У художника были мысли уничтожить работу, но он не успел: 17 января он закончил вариант «Распятия» (утерян), а 1 июня этого же года Николая Николаевича Ге не стало. В запасниках Новочеркасского музея случайно обнаружили картину Николая Ге "Распятие".
Судьба «Распятий» драматична. Он может повергнуться и пасть к ногам Его, каясь в грехе своем. Ге пишет портреты, а также пробует взяться за исторические темы, делая эскизы («Смерть Виргинии» (1857), «Любовь Весталки» (1858), «Разрушение Иерусалимского храма» (1858). Все это привело к тому, что сын художника в 1899 году покинул Россию, увезя с собой среди прочих работ отца множество эскизов и оба варианта Распятия.
Тогда Иисус сказал ему: что делаешь, делай скорее (Ин 13:25–27). Ученики же бегут, еще освещенные луной, вот картина. Следующий скандал разразился в феврале 1892 года. На «Распятии» Ге краски и линии будто бы кричат — даже более вопиюще, чем в знаменитом «Крике» Мунка. В 1860 он переселяется во Флоренцию. «Суд синедриона.
Еще секунда и руки Христа отпустят голову. Победоносцев Александру III.
«Вестники Воскресения» (1867). Известно, что Степан Яремич, впоследствии признанный искусствовед и художник, позировал, подвязанный бечевками к импровизированному кресту, для последней и самой трагичной картины его учителя — «Распятия», которая стала своеобразным реквиемом мастеру. 19 раз. Последнее «Распятие» Н. Н. Ге датировано 1894 г. Трагическую непоправимость происходящего, чудовищную реальность казни как самого страшного преступления против человечности – вот что запечатлел здесь автор.
Впрочем, сам Николай Ге тоже висел на кресте. Неслучайно происходящее на Тайной вечере уГе Салтыков-Щедрин назвал «тайной сходкой, на которой обнаружились серьезные политические расхождения». В первый день выставки картина «Распятие» была запрещена к экспонированию. Центуриона, отдающего приказ о казни, но на полотне запечатлена только его рука. Мертвые же кресты живы, так как свидетельствуют о Христе». Художник рвал не только с церковным, но и с многовековым изобразительным каноном – «нельзя писать «красивого» Христа после того, как сожжены и убиты десятки тысяч христов, гуссов, брунов». Более того, он проникся глубоким смыслом высочайшего определения: Это бойня. НоЯне один, потому, что Отец соМною (Ин 16:32). Именно здесь Ге удалось явить извечное горнее одиночество Христа на земле.
И когда прямо среди навоза лежит очевидная жемчужина, вы забираете всё, только не ее. Мне никогда не доводилось видеть столь ужасающее изображение крестной муки. Второй вариант (1894) всплыл из небытия в ХХ веке и был предложен неким частным швейцарским коллекционером министерству культуры СССР. Потом все-таки выставили – в художественном клубе, но успеха она не имела. Боже Мой.
Движение. Николай Ге «буквально бежал из царской России» в Европу3. Этот факт биографии художника позволяет лучше понять его поздние «религиозные» работы. 5:39) А это значит, как толковал Л. Н. Толстой, «не противься злому никогда, то есть никогда не делай насилия, то есть поступка, который всегда противоположен любви. Ге вспоминал: «Однажды, в конце 1866 года, неожиданно для нас пришёл к нам Герцен Я онемел от радости, впившись в него глазами»7.
Один выход такому мертвецу умереть. Однозначно принял картину Толстой и уговорил Третьякова приобрести ее. В 1860 году он покидает Рим и переселяется во Флоренцию, где пытается писать эскиз «Смерть Ламбертации» (1860), но вскоре бросает эту работу. Вот эта двойственность выражена в движении. Перелом был колоссальным он абсолютно изменил всю его прежнюю жизнь. Его обнимали, целовали, жали руку, а он растерянно повторял: «Для вас, для вас я это делал». К 180-летию со дня рождения" в Государственной Третьяковской галерее.
кн. «Свет, как писала искусствовед А. Г. Верещагина, объединяет группу единомышленников».
Так как толпа всегда такова. Вот она картина. Он посмотрит вниз. Понимал я, что нужно его увидать после совершения предательства. Ибо, как пронзительно напишет Леонид Андреев, «у всех народов, какие есть, какие были, останется он одиноким в жестокой участи своей Иуда из Кариота, Предатель».
Он мне запомнился и пригодился для моего Разбойника». Большинство зрителей ее не заметили. В 1882 году Николай Ге знакомится с Львом Толстым.
Сначала Господь был в одиночестве, разбойников не было. Вот она, крестом лежит под ногами. И если тебя при этом обидят, то перенеси обиду и все-таки не делай насилия над другими». Толстой не удивился отлучению картины от зрителей.
Потом оба стали поносить Христа. Увы, мы ещё не умеем читать, как открытую книгу, энергетику следов от кисти в мазках. По мнению большинства критиков картина не соответствовала смыслу евангельского рассказа, что было главным критерием оценки произведения.
Идея написать распятие Христа была у художника уже давно. Рассказывают, что некоторые просиживали перед картиной часами иные плакали. Я сотрясу их мозги страданиями Христа. В 1889 году на XVII выставку передвижников Ге отправляет свою новую работу «Выход Христа сучениками вГефсиманский сад». Я чувствовал во всем и везде влияние и след петровской реформы. Эти люди— светлые, добрые люди.
Картина «Что есть истина. » не понравилась Павлу Третьякову, вот таким образом он решил не приобретать ее для своей галереи. И пойти на поводу у коньюктуры – это сродни предательству себя самого. И вот, он по слабости уступает, вот и предательство.
В центре человек, приговоривший его к смерти, прокуратор Иудеи Понтий Пилат. Начал работу в 1884 году. По окончании выставки полотно вернулось в Париж.
Да и выглядит он жалко, совсем не как богочеловек. Ге скончался на своём хуторе 13 июня 1894. Один зритель точно рыдал.
Какое прозорливое решение показать его со спины. «Если бы до сегодня я был язычником, то, посмотрев на, я бы крестился», так напишет литератор и присяжный поверенный Н. Д. Ильин. А спаситель вообще в тени. Втаком мировоззрении нет ни веры, ни надежды.
Речь овлиянии западной (ренессансной)традиции изображать Иисуса Христа как человека, прекрасного духом ителом. Действительно. Не имея возможности умиляться, они распорядились картину с выставки снять. Он писал: «Я сотрясу все их мозги страданием Христа.
