Основным источником информации в этой работе стала книга «100 великих скульпторов», в которой наиболее полно описывается биография Огюста Родена с цитатами его современников. В этой работе я постарался наиболее полно описать биографию жизни такого великого человека, как Огюст Роден.
Но до открытия музея Роден не дожил. Этот отказ сопровождался большим публичным скандалом. Роденовский памятник был установлен в Париже только в 1939 году41. Идея этого произведения – передать ощущение «дыхания жизни. Он согласился и брат Камилы предоставил ее работы, с годами коллекция пополнилась известной работой Волна. Скульптор не уложился в оговорённый заказчиком срок, к 1885 году, Музей так и не был создан, но Роден продолжал работать над скульптурой, получившей название Врата ада, в итоге оставив её незавершённой: «Врата ада» были впервые отлиты в бронзе после смерти мастера. Все те ритмы и формы, которых ищет она, заключены в работах Родена.
Он ставил модель на несколько минут и затем её надо было нарисовать по памяти. «Шагающий» (шагающая фигура без головы и рук) был этюдом ко второй скульптуре. Чувства людей переданы мощно: перед нами глыбы человеческих характеров, чувств, темпераментов, отлитых в пластические формы и объемы. В 1897—1899 годах ученицей Родена была русский скульптор Анна Голубкина50.
Фигура Адама стала основой для «Трёх теней»— венчавшей «Врата ада» композиции из трёх одинаковых фигур изображённых с разных ракурсов24. Памятник Гюго в 1909 году был установлен в саду у Пале-Рояль. Одним из тех, кто отвергнул каноны, стал французский скульптор-импрессионист Огюст Роден. Лепка этой статуи звучит как могучая органная фуга Баха.
Всего на этой выставке были представлены 36 скульптур Родена и 70 полотен Моне34. Роден позднее отзывался о де Шуазель как о «злом гении», на которого он «потратил семь лет своей жизни». Борьба окончится трагедией.
1885Бюст Пюви де Шаванна. Когда об этом узнал Каррье-Беллёз, он сразу уволил Родена. Корни его творчества лежали в реализме и романтизме153. Этот памятник был заказан Родену.
Сегодня существуют и официальные копии скульптуры, сделанные художником на заказ. Выставка позволила Родену продать в музеи по всему миру скульптуры на сумму около 200 000 франков (правда, 60 000 франков стоило изготовление бронзовых и мраморных копий). Наиболее известны среди этих работ «Поцелуй» и «Вечный идол»3113. Не сумев поступить в Школу изящных искусств (он пытался поступить туда четыре раза), Роден начинает работать помощником в мастерской Альбера Карье-Беллёза при Севрской мануфактуре, постигая там все нюансы работы скульптора: «Необходимость заработка заставила меня изучить все стороны моего ремесла, — писал впоследствии Роден. Музей Родена находится в Отель Бирон, в котором Роден жил последние годы. «Врата ада» должны были обрамлять гигантские статуи Адама и Евы — первых грешников, но, недовольный своими скульптурами, Роден постоянно их переделывал и в итоге отказался от первоначального замысла.
В 1889 году он избирается членом жюри Салона и членом жюри Всемирной выставки. Роден в это время был практически без средств к существованию. Не нарушая композиционной целостности группы, скульптор с необычайным реализмом раскрывает неповторимый характер каждого персонажа, его чувства, мысли и переживания в преддверии надвигающегося конца. Его поражала её культура, её молодость вдохновляла, её талант восхищал.
Роден мечтал о создании монументов, которые бы стояли на площадях и улицах городов. ". Это произведение стало водоразделом в творчестве мастера. Одной из наиболее известных скульптур Огюста Родена является «Бронзовый век». 10 июля 1916 года с ним происходит первый удар. Еще три скульптуры купил музей дОрсе.
Роден создал большое количество портретных бюстов: писателя Виктора Гюго (1897), драматурга Бернарда Шоу (1906) и др., — в которых предстал наблюдательным человеком и тонким психологом. Образы влюбленных, созданные скульптором, олицетворяют поэзию юного чувства. Когда его студию посетили представители заказчика, они остались крайне разочарованы проектом, который охарактеризовали как «бесформенную массу»40. Но в 1898 году общество, заказавшее скульптору статую Бальзака, отказалось от его услуг. Он много работал также в жанре портрета.
Музей, для которого предназначались «Врата Ада», так и не был построен, но Роден Огюст скульптор трудился над произведением до конца своей жизни. Во время этой поездки Роден познакомился с поэтом и критиком Уильямом Эрнестом Хенли. В «Иоанне Крестителе» (1880, бронза) он создает возвышенный образ человека пророческой силы, несущего в мир великую весть. Роден позднее отзывался о де Шуазель как о «злом гении», на которого он «потратил семь лет своей жизни»54. «Мысль» («Камилла Клодель», 1886–1889 гг., мрамор, 74 см).
Признанием таланта Родена стала покупка государством двух его статуй – Иоанн Креститель (1878) и Шагающий (1877), а также тот факт, что французское правительство поручило ему создание скульптурного портала работе над Вратами ада он посвятил всю оставшуюся жизнь. Семиметровые «Врата ада» вмещают 186 фигур, многие из которых, в том числе «Мимолётная любовь», «Поцелуй», а также исключённые из композиции «Адам» и «Ева», обрели самостоятельную жизнь как отдельные скульптуры, увеличенные, доработанные и отлитые в бронзе или высеченные в мраморе.
Первое признание пришло к мастеру лишь в возрасте сорока лет, когда его скульптуру «Иоанн Креститель» купил министр изящных искусств А. Пруст. — сказал тогда отец, — ты ведь всегда со мной и все, что у меня есть, — все твое. После знакомства с Розой Бёре Роден приобрёл собственную мастерскую— бывшую конюшню. Музей был учреждён 22 декабря 1916 года (ещё при жизни скульптора) и открыт для публики в 1919 году. Огюст Роден родился 12 ноября 1840 года в Париже, в семье скромного служащего, где и не помышляли об искусстве.
Изредка он раскрашивал рисунки акварелью или дорабатывал мелом. В 1875 поездка в Италию и знакомство с произведениями Микеланджело вдохновили Родена на создание статуи Бронзовый век. Альбом разошёлся мгновенно45. И в 1916 году Роден передает в дар государству все свои произведения. Яркие драматические жесты статуй Родена использовал в своей скульптуре Жак Липшиц.
«Мыслитель», ставший наиболее известным произведением Родена и одним из самых узнаваемых скульптурных образов в мировой истории, создавался как портрет Данте— автора картин ада из которых Роден черпал образы для своего произведения и теперь наблюдавшего порождения собственного воображения. Историк и друг скульптора писал: «После индивидуальной выставки 1900 г. в павильоне у моста Альма, которую Роден составил из всего, что он выполнил и намеревался выполнить, успех обрушился на него, подобно циклону». После трех неудачных попыток поступить в школу изящных искусств (Французская академия), после того, что его отвергали, не принимали и компании против его самостоятельных работ, которую провела пресса, Роден начинает зарабатывать на жизнь декоративной скульптурой. Согласно легенде о веках, бронзовый век символизирует несчастливую эпоху человечества, связанную со страданиями. В качестве ассистентки и модели она помогала Родену в создании многих шедевров.
Художник 19века на равных правах и с равным успехом соревновался с флорентинцем. Там он растратил все свое богатство на распутную жизнь. «Вечная весна» (около 1900 года, мрамор, 77 см, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Скульптура была установлена в Кале в 1895 году. Он получил заказ только на памятник дАламберу на фасаде Отель-де-Виль. Поль Клодель, брат Камиллы, поэт и дипломат, обвинял в трагедии своей сестры Родена. Близким отношениям Огюста Родена и Камилы Клодель посвящено много статей, книг. Обнажённая фигура казалась неуместной в усыпальнице и в итоге проект был отклонён.
Именно в этот период Роден создает свои самые чувственные произведения: «Поцелуй», «Вечный идол» и другие. В процессе гигантской работы круг тем менялся, но тема чистой и возвышенной любви, противостоящей горю и отчаянию, трагизму человеческой жизни, за которую предстоит дать ответ в день Страшного суда, осталась ведущей темой взволнованного и страстного произведения Родена. После он работал помощником современного скульптора Альберта Эрнеста Каррье Беллеза (1824-1887гг. ) в Брюселле и изготовлял статуэтки для северской мануфактуры. Поль Клодель, брат Камиллы, поэт и дипломат, обвинял Родена в трагедии сестры. Они обретали независимость, меняли названия. С 1864 по 1870 год Роден работал в мастерской скульптора Альбера Каррье-Беллёза, зарабатывая изготовлением декоративной скульптуры. Рядом, склонивши голову идет старый Эсташ де Сен Пьер.
Естественно, что слава Огюста Родена (1840-1917гг. ), как и всякого большого мастера, подчиняется известной исторической закономерности. Не менее сурово были встречены его статуи «Ева», «Адам», «Блудный сын», «Мучение». В 1890 году Роден переработал первоначальный замысел, удалив фигуры муз. Разорвал шаблоны Роден и в другой работе, созданной по заказу мэра города Кале. «Поцелуй» первоначально был изображением Паоло Малатеста и Франчески да Римини— персонажей «Божественной комедии», влюблённых, застигнутых и убитых мужем Франчески и ставших символом вечной любви. Все это выглядит теперь чем-то старомодным. Роден выполняет значительную часть работы, хотя в качестве автора фигурирует его патрон.
Микеланджело служил Родену не образцом, а всего лишь отправной точкой. Крестьянин обладал правильным красивым телосложением, а особенно Роден был впечатлён его движениями при ходьбе. Все это отразилось в будущем на его стиле. Так, в 2009 году статуэтка «Мыслитель» размером 72 сантиметра была продана аукционным домом Drouot за 4, 2 миллиона долларов, что стало аукционным рекордом. Он победил.
