Продажа картины «Одалиска», выставленной нааукционе Christies в2005 году как работа Бориса Кустодиева, поставила под сомнение репутацию этого аукционного дома (вместе сSothebys нанего приходится большая часть всех аукционных торгов мирового рынка).
Солнечным майским днем 1927 года вся семья Кустодиевых выбралась на прогулку за город. За 2–3 часа надо сделать приличный этюд Пишу бабу покладистую — хоть неделю будет стоять. Как члена объединения «Мир искусства», Кустодиева интересовали не только образы дворянской культуры, но и провинциальный быт— он был настоящим поэтом купечества12. Но и она только чуть приглушила боль. Зашел с мороза прямо в шубе.
Согласно принятым международным правилам, срок ответственности любого аукционного дома за подлинность пущенных с молотка лотов ограничивается пятью годами, то есть в случае с Одалиской этот срок истечет в ноябре 2010 года, пишет газета. Этот камень раскололся после первого оттиска (довольно бледного). Словно средневековые цеховые мастера во время торжественной церемонии. Искусствоведы отмечали, что «Одалиска» имеет стилистическое сходство с кустодиевским циклом «Красавиц», однако лишь «представляет собой продуманное повторение излюбленной кустодиевской темы».
Узнав о произошедшем, главный режиссёр МХТ Константин Станиславский разгневался и назвал Шевченко «распутницей», но поняв, что талантами не разбрасываются, сменил гнев на милость и дал актрисе новые роли. Однако тяжёлое положение не сломило художника.
Претензии могли рассматриваться годами, а гарантийный срок у этих аукционов— 5лет. Я, актриса Художественного театра, буду голая сидеть. Он умер 26 мая 1927 года – буквально в работе. Варианты 1918 и 1919 годов хранятся в Тульском музее изобразительных искусств и частной коллекции в России соответственно. Художник – без рук, он жить не сможет. Особенно начинающие.
Я терпелива. «Я бы даже не сказала, что это качественная подделка – это совсем нехороший уровень», – говорит она. После этой сделки художник купил дом вНицце, где нарисовал еще несколько картин встиле Вермеера, одну изкоторых— «Христос игрешница»— потом продал соратнику Гитлера Герману Герингу. Несмотря на непубличность самого акта сделки, довольно скоро стало известно, что новым владельцем работы оказался российский олигарх Виктор Вексельберг, а точнее принадлежащий ему американский фонд «Аврора», через который миллиардер активно скупает за рубежом русское искусство в «патриотических» и «социально ориентированных» целях535455. Примерка будет продолжаться. По окончании Академии у них уже родился сын Кирилл.
Что было в его силах в это смутное и голодное время. Однако его имя тогда не было обнародовано. Именно в это время он начал поиск собственного неповторимого стиля в живописи. Видимо, это притупило пять лет назад бдительность экспертов. Борис сначала учился в церковно-приходской школе, потом в гимназии.
Однако, уже в мастерской узнав о сюжете картины, она воскликнула— «Ну что вы. Русские экспертизы британцам не указ (и тут мы можем винить преимущественно самих себя за дискредитированную экспертную практику). Без сложнейшей операции не обойтись. Он умер на следующий день от скоротечного воспаления легких. Он приезжает в Швейцарию и оказывается на больничной койке. Разумеется исход дела чреват для аукционного дома с ежегодными оборотом 5-6млрд не только (и даже не столько) материальными, сколько репутационными потерями. «Когда я начал ее изучать внимательно, крупным планом, то очень удивился – по фактуре, по внутреннему содержанию живописи картина абсолютно выпадала из ряда работ Кустодиева», – рассказывает в телефонном интервью Владимир Петров.
Спелый красный арбуз с черными косточками, жирный кекс, булочки, фрукты, фарфор, большой самовар — все это написано необыкновенно вещно и осязаемо и в то же время не иллюзорно, а нарочито упрощенно, как на лавочных вывесках. Это мы видим на картине «Купчиха» (1918). А чем же хуже «кустодиевские женщины». Я, актриса Художественного театра, буду голая сидеть.
Он говорит, что, по слухам, у аукционного дома есть положительное заключение одного из экспертов Третьяковки. Это далеко непервый случай, когда мошенникам удалось обвести вокруг пальца экспертов. Торги работами художника решили прекратить. Шаляпинская «Красавица» 1919 года была продана в 2003 году на так называемых «русских торгах» аукциона Sothebys в Лондоне неизвестному русскому покупателю по телефону за рекордные для произведения искусства 845 тысяч фунтов стерлингов (1 миллион 200 тысяч долларов).
Тот умер, когда мальчику было всего лишь несколько лет. Одну он подарил Максиму Горькому, а другую написал специально для Фёдора Шаляпина изобразив героиню со спины в довольно театрализованном стиле (примечательно, что именно Горький познакомил Шаляпина с Кустодиевым). Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины. Чтобы доказать свое мастерство Меегерен нарисовал еще одного «Вермеера» ибыл приговорен кодному году тюрьмы.
Кто точно выиграл от ситуации больше всех— так это русские коллекционеры. Денег было очень мало и семья часто жила впроголодь. Было объявлено, что владелец картины, скорее всего, потребует возвращения денег.
Аукционный дом MacDougalls выставлял ее на торги в 2011 году. Тогда и походка и осанка и взгляд на себя изменится. Известно, что картина была написана с натуры, а натурщицей для «Красавицы» стала актриса Художественного театра. Глава правления фонда «Связь времен», соучредитель фонда Aurora Fine Art Владимир Воронченко называет это место галереей, хотя внешне оно больше напоминает музейное хранилище, расположенное в подвале самой роскошной московской гостиницы Ritz-Carlton. Изображены: Кустодиев, его жена, дочь и сын, сестра с мужем (А.
