Создание «Обороны Петрограда» (1928) явилось итогом всей предшествующей работы художника над собирательным образом рабочего класса, но и по времени совпадала с участием Дейнеки в «Обществе станковистов» — «Ост» (1925-1928), что во многом определило идею картины. Дейнеки «Оборона Петрограда» (1928) и «Оборона Севастополя» (1942) // Бизнес и дизайн ревю. В 1928 он пишет одно из главных творений, патетическую историко-революционную картину, которую впоследствии назовёт своей любимой вещью – полотно Оборона Петрограда с изображением шеренги петроградских рабочих, уходящих на борьбу с Юденичем.
Такие картины, как «Донбасс» (1947), «На просторах подмосковных строек» (1949), «Тракторист», «В Севастополе», «У моря. удар по левому флангу со стороны Финского зал. рабочих. На втором плане, на мостике возвращаются раненые измученные, но не сломленные. Насколько к концу войны была глубока эта «разрядка» в настроении художника, наглядно говорит его большая картина «Раздолье» (1944) – радостная, полная жизнеутверждающей праздничной яркости, звучащая как песня благодаря ясному, прозрачному, легкому ритмическому и колористическому строю.
Дома тревожно притихли. В их позах можно уловить знакомый пластический мотив, воплощенных в образах поверженных гитлеровцев в «Обороне Севастополя» (см. Все эти работы – от картины «Мать» до произведений, выполненных в Америке, – отличаются особенным живописным богатством, необычайно изысканной колористической гармонией, неисчерпаемой изобретательностью композиционного построения, неизменно оставаясь проникнутыми жизненной правдой, обостренной психологической выразительностью.
В них заметны черты надуманности или рассудочной нарочитости. Лауреат Ленинской премии. Конечно, картина далеко вышла за рамки простой иллюстрации. В их числе погиб председатель Кронштадтского Совета коммунист М. Мартынов. Все документальные обстоятельства события, бытовые подробности отметаются.
Действительный член Академии художеств СССР.
В характеристике пространства у Дейнеки, как и в «Обороне Петрограда» и других работах, большая роль отведена движению. 3). В борьбе с изменниками погиб комиссар 2-й Петроградской бригады А. Раков. Таким видит город Дейнека Александр.
1941 год» (1941) стало почти символом тревоги за столицу и вместе с тем обобщенным образом неприступной Москвы военных лет. Авров) развернул интенсивное строительство оборонит. У финиша, 1927). Необходимо отметить некоторые стороны и особенности творчества Дейнеки в этот насыщенный и плодотворный период.
Автор организует тему избрав мотив шествия, сообщив ему беспрерывный кольцевой ход. ПЕТРОГРАДА ОБОРОНА 1919, боевые действия войск сов. наделяет своих героев типологическими характеристиками. Типичными живописными произведениями «остовского» периода стали полотна Перед спуском в шахту (1925), На стройке новых цехов (1926), Текстильщицы (1927).
Художник воплощает героический подвиг народа в «Обороне Петрограда» (1928), сумевшего отстоять свою идею, свою республику. Но если, скажем, в картинах «На стройке новых цеховНа стройке новых цехов. В картине – в строю рабочих, шагающих на фронт, – изображено всего пять рядов (в эскизе было семь). Фон дан скупой линией отдаленного города. войска Ударной группы овладели Павловском и Детским Селом (ныне г. Пушкин в составе С. -Петербурга). полк, 2 батальона ВЧК, ок. Многие из этих задач ОСТ очень весомо и сильно решил за время своего короткого существования – именно отсюда среди других работ вышла первая подлинно монументальная, несущая в себе обобщенный и глубоко действенный образ советская историко-революционная картина – «Оборона Петрограда» Дейнеки (1927).
Они занесены снегом. Река Тускорь, 1945). Этим годом датируется Мать – одна из самых значительных его картин. Интересны высказывания мастера относительно стилевых признаков своего искусства. С 4 нояб.
По свидетельству самого автора, в картину вписано несколько конкретных портретов. командования гл. Эта работа, которая производит впечатление и сегодня, несомненно, результат долгих раздумий и поисков художника. Попы и знахари, обличаемые кистью Дейнеки (Сам батюшка пожаловал, Святые прозорливцы, Чудодейница, 1925) пришлись в этом журнале ко двору. С этого времени началось его становление как художника. На следующий год участники этой выставки вместе с другими выпускниками ВХУТЕМАСа основывают Общество станковистов (ОСТ), Дейнека – один из членов-учредителей.
Дейнековскому образу матери с ребёнком на руках предстоит стать классическим. Композиция строится в трех планах. По мосту прямо на зрителя шагает слитная шеренга матросов, за ней – другие ряды моряков и солдат.
При небольшом размере они отличаются монументальной широтой. лаконичен. За короткий срок были сооружены 3 оборонит. замедлились, а к исходу 20 окт. С 1920-х гг. Сын курского железнодорожника.
В картине «Оборона Севастополя» в решении композиции, он пошел по другому пути, чем это было свойственно его ранней работе. Да, успех был, но в бочке меда оказалась ложка дегтя.
