Это мои глаза, моя душа. – С 36-37. Дед художника, Довид Еселевич Шагал (в документах также Довид-Мордух Иоселевич Сагал, 1824—. ), происходил из местечка Бабиновичи Могилёвской губернии1617, а в 1883 году поселился с сыновьями в местечке Добромысли Оршанского уезда Могилёвской губернии, так что в «Списках владельцев недвижимого имущества города Витебска» отец художника Хацкель Мордухович Шагал записан как «добромыслянский мещанин» мать художника происходила из Лиозно1819. Не теряя ни секунды, он бросился к мольберту. отчество Хацкелевич) (Chagall Marc), график, художник, театральный художник иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства выходец из России. Но искусство Шагала с самого начала неповторимо самобытно. Так как стипендии хватало, в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей»— дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников.
Затем Шагал поступил в Витебское четырехклассное училище. Сегодня твой день рождения. Но только божество это, разумеется, не Аполлон.
Шагал – настоящая ведетта, вроде, ну скажем, Чаплина. Шагал быстро вошел в круг парижского литературно-художественного авангарда. Скорбная еврейская серьезность смыкается здесь с простодушной серьезностью французского примитива (Раиса Мартинен, Шагал или Чарующая буря, 1948). Ты так и набросился на холст, он, бедный, задрожал у тебя под рукой. Картина сама по себе не содержит ответа, а обращаться за изустными комментариями к самому творцу (если бы он пожелал их дать) я не намерен.
С 1950-х гг. Именно к нему направляется повитуха, несущая малыша в тазу. Свою картину Марк Шагал написал в 1938 году, практически сразу после «Хрустальной ночи». Искусствоведы считают, что эта деталь олицетворяет самого бога, но это неточно. В Москве Шагал написал ряд больших настенных панно для Еврейского Камерного театра, тем самым сделав первый значительный шаг к монументальному искусству. Всё сказанное относится и к творчеству Марка Шагала. Теперь они оба взлетают вверхи парят под потолком. Геометрия не вытесняет из его картин живых персонажей.
И вот их-то я учил рисованию. В 1917 году Шагал снова уехал в Витебск. Автор иллюстраций к Мёртвым душам Н. В. Гоголя (офорт, 1923-27) и Библии (литография, 1931-36), ряда декоративных произведений (панно для Камерного еврейского театра в Москве, 1920, ГТГ роспись плафона Гранд-Опера в Париже, 1964). Шагал подтвердил подлинность панно, подписав их.
У художника появились последователи. От отправки на фронт художника спасла служба в петроградском Военно-промышленном комитете. Свою художническую биографию Шагал начал с картины «Покойник».
Обратите внимание на белый луч – он пересекает картину сверху вниз. И это — какой-то вопль, какой-то клич, в этом и есть подлинный пафос.
На картине «Автопортрет с семью пальцами» он изобразил себя в образе чудаковатого творца, сидящего перед мольбертом: за его спиной через окно виднеется Париж и Эйфелева башня. Он говорил о любви художника к родному Витебску: «Кажется, вся история мировой живописи не знала художника, настолько привязанного к своему родному городу, как Шагал». На картине есть толпа с красными флагами и флаг Литвы того времени. У него был один брат и пять сестёр13.
Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже. В 1922-м году он награвировал серию офортов, призванных стать иллюстрациями к его автобиографии «Моя жизнь» (папка с гравюрами «Моя жизнь» была издана в 1923 году). Тем не менее, все ирреальные образы – скрипачи на крыше, зеленые коровы, головы, отделенные от туловищ, летающие в небе люди – не произвол безудержной фантазии, они содержат в себе четкую логику, конкретное «сообщение». Тогда по приглашению Нью-Йоркского музея он переехал вместе с семьёй в Америку. Однако в целом это видение поражает и подчиняет внимание.
И вот мы оба, в унисон, медленно воспаряем в разукрашенной комнате, взлетаем вверх. Первой женой выдающегося деятеля искусств была дочь ювелира Белла Розенфельд. Произведениям Шагала присущи ирреальные пространственные построения, яркая эмоциональность цветового строя, выразительный, мягко-живописный рисунок (Я и деревня, 1911, Музей современного искусства, Нью-Йорк Над Витебском, 1914, собрание Зак, Торонто).
