Бытует мнение, чтокартина Рембрандта «Ночной дозор» (1642) — «начало конца». Шедевр, который создал Рембрандт – Ночной дозор – описание картины и дальнейшее ее исследование раскроет еще несколько загадок. В апреле 2013 года они «оживили» картину «Ночной дозор», создав целый спектакль и перенесли его действие на территорию большого торгового центра5. Несомненно, только одно – именно Ночной дозор стал роковой картиной для Рембрандта Ван Рейна. В апреле 2013 года они «оживили» картину «Ночной дозор», создав целый спектакль и перенесли его действие на территорию большого торгового центра7.
В апреле 2013 года они «оживили» картину «Ночной дозор», создав целый спектакль и перенесли его действие на территорию большого торгового центра. Единственное противоречие вызывает золотистая карлица, являющаяся композиционным центром, который представляет данная картина Ночной дозор Рембрандта Ван Рейна. «ночной дозор» (нидерл. Nachtwacht)— название, под которым традиционно известна картина Рембрандта «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга», написанная в 1642 году.
Картина Ночной дозор Рембрандта стала переломной в творчестве художника. Картина Ночной дозор Рембрандта стала переломной в творчестве художника. У любителей искусства твердо засело в голове заблуждение о том, что якобы картина Рембрандта «Ночной дозор»в самом деле изображает ночной дозор. В апреле 2013 года они «оживили» картину «Ночной дозор», создав целый спектакль и перенесли его действие на территорию большого торгового центра.
Эта картина – моментальный снимок энергичного марша, а отнюдь не групповой портрет и короткое, как барабанная дробь, название – Nachtwacht, Night Watch, Nachtwache, Ночной дозор – очень подходит ему. Офицер— первый командир Squadron самолётов Boeing E-4B— воздушных командных пунктов президента США дал самолёту название «Nightwatch» (Ночной дозор) в честь дозора народной стражи идущего по ночному городу с картины Рембрандта. Картина, которую сегодня мы знаем как «Ночной дозор», называется в оригинале иначе, а именно «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рейтенбурга».
Шлем украшает дубовый венок, данный за гордость, отвагу. Карнавализация образа и символа в данном случае достигается вводом фигуры ехидно смеющегося мальчика, со всех ног убегающего куда-то (левый нижний угол). Самым любопытным персонажем на картине является девочка в золотом платье. Шлем увенчан дубовым венком, полагавшимся за доблесть.
Достаточно хорошо видно, что она буквально излучает свет. После экспозиции в Москве в 2010 вернули обратно. Это значит, что действие происходит днем. Капитан Лейтенант.
Интересно, что изначально ошибочным стало мнение искусствоведов, якобы картина представляет именно Ночной Дозор. В 1975 году безработный учитель порезал ножом холст в двух местах. Что еще бы хотелось добавить по этой теме. Ведь многие оказались на заднем плане, а некоторых вообще было невозможно узнать. В зале музея, где висит картина, уложен ковролин (во всех остальных залах паркет), что сделано для того, чтобы школьники могли, сидя на полу, слушать учителя. Разгадать истинный замысел живописца пытались многие. Хотя отчуждение мастера от современной ему художественной среды началось за несколько лет до создания «Дозора» и происходило постепенно именно в этой работе он открыто и ясно утвердил приоритет своей творческой воли над вкусами и желаниями заказчиков.
Еще одна интересная деталь, Рембрандт исхитрился отчасти изобразить себя на оригинале картины «Ночной дозор» между двумя мушкетерами – один из которых в шляпе, другой в кирасе, а расположены они позади всех участников, он нарисовал только часть своего лица с глазом, ухом и шляпой. Она окружена символами, традиционно относящимися к мушкетерам. После Второй мировой войны полотно пришлось основательно реставрировать. Для полного представления о новаторстве Рембрандта в одном зале с этой картиной висят две (или три) картины на ту же тему и того же времени, но они имеют вид группового портрета и симметрии в отличие от картины Рембрандта, где все в движении. Пытаясь разгадать принципы сложнейшей композиции «Ночного дозора» историки искусства составляют мудреные графические схемы удаленности фигур и схемы интенсивности освещения, проецируют всю группу фигур на плоскость, чтобы яснее увидеть ее контур.
