Картина Анри Матисса Красная рыба и скульптура: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Но потом устыдился своей слабости и послал Матиссу телеграмму, что его работу он приобретает. Вдохновили художника на это панно картина «Золотой век» Лукаса Кранаха, греческая вазовая живопись, Русские сезоны Дягилева и, конечно, фарандола. Матисс часто прибегал к технике аппликации из цветной бумаги (серия Джаз, 1944-47). Углы комнаты даёт другим цветом. 1901 год можно назвать годом становления художника. На поиски своего стиля Матисса вдохновляло творчество Гогена и особенно Сезанна, он даже приобрел его картину «Купальщицы», с которой не расставался и в свои самые трудные годы.
Матиссовы же рыбки являются чем-то большим, метафорой скованного искусства, освобождённого в бокале, мозга или мастерской, цветного факта, который ориентирует взгляд, часто центростремительно, таким образом организуя пространство холста чтобы «достигнуть состояния конденсации ощущений, заключённых в картине». Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо.
Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера. Эта дружба в его судьбе значила многое. Далее Матисс планировал поступить в Школу изящных искусств, но это ему не удалось.
Такой, какой был у Матисса в его доме. Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ. В 1905-07 лидер фовизма. Ковёр на этой картине – реальный. Он набросил этот ковёр на камин или комод или другую мебель.
У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы. Так, в апреле 1913 года, «Арабская кофейня» завоевала почетное место в домашней галерее Щукина. В 1891 году он оставил юридическую практику и поступил в Академию Жюлиана в Париже. Этот хоровод из четырёх рыбок является смысловой основой произведения. Он стремился к тому, чтобы его искусство оказалось «бальзамом для души», но при этом порой не справлялся с влечением к красочному, пышному узору. И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья».
Таким образом, в конце концов, он приходит к фовизму. Когда художник создавал свою «Женщину в шляпе» (1905), он хотел лишь показать потенциальные возможности чистого цвета. Исчезают стул и обои. Он является продолжением ковра на стене. Его одалиски – это носительницы божественной гармонии, а не сексуального чувства (оно ведь, поопределению, беспокойно).
Видимо, художнику удалось каким-то непостижимым образом сохранить детскую непосредственность души, которая помогла ему залюбоваться наивной прелестью этих сказочных золотых рыбок и «заразить» своим восхищением нас. Картину не поняли и высмеяли, называли художника создающим декадентствующий хлам ит. д.
Со второй половины 1900-х гг. Затем, чтобы, произведя искуснейший синтез «природы» и «культуры», выразить непосредственное ощущение жизни в строжайшей художественной форме. Золотая рыбка, это тихое и безмятежное существо, объект для созерцания, медитации и визуального отдыха, которому Матисс посвящает свою живопись. В треугольнике-метрономе синего неба перила балкона становятся мачтой, а холст – парусом.
В этой грёзе на бирюзовом фоне, бабуши словно рыбки, плавают. Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного.
Тогда живопись перестанет существовать. Красные рыбки – одна из самых популярных картин Матисса. В произведениях 20-х гг. Знаменитый художник Анри Матисс (1869-1954) увлекался различными течениями в живописи, возникшими в конце XIX и начале XX столетий. Матисс писал в Камуэн в октябре 1914 года: «Пишу картину, это те же золотые рыбки, но я переделываю их, теперь с персонажем с палитрой в руке, который наблюдает (всё это в красно-коричневых тонах)». В 1904 году Анри Матисс пробует себя в дивизионизме и пуантилизме.
Анри Матисс (Henri Matisse), выдающийся французский художник. Слово «фовизм» утратило свой первоначальный оскорбительный для художников смысл только после того, как стало названием целого направления в живописи ХХ века. Целую серию на этот сюжет создал художник в период весна-лето 1912 года: «Золотые рыбки на коричневом фоне» (Копенгаген), «Золотые рыбки и скульптура» (Нью-Йорк), «Золотые рыбки (с креслом)» (Москва). Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках. Оставленный вокруг них белый холст усиливает выразительность красного. жизненные непосредственные мотивы получают утончённо-художественную интерпретацию.
Яркие цвета картины создают приподнятое, радостное настроение. Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». Его яркие работы оставили глубокий след во французской и мировой живописи. Все остальное здесь придумал сам Матисс.
использовал лаконичный гибкий рисунок, чётко ритмизованную композицию, контрастное сочетание цветов, то ярких и локальных (панно Танец и Музыка – оба 1910, ГЭ), то богатых оттенками основного тона (Мастерская художника, 1911, ГМИИ). У Анри и Амели один за другим родились два сына. Но об этом уже сказано в других разделах. Последняя работа Матисса – оформление интерьера (в том числе витражи) Капеллы чёток в Вансе близ Ниццы (1948-53). И когда критик, который наблюдал за процессом работы, спросил, зачем он это сделал, Матисс ответил: «Совершенствовать – значит упрощать». (рельеф Обнажённая женская фигура со спины, бронза, 1930, Художественный музей, Цюрих). «Гармония в красном» или «Красная комната» (1908 г. ), «Одалиска в шароварах» – примеры воздействия мусульманской темы на живописца. Анри Матисс картины пишет, подчиняясь цветам и ритмам арабесок.
Кажется, что у автора таких красочных полотен жизнь была легкой и безоблачной, однако на самом деле это не так. Сосуд, японская ваза, кружка, скульптура, его поле, коньяк. Как график, работая пером, карандашом, углём, в технике офорта, линогравюры и литографии, Матисс оперировал главным образом линией, тонкой иногда прерывистой иногда долгой и круглящейся, прорезающей чистый белый или чёрный фон (серия Темы и вариации, уголь, перо, 1941 и др. ). В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). Художник постоянно испытывал два противоположных стремления.
Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. В настоящее время существует в двух версиях. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце. Все это заметно улучшило материальное положение живописца. – "Танец" написан мной всего тремя красками.
В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка». Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна. В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро. Стилистика тут дивизионистская, но композиция обнаруживает влияние Сезанна – прежде всего, егознаменитых«Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищеннымМатиссому Амбруаза Воллара в 1899 году.
В Париже молодой художник окунается в бурлящий новыми веяниями мир искусства. Среди его находок отметим искусно подобранныеконтрастныеоттенкипурпурного и зеленогоцвета. Матисс Анри Эмиль Бенуа (Matisse) (31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция — 3 ноября 1954, Ницца, Франция), французский художник, график и скульптор, лидер течения фовистов. В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». " или ещё "Вы же не будете доводить живопись до такого, упростить её до такой степени.
Морозову. Эта последняя работа Матисса, которой он придавал большое значение, — синтез многих предшествующих его исканий. Он стремился найти такие контрасты цвета, которые излучали бы свет сами по себе.
Работая над ними, художнику удалось достичь совершенной гармонии формы и цвета. Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру. Цветовым фокусом картины являются ярко-красные рыбки. Тогда художник предложил полотно другому выдающемуся собирателю, фабриканту И. А. Одна картина висит в Эрмитаже в Санкт-Петербурге (самая известная) вторая в Нью-Йорке в Музее современного искусства. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). С одной стороны, его увлекали чистый цвет и простая форма, с другой – пышный орнамент. Он отобразил их фигурную красоту, яркие отблески света на них.
Он – психолог, «врачеватель» ран его картины представляют собой островок тишины и мира – то есть как раз того, чего так не времен, теперь его цвет усложнился «контролировать» его стало гораздо труднее. К тому же аквариум отображён таким образом, что рыбок можно рассмотреть в отражении поверхности воды и сбоку, как нельзя было бы увидеть, если смотреть сверху. «Успеху и легкой славе Матисс предпочел испытания, борьбу и горькую честь удовлетворения собой», — так напишет о художнике в 1907 году известный критик Роже Маркс. Эта картина была написана, когда собственно фовизм как некая единая группа художников исповедующих одни и те же художественные принципы, уже не существовал, но, конечно же, она является последовательно фовистской. Контрастом к красным рыбкам служат зеленые листья растений. Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца.
Зачем. Среди всех картин художника с рыбками в аквариуме, московское полотно считается лучшим. Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному.
Наверное, одна из самых знаменитых его картин является Танец. Полотно «Красные рыбки» выполнено в ярких насыщенных цветах, а представленная композиция лишена пропорций и симметрии. Картина «Красные рыбки» была написана Анри Матиссом в своей мастерской в Иссиле-Мулино под Парижем, где ее в 1912 году приобрел С. И. Щукин. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика.
Но Щукин не мог допустить, чтобы картина оказалась в коллекции конкурента, к тому же он любил удивлять публику и всегда руководствовался принципом: «Если, увидев картину испытал психологический шок, — покупай ее». Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика. Матисс сочетал поиски свободной декоративности с аналитически чётким построением композиции (фреска в Институте Барнеса Танец, 1931-33, Мерион, штат Филадельфия, США) и тонко нюансированным цветовым строем. Как писал Матисс, «если художник искренен, человечен и созидатель, он всегда найдет отклик в последующих поколениях». Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм». В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах.
«Русский» след в жизни художника становился все явственнее. Учился в Париже – в академии Жюлиана (с 1892) у А. В. Бугро и Школе изящных искусств (с 1893) у Г. Моро. Стайны подружились с художником. Фона в привычном понимании в этой работе нет. Стилистика тут дивизионистская, но композиция об наруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году. Им присущи изящество и гибкость линейного ритма, колористическое многообразие, мягкость письма (серия Одалиски).
Эта простота (и совсем уж «детскость» в конце жизни – чего стоят его аппликации. ) является результатом точнейшего расчета, кропотливого изучения естественных форм и их смелого упрощения. В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран. Другое название этой работы – «Десерт».
Матисс специально оставил вокруг них белый холст, чтобы усилить выразительность красного. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Позднее эта тема повторится в «Танце с настурциями». Алжир и творчество художникаЗнакомство в 1906 году с искусством исламского Востока навсегда запало в душу мастера. Доминика и Девы Марии. Слева перед ней бокал с золотыми рыбками, а справа – два красных бабуша.
Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Картины с названиями «Синий горшок и лимон», «Посуда на столе», «Вид Коллиура», «Игра в шары», «Семейный портрет», «Музыка» находятся в экспозиции Эрмитажа. Другие, такие как «Синий кувшин», «Красные рыбы», «Танец с настурциями», можно увидеть в Москве. «Танец»: картина МатиссаЭтот знаменитый огромный холст размером 2, 6 х 3, 9 м Сергей Щукин заказал художнику для своей парадной лестницы в 1906 году. Четкий узор вышивки на блузе сохраняется, но фигура героини, слегка выпрямляясь и на глазах «вырастая», заполняет собой почти все пространство картины и в целом принимает отчетливую форму сердечка.
Напевая ее, Матисс рисовал пять розовых женских фигур в вакхическом хороводе. Он запросто «разбирал» картину на простейшие цветные формы (как в случае с вырезанными из цветной бумаги силуэтами), но следом мог вернуться к искусным узорам, спиралям, зигзагам из которых складывался декоративный орнамент, напоминающий ковер, обои или яркую ткань. Ища свой стиль, свое выражение видения мира, он обращался к различным техническим приемам. По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца).
В частности, его палитра сильно светлеет, появляется своеобразная техника импрессионистского мазка. Ж. Помпиду, Париж). Художник с головой ушел в эксперименты с цветом, пробуя создавать на полотне немыслимые до той поры цветовые контрасты. К тому же он заявил, что пребывание в художественном училище надо бы заменить на долгое пребывание в зоопарке. В 1898 году художник женился на Амели Перейр.
К скульптуре Матисс обращался с начала 1900-х гг., но особенно часто в 20-30-х гг. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905. Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно.
В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции. Тема панно — танец. В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке.
Цвета – красный, зелёный, синий, чёрный. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. И еще из него же: «Если в картинах стало много изысканности, если там топкие оттенки, переливы цвета без настоящей энергии – тогда время призывать на помощь великолепные голубые, красные и желтые тона, которые способны воззвать к глубинам человеческой чувственности». У всех персонажей были прорисованы лица. В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым. Мастер призывает взглянуть зрителя на нелегкую жизнь, как на красочную и радостную игру. Какие произведения Матисса находятся в РоссииМногие картины Матисса (37 произведений) находится в коллекциях Эрмитажа и ГМИИ на Волхонке. Первой картиной, в этом стиле, которую увидели зрители, стала Женщина в зелёной шляпе.
Особое влияние на него в период ученичества оказало творчество Жана-Батиста Симеона Шардена им были сделаны копии четырёх его картин. Вместе с ними он создает стиль именуемый фовизм («дикий»). В рамках этого течения написаны картины Матисса «Разговор», «Буфет или красная комната», «Танец», «Музыка», «Фрукты и бронза», «Корзина с апельсинами», «Натюрморт с голубой скатертью». В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Фоном им служат синее небо и зеленая трава. Символичный элемент картины — это круг. Все остальное здесь придумал самМатисс. Другое дело, что за ощущение жизни было у художника.
Тот же сюжет, обыденный и экзотический одновременно, в картине «Марокканское кафе» (Санкт-Петербург, Эрмитаж), на которой двое медитируют и мечтают перед бокалом, слушая музыканта с дальнего плана. Помогает определиться в пространстве также окно. Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. Он видел в Лувре стилизованных дельфинов на греческих вазах и копировал (в течение 6 лет) «Ската» Шардена, которого он называл «великим рыбным натюрмортом». Больше ничего нет.
Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму. Так, на аквариум он смотрит сбоку, столешницу изображает сверху, а ее ножку снова сбоку. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. Центральная фигура — стол, нарисован в форме круга, что обычно указывает на вид сверху. Стремясь противопоставить бурной напряжённости современной жизни вечные ценности бытия, Матисс воссоздавал в своем искусстве его праздничную сторону – мир бесконечного танца, безмятежного покоя, узорочья ковров и тканей, сверкания плодов, ваз, сосудов и статуэток. Но реалистический подход к живописи его быстро перестал вдохновлять.
В центральном кадре знаменитого «Марроканского триптиха» (Москва, ГМИИ им. Пушкина), юная Зора присела на терассе, на синей земле, которая несёт её, словно ковёр-самолёт. Такой, наверное, воспринимал художник свою жену. Эмоциональное воздействие живописи Матисса достигается прежде всего изысканной нарядностью чистой цветовой гаммы, музыкальностью линейных ритмов, создающих эффект внутреннего движения форм, полной композиционной и декоративной соподчинённостью всех компонентов картины, нередко превращающей её в своего рода арабеск (Красные рыбы, 1911, ГМИИ).
Не все работы Матисса удовлетворяют этому идеалу, но в лучших из них он приближается к решению поставленной самому себе задачи. Он часто повторяет одни и те же мотивы: зеленые решетчатые ставни, отбрасывающие полосатую тень на пол комнаты, узорные металлические ограды балконов, призывно синеющий за окном кусочек моря, зеленые деревья парка, дрожащие в лучах южного солнца пейзажи, кресло, обшитое полосатой тканью, золотые рыбки в прозрачном аквариуме, пышные комнатные растения, ковры и ткани с вызывающе крупным узором, кирпичного цвета обнаженные музыканты или хоровод танцующих на густом сине-зеленом фоне. Великий русский коллекционер искусства Сергей Иванович Щукин, который открыл Матисса России и активно покупал его произведения «не понял» новый шедевр. В 1893 году он перешёл в Школу декоративных искусств. Апполинер заметил, что в это время в живописных салонах было много «карповых». Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов. Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане.
Вслед за ними в это движение включаются зеленые листья растений, завитки ножки стола. Ни одной лишней детали. Но при ближайшем рассмотрении открывается необычайная тонкость и человеческое тепло. Всмотримся в еще одно его произведение, написанное для столовой С. Щукина. «Красная комната», ЭрмитажПлоское пространство комнаты заливает алый цвет.
Жизни этому увлечению было отпущено около двух лет. " В самом деле, Матиссовы рыбки "упрощены".
Мы дадим краткую характеристику последнему произведению. «Натюрморт»В это время картины Матисса отличаются ярким колоритом, контрастностью, чистотой и резкостью цветов, плоскостностью и отсутствием теней. Там начался его отход от техники дивизио-низма.
Разумеется, это иллюзия. Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника). Матиссу пришлось «хлебнуть» страшного XX века, но жестокости и страданий в его творчестве нет и в помине. Он знакомится с работами Ван Гога, А. Дерена, М. Вламинка.
Очертания стола с трудом угадываются. Эти работы казались примитивными и варварскими и потому художников, которые их создали, присутствовавший на выставке критик Леон Воксель назвал «дикими» (по-французски «fauves» — хищные, дикие звери). Такой нелогичный подход отнюдь не искажает изображение, а, наоборот, композиция смотрится гармонично и стройно.
Жил Матисс в это время трудно. Необычная яркость красок и грубость форм шокировали публику. Потом Матисс закрасил их. Основа композиции и цветовой фокус картины – кружащиеся в аквариуме ярко-красные рыбки. Интересно, что первоначально картина выглядела по-другому.
Это восхищенное настроение легко и непринужденно передаётся и зрителю. Еще больший эффект производит распределение чистых ярких красок. Контрастом к красным рыбкам служат зеленые листья растений.
Чтобы их создать, он вдохновлялся японскими гравюрами Хиросиге и Хокусая, пусть даже он не выводил из них утончённых изгибов, как большинство художников стиля "Ар нуво". Испытал влияние импрессионизма и неоимпрессионизма, П. Гогена искусства арабского Востока. К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. В искусстве фовизма ему помогли не только европейские формы живописи, но и скульптура Африки (которая, кстати, послужил и началом становления кубизма), японская ксилография, арабское декоративное искусство.
Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера. В 30-40-х гг. Ж. Помпиду). Зато с предельной выразительностью передан экстаз, захвативший танцующих. Его учителем был мастер салонного искусства Виллиам АдольфБугро.
Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане. Этот ансамбль напоминает край пианино с пюпитром и нотами. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. Движение кружащихся в аквариуме рыбок составляет основу всей композиции. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры.
«Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он. Сразу после поездки художник написал «Голубую обнаженную». Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Работы Матисса из серии «одалисок» со всей очевидностью обнаруживают это противоречие.
Эти плоскости играют в картине важную роль – в том числе и композиционную. Сердить, между тем, Матисс никого не собирался. Это восхищенное настроение легко и непринужденно передаётся и зрителю. Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины. В 40-х гг. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им.
И это было отражением каких-то борений, происходивших в душе художника. Перед тем, как отправить картину заказчику, он выставил её в Осеннем Салоне в Париже. Период увлечения фовизмом (который, по большом) счету, Матисс и придумал) зафиксировал отход Матисса от «сладкого» неоимпрессионистского цвета. Обе рыбки и люди имеют единый, охристо-оранжевый оттенок.
Это — подлинный шедевр, не оставляющий никого равнодушным. Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» – от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи.