Директор Французской академии в Риме, Энгр выполнял много официальных заказов, но работал и по собственным проектам: написание им картины Одалиска с рабыней (1839) и Антиох и Стратоника (1840) сделали его возвращение во Францию в 1841 г. триумфальным. Широко известен тот факт, что голова прекрасной одалиски практически идентична женской голове изображенной на картине Энгра «Рафаэль и Форнарина». «большая Одалиска» — картина французского художника Жана Энгра, написанная в 1814 году.
Впервые в истории изобразительного искусства (если не считать «Происхождение мира» Курбе) Модильяни — к вящему гневу общественности — написал покрытый волосами лобок. В картине Ван Лоо «Женщины гарема и слуги-евнухи» изумрудные оттенки листвы деревьев и жемчужно-атласная палитра одеяний впечатляет своей легкостью, воздушностью настроения, художник воспевает праздную жизнь женщин в окружении прекрасной природы и богатейших дворцов. Однако к сроку полотно не было готово, о чём автор очень сожалел. Королевским указом он был возведён в достоинство пэра. Кроме того, он написал картины, которые по возвращении его в Париж были жестоко раскритикованы, но в итоге оказались в числе самых значительных его творений: Юпитер, умоляемый (1811) Большая одалиска (1814) и Руджеро освобождает Анжелику (1819).
Воспевал нагую красоту одалисок Доминик Энгр, художник, вошедший в историю искусства как создатель одного из привлекательнейших произведений направления ориентализма «Турецкую баню» (1863). Он никогда не бывал на Востоке, но постоянным источником его вдохновения служила восточная поэзия, литература, путевые заметки, а так же собственное неуёмное воображение. «Источник» был выставлен в мастерской Энгра, его собирались приобрести, по словам художника, пятеро покупателей. Энгр был вспыльчивым и капризным человеком весьма раздражительного нрава. В апреле 1852 года «черная полоса» закончилась: по настоянию друзей Энгр женился на Дельфине Рамель, племяннице своего друга Маркотта.
Спокойное сияние бархатных глаз и едва заметная улыбка дополняют этот милый облик. Обычно они изображались прекрасными, юными обнаженными девушками. Она скорее напоминает аллегорию Тщеславия. Отшлифованное совершенство картин Энгра вдохновлено работами его кумира Рафаэля.
В Лувре полотно хранилось до 1986 года. Как писал Валери, «уголь господина Энгра низводит изящество до уровня уродства». Это послужило мне предупреждением и я с ней расстался.
С 1796 учился у Жака Луи Давида в Париже.
Прекрасное обнаженное тело было символом гармонии духовных и плотских начал человека. Современники не простили этого Энгру и вот таким образом он стал первым гонимым, «проклятым» художником. Мадлен скончалась 27 июля в возрасте 70 лет. В 1810-е гг.
Первооткрывателем женщины-одалиски стал Веласкес, хотя в «Венеры с зеркалом» (ок. Энгр умел заставить зрителя увидеть ягодицы своих героинь, не изображая их на полотне. Восточная атрибутика на картине (курительные принадлежности, веер, головной убор) подчёркивает отстранённость модели от зрителя и холодноватое совершенство обнажённого женского тела. Он считал свою жизнь отныне разбитой, а себя – самым несчастным человеком на земле. Замыкание в собственном мире, каким бы «правильным» он ни казался, ведет к саморазрушению этого мира, только открытость для новых знаний, порой шокирующих и поражающих душу впечатлений, способна дать вдохновение и развивать культуру. Энгра привлекала не женщина-змея, но женщина-корзина.
Его работы «Автопортрет», «Портрет Филибера Ривьера», «Портрет мадемуазель Ривьер» и «Наполеон на императорском троне» произвели неоднозначное впечатление на общественность. В его картине «Новое развлечение в гареме» – воплощен сам размеренный созерцательный характер жизни гарема, неторопливое и праздное времяпровождение. Калькутта. ».
Я играл на скрипке, барышня мне аккомпанировала. Связь с Жанной Дюваль, «несравненной мулаткой», началась в 1842 году и ее красота вполне могла вдохновлять художника, но Энгр плутовал: вряд ли музой мастера была одна женщина, — думаю, он любил их всех. Энгр даже подумывал предложить им бросить жребий.
