Оформить репродукцию Архипа Куинджи «Облако» можно на подрамнике или в багетной раме или без оформления. Облако художника Архипа Куинджи на натуральном холсте в высоком разрешении, оформленную в стильную багетную раму, по ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ цене.
Но всё-таки главной чертой характера художника была доброта. С 1870 года художник неоднократно бывал на острове Валаам, любимом месте петербургских пейзажистов и в 1873 году создал два замечательных пейзажа «На острове Валааме» (Государственная Третьяковская галерея, Москва) и «Ладожское озеро» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), которые стали своеобразным прорывом в передвижническом пейзаже и в какой-то мере отходом от него. После свадьбы молодожёны отправились на Валаам. Рано лишился родителей и жил в большой бедности. Куинджи делал всё для того, чтобы каждый его ученик вырос в талантливого художника. Дальнейшим шагом в этом направлении явились картины Куинджи 1879 года «После грозы», «Север» и особенно знаменитая «Березовая роща».
Родился в Мариуполе в январе 1841 в семье сапожника-грека. Архип ванович Кундж, (15 (27) января 1841, по другой версии 1842, местечко Карасу (Карасёвка), ныне в черте Мариуполя, Российская империя — 11 (24) июля 1910, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский художник греческого происхождения, мастер пейзажной живописи. Она не понята была даже Крамским. — спрашивал он по-мариупольски горячо и певуче.
Он любил всё, что его окружало. Одним из первых замыслов картины мог быть этюд 1878 года Сосновый лес с речкой.
В обеих — мотив солнечного захода. Мощный Куинджи был не только великим художником, но также был великим Учителем жизни. Ответственность за тексты, фото, медиа-файлы и др. Совсем иные по настроению Степь вечером и Степь в цвету.
В этом же году художник начал работать над картиной «Вечер на Украине», над которой он трудился 23 года. Разные по мотивам, они объединены большим поэтическим чувством. это что же такое. Знают, какими личными лишениями это состояние было составлено. Образы природы на картинах Куинджи этого периода полны созерцательности, тишины, покоя. За последние 20 лет на Sotbeys и Christies было продано не более 10 его картин.
В 1868 году Куинджи написал картину «Татарская сакля», близкую к полотнам Айвазовского, за которую получил звание неклассного художника и в том же году был принят вольнослушателем в Академию художеств. Однако поступить ему не удалось: он дважды «провалился» на вступительных экзаменах. Они видели в своём учителе надёжного друга и сами стремились стать его друзьями.
Этой работой начался такназываемый «романтический период» в творчестве художника, который ознаменовался активными творческими поисками Куинджи. Выставка 1882 года была последней для художника. Но мысль эта всегда была выношена, упорно и всесторонне рассмотрена Он умел думать. Архип Иванович примыкает к кружку «передвижников», т. е. самых горячих бунтарей против ложно-классической рутины, царившей в Академии, самых беззаветных поклонников реализма.
Серебристо-голубоватый тон картины сообщает ей особую эмоциональную приподнятость. Кавказ» (1890—1895, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), а «Туча над степью» со временем превратилось в «Облако» (1898—1908, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург). Отодвинув деревню на дальний план, Куинджи усилил впечатление ее заброшенности среди пустынной равнины и изображением хмурого осеннего неба с плывущими по нему дождевыми тучами, раскисшей от дождей дороги, непролазной грязи глинистой почвы сумел вызвать тоскливое ощущение жалкого человеческого прозябания среди бесприютной, однообразной и скудной природы. Ощущение холода, сырости усиливается колористическим решением полотна. Личное существование и служение искусству стали чем-то единым и нераздельным. В. М.
Художнику надо выступать на выставках, пока у него, как у певца, голос есть. После двух месяцев проживания в Феодосии Архип вернулся в Мариуполь, где стал работать ретушёром у местного фотографа, но через несколько месяцев уехал в Одессу, где снова занялся ретушированием. Рассказывают, что однажды Д. И. В результате появились картины: Ладожское озеро (1872), На острове Валаам (1873).
От эскиза к эскизу уточнялись расположение деревьев, размеры поляны. Она называлась «Забытая деревня». Первая картина Куинджи, которой он дебютировал у передвижников на третьей их выставке 1874 года, по самому мотиву своему была чисто «передвижническая».
Опять острейший луч волооких на холст опять долгое соображение и проверка на расстоянии опять опущенные на палитру глаза опять еще более тщательное мешание краски и опять тяжелые шаги к простенькому мольберту. Устремление художника к реализму, непосредственно связанное с демократическими взглядами на жизнь, проявилось в следующей большой картине Забытая деревня (1874 г. ), которая по остроте социального звучания, беспощадной правде показа пореформенной русской деревни перекликалась с картинами передвижников. В одно из воскресений об ее цене осведомился какой-то морской офицер. Художник утверждал в них красоту природы, восхищался живительной силой солнечного тепла. В том числе две с одним названием.