Когда полотно было готово, его не приняли на выставку в Академию художеств. Лишь некоторое время спустя он узнал, кто автор этих произведений. В этот период, как и в бытность свою в Академии, Николай Ге писал портреты.
Как художник он на редкость, неровный, неустойчивый. (Мф 26:20–29). Позвольте читателю решить самому, как относиться к личности героя статьи. 19 раз.
"Вестники Воскресения" 1867Работать над картиной художник начал во Флоренции. Но вот однажды в деревне по соседству с Плисками брат убил брата. Картины «Что есть истина. », «Суд Синедриона» и «Распятие» по воле властей снимались с публичных выставок. Вернувшись на родину, Николай Ге представил публике картину «Тайная вечеря», которая сразу же сделала его известным, вызвав противоречивые отклики.
Действие происходит во вполне обыденном интерьере. Второй вариант (1894) всплыл из небытия в ХХ веке и был предложен неким частным швейцарским коллекционером министерству культуры СССР. – Но затем изучив многие документы, увидел, что симпатии не может быть.
Принципиальных никогда не любили. Очевидна жизнеутверждающая сила этой работы, детали создают праздничное настроение: и приподнятое состояние всех персонажей — вдохновенного поэта и увлеченного слушателя и внимательной няни и свет, который падает из окошка на стену (это значит, что день солнечный, радостный). Критики – современники художника – увидели в ней «то ли сороку, то ли ласточку». Художник продолжает неистово работать. Удивительная судьба христианства.
Не хватало воздуха, свободы». Этот странник прошёл очень долгий путь. Он изображен в стороне и Его сразу даже не разглядеть на полотне. Его современники видели, по крайней мере, два варианта картины – 1892 и 1894 года.
Первому варианту повезло оказаться в парижском музее дОрсе и весной 2006 «Распятие» (1892) экспонировалось в зале Ге Государственной Третьяковской галереи вместе с другими работами «Страстного цикла». «Жизнь в деревне оказалась очень трудна. Его, несшего добро, сами люди обрекли на смерть. — зашли вметафизический тупик, тупик настолько безвыходный, что народ предпочел пойти даже за большевиками, «вера» которых содержала хоть какую-то глобальную надежду. 6 марта 1890 года К. П. Победоносцев в донесении Александру III охарактеризовал картину как «кощунственную, глубоко оскорбляющую религиозное чувство и притом несомненно тенденциозную» и предположил, что её публичный показ может привести к возникновению в народе «нареканий на правительство». Но где вего картинах дверь вэтот нездешний мир духовной красоты. В результате получилось изобразительное искусство будущего.
Работу «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича вПетергофе» приобрел сам Павел Третьяков, аэто признак несомненного успеха. На картине – торжество смерти. Говорят, что, взглянув на «Распятие», государь сухо произнёс: «Это – бойня. » Картину повелели снять в первый же день, но те, кто всё же успел её увидеть, были потрясены. Справа, погруженные в густой мрак, три стражника. На большом расстоянии идет тихо Иуда. Он и умер». Последовал отказ от приобретения этого шедевра и картина снова канула в Лету.
Снова его полотно возбудило яростные споры. «Во время писания картины я питал симпатии к Петру, – говорил художник. По окончании выставки полотно вернулось в Париж. В трактовке формы уГе натурализм доминирует настолько, что художник Николай Ульянов (1875–1949) предупреждает: «Смотреть подобные картины, пожалуй, нужно стеми же предосторожностями, какие были бы необходимы при созерцании реальной казни». Натурализм этот обнажает какое-то «плоское» видение всего евангельского события.
В большом расстоянии идет тихо Иуда. Однако датируется она 1884 годом, а кирха и костел построены позже. Иуда— человек спрактическим, «земным» отношением кдействительности, он изначально пошел за Христом внадежде, что Христос свергнет вИзраиле римскую власть ивозвратит отечеству его политическую независимость иславу. Чувство это было так сильно, что я невольно увлекся Петром». Этот факт биографии художника позволяет лучше понять его поздние «религиозные» работы.
Суд синедриона. Другой плюет ему в лицо. «Я увидел там горе Спасителя, теряющего навсегда ученика человека. Н. Н. Ге-сын в 1899 г. уехал в Швейцарию, при этом увез с собой оба «Распятия», два портрета, эскизы, наброски и рисунки к рассказу Толстого Л. Н. Вособенности слова это бойня.
Личное бессмертие иличное воскресение Христа Толстой совсем не принимает: «Ни за что не поверю, — писал Лев Николаевич, — что Он воскрес втеле, но никогда не потеряю веры, что Он воскреснет всвоем учении». Пожалуй ивесь «Страстной цикл» художника Ге не оставляет нам никакой надежды на бессмертие. Закончив «Страстной цикл» в1894 году, художник неожиданно скончался ввозрасте 63 лет. У художника были мысли уничтожить работу, но он не успел: 17 января он закончил вариант «Распятия» (утерян), а 1 июня этого же года Николая Николаевича Ге не стало.
В 1897 году Н. Н. Ге-младший передал картину «Суд Синедриона» в дар Третьяковской галерее. Работа «Саул у Аэндорской волшебницы» в 1857 году принесла ему уже Большую золотую медаль, что давало право на поездку за границу за счёт Академии. Во второй половине XIX столетия смена мировоззренческой и эстетической концепции мира, о чем уже упоминалось в статье о Джеймсе Тиссо («Жизнь Иисуса Христа» в акварелях Джеймса Тиссо), определила появление иного отношения к библейским мотивам и нового живописно-пластического языка. Первому варианту повезло оказаться в парижском музее д39Орсе и весной 2006 «Распятие» (1892) экспонировалось в зале Ге Государственной Третьяковской галереи вместе с другими работами «Страстного цикла». В 1897 году сын художника передал галерее 8 больших полотен отца. Снятие с выставки – ваше торжество. Владимиру Александровичу.
Да инасущные вопросы выживания давали осебе знать. Первые 10 лет Ге провел в деревне, затем в 1841 г. Произведение написано поверх картины «Милосердие». Десятки набросков, эскизов выходили из-под его руки. Стоял в углу.
