Домье открыл пафос современности — в этом его заслуга революционера. У него было мало досуга и возможности творить вообще, вне утилитарного назначения. — вечная нужда и всепоглощающая журнальная работа препятствовали ему отдаться живописи. Художник опускает лишние детали, оставляя лишь фигуры путников, объем которых подчеркнут широкой штриховкой. Но порой Домье прибегает к другому эффекту: полутьма заднего плана как бы рассеивается к переднему и интенсивно начинают звучать белые, голубые, желтые цвета (Выход из школы, около 1853–1855 один из вариантов Вагона третьего класса, около 1862). При взгляде на нее испытываешь скорее чувство тревоги, беспокойства.
Таков цикл «Прачки» (1850—1860). В книге многогранное художественное наследие Домье рассматривается в тесной связи с ключевыми вопросами истории, культуры и искусства Франции середины XIX столетия. 3. «16 апреля 1846 года он женился на своей подруге – Мари Александрии Дасси, уже несколько лет делившей тяготы и радости его беспокойного существования, – рассказывает М. Ю.
Такова литография «Законодательное чрево» (1834), где перед зрителем на скамьях, расположенных амфитеатром, можно видеть министров и членов парламента Июльской монархии. Отныне Домье навсегда связал свою судьбу с политической прессой, подписываясь псевдонимом, затем «H. D» и, наконец, полным именем и фамилией. В 1830 году, в результате Июльской революции, французы наконец-то покончили с династией Бурбонов. Художника скоро узнали по манере рисования (он делал наброски углем). О. Домье «Улица Транснонен» Домье чутко и эмоционально отозвался на террор, наступивший после Июльской революции. воспроизводимую гравюру В партере). Говорить ли о многообразном влиянии Домье на современное искусство.
Подрабатывая в журналах, Оноре с 1830 года начинает сотрудничать в сатирическом издании Шарля Филипона «Карикатюр», где работали лучшие рисовальщики той поры: Монье, Гранвиль, Травье, Шарле, Декам. 6. Когда в 1835 «Карикатюр» был запрещен, Филипон основал другой юмористический журнал – «Шаривари» и Домье постоянно публиковал в нем свои литографии в течение почти сорока лет. Но не менее любит Домье показывать толщу городской толпы, ее стадную психологию.
Домье умер в полной нищете в пригороде Парижа Вальмондуа 10 февраля 1879. У бедняги не хватает денег на краски и от этого он злоупотребляет жженой костью. Ветер почти сбивает их с ног, но они упорно продолжают идти вперед. Сюжет был чрезвычайно важен для мастера.
Оттиски выполнялись переносом краски под давлением с плоской поверхности камня на бумагу. Именно эта волна литографской лихорадки вынесла Домье на поверхность.
Министр Гизо выбрасывает лозунг «Обогащайтесь. » На это Домье откликается, создавая образ Робера Макэра – афериста, проходимца, спекулянта, умирающего и вновь воскресающего (серия «Карикатюрана», 1836–1838). Таковы, например, картины Перед купанием (около 1852), Любопытствующие у витрины (около 1860). Эти враги — Луи Филипп и его министры. – Терпение – добродетель ослов, – отрезал Домье. В 1848 г. Домье написал для официального конкурса аллегорический образ Республики — прекрасную величественную композицию, которая настолько монументальна, что могла бы служить проектом памятника. Помимо картины Домье посвятил этой трагической теме два барельефа, столь нервных и трепетных по своему реализму, что они могут считаться прообразами творчества Родэна, Медардо Россо, Павла Трубецкого и др.
Книга посвящена творчеству Жана Оноре Домье (1808–1879), выдающегося французского художника XIX столетия. В последнем номере ее Домье успел еще раз послать свое проклятье господствовавшему режиму. Каждый месяц Домье выпускал около ста литографий. Борьбе парижан посвящена «Семья на баррикадах» (ок.
4. – С радостью, – ответил художник.
Интерес к эффектам освещения, усиливающим драматизм действия, заставляет Домье обращаться к изображению театра Он показывает психологию зрителей, возбужденных представлением (Мелодрама, 1856–1860) или актеров с ярко выраженной мимикой (Криспен и Скапен, 1858–1860). Домье не любил многие новшества. На первом памятнике надпись: «Погибшие на бульваре Монмартра 2 декабря 1851 года», на последнем – «Погибшие у Седана 1870 года», то есть Домье утверждает, что империя Наполеона III с начала до конца приносила французам смерть. Однако в большинстве случаев Домье не удавалось осуществить продажу.
