Надписи на щитах и одеждах, а также сами гербы указывают, кого хотел изобразить художник. Иван Никитин.
Роман Никитин, сверх того, работал в Париже, у Н. Ларжильера. Неменьший интерес представляет другой портрет Никитина, подписанный его инициалами и датированный точно – 28 сентября 1714 года (находится в Русском музее). Он был первым русским живописцем мирового уровня. Кроме того, Никитин имел библиотеку, рукописи, ноты, гравюры, собрание медалей и скрипку. «Петр 1 на смертном ложе» (в музее Академии Художеств)— в сущности, большой этюд исполненный свободно, однако цельный, продуманный и монументальный. В начале 30-х годов он пишет портрет Прасковьи Федоровны, вдовы брата Петра I Ивана Алексеевича (Загорский историко-краеведческий музей). Этот образ полон обаяния. В августе 1732 года в кабинете министров был первый раз «допрашивай художник Иван Никитин против взятых у него писем».
Вероятно, он умер где-то на пути к ней. Никитин стоит выше и работавших одновременно с ним русских художников (заслуживающих, однако, высокой оценки) – от миниатюристов А. Овсова и Гр. Да его и так многие не любили за прямой и независимый нрав. Ряд данных позволяет с большой вероятностью считать это произведение портретом племянницы Петра I Прасковьи Иоанновны, «заштатной принцессы» (дочери упомянутой выше царицы Прасковьи Федоровны). Они могут даже превосходить их.
Ему могли помогать его ученики. За князьями, помещенными на первом плане, видны их дружины, спешащие в сечу. Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург)Портрет дочери Петра I, Елизаветы (1709-1761), будущей императрицы – самое раннее из известных полотен художника.
Портрет статс-дамы А. М. Измайловой (1759 ил. В 1716-20 гг. Он вез с собой письмо П. И. Ушаков, начальник Тайной канцелярии, оказывал художнику некоторые послабления. Прасковья Иоанновна (1694-1731) – младшая дочь царя Ивана VI Алексеевича и царицы Прасковьи Федоровны, племянница Петра I. Жила с матерью в селе Измайлово под Москвой, затем имела свои дворы в Москве и Петербурге.
Глаза, привыкшие всматриваться в степные дали, воспалены, а взгляд их испытующ. Именно Никитин отразил в своих живописных произведениях новое отношение русского общества к человеческой личности. В доме находились картины, портрет Петра I, его семьи и других лиц среди икон были написанные «не по-иконописному». Они посетили Флоренцию, где занимались под руководством Томмазо Реди, Венецию и Рим.
Петр Великий заметил его способности и отдал в учение к И. Г. Мусикийского до живописцев Романа Никитина или Андрея Матвеева. В её образе нет кокетства, а есть осознание себя и своих возможностей. Роман Никитин, сверх того, работал в Париже, у Н. Ларжильера. Никитин неоднократно писал самого Петра. Вместе с ним был отправлен и брат Роман. Но пожалуй, лучшим произведением Никитина по красоте живописи, по глубине и сложности психологической характеристики является «Портрет напольного гетмана» (1720-е).
Роман Никитин умер в конце 1753 г. или в начале 1754г. В 1752 году он был послан в Киев для исполнения росписи интерьеров Андреевской церкви, только что построенной по проекту Ф. -Б. О том, какие надежды возлагались на Никитина, свидетельствует общеизвестное письмо Петра I, написанное жене в Данциг 19 апреля 1716 года: Катеринушка, друг мой, здравствуй. Художнику было дано для этой работы не много времени, ему надо было спешить. Она обладала волевым, настойчивым характером, несмотря на слабое здоровье.
Елизавета вернула его, но по дороге из ссылки Никитин умер. Судьба его при преемниках Петра вначале не изменилась. Если в портрете донского казака, героя Семилетней войны атамана Ф. И. Краснощекова (1761) художник отдает дань парсунной живописи (плоскостность, застылость поз, узорочье), то в других полотнах он гораздо глубже трактует человека. И. Я. Вишняков (1699-1761) явился учеником и преемником А. Матвеева на посту главы Живописной команды. Великолепно удалось художнику и колористическое решение полотна. Узкое, со впалыми щеками лицо перерезано широким спокойным ртом.
