Преследования властей заставили кальвинистов приходить на свои собрания вооруженными. Ослабив, таким образом, движение испанские власти к весне 1567 г. его подавили. В либеральной историографии присутствует множество мнений и оценок. Сцены на внешних сторонах боковых створок отличаются сдержанным драматизмом. В алтаре со «Страшным судом» (1521—1527 Лейден, Музей) фигуры грешников и праведников бесспорно обладают значительностью (чем дальше от них вверх — вплоть до комичного своим бытовым характером крошечного бога-отца, — тем быстрее эта значительность убывает).
1465—1529) и Адриан Изенбрандт (ум. Иногда он сочетается с живым чувством человеческой индивидуальности и определяет своеобразие портрета (мужской портрет Яна Мостарта (ок. Характерно, что в картине, написанной на тот же сюжет ранее (видимо, ок. Успехи испанцев на юге сделали очевидной неосуществимость общенидерландского союза. они были объединены под властью одной династии бургундскими герцогами.
Сохраняя всеобъемлющий характер своих панорам, Брейгель в основу каждого художественного решения кладет острое и, в конечном счете, конкретное ощущение реальности. Это вызвало недовольство не только со стороны протестантов, но и со стороны католиков. Картины Изенбрандта с их замедленным затухающим ритмом и атмосферой поэтической сосредоточенности (Мария на фоне семи страстей, Брюгге, церковь Нотр-Дам мужской портрет, Нью-Йорк, Метрополитен-музей) — быть может, наиболее ценное в продукции Брюгге. Но война с Испанией продолжалась до 1609 года. Они не принадлежат к числу крупных явлений изобразительного искусства.
Это послужило сигналом всеобщему восстанию в Северных провинциях. Новая ступень в искусстве Брейгеля начинается с 1559 г., когда он создал «Битву Карнавала и Поста» (Вена, Музей), представляющую площадь фламандского городка, всю кишащую маленькими суетящимися, подвижными фигурками ряженых, нищих, гуляк, монахов и торговок. В «Падении Икара» (Брюссель, Музей) в основе также лежит иносказание: мир живет своей жизнью и гибель отдельного человека не прервет его коловращения. Нидерландская школа живописи в XV веке стала одной из ведущих в Европе.
Изменилась и тактика испанских властей, они пошли на переговоры с восставшими провинциями. Художник усиливает в своих работах роль конкретной действительности. Здесь почти безраздельно господствовали принципы Герарда Давида. Ведущей формой предприятий становится мануфактура. Он открыто заявил о своем неповиновении королю и сам объявил его вне закона.
1554—1555 гг. Под давлением наместника Генеральные штаты вынуждены были дать согласие. Его поздние работы отмечены полным господством натюрмортного начала.
Впрочем, живопись последней трети 16 в. имеет для нас в большой мере косвенный интерес — как переходная ступень и как тот общий корень из которого выросли национальные школы Фландрии и Голландии 17 столетия. Отношение к нему Брейгеля неизвестно. Так южные провинции капитулировали перед Филиппом. 1530 — ок.
Лишь в XIV-XV вв. Северные провинции тяготели к своим городам, в первую очередь – Амстердаму. Появились сплоченные кальвинистские общины, особенно в городах Антверпене и Амстердаме. Таковы его листы «Магомет с убитым монахом» (1508) и особенно «Давид и Саул» (около 1509 г. ). Артсен всячески стремился выделить полуфигуру крестьянина. Они есть в его рыжеголовых прикованных цепью «Обезьянах» (1562 Берлин), отвернувшихся от просторной глади реки и неба, напоенного воздухом ласковым и теплым.
Во многих работах Флориса маньеристические черты проступают отчетливо («Низвержение ангелов», 1554, Антверпен, Музей «Страшный суд», 1566, Брюссель, Музей). Из мастеров, близких по времени Патиниру, должны быть названы Херримет де Блес (ум. Образу приданы интонации, немыслимые при прежнем понимании реальности (чему в немалой степени соответствует цветовая гамма: зеленый фон, холодное бескровное лицо, бесцветные губы).
Вместе с Тем следует сказать, что к концу жизни мастера, оказавшего сильнейшее влияние на парадный портрет и Нидерландов и Испании (Санчес Коэльо, Пантоха де ла Крус), в его творчестве все большее место занимают мягко написанные задумчивые, по внутреннему своему строю бюргерские портреты (портреты Грэшама — Амстердам, Рейксмузей и Губерта Гольциуса — Брюссель, Музей). Военные действия активизировались в 1583-1585 гг. Анне (1507 — 1509 Брюссель, Музей). Не следует смешивать с маньеризмом в обычном значении этого слова. ). Монументализация отдельных реальных фактов уже оказалась недостаточной. Корнелиссен, 1562—1638, К. ван Мандер, 1548—1606).
В экономическом отношении жизнь Нидерландов начала века характеризуется бурным расцветом. И произведения 1510-х гг. Метерен уделил большое внимание роли обществ редерейкеров (риторов) и подробно описал ланд-ювелы (праздничные публичные представления) редерейкеров в Генте в 1539 г. и в Антверпене в 60-е годы XVI в., ставшие своего рода прологом Гентского восстания 1539–1540 гг. Картина впечатляет ощущением размеренной и величественной жизни мира (она определяется мирным трудом пахаря и возвышенным строем природы).
Его лучшие образцы были созданы позже, но первые успехи связаны с творчеством тех же Д. Якобса (портрет 1532 г. в Эрмитаже) и К. Тейниссена (портрет 1533 г. в Амстердаме). То же чувство реальности определяет цветовое построение — в первой картине красно-коричневые тона земли, вступая в столкновение с холодными, зелеными тонами заднего плана, становятся интенсивнее, разгораются зато во второй господствует цвет коричневато-желтый — жаркий и ровный в «Возвращении стад» он приобретает красноту и рыжеватость, которые, кажется, тут же должны уступить место мертвящей сине-серой гамме в «Охотниках» же общий холодно-зеленоватый цвет как бы согревается теплыми коричневыми тонами домов и человеческих фигурок. Открытие Америки поставило страну в средоточие международной торговли. Лука пишет Марию» Гарлем, музей Франса Гальса). В 1550-х гг.
Он не только собирался покончить с бунтом, но и вывести из Нидерландов 30000 ветеранов, высадиться в устье Темзы, захватить Лондон и предложить руку и сердце пленнице королевы Елизаветы Марии Стюарт. Артсен изредка прибегает к мелкофигурным композициям («Апостолы Петр и Иоанн исцеляют больных» Эрмитаж), но главным образом обращается к мощным, крупнофигурным решениям. Но это были лишь подступы к самому главному: решению финансового вопроса. Например, Чистозвонов А. Н.
Однако приверженность старым мифам о необходимости приглашения иноземного суверена оставалась незыблемой и в декабре 1585 года в Соединенные провинции прибыл в качестве губернатора фаворит Елизаветы I граф Лестер. Первая значительная его работа — триптих, посвященный св. В июле 1568 г. в Брюсселе были казнены лидеры оппозиции граф Эгмонт и адмирал Горн.
Но решимость Филиппа II смирить непокорные Нидерланды только возросла. Обычно наместником был выходец из царствующей династии. Антверпен – главный город региона – был крупнейшим центром посреднической торговли. Однако это не остановило Испанию.