В 1898 общество, заказавшее скульптору статую Бальзака, отказалось от его услуг. Ее преследовала идея, что Роден похитит все ее работы. Линч должен был быть изображён на коне и конная статуя была давней мечтой Родена. И три десятилетия большинство произведений Родена были связаны с ним. Всего на этой выставке были представлены 36 скульптур Родена и 70 полотен Моне. Покорность судьбе заставила его опустить голову.
В 1889 году «Граждане Кале» стали главным событием совместной выставки Родена и Клода Моне в галерее Жоржа Пети. Он получил заказ только на памятник дАламберу на фасаде Отель-де-Виль. Это произведение стало водоразделом в творчестве мастера. — Я обтёсывал мрамор, камень, работал по орнаменту и в ювелирном деле.
Работая над образом известного писателя, Роден решил отказаться от традиционного портретного сходства и запечатлеть в скульптуре стихию творчества, движение мысли творца, его психологическое состояние, которое в конкретной скульптуре больше напоминает поток, нежели фигуру человека. В 1904 году моделью и ученицей Родена была британская художница Гвен Джон (она также стала одной из многих любовниц скульптора)51. С другой стороны впечатление меняется. Сегодня она расположена в Ливерпуле, но ее часто берут в аренду английские музеи.
Роза обладала привлекательной деревенской внешностью и позировала для некоторых ранних произведений Родена: бюстов «Девушка в шляпке с цветами» (1865—1870) и «Миньон» (1870) и скульптуры «Вакханка» последняя не сохранилась, разбившись при очередном переезде. Заказ на памятник, увековечивавший героическую страницу в истории города, Роден получил от муниципалитета Кале. Роден получил поддержку многих деятелей искусства и был оправдан.
Пойду возвращусь к моему отцу и скажу, что согрешил я против неба и против него». 1890"Шторм""Угрожающая рука и фигура молящего". Родену даже пришлось вернуть аванс за нее, так как заказчики не пожелали забирать работу. Его потерянности в духе декаданса. 1891Портрет Анри Рошфора.
В 1885 году учитель лепит Клодель, назвав портрет «Аврора», в следующем году появилась «Мысль». Памятник планировалось установить в Пантеоне, где писатель был похоронен за год до того. Тем не менее Роден никак не укладывался в сроки. в стране начался голод.
через 42 года после создания и через 22 года после смерти автора. (И о памятнике гражданам Кале и о памятнике Бальзаку будут отдельные рассказы. )С другой стороны, у Родена было очень много друзей искренних поклонников и почитателей, которых год от года становилось всё больше. Известен отзыв Клемансо, который был недоволен своим портретом, считая, что получился похожим на «монгольского генерала». Как и многие произведения мастера, критики отвергли эту работу, которая изначально носила название «Франческа да Римини» и была задумана как часть скульптурной группы «Врата Ада».
Статуя Бальзака была последней крупной работой Родена в последние годы своей жизни он создал много замечательных портретов (среди них портреты Дж. Б. Шоу, герцогини де Шуазель (1908) и Ж. Клемансо (1911). Он сам признавался, что Микеланджело, в частности, две его статуи в Лувре помогли ему избавиться от академизма и вернуть скульптуре жизнь и способность выражать живое чувство.
Этот отказ сопровождался большим публичным скандалом. Бюст писателя был закончен в 1883 году и в следующем году выставлен в Салоне. Находясь под влиянием великого мастера, Роден исполняет одно из самых знаменитых своих произведений – «Бронзовый век» («Раненый воин» или «Побежденный», 1876-1880гг. ). Главным мотивом на протяжении творческого пути Родена было изображение человеческого тела в движении64.
В первую очередь — к знаменитым «райским дверям» Флорентийского баптистерия, которые поразили его в Италии. Позже скульптура «Побежденный» превратилась в «Бронзовый век» и символизировала пробуждение с одновременным предчувствием страдания. С началом работы над «Вратами ада» Роден получил от государства новую мастерскую — ему были выделены две студии в здании на Рю лЮниверсите, в котором было оборудовано двенадцать студий, предоставленных скульпторам и художникам, занятым работой над важными проектами. Но с течением времени Роден переработал скульптуру в сторону универсального вневременного образа поэта, философа и творца, «физическая мощь которого воплощала мощь интеллектуальную»22.
Он сам признавался, что Микеланджело, в частности, две его статуи в Лувре помогли ему избавиться от академизма с его «пустотелыми куклами» и вернуть скульптуре жизнь и способность выражать живое чувство. Человек у Родена как бы выходит за свои собственные границы. Наиболее известны среди этих работ «Поцелуй» и «Вечный идол». Размер скульптуры «Врата ада» 7 м, они вмещают 186 фигур, многие из которых, в том числе «Мимолётная любовь», «Поцелуй», а также исключённые из композиции «Адам» и «Ева», обрели самостоятельную жизнь как отдельные скульптуры. После знакомства с Розой Бёре Роден приобрёл собственную мастерскую— бывшую конюшню.
Немногие сохранившиеся ее работы свидетельствуют о том, насколько прав был Роден, говоривший: «Я показал ей, где искать золото, но золото, которое она находит, воистину ее собственное». В 1890 году Роден переработал первоначальный замысел, удалив фигуры муз. Однако работа Родена, когда она была окончена, не соответствовала ожиданиям заказчиков. Именно эти приемы и заставляют «оживать» лица портретируемых Роденом. По возвращении из Италии Роден около 18 месяцев работал над скульптурой, которая сейчас известна как «Бронзовый век».
«Бронзовый век» (1876 – 1877 гг., гипс, 173 см, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург). «Маска» была отвергнута, слишком необычными были форма и образ: вся в буграх, впадинах, бороздах. Но ты ни разу не зарезал для меня даже козленка, чтобы я мог повеселиться с друзьями.
Однажды к Родену пришёл итальянский крестьянин, желавший позировать. В зрелом возрасте Роден раскрылся как блестящий рисовальщик и график. Неподвижные, словно дремлющие формы как бы пробуждаются, наливаются жизнью. «Граждане Кале» (1884—88 гг., бронза. Для меня все это послужило, своего рода учебой.
Скульптура создавалась под явным влиянием «Умирающего раба» Микеланджело: можно обнаружить сходство в положении тела и закинутой назад руки, в закрытых глазах фигуры. Бурделя, А. Майоля, Ш. Деспьо, А. С. Хенли в том же году стал редактором влиятельного журнала Magazine of Art и регулярно публиковал там статьи о творчестве француза, а в следующем году «Бюст Иоанна Крестителя» (одна из версий статуи, ранее приобретённой французским правительством) с успехом был выставлен в Королевской академии художеств.
После знакомства с Розой Бёре Роден приобрёл собственную мастерскую — бывшую конюшню. Пожертвовав анатомической достоверностью, скульптор добился создания иллюзии движения. Интересовали скульптора и лирические интимные сюжеты.
Старший сын в это время был в поле. В то время как академическая традиция диктовала, что голова скульптуры должна располагаться прямо или выравниваться по линии опорной ноги, Роден, работая над «Иоанном Крестителем», поместил голову скульптуры посередине между двумя ногами. Заказ на памятник Гюго Роден получил в 1886 году.
Родена привлекали задачи синтеза, слияния скульптуры с архитектурой. Он представил на суд жюри статую, сейчас известную как «Призыв к оружию». Последней крупной работой мастера стал памятник Оноре де Бальзаку (1893—97), заказанный ему Обществом литераторов. Так, страсть мужчины в «Поцелуе» видна во всём его теле: в напряжённой спине, в руках, вплоть до пальцев ног, впившихся в мраморный постамент23. Ежедневно, после школы и до самого закрытия Лувра, Огюст рисовал античную скульптуру. Так произошло с известной теперь скульптурой «Мыслитель» — портретом простого человека по прозвищу Биби, покорившего скульптора неподдельным чувством страдания.
Одновременно Роден исполнил целый ряд крупных произведений. В 1902 году Роден увеличил скульптуру до 181 см и отлил её в бронзе. Здесь уже нельзя говорить об уроках у Микеланджело. Также ему выделили новую мастерскую.
Об это нельзя не думать перед «Гражданами Кале». Такие работы, как Мыслитель (1888), Ева, Мимолетная любовь (1886), Та, которая была прекрасной Ольмьер (1885), Поцелуй (1886), Уголино и многие другие, были этюдами к Вратам ада. Статуи Бронзовая эпоха (1877), олицетворяющий пробуждение человечества, его смятение перед будущим и пронизаны пафосом пророчества статуе Пророк Иоанн-Креститель (1879) в полной мере присущи характерные для Родена философская глубина замысла, острая жизненность и энергичное моделирования объема. В школе преподавал прекрасный педагог Лекок де Буободран, приучавший будущих художников рисовать по памяти. Роден был близок со многими французскими импрессионистами, а одним из повлиявших на него скульпторов был его современник Медардо Россо, стремившийся перенести открытия импрессионистов в скульптуру.
Роден сумел поразить Хенли и тот сообщил о нём в лондонском артистическом кругу. По требованию короля, они должны были вынести ключи от города Кале без одежды и обуви с веревками на головах, как знак рабства и позора. – Я. обтесываю мрамор, камень, работаю по орнаменту и в ювелирном деле.
Название «Бронзовый век» граничит с легендой о периодах истории человечества: счастливом — золотом и несчастливом — бронзовом. Он несет ключ от родного города. «Обнаженное тело кажется мне прекрасным. В 1904 году обновленный «Мыслитель» был выставлен в парижском Салоне, а в 1906 году установлен в Пантеоне.
