В эти тревожные дни художник Александр Александрович Дейнека начал большую батальную картину «Оборона Севастополя». «оборона Севастополя» – одна из наиболее знаменитых картин Александра Александровича Дейнеки.
Его лицо озарено гневом и сознанием морального превосходства над врагом. Но несмотря на трудности « там велась большая работа над формой, композицией», — писал впоследствии сам Дейнека. Художник воплощает героический подвиг народа в «Обороне Петрограда» (1928), сумевшего отстоять свою идею, свою республику.
Верх картины занимает темно-красное небо, переполненное огнем и дымом. ВХУТЕМАС в ту пору был центром всевозможных исканий в области искусства. Дейнека Александр Александрович (1899, Курск — 1969, Москва)Художник, график, скульптор, монументалист, плакатист. Складки одежды проложены экспрессивными штрихами, подчеркивающие динамическую устремленность фигуры.
Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского – Левый марш (1941). Сб. : в 2 т. Т. 1. Дейнека. — Учимся в библиотеке, музеях, на выставках, на диспутах, у Маяковского, Черемныха. При разработке композиции художник столкнулся с проблемой выбора момента действия.
Поездка в Севастополь в 1934 году даёт художнику почву для написания ряда новых пейзажей. Художественный стиль Дейнеки вписывался в концепцию нового романтизма, что проявилось и в картине «Оборона Севастополя». Шла тяжелая война, – говорил потом художник о замысле своей картины.
Решение о переброске сил из-под Одессы в Крым было правильным, но запоздалым. В 1942 году совместно с художником Г. Г. Нисским совершил поездку на фронт под город Юхнов. Позднее, 23 октября 1942 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР политрук Н. Д. Можно предположить, какое время изображено на картине. Ритмика этих планов различна.
Первоначальное образование получил в Харьковском художественном училище (1915—1917). Александр Александрович Дейнека. Широко известной стала история о том, как пятеро краснофлотцев держали оборону в 23 километрах от Севастополя у деревни Дуванкой (ныне — Верхнесадовое). Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова (Кот и повар, Крестьянин и смерть, 1922). Работал в курском отделении РОСТА, оформлял массовые празднества. С. 157.
Они устремились вперед. Ниже – Черное море в свинцово-сером цвете. Рассмотрим колорит картины.
В адрес художника не раз раздавались упреки в схематизме образов, в чрезмерной «жесткости» пластических форм. И полная противоположность – это первый план картины.
Так как главный объект здесь и не Ленин и не дети, а автомобиль. Концепция нового романтизма в отечественной монументальной живописи тридцатых — пятидесятых годов: На примере творчества А. А. Кроме того, в его учебном пособии для начинающих художников изданном в 1961 г., есть раздел «Рисование античной фигуры» (Дейнека А. Учитесь рисовать.
«Шла тяжелая война, — говорил потом художник о замысле своей картины. 16. Его творчество всецело направлено на познание новой действительности, обращено к актуальным вопросам отечественного изобразительного искусства. С. 220. С. 133. Архив города Севастополя.
В отличие от «Обороны Петрограда», в которой трудно выделить одного героя — перед нами образ единого, сплоченного коллектива, отряда красногвардейцев. Ощущение динамики в «Обороне Севастополя» подчеркнуто столкновением встречных «волн», бросающихся в бой матросов и наступающих фашистов. Подальше — ещё один уже сражённый фашистской пулей, он делает последний шаг вперёд. Над полуразрушенным городом пикирует «Юнкерс». Люди в движении – излюбленная тема для живописца. Когда в 1931 году Октябрь принимает его рисунки на выставку с большим количеством оговорок, художник покидает общество и переходит в РАПХ (Российская ассоциация пролетарских художников).
Паршин, В. Г. Сюжетную фабулу «Обороны Севастополя» существенно дополняет и расширяет пейзажный фон картины. 31. 03 Яковлев В. Красная армия в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками // Труд.
На эти годы пришлась гражданская война. Мухина, С. Д. Он делает разворот для броска.
М., 1961. Красносельский, Д. С. Глубоким страданием проникнуто другое произведение — «Сгоревшая деревня» (1942). У финиша, 1927). М., 1989. В произведении ярко выражена «патетическая экспрессия высшего напряжения битвы»10. 19. Москвин подчеркнул незавершенность полотна, которое, видимо, создавалось в спешке.
Руководил секцией ИЗО Губнаробраза (1918), художественной студией при Курском политуправлении (1919–1920). Остаются только руины.