Жан Огюст Доминик Энгр же стремился к идеалу классицизма, хотел сделать что-то необыкновенное и единственное в своем роде. Его одалиска больше всего похожа на плезиозавра, она заставляет зрителя грезить о том, как селекционеры создали бы особую породу женщин для наслаждения (ведь вывели же англичане идеальную скаковую лошадь. ). Западное светское общество создавало свой «Восток», удобный для побега от привычного уклада жизни идеализированный, наполненный радостью жизни, утонченной роскошью, чувственностью и весельем. Эта женщина — воплощенная тяжеловесность. Пожалуй, только Хельмут Ньютон решился соединить на своих снимках высокомерную, победительную, мускулистую попу с длиннющими ногами на высоченных каблуках.
В 1806 г. он смог, наконец, уехать в Рим, где изучал произведения Микеланджело и прежде всего Рафаэля (Рафаэль и Форнарина). Подобное однообразие было бы утомительным, не приди Энгру в голову гениальная идея населить картину «Турецкая баня» (1862) таким количеством фигур.
Желая обрести полную независимость от своего времени, он обращается только к прошлому. Для одних это воплощение дикости и безнравственности, для других повод посмеяться над «чуждым» и «отсталым», для третьих – просто отголосок арабских сказок, прекрасный, но чужой мир невиданной роскоши, некоторые же, наоборот, пытаются искать научные или ещё какие-либо объяснения, даже говорят о естественности подобного рода полигамных отношений. Конечно, нет уверенности говорить, что он видел гарем. Женщина-одалиска удовлетворяла все требования, принимая любые позы.
Слово гарем имеет древнее доисламское происхождение, возможно, от аккадского языка и трактуется в дословных переводах как «потайное место», «охраняемая часть дома», «запретное место». Чем достойнее изображается противник, тем выше ценится победа над ним.
«Водоворот чувственности» действует почти удушающе. В 1802 г. Энгр дебютировал на престижной живописной выставке. 91 x 162 см Лувр, Париж, Франция Энгр написал «Большую одалиску» в Риме для сестры Наполеона Каролины Мюрат. Глубина и своеобразие искусства Энгра проявились уже в ранний период его творчества. Критику воспринимал болезненно или, как мы любим говорить сегодня, неадекватно. В 1712 году все работы Ван Мура были собраны в одну огромную публикацию «Коллекция сотни изображений различных народов Леванта», ставшую видной вехой в истории развития ориентализма как художественного направления. «В этом доме, – пишет Энгр, – много музицировали.
Преклонение перед античностью переросло у Энгра в почти слепое восхищение ею. Одной из излюбленных тем живописца были одалиски.
Энгр Жан Огюст Доминик (Ingres Jean) (1780-1867), французский художник и рисовальщик. Творчество Энгра делится на ряд этапов. Попа тут, конечно, была ни при чем. В те времена, в XVIII веке пошла большая мода на «турецкие» маскарады – вот уж на них французские светские дамы могли от всей своей души показать роскошь изысканных тканей Востока, дорогие украшения, вычурные узоры декоративных модных вещиц, а так же насладиться удивительной игрой фантазии. В истории живописи очень мало портретов лежащих обнаженных мужчин, как, впрочем, мало и девственниц в доспехах (разве что в «Пентесилее» Клейста), свирепых воительниц Малой Азии, широкобедрых и крепкозадых, как неукротимые амазонки. «Большая лежащая обнаженная» (1917) Модильяни, рыжая и скучновато-неподвижная, напоминает, что женщина-борзая всегда была недостижимой мечтой мужчины.
Художник написал ее со спины, лежащей на черной простыне (один из главных фетишей де Сада) и разглядывающей свое лицо в зеркале, которое держит маленький купидон. Но эта «завеса» была больше похожа на театральную кулису, чем на откровение о настоящей жизни гарема. В картине «Паша и его гарем» Франсойш Гарбриэль Ле Паулль любуется этими женщинами, с томными миндалевидными глазами, с изящностью плавных жестов.
Кажется, она втрое увеличилась в объеме. Это, наверное, самый прекрасный зад всех времен и народов — ведь нам виден только он, все остальное задрапировано складками покрывала. «Шея женщины никогда не бывает чересчур длинной», — возражал недоброжелателям мастер.