Сын священника, он пел в патриаршем хоре, однако, позже оказался преподавателем математики в «Артиллерной школе» (будущей Артиллерийской академии). Никитин изображал не только титулованных представителей знати. Необычна его биография. Художник, работая над картиной, показал свою высокую общественную зрелость.
В ее изображении ощущается не только стремление точно зафиксировать черты умершего. Но именно в этом изображении мастер парадного портрета проявляет себя мастером человеческой души. Он построен на сочетании звучных розовых и синих тонов. Рядом с его портретами кажутся неумелыми и наивными произведения современных ему иностранных живописцев, работавших в России: Таннауера (его первого учителя), Каравакка, Гзеля и др.
К 1731 году относится большая подписная работа Никитина Родословное древо русских царей (ГРМ). В Тобольске Роман Никитин продолжал заниматься живописью. После вступления на престол императрицы Елизаветы Петровны Роман Никитин был возвращён в придворные художники, ему было поручено написать образа для новой церкви в Московском Златоустовском монастыре. Роман Никитич Никитин умер в конце 1753 или в начале 1754 г. В ранних (до 1716 г. ) работах художника ощутима связь с парсунами — русскими портретами конца XVII столетия, с их жестким и дробным письмом, глухими темными фонами, плоскостностью изображения, отсутствием пространственной глубины и условностью в распределении света и теней.
Художник был знаком с приемами главенствующего стиля эпохи — рококо, легкого и игривого, но использовал их лишь тогда, когда это действительно соответствовало характеру модели, как в портрете юного барона С. Г. Строганова (1726). И. П. Аргунов (1729-1802) – крепостной графов Шереметевых – представитель очень талантливой семьи архитекторов и художников. В 1732 г. Иван Никитин вместе с братьями Романом и Иродионом (протопопом Архангельского собора в Москве) был арестован по обвинению в распространении пасквилей на вице-президента Святейшего Синода Феофана Прокоповича, кстати, тоже выдвиженца и сподвижника Петра. Наоборот, они придают портрету особую выразительность. Ушакова и сенатора Г. П.
Он писал портреты самого императора (несколько раз), его супруги, великих княжон Анны, Елизаветы и Натальи и многих других высокопоставленных лиц. Таннауера в Петербурге, затем был послан Петром I в Италию, где учился с 1716 по 1719 г. Уже ранние работы Н. свидетельствуют о его отходе от условных приемов парсуны (Портрет царевны Натальи Алексеевны, сестры Петра I Портрет цесаревны Анны Петровны, дочери Петра I, оба написаны до 1716 г. и находятся в Государственной Третьяковской галерее). Да его и так многие не любили за прямой и независимый нрав. Он не только копировал гравюры, но и рисовал с натуры и одновременно был учителем цифири, то-есть арифметики, а также и рисования «в школе артилерной» в Москве.
В 1716—1720 на государственную пенсию, вместе со своим братом Романом послан (в числе двадцати человек), учиться в Италии, в Венеции и Флоренции. К овладению непривычным искусством живописи Никитин подошел не ученически, но смело и творчески. Кроме того, опытные художники (в том числе и Матвеев) обучали здесь молодежь, впоследствии творчески ярко проявившую себя. В 1711 г. вместе с гравировальной мастерской был переведен в Петербург.
Роман Никитич Никитин – младший брат художника Ивана Никитича Никитина. Никитин позволил почувствовать долгую и суровую жизнь, сформировавшую этого человека. ДангауеруВ ранних (до 1716 г. ) работах художника ощутима связь с парсунами — русскими портретами конца XVII столетия, с их жестким и дробным письмом, глухими темными фонами, плоскостностью изображения, отсутствием пространственной глубины и условностью в распределении света и теней. Тем более хотелось бы, разумеется, знать, кто же послужил художнику моделью. Так, Никитину принадлежит портрет умирающего Петра Первого. Незаурядная выразительность отличает написанный им портрет упрямой и злой женщины – царицы Прасковьи Федоровны (находится в Музее-заповеднике в г. Загорске).
Никитин сближается с московской старорусской оппозицией. Никитин умел подчинить осваиваемое им целям национального культурного строительства. В 1732 г. Иван Никитин вместе с братьями Романом и Иродионом (протопопом Архангельского собора в Москве) был арестован по обвинению в распространении пасквилей на вице-президента Святейшего Синода Феофана Прокоповича, кстати, тоже выдвиженца и сподвижника Петра. II) – небольшая картина, выразительная по образному и колористическому решению. В правление Анны Иоанновны примкнул к оппозиции и был сослан в Сибирь, в Тобольск. В 1716-20 гг. В этой области он быстро заслужил признание в Петербурге.
Возможно, что этому содействовали посещения им кремлевских палат (где ему приходилось бывать в качестве певчего и где он видел росписи и некоторые картины). Иван Никитин родился в Москве в семье священника, служившего в Измайлове. Таким был Иван Петрович Аргунов. Но главное — от этих портретов остается ощущение какой-то особенной реалистической убедительности и психологической достоверности.
А. П. Антропов (1716-1795). Вероятно, он умер где-то на пути к ней. Портрет С. Г. Он не способен к сосредоточенности, он любопытен к меняющимся впечатлениям бытия. Растрелли.
Возможно, Никитин работал над ней в начале 30-х годов XVIII века. Ее тон Никитин использовал для теней, не покрывая их особо: красно-коричневая подготовка видна на шее, на теневой стороне складок рубахи. В 1732 г. Иван Никитин вместе с братьями Романом и Иродионом (протопопом Архангельского собора в Москве) был арестован по обвинению в распространении пасквилей на вице-президента Святейшего Синода Феофана Прокоповича, кстати, тоже выдвиженца и сподвижника Петра. Брови Головкина нахмурены и придают лицу выражение серьезности. Иван и Роман оказались в Тобольске.
Он учился у таких мастеров, как Томмазо Реди и И. Г. Дангауера. Темный нейтральный фон, сдержанная красочная гамма, отсутствие в одежде украшений позволили художнику сосредоточить все внимание на лице изображенного. Мягкие локоны пышного парика, обрамляя высокий лоб, подчеркивают энергичные черты смуглого, худощавого лица с холодно-проницательным и чуть насмешливым взглядом умных глаз, резкими складками около носа, твердо очерченным подбородком. Никитин отметил складки на переносице как бы от напряженной думы несколько утомленно подняты брови и чуть искривлен рот – лицо приобрело выражение сдержанной горечи припухшие, «набрякшие» щеки образовали резкие складки у углов рта. Государственная Третьяковская галерея (Москва)Это также ранняя работа художника, выполненная по возвращении из Италии. Никитина считают основоположником русского портретного жанра.
Иван Никитин становится его учеником. Он учился у таких мастеров, как Томмазо Реди и И. Г. Дангауера. К сожалению, судить об этом можно по очень немногим дошедшим до нас произведениям.
Возможно, этому косвенно способствовала неудачная женитьба художника и последовавший затем развод: родственники бывшей жены стремились всячески навредить Никитину. Никитину абсолютно чужда лесть, обычная для парадных портретов.
И вот молодой Григорий Строганов застыл на портрете в живом полуобороте. Государственный Русский музей (Санкт-Петербург)Царевне Прасковье Иоанновне 19 лет. После возвращения становится придворным художником. 39) интересен выразительной характеристикой модели.
Но средства живописной трактовки еще были у Никитина недостаточно богаты. Их участие в Куликовской битве было примером самоотверженного служения родине: «Князи Белозерстии (числом двенадесять) вкупе побиени иже тольма бишася крепко, яко един другого ради умре» (Синопсис). Имеются в виду Полтавская баталия (1727, не сохранилась) и картина, утверждающая преемственность славы русского оружия, – Куликовская битва (ГРМ). Иван Никитин.
По крайней мере сохранились сходные между собой портреты А. И. Это не было случайным в творчестве художника. Не случайно Никитин написал на щите одного из князей: «Тот князь, тот дворянин, кто за многих один». В 1732 г. Иван, вместе с братьями Романом и Иродионом, был заключён в Петропавловскую Крепость, где отбывал наказание за распространение пасквилей на архиепископа Феофана Прокоповича. Вместе с братом Романом он был арестован в 1732 г. по делу о распространении пасквилей на архиепископа Феофана Прокоповича, очень влиятельного человека того времени – члена Синода, проповедника, государственного деятеля, писателя и публициста, поэта, философа, сподвижника Петра I. Но многие считали его жутким человеком, чуть ли не в традициях инквизиции. Небольшой круглый портрет (Русский музей) выделяется как необычной композицией (голова заполняет значительную часть круга), так и энергией самого образа. Автопортрет с женой (1729 (. ) ил. В 1725 г. Никитин в последний раз пишет с натуры царя.