Красносельский, Д. С. Содержание картины «Оборона Севастополя», как и все ее композиционное построение, выводит восприятие зрителя за пределы, установленные рамой полотна, заставляет воспринимать изображение как часть большого мира. 6.
Писатель А. А. Одним из первых шагов становится работа над книгой Про лошадей для самых маленьких. В этих произведениях отразился путь народа к новой жизни, окрыленного надеждой на светлое будущее. «В огне» А. Барбюса, 1927 и 1935), плакате, станковой графике (серия «Севастополь», акварель, гуашь, 1932-1934, ГТГ и ГРМ).
В левой части картины представлена фигура моряка с обнаженным торсом и с гранатой в правой руке. Есть убитые и раненые с обеих сторон.
В эти годы им была создана первая советская подлинно монументальная историко-революционная картина «Оборона Петрограда» (1928). Ниже — Черное море в свинцово-сером цвете. Л., 1967.
Его цель — плывущие в бухте советские корабли. 13. Советские люди хорошо знали замечательное творение художника. Сысоев В. П. Первоначально на эскизе картины эта фигура отсутствовала.
Путей отступления не осталось. носивший название Безбожник у станка (т. к. Вот таким образом на следующем заседании Комитета из творений художника обсуждалась лишь «Оборона Севастополя». Влияние Владимира Андреевича на будущее творчество Александра очевидно – достаточно взглянуть на ряд полотен Фаворского 20-30-х гг. Вернувшись из-под Юхнова, А. Дейнека побывал в ТАССе, где ему показали напечатанный в одной из немецких газет снимок разрушенного Совестополя. После просмотра картин в Третьяковской галерее было выдвинуто 25 кандидатов, в том числе и Дейнека со своими творениями «Оборона Севастополя», «Сбитый ас» и «Транспорт восстанавливается». Оп.
На подступах к столице велись кровопролитные бои, но вопреки всем опасностям на Красной площади, как всегда, 7 ноября состоялся парад, с которого военные части отправлялись прямо на фронт. Это помогло ему найти принципиально новую трактовку облика человека труда. Храпченко отметил, что картина больше походит на панно или плакат.
Остовцы искали выразительные средства для передачи трудовых процессов, новой производственной архитектуры и социального быта. В 1942 Дейнека создал наполненное героическим пафосом полотно «Оборона Севастополя» (1942), которое явилось своего рода гимном мужеству защитников города. Одинцов, Ю. К. Первый обусловлен видимой изобразительной стороной, зримой констатацией эпизода, связанного с фактом прорыва севастопольской обороны частями немецкой пехоты и последовавшим за ним ответным мощным контрударом советских моряков.
Вероятно, это и дало моему искусству некоторые черты новаторства». С них ведут огонь по немецкому самолету.
Этим автор показывал, что происходит, когда враг побеждает. Осенью 1937 года в строящемся Театре Красной Армии он начинает создавать декоративное панно – это займёт два года. В 1928-29 гг. В 1935 году художник посещает США, Францию и Италию. Член-учредитель объединений ОСТ (1925), Октябрь (1928), РАПХ (1931).
В короткий срок создана и «Оборона Севастополя». Неба совсем невидно, только черно-красный фон. Но художник создал обобщающий образ войны, без соотнесения с конкретикой. В «Обороне Петрограда» и «Обороне Севастополя» отразилось идейное содержание творчества самого Дейнеки, воплотившиеся в монументальном художественном обобщении идей современности в образах, рожденных в борьбе за новый и светлый мир. Защитники Севастополя, «подобно сказочным богатырям, вышедшим из моря», смело обрушиваются на превосходящего их числом и вооружением врага.
Эрмлер и А. П. Жизнь искусство, время. Художник показал атмосферу кромешного ада.
Для художника же самым важным было показать столкновение человеческих характеров. Картины «Оборона Петрограда» и «Оборона Севастополя» как и большинство произведений Александра Дейнеки были подлинно новаторскими открытиями в решении новых, социально значительных тем современности, отличаются великолепным знанием предмета, умением выразить особенности эпохи яркой образной живописью. Резкие цветовые контрасты помогают воплощению мысли автора. Но писать все же решил.
Когда зритель отходит от картины на некоторое расстояние, составляющие ее отдельные части начинают разворачиваться как бы в новом масштабном измерении, приобретают монументальность и особую динамическую выразительность. Без впечатлений, полученных на фронте, Дейнеке было бы трудно довести до столь блистательного завершения свой грандиозный художественный замысел, сообщить сюжетному действию ту захватывающую силу и убедительность, которые превращают его в источник высоких эмоциональных раздумий над смыслом и значением человеческой жизни. Мужество имеет свою динамику. М., 1987. Дейнека. Важную роль в творчестве Дейнеки играет и другая командировка – заграничная.