В 1897 году промышленник и коллекционер Морис Феней издал тиражом в 125 экземпляров альбом со 147 репродукциями рисунков Родена. Родену это удалось. Третья копия находится в Копенгагене. Она стала ученицей и помощницей мастера. Но самое главное не в правдоподобии, важнее, что человеческое тело приобрело Родена такие возможности движения и самовыражения, о которых нельзя было ранее даже мечтать. Прекрасная статуя Родена – «Мыслитель». Однако Роден не собирался следовать общепринятым правилам и создал очередной шедевр. Но если в 1864 году работу отклоняют, то в 1875 году, после второй попытки Родена представить свое творение публике, «Человек со сломанным носом» торжественно становится участником Салона.
В 1929 году на основе коллекции, принадлежавшей владельцу сети кинотеатров и филантропу Жюлю Мастбауму, был открыт музей Родена в Филадельфии61. Такие работы, как Мыслитель (1888), Ева, Мимолетная любовь (1886), Та, которая была прекрасной Ольмьер (1885), Поцелуй (1886), Уголино и многие другие, были этюдами к Вратам ада. Коткрытию в 1900 г. Всемирной выставки в Париже Роден был не только знаменит, но и богат.
Последние годы жизни Родена и созданные им работы увековечены русско-французским фотохудожником Петром Шумовым (Choumoff 1872—1936), тесно сотрудничавшим с Роденом в 1912—1917 годах, выполнившим около 150 снимков его работ и около 60 портретов и сцен из жизни скульптора (работа в мастерской, свадьба c многолетней спутницей жизни Роз Бёре, состоявшаяся за две недели до её смерти, похороны мадам Огюст Роден, скульптор на смертном одре) и позднее ставшим первым фотографом Музея Родена в Париже7475. Во время заморозков хранившийся в скудных условиях конюшни бюст треснул, от него осталась только маска, но это не помешало Родену отправить «Человека со сломанным носом» в парижский Салон. Его выставки проходят не только в Европе, но и в Америке.
Но впоследствии критики переименовали скульптуру и дали ей более отвлечённое название – «Поцелуй». Роден создал несколько скульптур меньшего размера из гипса, терракоты и бронзы и только затем – в мраморе. 1898Еще один бюст Виктора Гюго. Но королева Филиппа пожалела этих людей и выпросила прощение для них.
После перерыва в творчестве, Родена к жизни вернули работы Микеланджело. Выставка позволила Родену продать в музеи по всему миру скульптуры на сумму около 200000 франков (правда, 60000 франков стоило изготовление бронзовых и мраморных копий)44. Но не в этом сущность Родена.
Позади всех Андрьед Андр и Жан ди Фиен. В 1864 году Роден познакомился и начал жить со швеёй Розой Бёре. Его творчество связала 19 века с 20-м, синтезировала реализм с новаторством. В 1864г. Роден на долгий срок замолчал.
Публика не увидела в представленном Роденом пластическом этюде портретного сходства с писателем. Роден изготовил два макета, но из-за переворота в Чили памятники не были отлиты, а сами макеты погибли. По возвращении из Италии Роден около 18 месяцев работал над скульптурой, которая сейчас известна как «Бронзовый век». я изучил, таким образом, всестороннее мастерство скульптора». Роден выполняет значительную часть работы, хотя в качестве автора фигурирует его патрон.
По этой причине в настоящее время собрания авторизованных копий роденовских скульптур есть во многих музеях мира, включая Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург), Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Москва), Национальную галерею искусства (Вашингтон), Метрополитен-музей (Нью-Йорк), Новую глиптотеку Карлсберга (Копенгаген). В скульптуре Бронзовый век (1876) автор стремится перейти к созданию монументальных произведений. Он представил на суд жюри статую, сейчас известную как «Призыв к оружию». После знакомства с Розой Бёре Роден приобрёл собственную мастерскую— бывшую конюшню. Тогда же Огюст Роден составит творческое завещание потомкам, в котором изложит свои принципы в искусстве, в частности: «Пусть единственной вашей богиней будет природа». Ещё одной особенностью скульптуры Родена является её эмоциональность. Первым вызвался отдать свою жизнь один из крупнейших богачей города.
Музей был учреждён 22 декабря 1916 года (ещё при жизни скульптора) и открыт для публики в 1919 году. Тем не менее Роден никак не укладывался в сроки. Одновременно Роден исполнил целый ряд крупных произведений. В то же время подлинные скульптуры Родена стоят огромных денег. Роден, как всегда, ведёт жизнь, полную труда и напряжений.
Роден отказался от точного соответствия фигуры оригиналу и стал основываться исключительно на собственном настроении, поставленной задаче, личности позирующего человека. В 1880 году эта же скульптура, отлитая в бронзе, была выставлена в Салоне ещё раз. Все это отразилось в будущем на его стиле.
Одновременно с вратами Роден выполняет памятник гражданам Кале (1884—88). Лишь вмешательство группы художников положило конец обвинениям. Интерес Родена к психологической и эмоциональной жизни человека отличал его от импрессионистов. Попытки французов прорвать осаду провалились. «Врата ада» должны были обрамлять гигантские статуи Адама и Евы— первых грешников, но, недовольный своими скульптурами, Роден постоянно их переделывал и в итоге отказался от первоначального замысла. Роден жил в обществе, в котором мещанские интересы угрожали вытеснить героику жизни.
Одной из самых известных работ Родена стала скульптурная группа «Граждане Кале» (завершена в 1888 году). В 1864 представляет в Салон Маску человека со сломанным носом (бронза большинство работ Родена хранится в Музее Родена в Париже их местонахождение дальше не указывается), явление которой знаменовало новую эпоху в пластике. В 1880 году эта же скульптура, отлитая в бронзе, была выставлена в Салоне ещё раз14. Константин Бранкузи работал в мастерской Родена два месяца, но ушёл оттуда, считая, что «под большим деревом ничего не вырастет»52.
Из-за безработицы, последовавшей за окончанием франко-прусской войны (в которой Роден успел принять участие), он отправился в Брюссель и там до 1877 оформил монументально-декоративной скульптурой несколько знаний. Признанием таланта Родена стала покупка государством двух его статуй – Иоанн Креститель (1878) и Шагающий (1877), а также тот факт, что французское правительство поручило ему создание скульптурного портала работе над Вратами ада он посвятил всю оставшуюся жизнь. Всего на этой выставке были представлены 36 скульптур Родена и 70 полотен Моне.
Изначально произведение называлось «Побежденный» или «Раненый воин» и представляло собой фигуру обнаженного юноши с копьем. Линч должен был быть изображён на коне и конная статуя была давней мечтой Родена. Скульптор быстро принялся за работу сохранились этюды в виде обнажённой фигуры, которые Роден создал, чтобы лучше проработать позу памятника. Подавив страх, они готовы поддержать и подбодрить тех кто боится. «Мыслитель» первоначально создавался как портрет Данте.
Обнажённая фигура казалась неуместной в усыпальнице и в итоге проект был отклонён37. Кроме того, Роден много работал с фотографиями.
Однажды к Родену пришёл итальянский крестьянин, желавший позировать. Этот монумент, кроме как в Кале, можно увидеть перед зданием Парламента в Лондоне (повторение в натуральную величину), отельные фигуры воздвигнуты в городах разных стран мира. Ранние работыРене Франсуа Огюста Родена были настолько необычны для восприятия, что вначале их предпочитали отвергать. В 1866 году у пары родился сын Огюст. Их отношения продолжались девять лет, при этом Роден не порвал связей и с Розой, которая знала о своей роли «другой женщины»30. В работе над скульптурой Родену помогала Камилла Клодель, о роли которой историки спорят.
Осада продолжалась почти год. Во время этой поездки Роден познакомился с поэтом и критиком Уильямом Эрнестом Хенли. «Врата Ада» заключают в себе отдельные фигуры, но вместе они образуют беспорядочную толпу. В 1897—1899 годах ученицей Родена была русский скульптор Анна Голубкина.
И тогда он подумал: «Сколько слуг в доме отца моего и для всех них достаточно пищи. Этот метод приучил его видеть в натуре главное, схватывать суть образа, а не отдельные детали также Роден часто ходил в Лувр и делал наброски с античных статуй: «Молодой скульптор много рисует в Лувре, делает наброски животных в Ботаническом саду под руководством известного анималиста А. Л. Бари, пользуется советами Ж. Б. Карпо». Фигура Адама стала основой для «Трёх теней»— венчавшей «Врата ада» композиции из трёх одинаковых фигур изображённых с разных ракурсов.
Этот союз был плодотворен не только для ученицы, но и для учителя — в течение десятилетия были созданы многие самые значительные его работы. От бюста осталась только маска, которую Огюст дерзнул отправить в Парижский Салон. Роден говорил о «Мыслителе»: «Мой Мыслитель думает не только мозгом, с нахмуренными бровями, расширяющимися ноздрями и сжатыми губами, но каждым мускулом своих рук, спины и ног, со сжатым кулаком и сжатыми пальцами ног». Конечно, душевных сил скульптору это не прибавляло, но он продолжал идти по уже выбранному пути. В этом смысле очень показательны истории его, пожалуй, самымых известных памятников – "Граждане города Кале" (1889) и "Бальзак" (1897), которые были приняты в штыки. Но если первый все-таки был установлен в Кале в 1895, еще при жизни Родена, то памятник Бальзаку вообще не был принят заказчиком.
Вместе с Роденом искусство на шаг приблизилось к натуре. Голубкиной. Учителем Родена был крупный художник и педагог Орас Лекок де Буабодран. Как писал сам Роден: «Я сразу подумал об Иоанне Крестителе, другими словами, о дитяти природы, боговдохновенном, верующем, Предтече Того, кто более велик, чем он сам». У него было много данных для решения этой задачи.
