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось.
Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха15. Дата рождения художника неизвестна. В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt)31. Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца».
Загадочна не только живопись, но и личность Арчимбольдо и его жизнь. В их доме бывали многие выдающиеся ученые, писатели и художники того времени.
Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах. Публиковались и другие работы. Фамилия Арчимбольдо — южногерманского происхождения. В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма. Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов – огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами.
Отец Арчимбольдо дружил с учеником Леонардо да Винчи (Бернардино Луини), у которого после отъезда Леонардо из Милана остались наброски и записные книжки учителя (чертежи, рисунки). Опять таки, многие современные сюрреалисты нервно курят в сторонке. Зима. Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде44.
Некоторые зарисовки могут быть отождествлены с описанием турнира в Вене 1571 года. Современники причисляли его, как и Содому, к маньеристам.
С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. Впечатление причудливой гротесковой игры рождали растительные узоры, стилизованные плоды, орнаментальные мотивы в самых неожиданных сочетаниях. Первую серию фантастических портретов-коллажей художник выполнил для Максимилиана II в 1563 г., это были «Времена года». В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному».
Джузеппе Арчимбольдо родился в 1527 году в Милане. Земля. Четыре стихии также были написаны при дворе Максимиллиана.
Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж. Портрет библиотекаря состоит только из вещей имеющихся в читальном зале. Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников – Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»). Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста. Несколько позже (1566) появились «Элементы».
Но дело в том, что случайных предметов на полотнах нет. Таким образом, миска с овощами преображалась в толстощекую физиономию.
Во всяком случае, поздние его полотна представляли что-то новое, абсолютно незнакомое. Однако уже в 1581 году жалованье его было увеличено до 30 флоринов в месяц. могут быть истолкованы как символ высшего единства, вечности. Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора. Арчимбольдо был не только главным хранителем всех ценностей «Кабинета», он участвовал и в приобретении его экспонатов.
Дата рождения художника неизвестна. Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. Относительно поездки Арчимбольдо в Италию 1566 года много неясного, Карл Шютц даже предполагал, что художник намеревался остаться на родине, во всяком случае, два года он не фигурировал в документах Венского двора и только с марта 1569 года в расходных книгах вновь появляется имя «Йозефа Арчимбольдо, придворного живописца». Попытки интерпретации начинаются с осмысления культурного фона и философии художника, однако единого мнения на этот счёт не выработано. Он основывал свою интерпретацию на тексте неопубликованной поэмы Дж.
В первом цикле времен года, в духе модной в то время натурфилософии, каждая картина соответствует определенному периоду жизни человека. Весна показывает нам его в самые юные годы, с лицом, полным свежих цветов Лето — как молодого человека, отсюда фрукты, которые созрели Осень (утраченная картина) изображает уже зрелого мужчину, а Зима представляет старца с редкой растрепанной бородой, со сморщенной и увядшей кожей. Специальную статью посвятил творчеству художника Ролан Барт, она вышла в 1980 году. Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник. Полотно входит в цикл «Профессии». Согласно Фонтео, аллегорические циклы Арчимбольдо передают идею величия императора.
Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ — «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна». Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо. Плоды здесь сочетаются с пушками, что напоминает о венгерских войнах Габсбургов.
Марс жарко сверкает, голова его охвачена сиянием, все цветовое решение картины – огонь и золото. Портрет Рудольфа-Вертумна в образе загадочного бога садов, природы и изменчивости "бога перемен" как бы объединяет и продолжает обе эти серии (1591). Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде»5253. За «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна» художник был пожалован почётным титулом пфальцграфа. Несмотря на то, что очень немногие произведения Арчимбольдо доступны на арт-рынке их аукционная стоимость находится в диапазоне 5—10 миллионов долларов.
Крупнейшая энциклопедическая выставка наследия Арчимбольдо, на которой было представлено около 150 его работ, включая графику, была проведена в Вене в 2008 году. Только в 1885 году искусствовед К. Касати опубликовал монографию «Джузеппе Арчимбольди, миланский художник», в которой основное внимание уделялось его амплуа портретиста40. Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди. Что это такое. В свою очередь, миска, содержащая овощи и фрукты осени, превращаетсяв оригинальный головной убор. Маньеризму присуща претенциозность.