Ещё дальше — матрос вскинул над головой автомат и вступил в рукопашную схватку с фашистом. Видным деятелям искусства во время Великой Отечественной войны давали бронь. Во время учёбы Дейнека общается с одной из самых масштабных и знаковых личностей в истории советского искусства – поэтом Маяковским. В их позах можно уловить знакомый пластический мотив, воплощенных в образах поверженных гитлеровцев в «Обороне Севастополя» (см.
Но при этом отметил, что на полотне «Оборона Севастополя» лежащая фигура поверженного немца получилась непропорциональной: «короткие ноги при страшно длинном туловище». В Крыму 25 декабря 1941 года началась Керченско-Феодосийская десантная операция. На картине предстает эпизод боя на узкой полосе набережной.
Меркулов и режиссер Довженко. А. А. С 1920-х гг.
Первый, кого мы сразу видим на картине, — матрос со связкой гранат. Критические замечания в адрес других работ Дейнеки высказали скульпторы В. И. Есть убитые и раненые с обеих сторон. Для ранних работ Дейнеки характерны аскетизм колорита, повышенная роль силуэта и контура, монтажность композиции («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ «Текстильщицы», 1927, ГРМ) в картине «Оборона Петрограда» (1928, Центральный музей Вооружённых Сил РФ, Москва) с её обострённым ритмом, героической монументализацией образов заметно влияние Ф. Ходлера. Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940). Из армии был командирован учиться в Москву, во ВХУТЕМАС на полиграфическое отделение, где его педагогами были В. А. Фаворский и И. И. Нивинский (1920—1925).
Огромный матрос и скорчившийся у его ног фашист, пикирующий над идущими в атаку моряками «мессершмитт» и палящие из орудий корабли, прокопченные руины домов и огненное зарево вместо неба — все это художественные метафоры, вобравшие в себя всю боль и любовь А. Дейнеки, его ненависть и восхищение. Для художника же самым важным было показать столкновение человеческих характеров. В тридцатые Александр Александрович снова сливает воедино две свои давние страсти – живопись и технику, пишет картины на тему авиации.
Вообще военная техника представлена на заднем плане. По мере удаления матросов от переднего плана их действия достигают наибольшей агрессивности: сначала моряки бегут, затем замахиваются на врага, после вступают с ним в бой. По старой привычке А. Дейнека на ходу рисовал быстрыми, меткими штрихами, схватывая лишь главные контуры внезапно возникавших и тут же исчезавших явлений. 3).
Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору. Председатель Комитета по делам искусств М. Б. Участник выставок с 1924: Первой дискуссионной выставки объединений активного революционного искусства (1924), ОСТ (1925–1928), Октябрь (1928–1930), РАПХ (1931–1932). на соискание ученой степени канд. Севастополь: Энциклопедический справочник.
Работу над картиной художник начал в конце февраля 1942 года, а закончил ее к выставке «Великая Отечественная война», которая открылась осенью того же года. Шла тяжелая война, – говорил потом художник о замысле своей картины. Он делает разворот для броска.
Главный принцип искусства Дейнеки был связан с активным вторжением в самую в самую суть жизненных процессов. С. 216-217. На втором плане, на мостике возвращаются раненые измученные, но не сломленные.
Учился в Харьковском художественном училище (1915-1917), во Вхутемасе в Москве (1920-1925) у В. А. Фаворского. Широко известной стала история о том, как пятеро краснофлотцев держали оборону в 23 километрах от Севастополя у деревни Дуванкой (ныне – Верхнесадовое).
Первоначально на эскизе картины эта фигура отсутствовала. Там, конечно, очень красиво. Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись. рис. Но ясного неба на картине нет, а весь горизонт пропитан копотью и дымом. Живопись. Председатель Комитета по делам искусств М. Б.
Паршин, В. Г. Учился в харьковском ХУ (1914–1918) у Р. М. Пестрикова, А. М. Любимова, в ВХУТЕМАС (Москва, 1920–1925) на полиграфическом факультете у В. А. Фаворского и Н. И. Нивинского. Художник безошибочно угадал пропорциональный склад фигуры. В период Великой Отечественной войны Дейнека жил в Москве и выполнял политплакаты для мастерской военно-оборонного плаката «Окна ТАСС».