То же самое делал и его сын Эжен после смерти отца, сохранив прежнее клеймо. Фигура изогнута больше, чем рабы Микеланджело. Преодолев сопротивление отца, в 1854 году Огюст поступил в бесплатную школу математики и рисунка (1854–1857). Известно, что при жизни скульптора только одна литейная мастерская изготовила 231 копию «Вечного идола» и 319 копий «Поцелуя»63. Но скульптура настолько была реалистична, что заказчик, сначала, отказался от него.
Преодолев сопротивление отца, поступил в школу математики и рисунка (1854-1857гг), которая готовила мастеров художественного ремесла. Сам Роден не относил себя к какому-либо течению. Известно, что при жизни скульптора только одна литейная мастерская изготовила 231 копию «Вечного идола» и 319 копий «Поцелуя».
В результате он сделал две скульптуры: «Шагающий» (1877) и «Иоанн Креститель» (1878). Сюжеты – из «Божественной комедии» Данте, «Страшного суда» Микеланджело, «Цветов зла» Шарля Бодлера, образов порталов готических соборов. Когда его студию посетили представители заказчика, они остались крайне разочарованы проектом, который они охарактеризовали как «бесформенную массу». Но с течением времени Роден переработал скульптуру в сторону универсального вневременного образа поэта, философа и творца, «физическая мощь которого воплощала мощь интеллектуальную». В 1881 году Роден в знак благодарности изваял бюст Каррье-Беллёза19. Но Роден продолжал работать над скульптурой. В 1956 году во Франции был принят закон, ограничивавший количество копий, которые позволялось снимать со скульптуры, двенадцатью.
Благодаря появившимся доходам Роден смог посвятить себя коллекционированию предметов искусства с течением времени он приобрёл и поместил в Вилле Брийан множество египетских, греческих и римских скульптур, персидских миниатюр и картин современных ему французских художников, в том числе «Портрет Папаши Танги» Ван Гога. Бюст писателя был закончен в 1883 году и в следующем году выставлен в Салоне2829. Этот отказ сопровождался большим публичным скандалом.
В 1889 году «Граждане Кале» стали главным событием совместной выставки Родена и Клода Моне в галерее Жоржа Пети. После знакомства с Розой Бёре Роден приобрёл собственную мастерскую— бывшую конюшню. У него появились ученики, которые в последствии сами стали известными скульпторами. Поле гигантского рельефа заполнено лавиной тел, низвергающихся в бездну.
Работы Шумова хранятся в Музее Родена76 и агентстве «Роже-Виолле» («Roger-Viollet»)7778. Родился в семье скромного служащего, где и не помышляли об искусстве. Почетные титулы и регалии сыпятся на него как из рога изобилия. За спиной Эсташа двое – Андрьед Андр и Жан де Фин, воины в страхе закрыли лицо руками.
«Шагающий» (шагающая фигура без головы и рук) был этюдом ко второй скульптуре. Это остро гротескная фигура Та, которая была прекрасной Ольмьер (1885), пронизана тонкой поэзией группа Поцелуй (1886).
БИОГРАФИЯ – Роден Огюст (1870 – 1917) Неподалеку от площади Инвалидов на левом берегу Сены в бывшем дворце Биронов находится музей Родена, один из самых своеобразных в Париже. Обнаженный титан сидит, подперев подбородок рукой. Заказ на памятник Гюго Роден получил в 1886 году.
Реймский соборВ 1895 г. Роден приобрёл поместье Вилла Брийан в Мёдоне под Парижем. Памятник планировалось установить в Пантеоне, где писатель был похоронен за год до того. Родену это удалось. Отец его был мелким служащим, мать – горничной. В 1864г Роден занимался в мастерской при музее природной истории, у известного скульптора Антуана Луи Барри (1796-1875гг. ).
Скульптор не уложился в оговорённый заказчиком срок, к 1885 году, Музей так и не был создан, но Роден продолжал работать над скульптурой, получившей название Врата ада, в итоге оставив её незавершённой: «Врата ада» были впервые отлиты в бронзе после смерти мастера. Здесь же мастер сотворил бюст «Человек со сломанным носом», натурой для которого послужил местный житель, лицо которого поразило скульптора своей живостью и экспрессивной выразительностью. Это требование было исполнено. Роден в старости стал падок на женскую красоту. Но и этого он был лишен, т. к.
Он вложил в скульптуру более общий смысл — идею пробуждения человечества. Роден в старости стал падок на женскую красоту. Выросшие доходы Родена позволили Розе переехать из Парижа в Иксель. В результате он сделал две скульптуры: «Шагающий» (1877) и «Иоанн Креститель» (1878).
Таким стал памятник «Граждане Кале», 1884-85гг., бронза, повтор мрамор – одно из самых значительных творений монументальной пластики 19 столетия. Скульптор не уложился в оговорённый заказчиком срок и к 1885 г. Музей так и не был создан. Вокруг одной из них и вовсе разразился настоящий скандал. После разрыва с Огюстом она уединилась. Интенсивные личные и творческие отношения продолжались до 1898 года.
Признанием таланта Родена стала покупка государством двух его статуй – Иоанн Креститель (1878) и Шагающий (1877), а также тот факт, что французское правительство поручило ему создание скульптурного портала работе над Вратами ада он посвятил всю оставшуюся жизнь. Однажды к Родену пришёл итальянский крестьянин, желавший позировать. Монахини, стремившиеся к аскетичной обстановке изъяли из дома все излишества и украшения. Преодолев сопротивление отца, в 1854 году Огюст поступил в бесплатную школу математики и рисунка (1854–1857).
«Шагающий» (шагающая фигура без головы и рук) был этюдом ко второй скульптуре. Он то удлиняет пропорции. Таковы портреты Ж. П Лорана (1881г), А. Легро (1881г), Ж. Далу (1883г), Камиллы Клодель (1885г), Фальгиера (1887г), А. Рошфора (1887г). Великий ваятель, открывший новые возможности пластики, один из самых блестящих рисовальщиков 19 века, Роден оказал огромное влияние на последующее развитие скульптуры.
Их отношения продолжались девять лет, при этом Роден не порвал связей и с Розой, которая знала о своей роли «другой женщины». Скульптура обрела такую популярность, что до сих пор процветает бизнес по поддельным «Мыслителям». В 1905—1906 годах личным секретарём Родена был немецкий поэт Райнер Мария Рильке, позднее написавший восторженную биографию скульптора.
После перерыва в творчестве Родену помогли вернуться к жизни работы Микеланджело. Идея создать в этом особняке музей Родена родилась почти что сама собой. Памятник Гюго в 1909 году был установлен в саду у Пале-Рояль. Одной из самых известных работ Родена стала скульптурная группа «Граждане Кале» (завершена в 1888 году). Так, страсть мужчины в «Поцелуе» видна во всём его теле: в напряжённой спине, в руках, вплоть до пальцев ног, впившихся в мраморный постамент.
В Школе преподавал великолепный педагог Лекок де Буободран, приучавший будущих художников живописать по памяти. Тот сказал: «Отец, согрешил я против неба и против тебя и больше не достоин называться твоим сыном». Этот отказ сопровождался большим публичным скандалом. Моделью для скульптуры послужил французский боксёр по имени Жан Бо, в основном выступавший в Париже, в квартале красных фонарей. Впервые взору публики «Мыслитель» был представлен в 1888 году.
Такие работы, как Мыслитель (1888), Ева, Мимолетная любовь (1886), Та, которая была прекрасной Ольмьер (1885), Поцелуй (1886), Уголино и многие другие, были этюдами к Вратам ада. Роден выставил «Иоанна Крестителя» в Салоне 1880 года, где скульптура получила третью премию.
Но его силы уже подорваны. XX столетие открывалось всемирной промышленной выставкой. Однажды к Родену пришёл итальянский крестьянин, желавший позировать. Эсташ де Сен-Пьер решился первым, затем к нему присоединились ещё пять человек. Роден выставил «Иоанна Крестителя» в Салоне 1880 года, где скульптура получила третью премию.
С началом работы над «Вратами ада» Роден получил от государства новую мастерскую— ему были выделены две студии в здании на Рю лЮниверсите, в котором было оборудовано двенадцать студий, предоставленных скульпторам и художникам, занятым работой над важными проектами26. Центральный образ — человек с ключом (ключи — символ свободы города), Жан дЭр — выражает особенно глубокие и горестные переживания. Старший сын рассердился и не захотел даже заходить в дом. С объявлением войны он снова живёт в Англии, затем едет в Италию и возвращается в Париж летом 1915 года.
Роден вдохновлялся бронзовыми воротами флорентийского баптистерия Лоренцо Гиберти и черпал идеи для сюжетов из «Божественной комедии» Данте, «Страшного суда» Микеланджело, «Цветов зла» Шарля Бодлера, образов порталов готических соборов. Однако работа Родена, когда она была окончена, не соответствовала ожиданиям заказчиков. "Ветер". Во время заморозков хранившийся в скудных условиях конюшни бюст треснул, от него осталась только маска, но это не помешало Родену отправить «Человека со сломанным носом» в парижский Салон. Отчаявшись, Эдуард прервал атаки в феврале 1347 г. и перешел к осаде. Для выставки, которая стала ретроспективой творчества скульптора начиная с «Человека со сломанным носом», было отобрано 136 скульптур и 14 незаконченных работ, среди которых были демонстрировавшиеся впервые «Врата ада». Последние 30 лет своей жизни она находилась в психиатрической больнице.
В 1898 общество, заказавшее скульптору статую Бальзака, отказалось от его услуг. В процессе работы отдельные группы приобретали самостоятельное значение: «Мыслитель», 1880 бронза «Тень», 1880 бронза «Три тени», 1880 бронза «Адам», 1880 бронза «Ева», 1881 бронза, повтор мрамор «Прекрасная Омьер», 1885 бронза «Данаида», 1885 мрамор, повтор бронза «Поцелуй», 1886 бронза, повтор мрамор и другие. Если истина не подлежит гибели — я вам предсказываю, что моя статуя совершит свой путь. ».