Христа повели и ведут с факелами группа эта очень далеко и скоро исчезнет за ней бегут Петр и Иоанн. Продолжительная опала картин «Страстного цикла» привела к тому, что сын художника в 1899 покинул Россию, увезя с собой несколько работ отца, множество эскизов и оба варианта «Распятия». Радуюсь несказанно, что этот самый дорогой момент жизни Христа я увидел, а не придумывал его. Здесь нет изображения самого моления, но в особом душевном томлении и тишине, разливающейся по всему холсту, — предчувствие трагичности, эпохальности и непостижимости для человеческого разума последующих событий, предощущение приближения времени исполнения от века сокрытой Божьей тайны. Его мысль, дух творчества независимы.
Пришла пора участвовать всудьбах отечества не из «прекрасного далека». В 1841 году поступил в гимназию в Киеве. Я сам плачу, смотря на картину.
Ибо приобретенные ранее Третьяковым (не без настояний того же Толстого) картины Ге – Что есть истина. В мастерской художника был установлен крест с железными петлями для рук и ног. Ге выставлял эту картину у своих знакомых. Вот мысль этого удивительного гения. Атмосфера – напряженная, тревожная. Николай Ге. Видимо, картина была написана на заказ.
Благодаря реставраторам Третьяковской галереи, зрители вновь смогли увидеть работу. «Да от этой картины у иного еще вера может пропасть. » – говорит князь Мышкин Рогожину, глядя на копию с работы Ганса Гольбейна младшего. Христос изображенный полулежащим на кушетке, не является композиционным центром.
Но «Распятие» Ге иное. Пилат боготворил физическую силу, Христос же есть существо убеждений. Николай Николаевич Ге (1831 1894), правнук французского эмигранта, покинувшего Францию в конце XVIII века, родился в Воронеже в 1831 году в семье помещика Николая Ге. В этой экспрессии отражается весь трагизм происходящего. Вобразе Иуды одновременно вызов ищемящее чувство отверженности. Николай Николаевич Ге (1831 – 1894) родился в Воронеже в семье помещика.
Судьба «Распятий» драматична. Второй вариант (1894) всплыл из небытия в ХХ веке и был предложен неким частным швейцарским коллекционером министерству культуры СССР. населяли немцы. Ученики, приглашённые им из Киевской рисовальной школы, самоотверженно помогают ему. На что опереться человеку, если все кончится тем, что на его могиле лопух вырастет.
Но это выразительно. Утрированность страданий, акцентуация их подчёркивает цену принесённой жертвы. Они уже принадлежат разным мирам.
Правду сказал К. П. Брюллов, что две трети работы готовы, когда художник подходит к холсту». Вкартине ощущается безошибочное попадание вритм, вцвет, но главное— здесь живая ткань реальных предметов, событий иодновременно это не «обыкновенная встреча обыкновенных людей». Трагедия, память окоторой может нас уберечь от схожих ошибок.
(Мф 26:50)— эти слова произнесены Христом вГефсиманском саду, где Иуда выдал своего Учителя стражникам. Спускаются вниз темные фигуры учеников. Петр Великий не вытянут во весь рост он не устремляется, не потрясает руками, не сверкает глазами фигура его без малейшей вычурности и назойливой преднамеренности посажена в кресло и даже ни один мускул его лица не сведен судорогой. Скорее напоминает Иешуа из романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита». Победоносцев Александру III. Поскольку Воскресение, если смотреть на эту картину – не кажется возможным. В 70-х годах в сознании и в душе Ге происходит переворот.
«Во время писания картины я питал симпатии к Петру, – говорил художник. Картину «Что есть истина. » сняли с выставки один из поклонников Ге повёз её по Европе и в Америку, но там особого впечатления она не произвела13. «Кто же для меня дороже, глубже всех, кто достиг недосягаемого. Другой что-то злобно кричит. Иначе говоря, сострадание, которое пробуждают картины Ге— безнадежное.
Невестка Николая Ге Екатерина Ивановна вспоминала: «Ге полюбил Толстого глубоко и нежно и чтил его, я думаю, особенно за то, что многие идеи и понятия, которые были ему дороги, Толстой сформулировал раньше и определеннее его». Потом все-таки выставили – в художественном клубе, но успеха она не имела.
Понятно, что церковь не приняла такой взгляд. Главным изобразительным приемом здесь служит резкий контраст света и тени.
Официальная пресса усмотрела в картине «торжество материализма и нигилизма»5, а цензура запретила воспроизводить эту картину в копиях. Таким образом, библейский Иуда становился таким «героем дня», символом отступничества от революционной мечты. Произведение словно поделено на две части – света и тьмы, новой жизни и ветхой. При этом он всхлипывал и твердил одно и тоже слово: «водицы, водицы. » В этом безобразном человеке просыпалась совесть. Холст был вскоре запрещен.
Он вскочил с места и уставился на Иуду. Ее отказались принимать на выставку в Академии художеств. В XX веке картина почти не экспонировалась из-за плохой сохранности. О непризнанности и читать и писать очень тяжело.
" – говорит Татьяна Карпова, куратор выставки "Что есть истина. Мимо него проходит синедрион во всем своем величии. И сразу же отправился в заграничное путешествие. Группа эта очень далеко и скоро исчезнет.
Стол не несет в себе сакральной функции, а становится лишь предметом обстановки. После того, как картина «Что есть истина. » была выставлена на Восемнадцатой выставке передвижников, жена художника писала сыну из Петербурга: «Картина произвела такой фурор и взрыв похвал и ругани, что делались вещи небывалые: публика, стоящая перед картиной, делилась тут же на партии и между собою начинали ругаться люди, до того не знавшие друг друга». Им приходилось висеть на кресте по несколько часов, прежде чем художник брался за кисти.
«С раннего детства я ничего так не любил, как заниматься искусством и готов был переносить все невзгоды и всегда переносил их терпеливо», вспоминал он впоследствии. Нет, вы скажите, зачем тут птицы-то, птицы-то эти. В начале 1864 Ге вернулся во Флоренцию, где начал писать эскизы на евангельские сюжеты («Христос и Мария, сестра Лазаря», «Братья Спасителя» и др. ), а также берется за новую большую картину «Вестники Воскресения». В 1861 году Ге начал писать «Тайную вечерю», а в 1863 году привёз её в Петербург и выставил на осенней выставке в Академии Художеств. Некоторые приписывают эти слова, произнесенные в адрес картины, самому Александру III.
«Голгофа» — одна из последних картин Николая Ге. Судьба остальных полотен, которые вывез с собой Ге-сын, а также писем Толстого Л. Н. Ге отчаянно стремился воплотить на холсте свой образ Христа, который жил в его душе.