Живопись. Если «Оборона Петрограда» стала значительным достижением искусства в раскрытии героев революционного периода, то «Оборона Севастополя» открыла принципиально новую страницу в решении батальной живописи, в раскрытии нравственной сущности героизма народа. Матрос повернул лицо навстречу врагу.
1943. В течение двух недель была написана эта картина. Впечатление трехмерности пространства создается движением: рабочие выходят из глубины картины, «разворачиваются в марше» перед зрителем и опять уходят в глубину. В картине «Оборона Севастополя» в решении композиции, он пошел по другому пути, чем это было свойственно его ранней работе. В адрес художника не раз раздавались упреки в схематизме образов, в чрезмерной жесткости пластических форм. Он очень большой — во всю высоту холста. Вот почему такие широкоизвестные вещи, как античная мозаика из Неаполя «Битва Александра Македонского с Дарием», новгородская икона конца XV века «Битва новгородцев с суздальцами», панно тосканского мастера раннего Возрождения Паоло Уччелло «Битва при Сан Романо» историческая композиция В. И. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком», «Оборона Севастополя» Дейнеки, сохраняя общую типологическую основу композиции используя общие законы реального изображения, несут в себе различное образное содержание, соответствующее нравственным ценностям конкретного времени, эстетическому идеалу данного мастера.
Преподавал в ВХУТЕИН (Москва, 1928 –1930 профессор — 1940). Герой Социалистического Труда (1969). Дейнека.
С критикой выступил художник А. М. Картина «Окраина Москвы. С. 6, 8. Примечания 1. 7 ноября 1941 г. они приняли свой последний бой сначала с 7, а затем с 15 танками.
Динамичность действия «Обороны Петрограда» и «Обороны Севастополя» связана с убедительной передачей движения, при воплощении которого автор опирался на метод обобщения нескольких моментов движения фигуры в одном суммированном пластическом образе. Директор МХАТа И. М. Несмотря на то что «Оборону Севастополя» критически восприняли многие участники заседания и не выдвинули на Сталинскую премию, образы этого полотна прочно вошли в культурную память советского общества о войне, ярко демонстрируя ожесточенную борьбу за Севастополь. Белые здания стоят в руинах.
С. 97-98, 108. Член президиума (с 1958), вице-президент АХ СССР (1962–1966), академик-секретарь отделения декоративных искусств АХ СССР (1968 –1969). Герои произведений Александра Дейнеки — молодые люди, в образах которых отразились идеальные представления художника о строителях нового мира — гармонично развитых, сильных, красивых, жизненно активных. Судьба Александра Дейнеки типична для первого поколения новой интеллигенции.
Равинская В. Б. Сама жизнь открыла и путь к решению задачи. Новое испытание Александр Александрович, как обычно, с честью проходит и мозаичные панно по сей день украшают станцию.
14. В 1925 Дейнека стал одним из основателей Общества станковистов (ОСТ). И художник вновь справляется с вызовом. Творческий облик Дейнеки был ярко и отчетливо представлен в его произведениях на первой же выставке в 1924 (Первая дискуссионная выставка объединений активного революционного искусства), в которой он участвовал в составе «Группы трех» (в группу входили также А. Д. Гончаров и Ю. И. Пименов).
Но все попытки врага взять город с ходу успехов не имели. На художественной выставке // Правда.
Художник Александр Дейнека. Но главный двигательный импульс заключен в самой ее конструкции.
Этот прием придает сверхдинамику данному сюжету.
А везде где присутствуют моряки, даже плиты изображены еще чистыми и белыми. 7 ноября 1941 г. они приняли свой последний бой сначала с 7, а затем с 15 танками. Дейнека рисует на дальнем плане бегущих матросов. По цвету моря, отражающего всю лазурь ясного неба, понятно, что на полотне изображен день. Оборона Севастополя.
Александр Александрович Дейнека. 17. 03. Его творческий путь неотделим от жизни страны. Севастополь, 2000. Беседы с изучающими рисование. Именно композиция картин «Оборона Петрограда» и «Оборона Севастополя», ее динамика, контрастное сопоставление отдельных форм и элементов служило средством выражения идейного замысла. 3.
Но разве ясная архитектоника помешала насытить психологизмом персонажи этих картин. Со времени написания «Обороны Петрограда» прошло много лет. Литературно-художественное наследие. Александр Александрович Дейнека. «Оборону Севастополя», так как я этот город любил за веселых людей, море и самолеты.