Картина После дождя типологически близка романтическим произведениям. В ноябре Куинджи устроил свою последнюю публичную выставку, после которой никто не видел новых работ живописца до самой его смерти.
Отношение к миру становится субъективнее, становится более личным и потому — свободным. В 1845 году у мальчика умерли отец и мать, а еще через несколько лет родственники отдали мальчика «в люди» – сначала к строительному подрядчику Чабаненко, потом к хлеботорговцу Аморети. В этюде содержалось многое из того, что предвещало Березовую рощу. Архип Иванович учил живописи Н. К. Здесь призрачный лунный свет, заливающий стены хат.
Эта их особенность сыграла свою роль в судьбе картины. Осенний пейзаж пронизан сыростью и мглой, он становится печальным рассказом о простых русских людях, о тоскливой безрадостной жизни. Летом 1872 года, проведенным Куинджи на Ладожском озере, рождаются такие картины как «Ладожское озеро», «На острове Валаам». Говорят, что какой-то птице, заболевшей дифтеритом, он вставлял перышко в горло и тем спас от смерти» (Из воспоминаний Я. Д. Минченкова). Как и ранее, полотна привели зрителей в восторг и о художнике снова заговорили. Спустя некоторое время стало известно имя критика— им оказался Клодт.
Во время одной из экскурсий, в Крыму, была создана картина «Облако». После ухода офицера художник узнал, что у него побывал великий князь Константин. С 1882 года начинается так называемый «молчаливый период» в творчестве художника. Такие же мазанки, как и в «Украинской ночи», почти так же расположенные на пригорке, но на этот раз не под загадочно бледными лучами луны, а в ярком зареве южного заката Юг и солнце окончательно восстанавливают свои права в душе художника. Больные, покалеченные, замёрзшие птицы жили в одной из комнат квартиры Куинджи как в лазарете. Целый клубок противоречивых на первый взгляд свойств, не вытекающих одно из другого, неожиданных биографических данных.
Солнечные пятна, розоватые на свежей коре берез и горящие теплыми желто-зелеными тонами на мураве, рельеф «совсем круглых» стволов, влажная дымка воздуха, благодаря которой планы так ощутительны, — все это приводило в восторг зрителей и, по замечанию всех рецензентов, публика бессменно толпилась перед этой картиной и в Петербурге и в Москве. После поездок в Крым появились многочисленные этюды: «Эльбрус», «Лунная ночь», «Казбек вечером». Однако Куинджи вовсе не был бездумным воспроизводителем идей передвижников. На следующей, 6-й передвижной выставке 1878 года Куинджи выставляет две вещи — «Лес» и «Вечер». Передвижники продолжали чту традицию. Все эти работы были выставлены в рамках выставок Товарищества передвижников и имели большой успех.
Архип Иванович Куинджи (при рождении Куюмджи укр. В этой области он у нас был зачинателем истинным новатором. В том же году на выставке Товарищества передвижных художественных выставок Куинджи выставил картину «Степи», а в 1876 году— «Украинскую ночь» (Государственная Третьяковская галерея, Москва), вызвавшую всеобщее восхищение у публики необычно, почти декоративно изображённым пейзажем. Однако интерпретация пейзажа другая, лишенная шишкинской эпичности.
По свидетельству близких к нему лиц, он зачастую ночи напролет думал — «буравил землю насквозь», как образно выразился о нем в беседе со мной И. Е. Репин Л. В. Позен характеризовал Архипа Ивановича, как необыкновенно логичный и последовательный ум: лишенный настоящего образования, до всего доходя «сам-один», он, при даровитости натуры и богатстве жизненного опыта, по словам Позена именно от личных переживаний отправляясь, занимал определенную позицию в том или ином вопросе, а затем уже с неумолимой последовательностью проделывал все вытекающие из этой позиции выводы Сбить его с его «точки» было необычайно трудно или даже невозможно. А как только голос спадет надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. В лесу уже ночь, все тонет во мраке А там, низко у горизонта, в щелях между темными стволами горит огненно-красная полоса заката «Вечер» изображает малороссийский хутор, весь залитый лучами заходящего солнца. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом.
Решено было в знак заслуг Архипа Ивановича присвоить Обществу его имя. Работая над картиной, Куинджи искал прежде всего наиболее выразительную композицию.
Сочно написана зелень луга, выхваченная светом. Он начинает искать самостоятельные пути в искусстве. В 1874 г. за картину «Снег» он удостаивается бронзовой медали международной выставки в Лондоне. В 1877 г. художник становится членом Товарищества передвижников, а в 1879 г. – покидает его. В 1880 г. Куинджи устраивает в Обществе поощрения художеств выставку одной своей картины: «Лунная ночь на Днепре» имевшую огромный успех. В первых двух вещах Куинджи как бы возвращается к родному югу, к жизнерадостности, солнцу, цветам и простору Душа его, как у матери Гамлета, по-видимому, «распадается на две половины»: одна — ортодоксально-передвижническая, другая — своя собственная И лишь по истечении целых трех «серо-бурых» передвижнических годов одержит верх эта вторая — «своя собственная» — половина Отмечу здесь, что появление двух солнечных «Степей» совпадает с радостным моментом в личной жизни Архипа Ивановича. Ах, как живо помню я его за этим процессом. «Берёзовая роща» за 102 000 долларов США (20. 11. 2005, Christies) и «Берёзовая роща» за 3 065 000 долларов США (15. 04. 2008, Sotbeys).
В конце концов победа осталась за Куинджи. И хотя он не применял в своём творчестве классических импрессионистических приёмов, увлечение передачей световоздушной среды различными способами (разделением цветных динамичных и прерывистых мазков, прерывистостью и лёгкостью в изображении неба и тонким сочетанием различных цветов) было налицо. Строго говоря, ее следует датировать 1878-1901 годами. Когда в 1876 году Куинджи показал на выставке передвижников свою «Украинскую ночь», газеты писали, что этот пейзаж абсолютно убивает все другие находящиеся на выставке пейзажи.
По ней путешествует громадное пушистое облако. В создании надгробия участвовали А. В. Щусев (проект), В. А. Беклемишев (бюст) и Н. К. Рерих (эскиз панно), сама же мозаика была набрана в мастерской В. А. Фролова. Был членом «Товарищества передвижников». Таков был этот оригинальный человек. Любовь к рисованию проявилась у него в детстве, он рисовал везде, где приходилось, – на стенах домов, заборах, обрывках бумаги. Очевидно, что вопросы цвето- и световосприятия также обсуждались Куинджи и с Д. И. Друзья не понимали причин, волновались.
Вся культурная Россия знала Куинджи. Архип Иванович Куинджи (1841-1910) родился в Мариуполе в семье бедного сапожника-грека. Эффект светоцветового контраста создает впечатление ясности мира. Картина «Ладожское озеро» привлекала к себе внимание, помимо изящного, лёгкого и тонко написанного пейзажа, эффектом каменистого дна, просвечивающегося сквозь прозрачную воду.
В это время он возглавляет пейзажную мастерскую Академии художеств и воспитывает интересных художников как Рылов, Рерих, Богаевский, Борисов и другие. Из работ «молчаливых десятилетий» Куинджи стоит отметить «Дубы» (1882), «Облако», Закат в степи», «Ночное» (1905-1098). Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи».
Однако красота, глубина и мощь картины до сих пор ощущается зрителем. Неужели это художественное впечатление.
С 1882 года начинается так называемый «молчаливый период» в творчестве художника. Крамским – идеологом передовых русских художников. Знают, как он после неслыханного успеха прекратил выставлять работал для себя. Например, очень любил птиц. Крамской и Репин открыто называли «Мёртвый штиль» «прямым заимствованием» у Куинджи.
«Пятна лунного света» и другие. Куинджи умер 11 июля 1910 года и был похоронен на Смоленском кладбище в Петербурге. Он много экспериментировал изучал законы действия дополнительных цветов, отыскивая верный тон, сверял его с цветовыми отношениями в самой природе. Картина «На острове Валааме» выделялась реалистической передачей природы и использованием романтических элементов— тревожной светотени, условного грозового неба и таинственного мерцания сумрака. В 1868 году Куинджи написал картину «Татарская сакля», близкую к полотнам Айвазовского, за которую получил звание внеклассного художника и в этом же году был принят вольнослушателем в Академию художеств. Куинджи подружился с Репиным, В. Васнецовым, Крамским. Ни одна картина Куинджи не поступает отныне в продажу.
О ее цене осведомился морской офицер. Через три года, в 1860 году, юноша уехал в Таганрог, где до 1865 года работал ретушёром в фотостудии С. С. Исаковича (Петровская улица, 82). Нет больше выставок Куинджи. Архип Иванович передавал своим ученикам любовь к природе, к искусству, к людям. Края панно были обрамлены резьбой в стиле древних викингов.
Куинджи подружился с Репиным и В. Васнецовым, знакомится с Крамским. и А. М. В 1879 году Куинджи представил публике своеобразную трилогию пейзажей «Север», «Берёзовая роща» и «После дождя» (все— Государственная Третьяковская галерея, Москва). И неожиданно услышал в ответ «Хорошо.
Но наибольший успех на выставке выпал на долю картины Березовая роща. Секрет воздействия картин Куинджи таился не только в поразительной иллюзии света. И оно пришло, но в следующем столетии. Такое неординарное решение создавало впечатление светящейся реки.
Один из газетных рецензентов метко назвал эти две вещи «этюдами освещения». Картина была продана еще пахнущей свежей краской прямо в мастерской. Рядом с обучением творчеству шло и пристальное изучение природы, – требовательное и даже придирчивое отношение к точности тех переводов с «языка природы» на «язык человеческий», какие представляют собой этюды живописцев. Тем более это относится к серии «гор». Куинджи заимствовал в нем у Шишкина композицию, близкую Корабельной роще. Когда к Куинджи пришли признание и слава, а его картины стали приобретать за большие деньги, художник купил в Санкт-Петербурге на Васильевском острове доходный дом, отремонтировал и до конца жизни использовал его с прибылью, сдавая квартиры (адрес— 10-я линия, д. 39, дом построен в 1876—1877 годах архитектором Э. Ф. Крюгером для купца Н. С. Львова, приобретён Куинджи в 1891 году).
В этой картине уже отчётливо проявляются элементы философского пейзажа, что знаменовало переход творчества Куинджи на принципиально другой уровень, где основным стремлением стало не воплощение реальности на холсте, а размышления о ней и тем самым «постижение конечного значения вещей». Каждый из этих этюдов со временем лёг в основу крупных полотен: этюд «После грозы» предшествовал картине «Село», «Горы»— картине «Снежные вершины. Он говорил мне: Подойди ближе, я скажу им, чтобы они не боялись тебя. Но как ни многообразны были произведения последних лет, они не могли уже вызвать прежнего отклика у широкой публики. Многие исследователи (в частности, В. С. Манин), опираясь на воспоминания И. Н. Крамского об этом случае, предполагают, что история с Клодтом стала для Куинджи только поводом для выхода из Товарищества.
Это были бесценные уроки мастерства. Небо высокое, волнующее, как всегда у Куинджи, занимает более половины холста. Но внимательный слушатель вскоре замечал, что «отклонения» от темы — только кажущиеся, что «глубокомысленный грек» говорит на одну тему и притом всегда основательно проработанную Куинджи всегда заинтересовывал своей «нескладной» речью.
В картине Чумацкий тракт художник изобразил нескончаемый поток обозов, медленно движущихся в хмурый день по осенней степи. Доходило до того, что завистники шептали, что Куинджи вовсе не художник, а пастух, убивший в Крыму художника и завладевший его картинами. Так произошло с вопросом о переходе передвижников в реформированную Академию. Он был всегда неизменным и желанным посетителем передвижнических «сред». Эскиз Львовского художественного музея залит томительным малиновым цветом. На следующей, 4-й выставке появились две «Степи» и «Чумацкий тракт».
Оставляю за собой». Грязная, глинистая, обильно смоченная осенним дождем равнина — серо-бурая, однообразно плоская тяжело нависшие над ней серо-бурые тучи несколько полусгнивших, покосившихся избушек «забытой» Богом и людьми деревни По дороге тащится сутулый мужичок, а в стороне мычит, вытянув шею, тощая корова Заброшенность, нищета и скудость природы и человеческого бытия среди нее — вот унылый лиризм этой картины, усугубляемый красками поздней осени и «плачем» самого неба, с которого моросит Критика приветствовала эту картину именно за настроение: произведение «нового талантливого пейзажиста Куинджи» заняло первое место в иных обзорах выставки. С разрешения врачей жена перевезла художника в Санкт-Петербург, но, вопреки надеждам на выздоровление, болезнь прогрессировала— сказалось больное сердце Куинджи. Ну вот и скажут был Куинджи и не стало Куинджи.
И все это – созданное исключительно собственными силами, собственными руками. Возносящиеся вверх тополя стоят словно молчаливые стражи. В 1888 году Куинджи по приглашению художника-передвижника Н. А. Ярошенко побывал на Кавказе, где они стали свидетелями редчайшего горного явления— Брокенского призрака (отражения своих увеличенных фигур на радужно окрашенном облаке). Он любил людей — и не на словах, а на деле.
Своему детищу – Обществу им. Испытал особое влияние И. К. Айвазовского. И только после ухода офицера художник узнал, что у него побывал великий князь Константин. — «А все-таки. » — «Да, тысяч пять», — назвал Архип Иванович невероятную по тем временам, почти фантастическую сумму.
Начиная с 1873 года, эта связь все время крепла и росла. Казалось, все птицы столицы слетались к нему и покрывали его плечи, руки и голову. Менделеевым – хорошим знакомым художника. Вот до чего доползла змея клеветы.
Предусматривалось также строительство выставочных помещений. Созданная им в 1872 году картина «Осенняя распутица» своей реалистической направленностью была близка к картинам художников-передвижников. Он был мечтатель и романтик. 1878 году «Украинская ночь» была с успехом продемонстрирована на Всемирной выставке в Париже. Эффект Куинджи – не что иное, как результат огромной работы художника, длительных поисков.
В 1914 году представители этого общества на открытии Екатеринославской картинной галереи (ныне Днепропетровский художественный музей) подарили ей несколько этюдов художника, относящиеся к 1880—1900 годам и неизвестные широкой публике. Одиноко стоящие сосны устремлены к небу.
В окончательном варианте нет ничего случайного, списанного с натуры. Ученики сравнивали мастера с художником-учителем эпохи Возрождения. То же настроение порождает и другое полотно Куинджи — «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875)». Сначала говорили о делах «Товарищества», а затем, за ужином — «обо всем» Простая обстановка, пиджаки и «австрийки» папиросный дым, водка и пиво закуска в виде селедки, незамысловатый ужин в одно блюдо Кудлатые характерные головы Шишкина, Савицкого, Максимова Размеренная, сдержанная речь умницы Крамского и его внимательный, пытливый взгляд уверенный, даже авторитетный тон Мясоедова изредка фанфары самого «верно-преданного» Владимира Стасова, сопровождавшего и в устной беседе (а не только в печатной) каждое свое слово чуть ли не тремя восклицательными знаками. Пейзажи продемонстрировали глубокое изучение художником импрессионизма.
Новый период в развитии дарования Куинджи открывает его «Украинская ночь» (1876). Умелый колорист Куинджи сумел придать лунному свету необычайную реалистичность. Друзья не понимали причин, волновались. Художник заложил основы романтического искусства и остановился, словно ожидая подкрепления. Знают его как друга молодежи и печальника обездоленных. В то же время в картине нет «романтического тождества» между автором и стихией природы. Но Куинджи был недоволен этими работами и на выставку их не представил.
Куинджи же сам объяснял так:. Новый период в развитии дарования Куинджи открывает его «Украинская ночь» (1876). В «Лесе» момент взят более поздний.
Полон жизни, движения, ощущения свежести омытой дождем природы пейзаж После грозы. Облик природы в произведениях художника лишен обыденности, в нем есть нечто торжественное, несколько театральное, даже в том случае, когда мотив пейзажа вполне классический («Дубы»). Куинджи обвинил Судковского в плагиате, поссорился с ним, хотя до этого случая художники дружили и потребовал, чтобы в прессе, ставившей «Мёртвый штиль» в один ряд с его лучшими произведениями, уточнили момент об авторском праве, принадлежавшем ему.
Здесь Архип Иванович занимался иным «подбором»: заказывая себе фрак и цилиндр для предстоявшего венчания, он с удивительной строгостью, вызывавшей улыбку на лице как у Репина, сопровождавшего его к портному в качестве «толмача», так и у француза-портного, определял точные размеры полей и тульи цилиндра, обшлагов и фалд фрака и т. д. В 1860-1861 годах Архип едет в Петербург, в надежде поступить в Академию художеств. В 1901 году Куинджи нарушил затворничество и показал своим ученикам, а затем и некоторым друзьям четыре картины— законченную «Вечер на Украине» (Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), «Христос в Гефсиманском саду» (1901, Воронцовский дворец-музей, Алупка), третий вариант «Берёзовой рощи» (1901, Национальный художественный музей Республики Беларусь, Минск) и уже известную «Днепр утром». Картина Север продолжала серию северных пейзажей, начатых Ладожским озером.
Знают о Куинджи – о большом, самобытном художнике. Но не заниматься с учениками художник не мог. Наступили долгие годы молчания. Теперь он уже достаточно зарабатывал, чтобы создать жене обеспеченную жизнь в столице. С середины семидесятых годов художник от социальной темы переходит к пейзажу. Нет никакого сомнения, что он вполне чистосердечно принимал девиз реализма, «ученичества» у природы, что заодно со всеми своими современниками искал только правды, только приближения к действительности.
Ну вот и скажут: был Куинджи и не стало Куинджи.
Для русского искусства это стало новаторством— ранее подобное средство не применялось. «Сами по себе луна и солнце, – писал Крамской, – не предмет для живописи». Так вот я же не хочу так, а чтобы навсегда остался один Куинджи.
– Коренастая фигура с огромной головой, шевелюрой Авессалома и очаровательными очами быка. Фамилия Куинджи была дана ему по прозвищу деда, что по-татарски означает «золотых дел мастер». Задачи освещения, сила света — вот что занимает его по преимуществу в эти годы, вот что является тем секретом природы, которым он старается овладеть И, на мой взгляд, часть критики того времени была права, находя, что названные две картины уступали его «Украинской ночи», что в них отсутствовали та гармоничность и широта настроения, которые пленяли там. Лето 1872 года Куинджи провел на Ладожском озере, на острове Валаам.
Да и летописи искусства не часто отмечали на своих страницах столь странную и опять-таки исключительную судьбу, как судьба этого самоучки, этого, – по выражению Репина, – «гения-изобретателя», этого однолюба, всю жизнь горевшего огнем любви к искусству и только искусству. Его мастерская была лабораторией исследователя. Мальчик рано лишился родителей и воспитывался у тёти и дяди по отцовской линии. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаАрхип КуинджиГоды жизни: 27 января 1841 — 24 июля 1910Страна рождения: РоссияСфера деятельности: ХудожникСлава пришла к Архипу Куинджи не сразу: Айвазовский не брал его в ученики, Академия художеств не принимала даже в вольнослушатели.
К примеру, отдельное внимание в творчестве художника уделяется птицам. В картине нет ярких световых эффектов. Так было и во многих других, более частных вопросах В письмах своих Крамской не раз отдает дань прозорливости и ясности мышления «глубокомысленного грека». Почти все художники встретили картину с недоверием, настороженностью и отрицанием.
Толпы людей часами простаивали у этого полотна. Доехав до Бахчисарая по железной дороге, молодежь оттуда пешком по Яйле добралась до южного берега и расположилась станом вокруг «виллы» Куинджи в его имении: здесь шла горячая работа изучения горной крымской природы и моря. Даже нападки делали это имя еще более значительным.
Он подбирал больных и замерзших воробьев, галок, ворон, обогревал в комнате, лечил и ухаживал за больными. В 1882 г. художник создал две авторские копии этой картины. Мастер очень любил своих учеников, постоянно заботился о них. Но я добился своего, а другие погибают. Пожалуй именно здесь, в этом эпизоде, в этом своеобразном «начале» художника, можно уже усмотреть некоторый ключ к той загадке, какую представляет собой вся фигура и судьба Архипа Ивановича. В ней нет игры света, яркой декоративности, она привлекает спокойной величавостью.
И с юношеских лет это богатое стихийностью я всецело предано, всецело прилепилось к искусству. Или пространные, но неясные размышления вслух «мужичника» Максимова, умного и искреннего человека, но удивительно лишенного дара теоретической речи или его же анекдоты, которые он, по замечанию Крамского, всегда рассказывал так, что «никому не было смешно» От времени до времени отрывочные реплики неразговорчивого «лесовика» Шишкина, с его огромной фигурой и умным взглядом смотревших исподлобья, чисто «мужичьих» глаз Или теноровый оживленный говор «народника»и «фанатика передвижничества» Ярошенко, — интереснейшего, остроумного, а подчас и необыкновенно язвительного собеседникаВ этот хор то и дело врывался уверенными и увесистыми нотами баритон Архипа Ивановича и речь его всегда го о ел а жаром подлинной убежденности Эта речь была нестройная: он как бы спотыкался и отвлекался от темы, по-видимому, переходя с одного предмета на другой, пересыпая фразы своим обычным «это это». Зависть сплетала о нем самые нелепые легенды. Короче, я не совсем понимаю Куинджи. Я совершенный дурак перед этой картиной. Сам Куинджи знал всю тяготу борьбы за правду. – восклицал Репин. С середины семидесятых годов художник от социальной тематики переходит к пейзажу.
В метрике он значился под фамилией Еменджи— «трудовой человек». Художник много путешествовал. Декоративный эффект Вечера в картине Вечер на Украине (1901) еще более форсирован. «Условность мышления» — вот что было ему абсолютно чуждо Возражений он не любил, не слушал, весь «до краев» переполненный собственной мыслью. Там он познакомился и сблизился с И. Е. Репиным, В. М. Васнецовым, И. Н. Крамским, В. Е. Маковским. В период с 1870 г. по 1873 г. Куинджи часто выезжает на остров Валаам и создает картины «Ладожское озеро» и «На острове Валаам». Созданная им в 1872 году картина «Осенняя распутица» своей реалистической направленностью была близка картинам художников-передвижников.
Именно специальность задачи, поставленной себе художником, суживала, так сказать, его концепцию, давала впечатление частного, случайного момента, а не лирической поэмы, не стройного аккорда. В 1878 году «Украинская ночь» была показана на Всемирной выставке в Париже. Помнят его громкую речь и смелые доводы, заставлявшие иногда бледнеть окружающих. Ранние пейзажи Куинджи (На острове Валааме, 1873 Чумацкий тракт, 1875) следуют канонам романтического и романтико-передвижнического пейзажа, однако уже в них проявляется высокое мастерство поэтических обобщений.
Надо полагать, что Вечер на Украине (1901) Куинджи показал в несколько переработанном виде, после того как экспонировал картину в 1878 году под названием Вечер. В первую очередь – мотив с ручьем, обобщение крон деревьев, глубинность пространства. Все отмечали в его работах отсутствие иностранного влияния.
«Сам-один» – вот девиз и формула всего его творчества, как и всей его жизни. С ней был связан громкий скандал, разразившийся спустя десять лет: в 1883 году появилась картина Р. Г. Судковского «Мёртвый штиль», в которой был применён такой же приём. Только в позднейшие годы, когда число участников передвижной выставки очень разрослось, собрания были перенесены в помещение «Общества Поощрения Художеств».
Этот день стал традиционным для собраний «товарищей» еще во времена «артели» (1863–1868 годы), составившейся из тех храбрецов, которые порвали с Академией и которым, но выражению Крамского, «надо было держаться друг за друга, чтобы не пропасть». Васнецовых. Работы Архипа Ивановича Куинджи очень редко появляются на аукционах. «Да зачем вам.
Рериха. Декоративизм Куинджи проявился здесь особенно обнаженно. А переполненность таким двуединым я – вот объяснение и большой его силы, а также и тех маленьких «человеческих» слабостей, о которых мне доведется заводить речь ниже.
В это же время он пытался открыть собственную фотостудию, но безуспешно. В 1881 году художник создал картину «Днепр утром». На сей раз очевидцы выставки попытались объяснить такой поступок испугом художника перед скептическим отношением некоторых посетителей к выставленным произведениям, однако это объяснение мало кого удовлетворило. Первое прикосновение к краскам и кистям. Для современников художника его картины были радостным откровением.
Умер Архип Иванович Куинджи 11 (24)июля1910 года в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском православном кладбище. В 1880 году Куинджи устроил в своей мастерской выставку одной картины — «Лунная ночь на Днепре». В 1901 году Куинджи впервые за много лет показал своим воспитанникам, а затем и некоторым друзьям новые картины — «Вечер на Украине», «Христос в Гефсиманском саду» и авторский список картины «Березовая роща». Сегодня же в коллекции Таганрогского художественного музея, кроме этих работ, хранятся ещё две работы— «Море ночью» и «Забытая деревня». Такова, например, его картина «Забытая деревня» (1874).
Увлечение идеями передвижников привело Куинджи к созданию таких работ как «Осенняя распутица» (1872, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург), за которую он получил звание классного художника, «Забытая деревня» (1874, Государственная Третьяковская галерея, Москва), «Чумацкий тракт в Мариуполе» (1875, Государственная Третьяковская галерея, Москва). Куинджи на протяжении почти 13 лет не выступает перед публикой с новыми произведениями. Большинство горных пейзажей выполнены по памяти, но обладают редкой достоверностью, создаваемой чисто условными средствами – преувеличенными контрастами света и цвета, обобщением форм и силуэтов (Эльбрус вечером, Дарьяльское ущелье). Смысл полотен Куинджи определяется его особым видением мира.
Однако и первая и вторая попытки сдать экзамены в Академию оказались неудачными. В 1868 г. Куинджи выставляет картину «Татарская сакля в Крыму» на академическую выставку и. в результате, с третьей попытки становится вольнослушателем Академии художеств. Известный критик и защитник импрессионизма Эмиль Дюранти называл Куинджи «самым интересным между молодыми русскими живописцами, у которого более, чем у других, чувствуется оригинальная национальность». Темные люди не могли переварить славу Куинджи, когда статья о его Украинской ночи начиналась словами: Куинджи – отныне это имя знаменито. Верны тоновые переходы зеленого от светлого к темному.
— пожал плечами Куинджи. - Ведь все равно не купите, она дорогая». Архип Иванович Куинджи был, воистину, кузнецом своей судьбы. Он рассуждал так: людям с достатком живется куда проще, ведь есть возможности полноценно питаться, лечиться и получать образование. Он продолжал давать частные уроки, помогал готовить конкурсные работы. В 1890-е годы Куинджи руководил пейзажной мастерской Высшего художественного училища при Академии художеств. Вначале обучался искусству самостоятельно, подрабатывая как ретушер у фотографа.
Краски горят на белых стенах хаты. По просьбе Таганрогского общества изучения местного края и местной старины Общество имени Куинджи после смерти Архипа Ивановича передало в дар Таганрогскому музею этюды мастера «Радуга» и «Волны». И теперь, любуясь где-нибудь над рекой зрелищем лунной ночи или закатом, горящим между черными стволами деревьев, не говорим ли мы: «Будто на картине Куинджи». Куинджи – Архип Иванович завещал все свои картины имения в Крыму и полумиллионный капитал.
Он мечтал о товарищеском и духовном единении. В июне этого же года в Солодовниковском пассаже на Кузнецком Мосту Куинджи устроил выставку двух картин— «Берёзовая роща» и «Лунная ночь на Днепре», после которой «замолчал» на двадцать лет, уединившись в своей мастерской и никому не показывая свои произведения. «Но, – говорил он о произведениях Куинджи, – глядя на такие картины, я могу сделаться лучше, добрее, здоровее».
В 1881 году Куинджи устроил моновыставку ещё одной картины— «Берёзовая роща» (1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва) имевшую такой же успех, а в 1882 году представил публике новую картину «Днепр утром» (1881, Государственная Третьяковская галерея, Москва). В ней предстает словно олицетворение величия природы, ее загадочности и непостижимости. В постоянных заботах о своих учениках Куинджи летом 1895 года организовал за свой счет экскурсию целой группы их в Крым. Куинджи потребовал исключения Клодта из Товарищества передвижников, однако поняв, что того не исключат (Клодт был профессором Академии художеств), сам объявил о выходе из состава Товарищества, несмотря на то, что его уговаривали остаться.
Одни эти имена уже обостряли язык клеветы. В 1868 году художник принял участие в академической выставке. С этих работ, по существу, начинается новый этап творчества вполне сложившегося художника.
«Это. В 1868–1870 посещал занятия в петербургской Академии художеств в качестве вольнослушателя. Передний же план написан эскизным, протяжным мазком.
Пернатые друзья слетались со всего города, тучи птиц кормились у художника. А как только голос спадет, надо уходить, не показываться, чтобы не осмеяли. Критик Московских ведомостей отмечал в Вечере ярко-малиновые хаты. Небу отдано явное предпочтение, мазок здесь динамичен и прерывист.
Он умел подходить к вопросу с какой-то совсем своей, неожиданной, не общепринятой точки зрения. Архип Куинджи (в переводе с урумского фамилия Куюмджи означает «золотых дел мастер») родился в Мариуполе (современная Донецкая область Украины) в квартале Карасу, в семье бедного сапожника-грека. Придает необычайность и поэтичность скромному пейзажу. Не вскрывается ли, в самом деле, уже здесь та особенность, которая придает цельность его духовному облику, примиряет все кажущиеся противоречия, сводит воедино все «несовместимые», на первый взгляд, элементы. Куинджи добился декоративного эффекта и этим неведомым еще в русском пейзаже приемом создал образ возвышенного, сверкающего, лучезарного мира. Едва ли не самая прославленная картина Куинджи – «Лунная ночь на Днепре» (1880). Летом 1910 года, находясь в Крыму, Куинджи заболел воспалением лёгких.
Ничего «картинного» в привычном, старом смысле этого слова здесь не было, писал Репин о подобных работах Куинджи, была только «живая правда, которая с глубокой поэзией ложилась в душу зрителя и не забывалась». Одним из последствий выхода Куинджи из Товарищества стала устроенная им в октябре— ноябре 1880 года в Обществе поощрения художеств выставка одной картины «Лунная ночь на Днепре» (1880, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург).
Они отвечали страстному желанию новизны, каким было охвачено тогда общество. «Слабостью Куинджи была любовь к птицам. Этому способствовало его общение с университетским профессором физики Ф. Ф. Они много работали, писали этюды, а мастер со всей любовью учил их творчеству.
Второй пейзаж Куинджи на той же выставке, «Березовая роща» — радостный солнечный мотив, очевидно, особенно пришедшийся художнику по душе ибо он дважды возвращался к нему впоследствии, несколько варьируя композицию и свет Впечатление начала лета, первых жарких дней с яркой и чистой листвой и сочно-зеленым ковром росистой травы передано с огромной силой. Именно последний (по другой версии, это был его знакомый, хлеботорговец Дуранте) однажды заметил рисунки Архипа и посоветовал ему поехать в Крым к знаменитому живописцу Ивану Константиновичу Айвазовскому. Это я слилось, спаялось с искусством.
Однако, он был не только кормильцем, а ещё и лекарем.