Так Христа еще никто не писал. Когда Николай Николаевич вез эту картину на передвижную выставку в феврале 1894 г., он сначала показал ее Толстому в Ясной Поляне. Осужденный, осмеянный и оплеванный Христос жмется к стене. Судьба «Распятий» драматична.
В глубокое, тяжелое раздумье погружен Христос Его ученик отказывается от Его заветов. На картине – торжество смерти. Совесть" (Иуда) 1891Иуда здесь уже не такой, как в работе «Тайная вечеря» 1863 года. Я в первый раз видел изображение этой страшной трагедии во всем ее неприбранном ужасе.
Так всё и было. » Но царь был другого мнения. «На меня одевали какую-то широкую, свободную одежду и я должна была изображать мальчика идущего в толпе с музыкальным инструментом после суда над Христом», – вспоминает Прасковья Николаевна. «Повинен смерти. » (1892). Христианство— нечто гораздо большее, нежели простое человеческое сострадание. Я начал познавать, я многому научился, но жил тяжело. У зрителя возникает ощущение эмоционального торнадо.
О запрещенных картинах говорили их обсуждали в газетах и вывозили за границу. А сейчас – это высшее отчаяние. Перед нами всего две фигуры и строго-простая обстановка, не имеющая ничего бьющего в глаза. Мне скажут: почему. «Совесть. Как видно, Толстому удалось убедить Третьякова в значимости работ Ге.
Здесь все утрировано, даже плакатно, конфликт обнажен. Живопись Ге в этой работе необычайно экспрессивна и шокирующе выразительна. «Тайную вечерю» Ге написал во Флоренции, во время своей пенсионерской (то есть обеспеченной государственной стипендией) поездки вИталию. После наложения запрета автор увез «Суд Синедриона» в свое имение на хутор Ивановский Черниговской губернии, где продолжал работать над полотном. В Петербург Николай Николаевич вернулся в 1863 году и представил на выставке свою картину «Тайная вечеря».
Он мученик. Пути Марии Магдалины и стражников отныне расходятся. В 1912 г. он принял французское гражданство. Третий, устрашающе наклонившись, тащит Его за одежды. Он мне запомнился и пригодился для моего Разбойника».
«Распятие» 1894 г. попало в частные руки. Зло восторжествовало, но рядом – бурное, с отчаянным криком пробуждение человеческого начала. Из-за того, что Ге выделяет только одну руку, картина приобретает внутреннюю динамику. На всю критику в свой адрес, о том, что фигура Христа выглядит недостойно, Николай Ге отвечал только одно: «Не может человек, которого били всю ночь, походить на розу. ». В верхней, радостной – Мария Магдалина бежит, почти летит, окрыленная Радостью.
Камнем преткновения стал именно разбойник. «Иуда представляется мне первообразом предательства, так скажет Николай Ге. - Работая над выставкой "Что есть истина. Бедные модели. Ге получил уведомление об этом решении по почте.
Российские зрители увидят «Распятие» впервые – постоянное «место жительства» картины – музей ДОрсе в Париже. Ге давали понять, что он не оправдывает возложенных на него надежд. Лишь немногие могли видеть картину в конференц-зале Академии в канун открытия выставки. Есть и еще одна. Его фигура кажется бестелесной, почти ускользающей.
Я сделал так: Христа повели и ведут с факелами. После знакомства с Л. Н. Толстым последовал новый цикл картин, посвященных Евангелию. Сам же пишет так, как учит: без натуры, без эскиза, без контура. «Я сам плачу, смотря на картину», – слова художника.
Картина «Вестники Воскресения» уже была написана художником ранее. За «Тайную вечерю» Академия присвоила Николаю Ге звание профессора. Иначе картина будет банальной подделкой.
Автору не удалось скрыть или завуалировать то, что ему не нравится, т. е. беспристрастностью тут не пахнет. Апостолы Иоанн и Петр поняли, кого Христос имеет в виду, говоря «один из вас предаст Меня». К письму была приложена маленькая черно-белая фотография. Темные складки тоги опутывают тело Пилата, словно веревки. Картина на Евангельский сюжет была встречена, в основном, отрицательно. Павел Третьяков, увидев «Распятие», не стал покупать картину: она показалась ему нехудожественной.
Работать над картиной начал во Флоренции. Сначала Ге думал, как передать лицо Иуды, а затем решил показать его со спины. Так, о «Распятии» он писал художнику в феврале 1894 г. : «То, что картину сняли и то, что про нее говорили, — это очень хорошо и поучительно. И в ней нет деления на «положительных» и «отрицательных» героев. Ге оставит в дневнике запись: «Толстой и я искали одного и того же». Он переписывает «Гефсиманский сад» и показывает зрителю уже готового к великой жертве Христа. Сейчас местонахождение картины неизвестно.
Работа произвела на публику глубокое впечатление и художник был удостоен звания профессора исторической и портретной живописи, минуя звание академика. Получилось. Л. Н. Толстой, увидев «Тайную вечерю» Ге, отметил, что произошла странная вещь: его собственное представление о последнем вечере Христа с учениками совпало с тем, что передано в картине: «Любимый ученик Иоанн один знает, кто предатель. Вот полная связь художника с истиной этого достиг величайший художник Микеланджело».
Но художнику уже давно было плевать на общие правила. Его больше не интересовала богемная атмосфера художественных салонов. Продолжительная опала картин «Страстного цикла» привела к тому, что сын художника в 1899 покинул Россию, увезя с собой несколько работ отца, множество эскизов и оба варианта «Распятия». Обе работы так или иначе— перепевы мотива, уже прозвучавшего в«Тайной вечере»— темы противостояния Истины Христа иправды мира сего.
Остроумие бытовых картин не живая мысль и не спасет художника» так размышлял Николай Ге. В этом столько движения, символизма, конфликта. Ге становится апостолом нового искусства. Иисус же сказал ему: друг, для чего ты пришел.
И не только негодуют на картину, но и на художника. Мастер считал, что натурщики должны мучиться по-настоящему. Ге пытался понять и представить на холсте сущность христианства, нравственные основы жизни и учения Христа, рассматривая их исходя из контекста религиозно-духовной проблематики современного мира. Увидит свою смерть. Однако другого мнения придерживался, например, Салтыков-Щедрин: «Зритель не может ни на минуту сомневаться, что здесь произошло нечто необыкновенное, что перед глазами его происходит последний акт одной из тех драм, которые издалека подготовляются и зреют и наконец-таки вырываются наружу со всем запасом горечи, укоризн и непреклонной ненависти».
Вот что по этому поводу говорил сам художник: «Лицо Иуды не важно () Нельзя Иуду понять, ежели не будет перед нами его преступления, смысл которого для него удаление Идеала». Продолжительная опала картин «Страстного цикла» привела к тому, что сын художника в 1899 покинул Россию, увезя с собой несколько работ отца, множество эскизов и оба варианта «Распятия». Впрочем, как и сейчас, может в еще большей степени. Император Александр III тоже вынес свой вердикт, назвав её отвратительной.
Если убрать воскресение— то что толку всострадании. То, что яузнавал, приобретал, давило меня, отравляло. Негодовал, глядя на большекрылых ангелов с картины Васнецова и Толстой. Все то, что мне дорого, — не здесь, на рынке, атам встепях. Но нет. Ге разместил ее в отдельной комнате, а сам вышел и стал ждать, сидя на стуле.
Уже «Тайная вечеря» заметно отличалась от того, как принято было писать на евангельские темы и вызвала оживленную полемику. – Но затем изучив многие документы, увидел, что симпатии не может быть. Выставленная в художественном клубе друзей, картина также не имела успеха. «Это в полном виде труп человека, вынесшего бесконечные муки», – произносит другой персонаж «Идиота», Ипполит.
Христос до последнего будет называть Иуду другом. Последовал отказ от приобретения этого шедевра и картина снова канула в Лету. Мне кажется, в них сокрыта сильнейшая пружина действенности, побудительности, свежести мысли, личностного обращения к зрителю. Мне очень нравится полотно «Христос в Гефсиманском саду», а Вы его причисляете к слабым картинам, ничем не проаргументировав.
В 1884 году выходит в свет знаменитый философско-религиозный трактат Л. Н. Толстого «В чем моя вера. ». Она глупа и требует жертв. Все три страдальцы и страшно поражает молитва самого Христа. Иуда» (1891). Тихо и печально удаляются ученики, обернулся к двери Иоанн, Христос застыл, глядя в небо. Бесспорно Микеланджело, писал Ге. Да глубоко плевать было этому народу на их духовные поиски.
«В своей жене он, несмотря на то, что она была далеко не из красивых, видел все совершенства: с нее писал и Магдалину и Петра Великого и многих других. » – это слова художника Григория Мясоедова. Окружающий мир растворен, его не видно. Ивэтом смысле перед нами духовная трагедия поколения Ге. Автор берётся осуждать великого (надеюсь, в этом сомнений нет) художника.
Николай Ге получил звание академика Академии художеств, минуя звание профессора. Ге родился вВоронеже, впомещичьей семье. Настанет момент, когда Ге придется выслушать от Ивана Крамского, товарища по цеху иодного из основных организаторов иидеологовпередвижников, горчайшие слова: «Яустал защищать ваши картины, Николай Николаевич». «Распятие» Ге переписывал десять лет.
Вместе с полоской холста. Другие материалы о религиозных поисках русских живописцев читайте в рубрике «Художники и вера». – Знаем только, что до войны эта картина уже хранилась у нас. Произведение словно поделено на две части – света и тьмы, новой жизни и ветхой. Как ярко художнику удалось передать тему совершенного одиночества, которая звучит особенно пронзительно в эскизе к картине (1888, Государственная Третьяковская галерея).
Ге окончил Академию с большой золотой медалью за работу «Саул у Аэндорской волшебницы» в 1857 и был отправлен за границу. Мария Магдалина же спешит возвестить всему миру великую радость. Полотно «Что есть истина. » стала и триумфом и провалом мастера. Картина произвела на публику сильное впечатление. С одной стороны — изображение достаточно натуралистично, с другой — в нем сосредоточена такая сила воздействия, какой могли бы позавидовать художники-экспрессионисты.
«Оставаться здесь яне могу, там, где ширь, где свобода— туда хочу. И, обмакнув кусок, подал Ииуде Симонову Искариоту. «Это первый Христос, которого я понимаю», – написал Лесков. Часами они позируют, вися на верёвках в позах распятых. (function () (. panel-body a). has (img). attr (target, blank))Если Вам понравился материал – поддержите нас.
Он переделывал этот сюжет девятнадцать раз за десять лет. У творческих людей всегда есть позиция – их, собственная. Апостол Петр, с негодованием глядящий на Иуду – внешне очень напоминает самого художника. Зачем эта оценочность.
Однако после смерти Третьякова работы Ге вновь попали в опалу. – Убийца был в избе. Великая жертва во имя Истины и Вечности. Ге). Но с этой глупостью и жестокостью нужно бороться, если хочешь принести радость в этот мир.
«Как могло случиться, что правительство позволило выставить публично картину кощунственную, глубоко оскорбляющую религиозные чувства и при этом несомненно тенденциозную», – писал обер-прокурор Святейшего Синода К. П. После недолгого пребывания в России, в начале 1864 года Ге возвращается во Флоренцию, где пишет много эскизов на евангельские сюжеты («Христос и Мария, сестра Лазаря», «Братья Спасителя» и др. ), начинает новую большую картину «Вестники Воскресения». Один из членов Синедриона, поднимая палец вверх, грозит Иисусу небесной карой. Все это и вспоминается перед картиной Ге. В 1890 г. прежде чем вести «Распятие» на передвижную выставку, он спросил мнения Толстого Л. Н., так как всецело ему доверял. Российские зрители увидят «Распятие» впервые –постоянное «место жительства» картины – музей ДОрсе в Париже.
Старые, низшие потребности, плотские, делают бунт и восстают на человека. При этом он всхлипывал и твердил одно и тоже слово: «водицы, водицы» В этом безобразном человеке просыпалась совесть. Последовал отказ от приобретения этого шедевра и картина снова канула в Лету.
Николай Ге. Но как передать то, что давно уже не даёт покоя, что терзает душу. Неслучайным было и первое название картины «Воскресение». Картина – противопоставление двух идей, ведь Иуда, по словам Ге, «не мог понять Христа, так как материалисты не понимают идеалистов».