Здесь Роден дошел до «трагического гротеска»: широкий нос, толстые губы, торчащие брови наложены сверху, наклеены, как грим, как инкрустация африканской маски. Это статуя Оноре де Бальзака, которая была заказана скульптору Обществом литераторов. Скульптор изобразил Гюго могучим обнажённым титаном, опирающимся на скалу и окружённым тремя музами. Выставка позволила Родену продать в музеи по всему миру скульптуры на сумму около 200000 франков (правда, 60000 франков стоило изготовление бронзовых и мраморных копий). Когда в нем иссякал подлинный экстаз. Они изначально договорились продавать совместные работы каждый под своим именем. Одну из ранних работ скульптора «Человек со сломанным носом» (авторское название «Портрет Биби») современники вообще не желали замечать, так как она противоречила существующей направленности изображать красивые лица с утонченными чертами.
Памятник Гюго в 1909 году был установлен в саду у Пале-Рояль38. В конце концов, когда голод заставил французов сесть за стол переговоров, английский король потребовал выдать ему 6 самых знатных граждан, намереваясь казнить их как назидание всем остальным. Воссоздать «чудо жизни» в этом Роден видит главную задачу скульптора: передать ощущения напрягающейся мускулатуры, легкое колебание грудной клетки, словно вздымающейся от дыхания, трепет поверхности кожи, нервов, уловить естественный ритм, присущий живому организму при этом не подгонять современного человека под античный образец, под холодные в своем совершенстве статуи классицистов. Скульптор не уложился в оговорённый заказчиком срок, к 1885 году, Музей так и не был создан, но Роден продолжал работать над скульптурой, получившей название Врата ада, в итоге оставив её незавершённой: «Врата ада» были впервые отлиты в бронзе после смерти мастера14.
По возвращении из Италии Роден около 18 месяцев работал над скульптурой, которая сейчас известна как «Бронзовый век». Бюст Виктора Гюго. Совершенство присуща уже ранним работам Родена (Человек со сломанным носом, 1864).
Но жюри салона отбросило скульптуру, обвинив Родена в том, что предоставил «артистично сделанный муляж», будто слепил с живой натуры. Автор неизвестен. Кроме того, Роден старше девушки на 26 лет и фактически он живет на две семьи. Роденовский памятник был установлен в Париже только в 1939 году. Роден продолжал оказывать поддержку Клодель и после расставания, но в 1913 году ее психическое здоровье настолько ухудшилось, что женщина попала в психиатрическую больницу, где и оставалась на протяжении последних тридцати лет жизни. Наиболее известный и талантливый производитель подделок — Ги Эн по прозвищу «Бургундский герцог», на складе которого было обнаружено около двадцати тонн подделок роденовских работ.
" (Э. Нацисты зачислили шедевр Родена в разряд «выродившегося искусства» и требовали, чтобы бронза была перелита на пушки Круппа. Свое понимание этой задачи он выразил в «Граждане Кале». Вначале мастер хотел создать статую раненого воина, опирающегося на копье и назвать ее «Побежденный» в память о недавней войне. Во время заморозков хранившийся в скудных условиях конюшни бюст треснул, от него осталась только маска, но это не помешало Родену отправить «Человека со сломанным носом»в парижский Салон. Перейдем мысленно от классической, академической скульптуры к Родену и нас поразит резкий перелом: будто кто-то скомандовал «вольно» и в фигурах исчезли все признаки напряженности, они стали самими собой, в их позах, ясно проступило, что их волнует, словно с тел спала пелена и открылась тайная жизнь плоти.
Рудьер помечал копии своим клеймом. Его увлечения были недолгими, за исключением романа с маркизой (позднее— герцогиней) де Шуазель, американкой французского происхождения. В работе над скульптурой Родену помогала Камилла Клодель, о роли которой историки спорят. Как писал сам Роден: «Я сразу подумал об Иоанне Крестителе, другими словами, о дитяти природы, боговдохновенном, верующем, Предтече Того, кто более велик, чем он сам»18. Корни его творчества лежали в реализме и романтизме.
РОДЕН, ОГЮСТ (Rodin, Auguste) (1840–1917), французский скульптор. М. Рильке).
В том же году Хенли стал редактором влиятельного журнала Magazine of Art и опубликовал там несколько статей о творчестве Родена, а в следующем году «Бюст Иоанна Крестителя» (одна из версий статуи, ранее приобретённой французским правительством) с успехом был выставлен в Королевской академии художеств25. Яркие драматические жесты статуй Родена использовал в своей скульптуре Жак Липшиц. XIX в. – сложный период в развитии европейской скульптуры: в то время рушились связи с зодчеством, менялись вкусы, скульптура не была востребованной, следовательно, заниматься ею было невыгодно.
«Мыслитель» — наглядный образец того, что Роден внес в скульптуру. Первоначальный замысел «Врат ада» был навеян сюжетами «Божественной комедии» Данте. Роден в старости стал падок на женскую красоту. Роден впервые выставил гипсовую скульптуру под названием «Побеждённый» с копьём в левой руке в 1877 году в Бельгии, представив её как памятник мужеству французских солдат, а на следующий год отправил её в Салон.
Он сам говорит об это, ссылаясь на строки Данте. Изредка он раскрашивал рисунки акварелью или дорабатывал мелом. Искусство Родена вдохнуло человеческое тепло и новые жизненные силы в скульптуру 19 в. В его работах движения человеческого тела становятся средством передачи безгранично широкого спектра эмоций, а естественные и свободные положения фигур, неизвестные скульптуре более раннего времени, отражают богатство внутренней жизни человека. Сам Роден не относил себя к какому-либо течению.
Восемьдесят тысяч франков стоило Родену открытие собственной выставки. Роман начался в 1904 году и продолжался до 1912 года. В 1889 году «Граждане Кале» стали главным событием совместной выставки Родена и Клода Моне в галерее Жоржа Пети. В школе Роден не проявлял интереса к учёбе за исключением рисования.
1897"Бодлер".
ученицей Родена была русский скульптор Анна Голубкина. Изредка он дает в Салон один-два портрета. Пожертвовав анатомической достоверностью, скульптор добился создания иллюзии движения65. В 1924 г. скульптуру разместили на земле, как хотел автор. Согласно Британнике, «главным достижением Родена было возвращение западной скульптуре того, что всегда было её главным достоинством, — знания и великолепного изображения человеческого тела»13. Ещё были «Три тени» из бронзы 1880 год, «Ева» из бронзы 1881 год, «Данаида» из мрамора 1885 год, «Прекрасная Омьер» из бронзы 1885 год, «Поцелуй» из бронзы 1886 год и другие.
Когда война закончилась Каррье-Беллёз оставил работу над заказом и вернулся на родину. «Мыслитель», ставший наиболее известным произведением Родена и одним из самых узнаваемых скульптурных образов в мировой истории, создавался как портрет Данте — автора картин ада из которых Роден черпал образы для своего произведения и теперь наблюдавшего порождения собственного воображения. Почти все продажи из-за отдалённости Франции и сложившейся клиентуры ван Расбурга в итоге приходились на Бельгию. С середины 1880-х характерной чертой скульптур Родена стало намеренно создаваемое впечатление незавершённости: фигура, «выплывавшая» из глыбы мрамора, словно олицетворяла метафизический процесс рождения формы из аморфной материи1. Наиболее известны среди этих работ «Поцелуй» и «Вечный идол». Когда об этом узнал Каррье-Беллёз, он сразу уволил Родена.
В 1906 году король Камбоджи Сисоват совершил визит во Францию. Это произведение стало водоразделом в творчестве мастера. Скульптура создавалась под явным влиянием «Умирающего раба» Микеланджело: можно обнаружить сходство в положении тела и закинутой назад руки, в закрытых глазах фигуры15. В 1895 году Роден приобрёл поместье Вилла Брийан в Мёдоне под Парижем. В Реймсе (Франция) скульптор впервые увидел один из самых известных готических соборов, который потряс скульптора – отсюда его любовь к готической архитектуре, сохранившаяся на всю жизнь.
Условие было выполнено, но советники и супруга убедили короля, чтобы он пощадил их. Для выставки, которая стала ретроспективой творчества скульптора начиная с «Человека со сломанным носом», было отобрано 136 скульптур и 14 незаконченных работ, среди которых были демонстрировавшиеся впервые «Врата ада». Другой монумент Родена – «Памятник Бальзаку» (1892-98гг) – вызвал в свое время скандал и был, отвергнут (осуществлен в Париже лишь в 1939г. ). Роден коллекционировал предметы искусства. Роден стоял на рубеже двух эпох.
«Блудный сын» (1889 год, бронза, Музей Родена, Париж). Обвинения были сняты. Он хотел оживить скульптуру. Отец его был мелким служащим, мать – горничной.
В 1895 году Роден приобрёл поместье Вилла Брийан в Мёдоне под Парижем. Проходят годы тяжелой поденной работы для других. Отдельные темы этой композиции Роден разрабатывал в виде самостоятельных произведений. Скульптор решает выполнить «Врата ада», украсив их бронзовыми барельефами по мотивам «Божественной комедии» Данте.
Среди работ Родена есть также «Тень», сделанная из бронзы в 1880 году, «Мыслитель» из бронзы в 1880 году, «Адам» из бронзы 1880 год. я выучил, таким образом, все стороны мастерства». Он держит ключи от родного города. Она умерла в психиатрической лечебнице в 1943 году.