«Сложносочиненная» эмблемно-герметическая конструкция, спрятанная в живых, реальных предметах, необычайно адекватна складывающемуся в Праге вкусу с его любовью к маске и курьезу, выдумке и неожиданности, а также высочайшей техничности исполнения. Это было продолжение позднего Средневековья – искусство, воплощающее идеи. С 1978 года наследием Арчимбольдо занимался Т. Дакоста Кауфман (защитивший диссертацию «Вариации на имперскую тему»), чья объёмная работа, опубликованная в 2009 году, в известной степени подытожила отношение современных искусствоведов к Арчимбольдо. Таким образом, дата возвращения Арчимбольдо на родину не является бесспорной. Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит XX веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году.
Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу. Классификация Арчимбольдо как маньериста также принадлежит XX веку, её обоснование содержится в работе Густава Рене Хоке «Мир как лабиринт», опубликованной в 1957 году. Согласно платоновскому диалогу «Тимей» извечный бог создал Вселенную из хаоса путём комбинации четырёх элементов— огня, воды, воздуха и земли, что и определяет всеединство, демонстрируемое картинами51.
Какого же было мое удивление, когда в детстве мне подарили энциклопедию искусства (да, все настолько запущенно — эта болезнь еще с детства) и я узнал про таких художников, как Босх и Арчимбольдо, а позже Джорджо де Кирико. Его кора подобна коже, ветви – волосам. Точное написание фамилии неясно: орфографические нормы в XVI веке были неустойчивыми, сам Арчимбольдо на письме латинизировал свою фамилию (лат. Это показывает, что к 1560-м годам художник стремился найти работу вне Милана.
С Рудольфом II его связывала личная дружба. Интерес к нему вспыхнул после выхода в свет монографии искусствоведа К. Касати в 1885 году. Первый вариант Арчимбольдо написал еще при Максимиллиане, в честь праздника Нового года. При поддержке Максимилиана он исполнил первый вариант серии «Времена года», который был представлен императору в день Нового года (1569).
Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо14. Это же подтверждается поздними свидетельствами его биографов Мориджиа и Ломаццо.
Умелые и неумелые стилизаторы, не восприняв идей, заложенных в картинах Арчимбольдо, заимствовали лишь его внешние приемы. И даже самое слабое дуновение ветра может привести к тому, что вся фигура начнет пылать. Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года55. Изображенный на картине повар, при переворачивании превращается в блюдо с мясом.
По документам, в этот период Арчимбольдо ещё дважды побывал в Милане: первый раз в 1576 или 1577 году (это следует из упоминания в документах 1580-х годов). В сохранившихся рисунках и эскизах (обычно голубой акварелью в той же технике, как известно исполнен и ряд отличных портретных набросков) варьируется тема растительного и животного мира используемая с бесконечным разнообразием и неизменным декоративным эффектом. Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную.
Сначала картина висела так, чтобы можно было видеть прежде всего натюрморт, затем она переворачивалась, вызывая смех зрителей. В 1565 году Джузеппе Арчимбольдо пишет картину «Библиотекарь». Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо». Здесь присутствовала и древнеримская символика: у латинян год начинался с зимы, которую именовали «глава года».
Его отец был художником, дядя – архиепископом, умным и образованным человеком. Наиболее известны его циклы «Четыре элемента» и «Времена года», которые художник неоднократно повторял с небольшими изменениями а также картины «Библиотекарь», «Юрист», «Повар», «Виночерпий» и несколько картин-обманок, которые можно рассматривать в перевёрнутом виде. Джузеппе, видимо имел возможность познакомиться с этими бесценными материалами. По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году).
Джузеппе Арчимбольдо происходил из Милана и был тесно связан с тамошней интеллектуальной средой. Закономерно возникает вопрос об источниках такого стиля, причём многие историки искусства (Б. Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции». На воинственное начало указывают и пушки. Его дедушка был архиепископом, отец — художником.
Картины Арчимбольдо пользовались столь большим успехом у современников, что породили целые вереницы подражателей именуемых «арчимбольдесками». На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман18. Связь с сюрреализмом подчёркивалась на этапных выставках в Нью-Йорке («Фантастическое искусство, дада, сюрреализм», 1937) и в Венеции («Эффект Арчимбольдо: Эволюция лица в живописи от XVI века», Палаццо Грасси, 1987), на которых были представлены аллегории Арчимбольдо. Четыре стихии, как это не трудно догадаться, символизируют основные четыре элемента. Символика «Элементов» продолжается во «Временах года».