На поясе у нее прикреплены пистолет и курица (или петух), в левой руке рог для вина. Недаром он произвольно увеличил число персонажей, причем расположил их так, что фигуры крайне сложно пересчитать (разные источники дают цифры 24, 28 и 34). В сюжете и деталях Ночного дозора многое не ясно (по подсчетам искусствоведов, число загадок превышает сотню. ), но думается, что загадочность полотна не только в этом: тревожная недосказанность свойственна картине как таковой.
Например, вместо положенных восемнадцати человек он изобразил тридцать четыре. Датировка последних произведений условна, обстоятельства их создания окружены тайной. Но загадки остаются.
На поясе у девочки подвешена тушка белого петуха с крупными когтистыми лапами. Искусствоведы и любители живописи веками ломают головы над этим полотном. Так один почтенный голландский историк искусства начала 19-го столетия потратил годы, чтобы доказать, что отряд выходит на парад по случаю приезда в Амстердам французской королевы Марии Медичи в 1639 г. Самая манящая среди загадок Дозора – изображение странной девочки в золотом наряде. Вообще, замысел художника разгадать непросто.
На этот раз полотно атаковал безработный учитель. Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама. Так как в нидерландском языке слово кловенир (от кловен — разновидность мушкета) созвучно слову, обозначающему птичий коготь, то эмблемами стрелков обычно были лапки хищных птиц: соколов, ястребов, но не куриц.
Кэрролл предположила, что при написании «Ночного дозора» Рембрандт использовал прием карнавализации происходящего иными словами, пародии. На всех людей полотно производит разное впечатление. Кроме того, было установлено, что название Ночной дозор полотно получило лишь в 19 веке. У ближайшего мушкетера на шлеме дубовые листья. Только картина Рембрандта «Ночной дозор» в этом зале ограждена во избежание повреждения случайного и не случайного, в то время как остальные не ограждены. Получившаяся картина не устроила заказчиков.
Один из персонажей картины, который расположен в правой ее части (если лицом ко зрителю), указывает правой рукой на двух богатых аристократов лидирующих кланов Амстердама (они, соответственно, стоят на левом краю картины) – это и есть заказчики убийства. Появление и предназначение других персонажей, символы, связанные с ними, породили десятки вопросов у исследователей, точные ответы на которые знал только сам Рембрандт. Кубок в руках девочки — символ благосклонности судьбы. Мало-помалу чудная живопись стала выступать из-под слоя копоти и грязи: Ван Дейк узнал в ней прославленный французскими писателями «Ночной дозор». Но в 1975 году произошел второй инцидент.
Коротышка за спиной капитана Кока, по мнению Кэрролл, представляет собой маску комедийного Капитана-испанца (это личное имя, как Петрушка) народного театра XVII–XVIII столетий. Очевидна мастерская игра света и тени, характерная для стиля великого художника.
Они не стремились добиться полной фотографической точности персонажей и привнесли свое видение картины. В Государственном музее (Рейксмузеум) в Амстердаме, где она экспонируется, ей отведен центральный зал. Ведь художник кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму) втиснул на холст еще 16 человек. При написании картины Рембрандт несколько раз отходил от признанных канонов. Но загадки остаются. Настоящее название полотна — «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Вильхема ван Рейтенбурга».
После 1642 года в жизни Рембрандта одно за другим происходят печальные события. Так, например известно десять версий картины «Иуда возвращает тридцать серебреников», которые невозможно однозначно атрибутировать определённому художнику. Первоначально названный «Стрелковая рота Франса Баннинга Кока и Виллема ван Рёйтенбюрга», этот милицейский групповой портрет предназначался для великово актового зала мушкетеров. Что до картины, то ее приключения продолжаются. Вот таким образом многие исследователи считают её талисманом отряда.
