Шедевр, который создал Рембрандт – Ночной дозор – описание картины и дальнейшее ее исследование раскроет еще несколько загадок.
У ближайшего мушкетера на шлеме дубовые листья. Наибольшее число загадок граничит с появлением девочки в золотистом платье (в художественном плане она, размещённая в месте золотого сечения, в левой части картины, призвана, по-видимому, компенсировать яркий камзол Рёйтенбюрга в правой). Недаром он произвольно увеличил число персонажей, причем расположил их так, что фигуры крайне сложно пересчитать (разные источники дают цифры 24, 28 и 34). Одной из неразрешимых проблем до последнего времени оставалось огромное число копий и реплик с его полотен. Ни денег, ни славы, ни работы. Вскоре после написания картина была размещена в здании Стрелкового общества, затем провисела в различных залах почти 200 лет и была обнаружена искусствоведами только в XIX веке при пробуждении нового интереса к Рембрандту. Тень от левой руки капитана ложится прямо на гениталии лейтенанта Рейтенбурга. На этот раз полотно атаковал безработный учитель.
Кубок в руках девочки – символ благосклонности судьбы. Только картина Рембрандта «Ночной дозор» в этом зале ограждена во избежание повреждения случайного и не случайного, в то время как остальные не ограждены. Кажется, что в ней самой скрыто нечто таинственное, подобно тому, как почти полностью скрыты фигуры людей на заднем плане, в затененной глубине холста. 14сентября онхладнокровно нанес несколько ножевых ранений картине. Картину считают переломной для Рембрандта.
Написана картина была в 1642 году. Пытаясь разгадать принципы сложнейшей композиции «Ночного дозора» историки искусства составляют мудреные графические схемы удаленности фигур и схемы интенсивности освещения, проецируют всю группу фигур на плоскость, чтобы яснее увидеть ее контур.
Кроме того, почти 100 лет (с начала XVIII до начала XIX века) полотно украшало один из залов амстердамской ратуши, где висело прямо напротив камина, год за годом покрываясь копотью. Как ни мало дорожили произведением Рембрантдта владельцы, самое страшное случилось, когда стрелковая гильдия распалась: в 1715 г. полотно перенесли в один из залов королевского дворца и, чтобы оно поместилось на новом месте, варварски обрезали холст со всех сторон (25 см сверху, 15 см снизу, 30 см слева и 10 см справа), при этом были утрачены три фигуры. Но, тем не менее, эту работу Рембрандта пытались уничтожить уже три раза. Шлем увенчан дубовым венком, полагавшимся за доблесть. Коротышка за спиной капитана Кока, по мнению Кэрролл, представляет собой маску комедийного Капитана-испанца (это личное имя, как Петрушка) народного театра XVII – XVIII столетий. Картина была без восторга принята разочарованными стрелками (неохотно и с опозданием расплатившимися с автором) и лишь немногие современники Рембрандта разглядели, какая пропасть лежит между нею и прочими работами того же жанра.
Реставрация картины проводилась в 1947 году, тогда и была обнаружена ошибка. Кэрролл предположила, что при написании «Ночного дозора» Рембрандт использовал прием карнавализации происходящего иными словами, пародии. Попечальному стечению обстоятельств Саския скончалась в1642-м— втомже году, когда был закончен «Ночной дозор». Сам же зал, где хранится полотно, был превращен в подобие театра или кинотеатра, в котором «Ночной дозор» казался мизансценой спектакля или кадром из фильма. Многие полагают, что это намек на гомосексуальные отношения между двумя командирами.
Данная композиция построена тоже на контрастах. Датировка последних произведений условна, обстоятельства ихсоздания окружены тайной. Ведь многие оказались на заднем плане, а некоторых вообще было невозможно узнать. Именно после этой, обличающей достопочтенных горожан в преступлении и пошла полоса финансовых неудач Рембрандта. Она окружена символами, традиционно относящимися к мушкетерам.
