Здесь — созвучие Домье с искусством Барокко, с Микель-Анджело.
Вот как нужно отвечать на события дня. Объемы и формы даны крупными монолитными массами, придавая образу монументальность, недаром Бальзак сказал о Домье: «В этом молодце сидит Микеланджело». Бодлер выделял Домье, которого уже в 1845 году поставил в один ряд с Энгром и Делакруа: «Домье поднялся до больших высот, сделал карикатуру жанром серьезного искусства, он великий карикатурист. Их фигуры выявлены плотным силуэтом на фоне ярко освещенной набережной Сены. Подлинным венцом этих портретных исканий Домье явился его знаменитый лист Законодательное чрево (1834) изображающий скамьи министров и депутатов центра.
Говорить ли о многообразном влиянии Домье на современное искусство. Все тело женщины полно огромного напряжения – с усилием несет она тяжелую корзину».
Некоторые из этих художников отказались работать для прессы и стали иллюстрировать книги. всем его глубочайшем значении. Есть определенное сходство у персонажа клоуна и частного персонажа карикатур Домье – Луи-Филиппа (например: «Гаргантюа»), Это подчеркнуто не только сходством черт и толстой фигурой, но и тем, что этот персонаж здесь представлен своего рода хозяином этого шоу, управляющим, смеющимся злорадно, выявляя суть происходящего, как бы издеваясь над теми, кто искренне верит в справедливость власти и тех законов, которые она производит. Графика Домье «рождает идею цвета» (по выражению Ш. Бодлера), вот таким образом закономерным представляется его обращение к живописи с середины 1830-х годов в 1848 он участвовал в объявленном правительством конкурсе на тему «Республика» («Аллегория Республики», 1848, музей Орсе, Париж).
В Бесплатном спектакле (1840-е, частное собрание) зрители галерки захвачены зрелищем, но каждый реагирует по-своему: от вдохновенного волнения до спокойного созерцания. И, наконец, неудовлетворенный и самой живописью, роковым образом ограниченной двумя измерениями, он снова брался за глину для того, чтобы сделать еще полновеснее то, что ему казалось недостаточно убедительным в плоскостном разрешении. ДОМЬЕ (Daumier) Оноре (Оноре Викторьен) (26. 2. 1808, Марсель – 10. 2. 1879, Вальмондуа, близ Парижа), французский график, художник, скульптор. И здесь перед нами раскрывается изумительное органическое единство искусства Домье. В других литографиях Домье разоблачает продажность суда («Деятели правосудия», 1845–1849), буржуазную благотворительность («Современная филантропия», 1844–1846). Таков лейт-мотив 27 вариаций, в которых Домье углубляет тему о Дон-Кихоте.
Такова литография «Законодательное чрево» (1834), где перед зрителем на скамьях, расположенных амфитеатром, можно видеть министров и членов парламента Июльской монархии. Острая карикатура на короля Луи Филиппа «Гаргантюа» (1831), повлекшая за собой 6 месяцев тюрьмы и штраф, принесла Домье широкую известность. Н. Н. Не дремало, однако и правительство. Домье показал Ратапуаля двояко. Въезд патриарха в столицу.
«Оба Домье и Бальзак работали на поприще журналистики и в своем творчестве обращались к одной и той же публике и отражали аналогичные события современной им действительности. С 1822 посещал мастерскую А. Ленуара и академию Сюиса изучал старых мастеров в Лувре. Каково мироощущение этого буржуа.
В некоторых живописных работах ощутимо влияние мастеров фламандского барокко – П. П. Рубенса, Я. Йорданса («Мельник, его сын и осёл», около 1849, Художественная галерея, Глазго «Триумф Силена», 1850, Музей изобразительного искусства и кружев, Кале). II этап (1871-90 гг. ) отказ от реализма в сторону импрессионизмаIII.
В литографии «Это убило то» он показывает, что избрание Наполеона III было началом всех бедствий. Домье не был иллюстратором — он был активным творцом.
В тени распласталась женщина. – Остановка и пребывание его в монастыре св.
В этом плане Домье создал и другие серии: «День холостяка» (1839), «Супружеские нравы» (1839–1842), «Пасторали» (1845–1846), «Лучшие дни жизни» (1843–1846). Мастера могли с помощью этой техники передавать множество оттенков черного цвета, различные по характеру штрихи и пятна, а также прекрасно ими тировать карандашный рисунок и набросок тушью. Гениальный физиономист заменяет здесь маски театра масками зрителя.