шла полоса финансовых неудач Рембрандта. Среди этих немногих был ученик Рембрандта Сэмуэл ван Хогстратен, который писал три десятилетия спустя после создания полотна: «Сколько бы ни критиковали это произведение, ему поистине суждено пережить все те картины, что берутся с ним соперничать ибо оно так хорошо по замыслу, так абсолютно по исполнению, в нем столько огня, столько движения, что прочие картины рядом с ним выглядят, как картинки на игральных картах». Но загадки остаются. Мушкетеры выходят из темной арки и пересекают мост через канал. Так почему же художник пожалел красок и изобразил сумерки.
Поскольку казалось, что фигуры выступают на тёмном фоне, её назвали «Ночной дозор» и под этим названием она и вошла в сокровищницу мирового искусства. ЗАМЫСЕЛ ХУДОЖНИКА Вообще, замысел художника разгадать непросто. К счастью, пострадал только слой лака. ЗАГАДКИ НОЧНОГО ДОЗОРА Картина слывет загадочной. Наибольшее число загадок граничит с появлением девочки в золотистом платье (в художественном плане она, размещённая в месте золотого сечения, в левой части картины, призвана, по-видимому, компенсировать яркий камзол Рёйтенбюрга в правой).
Первый раз был вырезан кусок холста. Воспитанный человек, а что творит. Данная композиция построена тоже на контрастах. Итак, картина «Ночной дозор» была написана Рембрантом в1642 году позаказу Стрелкового общества, мушкетерского отряда ополчения Нидерландов. В результате исследователи решили, что действие данной картины разворачивается ночью и дали полотну название «Ночной дозор».
Не получилось. Наибольшее число загадок граничит с появлением девочки в золотистом платье (в художественном плане она, размещённая в месте золотого сечения, в левой части картины, призвана, по-видимому, компенсировать яркий камзол Рёйтенбюрга в правой). У ближайшего мушкетера на шлеме дубовые листья. 14 сентября он хладнокровно нанес несколько ножевых ранений картине. Заодно его наконец расчистили и Ночной дозор снова стал дневным. Еще бы.
В целом, ущерб сведен к нулю, но если подойдете поближе, то сможете разглядеть следы. Ведь сами по себе славные мушкетеры капитана Кока мало интересовали художника. Кэрролл обратила внимание на то, что стрелок держит фитиль в слишком опасной близости от горючей смеси. Точно так же, как это показано в популярном руководстве по обращению с оружием («Вапенханделинге», 1607), в разделе «Неправильно». Например, некоторые псевдо-исследователи недавно высказали версию, что все жесты персонажей указывают на двух знатных амстердамцев изображенных на левом (от зрителей) краю полотна, которые заказали убийство лейтенанта ван Рейтенбюрга. Во главе отряда вышагивают капитан Кок (слева), который, кстати, не узнал себя на портрете и даже хотел просить другого художника переписать свою фигуру и лейтенант Рейтенбург (справа). Хорошо, что все живы остались. А кузен Саскии был арт-дилером Рембрандта и приводил ему знатных клиентов.
На поясе у неё прикреплены пистолет и курица (или петух), в левой руке рог для вина. Заказчики заплатили 1600 флоринов. ИСТОРИЯ ЗАКАЗА КАРТИНЫ Поводом послужили пышные торжества, устроенные в городе в честь приезда королевы Франции Марии Медичи, посетившей Амстердам в 1638 году. Коротышка за спиной капитана Кока, по мнению Кэрролл, представляет собой маску комедийного Капитана-испанца (это личное имя, как Петрушка) народного театра XVII–XVIII столетий.
В этих исследованиях вряд ли будет поставлена точка. Однако когда картину обнаружили в девятнадцатом веке, она была в очень плохом состоянии. На картине движутся даже детали одежды стрелков. Перчатка в руке Кока свидетельствует о рассеянности ее владельца.
Вроде бы в такой ситуации подобает быть собранным и внимать голосу командира. Начнем с того, что привычное нам название картины не соответствует действительности: патруль изображенный на ней, на самом деле вовсе не ночной, а самый что ни на есть дневной. Реставраторам понадобилось 4 года на восстановление холста. Эта картина сделала его знаменитым, к нему потекли заказы. Написана картина была в 1642 году.