Некоторые зарисовки могут быть отождествлены с описанием турнира в Вене 1571 года27. Это показывает, что к 1560-м годам художник стремился найти работу вне Милана11. Она также относится к первой серии, написанной для Максимилиана II, о чем свидетельствует инициал М на одеянии фигуры.
Вариантов «Времен года» было несколько. «Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев и так далее. «Арчимбольдески» уже в XVII в. наводнили Италию, Францию, Голландию и другие страны Европы. В Милане художник возобновил старые знакомства и приобрёл много новых.
Точное написание фамилии неясно: орфографические нормы в XVI веке были неустойчивыми, сам Арчимбольдо на письме латинизировал свою фамилию (лат. Arcimboldus), вместо имени Джузеппе он иногда подписывался на немецкий лад Йозефом или латинизировал это написание4. Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»)5. Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie – театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века. В 1562 г. германский император Фердинанд приглашает Арчимбольдо на должность придворного портретиста, а при Рудольфе II художник получает придворное звание "Мастера празднеств" за создание различных механизмов, музыкальных инструментов и картин для устроения придворных празднеств. Рисунок в Лувре — «Повар» — составлен из кухонных элементов. Согласно Мориджиа, Арчимбольдо вернулся на родину в 1588 году после четвертьвекового служения Габсбургам.
Дакоста Кауфман подчёркивал тесную связь картин Арчимбольдо и его эскизов костюмов для торжественных процессий, которые представляли собой аллегории императорской власти и гармонии, которую несёт миру благодетельность Габсбургов5254. Мориджиа упоминал также изготовленные Арчимбольдо apparati di commedie — театральные машины, своеобразные «спецэффекты» на придворных балах-турнирах XVI века25. Вода. Фактически, он становится артистическим директором императора Максимилиана II. Плащ «Зимы» украшен символом железа и буквой «М», намекая вновь на Орден Золотого Руна и его главу— императора Максимилиана.
По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены. Также вполне вероятно его пребывание на родине в 1581 году, поскольку в одной из записей городского архива от 17 марта упоминается, что тогда его сыну Бенедетто ещё не исполнилось 18 лет36. В сочетании с гармоничными, природными тонами и полутонами портреты будят воображение. Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце. Фамилия Арчимбольдо – южногерманского происхождения.
Арчимбольдо был очень популярен при жизни, чем объясняется множество подражаний его стилю. «Лето» аналогичным образом составлено из спелых фруктов и колосьев и так далее20.
Б. Гейгер, впервые поставивший эти вопросы, опирался главным образом на суждения современников— Ломаццо, Команини и Мориджиа, которые использовали термины scherzi, grilli и capricci (соответственно, «шутки», «причуды», «капризы»)14. Здесь присутствовала и древнеримская символика: у латинян год начинался с зимы, которую именовали «глава года». Даже оторопь берет.
Изображения времён года и элементов всегда представлены в профиль, но при этом «Зима» и «Вода», «Весна» и «Воздух», «Лето» и «Огонь», «Осень» и «Земля» обращены друг к другу. В качестве придворных астрологов он содержал выдающихся учёных – Тихо Браге и Иоганна Кеплера. В литературе XVII—XVIII веков он не упоминался вовсе. В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года».
Мы смотрим и получаем впечатление не от носа или глаз, а от всего лица). Джузеппе Арчимбольдо был сыном миланского художника Бьяджо Арчимбольдо или Арчимбольди. Среди его друзей были: будущий биограф — инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» — основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини — профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие. Первый сохранившийся его рисунок, датированный 1566 годом, подписан Josephus Arcimboldus Mlnensis (то есть «Млнский»).
Авторская концепция цикла «Времена года» уникальна и явилась основой успеха художника при дворе, эти картины сильно увлекли монарха. В литературе XVII – XVIII веков он не упоминался вовсе. Похожую точку зрения высказывал Р. Барт, но он сводил творчество художника к своей теории языка, полагая, что основа философии искусства Арчимбольдо – лингвистическая, поскольку не создавая новых знаков, он их путал, смешивал, комбинировал, то есть исполнял роль новатора языка. Впервые в документах имя художника Джузеппе Арчимбольдо зафиксировано в 1549 году вместе с отцом – они разрабатывали эскизы жития св.
Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей)9. Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости. Джузеппе Арчимбольдо родился в Милане.
По выражению искусствоведа Вернера Кригескорте, «интересы Рудольфа II замыкались в пределах его Кунсткамеры». Огонь. Среди его друзей были: будущий биограф – инженер и архитектор Джузеппе Ломаццо, священник-иезуит Мориджиа (автор «Истории древностей Милана» – основного источника по биографии художника), а также Аурелио Луини – профессор Падуанского университета, Джован Антонио Полакини и другие.
Честно говоря, первая проба смотрится как-то по кошернее, вот таким образом выложил именно ее. На обороте «Зимы» имеется дата «1563», но в её аккуратности сильно сомневался Т. Дакоста Кауфман. После восшествия на престол нового императора в 1575 году положение Арчимбольдо при дворе, вероятно изменилось мало, во всяком случае, он продолжал получать прежнее жалованье – 20 флоринов в месяц. Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста. Джузеппе Арчимбольдо не оставил письменных свидетельств ни о себе, ни о своих картинах.
Художник продолжал активно работать по заказам из Праги, создав самые известные из своих работ – «Флору» и «Портрет Рудольфа II в образе Вертумна». Аллегории времён года: «Лето» и «Зима», 1563 год (Музей истории искусств, Вена), «Весна» (Академия Сан-Фернандо, Мадрид) стихий — «Огонь» и «Вода», 1566 год, в Венском Музее истории искусств. В его композициях зритель встречал много новых, лишь входивших в обиход изображений малоизвестных ранее животных (например, тюленя, спрута и др. ) все они выписаны тщательно и безошибочно, как на иллюстрациях ко всякого рода «Описаниям» и «Театрам», распространявшимся тогда по всей образованной Европе вместе с картами далеких городов и стран. В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи. Так что Джузеппе, со своими причудливыми картинами, очень удачное вписался в их тусовку. Данный стиль поощрялся императорами-заказчиками и даже служил предметом для подражания.
В 1582 году император отправил Арчимбольдо в Германию, чтобы приобрести предметы старины и «животных и изумительных птиц Нового Света» (Thiere und Wundervoegel aus der neuen Welt). Согласно Б. Гейгеру, сюжеты миланских работ Арчимбольдо «не выходят за границы типичного для того времени стиля». Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо». Вообще художнику очень повезло с покровителями. Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности4243.
Это должно было оказать влияние на становление молодого художника6. С другой стороны, какие бессовестные эти итальянцы, если они зимой лимоны выращивают. Маврикия в Милане, относящиеся к 1545 году, были выполнены не Луини, как предполагалось ранее, а отцом и сыном Арчимбольдо (об этом позволяет судить сходство стиля фресок и витражей). В 1954 году вышли объёмная монография Б. Гейгера и книга Ф. Легран и Ф. Сюи. Кроме того, в творениях художника есть некое странное чувство юмора, а порою и сатира. Воздух.
Оба символа позволяют предположить, что зима — любимое время года императора. Второй вариант был написан уже при Рудольфе. Согласно Б. Гейгеру, сюжеты миланских работ Арчимбольдо «не выходят за границы типичного для того времени стиля». В эпоху Арчимбольдо были очень популярны так называемые картины-перевертыши. Император продолжал выказывать художнику своё благоволение: в 1580 году пожаловал Арчимбольдо и его сыну Бенедетто дворянство с правом иметь собственный герб.
Маньеризм отличался от ренессансного искусства в тяготении к «ненатуралистической абстракции». Публиковались и другие работы20.
Обе эти серии (составляюшие по Аристотелю «Универсум») символизируют связь микрокосма с макрокосмом, т. е. С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов). По документам, в этот период Арчимбольдо ещё дважды побывал в Милане: первый раз в 1576 или 1577 году (это следует из упоминания в документах 1580-х годов). Двое Поццо считались прикреплёнными к Пражскому замку и жалованье им начислялось от королевства Богемия, в то время как Лучинио был приписан к замку Прессбурга (Братиславы), получая жалованье из бюджета Венгерского королевства13.
В Милане художник возобновил старые знакомства и приобрёл много новых. По мнению В. Кригескорте, эти работы абсолютно уникальны28. По мнению В. Кригескорте, эти работы абсолютно уникальны.