Интерес к эффектам освещения, усиливающим драматизм действия, заставляет Домье обращаться к изображению театра Он показывает психологию зрителей, возбужденных представлением (Мелодрама, 1856–1860) или актеров с ярко выраженной мимикой (Криспен и Скапен, 1858–1860). Домье не довольствуется первыми достижениями. Таковыми, в частности, были печальные события апреля 1834 г. — восстание в квартале св.
Особенно трагична одна из последних композиций изображающая одинокого Дон Кихота среди мрачной пустыни под темным небом (1868—1870, Мюнхен, Новая пинакотека). Он виртуозно использовал многочисленные серые оттенки и резкие контрасты чёрного и белого. Конечно, нет. Устроенная за год до смерти Домье ретроспективная выставка его произведений (под председательством Виктора Гюго) совпала — о ирония судьбы. Если в ранних своих рисунках (как, например, в портретной серии или в Улице Транспонен) художник оперирует по преимуществу с пятнами, с четкими силуэтами различных тональностей (статичными и еще несколько безжизненными благодаря своей замкнутости), то, начиная с 40-х гг., мы замечаем в его понимании формы новую, двоякую и двуединую эволюцию.
Gigabit Ethernet на витой паре категории 5I. При этом действительно присутствуют портретные характеристики героев: представлены политические деятели Июльской монархии: Тьер, Гизо, Аргу и др. В эти дни в Лувре был вернисаж Салона. Здесь художник еще раз собрал воедино все свои модели, чтобы показать парламентскую машину за работой, — за работой, которая совсем не отвечает высоте своего назначения, а, наоборот, лишь выявляет мелкие обывательские слабости этих скучающих, дремлющих, нюхающих табак и злословящих кретинов— пэров Франции. Они символичны, но символ идейно насыщен и убедителен. Зато демос, наполняющий ложи верхних ярусов и галерку, относится к спектаклю совсем иначе.
Вот таким образом в искусстве Оноре Домье так по-своему отражена пора, в которой он жил и творил. Он работал в Карикатуре с 1831 по 1843 г. (за вычетом 6-месячного тюремного заключения) и в Шаривари с 1835 по 1874 г., выпустив карандаш из рук лишь за пять лет до смерти, когда слепота уже заволакивала его переутомленные глаза.
К живописи Домье рвался всегда. Из жизни Домье навсегда ушло одиночество, приносившее ему немало горьких минут. Он писал уличные сценки, бродячих акробатов, простых людей («Любитель эстампов», музей Пти-Пале, Париж «Вагон третьего класса», около 1862-64, Метрополитен-музей, Нью-Йорк и другие собрания серия «Прачки», около 1860-63, музей Орсе и др. ) иногда обращается к мифологическим сюжетам излюбленными образами Домье надолго остаются Дон Кихот и Санчо Панса (серия картин – музей Орсе, Новая пинакотека, Мюнхен, Метрополитен-музей, музей Крёллер-Мюллер, Оттерло).
1860-х, Прага, Национальная галерея) убежденный республиканец Домье участвовал в конкурсе 1848 года на тему Республика, которую он представляет в виде могучей фигуры Матери всей нации, заботящейся о своих детях (Париж, Музей Орсэ). Ободрение не удовлетворило его он все еще искал Иисуса. Вдали в воздушной дымке растворяются очертания Парижа. Помимо картины Домье посвятил этой трагической теме два барельефа, столь нервных и трепетных по своему реализму, что они могут считаться прообразами творчества Родэна, Медардо Россо, Павла Трубецкого и др.
Свою лучшую литографию "Законодательное чрево" Оноре Домье создает в 1834 году. Смотрите на Него, приготовляющего для Себя престол. I. Его главным и единственным серьезным увлечением была живопись. Прачка и ребенок с трудом идут по пустынной набережной навстречу ветру. Для нас Домье не только классик и старый мастер, каким его ощущает современный Запад, — более чем кто-либо чувствуем мы величие его человеческого сердца, горечь его социального юмора, который он мог бы объяснить словами Бомарше: я тороплюсь смеяться из опасения, как бы не заплакать.