(Через год и ОСТ и РАПХ прекратят своё существование). Тяжёлые бои, продолжавшиеся более недели, развернулись в районе Гатчины и лишь 3 нояб. Для ранних работ Дейнеки характерны аскетизм колорита, повышенная роль силуэта и контура, монтажность композиции («На стройке новых цехов», 1926, ГТГ «Текстильщицы», 1927, ГРМ) в картине «Оборона Петрограда» (1928, Центральный музей Вооружённых Сил РФ, Москва) с её обострённым ритмом, героической монументализацией образов заметно влияние Ф. Ходлера. В «Обороне Севастополя» образ моряка со связкой гранат стал идейно-художественным центром всей композиции, в котором сконцентрировались экспрессия и патетика подвига сражающихся матросов. Все это позволило насытить полотно живым дыханием времени, точно почувствовать и воспроизвести эмоциональную атмосферу, в которой решалась судьба революционных завоеваний народа. в наступление войска Сев. -Зап. Дейнека с интересом присматривался к окружавшей его многоликой стихии творческих поисков, экспериментов, альтернативных тенденций и установок.
— Учимся в библиотеке, музеях, на выставках, на диспутах, у Маяковского, Черемныха. Уже первое произведение Дейнеки «Окраина Москвы. В 1935 году художник посещает США, Францию и Италию.
Пред. Когда в 1931 году Октябрь принимает его рисунки на выставку с большим количеством оговорок, художник покидает общество и переходит в РАПХ (Российская ассоциация пролетарских художников). Обстановка для сов. Вдали Нева с кораблями и часть набережной.
Уже на Первой дискуссионной выставке 1924 года, где Дейнека, студент Вхутемаса, фигурировал в составе особой «группы трех» (вместе с Г. Пименовым и А. Гончаровым), он имел ясно выраженный творческий облик и очень отчетливо проступающие склонности и стремления. Рыбачки» (все 1956), такие мозаики, как «Парашютист» (1957), «Красногвардеец», «Доярка» (обе 1962), такие рисунки, как «Обнаженная девушка» (1951), являются созданиями большого художника, влюбленного в жизнь, преклоняющегося перед нравственной и физической красотой и достоинством человека. Весь день советские линкоры «Петропавловск» и «Андрей Первозванный» и кронштадтский форт Реф вели артиллерийский обстрел Красной Горки и Серой Лошади. осуществлял пред.
Дейнека Александр Александрович, российский художник, график, скульптор, народный художник СССР (1963), действительный член Академии художеств СССР (1947 вице-президент в 1962-1966). Действительный член Академии художеств СССР. Вероятно, это и дало моему искусству некоторые черты новаторства».
Член-корреспондент Академии. чел. ). Поездка в Севастополь в 1934 году даёт художнику почву для написания ряда новых пейзажей. В обратном направлении, наверху, устало и медленно бредут раненые.
Художники такого рода, как Дейнека, относящиеся к своему времени – к его делам и стремлениям, к его трудностям и успехам – с величайшей ответственностью, с глубокой личной заинтересованностью, непременно будут связаны со своей эпохой тысячей неразрывных нитей и именно вот таким образом всегда будут трогать и волновать зрителей самых разных времен. В слитности ровных рядов мы ощущаем единую волю защитников красного Питера. Угроза Петрограду была снята. Он настойчиво изучает тот или иной вид движения.
Также в этот период он иллюстрирует басни Крылова (Кот и повар, Крестьянин и смерть, 1922). Картина «Первая пятилетка» (группа идущих рабочих, со строгими, серьезными, напряженными лицами, а за ними вверху, на фоне неба, греческая статуя Ники Самофракийской – гордое олицетворение победы) еще раз доказала одно из важнейших свойств Дейнеки: умение создать живые человеческие образы, полные психологической сложности и обостренной выразительности. батарей, 7бронепоездов и др. Конструктивность проявляется в использовании принципа экономии, в стремлении достичь максимума выразительности минимумом средств.
– «Оборона Петрограда». Кажется, что фигуры повторяют одна другую и эти повторы очертаний словно заставляют нас услышать ритмичный чеканный шаг. Народный художник СССР.
Внизу суровым торжественным маршем проходят боевые порядки защитников Петрограда. Они захватили воображение художника в связи с работой над иллюстрациями к детским книгам «Через полюс в Америку» Г. Байдукова и «Наша авиация» И. Мазурука (вышли в свет в 1938 и 1940 годах). Его творческий путь неотделим от жизни страны. Пожалуй, более других в ходлеровском наследии его привлекали работы на тему труда.
Картина даже сближается со скульптурой, настолько мощно выписаны защитники города. Монументалист, художник, график и скульптор, Герой Социалистического Труда. Монументалист, художник, график и скульптор, Герой Социалистического Труда. Отвергая одну точку схода, фриз скользит по плоскости и не уводит взгляд в глубину. В течение двух недель была написана эта картина.
Вот типичные его призывы: «Спрессуем в массовый мозг мозга людские клетки», «Раздувай коллективную грудь-меха». штыков, до 1тыс.
И вместе с тем дается образ неприступной для врага столицы. Мужество имеет свою динамику. После жестоких пыток мятежники расстреляли коммунистов. Даже в тяжёлое военное время Дейнеке удаётся написать несколько картин (часть из которых была начата ещё до июня 1941) на мирные темы (Раздолье, Портрет Мирель Шагинян, 1944). Народный художник СССР.
Бронзой и сталью отливает сдержанный колорит картины. Однако работа художника в Безбожнике и других журналах отнюдь не ограничивалась сатирой. 7-й армии Зап.