Это история о поисках истины, о поисках Бога история о бесконечной борьбе. «Чем люди живы». Я сразу все душой почувствовал и выразил». Да, в них есть неловкость, странность, какая-то несбалансированность. Его обнимали, целовали, жали руку, а Ге растерянно повторял: «Для вас, для вас я это делал». По окончании выставки полотно вернулось в Париж. Снятие с выставки — ваше торжество». Оно не дает перспективы, не укрепляет человеческое сердце. Николай Николаевич Ге (1831 – 1894) – художник, родился 27 февраля 1831 года в Воронеже, в семье помещика.
Но здесь другое. На стене, за спинами апостолов, вырастает огромная зловещая тень. В особенности слова «это бойня». Известны два варианта картины «Распятие» (первый написан в 1892 и находится в музее дОрсе, Париж, Франция второй написан в 1894, местонахождение его неизвестно).
Ге пытался объяснить внутренние причины поступка Иуды: «Он не мог понять Христа, вообще потому, что материалисты не понимают идеалистов». Он изображен стоящим в углу картины, прислоненным к стене и рукой придерживающим бороду. В 1895 г. состоялась посмертная выставка работ художника, но на ней было запрещено показывать картины «Что есть истина. », «Голгофа», «Суд Синедриона». Тридцать сребреников играют скорее внешнюю, формальную роль. Его произведения устанавливают новое отношение к христианским сюжетам. Он хотел заставить зрителей рыдать, а не умиляться.
Известно, что Толстой очень высоко оценивал творчество Ге. Оба варианта производили на зрителей угнетающее впечатление. Внимание. Чем это кончилось, мы прекрасно помним.
Это еще не сама трагедия, а ее предчувствие, когда, как отметил сам Ге, «Христос почувствовал начало агонии». Такую же оценку даёте «Вестникам Воскресения». Волнением охвачены апостолы вскочил Петр, в смятении привстал Иоанн испуганно замерли остальные ученики. Достоевский писал: «Из своей «Тайной вечери», например, наделавшей когда-то столько шуму, он сделал совершенный жанр. В это время он знакомится и сближается с Герценом и пишет в 1867 его портрет. В Петербурге, перед открытием, выставку посетил Александр III. Иисус отвечал: тот, кому я, обмакнув кусок хлеба подам.
Господи. Николай Ге понимал это как никто другой. Уйду туда. В центре композиции поваленные на землю кресты. Все здание христианских догматов о Воскресении () воспринималось им головой, а не сердцем», – пишет доктор искусствоведения Глеб Поспелов. Но вот однажды в деревне по соседству с Плисками брат убил брата.
-- Убийца был в избе. Разбойник зовет его, но тот уже умирает. Важно было показать столкновение этих двух начал». Значит, был период, о котором очень сложно сказать что-то определенное – где была эта работа, кому принадлежала. Христос вмолчании, сгрустью ушел вСебя: не осебе его печаль, аосудьбе ученика.
Я заставлю их рыдать, а не умиляться". Ге последовал его словам и на время отложил работу, занявшись другими сюжетами. По всем канонам эта картина не оконченная. Христос у него изображен на кресте в тот момент, когда кричит: «Боже Мой. «Распятие» Николай Ге переписывал десять лет. Впервые Гё написал картину-притчу.
Обвиняли художника и в том, что священные образы он писал с реально существующих людей. Но Ге постоянно не нравились его работы. Мнения о том, кто произнес резолюцию: Это бойня – расходятся. У художника были мысли уничтожить работу, но он не успел: 17 января он закончил вариант «Распятия» (утерян), а 1 июня этого же года Николая Николаевича Ге не стало. «Во мне воскресла жизнь древних в ее настоящем живом размере и смысле и вот, может быть, начало того, что называется чувством реального в искусстве», оставил запись в своих дневниках Ге.
В 44 года Николай Николаевич Ге (1831 — 1894) уехал из столицы и поселился на далеком украинском хуторе. Мечутся по полотну стремительные мазки, перекрещиваются и обрываются линии. Удачнее всего сложилась судьба картины «Распятие» 1892 г., которая после путешествий по французским музеям попадает в музей Орсэ в Париже. Та же участь постигла «Суд Синедриона», а в 1894 году— и «Распятие» последнюю картину ходили смотреть на частной квартире, где она была помещена после её удаления с выставки, затем её увезли в Лондон. И в Петербурге и на мюнхенской выставке 1869 года, куда художник отправил ее вместе с «Вестниками Воскресения», ее образы посчитали надуманными и умозрительными.
Стоял в углу. На выставках экспонируются его портреты Тургенева, Некрасова, Бакунина.
Казалось, на этом карьера художника должна была оборваться. для чего Ты Меня оставил. » Рядом с ним на крестах распяты разбойники. По цензурным соображениям «Суд Синедриона», написанный к ХХ Передвижной художественной выставке 1892 года, был сразу же запрещен к экспонированию президентом Императорской Академии художеств великим князем Владимиром Александровичем. Апостола Петра художник писал с самого себя, а голову Иоанна со своей жены Анны Петровны (в Государственном Русском музее хранится этюд с изображением головы Иоанна). Понтий Пилат у Ге красноречивый символ материального мира, олицетворение мирской власти. В«Распятии» Дионисия, русского иконописца XV века, Христос не висит на кресте измученный иобезображенный, астоит на перекладине креста, но кажется, словно он парит над миром. Он назвал картину бойней и в первый же день она была снята с выставки.
Снятие с выставки — ваше торжество. Я все хотел выразить его душу понятно, что внешность не может представить никакого интереса. «Социалист всамом неприглядном костюме исвсклокоченными волосами»— так описал Христа вкартине «Что есть истина» издатель ижурналист того времени Александр Суворин. Оно и понятно. Издесь— последняя надежда пробудить раскаяние вИудиной душе.
Сначала Ге думал, как передать лицо Иуды, а затем решил показать его со спины. Распятие нужно, чтобы осознать и почувствовать, что Христос умер за меня. Правда, новаторство Ге в этом вопросе было относительным. Что же. В итоге работа Ге была убрана с выставки.
В результате Третьяков все-таки приобрел картину. Поскольку Воскресение, если смотреть на эту картину – не кажется возможным. Огромное количество людей приходило посмотреть именно на эту картину, а Николай Николаевич неустанно с каждым зрителем разговаривал о ней, горячо объяснял, что он хотел выразить, впечатление от картины было невероятным. «Я сам плачу, смотря на картину», – слова художника. «Эти воины мертвы, хотя и живые, так скажет Николай Ге.