Престарелый художник устал. Литография «Улица Транснонен» изображает трагический финал рабочих восстаний в 1834 г. На улице Транснонен солдаты королевской армии ворвались в один из домов и перебили всех жильцов, включая женщин и детей. При кажущейся простоте композиция строго продумана. Среди посредственных батальных произведений картина Эжена Делакруа «Свобода на баррикадах» прозвучала подобно грому с ясного неба. Острейшая карикатура на короля Луи Филиппа принесла Домье широкую известность, особенно возросшую после того, как он был приговорен за нее судом к шести месяцам тюрьмы и штрафу. Листы Домье трагично выразительны. Но не менее любит Домье показывать толщу городской толпы, ее стадную психологию. Афанасия и Кирилла в Кремле. У него было мало досуга и возможности творить вообще, вне утилитарного назначения.
Домье сотрудничал в прогрессивных сатирических журналах «Карикатюр» и «Шаривари». В последнем номере ее Домье успел еще раз послать свое проклятье господствовавшему режиму. «Свет в картинах несет эмоциональную нагрузку и посредством его Домье расставляет композиционные акценты используя сопоставления светлого и темного самым разнообразным способом, – пишет Н. В. Это приносит успех – фигуры на его листах тридцатых годов предельно объемны, пластичны. Условимся, однако, как понимать эту живописность.
1863, Париж, Музей Орсэ). Каждый месяц Домье выпускал около ста литографий. Линия контура мягко обтекает формы, объединяя обе фигуры в единое целое.
Если Домье кого и высмеивает на другой день после революции, то это скорее тех буржуа, которые, гуляя, в диком ужасе сворачивают при виде идущей банды вооруженных людей, т. е. тех же подростков играющих в национальную гвардию. Он сумел поднять карикатуру до уровня острого, художественно абсолютного гротеска, создав знаменитые серии, ставшие своего рода панорамой современной ему французской общественной жизни («Робер Макер», 1839 «Олимпийские боги», 1841 «Физиологии», 1841-42 «Служители правосудия», 1845-49 «Добрые буржуа», 1846-49 и др. ). Это — лицемерное прикрытие самопомощи и саморекламы за счет столовок для бедняков, это — пьяные оргии общества Ревнителей трезвости, это — издевательство гуманных тюремщиков, милостиво посещающих арестантов (серия Филантропы дня) И, наконец, быт семейный.
В этой гравюре дарование Домье проявилось наиболее полно. В различных музеях находится около десяти версий этого произведения. Он первый показал намеками штрихов мелькание экипажного колеса, он первый внес в свою композицию элементы асимметрии и неожиданности, предвосхитив импрессионизм дальнейшей эпохи (более того, предвосхитив даже увлечение японцами — диагональным построением многих своих композиций).
Прочитайте текст и переведите его письменно. I. Картина «Ноша» характеризуется истинно романтической напряженностью. Дождь идет там, где его меньше всего ожидают. III. Художник даст целый ряд антимилитаристских сатир, как, например, «Мир проглатывает шпагу».
Все здесь крепко, просто, значительно. Искусство Бальзака и Домье заключается в том, что они приглашают свою публику судить о характере французской жизни состоящей из их повседневного опыта, привлекая их внимание к собственной принадлежности к изображаемой социальной среде. В живописи Домье важную роль играют светотень, которая усиливает эмоциональное звучание образа и динамичный мазок колорит – сдержанный, лишь иногда вспышки ярких тонов подчёркивают драматизм и напряжение сюжета («Криспен и Скапен», около 1860, музей Орсе «Восстание», 1840-е годы, Национальная галерея, Прага). В каждом лице с беспощадной точностью передано портретное сходство.
Яркий свет безжалостно вырывает из темноты голову убитой старухи. Изобретение фотографии привело к поискам художественной формы в этой области. Февральской революцией внезапно опрокинуло монархию Луи Филиппа. Теперь у него был свой дом, согретый присутствием веселой и ласковой Александрии. – Возвращение патриарха Никона. и, наконец, полным именем и фамилией.
Подобно марионеткам, проходят здесь перед нами все представители буржуазного города, начиная от полунищей богемы и кончая денежной аристократией: бродяги, газетчики, парикмахеры, лавочники, портные, адвокаты, рантье, дельцы, финансисты, домовладельцы только двух элементов не мог касаться художник — военных и попов. Хотя однажды, за карикатуру на короля он был вынужден полгода отсидеть в тюрьме. Данные клетки на уровне зала соответствуют единообразным фигурам заседателей.
