Картина Ночной дозор Рембрандта стала переломной в творчестве художника. Картина Ночной дозор Рембрандта стала переломной в творчестве художника. Название картины «Ночной дозор» придумали уже после смерти Рембрандта. «ночной дозор» (нидерл. Nachtwacht)— название, под которым традиционно известна картина Рембрандта «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга», написанная в 1642 году.
Несомненно, только одно – именно Ночной дозор стал роковой картиной для Рембрандта Ван Рейна. Бытует мнение, чтокартина Рембрандта «Ночной дозор» (1642) — «начало конца». Шедевр, который создал Рембрандт – Ночной дозор – описание картины и дальнейшее ее исследование раскроет еще несколько загадок.
Единственное противоречие вызывает золотистая карлица, являющаяся композиционным центром, который представляет данная картина Ночной дозор Рембрандта Ван Рейна.
Отряд стрелков вроде бы поднят по тревоге. В погруженном в темноту зале блуждающий луч света выхватывал фрагменты холста – лица, оружие, костюмы, а светящийся контур обрисовывал фигурыНе всякое произведение выдержит такие смелые перевоплощения, но для «Ночного дозора» они кажутся естественными: эта картина – апофеоз живописи эпохи барокко с ее театральностью, с ее стремлением к иллюзионистским эффектам, к преодолению плоскости холста и выходу в трехмерный мир. Светящийся ангел, так как жена его была музой и помогала ему во всем. Реставраторам понадобилось 4 года на восстановление холста.
Среди этих немногих был ученик Рембрандта Сэмуэл ван Хогстратен, который писал три десятилетия спустя после создания полотна: «Сколько бы ни критиковали это произведение, ему поистине суждено пережить все те картины, что берутся с ним соперничать ибо оно так хорошо по замыслу, так абсолютно по исполнению, в нем столько огня, столько движения, что прочие картины рядом с ним выглядят, как картинки на игральных картах». Кроме того, многие цеха и организации горожан стали заказывать групповые портреты. Коротышка, прячущийся за спиной Кока, – символ испанца-капитана (сборное обозначение героя народного комедийного театра 17-18 веков). – очень подходит ему.
Полотно голландского мастера таит в себе множество «сюрпризов». Кэрролл предположила, что при написании «Ночного дозора» Рембрандт использовал прием карнавализации происходящего иными словами, пародии. Для стиля живописи Рембрандта характерна игра света и тени.
Тогда оно и получило романтическое название «Ночной дозор». Например, некоторые псевдо-исследователи недавно высказали версию, что все жесты персонажей указывают на двух знатных амстердамцев изображенных на левом (от зрителей) краю полотна, которые заказали убийство лейтенанта ван Рейтенбюрга. Реставрация картины проводилась в 1947 году, тогда и была обнаружена ошибка.
Подлинный колорит картины открылся только после ее реставрации в 1947 г., когда «Дозор» был уже ценнейшим среди экспонатов Рийксмузеума и помещался в специально спроектированном для него зале. Пытаясь разгадать принципы сложнейшей композиции «Ночного дозора» историки искусства составляют мудреные графические схемы удаленности фигур и схемы интенсивности освещения, проецируют всю группу фигур на плоскость, чтобы яснее увидеть ее контур. Наибольшее число загадок граничит с появлением девочки в золотистом платье (в художественном плане она, размещённая в месте золотого сечения, в левой части картины, призвана, по-видимому, компенсировать яркий камзол Рёйтенбюрга в правой).
Кубок в руках девочки – символ благосклонности судьбы. Еще бы.
Тридцать шесть лет спустя Самуэль ван Хоогстратен (голландский художник, график, литератор и теоретик искусства) пишет в своем трактате: «Рембрандт великолепно выполнил свою задачу в картине с амстердамскими гвардейцами, хотя многие полагают, что это большое полотно он написал, руководствуясь собственным взглядом на вещи, а не правилами создания портретов, подобных тому, что был ему заказан.
Шлем увенчан дубовым венком, полагавшимся за доблесть. Но, тем не менее, эту работу Рембрандта пытались уничтожить уже три раза. Так почему же художник пожалел красок и изобразил сумерки. Неудивительно, что уже к началу XIX века за картиной прочно утвердилось название «Ночной дозор»: к этому времени история ее создания была основательно забыта и все были уверены, что мастер изобразил именно темное время суток. живой талисман отряда или маркитантка, продающая воинам провизию и питье. Получившаяся картина не устроила заказчиков.