Но создать настоящую семью с ней не получилось, они расстались через три года. В 1920году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. Здесь он жил, работал и творил свои бессмертные произведения вплоть до 1941 года.
В небе горестно причитают евреи. Решено. Он снял мастерскую в знаменитом прибежище парижской богемы «Ла Рюш» («Улей»), где в те годы жили и работали многие молодые художники-авангардисты, преимущественно эмигранты: А. Модильяни, О. Цадкин, чуть позже – Х. Сутин и другие.
В 1967 году в Лувре состоялась выставка произведений Шагала, объединенных в цикл «Библейские образы». («Адам и Ева», 1912, Художественный музей, Сент-Луис, США). Монументальные работы Шагала как на религиозные темы, так и посвященные театру, стилистически близки к «Библейским образам», но специфика техники – светоносность витражей, тусклое мерцание мозаики, глубокие тона ковров – давала художнику дополнительные возможности. В 1909 году были написаны созданные под влиянием неопримитивистской стилистики произведения «Портрет моей невесты в черных перчатках» и «Семья». – М. : Геликон, 1918. Одна из самых известных работ художника, созданная им в 1918 году.
Там находилась единственная в России академия художеств, куда Моисей собирался поступить. Босоногие, они галдели наперебой: «Товарищ Шагал. Художественные приемы Шагала основаны на визуализации поговорок на идиш и воплощении образов еврейского фольклора. В ту же серию попали картины «Двойной портрет» и «Над городом». Марк Шагал (Мойше Сегал) родился в еврейском пригороде Витебска 6 июля 1887 года. Творение Шагала, в котором воплощено видение художником современного для него мира.
Это его понимание любви и семьи. Прелестна эта манера класть краски, то, что называется фактурой. К середине 20 века его авторитет художника – живописца, графика, мастера театрального искусства, а также декоративной керамики (которой он занимался с 1950) – получил мировое признание. Автор материала – Людмила Васильевна Короткина Вступление. Малевич считал, что Шагал недостаточно «революционен».
И эта признанность может считаться вполне заслуженной. В картине преобладает цветовая гамма, со взятым за основу цветом слоновой кости. Тея Брахман была образованной и современной девушкой, несколько раз она позировала Шагалу обнажённой. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары»1. В 1948 он окончательно перебрался во Францию.
В предвоенные и военные годы одной из ведущих тем его искусства стало распятие («Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Желтый Христос»). В то время он был в Европе. В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по-русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция»25. Шагал Марк Захарович (Chagall) (7 июля 1887, Витебск, Витебская губерния, Российская империя (нынешняя Витебская область, Беларусь) — 28 марта 1985, Сен-Поль-де-Ванс, Прованс, Франция), российский, белорусский и французский художник и график. Стой, не двигайся.
Он мечтал вернуться в Париж с женой, но Первая мировая война разрушила его планы. Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). В 1927-м возникла серия гуашей «Цирк Воллара» с ее сквозными для всего шагаловского творчества безумными образами клоунов, арлекинов и акробатов.
Там синее небо, облака зовут нас (Белла Шагал, Горящие огни). Наоборот, вокруг буквально кипит жизнь. Общество и критики очень высоко оценили представленные работы.
Белла стала главной женщиной в жизни Шагала и главной музой. Ползал и подбирал.
Через некоторое время в Эрмитаже были представлены гравюры Шагала. Горят синагоги, дома, бегут, спасаясь, люди. Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», «Молящийся еврей», которые вывели Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры.
Мы общаемся в них с высочайшими и глубочайшими умами (хотя бы эти умы и выражались подчас в очень несуразных, странных формах, а то и просто снисходили до шутки, до балагурства). Шагал сотрудничал также с театром «Хабима», который в то время возглавлял Е. Вахтангов. В том же 1973 году Шагал впервые после эмиграции посетил Россию (Ленинград и Москву), где к приезду художника была открыта выставка его литографий, а также были извлечены из запасников и отреставрированы настенные панно, выполненные в 1920 году для фойе Еврейского камерного театра и считавшиеся утраченными. В Берлине художник обучился новым для себя печатным техникам – офорту, сухой игле, ксилографии. Вытянулся, поднялся и поплыл под потолком. Разумеется, учиться на нелегальном положении было трудно. Счастье написано на лицах этих двоих.