Благодаря ему положение удалось стабилизировать. Показательно, что наиболее талантливый портретист того времени — Антонис Мор (ван Дасхорст, 1517/19 —1575/76) — оказывается связанным по преимуществу с аристократическими кругами. Этот компромиссный документ не устраивал некоторые города Юга и Центра. Самые решительные устремились в Вестфалию на помощь анабаптистской Мюнстерской коммуне, в организации которой важную роль сыграли нидерландцы Ян Матисен и Иоанн Лейденский. В так называемом алтаре Иова (1521 Брюссель, Музей) Орлей стремится к динамике общего решения и к повествованию.
Существует предположение, что в последние годы жизни он бросил живопись. Участников союза, одевавшихся достаточно скромно, придворные наместницы презрительно называли «гёзами» (фр. Таким образом, общая панорама нидерландской живописи первой трети века принимает следующие очертания: романисты стараются покончить со старыми традициями и в поисках формальной монументализации подражают итальянцам, Массейс пытается сообщить образу приподнятость, не порывая вместе с тем с живой реальностью и творчески развить в новых условиях традиции реалистического искусства второй половины 15 в. Наконец, малые мастера по-своему отзываются на новые запросы — здесь и разнообразие поисков антверпенских мастеров и архаическая лирика брюжцев и решительное обращение к бытовому началу у голландцев. гульденов, да и то, если не учитывать грабежи английского пирата – адмирала Ф. Дрейка. Верховным органом страны Утрехтская уния объявила Генеральные штаты.
Волею жанра вынужденный придерживаться натуры, Госсарт достигает здесь той приподнятости образа, которой так не хватает работам, в которых он соблюдал свою систему со всей строгостью. В «Танце среди яиц» Артсен нарушает равнозначность действующих лиц и демонстративную статичность сцены. Вот таким образом северные провинции 23 января 1579 г. в Утрехте подписали текст Утрехтской унии. 1500 работал в Антверпене до 1540 г. ) жанр выступает не в виде единичной придвинутой к зрителю сцены, но как панорама с множеством участников, развитым пейзажем и т. д. Этот тип картины оказался весьма перспективным и в какой-то степени повлиял на сложение живописи Брейгеля.
Здесь острота видения народного характера еще более повысилась, главные фигуры обрели еще большую, но уже несколько преувеличенную мощь и в художественной ткани картины возродилось иносказательное начало (Трое крестьян с ужасом или с недоумением смотрят на стену, предполагаемую спереди, за пределами картины. Тот же Флорис делает попытки создать облагороженный образ человека (портрет мужчины с соколом, 1558 Брауншвейг), а в некоторых работах с помощью композиционного единства фигур стремится выразить чувства душевной теплоты, сближающей людей. Собственно, обозначившаяся еще в начале века тяга к реалистической конкретизации творческого метода, слившись с глубокими мировоззренческими прозрениями мастера, принесла грандиозные плоды. ок. В правлении императора Карла V (он был и испанским королем с 1516 года) к Нидерландам были присоединены: в 1523 году – Фрисландия, в 1528 году – Утрехт и Оверэйссел, в 1536 – Хронинген и Дренте, в 1543 – Хелдер.
Его знаменитейшая «Похвала глупости» – это признанный шедевр сатиры изданный в мире более 200 раз. Его издательство в Антверпене стало крупнейшим в Европе имея филиалы в Париже и Лейдене. Теперь преобладающим в его творчестве становятся алтари с множеством мечущихся, выгибающихся на крестах, жестикулирующих фигурок почти гротескной выразительности или полотна условно монументализированные импозантные, но пустые и неприятные своей нарочитой стереоскопичностью («Св. Особенно большие доходы приносил лов сельди. Это последнее находит воплощение в голландской живописи и определяет ее своеобразие. Созданное по образцу «Жизнеописаний» Джорджо Вазари и включавшее свод жизнеописаний северонемецких и нидерландских мастеров, это сочинение Ван Мандера и поныне является одним из основных источников для изучения европейского искусства XV — начала XVII в. В Нидерландах достигает высочайшего уровня искусство книгопечатания.
Таким образом, число сторонников Филиппа в этих органах сразу же возросло. Так, если в «Крестьянском празднике» (1550 Вена, Музей) натюрморт играет подсобную роль, то в «Мясной лавке» (1551 Упсала, Университетский музей) предметы, абсолютно оттеснили человека. Медик и ботаник Ремберт Додунс (1517–1585) представил в своих трудах подробные описания и рисунки растений дальних стран. 1488–1541), Йос ван Клеве (1464 — ок. Но многие ему не доверяли и считали недостаточно решительным. Они, однако избрали путь, дискредитировавший в конечном счете все их начинания. Они, в сущности, абсолютно уничтожили границу между бытовой и религиозной картиной.
Для XIV-1-й трети XVI вв. Эта картина поражает реализмом характеристик и укрупненностью форм. Особенно купцы были возмущены 10-ным налогом. прав, указывая на «узкий католицизм» испанского монарха. Во второй половине XVI века наступило время тяжелейшего кризиса, особенно острым был кризис в южных провинциях. Они организовали так называемые «комитеты 18», которые захватили в свои руки городское управление.
Однако, как и в предшествующих его работах, ему не удается придать образу своего героя черты внутренней значительности и он опять прибегает к сложной композиционной схеме. В Республике Соединенных провинций и Южных Нидерландах, оставшихся под властью Испании, началось формирование двух национальных культур: голландской (будущей нидерландской) и фламандской (фламандско-валлонской, будущей бельгийской), названных так по ведущим провинциям Севера и Юга нидерландских земель. Шерстоткачество этих провинций работало на привозной испанской и английской шерсти.
В дальнейшем образ Эгмонта был идеализирован Гёте в драме «Эгмонт». Для обоих характерна гротескность, утрированность реальных наблюдений. Сейчас это территория Бельгии, Нидерландов, Люксембурга и части Северной Франции. Скелеты убивают людей и те напрасно пытаются найти убежище в гигантской мышеловке, отмеченной знаком креста («Триумф Смерти» Мадрид, Прадо). Во всяком случае, творчество ученика и племянника Артсена, Иоахима Бейкелара (ок.
Нуждаясь в значительных субсидиях, Филипп II в 1559 г. приказал созвать Генеральные штаты. К нидерландским землям, которые перешли к Габсбургам в качестве «бургундского наследства», Карл V путем мирных соглашений и захватов присоединил еще несколько областей: в 1524 г. Фрисландию, в 1528 г. епископство Утрехтское, а также отделившуюся от него область Оверэйссел, в 1536 г. Гронинген и Дренте, в 1543 г. Гелдерн. Осажденные города стояли насмерть.
По всей стране нападению подверглись около 5500 церквей. Прозвище было подхвачено оппозиционерами, которые подчеркивали, что они «верны королю до нищенской сумы». «Проповеди в церкви» близок по времени мужской портрет (ок. там прошла волна выступлений анабаптистов. В своих вполне бюргерских образах Якобе старается передать высокое самосознание модели (мужской портрет из Турина), причем здесь уже нет и следа того подчинения образа авторской концепции, которое было так свойственно первой трети века.
В представлении художника человеческое общество подобно муравейнику. 1497—1567) и Корнелиса Тейниссена (работал с 1533 до 1561 г. ) индивидуальный образ осмыслен уже в его повседневной реальности. Грановский Т. Н. Крупная торговая буржуазия, наиболее сильная экономически, будет действовать в тесном союзе с дворянством (как это было и в ходе восстания), что повлияет на будущее развитие страны. Некоторый отход от принципов и идей «Крестьянского танца» можно обнаружить и в рисунке «Лето» (Гамбург), на первый взгляд близком названной картине.
