Он сумел поднять карикатуру до уровня острого, художественно абсолютного гротеска, создав знаменитые серии, ставшие своего рода панорамой современной ему французской общественной жизни («Робер Макер», 1839 «Олимпийские боги», 1841 «Физиологии», 1841-42 «Служители правосудия», 1845-49 «Добрые буржуа», 1846-49 и др. ). На ней амфитеатром восседают депутаты парламента, в ярких и точных миниатюрных копиях которых любой мог узнать известного политикана или алчного продажного чиновника.
Он изображает трудящихся в обычной для них обстановке, на улицах и набережных города, во время работы, переездов или кратких часов отдыха: «Прачка» (Париж, Лувр), «Вагон 3-го класса» (Оттава, Национальная галерея), «Любитель эстампов» (1857 —1860, Париж, Пти Пале). В героическом плане решена композиция «Дробильщики камней». Таков, например, Парижский мальчишка в Тюйльри подросток-оборванец, усевшийся, задрав ноги, на королевском троне под клики вооруженной чем попало толпы.
Значителен вклад Курбе в развитие натюрморта, подчас объединенного с пейзажем.
После поражения Коммуны Курбе был брошен в тюрьму и приговорен к колоссальному штрафу за разрушение в дни Коммуны Вандомской колонны, в которой восставшие видели символ реакции. башнями на главном фасаде, по композиции поразительно напоминают готические. и, наконец, полным именем и фамилией. Изменчивый политический климат, появление новых всё более совершенных достижений в науке и технике, а также развитие новых художественных и литературных направлений и стилей – всё это создало условия для эксперимента, как в литературе, так и в изобразительном искусстве.
Таким образом достигается эффект скульптурности масс. Это одно из самых совершенных и значительных произведений французского мастера. Он продолжает работать среди других изгнанников-коммунаров. Мы требуем от него правдивости ибо, чтобы быть понятным, он должен быть близким к жизни».
С изумительной силой выразительности, как проникновенный физиономист, увековечил Домье прислужников монархии, орлеанистов (Гизо, Тьера, Сульта и др. ) и самого короля с грушевидной головой. Франко-прусской войне 1870–71 посвящён последний шедевр Домье Оноре Викторьен – альбом «Осада» аллегорические образы альбома полны потрясающего трагизма и глубокой горечи, язык литографии поражает силой обобщения и лаконичностью точных, упругих линий («Империя – это мир», 1870 «Потрясённая наследством», 1871). Он осмеивал духовное и физическое убожество буржуа, раскрывал характер буржуазной социальной среды, формирующей личность обывателя (Парижские типы, 1839-40 Лучшие в жизни, 1843-46 Добрые буржуа, 1846-49 серия Карикатюрана, в которой выведен собирательный образ авантюриста Робера Макера, 1836-38). Политическую карикатуру Домье первый сделал подлинным искусством.
На использовании уничтожающе разоблачающих портретов строит художник Домье одну из самых прославленных литографий — «Законодательное чрево» (1834). палаты депутатов – Законодательное чрево Все мы честные люди, обнимемся, Этого можно отпустить на свободу), создал проникнутое глубоким трагизмом изображение расправы с рабочими (Улица Транснонен 15 апреля 1834 года), героический образ рабочего-революционера (Свобода печати, Современный Галилей). Но изобразив похороны одного из обывателей провинциального городка, Курбе дал не просто жанровую сцену или групповой портрет жителей Орнана. После Июльской революции 1830, когда в условиях относительной свободы слова во Франции начался расцвет политической сатиры, Домье начал сотрудничать с журналом «La Caricature» и «Le Charivari».
Домье родился в Марселе в семье ремесленника. По отзывам современников, Домье обладал прекрасной зрительной памятью, схватывая и запоминая суть образа, его пластику, характерные жесты, мимику. Изобретение фотографии привело к поискам художественной формы в этой области.
Все здесь крепко, просто, значительно. В картине «Мастерская художника» (1855, Париж, Лувр), этой своеобразной «реальной аллегории», он представил свои модели и тех, кого писал и кого собирался писать в будущем: своих друзей Бодлера и Прудона, охотника с собакой, торговца, священника, обнаженную модель и самого себя, сидящего за мольбертом.
В некоторых живописных работах ощутимо влияние мастеров фламандского барокко – П. П. Рубенса, Я. Йорданса («Мельник, его сын и осёл», около 1849 года, Художественная галерея, Глазго «Триумф Силена», 1850 год, Музей изобразительного искусства и кружев, Кале). Он обличал и высмеивал продажность и взяточничество буржуазного суда, фальшь адвокатов, притворство подзащитных, напыщенность судей (серия «Люди юстиции», 1845). Краски положены сочным плотным слоем. Сгибаясь под тяжестью ноши, она заботливо поддерживает ребенка.
В живописи Домье важную роль играют светотень, которая усиливает эмоциональное звучание образа и динамичный мазок колорит – сдержанный, лишь иногда вспышки ярких тонов подчёркивают драматизм и напряжение сюжета («Криспен и Скапен», около 1860 года, музей Орсе «Восстание», 1840-е годы Национальная галерея, Прага). Свои картины Домье редко выставлял на суд публики.
Игроки в шахматы. Чаша его переживаний переполнилась до краев. ДОМЬЕ (Daumier) Оноре (Оноре Викторьен) (26. 2. 1808, Марсель – 10. 2. 1879, Вальмондуа, близ Парижа), французский график, художник, скульптор.
Поначалу зарабатывал на жизнь созданием литографий-иллюстраций для музыкальных и рекламных изданий. Его жизненные наблюдения и зарисовки составляли богатейший материал для работы, а ранние картины на крестьянские темы, «Веятель» (один из вариантов находится в Лувре»), «Сеятель» (1849—1850, один из вариантов — Бостон, Музей изящных искусств другой — Нью-Йорк, Метрополитен-музей), поэтизируют и возвышают крестьянский труд. Особенно трагична одна из последних композиций изображающая одинокого Дон Кихота среди мрачной пустыни под темным небом (1868—1870, Мюнхен, Новая пинакотека).
Сатирические рисунки Домье начали появляться в журнале «Charivari». Именно в живописи воплощал он чаще всего образы положительные.
Свою лучшую литографию "Законодательное чрево" Оноре Домье создает в 1834 году. «Я делаю в моих картинах то, что солнце делает в природе», — писал художник.
Борьбе парижан посвящена «Семья на баррикадах» (ок. С революцией 1830 года и в еще большей мере с революцией 1848 года было связано творчество Оноре Домье (1808—1879), художника цельного, последовательного в своих убеждениях, непримиримого борца с буржуазными порядками. Привычны их движения, проникнутые строгим ритмом. Над каждой своей работой мастер трудился, как над произведением искусства. В 1832 за карикатуру на короля (литография Гаргантюа, 1831) был на полгода заключён в тюрьму.
Вместе с коммунарами в числе героических борцов Парижской коммуны был возглавивший Федерацию художников Гюстав Курбе (1819—1877). Данные клетки на уровне зала соответствуют единообразным фигурам заседателей. Типический образ, концентрирующий пороки буржуазии как класса, Домье создал в 100 листах серии «Карикатюрана» (1836–38), рассказывающей о похождениях авантюриста Робера Макера. Таков лейт-мотив 27 вариаций, в которых Домье углубляет тему о Дон-Кихоте.
Домье умер в полной нищете в пригороде Парижа Вальмондуа 10 февраля 1879. Но Домье не только рисует сцены расправы с рабочими. Февральской революцией внезапно опрокинуло монархию Луи Филиппа.
Ряд лиц — участников сцены — носит следы мещанской ограниченности, бессердечия, лицемерия. Он пишет в чаще леса животных—«Косули у ручья» (1866, Париж, Лувр), к концу жизни — море, то величественное, спокойное и торжественное — «Море у берегов Нормандии» (1867, Москва, ГМИИ), то вздымающееся могучими гребнями волн — «Волна» (1870, Париж, Лувр), но всегда прекрасное, манящее переливами красок, просторами далей, осязаемостью влаги.
Неоконченная работа Вагон третьего класса (Нью-Йорк, музей Метрополитен) дает прекрасную возможность для изучения живописной манеры Домье. Коро, восхищавшийся его гением, спас старого мастера от конфискации имущества по суду.