рабочих в октябре– ноябре по защите Петрограда (С. -Петербург) от белогвардейских войск и иностранных интервентов во время Гражд. А зимой 1938 года в стремительном темпе начинается работа над мозаичным циклом Сутки советского неба (на котором, по замыслу, должна быть запечатлена жизнь советского народа в течение одних суток) будущей станции московского метрополитена Маяковская, всего за шесть месяцев до её открытия. Не «замечает» художник и качественной разницы между снегом и небом используя почти один и тот же ровный чуть сероватый тон, на котором четкими силуэтами, броско, как на плакате, читаются два основных мотива: шеренга рабочих-красногвардейцев, решительно идущая на борьбу с врагом и нестройный ряд возвращающихся с фронта бойцов.
Штаб обороны Петрограда (Г. Е. Просто сейчас они все объединены одной идеей и ничему личному в данный момент нет места. Зеленой). Динамичность действия «Обороны Петрограда» и «Обороны Севастополя» связана с убедительной передачей движения, при воплощении которого автор опирался на метод обобщения нескольких моментов движения фигуры в одном суммированном пластическом образе. РВСР Л. Д. Таков прелестный рисунок «Теннис» (1926) – четыре легкие изящные фигурки девушек-спортсменок. Но работа над картиной началась задолго до того, как он положил первые мазки на полотно. Нередко при всей незрелости формальных исканий (ведь в 1924 году Дейнеке было двадцать пять, Пименову и Гончарову – двадцать один год от роду) эта тогдашняя художественная молодежь ставила себе весьма серьезные и важные задачи.
действиями сов. По аналогии с принципами древнерусской стенописи он разрабатывает внутренне подвижную систему пропорциональных членений, сообщающую на расстоянии надлежащий масштаб изображению, позволяющую органично сочетать легкую, словно летящую силуэтность формы с объемной пластикой, декоративную плоскость с эффектом неиллюзорной, но по-своему впечатляющей глубины. Зима», все 1931) художественный дар Дейнеки раскрылся, наконец, во всем своем многогранном богатстве.
И все же можно сказать, что «монументализм» искусства Дейнеки нигде не проявился в таком последовательном и чистом виде, как в станковой живописи и акварелях, – именно здесь большой стиль менее всего оказался предвзятой, заранее намеченной формой, а стал органически целостным и естественным выражением чувства реального времени в его наиболее прогрессивном и действенном осмыслении, стал верным эхом истинных и вечных человеческих ценностей. Художник «испытывал органическую потребность мерить искусство размахом дел своей Родины, жить единой жизнью вместе со своим народом». Член-корреспондент Академии. Особо останавливается Дейнека на истории создания ходлеровского «Дровосека».
В послевоенный период Дейнека сохраняет прежний уровень работоспособности и мастерства, однако возвращается к старым, проверенным жанрам (мирные трудовые будни, спорт, духовно и физически здоровая натура), практически перестаёт расширять границы своего творчества. до того момента, когда Юденич предпринял крупное наступление. Оно подытоживает искания, проявившиеся в предшествующих работах художника.
дивизии, снятый с охраны Кремля Латыш. Но взгляд снова оказывается втянутым в непрерывное кипение битвы. В картине практически нет никаких примет быта. Анализируя «Оборону Петрограда» и «Оборону Севастополя», можно обнаружить внутреннюю близость этих произведений в русле единого процесса развития отечественного искусства.
Ритмика этих планов различна. Но картина не была одинокой удачей. Произведенная коррекция отдельных слагаемых и черт композиции существенно видоизменила весь драматургический строй изображения, внесла в общее действие монументальную выразительность, широкий исторический контекст.
С переломом к победе изменились и образы все еще обостренно-напряженных произведений художника: «Сбитый ас» (1943), с его безжалостно-суровой и в то же время великодушно-человечной правдой художественного образа и акварель «Берлин. Впечатление трехмерности пространства создается движением: рабочие выходят из глубины картины, «разворачиваются в марше» перед зрителем и опять уходят в глубину.
Но бойцы становятся ещё суровее и сильней их ненависть к врагу. В конце тридцатых Дейнека иллюстрирует книги об авиации, написанные для детского чтения известными лётчиками (Г. Байдуков Через полюс в Америку, 1938, И. Мазурука Наша авиация, 1940). Лауреат Ленинской премии. В окончательном варианте композиция картина стала строгой, уменьшилось количество фигур и деталей, облик красноармейцев, облик красногвардейцев стал величественнее и монументальнее. У. Коуэн) к середине октября вышли на дальние подступы к Петрограду (см.
Но враг не пройдет. Именно композиция картин «Оборона Петрограда» и «Оборона Севастополя», ее динамика, контрастное сопоставление отдельных форм и элементов служило средством выражения идейного замысла. штыков, ок. В «Обороне Петрограда» и «Обороне Севастополя» отразилось идейное содержание творчества самого Дейнеки, воплотившиеся в монументальном художественном обобщении идей современности в образах, рожденных в борьбе за новый и светлый мир. С 20 мая ремонт судов Балтийского флота стал производиться в режиме круглосуточной работы.
На эти годы пришлась гражданская война. В 1928 г. в Москве была большая художественная выставка «10 лет рабоче-крестьянской Красной Армии». Одна из лучших картин Дейнеки получит то же название, что и известное стихотворение Маяковского – Левый марш (1941). Стремясь удержать инициативу, 25 окт. В районе Колпина была создана Ударная группа (С. Д. Равно как и карикатуры на тех, кто считался классовым врагом победившего пролетариата: на кулаков интервентов, нэпманов, мещан и манерных дам, сожалеющих о дореволюционных временах (Тоска по изящной жизни, 1927).