Среди картин Тизенгаузен обнаружил работы Исаака Левитана, Константина Сомова и Бориса Кустодиева – ту самую «Одалиску». Б. М. мечтает побывать на выставке в Аничковом дворце. Это вызвало настоящий ажиотаж среди коллекционеров. В России в народе (в отличие от дворянства) сложился свой идеал красоты: высокая, статная, плотная, крепкая, с округлыми полными плечами, с широкими бедрами и тонкой талией женщина.
Узнав о произошедшем, главный режиссёр МХТ Константин Станиславский разгневался и назвал Шевченко «распутницей», но поняв, что талантами не разбрасываются, сменил гнев на милость и дал актрисе новые роли101215. Судебные заседания состоялись лишь в 2012 году6267: спустя 20 дней слушаний судья Гай Ньюи постановил, что «Одалиска», скорее всего, не принадлежит кисти Кустодиева и таким образом вынес решение в пользу фонда «Аврора», признав за ним право расторгнуть сделку с Christies и вернуть лишь затраченные на покупку картины деньги686970717273. Идеально воплощая условность приемов живописи века рококо, Буше будто бы хотел сказать в своих картинах, что природа представляется «чрезмерно зеленой и плохо освещенной». Позже этот тип русской Венеры назовут «кустодиевские женщины». Ведь его «ню» писались с такой иронией и искренним восхищением.
Утонченные натуры не вызывали у Кустодиева сильного восторга, как следствие – он не мог передавать их столь красочно и пестро, как свои «глазастые ситцы». По совету жены к его креслу приделали небольшой столик и он рисовал. Предупрежден— значит, вооружен. 1906 Портрет жены художника 1909 Портрет Ю. Е. Кустодиевой. Воронченко совмещает свою страсть с основным бизнесом: он владелец «Люкс-Холдинга», одного из крупнейших в России дистрибьюторов и продавцов предметов роскоши (управляет сетью ювелирно-часовых бутиков Louvre). Надо сказать, что Юлия Евстафьевна стойко перенесла болезнь мужа.
Сегодня именины Бориса Михайловича. Такой типаж был любимым у художника, отмечавшего, что «худые женщины на творчество не вдохновляют». Но основой картины служил русский лубок, вывески игрушки народных умельцев, русские вышивки и костюмы»21. «Виной» тому, что зрителей охватывало сильнейшее чувство при виде картин Кустодиева, только его необыкновенный талант. В постановке Василия Лужского Шевченко играла супругу статского советника Настасью Ивановну Фурначеву, «даму очень полную», по Салтыкову-Щедрину, бездумную, ленивую и постоянно скучающую дочь купца-старообрядца, тридцати лет, так и сыплющую перлами— типаж, вероятно, привлёкший Кустодиева и навлёкший его на мысль о создании картины18. Оригинальная «Красавица» 1915 года находится в Государственной Третьяковской галерее346.
Там онпродолжил рисовать, ноуже подписывался своим именем. Подарил «Одалиску» Энгра, что доставило ему огромное удовольствие. А музыкальное сопровождение обеспечивают певчие птицы в клетках под потолком. Истинно русская женщина. Вместе с семьей Кустодиев выехал в Париж. Не удивительно, если теперь множество людей будут придерживаться версии, что это просто «неудачная вещь, за которую сильно переплатили». Интересно, что, впервые увидев картину – правда, на фотографии, – Петров не заподозрил в «Одалиске» подделку.
Следующим владельцем «шедевра» стал собиратель произведений искусства Виктор Вексельберг, крупный российский предприниматель. Большую смысловую нагрузку несут в полотне детали: трущийся о плечо хозяйки толстый ленивый кот, купеческая чета, пьющая чай на соседнем балконе изображенный на заднем плане город с церквами и торговыми рядами и, в особенности, великолепный «гастрономический» натюрморт. Меегерен отказался говорить, укого он«купил» «Вермеера», зачто был обвинен визмене. Было объявлено, что владелец картины, скорее всего, потребует возвращения денег. Полотно было опубликовано под первым номером в очередном томе выпускаемого под эгидой Росохранкультуры «Каталога подделок произведений живописи». Только одно рисовать.
После того, как Медауз подал всуд, деХори предпочел остаться вИспании. Aurora Fine Art не обращалась ни к нему, ни к другим экспертам с просьбой посмотреть картину перед аукционом «вживую». Одна изсамых популярных прошла вштате Огайо в2012году. «Красавица» экспонировалась среди других работ Кустодиева и эскизов к «Пазухину» на выставках «Мир искусства» в Петрограде и Москве, организованных Константином Кандауровым. Кустодиева одолевают с заказами так для Лутохина («Утренники») он сделал обложку (пером) в нескольких вариантах, а теперь его уговаривают исполнить литографским способом народные картинки.
Мать осталась вдовой в 25 лет и содержала четверых детей. Несмотря на непубличность самого акта сделки, довольно скоро стало известно, что новым владельцем работы оказался российский олигарх Виктор Вексельберг, а точнее принадлежащий ему американский фонд «Аврора», через который миллиардер активно скупает за рубежом русское искусство в «патриотических» и «социально ориентированных» целях. Слова оказались пророческимиИрина Кустодиева.
Правда, у Christies должны быть неоспоримые документальные свидетельства атрибуции этой работы, а до сих пор о них ничего не было известно. В 2005 году в прессе появились сообщения о том, что на лондонском аукционе Christies была продана атрибутированная Кустодиеву и датированная 1919 годом картина «Одалиска» (35 50см), за которую неизвестный русский арт-дилер отдал 1, 5 млн фунтов стерлингов (2, 9 млн долларов), превысив более чем в семь раз. Как сообщила британская газета The Daily Telegraph, в настоящее время «Одалиска» находится в Великобритании, поскольку ответчик потребовал проведения своей экспертизы. Ах, если бы я обладал сверхчеловеческой способностью все это запечатлеть.