Даже в начале заграничной поездки, 30 апреля 1716 года, как сообщает походный журнал царя, его «половинную персону писал Иван Никитин». Сухое и нервное лицо Головкина полно мысли и энергии. О выдающемся мастерстве и одаренности Ивана Яковлевича Вишнякова можно судить по портретам К. и Н. Тишининых (1755) и особенно Сарры Фермор (1749 ил. Петр лежит мертвым, но портрет несет отражение его большой жизни. Те же особенности свойственны и другим произведениям молодого художника. Портрет прост по композиции.
90, 9 x 73, 4 cм. Он явился представителем художественного гения русского народа в новой для него области, работая во всеоружии блестящего дарования, отточенного серьезной профессиональной подготовкой. Следствие длилось более пяти лет. Роман Никитин умер в конце 1753 г. или в начале 1754г.
Характеры современников раскрыты художником в их существенных проявлениях. Он осмысленно использовал для передачи своих идей элементы различных изображений, применив «к оной живописной работе для примеру» как «печатные листы», так и картины великих мастеров прошлого. Петр I указал выдать «живописцу Ивану Никитину для житья его в Италии на нынешний 1716 год триста рублёв. » (прочие получили по 200 рублей) «. Кажется, что мускулы в правой части рта заставят сейчас дрогнуть его затененный уголок и в полуулыбке сдвинется резкая складка, огибающая рот.
Главное внимание Никитин сосредоточил на голове умершего. В области рисунка его первым учителем был гравер голландец Шхонебек. Никитин внимательно проследил форму носа – красивого и тонкого. После возвращения становится придворным художником.
Занимался у И. Г. Он вел образ жизни образованного человека с широким кругом интересов. К сожалению, судить об этом можно по очень немногим дошедшим до нас произведениям. 54 х 43см.
Строганова, 1726, все – в ГРМ). Год рождения Никитина (1688) известен лишь предположительно.
Так, Никитину принадлежит портрет умирающего Петра Первого. Художник создал образ энергичного государственного деятеля, человека эпохи Петра. Всю жизнь Никитин был верен идеалам петровских времен. Никитин воссоздал энергию Петра, его сокрушительную волю, его «огромность» и свой портрет пронизал единой темой – «смерть героической личности».
Годы создания «Куликовской битвы» неизвестны. Он родился в Москве в семье священника. И. Н. Никитин вместе с младшим братом Романом, тоже живописцем, находится в Италии. Граф Гаврила Иванович Головкин – вице-канцлер, сподвижник Петра I, хитрый и ловкий дипломат. У Головкина умный проницательный взгляд, твердая волевая складка губ. Его брат Роман, художник, бывший с ним в Италии, также был привлечен к следствию. Вместе с двором Никитин бывал в Москве и затем поселился там.
Вместе с ним после наказания был отправлен и Роман. Да его и так многие не любили за прямой и независимый нрав. Он не довольствовался изображением только нескольких князей на первом плане для него они являлись лишь олицетворением того боевого подъема, который движет одновременно с ними тысячами русских воинов. Благодаря своему таланту (а может быть и родственникам, служившим в придворных церквях), Никитин быстро занял прочное положение при дворе. Возросло композиционное умение художника: плавный ритм линий подчинен овалу портрета.
В его осанке – чувство собственного достоинства. «Напольный гетман» воспринимается сегодняшним зрителем как образ мужественного человека, который выдвинулся не в силу родовитости, а благодаря неустанному труду и способностям. Возможно, этому косвенно способствовала неудачная женитьба художника и последовавший затем развод: родственники бывшей жены стремились всячески навредить Никитину. Он избавился от недостатков рисунка и условностей ранних работ, но сохранил главные свои особенности: общий реализм живописи и прямоту психологических характеристик, довольно темный и насыщенный колорит, в котором преобладают теплые оттенки. Головкина (1720). Впрочем, художник более всего Зарекомендовал себя как портретист: в старых документах он называется «персонных дел мастер». Свет, широко льющийся на лицо и грудь гетмана, не выделяет только одно лицо из мрачного сумрака (как это было сделано с известной долей драматизма в портрете Петра I).