Картина «Ноша» характеризуется истинно романтической напряженностью. Но революция 1830 г. направила карандаш Домье от идеализации прошлого к протесту против настоящего. Н. Н. В других вариациях этой же темы Домье переносит нас в самую гущу ярмарки, где на подмостках балагана клоуны, паяцы, мясистые женщины, в мишурных и нелепых костюмах, с страшными гримасами, животным ревом и треском барабана зазывают посетителя взглянуть на крокодила или на Геркулеса, который тут же, гордо закинув голову, выставляет напоказ свои атлетические мускулы.
А. В. Щусева, Научно-исследовательскому музею Академии художеств СССР и персонально — Э- Н. Ацаркиной, Е. Б. Георгиевской, А. Л. Кагановичу, B. И. Касияну, И. Коталику (Чехословакия), С. Козакевичу (Польша), У. Кухирту (ГДР), И. М. Левиной, К. М. Малицкой, Г. Опреску (Румынии), Г. Погань (Венгрия), Ф. С. Рогинской. Домье показал Ратапуаля двояко. Но — увы.
Тогда по Парижу и расползлись слухи, что Оноре Домье – алкоголик. Это — лицемерное прикрытие самопомощи и саморекламы за счет столовок для бедняков, это — пьяные оргии общества Ревнителей трезвости, это — издевательство гуманных тюремщиков, милостиво посещающих арестантов (серия Филантропы дня) И, наконец, быт семейный. В каждом лице с беспощадной точностью передано портретное сходство.
Оба отказались. В различных музеях находится около десяти версий этого произведения.
Это — психология комнатного филистера, оторванного от природы и боящегося снега, ветра, сквозняка, ручья, солнца, лягушки, каждого вороньего пугала, — психология, дающая Домье повод к веселому и здоровому смеху над неудачливыми приключениями горожанина на лоне природы (таковы серии: Пасторали, Охота, Рыбная ловля и т. д. ) Его физическая природа. С изумительной силой выразительности, как проникновенный физиономист, увековечил Домье прислужников монархии, орлеанистов (Гизо, Тьера, Сульта и др. ) и самого короля с грушевидной головой. Равным образом, не удовлетворяясь литографией и ксилографией, Домье переносил те же излюбленные им сюжеты на мольберт живописца для того, чтобы с помощью кисти разработать их шире и синтетичнее (таковы, например, повторные мотивы адвокатов, любителей эстампов, вокзалов и т. д. ).
Домье был поистине скульптором иронии. Литографский способ воспроизведения, позволявший более быструю и дешевую мультипликацию, нежели гравюра, стал орудием политической прессы. Они символичны, но символ идейно насыщен и убедителен. Абсолютно напрасно почтенный доктор Курт Бартельс, автор одной из книг о Домье, полагает, что здесь отразилось недовольство художника чернью, его предостережение по адресу республики, которой угрожает опасность слева. «литое» — «камень» и «графо» — «пишу», «рисую»).
В 1841–1843 годах он создает серию «Древняя история», в которой смело пародирует сюжеты и образы античной мифологии, ставя в положение древних героев и богов современных буржуа. Не дремало, однако и правительство. Зато демос, наполняющий ложи верхних ярусов и галерку, относится к спектаклю совсем иначе. Но это не довод, — я тоже каждый день голоден и все-таки ведь не ворую Филантропия. Домье-художника отличает прежде всего уверенность.
Он виртуозно использовал многочисленные серые оттенки и резкие контрасты чёрного и белого. Какой-то особый свет озаряет будничные сцены, которые приобретают значимость, теряют обыденность. Чаша его переживаний переполнилась до краев. Таков, например, лист «Все же очень лестно видеть свой портрет на выставке» (из серии «Салон 1857 года»).
Зачем еще кому-то об этом знать. Он породил эксплуатируемый класс нового типа, формально «свободный», а на деле — полностью «освобожденный» от какой-либо собственности на орудия труда — пролетариат. Каково мироощущение этого буржуа. Каков его политический быт. Домье родился в Марселе, в семье стекольщика. Домье сотрудничал в прогрессивных сатирических журналах «Карикатюр» и «Шаривари». И это грозное предостережение печатника Домье сбылось.
Хотя однажды, за карикатуру на короля он был вынужден полгода отсидеть в тюрьме. Сочувствие Домье, несомненно, на стороне этого самого уличного гамена, который, наверное, не мало помог исходу революции во время уличной схватки. Неоконченная работа Вагон третьего класса (Нью-Йорк, музей Метрополитен) дает прекрасную возможность для изучения живописной манеры Домье. Итак, в напряженном борении света и тьмы, развертывается перед нами его творчество, всегда волнующее своими контрастами и, вместе с тем, всегда уравновешенное ими, взаимно дополняющими друг друга.
7. – Радуйтесь. 1848, Прага, Национальная галерея). 2. Наоборот, Домье идя по следам Леонардо-да-Винчи и Брейгеля-старшего искал животные черты под маской самого человеческого лица, под личиной самой человеческой фигуры, сохраняя при этом всю реальность живого сходства.
Без злой насмешки, а скорее с добродушным юмором изображает Домье и манию банкетов и митингов, охватившую эмансипированных женщин, рисуя в беспомощном виде мужа, 48 часов ожидающего ушедшую на собрание жену-революционерку. Добиньи рекомендовал Домье одному богатому американцу, скупавшему в Европе картины. Он сполз с кровати и придавил собой малыша.
Курбе написал министру, что не желает принимать знаки отличия от правительства, связанного с монархическим строем. Юристы, врачи и политики тоже часто становились жертвами колкого остроумия художника.
Он был художником-барбизонцем и одно время был очень знаменит. Домье провидел ту поэзию труда, которую впоследствии Константин Менье воплотил в своих бронзах. В ту пору весь Париж был заставлен трёхногими фотоаппаратами. Создал порядка 4000 литографий и ещё порядка 900 иллюстраций карандашом. Его литографии все более и более бьют в набат, в одну точку, — в чудовище милитаризма. Таковыми, в частности, были печальные события апреля 1834 г. — восстание в квартале св.
У него осталась лишь одна ветка, которая сопротивляется буре. Один из приятелей Домье похвалил любителей фотографии за терпение и выдержку.
Шедеврами мирового графического искусства стали такие литографии Домье, как «Законодательное чрево», «Свобода печати», серии «Знаменитости золотой середины», «Люди юстиции», «Робер Макер». Отвлекаясь от техники, коснемся теперь общих законов рисунка Домье. Домье не довольствуется первыми достижениями. Художник даст целый ряд антимилитаристских сатир, как, например, «Мир проглатывает шпагу».
На первый взгляд кажется, что четыре человеческие фигуры спокойно и мирно спят, но затем приходит осознание, что лежащие на полу люди мертвы и убили их солдаты королевской армии. Домье.
Картины исполнены в очень экспрессивной манере, стремительные мазки и линии образуют странные, нервные по ритму арабески, усиливая чувства одиночества, тревоги, очевидно, одолевавшие самого старого мастера. Устроенная за год до смерти Домье ретроспективная выставка его произведений (под председательством Виктора Гюго) совпала — о ирония судьбы. Коро, восхищавшийся его гением, спас старого мастера от конфискации имущества по суду. В литографии «Это убило то» он показывает, что избрание Наполеона III было началом всех бедствий.
В этом плане Домье создал и другие серии: «День холостяка» (1839), «Супружеские нравы» (1839–1842), «Пасторали» (1845–1846), «Лучшие дни жизни» (1843–1846). Прачка и ребенок с трудом идут по пустынной набережной навстречу ветру. Паренек прав, — говорят они, рассматривая карикатуру, — революцию-то сделали мы, а вкушают ее плоды — они.
Как подлинный художник он чувствовал фактурные требования холста и бумаги, чувствовал специфическую прелесть разнообразных касаний и ударов кисти. Домье обрадовался. Художники не стали менять вывеску, только немного её раскрасили и подправили. Дальнейшая эволюция линии Домье заключается во все большем и большем росте ее эластичности, плавности и синтетичности: Домье научается одной, широко текущей линией давать характеристику целой человеческой фигуры (прачки, бурлака и т. д. ). С горечью, в которой сила страдания изгоняет последние остатки иронии, Домье изображает итог войны: уголок села, развалины, пожарище и трупы.
Значительными работами художника стали рисунки и картины на тему романа Мигеля де Сервантеса «Дон Кихот». Он — городской человек, умеющий мастерски передавать движение толпы, ее настроение. Иногда взгляд художника останавливается на отдельном человеке, отдельной судьбе. 1863, Париж, Музей Орсэ). В этом аллегорическом изображении запечатлена только что пережитая трагедия Франции. С победой Луи Бонапарта Домье должен был сложить свое оружие.
Конечно, нет. По цвету это одна из самых ярких картин Домье, построенная на сочетании звучных пятен красного, желтого, черного. Постепенно к концу 19 — началу 20 в. критика капитализма начинает вестись в искусстве (особенно в русском) уже не только и не столько с позиций буржуазной или крестьянской демократии, как это было раньше, а с позиций зарождающегося и крепнущего мировоззрения революционного пролетариата.
– Не помню, кажется, его фамилия Ренуар. Работы Домье (а он был не только талантливым живописцем, но и графиком-карикатуристом и скульптором) – это полотна, запечатлевшие эпоху. В тени распласталась женщина. В этой изумительной коллективной карикатуре обнаружилась рука созревшего мастера, как и во всех вообще работах середины 30-х гг., этой блестящей поры творчества Домье.
5. Американца вполне удовлетворила требуемая сумма и он пожелал посмотреть другие работы.
Так, в цикле Парламентских идиллий, в этом царстве интриг и конспирации, мы видим Тьера — особенно ненавистного Домье — то в образе пьяного амура с крылышками, показывающего зад (очевидно, делу свободы), то в виде карлика, со смешной важностью мечтающего о короне, то в виде матереубийцы, замышляющего удушение прессы. Когда он беспощадно осмеивал героев классической трагедии в своих литографиях — он смеялся над культом античной красивости, над засильем классицизма, над пылью академий. А вы.
Зато она стала ему верным товарищем, умела не падать духом в трудные минуты. Под рисунком подпись: «Бедная Франция, ствол сломлен, но корни еще крепки». Гениальный физиономист заменяет здесь маски театра масками зрителя.
Всю жизнь художник терпел лишения. И, вместе с тем, Домье современен до мозга костей. 1860-х, Прага, Национальная галерея) убежденный республиканец Домье участвовал в конкурсе 1848 года на тему Республика, которую он представляет в виде могучей фигуры Матери всей нации, заботящейся о своих детях (Париж, Музей Орсэ). – И как его зовут. Теперь у него был свой дом, согретый присутствием веселой и ласковой Александрии.
Тогда Анатоль сказал, что у него нет фрака и Оноре с радостью отдал ему свой. Еще несомненнее влияние Домье на Дега, выразившееся как в общей, остро-аналитической тенденции (анализ движений и жестов балерин, анализ уродливой городской наготы), так и в общих композиционных методах. Сострадая простым людям, он разоблачал пресытившееся буржуазно-дворянское общество. На полотне зрители видят зверски убитую семью.
Февральской революцией внезапно опрокинуло монархию Луи Филиппа. И на основании этих наблюдений художник выводит некий общий, средний, тип доброго буржуа (недаром почти все его буржуа действительно похожи друг на друга). Ибо актера он предпочитает низводить с его пьедестала, рисуя на него шаржи, срывая с него трагико-классическую маску и показывая под ней будничную физиономию обывателя (таковы серии его Трагико-классических физиономий). Наступает страшный год: год разгрома Франции, падения Империи и поражения Коммуны. Он работал в Карикатуре с 1831 по 1843 г. (за вычетом 6-месячного тюремного заключения) и в Шаривари с 1835 по 1874 г., выпустив карандаш из рук лишь за пять лет до смерти, когда слепота уже заволакивала его переутомленные глаза.
Привратнику мастерской Домье Анатолю по-человечески нравился художник. В этой гравюре дарование Домье проявилось наиболее полно. Я считаю, нужно ему помочь.
Перед нами также прачка с ребенком, но в ее облике меньше спокойной уверенности, величия. И мы видим: вот публика партера, вот публика галерки.
Линия контура мягко обтекает формы, объединяя обе фигуры в единое целое. Таким образом достигается эффект скульптурности масс. ) и, наконец, Статую Франции без рук, намекающую на желание правых обезоружить Республику (Республика Милосская или идеал правых).
И он снабжает этот лаконический рисунок, потрясающий своей кладбищенской поэзией, не менее лаконической надписью — знаменитым лозунгом Луи Бонапарта: Империя — это мир. В первый период она формировалась в борьбе с пережитками дворянской крепостнической идеологии, по мере же развития капитализма — во все большей степени в борьбе с лицемерно-ханжеской культурой, насаждаемой господствующими классами капиталистического общества. «К циклу Прачек относится и картина известная под названием Ноша, – пишет Н. Н. Именно в этот период — 50—60 гг.
И здесь перед нами раскрывается изумительное органическое единство искусства Домье. На одной из ранних его литографий изображены рабочие перед витриной книжного магазина. Объемы и формы даны крупными монолитными массами, придавая образу монументальность, недаром Бальзак сказал о Домье: «В этом молодце сидит Микеланджело».
Домье же свой отказ никак не пояснил. По этой причине в 1832 году за карикатуру на короля «Гаргантюа» Домье был арестован и полгода просидел в тюрьме.
Его живопись построена не на разнообразии цвета, но на разнообразии тонов, на гармонии световых отношений (valeursов). Около 4 тысяч литографий Домье выходили сериями: например, серия Древняя история (1841–1843) высмеивала ставший уже банальным классицизм в духе Давида, а в серии Карикатюрана главный герой популярной мелодрамы Робер Макер выставлялся типичным шарлатаном. Эта последняя литография (1871 — ужасающее наследство) — уже отклик Домье на трагедию Коммуны. Таков лейт-мотив 27 вариаций, в которых Домье углубляет тему о Дон-Кихоте. его рук.
Таким образом достигается эффект скульптурности масс. Он первый показал намеками штрихов мелькание экипажного колеса, он первый внес в свою композицию элементы асимметрии и неожиданности, предвосхитив импрессионизм дальнейшей эпохи (более того, предвосхитив даже увлечение японцами — диагональным построением многих своих композиций). Домье не был иллюстратором — он был активным творцом.
– удивился Домье, – я сделал то, что должен был сделать. Этот же тип атлета встречаем мы и на другой картине Домье — Борец. Однако никакие материальные лишения не сломили гордости Домье и его республиканских убеждений.
Вскоре после этого два художника столкнулись на улице. Это приносит успех – фигуры на его листах тридцатых годов предельно объемны, пластичны. Листы Домье трагично выразительны.
— со смертью римского папы и, пройдя мало замеченной, даже не окупила себя. Этому влиянию принесли дань и многие его современники, как Манэ и Сезан. Художнику нравилось с ним болтать, но он хотел отплатить за доброту чем-то еще.
В своих литографиях (а у него их около 4 тыс. ) художник, прибегая то к обличительному гротеску, то к острой реалистической характеристике ситуаций и типажей, разоблачает пороки современного буржуазного общества, лицемерие правящих кругов их продажность и жестокость. Друзья пытались помочь, направляя к нему некоторых покупателей.
Даже работая у себя наверху в мастерской, в полном уединении, он не чувствовал вокруг себя пустоты. В Германии в конце XVIII в. был изобретён новый вид графики — литография (от греч. Именно вот таким образом социально-битовая карикатура занимает в творчестве художника ведущее место.
Все тело женщины полно огромного напряжения – с усилием несет она тяжелую корзину». Ни о какой политической сатире нельзя было и думать. Яркий свет безжалостно вырывает из темноты голову убитой старухи. Он даже прибирался у него бесплатно. Домье-художника отличает прежде всего уверенность.
В других литографиях Домье разоблачает продажность суда («Деятели правосудия», 1845–1849), буржуазную благотворительность («Современная филантропия», 1844–1846). Подлинным венцом этих портретных исканий Домье явился его знаменитый лист Законодательное чрево (1834) изображающий скамьи министров и депутатов центра.
И в то время как его друг Корописал поэтические рощи с розовеющими нимфами, Домье осмелился ввести в живопись городские пейзажи, мосты, дома, закопченные вокзалы и грязные вагоны III класса. Он сам был живым участником борьбы. Тема картины «У продавца эстампов» (ок. Словно в озарении молнии возникают перед нами лица его героев (Законодательное чрево, Мнимый больной, Защитник, Пассажиры третьего класса и т. д. ) или, наоборот, на фоне светлого пространства теневыми массами вырисовываются его фигуры (Дон-Кихот, Прачки и т. д. ).
всем его глубочайшем значении. В литографии «Империя – это мир» изображено поле с крестами и надгробными памятниками.
Или это — профессиональный Пьеро, старый отяжелевший от борьбы за существование скоморох, обязанный веселить публику народных гуляний, каким мы видим его на другой картине Отдых скоморохов. Творчество наследие художника включает в себя около 4000 литографий, более 900 гравюр, свыше 700 живописных произведений (масло, акварель) и рисунков, более 60 скульптур. К живописи Домье рвался всегда. Это — способность бесконечно шокироваться всем, что нарушает представление о комильфотности и в то же время испытывать праздное любопытство к сплетням, скандалам, происшествиям, наравне с полным недоверием к науке, к прогрессу и панической боязнью всего нового (как, например, езды по железной дороге).
Домье начал публиковать свои литографии в этом журнале под псевдонимом Рожлен. Женщина и ее малолетний ребенок выбиваются из последних сил, преодолевая ярость стихии.
Художник создает не иллюстрацию тяжести труда прачки, а монументальный образ драмы жизни. Он рисовал, а вокруг него крутились какие-то наглецы и издевались над ним. В Бесплатном спектакле (1840-е, частное собрание) зрители галерки захвачены зрелищем, но каждый реагирует по-своему: от вдохновенного волнения до спокойного созерцания. В самом деле, этот многогранный художник почти одновременно работал на всех трех фронтах изобразительного искусства: лепил, рисовал, писал красками. Условимся, однако, как понимать эту живописность. В 1873 из-за почти полной потери зрения Домье лишился и этого средства к существованию.
Но здесь мы уже вступаем в сферу Домье-живописца и скульптора. У Домье был друг – одноногий художник Диаз, который, несмотря на физический недостаток, отличался буйным нравом. В ряде литографий 1870–1872 годов Домье разоблачает виновников бедствий Франции. Вскоре он получает известность как мастер хлесткой сатирической графики.
Так поначалу он исполняет небольшие картинки, нотные заголовки, детские азбуки для издателей Белиара и Рикура. и, наконец, полным именем и фамилией. – Зачем.
Литография «Улица Транснонен» изображает трагический финал рабочих восстаний в 1834 г. На улице Транснонен солдаты королевской армии ворвались в один из домов и перебили всех жильцов, включая женщин и детей. Он долго ходил вокруг художника, пытаясь вызнать, за что же того посадили. Яворская. – Его любимый эффект – это контражур, когда первый план затемнен, а фон светлый.
Из жизни Домье навсегда ушло одиночество, приносившее ему немало горьких минут. Тип, характеристика которого, при всей ее добродушно-юмористической обрисовке, является не чем иным, как страстной филиппикой против мещанства, косности, самодовольства, близорукости, мелочного эгоизма, продажности и жадности этого класса, служащего опорой общественного порядка. Любимым выражением художника были слова «Надо быть человеком своей эпохи».
Оноре Домье (Honore-Victorin Daumier, 1808 — 1879) — французский художник-график, художник и скульптор, крупнейший мастер политической карикатуры XIX века. Престарелый художник устал. Литография доказывает, что художник верил в силу Франции, в ее мужественный народ. При кажущейся простоте композиция строго продумана. Здесь — созвучие Домье с искусством Барокко, с Микель-Анджело.
После этого Курбе однажды огорченно заметил: – Ничего из Домье не выйдет. Количество поддельных картин Домье, возможно, даже превышает число выполненных им произведений.
Это был знаменитый Гаргантюа. Работая на всех фронтах искусства, Домье чувствовал самостоятельные свойства каждого из них их производственную сущность. Можно было раздуть целую бурю из этого. Сороковые годы во Франции отмечены вообще необычайным интересом к обнажению быта, — интересом, вылившимся целым потоком всевозможных альманахов: Franais peints par eux-mmes, Les mystres de Paris, La grande Ville, Les physiologies parisiennes и т. д. Но среди этих физиологов Парижа подлинными талантами были двое: Бальзак в литературе и Домье в изобразительном искусстве — Домье-литограф и Домье-гравер на дереве (украшавший перечисленные альманахи своими виньетками).
Он любит театральность за то, что она — та же жизнь, но жизнь в кубе, — сгущенная, заостренная, ускоренная, наэлектризованная. Особенно трагична одна из последних композиций изображающая одинокого Дон Кихота среди мрачной пустыни под темным небом (1868—1870, Мюнхен, Новая пинакотека). – спросил Домье. Нажатие кнопки «Отправить» означает, что вы принимаете эти условия и обязуетесь их выполнять.
Он – мечтатель. Художник же считал, что фотография изображает всё, но не выражает ничего. Все созданное Домье было предметом внимания современников.
Если в ранних своих рисунках (как, например, в портретной серии или в Улице Транспонен) художник оперирует по преимуществу с пятнами, с четкими силуэтами различных тональностей (статичными и еще несколько безжизненными благодаря своей замкнутости), то, начиная с 40-х гг., мы замечаем в его понимании формы новую, двоякую и двуединую эволюцию. Их близость особенно ощутима при взгляде на безликий городской пейзаж второго плана.