Все по сравнению с ней мелко, незначительно. В 2005 г. «Одалиска» вновь оказалась на антикварном аукционе и теперь уже она вызвала небывалый ажиотаж. В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют»81012. В это время Кустодиев писал так много, как не писал будучи совершенно здоровым. Женщина же изображенная на полотне «Одалиска», выставляет свое тело как товар на продажу – бесцеремонно и нагло. Видимо, пишет газета, это притупило пять лет назад бдительность экспертов. Кустодиев (1878 – 1927) в начале карьеры прославился как портретист, затем написал множество ярких работ на темы крестьянского и мещанско-купеческого быта, создав среди прочего свой главный хит – «Купчиху за чаем».
Представители прессы и заказчики очень быстро оценили его особенную манеру письма в любом из жанров. Отец умер рано, но мальчик, кончая гимназию, стал учиться живописи у местного художника. Много говорили о «Мире искусства».
Иду в монастырь, где и буду замаливать грехи свои». Это настоящие пышные русские красавицы, не знающие стыда наготы. Даже наоборот, его картины стали ещё более красочными, пышными и жизнерадостными. (Комментарии Алексея Forbes получить не удалось. ) Если провенанс работы, хотя бы устно, подтверждал сам международный глава русского отдела дома Christies, это могло успокоить покупателя.
Победных реляций Aurora не было и после аукциона: «Одалиску» вместе с другими приобретениями тихо поместили в лондонское хранилище фонда, где она простояла несколько месяцев. По крайней мере так эту историю в 2006 году описал американский журнал Departures в материале «Новый царь искусства», посвященном Тизенгаузену. Покупка же Одалиски Кустодиева, сделанная через подконтрольный олигарху фонд Аврора, не была превращена в публичный акт, что свидетельствует о том, что интересы Виктора Вексельберга на антикварном рынке носят не только патриотический, но и инвестиционный характер.
Эта картина по праву является шедевромантикварной живописи. А потом меня тысячи людей увидят, позор-то какой. » После уговоров Кустодиева «искусства ради» Шевченко всё же согласилась раздеться для собирательного образа русской женщины, возможно, не без помощи самого Лужского. Однако его имя тогда не было обнародовано.
Кустодиев создал много работ подобного сюжета. Картину представили на выставке общества «Мир искусства». Вот и появляется на полотне Кустодиева «Купчиха перед зеркалом». Рисунок готов и был подарен позировавшей Юлии.
Но еще – память, воображение. Портрет И. Б. Кустодиевой. Чинно и с достоинством вкушают чай извозчики. Видимо, пишет газета, это притупило пять лет назад бдительность экспертов. Известная как «Невеста» (также «Купчиха у сундука»), в том же году картина на Унтер-ден-Линден в Берлине, где критик Георгий Лукомский назвал Кустодиева Тицианом Российским, а саму работу— Данаей Ярославской. После обнаружения подделки картин далеко невсегда уничтожаются.
Кустодиев сам разработал схему развески картин и установил на них цены, наиболее высоко оценив «Красавицу»— в 4 тысячи рублей четыре работы были куплены Игорем Грабарём для Третьяковской галереи. И голодные 20-е годы привели на его картины тот тип женщин, которых называют «кустодиевские женщины». Но это не останавливает художника: стиснув зубы, он по-прежнему пишет. Потом формально взятки гладки.
А Кустодиев— не такой сверхдорогой и редкий автор, чтобы отдавать за обнаженную 1, 68 миллиона фунтов с учетом комиссии (в пересчете больше 3миллионов долларов). Однако имя потерпевшего тогда не было обнародовано. А болезнь художника прогрессировала. Обман раскрылся после того, как в1960-х годах техасский нефтяной магнат Алгур Медауз купил большую коллекцию картин— «Модильяни», «Пикассо», «Матисс» идругих— уарт-дилера Фернана Легро, который сотрудничал сдеХори. Кто-то из неофитов, возможно излечится от «детской болезни» под названием «на мировых аукционах не продаются подделки». «Мы хотели сделать все полюбовно, тихо и абсолютно не хотели выносить сор из избы, так как скандал не нужен никому, в том числе нам, любые скандалы подрывают веру коллекционеров в рынок», – говорит Воронченко, тщательно подбирая слова.
На выставке Кустодиев и Шевченко встретились снова модель заметила— «Очень толстая. », художник ответил— «Какая есть»— и поцеловал её руку. Воронченко, кажется, потерял терпение. Когда ему было девять лет, в город привезли выставку художников-передвижников. К тому времени отец Бориса уже умер, а своих средств на учебу у Кустодиевых не было, ему оказал помощь дядя, брат отца.
С 1896 года шесть лет Кустодиев учился у И. Репина. Вторую родину он открыл для себя в Кинешме. И именно он подал в суд на торговый дом Christies, заявив, что данное полотно – подделка. Помимо экспертиз, подозрения усиливали известные рисунки-прототипы.
В подтверждение подлинности приводились чуть ли не фотографии с ранних выставок, на которых видна эта работа (только не помню, чтобы они публиковались в прессе). Эксперты также рассматривали версию, согласно которой «Одалиска» пусть плохая, но подлинная работа Кустодиева. Чего было вдоволь у них, так это доброты, нежности, материнской любви. Позднее он создал ещё три картины, отличающихся незначительными вариациями в композиции.
Игравшая как по-колдовски удалых красавиц, так и бесстыдно разъевшихся баб, бурно и плотоядно скучающих на перинах, Шевченко наделяла свои характерные роли своеобразной размашистой живописностью и была, по определению театрального критика П. А. Маркова, «ослепительная по простоте, яркая, внутренне наполненная, с могучим темпераментом и открытым сердцем»1214. Искусствоведы отмечали, что «Одалиска» имеет стилистическое сходство с кустодиевским циклом «Красавиц», однако лишь «представляет собой продуманное повторение излюбленной кустодиевской темы»62. Оригинальная «Красавица» 1915 года находится в Государственной Третьяковской галерее.