Первые его произведения, как и «Оборона Петрограда» несут в себе «Все признаки декоративного толкования, уклона в панно, устремления к большим плоскостям с очень ясно подчеркнутым начертательным пространством, с абсолютно сознательным толкованием пространства во взаимосвязи плоских мест и резко подчеркнутого объема». дивизии, усиленной отрядами вооруж. 1, 3тыс. Ощущение динамики в «Обороне Севастополя» подчеркнуто столкновением встречных «волн», бросающихся в бой матросов и наступающих фашистов.
Он жертвует правдой индивидуального во имя общего. Пустынная «Площадь Квиринала» или причудливая «Испанская лестница» передают неповторимый «дух местности», атмосферу улочек Рима. их наступление практически было остановлено на рубеже Стрельна, Лигово, Пулковские высоты (12–15км от города). Народный художник СССР. на Красное Село– 6-я стрелк. По контрасту с образами красногвардейцев четким «державным» шагом шествующих к фронту, движение раненых на мосту выдержано в иной психологической тональности и словно уже не принадлежит текущему отрезку времени, видится с отдаленной временной дистанции.
городов: бригада курсантов, бригада 21-й стрелк. командование готовилось кконтрнаступлению. Противоположные по ритму и пластике, оба шествия образуют замкнутый смысловой круг, создают впечатление бесконечного людского потока. Народный художник СССР. В эти годы у Дейнеки были удачи и в монументально-декоративном искусстве – в мозаиках для фойе актового зала Московского университета (1956), для Дворца съездов в Московском Кремле. фронтов, была объявлена мобилизация трудящихся в возрасте от 18 до 40 лет. Зиновьев, Д. Н. Все атаки врага, рвавшегося к Гатчине и Царскому Селу, были успешно отбиты.
части 6-й стрелк. стрелк. 1925Государственная Третьяковская галерея» четкая построенность композиции, ее конструктивная жесткость несли в себе элемент нарочитости, то теперь, в «Обороне Петрограда», эти формальные качества обрели смысл, активно раскрывая тему непримиримой революционной борьбы.
Важную роль в творчестве Дейнеки играет и другая командировка – заграничная. Как и у других членов ОСТ, множество картин раннего периода творчества Дейнеки посвящены изображению примет XX столетия, воспеванию мирной советской действительности: промышленного производства индустриализации, жизни современного города и горожан, физической культуры и массового спорта (В Донбассе, 1925, Перед спуском в шахту, На стройке новых цехов, Лыжники, 1926, Текстильщицы, 1927). Лауреат Ленинской премии. Художественный язык мастера необычайно плотен и синтетичен, кратчайшим путем подводит к открытию главной сути замысла, формируя при этом область недосказанного, побуждающую зрителя к сотворчеству, самостоятельному домысливанию значений, скрытых в подтексте. О картинах Ходлера «Садовник», «Часовщик», «Дровосек», «Старый крестьянин» Дейнека говорил, что они задуманы как монументальные портреты, синтезирующие в реальной пластической формуле большие человеческие качества, характеризующие типическое лицо представителя целой корпорации: «Они все отличаются найденной характерной позой человека труда, профессия которого узнается отнюдь не через частные признаки униформы, нет их такими сделал труд».
Но если в ходлеровской фреске его художественная интерпретация больше тяготеет к эффектной, но несколько отвлеченной ритмико-пластической системе, то в «Обороне Петрограда» аналогичная сюжетная завязка выступает стержнем эмоционального осмысления революционной стихии, пружиной раскрытия целостной сущности передовой общественной силы, противостоящей старому миру. войск на подступах к Петрограду резко возросло. Оба в своём творчестве уделяли большое место сатире, оба не чурались работы над рекламными и агитационными плакатами, считая это своим долгом перед обществом. И события исторические, в учебники вошедшие. Учился в Харьковском художественном училище (1915-1917), во Вхутемасе в Москве (1920-1925) у В. А. Фаворского.
От города художник переходит к сельской местности, с глубоким страданием запечатлевает изуродованную землю родной страны (Сгоревшая деревня, 1942). Одним из первых шагов становится работа над книгой Про лошадей для самых маленьких. В «Обороне Петрограда» Дейнека предстает зрелым, сложившимся мастером, остро чувствующим время, умеющим показать реальное событие в живом развитии и закономерных исторических связях.
Он может идти одной лентой, но зачастую переходит на стене в ряд поясов. 3 полков ж. -д. Под Петроград началась переброска войск из глубины страны и с др. Монументалист, художник, график и скульптор, Герой Социалистического Труда.
армии ген. Темы же своих картин, как отмечал он, черпал из жизни.
Изобразительный язык художника графически условен. В день подписания декларации» (1945), написанная Дейнекой с натуры и поднятая до символического обобщения, – это превосходные свидетельства всеобщности тех чувств, что владели всем советским народом на исходе войны. Такова замечательная акварель «Тюильри» (1935) с изображенной на ней скульптурой стремительно бегущей девушки и с неподвижно застывшей фигурой человека – бродяги или безработного – на садовой скамейке. Подобное нарушение рисунка оправдано всей образной системой картины. Монументалист, художник, график и скульптор, Герой Социалистического Труда.
Вспоминая знаменитую грековскую «Тачанку» (1925), Дейнека писал: «Сила произведений искусства в том, что в них сохраняется подлинность времени. Резкая и яркая, зорко наблюденная характеристика изображенных людей скупой отбор минимальных необходимых примет места и времени смелая, вольная, даже причудливо отстраненная композиция цвет, сдержанный и полностью отвечающий эмоциональному состоянию, – все это говорило о настоящей взволнованности и действенном гуманизме создателя этих картин, очень далеких от элементарной, чисто внешней «современности», какую часто только и хотели видеть в искусстве Дейнеки. Заслуживают внимания всего лишь три картины этого периода: «Первая пятилетка» (1936), «Никитка – первый русский летун» (1940), «Левый марш» (1941). После 30-минутной арт. Его картины и панно отражают приметы современности и дух эпохи (коллективизация индустриализация, военная тематика, антирелигиозный пафос, новый быт) в стилистике, близкой конструктивизму и «новой вещественности».
Уже тогда это была историческая картина. Во второй половине 1930-х годов в искусство Дейнеки широко входят новые темы. То, как использована в «Обороне Петрограда» семантическая роль фрагмента и крупного «движущегося» плана, сродни построению кадра в фильме «Броненосец Потемкин». Ещё один принципиально новый вид работы для Дейнеки – настенная роспись.
РобертТакервсвоей книге «Сталин. эскадры (команд. – адм. Дейнека знакомиться с путиловскими рабочими, яркие характеры которых помогли найти выразительный типаж.
Вместе с тем он не прекращает писать в хорошо знакомых стилях на привычные темы исторические и спортивные (Коммунисты на допросе (в штабе белых), Безработные в Берлине, 1933, Крестьянское восстание, Бегуны, Вратарь, 1934). 15 окт. Самая тесная и непреложная связь между формулой композиционного решения и внутренней логикой представленной ситуации неизменно наблюдается в картинах самого Дейнеки. В первый год войны в центре внимания Дейнеки находится прифронтовая жизнь Москвы. Своими, оригинальными средствами блистательных результатов на этом пути добивается К. С. Петров-Водкин в картине «Смерть комиссара» (1928).
Юденича при поддержке 1-й эст. Авиационные картины Дейнеки разнятся по настроению – от изобразительности (Бомбовоз, 1932, Гидропланы, 1934) до героической патетики (Парашютист над морем, 1934, Краснокрылый гигант, 1938). Действительный член Академии художеств СССР. Но они развернуты так, что кажется, весь строй «закругляется» в своем движении.
Ноябрь 1941 года (1941). «ОБОРОНА ПЕТРОГРАДА», А. А. Дейнека.
В центре 7-й армии на Пулковских высотах оборонялись гл. Капитолий, Танцоры в Гарлеме, Нью-Йорк, Париж.
Главные средства выразительности – силуэт, контрасты темного и светлого. При внешней простоте «Оборона Петрограда» — классический пример завершенной самобытной конструкции, в которой невозможно провести четкую грань между условностью художественного приема и стоящей за ней содержательной информацией, точно так же как нельзя измерить действительную сложность и духовную высоту переданного содержания количеством использованных элементов формы.
Особенно характерны для этого времени две: авиация и история. В эту пору не случаен пристальный интерес Дейнеки к мозаикам и фрескам Древней Руси.
(Об этом эпизоде рассказывает сам Троцкий, одержимый «синдромом Мюнхгаузена» в хвастливой автобиографической книге «Моя жизнь». — Л. Б. ). Последние два года жизни из-за тяжелой болезни Дейнека был не в состоянии работать. Одновременно с фотографичными, жизненными и где-то игривыми полотнами (На балконе, 1931) он пишет идейные и трагические картины (Наёмник интервентов, 1931) и вместе с тем продолжает рисовать плакаты (Построим мощный советский дирижабль Клим Ворошилов, Дадим пролетарские кадры Урало-Кузбассу, 1931). по 4 нояб. В картине «Оборона Петрограда» Дейнека Дейнека Александр Александрович Один из самых значительных деятелей советского искусства.
Участник «Объединения трёх» (1924, с А. Д. Гончаровым и Ю. И. Пименовым), член художественных объединений ОСТ (1925-1927, один из учредителей), «Октябрь» (1928-1930), Российской ассоциации пролетарских художников (1931-1932). Очевидна и другая метафора. К тому времени у него уже имелся опыт иллюстрирования книг, например, романа А. Барбюса В огне в 1926. В частности, для образа командира отряда Дейнеке позировал героически сражавшийся на фронтах гражданской войны командир Иван Шкурин. 1945), на изображение освобождённых просторов родной земли (Под Курском. Судьба Александра Дейнеки типична для первого поколения новой интеллигенции.
войны 1917–22. Монументалист, художник, график и скульптор, Герой Социалистического Труда. Эпическая монументальность образов не отменяет того, что у каждого человека имеется свой, личный характер.
За двадцать дней на мобилизационные пункты явилось 24 тысячи человек. Со времени написания «Обороны Петрограда» прошло много лет. силы 2-й стрелк. флота (команд. – А. П.
Лауреат Ленинской премии. от инф. Член-корреспондент Академии. Харламов 7тыс. Она – первая в целом ряду отличных работ того же, 1932 года и ближайших последующих лет. Площадь согласия, Парижанка, Сен-Жермен, Тюильри, Стадион в Риме, Площадь в Риме, Юноша-негр, Негритянский концерт, 1935, Скука, 1936).
Совета рабочей и крестьянской обороны В. И. «В огне» А. Барбюса, 1927 и 1935), плакате, станковой графике (серия «Севастополь», акварель, гуашь, 1932-1934, ГТГ и ГРМ). В послевоенный период искусство Дейнеки было очень неровным. Самым сильным и самым совершенным воплощением этого перелома (или, по существу, полной художественной зрелости мастера) стала картина «Мать» (1932), бесспорно принадлежащая к числу вершин советского искусства. называет страну «миллионолобой».
И художник вновь справляется с вызовом. Нужен был более непосредственный конкретный жизненный материал. Не забыта тема авиации, но теперь картины несут совсем другие настроения, чем в тридцатые (Сбитый ас, 1943, Парашютный десант на Днепре, 1944). на П. о. Произведения Дейнеки становятся лиричнее, человечнее и в то же время смелее индивидуальнее (Полдень, 1932, Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами, Купающиеся девушки, 1933). По замыслу сов. Рано утром Береговая группа войск, поддерживаемая бронепоездами и бронемашинами с суши, авиацией с воздуха и огнем эсминца «Гайдамак» с моря, перешла в решительное наступление и в ночь с 15 на 16 июня части Береговой группы овладели Красной Горкой. фронта, Балтийского флота и вооружённых отрядов петрогр.
укреплений в самом городе и на подступах к нему. В этом большую роль сыграло обращение в 1920-1930-х годах к теме гражданской войны. После ожесточённых боёв 23 окт.
Таков трогательный и нежный «Негритянский концерт» (1935), где словно схвачен самый звук музыки и пения, самый образ и стиль американской музыки середины XX века. На расстоянии их пропорции словно растут, кажутся еще значительнее и мощнее. Двухъярусная композиция избранная здесь Дейнекой, позволяет построить развитие сюжетной линии на контрастном сопоставлении идущих на фронт в боевом строю отрядов и возвращающихся с фронгруппами раненых рабочих и солдат.
Первой значительной работой становится Окраина Москвы. Новое свои живописные планы». 15-й армии. Это «Спящий мальчик с васильками», «Полдень» (обе – 1932), «Ночной пейзаж с лошадьми и сухими травами», «Купающиеся девушки» (обе – 1933). Напротив, раненые бредут устало и медленно.
То же самое можно сказать и о картине «Левый марш», написанной на тему известного стихотворения В. Маяковского. Мерно и стройно шагает отряд. Троцкий. армия начала общее отступление на запад. моряков.
подготовки, вкоторой приняли участие корабли Балт. Однако было бы неправильно полагать, что все шло гладко, без сучка и задоринки. орудия, св. Положительным следствием этого членства является то, что в 1929 году выходит в печать новый рабочий журнал Даёшь, в котором Дейнека становится одним из основных художников и работает вместе со старыми знакомыми из Безбожника. 1879–1929» пишет: «Завершив свою миссию в Петрограде, Сталин 3 июля 1919г. Герой Социалистического Труда (1969). Чистые, звонкие тона взяты в контрасте с дополнительными.
Учился в Харьковском художественном училище. Создавая произведение, художник вступал на путь сложных обобщений творческих исканий. Бывшие царские офицеры организовали мятеж этого полка в ночь с 28 на 29 мая. Великая нежность, всепоглощающая любовь женщины к своему малышу дали художнику возможность создать обобщенный образ благородной и прекрасной материнской души.
Эта замечательная картина, показанная в феврале 1928 года на выставке к десятилетию Красной Армии, – одно из сильнейших воплощений в искусстве образа Революции, могущее с полным правом и честью стоять в одном ряду с «Клятвой сибирских партизан» С. Герасимова и «Октябрем» А. Матвеева. дивизии, переброшенной с Пулковских высот. В его стенах сталкивались самые разные, подчас исключающие друг друга художественные школы и педагогические системы. Важной вехой на этом пути явилась «Оборона Петрограда», созданная в 1928 году.
Подобные работы выделялись из общего потока именно потому, что в них появлялся живой и заинтересованно прочувствованный художником человеческий образ. флота, 21 окт. Художественный образ предельно величав и обобщен. Петроградские операции Северо-Западной армии 1919). Непосредств.
Ленин немедленно отдал приказ послать в 7-ю армию три полка. и5 кав. Картины «Оборона Петрограда» и «Оборона Севастополя» как и большинство произведений Александра Дейнеки были подлинно новаторскими открытиями в решении новых, социально значительных тем современности, отличаются великолепным знанием предмета, умением выразить особенности эпохи яркой образной живописью. войск на петрогр.
Так, в его картине «Оборона Петрограда» предельный лаконизм формы не обедняет романтически обобщенного содержания благодаря лежащему в его основе принципу целесообразной концентрации характерных признаков исторического события, строгой убедительной дисциплине форм, остро выявляющей ритм и психологию социального действия. Началом этой многочисленной серии можно считать монументальное панно Гражданская авиация (1932). В 1924 году Дейнека принял активное участие в создании Общества художников-станковистов. В короткий срок создана и «Оборона Севастополя». Сев. -Зап.
В ней – мужественная правда эпохи, ее железная необходимость. Опыт «Обороны Петрограда» и лучших рисунков конца 1920-х годов дал свои плодотворные результаты очень скоро. Набережная Сены, Париж.
Названным способом была найдена пространственная тектоника произведения. Этой ложкой стала измена 3-го Петроградского полка, в котором служило немало выходцев из кулацких семей. Настоящим шедевром в этом ряду становятся Будущие лётчики (1937), одна из самых романтических картин Дейнеки, на которой изображены трое подростков, они сидят спиной к зрителю и мечтательно смотрят вслед улетающему самолёту. Действительный член Академии художеств СССР.
линии, которые прикрывались огнём введённых вНеву кораблей Балт.
Этого не допустят защитники столицы, которые здесь незримо присутствуют. руководство П. о. Тем не менее, за последующие два десятка лет он создаёт ещё множество шедевров (У моря.
Раньше всего, в 1930 году, он с большим блеском сказался в плакатах Дейнеки («Механизируем Донбасс», «Физкультурница»), где очень счастливо использованы приемы строго продуманной и построенной композиции, полной стремительной динамики, с чеканно четким силуэтом и условным, распластанным пространством, а главное – с живыми, хотя и обобщенно типизированными человеческими образами. Юденич ввёл в бой свой резерв, усиленный 3 танками, но успеха не имел и 26 окт. рис. Это – суровая, честная прямолинейность. Резкие цветовые контрасты помогают воплощению мысли автора.
Можно даже образно назвать Дейнеку Маяковским в живописи. Яркие покраскам картины взволнованно рассказывали о боевых днях. ВХУТЕМАС в ту пору был центром всевозможных исканий в области искусства. Н. Н. Учусь у Фаворского, прекрасного мастера и последовательного методиста».
После нескольких работ с мучительно тревожными образами гибели и страдания (например, «Сгоревшая деревня», 1942) Дейнека создал «Оборону Севастополя» (1942) – одну из самых сильных своих картин и одну из самых драматических работ всего советского искусства того времени – скорбную и величественную героическую эпопею о подвиге защитников Севастополя. Я думаю, что в период между 1935 и 1941 годами Дейнека не писал ничего более значительного и ответственного, чем «Первая пятилетка» и последовавший за нею «Левый марш». Большую выставку его работ, устроенную в 1969 году, он увидеть уже не смог. Теперь старые места предстают в новом, драматичном и зловещем антураже.
дивизии и англ. Если «Оборона Петрограда» стала значительным достижением искусства в раскрытии героев революционного периода, то «Оборона Севастополя» открыла принципиально новую страницу в решении батальной живописи, в раскрытии нравственной сущности героизма народа.
Н. Н. успешно работал в журнальной графике (для журналов «У станка», «Прожектор» и др. ), книжной иллюстрации (к басням И. А. Крылова, 1922 кн. 25тыс.
Член-корреспондент Академии. Одновременно формировались и отправлялись на фронт боевые отряды рабочих и балт. Любопытно, что в одном из своих ранних журнальных рисунков с шутливой подписью «Бог: Не люблю я, когда для школы дрова рубят"» (1925) художник воспользуется композиционной схемой «Дровосека», оригинально приспособив ее для изображения комической сценки, один из персонажей которой, молодой лесоруб, своим движением повторяет мотив ходлеровской картины. По их прибытии 12 июня отход советских войск на нарвском участке прекратился.
потери части и соединения армии получили пополнение. дивизия, усиленная отрядом курсантов (ок. дивизионов, 5 арт., Китай на пути освобождения от империализма, Механизируем Донбасс. Некоторые рисунки были созданы на основе ранее написанных картин (например, Краснокрылый гигант, 1938).
В передаче и глубоко трагического («Наемник интервентов») и светлого, радостного, личного («На балконе», «Девочка у окна. У его рисунков и картин появляется новая интересная особенность. охраны кроме того, она была усилена бригадой 2-й стрелк.
Одновременно с оборонит. Действительный член Академии художеств СССР. Это помогло ему найти принципиально новую трактовку облика человека труда. Темпы продвижения войск Юденича начиная с 18 окт. Он не показывает непосредственно боя с противником.
В них он находил много поучительного для каждого художника, работающего над воплощением красоты и величия человеческого труда. направили 45 полков, 9 батальонов, 17 отд. Можно много говорить о несогласованности действий иностранных армий, о решениях полководцев (посмотрите список командиров, руководивших операциями РККА в 1919 году — всё знакомые фамилии Мы помним только то, о чем талдычат псевдо историки, а вот изучите-как эту войну детально). Тот же герой, полный ярости и справедливого гнева, готовый пожертвовать своей жизнью во имя свободы, воспет через много лет в картине «Оборона Севастополя» (1942).
Это, так сказать, уже не «индивидуальная», а «коллективная» нога. «Это искусство исторических обобщений, в которых опыт прошлого увиден и осмыслен с многолетней дистанции глазами иной эпохи». В отличие от «Обороны Петрограда», в которой трудно выделить одного героя — перед нами образ единого, сплоченного коллектива, отряда красногвардейцев. «Окраина Москвы» (1941) передает пустоту и тревогу.
Я знал Дейнеку много лет и очень близко. Встречи эти окажут на художника огромное воздействие. В ранних своих работах, как это видно на примере анализа «Обороны Петрограда» Дейнека пользуется близким к графике методом контрастного сопоставления приглушенных темных и светлых тонов в их тонированных вариантах, обращается к большим плоскостям, четкому рисунку. «В своей пластике он концентрирует былинную мощь, беззаветный героизм, присущий всему воинству».
И все. За ней следует ряд других городских пейзажей военного времени (Площадь Свердлова в декабре 1941 года, Манеж, 1941).
Чрезвычайно своевременным и плодотворным для Дейнеки явилась работа под руководством Моора в публицистической графике, оказавшего активное влияние на его мировоззрение и творчество. отрядов, 13 арт. Движение же художник передает в пластически объемной форме с ясно выраженным силуэтом, так как под силуэтом Дейнека мыслил «не просто плоскость, а материально насыщенную предметность, дающую с близкого расстояния богатую, многоплановую видимость форм и переходящую при дальнем восприятии в образно выразительное контурное изображение». Всего с 15 окт. Строг и суров ритм картины.
Сама жизнь открыла и путь к решению задачи. И тогда для осуществления общего руководства на место выехал Троцкий. Чуть отставший раненый только подчеркивает драматизм и напряжение ситуации. Перешедшие 10 окт. Некоторые из них особенно выделяются своей смелой новизной и поэтической прелестью. Далее группа матросов рывком сомкнутым строем бросается вперед. В 1946 году по зарисовкам Дейнека создал серию акварелей «Москва военная», где зорко увидена и достоверно передана жизнь столицы в годы войны, но передана она уже с эпическим спокойствием, без напряжения и тревоги.
войска сов. Свое отношение к «левым» течениям Дейнека со всей определенностью выразил увлеченной и целенаправленной работой в журналах над современной темой. Лаконичнее стал пейзаж. дивизии овладели Красным Селом. Надёжный), понёсшие значит.
Осенью 1937 года в строящемся Театре Красной Армии он начинает создавать декоративное панно – это займёт два года. Но несмотря на трудности « там велась большая работа над формой, композицией», — писал впоследствии сам Дейнека. В меткости сделанного Аркиным наблюдения легко убедиться на примере знаменитой «Обороны Петрограда» (1928), где сравнительно небольшое количество действующих лиц ассоциируется с неисчислимым народным войском, образующим вокруг революционной цитадели надежное кольцо обороны. Народный художник СССР. Его движение получает ритмическое развитие в сильной, как бы закрученной по спирали, доминирующей на первом плане, фигуре моряка со связкой гранат.
Лауреат Ленинской премии. Интонационно-ритмическая структура полотна близка по звучанию четкой отрывистой рифме известного стихотворения Маяковского «Левый марш»., Превратим Москву в образцовый социалистический город пролетарского государства, 1930). Создание социально насыщенных тематических произведений, передающих в образной форме облик современности «ОСТ» ставил своей целью. Рыбачки, 1956, Москва военная, В Севастополе, 1959), продолжает заниматься украшением залов. Политбюро ЦК РКП (б) приняло решение не сдавать Петроград. Оно логически вытекает из самого образа мышления художника. Немногие картины, созданные до «Обороны Петрограда», можно расценивать только как эксперимент, но не как свершение («Перед спуском в шахту» 1925, «На стройке новых цехов» 1926) в них много по тем временам нового и дерзкого – в построении условного пространства, в столь же условном цвете, в нарочито резкой экспрессивности жестов и поз, – но в целом работы эти схематичны и «сочинение» полностью преобладает в них над реальным знанием и реальным чувством жизни.
В этой обстановке заговорщики на Красной Горке подняли мятеж. Созданием «Обороны Петрограда» художник подвел итог предшествующей работе над типическим образом советского человека, суммировал опыт, накопленный в области композиционных исканий. В результате проведённых мероприятий сопротивление сов. Уже только эта «мадонна двадцатого века» могла бы дать Дейнеке право на одно из первых мест в советском искусстве. Человеческих фигур не так уж много, видны даже не все их лица. Вернувшись, художник соединяет свои впечатления с воспоминаниями о прежнем довоенном городе и создаёт знаменитое героическое полотно Оборона Севастополя (1942), страшное и величественное.
Его лицо озарено гневом и сознанием морального превосходства над врагом. Была произведена перегруппировка войск 7-й армии (Д. Н. Если они представляют лирическую линию в творчестве Дейнеки, то общественно-политическую, а также художественно-публицистическую сторону его искусства не менее сильно представляют картина «Безработные в Берлине» (1933) и обостренно-драматические, дышащие гневом рисунки к книге «Огонь» А. Барбюса (1934). И поэт и художник выбирали схожие темы для своих произведений их вдохновляло одно и то же – искренняя вера в революцию и советскую власть, любовь к пролетариату, восхищение физической силой и физическим здоровьем человека.
С другой стороны, опыт работы над этими иллюстрациями позволит позднее создать такое монументальное произведение как Никитка – первый русский летун (1940), где Дейнека неожиданно решит вернуться к истокам и запечатлеть образ первого русского авиатора. В некоторых исследованиях, посвященных творчеству художника, рядом с «Обороной Петрограда» упоминается фреска известного швейцарского мастера Ф. Ходлера «Выступление йенских студентов в 1813 году» (1909), украшающая одно из помещений университета немецкого города Йены. вернулся в Москву. Создавал плакаты Курского РОСТА и оформлял агитпоезда. сабель, 453 арт.
7-й армии (св. Художники нового общества принимают решение совмещать новейшие европейские течения (в частности, экспрессионизм) с советской тематикой, провозглашают ориентацию на художественную молодежь. Путь к власти. Член-корреспондент Академии. И так же подлинно звучат «Набережная Сены» или «Дорога в Маунт-Вернон» в парижских и американских акварелях и этюдах маслом. участке фронта сложилась критическая.
В кафе, Париж. И это же можно сказать о большинстве графических работ Дейнеки 1925 – 1929 годов, когда он делал много поверхностных журнальных рисунков, пробовал заниматься карикатурой, к которой у него не было решительно никаких способностей.