Главное в описании картин Альфонса Мухи, плакатов – девочка.
Принцесса Гиацинт, 1911 год. Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. Так, в1892годуМуха проиллюстрировал многотомный труд «Сцены и эпизоды из истории Германии», французского историкаШарля Сеньобоса. Картины отличались насыщенностью красок и деталей.
Попасть за кулисы сразу не удалось, поскольку туда разрешали входить только во фраке и цилиндре, которых у Мухи не было и которые пришлось срочно раздобывать. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация». Муха остался без средств к существованию.
Картины обрамляют замысловатые растительныеорнаменты, не скрывающие своего византийского или восточного происхождения. При этом все картины наполнены очарованием, нежностью и спокойствием. Многие страницы творческой биографии Альфонса Мухи связаны с США. Матерью Альфонса была вторая жена Ондрея (первая умерла), 37-летняя Амалия, дочь богатого мельника.
Чаще всего изображение чувственных, роскошных, томных женщин, украшенных цветами. 3 апреля 1904 года на первой полосе воскресного номера газеты «New York Daily News» способом четырехкрасочной литографии была воспроизведена одна из работ Альфонса Мухи — «Дружба», а на последней полосе помещена посвященная ему статья, в которой его называли «величайшим мастером декоративного искусства во всем мире». Предки его занимались выращиванием винограда. В число его знакомых входятбратья Люмьер, вместе с которыми он участвует в опытах по кинематографии иСтриндберг.
Не чужд картинам элемент таинственности, загадки – возможно, на это повлияла многолетняя дружба Мухи с известным мистиком того времени Артуром Стриндбергом. Была младше художника на 22 года. Потом он рисовал и их, дочерей – молодых, свежих. В цикл «Славянская эпопея» вошли произведения, посвященные различным вехами истории славянских народов: например, отмене крепостного права на Руси, коронованию царя Стефана Душана, проповеди магистра Яна Гуса в Вифлеемской капелле и другим.
А всех женщин, которые были до Хитиловой, Муха определяет как «чужих». Эти картины кажутся гораздо более зрелыми и академичными по сравнению с предыдущими работами мастера, но, тем не менее и тут ощущается его неповторимый стиль – возможно, за счет «округлости», отсутствия резких линий и углов. Альфонс Муха виртуозно использовал широкие возможности техники литографии (печать с поверхности камня, обработанного специальным химическим составом) в своих работах. В то время был очень популярен герой пьесы Дюма-младшего «Мосье Альфонс», живший за счет любовниц.
Центром композиции, как правило, является молодая здоровая женщина славянской внешности в свободной одежде, с роскошной короной волос, утопающая в море цветов – иногда томно-пленительная иногда загадочная иногда грациозная иногда неприступно-роковая, но всегда обаятельная и миловидная. Техника создания – масло и яичная темпера. С его участием ставились «Гамлет», «Медея», «Дама с камелиями», «Тоска» и другие знаковые для театра спектакли по известным сложным сюжетам.
Слава талантливого художника, предлагающего нечто абсолютно новое, «современное» и при этом эстетически гармоничное, стремительно расходится по всей Франции. Имеют грандиозный успех его театральные афиши. Поворот в судьбе Мухи произошел в 1893 году, когда он получил обычный заказ от театра «Ренессанс» на афишу спектакля «Жисмонда». Здесь Муха вскоре возглавил Ассоциацию Славянских художников.
Муха остался без средств к существованию. Здесь же можно увидеть знаменитую афишу к театральной постановке «Жисмонда» изменившую жизнь гения. В эти годы он приобрел широкую известность как автор этикеток и виньеток разнообразных товаров— от шампанского и бисквитов до велосипедов и спичек, а также как дизайнер ювелирных украшений интерьеров, предметов прикладного искусства (ковры, портьеры ит. д. ).
Альфонс Муха родился в городкеИванчице (Айбеншютц) (чеш. Ivanice, нем. Eibenschtz) в ЮжнойМоравии, недалеко отБрно, в семье небогатого судебного чиновника Ондрея Мухи, отца шестерых детей от двух браков. Посетители узнают и детали личной жизни автора. Он не ввел больше каких-либо других инноваций, характерных его раннему периоду живописи. На фоне многих влюбленностей Муха всегда был счастлив любовью к единственной. Каждый драгоценный камень имеет свое выражение в цветах. Однако, его главным увлечением с детства все-таки был рисунок. В 1879 г. Муха переехал в Вену и поступил на работу в «Художественные мастерские Каутский-Бриоши-Бургхардт» (Art workshops Kautsky-Brioschi-Burghardt), в качестве художника театральных декораций.
Он должен быть готов к утру новогоднего дня. Саре Бернар работа Мухи настолько понравился, что она пригласила его в свой театр и заключила с ним контракт на шесть лет. За это годы Муха создал огромное количество плакатов, афиш, книжных иллюстраций и приобрел широкую известность как дизайнер ювелирных украшений интерьеров и предметов прикладного искусства. В 1897 г. с большим успехом прошли персональные выставки живописца в Париже и ряде других городов Европы, а французский литературно-художественный журнал «La Plume» посвятил ему специальный номер. В 1900 г. на Всемирной выставке в Париже художника пригласили для оформления двух национальных павильонов (Боснии и Герцеговины и Австрии). В 1906 г. Альфонс Муха принимает предложение Американского общества иллюстраторов и переезжает в США. «Женщины Мухи» (так их начинают называть в Париже) расходятся тысячными тиражами в плакатах, календарях игральных картах, рекламных этикетках. По возвращении в Европу он стал готовиться к работе, которую считал самой важной в своей работе. И вот он, спустя десятилетия, действительно к нам пришел. Он с удовольствием писал то, что любил сам. Отец его был судебным чиновником, а мать – дочерью зажиточного мельника.
За последующие шесть лет из-под его кисти вышло множество афиш к спектаклям, к самым известным из которых относятся «Дама с камелиями», «Медея», «Самаритянка», «Тоска» и «Гамлет», а также декорации её постановок, костюмы и украшения. По тем временам это было неслыханной роскошью. От заказов не было отбоя.
В 1906 году он делает предложение руки и сердца Марии Хитиновой. Но, конечно именно парижский период возродил его славу. Однако они оба знали: «деньги – вещь наживная» – и при неровных, нерегулярных достатках родили и вырастили двух дочерей – рыжеволосых красавиц, так похожих лицом и статью на ослепительную мать.
И обожала его. Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. У неё две дочери. Он пробует себя как актер, а затем и декоратор афиш. Она захотела познакомиться лично с автором афиши.
В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звёзды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). Акварели эти художник называл «Блаженствами». У неё две дочери.
Совершенно неизвестный художник Муха совершил прорыв в искусстве. Является единственным официальным музеем художника. Родился Альфонс Муха в 1860 году. Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas». Граф был так потрясен работой Мухи, что он оплатил его образование.
Вы когда-нибудь делали что-либо подобное. » «Нет, — ответил Муха, — но я могу попробовать». К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (акварель «Жанна дАрк»). Потом в дневниках, вспоминая этот период своего становления, Альфонс напишет, что это было для него – неопытного, чистого душой оптимиста – «страшное время трудностей и лишений». В1895годуМуха входит в кругсимволистов«Салон ста» (Salon des Cent), группировавшихся вокруг небольшой одноименной художественной галереи, к которому принадлежали такие личности как художникиБоннар, Тулуз-Лотрек, Грассе, поэтыВерлен, Маллармеи другие.
Ей нужен рекламный плакат для новой постановки. Но постепенно он понял, что работает лучше интереснее многих. Музей Альфонса Мухи, Прага. В 1880 году работает театральным художником-декоратором в прекрасной и восхищающей его Вене.
И главное, полно заказов. В последующие годы Альфонс Муха создает еще ряд знаменитых афиш, которые прочно закрепили его как одного из лучших иллюстраторов и живописцев (1896 год – «Дама с камелиями», «Медея», 1897 год – «Самаритянка», «Тоска» и т. д. ). Великая французская актриса Сара Бернар (1834 – 1923 гг. ) подписала с ним контракт на 6 лет.
Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила. В ней будут воспроизведены примерно 50 фотографий драпированных тканей». В этом же стиле были выполнены и литографии Мухи иллюстрировавшие «Ильзу, принцессу Триполийскую» Робера де Флёра В отличие от тревожных картин современных ему мастеров—Климта, Врубеля, Бакста— произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой.
Ему заказывает афишу сама великая Сара Бернар. Еще один мотив – символическое изображение подковы в увеличенном виде, с расписным орнаментом внутри. И закрутилась карусель неплохих заказов. Эта самая знаменитая в то время дама даже подписывает с ним контракт на шесть лет.
От заказов не было отбоя. Это событие побудило его заинтересоваться историейславян, что в дальнейшем привело к созданию цикла «Славянская эпопея».
Изумруд, 1900 год. Холст, масло. Муха рисовал афиши и программы для спектаклей и кинофильмов с ее участием. На картине «Лето» героиня изнывающая от жары, смотрит на зрителя с легкой сонной полуулыбкой.
Также впоследствии она настояла, чтобы Альфонс стал главным декоратором театра «Ренессанс». Первое знакомство Мухи с театром произошло в Вене, когда ему было 19 лет. Художник создает большой цикл картин «Славянская Эпопея», посвященный истории славянства (чехов, поляков, болгар, русских и других славянских народов) и, в частности, языческой, дохристианской истории, что вызвало недовольство католической церкви. В 1905 году Альфонс Муха получает приглашение от Американского общества иллюстраторов. Не отказывался и от росписи стен и потолков в богатых домах. Но ее роль в его жизни трудно переоценить.
Истинной любовью Альфонса Мухи стала Мария Хитилова. В 1906 году мастер женится на Марии. Но судьба благосклонна к гению. Так Муха неожиданно стал одним из самых популярных художников Парижа. Позднее, работая в Америке, мастер продолжает работу над серией рекламных плакатов, зарабатывая на свою мечту «Славянская эпопея».
Стиль модерна в изображении Мухи – это стиль женщин и цветов. Его декоративные работы были рассчитаны на широкую публику. От крупных промышленников, делателей автомашин, шоколада и шляпок до бедных контор. Картины выходили ограниченными сериями, но очень быстро раскупались. В конце XIX века художник активно работает над иллюстрациями для модного парижского журнала «Кокорико».
Конечно, ни пресса, ни публика не обошли вниманием отношения между блистательной актрисой и молодым художником. Ибо к этому времени он открыл свой стиль – неповторимый и единственный. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи. Но мечты о родине не покидают художника и вскоре он возвращается в Чехию.
Да и самого художника в Европе порой считают французом. Далее гости могут насладиться духом «возрождения» Чешского государства в образе марок и денежных купюр, дизайнером которых был сам Альфонс.
У них родились две дочери и сын – все они выросли очень талантливыми людьми, унаследовавшими дар отца. Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углем. Петра и Павла и стал заниматься в средней школе города Брно.
Конечно, ему так хотелось выглядеть преуспевающим. Будучи типичным воплощением художественных поисков рубежа XIX—XX столетий, «стиль Мухи» стал образцом для целого поколения художников-графиков и дизайнеров. Его картины стали украшать самые модные рестораны и дамские будуары. Девочка с распущенными волосами и тюльпанами, 1920 год. Мария была младше художника на 22 года и примерно на столько же его пережила. Семья была большая. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи.
Поворот в судьбе Альфонса Мухи наступил в 1893 году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. А затем и в парижскую академию Жульена. Вместе они создают коллекцию в стиле Мухи. Де Бруноф ждал художника в соседнем кафе. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем.
В 1904 году у него была краткая поездка в США, в надежде подзаработать денег. Смелая чувственность картин автора восхищает, завораживает и удивляет любого, кто открывает для себя этот неповторимый и загадочный «стиль Мухи». Он стал любимцем повсюду. Теперь работы выполняются с помощью гуаши и туши, но стиль остается прежним.
Был красив и статен, с загорелой золотистой кожей и белоснежными здоровыми зубами. После совместного путешествия с графом и его женой по Европе Муха отправляется в Мюнхен. После прихода популярности (благодаря Саре Бернар) становится одним из ведущих художников парижской рекламы. Именно плакаты выдвигают Альфонса Муху в число лидеров мирового модерна.
Предки его занимались выращиванием винограда. Тогда Муха стал брать уроки рисования. Он преподает в Художественном институте Чикаго, создает декорации для Немецкого театра в Нью-Йорке. Однако, несмотря на громкий успех в 1910 г. он возвращается в Чехию. С 1910 г. по 1928 г. он работает над серией картин «Славянская эпопея», состоящей из двадцати монументальных полотен, на которых изображены ключевые события в истории славянских народов. Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии. В 1906 году он выпустил в свет альбом с их репродукциями.
Занимался он и практической работой. И это, наверное, ярчайшая черта Мухи как творца: в нем не было болезненного честолюбия, свойственного многим творческим личностями, которые считают свой талант столь великим, что не хотят «разбазаривать» его на мелочи – они готовы писать лишь монументальные полотна, а за «мелкую», коммерческую работу берутся лишь нехотя и исключительно из материальных соображений. Его мастерская находится над кондитерской мадам Шарлотты (в течение некоторого времени он делил её сВан Гогом). Ах, как она была хороша. Иван Яковлевич Билибин (1876—1942) в России делал такие же книги для петербургской Экспедиции заготовления государственных бумаг, но оформленные им сказки издавались большими тиражами и стоили копейки.
Также чешка по национальности, молодая девушка (более чем на 20 лет моложе Мухи) влюбилась в художника, увидев его в пражском Национальном театре. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси». Ее можно назвать наиболее нехарактерной для стиля художника. После обучения Альфонс Муха переезжает в Париж. Все произведения Мухи полны плавных гнутых линий – кудри, драпировки, ветви, стебли цветов, различные узоры – что является одной из важнейших черт модерна, который отказывается от острых граней и углов в пользу подражания природе.
Альфонс Муха (Alfons Muca) родился 24 июня 1860 года в небольшом моравском городке Иванчице. Это новое направление, с энтузиазмом подхваченное французскими художниками, основой которого послужило именно ломка старых традиций, характеризовалось еще и повышенным интересом к восточным мотивам. В этот период художник Муха Альфонс пишет знаменитые серии картин «Времена года», «Звезды», «Месяцы». В 1928 году автор заканчивает «Славянскую эпопею» и дарит ее родной Праге. Портрет Ярославы, 1927-1935 гг. Стиль модерна в изображении Мухи — это стиль женщин и цветов.
Работы Мухи имели свой неповторимый стиль. Работы отражают элегантность и красоту женских образов, так любимых художнику. В 1906 году Муха женился на Марии Хитиловой (родом из Моравии), с которой он встретился в Париже. Фортуна теперь улыбнулась ему. Вскоре он вернулся в Иванчице, где со временем стал работать клерком.
Все дамы выглядели привлекательно и соблазнительно. Дама с камелиями, 1896 год. Жестоким к слабым и неудачливым. В ту пору он заинтересовался историей славян. Искренне и бескорыстно.
Плакаты, которые он создал для неё: Дама с камелиями (1896), Лорензаччо (1896), Самаритянка (1897), Медея (1898), Гамлет (1899) и Тоска (1899). В полотнах раскрывается история сразу нескольких народов. Среди работ славянского цикла Муха наиболее известны картины: «Апафеоз истории славянства», «Праздник Свентовита», «Славяне на исконной родине», «Введение славянской литургии», «После битвы на Виткове», «После Грюнвальдской битвы», «Славянский праздник под липою» (все полотна в музее замка Моравски Крумлов). Выставки работ Альфонса Мухи организуются в крупнейших городах Европы.
Большую популярность Муха приобретает после создания афиш предназначенных для спектаклей театра «Ренессанс» и парижского театра Сары Бернар. Муха придет. », а далее дата – уже неразборчиво. Экзамены он провалил, вот таким образом ему пришлось искать себе работу.
Но после пожара в «Рингтеатре» в1881году, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городокМикулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Карла Куэна-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф (названного в честь Эммы — жены графа) в моравском городе Грушовани. С середины 1920-х годов Муха резко меняет направление своего творчества. «Стиль Мухи», выразительный, одухотворенный и понятный неискушенному зрителю, до сих пор остается популярным среди современных мастеров и дизайнеров. Холст, масло.
Художник создает этикетки для спичек, велосипедов и шампанского. В 1895 художник сталкивается с символистами и ненадолго примыкает к ним. Были в это время и серьезные работы, такие как «История Германии». Париж стоил обедни.
В 1986 году автор пишет декоративное панно «Времена года», сохраняя образы божественных красавиц. Поворот в судьбе моравского гения наступил в 1894году, когда накануне Рождества он получил от театра «Ренессанс», казалось бы, ничем не примечательный заказ на афишу премьеры представления «Жисмонда» с участием великой актрисы Сары Бернар. Техника оригиналов — литография, гуашь, рисунок карандашом и углём. Муха скончался в Праге 14 июля 1939 года. Это не обескуражило его, он продолжал брать уроки рисования.
Своему сводному брату он даже послал в Моравию модное пальто, а сестрам кружева. В 1900 году Альфонс помогает отделать один из павильонов Всемирной выставки, проходящей во Франции. Открыт он был в 1998 году потомками известного мастера. Эта работа моментально сделала его едва ли не самым популярным художником в Париже.
Художественное образование получает в Брно. Портрет Ярославы Альфонс Муха написал в стиле романтизма. В последние десятилетия своей жизни Альфонс Муха жил на родине – в Чехословакии.
На портрете изображена Ярослава, старшая дочь художника, с гвоздиками в руках. Или – «модерн», «югендстиль», «сецесьон». Мадонна лилий, 1905 год.
С 1904 по 1913 гг. Альфонс Муха (Alfons Muca1) родился 24 июня 1860 года в небольшом моравском городке Иванчице. Техника оригиналов – литография, гуашь, рисунок карандашом и углём. Его стиль (в живописи, архитектуре, малых декоративных формах) так и назвали (и называют поныне) – «стилем Мухи». До сих пор эти произведения мастера тиражируются по всему миру в виде модных арт-постеров.
Однако, эти картины не были столь успешными, как его ранние работы в стиле ар-нуво. Альфонс Мария Муха (1860-1939) родился в городе Иванчице (Ivanice), расположенном неподалеку от города Брно в семье мелкого чиновника Ондрея Мухи (Ondrej Mucha)В детстве Альфонс увлекался пением, был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. На его страницах впервые появляется цикл картин, выполненных гуашью и карандашом, получивший название «12 месяцев». От заказов на афиши, а также рекламные плакаты для различных товаров не было отбоя. Обращение к великим людям и великим событиям не только германского, но и общеевропейского прошлого обогатило художника ценным опытом, который впоследствии пригодился ему при работе над своим самым знаменитым творением— «Славянской эпопеей».
Например, аметист – это ирисы. Париж –признанная европейская художественная столица, он был необходимым шагом в образовании любого серьезного художника. Название пришло из Франции. Рубин, 1900 год. Хитилова была соотечественницей Мухи.
Хотя первое время Муха чувствовал себя чужаком среди монмартровской богемы. В представлении принимала участие Сара Бернар. Топаз, 1900 год.
Mucha Museum, Прага. Комплексы стали отступать. Он стал мелким служащим в местном суде.
Эту декоративную серию, составленную из четырех работ, Альфонс Муха создал в 1900 году.
В каждой своей картине серии «Славянская эпопея» художник отражает веру в светлое будущее своего народа. Например, работа «Битва при Грюнвальде» рассказывает нам об освобождении Литвы и Польши, выдержавших бой с крестоносцами. Его личная, семейная жизнь. Девушка, которая на 20 лет моложе, влюбляется в художника и сама устраивает встречу с ним.
Одна такая афиша кардинально меняет жизнь Альфонса. Но и она, родив мужу еще двух дочерей, вскоре умерла. Ее привлекали утонченность его рисунка и оригинальность и красочность композиций. Работа над «Эпопеей» длится 20 лет. Приведем краткое описание картины. Муха создал несколько серий: Цветы (1898), Искусства (1898), Месяцы (1899), Драгоценные камни (1900) и Звезды (1901). Альфонс Муха родился в городке Иванчице (Айбеншютц чеш. Он рисовал афиши для различных театральных постановок.
Рекламный плакат, впрочем, оставался в его творчестве главным. В этом и есть прелесть Времен года Альфонса Мухи – в непохожести картин. Однако, в том же1887годуграф Куэн-Беласси покончил с собой. По углам и над окнами «престижных квартир» под кистью молодого художника порхали дивные амуры, распускались невиданные цветы, танцевали и водили хороводы грациозно-нежные амазонки. В1879годуМуха был замечен и приглашён вВенув художественные мастерские Каутский-Бриоши-Бургхардт, в качестве художника театральных декораций.
От них Муха узнает о символизме и синтетическом искусстве. И в борьбе с Парижем этот славянин стал побеждать. Я предложил мою работу о драпировках. Холст, масло.
Благодаря этому, художник быстро стал известен во всём мире. Таким образом, цветы в живописи приобретали абсолютно иное понятие. Это было время творческих скитаний и поисков себя. Он создает цикл картин под названием «Славянская Эпопея», который посвящен истории славянства а также языческой и дохристианской истории, что вызывает недовольство католической церкви. Позже у них рождаются две дочери и сын. Она была и оставалась до конца жизни его любимой Музой, его моделью. Здесь, в Национальном театре, Муха знакомится с молодой чешкой, Марией Хитиловой. Аметист, 1900 год.
Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь. В ближайший вечер де Бруноф и Муха отправились в Театр Ренессанса (Theatre de la Renaissance), в котором играла Сара Бернар. Порой даже стиль ар нуво во Франции называли стилем Мухи.
Снял приличную комнатку-мастерскую. Книга была издана в формате 395Ч310 мм. Всю жизнь Альфонс не прекращает обучение и совершенствование своего художественного таланта. Фигура прекрасной и девически грациозной женщины, свободно, но нерасторжимо вписанная в орнаментальную систему из цветов и листьев, символов и арабесок стала его фирменным знаком.
Цветы и прекрасные женские головки проходят лейтмотивом через все творчество художника. Описание картины, плаката Альфонса Мухи «Девушка с распущенными волосами» может выглядеть следующим образом.
В 1894 году малоизвестный художник Альфонс Муха вытащил свой счастливый билет. В 1898 году художника пригласили преподавать в Академии Кармен.
В 1895году Муха входит в круг символистов «Салон ста» (Salon des Cent), группировавшихся вокруг небольшой одноименной художественной галереи, к которому принадлежали такие личности как художники Боннар, Тулуз-Лотрек, Грассе, поэты Верлен, Малларме и другие. Его отец был судебным приставом, в семье был скромный достаток. Известность художника растет. В 1887–1922 годах художник живет преимущественно в Париже. Муха писал, что, конечно, Бернар неотразима, но «на сцене, при искусственном освещении и тщательном макияже».
Все это было исполнено в технике излюбленной художником многокрасочной литографии (в мастерской у Альфонса Мухи было четыре литографских камня). Семья была большая. Появилась у Мухи и новая постоянная заказчица — очень популярная в ту пору американская актриса Лесли Картер (Leslie Carter). Художник переезжает, становится преподавателем в крупном художественном учреждении. Из-за частой работы на пленэре простывал и то и дело болел гриппом. В том же году Альфонс принимает решение переехать в Париж. Он стал писать афиши, плакаты, открытки.
Мать его, Амалия (урожденная Мала), была хорошо образованной и начитанной женщиной. Бумага эта почемуто была названа именем библейского праведника Иова. Но каким страшным напряжением сил. Однако, в том же 1887году граф Куэн-Беласси покончил с собой. В 1906 году исполнил декоративные панно для немецкого театра «Комедия» в НьюЙорке, написал декорации, сделал эскизы костюмов и проект занавеса. Что же привлекало покупателей к творчеству художника. Весна, 1894 год.
В 1897 открылась первая личная выставка художника в галерее La Bodiniere. Мальчик с детства хорошо рисовал. Владелец типографии де Бруноф дал, тогда ещё малоизвестному, художнику заказ на афишу к спектаклю «Жисмонда», в главной роли которого и играла прима.
С детства мальчик проявил свои творческие склонности, увлекшись пением. Описание картины, плаката Альфонса Мухи под названием «Зима» прямо противоположное. В настоящее время она живет в Чехии. Она является символом бесконечности, цикличности и все того же женского начала. Широкую известность Муха приобрел после создания афиш для спектаклей театра «Ренессанс», парижского театра Сары Бернар («Жисмонда», 1894 «Дама с камелиями» Александра Дюма-сына, 1896 «Лорензаччо» Альфреда де Мюссе, 1896 «Медея» Еврипида, 1898). Афиша стала революционной. В те времена отделка квартир, роспись по стенам и потолкам была в большой моде.
Мальчик с детства хорошо рисовал. Пару раз посещает США, где работает как художник и педагог. франков.
Интересна история внучки Мухи. Тем не менее на обучение живописи в академии Альфонса хватает ровно на два года – в 1887 году художник вновь берет работу от Куэн-Беласси и какое-то время живет на получаемые от него средства. Картины обрамляют замысловатые растительные орнаменты, не скрывающие своего византийского или восточного происхождения. Экспозиции, представленные в залах, рассказывают о жизни и творчестве искусного живописца. Альфонс Муха родился в 1860 году в местечке Иванчице (Моравия).
Он разработал дизайн банкнот и официальных документов для нового государства. Матерью художника была Амалия Муха, дочь богатого мельника (мораванка по отцу и полька по матери). За время проживания в Америке Муха получает множество крупных заказов.
Именно с этой картины начинается эксклюзивный «стиль Мухи», отличающий его творчество от всех предшественников. Но его неудержимо тянуло в искусство. Париж любит сильных. На следующий год- вторая, более крупная – в салоне de Cent, а затем она объехала всю Европу. Отсутствие красочных деталей и всякого интереса натурщицы к художнику и создаваемому им полотну, склоненные плечи, в которых отражены усталость и грусть, наличие обыденной житейской атмосферы в свое время удивили современников.
Они обрели популярность не только у знатоков и ценителей живописи, но и у скромных обывателей. Творческая концепция Мухи находила свое отражение в каждой детали созданных им картин и плакатов: эмоционально выполненная, наполненная силой фигура, занимающая большую часть пространства, была бы незаконченной без соответствующего фона, сочетающего черты изобразительного и прикладного искусства. Но после пожара в «Рингтеатре» в 1881 году, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил его мастерскую, декораторская фирма потерпела крах, а сам он был настолько потрясён, что покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Никольсбург), где работал над украшением родового замка графа Карла Куэна-Беласси, а затем и его парадного дворца Эммахоф (названного в честь Эммы— жены графа) в моравском городе Грушовани. В этом же стиле были выполнены и литографии Мухи иллюстрировавшие «Ильзу, принцессу Триполийскую» Робера де Флёра В отличие от тревожных картин современных ему мастеров— Климта, Врубеля, Бакста— произведения Альфонса Мухи дышат спокойствием и негой. Дама с камелиями – афиша к одноименному спектаклю с Сарой Бернар в главной роли. Потрясенный случившимся, Муха покинул Вену и переехал в небольшой моравский городок Микулов (Mikulov), где занялся оформительской деятельностью. Граф Карл Куэн-Беласси (Count Karl Khuen of Mikulov) нанял художника украсить фресками родовой замок (Hruovany Emmahof Castle) и был настолько впечетлен работой живописца, что решил оплатить обучение Мухи в Мюнхенской академии изящных искусств (Munich Academy of Fine Arts). В 1887 г. Муха переехал в Париж и продолжил учебу вначале в Академии Жюлиана (Acadmie Julian), а затем в Академии Коларосси (Acadmie Colarossi).
В 1892 он по заказу иллюстрирует многотомную «Историю Германии». Но на момент их знакомства Мухе было 34, а Саре Бернар – 50 лет. В данном городе его принимают на обучение сразу два престижных учреждения – Академия Жюлиана и Академия Коларосси.
Плакат Жисмонды (1892) был нового вертикального формата- формат, который сохранился и до сих пор – а также, большое количество цвета и деталей. От ее разгоряченного стройного тела и румянца на щеках веет теплом и солнечным зноем, атмосфера которых правдоподобно передана в смешении красок и воздушности, «влажности» летнего воздуха. После смерти графа Карла Куэн-Беласси Муха остается без средств и вынужден зарабатывать на жизнь изготовлением рекламных плакатов, афиш, календарей, ресторанных меню, приглашений, визитных карточек. Перед Рождеством 1894 г. Муха случайно оказался в типографии, куда поступил срочный заказ на изготовление афиши для премьеры пьесы «Жисмонда» со знаменитой актрисой Сарой Бернар в главной роли. Даже в Японии, где открыли его музей. Основным акцентом его учебы была академическая историческая живопись. Это было довольно прибыльным делом.
Впрочем иногда случались и серьёзные заказы. Знакомство Мухи с братьями Люмьер (создателями первого киноаппарата и движущегося изображения) побуждает его экспериментировать с созданием собственных работ – позже, работая над серией «Славянская эпопея» художник будет использовать в качестве основы для картины сфотографированные им снимки натурщиц (фото Альфонса Мухи за работой представлено ниже). Он успел съездить на заработки в Америку. Для рождественского номера журнала «Century Magazine» Муха предоставил семь репродукций различных своих акварелей и за каждый лист ему заплатили по 200 долларов — очень большие по тем временам деньги.
Интересна история внучки Мухи. Центром композиции, как правило, является молодая здоровая женщина славянской внешности в свободной одежде, с роскошной короной волос, утопающая в море цветов— иногда томно-пленительная иногда загадочная иногда грациозная иногда неприступно-роковая, но всегда обаятельная и миловидная. Роскошные, чувственные и томные «женщины Мухи» тиражировались моментально и расходились тысячными тиражами в плакатах, открытках игральных картах Кабинеты светских эстетов, залы лучших ресторанов, дамские будуары украшали шелковые панно, календари и эстампы мастера. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем.
В этом же стиле были созданы красочные графические серии «Времена года», «Цветы», «Деревья», «Месяцы», «Звезды», «Искусства», «Драгоценные камни», которые до сих пор тиражируются в виде арт-постеров (и подвергаются беззастенчивому плагиату на всех уровнях). Тогда то в 1896 году и появились декоративные панно «Цветы» и «Времена года» (которые я сегодня и показываю вам, читатели моего «Цветоблога»), а также «Драгоценные камни», «Месяцы», «Звёзды» и «Деревья». Появились деньги. Ненавидел холод и осень. Оформительскую задачу художник решал комплексно. Все работы Мухи отличаются своеобразным неповторимым стилем.
Начиная с1897годаон организует персональные выставки в Париже и других городах Европы, включая Прагу, пользующиеся огромным успехом, журналLa Plumeпосвящает ему специальный номер. В плакатах отражался оригинальный «стиль Мухи» (названный так уже позднее). Он согласился. В результате Альфонс написал 20 полотен размером 6 на 8 метров.
Он также вошел в течение символистов и другие артистические круги, примыкавшие к ним. А после решает вернуться в Чехию и в течение 18 лет работает над циклом «Славянская эпопея». Художник моментально становится знаменитым.
Газеты писали о феномене Мухи, в Париже даже появилось новое понятие— «La Femme Muchas». Он стал получать постоянные заказы и в 1884 году он нарисовал плакат для шоу «Жисмонда», в котором играла знаменитая Сара Бернар. Тем более, что имя последнего говорило как бы за себя. Он сделал для книги обложку, титульный лист, много иллюстраций и виньеток.
Символично, что первым шагом Мухи к всемирной известности стало как раз создание афиши – это была афиша для Сары Бернар и ее театра «Ренессанс» к спектаклю «Жисмонда». Плакат был неслыханной инновацией в плакатной печати- раньше в плакате было большое количество текста с несколькими мелкими иллюстрациями, обычно в 1-2 цвета.
В 1888 Муха впервые побывал в Париже. Во многих домах можно было увидеть изображения его прекрасных женщин.
Здесь Муха вскоре возглавил Ассоциацию Славянских художников. Мать его, Амалия (урожденная Мала), была хорошо образованной и начитанной женщиной. Альфонс Мария Муха родился 24 июля 1860 года в старинном моравском городке Иванчичи (ныне Чехия), в семье потомственного виноградаря Ондрея Мухи, который, однако, благодаря упорству и смекалке стал в городке известным портным. В течение последующих восемнадцати лет из-под его кисти вышло двадцать монументальных полотен изображающих переломные вехи в истории славянских народов, в частности, «Славяне на исторической родине» («Славяне на прародине»), «Симеон, царь Болгарии», «Проповедь магистра Яна Гуса», «После Грюнвальдского сражения», «Ян Коменский покидает родину» и «Отмена крепостного права на Руси»7.
В число его знакомых входят братья Люмьер, вместе с которыми он участвует в опытах по кинематографии и Стриндберг. Хотя Муха продолжала рисовать до конца жизни, зенит его славы прошел. Общителен и деликатно галантен с дамами. Некоторое время Муха был также любовником знаменитой актрисы. Быстро он понял, что это весьма прибыльное дело.
В настоящее время она живет в Чехии. Вся работа заняла у Мухи три месяца. Описание плаката Альфонса Мухи можно продолжать бесконечно. Эти эскизы были использованы и для выпущенного фирмой рекламного календаря.
Музей Альфонса Мухи, Прага. Многие его детские и юношеские работы, среди которых пастель «Жанна дАрк» (1875) и акварель, на которой изображена колокольня в Иванчице (1878), сохранились. Вспоминали, что он был улыбчив и почти беспечен. Замок назывался поэтично – «Эмманофф», в честь хозяйки, графини Эммы. Свой первый рекламный плакат художник написал в 1882 году.
Критики пишут хвалебные статьи о его «поющей линии», о его изысканном колорите, теплом, как само женское тело. В картине реализовалось все мастерство и талант великого художника. Но это не так. Это было не только неожиданно, но почти убийственно. Великая актриса была очарована работой. И прекрасная златокудрая Эмма осталась только в мечтах.
С середины 1920-х годов художник полностью меняет направление собственного творчества. В 1881 г. во время представления в Венском театре комической оперы (Ringtheater) произошел пожар, который привел к гибели около 500 человек и уничтожил художественные мастерские. Новые поездки в США были наполнены работой, в том числе и над книгами. Идею работы над украшениями и декоративными предметами по эскизам Альфонса Мухи ей предложил её отец, Иржи Муха, который долго и безуспешно пытался найти подходящего дизайнера. Однако неожиданно «грянул гром». В стиле Арт Нуво Муха создается также красочные графические серии, например, «Времена года», «Цветы», «Месяцы», «Звезды», которые и сегодня широко тиражируются как арт-постеры.
Чтобы заниматься любимым делом, нужны дорогие краски, кисти и бумага. У Мухи появляется новая муза, он называет ее Марушкой. Он писал для ее выступлений афиши, рекламные плакаты, стал главным декоратором возглавляемого ею театра Ренессанс.
Он серьезно занимался пением, но в 1875 году был вынужден отказаться от любимого занятия, так как его голос стал ломаться. Там его уже встречали афишами с его изображением в полный рост и аршинными буквами: «В Соединенные Штаты приехал самый великий художник-декоратор всех времен. ». В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемогособора Святого ВитавПражском Граде. И опять мы видим прекрасных женщин в окружении цветов. Славянский Эпос, 1928 год.
Частная коллекция. Поженились они в 1903 году и прожили вместе всю жизнь. Чешский художник Альфонс Мария Муха (Alfons Maria Mucha), (1860 – 1939 гг) известен всему миру прежде всего своими блестящими декоративными произведениями (панно, плакаты, афиши, календари и т. п. ), выполненными в стиле ар нуво (модерн). В действительности, он считал, что только настоящее искусство может быть академичным. Альфонса он отправил в лицей в Брно.
«Сара была великолепна», — вспоминал Муха. В детстве Альфонс увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св. Осенью 1906 года Альфонс Муха снова отправился в НьюЙорк, на этот раз вместе с женой. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация».
И передавал свою любовь через декоративную живопись людям. Вскоре она сама устраивает их встречу и знакомство, долгое время позирует мастеру. Плакат (описание картины «Времена года» уже представлено выше) приходится по вкусу директору одного из известных издательств «Шампенуа» и художник заключает с ним выгодный контракт. Новые моменты в жизни связаны с Парижем. Правда, неизвестному тогда художнику заказов поступало не так много. Матерью художника была Амалия Муха, дочь богатого мельника.
В музее представлены фотографии моделей и друзей великого художника, а также эскизы к его будущим произведениям. Издание это впоследствии неоднократно повторялось на разных языках. Весь мир знал его как блестящего художника-декоратора. К этому же времени относятся и его первые опыты живописи (акварель «Жанна дАрк»). Сара Бернар известная актриса, для представления которой Муха написал заказ, рекомендует его в качестве главного декоратора театра «Ренессанс». Это событие побудило его заинтересоваться историей славян, что в дальнейшем привело к созданию цикла «Славянская эпопея». Картины обрамляли изящные растительные орнаменты, выполненные в восточном стиле.
Интересно, что в её чувствах к Мухе отсутствовал материальный расчёт: к моменту брака долги Мухи намного превышали его состояние. После первой мировой войны художник возвращается на родину. Героиня картины «Зима», напротив, закутана в одежды. Сотрудничая со многими известными журналами и газетами, например «Народная жизнь», «Фигаро» и «Парижская жизнь», художник выработал собственный, неповторимый стиль. Ведь до сих пор в его сердце была настоящая любовь только к родине и он так мечтал найти «чешское сердце, чешскую девушку».
От хороших заказов просто не было отбоя и вот весь Париж узнает, кто такой Альфонс Муха. И еще одна очень важная сторона жизни этого великого поклонника женской красоты (достаточно взглянуть на его поэтичные женские портреты).
Конечно, первое время молодому художнику приходится крайне трудно. В эти же годы он работает над интерьерами самых известных зданий Праги в стиле модерн— Муниципального дома, отелей «Европа» и «Империал», создает эскиз главного витража достраиваемого собора Святого Вита в Пражском Граде. Самой же знаменитой работой из этой серии считается картина «Апофеоз славянской истории». В 1904–1913 годах он побывал здесь шесть раз. Альфонс был первым сыном во втором браке.
Одно из известнейших парижских графических издательств, «Шампенуа» (Le Champenois), заключает с ним эксклюзивный контракт на его прикладное творчество. На всеобщее обозрение после войны произведения были выставлены лишь в 1963 году. Муха преподавал в Художественном институте Чикаго, а в 1908 году создал декорации для Немецкого театра в Нью-Йорке Однако, несмотря на громкий успех (Муха снискал себе славу портретиста и автора обложек иллюстрированных журналов), тамошняя жизнь тяготила его своим коммерционализмом и он не порывал с мечтами вернуться в Чехию. В 1882 году художник нарисовал свой первый рекламный плакат. Ибо к моменту их брака его долги были гораздо больше его состояния.
Холст, масло. А между тем оно стало буквально символом в изобразительном искусстве конца «золотого», – начала «серебряного» веков. На фото слева: Цветок, 1897 год.
В 1896 Муха нарисовал свое первое декоративное панно: Сезоны (1896). Это и женственность, феминность, мягкость – причем не только очевидная, через изображение соответствующих образов – но и через общую атмосферу картин – нежных, спокойных, умиротворяющих. Граф сообщал, что в связи с финансовыми затруднениями прекращает высылку денег. Вот таким образом закономерным представляется выход в свет в 1901 году книги художника «Декоративная документация3». В детстве Альфонс увлекался пением и был принят певчим в хор мальчиков капеллы собора Св.
Значительное место в музее посвящено знаменитым полотнам «Славянской эпопеи». Основная цель творчества Мухи – помочь людям понять друг друга, стать ближе. По завершению работы художник передает полотна в дар городу Прага. В 1918 г. Чехословакия получила независимость и Муха создает образцы первых банкнот и почтовых марок государства. В 1939 г. после оккупации Праги нацистами художник несколько раз задерживался и подвергался допросам. Альфонс Муха умер 14 июля 1939 г. Художник родился в 24 июля 1860 в Иванчице (Моравия), в семье чиновника и дочери зажиточного мельника, с ранних лет он увлекался рисованием и проводил за этим занятием все часы досуга. Музей Альфонса Мухи, Прага. Хитилова была соотечественницей Мухи. Весна, например изображалась в пастельных светло-розовых тонах.
Божественная актриса (так называли Сару Бернар французы) высоко ценила талант Мухи. Муха сознательно искал компромисс между византийским и восточным началами, между современностью и насыщенными мифологическими сюжетами, он превращал изысканные портреты женщин в произведения массового искусства и преуспел в этом: повседневная жизнь уже впитывала в себя новые формы. В 1891 году у Мухи складываются серьезные отношения с книжными издательствами. Альфонс был первым сыном во втором браке. Там он поступает в Академию изящных искусств. Муха учился в Юлианской Академии и Академии Коларосси. «Мой дорогой Муха, — сказал он, — только что мне позвонила Сара Бернар.
После окончания первой мировой войны Муха вернулся на родину. Многие его детские и юношеские работы, среди которых пастель «Жанна дАрк» (1875) и акварель, на которой изображена колокольня в Иванчице (1878), сохранились. Он подрабатывает оформителем, месяцами питается лишь чечевицей и фасолью.
Юноша купил элегантный костюм и шляпу. Боже. Шла пьеса «Гисмонда» французского драматурга Викторьена Сарду (Sardou, 1831—1908).
Он тут же сделал наброски в своем альбоме. Петра и Павла в Брно, что позволило ему учиться в гимназии.