В средневековой символике эти орудия выявляли сексуальные связи между людьми. Здесь сказали свое веское слово и психиатры. Надпись вверху и внизу гласит: «Мастер, удали камень. Эти грехи показаны на примерах простых людей, современников (и возможно даже соседей) художника, так например гнев он изображает в виде пьяной драки, гордыня — это барышня, что любуется сама собой в зеркало, жадность показана в виде судьи, который берет взятку и т. д. Нередко переживания принимают характер манихейского бреда (тема борьбы добрых и злых сил вокруг самого больного).
На правой створке святой отшельник изображен в пустыне. Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и благотворительностью. Семья ван Акенов, происходившая из немецкого городаАхена, была издавна связана сживописным ремеслом— художниками былиЯн ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония.
Для Нидерландов в конце XV и начале XVI века наступали тяжелые, грозные времена. Под ней надпись: «Берегись, берегись, Бог видит все». Над его рабочим столом висит копия Ада Босха. Значение многих символов уже безвозвратно утеряно, символы меняли значение в зависимости от контекста, они по-разному трактовались в разных источниках— от мистических трактатов до практической магии, от фольклора до ритуальных представлений.
Кроме того, они страдают от копий, кинжалов и стрел, которыми их проткнули. Изображения химер на порталах собора также могли служить для художника «учебным материалом».
Лишь 7 творений Босха подписаны. Лиссабонский триптих суммирует основные мотивы творчества Босха. Такова безразличная обнаженная девушка из «Страшного суда», по которой ползают змеи и которую преследует ящер в сапогах и с факелом в руках.
Это одна из его ранних картин — «Семь смертных грехов». С ним очень мало праведников оказалось на небесах. Этот базис широко обогащен, конешно, личными фантазиями художника, не надо отнимать и тот факт что алхимия по сути своей глубоко символична и психологична и является мостом от психического (в том числе исскуства) к науке, при этом последнее лишь побочный продукт психических изысканий, Т. е. Например, лица волхвов на ранней картине «Поклонение волхвов» удивляют своим равнодушием и «неосведомленностью». В «Саду земных наслаждений» очень много птиц.
Это смелое и необычное решение сильно отличает его от современников, например от антверпенского мастера Иоахима Па-тинира (1475/80-1524), основателя пейзажной школы живописи. Внутренняя левая часть створок алтаря продолжают тему сотворения мира (4-7 дни создания). Бог сложил в копну все хорошее и дурное и предназначил это для всех. В 1516 году художник скончался, отпевание прошло именно в этом соборе, в капелле (т.
И все же лучше судить о Босхе по его работам. Положительные образы его картин – это Христос, Богоматерь, Мария Магдалина искушаемые дьяволом святые: Иоанн Креститель, Иероним, Антоний, Христофор. Антоний (251-356 г. ) — реальная историческая фигура, великий христианский святой и подвижник.
Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Такая тенденция очень характерна для творчества душевнобольных. Алтарь «Искушения святого Антония» (преподобного Антония Великого) наполнен бесами: чудовищами, составленными из частей различных животных, уродливыми карликами, летящими рыбами-кораблями, безголовыми птицами, оживающими предметами, обнаженными женскими фигурами. Благодаря изображениям геенны огненной, мастер получил от сюрреалистов прозвище «почетного профессора кошмаров». Поэта можно упрекнуть лишь в одном: вряд ли Босх, как сказано в стихотворении, был «весел, благодушен», когда создавал свои картины зрелого периода творчества.
Сюжет не нуждается в пояснениях. Впрочем, люди, отгородившиеся от остального мира прозрачной «броней», могут символизировать такой порок как эгоизм. А вот еще одна его картина, уже более позднего периода его творчества, называется «Воз сена» Вообще это триптих1, а здесь изображена его центральная часть.
Эти особенности первых картин получат в дальнейшем значительное развитие. Прежде считалось, что «чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем гротескным фигурам, которые мастера итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты. Mать происходила из семьи резчика по дереву. Этот непроницаемого вида остроносый персонаж в черном цилиндре, сопровождаемый собачкой в колпачке, двигает перед глазами завороженного дурня ореховыми скорлупками (то же, что у нас игра в наперстки). Коллеги-художники ценили его мастерство колорита. Сопоставление результатов этих исследований и привело некоторых специалистов к мнению, что необычность, «странность» произведений Босха явились следствием его психического заболевания. Иоанна (1489, картина утрачена) или даже модели канделябра.
Достаточно раз увидеть алхимические трактаты что бы обнаружить это. Воображение 8212 фантастическое. Умудренные опытом мужи говорили в назидание юнцам, что «всякий человек сам готовит прут для своей задницы». В центре Ада из «Сада земных наслаждений» мы видим дерево-пещеру, в которой вроде бы располагается харчевня.
Другие считают мастера хорошим знатоком народных традиций и нидерландского фольклора. Благодаря этому браку Босх получил доступ в замкнутый круг местной аристократии. Теперь это Корабль Зла и плывет он прямиком в Ад.
В картине «Христос, несущий крест» Христос как бы не в силах смотреть на эту беснующуюся вакханалию зла, он изображен с закрытыми глазами. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины»— алхимию, астрологию, чёрную магию. Мы очень мало знаем о его жизни, даже год рождения Босха точно не известен. Первым расшифровать это произведение попытался испанский монахом Фреем Иосифом Сигуэнцей (Хосе де Сигуенса), в 1605 г. Он считал, что в нем дан собирательный образ земной жизни человека, погрязшеro в греховных наслаждениях и забывшего о первозданной красоте утраченного рая и потому обреченного на гибель в аду.
Сам Босх следил за изготовлением копий некоторых своих работ, в частности, триптиха «Воз сена», который существует в двух версиях— (в собраниях Прадо и Эскориала). Достоверные факты скупы. История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Эта картина представляет фольклорную линию в творчестве художника. Его картины очень многогранны и неоднозначны их можно понимать по-разному.
В общем, описывая словами эти картины, можно составить объемистую книгу. Загадочный Босх, картины которого не случайно ценили и хранили самые рьяные католики Европы в Эскуриале и Прадо, называются: «Воз сена» (уже рассмотренный), «Сад наслаждений», «Семь смертных грехов», «Поклонение волхвов». Особой популярностью пользуется версия, что в работах зашифрованы секреты средневековых «эзотерических дисциплин»— алхимии, астрологии, гностицизма, чёрной магии Третьи стараются связать художника с различными религиозными ересями и называют его адептом запрещённых сект, хотя, вероятнее всего, Босх был человеком чрезвычайно набожным. На Босха даже напяливают ранг предтечи доктора Фройда. Картина называется 171Искушение святого Антония 171. Кроме того, Босх часто зашифровывал в своих картинах местный фольклор. В 1486 году вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw»)— религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 году и состоявшее как из монахов, так и мирян.
Вероятно, здесь высмеивается персонаж ярмарочного фарса — простачок или муж-рогоносец (книга, положенная на голову женщине, понималась как «руководство» для жуликов и обманщиков). Однако дон Фелипе де Гевара (исп. Felipe de Guevara), признанный знаток творчества Босха, продавший Филиппу II несколько произведений Босха из своей коллекции, придерживался мнения, что Босха нельзя считать изобретателем демонов. Босх не использовал метод работы с натуры, не интересовался проблемами точного изображения человеческого тела (анатомии, пропорций, ракурсов), а также построением математически выверенной перспективы. Все вокруг вызывает раздумье, дойдет ли человек до своей цели и какова она. Тема самого первого его триптиха 8212 171Воз сена187 (между 1490 и 1500 годами) 8212 безнадежность и бессмысленность исторического пути, по которому пошло человечествопосле грехопадения. Лица людей свирепые.
Босх производит впечатление мастера «неподражаемого», однако его манера была воспринята множеством копиистов, как только выяснилось, что это гарантировало выгодную продажу картин. Лютня изображенная на полотне в виде белого инструмента с круглым отверстием посередине, символизирует вагину, а игра на ней обозначает разврат (на языке символов мужским эквивалентом лютне считалась волынка). Часто их выражения не соответствуют смыслу картин. Другие считают мастера хорошим знатоком народных традиций и нидерландского фольклора. Больные называют это сном наяву.
Здесь количество «нечисти» еще ограничено. Однако простодушие и некоторая отстранённость, с которыми трактованы отдельные фигурки, а также благосклонное отношение к этому произведению со стороны церковных властей заставляют сомневаться, что содержанием его могло быть прославление телесных наслаждений. Однако, если сравнить «меланхоличное чудовище» с другими предполагаемыми автопортретами, сходство обнаружится весьма условное. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже модели канделябра.
Вероятно и Босх был знаком с этой сатирой, но вряд ли она послужила ему творческим стимулом— в Средние века корабль был одной из самых распространённых метафор. Он также вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve Vrouw») — религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе в 1318 г. и состоявшее как из монахов, так и мирян. Возможно, через мрак мастер пробивался к Свету. При этом имеются и «комбинации» животных и человекоподобных с неодушевленными предметами: высохшее дерево, держащее на ветках-руках ребенка, завернутого в кору огромные уши, соединенные стрелой, между которыми торчит нож кувшин на лошадиных ногах, а его горлышко – заднепроходное отверстие. 11.
«Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. Видимо, Босх вел уединенную жизнь и внешне все выглядело благополучно. Корабль традиционно символизировал Церковь, ведущую души верующих к небесной пристани.
Как воссоединится душа с телом. «В конечном счёте, всё обернётся hooi» – так звучал припев песни того времени. На картине «Се, Человек» лица персонажей, окружающих Христа, приобретают звероподобную злобность. И воспитание нравов было для Босха важнее копирайта. А вверху картины, на облаке одиноко возвышается фигура Иисуса, которая сначала даже не заметна за суетой вокруг телеги, однако изображение Иисуса является настоящим центром этой картины.
И даже Игорь Фёдорович, да. В своих картинах соединял такие вещи, которые не соединял до него никто. Так бичует Босх, картины которого при всей фантасмагоричности жизненны, грех любострастия.
Ноги древесного существа неслучайно «обуты» в лодки — несмотря на основательную конституцию, парня штормит и покачивает. Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Свидетельств того, что Иероним Босх водил дружбу с бутылкой или, напротив, состоял в хертогенбосском обществе трезвенников, до нас не дошло.
Он – живое обличение глупости и безбожия. Босха, усугубившаяся в дальнейшем, – лица людей. Невольно возникает мысль об этом герое: «Нашел место, где размышлять.
Безжалостность – вот что она значит для живописца. По углам картины изображены сцены смерти, рая, ада и страшного суда. Можно предположить, что художественному мастерству он выучился в семье.
Он распорядился повесить «Семь смертных грехов» в спальне, чтобы на досуге предаваться размышлениям о греховности человеческой натуры. «Где сейчас находятся души, раз не было Суда. » – спрашивали пытливые умы и шли за такие вопросы на костер. Этот список может быть значительно дополнен и Босх имеет все основания в него войти.
Братство, посвящённое культу Девы Марии, занималось и делами милосердия. Именно она служит в его творчестве тем тайным источником свободы и богатства. В этой ранней работе уже проявляется страсть автора к морализаторству.
«Чертовщина», в изобилии присутствующая в произведениях художника зрелого периода, современниками и потомками воспринималась по-разному: одни считали его шутником и чудаком, другие – еретиком, третьи видели в его творчестве протест по отношению к ярко выявившимся тогда порокам католической церкви – мздоимству, разврату, обману верующих. Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе, который в те времена входил в состав Бургундского герцогства, а сейчас является административным центром провинции Северный Брабант в Нидерландах. Известно лишь, что при жизни Босха его произведения пользовались широкой популярностью. Вся эта нечисть неимоверными способами истязает людей, пассивно выносящих пытки. В соответствии со сведениями, сохранившимися о жизни художника в городском архиве, в 1478 г. умер его отец и Босх унаследовал его художественную мастерскую. А дело было в избыточности и непонятности многих символов.
Но ведь чтобы расшифровать хотя бы некоторые из них, нужна специальная подготовка. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях, картинах на темы народных поговорок, пословиц и притч (Искушение святого Антония, Национальный музей старинного искусства, Лиссабон триптихи Сад наслаждений, Поклонение волхвов – все в музее Прадо Корабль дураков, Музей Лувр) сочетал изощренную средневековую фантастику, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с фольклорно-сатирическими и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. На картинах «нечисть» заменяется изображением «озверевших» людей («Несение Креста»), апофеозом неприкаянности человека («Бродяга» или «Блудный сын») идущего к полуразрушенному мосту, где он непременно свалится в воду.
Картины ада были второй, наиболее таинственной стороной творчества Босха. «Семь смертных грехов» считается почти самой ранней известной работой, хотя сам художник свои произведения не датировал. Чего только не сделано, чтобы поколебать веру. Один из исследователей назвал «Сад» «отравленным раем», следствием которого может быть только ад (левая створка). Центральная часть триптиха представляет собой панораму фантастического «сада любви», населенного множеством обнаженных фигур мужчин и женщин, невиданными животными, птицами и растениями. Эта суета не касается святого, который крепок в вере.
Некоторые думают, что он через страх пытался внушить зрителю набожность. Вот и Босх населял свои картины такими животными. Среди картин Босха— так называемый «Фокусник» (иначе «Маг»). На некоторых картинах у Босха уже появляются единичные «чудища», может быть, даже лишние в контексте почти реалистических картин. е. Сад земных наслаждений и самое загадочное из творений Босха.
Впервые их можно видеть на картине «Воз сена». Однако даже поверхностное знакомство с картинами И. Босха позволяет нам судить о психическом нездоровье автора. Так что, судить о том, насколько образ личный, трудно. Фантасмагорический мир Босха вполне отвечает теории автоматизма изложенной Андре Бретоном в первом манифесте сюрреалистов (1924): художник запечатлевает любой образ, возникший в его сознании. В изображении земного существования людей и Ада фантазия Босха не знает границ.
В нидерландской народной песне (около 1470 г. ) рассказывается, как Бог сложил подобно копне сена всё, что есть на свете хорошего, в одну кучу, предназначив её на общее благо. Юных прелестниц пугали тем, что «если слишком долго любоваться своим отражением в зеркале, увидишь задницу черта».
В центре картины «Сад наслаждений» Босх изобразил так называемый «сад любви», по которому прогуливаются множество влюбленных пар. Мало того, что он не устраивал истерик о плагиате, он даже курировал копиистов. Кто-то скажет, что это «зашифрованные символы».
На обложке «Невыносимой лёгкости бытия» красуется «Искушение святого Антония» (не триптих, отдельная картина). Известные нам названия закрепились за картинами по каталогам. Грех любострастия также символизируют традиционные атрибуты – блюдо с вишнями и висящий за бортом металлический кувшин с вином. «А если христианин-мученик был разорван и съеден дикими зверями на арене, то как будет собрано его тело. » – и такие вопросы задавали тоже. Они волновали таких мыслителей эпохи как Эразм Роттердамский и Себастьян Брант (автор одноименной сатирической поэмы).
Такие братства были распространены в тогдашней Голландии. Ослепительно белые лучи особенно заметны на фоне охватившего мир мрака. Босх вышел из этой ситуации специфически. По меркам людей, сено – товар никчемный и дешевый.
Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру. В центре на голове человека-дерева идет дьявольский хоровод. Несколько поколений ван Акенов строили и украшали собор своего родного города Хертогенбоса. Они держат одинаковые палки в руках, за ними, как метафорическая клевета, бежит собака. Ева же стыдливо потупилась, что, в самом деле, подозрительно.
В правой части створок изображен Ад, в центре которого – «дерево смерти», растущее из замерзшего озера. На ногах надета разная обувь, которую он подобрал где попало. Он, по традиции, является символом Церкви и ведет души к небесной пристани.
Это была эпоха, памятно описанная де Костерем в «Легенде о Тиле Уленшпигеле». Некоторые говорят, что тьма на его картинах победила свет. Фигура шута заставляла многих историков искусства усматривать связь между этой находящейся в Лувре работой Босха и книгой Себастьяна Бранта «Корабль дураков», ещё при жизни автора выдержавшей шесть изданий и переведённой на несколько языков. Испанские богословы XVI века подозревали его в ереси, но потом художник был оправдан. Это было последнее произведение Босха. Босх придаёт алхимии негативные, демонические черты.
Макс Эрнст и Сальвадор Дали объявили себя его наследниками. В Преисподней с наслаждением трудятся не только черти, но и дьяволицы. Так называемое «меланхоличное чудовище» получило свое прозвище благодаря невозмутимому выражению лица. Виселица на заднем плане не мешает крестьянам устроить праздник и танцевать.
Постепенно картины Босха приобретают необычно фантастический характер, где понятен только общий сюжет, а преобладают нагромождения ужасающих сцен с невообразимыми участниками (это зрелый период творчества художника). Их неимоверно мучают, но лица их по большей части равнодушны. На черном фоне расположен под ним Ад. Что же мы видим у Босха. Знаем, что Иерон или Иером ван Акен (Jeroen van Aeken) – таково его настоящее имя – происходил из города Хертогенбоса Брабантского герцогства (территория современных Нидерландов).
При том, что никакого внешнего воздействия на него не производилось. 14. Закрытые створки картины «Воза сена», одного из шедевров мастера, сразу заставляют испытывать тревогу: по дороге с грабителями вдали бредет замученный жизнью человек. В начале XVI века Иероним Босх создал «Сад Наслаждений» – наиболее известную и загадочную картину.
Рядом сидит в кресле тучный монах. Скажем вновь, что его современники, покупая их, знали время создания и последовательность, в которой их желательно рассматривать. Картины этого художника нельзя спутать ни с какими другими. Великий испанский писатель Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы— «основами морализирующей философии».
В последние годы жизни художник обращается исключительно к сюжетам о Христе («Поклонение волхвов», «Увенчание терновым венцом», «Несение креста»). В живописи ему было интересно совершенно другое. На первый взгляд, здесь изображена обычная, правда, опасная операция, которую хирург почему-то проводит под открытым небом, водрузив себе на голову воронку (здесь она, скорее всего, служит символом обмана). Они также увязли во грехе, как алхимики и удод.
171Именитый мастер187 8212 так называли его в Хертогенбосе, которому он оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава распространялась далеко за пределы родного города. На многофигурную композицию сверху из облаков взирает Христос. Уши, пронзенные стрелой, это аллюзия на человеческую глухоту к словам Евангелия: «Имеющий уши да услышит». В 1516 году художник скончался, отпевание прошло именно в этом соборе, в капелле (т. е. Некоторые искусствоведы считают, что этот фрагмент может иллюстрировать старинную нидерландскую поговорку: «Стекло и любовь — как они недолговечны. ».
В середине –почти затерянный между ними светлый и кроткий лик страждущего Христа. Законодатели моды обычно не придерживаются никаких правил. Внизу под ним буйствует Жадность. Он в полнейшем разочаровании от увиденного, только разводит руками.
Его доски и опоры могут не выдержать его веса. Ерун Антонисон ван Акен (нидерл. Jeroen Anthoniszoon van Aken), более известный как Иероним Босх1 (нидерл. Jheronimus Bosch, лат. Hieronymus Bosch около 1450—1516)— нидерландский потомственный художник, один из крупнейших мастеров периода Северного Возрождения. «Извлечение камня глупости»). Это метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру.
После смерти художника испанский король Филипп II (1527-1598 гг. ) собрал большую коллекцию его работ в своей резиденции-монастыре Эскориале. Её адепты стремились к превращению («трансмутации») неблагородных металлов в золото и серебро с помощью воображаемого вещества— «философского камня». В преисподней сосредоточены люди, наказанные за все смертные грехи.
Еще известно, что художник вступил в Братство Богоматери – религиозное общество в Хертогенбосе, состоящее как из монахов, так и мирян, занимающееся благотворительностью и просвещением. Иоанна (1489, картина утеряна) или даже моделиканделябра. Особый успех имели гравюры иллюстрирующие пословицы и сцены из народной жизни. Это особенно видно по изображению преисподней. Очевидно их было крайне мало.
Сам Бретон определял Босха как «абсолютного визионера», отводя ему роль предтечи сюрреализма: поэтику воображения без границ предваряет творчество «живописца бессознательного». Даже в приписываемых ему досках (в то время писали на дереве) можно распознать истинные шедевры Босха, не имея особой искусствоведческой подготовки. Творчество Босха кажется странно современным: четыре столетия спустя его влияние неожиданно проявилось в движении экспрессионистов и позднее – в сюрреализме. Сколько его ни набери, богаче не будешь. Однако каждый человек стремился забрать себе всё.
Оно усиливается видом огромной красной ягоды, принесенной в клюве одной из птиц. Не лучше их высокопоставленные лица, которые являются хозяевами стога. Еще одна характерная черта творений Босха – это разобщенность персонажей и ситуаций, где каждый ведет себя как будто «он здесь один». Хосе де Сигуенса писал: «На мой взгляд, различие между картинами этого художника и картинами всех остальных заключается в том, что остальные стремятся изобразить человека таким, каким он выглядит снаружи, в то время как один лишь он имел достаточно мужества изобразить человека изнутри».
Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480 г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Известно, что Босх картины свои не только оставлял без названия, но и не датировал. Родился в 1460 году – умер в 1516 г. Полное имя – Иеронимус Антонисзон ван Акен. Более того, пейзаж в ней очень похож на пейзаж рая из правой створки.
Его техника называетсяалла прима. То, что рисует Босх, очень трудно, да, пожалуй и невозможно вообразить человеку с «нормальным» рассудком.
Конец XIX столетия и XX в. явились временем «возвращения Босха», когда многие исследователи занялись детальным изучением его творчества, появилось множество книг и статей о нем. Картина Босха показывает корабль. Босх как бы подводит итог этой давней средневековой традиции, действуя вполне в ее русле. На сегодняшний день, фильмы про апокалипсис входят в списки самых кассовых фильмов. Никто не обращает внимания на подъехавших Папу и императора, а также на то, что этот стог им черти подсунули, соблазняя к воровству и сами медленно везут с ним телегу.
Сатира – одна из сторон живописи Босха. Перед вами – репродукция картины Босха. Аффективно такие состояния окрашены страхом или экстазом. Так, на ранней картине «Поклонение волхвов» Босх якобы изобразил себя в человеке, смотрящем на зрителя. И, по идее, должна не ведать стыда.
Все его картины изумляют, но динамики изменения стиля, в них не просматривается.
Лубберт – имя нарицательное, обозначающее слабоумного. И наиболее сложным. Поэтические пейзажные фоны, смелые жизненные наблюдения, метко схваченные художником Иеронимом Босхом народные типы и бытовые сцены подготовили почву для формирования нидерландского бытового жанра и пейзажа тяга к иронии и иносказанию, к воплощению в гротескно-сатирической форме широкой картины народной жизни способствовали становлению творческой манеры Питера Брейгеля Старшего и других художников.
Некоторые считают, что Босх, возможно, сам боялся своих творений. «Семь смертных грехов» считается почти самой ранней известной работой, хотя сам художник свои произведения не датировал. Творчество Босха загадочно.
Мотив музыкальных инструментов мастер, скорее всего, заимствовал из некоторого средневекового сочинения «Видения Тундала», где беспечному рыцарю Тундалу при жизни довелось побывать в аду. Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480г., взялпсевдонимпо сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. На картине неоднократно показаны все смертные грехи и очень много эротической символики. Из творчества художника сохранилось около десяти картин и двенадцати рисунков2.
Антоний (251-356 г. ) 8212 реальная историческая фигура, великий христианский святой и подвижник. В дальнейшем на картинах появляются, как сказали бы нынешние психологи, «несуществующие животные». Йерун ван Акен родился около 1450 г. в Хертогенбосе (Брабант).
Эти грехи показаны на примерах простых людей, современников (и возможно даже соседей) художника, так например гнев он изображает в виде пьяной драки, гордыня 8212 это барышня, что любуется сама собой в зеркало, жадность показана в виде судьи, который берет взятку и т. д. В левой его части изображен сюжет из книги Бытия 8212 изгнание Адама и Евы из Рая. Неудивительно, что многие ценители живописи видят в Босхе предшественника сюрреализма и других авангардных течений. Полое дерево — это символ смерти, ада, безверия. Тайна Иеронима Босха состоит в том, что был шизофреником. Один человек режет на глазах у всех другого и никто на это не обращает внимания.
Известно еще одно произведение с изображением Босха, хранящееся в музее аббатства города Аррас во Франции. Особенно показательна в этом отношении картина «Корабль дураков»: здесь кто поет, кто кричит, кто пьет, кто черпает воду или вино. Церковь же подогревала (в переносном смысле на проповедях и в прямом – на кострах) веру людей в неминуемость наказания за нарушение закона божьего. Современников Босха забавлял гротеск его изображений.
Семья ван Акенов, происходившая из немецкого города Аахена, была издавна связана с живописным ремеслом — художниками были Ян ван Акен (дед Босха) и четверо из его пяти сыновей, включая отца Иеронима, Антония. Также картины Босха периодически используются различными музыкальными ВИА разной степени интересности: так, кусок «Страшного суда» швейцарские авангардисты от митола из Celtic Frost стянули для альбома «Into The Pandemonium», «Музыкальный ад» использован для оформления обложки диска «Deep Purple» 1969г., что символизирует, а Depeche Mode по мотивам полотен Иеронима сотворили клип на песню «Walking In My Shoes». Теперь попробуем подвести итог описанным фактам жизни и творчества художника.
Современные исследователи говорят о Босхе как о национальном художнике, оживившим религиозную живопись народными элементами. Из сухого дерева призывно выглядывает обнаженная женщина, перед св. Так еще именовался «Блудный сын» – картина Босха, которую разные источники относят к 1500 или к 1510 году. Знаменитая книга в переводе на голландский язык вышла в 1486г. К нему явилась прекрасная дьяволица, чтобы он впал с ней в грех. Пишут, что у свирепого короля Испании – Филиппа II – в покоях висела картина Босха. Был посвящён в члены Братства Богоматери (нидерл. Illustre Lieve Vrouwe Broederschap 1486) считается одним из самых загадочных живописцев в истории западного искусства. Псевдоним Босх, возможно, появился от сокращения названия родного города.
Нынешний любитель искусства может любить Босха как за его «глубинность», так и просто за занятную галерею уродцев, монстров, упырей, демонов и тварей. Чтобы сама человеческая природа не пряталась под рубищем, рясой или напудренным париком. Очевидный смысл— наказание за глупость, но можно увидеть и кое-какие другие, обратные. Упоминавшийся Р. Б. Хайкин, ссылаясь и на других психиатров, отмечает такую особенность творчества Босха, как «боязнь пустого пространства»: художник старается заполнить фигурами и предметами каждый сантиметр картины.
Библиотекарь Эскориала монах Хосе де Сигуенса (исп. Jos de Sigenza), живший в XVII веке и хорошо знавший картины Босха, считал, что будь его живопись еретической, король Филипп II едва ли стал бы терпеть его работы в Эскориале они, напротив, представляют собой сатиру на всё греховное. К таким художникам следует отнести, прежде всего, Квентина Массейса и Иоахима Патинира. Это вообще был тренд в то время. Это было последнее произведение Босха.
В ответ на горячую молитву папы, просившего дать какое-нибудь знамение, которое убедило бы маловера, на алтаре внезапно появился сам Иисус с орудиями Страстей и показал пять язв. Этот мир, населенный грешниками, отвратительными монстрами, демонами, предстает перед нами как «Царство Антихриста», «Новый Вавилон», заслуживающий разрушения и гибели.
Странник колеблется и почти готов поддаться искушению. Иеронима Босха называют не иначе как – Почётным профессором кошмаров. На этой картине, фантазия художника уже разыгралась по полной. На самом загадочном и самом известном алтаре «Сад земных наслаждений» три створки : на правой – рай, последние три дня творения мира на центральной – сам Сад наслаждений на левой – ад.
Часто встречающиеся у Босха прозрачные сосуды, скорее всего, служат алхимической аллегорией: любовники «реагируют» друг с другом подобно химическим элементам в колбах и ретортах. Монахиня играет на белой лютне, которая традиционно считалась символом вагины. Ему счастливо удалось избежать преследований за свои произведения, которые могли трактоваться как еретические. В то же время многие считают Босха первым сюрреалистом. Все это как будто списано с картин Босха.
Для современников Босха его картины имели гораздо больший смысл, чем для современного зрителя. Основоположник Европейских пейзажной и жанровой живописи. Мистик Иоганн Рюйсбрук пишет, что сова избегает света и посещает мертвых. 13.
В руководствах по психиатрии стали использовать фрагменты картин Босха как иллюстрации психопатологических переживаний – галлюцинаторных или характерных для состояний нарушенного сознания (сновидного помрачения сознания). Подобно «Моне Лизе», она породила тонны диссертаций, книг и искусствоведческих срачей. Здесь он сидит, облокотившись и не то наблюдает за борьбой между святым и демонами, не то глядит на странный предмет на белом платке вроде отрезанной стопы. Изображение задницы, пронзенной стрелой, символизировало божью кару за грехи.
При этом акцент делается на жесточайшем наказании порока. Меня зовут Лубберт Дас». Они лучше нас понимали ее символику: красный – страсть, зеленый – доброта, синий – земные удовольствия или обман, черные птицы – грех.
Сигуенса так оценивал творчество Босха: «Разница между работами этого человека и других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». Всем руководит шут, который в серой одежде с бубенцами отвернулся от всеобщего веселья. «Здоровые» люди «вымучивают» что-нибудь на пяти ногах или с одним рогом, но душевнобольные, как правило изображают нечто неимоверное, которое «нарочно не придумаешь».
Однажды, когда он служил мессу, его причетник усомнился, что в гостии (святых дара) действительно воплощены Кровь и Тело Христовы. При археологических работах в храме выяснилось, что захоронение пустует. Хиеронимус Антонис Ван Акен, псевдоним – Иероним Босх (1450/60–1516) – самая загадочная фигура в живописи на границе Средневековья и Возрождения. О, если бы они рассудили, подумали о сем, уразумели, что с ними будет. » (Втор 32: 28-29) и «И сказал: сокрою лице Мое от них и увижу, какой будет конец их ибо они род развращенный дети, в которых нет верности» (Втор 32:20).
Насколько оправдана такая трактовка живописи Босха – спорный вопрос, поскольку исследователи находили в адских панорамах алхимические и мистические символы, а также заимствования из литературных произведений. Если современники Босха полагали, что художник воочию видел этих чудовищ Ада, а затем точно изобразил их (а в Средневековье подобная возможность никого не удивила бы), то они, несомненно, были убеждены, что такого Ада нужно избежать любой ценой. У всех исследователей творчества Босха он рождает ассоциации с человеком, бредущим по створкам «Воза сена». Нужно сказать, что в период с XVII по XIX в. о Босхе почти забыли. Братство, посвящённое культуДевы Марии, занималось и деламимилосердия.
Пастыри и паства совместно беспутствуют. Заходил в мастерские, следил, как копиист работает, давал наставления. Босх, Бос (Bosch) Хиеронимус, великий нидерландский художник. Его расплывшееся тело говорит, что он повинен в грехе чревоугодия.
Так что «Хиеронимус-художник», как он впервые упомянут в документе 1480 г., взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города (Den Bosch), видимо из необходимости как-то обособиться от прочих представителей своего рода. Сладострастники прикованы к постели, на которую карабкается страшное хвостатое чудище, напоминающее ящера». Дословно правая часть триптиха носит название «Музыкальный Ад». (Подобные приемы взял на вооружение Квентин Массейс, младший современник Босха, работавший в Антверпене. ) Но все же главные для него работы 8212 это как бы увеличенные миниатюры, написанные маслом по дереву, 8212 так, может быть, не совсем обычно, можно сформулировать оригинальный характер его творчества, соединившего в себе эрудированность, с одной стороны и глубокое проникновение в суть христианства 8212 с другой. Детализация очень высока, вот таким образом стоит приглядеться к мелким фигуркам и сценкам поближе.
Это – кощунственная для церкви мысль. Другие полагают, что искусство Босха отражает средневековые «эзотерические дисциплины» – алхимию, астрологию, чёрную магию.
Её значительное личное состояние в качестве приданого было передано в распоряжение Босха. Иероним Босх – великий нидерландский художник. Для совращения святого организованы черная месса и шабаш.
Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции. Ни одна работа Босха не датирована им самим, а этих работ известно не больше тридцати.
На боковых створках триптиха помещены изображения Ада и Рая. Картину, язвительно повествующую о моральной распущенности духовенства и мирян, считали и зашифрованными алхимическими знаками и вариацией на тему масленичного «рая пьяниц»— «корабля святого Рёйнерта», на что намекают чаши с вином и перевёрнутый кувшин её трактовали и как пессимистический взгляд на абсурдность жизни и как астрологический образ человечества, управляемого Луной, — безвольного и неразумного. Псевдоним Босх, возможно, появился от сокращения названия родного города.
История не сохранила оригинальных названий картин, которые дал своим творениям Босх. Вот как описывает это искусствовед Н. Н. Никулин: «Гневные (грешники. Церковный Рай (в центральной части) населен чадами планет Луна и Венера (позднее Венера ассоциировалась с Евой). Лишь семь творений Босха подписаны. Этот же самый чудодей/обманщик появляется маленькой, с ребенка, фигурой в центре «Искушения святого Антония».
Мотив музыкальных инструментов мастер, скорее всего, заимствовал из некоторого средневекового сочинения «Видения Тундала», где беспечному рыцарю Тундалу при жизни довелось побывать в аду. Сценка «Шарлатан» («Фокусник») – конкретное изображение того, как жулик отвлекает собравшихся, в то время как его сообщники режут у них кошельки. Дидактический, морализаторский характер триптиха несомненен. По Писанию они все еще закрыты. Исследователи считают, что Босх противопоставляет им расположившуюся неподалеку группу «правильных католиков» (к примеру, членов Братства Богоматери в Хертогенбосе, родном городе художника).
Все же это были люди другой психологии. Она – символ не только мудрости, но и ночи с ее охотой на живое.
Психиатры называют это состояние онейроидом. Другой объелся до рвоты. Босху приписывают такие глубоко философские произведения (они не сохранились), как «Шествие слепых» и «Битва Поста и Пасхи».
– Авт. ) распяты на доске их режут мечами, скупых варят в котле с расплавленными монетами. Из музея Прадо в Эмитаж привезена лишь одна из картин Босха «Извлечение камня глупости» («Операция глупости»). Над его рабочим столом висит копия Ада Босха. При этом они видят в этой необычной обстановке самих себя.
Сюжет произведения заимствован из голландской поговорки о том, что «каждый хочет ухватить для себя пук сена побольше». вХертогенбосе (Брабант). В четырех углах картины изображены «четыре последние вещи»: смерть, Страшный Суд, ад и Небесные Врата. К слову, некоторые исследователи считают, что это автопортрет. Босх искусно пишет фантастических служителей Дьявола.
То, что Питер Брейгель Старший (около1525/30—1569) в первую очередь унаследует от Босха, будет именно причастность народной крестьянской культуре, а также морализаторский дух, выраженный через аллюзии и подтексты двусмысленной и тонкой трактовки сюжета. Известные нам произведения раннего периода творчества – «Брак в Кане Галилейской», «Поклонение волхвов», «Удаление камней глупости», «Шарлатан», а также морализаторские «Семь смертных грехов» – достаточно ироничны, однако в них уже проявляются необычные для этих сюжетов черты – большое количество символики, сейчас понятной только специалистам. Это вполне традиционно и понятно. Ерун ван Акен родился около 1453г.
Во времена Босха «мудрость» понималась как добродетель, праведность и набожность «глупость» была синонимом порока, греха и безбожия— фигура дурака с бубенчиками на одежде и с маской на шесте, сидящего особняком, в картине является, безусловно, знаковой. На основании результатов современных исследований творчества Босха искусствоведы относят к сохранившемуся наследию Иеронима Босха25 картини8 рисунков. Картины— этотриптихи, фрагменты триптихов и отдельные, самостоятельные картины. Ад изображен в правой части триптиха. «Сад наслаждений» (картина Босха) – предостережение всем людям: грешите, но знайте меру, а то придется испить горькую чашу наказания.
Босх выполнял заказы братства, например, написание алтаря для собора святого Иоанна. Люди, напоминающие сову, ленивы и праздны избегают дневного света, так как они не хотят знать, понимать и любить сущее. Повозка с сеном участвовала в религиозных шествиях – например остались описания современников о том, как в 1563 г. дьявол «Лживый», в иерархии демонов «отвечающий» за ложь и обман, вёз по улицам Антверпена гружёную сеном телегу, за которой шли люди «разного звания», разбрасывая сено по мостовой в знак того, что все мирские блага – ничто (каламбурно обыгрывая двойное значение фламандского слова «hooi» – «сено» и «ничто»). В левой его части изображен сюжет из книги Бытия — изгнание Адама и Евы из Рая. Алтарь «Искушения святого Антония» (преподобного Антония Великого) наполнен бесами: чудовищами, составленными из частей различных животных, уродливыми карликами, летящими рыбами-кораблями, безголовыми птицами, оживающими предметами, обнаженными женскими фигурами. Картина Несение Креста обнажает другую черту живописи Босха – его преднамеренный архаизм. Во фрагменте картины «Семь смертных грехов» изображающем Ад, появляются фантастические существа, терзающие грешников.
Творчество Иеронима Босха одновременно – новаторское и традиционное, наивное и изощренное оно завораживает людей ощущением какой-то тайны известной одному художнику. «Хиеронимус-художник» (согласно документу 1480 года) взял псевдоним по сокращённому названию своего родного города— Den Bosch— в период смены власти в стране: после гибели Карла Смелого (1477) власть в Бургундских Нидерландах к 1482 году перешла от Валуа к Габсбургам3. О биографии Иеронима Босха известно немного, знаем лишь, что он родился примерно в 1460 г. в небольшом голландском городке Хертогенбос (находится в провинции Брабант на юге Голландии) и практически всю свою жизнь прожил в этом городе. Прячущиеся под трухлявым пнем священники слепы, глухи и бессильны. Бог видит «. В это же время стали интересоваться и творчеством душевнобольных.
Значительное количество символов Босха являются алхимическими. Посмотрите, как еще ранний Босх вызывает у зрителя «мороз по коже». Телесный низ — магистральная тема творчества Босха. (Далее попробуйте сами разглядеть, где какой грех изображен, это интересное занятие) В центре картины изображен Иисус и написано: «Берегись, берегись.
Этот базис широко обогащен, конешно, личными фантазиями художника, не надо отнимать и тот факт что алхимия по сути своей глубоко символична и психологична и является мостом от психического (в том числе исскуства) к науке, при этом последнее лишь побочный продукт психических изысканий, Т. е. Мистик Иоганн Рюйсбрук пишет, что сова избегает света и посещает мертвых. Рулем ему служит ветка, а мачтой – дерево. Голландское слово «vogel», что в переводе значит «птица», в устаревшем значении переводилось как «половой акт». Всю жизнь И. Босх прожил в Хертогенбосе (отсюда и его псевдоним – Босх), который тогда былодним из крупнейших городов Брабанта. Над ними сидит сова, как воплощенное зло.
Скорее всего, Босх хотел показать тлетворные последствия чувственных удовольствий и их эфемерный характер: алоэ впивается в обнаженную плоть, коралл прочно захватывает тела, раковина захлопывается, превращая любовную пару в своих пленников. Фотография ниже представляет эту наступившую трагедию Страшного суда. Это уже безнравственность и блуд.
Критики двадцатого века называли Иеронима Босха сумасшедшим. Ад и демоны присутствуют у Босха почти везде. В психологии применяется выражение – «Рисунок несуществующего животного», когда пациенту предлагается нарисовать нечто подобное для уточнения характеристик его мышления. Некоторые его произведения («Воз сена», «Сад земных наслаждений», «Семь смертных грехов», «Искушение Св. Вот, собственно и всё.
На импровизированном столе стоит блюдо с вишнями, которое означает похоть. Некоторые думают, что он через страх пытался внушить зрителю набожность. Однако ни в одном из «Страшных судов», например у Микеланджело или даже Г. Мемлинга, мы не найдем таких необычных, странных, ужасающих образов, какие создавал И. Босх. Босх – был личностью весьма интересной.
Его техника называется алла прима. Вокруг сена мельтешит людская толпа.
Сатира – одна из сторон живописи Босха. Филипп II видел в Босхе моралиста, обличителя пороков и, например, распорядился хранить картину «Семь смертных грехов» в своей спальне в Эскориале, чтобы размышлять на досуге о человеческой греховности. Это очень тонкая аллегория. Одно из доказательств тому— очевидное влияние, которое творчество Босха оказало на работу представителя нефигуративного искусства Евгения Михнова-Войтенко, посвятившего Босху в 1970-х годах ряд работ, созданных в стиле «творческого диалога» с предшественником. Он напоминает гигантскую строительную площадку.
Нам также известно, что Босх был знаменит и почитаем. Картина называется «Искушение святого Антония «. На его пути лежат кости и череп, за ним гонится собака, которая хочет его укусить. Дело вкуса, как далеко вы будете копать, всматриваясь в потемневшие от времени доски старого мастера. Эту картину всегда обсуждают отдельно как самый яркий пример стиля. Стеклянная сфера, в которой предаются ласкам любовники и стеклянный колокол, укрывающий трех грешников иллюстрируют голландскую пословицу: «Счастье и стекло – как они недолговечны».
Злой сатирой на церковь как институт оборачивается при рассмотрении «Корабль дураков». Далее мы продолжим рассматривать картины Босха с описанием. Они пьют вино. в боковом пределе) братства. Перед странником лежит ненадежный мостик. Нам также известно, что Босх был знаменит и почитаем.
Однако большинством учёных эта гипотеза отвергается, так как нет никаких данных, подтверждающих существование секты в Нидерландах при жизни Босха6. Картина Босха – не иллюстрация к ней. Отметилась также группа Metallica с клипом на песню Until It Sleeps, вдохновлённым «Садом земных наслаждений» Босха. Даже монахини поддались всеобщему помешательству и наполняют мешок сеном.
Увлеченные жадностью, они дерутся за вожделенное сено. Успех гравюр, сделанных по мотивам босховской «нечисти», немедленно вызвал к жизни всевозможные подражания и реплики (вплоть до сознательных подделок). Его фигура воспринималась современниками в контексте с сатирической книгой С. Брандта «Корабль дураков».
«Может быть, вообще не будет воссоединения души и тела. » – это тоже волновало отдельных богословов. Это занятная, но маловероятная версия: инквизиция во времена Босха свирепствовала. Адам смотрит на Еву с восхищением и энтузиазмом. Он ориентировался в вопросах современных ему науки и искусства: астрологии, алхимии, народной медицины, геометрии, архитектуры, музыки. В той же капелле было совершено и отпевание живописца, скончавшегося9 августа1516г. Существа, населяющие картины, по сути являются «несуществующими животными».
Перевернутая воронка — атрибут ложной мудрости и мошенничества (см. Каждый современник Босха, будь то доверчивый безграмотный крестьянин или образованный бюргер, вероятно, понял бы значение почти всех деталей и безоговорочно принял на веру главную идею, хотя некоторые образы по своей новизне, наверное, показались бы ему чересчур пугающими и гнетущими. В Северной Европе его обозначают термином «новое искусство». Спорна центральная часть. Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве Босха заключён куда более глубокий смысл и предприняли множество попыток объяснить его значение, найти его истоки, дать ему толкование. Легенда о мессе Св.
Тем не менее на полотнах Босха он поразительно далек от церковной догматики. Знаем, что Иерон или Иером ван Акен (Jeroen van Aeken) – таково его настоящее имя – происходил из города Хертогенбоса Брабантского герцогства (территория современных Нидерландов). (Далее попробуйте сами разглядеть, где какой грех изображен, это интересное занятие) В центре картины изображен Иисус и написано: 171Берегись, берегись. Не мудрствуя лукаво, Босх картины писал изображая и Рай и Ад, которые уже действуют.
15. У каждого гения есть своя тайна исключением не являеться и Босх. На картине Антоний изображен в самом ее центре, его спокойное лицо обращено к зрителям, словно говорит: «Не бойтесь» ибо все эти уродливые существа на картине, в действительности не могут нанести святому никакого вреда.
12. Сад проражает своей красотой – обнаженные мужчины и женщины плавают в потрясающих водоемах, катаются верхом на разнообразных животных (пантерах, оленях, грифонах). Темой 171Искушения св.
Некоторые позы, в которых находятся персонажи картин Босха, напоминают позы застывания больных в кататоническом ступоре (болезненной обездвиженности). Веселый пир, наполненный грехом чревоугодия, в самом разгаре. Одну из сохранившихся фресок приписывают деду Босха. Лицо дерева-выпивохи, в самом деле, выписано с особым тщанием, как будто Босх старался сделать его похожим на кого-то конкретного.
Большая часть работ Босха вскоре после их создания была перевезена в Испанию и испанские авторы эпохи контрреформации также обращали внимание на демонический характер его «странных образов». Это увлечение длилось несколько десятилетий. Вдаль грешников уносит огненная река в полыхающее пламя. И все же смысл, вкладываемый художником в эти произведения, нам понятен. Удод предпочитает жить там, где воздух зловоннее.