В середине XIX в. в верхней части улицы часто можно было встретить «карандашей» — так в Киеве называли воспитанников 1-й мужской гимназии, которая располагалась в Кловском дворце, а на углу Лютеранской и Левашовской (ныне Шелковичной) находился ее пансион, одним из пансионеров и был Николай Ге. «Надо мною тяготел вопрос: как жить. Я заставлю их рыдать, а не умиляться». К сожалению, этого сам Николай Николаевич Ге не понимал. За работу «Ахиллес оплакивает Патрокла» он в 1855 году получил Малую золотую медаль Академии. «Я побежал туда. Но одновременно обнаруживается, что уГе хватает работ откровенно слабых— «Вестники Воскресения», «Христос вГефсиманском саду», «Пушкин вселе Михайловском».
«Распятие» Ге переписывал десять лет. Я сделал так. Верно подметил художник илитератор Александр Бенуа отрактовке Ге религиозных сюжетов: «Внем выработалась очень узкая иземная идея Христа, который представляется ему, скорее, каким-то упрямым проповедником человеческой нравственности, погибающим от рук дурных людей иподающим людям пример, как страдать иумирать, нежели пророком иБогом». И побежать не может и бросить не может. переехал в Киев, где поступил в гимназию.
Так, здесь выполнен портретный этюд жены (1858)4. Застыла на верхней площадке лестницы озаренная лунным светом фигура Христа, устремившего свой взор в ночное небо. (Мф.
Я сотрясу их все мозги страданиями Христа. Десять лет жизни посвятит он ей. Я заставлю их рыдать, а не умиляться». Одни, отказавшись от правды, торопятся выгодно продать свое свидетельство. Христос на этой картине даже не центральная фигура. Евангелие для него— не подлинный исторический факт, аскорее иносказание, легенда, выражающая истины духовной жизни. На творчество Ге во многом повлияли ирелигиозные взгляды Толстого. Им было тяжело со всех сторон. Ге хотел, чтобы его картина вызывала в зрителе желание также совершенствоваться, как это делал кающийся разбойник.
Всмотритесь внимательнее: это обыкновенная ссора весьма обыкновенных людей. Уразумение задачи этого великого художника мне было дорого, я понял, что найти свою мысль, свое чувство в вечном истинном, в религии человеческой и есть задача искусства. – рассказывал Николай Николаевич.
Удивительная судьба христианства. Это, видимо, какой-то первый вариант картины "Голгофа", которая находится в Третьяковке. Потому как прокуратору не столь и важен ответ на него. Плакать хочется – от безысходности. Ге на это решился. «Висторическом смысле Евангелие легендарно, — писал художник. — Но, всмысле истинной жизни духа, оно есть сама истина». Они весьма опечалились иначали говорить ему, каждый из них: не яли, Господи. В Академии Николай Ге пробыл семь лет.
Он страдал и физически в том числе. И вэтом смысле ни окаком идейном столкновении сИудой иречи быть не может. «Что есть истина. » Христос и Пилат (1890). Я взвинчивал в себе симпатию к Петру, говорил, что у него общественные интересы были выше чувства отца и это оправдывало жестокость, но убивало идеал» 1882 году Николай Николаевич Ге познакомился со Львом Толстым и стал верным последователем его идей (вплоть до того, что в 1885 году под влиянием Толстого стал вегетарианцем). Смысл его многолетнего труда стал гениально прост -- прозрение и покаяние: «Я заставлю их рыдать, а не умиляться».
Лев Николаевич назвал «Христа на кресте» ужасным и посоветовал художнику переделать картину. В верхней, радостной – Мария Магдалина бежит, почти летит, окрыленная Радостью. В то же время ряд критиков (среди которых был Даниил Мордовцев) выступили с защитой произведения Ге. На картине его образ не лишен размаха имасштаба. Ученик сознательно обрывает связь сУчителем. А так – знали бы больше.
Картину снимают с выставки и запрещают впредь эскпонировать. Две личности, два мировоззрения были показаны мастером нетрадиционно и смело. 19 раз. Говорят, что президент Академии художеств великий князь Владимир Александрович, увидев «Распятие» Ге, воскликнул: «Это бойня. ». Есть еще время.
В двадцати вариантах повторит тему Распятия русский художник Николай Николаевич Ге. Кстати, о Киеве. Когда Ге привез готовое «Распятие» Льву Николаевичу Толстому в Ясную поляну, тот долго смотрел на картину в одиночестве, а потом вышел к художнику, плача и повторяя: «Так всё и было. Не телесное, «языческое», навязанное христианскому идеалу, стоит воспевать, считал Ге, красота Христа есть духовная красота. Художник ушел в народ. Он избирается членом Правления Товарищества передвижных художественных выставок. Через неделю была подмалёвана картина, в настоящую величину, без эскиза.
Ключ ко всему в той мысли, которую Иисус выразил ясно и просто, как нельзя выразить яснее: «Не противься злому». Но дьявол уже овладел сердцем его.
И через семь лет блестяще ее окончил, получив за картину «Саул у Аэндорской волшебницы» Большую золотую медаль, звание классного художника 1-й степени и право на зарубежное пенсионерство. Художник Михаил Врубель как-то сказал окартине: «Здесь такой лунный свет, от которого болит голова». Это значительно больше положенного срока пребывания пенсионера Академии художеств за границей, куда лучшие ученики отправлялись усовершенствовать свое образование. В 1857 году вавтобиографических записках Ге называет свой отъезд за границу «бегством». «Как могло случиться, что правительство позволило выставить публично картину кощунственную, глубоко оскорбляющую религиозные чувства и при этом несомненно тенденциозную», – писал обер-прокурор Святейшего Синода К. П. Когда Николаю было три месяца, его мать умерла во время эпидемии холеры.
На мой взгляд очень хорошая статья, хотя, как минимум, на треть можно было и короче. Первому варианту повезло оказаться в парижском музее дОрсе и весной 2006 «Распятие» (1892) экспонировалось в зале Ге Государственной Третьяковской галереи вместе с другими работами «Страстного цикла». Вцерковном толковании Евангелия Иуду сгубила страсть сребролюбия. – будто бы восклицал Ге.
«Ге, как и многие из российской интеллигенции, в сущности, не был верующим христианином. «Петр I допрашивает царевича Алексея Петровича в Петергофе» (1871). Иуда здесь уже не такой, как в работе «Тайная вечеря» 1863 года. Но высочайшие повелители судеб не хотели рыдать. -- рассказывал Николай Николаевич. Но, выставленные на частных квартирах, произведения мастера собирали толпы зрителей. Картина оскорбила чувства верующих.