Кустодиев впервые увидел юную, румяную и пышнотелую Шевченко в августе 1914 года на репетиции спектакля «Смерть Пазухина» по роману Салтыкова-Щедрина, к которому он делал декорации и увлёкся ею10151617. Одинаковая одежда выдает в них извозчиков, устроивших себе чайный перерыв. «Красавица» очень понравилась и Константину Сомову, которому Кустодиев подарил специально написанную для него миниатюрную картину со спящей купчихой и смотрящим на неё домовым37, созданную в 1922 году и названную соответственно— «Купчиха и домовой»38.
Потом ездил (уже один) в Испанию, там познакомился с испанской живописью, с художниками, в письмах делился с женой впечатлениями (она его ждала в Париже). Официальный же комментарий Christies звучит так: Мы осведомлены о том, какие заключения были подготовлены для покупателя картины. В 2009 году данная работа под номером первым вошла в изданный Росохранкультурой пятый и последний том списка каталога поддельных произведений искусств «Внимание: возможно, подделка. », будучи признанной искусной фальшивкой кисти знатока творчества Кустодиева на основании заключений трёх независимых друг от друга экспертов Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И. Э. Грабаря58596061. Будто впервые. Художник устремленно творит фантастический и ностальгический мир, который – странным образом – глядится реальнее окружающей действительности.
Супруги придумали историю отом, что Элен Белтраччи унаследовала коллекцию картин этих художников отсвоего деда, которому картины, всвою очередь, продал почти даром известный еврейский коллекционер Альфред Флехтайм (вскоре после этого квласти вГермании пришли фашисты иФлехтайм сбежал воФранцию). Художник написал богоматерь с жены, а ее младенца – со своего долгожданного сына Игоря. Кустодиев впервые увидел юную, румяную и пышнотелую Шевченко в августе 1914 года на репетиции спектакля «Смерть Пазухина» по роману Салтыкова-Щедрина, к которому он делал декорации и увлёкся ею. (Кстати, одно из яиц вскоре после той покупки пытались также объявить фальшивкой. ) Впрочем, тогда подчеркивалось, что покупка имела социально и политически ориентированную окраску. Это был уже 2009 год.
Вечер. Состоя в близких отношениях с Шевченко, Шаляпин очень любил свою «Красавицу» и в 1922 году увез её с собой в Париж, в эмиграцию. Через полгода вернувшись на родину, он плодотворно работает. «Я считаю, что это компиляция, в которой были использованы изобразительные фрагменты из известных картин Кустодиева, вот здесь они перечислены», – Геращенко показывает уцелевший протокол экспертного совета по «Одалиске». Совсем еще молодая мать, Екатерина Прохоровна, осталась одна с четырьмя детьми. Можно и не быть экспертом, чтобы заметить: шуба, брошенная на стуле, не подходит для невольницы гарема султана — «одалиски».
На мольберте стоит только что законченная новая картина. И ей показалось, что это не просто портрет, а робкое признание и надежда. Репин говорит: «Глаз свой воспитывайте еще пуще руки». – Но почерк художника все равно должен совпадать, а он не совпадает». Так что за границей Кустодиева не просто знали – почти боготворили.
Анатомию человека не знаешь — не пытайся обнаженную натуру писать, не дастся она тебе. Свою дачу-мастерскую он называл «Теремом». «Красавица» очень понравилась и Константину Сомову, которому Кустодиев подарил специально написанную для него миниатюрную картину со спящей купчихой и смотрящим на неё домовым, созданную в 1922 году и названную соответственно— «Купчиха и домовой».
Борис Михайлович обладал по-настоящему божественным даром творения. Борис поступает в Академию художеств в Петербурге, учится блестяще. Певец этот – русский гений и его облик должен сохраниться для потомков. Именно в этот, самый последний период творчества Кустодиева, появились такие картины, как «Красавица», «Купчиха за чаем» и другие. с подлинных работ.
Кустодиевой с дочерью Ириной. Он родился в Астрахани 23 февраля 1878 года. В этом случае аукцион ни в чем не виноват. В одиннадцать месяцев малыш заболел менингитом и умер в страшных мучениях. Наней показали «Пикассо», «Синьяка», «Каррена» кисти Марка Ланди, который нарисовал засвою жизнь неменьше 60подделок.
Картина «Красавица» была написана в 1915 году. Другое дело, если заниматься для удовольствия и гибкости йогой. Одну он подарил Максиму Горькому28, а другую написал специально для Фёдора Шаляпина изобразив героиню со спины в довольно театрализованном стиле151939 (примечательно, что именно Горький познакомил Шаляпина с Кустодиевым)40. Для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи— другой. Ему категорически запрещено работать.
Старейшина уважаемого собрания сидит под иконой. Иду в монастырь, где и буду замаливать грехи свои»3591536. Обнаженная девочка лежит на кровати в обрамлении роскошных драпировок. Дождь, гроза, солнечный день, любые другие явления окружающего мира находили свое отражение в его творчестве.
Разгар бума, когда сметали все за безумные деньги. А потом меня тысячи людей увидят, позор-то какой. » После уговоров Кустодиева «искусства ради» Шевченко всё же согласилась раздеться для собирательного образа русской женщины, возможно, не без помощи самого Лужского10151918. Смотришь на нее и удивляешься – какая статность. Хранилище-галерея – предметное воплощение миссии фонда, которую в середине 2000-х годов обозначил его основной владелец, миллиардер Виктор Вексельберг: «возвращение в Россию культурных ценностей, вывезенных из страны в XX веке».
Зачастую представляясь вымышленным именем идействуя отимени религиозной общины, Ланди дарил поддельную картину, якобы впамять ородственнике, который имел отношение кмузею или его дирекции.