Что до картины, то ее приключения продолжаются. Версии предлагались самые различные: от больных фантазий художника, вызванных поражением его мозга сифилисом (Джордан Плеш), до тайного послания, обличающего убийц прежнего капитана стрелков Пирса Хассельберга, место которого занял коварный Кок (Гринуэй). Такие качества у него отсутствуют, ведь даже легкое задание запуска хлопушки он «провалил». «Ночной дозор» властно втягивает нас в свое пространство, захватывает мощным движением, делает участниками происходящего, уподобляя зрителям, сопереживающим пьесе или кинофильму. Так, например известно десять версий картины «Иуда возвращает тридцать серебреников», которые невозможно однозначно атрибутировать определённому художнику. Ни одна фигура в таком портрете не должна была помещаться на задний план или загораживаться, не приветствовались даже перспективные сокращения.
Эта картина сделала его знаменитым, к нему потекли заказы. На поясе у девочки подвешена тушка белого петуха с крупными когтистыми лапами. Эту деталь трактуют как символическое изображение провизии отряда, которой заведует маркитантка, но возможно – это скрытая шутка, основанная на игре слов: на голландском языке слова "коготь" и мушкет звучат похоже, а мушкетеров называют кловенирами ("klovenier"). Существует мнение, что скрещенные лапки петуха – герб добровольной городской гвардии.
Так парадные портреты не пишут. Этот союз открыл художнику двери особняков зажиточных бюргеров. Сейчас полотно «Ночной дозор» могут увидеть все желающие в Государственном музее в Амстердаме. – очень подходит ему.
На всех людей полотно производит разное впечатление. Самым любопытным персонажем на картине является девочка в золотом платье. Картина была без восторга принята разочарованными стрелками (неохотно и с опозданием расплатившимися с автором) и лишь немногие современники Рембрандта разглядели, какая пропасть лежит между нею и прочими работами того же жанра. Для полного представления о новаторстве Рембранта в одном зале с этой картиной висят две (или три) картины на ту же тему и того же времени, но они имеют вид группового портрета и симметрии в отличие от картины Рембранта, где все в движении. Неуспех «Дозора» был предопределен: Рембрандт написал совсем не ту картину, которую от него ждали.
Но загадки остаются. В начале 19-го столетия к Рембрандту пробудился интерес и полотно в очень скверном состоянии было передано в Рийксмузеум. Точно ли они были таковы, нам неизвестно. Например, вместо положенных восемнадцати человек он изобразил тридцать четыре.
Она окружена символами, традиционно относящимися к мушкетерам.
Картина была без восторга принята разочарованными стрелками (неохотно и с опозданием расплатившимися с автором) и лишь немногие современники Рембрандта разглядели, какая пропасть лежит между нею и прочими работами того же жанра. Она кажется карлицей: ростом с ребенка, но с лицом молодой женщины, с лицом Саскии, жены художника Рембрандт начал писать "Ночной дозор" счастливым семьянином, а закончил вдовцом. Коротышка за спиной капитана Кока, по мнению Кэрролл, представляет собой маску комедийного Капитана-испанца (это личное имя, как Петрушка) народного театра XVII–XVIII столетий. По печальному стечению обстоятельств Саския скончалась в 1642-м – в том же году, когда был закончен «Ночной дозор».
Еще бы. После 1642 года в жизни Рембрандта одно за другим происходят печальные события. Воспитанный человек, ачто творит. Наибольшее число загадок граничит с появлением девочки в золотистом платье (в художественном плане она, размещённая в месте золотого сечения, в левой части картины, призвана, по-видимому, компенсировать яркий камзол Рёйтенбюрга в правой). Зима, ветра, в Амстердаме в это время несладко – психанул мужик, что поделать. Ценители искусства, желающие увидеть картину в первозданном виде, могут посетить Лондонскую Национальную галерею, где хранится копия полотна, сделанная Герритом Люнденсом в семнадцатом веке.
Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек. Рембрандту ее заказал отряд гражданского ополчения Нидерландов, который хотел повесить полотно в парадном зале Стрелкового общества. Неудивительно, что уже к началу XIX века за картиной прочно утвердилось название «Ночной дозор»: к этому времени история ее создания была основательно забыта и все были уверены, что мастер изобразил именно темное время суток. Среди этих немногих был ученик Рембрандта Сэмуэл ван Хогстратен, который писал три десятилетия спустя после создания полотна: «Сколько бы ни критиковали это произведение, ему поистине суждено пережить все те картины, что берутся с ним соперничать ибо оно так хорошо по замыслу, так абсолютно по исполнению, в нем столько огня, столько движения, что прочие картины рядом с ним выглядят, как картинки на игральных картах».
Несколько фигур, устремляющихся наперерез общему движению (девочка, мальчишка, собака), тоже «работают» на расширение пространства полотна. Отряд стрелков вроде бы поднят по тревоге. Кстати, этот несчастный учитель через полгода после вандализма покончил с собой. Несколько фигур, устремляющихся наперерез общему движению (девочка, мальчишка, собака), тоже «работают» на расширение пространства полотна.
Пытаясь разгадать принципы сложнейшей композиции «Ночного дозора» историки искусства составляют мудреные графические схемы удаленности фигур и схемы интенсивности освещения, проецируют всю группу фигур на плоскость, чтобы яснее увидеть ее контур. Просто работу Рембрандта несколько раз покрывали лаком из-за чего она сильно потемнела. Хотя отчуждение мастера от современной ему художественной среды началось за несколько лет до создания «Дозора» и происходило постепенно именно в этой работе он открыто и ясно утвердил приоритет своей творческой воли над вкусами и желаниями заказчиков. Как бы то ни было, сегодня этот шедевр Рембрандта предстает перед посетителями Государственного музея Амстердама в своем изначальном виде и неизменно вызывает восхищение у ценителей изобразительного искусства. Поскольку казалось, что фигуры выступают на тёмном фоне, её назвали «Ночной дозор» и под этим названием она и вошла в сокровищницу мирового искусства.
Сейчас эта известная картина хранится в Амстердаме. Точно так же, как это показано в популярном руководстве по обращению с оружием («Вапенханделинге», 1607), в разделе «Неправильно». Ладно, с кем не бывает. Харменс ван Рейн Рембрандт создал много шедевральных полотен, одним из них является «Ночной дозор».
В этом совершенном совпадении сюжетного и пластического (чисто художественного) содержания картины, наверное, заключается главная тайна «Ночного дозора» : творческая тайна Рембрандта, та, что питает искусство и, к счастью, никогда не будет раскрыта. Вот таким образом многие исследователи считают её талисманом отряда. живой талисман отряда или маркитантка, продающая воинам провизию и питье. Тем не менее благополучные бюргеры хотели остаться в истории бесстрашными вояками. Но есть и множество других, более прозаических толкований: эта девочка – «маскот», т. е.
Один из персонажей картины, который расположен в правой ее части (если лицом ко зрителю), указывает правой рукой на двух богатых аристократов лидирующих кланов Амстердама (они, соответственно, стоят на левом краю картины) – это и есть заказчики убийства. Правда, после таких инцидентов вас вряд ли подпустят поближе. В зале музея, где висит картина, уложен ковролин (во всех остальных залах паркет), что сделано для того, чтобы школьники могли, сидя на полу, слушать учителя.
Мушкетеры выходят из темной арки и пересекают мост через канал. Заказчиками выступали восемнадцать человек. Яркая, живая, завораживающая картина привела в восторг современников (но не заказчиков, оставшихся крайне недовольными результатом), но особенно ею восхищалось следующее поколение. Ниденег, ниславы, ниработы.