« я вернулся оттуда совершенным итальянцем, видящим все в России в новом свете. Мать будущего художника скончалась от холеры спустя три месяца после рождения сына. Не зная ещё, что «Распятие» стало «лебединой песнью» художника, говорили, что это и именно то, на что он и получил свой талант. Крест оказывается животворящим. С тех пор ее местонахождение, как и судьба многих других работ живописца, вывезенных в Швейцарию, остается неизвестной.
Они проплывают словно тени, задумчиво опустив головы, бесшумно, не оглядываясь. «Распятие» Николая Ге, представляющее трагедию во всей ее незамаскированной правде, многих потрясло до глубины души. Вы собрали кучу навоза для того, чтобы не упустить жемчужину. Кто это.
Так далек этот надрыв от небесной тишины «Распятия» Дионисия. Со своей внучки, Прасковьи Николаевны, Ге писал мальчика для этой картины. Они реалистичны в самом настоящем смысле этого слова. Та же участь постигла и первый вариант картины «Христос в Гефсиманском саду».
Плакать хочется – от безысходности. Критики – современники художника – увидели в ней «то ли сороку, то ли ласточку». Удивительная судьба христианства.
Я взвинчивал в себе симпатию к Петру, говорил, что у него общественные интересы были выше чувства отца и это оправдывало жестокость, но убивало идеал» 1882 году Николай Николаевич Ге познакомился со Львом Толстым и стал верным последователем его идей (вплоть до того, что в 1885 году под влиянием Толстого стал вегетарианцем). «Распятие» (1892). Ипосле сего куска вошел внего сатана. Здесь же будто напоминает: «Но посмотрите, как все это страшно происходило».
«Ге, как и многие из российской интеллигенции, в сущности, не был верующим христианином. В это пребывание во Флоренции Ге знакомится и сближается с Герценом. «Я побежал туда.
Для публики конца XIX века это было оскорблением. Глава Роскачества рассказал, как не попасться на уловки производителей Как пенсионеры делают выбор между работой и воспитанием внуков Обзор ТВ: Фильмы и передачи, которые нельзя пропустить 22. 12. 2011 11:40Рубрика: Культура Шедевр – настоящий Подтверждена подлинность полотна Николая Ге Распятие Текст: Марина Бровкина (Новочеркасск) Российская газета – Неделя – Юг России 5665 (0) Музейное сообщество подтвердило сенсационную весть: картина Николая Ге "Распятие", которую работники Третьяковской галереи обнаружили в Новочеркасском музее истории Донского казачества, подлинная. Тем не менее, «Тайная вечеря» кисти Николая Ге была приобретена российским императором в личную коллекцию6. За шесть лет путешествий он побывал в Германии, Швейцарии, Франции, Италии. Когда полотно было готово, его не приняли на выставку в Академию художеств. Ею он словно заранее обнадежил своего зрителя: «Все окончится хорошо. ».
Христианство дает надежду— вотличие от идей, стоящих за картинами Ге. Если в картине «Тайная вечеря» образ Иуды, решительно и безвозвратно отрекающегося, вызывает неподдельный ужас, здесь этот несчастный, обрекший себя на позорную славу, проклятый всеми отныне и во веки веков, вызывает жалость и едва ли не сострадание. Вы утверждаете, что от библейского цикла веет безысходностью. Так Н. Ге писал в 1875 г.
«Повинен смерти. ». Все здание христианских догматов о Воскресении () воспринималось им головой, а не сердцем», – пишет доктор искусствоведения Глеб Поспелов. Сам Ге гордился, что он «сломал тициановского идавинчевского Христа». А Николай Лесков скажет: «Это первый Христос, которого я понимаю». imgarticlebottomborder:1px cccccc solidВОЛОШИНА Иннарубрика: Авторы» В». imgarticlebottomborder:1px cccccc solid. imgarticlebottomborder:1px cccccc solid. imgarticlebottomborder:1px cccccc solidМарт 2016 (155) 3рубрика: (20 votes, average: 4, 45 out of 5) Загрузка.
За шесть лет Ге побывал в Германии, Швейцарии, Франции. Мы подобрали целый ряд аналогов, в том числе посмотрели подписи. Третий вариант был уничтожен самим художником.
Молодым художникам он рассказывает о форме, которая способна передать чувство. «Иуда был хорошим учеником Христа Но он не мог понять Христа, так как вообще материалисты не понимают идеалистов» делает вывод художник. Эскиз «Смерть Виргинии» весьма подражательная вещь и «своим драматизмом, выразительной пластикой жестов, композиционным приёмом напоминает знаменитую картину Брюллова Последний день Помпеи»3. Как можно так невнимательно прорисовать некоторые части полотна. Помимо этого он выполнят эскизы— «Смерть Виргинии» (1857—1858), «Любовь Весталки» (1858) и «Разрушение Иерусалимского храма» (1858).
Ее проложили в 1830-х годах в местности, которую с 1811 г. Произведение написано поверх картины «Милосердие». Как они похожи.
Одна – "Распятие", а другая в преддверие наступающего страдания. Чтобы не мешал. Тогда того, что продолжал ругаться, Николай Николаевич срезал.
Их лиц невозможно разглядеть. Выделяются только три фигуры: Христос и два разбойника. Художник работает до изнеможения.
Лев Толстой в письме к Николаю Ге напишет: «То, что картину сняли ито, что про нее говорили— очень хорошо ипоучительно. Ге остался недоволен этими эскизами. Мастер был доволен: «Я сотрясу все их мозги страданиями Христа Я заставлю их рыдать, а не умиляться». Среди работ Серова, Архипова, Коровина и молодой, умершей в 23 года художницы Марии Башкирцевой, находилась и работа Николая Ге «Распятие» — одна из последних картин художника. Именно по этому пути пойдёт мастер. Новую работу художника «Вестники Воскресения» в России никто не понял и не признал. В российских газетах разгорелась полемика по поводу последних произведений Ге.
Как можно оставить только одну деталь, но не изобразить всю фигуру. Какой-то старик, проходя мимо Христа, поднимает дряхлый палец кверху, чем-то грозя ему. Ещё в юном возрасте, поражённый творчеством Карла Брюллова, Николай тщательно изучает и копирует стиль и живописные приемы любимого художника, что наложило определённый отпечаток на его собственную живописную манеру1.