«Большая одалиска» — картина французского художника Жана Энгра. Энгр написал эту картину в Риме для сестры Наполеона Каролины Мюрат. Венера Веласкеса — почти девочка. Настроению полотна соответствует и неоклассическая цветовая гамма. Энгр – один из ведущих мастеров классицистического направления Франции. Не обошел он стороной и тему жизни гарема. Грусть и одиночество рабыни сквозит и в глазах героини картины Поля Дезире Троильберта.
В настоящий момент Джефф выпустил книгу Remake: Master Works of Art Reimagined, где собрал огромную коллекцию классических картин и их современных аналогов (интерпретаций). 1650 г. ) нет ничего турецкого. К теме одалисок вслед за Энгром обращались высоко ценившие его Матисс и Пикассо.
Не случайно обществу приглянулись не его исторические композиции типа «Св. Я обычно проводил в нем все свои вечера.
Тем не менее как портретист он принадлежит к самым выдающимся мастерам мирового искусства. Энгр был в отчаянии. Какая задница.
Глядя на ее портрет, сделанный художником в 1859 году, можно по достоинству оценить эту полнолицую и пышнотелую женщину, очень напоминающую «героинь» из «Турецкой бани». Одалиска — неженка, она только и думает, как бы убить время. Энгра привлекала возможность запечатлеть нагое тело по канонам неоклассицизма: идеализированные линии, передача нежных кожных покровов, античная красота лица, сдержанное и чувственное достоинство позы. Современники не преминули пересчитать позвонки «Большой одалиски» — их на два больше положенного. На картине «Рождение Купидона», принадлежащей кисти художника известного как «мастер Флоры», нога героини даже кажется усохшей — недостаток физической активности быстро приводит к атрофии органов. В 1796 году Энгр поступил в мастерскую Давида в Париже, после ее окончания был удостоен Римской премии за картину "Послы Агамемнона у Ахилла" и в 1806 году уехал в Италию, в которой прожил 18 лет (сначала в Риме, затем во Флоренции), зарабатывая себе на жизнь графическими и живописными портретами.
Калькутта. Всю жизнь Энгр стремился к великому стилю Рафаэля, но овладеть им не сумел. Картина так и не была принята заказчицей. Дельфина была моложе его почти на 30 лет. Энгр написал много портретов, оформил виллу Альдобрандини и потолок Квиринальского дворца (композиция Сон Оссиана, 1813-1815).
А поза одалиски послужила основой одной из картин Амадео Модильяни. Неудивительно, что образы обнаженных одалисок стали визитной карточкой живописца. Около 1819 года Энгр продал «Большую одалиску» за 800 франков графу Пурталесу, а в 1899 году она была куплена Лувром. Интересно, что на картине голова одалиски с незначительными изменениями повторяет голову женщины из картины «Рафаэль и Форнарина», написанной Энгром годом ранее по картине Рафаэля изображающей его возлюбленную Форнарину.
И все-таки в его женщинах нет ничего человеческого. Зрелая женщина, сохранившая всю женскую прелесть. Один из современников Энгра, Теофиль Сильвестр, раскрыл нам тайную страсть мастера: он любил сплетать, соединять воедино и перекрещивать линии, как «гибкие прутья лозы из которых делают корзины». Однако в своих программных мифологических и исторических композициях Энгр отступал от требований учителя, внося больше живых наблюдений натуры, религиозного чувства, расширив тематику, обратившись, в частности, подобно романтикам, к эпохе античности и средневековья (Обет Людовика XIII, 1824, Собор Монтобан, Апофеоз Гомера, 1827, Париж, Лувр). Энгр писал картины на литературные, мифологические исторические сюжеты (Юпитер и Фетида, 1811, Музей Гране, Экс-ан-Прованс Обет Людовика XIII, 1824, собор в Монтобане Апофеоз Гомера, 1827, Лувр, Париж), портреты, отличающиеся точностью наблюдений и предельной правдивостью психологической характеристики (портрет Л. Ф. Бертена, 1832, Лувр, Париж) идеализированные и вместе с тем полные острого чувства реальной красоты ню (Купальщица Вольпенсон, 1808, Большая одалиска, 1814, – оба в Лувре, Париж).
На его знамени было начертано «Рафаэль и античность», но где-то в глубине души он исповедовал совсем иной культ – культ чувственной земной красоты. А вот как описывает события сам Энгр. Он был беден.
Энгр создавал парадные изображения Наполеона I, в которых есть нечто от ван-эйковского великолепия и трезвые, но полные внутренней силы образы буржуазных деятелей времен Июльской монархии, типа знаменитого Луи Бертена, однако все его произведения отмечены печатью классического статуарного величия. Другой полюс искусства французского мастера – портретная живопись. Женщина Энгра неправильна по форме. Художник Жан Огюст Доминик Энгр (Jean Auguste Dominique Ingres Монтобан, 1780 — Париж, 1867) связан с классицистическим течением, которое отличалось крайней композиционной лаконичностью и колористическим пуризмом, но в то же время и далек от него, психологической, почти в духе романтизма, остротой образов в портретах и явно ощутимой чувственной окраской выразительных и формальных аспектов своей живописи.
Коро обмазал Мариетту, позировавшую ему для «Римской одалиски», жженым сахаром, чтобы кожа обрела цвет сиены.
Женская фигура в неприкрашенном интерьере кажется застывшей во времени и пространстве. Через некоторое время картина была продана графу Шарлю-Мари Танги Дюшателю за 25 000 франков. У Фетиды («Юпитер и Фетида») слишком длинная рука. Мастер с большим вниманием пишет богатую фактуру дорогих тканей, детали интерьера, орнаменты одежды музицирующей рабыни.
Как можно, – возмущался один из критиков, – рисовать «Одалиску», когда гремят русские пушки на Монмартре. Или он был рабством и драгоценной тюрьмой с золотом расшитыми шелками и деликатесами. Так называли наложниц султана, которые жили в гареме. Горделивая поза кажется удивительно естественной, лишенной всякого кокетства. Наделенные животной силой женщины почти заставили зрителей забыть Великую Восточную Неженку, но Матисс, создав в 1924 году «Обнаженную со спины», вернулся к этому волнующему сюжету.
Меткость наблюдения позволяет художнику передать манеру держаться и специфический жест каждого человека (портрет Филибера Ривьера, 1805 портрет госпожи Ривьер, 1805, обе картины – Париж, Лувр госпожи Девосе, 1807, Шантильи, Музей Конде). И блеск оружия и манящий звон золота и завораживающее сияние самоцветов и, скажем словами Камоэнша, «жажда бури», влекло к новым горизонтам и открытиям. Он сменил квартиру, подолгу жил у друзей. Одалиска казалась многим мужчинам идеалом женщины — кроткой, томной и неудовлетворенной. Подобно тому, как в литературе завесу от шатра гарема приоткрывает Монтескье, в живописи это делает Шарль Амадей Филипп Ван Лоо. Это тяжелое состояние продолжалось несколько месяцев и Энгр совсем забросил работу.
Жан Огюст Доминик Энгр Большая одалиска (1814) Холст, масло. Энгр определял своё творчество как «хранение истинных доктрин, а не новаторство», однако эстетически постоянно выходил за пределы неоклассицизма, что выразилось в его разрыве с парижским Салоном в 1834 году. Джефф Хамада (Jeff Hamada), автор арт-блога Booooooom четыре года назад создал интересный проект, в котором каждый человек мог бы изобразить свои любимые классические произведения. В итоге проект Remake окружил себя многими профессиональными художниками и фотографами, а также просто любителями искусства, дизайна и фотографии. Картина была выставлена в Париже в Салоне в 1819 году.
Выбор именно мастерской Давида объяснялся его известностью в революционном Париже. И это не только про сцены сражений. Что же, подобное восприятие ничем не хуже любого другого.
Одалиска Ван Гога («Лежащая обнаженная», 1887) — молодая крепкая женщина, ее величественный зад затмевает все остальные части тела, а змеящаяся по спине длинная черная коса похожа на лошадиную гриву. Стремясь к ритмической выразительности и чисто пластической экспрессии, Энгр порой смело нарушал анатомические пропорции – и не удивительно, что его образы вдохновляли впоследствии таких "неканонических" мастеров, как Одилон Редон и Пабло Пикассо. Женщина-одалиска всегда лежит. В середине 1850-х годов Энгр стремился завершить давно начатые произведения, среди них был и «Источник», который он намеревался представить на Всемирной выставке 1855 года среди своих знаковых произведений. Впоследствии, будучи уже прославленным художником, он снова вернется в Италию в качестве директора Французской академии в Риме (1834-1841).
Вместе с тем он был далек от одноплановости. Чеканная форма, безупречный рисунок, красота силуэтов определяют стиль портретов Энгра. В настоящее время «Большая одалиска» находится в 75-м зале на 1-м этаже галереи Дару в Лувре. Высшие достижения Энгра были связаны не с этими холодными холстами, а с "бессюжетным" изображением обнаженной натуры.
Лувр. Никто никогда не видел стоящей одалиски. Он, несомненно, знал о нем, видел типажи лиц, наблюдал манеры, жесты, одеяния. Необходимо обратить внимание, как Энгр варьирует цвета. Учился в Тулузской академии изящных искусств. С тщательным наблюдением натуры и восхищением ее совершенными формами связаны удачи художника при создании ряда поэтических женских образов в картинах Большая одалиска (1814, Париж, Лувр), Источник (1820 – 1856, Париж, Лувр) в последней картине Энгр стремился воплотить идеал «вечной красоты».
Кстати, многие эти женщины с возрастом страдали ожирением и переставали представлять интерес для господина, становясь жертвой раба-евнуха, тихо и «гуманно» удушающего такую «изношенную» вещь во время сна. Картина была выставлена в Париже в Салоне в 1819 году. В 17 лет Энгр попал в революционный Париж, в ателье Давида. Что это — длинная витая лиана или гибкая женщина. Вместе с его произведениями в живопись нового времени впервые входят открытый и чистый цвет готических и персидских миниатюр, плоскостность и деформация формы, подчиненной не только законам анатомии и классическим нормам, но также эмоциональному порыву художника.
Художник вышел из среды интеллигенции Тулузы. Картина была задумана в общих чертах художником в 1820 году во Флоренции. Энгру шел 72-й год. Она лежит, застыв в полной неподвижности. Около 1819 года Энгр продал «Большую одалиску» за 800 франков графу Пурталесу, а в 1899 году она была куплена Лувром.
Единственный звук или движение, присутствующее в композиции это тонкая струя воды. Декларируемый эстетический идеал Энгра был противоположен романтическому идеалу Делакруа, что привело к упорной и резкой полемике с последним.
Законный брак, как оказалось, поджидал меня в Риме. В знаменитых "купальщицах" и "одалисках", которые Энгр создавал на протяжении всей своей творческой жизни ("Купающаяся женщина", "Купальщица Вальпенсон", "Маленькая купальщица", "Большая одалиска", "Одалиска с рабыней", "Источник", "Турецкая баня"), с особой силой проявилось присущее именно ему понимание искусства, яркость его видения, правдивость по отношению к натуре и умение претворить ее в образы абсолютной красоты. Его картину «Алжирские женщины» процитирует в стиле кубизма Пабло Пикассо, так, можно сказать, состоялся диалог эпох между двумя выдающимися мастерами живописи.
Так что исламская вера только узаконила то, что и так существовало и являлось одной из форм выживания в сложных природных условиях, но наличие жен по слову исламского закона сводилось к четырем, как у Пророка Магомета. В это время он создает замечательные портреты и композиции с обнаженной натурой, а также серию картин на мифологические и исторические темы ("Эдип и сфинкс", "Зевс и Фетида", "Сон Оссиана", "Паоло и Франческа", "Роже и Анжелика", "Въезд дофина в Париж" и др. ), в которых одним из первых мастеров XIX века выходит за пределы традиционных классических сюжетов и самого стиля классической живописи. Симфорион идущий на казнь», а картины с обнаженной женской натурой: «Большая одалиска», «Купальщица», «Одалиска и рабыня», «Венера Анадиомена» и, конечно, знаменитое полотно «Турецкая баня» (1862), ставшее одной из знаменитостей Лувра. Энгр – автор блестящих карандашных портретов и натурных штудий (большинство – в Музее Энгра в Монтобане).
Сам Энгр считал себя историческим живописцем, последователем Давида. Некоторые критики даже называли ее «первой языческой обнаженной натурой», что, возможно, все же некоторое преувеличение. Но был ли гарем Раем для самих его обитательниц. В настоящее время находится в музее Орсе.
«Турецкая баня» — это уникальная антология женского тела во всех мыслимых ракурсах и позах: одалиски душатся, показывают грудь, ласкают себя или своих соседок, предаваясь сладким воспоминаниям о былых наслаждениях или грезя о любви султана.