Так как в нидерландском языке слово кловенир (от кловен — разновидность мушкета) созвучно слову, обозначающему птичий коготь, то эмблемами стрелков обычно были лапки хищных птиц: соколов, ястребов, но не куриц. Тридцать шесть лет спустя Самуэль ван Хоогстратен (голландский художник, график, литератор и теоретик искусства) пишет в своем трактате: «Рембрандт великолепно выполнил свою задачу в картине с амстердамскими гвардейцами, хотя многие полагают, что это большое полотно он написал, руководствуясь собственным взглядом на вещи, а не правилами создания портретов, подобных тому, что был ему заказан. Этот союз открыл художнику двери особняков зажиточных бюргеров. Зима, ветра, вАмстердаме вэто время несладко— психанул мужик, что поделать.
Безусловно, это добавляет комичности всей сцене. Получившаяся картина не устроила заказчиков. Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама. В результате исследователи решили, что действие данной картины разворачивается ночью и дали полотну название «Ночной дозор».
Наэтот раз полотно атаковал безработный учитель. 14 сентября он хладнокровно нанес несколько ножевых ранений картине. Тогда оно и получило романтическое название «Ночной дозор». В этом совершенном совпадении сюжетного и пластического (чисто художественного) содержания картины, наверное, заключается главная тайна «Ночного дозора»: творческая тайна Рембрандта, та, что питает искусство и, к счастью, никогда не будет раскрыта. Таким образом, всякому человеку, хорошо знакомому с военным делом, становилась понятна боевая ценность этого ополченца.
Эту деталь трактуют как символическое изображение провизии отряда, которой заведует маркитантка, но возможно – это скрытая шутка, основанная на игре слов: на голландском языке слова «коготь» («klauw») и мушкет («kloven») звучат похоже, а мушкетеров называют кловенирами («klovenier»). Это еще раз подтверждает мнение, что Ночной дозор – картина, полная загадок. Но на картине совсем не то. Однако когда картину обнаружили в девятнадцатом веке, она была в очень плохом состоянии.
В руках сорванца тоже кубок – намек на то, что воинское счастье незадачливых стрелков уже утеряно. Это значит, что действие происходит днем. Интересно, что изначально ошибочным стало мнение искусствоведов, якобы картина представляет именно Ночной Дозор. В сюжете и деталях "Ночного дозора" многое не ясно (по подсчетам искусствоведов, число загадок превышает сотню. ), но думается, что загадочность полотна не только в этом: тревожная недосказанность свойственна картине как таковой. В целом, ущерб сведен к нулю, но если подойдете поближе, то сможете разглядеть следы.
А кузен Саскии был арт-дилером Рембрандта и приводил ему знатных клиентов. Второй новаторский прием Рембрандта заключался в том, что он наполнил картину помимо 18 заказчиков другими персонажами их 16. Во главе отряда вышагивают капитан Кок (слева), который, кстати, не узнал себя на портрете и даже хотел просить другого художника переписать свою фигуру и лейтенант Рейтенбург (справа).
Разгадать истинный замысел живописца пытались многие. Рембрандт показывает, что рота полностью снаряжена и готова к работе. Подлинный колорит картины открылся только после ее реставрации в 1947 г., когда «Дозор» был уже ценнейшим среди экспонатов Рийксмузеума и помещался в специально спроектированном для него зале. Но загадки остаются.
Кстати, этот несчастный учитель через полгода после вандализма покончил ссобой. После 1642 года вжизни Рембрандта одно задругим происходят печальные события. В своей картине "Ночной дозор" Рембрандт фрагментарно вырисовывает историю заказного убийства лейтенанта Виллема ван Рейтенбурга.
