Картина Франсиско Гойи Прачки: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Гойя стал модным портретистом, заваленным заказами. В состоянии душевного смятения и мрачного отчаяния поселился в новом доме известном как «Кинта дель Сордо» («Дом глухого»). Лишь чудом ему удалось избежать тюрьмы и сохранить в тайне имя натурщицы. Испанской патриот, он глубоко страдал и негодовал. Женщина смотрит в противоположную сторону.
После 1794 Гойя создает ряд портретов с натуры. В начале 1790-х годов тяжелая болезнь привела художника к глухоте. Гойя-и-Лусьентес (Fransisko Goya y Lucientes) Франсиско Хосе де испанский художник, гравер, рисовальщик. Гойя любил писать по ночам, при тревожном колеблющемся пламени свечей. Она состоит из 85 листов офортов и листов смешанной техники (офорт с акватинтой).
Портрет переливается волшебным сиянием красок, он кажется сложенным из драгоценных камней. Исидору мрачная карикатура Гойи на быт и нравы Испании начала 19 века. «Маха обнажённая» – одно из ранних произведений западного искусства изображающих полностью обнажённую женщину без мифологических или отрицательных значений. У этой картины трагическая судьба. Некоторые искусствоведы рассматривают это произведение как аллегорию. С 1760 учился в Сарагосе у Х. Лусана-и-Мартинеса. Его кисти принадлежат яркие исторические полотна и картины, гениально передающие содержание библейских сюжетов. Это вовсе не случайность, ведь Карл был инфантильным слабовольным человеком и находился под каблуком у хитрой и расчётливой жены, которая вскоре стала фактически главой страны.
n В 1780 – 90 -х годах обычаи махо и мах стали мощными при дворе. Проявилось также и вообще свойственное Гойе чувство «играющей жизни» – изменчивой, прихотливой, пока еще безоблачной». n В сущности, он никогда не льстит, хотя и наряжает свои модели так, как им хочется.
268 347 см. Во всяком случае именно герцогиня Каэтана вдохновила мастера на создание двух его самых знаменитых и неоднозначных шедевров — «Махи одетой» и «Махи обнаженной». Все во власти господствующей напряженности и взаимной неприязни. Никто и никогда не изображал так убедительно и достоверно жестокость, суеверия и безумие.
В конце жизни Гойя стал затворником, он создавал неясные, пугающие картины безумия и фантазии, в то время определяющиеся, как «Черный стиль», но во многом предвосхищающий движение экспрессионизма. Портрет Мартина Сапатеры (1797). Картина родилась в период с 1797 по 1798 гг.
Среди прочего, художник увековечил Карла IV и Фердинанда VII. Произведения долгое время находились в будуаре герцогини Альбы. К «черным картинам» мы еще вернемся. 1810 – 1820. Музей Прадо (Мадрид)Маха – испанская горожанка XVIII-XIX вв., один из излюбленных объектов изображения художника.
В 1780 Гойя был избран в мадридскую Академию художеств (с 1785 вице-директор, с 1795 – директор ее живописного отделения), в 1799 – первый художник короля. Франсиско обладал вспыльчивым характером, его настроение часто менялось. Страшные видения бесов, демонов, богов и титанов. Ему одинаково хорошо удавались лица напыщенных вельмож и заманчивые черты женских тел. Художник написал образ своей современницы, которая полна чувственной притягательности и в то же время «закрыта» от посторонних глаз. Женщина в маске, подающая руку уродливому жениху, кругом шумит толпа людей тоже в масках (Она подает руку первому встречному).
Пожилой и страдающий от заболевания художник удалился от королевского двора (а на тот момент он являлся придворным художником Фердинанда VII) и поселился в небольшом загородном домике в окрестностях Мадрида. Вторая картина пользуется мировой известностью. Однако с уверенностью можно сказать, что в «Чёрных картинах» Гойя, возможно спонтанно и непреднамеренно, в виде пугающих загадочных образов выразил то, что его мучило и беспокоило: гражданскую войну, крах испанской революции, отношения с Леокадией Вайс, собственное неизбежное старение и приближающуюся смерть. И то и другое приглянулось испанскому обществу и Гойя стал знаменит уже при жизни.
Паломничество к св. Это и голод и грабеж и разбой победителей. Но непростая ситуация в стране, которую художник остро переживает и тяжёлый сердечный приступ, оказывают разрушающее воздействие на его здоровье и психику. Ф. Гойя «Маха обнажённая» (ок.
В 1775 году он женится на Хосефе Байе и уезжает в Мадрид. Картины Гойя рисовал для себя. По другим мнениям, Сатурн – это французская кровавая революция или даже Наполеон. Родственники и друзья решали, что делать с незаконченными картинами художника. n Возмущенные испанцы старались отстоять свои права.
В небольшой картине «Колосс» (1810—1812, Мадрид, Прадо) возникает зрелище всеобщего хаоса, порожденного неожиданным появлением колоссальной фигуры обнаженного гиганта, которая жутко вырастает за очертаниями гор и касается облаков. Их лица реалистично и с большой виртуозностью выписаны. Капричос n Графическая серия «Капричос» (исп.
Получая достаточно денег, он позволял себе дорогую одежду, соответствующую обществу заказчиков, обедал за одним столом с министрами и королевской семьей. Фантастический образ истолковывался по-разному. Это привело Гойю к плоскостности изображения и вертикальной композиции. В результате одного из столкновений ему приходится бежать в Мадрид в 1766 году. У нее некрасивое лицо, но оно незаурядно, оно притягивает, запоминается. В те годы Гойя не интересуется политикой и с радостью принимает официальные должности: его избирают членом Академии Сан Фернандо (Академии художеств), он становится главным художником шпалерной мануфактуры, затем получает звание придворного художника. Гойя много принимает заказов от представителей высших слоев общества Мадрида.
Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусьентес – великий испанский художник, представитель романтизма. Если дать волю воображению, можно легко представить, как горячая испанская кровь художника кипела то любовью, то ревностью и ненавистью к лукавой светской аристократке. Главное произведение Гойи в новом качестве парадный портрет Карлоса IV с семьей станет интерпретацией Менин мастера XVII века. Сюжеты картин этого времени становились всё более мрачными, наполненными безысходностью, чего нельзя сказать об этом портрете.
Центральный лист — «Сон разума порождает чудовищ» -показывает тот страшный выморочный мир, который, как опасался Гойя, может поглотить человека, не внемлющего голосу разума и превратить его в тупого кровожадного зверя. Серия завершается образами беспредельного пессимизма. Композиция первой картины завязана в один упругий узел. Франсиско де Гойя снова начал работать и создавать шедевры, которые впоследствии будут называться «Черные Картины».
Драгоценности выполнены в технике импасто и сверкают при пламени свечей. Самым известным произведением этого цикла является «Сон разума порождает чудовищ». Чрезвычайно трудные для него годы, совпавшие с периодом жестокой реакции, он провел в своем загородном доме Кинто дель Сордо (Дом глухого), стены которого расписал маслом. Художник работал быстро используя широкие мазки, мастихин, губки.
В центре он поставил королеву с детьми. В мастерской юный Гойя занимался копированием Веласкеса, Рембрандта. Картины Франсиско Гойя – это громкая сатира на общество с его изъянами и слабостями. Он считал, что художник сотрудничал с оккупантами и начал все хуже относиться к Гойе. Дон Луис приглашает Гойю написать портрет его семьи.
С восемнадцатым столетием связан первый период расцвета творчества мастера – «эпоха гобеленов» (1774-1792). После этого к Гойе приходит слава портретиста среди приближенных короля. На нём остались порезы, а некоторые части полотна были утеряны. Дьявол в образе летучей мыши записывает в книгу постановления против общего блага. Картина представляет собой внутренность сумасшедшего дома. Художник, безупречно владеющий пластической формой, становится неожиданно беспомощным, допускает небрежность в рисунке и композиции.
Испанская аристократия была не прочь поиграть в игры с переодеваниями. Следующий король, Карл IV, оставляет Гойе его должность и даже прибавляет ему жалование. n В 1824 году, когда реакция в Испании достигает предела, а одиночество художника становится невыносимым, Гойя под предлогом лечения уезжает во Францию. Не случайно Гойя своими учителями считал природу, Веласкеса и Рембрандта. В стране бушевала кровопролитная война против тех, кого Гойя и его «офранцуженные» друзья еще так недавно считали носителями долгожданной свободы. В прославленном портрете Исабель Кобос де Порсель (1806, Лондон, Национальная галерея) облик молодой цветущей женщины с огненным взором и в черных испанских кружевах, отмечен острой национальной характерностью.