Арчимбольдо был большим знатоком музыки, создателем музыкальных автоматов. Собственно, монография Гейгера так и озаглавлена: «Комические картины Джузеппе Арчимбольдо».
Существует версия, что росписи в церкви св. Равным образом, «Вертумн» предназначался не для увеселения Рудольфа II, который восхищался этой картиной, но был аллегорией «прекрасной гармонии», прославляющей императора, уподобленного богу плодородия и изменчивости. Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии.
Картины художника при жизни вызывали споры. С 1562 года он числился придворным живописцем с жалованьем 20 гульденов в месяц, а сверх того, получал награды помимо жалованья за особо понравившиеся монарху работы (от 28 до 65 гульденов). По документам, Арчимбольдо был режиссёром-постановщиком и декоратором двух турниров: на свадебных торжествах 1571 года и на восшествии Рудольфа II на венгерский престол (в 1572 году)26. Если смотреть в определенном положении на другую картину – можно увидеть натюрморт, состоящий из репы, редиски, лука, осота, грибов, каштанов и различных орехов, но стоит развернуть его на 180 градусов, как он превращается в аллегорический портрет человека, глаза которого «состоят» соответственно из грецкого и лесного ореха.
Только позже она была перевернута, чтобы вызывать смех. В ноябре 1586 года он был удостоен пожалования в 1500 флоринов, что составляло его четырёхкратный годовой оклад. Тяжело придумать более точное прозвище — достаточно глянуть на его необыкновенные картины. Рудольф состоит полностью из великолепных плодов, цветов и овощей. Однако сохранившиеся счета фиксируют суммы выплат, но не упоминают работ, за которые художник получал награды16. Символика «Элементов» продолжается во «Временах года». Если его кончина точно документирована, то записей о рождении и крещении не сохранилось.
Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США. Судя по надписи на графическом автопортрете 1587 года (число «61» интерпретируется как возраст), он мог родиться в 1526 или 1527 году.
Эти рисунки поразили воображение юного художника и остались в памяти. У каждого времени года свои признаки. "Времена года" и "Стихии" (вода, воздух, огонь, земля) сопоставлялись философами того времени с процессами, происходящими в организме самого человека. Работы Арчимбольдо хранятся в государственных музеях и частных собраниях Италии (в том числе Галерее Уффици), Франции (Лувр), Австрии, Чехии, Швеции, США. Оно благоухает цветами и плодами и, подобно человеку, способно слышать, видеть, ощущать".
Джузеппе Арчимбольдо — личность в некотором роде весьма неординарная. Сохранилось мало его работ: обычно это портреты по грудь, в профиль, реже — анфас.
победитель – одна из аллегорий на императора, – украшен орденом Золотого Руна (родового знака принадлежности к австрийскому дому). Второй акт включал парный свободный турнир, в котором противники сходились врукопашную. Вероятно именно знакомство с наследием Леонардо пробудило фантазию Арчимбольдо. Это было продолжение позднего Средневековья— искусство, воплощающее идеи.
В одном из блогов его назвали прадедушкой сюрреализма. Таким образом, дата возвращения Арчимбольдо на родину не является бесспорной.
Эти работы еще больше похожи на каких-то индейских духов или очень сложные тотемы. Об этой связи прекрасно написал известный врач Парацельс (1493-1541): "Дерево – тоже тело. Также ему приписывается роспись алтарной части церкви Сан-Джорджо в Монце. В качестве придворных астрологов он содержал выдающихся учёных — Тихо Браге и Иоганна Кеплера.
Однако уже в 1581 году жалованье его было увеличено до 30 флоринов в месяц. В первые два года службы Арчимбольдо написал несколько портретов императора и членов его семьи, а также создал первую из прославивших его серий «Времена года». Эти произведения настолько необычны, что вполне объясним вспыхнувший к ним интерес. Личной концепцией художника, руководствуясь которой он создал свой образ мира, был вкус к «натуральной тайне». Душой творчества Арчимбольдо была идея метаморфозы, в ней он видел один из возможных путей познания Вселенной идея, жившая в подсознании всех художников- маньеристов, стремившихся в своих усложненных, многозначительных образах совместить многие явления.