Подавляющее большинство работ Кустодиева находится в музейных собраниях, на рынок его картины попадают очень редко, вот таким образом интерес к «Одалиске» – пусть небольшой и малоизвестной работе – был предсказуем. Кстати, позировала сама Ирина Кустодиева – полненькая дочь художника идеально соответствовала образу: «Распускала волосы, выходила после ванны – для картины нужно было тело, разгорячённое после мытья». И конечно, на регулярных «русских» торгах домов Christies и Sothebys в Лондоне покупатели из бывшего СССР составляли основную часть аудитории. Везде под маслом проступали пиксели отпечатанной репродукции.
Этой работой был эскиз задуманного им триптиха Радость труда и отдыха. Ничем. Шаляпинская «Красавица» 1919 года была продана в 2003 году на так называемых «русских торгах» аукциона Sothebys в Лондоне неизвестному русскому покупателю по телефону за рекордные для произведения искусства 845 тысяч фунтов стерлингов (1 миллион 200 тысяч долларов)39404445. Кустодиев сам разработал схему развески картин и установил на них цены, наиболее высоко оценив «Красавицу»— в 4 тысячи рублей четыре работы были куплены Игорем Грабарём для Третьяковской галереи33. Благодаря ее влиянию он становится первым живописцем Людовика XV. Узрел я ее прелесть и ласковость и забыл посты и бдения.
Все в этой девушке молодому художнику казалось необычным и значительным. Болезнь не сломила Бориса Михайловича. Эти серии и близкие им полотна (портрет Ф. И. Шаляпина, 1922, Русский музей) подобны красочным снам о старой России. В Третьяковке также хранится и уменьшенный вариант 1921 года, отличающийся абсолютным повторением композиции 1915 года. Париж восхищал его, а вот выставки не очень понравились. Ввиду того, что экспертное сообщество— тесный круг людей, которые хорошо знают друг друга, вскоре выяснилось, что незадолго допрокола с«Карреном», Марк Ланди пожертвовал музею Оклахомы «Поля Синьяка» (подлинник работы висит вЭрмитаже вСанкт-Петербурге).
Выводы всех опрошенных Forbes экспертов – а экспертизу «Одалиски» проводили по просьбе Aurora также Русский музей и Третьяковская галерея – почти однотипны: картина написана в 20 – 50-х годах XX века, о чем свидетельствует состав красок, автор пытался использовать известные мотивы и приемы Кустодиева, но выдержать уровень русского классика ему не удалось. На другом конце камня три небольших рисунка: слева «Комиссар», в центре «Пикник», справа барышня в шубке на прогулке. Кустодиев одновременно работал над изображением своего идеала русской красоты в «Руси ушедшей» и над пропагандистскими плакатами, картиной «Большевик» и обложкой журнала «Коммунистический интернационал». Впервые ранее неизвестная работа Бориса Кустодиева «Одалиска» попала на аукцион Christies в 1989 г. Тогда она была приобретена неизвестным частным коллекционером антиквариата за весьма скромную сумму в 34000. А художник был почти беспомощным. В связи с этим Шаляпин заехал к художнику домой.
Имена же собственных экспертов, чье мнение для них является решающим, аукционы не называли (мы спрашивали несколько раз). Но у коллекционеров полотно «Одалиска» именуется не иначе как «Обнаженная в интерьере». Возможно, дело в том, что «первооткрывателем» «Одалиски» был сам глава русского отдела Christies Алексей Тизенгаузен. В центре трактира за одним столом разместилась очень колоритная группа.
Вексельберг хочет со временем выставить все эти предметы в публичных музеях: один будет в Шуваловском дворце в Санкт-Петербурге (идет реконструкция, открытие ожидается в 2012 году), второй предполагается открыть в Москве через 3 – 4 года. Состоя в близких отношениях с Шевченко, Шаляпин очень любил свою «Красавицу» и в 1922 году увез её с собой в Париж, в эмиграцию1739. Я. Билибин, 1901). Детство Бориса Кустодиева не было беззаботным. Художнику грозил пожизненный срок. Но тут уж, как говорят на языке ответчика, — no country for old men.
И, разумеется, после революции предлагали уехать. 1910 На террасе. Какова шуба на нем.
Чертовски трудно. Рука по-прежнему болит, особенно по утрам. Наних Белтраччи иего жена Элен заработали первый капитал, азатем переключились наболее «дорогие» имена— Фернана Лежера, Жоржа Брака иМакса Эрнста. Конечно же, Дьявол или другие силы тьмы здесь ни при чём.
Отца своего он почти совсем не помнил. Самой главной работой Кустодиева на тему крестьянского быта, признают картину «Купчиха за чаем». Однако Кустодиев никогда не состоял в группе риска, случаев сколько-нибудь значимого жульничества специалисты не припомнят. А в чем состояло понятие красоты у русского народа. На выставке Кустодиев и Шевченко встретились снова модель заметила— «Очень толстая. », художник ответил— «Какая есть»— и поцеловал её руку15.
Коллекционированием он занимается уже давно и очень серьезно – только в его коллекции икон, например, более 600 предметов. Борис Кустодиев Портрет Ю. Е. «Мы это очень долго обсуждали: мог Кустодиев сделать такую плохую вещь просто для продажи.
М. и В. А. Кастальские), няня. Единственная реакция Christies – официально утвержденный и распространенный пресс-службой абзац текста, в котором аукцион подтверждает намерение серьезно изучить и проверить заключения об «Одалиске» и провести все необходимые собственные экспертизы картины, которая весной 2009 года была передана обратно в Лондон. Только щеки да нос краснеют». Сейчас миллиардер через суд добивается возврата денег, а также компенсации за ущерб.
Он считает «Одалиску» работой неизвестного художника первой половины XX века, выполненной «под Кустодиева». В случае возникновения малейших сомнений крупные аукционные дома реагируют мгновенно: в 2004 году дом Sothebys буквально в последний момент снял с торгов картину «Пейзаж с ручьем», названную в каталоге работой Ивана Шишкина с начальной ценой 1 – 1, 28 млн. 1915 У окна. Моделями для его купчих часто были представительницы интеллигенции, дородные женщины.
В 2003 году на торгах аукционного дома Sothebys «Красавица» того же Бориса Кустодиева была продана за 1, 4 млн, установив новый рекорд «русских» торгов. Вместе с семьей отправляется в Париж. Ибо муж, полный творческих планов, не мог существовать без живописи. Находили в картине и анатомические небрежности, не характерные для Кустодиева.
В 1990-х Воронченко создал парфюмерную сеть «Риволи», которую позже продал крупному европейскому ритейлеру Douglas. У Christies тоже не все так плохо. Затащил мужика с базара — и писал при народе. Как признание заслуг, в 1907 году его принимают в Союз русских художников. Оно стало очень близко больному живописцу, которому отказали ноги.
Изобильная красота эдакой купеческой, русской «Венеры Урбинской» Тициана— алые губки-вишенки, румяные щёки, персиковый подбородок, бирюзовые глаза, золотисто-пшеничные волосы, лебединая шея, пышный стан и округлые плечи, холёное и гладкое тело— как «кровь с молоком». Позже его начнет вдохновлять славянский тип женщины, то, что называют «кровь с молоком» : черные брови вразлет, огромные глаза, белоснежная кожа с нежным румянцем во всю щеку, яркие губы. Да, «кустодиевские женщины» именно такие. У Кустодиева он имеется и есть еще два оттиска более глубоких, но рисунок «Город» расколот почти пополам.
Работа наполнена сочетанием национального романтизма, в частности лубка, с неоклассицизмом, таким как, например, у Тициана и Рубенса. 1903Уже через несколько дней после знакомства художник задумал написать ее портрет. «Над нами просто издевались, – говорит он.
Власов многому научил будущего художника и Кустодиев всю жизнь был благодарен ему. Несмотря на все трудности и невзгоды, мать смогла привить своим детям любовь к искусству. Борис Михайлович Кустодиев родился в семье преподавателя семинарии в Астрахани. Но это всего лишь версия.
– писал ей когда-то Кустодиев. Вспоминали и его сложные жизненные обстоятельства (Кустодиев страдал туберкулезом позвоночника и много лет был прикован к инвалидной коляске), принуждавшие его к созданию проходных вещей. Но даже если закрыть глаза на название картины и предположить, что это «Содержанка» или очередная «Купчиха», то в любом случае это полотно абсолютно не похоже ни на одну картину из серии кустодиевских обнаженных женщин.
Идя вразрез с господствующим в то время модернизмом, но учитывая новые художественные веяния, он противопоставил вальяжность своих пышнотелых и полнокровных красавиц анемичным и рафинированным жеманницам с полотен представителей декаданса. Её оценил сам Шаляпин – с этим портретом он не расставался до самой смерти.
Отца, преподавателя духовной семинарии, не стало, когда мальчику было чуть больше года. Проживая в Петербурге и Москве, Кустодиев часто наезжал в живописные уголки русской провинции, прежде всего в города и села Верхней Волги, где кистью художника рождались знаменитые образы русского традиционного быта (серии «ярмарок», «маслениц», «деревенских праздников») и красочные народные типажи («купчихи», «купцы», красавицы в бане –«русские венеры»). О том, что картина Кустодиева является подделкой, стало известно еще в прошлом году. «Красавица» была написана Кустодиевым на пике болезни— опухоли спинного мозга, по причине которой он провёл последние 15 лет своей жизни с парализованными ногами. Репин привлек молодого художника к соавторству в картине «Заседание Государственного Совета» (1901–1903, Русский музей, Петербург).
5 апреля 1893 года в Воронеже). В своей самой знаменитой картине Кустодиев соединил национально-романтические образы с совершенством неоклассических форм, опиравшихся на традиции классического искусства и академической живописи, которыми для него, по-видимому, являлись полотна Тициана и Рубенса. Она полна спокойной уверенности в своей красоте. Под конец обеда пришел какой-то сотрудник Госиздата (кажется, Московского отделения). По-видимому, Кустодиев считал «Красавицу» своего рода программной работой и итогом исканий своего художественного стиля.
«Я его пролистал, даже не обратил на эту картину особого внимания, сказал только, что отторжения она вроде не вызывает», – вспоминает Петров. Знающие люди разве что пожали плечами. Откровенная вульгарность – не более. Узрел я её прелесть и ласковость и забыл посты и бдения.
В 2005 году в прессе появились сообщения о том, что на лондонском аукционе Christies была продана атрибутированная Кустодиеву и датированная 1919 годом картина «Одалиска» (35 50см), за которую неизвестный русский арт-дилер отдал 1, 5 млн фунтов стерлингов (2, 9 млн долларов), превысив эстимейт более чем в семь раз505152. Есть мнение, что когда-нибудь коллекция культурных ценностей Вексельберга станет достоянием публичных музеев, но пока она надежно спрятана за сейфовой дверью в подвале одного из отелей Москвы и, частично, в Лондоне. Для реальной жизни у Кустодиева был один вкус, а для живописи— другой.
Уже в эти годы проявился виртуозный талант Кустодиева — портретиста (И. Владимир Воронченко отказывается ее обсуждать. И вот как раз в случае отказа покупателям было довольно сложно добиться правды.
Узрел я её прелесть и ласковость и забыл посты и бдения. Больной без сознания, вот таким образом вам решать, что сохранить ему: руки или ноги. Они просто иные. В «Красавице» Кустодиев обратился к редкому для русского искусства жанру обнажённой натуры— роскошная сомлевшая ото сна купчиха, привстав со своего пышного ложа средь пены белых пуховых подушек и кружев, появляется из-под атласного одеяла как Афродита из перламутровой раковины.