При жизни Домье его живопись была мало известна и лишь посмертная выставка 1901 года заново открыла её, так же как и скульптуру («Ратапуаль», около 1851, музей Орсе). воспроизводимую гравюру В партере). В 1841–1843 годах он создает серию «Древняя история», в которой смело пародирует сюжеты и образы античной мифологии, ставя в положение древних героев и богов современных буржуа.
Но это не довод, — я тоже каждый день голоден и все-таки ведь не ворую Филантропия. Это — способность бесконечно шокироваться всем, что нарушает представление о комильфотности и в то же время испытывать праздное любопытство к сплетням, скандалам, происшествиям, наравне с полным недоверием к науке, к прогрессу и панической боязнью всего нового (как, например, езды по железной дороге). ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ, ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВАI. Когда он беспощадно осмеивал героев классической трагедии в своих литографиях — он смеялся над культом античной красивости, над засильем классицизма, над пылью академий.
Эти враги — Луи Филипп и его министры. Таким образом достигается эффект скульптурности масс. Еще несомненнее влияние Домье на Дега, выразившееся как в общей, остро-аналитической тенденции (анализ движений и жестов балерин, анализ уродливой городской наготы), так и в общих композиционных методах. На темном фоне цирковых кулис белеет полуголая фигура этого нового профессионального Геркулеса современности с маленькой головкой и титаническим телом, продающего свои подвиги за кусок хлеба а в просвете занавеса, в глубине арены свиваются в клубок мускулов его борющиеся товарищи-соперники, образуя единую, трепещущую мясную тушу.
И круговая система, заложенная в фигуре персонажа на переднем плане, переходит в круговую систему зала, обнаруживая их связь, единство. Оттиски выполнялись переносом краски под давлением с плоской поверхности камня на бумагу. Таковы, например, картины Перед купанием (около 1852), Любопытствующие у витрины (около 1860). Домье был потрясен увиденным.
Это — психология комнатного филистера, оторванного от природы и боящегося снега, ветра, сквозняка, ручья, солнца, лягушки, каждого вороньего пугала, — психология, дающая Домье повод к веселому и здоровому смеху над неудачливыми приключениями горожанина на лоне природы (таковы серии: Пасторали, Охота, Рыбная ловля и т. д. ) Его физическая природа. Женщина и ее малолетний ребенок выбиваются из последних сил, преодолевая ярость стихии.
Над каждой своей работой мастер трудился, как над произведением искусства. Друзья пытались помочь, направляя к нему некоторых покупателей. Французский критик и поэт, Шарль Бодлер, который был другом и почитателем Домье и его творчества, одним из первых обратил внимание на стилистические сходства работ Бальзака и Домье: «Гравюры Гаварни и Домье по справедливости были названы дополнениями к «Человеческой комедии».
(к 1822 относится первая литография – «Воскресенье»). Процветал роман, как литературная форма, наиболее способствующая экспериментам.
Эта последняя литография (1871 — ужасающее наследство) — уже отклик Домье на трагедию Коммуны. Каков его политический быт. Домье жил на набережной острова Сен-Луи и каждый день мог наблюдать женщин с тяжелыми узлами мокрого белья, поднимающихся на набережную. И это грозное предостережение печатника Домье сбылось.
Он — городской человек, умеющий мастерски передавать движение толпы, ее настроение.
О. Домье «Улица Транснонен» Домье чутко и эмоционально отозвался на террор, наступивший после Июльской революции. Сюжет был чрезвычайно важен для мастера. Ветер почти сбивает их с ног, но они упорно продолжают идти вперед. У него осталась лишь одна ветка, которая сопротивляется буре. Силуэту женской фигуры вторят очертания зданий, придавая картине цельность, классическую ясность и согласованность ритмов. Домье был поистине скульптором иронии.