Впоследствии у Камиллы Клодель появились признаки психического расстройства. В 1885 г. Огюст Роден взял помощницей в свою мастерскую девятнадцатилетнюю Камиллу Клодель (сестру писателя Поля Клоделя), мечтавшую стать скульптором. В результате он сделал две скульптуры: «Шагающий» (1877) и «Иоанн Креститель» (1878). Брак не был оформлен, вот таким образом сын получил фамилию матери. В 1866 году у них родился сын Огюст-Эжен и в это время мастерскую наполняют композиции с фигурками детей: «Мать и дитя», «Материнская нежность», «Венера и Амур». Им страшно, они закрывают лицо руками.
1 августа город зажег сигнальные огни, уведомив англичан, что жители готовы сдаться. На этой работе, приносившей хороший заработок, Роден оставался до 1882 года. Родену это удалось. «Врата ада» (1880 – 1917 гг., бронза549 x 366 см, Музей Родена, Париж). Он побежал к нему навстречу, обнял его и стал целовать.
Роден вдохновлялся бронзовыми воротами флорентийского баптистерия Лоренцо Гиберти и черпал идеи для сюжетов из «Божественной комедии» Данте, «Страшного суда» Микеланджело, «Цветов зла» Шарля Бодлера, образов порталов готических соборов. Таким образом изначально принятая «в штыки» композиция получила все-таки общественное признание после смерти автора. При этом никаких смиренных или героических поз и взглядов. Между тем здоровье художника катастрофически ухудшается.
С началом работы над «Вратами ада» Роден получил от государства новую мастерскую— ему были выделены две студии в здании на Рю лЮниверсите, в котором было оборудовано двенадцать студий, предоставленных скульпторам и художникам, занятым работой над важными проектами. Он убрал копьё и дал скульптуре название «Бронзовый век» (среди других названий, которые рассматривал Роден, были «Пробуждение весны» и «Доисторический человек»). В то время как академическая традиция диктовала, что голова скульптуры должна располагаться прямо или выравниваться по линии опорной ноги, Роден, работая над «Иоанном Крестителем», поместил голову скульптуры посередине между двумя ногами.
В 1893 году на Всемирной выставке скульптуру «Поцелуй» посчитали слишком откровенной для широкой публики и выставили в небольшой комнате, куда можно было попасть исключительно по заявлению. Роден решает показать в Салоне (главном выставочном пространстве Парижа в XIX веке) скульптуру «Человек со сломанным носом», выполненную с простого местного жителя по имени Биби. «Мыслитель», ставший наиболее известным произведением Родена и одним из самых узнаваемых скульптурных образов в мировой истории, создавался как портрет Данте— автора картин ада из которых Роден черпал образы для своего произведения и теперь наблюдавшего порождения собственного воображения.
Он убрал копьё и дал скульптуре название «Бронзовый век», поменяв смысл произведения с увековечивания конкретного события на абстрактный образ (среди других названий, которые рассматривал Роден, были «Пробуждение весны» и «Доисторический человек»). Его увлечения были недолгими, за исключением романа с маркизой (позднее— герцогиней) де Шуазель, американкой французского происхождения. Брат Камиллы обвинял Родена в гибели сестры. Ещё одной особенностью скульптуры Родена является её эмоциональность. Роден сумел поразить Хенли и тот сообщил о нём в лондонском артистическом кругу.
Рок, фатум преследуют его героев. Выросшие доходы Родена позволили Розе переехать из Парижа в Иксель. В конце концов, он оказался в страшной нужде и был вынужден работать свинопасом. В 1916 году она попадает в психиатрическую больницу, где умирает в 1943 году.
Тем не менее Роден никак не укладывался в сроки. Роден Огюст (1840 – 1917)"Три тени". Не только в скульптурных группах, но даже в каждой отдельной статуе не меньшее значение, чем масса камня или бронзы имеют интервалы, «щели», как их в старину называли. Хотя позднее, в 1920-х — 1930-х годах, авангардисты отвергали Родена как старомодного, а современные критики отмечают в его скульптурах влияние того времени, когда Роден зарабатывал ремеслом декоратора, его огромное воздействие на всю последующую скульптуру общепризнанно.
По словам самого скульптора, на его работы надо смотреть сквозь слёзы эмоций64. В 1904 году моделью и ученицей Родена была британская художница Гвен Джон (она также стала одной из многих любовниц скульптора). Трижды пытался поступить в Школу изящных искусств, но безуспешно.
Кале (Франция)Первым согласился отдать свою жизнь ради спасения города один из главных богачей – Эсташ де Сен-Пьер. Статуя Бальзака была последней крупной работой Родена в последние годы своей жизни он создал много замечательных портретов (среди них портреты Дж. Б. Шоу, герцогини де Шуазель (1908) и Ж. Клемансо (1911). Семиметровые «Врата ада» вмещают 186 фигур, многие из которых, в том числе «Мимолётная любовь», «Поцелуй», а также исключённые из композиции «Адам» и «Ева», обрели самостоятельную жизнь как отдельные скульптуры, увеличенные, доработанные и отлитые в бронзе или высеченные в мраморе. Рядом с этим гигантом «Бронзовый век» – робкий опыт новичка.
Основой его собрания стали скульптуры, рисунки и коллекция произведений искусства, которые Роден завещал государству. Рядом еще одна пара – братья Виссон. «Мыслитель» Родена, подобно обнаженным фигурам Микеланджело, далек от подделывания под раздетых натурщиков и, так же, как они, олицетворяет собой действие, запечатленное в покое. Левая рука безвольно опустилась на колено, пальцы не обхватывают его, а повисают в воздухе, «бездействуют». «Врата ада» должны были обрамлять гигантские статуи Адама и Евы— первых грешников, но, недовольный своими скульптурами, Роден постоянно их переделывал и в итоге отказался от первоначального замысла. Роден впервые выставил гипсовую скульптуру под названием «Побеждённый» с копьём в левой руке в 1877 году в Бельгии, представив её как памятник мужеству французских солдат, а на следующий год отправил её в Салон.
Роден получил поддержку многих деятелей искусства и был оправдан. В центре стоит Эсташ де Сен-Пьер. И в прессе периодически разворачивались направленые против него кампании.
О. Роден «Граждане Кале» (1884-1888). Памятник планировалось установить в Пантеоне, где писатель был похоронен за год до того. Люди Родена получают небывалую свободу. В 1875г. Известно, что Роден работал над оформлением фойе театра Гаитэ и фасада театра Гоблен в Париже (здание театра Гоблен в настоящее время является кинотеатром).
Семиметровые «Врата ада» вмещают 186 фигур, многие из которых, в том числе «Мимолётная любовь», «Поцелуй», а также исключённые из композиции «Адам» и «Ева», обрели самостоятельную жизнь как отдельные скульптуры, увеличенные, доработанные и отлитые в бронзе или высеченные в мраморе. Выставленная в Салоне 1898 г. статуя вызвала очередной скандал. Бальзак – это какой-то великий безумец в запахнутом халате, величественный и покоряющий.
Бронзовый век – одно из самых знаменитых произведений Огюста Родена. Фигуры Родена погружаются в пространство, в стихию света. Константин Бранкузи работал в мастерской Родена два месяца, но ушёл оттуда, считая, что «под большим деревом ничего не вырастет». «Шагающий» (шагающая фигура без головы и рук) был этюдом ко второй скульптуре. Только через семь лет памятник все же отлили из бронзы. Но архитектура 19 века не была к этому готова.
Он поправляется медленно и уже больше не работает. С 1885 года Клодель стала работать помощницей в мастерской Родена, позировала ему, а вскоре они стали любовниками.
Во многих вещах в поисках красоты он впадает в красивость и не может уберечься от салонных вкусов. Эту скульптуру ученик Родена Антуан Бурдель назвал шедевром шедевров.
Заказ на памятник Гюго Роден получил в 1886 году. Роден опередил свое время, но он мог не оглядываться на него. Скульптура была установлена в Кале в 1895 году. Мы не судим о великих людях по их одежде.
Он лепит статую обнаженного юноши Бронзовый век (1876-77, бронза). Вернувшись к скульптуре, Роден много работал оформителем и декоратором. Роден впервые выставил гипсовую скульптуру под названием «Побеждённый» с копьём в левой руке в 1877 году в Бельгии, представив её как памятник мужеству французских солдат, а на следующий год отправил её в Салон. А я здесь умираю от голода.
Для выставки было отобрано 136 скульптур и 14 незаконченных работ, среди которых были демонстрировавшиеся впервые «Врата ада». В зрелом возрасте Роден был блестящим рисовальщиком и графиком. В 1897-1899 гг. Он вложил в скульптуру более общий смысл — идею пробуждения человечества. Однако работа Родена, когда она была окончена, не соответствовала ожиданиям заказчиков. Добившись известности, он долгое время был противоречивой, даже скандальной фигурой, «бунтарём», шокировавшим консервативный истеблишмент своим подходом к скульптуре. Оценка Родена менялась с течением времени.
Полученные за время путешествия впечатления послужили основой для появления первой самостоятельной работы — фигуры «Бронзовый век», которая относится к 1877 году. Впоследствии у Камиллы Клодель появились признаки психического расстройства. Он подозвал одного из слуг и спросил, что там происходит. Англичане целый год осаждали крепость, доведя ее защитников до жестокого голода. Во время заморозков хранившийся в скудных условиях конюшни бюст треснул, от него осталась только маска, но это не помешало Родену отправить «Человека со сломанным носом» в парижский Салон.
Роден позднее отзывался о де Шуазель как о «злом гении», на которого он «потратил семь лет своей жизни». Их отношения продолжались девять лет, при этом Роден не порвал связей и с Розой, которая знала о своей роли «другой женщины». Роден говорил о «Мыслителе»: «Мой Мыслитель думает не только мозгом, с нахмуренными бровями, расширяющимися ноздрями и сжатыми губами, но каждым мускулом своих рук, спины и ног, со сжатым кулаком и сжатыми пальцами ног»67. Во время этой поездки Роден познакомился с поэтом и критиком Уильямом Эрнестом Хенли.
В 1880 году Роден получает заказ правительства на оформление главных дверей Музея декоративного искусства в Париже. Роден мучительно бился над "Вратами" и будь он жив, он наверняка продолжал бы работу. Таковыми стали памятник «Граждане Кале» (бронза, 1884-1895года), «Памятник Бальзаку» (1892-1898 года), который вызвал скандал и был отвергнут. Роденовский памятник был установлен в Париже только в 1939 году. Одновременно Роден исполнил целый ряд крупных произведений.
Скульптура была установлена в Кале в 1895 году. Огюст Роден родился в Париже в семье служащих и увлекся рисованием с раннего детства. Статуя Бальзака была последней крупной работой Родена в последние годы своей жизни он создал много замечательных портретов (среди них портреты Дж. Б. Шоу, герцогини де Шуазель (1908) и Ж. Клемансо (1911). В 1881 году Роден в знак благодарности изваял бюст Каррье-Беллёза.
Вторая скульптура не содержит никаких атрибутов, обычно сопровождающих изображение святого, за исключением характерного жеста руки17 скульптор назвал так свою работу, так как фигура натурщика вызвала у Родена самопроизвольную ассоциацию с Иоанном Крестителем. С 1854 учился в Школе рисования и математики, а затем у Антуана Бари. Проходят годы тяжелой поденной работы для других (в Брюсселе, для известного скульптора Каррье-Беллеза), редко он дает в Салон один-два портрета.
Портрет вообще занимает особое место в творчестве Родена. Скульптура читается не только, как выпуклость, но и как силуэт. В этой композиции он изобразил свою возлюбленную Камилу Клодель. Вскоре работу возглавил местный мастер Ван Расбург и Роден продолжает свою деятельность уже под его руководством. — Я. обтёсывал мрамор, камень, работал по орнаменту и в ювелирном деле.
Для меня всё это послужило своего рода обучением. Микеланджело, — писал Роден, — это дыхание жизни. «Врата ада» остались незавершёнными и были отлиты в бронзе уже после смерти мастера.
В итоге его четырехлетний труд был встречен практически единодушным восхищением. Кроме того, Роден много работал с фотографиями. Этот метод приучил его видеть в натуре главное, схватывать суть образа, а не отдельные детали также Роден часто ходил в Лувр и делал наброски с античных статуй: «Молодой скульптор много рисует в Лувре, делает наброски животных в Ботаническом саду под руководством известного анималиста А. Л. Бари, пользуется советами Ж. Б. Карпо». Скульптура создавалась под явным влиянием «Умирающего раба» Микеланджело: можно обнаружить сходство в положении тела и закинутой назад руки, в закрытых глазах фигуры. Так в 1880 году Огюст Роден оформляет двери для Музея декоративного искусства.
Ван Расбург – в Бельгии, а Роден – во Франции. Они прочно ступают по земле, плывут в пространстве. Он лепит статую обнаженного юноши «Бронзовый век» (1876-77, бронза). «В Италии я увлекся великим флорентийским мастером и эта страсть, без сомнения, отразилась на моем творчестве Микеланджело, — писал Роден, — это дыхание жизни. ». Сомнения, раздумья и т. д.
По словам самого скульптора, на его работы надо смотреть сквозь слёзы эмоций. «Поцелуй» первоначально был изображением Паоло Малатесты и Франчески да Римини— персонажей «Божественной комедии», влюблённых, застигнутых и убитых мужем Франчески и ставших символом вечной любви23. Роман начался в 1904 году и продолжался до 1912 года. В 1875 году Роден снова представил в Салон «Человека со сломанным носом» — на этот раз мраморный бюст и он был принят.
Работам Огюста Родена посвящены три музея. Откровенное неприятие обществом постигло многие неординарные работы Родена. Согласно Британнике, «главным достижением Родена было возвращение западной скульптуре того, что всегда было её главным достоинством, — знания и великолепного изображения человеческого тела». Обнажённая фигура казалась неуместной в усыпальнице и в итоге проект был отклонён. Перед представлением скульптуры французской публике Роден изменил подразумеваемый «смысл» своей работы таким образом, чтобы в ней увидели пробуждение, а не страдание человека.
В 1906 году король Камбоджи Сисоват совершил визит во Францию. Выросшие доходы Родена позволили Розе переехать из Парижа в Иксель. Но беременная супруга английского короля, Филиппа, сжалилась над обессиленными, но мужественными людьми и во имя своего будущего ребенка вымолила перед мужем пощаду пленных. Перед представлением скульптуры французской публике Роден изменил подразумеваемый «смысл» своей работы таким образом, чтобы в ней увидели пробуждение, а не страдание человека. Оригинал находится в Эрмитаже, Санкт-Петербург.
Примечательно, что его увлечение Грецией не мешало ему ценить достоинства искусства Востока и средневековой скульптуры. Сделаем пир и будем праздновать. Для меня оно — чудо, сама жизнь». Для выставки, которая стала ретроспективой творчества скульптора начиная с «Человека со сломанным носом», было отобрано 136 скульптур и 14 незаконченных работ, среди которых были демонстрировавшиеся впервые «Врата ада». Первое значительное произведение молодого скульптора — «Человек со сломанным носом» (1864), чуждое по самому замыслу официальным требованиям, не было допущено в парижский Салон. После того, как Камилу поместили в больницу, Родену предложили отдать комнату его музея.
Это позволяло Родену передать впечатление медленного, порой мучительного рождения форм из стихийной, аморфной материи силой духовного порыва. Последний переехал в Брюссель. Когда его студию посетили представители заказчика, они остались крайне разочарованы проектом, который охарактеризовали как «бесформенную массу». «Мыслителя».
Роден получил поддержку многих деятелей искусства и был оправдан16. Он представил на суд жюри статую, сейчас известную как «Призыв к оружию».
Родился в Париже 12 ноября 1840. На этой работе, приносившей хороший заработок, Роден оставался до 1882 года. Он впадал в напыщенную патетику и риторику. В 1881 году Роден в знак благодарности изваял бюст Каррье-Беллёза. Его примеру последовали и другие. Альбом разошёлся мгновенно.
«В самой пластичной форме, – говорит он, – художник способен выразить большое духовное содержание». В 1898 общество, заказавшее скульптору статую Бальзака, отказалось от его услуг. Оденьте ему на руку перстень и обуйте в сандалии. В 1880 году эта же скульптура, отлитая в бронзе, была выставлена в Салоне ещё раз.
Когда он был еще далеко, отец увидел его и ему стало жаль сына. Камилла позировала для скульптурных композиций «Данаида», «Поцелуй», «Вечная весна».
Но отец сказал своим слугам: «Идите быстрее принесите ему лучшую одежду и оденьте его. За ним последовали и другие. После франко-прусской войны (1870-1871) Роден вместе с Каррье-Беллезом, получившим большой заказ в Бельгии, выезжает в Брюссель, где он пробудет до 1877 года.
Скульптор вылепил старого, некрасивого человека с изувеченным носом, лик человеческий которого разрешено уяснять текст как книгу, настолько выразительны его черты, настолько изменчива поверхность при каждом новом повороте, при разном освещении, кажется, подобно как физиономия меняется на глазах. Во время заморозков хранившийся в скудных условиях конюшни бюст треснул, от него осталась только маска, но это не помешало Родену от «Человека со сломанным носом» в парижский Салон. В 14 лет он убедил отца разрешить ему поступить в. Ведь мой сын был мертв и вот он опять жив.
Этот памятник был установлен в Париже лишь в 1939 году, т. е. С каждой новой точки зрения статуя меняется до неузнаваемости. И он вернулся домой. Когда он подходил к дому, то услышал, что в доме музыка и танцы. На этой работе, приносившей хороший заработок, Роден оставался до 1882 года.
«Бальзак» создан почти одновременно с группой «Поцелуй», но можно подумать, что это работы разных периодов. 1892А что уж говорить о недругах и завистниках Родена, которых у него было предостаточно. Тогда отец вышел и стал умолять его. Ему было 60 лет, 45 из которых он посвятил скульптуре.
Он получил заказ только на памятник дАламберу на фасаде Отель-де-Виль. Представляет в Салон «Маску человека со сломанным носом» (бронза большинство работ Родена хранится в Музее Родена в Париже их местонахождение далее не указывается), появление которой знаменовало новую эпоху в пластике. Рядом с мостом Альма, в отдельном павильоне были предоставлены работы Огюста Родена. Тема, выбранная Роденом, «Врата Ада» навеяна, прежде всего «Божественной комедией» Данте, отчасти – поэзией Бодлера.
Впереди всех гордо и спокойно простой Жан дЭр. Король обещал пощадить жителей, если шесть самых знатных граждан выйдут к нему в рубище и с верёвками на шее, отдавая себя на казнь. Лишь через много лет после смерти Родена скульптура Бальзака была установлена в Париже. Поль Клодель, брат Камиллы, поэт и дипломат, обвинял Родена в трагедии сестры30. Обиженный художник ждал справедливого взгляда. Можно сказать, без увлечения позднеготическими плакальщиками Роден не сумел бы создать своих «Граждане Кале».
Роден надолго замолчал. Позже, Роден выставлял это произведение под названием «Маска Микеланджело». В том же 1883 году Роден был приглашён скульптором Альфредом Буше курировать группу его студенток.
«Поцелуй» первоначально был изображением Паоло Малатесты и Франчески да Римини — персонажей «Божественной комедии», влюблённых, застигнутых и убитых мужем Франчески и ставших символом вечной любви. В зрелом возрасте Роден раскрылся как блестящий рисовальщик и график. Работам Огюста Родена посвящены три музея.
Преодолев сопротивление отца, поступил в Школу математики и рисунка (1854-57), которая готовила мастеров художественного ремесла. Одной из самых известных работ Родена стала скульптурная группа «Граждане Кале» (завершена в 1888 году). Община была выселена из отеля Бирон в 1904 году.