Чистые, звонкие тона взяты в контрасте с дополнительными. В нахождении выразительной конструкции движения центрального героя «Обороны Севастополя» Дейнека, несомненно, помнил о прежних разработках мотива, но при этом искал пластическую формулу, отвечающую идейному размаху поднятой исторической темы. Фильченков и матросы И. М. Вернувшись с фронта, художник целиком уходит в реализацию окончательно созревшего замысла «Обороны Севастополя»: «. Храпченко отметил, что картина больше походит на панно или плакат.
2. Нужен был более непосредственный конкретный жизненный материал. Воля для каждого человека это что-то светлое, приятное и радостное.
С. 322. Дейнеки «Оборона Петрограда» (1928) и «Оборона Севастополя» (1942). С ходу овладеть Севастополем они не смогли. 1943. М., 2002.
Волна матросов в белых форменках сталкивается с темно-зеленой вражеской волной. Сысоев В. П. И люди готовы до конца за нее бороться. Своей «Обороной Севастополя» Дейнека вписал принципиально новую страницу в историю мировой батальной живописи. Он широко размахнулся, чтобы бросить гранаты в самую гущу вражеских рядов.
Одинцов, Ю. К. К тому времени у него уже имелся опыт иллюстрирования книг, например, романа А. Барбюса В огне в 1926 (впрочем, более известно повторное в 1934). Ненарокомова И. «Люблю большие планы». Я его как художника очень люблю, но эту картину я считаю его неудачей".
Своей Обороной Севастополя Дейнека вписал страницу в историю мировой батальной живописи. Вдали Нева с кораблями и часть набережной. Матросы-десантники в белых форменках идут в контратаку. Художник «испытывал органическую потребность мерить искусство размахом дел своей Родины, жить единой жизнью вместе со своим народом».
Дейнеки. С. 161. В характеристике пространства у Дейнеки, как и в «Обороне Петрограда» и других работах, большая роль отведена движению.
Своей Обороной Севастополя Дейнека вписал страницу в историю мировой батальной живописи. Первые его произведения, как и «Оборона Петрограда» несут в себе «Все признаки декоративного толкования, уклона в панно, устремления к большим плоскостям с очень ясно подчеркнутым начертательным пространством, с абсолютно сознательным толкованием пространства во взаимосвязи плоских мест и резко подчеркнутого объема». Лаконичнее стал пейзаж. Отдельная приморская армия, защищавшая Одессу, была эвакуирована в Крым. Интересны высказывания мастера относительно стилевых признаков своего искусства.
Важной вехой на этом пути явилась «Оборона Петрограда», созданная в 1928 году. В изложении сюжета «Обороны Севастополя» Дейнека не связал своего воображения каким-то единичным эпизодом имевшим место при осаде города. Дейнека Александр Александрович, российский художник, график, скульптор, народный художник СССР (1963), действительный член Академии художеств СССР (1947 вице-президент в 1962-1966). Сначала художник рассчитывал сделать центром изображения схватку между матросом и немецким солдатом (изображены на втором плане). 12.
Это видно по их лицам. Сухопутных частей в городе не оставалось, защита осуществлялась силами морской пехоты Черноморского флота, береговыми батареями, отдельными (учебными, артиллерийскими, зенитными) подразделениями при огневой поддержке кораблей. М., 1974. Белые здания стоят в руинах.
Настоящим шедевром в этом ряду становятся Будущие лётчики (1937), одна из самых романтических картин Дейнеки, на которой изображены трое подростков, они сидят спиной к зрителю и мечтательно смотрят вслед улетающему самолёту. Жизнь искусство, время. С. 143.
Александр Дейнека // Александр Дейнека. Цибулько получили посмертно звезды Героев Советского Союза. 15. Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами (На балконе, 1931) он пишет идейные и трагические картины (Наёмник интервентов, 1931) и вместе с тем продолжает рисовать плакаты (Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов, Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу, 1931). С 1919 по 1920 Дейнека находился в армии, где руководил художественной студией при Курском политуправлении и «Окнами РОСТа» в Курске., Китай на пути освобождения от империализма, Механизируем Донбасс. Он испытывал то особое состояние духа, когда мысль и чувство, тема и личное усилие пришли в гармоническое согласие, заключили союз, обеспечивший достижение поставленной цели.
(Через год и ОСТ и РАПХ прекратят своё существование). Суздалев П. К. С. 161.
соч. Они устремились вперед. 1943. На заднем плане видны только клубы дыма и огня исходящего от пылающего города. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938).