Домье. «К циклу Прачек относится и картина известная под названием Ноша, – пишет Н. Н. Сороковые годы во Франции отмечены вообще необычайным интересом к обнажению быта, — интересом, вылившимся целым потоком всевозможных альманахов: Franais peints par eux-mmes, Les mystres de Paris, La grande Ville, Les physiologies parisiennes и т. д. Но среди этих физиологов Парижа подлинными талантами были двое: Бальзак в литературе и Домье в изобразительном искусстве — Домье-литограф и Домье-гравер на дереве (украшавший перечисленные альманахи своими виньетками). Не каждый понимает замысел художника, который пытается выразить какие-либо черты человека в иронической форме. На полотне зрители видят зверски убитую семью.
1848, Прага, Национальная галерея). Это одно из самых совершенных и значительных произведений французского мастера. Но — увы. Яркий луч света освещает толпу людей, ринувшихся вслед за вожаком композиция подобна стреле, пронзающей мрак (Восстание, ок. именно в творчестве Оноре де Бальзака чаще всего, в сравнении с творчеством всех других литературных деятелей той эпохи, критики находят ассоциации с работами Оноре Домье. Равным образом, не удовлетворяясь литографией и ксилографией, Домье переносил те же излюбленные им сюжеты на мольберт живописца для того, чтобы с помощью кисти разработать их шире и синтетичнее (таковы, например, повторные мотивы адвокатов, любителей эстампов, вокзалов и т. д. ). Его литографии все более и более бьют в набат, в одну точку, — в чудовище милитаризма.
В отсутствии аристократической поддержки искусства и литературы художники и писатели всё больше обращаются к широкой публике и особенно к буржуазии, являющейся господствующим классом, чтобы среди её представителей найти почитателей своих работ. В ходе политической борьбы буржуазия стремилась вытеснить старые аристократические правила и нормы и укрепить свою социально- культурную позицию во французском обществе, что в конечном итоге увенчалось успехом. Рисункам часто предшествовало изображение фигур в глине (первые гротескные бюсты исполнены в 1832 после смерти Домье многие работы переведены в бронзу) – этим, в частности, объясняется умение Домье компоновать массы и добиваться объёмности изображения в графике. Устранитесь от ошибочных представлений о покаянии в грехе и печали по его поводу. I. И, вместе с тем, Домье современен до мозга костей.
Современники (О. Борьбе парижан посвящена «Семья на баррикадах» (ок. Однако в большинстве случаев Домье не удавалось осуществить продажу.
Отныне Домье навсегда связал свою судьбу с политической прессой, подписываясь псевдонимом, затем «H. D» и, наконец, полным именем и фамилией. Министр Гизо выбрасывает лозунг «Обогащайтесь. » На это Домье откликается, создавая образ Робера Макэра – афериста, проходимца, спекулянта, умирающего и вновь воскресающего (серия «Карикатюрана», 1836–1838).
В своих литографиях (а у него их около 4 тыс. ) художник, прибегая то к обличительному гротеску, то к острой реалистической характеристике ситуаций и типажей, разоблачает пороки современного буржуазного общества, лицемерие правящих кругов их продажность и жестокость. Его работы, сначала открытая сатира на политических деятелей, затем карикатурные изображения французских типажей и, наконец, сатирический комментарий французской жизни (серии Croquis Parisiens (Парижские наброски) и Les Plaisirs de la champagne (Наслаждение шампанским), показывают, как меняется отношение художника к объекту его творчества и само творчество меняется со временем. Этот же тип атлета встречаем мы и на другой картине Домье — Борец.
Полотно выполнено в сумрачном, темном колорите, его характеризуют резкие контрасты светотени, обобщенные формы и экспрессивные линии. Всю жизнь художник терпел лишения. Одни пустыми взглядами уставились в потолок, другие травят друг другу развлекательные байки, третьи откровенно ковыряются в носу.
Оноре Домье (Honore-Victorin Daumier, 1808 — 1879) — французский художник-график, художник и скульптор, крупнейший мастер политической карикатуры XIX века.
Он изображает европейское Будущее в виде атлета с завязанными глазами, Европу, балансирующую на дымящейся бомбе, Мир, спящий на пушке или Ангела мира, едва держащегося на тончайшей паутине, Марса, дремлющего на мешках с золотом, пожираемых растущими вооружениями или Новую пушку — со счетчиком, отбивающим при каждом выстреле стоимость войны. Вскоре он получает известность как мастер хлесткой сатирической графики. Американца вполне удовлетворила требуемая сумма и он пожелал посмотреть другие работы. Наступает страшный год: год разгрома Франции, падения Империи и поражения Коммуны. Их близость особенно ощутима при взгляде на безликий городской пейзаж второго плана.