Имеются указания на то, что придворным было даже рекомендовано заказывать ему портреты. Его мужественное лицо задублено ветром и солнцем. Беклемишева к Петру I и грамоту от герцога Тосканского с лестными отзывами о своих успехах за время обучения во Флоренции позднее, в середине XVIII века, о нем писал академик Я. Штелнн: «Из сего российского ученика произошел искуснейший исторический художник». В 1715 году он написал большой портрет неизвестного казака в красной одежде (Исторический музей в Харькове). В портрете прекрасно передано достоинство русской женщины из простонародья. Иван Никитин. Иван Никитин передал не только внешнее сходство, но и настроение Елизаветы.
С именем Никитина связана другая большая картина – «Куликовская битва» (Русский музей). 88 x 67, 5 см. «Художник Иван» родился примерно в 1690 г., в семье московских церковников.
Выехал в 1742 году и скончался по дороге. Портреты сходны по типу (оба достаточно парадные, овальные, поясные, с фигурами, задрапированными мантиями), но во многом и различны. Именно он заложил основы дальнейших успехов русской портретной живописи. Образ подкупает простотой, необычной для искусства начала 18-го столетия. И. Н. Никитин происходил из семьи московских священнослужителей.
Художник был знаком с приемами главенствующего стиля эпохи — рококо, легкого и игривого, но использовал их лишь тогда, когда это действительно соответствовало характеру модели, как в портрете юного барона С. Г. Строганова (1726). Иван и Роман оказались в Тобольске. Парик оставляет открытым высокий полысевший лоб. Холст, масло. Ранние портреты Никитина позволили Петру I распознать дарование художника. Холст, масло.
Здесь он не только пел, но и обучал младших певчих. Отданный в обучение Г. Грооту, он овладел принципами построения парадного портрета. Г. И. Они посетили Флоренцию, где занимались под руководством Томмазо Реди, Венецию и Рим. Вернувшись из-за рубежа, он возглавил русскую реалистическую художественную школу.
Показательно сравнение портрета царевны Прасковьи 1714 года с портретом молодого барона Сергея Строганова 1726 года (Русский музей).
По возвращении в столицу Антропов был назначен на должность главного художника Синода. В Италии и Флоренции братья Никитины учатся у Томмазо Реди. Прошло пять лет и наконец в ноябре 1737 года было указано: «Ивана Никитина бить плетьми и послать в Сибирь на житье вечно за караулом».
Постепенно портрет начинал все глубже воссоздавать внутреннее содержание человека. В начале 10-х годов XVIII века Никитин уже достиг больших успехов. Нам известны не только упоминания об этих работах Никитина, но и один из таких портретов, относящийся к последним годам жизни царя. По истечении пяти лет выслан пожизненно в Тобольск.
Один из его братьев (Иродион) стал священником, а другой (Роман) – художником. Учился гравировальному делу в Москве при Оружейной Палате у голландца А. Шхонебека. В 1711 г. вместе с гравировальной мастерской был переведен в Петербург. Примером может служить портрет Я. Ф. Тургенева (1694 ил. В августе 1719 года Иван Никитин отправился на родину. Головкин изображен по пояс, строго посреди холста, в традиционной для таких портретов позе обращения к зрителю, указывающим одной рукой на что-то находящееся за пределами портрета (быть может, на один из своих трактатов). Парик – по моде того времени.
Попались мне навстречу Беклемишев и художник Иван. Свет как бы соответствует той ясности, которая присуща данному образу. К этому времени относится также большая картина изображающая родословие русских царей в виде генеалогического древа, произрастающего от библейских патриархов вплоть до императрицы Анны Иоанновны и украшенного портретами упоминаемых в этом родословии лиц и видами Москвы и Киева. В нём ощущается ещё некоторая скованность в изображении фигуры, плоскостность в трактовке костюма и фона (следы парсуны), но уже и умение передать живой образ девочки.
Увлекался изобразительным искусством, о чем стало известно Петру I. Никитина направили стипендиатом (за счет государства) в Италию, где он обучался в академиях художеств. Солнце и знойный ветер обожгли его лицо. В 1725 г. Никитин в последний раз пишет с натуры царя. В ту эпоху не было принято писать императоров «лицом к лицу» со зрителем. Это, несомненно, одно из лучших живописных полотен середины века.
Кто именно изображён на полотне – не вполне ясно, называются различные имена. Так написаны подушка, сорочка, мантия с неменьшей энергией и смелостью написана и голова.
