О кошмар. Куда бы ни пошел Дионис, с ним всегда будут рядом его верные слуги. Это описание должно дать ответ на вопрос: «Низшие божества, сатиры и нимфы, боги чего. » Это духи, заселившие, по мнению греков, всю окружающую их природу. Эти полу мужчины-полу козлы ленивы, распутны и влюбчивы. Словно влюбившийся мальчишка, взрослый мужчина очаровывается игрой флейты, теряет голову и в полусонном трансе сдаётся девичьим объятиям.
Она просила его помочь ей спастись и отнять у нее земной облик. Их женскими соответствиями на вакханалиях являются менады.
Среди людей их место только на пирушках, что делает невозможным их обитание в городах. Но следов мисс Присциллы там не было. Но любовь сатиров к спиртному не затмевает их изрядную похоть и пристрастие к амуру. Сатиры и нимфы жили не на безоблачных небесных далях с высшими богами, а на земле.
Бог Дионис послал своих подданных сатиров спасти принцессу и после женился на ней. Согласно мифам и легендам, сатиры – спутники и последователи богов природы Сильвана, Фавна, Пана, Диониса (Вакха). Нимфы, выглядывающие из ветвей деревьев, составляли свиту сестры Феба, охотницы Артемиды. И вдруг ему захотелось проследить за нею.
В «Нюрнбергских хрониках» Шеделя (1493) содержится иллюстрированная антология загадочных животных Индии, включающая сатира. В «Естественной истории» Плиния сатир – ловкое животное, передвигающееся на четырех лапах, но способное тем не менее подниматься на задние лапы и передвигаться как человек. Сатиры испытывают сильное влечение к музыке.
О многих из них греками сложены интересные легенды, но об этом – ниже. Девушка превратилась в лавровое дерево. Малыш имел бороду, козлиные ноги и рога. Аргентинский писатель Хорхе Луис Борхес (1899-1986) считает, что речь идет об одном и том же типе существ, которых в Древней Греции называли сатирами, а в Древнем Риме – панами, фавнами и сильванами сатиры имели козлиные ноги и человеческое тело выше поясницы.
Пьеса в сатирической форме передает смысл справедливости. Дриада скорее прирежет сатира, чем выслушает его. Но дочь речного бога Пенея, стремительно убегая от преследования и чувствуя, что ее оставляют силы, взмолилась своему отцу. Сатиры не имели конкретных мест обитания: на своих козлиных ножках вечно похотливые, часто пьяные, они скакали везде, преследуя нимф, пока их не призывал на службу бог Дионис или бог Пан.
Упоминаний о женщинах-сатирах нет, что и объясняет их интерес к человеческим женщинам. У греков сатиры – мужские духи лесов и гор в пантеоне Диониса – были существами с «приплюснутыми носами, лохматыми волосами, козлиными ушами и короткими хвостами». Места обитания сатиров неизвестны никому. На полотне Боттичелли «Марс и Венера» (1485) четыре шаловливых ребенка-сатира олицетворяют невинные радости сельской жизни. Сатиры свита Диониса веселая и поющая. Они нагло преследуют нимф и менад. Окрас шерсти у сатиров бывает самым разным – от коричнево-бурой, до ярко-красной.
В индийский поход двадцать один фавн следовали за своим божеством. Играют на своих флейтах и веселят гуляк. Тропинка поднималась вверх по склону скалы.
Сатиры – это дикая неукрощенная природа. Для средневекового человека дьявол и сатир стали неразделимыми символами зла. Вот таким образом сатиров ужасно недолюбливают дриады.
Но их грубость и бесцеремонность отталкивают от них женщин. Так само совершенство, Феб, увидев Дафну, стал ее преследовать, умоляя о любви. Причиной служит то, что сатиры упомянуты в Библии. Когда Пан родился, мать, бросив на ребенка всего лишь один взгляд, в ужасе убежала.