К этому времени у них уже родился сын. Вот такие они – «кустодиевские красавицы». Борис Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани. На ней изображена высокая пышногрудая девушка (у замужней был бы на голове платок) в ярком атласном платье.
Более того, как признается Воронченко, до аукциона представители фонда не видели вообще никакого экспертного заключения по «Одалиске». Игравшая как по-колдовски удалых красавиц, так и бесстыдно разъевшихся баб, бурно и плотоядно скучающих на перинах, Шевченко наделяла свои характерные роли своеобразной размашистой живописностью и была, по определению театрального критика П. А. Маркова, «ослепительная по простоте, яркая, внутренне наполненная, с могучим темпераментом и открытым сердцем». Казалось бы и брови незаметные, белесые и глаза блеклые, серые, а красавец. Искусство требует всей жизни. Результат не замедлил сказаться. Картина «Купчиха за чаем» уникальна по своей впечатляющей силе и гармонической цельности.
Несмотря на запреты врачей, Кустодиев начал работать вскоре после операции. Сделал великолепную литографию. Немец Вольфган Белтраччи нарисовал первую подделку в1965году, когда ему было 14лет.
Судебные заседания состоялись лишь в 2012 году: спустя 20 дней слушаний судья постановил, что «Одалиска», скорее всего, не принадлежит кисти Кустодиева и таким образом вынес решение в пользу фонда «Аврора», признав за ним право расторгнуть сделку с Christies и вернуть лишь затраченные на покупку картины деньги. Последние месяцы, что оставались ему на земле были уже не жизнью, а умиранием. В «Красавице» Кустодиев обратился к редкому для русского искусства жанру обнажённой натуры— роскошная сомлевшая ото сна купчиха, привстав со своего пышного ложа средь пены белых пуховых подушек и кружев, появляется из-под атласного одеяла как Афродита из перламутровой раковины. Именно тогда его мучают такие сильные боли, что Борис Михайлович не в силах даже спать. Ей это сделать значительно труднее, чем физически крепкой женщине.
Ъ будет следить за ходом дела. По словам сына, «в начале августа он закончил Красавицу. Юлия Евстафьевна сидит в коридоре. Музой для написания картины стала актриса Фаина Васильевна Шевченко (род. К слову, приобрел картину «Одалиска» владелец фонда AuroraFineArtsInvestment Виктор Вексельберг. Однако, уже в мастерской узнав о сюжете картины, она воскликнула— «Ну что вы.
«Варварская драка красок» – так Александр Бенуа описывал работы Бориса Михайловича Кустодиева. На картине изображена красавица-купчиха, пробудившаяся ото сна и полусидящая на перине в сладостном ожидании неопределённости.
Кустодиевой. Открыто бросая вызов, она флиртует со зрителем, выглядывая из своего будуара. Тонкая ирония, выраженная в буйстве красок «народного стиля», делает полотно «Купчиха за чаем» самым узнаваемым среди других картин Кустодиева.
Однако основной его «специализацией» стали немецкие художники, среди которых чаще всего встречались работы, сделанные под экспрессиониста Генриха Кампендонка. Российский бизнесмен еще в 2006 году проинформировал аукционный дом Christies о подделке. И он когда в кресле-каталке, когда лежа, превозмогая страшные боли, снова и снова брался за кисть. 2005-й— это год бурного подъема на рынке русского искусства. А шуба. Полгода Борис Михайлович провел в больнице.
Западные дамы и девушки, сухощавые, с узкими бедрами и достаточно широкими плечами, сильно отличаются от русских. Она была рядом. Вплоть до того, что в буквальном смысле обсуждали, откуда у одалиски ноги растут. Замужняя женщина обладала особой красотой, которая связывалась с плодородием.
Борис Михайлович хотел бы их сделать на камне, но, вероятно, по техническим соображениям (слишком большой размер) придется делать на корнпапире. «Красавица» экспонировалась среди других работ Кустодиева и эскизов к «Пазухину» на выставках «Мир искусства» в Петрограде и Москве, организованных Константином Кандауровым. Christies своей вины пока не признает. Быт купеческого города на Волге навсегда запечатлеется в его памяти и картины Кустодиева, даже если на них показаны иные места, например, «Ярмарка» или «Гуляние», будут напоминать родные места. Первое мнение— вещь не подлинная. В постановке Василия Лужского Шевченко играла супругу статского советника Настасью Ивановну Фурначеву, «даму очень полную», по Салтыкову-Щедрину, бездумную, ленивую и постоянно скучающую дочь купца-старообрядца, тридцати лет, так и сыплющую перлами— типаж, вероятно, привлёкший Кустодиева и навлёкший его на мысль о создании картины.
В ходе процесса в качестве аргументов было вытащено слишком много «грязного белья». Изобильная красота эдакой купеческой, русской «Венеры Урбинской» Тициана— алые губки-вишенки, румяные щёки, персиковый подбородок, бирюзовые глаза, золотисто-пшеничные волосы, лебединая шея, пышный стан и округлые плечи, холёное и гладкое тело— как «кровь с молоком». Весной 2006 года, несколько месяцев спустя после появления картины в лондонском хранилище фонда, была проведена повторная атрибуция, для чего «Обнаженную в интерьере» траспортировали в Москву. В 2009 году данная работа под номером первым вошла в изданный Росохранкультурой пятый и последний том списка каталога поддельных произведений искусств «Внимание: возможно, подделка. », будучи признанной кисти знатока творчества Кустодиева на основании заключений трёх независимых друг от друга экспертов Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И. Э. Грабаря. Так оно и было. При других обстоятельствах на одной из стен будущего музея могла бы висеть и картина русского художника Бориса Кустодиева «Одалиска», купленная фондом пять лет назад. Интерьер, выполненный в типичном «купеческом стиле», украшен всевозможными изображениями пышных и распустившихся роз, символами оживания красоты и цветения, созвучными утреннему пробуждению этой прекрасной цветущей купчихи, находящейся в самом расцвете женской красоты.
Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы», которые населяют особый сказочный мир, в котором сохранился разрушавшийся прямо на глазах старый уклад патриархальной России с купчихами и народными гуляньями в тихих провинциальных городах. Он говорил: Картины в моей голове сменяются, как кино. Еще ценилась толстая, в руку, коса. (Sothebys отпускает такой же срок, а аукционный дом MacDougalls, специализирующийся на русском искусстве, – год. ) В свою очередь, Christies оставляет за собой право потребовать письменное заключение по спорному вопросу двух экспертов, мнение которых признает и аукцион и покупатель.
Япродал ему подделку. », ведь всвое время критики единогласно признали авторство Вермеера. В связи с этим Кустодиев отмечал, что «худые женщины на творчество не вдохновляют». Интерьер, выполненный в типичном «купеческом стиле», украшен всевозможными изображениями пышных и распустившихся роз, символами оживания красоты и цветения, созвучными утреннему пробуждению этой прекрасной цветущей купчихи, находящейся в самом расцвете женской красоты. По словам сына, «в начале августа он закончил Красавицу.
Здесь он может осмотреть иконы, когда-то принадлежавшие императорской семье или собранную фондом «Связь времен» крупнейшую в мире коллекцию ювелирных изделий мастерской Карла Фаберже – включая предметы, которые раньше хранились у принцессы Маргарет или семьи Ротшильдов. Картину укрепляли горизонтально и ее можно было передвигать взад и вперед. Из его записной книжки: Каждое существо хочет жить, даже таракан. В 1916 году он написал «Масленицу», которую высоко оценил Репин.
В 1925 холст был перевернут и на его обратной стороне написана картина Русская Венера Как члена объединения «Мир искусства», Кустодиева интересовали не только образы дворянской культуры, но и провинциальный быт— он был настоящим поэтом купечества. Было объявлено, что владелец картины, скорее всего, потребует возвращения денег. Сначала Борис учился в духовном училище, а затем и в духовной семинарии. Она была его музой, подругой, помощницей и советчицей (а позже много лет и медсестрой и сиделкой).
Окончила (в 1898) Александровское училище при Смольном институте. Он много работал в театре, а после революции остался в России, писал плакаты и картины революционной тематики, включая знаменитого «Большевика» : великан с красным знаменем ступает по революционному городу. Дефекты «Одалиски» защищали и многочисленными сравнениями с другими подлинными, но слабыми работами художника. Он говорил своему ученику: «Научился немного рисовать — все равно что ничему не научился.
О том, что картина Кустодиева является подделкой, стало известно в 2009 году. Совладелец ТНК-BP, «Русала» и многих других компаний активно вовлечен в процесс покупки антиквариата и регулярно сам навещает хранилище. Мастерская была маленькая, душная, Шаляпин изнывал от жары. Так он и работал.
С тех пор, по собственным словам Кустодиева, его миром стала его комната. Рекорд 2003 года стал поворотным моментом тренда – русские пришли. «Я русский и, как бы трудно нам всем здесь сейчас ни было, я никогда не покину свою Родину. » Предлагавшему отъезд руки папа больше не подавал и всегда волновался, вспоминая этот разговор».
Известная как «Невеста» (также «Купчиха у сундука»)41, в том же году картина выставлялась в галерее на Унтер-ден-Линден в Берлине, где критик Георгий Лукомский назвал Кустодиева Тицианом Российским, а саму работу— Данаей Ярославской4243. ДО КОНЦА. В 1919 году (эта дата стоит на картине) Кустодиев был тяжело болен: из-за туберкулеза позвоночника он с 1916 года мог передвигаться только в инвалидном кресле.
Из проема двери выглядывает отец, который наглядеться не может на красавицу дочку. (Лидия Иовлева опровергла возможность существования положительного заключения самой галереи, но не стала исключать, что его мог подготовить кто-то из сотрудников. ) Christies также может попытаться настаивать на версии, которую уже рассматривали российские эксперты: «Одалиска» является пусть плохой, но подлинной работой Кустодиева. Занимая первый план картины, она возвышается над окружающей действительностью. «Красавица» была написана Кустодиевым на пике болезни— опухоли спинного мозга, по причине которой он провёл последние 15 лет своей жизни с парализованными ногами11. Здесь он построит дачу и назовет ее Терем и проведет самые счастливые свои дни. Буше был одним из самых модных художников-декораторов в Париже, а его очаровательно кокетливые картины на мифологоческие сюжеты изображавшие нимф и богинь, должны были угождать вкусам тех представителей высшего парижского общества, чьи элегантные особняки он украшал. Иду в монастырь, где и буду замаливать грехи свои».
Свет переливается в мыльной пене (которую художник одной рукой взбивал в тазу, другой писал) мокрый потолок, на котором отразились клубы пара, вдруг стал подобен небу с пышными облаками. Вот кого рисовать-то. В это время художник уже был прикован к инвалидному креслу. Все они вскоре были проданы на Christies.
Это был Пикассо «голубого периода». Дескать, что вам делить с этими большевиками, которые не понимают искусства. (1906) Нижегородский художественный музей, Нижний Новгород Картина На террасе написана в доме художника Терем. При этом портятся здоровье, кожа, характер. А в целом ситуация, скорее всего, так и останется в народной памяти в статусе «то ли он шапку украл, то ли у него шапку украли».
К вечеру у художника поднялась температура. При чем такогоже «Синьяка» втоже время онподарил имузею вДжорджии. Появилось даже выражение «кустодиевские красавицы», которые населяют особый сказочный мир, в котором сохранился разрушавшийся прямо на глазах старый уклад патриархальной России с купчихами и народными гуляньями в тихих провинциальных городах.