Уверенным, размеренным шагом идет крестьянин по вспаханной ниве. Более сложны по построению композиции с несколькими фигурами, как, например, «Прививка дерева» (Нью-Йорк, частное собрание). Кузнецы, прачки с детьми, водоноши, бурлаки — вот единственные парижские типы, которых пощадила ирония Домье и более того, — в изображении которых его кисть достигла наибольшего синтеза, наибольшего пафоса, наибольшей монументальности. «Я крестьянин и ничего больше, кроме как крестьянин», — скромно говорил он о себе.
В журнале «Карикатюр» художник помещает рисунки, высмеивающие Луи-Филиппа изображенного то в виде груши (по-французски слово «пуар» означает одновременно и «груша» и «дуралей»), форму которой напоминает голова правителя Франции, то в виде великана Гаргантюа, поглощающего золото. Не дремало, однако и правительство. Домье умер в полной нищете в пригороде Парижа Вальмондуа 10 февраля 1879. В литературном мире удешевление бумаги, появление быстрых печатных станков, а также улучшение типографских и переплетных работ позволили печатать большие тиражи книг, что послужило массовому распространению грамотности в период с 1820 по 1850 год. В эпоху Луи-Филиппа начал работать в сатирическом журнале Caricature Шарля Филипона. 1862, Чикаго, частное собрание) — любопытство переданы все его степени: от всепоглощающего, жадного, до простой заинтересованности.
Домье показал Ратапуаля двояко. Тесно переплетаются здесь темы семьи и труда. Иногда взгляд художника останавливается на отдельном человеке, отдельной судьбе.
Около 4 тысяч литографий Домье выходили сериями: например, серия Древняя история (1841–1843) высмеивала ставший уже банальным классицизм в духе Давида, а в серии Карикатюрана главный герой популярной мелодрамы Робер Макер выставлялся типичным шарлатаном. Около 4 тысяч литографий Домье выходили сериями: к примеру, серия Древняя история (18411843) высмеивала ставший уже банальным классицизм в духе Давида, а в серии Карикатюрана стержневой герой популярной мелодрамы Робер Макер выставлялся типичным шарлатаном. С 1814 жил в Париже, где в 20-х гг. Юристы, врачи и политики также зачастую становились жертвами колкого остроумия художника. Рисункам часто предшествовало изображение фигур в глине (первые гротескные бюсты исполнены в 1832 году после смерти Домье многие работы переведены в бронзу) – этим, в частности, объясняется умение Домье компоновать массы и добиваться объёмности изображения в графике.
Сын стекольщика, перебравшегося с семьёй в Париж в 1814 года. Графика Домье «рождает идею цвета» (по выражению Ш. Бодлера), вот таким образом закономерным представляется его обращение к живописи с середины 1830-х годов в 1848 году он участвовал в объявленном правительством конкурсе на тему «Республика» («Аллегория Республики», 1848 год, музей Орсе, Париж). В сериях литографий «Парижские типы» (1839–40), «Супружеские нравы» (1839–1842), «Лучшие дни жизни» (1843–1846), «Люди юстиции» (1845–48), «Добрые буржуа» (1846–49) Домье едко осмеивал и клеймил лживость и эгоизм мещанской жизни, духовное и физическое убожество буржуа, раскрывал характер буржуазной социальной среды, формирующей личность обывателя.
Эти враги — Луи Филипп и его министры. классицизма (Серии Lhistoire Ancienne (Древняя история), Physionomies tragiques (Трагические лица).
Известность художника выходит далеко за пределы Франции. Каждый из участников события написан с натуры. Около 4 тысяч литографий Домье выходили сериями: например, серия Древняя история (1841–1843) высмеивала ставший уже банальным классицизм в духе Давида, а в серии Карикатюрана главный герой популярной мелодрамы Робер Макер выставлялся типичным шарлатаном. Домье начал публиковать свои литографии в этом журнале под псевдонимом Рожлен.
Злободневные события, современные политические деятели оживают в его литографиях (всего – около 4 тысяч), поражающих глубиной социальных оценок, гражданским бесстрашием: «Маски» (1831), «Опустите занавес, фарс окончен» (карикатура на Луи Филиппа), «Улица Транснонен 15 апреля 1834 года», «Свобода печати», «Законодательное чрево» (все – 1834). Таким образом достигается эффект скульптурности масс. Один из приятелей Домье похвалил любителей фотографии за терпение и выдержку.