Восхищенный этими картинами Рудольф II щедро наградил Арчимбольдо. На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы – павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали. Такого рода представления являлись и элементом имперской пропаганды, демонстрируя прочность положения государства и величие монархии.
Зритель, смотря на это полотно, сначала видит кипу книг, разложенных причудливым образом. Эти трансформации стали источником вдохновения и предметом подражания для Сальвадора Дали. Плоды, составляющие облик императора, представляют все четыре времени года. В «Истории уродства», выпущенной под редакцией У. Эко, Арчимбольдо также признаётся принадлежащим к маньеристской традиции, для которой свойственно «предпочтение экспрессивного прекрасному, стремление к странному, экстравагантному и бесформенному»50.
Загадочна не только живопись этого художника, но и его жизнь. Это должно было оказать влияние на становление молодого художника. Такое впечатление, что на полотна художника сошли древние духи и божества природы. Достаточно потереть два огнива имитирующие нос и ухо фигуры, чтобы они вспыхнули искрами.
Основным объектом интерпретации современных искусствоведов являются «курьёзные» картины Арчимбольдо. На это намекает и политическая символика: в изображении «Воздуха» присутствуют габсбургские символы— павлин и орёл, а «Огонь» украшен цепью Ордена Золотого Руна, великим магистром которого по традиции был глава царствующей династии, однако составлена она из кремней и кованой стали. Густав Хоке проводил параллели между работами Арчимбольдо, Дали и М. Эрнста.
Сначала картина висела так, чтобы можно было видеть прежде всего натюрморт. Арчимбольдо Джузеппе, картины которого вызывали интерес у королевских особ, долгое время (около 25 лет) был придворным художником Габсбургов. Но, постепенно Вы понимаете, что это человек, который просто растворился в своей работе. Фонтео «Картины Времена года и Четыре элемента императорского художника Джузеппе Арчимбольдо». Эксперты отмечают, что это очень скромно для художника такого уровня известности. На праздничной процессии 1571 года император предстал именно в костюме Зимы, что также намекало на его роль владыки всего мира. Там есть еще эмблема Габсбургов — огниво.
Император Рудольф II в 1580 году пожаловал Арчимбольдо дворянство. Он создавал для них яркую, нарядную сценографию. В работе «Арчимбольдо и арчимбольдески» Ф. Легран и Ф. Сюи попытались реконструировать философские воззрения художника и пришли к выводу, что они представляли собой разновидность платонического пантеизма. К наиболее значительным достижениям архитектуры маньеризма относятся Палаццо дель Те в Мантуе (работа Джулио Романо) и Библиотека Лауренциана во Флоренции, спроектированная Микеланджело. Некоторые историки искусства считают произведение портретом самого Максимилиана II. Имеются еще три картины-перевертыша, цикл «Четыре элемента», «Сезоны» и сохранившиеся в самом большом количестве во всем наследии Арчимбольдо Джузеппе картины «Времена года», причем все сезоны нарисованы в нескольких вариантах. На воинственное начало указывают и пушки.
Габсбургская символика присутствует и на картине «Земля», где львиная шкура обозначает геральдический знак Богемии, на то же намекают жемчуг и похожие на оленьи рога кораллы в «Воде». В нем отсутствует гармония между духовной и телесной природой человека. По выражению искусствоведа Вернера Кригескорте, «интересы Рудольфа II замыкались в пределах его Кунсткамеры»28. Это же самый настоящий сюрреализм 16 века».
Стиль этих работ уникален и не характерен для XVI столетия: например, «Весна» изображает голову в профиль, составленную из тысяч изображений цветов, каждый из которых в отдельности может опознать специалист-ботаник. Существует версия, что росписи в церкви св.
Например, «Огонь», он же Марс, т. е. Фигура пожилого и усталого человека возникает из древесного пня (символ прочности и стабильности), проросшего узловатыми ветвями, переплетение которых создает форму императорской короны. Концепция этой картины отличается от других аллегорических изображений времен года и не является, в сущности, аллегорическимпортретом. Вариант «Зимы», выполненный для курфюрста Саксонского, украшен гербом Саксонии. По заказу Максимилиана II Арчимбольдо написал в аналогичном стиле цикл «Четыре элемента», ещё одну серию «Времена года» (1572 года), повторил «Времена года» в 1573 году, а также создал в 1574 году картины «Повар» и «Виночерпий», которые утрачены22.