С. 161. 17. Может быть, действительно, простота образов «Обороны Севастополя» граничит с плакатной публицистикой и многое в картине кажется излишне прямолинейным. Его творчество всецело было направлено на познание новой действительности, обращено к актуальным проблемам современного искусства. Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи. 08. 04.
Соплии слезы. 18. Ритм пронизывает все детали композиции, движение людей, ряды винтовок, переплеты моста, силуэты раненых. В «Обороне Севастополя» образ моряка со связкой гранат стал идейно-художественным центром всей композиции, в котором сконцентрировались экспрессия и патетика подвига сражающихся матросов.
Там же. Оп. 1. Началом этой многочисленной серии можно считать монументальное панно Гражданская авиация (1932). Но работа над картиной началась задолго до того, как он положил первые мазки на полотно.
Дейнека вполне может быть назван иконописцем Техники. К слову сказать, Красная армия освободила Севастополь в течении двенадцати дней, тогда как немцы штурмовали город 250 суток. Именно наличие этих качеств, обусловленных смысловым контекстом сюжета, делает процесс восприятия «Обороны Севастополя» столь увлекательным и творчески активным. И, на самом деле, правда. Капитолий, Танцоры в Гарлеме, Нью-Йорк, Париж. Композиция строится в трех планах.
Темы же своих картин, как отмечал он, черпал из жизни. Москвин подчеркнул незавершенность полотна, которое, видимо, создавалось в спешке. Его картины и панно отражают приметы современности и дух эпохи (коллективизация индустриализация, военная тематика, антирелигиозный пафос, новый быт) в стилистике, близкой конструктивизму и «новой вещественности». Интересно, что для создания образа сильной и мускулистой центральной мужской фигуры Дейнека пригласил знакомую женщину-спортсменку с соответствующим телосложением.
Интересно, что в эскизе к картине главную роль играл как раз персонаж этой группы, а моряк со связкой гранат появился на последующих стадиях работы над композицией. Тот же герой, полный ярости и справедливого гнева, готовый пожертвовать своей жизнью во имя свободы, воспет через много лет в картине «Оборона Севастополя» (1942). Верх картины занимает темно-красное небо, переполненное огнем и дымом. Слева и позади от центральной фигуры матроса наступают его товарищи. Эти фронтовые графические наброски впоследствии пригодились А. Дейнеке в работе над эпическим полотном «Оборона Севастополя».
адресовался в первую очередь пролетарскому читателю), был посвящён атеистическому воспитанию масс и борьбе с религиозными предрассудками. 19 сентября 1941 года немцы вошли в Киев. Над полуразрушенным городом пикирует "Юнкерс". Создавая произведение, художник вступал на путь сложных обобщений творческих исканий. Меркулов и режиссер Довженко.
Рассмотрим колорит картины. 10. Художник показал атмосферу кромешного ада. Набережная Сены, Париж.
Учусь у Фаворского, прекрасного мастера и последовательного методиста». Другой матрос застыл неподвижно на бегу, сраженный вражеской пулей. В этой связи важную смысловую роль играют на полотне образы убитых фашистов. Журнал Безбожник, в 1923-1932 гг.
О подвиге защитников Севастополя Дейнека мог узнать из сообщений радио и прессы. 1. Однако работа художника в Безбожнике и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой.
Темные только формы врагов. 7. соч. Таким образом освободить Крым и деблокировать Севастополь не удалось. Тогда мне пришла в голову мысль прибегнуть к женской натуре.
От секции художников работы Дейнеки представлял И. Э. С критикой выступил художник А. М.
Его цель – плывущие в бухте советские корабли. Он использовал в «Обороне Севастополя» прием масштабного приближения отдельных героев, одновременного сопоставления дальних мизансцен с крупно поданным действием первого плана. Образная интерпретация сюжетной фабулы «Обороны Севастополя» органично вытекает из существа изобразительной структуры и композиционной тектоники полотна, которая восходит к древнейшему типу построения многофигурного сюжета с помощью контрастного сопоставления противостоящих друг другу человеческих коллективов. Цибулько получили посмертно звезды Героев Советского Союза.