n Он делает красноречивой даже белую, нетронутую часть листа – это высокое мастерство. Не случайно, в письме к другу Гойи директор Королевской академии истории просит воздействовать на художника, чтобы он написал его портрет так «как он может, когда хочет». Он писал пейзажи и натюрморты. Здесь и инфанта Мария-Луиза с ребенком на руках, приветливая, славная, но не очень видная. В полном безумии, со спутанными седыми волосами, вытаращив абсолютно сумасшедшие глаза, Сатурн уже съел голову и ручку младенца. За 16 лет он выполнил 43 эскиза.
Авторы этой теории исходят из того, что современники Гойи не знали о существовании «тёмных картин» и никогда их не видели, а первое упоминание о фресках появилось в печати спустя 40 лет после смерти художника. Так он вызвал ненависть Жозефа. Членов королевской семьи он расставил не в ряд, а вперемежку. «Черным картинам» — так принято их называть — грозило полное исчезновение ибо «Кинта дель Сордо» была снесена в 1910 году. Франсиско Байеу был шурином Гойи.
В 1878 году, когда дом купил немецкий банкир Эмиль Эрлангер, картины перевели на холст. Исидора, которую он написал за сорок пять лет до создания «чёрных картин». В них и интеллект и испанский характер и индивидуальность личности. Его офорты, обличающие обычаи и зло того времени, оказали влияние на французского художника Оноре Домье. Сияющие яркие цвета в живописи и драматические эффекты светотени в графике повлияли на развитие импрессионизма во Франции, в особенности на Клода Моне и Огюста Ренуара. Ночные кошмары росписей Гойи в «Доме глухого» и полные ужасов офорты «Диспаратес» оказали воздействие на немецких экспрессионистов.
В ней нет ни одной светлой картины, только мрак и трагедия. Рядом с королем – она, стареющая, некрасивая, разряженная королева Мария-Луиза. 1814 -20. Возможно, она символизирует Испанию, пожирающую своих детей.
Диспарантес (Безумства) n В «доме глухого», около 1820 года он создает свою последнюю графическую серию, возможно, самое зрелое произведение его графического таланта, стилистически совпадающее с фресками его дома, – серию притч, снов. Обратите внимание на композицию — в центре картины расположена супруга монарха, Мария-Луиса, а сам Карл находиться сбоку. Рассказы о молодости Гойи больше напоминают захватывающие легенды, центральной фигурой которых он был. Как крупный художник Гойя сложился сравнительно поздно. К иным из них он оставался абсолютно равнодушным и тогда его заказные портреты кажутся странно безжизненными, одеревенелыми. 1797).
Картины «Махи на балконе» (Метрополитен-музей, 1816 год) и портрет донны Исабель Порсель он написал под этим впечатлением и в память о герцогине Альбе. Некоторые из них посвящены библейским или мифологическим сюжетам, но в основном «Чёрные картины» это мрачные порождения фантазии художника. Это очень известные картины живописца.
Картины «Маха обнаженная» и «Маха одетая» составляют парный портрет. Это полотно пленяет своим сочным жизнерадостным колоритом. Лошадь, отбивающаяся от стаи псов – это Испания среди врагов.
Поразителен размах его творческой эволюции от парадных портретов в традициях XVIII века до произведений, предвосхищающих самые смелые завоевания искусства XIX столетия. И вот болезнь приковала Байеу к смертному одру.
Им также заинтересовался сам Карл III, который сделал его придворным художником. Картины с описанием будут представлены ниже. Его хитростью завлекли во Францию. Чтобы этого не случилось, бог пожирал их.
Но, судя по всему, художника интересовала не магия, как таковая, а суеверия, существовавшие в то время в испанском обществе. Холст, масло. Над Мадридом и окружающими его голыми холмами стоит глухая и словно вечная ночь. Свет падает в проемы между сводами и в окно с решеткой. Музей Прадо (Мадрид)На картине изображён эпизод, случившийся утром 2 мая 1808 г., когда испанские патриоты напали на служивших в Императорской гвардии Наполеона мамлюков и драгунов, выводящих из королевского дворца самого младшего инфанта Франсиско де Паула.
По левую от нее руку, на самом переднем плане, поместил дородного дона Карлоса. Пьяная, горланящая песни толпа простолюдинов явно не охвачена религиозным чувством. Кстати, махи часто появлялись на картинах Гойи, например, полотно «Махи на балконе» было написано в 1805-1812 годах.
Наполеон, пленив короля, вторгся в Испанию и с чрезвычайной жестокостью подавил народное сопротивление. Паломничество к св. У Гойи начинается депрессия. В 1771 году художник получает вторую премию Академии в Парме за картину о Ганнибале. Петра и по карнизу обошел гробницу Цецилии Метеллы. Жить ей осталось недолго. Сначала их показали в Париже, а затем подарили музею Прадо.
Гойя раскрывает реальный мир во всем его бесконечном многообразии. Их лица искажены страхом, жесты выражают тревогу.
Его руки впились в нежное тельце и проткнули его до крови. Наиболее сильное влияние оказало на Гойю творчество мастеров XVII века — эпохи расцвета европейской живописи. Как сильно «Зонтик» отличается от более позднего Франсиско де Гойя, картины которого созданы под влиянием герцогини Альбы. Среди его друзей — писатели, поэты, политики, актеры. Но тем не менее совершенно ясна острота социальной сатиры идейной устремленности. От него, подобно темной реке, вдоль холмов движется к месту казни толпа жертв.
97 х 190 см. Заключенная в его творчестве сила драматизма достигла высшего накала. До сих пор продолжают ходить слухи об их бурном романе, продолжавшемся семь лет. В них торжествует светлое жизнеутверждающее начало. Пытаясь справиться с внутренним хаосом и тоской, Гойя на стенах комнат своего дома пишет масляными красками пятнадцать картин, которые впоследствии назвали «чёрными» за тревожное настроение и преобладание в палитре тёмных тонов. Тогда он отправился в Италию и в 1771 г. получил вторую премию пармской Академии художеств.
Это не мог пропустить Франсиско Хосе де Гойя. Одни полагают, что это было венерическое заболевание, предположительно сифилис. n Сначала в Париже, а затем в Бордо (на юго-западе страны) художник вел тихую, незаметную жизнь. Отсутствовала невеста наследника, но поскольку переговоры о будущей свадьбе еще не закончены, ее Гойя изобразил отвернувшейся от зрителя, с анонимным лицом. 1800, Мадрид, Прадо), однако само слово «маха» — «городская щеголиха» — применительно к ним появилось только в 1831 года, а в старых описях речь шла о Цыганке, Венере.
Набор красок суров, скуп, почти монохромен — черное, белое, рыже-красноватое, охра, цвета словно вобрали в себя оттенки испанской земли, сожженной солнцем, ржавчину горных пород, тлеющий пламень красноземов, мазки размашисты и стремительны. Ими стали герцог и герцогиня Альба. Сейчас последует кровавая развязка: грянет залп.
Все невзгоды и огорчения, которые ложились на его плечи, находили отражение на холсте. Мужчина протянул руку к огромной скале, на которой расположен город с крепостными стенами. Современники Гойи утверждали, что художник был прямолинейным и искренним. Но в картине очень много воздуха и света.
Следовательно, авторство Гойи нельзя считать бесспорным. Его любили женщины и он имел постоянную любовницу. Этот дом был сплошным царством ужаса и мрака. Динамику ей придает композиция: в одну сторону направлено движение тонкого деревца, в другую – зонтика.
В 1798 году Гойя создал фрески для мадридской церкви Сан Антонио де ла Флорида. Загадки, связанные с «чёрными картинами», не ограничиваются их таинственным содержанием. Они жизнерадостны.
Оно не принадлежит строго к портретному жанру. Нет здесь и сарказма, которым часто отличались парадные портреты кисти Гойи. Маха одетая, 1798 – 1805 И. С. Этот дом старый 74-летний художник назвал «Дом глухого».
В них он нанес удар академической школе. Тогда же он возвращается в Сарагосу и начинается его профессиональный творческий путь. Между тем увидела свет первая серия офортов мастера — «Капричос» («Капризы»), — подвергшая жестокому осмеянию человеческие слабости и предрассудки.
Глубокая личная трагедия не помешала мастеру обзавестись двумя новыми покровителями. В портретах Гойи во всей широте представлено общество того времени. Но и в самых мрачных видениях Гойи жестокая тьма не может подавить присущее художнику ощущение вечного движения, вечного обновления жизни, ставшее лейтмотивом в картине Похороны сардинки (около 1814, Прадо, Мадрид), в серии офортов Тавромахия (1815). n В 1826 году он ненадолго приезжает в Мадрид, где его встречают, как патриарха: «Он слишком знаменит, чтобы ему вредить и слишком стар, чтобы его бояться». Видна лишь поднятая голова с тоской в глазах.
Вот таким образом, чтобы «прочитать» росписи Кинта дель Сордо, понять их скрытый смысл надо исходить не только из того, что изображено на фресках, но и принять во внимание их пространственные отношения друг с другом. Он любил светский успех, его приглашали на все великосветские мероприятия. В 1798 году он написал картину, которая носила такое же название, что и фреска в «Доме глухого». Молодая женщина, в ужасе прикрывающая лицо, вырывает зуб у повешенного (На охоте за зубами).
Под черным небом затаился порабощенный и растоптанный Мадрид. Рядом с ней ее муж, долговязый мужчина, наследный принц герцогского королевства Пармского. В ней нет аллегоричности, все предельно понятно и в высшей степени выразительно. Как и обожаемые французами «пастухи» и «пастушки», сцены с участием махо и манолас украшали собой самые разные предметы – как обихода, так и интерьера. Здесь свет не рассеивает кошмары.
Первый значительный успех ему принесли две серии (1776—1791) многочисленных панно (картонов для ковров) для Королевской мануфактуры Санта Барбара в Мадриде, на которых изображены прогулки, пикники, танцы, пиры городской молодежи, сцены на рынках, прачки на берегу Мансанареса, бедняки у колодца, слепой гитарист, деревенская свадьба. Маха – подруга махо, женщина веселого нрава и легкого поведения – в отличие от «манолас» – элегантных, уверенных в своей привлекательности дам строгих правил. Сзади за королем брат короля инфант дон Антонио Паскуаль, до смешного похожий на него. Просто к моменту создания портрета с ее кандидатурой еще не определились.
Гойя Франсиско Хосе де, Гойя-и-Лусьентес (Goya у Lucientes) испанский художник, гравёр, рисовальщик. Ведьмы присутствовали в качестве главных персонажей на его знаменитых гравюрах «Капричос». В столице свои работы Гойя отправляет на конкурсы, которые организует Академия искусств. Штрихи его иглы острые, царапающие.
Молодой человек закрывает от яркого солнца свою прелестную даму китайским зонтиком. Основной художественный прием этой композиции – противопоставление. Родился 1746 в Фуэндетодос, что близ Сарагосы.
Солдаты безлики, мундиры скрывают их индивидуальные черты. Картина «Зонтик» была написана среди серии жизнерадостных гобеленов. Свободных и гордых горожанок любил изображать художник Франсиско Гойя. В 1808 году в Испанию вторгается армия Наполеона.
Например, королеву Марию-Луизу Пармскую или герцогиню Альбу. В начале своей художественной карьеры (1780) был избран в Академию художеств в Мадриде, а в 1786 был назначен придворным художником и оказался первым живописцем короля. Не сдерживая бушующих чувств, хранящий тайну Франсиско выплескивал эмоции на холст: помимо официальных портретов, черты Каэтаны отчетливо проскальзывают в лицах ведьм из жутковатых офортов «Капричос» и в лицах обеих «Мах». С начала 1780-х годов Гойя получил известность и как автор выполненных в тонкой цветовой гамме портретов, фигуры и предметы в которых как бы растворяются в тонкой дымке (Семья герцога Осуна, 1787, Прадо, Мадрид портрет маркизы А. Понтехос, около 1787, Национальная галерея искусства, Вашингтон).
n В «Бедствиях войны» переплетаются множество тем. Его графика в виде 80-ти сатирических офортов была создана в 1799 году. Несмотря на высочайшую технику собственно рисования, портрет королевской семьи выглядел весьма нелестно — один из современников Гойи, художественный критик, назвал людей изображенных на полотне «семейством булочника, выигравшего в лотерею». Не случайно некоторые портреты потрясают откровенностью характеристики.
Фантазия сонных грез приносит человеку непереносимые ужасы. Современники отмечали, что у художника наблюдались панический страх преследования, крайняя невоздержанность и даже истеричность, тяга к одиночеству и некоторые другие странности в поведении.
n В его офортах реальное сплетается с фантастическим, гротеск переходит в карикатуру. В это же время он расписал стены своего дома изображениями кошмаров, писал портреты своего внука Мариано и начал последнюю, самую горькую серию офортов «Диспаратес». Ей никогда не выбраться. Уродство ее моральных, духовных и политических основ Гойя раскрывает в гротескно-трагической форме, питающейся фольклорными истоками, в большой серии офортов Капричос (80 листов с комментариями художника, 1797–1798) смелая новизна художественного языка, острая выразительность линий и штрихов, контрастов света и тени, соединение гротеска и реальности, аллегории и фантастики, социальной сатиры и трезвого анализа реальности открывали новые пути развития европейской гравюры.
В этом портрете Гойя изобразил герцогиню на фоне природы. Неумолимости надвигающейся гибели резко противопоставлена сила человеческих чувств. Первые картины Франсиско Гойя в этом жанре были парадными («Карл III на охоте»), с течением времени они приобрели легкость и ощутимую иронию по отношению к моделям («Маркиза Анна Понтехос», «Семья герцога Осуна»). Гойя болел тяжелой болезнью, природа которой до конца так и не была выяснена. огромен.
Стоит отметить, что заказ на эту серию работ Франсиско получил от самого короля Карла III. n В этих графических работах уже нет злодеев и нечистой силы, как в «Капричос», но есть жестокий реализм, который позволяет зрителю пережить войну вместе с художником как чудовищную катастрофу. Целый ряд листов посвящен современным нравам. Графической параллелью росписям Кинты стала серия Диспаратес (Пословицы, 1820—1823) с еще более сложными зашифрованными образами.
Расположение «чёрных картин» на стенах «Дома глухого» художник подчинил определённому плану, объединив своё творение в единый комплекс, который можно разделить на две части: нижнюю и верхнюю. В июне 1800 года Гойя приступил к Портрету семьи короля Карла IV (Мадрид, Прадо), объединившему четырнадцать фигур.
Лишь во время повторной реставрации 2008 г. картина была полностью восстановлена. В это же время Гойя начал серию из 87 офортов «Бедствия войны». Надо сказать, что эта фреска имеет ещё один, политический подтекст.
Мастерство этого творения (вершины раннего Гойи) кристально чисто, атмосфера еще безоблачна, равно как и юные годы талантливого испанца. Байеу не понимал строптивого Гойю, поскольку тот всегда хотел писать так, как он сам себе представляет свою живопись. Пока обратим взгляд на биографию Франсиско Гойя. Изображения махо, мах и манолас в декоративном искусстве Испании были очень популярны. Основными героями этих картин стали «махи» — красивые и легкомысленные девушки из народа и «махо» — молодые люди-кавалеры.
Гойя сумел показать самые крайние и отталкивающие свойства человеческой натуры с максимальным реализмом и честностью. Наиболее яркоэта особенность его художественной натуры проявилась в, так называемых, Чёрных картинах, – комплексе фресок, которыми Гойя покрыл стены своего дома, расположенного в предместье Мадрида. Кинта дель Сордо (Дом Глухого)В 1819 году Гойя переезжает из Мадрида в загородный дом с поместьем известный как Кинта дель Сордо (Дом Глухого). После беспорядков в стране появится сатирическая серия «Капричос». Но протокол допроса не сохранился. Никто себя не знает».
Осталось последнее мгновение перед залпом. Слуга тащит мужчину на помочах, в детском платье (Старый избалованный ребенок). Особенно его обвиняли в том, что образы махи чересчур чувственны. Полицейские ведут проституток (Бедняжки).
Картины Гойи, главным образом портреты, представлены и во многих других знаменитых музеях мира: Национальной галерее в Лондоне, Метрополитен-музее в Нью-Йорке, Галерее Уффици во Флоренции, Старой пинакотеке в Мюнхене и др. Вклад Ф. Гойи в формирование искусства XIX-XX вв.
Картины этих лет – мир мрака, ужаса, страха. Застывшие особы королевского дома, выстроенные в ряд в одном из дворцовых покоев Аранхуэса, заполняют полотно от края до края. К счастью, живопись Гойи была перенесена на холст, отреставрирована и находится в Прадо.
С этого времени в его творчестве появляются ужасные внутренние демоны человека. Он жил на широкую ногу, особо не задумываясь о тратах. Они сидят, стоят, лежат, сжавшись в комок под нависшим каменным сводом. Здесь представлен портрет придворного живописца и шурина Гойи Франсиско Байе (1734–1795) незадолго до смерти. Было бы крайним упрощением видеть в нем карикатуру ибо здесь все — самая жестокая правда. В то время Гойя приобрёл широкую известность как очень умелый портретист. Гойя начал учиться живописи 14 лет.
Под ее одеждой скрыт нож. Ф. Гойя. Первые его эскизы пространственны и «картинны». Его болезнь прогрессировала и заставляла думать о смерти. «фантазия», «игра воображения») состоит из 80 офортов.
Оно разрушает традицию парадных официальных изображений. Но его картина была отвергнута. Одна из самых больших коллекций Франсиско Гойи хранилась у герцогини Каэтаны Альба. Росписи церкви — грандиозное завоевание Гойи как мастера монументальной живописи. В это время Гойя присоединяет к своей фамилии дворянскую приставку «де».
Талант молодого живописца не остается незамеченным и его приглашают расписывать церковные фрески, заказывают эскизы к шпалерам, портреты. В 1774 году Гойа создаёт целую серию работ с зарисовками эпизодов жизни простых людей. Маха из простонародья – женщина с чувством самоуважения, которая может постоять за себя. Именно этот домик и станет впоследствии известным на весь мир «Домом Глухого». Около 1769 Гойя отправился в Италию, в 1771 вернулся в Сарагосу, где писал фрески в духе итальянского барокко (росписи бокового нефа церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар, 1771–1772).
В 1819 году художник покупает себе дом в пригороде Мадрида. Эта серия – вершина реалистической графики Гойи. Франсиско Гойя создал поразительную серию офортов «Капричос» (1793-1797), состоящую из 83 произведений, максимально передающих дух свободы и реальности, который он описал кратко и точно: «Мир – это маскарад, в котором все обманывают, хотят казаться не тем, кто они есть на самом деле. Здесь собраны в кучу и заперты вместе умалишенные их много – и каждый из них безнадежно одинок.
Не один десяток биографов историков искусствоведов и медиков пытались разгадать секрет творчества великого испанского художника Франсиско Гойи (1746–1828), автора великолепных портретов, картин, картонов для шпалер, настенных росписей, графических серий «Капричос» и «Бедствия войны». Холст, масло. С самого начала Гойя решил написать портрет-картину. Темы он брал как мифологические, так и религиозные. Еще сложнее система мрачных гротескных образов в серии офортов Диспаратес (22 листа, 1820–1823). Обширное помещение, напоминающее погреб, голые каменные стены со сводами. «Шабаш ведьм», несмотря на своё гнетущее и тревожное настроение, произведение, скорее всего, сатирическое, в котором Гойя высмеивает человеческую глупость, необразованность и отсутствие рационального мышления.
Злые искаженные и измученные лица пугают своей откровенностью. Знаменитые фрески Дома глухого – апофеоз черной живописи Гойи. Гойя и прежде обращался к теме колдовства и сатанизма. Оно сочетало передовую мысль эпохи и отзвуки устойчивых народных представлений, широту общественных позиций и сильнейший отпечаток его субъективных переживаний, огненного темперамента импульсивной натуры, безграничного воображения.
Он не видит в окружающем мире ничего радостного и светлого. 1814). Эскизы для шпалер n n n 1775 – Гойя получает большой заказ на картоны для шпалер. Холст, масло. Среди этих картин был автопортрет Байеу. Кошмары стали реальностью.
Кроме того, «Дом глухого», в то время, когда в нём жил Гойя имел только один этаж, а второй был построен после его отъезда во Францию. Легенда о любви художника и аристократки осталась и не опровергнутой и не подтвержденной. С этого времени заказы на Гойю посыпались со всех сторон.
Художник широко использует контрасты света и тени. Тем было освещено великое множество. Слева, у мольберта, художник рисует свой автопортрет. Например, «Портрет королевской семьи» (1800) изображает Карла IV с его близкими, чопорные и высокомерные лица которых художник даже не пытался приукрасить.
Луч надежды редкий гость в этом царстве мрака. Две фигуры, мужская и женская, застыли в воздухе. Дезастрес (Бедствия войны) n Новая серия офортов Гойи была начата в 1810 году и закончена только в 1820 году. n Гойя был пылок и честолюбив, успехи в высших кругах его манили.
Его обвиняли, что неверно написана грудь, что маха слишком коротконога и пр. 1814. Заказчикам, вознесенным на вершину власти, не было дано понять его разоблачительную силу. Гойе были предъявлены обвинения в безнравственности, но художник избежал наказания, так как влияние инквизиции к началу XIX в. значительно ослабло. В настоящее время большинство искусствоведов склоняется к версии, что на картинах изображена Пепита Тудо, любовница Годоя испанского государственного деятеля, фаворита королевы Марии Луизы и друга короля Карла IV. Эта картина составляет пару с картиной «Маха одетая». Портреты грандов и грандес n В портретах грандов и грандес «маскарадная» тема XVIII столетия продолжается: одна маркиза предстает в виде грандиозной пастушки, другая – в виде музы с лирой в руках старый король Карлос IV – охотником, фаворит королевы Марии-Луизы Годой – победоносным воителем (он сидит на поле боя, небрежно развалясь, как на мягкой кушетке), Ш и даже сама королева, толстая, похожая на хищную птицу, фигурирует в одежде махи.
В 1808 г. «Маха обнажённая» была обнаружена Испанской инквизицией вместе с другими картинами «сомнительного содержания». Тематика гравюр необычна, зачастую понятна только самому художнику. Однако гораздо больше, чем годы учения, значили для него живые встречи с художниками: знаменитый итальянский художник Тьеполо, расписывал в это время плафоны дворца в Мадриде. Грузовик с этой картиной Гойи попал в аварию, полотно было сильно повреждено.
Каждый безумствует по-своему. Уединившись на вилле, Гойя работал. Когда мастеру было 46, он внезапно заболел.
Это не помешало ему написать в 1812 году портрет Веллингтона. Знаменитое произведение Гойи не имеет аналогий в мировой живописи. Ф. Гойя ««Восстание на Пуэрто дель Соль 2 мая 1808 года» (ок. Входя в определенное состояние катарсиса художник, как бы заглядывает по «ту сторону сознания», для того, что бы поведать все смертным истину.
У Гойи не было любимого жанра. Это 14 картин. В 1792 году Гойя серьёзно заболел. Будучи придворным художником, Гойя писал испанскую королевскую семью.
Произведение «Зонтик» – пример раннего творчества художника – привлекает взор игрой красок, каждым мазком, гибкой грацией женщины, сочными и смелыми переливами цветовой палитры, сказочным освещением и какой-то почти музыкальной слаженностью композиции. Изображение двух загадочных мах у Франсиско Гойя – самые известные картины, не считая, конечно, «черных».
Но в творчестве Гойи есть одна особенность, которую не встретишь у других художников. В 1790-х – начале 1800-х годов исключительного расцвета достигло портретное творчество Гойи, в котором звучат тревожное чувство одиночества (портрет сеньоры Бермудес, Музей изобразительных искусств, Будапешт), мужественное противостояние и вызов окружающему (портрет Ф. Гиймарде, 1798, Лувр, Париж), аромат тайны и скрытой чувственности (Маха одетая и Маха обнаженная, обе – Прадо, Мадрид). Началась долгая и кровопролитная партизанская война (герилья).
Близость Гойи к передовым людям Испании наполняла его искусство новым ощущением жизни. Портрет понравился и был благосклонно принят. Расстрел повстанцев 3 мая 1808 года n n Яркий свет фонаря вырывает из мрака ночи повстанцев и исполняющих приговор солдат. Он относится к их портретам с особым бережным вниманием (портреты художника Ф. Байеу, доктора Пераля, общественного деятеля Ховельяноса, поэта Л. Моратина).
Недуг, который сломил художника, до сих пор вызывает бесконечные споры среди биографов и врачей исследующих его болезнь. В 90-х годах Гойя исполняет ряд блестящих по технике и тонких по характеристике портретов, свидетельствующих о расцвете его живописного мастерства (портрет Ф. Байе).
Ожидаемой премии картины Франсиско Гойя не получают. И тогда Гойя предложил дописать его. Текучая и плавная живопись пластична и безупречна. Обычно двойные картины называют «Маха одетая» и «Маха обнаженная» (обе — ок.