Существует мнение, что скрещенные лапки петуха – герб добровольной городской гвардии. «Ночной дозор» властно втягивает нас в свое пространство, захватывает мощным движением, делает участниками происходящего, уподобляя зрителям, сопереживающим пьесе или кинофильму. 14 сентября он хладнокровно нанес несколько ножевых ранений картине. А кузен Саскии был арт-дилером Рембрандта и приводил ему знатных клиентов. Что означает ее присутствие.
В зале музея, где висит картина, уложен ковролин (во всех остальных залах паркет), что сделано для того, чтобы школьники могли, сидя на полу, слушать учителя. На поясе у девочки подвешена тушка белого петуха с крупными когтистыми лапами. Ни денег, ни славы, ни работы. При написании картины Рембрандт несколько раз отходил от признанных канонов. Настоящий герой картины – осененная героическим духом, объединенная общим движением толпа, образующая нерасчленимое единство.
У ближайшего мушкетера на шлеме дубовые листья. Например, вместо положенных восемнадцати человек он изобразил тридцать четыре. Данная композиция построена тоже на контрастах. Еще одна интересная деталь, Рембрандт исхитрился отчасти изобразить себя на оригинале картины «Ночной дозор» между двумя мушкетерами – один из которых в шляпе, другой в кирасе, а расположены они позади всех участников, он нарисовал только часть своего лица с глазом, ухом и шляпой.
Рембрандт показывает, что рота полностью снаряжена и готова к работе. Эту деталь трактуют как символическое изображение провизии отряда, которой заведует маркитантка, но возможно – это скрытая шутка, основанная на игре слов: на голландском языке слова «коготь» («klauw») и мушкет («kloven») звучат похоже, а мушкетеров называют кловенирами («klovenier»). Один из персонажей картины, который расположен в правой ее части (если лицом ко зрителю), указывает правой рукой на двух богатых аристократов лидирующих кланов Амстердама (они, соответственно, стоят на левом краю картины) – это и есть заказчики убийства.
Однако реставраторы не стали снимать все слои темного лака, боясь повредить краску, вот таким образом и сейчас «Ночной дозор» довольно сумеречен. Но загадки остаются. Ведь многие оказались на заднем плане, а некоторых вообще было невозможно узнать. После 1642 года в жизни Рембрандта одно за другим происходят печальные события.
Так парадные портреты не пишут. Это значит, что действие происходит днем. Девочка в желтом вполне может быть также пародией на маскотту – живой талисман, который стрелки брали с собой на войну. Карнавализация образа и символа в данном случае достигается вводом фигуры ехидно смеющегося мальчика, со всех ног убегающего куда-то (левый нижний угол). Разгадать истинный замысел живописца пытались многие.
Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама. Лишь немногие знают, что у этой картины совсем другое название: «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга». Так как в нидерландском языке слово кловенир (от кловен — разновидность мушкета) созвучно слову, обозначающему птичий коготь, то эмблемами стрелков обычно были лапки хищных птиц: соколов, ястребов, но не куриц. Интересно, что изначально ошибочным стало мнение искусствоведов, якобы картина представляет именно Ночной Дозор. Это еще раз подтверждает мнение, что Ночной дозор – картина, полная загадок. Пытаясь разгадать принципы сложнейшей композиции «Ночного дозора» историки искусства составляют мудреные графические схемы удаленности фигур и схемы интенсивности освещения, проецируют всю группу фигур на плоскость, чтобы яснее увидеть ее контур.
Так почему же художник пожалел красок и изобразил сумерки. Сейчас эта известная картина хранится в Амстердаме.
У стрелка шесть пальцев (. ), как и у некоторых театральных кукол той эпохи изображающих шутов. Кажется, что в ней самой скрыто нечто таинственное, подобно тому, как почти полностью скрыты фигуры людей на заднем плане, в затененной глубине холста.
В этом совершенном совпадении сюжетного и пластического (чисто художественного) содержания картины, наверное, заключается главная тайна «Ночного дозора» : творческая тайна Рембрандта, та, что питает искусство и, к счастью, никогда не будет раскрыта. Но загадки остаются. Только картина Рембрандта «Ночной дозор» в этом зале ограждена во избежание повреждения случайного и не случайного, в то время как остальные не ограждены.
В сюжете и деталях "Ночного дозора" многое не ясно (по подсчетам искусствоведов, число загадок превышает сотню. ), но думается, что загадочность полотна не только в этом: тревожная недосказанность свойственна картине как таковой. Просто работу Рембрандта несколько раз покрывали лаком из-за чего она сильно потемнела. Эта загадка долгое время не давала покоя исследователям. Одет персонаж в шишак испанского кроя – деталь гардероба, никогда не использующуюся голландцами. Сейчас полотно «Ночной дозор» могут увидеть все желающие в Государственном музее в Амстердаме.
Вот таким образом многие исследователи считают её талисманом отряда. Более того, долгие годы она провисела в одном из дальних углов ратуши, пока ее – в плохом состоянии – не обнаружил художник Ван Дейк, разглядевший под слоем пыли имя автора. Однако когда картину обнаружили в девятнадцатом веке, она была в очень плохом состоянии. Но доблестью здесь и не пахнет, напротив, этот чудак умудрился не справиться со своим мушкетом и дал залп в толпе (за головой Кока) – хорошо, что никого не убило. В этих исследованиях вряд ли будет поставлена точка.
Этот союз открыл художнику двери особняков зажиточных бюргеров. Удавалось это и Рембрандту: в «Уроке анатомии доктора Тульпа» (1632) он искусно превратил групповой портрет врачей, поглощенных лекцией, в сюжетную картину, не нарушив требований жанра. Тень от левой руки капитана ложится прямо на гениталии лейтенанта Рейтенбурга. В целом, ущерб сведен к нулю, но если подойдете поближе, то сможете разглядеть следы. Картина была без восторга принята разочарованными стрелками (неохотно и с опозданием расплатившимися с автором) и лишь немногие современники Рембрандта разглядели, какая пропасть лежит между нею и прочими работами того же жанра. Эту деталь трактуют как символическое изображение провизии отряда, которой заведует маркитантка, но возможно – это скрытая шутка, основанная на игре слов: на голландском языке слова "коготь" и мушкет звучат похоже, а мушкетеров называют кловенирами ("klovenier"). Существует мнение, что скрещенные лапки петуха – герб добровольной городской гвардии.
Тем не менее благополучные бюргеры хотели остаться в истории бесстрашными вояками. Сам же зал, где хранится полотно, был превращен в подобие театра или кинотеатра, в котором «Ночной дозор» казался мизансценой спектакля или кадром из фильма. Также, традиционным символом для них является дубовый лист, который можно увидеть на шлеме.
Недаром он произвольно увеличил число персонажей, причем расположил их так, что фигуры крайне сложно пересчитать (разные источники дают цифры 24, 28 и 34). Она служит композиции как своего рода изобразительный талисман и несет дорогой рог гильдии на поясе, а также мертвую птицу, которая является эмблемой мушкетеров. Из темного дворика солдаты стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока должны были выходить под развевающимися флагами на площадь, залитую солнцем. Такие дела. Многие полагают, что это намек на гомосексуальные отношения между двумя командирами. Такие качества у него отсутствуют, ведь даже легкое задание запуска хлопушки он «провалил».
Вроде бы в такой ситуации подобает быть собранным и внимать голосу командира. Эта картина сделала его знаменитым, к нему потекли заказы. Что до картины, то ее приключения продолжаются.
Так как в нидерландском языке слово кловенир (от кловен — разновидность мушкета) созвучно слову, обозначающему птичий коготь, то эмблемами стрелков обычно были лапки хищных птиц: соколов, ястребов, но не куриц. Кстати, этот несчастный учитель через полгода после вандализма покончил с собой. Во главе отряда вышагивают капитан Кок (слева), который, кстати, не узнал себя на портрете и даже хотел просить другого художника переписать свою фигуру и лейтенант Рейтенбург (справа). Это еще раз подтверждает мнение, что ldquo-Ночной дозорrdquo- — картина, полная загадок. Неуспех «Дозора» был предопределен: Рембрандт написал совсем не ту картину, которую от него ждали.
Картину пришлось обрезать, чтобы она поместилась в другой зал. В результате исследователи решили, что действие данной картины разворачивается ночью и дали полотну название «Ночной дозор». Художнику было предписано в обязательном порядке изобразить на картине шестнадцать офицеров — правящую верхушку корпорации во главе с капитаном Франсом Баннингом Коком: не зря же каждый из них внес сто гульденов за право быть запечатленным наравне с другими Написанная к лету картина получила название «Выступление роты стрелков капитана Франса Баннинга Кока» и вызвала громкий скандал. Из нее вырезали кусок хоста, наносили более десяти ударов ножом и даже обливали серной кислотой. Поскольку казалось, что фигуры выступают на тёмном фоне, её назвали «Ночной дозор» и под этим названием она и вошла в сокровищницу мирового искусства.
Несколько фигур, устремляющихся наперерез общему движению (девочка, мальчишка, собака), тоже «работают» на расширение пространства полотна. На всех людей полотно производит разное впечатление. Несколько фигур, устремляющихся наперерез общему движению (девочка, мальчишка, собака), тоже «работают» на расширение пространства полотна.
Для полного представления о новаторстве Рембрандта в одном зале с этой картиной висят две (или три) картины на ту же тему и того же времени, но они имеют вид группового портрета и симметрии в отличие от картины Рембрандта, где все в движении. Кто они — неизвестно. Это значит, что действие происходит днем. Не получилось. На полотне изображена группа мушкетеров под предводительством капитана Кока, который облачен в черный камзол и жестикулирует, отдавая приказ лейтенанту ван Рейтенбюргу.
Последним ударом стала смерть сына. Как ни мало дорожили произведением Рембрантдта владельцы, самое страшное случилось, когда стрелковая гильдия распалась: в 1715 г. полотно перенесли в один из залов королевского дворца и, чтобы оно поместилось на новом месте, варварски обрезали холст со всех сторон (25 см сверху, 15 см снизу, 30 см слева и 10 см справа), при этом были утрачены три фигуры. Первоначально названный «Стрелковая рота Франса Баннинга Кока и Виллема ван Рёйтенбюрга», этот милицейский групповой портрет предназначался для великово актового зала мушкетеров. Размеры творения Рембрандта, выполненного по заказу роты стрелков гражданского ополчения, составляет 437 на 363 см. Мушкетеры выходят из темной арки и пересекают мост через канал. Шлем увенчан дубовым венком, полагавшимся за доблесть. Картина была без восторга принята разочарованными стрелками (неохотно и с опозданием расплатившимися с автором) и лишь немногие современники Рембрандта разглядели, какая пропасть лежит между нею и прочими работами того же жанра.
Например, некоторые псевдо-исследователи недавно высказали версию, что все жесты персонажей указывают на двух знатных амстердамцев изображенных на левом (от зрителей) краю полотна, которые заказали убийство лейтенанта ван Рейтенбюрга. Но в 1975 году произошел второй инцидент. Вот таким образом многие исследователи считают её талисманом отряда. Версии предлагались самые различные: от больных фантазий художника, вызванных поражением его мозга сифилисом (Джордан Плеш), до тайного послания, обличающего убийц прежнего капитана стрелков Пирса Хассельберга, место которого занял коварный Кок (Гринуэй).
У ближайшего мушкетера на шлеме дубовые листья. Хотя отчуждение мастера от современной ему художественной среды началось за несколько лет до создания «Дозора» и происходило постепенно именно в этой работе он открыто и ясно утвердил приоритет своей творческой воли над вкусами и желаниями заказчиков.
Настоящий герой картины – осененная героическим духом, объединенная общим движением толпа, образующая нерасчленимое единство. Коротышка за спиной капитана Кока, по мнению Кэрролл, представляет собой маску комедийного Капитана-испанца (это личное имя, как Петрушка) народного театра XVII – XVIII столетий. Она окружена символами, традиционно относящимися к мушкетерам. Точно ли они были таковы, нам неизвестно. Написана картина была в 1642 году.
Да и центр композиции «уехал» куда-то влево вглубь, по световой диагонали: лейтенант — «сияющая» девочка. Ему был заказан групповой портрет членов добровольного отряда стрелков (нечто вроде народного ополчения), который, вместе с несколькими подобными произведениями других авторов, предназначался для украшения парадного зала нового здания стрелковой гильдии Амстердама. Хорошо, что все живы остались.
Картину считают переломной для Рембрандта.
Кроме того, почти 100 лет (с начала XVIII до начала XIX века) полотно украшало один из залов амстердамской ратуши, где висело прямо напротив камина, год за годом покрываясь копотью. Демонстрируя свое мастерство в работе со светом и тенью, Рембрандт акцентирует внимание зрителя на трех ключевых персонажах — двух офицерах в центре (благодаря которым работа получила свое оригинальное название) и маленькой девочке в центре, на втором плане. Несмотря на маленький рост девочки, она имеет взрослое лицо жены художника Саски. Тут же на десятках экранов мелькали «ожившие» герои «Ночного дозора».
Зима, ветра, в Амстердаме в это время несладко – психанул мужик, что поделать. Наибольшее число загадок граничит с появлением девочки в золотистом платье (в художественном плане она, размещённая в месте золотого сечения, в левой части картины, призвана, по-видимому, компенсировать яркий камзол Рёйтенбюрга в правой). Настоящее название полотна — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбурга».
На этот раз полотно атаковал безработный учитель. Одной из неразрешимых проблем до последнего времени оставалось огромное число копий и реплик с его полотен. Харменс ван Рейн Рембрандт создал много шедевральных полотен, одним из них является «Ночной дозор».
Кроме того, многие цеха и организации горожан стали заказывать групповые портреты. Но доблестью здесь и не пахнет, напротив, этот чудак умудрился не справиться со своим мушкетом и дал залп в толпе (за головой Кока) — хорошо, что никого не убило. Яркая, живая, завораживающая картина привела в восторг современников (но не заказчиков, оставшихся крайне недовольными результатом), но особенно ею восхищалось следующее поколение. Достаточно хорошо видно, что она буквально излучает свет. Ладно, с кем не бывает.
Безусловно, это добавляет комичности всей сцене. Но есть и множество других, более прозаических толкований: эта девочка – «маскот», т. е. Заказчиками выступали восемнадцать человек. Самым любопытным персонажем на картине является девочка в золотом платье. Однако надо сказать, что упомянутый офицер ушел из жизни лишь в 1657 году и художник никак не мог знать о том, что ждет ван Рейтенбюрга через 15 лет после создания Ночного дозора. Кроме того, было установлено, что название Ночной дозор полотно получило лишь в 19 веке. Были отрезаны части картины сверху и слева, где изображались еще два стрелка.
Вообще, замысел художника разгадать непросто. Правда, после таких инцидентов вас вряд ли подпустят поближе.
Ведь сами по себе славные мушкетеры капитана Кока мало интересовали художника. Сумма гонорара была поделена между ними. На поясе у нее прикреплены пистолет и курица (или петух), в левой руке рог для вина.
Шлем украшает дубовый венок, данный за гордость, отвагу. Датировка последних произведений условна, обстоятельства их создания окружены тайной. По печальному стечению обстоятельств Саския скончалась в 1642-м – в том же году, когда был закончен «Ночной дозор». За спиной последнего находится мушкетер Ян Лейдекерс Класен, а на заднем плане в цилиндре изображен копейщик Ян Оккерсен. К счастью, сохранилась копия, сделанная в 17-м веке Герритом Люнденсом, позволяющая судить о том, как оригинал выглядел до повреждения. Левая рука мушкетера в красном – еще одна аллюзия на карнавальную культуру.
С ней соперничает по освещенности только фигура лейтенанта в светло-желтом костюме, но в то время как лейтенант всего лишь интенсивно освещен, девочка словно сама излучает свет. ЗАГАДКИ НОЧНОГО ДОЗОРА Картина слывет загадочной. Точно так же, как это показано в популярном руководстве по обращению с оружием («Вапенханделинге», 1607), в разделе «Неправильно». Перчатка в руке Кока свидетельствует о рассеянности ее владельца.
Коротышка за спиной капитана Кока, по мнению Кэрролл, представляет собой маску комедийного Капитана-испанца (это личное имя, как Петрушка) народного театра XVII–XVIII столетий. Среди этих немногих был ученик Рембрандта Сэмуэл ван Хогстратен, который писал три десятилетия спустя после создания полотна: «Сколько бы ни критиковали это произведение, ему поистине суждено пережить все те картины, что берутся с ним соперничать ибо оно так хорошо по замыслу, так абсолютно по исполнению, в нем столько огня, столько движения, что прочие картины рядом с ним выглядят, как картинки на игральных картах».
Тогда оно и получило романтическое название «Ночной дозор». На поясе у неё прикреплены пистолет и курица (или петух), в левой руке рог для вина. Она окружена символами, традиционно относящимися к мушкетерам. Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек.
Эта загадка долгое время не давала покоя исследователям. Но на картине совсем не то. В этом совершенном совпадении сюжетного и пластического (чисто художественного) содержания картины, наверное, заключается главная тайна «Ночного дозора»: творческая тайна Рембрандта, та, что питает искусство и, к счастью, никогда не будет раскрыта.
В этих исследованиях вряд ли будет поставлена точка. Воспитанный человек, а что творит. Картина была без восторга принята разочарованными стрелками (неохотно и с опозданием расплатившимися с автором) и лишь немногие современники Рембрандта разглядели, какая пропасть лежит между нею и прочими работами того же жанра. Так, например известно десять версий картины «Иуда возвращает тридцать серебреников», которые невозможно однозначно атрибутировать определённому художнику. Как ни мало дорожили произведением Рембрантдта владельцы, самое страшное случилось, когда стрелковая гильдия распалась: в 1715 г. полотно перенесли в один из залов королевского дворца и, чтобы оно поместилось на новом месте, варварски обрезали холст со всех сторон (25 см сверху, 15 см снизу, 30 см слева и 10 см справа), при этом были утрачены три фигуры.