Сатиры и нимфы в мифах далеко не всегда соседствовали. Иногда сатиры срываются в танец, чем еще больше заводят толпу гуляк. Часто их изображают с венком Диониса на голове и его жезлом-тирсом в руках.
К нему собираются нимфы и водят вокруг него хороводы. Отличить всех этих многочисленных богов и духов друг от друга довольно трудно. Не видно только хвоста. Этот вариант интересен тем, что Овидий указывает на связь между многочисленными «козлинообразными» существами.
Платонической любви от Сатиров не дождешься, они сразу переходят к сексу. Его отцом был Гермес, а матерью – нимфа Дриопа. Опечаленный Пан из тростинки сделал себе свирель-сирингу и с тех пор с ней не расстается. Пан не смог отличить ее от остальных тростинок и, срезав несколько наугад, сделал из них флейту, которая стала непременным атрибутом сатиров. Сатиры почитались как хозяева полей и как покровители плодородия.
Лича разобрало любопытство, куда это она так уверенно направилась. Пророк Исайя говорит о том, что после разрушения Вавилон превратится в логово злых существ: «Но будут обитать в нем звери пустыни и домы наполнятся филинами и страусы поселятся и косматые (сатиры) будут скакать там». Питер Пауль Рубенс создал замечательный портрет двух фавнов. Лича разобрало любопытство, куда это она так уверенно направилась.
Сатиры очень ласы до человеческих женщин, но никогда не опускаются до насилия. А на картине «Открытие меда» Пьеро ди Козимо (1498) сатиры собирают мед для приготовления спиртного напитка. Их свадьба справлялась на горе Иде, где разные боги одаривали Ариадну подарками. Их внешность – курчавые нечесаные спутанные волосы с венком из виноградных листьев и рожками, приплюснутый, красный от пьянства нос и в мощных ручищах – гроздь винограда из которого делается вино, – полностью соответствует описаниям греков. Эти падкие на вино создания бородаты, покрыты шерстью, длинноволосы, с торчащими рожками или лошадиными ушами, хвостами и копытами однако торс и голова у них человеческие. Сатир, со своим пренебрежением к нормам морали, с тягой к пьянству и плотским утехам стал символом темных сил.
Изрядно подвыпившая девушка может ответить сатиру взаимностью, вот таким образом получив отказ сатир не бросается на девушку, чтобы взять её силой, а просто продолжает подливать ей выпивку, пока она не сменит своего мнения. Они ленивы, распутны, вечно пьяны и любят при этом петь. Звуки его свирели нежны и полны грусти. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. С огромным нетерпением ждал он того дня, когда будет захвачен испанский караван, чтобы вслед за тем заполучить в свои руки эту красотку.
И только от нас зависит, выпускать ли этого демона наружу. За сатирами наблюдается некоторая лёгкость характера. По преданию именно сатиры спасли Ариадну, когда она убежала с острова Крит. Шел он осторожно, не торопясь, но уверенно — как охотничий пес.
Дни напролёт сатиры проводят в играх на флейте и распитии вина, как того завещают заповеди Бахус, главная из которых гласит: «Подлинным человека видишь лишь пьяным, когда маска его сброшена, а язык развязан». Тенистые рощи и горы стали его прибежищем. Пан спустился на землю и стал на ней жить. В бесчисленных бестиариях сатиры и обезьяны описывались в одних и тех же главах. Известны как праздные, свободолюбивые кокетки, верные спутницы музыки и спиртного. Существует миф о сатире по имени Марсий.
Одиссей и его люди ослепляют циклопа и уходят, сатир же остается с ним в качестве его любовника. Соперничество между ними кончилось тем, что бог не только победил Марсия, но и живьем содрал с несчастного кожу. Все, кто их завидит, стараются убежать от сатиров. Образ сатира теперь отождествлялся, не много не мало, с самим дьяволом. Вера в реальное существование сатиров дожила до позднего средневековья. Они вместе с менадами участвуют в вакханалиях и оргиастических празднествах Диониса. Те все только весело посмеялись.