Хитрый и дальновидный Вильгельм Оранский покинул страну. В конце 1573 года герцог Альба был отозван из страны, его заменил Луис Рекезенс (1573-1576). Чаще всего одно из них получает решительное преобладание. В творчестве Мастера из Алькмара (работал после 1490 г. ) зарождается подлинно городской, бытовой, повествовательный жанр.
В ходе революции так стали называть лесных и морских партизан. В народе их так и называли – «недовольные».
Наиболее полное выражение названных черт несет в себе «Проповедь в церкви» (Амстердам, Рейксмузей). Художник меняет пути. В ответ 23 января 1579 года семь северных провинций подписали Утрехтскую унию.
Но это движение было от начала до конца народным, оно потрясло современников очевидностью своего классового характера и, надо полагать, стремление Брейгеля сконцентрировать в своей картине главные, отличительные черты народа стоит с этим фактом в прямой связи (показательно, что перед смертью он уничтожил какие-то рисунки имевшие, видимо, политический характер). В конце XV века Нидерланды состояли из комплекса земель, расположенных на северо-западе Европы, главным образом в низменной долине между Северным морем и Арденнами, в бассейне рек Рейна, Мааса и Шельды.
На последнюю должность выбирали обычно представителей дома Оранских-Нассау. во Фландрии, вызванное политическими и религиозными притеснениями.
Фактически это означало победу Испании в южных провинциях. Оно в бесчисленных фигурках строителей, в движении повозок, в пейзаже (особенно в изображении расстилающегося по сторонам от башни моря крыш — небольших, стоящих порознь и вместе с тем тесно друг около друга, отливающих нежными тонами). И кажется закономерным, что обе эти картины появились в начале 1560-х гг. На кровавый режим герцога Альбы нидерландцы ответили героическим сопротивлением. Отец Эразма отказался от карьеры. Испанские войска двинулись на юг, захватывая и разоряя города.
В работах амстердамских живописцев Дирка Якобса (ок. Однако весной 1572 г., опасаясь конфликта с Испанией, королева Елизавета приказала «морским гёзам» покинуть страну. Главные его представители — Ян Сандерс ван Хемессен (ок. Власть перешла к Генеральным штатам, быстро сформировавшим армию.
Однако в это яркое, экспрессивное целое мастер умеет ввести тонко наблюденные детали. 1540). В свою очередь из Мюнстера тайно велась подготовка всеобщего восстания в Нидерландах. Здесь также он использовал приемы романизма.
Все они впечатляют сознанием достоверности происходящего и евангельский сюжет, по существу, служит только маскировкой (в «Избиении» изображено нападение испанских солдат на фламандскую деревню). Однако все эти работы страдают неубедительностью. Мартина», 1579, Эрмитаж). Вскоре принц встал во главе этой армии и открыто выступил против Альбы. Был ли кто-либо так честолюбив в Испании, как он.
Попробуем разобраться в этом вопросе. 33, 1971). Крупнофигурный жанр был распространен в Антверпене. Союз северных нидерландских провинций (его конституцией с 1585 г. де-факто была Утрехтская уния) стал именоваться «республикой», так как относился к числу немногих европейских государств, во главе которых не стоял монарх. Однако епископы традиционно были представлены в Генеральных штатах. Он добрался морем до Генуи, а затем переправился через Альпы, прошел всю Европу.
Руководили им кальвинистские консистории, а местами — дворяне-кальвинисты, члены союза «Компромисс». Храмы украшались фресками и скульптурой. Революция цен ухудшила его материальное положение.
Система государственного управления отличалась дуализмом. Ранние произведения Квентина Массейса несут отчетливый отпечаток старых традиций. С чем связан этот кризис. Через несколько лет, в 1549 году по «Прагматической санкции» все семнадцать провинций были включены в состав Империи как единый Бургундский округ, наследственное владение дома Габсбургов. Конечно же, торговцам всех видов. Активно протекал процесс вытеснения цехового ремесла мануфактурой. Их богатый и нарядный декор подчинен монументальным формам зданий, построенных на контрасте горизонтальных и вертикальных объемов (соборы в Брюсселе, Мехелене, Антверпене).
Например, в 1531 году с помощью Карла V цехи добились принятия закона против «внегородских профессий». 1478–1532), Барент ван Орлей (ок.
С одной стороны, он определяется развитием голландского группового портрета. Огромную роль в становлении нидерландской прозы XVI в. сыграл Карел ван Манд ер (1548–1606), западнофламандский художник, поэт историк и теоретик искусства. Членами Советов были представители местной придворной аристократии. В течение первых десятилетий 16 в. живопись в Нидерландах претерпевала сложные изменения, в результате которых оказались окончательно изжитыми принципы искусства 15 в. и получили развитие (впрочем, несравненно менее плодотворное, чем в Италии) черты Высокого Возрождения.
Таким путем шел Корнелис Энгельбрехтсен (род. Нам кажется, термин «революция» применительно к событиям 1566-1609 года вполне оправдан, хотелось бы только уточнить, что в отечественной историографии специально не исследовался ее идеологический аспект исключение составляет лишь статья Чистозвонова А. Н. Ответом на эти обвинения стала знаменитая «Апология» Вильгельма Оранского, оглашенная 13 декабря 1580 г. Обращаясь к Генеральным штатам, принц Оранский опровергал обвинения в свой адрес и описывал правонарушения и преступления испанского режима и самого Филиппа II. «нищие», «оборванцы»). Так появилось издание 1614 г. «История нидерландцев и их войн на соседних территориях», которое в XVII–XVIII вв.
В этих работах больше артистического самовыражения, чем раскрытия реального образа. Филипп II захватил Португалию и теперь мог предоставить Фарнезе 40-тысячное войско. У Амстеля (род. После смерти Метерена Штаты провинции Голландия поручили занимавшим в то время высокие государственные посты Гуго Гроцию и Жиллю ван Леденбергу внести в труд Метерена «нужные исправления». Медик и анатом Волхер Койтер (1534–1576) стал одним из основоположников новой науки — эмбриологии.
В городах Голландии жила почти половина всего населения этой провинции. В обоих случаях художники стремятся разбить сухую арифметичность прежних групповых построений (Кетель — торжественной парадностью группы, Корнелиссен — ее бытовой непринужденностью). «Сумрачный день» (Вена, Музей) с его рваными, набухшими тучами, медленно разгорающимися красно-коричневыми тонами земли, оживающими голыми ветвями и всепронизывающим весенним сырым ветром словно потемневшая от зноя «Жатва» (Нью-Йорк, Метрополитен-музей) «Возвращение стад» (Вена, Музей) с медленно наползающей пеленой туч, последним горением рыже-зеленых осенних красок и суровым безмолвием природы наконец, «Охотники на снегу» (Вена, Музей) —маленький городок, оживленные фигурки конькобежцев на застывших прудах, тихая жизнь, согретая теплом человеческого уюта, — так свершается круговорот природы, меняется ее обличье, ее внутренний ритм. Однако в основу нидерландского издания (1599 г., Делфт) был положен авторский первоначальный вариант. Вторая группа. Часть консисторий выступила с призывом повиноваться властям, в движении произошел раскол. В XIII-XV вв. Панегирические формулы романистов, по существу, оставались результатом чистого умозрения.