Удавалось это и Рембрандту: в «Уроке анатомии доктора Тульпа» (1632) он искусно превратил групповой портрет врачей, поглощенных лекцией, в сюжетную картину, не нарушив требований жанра. Сумма гонорара была поделена между ними. Настоящее название полотна — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбурга». Реставраторам понадобилось 4 года на восстановление холста. Правда, после таких инцидентов вас врядли подпустят поближе. Да и центр композиции «уехал» куда-то влево вглубь, по световой диагонали: лейтенант — «сияющая» девочка.
Также, традиционным символом для них является дубовый лист, который можно увидеть на шлеме. К концу жизни ситуация с заказами на картины у Рембрандта становилась все хуже, выставляли требования кредиторы, в конечном итоге он распродал все свое имущество, переехал на окраину Амстердама и умер уже будучи совсем разоренным. Но доблестью здесь и не пахнет, напротив, этот чудак умудрился не справиться со своим мушкетом и дал залп в толпе (за головой Кока) – хорошо, что никого не убило. Тогда оно и получило романтическое название «Ночной дозор».
Еще одна интересная деталь, Рембрандт исхитрился отчасти изобразить себя на оригинале картины «Ночной дозор» между двумя мушкетерами – один из которых в шляпе, другой в кирасе, а расположены они позади всех участников, он нарисовал только часть своего лица с глазом, ухом и шляпой. Однако реставраторы не стали снимать все слои темного лака, боясь повредить краску, вот таким образом и сейчас «Ночной дозор» довольно сумеречен. На поясе у нее прикреплены пистолет и курица (или петух), в левой руке рог для вина.
Вообще, замысел художника разгадать непросто. Шлем украшает дубовый венок, данный за гордость, отвагу. Полотно голландского мастера таит в себе множество «сюрпризов». У стрелка шесть пальцев (. ), как и у некоторых театральных кукол той эпохи изображающих шутов.
Демонстрируя свое мастерство в работе со светом и тенью, Рембрандт акцентирует внимание зрителя на трех ключевых персонажах — двух офицерах в центре (благодаря которым работа получила свое оригинальное название) и маленькой девочке в центре, на втором плане. Такие дела. Хорошо, что все живы остались. Среди этих немногих был ученик Рембрандта Сэмуэл ван Хогстратен, который писал три десятилетия спустя после создания полотна: «Сколько бы ни критиковали это произведение, ему поистине суждено пережить все те картины, что берутся с ним соперничать ибо оно так хорошо по замыслу, так абсолютно по исполнению, в нем столько огня, столько движения, что прочие картины рядом с ним выглядят, как картинки на игральных картах». В этих исследованиях вряд ли будет поставлена точка. Но доблестью здесь и не пахнет, напротив, этот чудак умудрился не справиться со своим мушкетом и дал залп в толпе (за головой Кока) — хорошо, что никого не убило.
Ведь сами по себе славные мушкетеры капитана Кока мало интересовали художника. Последним ударом стала смерть сына. Тут же на десятках экранов мелькали «ожившие» герои «Ночного дозора». Не получилось. Так почему же художник пожалел красок и изобразил сумерки.
Кто они — неизвестно. Что докартины, тоееприключения продолжаются. Вот таким образом многие исследователи считают её талисманом отряда. Вцелом, ущерб сведен кнулю, ноесли подойдете поближе, тосможете разглядеть следы.
Кроме того, было установлено, что название Ночной дозор полотно получило лишь в 19 веке. Левая рука мушкетера в красном – еще одна аллюзия на карнавальную культуру. Одна из величайших картин в портретном искусстве 17-го века была создана Рембрандтом на пике славы в Амстердаме. Для полного представления о новаторстве Рембрандта в одном зале с этой картиной висят две (или три) картины на ту же тему и того же времени, но они имеют вид группового портрета и симметрии в отличие от картины Рембрандта, где все в движении.
Светящийся ангел, так как жена его была музой и помогала ему во всем. Так, например известно десять версий картины «Иуда возвращает тридцать серебреников», которые невозможно однозначно атрибутировать определённому художнику. Реставраторам понадобилось 4 года навосстановление холста.