Линия контура мягко обтекает формы, объединяя обе фигуры в единое целое. Процветал роман, как литературная форма, наиболее способствующая экспериментам. Портретное сходство ясно обнаруживается в литографии «Мы все честные люди, обнимемся» (1834), где изображены видные политические деятели Июльской монархии во главе с Луи-Филиппом.
В 1830 первые литографии Домье привлекли внимание Шарля Филипона издателя либерального политического журнала «Карикатюр». Он сумел поднять карикатуру до уровня острого, художественно абсолютного гротеска, создав знаменитые серии, ставшие своего рода панорамой современной ему французской общественной жизни («Робер Макер», 1839 год «Олимпийские боги», 1841 год «Физиологии», 1841-1842 годы «Служители правосудия», 1845-1849 годы «Добрые буржуа», 1846-1849 годы и другие). (Нью-Йорк, музей Метрополитен) дает прекрасную возможность для изучения живописной манеры Домье. Домье — блестящий рисовальщик. Домье родился в Марселе в 1808 году в семье стекольщика. В лучах солнца выявляется мощная пластика их фигур.
С 1848 года внимание Домье все больше поглощает живопись, героями которой остаются, как и в графике, трудящиеся Франции, мелкие служащие, ремесленники, прачки, рабочие, мужественные участники баррикадных боев. Мужественное реалистическое искусство Курбе, его бунтарство, его призывы обратиться к изображению современности оказали большое воздействие на формирование многих прогрессивных художников не только во Франции, но и далеко за ее пределами — в Бельгии и Германии, Венгрии и Румынии. В непосредственной близости к барбизонцам проходила деятельность одного из самых замечательных художников-реалистов Франции — Франсуа Милле (1814—1875). Таков рабочий-печатник в литографии «Руки прочь. В период Парижской коммуны Курбе становится ее активным участником и как художник и как общественный и политический деятель, президент федерации художников, «блюститель всех видов искусств и музеев Парижа». (к 1822 относится первая литография – «Воскресенье»).
С 1822 посещал мастерскую А. Ленуара и академию Сюиса изучал старых мастеров в Лувре. Это — способность бесконечно шокироваться всем, что нарушает представление о комильфотности и в то же время испытывать праздное любопытство к сплетням, скандалам, происшествиям, наравне с полным недоверием к науке, к прогрессу и панической боязнью всего нового (как, например, езды по железной дороге).
1863, Париж, Музей Орсэ). — со смертью римского папы и, пройдя мало замеченной, даже не окупила себя. Во времена Домье создание как художественных, так и литературных произведений претерпели значительные изменения.
Именно эта волна литографской лихорадки вынесла Домье на поверхность. Он работал в Карикатуре с 1831 по 1843 г. (за вычетом 6-месячного тюремного заключения) и в Шаривари с 1835 по 1874 г., выпустив карандаш из рук лишь за пять лет до смерти, когда слепота уже заволакивала его переутомленные глаза.
Столь же материальны, как натюрморты и жанровые картины, пейзажи Курбе. Сильные, концентрированные лучи как бы выхватывают и озаряют главных действующих лиц. Художник постоянно использует свет для усиления эмоциональной насыщенности произведения. Домье-художника отличает прежде всего уверенность. Неоконченная служба Вагон третьего класса (Нью-Йорк, музей Метрополитен) дает прекрасную вероятность для изучения живописной повадки Домье.
Домье Оноре Викторьен (Daumier) (1808-1879), французский график, художник и скульптор. Домье умер в полной нищете в пригороде Парижа Вальмондуа 10 февраля 1879. Домье создал ряд портретов, картин на литературные, религиозные, мифические сюжеты серия картин посвящена Дон Кихоту, чья комическая внешность лишь подчёркивает духовное величие и трагичность судьбы искателя правды (Дон Кихот, около 1868, Новая пинакотека, Мюнхен). Объемы и формы даны крупными монолитными массами, придавая образу монументальность, недаром Бальзак сказал о Домье: «В этом молодце сидит Микеланджело».
Домье приветствовал Революцию 1848-49, разоблачал её врагов олицетворением бонапартизма стал обобщённый образ политического проходимца Ратапуаля, созданный сначала в гротескной динамичной статуэтке (1850, бронзовый экземпляр в Лувре), а затем использованный в ряде литографий. Когда в 1835 «Карикатюр» был запрещен, Филипон основал другой юмористический журнал – «Шаривари» и Домье постоянно публиковал в нем свои литографии в течение почти сорока лет. Министры и члены парламента сидят амфитеатром, уподобляясь редкостной коллекции чудовищ. Крестьянин-труженик становится героем его произведений.