Грабарь назвал его «мастером», который имеет свой «ясно выраженный, ни на кого не похожий стиль». Удивительно хорошо сработала на заднем плане лошадь. 26. 02 Бескин О. Заметки с выставки // Вечерняя Москва. Ф. Р-183. Прежде всего Герасимов обратил внимание на плохо выписанные центральные фигуры: крайний слева матрос, бросающий гранату имеет верх «великана», а «торс от мальчика» лежащая фигура немецкого солдата изображена с «ногами от мальчика» и «туловищем от мужика». Но ясного неба на картине нет, а весь горизонт пропитан копотью и дымом. Движение же художник передает в пластически объемной форме с ясно выраженным силуэтом, так как под силуэтом Дейнека мыслил «не просто плоскость, а материально насыщенную предметность, дающую с близкого расстояния богатую, многоплановую видимость форм и переходящую при дальнем восприятии в образно выразительное контурное изображение».
и сравнить их с картинами Дейнеки того же времени. Слева и позади от центральной фигуры матроса наступают его товарищи. По цвету моря, отражающего всю лазурь ясного неба, понятно, что на полотне изображен день. Красная армия в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками // Красная звезда.
5. Глядя на «Оборону Севастополя», не скажешь, что над ее созданием автор корпел и мучился либо испытывал какие-то технические затруднения с нахождением выразительных групп, характерного освещения, типических образов, композиционно оправданной цветовой гаммы. О подвиге защитников Севастополя Дейнека мог узнать из сообщений радио и прессы. Сам он вспоминал впоследствии: «Моя картина и я в работе слились воедино.
Герасимов, указывая, что картина, «сильная по темпераменту», к сожалению, содержит много «досадных ошибок». На набережной стоит подбитый немецкий танк, уткнувшись дулом вниз. После службы молодого талантливого курянина командируют в Москву, где он получает возможность продолжить художественное образование во ВХУТЕМАСе, на полиграфическом отделении, у самых именитых учителей – известного живописца, графика и театрального декоратора Игнатия Нивинского и другого, ничуть не менее прославленного художника, сценографа, книжного иллюстратора, основателя советской ксилографии и теоретика живописи – Владимира Фаворского. Каждая деталь картины глубоко продумана и мастерски выполнена художником.
Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. Позднее, 23 октября 1942 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР политрук Н. Д. искусствоведения.
1943. Указ. Ноябрь 1941 года» (1941) — первая в этом ряду.
8. Директор МХАТа И. М. «В своей пластике он концентрирует былинную мощь, беззаветный героизм, присущий всему воинству». Автор организует тему избрав мотив шествия, сообщив ему беспрерывный кольцевой ход. «Романтизм Александра Дейнеки следует рассматривать как попытку сгладить конфликт между эстетическим идеалом эпохи, к которой он как художник стремился и мифотворческим идеалом, который ему навязывал государственный режим»9.
У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. 9. Александр Александрович Дейнека родился 8 (20) мая 1899 года в Курске, в семье железнодорожника. Я его как художника очень люблю, но эту картину я считаю его неудачей». Сам Дейнека так охарактеризовал данный подход: «Оборона Севастополя» — картина сложная по типажу, что дало материал для ее фрагментирования. В этом большую роль сыграло обращение в 1920-1930-х годах к теме гражданской войны.
Ненарокомова И. Указ. Дальний план показывает нам объятый пламенем город. успешно работал в журнальной графике (для журналов «У станка», «Прожектор» и др. ), книжной иллюстрации (к басням И. А. Крылова, 1922 кн.
Ленин с детьми в автомобиле, скорее всего вранье, но вранье, достойное веры. Жизнь искусство, время., Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства, 1930). Он отдельно штудирует голову, кисти рук, уточняет положение ног поверженного «завоевателя», желая придать его облику этическую окраску. Довольно показателен для творческого метода художника процесс разработки этого образа, который обнаруживает сходство с героями его более ранних произведений, таких, как панно «Бейсбол» (1935) и великолепный плакат «Физкультурница» (1933). Центральным объектом творчества художника был человек, весь спектр его эмоций, выраженных в различных пластических очертаниях, жестах, силуэтах.
Создавал плакаты Курского РОСТА и оформлял агитпоезда. «Это искусство исторических обобщений, в которых опыт прошлого увиден и осмыслен с многолетней дистанции глазами иной эпохи». Немецкие войска уже захватили Крымские перешейки и в конце октября 1941 года вплотную подошли к Севастополю. Поза лежащего символизирует горькое прозрение, снизошедшее в час расплаты чувство вины за содеянное, в протянутых руках убитого словно застыла мольба о пощаде.
С них ведут огонь по немецкому самолету. Но взгляд снова оказывается втянутым в непрерывное кипение битвы. Ф. 2073. Сначала художник рассчитывал сделать центром изображения схватку между матросом и немецким солдатом (изображены на втором плане). Но писать все же решил. М., 2010.
Мухина, С. Д. Соответственно этому мы прочитываем сюжет «Обороны Севастополя» как бы в двух взаимосвязанных аспектах. Началась героическая оборона города, продолжавшаяся 250 дней. С. 217. Анализируя «Оборону Петрограда» и «Оборону Севастополя», можно обнаружить внутреннюю близость этих произведений в русле единого процесса развития отечественного искусства. В то же время выступавшие на заседании режиссеры Ф. М.
Там же. Сдвинув фигуру в левый край полотна, художник оставил перед ней свободную зону пространства, как бы предвещающую неотвратимость следующего мгновения — полет связки гранат в гущу вражеских солдат. Далее группа матросов рывком сомкнутым строем бросается вперед. Фильченков и матросы И. М. А главное настроение – это скорость и простор.
Мы видим страшное зрелище. Л. 38. Оборону Севастополя, так как я этот город любил за веселых людей, море и самолеты. Писатель А. А. Д. 356.
Учился в Харьковском художественном училище. Оборону Севастополя, так как я этот город любил за веселых людей, море и самолеты. Его сильные ноги словно вросли в каменистую севастопольскую землю. Это был Микеланджело, барочное буйство человека и природы Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно Оборона Севастополя (1942), страшное и величественное.
Дейнека посвящал свои произведения человеку труда, рабочему, мужественному воину в годы испытаний. Авиационные картины Дейнеки разнятся по настроению – от изобразительности (Бомбовоз, 1932, Гидропланы, 1934) до героической патетики (Парашютист над морем, 1934, Краснокрылый гигант, 1938). За ним следом поднимается его товарищ — без рубахи, с гранатой в руке. моя картина и я в работе слились воедино. 4.
Д. 9. Наши моряки в чистых парадных формах идут на верную смерть. Там же. Ему пришлось пригласить знакомую спортсменку для позирования, так как сильной мужской модели в Москве было не отыскать — все ушли на фронт. На их основе рассматриваются особенности творческого метода художника. Другой матрос застыл неподвижно на бегу, сраженный вражеской пулей.
РГАЛИ.
В это время он создал напряженные и драматичные произведения. В кафе, Париж. Участник «Объединения трёх» (1924, с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым), член художественных объединений ОСТ (1925-1927, один из учредителей), «Октябрь» (1928-1930), Российской ассоциации пролетарских художников (1931-1932). Импульсом к созданию картины Оборона Севастополя послужили фотографии разрушенного Севастополя, которые Дейнека увидел в начале 1942 года.
На набережной стоит подбитый немецкий танк, уткнувшись дулом вниз. А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом Сутки советского неба (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена Маяковская, всего за шесть месяцев до её открытия. Фон боя трагичен и тревожен. Сын курского железнодорожника.
Волна матросов в белых форменках сталкивается с темно-зеленой вражеской волной. Грабарь. 20. В статье анализируются два произведения художника А. А. 11.
Л. 34, 45-46, 199. Л. 3, 33. Критические замечания в адрес других работ Дейнеки высказали скульпторы В. И.
С. 178. Бойцы бегут рядами, загораживая друг друга, выстраивая, таким образом, цепь. В ранних своих работах, как это видно на примере анализа «Обороны Петрограда» Дейнека пользуется близким к графике методом контрастного сопоставления приглушенных темных и светлых тонов в их тонированных вариантах, обращается к большим плоскостям, четкому рисунку. Матрос ранен. Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах (Тоска по изящной жизни, 1927).
Он настойчиво изучает тот или иной вид движения. Дейнеки имелась картина «Амазонки», созданная в 1947 г. на основе его представлений об этом древнегреческом мифе. Фон боя трагичен и тревожен. В творческом арсенале А. А.
Но писать все же решил. С. 65-75). Создание социально насыщенных тематических произведений, передающих в образной форме облик современности «ОСТ» ставил своей целью. Дисс. Довженко дали положительную оценку картине17.
Зрительно картина делится на две части. Представив сюжет как чередование и последовательность нескольких ритмически взаимосвязанных эпизодов, выразительных своей моментальной характерностью, художник передал живое ощущение многомерной временной протяженности действия имеющего настоящее, прошлое и будущее не только в рамках ситуации, непосредственно воспроизведенной на полотне, но и в ракурсе целого исторического процесса. Он погибнет — и не отступит. С этого времени началось его становление как художника. Новое свои живописные планы». Вообще военная техника представлена на заднем плане.