В этих исследованиях вряд ли будет поставлена точка. Положение тени от левой руки капитана Кока показывает, что время действия — не более 14 часов. Существует мнение, что скрещенные лапки петуха – герб добровольной городской гвардии. В зале музея, где висит картина, уложен ковролин (во всех остальных залах паркет), что сделано для того, чтобы школьники могли, сидя на полу, слушать учителя. Но в 1975 году произошел второй инцидент.
Ладно, скем небывает. Датировка последних произведений условна, обстоятельства их создания окружены тайной. Последним ударом стала смерть сына.
Кроме того, многие цеха и организации горожан стали заказывать групповые портреты. Так как в нидерландском языке слово кловенир (от кловен — разновидность мушкета) созвучно слову, обозначающему птичий коготь, то эмблемами стрелков обычно были лапки хищных птиц: соколов, ястребов, но не куриц. Как ни мало дорожили произведением Рембрантдта владельцы, самое страшное случилось, когда стрелковая гильдия распалась: в 1715 г. полотно перенесли в один из залов королевского дворца и, чтобы оно поместилось на новом месте, варварски обрезали холст со всех сторон (25 см сверху, 15 см снизу, 30 см слева и 10 см справа), при этом были утрачены три фигуры. Были отрезаны части картины сверху и слева, где изображались еще два стрелка. Для стиля живописи Рембрандта характерна игра света и тени. Акузен Саскии был арт-дилером Рембрандта иприводил ему знатных клиентов.
Воспитанный человек, а что творит. Первоначально названный «Стрелковая рота Франса Баннинга Кока и Виллема ван Рёйтенбюрга», этот милицейский групповой портрет предназначался для великово актового зала мушкетеров. Вроде бы в такой ситуации подобает быть собранным и внимать голосу командира.
Ему был заказан групповой портрет членов добровольного отряда стрелков (нечто вроде народного ополчения), который, вместе с несколькими подобными произведениями других авторов, предназначался для украшения парадного зала нового здания стрелковой гильдии Амстердама. Коротышка, прячущийся за спиной Кока, – символ испанца-капитана (сборное обозначение героя народного комедийного театра 17-18 веков). У ближайшего мушкетера на шлеме дубовые листья. Перчатка в руке Кока свидетельствует о рассеянности ее владельца. Девочка в желтом вполне может быть также пародией на маскотту – живой талисман, который стрелки брали с собой на войну. Карнавализация образа и символа в данном случае достигается вводом фигуры ехидно смеющегося мальчика, со всех ног убегающего куда-то (левый нижний угол).
ЗАГАДКИ НОЧНОГО ДОЗОРА Картина слывет загадочной. Нов1975 году произошел второй инцидент. Шлем увенчан дубовым венком, полагавшимся за доблесть. При написании картины Рембрандт несколько раз отходил от признанных канонов. В погруженном в темноту зале блуждающий луч света выхватывал фрагменты холста – лица, оружие, костюмы, а светящийся контур обрисовывал фигурыНе всякое произведение выдержит такие смелые перевоплощения, но для «Ночного дозора» они кажутся естественными: эта картина – апофеоз живописи эпохи барокко с ее театральностью, с ее стремлением к иллюзионистским эффектам, к преодолению плоскости холста и выходу в трехмерный мир. Такие дела.
Эта загадка долгое время не давала покоя исследователям. Например, некоторые псевдо-исследователи недавно высказали версию, что все жесты персонажей указывают на двух знатных амстердамцев изображенных на левом (от зрителей) краю полотна, которые заказали убийство лейтенанта ван Рейтенбюрга. На поясе у неё прикреплены пистолет и курица (или петух), в левой руке рог для вина. Картину пришлось обрезать, чтобы она поместилась в другой зал. Лишь немногие знают, что у этой картины совсем другое название: «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга».