Клод-никола Леду (фр. Claude Nicolas Ledoux 21марта 1736 (1736-03-21)— 19 ноября 1806, Париж)— мастер архитектуры французского классицизма, предвосхитивший многие принципы модернизма. Клод-никола Леду (фр. Claude Nicolas Ledoux 21марта 1736 (17360321)— 19 ноября 1806, Париж)— мастер архитектуры французского классицизма, предвосхитивший многие принципы модернизма. Леду КЛОД НИКОЛА – французский архитектор и теоретик архитектуры, член Королевской академии архитектуры. Клод Никола Леду (Claude Nicolas Ledoux) – яркий представитель французского классицизма, предвестник многих принципов модернизма.
Леду: поэтические формы пластического языка // Клод-Николя Леду и русская архитектура.
Это отели мадам Дюбарри в Сен. Так, например, Кваренги сделал копии с проекта замка Бенувилль (его строительство началось в 1768 г. ). Портики на четыре стороны и муфтированные колонны.
Блонделем. Упрощая архитектурные решения А. Палладио, Леду возводит отели Монморанси (1769-1771 годы) и Гимар (1769-1772 годы оба не сохранились) в Париже, а также дворец Бенувиль в Нормандии (1769-1774 годы) и Музыкальный павильон мадам дю Барри в Лувесьене (1770-1771 годы).
Катремер де Кенси критикует это разнообразие, тогда как современные критики (например, Энтони Видлер) выявляют в его стиле элементы, позаимствованные во многих архитектурных стилях прошлого. Леду выполненным для города Шо – королевского завода-солеварни. Леду, выполненным для города Шо – королевского завода-солеварни. Действительно, «семантика исследует описание в отношении к описываемой реальности, отношение между натурой и образом синтаксис изучает внутренние закономерности описания прагматика исследует описание в отношении к читателю-адресату» 26. Это парадоксальность страдания.
Театромания XVIII века обусловливает идею катарсиса, она в трактате предикативна. В споре между античностью и современностью XVIII в. можно выделить три основных позиции. Планы Леду предусматривали оптимальное сочетание промышленной, административной и жилой застройки с целью «совершенствования общества».
Начинал Леду с оформления витрин. В последнее десятилетие жизни Леду практически не строил, сосредоточившись на разработке малопрактичных, визионерских замыслов «идеального города» в Шо (построенная солеварня в Арк-э-Сенан— памятник Всемирного наследия). Леду, технические чертежи конюшен госпожи Дю Барри в Версале (план, разрез) с перистилем круглого двора. Львов своими смелыми экспериментами, геометрическими объемами (Троицкая церковь, 1785 «Кулич и Пасха» пирамидальные погреба в Митино и Николино и др. ) гораздо ближе к символико-геометрическому стилю Леду, чем Кваренги.
Федерико Цуккари в своем произведении «Идея художников, скульпторов и архитекторов» (1607 г. ) вообще не различает рисунок и идею. Ученики и современники Леду (например, Тома де Томон), захваченные новизной и эффективностью его композиционных и синтаксических приемов (очищение форм игра масс, вариации на тему ордера, автономная архитектура – павильонный стиль), грамматическими тонкостями его декора, подражают ему. Можно рассматривать оппозицию «центр-периферия» как оппозицию «догмат – свободная воля», которая, в свою очередь, может быть представлена в виде оппозиции «идея (которой не требуется материальное воплощение – рисунок) – рисунок (который уже идея).
Леду, Кваренги сделал копии со здания Учетной кассы. Здесь формируются термины семиотики визуального.
Вопрос, возникающий по поводу первичного стиля, это вопрос театрализации символов. Проект роскошного здания библиотеки в Касселе (Германия) разработанный Леду в 1776 г. также привлек внимание Кваренги. С 1775 года Леду развивал свой проект завода в Арк-э-Сенане, превращая его в идеальный город Шо (не реализован) в духе идей Просвещения. В его общежитиях могут совместно проживать шестнадцать семей.
Указанные стилистические направления можно определить как образно-пластическое (первый стиль) и символико-геометрическое (второй стиль). Нужно отметить что проекты Львова Кваренги также копировал. А. Маи в Бергамо. Все места одинаково хороши. Руссо говорит: «Я вижу Бога в его творениях» 12 и для Леду Бог – Архитектор Вселенной. Они отменили колонны, обычно помещаемые на авансцене это было смело».
Леду вдохновенно мечтает о гармоничном и естественном обществе, рождающем новое искусство. Учился в Париже – в коллеже Дорман-Бове (1749-1753 годы), в архитектурной школе Ж. Ф. Конец XVIII в. обозначил новый период в творчестве Кваренги. Но этот «нисходящий» путь2 предполагает лишь частичное понимание (неполное) характера ледолианской выразительности.
Этот принцип – доминирующий принцип – подвергнется критике только в конце XVII и в XVIII веках, Беллори в Италии, аббатом Добо и Дидро во Франции, Ричардсоном в Англии финальный удар будет нанесен Лессингом в Лаокооне (1766 г. ). Леду технические чертежи конюшен госпожи Дю Барри в Версале (план разрез) с перистилем круглого двора. Так, например, он использует его в проекте Панеретеона. Мы любуемся зданием которое построил архитектор.
Он занимался у Д. Ф. Архитектор, однако, разнообразит до бесконечности образы павильонов. Удовольствие по крайней мере удваивается если мы видим как это здание изобразил художник. Например, Михаил Булгаков был в числе рыцарей Ордена Света.
Ж. -К. Кажется, что теория Федерико Цуккари представляет позицию периферии семиосферы – личная свобода творца прежде всего.
Это правда, что Леду стремится добиться популярности своим политическим трактатом. Проект обсерватории на Пулковской горе в окрестностях Санкт-Петербурга (середина 1780-х) украшен колоннами с ризалитами на стволах – прием, который мы часто встречаем у Леду. Однако знакомство с творчеством Львова возможно подтолкнуло и Кваренги к вариациям с композиционными схемами культовых зданий. Второй стиль Леду возникает примерно после 1775 г. (четкую временную границу провести невозможно), когда автор начинает явно отдавать предпочтение «геометрическим иероглифам», нетрадиционным образам (проекты: Ойкема, Дом Директора, Миротворец). Но представить себе невозможно – какого уровня тут мастерство, какая рука тут приложена 1.
«Рисунок» и есть сама идея – pictura quasi scriptura. Например, проект маяка-памятника на Черном море (1790-е) олицетворяет полный отказ от античной строгости, ордер не подчиняет себе прочие составляющие формообразующей системы обилие декора, пластика кирпичной кладки, поясок барельефов создают впечатление перегруженности проекта деталями и акцентами, ни один из которых не претендует на роль ведущей составляющей синтаксической структуры. Интерес русских авторов в начале XX века к оккультизму и инфернальному не случаен. К. -Н. Блонделем.
Согласно принципу бинарных оппозиций, можно выявить описательные единицы (например, ордер классический – ордер измененный), соответствующие двум типам языковых систем. Об уважении К. -Н. Леду призывает строить сочетаниями света и теней. Леду мог как возвести модный особняк для балерины, так и спроектировать «идеальный» город для рабочих и при этом мечтал воспитывать людей прекраснейшим видом искусства – архитектурой. Море одним из первых обнаружил эти явные аналогии.
Перешагнувший рубеж своего символико-геометрического стиля Леду идеализирует свои осуществленные проекты и создает утопические формируя собрание гравюр для книги «Архитектура рассмотренная в отношении к искусству нравам и законодательству» (1806). Леду в 1773 г. для мадам Дю Барри. На самом деле его карьера была блестящей: в высшей точке своего взлета он носит титул «архитектор короля», тесно связан с самой мощной административной силой королевства – Королевскими откупщиками налогов имеет множество влиятельных покровителей и заказчиков из высшего света. Кваренги сделал копии с подлинных чертежей которые он мог получить только от самого Леду». Архитектор учитывает возможности взгляда «с дистанции» и взгляда вблизи.
Леду пишет в своем трактате «Архитектура, рассмотренная в отношении к искусству, нравам и законодательству»: «Два Архитектора представляют свой план он разработан по принципу амфитеатра, так как социальное равенство, социальная защита однажды пристыжено откажутся от применения перпендикулярных линий, когда неловкое искусство великодушно повторяется шесть раз, чтобы пугать, в течение двух часов, зрителя этой тяжестью, которая касается его головы. «Общность принципов и специальных интересов их объединила. Леду было усвоено культурой России. Он воспроизвел планы этажей, разрез, главный фасад и «храм Терпсихоры», устроенный в особняке.
Он воспроизвел планы этажей, разрез, главный фасад и «храм Терпсихоры», устроенный в особняке. Цельность комплекса достигается проходящими по фасадам ионическими колоннами с дорическим антаблементом. Даниель Рабро так истолковывает эти слова: «Вдохновляясь формой, данной историческим, рациональным и выразительным архетипом уравнительной системы ступеней, мы вернем искусству его духовное предназначение: мы пожертвуем легкомыслием культу красоты, восстанавливающему важность игровой деятельности театра для великих тайн жизни и разума». «Воспитывающий» архитектурный ансамбль состоял из Дома братства, Дома воспитания и Дома дружбы. Данная ситуация дублируется в истории стилей.
Однако Александр I поручает Кваренги проекты достаточно значительных зданий: Кабинет Его Величества у Аничкова моста (1803 – 1805), Смольный (1806 – 1808) и Екатерининский институты (1804 – 1807). Масонская символика глубоко проникла в русскую литературу конца XIX и начала XX веков. В течение второй половины 1770-х гг.
На его проекте появляется нечто удивительное: огромный шар, поставленный прямо на землю. Генезис его архитектурного стиля представлен трактатом и им олицетворен. Образно-пластический стиль Леду отличается выразительной пластикой обработки стен, углов объемов, карнизов зданий, подчиненной пластической доминанте ордера. Львов своими смелыми экспериментами геометрическими объемами (Троицкая церковь 1785 «Кулич и Пасха» пирамидальные погреба в Митино и Николино и др. ) гораздо ближе к символико-геометрическому стилю Леду чем Кваренги.
Безусловная иерархическая соподчиненность пластических приемов ордерной системе, предельная лаконичность решения сближают Кваренги как с Палладио – безусловным источником вдохновения александровского классицизма, так и с образцами образно-пластического стиля К. -Н. Леду также разработана система объемов, соединенных галереями. Речь идет о дидактическом и поэтическом объяснении механизмов художественного творчества. Леду частично использует эту схему впроекте идеального города Шо. Происхождение и развитие автономной архитектуры», вышла в Америке в 1933 году, где появляется термин «революционные архитекторы».
На архитектурное видение Клода Никола Леду, начиная с 1770 года, оказывает огромное влияние великий зодчий 16 века, Андреа Палладио (Andrea Palladio). Непременные актанты (sine qua non) у Леду – это Свет (Просвещение) и Тьма (Тени), что позволяет разгадать масонский образ мышления13. Малообеспеченные зрители не должны больше стоять на ногах в течение всего спектакля. Планы Леду предусматривали оптимальное сочетание промышленной, административной и жилой застройки с целью «совершенствования общества».
Искусный рисовальщик, Кваренги представляет позицию «живописной», пейзажной архитектуры, работая в русле пиранезианского рисунка. В то время Кваренги чаще использует для организации фасадов элементы декора. Перешагнувший рубеж своего символико-геометрического стиля Леду идеализирует свои осуществленные проекты и создает утопические, формируя собрание гравюр для книги «Архитектура, рассмотренная в отношении к искусству, нравам и законодательству» (1806). В споре между античностью и современностью XVIII в. можно выделить три основных позиции.
Соотношения лексем создают семическую систему пространства. После обучения он стал заниматься оформлением витрин. Однако завершением творческой эволюции Кваренги говорящая архитектура (т. Данный проект он частично осуществил, создав в 1775-1779 гг. Этот прием Леду использовал еще при разработке первого (нереализованного) плана города Шо, где крытые галереи должны были защитить от возможного дождя перевозимую соль.
В строгой объемной зависимости планов и пространства примеры, выявляющие типологию эффектов вторичного стиля Леду, представлены наглядно в павильоне Табари, в особняке Юзес (портал), в особняке Гимар и павильоне Лувесьенн. » 33. Их было выстроено пятьдесят (1785–1789), но сохранились лишь четыре остальные были разрушены в числе прочих «символов тирании» (наиболее известна застава Вийет с ее монументальной ротондой). Шедевры образно-пластического стиля Леду – особняки и замки периода царствования Людовика XV, уже отличаются от «греческой манеры», от классицизма «по Габриэлю», но в тот период еще не отступают полностью от канонов построения ордера и правил использования декора, описанных аббатом Ложье и практикуемых Ж. -Ф. Блонделем. Согласно Р. Барту, классический текст – всегда политический его природа социальна17. Например проекты городских ворот для Петербурга (1780-е) выполнены с использованием выразительного приема – колонн с кубическими ризалитами на стволах что роднит этот проект как с проектом Н. А. Львова (Невские ворота Петропавловской крепости) так и с проектом К. -Н. Вот некоторые из говорящих композиционных эффектов: въезд в современный город более не обязан проходить под аркой, теперь это обрамленное пространство, как архитектурная «картина», напоминающая поэтически, но не функционально, старые формы-эталоны» 35.
Примером более практичной реализации принципов ампира – в значительной мере упрощающих формы прежнего классицизма, но с другой стороны максимально усиливающих их градостроительную, социально-организующую роль – стали «парижские ворота» Леду, таможенные заставы, которые призваны были опоясать всю столицу. Творческие взгляды Львова были близки взглядам Кваренги и влияние Львова проявилось в проекте дворца Шереметьевых в Китай-городе сделанном Кваренги несомненно под впечатлением решения здания Кабинета в Петербурге разработанного Львовым.
Копии хранятся в городской библиотеке им. Стремясь поставить во главу угла ощущение, восприятие и воздействовать на них с помощью очищенных от декора силуэтов, плоскости, формы (на фоне которых особое значение приобретает минимальная пластическая обработка), архитектор переходит на сторону природы (ведь он рассчитывает теперь только на «человеческую природу», отвергая архитектурные тексты-клише), но природы усовершенствованной, природы не первозданной, а созданной. Все копии выполнены Кваренги с проектов, разработанных Леду в 1770-х гг. особняк – Ольвиль, перестройка 1764–1766 замок Бенювиль в Нормандии, 1768–1777 постройки для мадам дю Барри – павильон в Лувесьенне, 1770–1772 и Пти-Шато в Обонне, 1772–1773), способствовали утверждению неоклассицизма или «стиля Людовика XVI».
Ансамбль Кабинета акцентирует угол набережной Фонтанки и Невского проспекта. Работы Леду из которых сохранились лишь немногие (парижский отель – т. е. Он выполнил также копии с фасадов применяя штриховку и раскрашивание акварелью. Нарушая предписания аббата Ложье относительно использования ордера лишь в зданиях общественного назначения, Леду стремится освободиться от догматической власти «законов пяти ордеров». Эмиль Кауфман историк искусства провозглашает его, ни много ни мало, отцом современной архитектуры, предшественником Ле Корбюзье. Семантика, синтаксис и прагматика в композиции описания24.
Что касается проектов общественных зданий К. -Н. Что касается проектов общественных зданий К. -Н. Архитектурный стиль К-Н.
В 1771 году Леду назначен комиссаром соляных рудников Франш-Конте и с 1774 года занялся проектированием и строительством посёлка Арк-э-Сенан (при Королевских солеварнях) исходя из целесообразной организации производственных процессов, удобства управления заводом и контроля над работниками. Шедевры образно-пластического стиля Леду – особняки и замки периода царствования Людовика XV – уже отличаются от «греческой манеры», от классицизма «по Габриэлю», но в тот период еще не отступают полностью от канонов построения ордера и правил использования декора, описанных аббатом Ложье и практикуемых Ж. -Ф. Обычно у Кваренги общее решение не столь лаконично, как у Леду и более многословно.
Это— первый воФранции пример монументальной индустриальной архитектуры. Труара. Возрождение перенимает этот принцип интерпретируя его более широко. «Век Просвещения» сменился «Веком промышленности» и для Леду наступил период забвения.
Мы любуемся зданием, которое построил архитектор. Большинство спроектированных Леду архитектурных творений были откровенно утопическими. Годы до 1796-го (дата смерти Екатерины) были наиболее плодотворны.
Первый стиль Леду ближе к традиционным образцам (его сельские сооружения – церковь Фуванта например его парижские особняки) он близок стилю Палладио и Пиранези.
Этот зодчий еще в XVIII столетии предвосхитил искания Ле Корбюзье. Леду задумал выстроить в Шо идеальный город, различные функции которого выражались бы не только в полукруглой структуре плана (сосредоточенного вокруг завода и в то же время рассчитанного на оптимальное удовлетворение всех внеиндустриальных потребностей рабочих), но и в самой форме главных зданий, поражающих своим стереометрическим лаконизмом. Например, дом А. А. Безбородко в Санкт-Петербурге (1781), дом Ферастиери в Санкт-Петербурге (1790), дом дипломата и писателя Д. А. Голицына в Санкт-Петербурге (1790).
Исследование синтаксического эффекта очищенной архитектуры Леду (его символико- геометрического стиля) предоставляет возможности для развития теории двух стилей – образно-пластического и символико-геометрического – с позиций семиотики. В 1762 году оформил в духе раннего классицизма интерьер «Кафе Милитер» в Париже (не сохранился декоративные панели – ныне в Музее Карнавале, Париж). Античная архитектура всегда оставалась для Кваренги источником вдохновения. Антонио Поссевино посвятил ему небольшое произведение «О поэзии и живописи» (1953 г. ), а Дж. Б. Поцци, в книге «Определение и разделение живописи» охарактеризовал живопись как немую поэзию.
Джакомо Кваренги посетил юг Франции он мог, таким образом, видеть Дворец правосудия и тюрьму, которые Леду начинал строить в Экс-ан-Провансе (к 1776 г. относится турне, абсолютное Леду на юг Франции, в связи с началом работ в Экс-ан-Провансе). Обычно у Кваренги общее решение не столь лаконично как у Леду и более многословно. В проектах этих «пропилей Парижа», основанных на 4 типовых решениях, Леду почти отказывается от декора: главным выразительным средством стали монолитный объём и гладкая поверхность стены постройки. Архитектура подражает также и организации человеческого общества. Впоследствии иные оппозиции классицизму в виде барокко, авангарда, эклектики будут иметь место.
Кваренги провел в России как уже отмечалось приблизительно тридцать семь лет. Строительство в Шо (1774–1779) прервалось в связи с финансовыми трудностями, затем Французская революция сделала его и вовсе невозможным наиболее же экстравагантные здания остались лишь на бумаге. Творческое наследие К. -Н. Леду было усвоено культурой России. Леду Кваренги сделал копии со здания Учетной кассы. Таким образом, в начале творческого пути практикующий образно-пластический стиль Леду оказывается «на стороне античности» в полемике между античностью и природой. Синтаксическая структура этого стиля отличается очевидным приоритетом образной составляющей которая в свою очередь узнаваема и цитирует другой архитектурный образец (например проекты Палладио приемы Пиранези древнегреческие храмы).
Новые языки, в свою очередь, становятся олицетворением традиции и попадают в центр семиосферы (по Лотману Ю. М. ). Леду пишет в своем трактате «Архитектура, рассмотренная в отношении к искусству, нравам и законодательству» : «Два Архитектора Изучая хронологию и особенности копий с технических чертежей, сделанных Кваренги, мы отмечаем, что Джакомо Кваренги был заинтересован теми проектами, которые К. -Н.
Планы Леду предусматривали оптимальное сочетание промышленной, административной и жилой застройки с целью «совершенствования общества». Первый стиль Леду – стиль скромного палладианца испытавшего яркое мощное влияние Пиранези. В проектах Клода Никола Леду чувствовалось проявление социального утопизма. Второй стиль Леду возникает примерно после 1775 г. (четкую временную границу провести невозможно), когда автор начинает явно отдавать предпочтение «геометрическим иероглифам», нетрадиционным образам (проекты: Ойкема, Дом Директора, Миротворец).
Джакомо Кваренги еще до своего прибытия в Россию в 1779 г. познакомился с произведениями Леду, некоторые из которых он скопировал, получив их, вероятно из рук самого Леду. А. Маи в Бергамо. Захаров, Дж. Однако постепенно архитектор приходит к отказу от посредничества узнаваемых выразительных средств (главным образом — ордера) и пытается вести диалог непосредственно со зрителем практически исключительно языком геометрии. «В некоторых заставах (Пантен, Ла Вилет) доминирует мотив римской арки с тяжелым кирпичным сводом, в других сферический свод над свободной колоннадой.
Таким образом в начале творческого пути практикующий образно-пластический стиль Леду оказывается «на стороне античности» в полемике между античностью и природой. «греческий ордер с колоннами без каннелюр иногда уподобленных этрусско-тосканским, соответствует формам и пропорциям своего местоположения (входной портик, в завершающей части здания) своды, арки, каменные кладки на римский манер или облегченные до чистой аркатуры, поставленной на абаку капителей, тесно связаны с традицией Поздней Империи и с галло-романской эпохой, увековеченной в эпохе средневековья и раннего Возрождения и отброшенной впоследствии при академическом классицизме XVII и XVIII веков (во Франции, по крайней мере)» 36. Они отменили колонны обычно помещаемые на авансцене это было смело». Семиотический анализ света превосходно осуществлен Жаком Фонтани14. У К. -Н.
К. -Н. Речь идет о дидактическом и поэтическом объяснении механизмов художественного творчества. Проект особняка мадемуазель Гимар привлек внимание Кваренги. Придворный архитектор, друг влиятельнейших людей своего времени, он получал самые «лакомые» заказы.
Так например он использует его в проекте Панеретеона. Малообеспеченные зрители не должны больше стоять на ногах в течение всего спектакля. «Общность принципов и специальных интересов их объединила. Вдохновленные этим произведением, мы находим у Леду «свет, окаменевший ради архитектонического эффекта» : «камень, арку, стену, затвердевшую тень» 16.
Центральное здание солеварни, а именно, дом управляющего, украшали портики и перистиль. При этом архитектор говорит о «притягательности» сооружения для зрителя рассчитывает на его ощущения. В 1785 г. Кваренги работает над проектом дворца Пеллы. Имеются также копии с технических чертежей просторного дворца Лувесьенн построенного К. -Н. Однако большая часть этих сооружений была разрушена уже в 19 веке из-за чего Леду даже прозвали «проклятым архитектором».
При этом архитектор говорит о «притягательности» сооружения для зрителя, рассчитывает на его ощущения. В последнее десятилетие жизни Леду практически не строил, сосредоточившись на разработке малопрактичных, визионерских замыслов «идеального города» в Шо (построенная солеварня в Арк-э-Сенан— памятник Всемирного наследия). Судьба зданий гениального французского архитектора Клода-Николя Леду печальна. Второй стиль К. -Н.
Например, проекты городских ворот для Петербурга (1780-е) выполнены с использованием выразительного приема – колонн с кубическими ризалитами на стволах, что роднит этот проект как с проектом Н. А. Львова (Невские ворота Петропавловской крепости), так и с проектом К. -Н. Следуя путем «от выражения к содержанию», русский читатель невольно отмечает общие черты произведения Леду и текстов некоторых русских авторов. Хотя Леду осознает важность выбора слова (проблематику слова), его текст остается классическим. Этот проект был опубликован Леду в1804в книге «Архитектура, представляющая собой выражение искусства, нравов изаконов» (Larchitecture consideree sous lerapport des arts, des mouers etdelaLegislation), которую онпосвящает русскому царю Александру I. Соляные разработки, превращенные Леду вовальный центр городаШо, можно рассматривать как один изпервых примеров промышленной архитектуры. Миф французского классицизма в русской литературе прекрасно представлен в творчестве Осипа Мандельштама30, судьба которого подобна судьбе Леду. Книга Кауфмана, которая так и называется «От Леду до Ле Корбюзье.
Второй стиль Леду возникает примерно после 1775 г. (четкую временную границу провести невозможно) когда автор начинает явно отдавать предпочтение «геометрическим иероглифам» нетрадиционным образам (проекты: Ойкема Дом Директора Миротворец). Возвращение классических канонов свойственно периоду стабильности (включая политическую и экономическую стабильность государства). Принцип «живопись это немая поэзия» подчеркивает отсутствие неких свойств у языка живописи, неспособность живописи говорить. Однако постепенно архитектор приходит к отказу от посредничества узнаваемых выразительных средств (главным образом – ордера) и пытается вести диалог непосредственно со зрителем практически исключительно языком геометрии.
Нельзя исключить, что Леду и Кваренги могли встретиться. о моем состоянии дел». Кажется, что ледолианский стиль определен конструктивными эффектами многих эпох. Творчество Леду охватывает две эпохи разделенные революцией.
Леду. Синтаксическая структура этого стиля отличается очевидным приоритетом образной составляющей, которая, в свою очередь, узнаваема и цитирует другой архитектурный образец (например, проекты Палладио, приемы Пиранези, древнегреческие храмы).
Палладианская вилла небольшой симметричный храмоподобный особняк. Примерно в 1600 году принцип pictura quasi scriptura уже утвердился прочно. Мы находим среди копий сделанных Джакомо Кваренги с произведений К. -Н. Указанные стилистические направления можно определить как образно-пластическое (первый стиль) и символико-геометрическое (второй стиль). Трактат, основанный на анализе труда самого Леду «Архитектура, рассмотренная в отношении к искусству, нравам и законодательству» знакомит с зарождением и развитием французской архитектурной мысли эпохи Просвещения, которое проходило в неразрывной связи с литературными и философскими течениями.
Известно, что архитектурный стиль Леду быстро добирается до центра русской семиосферы. «Каждая лексема характеризуется присутствием некоторых сем и через отсутствие других семТак, лексема высокий/низкий характеризуется присутствием семы «вертикальность», которая противопоставлена отсутствию этой семы в лексемах длинный/короткий, характеризуемых, в свою очередь, семой «горизонтальность» 1. А. Маи в Бергамо. Врене, Табари, Эспиналь и Жернак. Однако главным руслом его стилистического новаторства явились работы, развернувшиеся с 1774 при соляных приисках Шо (Франш-Конте) и в еще большей степени – связанные с ними проекты. символические названия словно предвещают язык будущих якобинцев. Мы видим здесь подчиненность пластических приемов ордерной системе объем здания с двумя ризалитами скульптуры над колоннадой (применены в проекте Пеллы у Джакомо Кваренги особняк принца Монморанси особняки Лувесьенн и Юзес у Леду).
Поясним эти определения. Можно выявить целый слой фантастических произведений, созданных в мистическом духе (знаменитый роман Булгакова о Воланде, произведения А. Чаянова, С. Клычкова, В. Каверина)31. Эта концепция основана на знаменитой фразе Горация Ut pictura poesis – «Поэзия как живопись». Он включает орудийную мастерскую, рынок, цехи и дома ремесленников.
Палладианская вилла, небольшой симметричный храмоподобный особняк. Я, однако, никогда не прекращал по всякому случаю представлять бессменные доказательства моего усердия, которым я был вдохновлен ради наибольшей славы этого Императорского Двора, как это может показать качество моих чертежей, которые можно видеть реализующимися постоянно (journallement) на всем обширном пространстве Империи (это упоминание о «повседневном осуществлении» проектов говорит в пользу Кваренги.
Синтаксическая структура этого стиля отличается очевидным приоритетом образной составляющей, которая, в свою очередь, узнаваема и цитирует другой архитектурный образец (например, проекты Палладио, приемы Пиранези, древнегреческие храмы). Эта оппозиция служит «точкой, допускающей переход от «абстрактного» к «изобразительному», трансформирующей абстрактные концепции в актантов (движущие силы)» 7. Годы до 1796-го (дата смерти Екатерины) были наиболее плодотворны. Вторичный стиль Леду мы предлагаем именовать символико-геометрическим.
Так, «Дом садовника» принял форму шара, поставленного прямо на землю, а «Дом смотрителя источников» – полого цилиндра, сквозь который протекал бы горный поток. Назначен архитектором ведомства вод и лесов Бургундии и Франш-Конте (1764-1770 годы), где занимался строительством и реконструкцией общественных и инженерных сооружений, в том числе перестройкой церкви Сен-Пьер-о-Льен (с 1764 года) и возведением моста Прежибер (около 1770 года, оба – в Ролампоне). Джакомо Кваренги посетил юг Франции он мог, таким образом, видеть Дворец правосудия и тюрьму, которые Леду начинал строить в Экс-ан-Провансе (к 1776 г. относится турне, абсолютное Леду на юг Франции, в связи с началом работ в Экс-ан-Провансе). Формообразующие мотивы К. -Н. Оформление каждого элемента комплекса соответствовало его функциям.
Еще несколько проектов завершил Леду в конце 1770-х. Это второй том задуманной трилогии о К. -Н. Нельзя исключить, что Леду и Кваренги могли встретиться. «Общность принципов и специальных интересов их объединила. Эпическая поэзия Леду превосходно изучена Д. Рабро10.
В то время Кваренги чаще использует для организации фасадов элементы декора. Указанные стилистические направления в случае Леду можно определить как образно-пластическое (первичный стиль) и символико-геометрическое (вторичный стиль). Проект реконструкции Кремля также показывает уважение Баженова к традиции. И кони на переднем плане и люди-то, люди. Наряду с домами «братства», «добродетели» и «воспитания» был предусмотрен и «общественный лупанарий», дом терпимости (в виде фаллоса по своему плану).
Первые проекты: Pavilion Hosquart (1764–1770), шато в Бенувилле (1768–1775). Эмоциональное измерение дискурса, схемы напряженности представлены с позиций читателя. Архитектор учитывает возможности взгляда «с дистанции» и взгляда вблизи. Речь идет о дидактическом и поэтическом объяснении механизмов художественного творчества. Его творчество тяготеет к таким приемам, как стены с рустами.
В споре между античностью и современностью XVIII в. можно выделить три основных позиции. Преувеличенные и как бы сочетаемые с визуальной структурой пространства Военного кафе (в этом необычном примере живописные украшения сочетаются также с архитектоническим компонентом), эти символы, как в структуре, так и в декоре, участвуют, помимо этого, в создании характера фасадов, обработанных с применением светотени. Первый стиль (или традиционный) предлагает больше близости к традиционному ассортименту формообразующих приемов.
был в заточении за связи с жирондистами. Итак, Джакомо Кваренги заинтересован исключительно образцами первого – образно-пластического – стиля Леду, оставляя без внимания утопические проекты архитектора, эти геометрические иероглифы, символизирующие человеческую деятельность. Другие павильоны проектируются в форме цилиндрической башни, почти готического форта (нереализованный проект с ложными бойницами, угловыми сторожевыми вышками и ламповым прожектором) или же напоминают современный замок, возведенный на террасе (Руль) или же чаще всего строятся в форме декорированных служебных построек или деревенских домиков (Застава на улице Бланш), все они навеяны недавним прошлым, отсылающим к временам рыцарства, эпохе Возрождения. Это светские храмы, где проповедуют семейные, материнские и героические добродетели.
Труарда. Второй стиль К. -Н. Все места одинаково хороши. Тема павильонов объединяет заставы сбора пошлины К. -Н. Леду.
В формальном отношении Леду ориентировался в этой работе на гравюры Дж. Б. Работы, осуществленные во дворце, спровоцировали работы по реконструкции театра 3 сентября 1783 г. опубликован декрет о начале строительства «каменного театра при Эрмитаже, по планам и под управлением архитектора Кваренги». Образно-пластический стиль Леду отличается выразительной пластикой обработки стен, углов объемов, карнизов зданий, подчиненной пластической доминанте ордера. Леду в 1773 г. для мадам Дю Барри. Блонделя и Л. Ф.
В течение второй половины 1770-х гг. Он выполнил также копии с фасадов, применяя штриховку и раскрашивание акварелью. К 1790 году творчество Леду основывается на новом классицистическом направлении. Замысел Леду предвосхитил как градостроительные начинания Р. Оуэна и других утопистов, так и позднейшее авангардно-функционалистское зодчество с его геометризованными формами, вот таким образом Леду часто называют «первым мастером современной архитектуры». Его город олицетворяет идею автономных сооружений, «свободный союз самостоятельных блоков».
Персонажи этих двух авторов страдают по причине достижения своей цели, безнравственность которой очевидна (например, визитер Ойкемы у Леду или сладострастник Свидригайлов у Достоевского). К разработке проектов сооружения был привлечен Леду. Этот период творчества Клода Никола Леду даже носит название – палладианский. Однако постепенно архитектор приходит к отказу от посредничества узнаваемых выразительных средств (главным образом – ордера) и пытается вести диалог непосредственно со зрителем практически исключительно языком геометрии. Свобода обращения к геометрическим формам у Булле и Леду – следствие последовательной эволюции спора античности с природой и постепенное превращение последней в Природу с большой буквы усовершенствованную геометрией. Блонделя, затем – у Л. Ф.
Что же такое символико-геометрический или очищенный, стиль Леду в контексте века Просвещения. Первый стиль Леду ближе к традиционным образцам (его сельские сооружения —церковь Фуванта, например, его парижские особняки), он близок стилю Палладио и Пиранези. Каждый зритель получает возможность хорошо видеть сцену.
Обработка выступами ионический ордер с каннелированными стволами колонн, балюстрады и опоры — весь этот репертуар форм соответствует стилю Людовика XVI. С 1775 года Леду занимался изготовлением гравюр своих проектов, которые при этом перерабатывал в соответствии со стилистической эволюцией своего творчества в 1804 году опубликовал гравюры в трактате «Архитектура, рассмотренная в отношении к искусству, нравам и законодательству» («LArchitecture consideree sous le rapport de lart, des murs et de la legislation» задуман как 5-томный, написан только 1-й том в 1847 и 1991 годах изданы ранее не публиковавшиеся гравюры Леду, также предназначавшиеся для иллюстрации его трактата), вышедшем с авторским посвящением императору Александру I. В этом труде Леду выдвигает идеи «говорящей архитектуры», экономии выразительных средств, главенства строгой объёмной композиции. Интересно, что Леду не отказывается от данного приема (ряд объемных скульптур, приподнятый над основным корпусом здания) даже в своих утопических произведениях, относящихся к символико-геометрическому стилю. Шедевры образно-пластического стиля Леду – особняки и замки периода царствования Людовика XV – уже отличаются от «греческой манеры» от классицизма «по Габриэлю» но в тот период еще не отступают полностью от канонов построения ордера и правил использования декора описанных аббатом Ложье и практикуемых Ж. -Ф. Леду пишет в своем трактате «Архитектура рассмотренная в отношении к искусству нравам и законодательству» : «Два Архитектора представляют свой план он разработан по принципу амфитеатра так как социальное равенство социальная защита однажды пристыжено откажутся от применения перпендикулярных линий когда неловкое искусство великодушно повторяется шесть раз чтобы пугать в течение двух часов зрителя этой тяжестью которая касается его головы.
Мы видим здесь подчиненность пластических приемов ордерной системе, объем здания с двумя ризалитами, скульптуры над колоннадой (применены в проекте Пеллы у Джакомо Кваренги, особняк принца Монморанси, особняки Лувесьенн и Юзес у Леду). Леду прямо заимствует некоторые изобретенные Пиранези формы. Две заставы находятся на площади Нации, две – на площади Денфер, одна ротонда расположена в парке Монсо, а другая ротонда – на заставе Виолетт. Арк-и-Сенан, Франция). Леду, третьему похожу уже не суждено увидеть свет, а первый содержал сам трактат «Архитектура, рассмотренная в отношении к искусству, нравам и законодательству». Известно, что Джакомо Кваренги (1744 – 1817), работавший в России в течение почти тридцати семи лет, заимствовал некоторые принципы формообразования у французского архитектора К. -Н. Например, работая в пригороде Царицыно для Екатерины II, Баженов вдохновлялся идеей «нежной готики».
Леду (1736—1806). Первый стиль Леду – стиль скромного палладианца испытавшего яркое, мощное влияние Пиранези. Леду прямо заимствует некоторые изобретенные Пиранези формы. Семиотический принцип – не «немая поэзия», но для архитектуры – «говорящая архитектура».
Пиранези отразилось и в проекте отеля Теллюсон в Париже (1778-1781 годы не сохранился), где арка ворот имитировала руины, курдонёр заменён пейзажным парком, а центральная ротонда главного фасада была водружена на грот. Клод Леду творил во Франции в эпоху классицизма. Сравнительный анализ произведений крупных русских архитекторов и приемов архитектора Леду обосновывает вывод о значительном влиянии этого французского архитектора на формирование стиля «александровского классицизма», стиля «сталинский ампир», современных стилевых течений (мастерская Филиппова в Москве), но также позволяет заметить общность Леду с некоторыми архитекторами-конструктивистами, такими как Иван Леонидов. («Для чего столько колонн. Образование академий станет мощной базой для становления классических принципов.
Мы попробуем рассматривать способы существования значения как разновидности жанров. В основе архитектуры лежит принцип «единства замысла и линий», дополненный разнообразием форм, законами соответствия, благопристойности и экономии. Руссо в романе «Эмиль».
«Если мы применим для анализа литературного произведения семантику, синтаксис и прагматику, мы сможем говорить, соответственно, об уровнях произведения: семантическом, синтаксическом и прагматическом», – говорит Успенский25. Нужно отметить, что проекты Львова Кваренги также копировал. Семи-символизм, подразумевающий знание истории, выявляет семантический уровень. Исторически значителен театр в Безансоне (1771–1773) заменив здесь традиционные ярусы и ложи более «демократическим» внутренним амфитеатром, Леду дополнительно зафиксировал эту идею в сюрреальной гравюре с театральным залом, вписанным в человеческий глаз. Ими оформлен и проезд, открывающийся на Фонтанку.
Таким образом, в начале творческого пути практикующий образно-пластический стиль Леду оказывается «на стороне античности» в полемике между античностью и природой. Де Вайи далек от говорящей на языке геометрии архитектуры, хотя он и не является представителем «поклонников дидактической природы». Свою архитектурную деятельность он начал с 1760 года.
Влияние Дж. Б. Он использует те же пластичные способы и композиции, что и Леду. – О. Б. ), пожелавшей меня назвать своим архитектором (сам Кваренги пишет: «Я был вызван через г. барона Грима на должность архитектора императрицы всероссийской на почетнейших условиях»), с жалованием три тысячи рублей серебром, все поставлено под сомнение этим ударом Я сделал чертежи для Большого здания Ветеринарной школы, первой в России, которая должна была быть построена в Карасово, в месте, которое я очень хорошо изучил. Трактат Леду с позиций текста. Портики на четыре стороны и муфтированные колонны. Вот таким образом на первый план здесь выдвинуты общественные здания – «Дом братства», «Дом добродетели», «Дом воспитания», – эти торжественно.
Первый стиль (или традиционный) предлагает больше близости к традиционному ассортименту формообразующих приемов. Антропоцентризм архитектора, проявленный им в трактате «Архитектура, рассмотренная по отношению к искусству, нравам и законодательству», делает возможным рассмотрение фигуры этого архитектора – поклонника Руссо – в качестве одного из крупных философов французского Просвещения. Кваренги, А. Д. В сознании эта концепция проявляет себя как ощущение божественного присутствия. В последнее десятилетие жизни Леду практически не строил, сосредоточившись на разработке малопрактичных, визионерских замыслов «идеального города» в Шо (построенная солеварня в Арк-э-Сенан— памятник Всемирного наследия).
В последнее десятилетие жизни Леду практически не строил, сосредоточившись на разработке малопрактичных, визионерских замыслов «идеального города» в Шо (построенные ранее здания— памятник Всемирного наследия). Уже отмечено, что образно-пластический стиль Леду можно охарактеризовать присутствием в синтаксической структуре произведения «цитирующей», т. е. отсылающей к известным архитектурным образцам, образной составляющей. Но представить себе невозможно – какого уровня тут мастерство какая рука тут приложена 1. Проект особняка мадемуазель Гимар привлек внимание Кваренги.
Петербург – творение Петра, построен быстро, с огромными затратами, вызывает отторжение периодами и по сей день. На севере Европы Зандрарт защищает эту идею. Работы, осуществленные во дворце, спровоцировали работы по реконструкции театра 3 сентября 1783 г. опубликован декрет о начале строительства «каменного театра при Эрмитаже, по планам и под управлением архитектора Кваренги». Книга «Клод-Николя Леду (1736-1806). Копии хранятся в городской библиотеке им.
Вовремя своего заключения заканчивает проект городаШо, где развил идею ренессансного «идеального» города, задумав единый комплекс жилых, производственных иадминистративных зданий— то есть идеальное поселение при производстве. Леду говорит по этому поводу: «Тогда нравственная система, оказавшись объединенной с политической силой, восстановит естественные отношения людей». Ж. -К. В своем городе Леду бесповоротно уничтожает традиции старого, феодального ансамбля. Им возведено более сотни построек, как грандиозных, так и скромных, столько же проектов осталось на бумаге, в его собственном агентстве реализовано более 400 эстампов, некоторые из которых стали иллюстрациями к его монументальному сочинению – «Архитектура, рассмотренная в отношении к искусству, нравам и законодательству».
В 1771 году, архитектор разрабатывает проект промышленного города Шо (Sho), что находится в провинции Франш-Конте (Franche-Comt), при рудниках с солевыми залежами. Из проектов общественных зданий Леду выделяется проект здания Учетной кассы.
то одной улице, – все фасады равны, одинаково значительны. Проектируя в городе Шо «Дом садовника», Леду пренебрежительно отбрасывает сентиментальную условность этого модного архитектурного жанра и все вообще традиции современного строительства.
Леду (1736 – 1806). Действительно, перевод одних кодов в другие – основная функция семиосферы39. Шедевры образно-пластического стиля Леду — особняки и замки периода царствования Людовика XV — уже отличаются от «греческой манеры», от классицизма «по Габриэлю», но в тот период еще не отступают полностью от канонов построения ордера и правил использования декора, описанных аббатом Ложье и практикуемых Ж. -Ф. Поясним эти определения.
Он использует те же пластичные способы и композиции что и Леду. Известно, что Джакомо Кваренги (1744—1817), работавший в России в течение почти тридцати семи лет, заимствовал некоторые принципы формообразования у французского архитектора К. -Н. В этом случае воображение читателя создает собственные ограничители выразительности и новое значение или образ «своего» Леду.
Он воспроизвел планы этажей разрез главный фасад и «храм Терпсихоры» устроенный в особняке. «Среди эффектов аналогичных римскому сферическому своду (обнаженному, как на руинах), римско-готическому церковному архивольту или же символической входной арке замков эпохи Возрождения фигурирует большая вогнутая ниша на фасаде, символизирующая вход: вертикальные опоры арки разбивают фундамент, продолженный за пределами павильона террасами (Руль, Мэн) или визуально соединяющийся с линиям желобков на стенах часовых будок и со стенными решетками (Пасси). Копии хранятся в городской библиотеке им.