Это уже своего рода мировая consecration. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаМарк ШагалГоды жизни: 06 июля 1887 — 28 марта 1985Страна рождения: Белоруссия (Беларусь)Сфера деятельности: ХудожникРодители Марка Шагала мечтали, чтобы сын был бухгалтером или приказчиком. Но прежде всего Шагал был живописцем. «Прогулку» трактовали и как побег от реальности, которую собой тогда представляла революция.
Этот невиданный скачок в истории человечества опосредованно отразился на развитии искусства. Скопив денег, Шагал, ничего не сказав родителям, уехал в Санкт-Петербург.
Он приподнимается и плывет уже гдето под самым потолком. Эфрос А. и Тугендхольд Я. Искусство Марка Шагала. С женщиной, подарившей ему дочь Иду, Марк прожил долгую и счастливую жизнь. Можешь не рассчитывать». Только сострадание Иисуса смягчает и приглушает боль. Неподалеку от нее, как видение, возникает православная церквушка, а перед ним на мольберте – «Россия, ослы и другие», одна из лучших его картин, которую также показывали в Салоне.
А сам Шагал написал: «Художнику надо иногда быть в пеленках» – видимо имея ввиду, что внешний мир не должен рубить творцу его мирный полет фантазии. Или же сделана попытка обличения виновника бесчисленных бед. Родители поженились в 1886 году и приходились друг другу двоюродными братом и сестрой1415. Как решить задачу, я не знаю. В 1910-14 жил в Париже, где испытал влияние кубизма. Творение проникнуто настроением праздника. То, что рисует художник, похоже на фрагмент из русской жизни.
В 1973 году Шагал приезжал в Москву и Ленинград, где навестил своих сестёр. Общая окраска искусства Шагала – жизнеутверждающая. Затем выставка Шагала прошла в Русском музее. Товарищ Шагал. » Только глаза их никак не улыбались: не хотели или не могли». Пара изображена на возвышении, дома остались внизу. Семье Шагалов с 1890 года принадлежал деревянный дом на Большой Покровской улице в 3-й части Витебска (значительно расширенный и перестроенный в 1902 году с восемью квартирами на сдачу)20.
Авторы -Абрам Эфрос и Яков Тугендхольд отмечали искренность и «детскую вдохновенность» его искусства. – С. 11. Это полотно стало одной из первых шагаловских вариаций сюжета о рождении Христа: «святое семейство», глава которого прячется под кроватью, приветствуют шумные родственники-волхвы, приносящие дары. Считали же иные что все беды, обрушившиеся на человечество за долгие века христианской эры, — прямые плоды того учения, которое, проповедуя милость и любовь, на реальном опыте повлекло за собой более жестокие и злобные последствия, нежели все, ему предшествовавшее. Эти полотна представляют лишь малую часть обширной серии его работ периода Первой мировой войны.
Картины Шагала в это неспокойное время были особенно остросюжетными и реалистичными. Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф (У времени нет берегов, 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Характерны мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма (Ворота еврейского кладбища, 1917, частное собрание, Париж).
Но и эти красочные прелести отнюдь не аполлонического происхождения. Она молчит, я тоже. (Государственный Русский музей представляет). Всемирная слава Шагала прошла мимо России. ВОПРОСЫ К ВСТУПЛЕНИЮВ какую эпоху жил Шагал.
Позднее он писал: «Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал». Спустя шесть лет после первой встречи, 25 июля 1915 года, они поженились. Петрова Е. Память о Марке Шагале в России //Марк Шагал. Но одно, во всяком случае, остается бесспорным.
Какую известную книгу он написал. Марк Захарович Шагал, картины которого уже стали широко известны, был освобожден от военного призыва. Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» (Суббота, 1910, Музей Валльраф-Рихарц, Кёльн). В этом был весь Марк Шагал. Книга в переводе на французский язык увидела свет в Париже в 1931 году. С 14 лет он обучался рисованию у витебского художника Юделя Пэна.
Шагал Марк Захарович (наст. Разлетались красные, синие, белые, черные брызги. Шагал удостоился премии Карнеги. Двери престижного учебного заведения так и не открылись перед гением.