Иногда им приписывают блеющий голос и козлиные бородки. В VII веке н. э. английские женщины продолжали имитировать менад и их ритуал поклонения Вакху (то есть Дионису). Том Лич не имел привычки сдерживать свои необузданные страсти. Они внешне похожи на Пана, но не обладают его благородством. Этот взгляд отражен и в современном научном названии орангутана – «симиа сатирис».
Кроме того, в средние века сатиров стали прочно ассоциировать с обезьянами. Кроме прочего, сатиры иногда увлекаются людскими девушками. С другой стороны, сатирам приписывают козни против людей и природы.
Если в греческой и римской мифологии сатиры не ассоциировались со злом, выступая лишь как глуповатые и дикие создания, то в период христианской Европы все переменилось. «Сатиры были покрыты густой шерстью, у них были тонкие рога, острые уши, быстрые глаза и кривые носы». Само слово «сатира», как жанр литературы, стало употребляться в связи с романом «Сатирикон» (66 н. э. ) римского писателя Петрония, в котором, однако, сатиры не фигурируют.
Еще в III веке греческий ритор Филострат Младший писал в «Жизни Аполлона» о том, что видел ребенка сатира, целиком покрытого шерстью. В христианской традиции их стали ассоциировать с дьяволом. Но Гермес обрадовался своему ребенку и отнес его показать олимпийцам. По легенде, в этом походе и умер Дионис.
Они обожают играть на свирели, танцевать и петь. Когда сатиры не сопровождают Диониса, то проводят время в поисках нимф. И вдруг ему захотелось проследить за нею. У каждого художника свое видение.
Эту историю повторяет в «Метаморфозах» Овидий. В лугах и долинах жили лимнады и напеи, а в морях и океанах – нереиды и океаниды. Это объясняется, конечно, влиянием античных легенд.
Обязательной частью сатирической пьесы был танец с игрой на двойной «флейте Пана» (сиринксе). Ни один пир не обходился без их традиционных и задорных мелодий. Из литературных памятников сатиру следует отметить комедию Еврипида «Циклоп» – единственную из дошедших до нас греческих сатирических пьес, в которой сатир вместе с Одиссеем и его спутниками попадает в логово циклопа Полифема. Том Лич не имел привычки сдерживать свои необузданные страсти.
Их веселый нрав и жизненная сила сделали их символом плодородия. И какое при этом стояло веселье – смех девушек, лай собак. После этого Ариадна стала женой Диониса. Символизируют мужской дух неукрощенной природы, распущенность и похоть. Этот пример – не единственный. Там, где вина льются рекой сатиры друзья рода людского.
Первые упоминания о сатирах – лесных существах, полулюдях-полукозлах, относятся к VIII столетию до н. э. Мифы о них связаны с культом Диониса, бога виноделия и веселья, которого римляне называли Вакхом (Бахусом). В римской мифологии появились и сатиры-женщины. Их возлюбленным музыкальным инструментом была флейта. В них Пан пасет стада и играет на свирели.
Ничего удивительного в их жестокости нет. Сатиры всегда изображаются, как люди с козлиными ногами, покрытыми густой шерстью и козлиными-же рогами. После создания в 1516 году Рафаэлем фрески «Свадьба Купидона и Психеи» сатиры стали на картинах непременными персонажами сцен свадеб античных богов и языческих празднеств. То же произойдет и с городом Едом: «И лешие (сатиры) будут перекликаться один с другим». В греческих и римских легендах сатиры и их двойники – фавны, сильваны, силены, паны – выступали чаще всего как проказники, шуты, трусишки, пьяницы, сластолюбцы, обманщики и развратники.
Греческий писатель Лукиан излагает в «Диалоге о богах» (II век н. э. ) легенду о том, как Пан погнался за целомудренной нимфой Сиринкс, которая, чтобы спастись, превратилась в тростник на реке Ладон. С грустью стоял рядом с лавром Феб. Ответственность за тексты, фото, медиа-файлы и др.