Подрабатывая в журналах, Оноре с 1830 года начинает сотрудничать в сатирическом издании Шарля Филипона «Карикатюр», где работали лучшие рисовальщики той поры: Монье, Гранвиль, Травье, Шарле, Декам. Это — неряшливость, распоясанность, адюльтер, это — мужья под башмаком, а жены — синие чулки, это — заброшенные дети, это — женская эмансипация ради курения опиума, ради артистической мании или мании развода. Она представляет собой своеобразную социальную эпопею жизни французского общества. В литографии «Империя – это мир» изображено поле с крестами и надгробными памятниками.
Ведь не прошло и года, а уже написана огромная картина и в ней ожила история. С победой Луи Бонапарта Домье должен был сложить свое оружие. Словно в озарении молнии возникают перед нами лица его героев (Законодательное чрево, Мнимый больной, Защитник, Пассажиры третьего класса и т. д. ) или, наоборот, на фоне светлого пространства теневыми массами вырисовываются его фигуры (Дон-Кихот, Прачки и т. д. ).
Домье-художника отличает прежде всего уверенность. Росла популярность выставок и критики формировали художественный вкус.
Как работник газеты, художник мог часами просиживать в законодательной палате Бурбонского дворца, где изучал манеры поведения политиков их разговоры и всю систему парламентской власти Франции. Сын стекольщика, перебравшегося с семьёй в Париж в 1814 года. Яворская. – Его любимый эффект – это контражур, когда первый план затемнен, а фон светлый. Выявляя и подчеркивая физическое уродство и моральное убожество этих людей, художник создает портреты-типы заостренная индивидуальная характеристика перерастает в них в социальное обобщение, в беспощадное обличение злобной тупости сил реакции.
В ряде литографий 1870–1872 годов Домье разоблачает виновников бедствий Франции. Но порой Домье прибегает к другому эффекту: полутьма заднего плана как бы рассеивается к переднему и интенсивно начинают звучать белые, голубые, желтые цвета (Выход из школы, около 1853–1855 один из вариантов Вагона третьего класса, около 1862). Что было хорошего в прежние времена. Чаша его переживаний переполнилась до краев.
Достаточно сравнить мелочно-однообразную манеру предшественников и современников Домье по литографии с его рисованием на камне, чтобы убедиться, что именно он выявил всю специфическую прелесть, все богатые возможности этого искусства, что именно под его рукой литография стала самостоятельно-графическим языком, отличным от языка гравюры. Таков цикл «Прачки» (1850—1860).
— вечная нужда и всепоглощающая журнальная работа препятствовали ему отдаться живописи. По этой причине в 1832 году за карикатуру на короля «Гаргантюа» Домье был арестован и полгода просидел в тюрьме. Свои картины Домье редко выставлял на суд публики. При взгляде на нее испытываешь скорее чувство тревоги, беспокойства. ) и, наконец, Статую Франции без рук, намекающую на желание правых обезоружить Республику (Республика Милосская или идеал правых). Литография доказывает, что художник верил в силу Франции, в ее мужественный народ.
Во времена Домье создание как художественных, так и литературных произведений претерпели значительные изменения. Отвлекаясь от техники, коснемся теперь общих законов рисунка Домье. Это был знаменитый Гаргантюа.
Сравнительно меньшая цифра работ последней вольной категории объясняется тем, что Домье в течение всей своей жизни был художником-пролетарием, с необеспеченным завтрашним днем, художником-журналистом и, вместе с тем, жертвой этого журнализма. Ни о какой политической сатире нельзя было и думать. Так, в цикле Парламентских идиллий, в этом царстве интриг и конспирации, мы видим Тьера — особенно ненавистного Домье — то в образе пьяного амура с крылышками, показывающего зад (очевидно, делу свободы), то в виде карлика, со смешной важностью мечтающего о короне, то в виде матереубийцы, замышляющего удушение прессы.
И все они, при всем своем живописном разнообразии, объединяются художником в один синтетический тип, который в такой же мере является детищем Домье, как и тип Ратапуаля — Робера Макера. Параллели эти при знании того, что следующую работу на эту тему Домье назвал «Законодательное чрево», можно связать с фигурой непомерно толстого клоуна, раздутого именно в области «чрева», плоть его доминирует. Именно в этот период — 50—60 гг. Сгибаясь под тяжестью ноши, прачка заботливо поддерживает ребенка. Литографский способ воспроизведения, позволявший более быструю и дешевую мультипликацию, нежели гравюра, стал орудием политической прессы.
Перед каждым истинным художником, хочет он этого или не хочет, неумолимо встает задача — понять свое время, найти свое место в этом могучем потоке, уловить новые, яркие черты, свойственные лишь данной эпохе.
Ибо актера он предпочитает низводить с его пьедестала, рисуя на него шаржи, срывая с него трагико-классическую маску и показывая под ней будничную физиономию обывателя (таковы серии его Трагико-классических физиономий). С 1848 по 1871 год создал не менее четырёх тысяч литографий и ещё столько же иллюстраций карандашом.
Его руки подняты для благословения. I. – Въезд царя. I. Как подлинный художник он чувствовал фактурные требования холста и бумаги, чувствовал специфическую прелесть разнообразных касаний и ударов кисти. Время беспощадно, властно требует от художника ответа, решения.
Иногда взгляд художника останавливается на отдельном человеке, отдельной судьбе. В Германии в конце XVIII в. был изобретён новый вид графики — литография (от греч. Отчасти этот результат объясняется тем, что Домье долгое время использовал небольшие глиняные модели для своих картин. Искусство — материя сложная и напрасно мы будем пытаться найти простые, однозначные ответы в творениях Домье.
Тема картины «У продавца эстампов» (ок. Под рисунком подпись: «Бедная Франция, ствол сломлен, но корни еще крепки». Этому влиянию принесли дань и многие его современники, как Манэ и Сезан.
А. В. Щусева, Научно-исследовательскому музею Академии художеств СССР и персонально — Э- Н. Ацаркиной, Е. Б. Георгиевской, А. Л. Кагановичу, B. И. Касияну, И. Коталику (Чехословакия), С. Козакевичу (Польша), У. Кухирту (ГДР), И. М. Левиной, К. М. Малицкой, Г. Опреску (Румынии), Г. Погань (Венгрия), Ф. С. Рогинской. И мы видим: вот публика партера, вот публика галерки.
Он сполз с кровати и придавил собой малыша. Злободневные события, современные политические деятели оживают в его литографиях (всего – около 4 тысяч), поражающих глубиной социальных оценок, гражданским бесстрашием: «Маски» (1831), «Опустите занавес, фарс окончен» (карикатура на Луи Филиппа), «Улица Транснонен 15 апреля 1834 года», «Свобода печати», «Законодательное чрево» (все – 1834). Перед нами также прачка с ребенком, но в ее облике меньше спокойной уверенности, величия. Домье-художника отличает прежде всего уверенность. Эскизность, мощная экспрессия форм сближают живописные произведения Домье с искусством 20 века.
Постепенно к концу 19 — началу 20 в. критика капитализма начинает вестись в искусстве (особенно в русском) уже не только и не столько с позиций буржуазной или крестьянской демократии, как это было раньше, а с позиций зарождающегося и крепнущего мировоззрения революционного пролетариата. На первом памятнике надпись: «Погибшие на бульваре Монмартра 2 декабря 1851 года», на последнем – «Погибшие у Седана 1870 года», то есть Домье утверждает, что империя Наполеона III с начала до конца приносила французам смерть. Шедеврами мирового графического искусства стали такие литографии Домье, как «Законодательное чрево», «Свобода печати», серии «Знаменитости золотой середины», «Люди юстиции», «Робер Макер».
«литое» — «камень» и «графо» — «пишу», «рисую»). Это — поединок грязи и клеветы между сторонами, ораторское недержание адвокатов, это — то вопиющее социальное издевательство, которое звучит в словах одного из жирных судей Домье: Вы были голодны.
В этом аллегорическом изображении запечатлена только что пережитая трагедия Франции. На одной из ранних его литографий изображены рабочие перед витриной книжного магазина. классицизма (Серии Lhistoire Ancienne (Древняя история), Physionomies tragiques (Трагические лица). Таков, например, лист «Все же очень лестно видеть свой портрет на выставке» (из серии «Салон 1857 года»). В ряде литографий Домье показывает всю убогость самоудовлетворенности французского мещанина.
И здесь он предстает перед нами в новом аспекте: как художник города, художник коллективно-динамической стихии. его рук. Планы тесно взаимосвязаны: герой на переднем плане указывает палочкой на Фемиду на среднем плане, складки свисающего рукава его одеяния повторяют складки начинающего опускаться занавеса, а диагональ занавеса, жест клоуна, подобие полукругов, образованных из рисунка его одежды и полукружий рядов в зале, а также контраст полутьмы перед занавесом и света пространства за ним заставляет взгляд выйти в план зала собрания.
Художник создает не иллюстрацию тяжести труда прачки, а монументальный образ драмы жизни. В другом месте Домье изображает Францию 1871 года аллегорически — в виде обнаженной фигуры, распятой на скале и терзаемой диким орлом или женщины, закутанной в черное траурное покрывало и закрывающей глаза при виде бесконечно простирающегося поля трупов.
Работая в технике литографии (реже ксилографии), Домье великолепно использует её живописные возможности, передавая тончайшие переходы от бархатисто-чёрного к серебристо-серому, воссоздаёт световоздушную среду и освещение. Его живопись построена не на разнообразии цвета, но на разнообразии тонов, на гармонии световых отношений (valeursов).
Под влиянием этих изменений социально-культурной среды, в творчестве Оноре Домье и его литературных современников сформировались схожие художественные взгляды и подходы к изображению французского общества, поскольку их произведения предназначались для одной и той же аудитории. Его работы характеризует бархатистость штриха, цветовая экспрессия, тонкость передачи психологических оттенков. Зато она стала ему верным товарищем, умела не падать духом в трудные минуты. Дальнейшая эволюция линии Домье заключается во все большем и большем росте ее эластичности, плавности и синтетичности: Домье научается одной, широко текущей линией давать характеристику целой человеческой фигуры (прачки, бурлака и т. д. ).
Эта связь, с одной стороны, подчинена идее демонстрации двуплановости искажающей традиционное видение и вскрывающей суть происходящего: театром оказывается заседание по вопросам государственной важности с другой стороны, эта связь указывает на причастность всех персонажей единому действию: здесь нет просто присутствующих – и клоун – не только демонстратор, но участник, более того, руководитель действия театрального представления.
С изумительной силой выразительности, как проникновенный физиономист, увековечил Домье прислужников монархии, орлеанистов (Гизо, Тьера, Сульта и др. ) и самого короля с грушевидной головой. Но здесь мы уже вступаем в сферу Домье-живописца и скульптора. Мощно и грозно предстали перед зрителями события недавнего прошлого, как будто снова звучала «Марсельеза», умирали герои во имя Свободы. «Человеческая комедия» Бальзака, состоит из 98 романов и новелл и является грандиозной историей нравов Франции изображающей французское общество в период Реставрации Бурбонов и Июльской монархии (1815-1848). — со смертью римского папы и, пройдя мало замеченной, даже не окупила себя.
Эти слова в полной мере относятся к картине «Вагон третьего класса». В то время как романтизм провозгласил свободу формы выражения в литературном и художественном творчестве, многие из правительств, приходивших к власти в этот период, пытались, путем принятия законов против такой свободы или просто прибегая к помощи силы, ввести цензуру литературных и художественных произведений, авторы которых критиковали политику, направленную на ограничение свободы творчества. Он породил эксплуатируемый класс нового типа, формально «свободный», а на деле — полностью «освобожденный» от какой-либо собственности на орудия труда — пролетариат. После Июльской революции 1830, когда в условиях относительной свободы слова во Франции начался расцвет политической сатиры, Домье начал сотрудничать с журналом «La Caricature» и «Le Charivari». И на основании этих наблюдений художник выводит некий общий, средний, тип доброго буржуа (недаром почти все его буржуа действительно похожи друг на друга).
Однако тюремная кара не исправила художника: наоборот, она еще больше закалила твердость его убеждений, остроту его наблюдательности он вышел из тюрьмы созревшим человеком и гражданином. Именно эта волна литографской лихорадки вынесла Домье на поверхность. Добиньи рекомендовал Домье одному богатому американцу, скупавшему в Европе картины.
Домье открыл пафос современности — в этом его заслуга революционера.