Юристы, врачи и политики тоже часто становились жертвами колкого остроумия художника. (1863)Составил себе в 1840-х годах громкую известность карикатурами на политические обстоятельства, общественную и частную жизнь выдающихся людей Франции того времени. Когда в 1835 «Карикатюр» был запрещен, Филипон основал другой юмористический журнал – «Шаривари» и Домье постоянно публиковал в нем свои литографии в течение почти сорока лет.
Он писал уличные сценки, бродячих акробатов, простых людей («Любитель эстампов», музей Пти-Пале, Париж «Вагон третьего класса», около 1862-64, Метрополитен-музей, Нью-Йорк и другие собрания серия «Прачки», около 1860-63, музей Орсе и др. ) иногда обращается к мифологическим сюжетам излюбленными образами Домье надолго остаются Дон Кихот и Санчо Панса (серия картин – музей Орсе, Новая пинакотека, Мюнхен, Метрополитен-музей, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло). При жизни Домье его живопись была мало известна и лишь посмертная выставка 1901 года заново открыла её, так же как и скульптуру («Ратапуаль», около 1851, музей Орсе). Художник работал главным образом в сатирической графике и карикатуре, но он оставил замечательные произведения живописи иногда обращался и к скульптуре, везде находя новые средства и формы для воплощения своих замыслов.
1860-х, Прага, Национальная галерея) убежденный республиканец Домье участвовал в конкурсе 1848 года на тему Республика, которую он представляет в виде могучей фигуры Матери всей нации, заботящейся о своих детях (Париж, Музей Орсэ). Его прачка, поднимающаяся от реки с тюком белья, — женственна и человечна. Написанный в широкой манере «Автопортрет с черной собакой» (1842, Париж, Пти Пале) и другие ранние произведения проникнуты настроениями мечтательности, раздумья и свидетельствуют о романтических устремлениях художника. Но и в эти годы он не сдает своих позиций страстного борца за реализм.
В последнем номере ее Домье успел еще раз послать свое проклятье господствовавшему режиму. Работая в технике литографии (реже ксилографии), Домье великолепно использует её живописные возможности, передавая тончайшие переходы от бархатисто-чёрного к серебристо-серому, воссоздаёт световоздушную среду и освещение.
брал уроки живописи и рисунка, овладевал искусством литографии. На полу распростерты трупы убитых во время сна рабочего, его жены, старика и ребенка. Таким образом достигается результат скульптурности масс. При жизни Домье его живопись была мало известна и лишь посмертная выставка 1901 года заново открыла её, так же как и скульптуру («Ратапуаль», около 1851 года, музей Орсе). В 1873 из-за почти полной потери зрения Домье лишился и этого средства к существованию. Каково мироощущение этого буржуа.
Домье умер в полной нищете в пригороде Парижа Вальмондуа 10 февраля 1879., чья комическая внешность лишь подчёркивает духовное величие и трагичность судьбы искателя правды («Дон Кихот», около 1868, Новая пинакотека, Мюнхен). Юристы, врачи и политики тоже часто становились жертвами колкого остроумия художника. Зрелым литографиям Домье Оноре Викторьен присущи динамика и сочная бархатистость штриха, свобода в передаче стал образ-тип политического проходимца Ратапуаля, созданный сперва в гротескной динамичной статуэтке (1850, бронзовый экземпляр в Лувре, Париж), а затем использованный в ряде литографий. одним словом, создавать живое искусство — такова моя цель». Таков цикл «Прачки» (1850—1860). Свободу печати. » (1834), полный боевой готовности, энергии, при виде которого приходят в смятение монархи и правители. С этого времени слагается творческий облик художника-демократа, поэта крестьянского труда. 1848, Прага, Национальная галерея).
Устроенная за год до смерти Домье ретроспективная выставка его произведений (под председательством Виктора Гюго) совпала — о ирония судьбы. Еще более лаконичен лист «Улица Транснонен» (1834), поразительный по силе обличающий документ, который призывает к отмщению. С глубиной и трогательной нежностью показывает он жизнь трудящихся большого города. Их фигуры выявлены плотным силуэтом на фоне ярко освещенной набережной Сены. Их близость особенно ощутима при взгляде на безликий городской пейзаж второго плана. Иногда это иронически данная «поэтичность» общих мест романтического пейзажа, но и тогда еще более оттеняется мещанское убожество, тупость буржуазной морали — серии «Пасторали», «Лучшие дни жизни», «Супружеские нравы».