«Роль кальвинизма в Нидерландской буржуазной революции XVI века» (СВ, вып. Буржуазное развитие Нидерландов стимулировало общественную жизнь. Ярче всего оно проявилось в творчестве Яна ван Амстеля («Чудесное насыщение пяти тысяч» из Брауншвейгского музея (Автор этого произведения был неизвестен и именовался Брауншвейгским монограммистом. И при всей своей фантастичности они несут в себе острое ощущение реальности.
В этом отношении мировосприятие Брейгеля не составляло исключения. Романский стиль господствовал в XI-середине XIII вв. Питер Брейгель Старший «Проповедь Иоанна Крестителя» 1566). За 34 года деятельности Плантен выпустил свыше 1600 изданий, главным образом научные труды, а также тексты классиков античности с комментариями ученых, литургические и богословские книги. И казалось, ничто не предвещает непогоды. рост числа этих изменников, – это настоящее чудо. Правительство не выполнило требования дворян.
Если 1540—1560-е гг. Дело в том, что Фландрия и Брабант ориентировались на Испанию и Англию. Вильгельм Оранский пытался балансировать между разными силами. алтаре церкви св. Но условные, риторические и холодные работы романистов им тоже были чужды.
Выдающийся космограф Герард Меркатор (1512–1594) считается основоположником современной картографии. Под командованием дворян-кальвинистов и при активной поддержке Вильгельма Оранского они захватывали и топили испанские суда, нападали на порты, доставляли провиант в осажденные испанцами города.
Маргарита Пармская согласилась пойти на уступки, если народ сложит оружие, отменить инквизицию, смягчить «плакаты» и допустить кальвинистские проповеди в специально отведенных местах. групповых композиций. Невнимание имперских властей к насущным интересам Нидерландов, централизация страны, часто проводившаяся без учета исторических и национальных традиций столь отличавшихся друг от друга провинций, а также последствия происходивших в стране социально экономических изменений (хозяйственный упадок отдельных городов, свертывание некоторых отраслей производства, непрерывный рост цен) — все это создавало почву для острых социальных конфликтов, которые вскоре вылились в открытое противостояние. Но это им не удалось.
отличает не только возбужденность, но и оттенок непосредственной человечности. Многие зарубежные исследователи согласны с этой точкой зрения. Общий размах был грандиозен. Именно они наметили два главных типа группового портрета — в виде суммы изолированных полуфигур и в виде схематично представленной трапезы. Высшего выражения названная тенденция достигает в «Поклонении пастухов» (Антверпен, Музей). Жанровая живопись в последней трети века переживает расцвет (что выражается и в упомянутом проникновении ее в романизм).
Николая в Калькаре. Усиливаются национально-освободительные тенденции. Обнаженная натура предстает здесь и в более поздних работах не как частный мотив, а как главное содержание произведения («Нептун и Амфитрита», 1516, Берлин «Геркулес и Омфала», 1517, Ричмонд, собрание Кук «Венера и Амур», Брюссель, Музей «Даная», 1527, Мюнхен, Пинакотека, а также многочисленные изображения Адама и Евы). Мелкие торговцы и городская беднота действовали самостоятельно. После отречения в 1555 г. Карла V от престола 17 нидерландских провинций и Франш-Конте (как и Испанию с ее колониями и владения в Италии) унаследовал его сын Филипп II. Достаточно вспомнить обращенность в пространство сцены, посвященной весне, уравновешенность спокойных ритмов «Жатвы», другую пространственность — как бы сокращающуюся, сжимающуюся — осеннего пейзажа и объединение всех композиционных линий вокруг тихо-оживленного городка в «Охотниках», чтобы почувствовать, как уже самое существо композиционного строя этих картин призвано выразить состояние природы. Планы Дон Хуана были поистине грандиозными.
Тому же эффекту способствует стремительное нарастание (почти стереоскопическое) объемов от фона к переднему плану (то есть, в конечном счете, к фигуре крестьянина). В результате он быстро отошел от круга героических народных образов (Характерно, что этот отход соответствовал по времени перелому в общественной жизни страны — в Нидерландах испанцы перешли к террору и временно подавили всякое сопротивление. ). Кризис феодальной экономики наблюдался и в здешней деревне. Натурные впечатления здесь выражены с грубой правдивостью. Общественное мнение было возмущено испанцами (Особенно в связи с тем, что после заключения мира в Като-Камбрези (1559) испанцы не вывели из Нидерландов своих войск, а также в связи с намерениями Испании основать в Нидерландах 14 новых епископств, долженствовавших служить оплотом католицизма. ). С середины XVI века в стране хозяйничала Испания.
И не случайно фигуры крестьян являются средоточием всех цветовых и композиционных линий (основные цвета первой картины цикла очевиднее всего выражены в одеждах крестьян, а момент пробуждения природы находит себе параллель в начале крестьянских работ в «Возвращении стад» погонщики как бы несут в себе все живое и деятельное, что есть в этом пейзаже, все композиционные линии сходятся к их группе, в свою очередь, двигающейся к виднеющимся неподалеку домам родной деревни). Именно в этом слиянии труды и дни людей обретают строй осмысленный и высокий. Автопортреты Мора свидетельствуют о резком возрастании самосознания нидерландского художника, но основа этого самосознания в большой степени определяется официальным признанием его успехов (Мор побывал в Риме, Англии, Испании, Португалии исполнял заказы Филиппа II и герцога Альбы). В 1572-1573 годах Филиппу II стало ясно, что политика Альбы в Нидерландах провалилась. После этих событий «Гентское умиротворение» фактически утратило силу.
Эти картины узки по тематике (менялы, девицы из публичных домов) и отражают полное отсутствие представления о человеческой общности. 1460—1519) между 1505 и 1508 гг. Богатое купечество не соглашалось уступать ему первенство. Так ли это. Надо сказать, что для этого времени вообще характерно прямое уподобление людского общества природным явлениям и обратно (например, один крупный ученый считал Землю и прочие небесные тела живыми существами, а людей и зверей — насекомыми, паразитирующими на их коже).
Антверпен, затмив Брюгге, стал крупнейшим центром транзитной торговли и денежных операций. Они настойчиво, сознательно воплощают трагизм реальной, современной художнику жизни. Издания Плантена отличались высоким полиграфическим качеством, красотой шрифта и переплетов, безупречной грамотностью текстов.
Наиболее ярким примером может служить Мартин ван Хемскерк, знакомый уже нам по портретам (семейному и А. Кодде). Здесь сказались и кризис былой веры в человека и беспредельное расширение кругозора. Прибрежные районы страны стали оплотом восставших и вскоре вся Зеландия и Голландия, кроме Амстердама, оказались во власти «гёзов».
Центром оппозиции стали Генеральные штаты. Затем он приступил к работе над созданием карт земного шара, при составлении которых применил новую картографическую проекцию — «проекцию Меркатора». 1470—1533) и другие. Вызывало возмущение и то, что король прислушивался к мнению своего советника кардинала Гранвеллы, ставшего объектом всеобщей ненависти, а не более рассудительной наместницы Маргариты Пармской. Следует добавить, что в это время еще живут и работают мастера 15 в. — Босх, Герард Давид.
В творчестве некоторых художников-романистов (например, Ламберта Ломбарда, ок. По прибытии в Нидерланды герцог Альба тотчас же учредил «Совет по делу о мятежах», прозванный в народе «кровавым советом» и запретил выезд из страны. Отряды так называемых «лесных гёзов» при поддержке местного населения действовали на юге в лесах Фландрии и Геннегау.
Граничит с иконоборчеством и другое произведение Брейгеля — «Крестьянская свадьба» (Вена). Целые районы Севера специализировались на производстве определенных продуктов, что привело к складыванию районов «торгового земледелия». характерны постройки в стиле пламенеющей готики. II хотя он находит в нем истинную красоту (не случайно тонкое живописное решение картины), его маленькие герои столь же занятны, сколь и ничтожны, в такой же мере жизненны, как и гротескны — между человеческим лицом и маской карнавального шута разницы порой не существует. Под их давлением король отправил Гранвеллу в отставку.
Здесь можно видеть попытку вовлечения бытового случая в общую жизненную последовательность, стремление придать конкретному факту более общий смысл. В Соединенных провинциях сочинение Метерена сначала было запрещено, поскольку Генеральные штаты опасались, что некоторые высокопоставленные господа после ознакомления с книгой сочтут себя оскорбленными. Война между Нидерландами и Испанией 1566-1609 года по-разному трактуется в историографии. В период классического средневековья эти земли представляли собой конгломерат феодальных владений.
Созданные следом за «Временами года», в 1566 г., картины — «Перепись в Вифлееме» (Брюссель), «Избиение младенцев» (Вена, Музей), «Проповедь Иоанна Крестителя» (Будапешт, Музой) — означали рождение искусства, главной темой которого является жизнь парода не в ее вневременном, как бы общечеловеческом аспекте, а в общественном и конкретно-социальном плане. В Испании было решено нанести сокрушительный удар по «еретикам». Естественное единство моментов бытовых и обобщенных обретает напряженность.
В эти же годы Скорель усиленно работает над портретом, добиваясь импозантности одиночного образа: портрет Агаты ван Схоонховен (1529 Рим, галлерея Дориа-Памфили), мужской портрет, с которым вышеназванная «Мадонна» составляла некогда диптих (Берлин), «Школяр» (1531 Роттердам, музей Бойманс-ван Бейнинген). Правда, в отличие от «маньеристов», его эволюция строится на постоянном сближении с реальностью, а пейзажи постепенно избавляются от господства религиозной темы (см. Грубая экспрессивность фигур (тяжелый Иоанн, «мужицкий» Христос) находит неожиданное соответствие в стремительно развертывающейся, взволнованной панораме пейзажа. 1500—-1575) и Маринус ван Роймерс-вале (ок. Но в этом своем стремлении «маньеристы» неизменно уходили от конкретной жизни.
И если поначалу пейзаж сводится на роль романизированно-риторического аккомпанемента (новонайденная советскими искусствоведами «Мадонна с младенцем»), а картина в целом кажется несколько условной, хотя и не лишенной пафоса («Проповедь Иоанна», Гаага, собрание Турков «Крещение», Гарлем, музей Франса Гадьса), то его дальнейшие опыты отражают высокое представление о человеке («Принесение во храм» Вена). Другие его портреты столь же декоративны, но более стилизованны. Альба писал испанскому королю: «. Свою деятельность принц рассматривал как служение «интересам народа» и считал, что только решение «народа» может определить его участь. Вершины эта тенденция достигает в самом конце 1550-х гг., когда мастер создает ряд отдельных героизированных крестьянских образов (две «Кухарки», 1559, Брюссель, Музей, «Торговец дичью», Эрмитаж и «Крестьянин», 1561, Будапешт, Музей и другие). В лучшей его работе этого жанра, портрете медика Георга ван Целле (1519 Брюссель, Музей), он не ставит себе целью глубокое проникновение в душевную сферу модели.
Некоторые анабаптисты открыто призывали к насильственному свержению существующего строя. В итоге в Бургундский округ вошли 17 провинций: герцогства Брабант, Лимбург, Люксембург, Гелдерн графства Фландрия, Артуа, Геннегау (Эно), Голландия, Зеландия, Намюр сеньории Фрисландия, Мехелен, Утрехт, Оверэйссел, Дренте, Гронинген, Лилль (с Дуэ и Орши). Вот таким образом на осушенных землях складывалось исключительно фермерское хозяйство.
Вот таким образом поддержкой в стране он не пользовался. И второе отличие. Хотя в основе второй из этих двух работ по-прежнему лежит иносказание (уподобление современной жизни библейскому Вавилону), картина в своей грандиозной и вместе поэтической форме напоена ощущением жизни.
Во время отречения (оно проходило в Брюсселе), он вышел, опираясь на правое плечо знатного нидерландского герцога Вильгельма Оранского. Орлей — один из заметных портретистов своего времени. Именно он предложил термин «атлас» для обозначения набора карт в форме книги (на титульном листе книги было помещено изображение античного гиганта Атласа, несущего на плечах земную сферу). Столь масштабные проекты не были осуществлены, в 1578 году Хуан Австрийский умер. Союз дворян, участникам которого обещали амнистию, самораспустился. демократические настроения в стране претерпевали резкую активизацию. На помощь горожанам приходили отряды наемников, сформированные на средства дворян-эмигрантов и их сторонников и посланные в Нидерланды Вильгельмом Оранским. Вот таким образом монархи были в Нидерландах несколько стеснены в своих действиях.
В этом портрете еще очевиднее, чем в «Проповеди в церкви», что Луку интересует уже не узкожанровая или статически неподвижная реальность, но жизнь как сложный, длящийся процесс.
Политический авторитет принца был подорван и он, опасаясь испанского плена, вернулся во Францию, где и умер в 1584. В Северных Нидерландах борьбу против испанцев вели «морские гёзы». В произведениях Р. Кампена священные сцены были впервые трактованы как эпизоды бюргерского быта.
Казнь Эгмонта и Горна произвела страшное впечатление на современников. В первой половине XVI века фазы роста преобладали над периодами стагнации. На рубеже XV-XVI вв.
Их любимая тема — «Поклонение волхвов». Корабли «морских гёзов» базировались в Англии. Особенно широко движение охватило Северные Нидерланды.
Аресты, конфискации имущества и казни начались немедленно. По нему предполагалось взимать 10 с каждой торговой сделки. Незаконнорожденный сын Карла V, талантливый полководец (он руководил битвой при Лепанто 1571), энергичный человек, покоритель женских сердец, в 1576 году он стал наместником в восставшей стране.
нищими). Отныне каждая из них развивалась самостоятельно. В целом, в первой половине XVI в. экономика была на подъеме. В 50-е годы в Нидерландах увеличилось число сторонников Жана Кальвина. Однако осуществить задуманное ему не удалось. и иконоборческих выступлений в Нидерландах в 1566–1567 гг.
Одно время оно было приписано Хемессену. ). Показательно и другое — самое существо искусства Мора двойственно: он мастер острых психологических решений, но в них присутствуют элементы маньеризма (портрет Вильгельма Оранского, 1556, портрет И. Галлуса Кассель), он крупнейший представитель парадного, придворного портрета, но дает резкую социально окрашенную характеристику своим моделям (портреты наместницы Филиппа II в Нидерландах Маргариты Пармской, ее советника кардинала Гранвеллы, 1549, Вена и другие). Первым актом революции было иконоборческое восстание 1566 года. Недолгий расцвет творчества Артсена наступает в середине 1550-х гг. Грановский Т. Н.
1493, — возможно, 1567) — опирались на традицию Квентина Массейса (различные варианты «Менял» Роймерсвале и «Веселое общество» из Карлсруэ Хемессена). В «Крестьянах у очага» (1556 Антверпен, музей Майер ван ден. Берг) и «Танце среди яиц» (1557 Амстердам) художник монументализирует обычные эпизоды крестьянского обихода. По месту его подписания в г. Аррасе он получил название Аррасская уния. Следует отметить, что при всей динамике развития ремесел и торговли, в хозяйственной жизни Нидерландов аграрный сектор сохранял важнейшее значение, отмечался рост товарности сельского хозяйства, увеличение капиталовложений в сельскохозяйственное производство (особенно в экономически развитых областях страны, где отмечался рост вложений в культивирование технических культур).
Гент был обложен огромной контрибуцией. Но власти предотвратили поход и подавили выступления анабаптистов в Нидерландах. После раздела Империи Нидерландами правили испанские Габсбурги. Испанские гарнизоны из других городов были переброшены в Утрехт. Нож будет всажен в каждое горло».
Кроме того, многие мастера (особенно в Голландии) использовали «маньеристические» приемы особым образом — для оживления своих повествовательных композиций и для сообщения им большего драматизма. В тех редких случаях, когда художники пробовали нарушить узкие пределы брюггской традиции (работы выходца из Ломбардии Амброзиуса Бенсона, ум.
— это время важных научных открытий в области географии, математики, естествознания, время деятельности Меркатора, Ортелиуса, Корнхерта и других, то одновременно это также период нарастания реакции (например издание в 1540 г. в Брюсселе списка запрещенных книг, запрет изданий Эразма и т. п. ). Уже в XV веке торговля и промышленность региона развивалась очень динамично. Это обстоятельство было истолковано в стране символически – Нидерланды были опорой Империи и должны стать опорой Филиппа Испанского. Наиболее значительные среди этих последних — «Стрелковое объединение капитана Розенкранса» (1588 Амстердам, Рейксмузей) работы Корнелиса Кетеля и «Стрелковая компания» (1583 Гарлем, Музей) Корнелиса Корнелиссена.
Амстердам и другие города имели собственный мощный флот. Амстель видит бытовой факт в его непосредственном жизненном течении. Художник создает всеобъемлющую сцену народного веселья.
Интересно, что члены делегации, сообразно со своими религиозными убеждения были скромно одеты и придворный вельможа уговорил наместницу их принять, он назвал их «гёзами» (т. е. Все больше раскрывается роль человека в общественной эволюции. По инициативе католического дворянства 6 января 1579 г. валлонские провинции Геннегау, Артуа, Дуэ заключили сепаратный союз с Фарнезе. В более зрелом «Сеятеле» (1557 Вашингтон, Национальная галерея) природа трактована с большей естественностью, а фигурка человека уже не кажется случайным добавлением. Заметное место в нидерландском искусстве XVI века занимала также скульптура (портрет, надгробия, резной декор), в которой сочетались ренессансные и маньерические черты использовалась нарядная полихромия.
Незначительная прослойка крестьянства владела землей на правах собственности. Он занимался также разведением тюльпанов, которые быстро завоевали популярность и со временем превратились в один из символов страны. Замечательна та награда, которую просил потом город у Вильгельма Оранского. Реальность их — в необычайно непосредственном ощущении духа времени.
Дальние плавания нидерландских купцов и мореплавателей, таких как Виллем Баренц (ок. 2. С одной стороны, страной управлял наместник – генеральный статхаудер (штатгальтер), он был своеобразным главой администрации и главой исполнительной власти (исполнял волю Филиппа II). в 1535 г. там же алтари с «Распятием» и «Оплакиванием» в Лейденском музее), Якоб Корнелис ван Оостзанен (ок.
Их депутатами были католические прелаты, дворяне, городская верхушка и даже вольные крестьяне – общинники (таковые сохранились в областях с фризским населением). Влияние учения Лютера достаточно быстро (с 1518 г. или даже с конца 1517 г. ) проявилось в стране, где существовали и социально-экономические и идеологические предпосылки для развития Реформации. его «Праздник св. Как известно, в ней экономическая ситуация оставляла желать лучшего. Построение пейзажа, высокая точка зрения и особенно цветовое решение (от коричневого первого плана через зеленый и зелено-желтый промежуточный к голубым далям) оказали большое влияние на последующих мастеров. А как же местное дворянство.
И все же капитализм развивался преимущественно в его торговой форме. На этих землях хозяйство велось на старой феодальной основе. В августе 1566 г. во Фландрии вспыхнуло иконоборческое восстание. Большинство крестьян были лично свободными и арендовали землю на основе феодального права.
Они есть — но в несоизмеримо более мощных масштабах — в «Вавилонской башне» (1563 Вена, Музей). Кому особенно был тяжел этот налог. Но произведения ее лишены внутренней значительности. 1475—1555/56) в Брюссельском музее. «религиозно-политическим переворотом», «восстанием против Испании», «восьмидесятилетней войной» и т. д. Изощренные фантастические фигуры, запутанное многофигурное действие, помещенное среди руин и сложных архитектурных декораций, наконец изобилие аксессуаров и почти болезненное пристрастие к множественности (персонажей, деталей, пространственных планов) — характерные отличия их картин. Ученик Скореля Мартин ван Хемскерк (1498—1574), мастер весьма противоречивый, попробовал образы своего учителя перевести на иную, более общественно-конкретную основу. «Вечный эдикт» был нарушен уже в июне того же года, так как дон Хуан намеревался восстановить прежние порядки, урезать права кальвинистов и усилить власть Испании.
Во внутренних делах каждая провинция пользовалась автономией. Брейгелю же, видимо в связи с испанскими репрессиями, пришлось переехать в Брюссель. ).
И в 1571 году Альба ввел в Нидерландах единовременный налог «алькабалу», чтобы бесперебойно получать деньги с богатых северных провинций: 1-й налог со всех недвижимых имуществ, 5-й – с продажи недвижимости и 10-й – с продажи любого движимого имущества. Труд Метерена является ценным историческим источником по истории Нидерландской революции XVI в. Поиски новых выразительных средств, тем и сюжетов проявились в первой трети XVI в. в развитии романизма, основанного на подражании итальянским образцам Высокого Возрождения. Надо сказать, что именно в 1559—1560-х гг. Всю власть в городах держал в своих руках небольшой слой богатейших купеческих семей. Нидерландское искусство – единая художественная школа, развивавшаяся в средние века на территории исторической провинции Нидерланды (современная территория Бельгии, Нидерландов, Люксембурга и части северо-восточной Франции), входившей в конце XIV-XV вв. Крупными романистами были Ян Госсарт (ок. По существу, Брейгель берет реальный факт.
Развивалось производство. Художники-романисты стремились приобщить нидерландское искусство к классической традиции. В октябре 1572 г. он прибыл в Голландию и возглавил борьбу против испанцев. Своеобразное отражение специфики нидерландской живописи тех лет мы находим в портрете. Голландцы достигли больших успехов в технологии производства высококачественного масла и сыра. Небо затягивается красным маревом, на землю выползают мириады диковинных и страшных тварей из развалин возникают головы, раскрывающие огромные глаза и в свою очередь порождающие безобразных чудовищ и люди уже не ищут спасения: зловещий гигант вычерпывает из себя нечистоты и люди давят друг друга, принимая их за золото («Безумная Грета», 1562 Антверпен, Музей Майер ван ден Берг).
Новый командующий испанскими войсками отменил налог «алькабалу» и объявил амнистию, но остановить движение было уже невозможно. 5.
Попытки монументально-героизированного решения терпят крах. Более знаменит французский ботаник Карл Клузий (1526–1609, настоящее имя Шарль де Леклюз), который с 1593 г. возглавлял кафедру ботаники Лейденского университета. С чем это связано. Здесь особенно заметно отсутствие у Скореля чувства общности, являвшегося внутренним стержнем композиций Якобса и Тейниссена. Все эти явления определили особые пути развития живописи.
Обозначившийся еще в 15 в. интерес к взаимной связи человека и среды (Гертген) начинает приносить свои плоды. Об этих людях трудно сказать более того, что они крепки физически, деятельны, трудолюбивы. Генеральные штаты и Вильгельм Оранский пытались преодолеть разногласия между Севером и Югом и добиться соглашения с «недовольными». В драматизме «Распятия» Скорель ищет связи с жизнью, концентрирует образ и сообщает ему дерзкую, вызывающую выразительность. Генеральным штатам принадлежало неотъемлемое право вотировать налоги, которые просили власти. естественного соединения жанрового и натюрмортного начал Артсен не достигает. К тем же выводам приводят «Самоубийство Саула» (1562 Вена, Музей) и «Пейзаж с бегством в Египет» (1563 Лондон, собрание Зейлерн). «Крещение» в Вене и «Пейзаж с бегством в Египет» в Антверпене). В основе концепции Массейса лежит стремление косвенно, чаще всего при помощи художественно-формальных средств, возвысить образ человека.
Даже Маргарита Пармская пыталась остановить Альбу, а затем в знак протеста покинула страну и уехала в Италию. в 1551 г. ). Среди антверпенских современников Массейса мы находим и мастеров, еще тесно связанных с 15 в. (Мастер из Франкфурта, Мастер Моррисоновского триптиха) и художников, старающихся разбить прежние каноны, вводя драматические (Мастер «Магдалины» собрания Манзи) или повествовательные (Мастер из Хоогстратена) элементы. Аррасская уния предусматривала соблюдение статей «Гентского умиротворения» 1576 г. и «Вечного эдикта» 1577 г., неприкосновенность католицизма, признание суверенитета Филиппа II при условии сохранения привилегий нидерландского дворянства, вывода испанских войск и восстановления прежних политических порядков. 6 января 1579 года представители этих провинций собрались в городе Аррасе на объединительный съезд и заключили союз – Аррасскую Унию.
Образ Саула (во втором из названных произведений) отличается исключительной для того времени сложностью: здесь и безумие — еще длящееся, но и начинающее отпускать измученную душу царя и одиночество и трагическая обреченность. Зеландия и Голландия под давлением Вильгельма Оранского отказались повиноваться дону Хуану.
ок. Эта убежденность рождается сознанием полнейшей слитности людей и природы.
Эмоциональность этого решения в большей мере создается формальными средствами — композицией (Саул кажется изолированным и сжатым композиционными линиями), степенью конкретности в обрисовке действующих лиц Гот заднего плана к Давиду идет нарастание бытовых черт, чтобы в образе Саула резко смениться напряженным драматизмом) и, наконец, сопоставлением противоположных в своей выразительности деталей (один глаз Саула — устремленный вдаль, агрессивный, взгляд другого безвольный, волнующий, темный, пристальный). Вряд ли. эмигрировали из Южных Нидерландов в связи с отделением северных провинций. Еще большую стойкость и героизм проявили жители города Лейдена, перенесшие две осады (октябрь 1573-март 1574 г. и май-октябрь 1574г. ) Лейденцы оказали испанцам достойное сопротивление еще и потому, что они видели, как испанские солдаты поступили с Хаарлемом, там после капитуляции жители города были повешены и потоплены без различия пола и возраста, а город обложили огромной контрибуцией. Блумарт, 1564—1651).
Оттенок некоторой идеализации и несвойственной Брейгелю мягкости имеет даже в себе привкус горького сожаления и доброй человечности — качеств, которых не было в ясном и последовательном «Крестьянском танце». в состав Бургундии, а с 1477 года до конца XVI века – в состав империи Габсбургов. Утрированно, натуралистически характерные фигуры (изображение нищего Лазаря) соседствуют с прямыми заимствованиями итальянских образцов (богач в аду) и только во второстепенных, частных эпизодах художник решается объединить их в реальную, живую сцену (врач рассматривает мочу умирающего). В северных провинциях происходили те же процессы, что и во Фландрии и Брабанте.
Это определило и результаты революции. Роттердам), башня абсолютно подавляла человеческое начало. Следующее поколение нидерландских живописцев резко отличается от Брейгеля. В 1561 году был впервые обнародован их официальный символ веры в нем подчеркивалась покорность властям, пока их действия не вступили в противоречие «со словом Божьим».
Возвеличивая жанровый факт, Артсен лишает его живой повседневной непринужденности. Однако такое положение существовало недолго. И все же можно утверждать, что не эти пути были самыми перспективными.
Другие авторы (в основном, современные нидерландские историки) называют события 1566-1603 гг. В Нидерланды был направлен один из известных военноначальников герцог Альба. За время пребывания его в Нидерландах (1567-1573) было казнено 11 тысяч человек (по другим данным свыше 8 тысяч), в том числе и лидеры дворянской оппозиции графы Эгмонт и Горн. Безуспешные попытки позднего романизма отразить жизнь в обобщенных формах, более успешные, но ограниченные опыты Артсена по возвеличиванию образа народа вступили у Брейгеля в могучий синтез. Знаменитый писатель изобразил мятежного графа пылким юношей, борцом за свободу.
Здесь сложился один из важнейших очагов западноевропейского искусства средних веков и Возрождения. В ряде провинций начались волнения, особенно в Утрехте. Прежде всего бросается в глаза, что многие мастера меняют свою художественную ориентацию (этот процесс, правда, начался раньше). Одним из крупнейших памятников нидерландского гуманизма стало изданное Ван Мандером в 1604 г. историко-теоретическое сочинение «Книга художника». неоднократно переиздавалось, в том числе и на французском и английском языках. Наконец, третье и наиболее важное доказательство ограниченности романистических схем Госсарта — это его портреты (диптих с изображением канцлера Каронделе, 1517, Париж, Лувр портретные створки в Брюссельском музее мужской портрет, Берлин) ибо их высокие художественные качества достигнуты ценой известного отхода от этих схем.
Его конец совпадает с завершением общеевропейского конфликта — Тридцати летней войны. В июне 1580 г. был опубликован «Бан и эдикт» Филиппа II, в котором он назвал Вильгельма Оранского главным мятежником, заслуживающим сурового наказания. Для борьбы с еретиками Карл V ввел в Нидерландах инквизицию по образцу испанской, ас 1521 г. начал издавать плакаты (императорские указы) против еретиков, которые предусматривали жестокие наказания вплоть до казни. Более всего его привлекают крестьянский жанр и натюрморт, особенно — в их сочетании. Такой синтез особенно часто достигался Массейсом в области портрета.
этюд женской головы в Эрмитаже). Им подчинились как мастера по своему художественному уровню посредственные, так и более крупные — Ян Провост (ок. Не видя существенных изменений в политике испанских властей, оппозиционное нидерландское дворянство в 1565 г. образовало союз «Компромисс» («Соглашение»), объединивший около 500 человек. Его отличает смешение и половинчатость различных тенденций.
Карл V это понимал и особенно в дела местного самоуправления не вмешивался. В 1522 г. был учрежден инквизиционный трибунал по борьбе с ересью. Таким образом, в 1561—1562 гг. Но с особенной силой «концепционная реалистичность» Луки проявилась в одной из его наиболее глубоких работ — гравюре «Коровница» (1510). Кроме того, были амнистированы некоторые дворяне.
Образ и жанр здесь обострены, обнажены и соединены искусственным построением всей сцены. Они связывали свои надежды с новым наместником Нидерландов Дон Хуаном Австрийским. В ноябре 1576 г. в Нидерланды прибыл новый наместник дон Хуан Австрийский. Восставшие принуждали магистраты заключать соглашения с консисториями, на основании которых в городах вводились свобода кальвинистского вероисповедания и ограничения для католиков.
Ван Мандер одним из первых в стране осваивал новые стихотворные формы (сонет, александрийский стих), переводил произведения античных авторов. Это воодушевило Филиппа II. В Северных провинциях сельское производство было освоено на польдерных землях (польдеры – осушенные земли).
1520–1589). В 1538 г. Меркатор составил карту «Образ мира», на которой одним из первых показал местоположение южного материка. При этом, в отличие от своих голландских современников (например, Мастера из Алькмара), Лука добивается острой психологической экспрессии. Живая реальность образа и достоверность изображения их не привлекали. Она объявляла Филиппа II низложенным, декларировала «вечный», нерасторжимый союз северных провинций, установила общую монету, систему мер, весов, общую военную и внешнюю политику.
В семейном портрете (Кассель, Музей) и портрете Анны Кодде (Амстердам, Рейксмузей) отчетливо звучит пафос бюргерского самоутверждения. Осенью движение уже охватило Брабант, Голландию, Зеландию и Утрехт. Маркс был прав, в мануфактурный период «торговая гегемония обеспечивает промышленное преобладание».
Где-то на грани 1520—1530-х гг. В их творчестве особенно отчетливо сказалось отсутствие истинно гуманистических взглядов, а постоянное обращение к итальянскому искусству (определившее наименование этого направления) не шло дальше пустых заимствований. Хотя и здесь Артсен не уходит от обычной для него статичности жестов, состояний и образов, а в композиционных принципах обнаруживает связь с антверпенскими жанристами, но выделение главного героя свидетельствует о его желании представить крестьянство и более персонально (выделенная фигура самостоятельнее, чем любой из «Крестьян у очага») и более величественно. В цикле «Семи дел милосердия» (1504 Амстердам, Рейксмузей) действие перенесено на улицу — оно представлено среди голландских домиков, с участием случайных прохожих, во всей достоверности повседневного течения. Он использует и множество наблюденных деталей.
Это привело к недовольству южного дворянства и патрициата.
Портреты Эразма Роттердамского (Рим, дворец Корсини) и его друга Петра Эгидия (Солсбери, собрание Раднор), портрет Этьена Гардинера из галереи Лихтенштейн в Вадуце и другой — глубокий, со сложным внутренним состоянием — из Штеделевского института во Франкфурте принадлежат к числу лучших образцов этого жанра. За ее выступлением последовал протест мелкого дворянства: 300 представителей низшей знати подали наместнице прошение, добиваясь восстановления вольностей страны, отмены или смягчения «плакатов» против еретиков. Во главе Северных провинций встал его сын Мориц (1585-1625).
Несмотря на несогласие принца Оранского, Генеральные штаты вступили с ним в переговоры и в результате подписания в феврале 1577 г. «Вечного эдикта», по которому дон Хуан обязался соблюдать «Гентское умиротворение», признали его наместником. С 1562 года проповеди кальвинистов собирали сотни и тысячи слушателей (см. (поздние портреты Д. Якобса — например, 1561 г., Эрмитаж и ранние Дирка Барентса— 1564 и 1566 гг., Амстердам). Городские советы состояли из 30–40 избранных пожизненно членов. Социальная борьба, вспыхнувшая в Нидерландах в первой половине XVI в., тесно переплеталась с Реформацией.
В 1534–1535 гг. Жизнерадостная феерия празднества наводит на мысли, не лишенные ни горечи, ни иронии. В 1587 году он вернулся в Англию. На самом деле ему было 50 лет и у него было 9 детей.
Филипп II никакой самостоятельности терпеть не мог. Особое положение занимает группа так называемых «антверпенских маньеристов». В «Крестьянах на рынке» художник пошел иным путем.
Так, например, в Брюсселе горожане создали «комитет 18», он стал вмешиваться в дела городского управления изменял налоговую политику в пользу неимущих. Характерным примером может служить его «Низвержение ангелов»: велеречивая, построенная на сложнейших ракурсах, сплетенная из фигур идеальных и наивно-фантастических, эта композиция отличается дробностью, невыразительной сухостью цвета и неуместной проработанностью отдельных деталей (на бедре одного из ангелов-отступников сидит огромная муха). По существу, пафос утверждения направлен на событие, на сцену, а не на ее героев. В 1563 г. аристократическая оппозиция потребовала отставки Гранвеллы. Ответ короля был резок и не содержал каких-либо обещаний.
Недвижно застывших героев Госсарта он вовлекает в активное действие. Но остановить движение было уже невозможно. Крупнейший порт Антверпен (Брабант) стал общеевропейским центром торговли и кредита. Традиции Брейгеля лишаются глубокого существа (хотя бы у его сына П. Брейгеля Младшего, прозванного Адским, 1564— 1638).
Предлогом реформы епископата было устранение иноземного духовенства. Большинство новых предприятий возникали в сельских районах и в новых городах. Не исключена возможность, что причиной создания названных работ явился внутренний протест художника и усиление его народных симпатий. Еще ранее, 10 июля 1584 года принц Оранский был убит в Делфте католическим фанатиком Балтазаром Жераром. Наконец, в самые последние годы 16 в. возникают новые типы корпоративных групповых портретов, например «регенты» и «анатомии» Питера и Арта Питерсов. Нидерландов была распространена кирпичная архитектура с белокаменным ренессансным декором.
Для того чтобы отвоевать земли у моря требовались большие усилия и значительные средства. Однако нельзя не отметить и другого — в работах этого периода представление о реальности как о замкнутой в себе изолированной данности уступает место чувству жизни как целостного, глубокого и сложного явления. Вследствие этого и их общая культура утратила прежнюю целостность. В конце XVI в. в результате национально-освободительной войны против Испании и успешного завершения Нидерландской революции единство комплекса земель исторических Нидерландов перестало существовать.
В ранних гравюрах (он был прославлен как мастер гравюры и с его деятельностью связаны первые большие успехи резцовой гравюры в Нидерландах) он не только точен в передаче реальности, но и стремится создать целостную и выразительную сцену. 1 апреля 1572 г. «гёзы» захватили зеландский город Брилле. Мало того, он попытался на юге плести интриги с наместником Испании Александром Фарнезе. Герцог Альба планировал использовать два метода «усмирения»: экономический нажим репрессии. в 1468 г. в Лейдене — ум.
История любви родителей Эразма Роттердамского заслуживает особого внимания.