Сейчас полотно «Ночной дозор» могут увидеть все желающие в Государственном музее в Амстердаме. Отряд стрелков вроде бы поднят по тревоге. Однако вместо этого художник вручил им полотно, на котором было полно неизвестных персонажей, а некоторые стрелки оказались на заднем плане и их фигуры почти не заметны. Эту деталь трактуют как символическое изображение провизии отряда, которой заведует маркитантка, но возможно – это скрытая шутка, основанная на игре слов: на голландском языке слова «коготь» («klauw») и мушкет («kloven») звучат похоже, а мушкетеров называют кловенирами («klovenier»).
Такие качества у него отсутствуют, ведь даже легкое задание запуска хлопушки он «провалил». У стрелка шесть пальцев (. ), как и у некоторых театральных кукол той эпохи изображающих шутов. Тень от левой руки капитана ложится прямо на гениталии лейтенанта Рейтенбурга. В 1990 году еще один безумец обрызгал полотно кислотой. Но, тем не менее, эту работу Рембрандта пытались уничтожить уже три раза.
Удавалось это и Рембрандту: в «Уроке анатомии доктора Тульпа» (1632) он искусно превратил групповой портрет врачей, поглощенных лекцией, в сюжетную картину, не нарушив требований жанра. Однако реставраторы не стали снимать все слои темного лака, боясь повредить краску, вот таким образом и сейчас «Ночной дозор» довольно сумеречен. Наибольшее число загадок граничит с появлением девочки в золотистом платье (в художественном плане она, размещённая в месте золотого сечения, в левой части картины, призвана, по-видимому, компенсировать яркий камзол Рёйтенбюрга в правой). Кто они — неизвестно.
Да и центр композиции «уехал» куда-то влево вглубь, по световой диагонали: лейтенант — «сияющая» девочка. Мушкетеры выходят из темной арки и пересекают мост через канал. К счастью, сохранилась копия, сделанная в 17-м веке Герритом Люнденсом, позволяющая судить о том, как оригинал выглядел до повреждения. Зима, ветра, в Амстердаме в это время несладко – психанул мужик, что поделать. Тщательно изучив исторические документы, они детально воспроизвели предметы одежды и вооружения.
Поскольку казалось, что фигуры выступают на тёмном фоне, её назвали «Ночной дозор» и под этим названием она и вошла в сокровищницу мирового искусства. Всех этих людей окружает множество других персонажей, часть из которых вообще не имеет отношения к стрелкам. Безусловно, это добавляет комичности всей сцене. Картину спасли, а несчастный вандал покончил с собой.
Эта загадка долгое время не давала покоя исследователям. Картину считают переломной для Рембрандта.
Эту деталь трактуют как символическое изображение провизии отряда, которой заведует маркитантка, но возможно – это скрытая шутка, основанная на игре слов: на голландском языке слова коготь и мушкет звучат похоже, а мушкетеров называют кловенирами (klovenier). Это групповой портрет мушкетеров-ополченцев одного из районов Амстердама.
Для стиля живописи Рембрандта характерна игра света и тени. Заказы получили шесть художников. Но есть и множество других, более прозаических толкований: эта девочка – «маскот», т. е. Рембрандт показывает, что рота полностью снаряжена и готова к работе. Кроме того, почти 100 лет (с начала XVIII до начала XIX века) полотно украшало один из залов амстердамской ратуши, где висело прямо напротив камина, год за годом покрываясь копотью. Но доблестью здесь и не пахнет, напротив, этот чудак умудрился не справиться со своим мушкетом и дал залп в толпе (за головой Кока) — хорошо, что никого не убило. Такие дела.
Ему был заказан групповой портрет членов добровольного отряда стрелков (нечто вроде народного ополчения), который, вместе с несколькими подобными произведениями других авторов, предназначался для украшения парадного зала нового здания стрелковой гильдии Амстердама. Художник внес в изображаемое элемент героики, как бы возрождая былой патриотизм. Картину пришлось обрезать, чтобы она поместилась в другой зал. Точно ли они были таковы, нам неизвестно. Левая рука мушкетера в красном — еще одна аллюзия на карнавальную культуру. В этом совершенном совпадении сюжетного и пластического (чисто художественного) содержания картины, наверное, заключается главная тайна «Ночного дозора» : творческая тайна Рембрандта, та, что питает искусство и, к счастью, никогда не будет раскрыта. Полотно голландского мастера таит в себе множество «сюрпризов». Существует мнение, что скрещенные лапки петуха – герб добровольной городской гвардии. Спустя год после этой утраты Рембрандт получил крупный заказ от восемнадцати стрелков под командованием Франса Баннинга Кока – написать групповой портрет их роты, за который ему обещали, а впоследствии и уплатили 1600 флоринов.
Существует мнение, что скрещенные лапки петуха – герб добровольной городской гвардии. Во главе отряда вышагивают капитан Кок (слева), который, кстати, не узнал себя на портрете и даже хотел просить другого художника переписать свою фигуру и лейтенант Рейтенбург (справа). Так как в нидерландском языке слово кловенир (от кловен — разновидность мушкета) созвучно слову, обозначающему птичий коготь, то эмблемами стрелков обычно были лапки хищных птиц: соколов, ястребов, но не куриц. Она окружена символами, традиционно относящимися к мушкетерам.
Художник, кроме 18 заказчиков (каждый из которых выложил за свой портрет около 100 золотых гульденов — весьма внушительную по тем временам сумму), втиснул на холст еще 16 человек. Несколько фигур, устремляющихся наперерез общему движению (девочка, мальчишка, собака), тоже «работают» на расширение пространства полотна. Были отрезаны части картины сверху и слева, где изображались еще два стрелка. Картина была без восторга принята разочарованными стрелками (неохотно и с опозданием расплатившимися с автором) и лишь немногие современники Рембрандта разглядели, какая пропасть лежит между нею и прочими работами того же жанра.
Считалось, что действие происходит ночью, вот таким образом полотно иназвано «Ночной Дозор», однако, после реставрации картины в1947году, стало известно, что наполотно налипло большое количество копоти. Последним ударом стала смерть сына. Тогда оно и получило романтическое название «Ночной дозор». Просто работу Рембрандта несколько раз покрывали лаком из-за чего она сильно потемнела.
Несколько раз повторяющиеся, почти параллельные диагонали, которые слева образованы пикой, древком знамени и стволом мушкета, а справа – пиками, оружейными стволами и ободом барабана, с двух сторон захватывают боковое пространство и возникает ощущение, что запечатленная на холсте группа людей – лишь часть более мощного людского потока. На поясе у девочки подвешена тушка белого петуха с крупными когтистыми лапами. Произведя очистку, мастера увидели, что действие происходит днем, амушкетеры выходят изтемной подворотни.
Картина три раза подвергалась попыткам порчи или уничтожения. Яркая, живая, завораживающая картина привела в восторг современников (но не заказчиков, оставшихся крайне недовольными результатом), но особенно ею восхищалось следующее поколение. «Ночной дозор» – групповой портрет, который оплачивали все изображенные стрелки, но Рембрандт изменил его: ввел случайных наблюдателей, которые ему ничего не платили в результате портрет превратился в многоцветную сцену уличного сборища-толчеи с перепутанным движением и своеобразным освещением. С 1618 по 1648 год в Европе шла Тридцатилетняя война и жители голландских городов брались за оружие, дабы защищать свои дома.
По печальному стечению обстоятельств Саския скончалась в 1642-м – в том же году, когда был закончен «Ночной дозор». Кто они — неизвестно. Версии предлагались самые различные: от больных фантазий художника, вызванных поражением его мозга сифилисом (Джордан Плеш), до тайного послания, обличающего убийц прежнего капитана стрелков Пирса Хассельберга, место которого занял коварный Кок (Гринуэй). Коротышка, прячущийся за спиной Кока, – символ испанца-капитана (сборное обозначение героя народного комедийного театра 17-18 веков).