Здесь молодой художник сближается с мастерами французского авангарда, поэтами и живописцами. Центральными работами парижского периода стали «Я и моя деревня», «России, ослам и другим», «Автопортрет с семью пальцами» и «Голгофа». В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» / «Голгофа» /, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк) – принцип, которому он остался верен до конца жизни.
В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию. Учился в Петербурге у Л. С. Бакста и др. Ее описывают как любого еврейского путешественника или даже как пророка Илью. Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке). Мне хочется выделить одну из картин на настоящей выставке Шагала.
Однако он стал художником с мировым именем, когда ему не исполнилось и 30 лет. Эренбург И. О Марке Шагале //Декоративное искусство СССР, 1967, 12. (1907-09). На бледном лице сияют глаза.
– Ведь всё созданное им неразрывно граничит с любимым им Витебском». В августе 1910 года Марк уехал в Париж. Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги — отец швырнул их под стол. Эта картина демонстрирует его наиболее ярко. Большие, выпуклые, чёрные.
Именно в эти годы и в последовавший затем «русский период» сложились основные принципы искусства Шагала, проходящие через все его творчество, определились постоянные символические типы и персонажи. Однако грязноватый, мрачный колорит картины напоминает скорее «Едоков картофеля» Ван Гога, чем традиционную религиозную живопись. Быть может, эта картина означает и поворот в самом творчестве Шагала, желание его отойти от прежних соблазнительных потех и в таком случае можно ожидать от него в дальнейшем других подобных же откровений.
В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958 витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961 собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970 собора в Реймсе, 1974 церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981 и др. ). Со временем на первый план выходит тема страстной любви художника к своей первой жене – Белле Розенфельд (Над городом, 1914–1918, Третьяковская галерея, Москва).
Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк. Не только главные герои, но и все элементы образа парят, слагаясь в созвездия цветных видений. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять. Все те работы, что написал в Улье Марк Шагал (картины с названиями: Скрипач, Голгофа, Посвящение моей невесте, Вид Парижа из окна), стали его визитной карточкой. Вот коснулся губами моего уха и шепчешь.
Открылись возможности и тайны, вечно хранимые Вселенной. Он заставляет нас воспринимать Христа уснувшим, а не умершим. Его искусство кажется подчас фантастическим, странным, причудливым. Нам хочется на волю, сквозь оконные стекла. Ему предложили преподавать в детской колонии имени III интернационала.
Она стала одной из лучших в коллекции художника. Она смотрит— о, её глаза. Тогда картина наверняка не привлекла бы такое внимание.
После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. В «Двойном портрете» Белла сидит на плечах мужа и готовится к прыжку, а в картине «Над городом» они уже парят в небе вдвоем. Это был первый объект классической архитектуры, который украсил художник-авангардист. Кроме русского искусства (включая иконопись и примитив) и французского искусства начала 20 века, одним из определяющих элементов этой системы является самоощущение Шагала, неразрывно связанное для него с призванием. Искусство Шагала представляет собой поэму в красках и линиях. Детство Мойши, как его первоначально нарекли родители, прошло в городе Витебске. Занимался ли Шагал литературным творчеством.
У его ног горит семисвечный светильник. В 1910 голу Шагал уезжает в Париж. Меняется лишь расположение этих разнообразных элементов и меняется формат картины.
Ты мой второй Витебск. ». Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887. Его картины выставлялись с работами современных художников из разных стран.
Он запрокидывает голову женщины и очень нежно шепчет ей чтото на ухо. Один из самых известных представителей художественного авангарда XX века. Перед нами двое – женщина и мужчина. Это всё, что я могу наскрести. Его знаменитые произведения рассеяны по всему свету.
И, как показала дальнейшая жизнь, он выбрал верный путь. В центре картины произошло настоящее таинство — только что родился человек. И я понял: это моя жена. Две эти картины – «Над городом» и «Прогулка» – которые чаще всего и ассоциируются с творчеством Шагала, относятся к периоду времени между 1914 и 1918 гг. Одна из первых работ мастера в стиле кубизма. Картину можно рассматривать очень долго и каждый раз добавлять к увиденному новые детали.
Его освещает яркий луч света. Был издан хорошо иллюстрированный каталог со статьями деятелей культуры. Спустя несколько лет Белла умирает от заражения крови.
Следует ли толковать присутствие Христа, как луч надежды.
Столица империи представлялась ему землей обетованной. На их глазах вспарывали животы изнасилованным сестрам. Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. 24 Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. Им так хочется вылететь прямо сквозь стекла в огромный мир, не знающий границ.
С 1922 жил сначала в Берлине, затем в Париже. Или перед нами искупительная жертва. Сам знаешь. Однако самый смысл представленного символа мне непонятен. Как жадно они рисовали. Для творчества Шагала характерно остросубъективное восприятие действительности.
Им больше никто не нужен. – С. 34.
Им хорошо вдвоем, они наслаждаются обществом друг друга. Вверху видны герои Ветхого Завета, они в большом недоумении и плачут. Особенно отчетливо авангардная направленность проявилась в графике тех лет («Движение», 1921, тушь, Центр Помпиду, Париж) и в произведениях, связанных с театром: в панно «Еврейский театр» (1920, Третьяковская галерея, Москва) разработана сложная символика, включающая элементы еврейской традиции, зашифрованные комментарии к театральным закулисным событиям, декларацию Шагала о задачах еврейского театра. Шагал работал преимущественно как монументалист и график. Художник предложил три своих полотна: «Моей невесте посвящается», «Голгофа» и «России, ослам и другим». Последовавший затем «русский период» (1914 – 22) был временем обобщения накопленного опыта.
У ног Иисуса стоит зажженный семисвечный светильник. Если до приезда в Париж творчество Шагала перекликалось с живописью Ван Гога и было близко экспрессионизму, то теперь оно впитывает сначала влияние фовизма, а затем кубизма и футуризма. Ты закружил меня в вихре красок. С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле.
Безысходная нищета. Вот запрокинул голову и повернул к себе мою. Он также был автором биографических книг, особенно известна «Моя жизнь», которую он написал ещё в молодости. Его стихи – это лирические думы и воспоминания.
Иисус показан как символ страданий всего человечества. Экспозиция включала 34 картины на холсте и 160 рисунков на бумаге. «С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня.
Нынешняя выставка (открытая в галерее Май, 12, рю Бонапарт) лишний раз подтвердила во мне мое отношение к искусству Шагала (я был одним из первых, кто четверть века назад оценил это искусство) и в то же время она рассеяла прокравшееся в меня сомнение не снобичен ли Шагал не стал ли он шарлатанить, не превратился ли он, толкаемый к тому успехом, в банального трюкиста, который торгует тем, что когда-то давало ему подлинное вдохновение. В 1973 году в Ницце был открыт заложенный в 1969 году Национальный музей «Библейские образы Марка Шагала». В 1910 году Шагал впервые участвовал в выставке студенческих работ в редакции журнала «Аполлон». – С. 28.
«Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником или был бы совсем другим художником», – сформулировал он свою позицию в одном из эссе. С 1950-х гг. Во Франции Шагал открывает для себя красоту природы южной Франции – красочные букеты и цветущие деревья отныне становятся неотъемлимой частью его живописи. А еще «Прогулка» стала частью триптиха. Мовша Хацкелевич (впоследствии Моисей Хацкелевич и Марк Захарович) Шагал родился 24июня (6июля)1887 года в районе Песковатика на окраине Витебска, был старшим ребёнком в семье приказчика Хацкеля Мордуховича (Давидовича) Шагала (1863—1921)910 и его жены Фейги-Иты Менделевны Черниной (1871—1915)11112. Мы бросили бы на нее лишь один взгляд, не более того. Высылать ничего не буду.
Эти персонажи взяты художником не "с натуры", а из собственного духовного мира. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально. Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы.
Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Запрещено публиковать комментарии, содержащие оскорбления личного, религиозного, национального, политического характера или нарушающие иные требования законодательства РФ. Но вот эта новая демонстрация упражнения с ограниченным количеством реквизитов не только меня не огорчила, но она пленила меня, а, главное, не получилось от этого сеанса впечатления трюкажа или хотя бы до полного бесчувствия зазубренного фокуса. В какую страну он уехал учиться и жил там, начиная с дореволюционных лет.