Из Италии И. Н. Никитин действительно вернулся мастером. Холст, масло. Искусство Никитина вызывает уважение к себе присущим ему чувством достоинства. Но и в эти тяжелые годы Никитин не оставляет творчества. Екатерина I, давно знавшая Никитина (он писал ее несколько раз), покровительствовала ему.
Лишь светлеет, выделяясь, лоб, нетронутый загаром под прикрывавшей его в походах шапкой. Вскоре после смерти Петра I, в связи с переменами в политической обстановке, в мировоззрении Никитина происходят серьезные изменения. Чернышева (оба в Третьяковской галерее), на принадлежность которых кисти Никитина указывают старые надписи на обороте холстов. Но он попрежнему остаётся верен себе. Из Италии И. Н. Никитин действительно вернулся мастером.
В нем преобладает его свежая и полнокровная молодость. Некоторые данные позволяют предполагать, что страшный генерал А. И. В 1716—1720 на государственную пенсию, вместе со своим братом Романом послан (в числе двадцати человек), учиться в Италии, в Венеции и Флоренции. Иван и Роман оказались в Тобольске. Это не значит, однако, что художник пренебрегал конкретными и характерными подробностями. В 1716-1720 гг.
Портрет канцлера Г. И. Портрет канцлера Головкина исполненный Никитиным после поездки за границу, принадлежит к числу лучших произведений художника. Сравнительно небольшой по размерам поясной портрет кажется «представительным». Все учатся на государственную пенсию. Никитин является одним из первых (часто называется первым) русских художников, отошедших от традиционного иконописного стиля русской живописи и начавших писать картины с перспективой, так, как в это время писали в Европе.
Военные победы России отражены в батальных полотнах, приписываемых Никитину. Они, разумеется, были у него. Несколько раз предполагали пытать Ивана. Портрет Елизаветы Петровны ребенком (1712-1713). Он создал многочисленные портреты Шереметевых и людей их круга.
Но пожалуй, лучшим произведением Никитина по красоте живописи, по глубине и сложности психологической характеристики является «Портрет напольного гетмана» (1720-е). Он писал портреты самого императора (несколько раз), его супруги, великих княжон Анны, Елизаветы и Натальи и многих других высокопоставленных лиц. Природный ум и озабоченность ясно запечатлены в его лице. Когда Петр I отправлял его за границу, то назначил старшим над другими пенсионерами в отличие от других он назывался мастером. И. Н. Никитин вместе с младшим братом Романом, тоже живописцем, находится в Италии. 34). Портрет внешне крайне прост.
«Петр 1 на смертном ложе» (в музее Академии Художеств)— в сущности, большой этюд исполненный свободно, однако цельный, продуманный и монументальный. Сухое и холодное лицо Головкина полно мысли. В юношеские годы Никитин, отличавшийся любознательностью, обучался «счетной мудрости», стал «разуметь латынь» и начал заниматься рисованием и живописью. Никитину абсолютно чужда лесть, обычная для парадных портретов. Но Иван Никитин скончался в 1742 г. по дороге во время возвращения.
36).
А. М. Матвеев (1701-1739) приобрел профессиональные знания в Голландии и Фландрии. Портрет царевны Прасковьи Иоанновны (племянницы Петра I, 1714). Строганов в портрете Никитина еще совсем молод. Свободный жест правой руки, опущенной на пояс, усиливает впечатление силы и уверенности.
Позже наставником Романа стал Иоганн Готфрид Дангауер (Таннауэр) – немецкий художник, портретист, миниатюрист, придворный художник Петра I. Возвратившись в Россию после учёбы в Италии, Роман Никитин участвовал в украшении живописью триумфальных ворот в Москве, воздвигнутых по случаю заключения Ништадтского мира, занимался церковной живописью. И при всем Этом картина не является произведением подражателя, бездушно повторяющего чужие образцы. Матвеев много работал в области монументально-декоративной живописи. Позднее, в 1721 году, в «Юрнале» Петра I было записано, что «На Котлине Острову, пред литургиею, писал его величества персону художник Иван Никитин». К лучшим произведениям художника относятся парные портреты К. А. Хрипунова иностранной коллегии переводчика и его жены (1757) – людей незнатного происхождения.
Художником изображен пожилой, как бы уставший от долгих трудов человек. Умер по пути из ссылки.