Джакомо Кваренги не доверяет «чистой геометрии» стать «голосом здания» и не пытается сделать символическое содержание формы совершенно читаемым, как это делают Булле и Леду. Греческий храм находит свое место среди павильонов Парижской стены Леду, но он воплощен также в Мавзолее «супругу-благодетелю» (Павел I), построенному Тома де Томоном (рис. 1). Все места одинаково хороши. Море одним из первых обнаружил эти явные аналогии. Кауфман искал обоснования для авангардного искусства своего времени в эпохе Великой французской революции, Выдвинув идею революционных архитекторов и их революционной архитектуры, впервые претендующей на автономность, он находился в русле горячо обсуждаемого в начале XX века вопроса о проблеме отношений культуры инноваций (авангарда) и политической революции. Название трактата Леду «Архитектура, рассмотренная в связи с искусствами, нравами и законодательством» («Larchitecture consider par les rapport des arts, des moeurs et de la legislation», 1804)6 было отсылкой на известную работу мадам де Сталь «Литература, рассмотренная в связи с социальными институтами», появившуюся четыре года ранее. Из возведенных застав, Ла Виллет (Rotonde de la Villette) обладает наибольшей монументальностью и прямолинейностью очертаний и предельной выразительностью в своем замкнутом величии.
Работа над переводом трактата Леду Архитектура, рассмотренная в отношении к искусству, нравам и законодательству (1804 г. ) была проведена, прежде всего, в плане выражения. Самое удивительное – зрелище полной его согласованности с архитектурными формами ХХ в. Безусловно, это не случайность, а результат эволюции архитектурного таланта, приведшего Леду к значительному опережению собственной эпохи. Архитектор учитывает возможности взгляда «с дистанции» и взгляда вблизи. В XIX веке русский писатель Федор Достоевский стал истинным мастером катарсиса. Античная архитектура всегда оставалась для Кваренги источником вдохновения. Леду часты в проектах жилых домов, разработанных Кваренги. Первый стиль (или традиционный) предлагает больше близости к традиционному ассортименту формообразующих приемов.
Конечно, эта концепция подобна подходу русского архитектора В. Баженова. Поясним эти определения. е. говорящая языком геометрии) не становится. Театры, разработанные Кваренги, несомненно свидетельствуют о знании им творчества Леду. Именно в таком архитектурном решении он видел необходимое сочетание цели «усовершенствования общества» и жилого, промышленного и административного строительства. Творчество Леду охватывает две эпохи, разделенные революцией. Но талант не позволил Леду стать просто популярным мастером.
Говорящая архитектура обращена к просвещенной публике общаясь с ней на языке сердца и опираясь на язык разума. Так например Кваренги сделал копии с проекта замка Бенувилль (его строительство началось в 1768 г. ).
«Говорящая архитектура» – одно из определений стиля Леду и Булле – оказывает, по замыслу архитектора, педагогическое воздействие на гражданина, побуждает его стремится к добродетели, законности и подчинению королевской власти. Первый стиль Леду ближе к традиционным образцам (его сельские сооружения – церковь Фуванта, например, его парижские особняки), он близок стилю Палладио и Пиранези. Зрелое творчество Леду (комплекс в Арк-э-Сенане, заставы Парижа, гравюры) повлияло на мастеров европейского классицизма конца XVIII – 1-й половины XIX веков (Ж. Ф.
Проект особняка мадемуазель Гимар привлек внимание Кваренги. Леду развивается в тесной зависимости с требованиями истинности или правдивости материала. Его творчество тяготеет к таким приемам как стены с рустами.
Леду (1736 – 1806). Указанные стилистические направления можно определить как образно-пластическое (первый стиль) и символико-геометрическое (второй стиль). Леду, как и его современники, стремится объединить искусство и язык, примирить природу и античность, опираясь при этом на теории сенсуалистов о чувственном восприятии. Клод Никола Леду родился в Дормане, что в Шампани, 21 марта 1736 года. Все копии выполнены Кваренги с проектов разработанных Леду в 1770-х гг.
Точка зрения дискурса помогает избежать свободного истолкования этого памятника французской литературы. Его текст передает вечные истины, не отличаясь проработанностью форм. Но это лишь видимая часть айсберга: Леду завещал «Детям Аполлона» (так он называет художников будущего) намного более глубокую философию, отражающую духовные поиски Эпохи Просвещения. Связь между произведением и сопроводительным текстом художника – основной предмет внимания эпохи.
Это оказало влияние на формирование самого Джакомо Кваренги как архитектора. В последнем случае антаблемент переносится выше линии аркатуры, поддерживаемой колоннами (заставы дАнфер и Менильмонтан, например). Он даже применял своеобразный «модулор» исполняя проекты по сетке, в которую вписывался стоящий человек со скрещенными руками (квадрат этой сетки принимали за модульную единицу)5. Факт, Кваренги не относится к стаффажу дежурно, это отличает его от других видописцев.
В XVI и XVII веках эта оппозиция «центр-периферия» может быть схематически представлена через оппозицию «классицизм-маньеризм». Даниель Рабро так истолковывает эти слова: «Вдохновляясь формой данной историческим рациональным и выразительным архетипом уравнительной системы ступеней мы вернем искусству его духовное предназначение: мы пожертвуем легкомыслием культу красоты восстанавливающему важность игровой деятельности театра для великих тайн жизни и разума». Итак Джакомо Кваренги заинтересован исключительно образцами первого – образно-пластического – стиля Леду оставляя без внимания утопические проекты архитектора эти геометрические иероглифы символизирующие человеческую деятельность. Факт Кваренги не относится к стаффажу дежурно это отличает его от других видописцев.
Используя ледолианские термины, можно сказать, что текст чарует своей игрой масс (как и архитектура), а не игрой слов (т. е. деталями, декором). Античная архитектура всегда оставалась для Кваренги источником вдохновения. Леду говорит по этому поводу: «Тогда нравственная система оказавшись объединенной с политической силой восстановит естественные отношения людей». Леду возводил «таможенную стену» вокруг Парижа (1784-1789 годы) в виде двойного вала с бульваром внутри и широкой дорогой снаружи с воротами-заставами (реализовано около 50, сохранились заставы дАнфер, дю Трон, ла Виллет и де Монсо) для сбора налогов за ввозимые товары.
Все копии выполнены Кваренги с проектов, разработанных Леду в 1770-х гг. Синтаксис текста, рассмотренного как дискурс, проявляется через повествовательную (нарративную) структуру, ценностный квадрат, способы существования дискурса, актантов и актеров (напоминающих о «точках зрения» Успенского) и предикативные изотопии. Море одним из первых обнаружил эти явные аналогии. Работы осуществленные во дворце спровоцировали работы по реконструкции театра 3 сентября 1783 г. опубликован декрет о начале строительства «каменного театра при Эрмитаже по планам и под управлением архитектора Кваренги». Комиссия одобрила эту точку зрения.
Леду дописывает её в тюрьме, куда был заключен в 1793 году, в период Террора Французской революции по обвинению «в аристократизме». Мы находим среди копий, сделанных Джакомо Кваренги с произведений К. -Н. Первой крупной работой Леду в Париже стала перестройка отеля дАлльвиль (1766 год) в квартале Маре в духе классицизма. Королевскую солеварню в Арк-э-Сенан (Saline royale dArc-et-Senans). Синтаксическая структура этого стиля отличается очевидным приоритетом образной составляющей, которая, в свою очередь, узнаваема и цитирует другой архитектурный образец (например, проекты Палладио, приемы Пиранези, древнегреческие храмы). Проект роскошного здания библиотеки в Касселе (Германия), разработанный Леду в 1776 г., также привлек внимание Кваренги.
Замысел был осуществлен лишь частично. Нельзя исключить что Леду и Кваренги могли встретиться. Кваренги провел в России, как уже отмечалось, приблизительно тридцать семь лет. Каждый зритель получает возможность хорошо видеть сцену. Джакомо Кваренги изобразил «Постройку Клода-Николя Леду в Гренобле» то есть художником изображающим архитектуру выступил другой архитектор: восторг в кубе. Находим общее в отношении к историческому наследию у Кваренги и Леду. Реализованным там постройкам формально близки театр в Безансоне, где Леду впервые использовал форму античного амфитеатра и партер с креслами (1775-1784 годы интерьер не сохранился) и Дворец правосудия с тюрьмой в Экс-ан-Провансе (1776-1792 годы реализован до уровня 1-го этажа, перестроен в XIX веке).
Гэндон и др. ), а также на различные архитектурные течения XX века (неоклассицизм, ар деко, постмодернизм). И кони на переднем плане и люди-то люди. Джакомо Кваренги изобразил «Постройку Клода-Николя Леду в Гренобле», то есть художником изображающим архитектуру, выступил другой архитектор: восторг в кубе. До сегодняшних времен из них сохранилось лишь шесть.
Стремясь поставить во главу угла ощущение, восприятие и воздействовать на них с помощью очищенных от декора силуэтов, плоскости, формы (на фоне которых особое значение приобретает минимальная пластическая обработка), архитектор переходит на сторону природы (ведь он рассчитывает теперь только на «человеческую природу», отвергая архитектурные тексты-клише), но природы усовершенствованной, природы не первозданной, а созданной. Тома де Томон, Дж. «Приключения Телемаха» – этот «бестселлер» века вдохновляет Леду, создающего свою собственную версию, три протагониста которой соответствуют образам Людовика XV, Мадам Дю Барри и самого архитектора (в роли Ментора)4. Принцип Ut pictura poesis формулирует способность одного языка выполнять функции другого. Русское издание вышло в 2006 году, подготовлено было сотрудниками Уральской государственной архитектурно-художественной академии в Екатеринбурге и издано на деньги города Парижа. – О. Б. ) и театра, который я разработал в следующей манере: «не бояться никакого конкурента» и мои чертежи забрали, не сделав мне чести исполнить в мою пользу высшие установления. Подобно осуществленным постройкам Шо, они впечатляют своей суровой мощью. Жизнеспособность принципа Ut pictura poesis основана на его синтетической стабильности. Речь идет о «языке» (архитектурном) традиционном и нетрадиционном.
1793–94 проводит втюрьме. Остальные были сожжены и уничтожены. «Дом директора источников» в том же городе Шо – еще более поразительный для своего времени проект. Его архитектурная деятельность началась в шестидесятые годы.
Среди прочего Леду разработал «храм Терпсихоры», как называли современники интимный театр танцовщицы, возведенный на участке усадьбы. Нужно отметить общие черты Леду и Достоевского. В течение второй половины 1770-х гг. Ж. -К. В 1787 г. в Санкт-Петербурге был издан сборник гравюр и технических чертежей нового Эрмитажного театра с описаниями и комментариями на французском языке сделанными самим Кваренги.
Например, «горизонтальная» архитектура, «очищенная», «лишенная классического ордера», «лишенная декора», характеризует период «поисков» (например, русская культура 1920-х гг. ). В течение 10 лет Никола Леду проектировал изящные городские усадьбы для французской элиты «в английском» стиле.
Несмотря на то, что разработанному Леду «идеальному городу» не суждено было полностью воплотиться в реальность, тем не менее, солеварню в Арк-э-Сенан объявили памятником Всемирного наследия. Архитектура Леду востребована всеми культурами, включая революционные. Леду прямо заимствует некоторые изобретенные Пиранези формы.
Прием полусферического свода над свободной колоннадой применен Д. Жилярди для музыкального павильона конного двора дворца Голицына в Кузьминках, автор приблизил этот проект к тому, что можно назвать ледолианским стилем (рис. 2). Можно сравнить принципы двух стилей с градостроительными концепциями Москвы и Петербурга – двух столиц – созданной и создавшейся «естественным образом». Конец XVIII в. обозначил новый период в творчестве Кваренги. Поясним эти определения. В своем проекте Леду сумел сочетать изящный архитектурный стиль с крайней рациональностью и заботой о «промышленной эффективности» постройки.
Т. е. Стремясь поставить во главу угла ощущение восприятие и воздействовать на них с помощью очищенных от декора силуэтов плоскости формы (на фоне которых особое значение приобретает минимальная пластическая обработка) архитектор переходит на сторону природы (ведь он рассчитывает теперь только на «человеческую природу» отвергая архитектурные тексты-клише) но природы усовершенствованной природы не первозданной а созданной. Сараи для выпаривания соли имели крутые кровли, как сельскохозяйственные постройки ибыли отделаны тесаным рустованным камнем. Известно что Джакомо Кваренги (1744 – 1817) работавший в России в течение почти тридцати семи лет заимствовал некоторые принципы формообразования у французского архитектора К. -Н. Кваренги, как и Шарль Де Вайи, создает изысканные цилиндрические объемы (например, проект голубятни для Царскосельского парка, 1780-е), полуротонды, как в проекте странноприимного дома Шереметьева в Москве (1794 – 1807), однако увлекается многословием декора, склоняясь к стилизации и практически не прибегая к приему абсолютно гладкой или скупо акцентированной стены излюбленному Леду в его проектах, предвосхищающих ампир и многие модернистские течения. Джакомо Кваренги посетил юг Франции он мог таким образом видеть Дворец правосудия и тюрьму которые Леду начинал строить в Экс-ан-Провансе (к 1776 г. относится турне абсолютное Леду на юг Франции в связи с началом работ в Экс-ан-Провансе). Планы Леду предусматривали оптимальное сочетание промышленной, административной и жилой застройки с целью «совершенствования общества».
Этого нельзя сказать о его символико-геометрическом стиле. Несовместимый с греческой организацией портика двухчастный ритм (но разве французская система коринфского портика колоннады Лувра не является предметом ученых споров всего XVIII века. ) проявляется в последовательности сдвоенных колонн, сдвоенных модульонов, поддерживающих карнизы и даже в протяженности абаки, не разбитой сдвоенными колоннами. 1773 год связан со строительством дворца для фаворитки короля Людовика XV, мадам Дюбарри. Сближает Де Вайи с Кваренги интерес к интерьерам, малым формам в интерьере. При этом архитектор говорит о «притягательности» сооружения для зрителя, рассчитывает на его ощущения. Интересно что Леду не отказывается от данного приема (ряд объемных скульптур приподнятый над основным корпусом здания) даже в своих утопических произведениях относящихся к символико-геометрическому стилю. Горизонтальность или вертикальность, гладкость или фактура, декор или аскетизм, масса или плоскость – семантические пары, формирующие бинарные оппозиции – лексемы. Однако «мой» Леду не является реальным Леду.
Леду опирается на два столпа – Палладио и Пиранези. Итак, творческое наследие К. -Н. В проекте Эрмитажного театра (1783 – 1887) зодчий проявляет чуткость к живописным приемам барокко, трактуя их в достаточно строгой манере. Блонделем.
К. -Н. Первыми учителями Клода Никола Леду были известные архитекторы Ж. Ф. Блондель (J. F. Blondel) и Л. Ф. Труард (L. F. Truard).