Действительно, хотя во французской скульптуре 19 века и были крупные мастера, к которым Роден относился с уважением, – Рюд, Карпо, Далу, - но все же прямо на них Роден не мог опираться. Его увлечения были недолгими, за исключением романа с маркизой (позднее — герцогиней) де Шуазель, американкой французского происхождения. Его сопровождала труппа танцоров, давшая представления в Париже и Марселе. Роман начался в 1904 году и продолжался до 1912 года. Не сумев поступить в Школу изящных искусств (он пытался поступить туда четыре раза), Роден начинает работать помощником в мастерской Альбера Карье-Беллёза при Севрской мануфактуре, постигая там все нюансы работы скульптора: «Необходимость заработка заставила меня изучить все стороны моего ремесла, — писал впоследствии Роден. А в 1916 г. правительство разрешит ему превратить отель Бирон в Музей Родена. Музей Родена находится в Отель Бирон, в котором Роден жил последние годы.
Его сопровождала труппа танцоров, давшая представления в Париже и Марселе. В живописи его предтеч следует видеть в лице Делакруа и Курбе. Художник показывает разные характеры, разные психологические состояния шести обреченных. Вскоре младший сын собрал все, что у него было и отправился в далекую страну.
Фигура Адама стала основой для «Трёх теней» — венчавшей «Врата ада» композиции из трёх одинаковых фигур изображённых с разных ракурсов. В 1890 году Роден переработал первоначальный замысел, удалив фигуры муз. В работе над скульптурой Родену помогала Камилла Клодель, о роли которой историки спорят. Его раздумья невеселы, они согнули мощную спину, сделали печальным лицо.
Он оборудовал там и мастерскую и перевёз в Мёдон скульптуры, но для мастерской было недостаточно места, вот таким образом через два года он вернул её в Париж. Музей, для которого предназначались «Врата», построен не был, но Роден трудился над ним до конца жизни. Роден выставил «Иоанна Крестителя» в Салоне 1880 года, где скульптура получила третью премию.
Один из братьев резко поворачивается и, подняв руку, зовет идти вперед. С 1854 учился в Школе рисования и математики, а затем у Антуана Бари. Франсуа Огюст Рене Роден (12 ноября 1840 — 17 ноября 1917) — французский скульптор, признанный одним из создателей современной скульптуры. В 1881 году Роден посетил жившего в Лондоне художника Альфонса Легро, с которым он дружил и у которого учился искусству офорта. Движение для Родена было основной формой выражения жизни в скульптуре. Добившись известности, он долгое время был противоречивой, даже скандальной фигурой, «бунтарём», шокировавшим консервативный истеблишмент своим подходом к скульптуре.
По этой причине в настоящее время собрания авторизованных копий роденовских скульптур есть во многих музеях мира, включая Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург), Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина (Москва), Национальную галерею искусства (Вашингтон), Метрополитен-музей (Нью-Йорк), Новую глиптотеку Карлсберга (Копенгаген). После триумфа на выставке Роден снял мастерскую на первом этаже отеля Бирон в Париже. В том же году Хенли стал редактором влиятельного журнала Magazine of Art и опубликовал там несколько статей о творчестве Родена, а в следующем году «Бюст Иоанна Крестителя» (одна из версий статуи, ранее приобретённой французским правительством) с успехом был выставлен в Королевской академии художеств. Младший сын захотел получить свою часть имения и отец разделил имение между сыновьями. Он убрал копьё и дал скульптуре название «Бронзовый век» (среди других названий, которые рассматривал Роден, были «Пробуждение весны» и «Доисторический человек»). Мастер не раз обращался к теме вечной весны, ускользающей любви, поцелуя. Из-за безработицы, последовавшей за окончанием франко-прусской войны (в которой Роден успел принять участие), он отправился в Брюссель и там до 1877 оформил монументально-декоративной скульптурой несколько знаний. Герои Родена охвачены сильными эмоциями— любовью, болью, отчаянием и Роден добивался убедительного отображения этих состояний, не прибегая к устоявшимся во французской скульптуре приёмам, к тому моменту ставшим своего рода скульптурными клише. Непросто определить вклад Камиллы Клодель в творчество своего наставника и любовника.
Художественные способности проявлялись у него с раннего детства: «Сколько себя помню, я рисовал — углем на оберточной бумаге, мелом на мостовой и стенах домов». Первым отважился Эсташ де Сен Пьер, потом к нему присоединились еще пять человек. Рядом еще двое – братья где Виссан. В 1875 году Роден снова представил в Салон «Человека со сломанным носом»— на этот раз мраморный бюст и он был принят.
Благодаря появившимся доходам Роден смог посвятить себя коллекционированию предметов искусства с течением времени он приобрёл и поместил в Вилле Брийан множество египетских, греческих и римских скульптур, персидских миниатюр и картин современных ему французских художников, в том числе «Портрет Папаши Танги» Ван Гога43. Линч должен был быть изображён на коне и конная статуя была давней мечтой Родена. Его работы стали образцом для многих художников, а умение передать энергетику живого тела, его пластику и сложные линии, стали образцом для последующих поколений мастеров. Огюст Роден, (Auguste Rodin) (1840-1917). Сначала скульптура являлась частью рельефной группы больших бронзовых скульптурных ворот «Врата Ада» и носила название «Франческа да Римини» в честь изображённой на ней знатной итальянской дамы XIII в. из «Божественная комедии» Данте. В результате он сделал две скульптуры: «Шагающий» (1877) и «Иоанн Креститель» (1878). «Твой брат пришел, — отвечал слуга, — и твой отец зарезал откормленного теленка, так как сын его здоров и все с ним благополучно».
Известность Родена растет и ему поручают важные государственные заказы. Оценка Родена менялась с течением времени. Французский город Кале был осаждён в 1347 г. войсками английского короля Эдуарда III. Он ставил модель на несколько минут и затем её надо было нарисовать по памяти. Роден вдохновлялся бронзовыми воротами флорентийского баптистерия Лоренцо Гиберти и черпал идеи для сюжетов из «Божественной комедии» Данте, «Страшного суда» Микеланджело, «Цветов зла» Шарля Бодлера, образов порталов готических соборов2113.
Приведите откормленного теленка и зарежьте его. Он лепит статую обнаженного юноши «Бронзовый век» (1876-77гг. ). В 1875 году Роден снова представил в Салон «Человека со сломанным носом»— на этот раз мраморный бюст и он был принят12. Так называемые «Врата Ада», были навеяны произведением Данте «Божественная комедия», отчасти и поэзией Бодлера.
Он уже старик и ему не страшно умирать. Как писал сам Роден: «Я сразу подумал об Иоанне Крестителе, другими словами, о дитяти природы, боговдохновенном, верующем, Предтече Того, Кто более велик, чем он сам»18. Скульптурная группа «Вечная весна» была задумана Роденом как часть композиции главных дверей Музея декоративно-прикладного искусства в Париже.
Морщины на лбу, губы сжаты, он защитил свой город. Находясь под влиянием великого мастера, Роден исполняет одно из самых знаменитых своих произведений – «Бронзовый век» («Раненый воин» или «Побежденный», 1876-1880гг. ). Она представляла собой аллегорическую крылатую женскую фигуру, одновременно полную выразительности и монументальную. Целью Родена было знакомство с искусством Возрождения, в особенности с великими скульпторами прошлого Микеланджело и Донателло. С середины 1880-х характерной чертой скульптур Родена стало намеренно создаваемое впечатление незавершённости: фигура, «выплывавшая» из глыбы мрамора, словно олицетворяла метафизический процесс рождения формы из аморфной материи.
И только Жан Эр смотрит вперед. Наиболее известна среди них работа «Поцелуй», созданная автором в 1886 году. В первой он вздыбил своих современников, во второй успокоил их.
Воссоздать «чудо жизни» в этом Роден видит главную задачу скульптора: передать ощущение напрягающейся мускулатуры, легкое колебание грудной клетки, словно вздымающейся от дыхания, трепет поверхности кожи, нервов, уловить естественный ритм, присущий живому организму при этом не подгонять современного человека под античный образец, под холодные в своем совершенстве статуи классицистов. Он последний в ряду великих мастеров. Одним из самых выразительных произведений стал памятник "Граждане города Кале". cole Gratuite de Dessin (также известна как Petite.
Роза обладала привлекательной деревенской внешностью и позировала для некоторых ранних произведений Родена: бюстов «Девушка в шляпке с цветами» (1865—1870) и «Миньон» (1870) и скульптуры «Вакханка» последняя не сохранилась, разбившись при очередном переезде6. Путь Родена в Италию лежал через Реймс, где скульптор впервые увидел один из самых известных готических соборов, который потряс скульптора и заронил любовь к готической архитектуре, сохранявшуюся у Родена всю жизнь. Он так голодал, что готов был напить желудок помоями, которые давали свиньям. Роден выставил «Иоанна Крестителя» в Салоне 1880 года, где скульптура получила третью премию.
Оно стало гибким, податливым, стремительным. Скорее всего, следует видеть его предтеч в скульптурных работах непрофессионалов – Жерико и Домье. К эпизодам из "Божественной комедии" прибавлялись образы, созданные собственной фантазией. Роден был ему многим обязан, но никогда не видел в нем своего единственного вдохновителя. Лишь в 1895г. Апофеозом женской красоты является необычно сексуальная скульптура Вечная весна.
Когда об этом узнал Каррье-Беллёз, он сразу уволил Родена. Для них Роден – это станции, которую машина времени уже миновала. Памятник Оноре де Бальзаку (1893 –1897 гг., бронза, Музей Родена, Филадельфия). «Мыслитель» был отвергнут жюри академической выставки, поскольку шокировал самодовольных буржуа Третьей империи.