По раздутым щекам и крыльям можно предположить, что это — символветра. Картины столь больших размеров не были новы для особняков высокопоставленных лиц. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. В 1815 году «Весна» попала в Уффици и находилась там в запасниках (. ) вплоть до 1853 года, когда ее передали в Академию живописи для изучения молодыми художниками. «Надо приковать свой взор к Венере, – пишет Фичино, – сиречь Гуманности.
Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Очень вероятно, что Боттичелли проиллюстрировал здесь неоплатоновскую диалектику любви – путь от любви земной к любви божественной. На самом деле это несколько противоречит истине. В 1482 году, после возвращения во Флоренцию, художник по непонятным причинам долго дорабатывал «Примаверу», с грустью вспоминая близких ему людей.
В верхнем правом углу картины видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. И как замечательно оживают и становятся настоящими цветами вышитые узоры ее платья (например, на ее вороте), напоминая зрителям, о каких реальных вещах повествует эта красивая сказка. Есть версия, что это вовсе не кличка, а имя кума отца Сандро. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. В «Примавере» Боттичелли достиг единства реального и поэтического.
Тут полезно напомнить, что слово «грация» относится в итальянском языке не только к красоте, но и к доброте, милосердию. В центре «Весны», немного сзади других фигур стоит богиня Венера, хозяйка сада любви. Каково же содержание картины.
Мы бы и не догадались, что это Венера, если бы над ее головой не парил в воздухе Амур с луком и огненной стрелой (Амур – сын Венеры). Вовсе это не блистательная красавица богиня, привыкшая повелевать. Дружба, любовь, зарождение жизни (тема образа Флоры), опека (символ жеста Венеры), восхождение мысли в заоблачные выси (тема Меркурия) — все образы представлены художником в тесной взаимосвязи.
Кроме того, большое число людей считает, что прозвище пришло от брата-ювелирщика Антонио. Воспылав страстью к нимфе Хлорис, он насильно берет ее в жены. В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). А с правого края художник изобразил и себя. Боттичелли сделал его охранником сада, снабдив мечом. В заключение хочется сказать немного и о таких сторонах содержания «Весны», которые были ясны лишь наиболее образованным современникам художника.
Заметим, что все эти грани содержания не отрицают, а скорее дополняют друг друга. В центре картины Боттичелли помещает богиню садов и любви Венеру изображение которой, согласно принятой тогда иконографии, скорее напоминает Мадонну. Движением правой руки, словно остановленным в воздухе, благословляет Венера группу Граций. Цепко схватил он бегущую влево нимфу. Одним из источников сцены, которую изображает «Весна» Боттичелли, являются Фасты Овидия – поэтические описания древнеримского праздничного календаря. Это – гимн и природе и человечеству.
Мы смотрим на них то чуть сверху, то чуть снизу. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Богиня любви — в фате замужней женщины посреди апельсиновой рощи (апельсин – символ целомудрия) и, как бы, в арке из мирта и лавра, удерживаяправую руку в благословляющем жесте. Первоначально «Примавера» вместе с «Рождением Венеры» находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо, о чем свидетельствуют описи, проведенные в 1498, 1503 и 1516 годах. Сад Венеры охраняет находящийся слева Меркурий. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Центральную занимает образ Венеры – богини любви, благословляющей все происходящее вокруг.
На самом деле это богиня цветов и растений Флора. Всё это создает мечтательную, меланхолическую, завораживающую атмосферу. Развертывая данный контекст, ученые утверждали, что работа флорентийского художника отражает идею о порождении красоты светом божественной любви и о созерцании этой красоты, ведущем от земного к сверхземному. Средняя Харита (возможно, Ефросина) смотрит на Меркурия.
Его рука рядом с плодом, висящим на дереве, – мотив, традиционно ассоциировавшийся с Древом Познания. Здесь мы можем увидеть поляну в апельсиновом саду. обе выполнены с грацией и выразительностью». Её основную роль на картине можно определить по тому, что Венера стоит в центральной части отдельно от всех. Согласно одной из теорий, Лоренцо заказал портрет, чтобы отпраздновать рождение своего племянника Джулио Медичи (который однажды станет Папой), но передумал после убийства отца Джулио, его брата Джулиано, вместо этого картину завершили в качестве свадебного подарка Лоренцо Пополано, который женился в 1482 году.
Картина украшала прихожую находившейся там комнаты Лоренцо ди Пьерфранческо. Сожалея о абсолютном насилии, Зефир превращает нимфу в богиню цветов и растений Флору.
Нашей целью было творческое переосмысление работы Сандро Боттичелли «Весна». Фигуры расположены волнообразно. Задумал Зефир насильно взять её в жены и преследовал постоянно. Но при этом ритм линий – поразительный, формы – изысканные, цвета – нежные. Ещё два года в учениках и Сандро ушёл в самостоятельное плавание.
Вас поразит русалочья лукавость, почти холодность прозрачного взора юной богини. Венера и ее спутницы грации – это символы второго месяца весны – апреля. Чем же так примечательна эта картина, созданная художником более 500 лет назадв 1478 году. Но давайте попробуем. В 1475 году на одном из таких турниров на площади Санта-Кроче присутствовала и юная красавица Симонетта Веспуччи, а участник турнира Джулиано Медичи, посвящая ей свою победу, нес штандарт, выполненный по рисункам Боттичелли, с изображением Афины имевшей портретное сходство с Симонеттой. В палаццо Медичи и на вилле в Кареджи вечно играла музыка, звучали стихи, велись философские беседы, в которых принимали участие Лоренцо, Джулиано и самые выдающиеся представители своего времени: философ Марсилио Фичино, гуманист Пикоделла Мирандола, поэт Анжело Полициано, художники и скульпторы: Перуджино (будущийучитель Рафаэля), Гирландайо (будущий учитель Микеланджело), Андреа Верроккьо (учитель Леонардо), Сандро Боттичелли Они называли себя членами «Платоновской академии» — вольного общества людей, любивших античную культуру.
И вот таким образом очень сложно рассказать, что же здесь происходит, выстроить сюжет. Стройные тела фигур «Весны» выглядят чуть удлинёнными, а куполообразные животы женщин соответствуют тогдашнему идеалу красоты.
Воплощением гуманности Фичино считает богиню Венеру. Почти как и все великие люди, Боттичелли был забыт на несколько веков после своей смерти. «Весну» связывали также с морализирующим гороскопом, составленным Фичино для Лоренцо ди Пьерфранческо: ему рекомендовалось избрать в качестве путеводителя в самосовершенствовании планету Venus-Humanitas (человечность), наделенную всеми нравственными достоинствами и указывающую путь к высшим сферам. Художник дважды показал на картине Флору — Хлорис. Конечно, Боттичелли внёс в картину своё видение мира.
Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Всё потому, что картины были рассчитаны на образованных людей, на философов, умевших дойти до сути произведения. Композиционно произведение напоминает балет и держится на каком-то музыкальном ритме, например, 3131, если рассматривать «Примаверу» справа налево. С этого времени и начала расти ее всемирная известность.
Их окружает темный фон зелени, который перемежается дробным ритмом цветов и орнаментов. Мгновения, как и линии, перекликаются между собой, но не связываются, а разобщаются. Вот в правом верхнем углу видна голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Третья справа фигура – это уже превращенная Хлорис в ее новом облике.
Так, например, средняя Грация еще движется в хороводе подруг, но уже забывает о нем, погруженная в созерцание Меркурия. Флорентийцев околдовала эта история, весь город стал считать Симонетту своей королевой. Кажется, будто это просвечивают сквозь ткань цветы, растущие на лугу. Такие подарки были в то время обычным явлением1.
Город оплакивал свою королеву, безутешен был иДжулиано. Мир изображенный на картине Боттичелли, необычен и загадочен. Они верили, что человеческое могущество почти подобно божественному. Она показана простой, тихой и скромной. Еще выше, над Венерой изображен путто (или Амур) – ее сын с завязанными глазами, направляющий стрелу в одну из граций. Сказочные деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами. В той же комнате находились ещё две картины: «Паллада и кентавр» (1482—1483) Боттичелли и «Мадонна с Младенцем» неизвестного автора.
Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам. Философские версии связаны с неоплатонизмом. Тема композиции — весна с сопутствующими ей античными божествами.
Весна, 1482 На картине изображена поляна в апельсиновом саду («Сад плодовитый цветёт на полях»). Мы смотрим на них – то чуть сверху, то – чуть снизу. В 1464 мастер начал учиться у художника Филиппо Липпи. Венера, уже изображалась на картине этого же художника «Рождение Венеры».
Позы Харит напоминают позы дочерей Иофора с фрески Боттичелли «Сцены из жизни Моисея» в Сикстинской капелле. Далее идёт главная фигура картины – богиня Венера. Справа бог ветра Зефир бурно стремится вслед за нимфой Хлоридой.
Композиционно полотно делится на три части. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas). И для этого у нее было все: она была красивой, знатной и замужней женщиной и умерла молодой (в 23 года от туберкулеза). Согласно Овидию, Зефир также дарит «Весне» чудесный сад, наполненный растениями и цветами, в котором никогда не бывает зимы. Она не просто богиня любви и красоты. Далее, взявшись за руки, танцуют три хариты – три сестры, богини веселья и жизни (Аглая, Ефросина и Талия). Боттичелли призывает обуздать свои «дикие» желания, влечения, которые ассоциируются с Зефиром, отказаться от них и так получить бессмертие.
В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью» Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743. Эффект усиливался благодаря высокому расположению картины. Это принесло ему славу, власть и еще большее могущество. Грации держатся за руки в своём танце, а их лёгкие одежды развеваются в такт движениям. Боттичелли дважды показал на картине Флору-Хлорис. Древнеримский поэт Овидий в поэме «Фасты» писал, что апрель назван по имени Афродиты (греческое имя Венеры).
Флора стоит рядом с Венерой и сеет розы, цветы богини любви. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Картина написана на основе древнеримской мифологии. Не правда ли, похоже на перевод имени Хлорис. И, конечно, это породило особое искусство. Картина продолжительный период времени висела в особняке Медичи во Флоренции.
«Читаем картину справа налево: Зефир, колючий ветер марта, похищает и овладевает нимфой Клорис, на которой позже женится и превращается в божество она становится богиней весны, вечной носительницей жизни и рассеивает розы по земле». Происхождение картины несколько туманно. Слева — три Грации и Меркурий, жезлом-кадуцеем, отгоняющий тучи.
Эффект усиливался благодаря высокому расположению картины. Там же есть и три грации – свита богини Венеры, – кружащиеся в танце. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Именно здесь появились новые идеи, в основе которых – мудрость древних греков, Платона, Пифагора, Гомера и Вергилия, обращенная к земному миру человека, к его духовным исканиям (вопреки схоластическим учениям теологов средневековья).
Картина Ботичелли «Весна» по-прежнему остается одним из самых удивительных произведений живописи не только эпохи Возрождения, но и всех последующих времен. Над ней парит неизменный спутник – амур с завязанными глазами, с луком и стрелой. Все персонажи картины реалистичны и вместе с тем необычайно поэтичны.
«Весна» была начата, когда Боттичелли вернулся из Рима, где создал ряд фресок на стенах Сикстинской капеллы. Не зря они знали толк в торговле, вот и кличку брату дали соответствующую. Согласно Гесиоду, это Аглая («Сияющая»), Ефросина («Благомыслящая») и Талия («Цветущая»).
Однако центральное положение на картине занимает не Флора, а другая героиня – Венера. Архитекторы, скульпторы и художники создавали ошеломляющие шедевры по заказу Медичи. Эпоха Возрождения культуры, к живописным шедеврам которой относится картина Боттичелли «Весна», наиболее ярко проявилась на севере Италии, в крупных культурных центрах – Флоренции, Венеции. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору – у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Что-то призывно влекущее скрыто в гордой открытости этой белокурой девушки. Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту.
Ученые много спорят об именах и различиях Граций у Боттичелли оказывается, что одну из Граций в XV веке итальянцы часто называли «Вердура» (зелень, молодость). Быть живым, смертным, чувствующим испытывать разные переживания (страх и наслаждение), даже ценой отказа от Божественного бессмертия – на мой взгляд, это и есть основной скрытый смысл послания Боттичелли. В 1537 она была перевезена в Кастелло.
Боттичелли воплотил диалектику через композицию. Движение в картине устремлено справа налево. Вся она усеяна цветами («земля-искусница пышный Стелет цветочный ковер»). Движения и жесты в картине, как будто, сразу забываются как теми, кто их совершает, так и теми, к кому они обращены. Картина Сандро Боттичелли «Весна» была свадебным подарком Лоренцо Медичи его троюродному брату Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Три персонажа первой группы: бог западного ветра Зефир, рядом с которым деревья гнутся без плодов Зефир преследует Хлориду изображённую в момент превращения во Флору— у неё изо рта уже разлетаются цветы и сама богиня цветов Флора, щедрой рукой разбрасывающая розы («цветы на путь рассыпая, Красками все наполняет и запахом сладким»). Здесь он провёл три года, а потом перешёл в мастерскую Андреа Верроккьо.
В центре картины — Венера богиня любви и парящий Купидон. И как поэтично показано превращение. Изображение Боттичелли прекрасной триады — само воплощение танца. Художник, живший по соседству с семьей Веспуччи, считал, что в Симоннетте воплотился идеал красоты.
Венерунекоторыепоэты прямо отождествляли с Флорой. Мастер сотворил её для своего друга Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи. Месяц считался концом весны и началом лета. Позы Харит напоминают позы дочерей Иофора с фрески Боттичелли «Сцены из жизни Моисея» в Сикстинской капелле. Последнюю группу образует Меркурий с его атрибутами: шлемом, крылатыми сандалиями и кадуцеем.
Зефир (он справа) – темный и страшный, демонический искуситель. Прекрасные грации нуждаются в охране и её им обеспечивает Меркурий, что находится слева. Он назван так в честь матери Меркурия — Майи. Неудивительно, что есть множество трактовок картины. Следующие четыре персонажа Боттичелли взял из поэмы Овидия «Фасты» – это Хлорида (или Хлорис) и Харита (или Грация).
Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. В 1537 она была перевезена в Кастелло. Боттичелли, при создании «весны», вдохновлялся работамиФилиппо Липпи, чей стиль и художественные методы были унаследованы от периода поздней готики. Примерно в 1478 году Боттичелли создает картину «Весна», немыслимую и невероятную. «Весна» Боттичелли, однако, специфична тем, что является одной из первых сохранившихся картин послеантичного периода, на которой древние боги изображены почти голыми и в натуральную величину.
Жест заботливый, опекающий. В нем он призывает строптивого молодого человека устремить взор на Humanitas («гуманность», «человечность») как высшую добродетель. А обвинение Савонаролы в ереси (что, как вы понимаете, равно приговору к смерти) и вовсе поставило под сомнение моду на Боттичелли. Яркий пример: картина Перуджино (учителя Рафаэля) «Апполон и Марсий» и скульптура Антонио дель Поллайоло «Геркулес и Антей», украшавшая комнату Джулиано.
Можно заметить, что фигуры немного удлинённые, а у женщин несколько куполообразные животы, что в принципе отвечает нормам красоты того времени. Но именно Зефир, живой и подвижный, касается женщины и на нее смотрит (прямого зрительного контакта нет больше ни у кого из персонажей картины). Его сюжет повествует о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает «зеленая» или «зелень») в богиню цветения, т. е — о весеннем цветении природы.
Его поза, жест указывают на то, что он является проводником к Разуму, царящему в небесных сферах. Здесь, она уже представлена богиней в пышном одеянии. «Весна» Боттичелли была написана для одного юноши из самой влиятельной во Флоренции семьи Медичи. Посещая галерею Уффици воФлоренции, следует обратить внимание на одну из самых известных в мире картин под названием «Весна»Сандро Боттичелли. На фоне фантастического сада, на сказочной поляне, словно по цветочному ковру, где представлены сотни видов тосканских цветов (ученые насчитали 500 видов, причем исполнены они с фотографической точностью), предстают отдельные части большого мифологического спектакля.
По раздутым щекам мужчины, по согнутым стволам деревьев, гнущимся под ветром, мы можем предположить, что это весенний ветер Зефир (бог западного ветра). По раздутым щекам и крыльям мы узнаем – это ветер. Супруг одарил её прелестью цветов и блаженства. О том, как весной расцветает природа. Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. На художника увещевания произвели неизгладимое впечатление. Согласно Вазари, в 1550 году картина Сандро Боттичелли «Весна» находилась на вилле Медичи Кастелло.
Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею. И поскольку Меркурий, покровитель искусств, был рожден Майей, то ему посвящается весенний месяц май. В Весне Боттичели создал живую сцену, основанную на нескольких литературных и исторических источниках, включая «Фасты» Овидияи «О природе вещей» Лукреция. Тот собирался жениться на Семирамиде – девушке из знатной семьи Аппиани. Но потом бог раскаялся и осознал свою грубость. Посему будь осторожен и не пренебрегай ею».
Кроме того, мирт над ее головой образует нечто вроде ореола. Но Ветер – это как раз Зефир, соблазняющий Хлориду. Один из них олицетворяет ветер, дух иразум другой — любовь, природу и цветение. Интересен принцип художественной организации аллегорической картины «Весна».
Боттичелли сделал его охранником сада, снабдив мечом. Однако бессознательно он пишет обратное и об этом говорит сама атмосфера картины. Флора – это и есть уже превращенная Хлорис в ее новом облике. В ней есть и радость, полнота жизни и печаль знания, страдание.
Венера в боттичеллиевской «Весне» скорее всего символизирует не просто любовь и красоту, а «гуманитас» – достойную принадлежность к человечеству, человечность. Они, то тесно сдвинуты, то – интервал между ними увеличен. Просветы образуют арку, напоминающую многочисленные изображения Мадонны, в том числе и самого Боттичелли. Меч на его поясе говорит о том, что Меркурий здесь является охранником сада, а судя по замыслу картины «Весна» – охранником самой весны.
Но в 1537 году они были перевезены на виллу в Кастелло, где их видел и описал в 1550 году Вазари, сообщив при этом, что «. Как выяснилось в 1975 году из обнаруженной описи 1498 года, картина находилась в спальных покоях Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, которого после смерти отца взял под своё покровительство его дядя Лоренцо Великолепный. Четвертой справа, чуть в глубине, помещена на картине Венера. Но, это неединственноеповторение в картине. Крайней левой фигурой является бог Меркурий с его классическими атрибутами – шлемом, крылатыми сандалиями и кадуцеем.
Но, это не только поэтическое иносказание. Боттичелли вложил в работу и философский смысл. Некоторые позы и фигуры были позаимствованымастером из греческой скульптуры. Образы ее живописи навеяны античной поэзией и имеют мифологический подтекст. У каждой фигуры «Весны» — свой горизонт. Следующая справа фигура — это уже превращенная Хлорис, в ее новом облике.
Последний персонаж картины художника — Меркурий (крайняя фигура слева). Похоже, что Боттичелли сознательно отказывается от достижений ренессансной перспективы ради создания атмосферы взволнованности и пафоса. Чтобы подчеркнуть метаморфозу нимфы, Боттичелли показал, что одежды у Хлориды и Флоры развеваются в разные стороны. Для месяца Мая, Флора говорит, что однажды она была нимфой Хлорис и выдыхала цветы. Вышитые узоры ее платья оживают, превращаясь в настоящие цветы. Меркурий с помощью кадуцея добивается того, что «Тучи уходят с небес». Все персонажи почти не касаются земли, они как бы парят над нею.
Жест правой руки Венеры направлен к левой части картины. Венеру некоторые поэты прямо отождествляли с Флорой. На самом деле, это — богиня цветов и растений Флора.
Она пытается убежать, при этом вместе с дыханием Хлорис «выдыхает» цветы, а руками касается третьей фигуры в группе, будто прося у нее защиты. Именно Флора изображена между супругами и Венерой. У каждой фигуры «Весны» свой горизонт. Деревья уже покрыты спелыми плодами, а луг еще только пестрит весенними цветами.
Любовь, согласно их представлениям, – это путь от земной природы чувства к божественной. Движение Венеры (которую неоплатоники отождествляли с гуманностью, культурой и образованием) направлено от любви земной, олицетворяемой Флорой, к любви небесной, которую символизирует Меркурий – проводник к разуму.
Богиня двигается вперед, разбрасывая перед собой розы. А вот Меркурий отвернулся от всех и созерцает небо. В образе Меркурия художник изобразил Джулиано Медичи, а в образе Венеры – Симонетту Веспуччи, в которую, пожалуй и сам он был влюблен.
Вот почему и лица Хлориды и Флоры отличаются даже в мелочах. Рядом с ней шествует Флора, богиня весны, разбрасывая на ходу цветы. Даже одежды богини и нимфы развеваются в разные стороны.
Её главенство художник подчёркивает не только центральным расположением, но и двумя ореолами из листьев мирта (атрибута Венеры) и просветов между кустом мирта и апельсиновыми деревьями. Из верхнего правого угла вторгается голубовато-зеленая фигура в развевающемся плаще. Мой добрый Лоренцо, нимфа столь благородная, полностью отдана в твои руки (вновь обыгрывается брачная тема).
Но это не единственное повторение в картине. Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. Некоторые из них срисованы с древних скульптур, но не как прямые копии, а преобразованные по особым художественным канонам самого Боттичелли.
У Боттичелли весна неоднозначная, манящая своей загадочностью и красотой. Просветы образуют арку, напоминающую многочисленные изображения Мадонны, в том числе и самого Боттичелли. Меркурий (слева) нарциссически красив. Змей Боттичелли изобразил в виде крылатых драконов. Всё происходящее на картине лишь ее окружение.
От его полета согнулись стволы деревьев. Согласно мифу, он в этот момент разгоняет облака. Согласно Гесиоду, это Аглая («Сияющая»), Ефросина («Благомыслящая») и Талия («Цветущая»). В 1815-м она попала в галерею Уффици. В древнеримском календаре, Меркурию посвящался весенний месяц май. Боттичелли использовал также тексты античных произведений – фрагмент из поэмы Лукреция «О природе вещей» и в картине появились Венера, Флора, Меркурий и Зефир. Успешное завершение такого трудадобавило еще больше уважения к уже известному художнику.
Зефиром. Он был младшим сыном кожевника Мариано, жившего в церковном приходе. А май считался не только концом весны, но и началом лета. Вот почему долго считалось, что «Primavera» («Весна») была написана Боттичелли для четырнадцатилетнего Лоренцо ди Пьерфранческо, в момент покупки виллы. Такие подарки были в то время обычным явлением. Одна из них – белокурая, а две другие – рыжие. Три фигуры понадобились художнику, чтобы рассказать миф о том, как весенний ветер Зефир своей любовью превратил нимфу по имени Хлорис (что означает – «зеленая» или «зелень») в богиню цветения.
Начать следует с того, что Боттичелли – это псевдоним, а настоящее имя мастера – Филипепи. Деревья склоняют ветви, образуя сферу, в которой и стоит Мадонна-Венера. Движение в картине устремлено справа – налево.
Людей же нельзя уловить на иную наживку, кроме Гуманности. От его полета согнулись стволы деревьев. Средняя Харита (возможно, Ефросина) смотрит на Меркурия. Удивительный колорит произведения Сандро Боттичелли «Весна» словно соткан из благоухающих цветов, которыми щедро осыпает землю ее героиня. Картина находилась в доме Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, как свидетельствуют описи, проведённые в 1498, 1503, 1516 годах.
Над Венерой расположен путто (или Амур) с завязанными глазами, направляющий стрелу в среднюю Хариту. Левее Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки. Вот тут-то и можно найти ниточку, ведущую к псевдониму: братья дали Сандро прозвище – «botticelle» («бочонок»). Змеи на картине Боттичелли Весна предстают в образе крылатых драконов. Вторая женская фигура в правой части – это момент превращения Хлориды во Флору. Есть версия, согласно которой прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио и обозначает искаженное флорентийское слово «battigello» – «серебряных дел мастер».
В стихах на свою судьбу Флора не ропщет, а наслаждается своей участью. Вот таким образом одежда этих двух женщин, которые также, кажется, не замечают друг друга, развивается в разных направлениях. Над богиней парит Амур. Сколь приятна для любования. Она стала богиней в пышном одеянии. Следующую, центральную группу образует в одиночестве Венера, богиня садов и любви. «Неоплатоники» искали новую истину, создавали универсальную религиозную систему, сочетающую мудрость Платона и христианские догмы. Исследователи предложили несколько толкований.
Обилие зелени, насыщенные винные оттенки, торжественность гортензий и легкое изящество ранункулусов и садовых роз. Несмотря на абсолютную условность сюжета, пространства, перспективы «Весны», всё же в ее основе лежит живое ощущение бытия». Сандро Боттичелли. Кроме того, Фичино был наставником Лоренцо ди Пьерфранческо, сохранилось письмо Фичино к воспитаннику от 1481 года, где он рекомендует юноше рассматривать Венеру как аллегорию Гуманности (Humanitas)4.
В этом случае картина представляет аллегорию, как под руководством Венеры, управляющей и земной и небесной любовью, в соответствии с её жестом деятельность человека поднимается от чувств (Зефир-Хлорида-Флора) через разум (три Грации) к созерцанию (Меркурий). Вся она усеяна цветами («земля-искусница пышный Стелет цветочный ковер»). Ботаники насчитали более 500 цветов («нет и числа их числу»), относящихся к более чем 170 видам. Об именах и различиях Граций в картине Боттичелли часто дискутируют и сегодня одну из Граций в XV веке в Италиичастоназывали«Вердура» (зелень, молодость). Вместе с дыханием, с открытых губ нимфы слетают цветы, покрывая мелким узором ее подол.
Один из источников этой сцены— «Фасты» Овидия, поэтический календарь, описывающий римские праздники. Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом и даже зимой («Вечной я нежусь весной»). Рассматривая персонажей картины справа налево, обнаруживается ритм 3-1-3-1. В 1550 её видел там вместе с «Рождением Венеры» Вазари, он писал, что в Кастелло находятся «две картины с фигурами: одна из них— это рождающаяся Венера с ветерками и ветрами, помогающими ей вступить на землю вместе с амурами, другую же Венеру осыпают цветами Грации, возвещая появление Весны: обе они выполнены с грацией и выразительностью»6 Картина находилась у Медичи вплоть до угасания рода в 1743.
Над самой фигурой парит Амур, который целит из лука в среднюю хариту. Сад написан без эффекта глубины, хотя за стволами деревьев виднеется небо. В центре мастер изобразил Венеру, богиню любви и хозяйку сада. Своя история на картине у бога ветра Зефира, который преследует нимфу Хлориду.
Он словно хочет избавиться от того, что облаками движет, – от ветра. Картина висела над софой, называемой летуччо. На картине изображена поляна в апельсиновом саду («Сад плодовитый цветёт на полях»). Меркурий с помощью кадуцея добивается того, что «Тучи уходят с небес». «Весна» должна была висеть над инкрустированной софой-ларем – леттуччо. Венера (а, скорее, Мадонна) представлена в белом платье с пышной алой накидкой, она придерживает ее левой рукой, другой рукой дирижирует хором граций или же благословляет их на исполнение какого-то танца.
В качестве главных персонажей картины участвуют древнеримские мифологические боги. Поэтической основой для создания «Весны» послужили стихи из поэмы «Турнир» придворного поэта Полициано, в которых прославлялся Джулиано Медичи и его возлюбленная Симонетта Веспуччи. Картины находились у семьи Медичи почти до угасания этого рода в 1743 году.
А шествующая рядом богиня весны Флора зовёт тепло, разбрасывая вокруг себя цветы. И только в начале XX века, в 1919 году, «Весна» вернулась в Уффици и была выставлена на всеобщее обозрение. Несмотря на название «Весна», среди них много тех, что цветут летом и даже зимой («Вечной я нежусь весной»). Всё изменила вечная весна.
У Сандро Боттичелли весна прекрасна и чиста она внушает трепет и восхищение. Левее Венеры расположена группа из трёх Харит, которые танцуют, взявшись за руки.