С детства увлекался рисованием, освоил мастерство литографа. Некоторые из этих художников отказались работать для прессы и стали иллюстрировать книги.
1830-31, Карикатюр, 1830-35, Шаривари, 1833-60 и 1863-72). Домье. Эмоционально насыщенная, монументальная, обобщенная живопись Домье всегда выражает характер его творческих исканий и когда он пишет сцены современной жизни и когда создает композиции на сюжеты бессмертного «Дон-Кихота», образ которого приобретает особую трагичность во времена Второй империи. Вдали в воздушной дымке растворяются очертания города.
У него было мало досуга и возможности творить вообще, вне утилитарного назначения. Литографский способ воспроизведения, позволявший более быструю и дешевую мультипликацию, нежели гравюра, стал орудием политической прессы. После 1835 года, с усилением цензуры и запрещением политической сатиры, когда журнал «Карикатюр» был закрыт, Домье продолжал сотрудничать в журнале «Шаривари».
Французский критик и поэт, Шарль Бодлер, который был другом и почитателем Домье и его творчества, одним из первых обратил внимание на стилистические сходства работ Бальзака и Домье: «Гравюры Гаварни и Домье по справедливости были названы дополнениями к «Человеческой комедии». В литографиях 1834 года Домье обличал бездарность и своекорыстие власть имущих их лицемерие и жестокость (коллективный портрет палаты депутатов – Законодательное чрево Все мы честные люди, обнимемся, Этого можно отпустить на свободу), создал проникнутое глубоким трагизмом изображение расправы с рабочими (Улица Транснонен 15 апреля 1834 года), героический образ рабочего-революционера (Свобода печати, Современный Галилей). Домье не любил многие новшества. Запрещение политической карикатуры в 1835 вынудило Домье ограничиться бытовой сатирой. Она представляет собой своеобразную социальную эпопею жизни французского общества.
В период революции 1848 года Домье вновь обращается к политической карикатуре. Домье начал публиковать свои литографии в этом журнале под псевдонимом Рожлен. «Так начинают и так кончают», — написал Курбе в объяснении к этой картине.
всем его глубочайшем значении. И это грозное предостережение печатника Домье сбылось. Он писал уличные сценки, бродячих акробатов, простых людей («Любитель эстампов», музей Пти-Пале, Париж «Вагон третьего класса», около 1862-1864 годы, Метрополитен-музей, Нью-Йорк и другие собрания серия «Прачки», около 1860-1863 годы, музей Орсе и другие) иногда обращается к мифологическим сюжетам излюбленными образами Домье надолго остаются Дон Кихот и Санчо Панса (серия картин – музей Орсе, Новая пинакотека, Мюнхен, Метрополитен-музей, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло). В 1848 Домье Оноре Викторьен выполнил для конкурса живописный эскиз «Республика 1848 года» (вариант в Лувре).
В живописи Домье важную роль играют светотень, которая усиливает эмоциональное звучание образа и динамичный мазок колорит – сдержанный, лишь иногда вспышки ярких тонов подчёркивают драматизм и напряжение сюжета («Криспен и Скапен», около 1860, музей Орсе «Восстание», 1840-е годы, Национальная галерея, Прага). Одна из них, крепкая, сильная, терпеливо и заботливо помогает малышу преодолевать крутые ступени лестницы (ок. Неоконченная работа Вагон третьего класса (Нью-Йорк, музей Метрополитен) дает прекрасную возможность для изучения живописной манеры Домье. Неразрывными узами был связан Милле с крестьянством из среды которого вышел. Свидетель неоднократных революционных выступлений народа, Домье вслед за Делакруа создает пламенный образ восставшей Франции в картине «Семья на баррикаде» (1848—1849, Прага, Национальная галерея), пронизанной пафосом революционного порыва, стремительной динамикой ритма. В решительную борьбу вступил Курбе с салонным искусством.
В ту пору весь Париж был заставлен трёхногими фотоаппаратами. Высокой степени художественного обобщения, мощной скульптурности форм, эмоциональной выразительности контура и светотени Домье Оноре Викторьен добился в литографиях 1834 в них обличаются бездарность и своекорыстие власть имущих их лицемерие и жестокость (коллективный портрет Палаты депутатов – «Законодательное чрево» «Все мы честные люди, обнимемся», «Этого можно отпустить на свободу») глубоким трагизмом проникнуто изображение расправы с рабочими («Улица Транснонен 15 апреля 1834 года») в литографиях «Свобода печати» и «Современный Галилей» Домье Оноре Викторьен создал героический образ рабочего-революционера. Современники (О. За эти карикатуры Домье, обвиненный в «оскорблении члена королевской фамилии», приговаривается к тюремному заключению.
Он осмеивал духовное и физическое убожество буржуа, раскрывал характер буржуазной социальной среды, формирующей личность обывателя (Парижские типы, 1839-40 Лучшие в жизни, 1843-46 Добрые буржуа, 1846-49 серия Карикатюрана, в которой выведен собирательный образ авантюриста Робера Макера, 1836-38). «Человеческая комедия» Бальзака, состоит из 98 романов и новелл и является грандиозной историей нравов Франции изображающей французское общество в период Реставрации Бурбонов и Июльской монархии (1815-1848). «Этого можно освободить, он больше не опасен», — гласит подпись под листом, усиливая ноту боли, горечи и гнева.
Подлинным откровением была картина «Похороны в Орнане», где в крупных масштабах исторической композиции предстали во весь рост простые люди Франции, современники художника. Коро, восхищавшийся его гением, спас старого мастера от конфискации имущества по суду. Престарелый художник устал. Тема картины «У продавца эстампов» (ок.
Передаче острой характерности и пластичности форм Курбе уделял особое внимание. Параллели эти при знании того, что следующую работу на эту тему Домье назвал «Законодательное чрево», можно связать с фигурой непомерно толстого клоуна, раздутого именно в области «чрева», плоть его доминирует. Графика Домье «рождает идею цвета» (по выражению Ш. Бодлера), вот таким образом закономерным представляется его обращение к живописи с середины 1830-х годов в 1848 он участвовал в объявленном правительством конкурсе на тему «Республика» («Аллегория Республики», 1848, музей Орсе, Париж). Художник же считал, что фотография изображает всё, но не выражает ничего.
Таким образом достигается эффект скульптурности масс. В некоторых живописных работах ощутимо влияние мастеров фламандского барокко – П. П. Рубенса, Я. Йорданса («Мельник, его сын и осёл», около 1849, Художественная галерея, Глазго «Триумф Силена», 1850, Музей изобразительного искусства и кружев, Кале). Таковы Бодлер, поэт и тонкий критик, поглощенный работой, (1848, Монпелье, Музей Фабр), композитор Берлиоз, сидящий за роялем в глубокой задумчивости (1850, Париж, Лувр). В 1824 в Париже насчитывалось 47, 000 подписчиков газет в 1836 году их было 70, 000 а в 1846 году уже 200, 000.
Таким образом достигается эффект скульптурности масс. Он — городской человек, умеющий мастерски передавать движение толпы, ее настроение. Рисункам часто предшествовало изображение фигур в глине (первые гротескные бюсты исполнены в 1832 после смерти Домье многие работы переведены в бронзу) – этим, в частности, объясняется умение Домье компоновать массы и добиваться объёмности изображения в графике. Фигуры заполняют почти всю плоскость картины, придают ей величественно-монументальный характер. Тематическая картина продолжает занимать видное место в творчестве Курбе в 1860-е гг.
Коро, восхищавшийся его гением, спас старого мастера от конфискации имущества по суду. Острая карикатура на короля Луи Филиппа «Гаргантюа» (1831), повлекшая за собой 6 месяцев тюрьмы и штраф, принесла Домье широкую известность.
В картине «Возвращение с конференции» (1863, не сохранилась) художник сатирически показывает пьяных церковников, которые едва держатся на ногах, вызывая насмешки крестьянина — свидетеля этой сцены. При кажущейся простоте композиция строго продумана. Количество поддельных картин Домье, вероятно, более того превышает цифра выполненных им произведений.
В «Любителе эстампов» художником дан образ поглощенного страстью к искусству героя. Коро, восхищавшийся его гением, спас старого мастера от конфискации имущества по суду. Современники (О.
Центральное место в творчестве Милле занимает картина «Сборщицы колосьев» (1857, Париж, Лувр), отличающаяся монументальностью, эпичностью, силой образного решения. Это — психология комнатного филистера, оторванного от природы и боящегося снега, ветра, сквозняка, ручья, солнца, лягушки, каждого вороньего пугала, — психология, дающая Домье повод к веселому и здоровому смеху над неудачливыми приключениями горожанина на лоне природы (таковы серии: Пасторали, Охота, Рыбная ловля и т. д. ) Его физическая природа. В 1871 г. Домье записался в члены Парижской коммуны. Из живописных произведений Домье известны: «Восстание» (1848), «Мельник, его сын и осел» (1849), «Дон-Кихот, отправляющийся на свадьбу» (1851) и «Прачка» (1861). В 1832 г. за карикатуру на короля («Гаргантюа», 1831) Домье был на полгода заключен в тюрьму. Огромная пластическая выразительность фигур подчеркнута контрастами света и тени.
В Бесплатном спектакле (1840-е, частное собрание) зрители галерки захвачены зрелищем, но каждый реагирует по-своему: от вдохновенного волнения до спокойного созерцания. ) и, наконец, Статую Франции без рук, намекающую на желание правых обезоружить Республику (Республика Милосская или идеал правых). Подлинным венцом этих портретных исканий Домье явился его знаменитый лист Законодательное чрево (1834) изображающий скамьи министров и депутатов центра. Его работы, сначала открытая сатира на политических деятелей, затем карикатурные изображения французских типажей и, наконец, сатирический комментарий французской жизни (серии Croquis Parisiens (Парижские наброски) и Les Plaisirs de la champagne (Наслаждение шампанским), показывают, как меняется отношение художника к объекту его творчества и само творчество меняется со временем.
В портреты он вводит элементы пейзажа или интерьера. Иногда его портреты кажутся этюдами к жанровым картинам. Есть определенное сходство у персонажа клоуна и частного персонажа карикатур Домье – Луи-Филиппа (например: «Гаргантюа»), Это подчеркнуто не только сходством черт и толстой фигурой, но и тем, что этот персонаж здесь представлен своего рода хозяином этого шоу, управляющим, смеющимся злорадно, выявляя суть происходящего, как бы издеваясь над теми, кто искренне верит в справедливость власти и тех законов, которые она производит.
Есть нечто глубоко трагическое и щемящее в этом маскараде жизни, в той насмешке белого домино над изрытым голодом лицом, которой веет от последней картины. Домье. Он продолжал писать картины до самой смерти, даже когда совсем ослеп. Особенно увлекала Домье Оноре Викторьен тема искусства: его роль и положение в обществе, психология творчества и восприятия излюбленные мотивы живописи Домье Оноре Викторьен — театр, цирк, лавки эстампов, зрители, актёры, бродячие комедианты, художники, коллекционеры («Мелодрама», около 1856–60, Новая пинакотека, Мюнхен «Криспен и Скапен», около 1860, Лувр «Совет молодому художнику», 1860-е гг., Национальная галерея искусства, Вашингтон). К этому времени относится его пейзаж «Хижина в горах» (1870-е годы, Москва, ГМИИ).
Домье вылепил острохарактерные скульптурные эскизы-бюсты буржуазных политических деятелей (раскрашенная глина, около 1830-32, сохранилось 36 бюстов), которые послужили основой для серии литографических портретов-шаржей (Знаменитости золотой середины, 1832-33). Эти слова в полной мере относятся к картине «Вагон третьего класса».
Чрево – это также понятие, раскрывающее суть внутреннего устройства, нутро законодательной власти. Домье-художника отличает прежде всего уверенность.
Росла популярность выставок и критики формировали художественный вкус. Это были сцены из «Похождений Робера Макера» (с подписями Филипона). За этой серией следовали другие, под заглавиями: «Les Actualites», «Les Divorceuses», «Les Femmes socialistes», «Les Philantropes du jour», «Les Grecs», «Les Gens de justice», «Les Pastorales», «Locataires el proprietaires», «Les beaux jours de la vie» и т. д. Революция 1848 г. доставила содержание двум любопытнейшим его альбомам: «Idylles parlementaires» и «Les Representants representes».