Как ни мало дорожили произведением Рембрантдта владельцы, самое страшное случилось, когда стрелковая гильдия распалась: в 1715 г. полотно перенесли в один из залов королевского дворца и, чтобы оно поместилось на новом месте, варварски обрезали холст со всех сторон (25 см сверху, 15 см снизу, 30 см слева и 10 см справа), при этом были утрачены три фигуры. Светящийся ангел, так как жена его была музой и помогала ему во всем. Рембрандт использовал новаторство при написании данного полотна изобразив отряд шагающим вокружении зрителей вместо повсеместно принятого парадного портрета. Но на картине совсем не то. Заказчиками выступали восемнадцать человек.
Все жесты и позы, каждого из 34 персонажей картины, при более детальном рассмотрении их зрителями, указывают на заказчиков убийства. Несмотря на маленький рост девочки, она имеет взрослое лицо жены художника Саски. Многие полагают, что это намек на гомосексуальные отношения между двумя командирами.
Шлем увенчан дубовым венком, полагавшимся за доблесть. Отряд стрелков вроде бы поднят по тревоге. живой талисман отряда или маркитантка, продающая воинам провизию и питье.
Реставрация картины проводилась в 1947 году, тогда и была обнаружена ошибка. Неуспех «Дозора» был предопределен: Рембрандт написал совсем не ту картину, которую от него ждали. Сейчас эта известная картина хранится в Амстердаме. Из темного дворика солдаты стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока должны были выходить под развевающимися флагами на площадь, залитую солнцем. У ближайшего мушкетера на шлеме дубовые листья. Вот таким образом многие исследователи считают её талисманом отряда.
Так как в нидерландском языке слово кловенир (от кловен – разновидность мушкета) созвучно слову, обозначающему птичий коготь, то эмблемами стрелков обычно были лапки хищных птиц: соколов, ястребов, но не куриц. Этот союз открыл художнику двери особняков зажиточных бюргеров. Последний раз эта картина Рембрандта покидала музей в 1939 году. Однако надо сказать, что упомянутый офицер ушел из жизни лишь в 1657 году и художник никак не мог знать о том, что ждет ван Рейтенбюрга через 15 лет после создания Ночного дозора.
Она окружена символами, традиционно относящимися к мушкетерам. На поясе у неё прикреплены пистолет и курица (или петух), в левой руке рог для вина. Харменс ван Рейн Рембрандт создал много шедевральных полотен, одним из них является «Ночной дозор». Правда, после таких инцидентов вас вряд ли подпустят поближе.
Огромный успех Ночной дозор получил благодаря тому, что представлял милицейский портрет нетривиально, делая стандартные образы невероятно динамичными, что выигрышно выделялось на фоне барочных портретов изображавших служителей закона, выстроившимися ровными рядами или сидящими на банкете. Другие персонажи картины детальнее. Демонстрируя свое мастерство в работе со светом и тенью, Рембрандт акцентирует внимание зрителя на трех ключевых персонажах — двух офицерах в центре (благодаря которым работа получила свое оригинальное название) и маленькой девочке в центре, на втором плане. Подлинный колорит картины открылся только после ее реставрации в 1947 г., когда «Дозор» был уже ценнейшим среди экспонатов Рийксмузеума и помещался в специально спроектированном для него зале. Тем не менее благополучные бюргеры хотели остаться в истории бесстрашными вояками. Но доблестью здесь и не пахнет, напротив, этот чудак умудрился не справиться со своим мушкетом и дал залп в толпе (за головой Кока) — хорошо, что никого не убило.
Лишь немногие знают, что у этой картины совсем другое название: «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга». Сумма гонорара была поделена между ними. Вот таким образом многие исследователи считают её талисманом отряда.
Это еще раз подтверждает мнение, что Ночной дозор – картина, полная загадок. Ладно, с кем не бывает. Неудивительно, что уже к началу XIX века за картиной прочно утвердилось название «Ночной дозор»: к этому времени история ее создания была основательно забыта и все были уверены, что мастер изобразил именно темное время суток. Ни денег, ни славы, ни работы. Так парадные портреты не пишут.
Картина была без восторга принята разочарованными стрелками (неохотно и с опозданием расплатившимися с автором) и лишь немногие современники Рембрандта разглядели, какая пропасть лежит между нею и прочими работами того же жанра. Кстати, этот несчастный учитель через полгода после вандализма покончил с собой.