Только с конца 1980-х появились статьи о творчестве Шагала. Там он проучился 2 месяца. За эти годы Шагал оформил спектакль «Вечер Шалом Алейхема» по его одноактным пьесам «Агентн» («Агенты»), «Мазлтов. » («Поздравляем. ») и выполнил несколько живописных панно для фойе театра. Там было человек пятьдесят сирот. Эренбург И. О Марке Шагале //Декоративное искусство СССР, 1967, 12.
116. Источник сюжетов большинства произведений Шагала – еврейский местечковый быт, трактованный в наивно-поэтическом и гротескно-символическом, фантастическом духе. Внизу горит дом, огромный язык пламени тянется ввысь.
Первый период пребывания в Париже (1910 – 14) сыграл важную роль в творчестве Шагала: художник соприкоснулся с новыми художественными направлениями из которых кубизм и футуризм оказали на него прямое влияние в еще большей степени можно говорить о влиянии атмосферы художественного Парижа тех лет.
На его левой руке, указывающей на полотно, семь пальцев. Кисточки окунались в краски.
Но запомни: денег у меня больше нет. Люди в панике. Несомненно и то, что поводом к созданию этого видения были реальные события. Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала.
Их переполняют эмоции. В 1916 году у них с Беллой родилась дочь Ида. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни31. Почему не быть и такому искусству, почему не тешиться им.
В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. Непонятны и разные другие символы (непонятны именно в качестве символов), что разбросаны по картине. – СПб. : Palace Editions, 2005. Тематика и стилистика Шагала разнообразны – от этюдов Витебска и портретов близких до символических композиций («Мать на диване», 1914, частное собрание «Лежащий поэт», 1915, галерея Тейт, Лондон «Над городом», 1914 – 18, Третьяковская галерея, Москва) от поисков в области пространственных форм («Кубистический пейзаж», 1918 «Коллаж», 1921, обе – Центр Помпиду, Париж) до работ, где главную роль играет символика цвета, в которой чувствуется влияние еврейской традиции и впечатления от произведений древнерусского искусства («Еврей в красном», 1916, Третьяковская галерея, Москва).
Шагал создал фрески для фойе театра «Уотергейт» в Лондоне (1949), керамическое панно «Переход через Красное море» и витражи для церкви в Асси (1957), витражи для соборов в Меце, Реймсе и Цюрихе (1958 – 60), витражи «Двенадцать колен Израилевых» для синагоги медицинского центра «Хадасса» в Иерусалиме (1960 – 62), плафон в «Гранд-опера» в Париже (1964), мозаичные панно для здания ООН (1964) и «Метрополитен-опера» (1966) в Нью-Йорке и другие. Однако это не значит, что кроме роженицы и повитухи, художник никого не изобразил. Так, само расположение витражей в синагоге Хадассы – четыре группы по три витража в каждой – продиктовано расположением двенадцати колен Израилевых вокруг Скинии завета на привале в Синайской пустыне, а цвета использованные в витражах, определяются цветами 12 камней (по числу колен), украшавших одежду первосвященника.
Я все еще держала цветы. Неслучайно он детально прорисовывает все подробности. В 1913 году Шагал оказался в Париже, где готовился к выставке в Салоне Независимых (французском объединении художников, к которому в разное время примыкали Хуан Миро, Анри Матисс, Александра Экстер, Винсент ван Гог). Жить в северной столице пришлось на грани нищеты, перебиваясь случайными заработками. Шагал просто остался верен себе, а иначе он творить не может.
— я тоже. В 1914 году художник возвратился в Витебск, где застал начало Первой Мировой Войны. Для создания цикла иллюстраций к роману Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» в 1923 году Марк Захарович переехал в Париж. В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж1, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ).
Писатель вспоминал известную фразу Шагала из его книги «Моя жизнь»: «О Париж. Поражает уникальность стиля живописца. Вып. Как утверждал он сам, вдохновение приходит на несколько минут, важно его не упустить.
Эту картину очень ценит папа Римский Франциск. По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Белоруссии, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался»27. Произведения Шагала находятся в крупнейших музеях мира. Дополняли сценические сюжеты силуэты Эйфелевой башни и витебских домов.
В Сен-Поль-де-Ванс художник скончался 28. 03. 1985. Набрасывались на краски, как звери на мясо. – обращался Эренбург к читателям. В своей книге «Моя жизнь», Шагал описывает этот период так: «Захватив двадцать семь рублей — единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем.