Начиная от 1980-х и до сих Рем Колхас и его архитектурное бюро (Office for Metropolitan Architecture (OMA) является ведущей силой в мировой архитектуре, под эгидой которой формируется новая, постмодернистская генерации нидерландских архитекторов. С 1980-х и до настоящего времени Рем Колхас и его архитектурное бюро (Office for Metropolitan Architecture (OMA) является ведущей силой в мировой архитектуре, которое формирует новое, постмодернистское поколение нидерландских архитекторов.
развивалось по-прежнему в формах готики. Многие утверждают, что Рыночная площадь города Делфт — самая красивая в стране.
Амстердам («дамба на реке Амстел») — город сотен каналов, через которые перекинуто более 600 мостов, самые красивые из них — Блаубург и Махере-брюг («Тощий мост»). Дальнейшее развитие храмового строительства не дало ничего оригинального. С целью создания впечатления его архитектурной целостности два самостоятельных дома (центральное окно маскирует разделяющую их стену) объединены единым строго симметричным фасадом.
Цветовой контраст аскетичных кирпичных пилястр и декоративных вставок (восходящий к национальной традиции от североевропейского маньеризма XVI-XVII вв до биржи Берлаге) неожиданно совпал со стилем прерий Райта. Доски для обшивки применялись гладкие либо рифленые. Кроуэл, 1922) и универмаг (арх. В то же время, я мог наблюдать со стороны и за голландской архитектурой.
Чрезвычайно важны для нидерландской архитектуры сооружения утилитарного характера – торговые ряды, здания складов, городских весов и другие постройки подобного рода, особенно ярко отражавшие специфические черты облика нидерландских городов. не оставила крупных памятников. В это время как в живописи, так и в архитектуре не было создано выдающихся произведений. К наиболее известным из них принадлежит портал Старого монетного двора в Дордрехте, который восходит к итальянским образцам, монументальный камин в Зале эшевенов ратуши в Брюгге (1528 – 1531) работы мастера Ланселота Блонделя и камин Зала Совета в городе Кампене (1543 – 1545), также в изобилии украшенный скульптурой, но отличающийся большим изяществом и чистотой стиля. Высший этап развития этого типа церквей — Круглая лютеранская церковь в Амстердаме (1669—1671) Адриана Дортемана, в которой как бы сочетались два предыдущих храма (см.
И здесь, пожалуй, нет равным голландцам в последовательном отказе от декоративизма, компенсируемым «поэтизацией» острого, на грани технических возможностей, конструктивного решения, а также блестящим владением формотворческими возможностями современных отделочных материалов. Крупнейшим среди них был Якоб Дюбрек, строитель замка Бинхе для правительницы Нидерландов Марии Венгерской (начат в 1545 г. ) и охотничьего замка Мариэмонт. башни соборов и церквей. 1663 – 1752) – был строителем охотничьего замка Де Ворст для штатгальтера (1690-е гг. ). Признавая обращенность Иерусалимской церкви в Амстердаме (арх.
В этот период (вторая пловина XIX века), в частности, «столпами» нидерландской архитектуры, спроектировавшими и построившими яркие сооружения, были Адольф Леонард ван Гендт (Концертгебау, новое здание Городского театра, оба— Амстердам) и Питер Кейперс (Рейксмузей Центральный вокзал в Амстердаме). Из самых современных работ голландских архитекторов – проекты архитектурного бюро MVRDV – название образовано от инициалов создателей компании: Винни Мааса (Winy Maas, 1959), Якоба ван Рейса (Jacob van Rijs, 1964) и Натали де Врис Nathalie de Vries, 1965), которое воплощает свои идеи по всему миру и отличается оригинальным подходом, который уже повлиял на современную архитектуру в целом. Застройка главных площадей в Брюгге, Брюсселе и Антверпене (рис.
Своеобразный контраст к брюссельской ратуше представляет знаменитая ратуша в Лувене (1448—1463), строителем которой был главный мастер каменных дел города Лувена Матье де Лайен. С тех пор «кубики» довольно часто применяются архитекторами во многих странах. К XV—XVI вв. Первой ратушей, целиком созданной в классических формах, была ратуша в Утрехте (1547 г. ). Гудулы в Брюсселе и св. В дальнейшем строительство ратуш в связи с общим упадком страны почти прекратилось.
Йозефа, Гронинген, 1886). В этот период (вторая пловина XIX века), в частности, «столпами» нидерландской архитектуры, спроектировавшими и построившими яркие сооружения, были Адольф Леонард ван Гендт (Концертгебау, новое здание Городского театра, оба — Амстердам) и Питер Кейперс (Рейксмузей Центральный вокзал в Амстердаме). рис. Строились городские стены с мощными башнями и воротами, укрепленные мосты, деревянные и каменные дома с узкими фасадами, обычно в несколькими (чаще с 3) этажами с фронтонами, нередко довольно красочно оформленными. уцелели в очень небольшом количестве. Возникает тенденция и к большей парадности интерьера.
Будувалися мськ мури з потужними вежами та брамою, укрплен мости, деревян, фахверков мурован будинки з вузькими фасадами, зазвичай у деклька (найчастше 3) поверхи з фронтонами, нердко досить багато оформленими. Новые формы воспринимались им преимущественно в декоративном плане. В Нидерландах это традиция.
Подобное решение вносит в композицию фасада необходимую логику и единство. В числе построек арх. К древнейшим домам этого рода принадлежат шестиэтажный дом гильдии стрелков в Антверпене, накладные части украшений которого состоят в нижних этажах из стройных полуколонн в рустику, а в верхних этажах из герм и канделябров и известный «Дом лосося» в Мехельне, дорические ионические и коринфские полуколонны которого одни над другими произвольно укорочены и разукрашены.
Это сооружение мыслилось одновременно как памятник могущества всей республики и ее славы. Государство оказывает свое влияние на архитектуру, выступая в роли заказчика.
При этом требуется точно рассчитать, где и как. Это простое по формам сооружение также возникло под воздействием французской архитектуры. Последними примерами являются модернистское здание Министерства жилищного обеспечения, планирования пространства и охраны окружающей среды (архитектор Хоохстад / Hoogstad) и постмодернистское здание Министерства здравоохранения, благосостояния и спорта (архитекторы Хравес / Graves) и Сутерс / Soeters). Вслед за тем в Нидерландах выписываются итальянские (или учившиеся в Италии) архитекторы, которые сооружают главным образом дворцовые постройки правителей и дома для знати. У них в период так называемого «Каролингского Возрождения» возводили церкви-базилики — например, Базилика святого Серватия в Маастрихте (Х — XVI века), что является старейшим действующим храмом Нидерландов и редким образцом романского стиля реже возводили центрические капеллы (капелла дворца Валкгоф в Неймегене, что происходит, вероятно, с VIII — IX вв, нынешний вид — XI в. ).
В то время как виллы Италии рисуются на фоне живописной природы в Голландии, начиная с осушки местности, все приходилось создавать искусственно. К сожалению, образцы жилых сооружений 15—16 вв.
К известным памятникам этого рода принадлежит здание Канцелярии городского суда в Брюгге (1534—1537 гг., строитель — архитектор Христиан Сиксденирс). Часть территории отведена под обустройство линейного парка с множеством пешеходных и велосипедных дорожек. Бавона в Генте.
К общим характеристикам архитектуры Нидерландов, присущим ей на протяжении всей истории, принадлежат её открытость и способность поглотить иностранный опыт и выработать собственный стиль. 13, 1) и Восточная в Миддельбурге (1647—1667, арх. Затем в Нидерланды стали приглашаться итальянские (или учившиеся в Италии) архитекторы, которые сооружали главным образом дворцовые постройки правителей и дома для знати.
Выразительность архитектурных форм фасада дополняется живописными барельефами. Новая ратуша расположена на сравнительно небольшой замкнутой площади. Нижний этаж ратуши решен в виде арочной галлереи – мотив, также восходящий к прославленным зданиям средневековых городских торговых рядов Ипра и Брюгге, но здесь приобретший иное содержание поскольку торговых помещений в ратуше не было, аркада нижнего этажа выполняла в основном декоративно-представительные функции. на надгробной плите профессора Богарта в церкви св. Историки утверждают, что голландский архитектурный стиль произвёл неизгладимое впечатление на Петра Великого, в результате чего был взят за основу при строительстве Петербурга.
Такой шаг был сделан для экономии пространства под озеленение окружающего участка. Своеобразный контраст к брюссельской ратуше представляет знаменитая ратуша в Лувене (1448 – 1463), строителем которой был главный мастер каменных дел города Лувена Матье де Лайен.
Вместе с расширением власти городской верхушки вырастает штат городского управления. В Амстердаме огромное количество церквей, среди которых особо выделяются старейшая церковь города — готическая Уде-Керк (1300 г., «старая церковь») в которой регулярно проводятся органные концерты, самая большая в Нидерландах ренессансная церковь — Вестеркерк («западная», 1619 г. ) с могилой Рембранта, первая протестантская церковь страны — Зюдкерк («южная»), Нордеркерк («северная», 1620-23 гг. ) и некогда самая большая в мире Португальская синагога (1675 г. ), а также один из самых больших католических соборов Европы — Амстелькринг (XVII в. ), в котором сейчас расположен музей. В ар-деко, близком стилю прерий, работает и архитектор Дж. Расположенные вдоль каналов и гаваней, они играли большую градостроительную роль.
Имеет три очень высоких этажа, завершенных высокой крутой кровлей с четырьмя огромными пинаклями по углам. Архитектура Бельгии) развивались совместно, потому – как отдельные.
Архитектурный строй здания подчинен соотношению стороны квадрата (равной высоте ордера) и его диагонали. Что касается трактовки основных элементов новой архитектурной системы, то здесь у Флориса – как и у многих его нидерландских современников – чувствуется тенденция к подчеркиванию не столько конструктивно-тектонических, сколько декоративных возможностей ордера. Самым главным сооружением нового стиля стала знаменитая ратуша в Антверпене (1560—1564). К четырем углам здания примыкают своеобразные башенки – узкие стройные многогранники, увенчанные необычайно высокими двухъярусными, тоже многогранными пинаклями подобные же пинакли возвышаются над коньками фронтонов.
Кроуэл, еще в конце 1910-х он в Утрехте возводит почту (1918) и анатомический корпус (1919). в 1621 г. ). Так, шедевром голландского ар-деко стала офисная башня Род Олифант в Гааге (1924).
Бесспорно, на развитие зодчества на территории современных Нидерландов имели огромное влияние ранняя урбанизация, высокая плотность населения и постоянная борьба за землю (осушки земель, строительство каналов) также на архитектуру влияло общее историческое развитие — войны иностранное господство, реформация, экономические подъемы и стагнации. 15). башни соборов и ратуш. Что касается традиций готики, то они сохранялись, особенно в церковном строительстве, еще долгое время, продолжая существовать даже в 17 в., часто в своеобразном слиянии с формами барокко и классицизма.
Архитектурные формы боковых частей фасада отличаются ясностью и простотой. Над прямоугольным строго симметричным зданием он ставит высокую многоярусную башню повышает середину главного фасада, возрождая в новой трактовке традицию высоких щипцов, подобных ратуше во Флиссингене (конец XVI в. ) или Болсварде (1613—1617) своеобразна и двухмаршевая открытая лестница главного входа в ратушу. В XV в. Нидерланды оставались богатейшей страной Европы. В 15—16 вв. В основном сохранялась прежняя планировка города и его главных частей, а стилевой характер большинства построек не составлял резкого контраста со средневековыми сооружениями. Сравнение с Legoили с любым другим конструктором приходит в голову почти мгновенно.
Ф. Б. В то же время классицизм воспринимался как утверждение неизменности установившегося строя. Новые тенденции обозначились в ратуше в Энтхейзене (1688, арх. уцелели в очень небольшом количестве. По своим размерам оно могло конкурировать с крупнейшими постройками Европы того времени.
Положив в основу соразмерности здания принцип «золотого сечения», зодчий простыми средствами достиг большой выразительности. У ног Вильгельма Оранского лежит собака, которая по легенде после смерти своего хозяина отказалась от пищи и вскоре умерла. В течение 1550—1560 гг. У них в период так называемого «Каролингского Возрождения» возводили церкви-базилики— например, Базилика святого Серватия в Маастрихте (Х—XVI века), что является старейшим действующим храмом Нидерландов и редким образцом романского стиля реже возводили центрические капеллы (капелла дворца Валкгоф в Неймегене, которая была построена, вероятно, в VIII—IX веках, нынешний вид— с XI века).
11, 5). Ордерные элементы, ренессансные тяги, карнизы наносились на обычные, по сути средневековые, здания, результатом чего стало значительное изменение «классических» пропорций. Это трех-, четырехэтажные здания с очень высокими окнами, снабженными характерными крестообразными переплетами. – 85 Центральный вокзал, 1в Амстердаме).
Особое значение имела система искусственных водных коммуникаций. Наиболее значительной по масштабам церковной постройкой Нидерландов явился огромный семинефный собор в Антверпене (1352—1616) с колоссальной (ок. Со времен господства Каролингов на территории исторических Нидерландов начали возникать и строиться города. В 1240 г. плотина поперек р. Амстел образовала внутреннюю (Рокин) и внешнюю (Дамрак) гавани, а два параллельных канала, заменившие собой основное русло реки, обозначили границу первичного ядра города с торговым и общественным центром на плотине-площади Дам.
Ярым приверженцем рационализма в архитектуре Нидерландов был также И. А. Бринкман (завод Неллефабрик, Роттердам, 1931). В первом этаже предусматривались холл (около 3X6 м), жилая комната (около 6 X 5 м) с камином и спальным альковом и кухня. Чрезвычайно важное место в нидерландской архитектуре заняли общественные постройки. В городах Голландии, особенно в Амстердаме, находилось множество складов.
Это было время, когда активно росли города, развивалась промышленность (заложены основы промдизайна), происходило культурное и образовательное подъема (строились и реконструировались городские очаги культуры – музеи, театры, публичные библиотеки). Государство оказывает свое влияние на архитектуру, выступая в роли заказчика. Новый классический стиль начинает проникать в здания общественного характера. По своей объемной структуре и фасадному силуэту они напоминают бюргерские жилые дома.
В 1920—1930 годах в Нидерландах архитектура стала одним из видов искусства развивавшихся динамично. Из самых современных работ голландских архитекторов — проекты архитектурного бюро MVRDV — название образовано от инициалов создателей компании: Винни Мааса (Winy Maas, 1959), Якоба ван Рейса (Jacob van Rijs, 1964) и Натали де Врис Nathalie de Vries, 1965), которое воплощает свои идеи по всему миру и отличается оригинальным подходом, который уже повлиял на современную архитектуру в целом. Среди сооружений этого типа в XV—XVI вв. Центрами его были долины рек Мааса— то есть приграничье современных Нидерландов и Бельгии.
Рядом с отелем на привокзальной площади стоят такие же домики, ноуже по отдельности. Именно дух экспериментаторства во многом и определяет лицо архитектуры Голландии сегодня. Уже в нидерландской средневековой архитектуре XIII—XIV вв. Джулиано да Сангалло) и Мадонна ди Сан Бьяджо в Монтепульчано (арх.
здание почты в Утрехте, амстердамского Ювелирного училища). Так, считается, что период наивысшего развития архитектуры Нидерландов совпал с политическим триумфом государства — так называемым «золотым веком» Республики Соединенных провинций и в частности XVII веком, когда в стране активно застраивались города, осуществлялись амбициозные градостроительные проекты, в частности строились многочисленные каналы, как в Амстердаме (см. Сами MRVDV использовали подобный приём не раз – например, при строительстве жилищного комплекса «Паркранд» в Голландии.
Питера Поста, рис. Наиболее выдающиеся из них имеют общеевропейское значение. Подобными же статуями украшены грани массивных пинаклей. А в Роттердаме строится дом в виде арки над рыночной площадью.
Последними примерами являются модернистское здание Министерства жилищного обеспечения, планирования пространства и охраны окружающей среды (архитектор Хоохстад/ Hoogstad) и постмодернистское здание Министерства здравоохранения, благосостояния и спорта (архитекторы Хравес / Graves) и Сутерс / Soeters). Ничто не показывает яснее перемену вкуса между 1535 и 1595гг. Характерны убывающие по высоте пропорции многоярусного ордера (рис. На колокольне висит один из знаменитых колоколов амстердамского литейщика Хемони.
Здесь можно своими глазами увидеть Государственный музей (Rijksmuseum) и музей Винсента ван Гога, величественные особняки на каналах, опоясывающих центр города, ощутить присущую Амстердаму атмосферу свободы и творчества. Последними примерами являются модернистское здание Министерства жилищного обеспечения, планирования пространства и охраны окружающей среды (архитектор Хоохстад/ Hoogstad) и постмодернистское здание Министерства здравоохранения, благосостояния и спорта (архитекторы Хравес / Graves) и Сутерс / Soeters). 4).
Первый этаж отводился для лавки (или мастерской) и для кухни в верхних этажах, на которые вела винтовая лестница, располагались жилые помещения и склад (рис. Последний явился исходным для ряда церквей из которых Восточная церковь в Амстердаме (1669—1671, архитекторы Адриан Дортсман и Даниил Стальпарт) наиболее значительна (рис. В противоположность дробным членениям фасадов поэтажным ордером интерьер зала с его высокими арками приобретает монументальный характер, подчеркнутый каменной облицовкой стен. Сдержанность и строгая рассудочность в трактовке архитектурных форм, оживляемых местами гирляндами цветов, отвечала характеру голландского народа, его трезвому отношению к действительности, воспитанному постоянной борьбой с природой.
Что касается крестьянского жилища в Нидерландах, то его образцы XV—XVI вв. Хендрик де Кейзер). Вслед за тем в Нидерланды выписываются итальянские (или учившиеся в Италии) архитекторы, которые сооружают главным образом дворцовые постройки правителей и дома для знати.
От городов других европейских стран большинство нидерландских городов отличало обилие каналов, нередко служивших основными транспортными магистралями. Строитель ее — крупнейший нидерландский архитектор XVI в. Корнелис Флорис. Кульминацией стилевого развития ар-деко стали созданные в конце 1920-х небоскребы Америки, однако общая для Старого и Нового света «ардекоизация» архитектурной формы в 1910-20-е набирала силу постепенно. Два верхних этажа в изобилии насыщены скульптурными элементами.
Наряду с морской торговлей (и связанными с ней кораблестроением и рыболовством) важнейшим фактором экономического процветания Нидерландов явилась промышленность, в частности сукноделие. В 1920-30-е гг. Узкие простенки заняты стоящими на консолях статуями под традиционными коническими балдахинами стены угловых башенок и сложные пинакли также сплошь покрыты рядами статуй. Завершается фасад тремя фронтонами с венчающими их статуями средний фронтон, безусловно, доминирует в этой композиции, превосходя остальные фронтоны по размерам и богатству украшений. Образовывавшиеся на фасадах выступы опирались на консоли.
Х. де Йонг, 1921) и гостиницы Уалдорф Астория в Нью-Йорке (арх. Чисто архитектоническими средствами здесь достигается большая идейно-художественная выразительность.
В равной степени мне интересна и голландская архитектура. Дж.
Тесно прижатые друг к другу, они образовывали фронт застройки улицы или набережной. 3, 4).
10, 3). Питер Пост, следуя новым веяниям, стремился сочетать их с национальными традициями. Г. В.
Бесспорно, на развитие зодчества на территории современных Нидерландов имели огромное влияние ранняя урбанизация, высокая (исторически одна из самых высоких в мире) плотность населения и постоянная борьба за землю (осушки земель, строительство каналов) также на архитектуру влияло общее историческое развитие— войны иностранное господство, Реформация, экономические подъемы и стагнации. Окна нижнего и верхнего этажей объединены одной стрельчатой аркой ланцетовидных очертаний, отчего членения фасада приобретают более крупный масштаб и большее ритмичное единство. Брюссельская ратуша обращает на себя внимание прежде всего своими масштабами. 10, 2). 2).
Созданное на пересечении линий идущих из Чикаго (от Салливена и Райта) и Амстердама, ар-деко Америки стало эпохой массового применения и укрупнения ранее созданных решений. Среди сооружений этого типа в 15 – 16 веках известны сохранившиеся в городе Мехельне (Малине) Дом цеха рыбаков (архитектор Ромбоутс Кельдерманс, умер в 1531 г. ) и Дом лосося (1530), а также Дом гильдии стрелков в Антверпене.
архитектором Лауренсом ван Стенвинкелем из Антверпена. Характерны и более скромные типы (рис. Ордерные элементы, ренессансные тяги, карнизы наносились на обычные, по сути средневековые, здания, результатом чего стало значительное изменение «классических» пропорций.
Юстиса Вингбонса (рис. За внешней скромностью форм, за полным отсутствием стремления к поражающим художественным эффектам, голландское зодчество 17 в. несет в себе много ценного, подчас опережающего свое время. Ратуша, прежде всего, была местом собраний городского совета и главным помещением в ней являлся предназначенный для официальных церемоний зал собраний, отличавшийся очень крупными размерами и богатством отделки. В предшествующие столетия здесь сложилось определенное соотношение политических сил.
Заниматься просто проектированием зданий ему скучно. Типы городских сооружений в Голландии сильно отличались от сооружений в других европейских странах: не было подавляющих своей монументальностью и великолепием дворцовых построек королей и вельмож. 4, 1). Из самых современных работ голландских архитекторов— проекты архитектурного бюро MVRDV— название образовано от инициалов создателей компании: Винни Мааса (Winy Maas, 1959), Якоба ван Рейса (Jacob van Rijs, 1964) и Натали де Врис (Nathalie de Vries, 1965), которое воплощает свои идеи по всему миру и отличается оригинальным подходом, который уже повлиял на современную архитектуру в целом.
Наконец, в 1667 г. был создан перспективный план «трех каналов», который служил до середины XIX в. планировочной основой развития города (рис. Своеобразно градостроительство Голландии. Затем в Нидерланды стали приглашаться итальянские (или учившиеся в Италии) архитекторы, которые сооружали главным образом дворцовые постройки правителей и дома для знати.
Простенки между окнами украшены в три яруса попарно расположенными статуями. башни соборов и церквей. Ключевым памятником амстердамской школы считается здание биржи Х. П. К общим характеристикам архитектуры Нидерландов, присущим ей на протяжении всей истории, принадлежат ее открытость и способность поглотить иностранный опыт и выработать собственный стиль. В 15 и даже 16 вв.
Бавона в Генте. В церковном строительстве нидерландская архитектура 15—16 вв. Она состоит из двух частей.
Однако старые традиции здесь еще слишком сильны и их не сразу удается вытеснить. Недостатком деревянного строительства была меньшая, сравнительно с кирпичными зданиями, капитальность построек и в особенности опасность пожаров, многократно опустошавших нидерландские города. Кроме того, географически Нидерландами нидерландская архитектура не ограничивалась и после образования Республики Соединенных провинций, ведь будучи колониальной метрополии, Нидерланды насаждали свои администрацию, культуру, язык и архитекуру в том числе в колониях, в частности, в крупных колониальных центрах Индонезии, в ряде Карибских островов – к примеру историческое ядро Виллемстад на Кюрасао, что представляет удивительно яркое "прочтения на месте" нидерландской архитектуры именно благодаря оригинальности занесены в Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Последним известным нидерландским теоретиком был Ганс Вредеман де Вриз (1527—1604 гг. ), художник, мастер развившегося в нидерландской живописи жанра архитектурной картины. 5). Архитектуру наряду со строительством дамб и кораблей в трудах того времени относили нередко к области математики.
К середине XVIв. 3, 7).
Бавона в Генте. Превосходя высотой своей башни монументальные церковные сооружения, ратуша играла решающую роль в формировании центра Брюсселя не только в эпоху Возрождения, но и в последующие столетия. В результате и получается архитектура, которая является и современной и голландской.
Это живописная трехэтажная постройка, в плане приближающаяся к квадрату (главный фасад расчленен семью оконными осями, боковые — шестью). Однако трифорий с изящной аркадой напоминает трифорий соборов в Суасоне, Шартре и Реймсе. архитектором Антонисом ван Кельдермансом в сложных формах пламенеющей готики (рис. Фасад ратуши лишен того преизбытка классических форм, который характерен для Флориса.
В 15 – 16 вв. Свойственное ему стремление к простоте было созвучно деловому духу буржуазии того времени. И думаю, стоит признать, что это в каком-то смысле действительно уникальное явление. 6). Йозефа, Гронинген, 1886).
Бавона (так называемой Большой церкви) в Гарлеме (конец 15 – начало 16 в. ), завершенная в 1520 г. По голландской традиции она поставлена над средокрестием и сооружена из дерева, что в сочетании со сложной архитектурной разработкой придает большую легкость четырем ее восьмигранным ярусам, увенчанным ажурной луковичной главкой. Без излишеств, только благородством пропорций и красивой рустикой фасадной плоскости, украшенной немногими выразительными декоративными акцентами, создан привлекательный архитектурный образ. Вплоть до Нидерландской буржуазной революции ХVI века художественные, в том числе и архитектурные, школы голландский и фламандский (см.
Термин «ар-деко» призванный обобщить созданное в 1920-30-е на стыке историзма и авангарда, возникает, как известно много позже, в 1966 году, в связи с 40-летним юбилеем выставки 1925 годав Париже. Ренессансное палаццо — это дворец, принадлежавший частному лицу, зачастую нетитулованному.
6). 2). Хотя здесь есть и кубические дома (в Роттердаме) и трамвай, проезжающий сквозь дом на уровне второго этажа (в Гааге) и стоящий на острове музейNemo (в Амстердаме), который не просто дом, а еще и место, где огромный туннель превращается в огромный же мост. Церковные здания в духе кальвинизма (одно из направлений протестантизма) не отличались очень большими размерами и пышностью убранства.
Проект поздне-готической части ратуши в Генте, которую вместе с ним строил его друг Доминик (а не Герман по Неефсу) де Вагемакере, носит дату 1517г. Автор этого произведения — утрехтский скульптор Колейн де Ноле. Так, подъем экономики и политики вел к обогащению и росту нидерландских городов их развитию и первую очередь, строительству светских сооружений (ратуши, склады, торговые ряды и др. ), обособлению национальных художественных, в том числе и архитектурных традиций Реформация привела к возведению новых — протестантских храмов, которые уже не несли в себе значительный готический элемент, а были ренессансными (Зюдеркерк, Амстердам, 1603 — 11, первая реформистская церковь в городе арх. 5, 2) арх. Биржа Берлаге разительно отличалась от национальных стилизаций конца XIX века (например, амстердамских зданий Рейксмузеума, 1876 и Амстердамского железнодорожного вокзала, 1878).
рис. Но самым грандиозным из подобных сооружений было уничтоженное пожаром в 1822 г. здание Ост-Индской компании (1660). Особенно грациозны тонкие колонны аркад в апсиде, за которыми отлично видны большие окна деамбулатория (не оснащенного капеллами).
Это было время, когда активно росли города, развивалась промышленность (заложены основы промдизайна), происходил культурный и образовательный подъем, строились и реконструировались городские очаги культуры— музеи, театры, публичные библиотеки). Однако господствующей в нидерландских городах неотвратимо становилась готика (замок Риддерзаал, Гаага XIII века Аудекерк, Делфт, XIII—XIV века) В Северных Нидерландах с их болотистыми грунтами и нехваткой природного камня получила значительное развитие так называемая «кирпичная готика», были разработаны облегченные покрытия, в том числе деревянные своды (Синт-Якобскерк, Гаага Аудекерк, Амстердам). В Амстердаме целую череду монументов ар-деко возводит городское архитектурное управление BOCA (Building Office of City Architect), в их числе стоящие на набережных каналов Высшая гражданская школа, 1920, Трамвайное управление, 1922 и, решенное крышей а-ля большой деревенский дом, здание Ювелирного училища, 1924 (при этом традиционные элементы соседствовали с новаторскими, супрематизированными, см. Среди них были Алессандро да Паскуалини из Болоньи, воздвигавший укрепления в Гертогенбосхе (1542 г. ) и в Амстердаме (1545 г. ), а также учившийся в Италии нидерландец Себастьян ван Нойе, который, помимо крепостных укреплений, строил дворцовые здания и среди них дворец кардинала Гранвеллы в Брюсселе (около 1550 г. ). башни соборов и ратуш. Даниэля Маро. В конце XVI в. в политико-экономической жизни Нидерландов произошли существенные изменения. В этот период (2-я пловина XIX вв. ), В частности, "столбами" нидерландской архитектуры, спроектировали и построили яркие сооружения, были Адольф Леонард ван Гендт (Концертгебау, (1, новое здание Городского театра, 1894, оба – Амстердам) и Питер Кейперс (Рейксмузей, 1876.
Ромуальда в Мехельне (Малине), церквей св. Вместе с тем уже тогда Нидерланды впитывали все передовые достижения своих соседей.
В 1510 г. Генрих III Нассауский приказал построить в своей резиденции — замке в Бреде — галерею в духе галереи в Амбуазе (Франция). Для церковных построек севера наиболее характерна башня церкви св. Лейденское здание весов с его трехчастным делением фасада — более академично и сухо.
И живописные работы Вредемана де Вриза и его проекты свидетельствовали о том, что конструктивно-тектоническая сторона классического архитектурного стиля не была им понята достаточно глубоко. Другая группа состояла из более функционалистских зодчих – Март Стам (Mart Stam), Лендерт ван дер Флюгт (Leendert van der Vlugt) и Иоганнес Дейкер (Johannes Duiker). Сейчас я пишу архитектурный путеводитель по Минску для одного берлинского издательства. Этот прием акцентирования центра и введение аттикового этажа были повторены в большой пристройке к ратуше в Гааге в 1733 г. архитекторами Даниэлем Маро и Я. Б. Ксаверей (рис.
Северная церковь в Амстердаме явилась прообразом целого ряда подобных построек. Архитектура Бельгии) развивались совместно, затем — как отдельные.
В XVII в., когда масштаб торговых операций (особенно после основания Ост- и Вест-Индских торговых компаний, 1602 и 1626) неизмеримо возрос, возникают и более значительные хранилища товаров (например, в Амстердаме). Аудекерк, Делфт, XIII-XIV ст. К первым по времени ратушам в собственном смысле слова принадлежит ратуша в Брюгге (1376—1421 гг. ), по своим стилевым формам еще не выходящая за рамки средневекового зодчества (рис. Так, Рэм Коолхаас, один из наиболее известных и авторитетных современных голландских архитекторов, прямо заявляет: «Я не строю здания-трюки, я строю здания- эксперименты». Тесно прижатые друг к другу, они образовывали фронт застройки улицы или набережной.
Более свободная по объемной композиции ратуша в Миддельбурге, тлавном городе провинции Зеландии, построена в 1512—1518 гг. В основном сохранялась планировка города прежних времен. Каждая секция включала две самостоятельные двухэтажные квартиры с отдельными входами. 3, 1).
Так, например, украшение в виде гипертрофированного, неоархаического меандра можно обнаружить и в решении банка в Харлеме (арх.
Во 2-й половине XVIII в. ведущее место занял арх. К главным постройкам данного типа принадлежал пострадавший впоследствии от пожара комплекс амстердамского Адмиралтейства (1655). Строителем ее был крупнейший нидерландский архитектор 16 столетия Корнелис Флорис. Соответственно, все мои профессиональные взгляды складывались уже там.
ст. ). Лучшим образцом зодчества северных Нидерландов может считаться здание городских весов в Алькмаре (1582), созданное в период освоения новых форм ренессансного зодчества и потому сооруженное уже с использованием классических архитектурных форм.
Новейшими примерами являются модернистское здание Министерства жилищного обеспечения, планирования пространства и охраны окружающей среды (архитектор Хоохстад / Hoogstad) и постмодернистская здание Министерства здравоохранения, благосостояния и спорта (архитекторы Хравес / Graves) и Сутерс / Soeters). В проемах и их обрамлениях стрельчатые формы выражены слабо и вообще в гентской ратуше готика использована скорее в декоративном плане. Государство оказывает свое влияние на архитектуру, выступая в роли заказчика.
Особое место среди нидерландских ратуш XVI в. занимает ратуша в Генте. Победа над Испанией (1579) означала и победу прогрессивных сил страны над феодализмом — рождение первой в истории буржуазной республики в Европе, вступившей на путь мощного экономического и культурного подъема.
На площади возвышается 109-метровая колокольня Новой Церкви. Особенно значительные достижения на этом этапе принадлежат главе гарлемской школы архитекторов Ливену де Кею (1560 – 1627). Гудулы в Брюсселе и св. Сейчас очевидно, что голландская архитектура в своём подходе отнюдь не уникальна.
Интересно, что это перенимание (не заимствование) ренессансного искусства, в том числе и в архитектуре, было косвенным, ведь итальянцы или французы не работали в нидерландских городах, как скажем в Германии, то есть абсорбция нового происходила на местной почве силами местных же строителей, что неизбежно вело к трансформации архитектурных форм итальянского Ренессанса в нидерландской архитектуре.
К наиболее известным из них принадлежит портал Старого монетного двора в Дордрехте, который восходит к итальянским образцам, монументальный камин в Зале эшевенов ратуши в Брюгге (1528—1531) работы мастера Ланселота Блонделя и камин Зала Совета в городе Кампене (1543—1545), также в изобилии украшенный скульптурой, но отличающийся большим изяществом и чистотой стиля. От городов других европейских стран большинство нидерландских городов отличало обилие каналов, нередко служивших основными транспортными магистралями. Строились городские стены с мощными башнями и воротами, укрепленные мосты, деревянные и каменные дома с узкими фасадами, обычно в несколькими (чаще с 3) этажами с фронтонами, нередко довольно красочно оформленными.
К сожалению, образцы жилых сооружений 15 – 16 вв. Последними примерами являются модернистское здание Министерства жилищного обеспечения, планирования пространства и охраны окружающей среды (архитектор Хоохстад/ Hoogstad) и постмодернистское здание Министерства здравоохранения, благосостояния и спорта (архитекторы Хравес / Graves) и Сутерс / Soeters).
Отмечая в 1910-20-е наличие разнонаправленных тенденций, следует в целом зафиксировать постепенное движение амстердамской школы от декоративности ар-деко к пуризму, аскетизму авангарда (в отличие от советской архитектуры 1920-х). В XIII—XIV вв. Нижний рустованный этаж имеет три простых арочных проема. В современных работ голландских архитекторов также принадлежат проекты архитектурного бюро MVRDV – название образовано от инициалов создателей компании: Винни Мааса (Winy Maas, 1959), Якоба ван Рейса (Jacob van Rijs, 1964) и Натали де Врис Nathalie de Vries, 1965), который воплощает свои идеи по всему миру и отличается оригинальным подходом, который уже повлиял на современную архитектуру в целом. Применение кирпича в сочетании с белым камнем сообщает фасаду большую выразительность. Сильнее обнаружилась их зависимость от зарубежных образцов, в частности от французских.
Среди сооружений этого типа в 15—16 веках известны сохранившиеся в городе Мехельне (Малине) Дом цеха рыбаков (архитектор Ромбоутс Кельдерманс, умер в 1531 г. ) и Дом лосося (1530), а также Дом гильдии стрелков в Антверпене. В 1921 Мертенс возводит банк в Утрехте абсолютно а-ля Райт6. Суммируя новаторские идеи всей первой четверти века, выставка в 1925 г. в Париже стремилась стать возрождением довоенной архитектуры и после 15-летнего строительного перерыва обратилась к приемам «ардекоизации» (декорирования) 1900-10-х – барельефам СалливенаиРайта, пластике венского модерна и ордеру «протоардеко»1.
В этом небольшом скромном здании ощущаются простота и сила. Однако старые традиции здесь были еще сильны и их не сразу удалось вытеснить. 9, 1). В городской буржуазии все явственнее обозначается слой патрициата, представители которого захватывают ответственные муниципальные посты. 7, 2).
уцелели в очень небольшом количестве. В Новой церкви в Харлеме (1645—1649). Интересно, что это перенимание (не заимствование) ренессансного искусства, в том числе и в архитектуре, было косвенным, ведь итальянцы или французы не работали в нидерландских городах, как скажем в Германии, т. е.
Ранние деревянные склады уже в XVI в. начали заменяться кирпичными. Это заметно в ратуше в Энтхейзене (1688) и в пристройке к ратуше в Гааге (1733). Амстердам — столица Нидерландов. Фасад в изобилии насыщен скульптурными элементами. положение изменилось. По сравнению с новыми городскими площадями Италии, которые создавались по единому плану и были выдержаны в строгом единстве архитектурных форм (площадь Аннунциата во Флоренции, Капитолийская площадь в Риме), застройка площадей нидерландских городов, в частности Рыночной площади в Брюгге ч главных площадей в Брюсселе и Антверпене, носила более раздробленный и элементарный характер. Кроме исторических и культурных памятников, множество гостей привлекает знаменитый «квартал красных фонарей» напротив Центрального вокзала и великолепные торговые точки города — от «блошиных рынков» Ватрелуплейн и площади Спейн, «цветочных базаров» вдоль Сингл и Монетной площади (Mюнтплейн), до шикарных ювелирных магазинов Костер Даймондс, Амстердам Даймондс Сентр и других.
Рыночный комплекс Цварте Маркт, расположенный в 15 км. Так возникают постройки, в которых новые формы архитектуры причудливо соединяются с готической конструктивной основой, например здание Канцелярии городского суда в Брюгге (1534 – 1537, архитектор Христиан Сиксденье) – небольшая двухэтажная постройка, расположенная на Рыночной площади рядом с внушительным зданием средневековой ратуши. 1).
К. де Базель, 1919). Обилие воды в сочетании с зеленью придавало городским улицам большую живописность. Эти тенденции ярко выступают в небольшом здании весов в г. Гауде (1668, арх. В Нидерландах XV—XVI вв.
Берлаге (1898). Вместо традиционной высокой башни над средокрестьем высится двухъярусная башенка. Стевен Веннекул), где появляется бельэтаж, вводятся на углах рустованные лизены, центр акцентируется раскреповкой и изящным парапетом, трехчастной группировкой неравных окон и выступом балкона над входом (рис. Двухэтажное здание с фасадом в шесть оконных осей снабжено двумя входными порталами.
Возникает интерес к теории архитектуры, приводятся труды Витрувия и Серлио. Интерес к новому стилю постепенно усиливался. Основным материалом для возведения зданий в голландском стиле традиционно был кирпич. Оконные и дверные обрамления нередко украшались резьбой.
Так, в Делфте в начале XVII в. был реконструирован арх. Таков монументальный трехсекционный склад с трапециевидным щипцом.
11, 7). Но подобное суждение будет несправедливо. Двухкомнатные квартиры потем временам поражали удобством икомфортом, правда, поначалу мыться нужно было в общей бане, которая стояла вцентре квартала-блока, потом в квартирах сделали индивидуальные ванны.
был вплотную пристроен меньший по высоте фасад капеллы Святой крови. Так, основная часть памятников голландского ар-деко (а из них лишь половина находится в Амстердаме) была создана еще до выставки в Париже (после 1925 г была построена лишь его десятая часть). Х. Мертенс, 1920) и на фасаде более позднего амстердамского памятника. ратуша в Ауденарде, архитектор Хендрик ван де Педе (рис.
Наиболее интересное сооружение самого Ливена де Кея- Мясные ряды в Гарлеме (1601 – 1603) – пример характерного для Голландии монументально-художественного решения торговой постройки, в которой торжественная представительность сочетается с практической целесообразностью.
К их числу принадлежит созданный ван Кампеном при сотрудничестве П. Поста так называемый Маурицхейс в Гааге (1633 – 1635), небольшое дворцовое сооружение, один из фасадов которого омывают воды красивого озера. Государство оказывает свое влияние на архитектуру, выступая в роли заказчика. Этот тип иногда сочетается с двумя односекционными, образуя более сложную группу (рис. Лишь через 15 лет, последовавшая после возведения биржи Берлаге, строительная пауза увенчалась созданием Шипвортхауса, раннего и предельного в своей сложности шедевра амстердамского ар-деко (архитектор Ван дер Мей, 1913).
по проекту Антониса Кельдерманса Старшего из Мехельна и не менее роскошная ратуша в Оденарде (1525) изящный фасад которой, опирающийся на галерею со стрельчатыми арками, принадлежит к самым роскошным в Бельгии. Очевидно предрекают стилистику ар-деко: Транспортное управление (арх. Подобное расположение определяет некоторые особенности их общего композиционного решения. Среди факторов, которые обусловили эти процессы, – как чисто объективные (географическое расположение, разные природные условия, близость к воздействиям соседних государств и т. п. ), так и субъективные (разницы в развитии образовательных центров, наличие архитекторов и строителей школ и т. д. ).
Деревянное жилое строительство, широко распространенное в Нидерландах в эпоху средневековья, а в северной части страны занимавшее даже господствующее положение, осуществлялось в больших масштабах и в XV—XVI вв. Ранняя орнаментальная гравюра мастера И. Г. (1522), несмотря на значительные влияния ренессанса, вовсе не играет здесь такой роли, как в Германии.
В небольшом кубовидном дворце Маурицхёйз (1633, арх. В его амстердамском жилом доме Койманса (1624) широкий фасад лишен фигурных парапетов и других пережитков средневековья. Три ступени этого развития можно различать по всей линии.
Это очень ярко отразилось на городской планировке. В городе с небоскребами жить неуютно, на улицах процветает преступность. Антонио да Сангалло).
Таковы, например, Большие мясные ряды в Генте (рис. То же стремление к парадности выражено в проекте жилого дома XVIII в. арх. Ни в 15, ни в 16 вв. 10, 1).
Строительными материалами в сельских местностях были камень, кирпич и дерево. Главными произведениями ясно выраженного смешанного стиля являются живописный двор епископских палат в Лютгихе, теперь здания суда, с низкими, богато украшенными колоннами стиля канделябров, выстроенный Эраром ван дер Марком и Франсуа Борее, затем большая дворовая галерея Антверпенской биржи (1531), проникнутая не столько формами ренессанса, сколько его пропорциями, построенная Домиником де Вагемакере, завершителем шпиля башни Антверпенского собора и Полем Снейдинксом и возобновленная после пожаров 1581 и 1858гг., — наконец, построенная Иоганном Валлотом и Христианом Сиксденье великолепная канцелярия, «La Greffe», в Брюгге (1535–1537), богатый, тяжелый ранний ренессанс которой на раскинувшихся фронтонных сторонах отягчен еще готическими краббами. Постройка ратуши имела важное градостроительное значение. Особенностью жилых домов в городах Нидерландов (так же как и ряда других стран Европы) были очень большие оконные проемы, забранные частыми переплетами. Автором этого произведения был утрехтский скульптор Колейн де Ноле. Это двухэтажная постройка с широкими окнами по трем осям, с трехъярусным фронтоном.
Примером такого рода сооружений может служить Трипенхейс (дом братьев Трип) в Амстердаме (архитектор Юстус Винкбонс). Город был окружен новыми стенами с рядом ворот со шлюзами и подъемными мостами. В стране возникло множество арт-групп, которые продвигали свои взгляды на развитие искусства, в частности и архитектуры. Так, архитекторы-экспрессионисты Мишель де Клерк и Пит Крамер были тесно связаны с «Амстердамской школой». В качестве строительных материалов для них служили камень, кирпич, дерево. Именно там воспитывается понимание того, что современная архитектура, пусть самая поэтичная, невозможна вне рамок основательного владения инженерными науками и именно они позволяют в реальности, а не на бумаге, создавать искомую красоту архитектурного произведения. Наверное, такая архитектура и может возникнуть только в стране, где вместо «землепроходцев» – «землесоздатели», причем эта новая земля отвоевывается у моря, в том числе и для того, чтобы засадить ее тюльпанами.
Все же и в этих комплексах присутствует организующее начало, которое позволяет говорить о сложении определенного ансамбля, хотя и стоящего на более ранней исторической ступени, нежели ансамбли итальянских зодчих. 9, 10). приграничье современных Нидерландов и Бельгии. В этот период (вторая половина XIX века), в частности, «столпами» нидерландской архитектуры, спроектировавшими и построившими яркие сооружения, были Адольф Леонард ван Гендт (Концертгебау, новое здание Городского театра, оба— Амстердам) и Питер Кейперс (Рейксмузей Центральный вокзал в Амстердаме).
10). Значительно больший по величине морской магазин с корабельной верфью был построен в 1661 г. Ост-Индской компанией в Амстердаме (рис. В узких простенках между ними плоские пилястры, во втором этаже тосканского, в третьем — ионического ордера.
Там я закончил школу, а потом университет. Различные области страны были развиты неодинаково. Этот зал обычно располагался на втором этаже. 3, 2). В простых по планам и по общему композиционному решению постройках X. де Кейсера – Южной (1603 – 1614) и Западной (1620 – 1630) церквах Амстердама – отдельные мотивы восходят то к барочным, то к классицистическим образцам.
В. Дудок, создатель ратуши в Хилверсуме (1928), превратит эту башню в шедевр авангарда9. Но и симбиоз авангарда и ар-деко очевиден в застройке Амстердама на множестве примеров7.
Проект здания (строительство его не было закончено) был составлен в формах, близких к флорентийскому Ренессансу (рис. Изменились главным образом формы архитектурного декора фасадов и интерьеров. Если ренессансные площади Италии обычно формировались из немногих крупных объемов, то застройка площадей Брюсселя и Антверпена в своей значительной части состояла из множества узких фасадов, каждый из которых выделялся богатством декоративной фантАзии и необычайной тщательностью исполнения самых мелких деталей. По-видимому, городские власти не ставили перед строителями задачи создания очень большого монументального сооружения, так как в Брюгге уже имелось такое здание — знаменитые торговые ряды с венчающей их огромной городской башней. Города имели развитую сеть каналов.
В этих условиях Нидерланды явились для империи Габсбургов настоящим золотым дном. Для церковных построек севера наиболее характерна башня церкви св. Хендрик де Кейзер). Впечатление торжественности усиливали украшающие ратушу скульптурные композиции. 3, 3).
На архитектуру Нидерландов этого периода так называемого северного (или нидерландского) Возрождения значительно повлияли внешние и внутренние политические, экономические и религиозные факторы. Так, считается, что период наивысшего развития архитектуры Нидерландов совпал с политическим триумфом государства — так называемым «золотым веком» Республики Соединенных провинций и в частности XVII веком, когда в стране активно застраивались города, осуществлялись амбициозные градостроительные проекты, в частности строились многочисленные каналы, как в Амстердаме, тогда же в стране творили известные местные архитекторы, во многом в это время сформировался современный архитектурный облик нидерландских городов. Они отличаются необычной конструкцией — их верхняя и нижняя части могут открываться как одновременно, так и независимо друг от друга.
Бавона (так называемой Большой церкви) в Гарлеме (конец 15—начало 16 в. ), завершенная в 1520 г. По голландской традиции она поставлена над средокрестием и сооружена из дерева, что в сочетании со сложной архитектурной разработкой придает большую легкость четырем ее восьмигранным ярусам, увенчанным ажурной луковичной главкой. Обширность площади и характер пропорций расположенных на ней цеховых домов оттеняют размеры и крупный масштаб ратуши. 14). Здание вошло в общий фронт застройки улицы. Кровля обычно была соломенная, впоследствии в покрытии жилой части применялась черепица.
Йозефа, Гронинген, 1886). Обычно это многоэтажные постройки с планом в виде каре и большим внутренним двором. Новые веяния в архитектуре появляются в работах арх. Большое значение в экономике страны имело интенсивное сельское хозяйство.
рис. 3, 18). В его же доме Поппена в Амстердаме (1642) лестница уже заключена в каменную клетку. Романский стиль, складывавшийся под влиянием рейнских областей, Ломбардии и Северной Франции, царивший на Нижних землях в XI – в середине ХИИИ веках. Возможно, что составителем проекта был Гюйо де Борегар, ошибочно смешиваемый со скульптором Гюйо де Бограном.
Простой кубический объем без обычных для голландского классицизма пилястр и ризалитов завершен со стороны двух основных фасадов (на площадь и канал) классическими фронтонами. Из самых современных работ голландских архитекторов — проекты архитектурного бюро MVRDV — название образовано от инициалов создателей компании: Винни Мааса (Winy Maas, 1959), Якоба ван Рейса (Jacob van Rijs, 1964) и Натали де Врис Nathalie de Vries, 1965), которое воплощает свои идеи по всему миру и отличается оригинальным подходом, который уже повлиял на современную архитектуру в целом. Именно со 2-й четверти XVII столетия, начала «золотого века» Голландии, господствующей стилистической системой становится «голландский» классицизм исходящий от позднеренессансной школы Палладио. Более органично принципы готического и ренессансного зодчества объединены в архитектурных формах монументального двора во Дворце правосудия (бывшем дворце епископа) в Льеже (двор сооружен в 1526 – 1540 гг. ). Естественно, такая архитектура невозможна без блестящих инженеров, поколения которых воспитывались в таких не прощающих инженерных огрехов сферах деятельности, как судостроение и, главное, создание польдеров (отвоеванных у моря территорий), составляющих сегодня существенную часть поверхности Голландии. по их пути пойдут создатели американского ар-деко12.
— Санта Мариа делле Карчери в Прато (арх. Для меня и многих других Голландия – колыбель современной архитектуры.
Гудулы в Брюсселе и св.
7, 1).
Так, считается, что период наивысшего развития архитектуры Нидерландов совпал с политическим триумфом государства – так называемым «золотым веком» Республики Соединенных провинций и в частности XVII веком, когда в стране активно застраивались города, осуществлялись амбициозные градостроительные проекты, в частности строились многочисленные каналы, как вАмстердаме (см. 3, 5 и 6).
Между внешним обликом здания и его действительной структурой есть противоречие. 16). Такое решение несколько повышает значение боковых фасадов, но при этом сохраняется безусловное господство главного фасада. к северу от города, считается самым большим рынком в Европе. Романский стиль складывался под влиянием рейнских областей, Ломбардии и Северной Франции, царившем на Нижних землях в XI— середине XIII веках.
Так называемый дом цеха рыбаков Ромбоута Кельдерманса в Мехельне на своих позднеготических оконных карнизах имеет уже раковины в стиле ренессанса, а его последнее произведение, здание на углу рынка в Мехельне (1529), теперь отведенное под музей, украшено медальонами в стиле ренессанса. Был реконструирован центр города — площадь Дам. Подобная приверженность к прошлому, казалось бы, неожиданная для страны столь бурного экономического и общественного развития, как Нидерланды, объясняется двумя факторами. В качестве образца применения классицистических форм в торговых постройках может быть названо здание городских весов в Гауде (1667 архитектор П. Пост). 11, 3 12, 7). В ратуше в Маастрихте (1659—1684, рис. Однако господствующей в нидерландских городах неотвратимо становилась готика (замок Риддерзаал, Гаага XIII века Аудекерк, Делфт, XIII-XIV вв. ) В Северных Нидерландах с их болотистыми грунтами и нехваткой природного камня получила значительное развитие так называемая «кирпичная готика», были разработаны облегченные покрытия, в том числе деревянные своды (Синт-Якобскерк, Гаага Аудекерк, Амстердам).
Занимая почти целиком одну из сторон главной площади Брюсселя (Гран-плас), ратуша помещена в окружении гильдейских и цеховых домов, узкие дробные по членениям фасады которых подчеркивают ее масштаб. И все же, мне никогда не удавалось избавиться от привязанности к родной земле, к Беларуси. Возникает интерес к теории архитектуры, переводятся труды Витрувия и Серлио. обнаруживались чрезвычайно сильно выраженные светские элементы.
С началом Ренессанса такое положение оказалось весьма благоприятным: готическая традиция не имела всеподавляющей силы, а достижения готического искусства (прежде всего интерес к внутреннему миру человека, чувство взаимосвязи между отдельным человеком и миром и внимание к окружающей человека реальной среде) создали основу для искусства следующей эпохи. В очертаниях проемов и оконных переплетов долго сохранялись разнообразные готические формы, чаще других — придавленная «тюдоровская» арка и мотивы в форме трилистника. В 1577 г. он выпустил составленный по Витрувию трактат об архитектуре.
7). За домом обычно располагался крохотный дворик. Первый этаж главного фасада занимает арочная галерея.
Первоначально эти новые элементы появились в архитектуре малых форм, зачастую включаясь в традиционный готический ансамбль. Самым главным сооружением нового стиля стала знаменитая ратуша в Антверпене (1560 – 1564). Теперь сюда приезжают посмотреть на новейшую голландскую архитектуру. Якова ван Кампена. Впрочем чертами «протоардеко» обладает лишь угловая башня, но не центральная часть здания.
Ядро здания — храмовидный купольный зал (в плане греческий крест), завершенный восьмигранным фонарем, носит мемориальный характер роспись его стен прославляет своими аллегориями деятельность представителя Оранского дома — Фридриха Генриха. Г. де Кейсером ансамбль рыночной площади и перестроена ратуша. И если здание Бюнгехаус в Амстердаме (1934) является стандартным для своего времени примером ар-деко, то первые образцы этого стиля возникают в Голландии еще в начале 1920-х. Подобные же издания выпускал его брат Якоб Флорис. Кроме того, географическими Нидерландами нидерландская архитектура не ограничивалась и после образования Республики Соединенных провинций, ведь будучи колониальной метрополией, Нидерланды насаждали свои администрацию, культуру, язык и архитектуру в том числе в колониях, в частности, в больших колониальных ячейках Индонезии, на ряде карибских островов— к примеру историческое ядро Виллемстада на Кюрасао, что представляет удивительно яркое «прочтение на месте» нидерландской архитектуры именно благодаря оригинальности занесено в Всемирного наследия ЮНЕСКО. неоднократно претерпевавшие изменения (рис.
Так, подъем экономики и политики вел к обогащению и росту нидерландских городов их развитию и первую очередь, строительству светских сооружений (ратуши, склады, торговые ряды и др. ), обособлению национальных художественных, в том числе и архитектурных традиций Реформация привела к возведению новых— протестантских храмов, которые уже не несли в себе значительный готический элемент, а были ренессансными (Зюдеркерк, Амстердам, 1603— 11, первая реформистская церковь в городе арх. Значительную часть городской территории занимала жилая застройка. В XV—XVI вв. Это сооружение явилось предшественником жилого дома братьев Трип (1660—1662) в Амстердаме арх.
Кроме того, Кельдерманс в 1517г. Во внутреннем дворике на уровне второго этажа проложена «вторая улица» — сплошной балкон. Голландская архитектура 1910-20-х (обычно обозначаемая термином амстердамская школа) четко делится на три части: это развивавшиеся одновременно авангард (произведения Дудока, Ритвельда), ар-деко и фантазийный стиль, полный свободной, смягченной пластики (работы Де Клерка, Крамера). «Семь провинций, объединившихся в Федеративную Голландскую республику (соединенные провинции Нидерландов), в течение немногих десятилетий обогнали в своем развитии все другие европейские страны и обратились в образцовую капиталистическую страну XVII столетия». известны: Дом свободных корабельщиков в Генте (1530—1531 гг., архитектор X. ван ден Берге), Дом Лосося в Мехельне (1530—1534 гг., архитектор Ян Борреман), а также Дом гильдии стрелков в Антверпене (рис. Наряду с особняками строились и дома для рабочих.
Города Нидерландов рано (уже к XIII в. ) достигли огромного экономического значения прежде всего как торговые и промышленные и в упорной и длительной борьбе добились права на самоопределение. Интересно создавать целые кварталы. Во-первых, в Нидерландах в отличие от Италии отсутствовала плодотворная античная традиция.
Узкие простенки заняты стоящими на консолях статуями под традиционными коническими балдахинами стены угловых башенок и сложные пинакли также сплошь покрыты рядами статуй. Питера Поста (рис. Но самые замечательные градостроительные мероприятия были проведены в торговой столице Голландии — «Северной Венеции» — Амстердаме — месте средоточия передовой науки и искусства. Так, считается, что период наивысшего развития архитектуры Нидерландов совпал с политическим триумфом государства— так называемым «золотым веком» Республики Соединенных провинций и в частности XVII веком, когда в стране активно застраивались города, осуществлялись амбициозные градостроительные проекты, в частности строились многочисленные каналы, как в Амстердаме (см.
Подобный тип односекционного склада с ярусным расположением загрузочных и оконных проемов лег в основу двух- и многосекционных типов и таких крупных комплексов, как «морские магазины». Примером подобного решения может служить площадь в Гауде (рис. Это было время, когда активно росли города, развивалась промышленность (заложены основы промдизайна), происходило культурный и образовательный подъем, строились и реконструировались городские очаги культуры — музеи, театры, публичные библиотеки).
Государство оказывает своё влияние на архитектуру, выступая в роли заказчика. Для Райта произведения с геном ар-деко (в первую очередь, это Юнити темпл, 1906) были исключением и именно архитекторы Амстердама первыми ощутили потенциал этой новой эстетики и стали ее развивать. 11).
Ратуши возводились на главной городской площади и являлась ее доминантой. Бесспорно, на развитие зодчества на территории современных Нидерландов имели огромное влияние ранняя урбанизация, высокая (исторически одна из самых высоких в мире) плотность населения и постоянная борьба за землю (осушки земель, строительство каналов) также на архитектуру влияло общее историческое развитие — войны иностранное господство, Реформация, экономические подъемы и стагнации. Этому весьма способствуют правительственные программы правительства, поощряющие творчество интеллектуалов и новаторов от архитектуры.
И строительная и культурная. В XVII в. возникают загородные резиденции как пережиток замкового строительства, среди которых особо примечателен Хёйс тен Бос («Дом в лесу», 1647) близ Гааги, арх. В других типах архитектурных сооружений ценные постройки появляются лишь эпизодически. нидерландское искусство не сосредоточивало внимания на образе героической личности (как это было в Италии) и не пришло к утверждению безраздельного господства человека (косвенно это обстоятельство проявилось в отсутствии попыток теоретического осмысления жизни, мира столь характерные для итальянцев 15—16 вв. Ромуальда в Мехельне (Малине), церквей св.
Крупнейший из них – Даниэль Маро Старший (ок. Центрами его были долины рек Мааса — т. е. Однако господствующей в нидерландских городах неотвратимо становилась готика (замок Риддерзаал, Гаага XIII века Аудекерк, Делфт, XIII—XIV века) В Северных Нидерландах с их болотистыми грунтами и нехваткой природного камня получила значительное развитие так называемая «кирпичная готика», были разработаны облегченные покрытия, в том числе деревянные своды (Синт-Якобскерк, Гаага Аудекерк, Амстердам). Из самых современных работ голландских архитекторов— проекты архитектурного бюро MVRDV— название образовано от инициалов создателей компании: Винни Мааса (Winy Maas, 1959), Якоба ван Рейса (Jacob van Rijs, 1964) и Натали де Врис (Nathalie de Vries, 1965), которое воплощает свои идеи по всему миру и отличается оригинальным подходом, который уже повлиял на современную архитектуру в целом.
1, 2). Несколько тяжеловесная мощь ее прототипов — средневековых готических беффруа— уступила здесь место стремительному взлету легких динамических форм. Так возникают постройки, в которых новые формы архитектуры причудливо соединяются с готической конструктивной основой, например здание Канцелярии городского суда в Брюгге (1534—1537, архитектор Христиан Сиксденье)— небольшая двухэтажная постройка, расположенная на Рыночной площади рядом с внушительным зданием средневековой ратуши.
10, 4). Идеи же ар-деко практически синхронно возникают по обе стороны океана.
Весь фасад кажется огромной стеклянной решеткой. Именно в этот период начало складываться то, что можно назвать голландской школой современной архитектуры. Если не считать скромной по размерам башни, главный фасад ни по размерам, ни по масштабности членений не превосходит боковые фасады и главенства его архитектор добивается несколькими сдержанными акцентами в его пластической композиции.
К сожалению, образцы жилых сооружений XV—XVI вв.
Ранняя (северная) часть ратуши выходит главным фасадом на одну из вливающихся на площадь улиц, а боковым фасадом — на площадь, где к нему вплотную примыкает фасад новой (восточной) части. не сохранились и реконструируются на основании косвенных данных. 22). «неороманика второй волны» не могла еще в полной мере определить стиль 1920-х и только Сааринен сделает решительный шаг от ретроспекции к новации ар-деко10. Кроме того, географическими Нидерландами нидерландская архитектура не ограничивалась и после образования Республики Соединенных провинций, ведь будучи колониальной метрополией, Нидерланды насаждали свои администрацию, культуру, язык и архитектуру в том числе в колониях, в частности, в больших колониальных ячейках Индонезии, на ряде карибских островов — к примеру историческое ядро Виллемстад на Кюрасао, что представляет удивительно яркое «прочтение на месте» нидерландской архитектуры именно благодаря оригинальности занесен в Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Интенсивный рост города, особенно в XVII в. вызывал попытки расширения и упорядочения его застройки (планы 1544, 1597, 1625 гг. ). Это обычно высокие—до пяти этажей — здания с узкими фасадами и очень высокой кровлей, фронтон которых включает еще один-два мансардных этажа.
Флорис дал новое творческое претворение мотивам, характерным для готической стилевой системы. Выделяется центральный ризалит со скульптурной орнаментикой вокруг высокого оконного проема. Располагавшие более благоприятными природными условиями южные области (на территории современной Бельгии) отличались большей плотностью населения, нежели бедный ресурсами север.
Безусловно, на развитие зодчества на территории современных Нидерландов имели огромное влияние ранняя урбанизация, высокая (исторически один из самых высоких в мире) щильинсть населения и постоянная борьба за землю (осушки земель, строительство каналов) и на архитектуру влиял общее историческое развитие – войны иностранное господство, Реформация, экономические подъема и стагнации. В интерьерах богатое убранство сочеталось с уютом.
Аккуратные и добросовестные голландцы из-за природных особенностей страны, вынужденные постоянно решать непростые инженерные задачи и в строительстве домов на первое место ставили математическую точность. В Северной церкви в Амстердаме (1620—1623) де Кейсер решительно переходит к центрической крестообразной композиции, достигая единства между требованиями культа и архитектурно-пространственной формой (рис. На архитектуру Нидерландов этого периода так называемого северного (или нидерландского) Возрождения значительно повлияли внешние и внутренние политические, экономические и религиозные факторы. На архтектуру Ндерландв цього пероду так званого пвнчного (або ндерландського) Вдродження значно вплинули зовншн внутршн полтичн, економчн релгйн чинники. Центрами его были долины рек Мааса— то есть приграничье современных Нидерландов и Бельгии.
3), в своих сохранившихся частях представляется более раздробленной и элементарной. Романский стиль складывался под влиянием рейнских областей, Ломбардии и Северной Франции, царившем на Нижних землях в XI— середине XIII веках. — Совсем неправильно, — повторяет Сетерс иобъясняет.
14). Йозефа, Гронинген, 1886). 11 6 13, 2). Новый классический стиль начинает проникать в архитектуру зданий общественного характера. Здесь тесно соседствует скромная декоративность и бытовая практичность.
Во всем этом сказывается французское влияние, начинающее проникать в Голландию с конца XVII в., после отмены во Франции Нантского эдикта. ст., нынешний вид – XI в. ). До середины XVIв. ст. ).
Наряду с иностранцами в качестве проводников нового стиля выдвигаются и местные мастера. 12). Архитектура Бельгии) развивались совместно, затем— как отдельные. Характерным отличием современной голландской архитектуры от архитектуры других европейских стран является то, как она «оживляет» общепринятую сегодня в Европе рациональную архитектуру художественной составляющей.
Вся фантазия мастеров сконцентрирована на отдельных деталях, пластических акцентах фасада. Автором этого произведения был утрехтский скульптор Колейн де Ноле. Расширен и фронт застройки фасада по улице. В XV—XVI вв.
Среди факторов, которые привели к этим процессам, — как сугубо объективные (географическое положение, разные природные условия, близость к воздействиям соседних государств ит. п. ), так и субъективные (разницы в развитии образовательных центров, наличие архитекторов и строителей школ ит. д. ). К тому моменту, как я перебрался в Голландию, а это было в 2008 году, этот интерес был довольно традиционным. 17). Повторю, такой архитектуры очень много почти во всех европейских странах.
До середины XVI в. позиции позднеготической архитектуры оставались еще очень сильными. Г. де Кейзер). К наиболее известным из них принадлежит портал Старого монетного двора в Дордрехте, который восходит к итальянским образцам, монументальный камин в Зале эшевенов ратуши в Брюгге (1528—1531 гг. ) работы мастера Ланселота Блонделя и камин Зала Совета в городе Кампене (1534—1545 гг. ), также в изобилии украшенный скульптурой, но отличающийся большим изяществом и чистотой стиля.
Более ранняя часть сооружена в формах готики в 1518—1535 гг. В церковном строительстве нидерландская архитектура 15 – 16 вв. позиции позднеготической архитектуры оставались еще очень сильными. Примером подобного решения может служить площадь в Гауде.
Лучшим образцом зодчества северных Нидерландов в постройках такого рода может считаться здание городских весов в Алькмаре (1582 г. ), созданное в период освоения новых форм ренессансного зодчества, уже с использованием классических архитектурных форм (рис. Замкнутая стрех сторон площадь превращалась в своего рода парадный двор, в глубине которого новое здание представало в спокойном величии своего протяженного фасада с типичными для классицизма тремя ризалитами и фронтоном по главной оси небольшая башенка над ним (как пережиток дозорных башен средневековых ратуш) создавала выразительный осевой акцент.
Расположенные на узких (8, 5 м), вытянутых в глубь квартала участках, они выходят единым фронтом фасадов на улицу. Об этом говорят и сами голландские архитекторы. В это время возникает и философское учение Спинозы. В членениях главного фасада господствует горизонталь. И не только для того, чтобы ими любоваться. В постройках конца XVII и 1-й половины XVIII в. обнаруживается французское влияние.
Особенностью жилых домов в городах Нидерландов (так же как и ряда других стран Европы) были очень большие оконные проемы, забранные частыми переплетами. Внутри здание ратуши подверглось перестройке. Петра в Левене.
фирма Шульц и Вьивер, 1930)2. Особый тип складов («магазины») возник во 2-й половине XVII в. в Амстердаме.
Последними примерами являются модернистское здание Министерства жилищного обеспечения, планирования пространства и охраны окружающей среды (архитектор Хоохстад / Hoogstad) и постмодернистское здание Министерства здравоохранения, благосостояния и спорта (архитекторы Хравес / Graves) и Сутерс / Soeters). 15). не оставила крупных памятников культового характера.
Гуслей, продолживший традиции голландского классицизма XVII в. Это заметно в его общественном здании «Феликс Мерите» (1789) в Амстердаме с концертным залом, залом собраний и парадной лестницей между ними (рис. Наиболее значительной по масштабам церковной постройкой Нидерландов явился огромный семинефный собор в Антверпене (1352 – 1616) с колоссальной (ок. В доме на Кайзерграхт в Амстердаме (1639) арх. В самой верхней точке фронтона обычно устанавливалась статуя. Но усыпальницу Вильгельма Оранского можно посетить. Более органично принципы готического и ренессансного зодчества объединены в архитектурных формах монументального двора во Дворце правосудия (бывшем дворце епископа) в Льеже (двор сооружен в 1526—1540 гг. ).
Во всяком случае, у меня было много знакомых в этой среде. Наивысшего политического могущества нидерландские города достигли в XIII—XIV вв. Строились городские стены с мощными башнями и воротами, укрепленные мосты, деревянные и каменные дома с узкими фасадами, обычно в несколькими (чаще с 3) этажами с фронтонами, нередко довольно красочно оформленными.
В XV-XVIIвв. В более богатом убранстве здания, стройных пропорциях (основу соразмерности здания составляет высота пилястр) и появлении мезонинных окон сказывается французское влияние. Крупнейший из них – Я. ван Кампен (1595 – 1657) был автором самого значительного памятника голландской архитектуры – амстердамской ратуши (1648 – 1655).
3, 4). Ромуальда в Мехельне, церквей св.
Гуслея — ратуши в Гронингене (проект 1774) и Веспе (1772—1776). Значительную часть городской территории занимала жилая застройка. Характерны Святые ворота в духе голландского классицизма (рис. К выдающимся мастерам голландского классицизма относятся Якоб ван Кампен, Питер Пост и братья Юстус и Филипп Винкбонс.
Храмовая готическая архитектура Нидерландов с самого начала ориентировалась на образцы больших соборов, возведенных в соседних областях Франции, — Артуа, Пикардии и Шампани. Один из красивейших образцов ранней готической архитектуры в Нидерландах — коллегиальная церковь Нотр-Дам в Динане на реке Маас (ныне Бельгия). Нижний этаж ратуши решен в виде арочной галлереи — мотив, также восходящий к прославленным зданиям средневековых городских торговых рядов Ипра и Брюгге, но здесь приобретший иное содержание поскольку торговых помещений в ратуше не было, аркада нижнего этажа выполняла в основном декоративно-представительные функции. Центрами его были долины рек Мааса – то пограничья современных Нидерландов и Бельгии. Это вообще европейский мейнстрим, просто случайно так вышло, что мы раньше узнали о Голландии.
Алшлагер, 1929). Новый классический стиль начинает проникать в здания общественного характера. Тогда, в эпоху финансовых пузырей такая стратегия срабатывала.
Искусство кирпичной кладки в сочетании с деталями из белого камня и бетона будет воспринято ар-деко Америки (например, порталы нью-йоркских небоскребов архитектора Р. Уокера). Эволюция голландского зодчества 17 века делится на три основных этапа. О сооружениях такого рода дает представление проект морского магазина арх.
Однако старые традиции здесь были еще сильны и их не сразу удалось вытеснить. Здание мясного рынка в Делфте (около 1660) с явными чертами голландского классицизма, обладает ярко выраженной спецификой, отвечающей назначению сооружения (рис.
Среди факторов, которые привели к этим процессам, — как сугубо объективные (географическое положение, разные природные условия, близость к воздействиям соседних государств и т. п. ), так и субъективные (разницы в развитии образовательных центров, наличие архитекторов и строителей школ и т. д. ). Государство оказывает свое влияние на архитектуру, выступая в роли заказчика. Соотношение между культовым и светским зодчеством оставались в пользу второго. Я. ван Кюйт, 1933). рис.
Первым нидерландским теоретиком архитектуры был художник и гравер Питер Кук ван Альст (1502—1550 гг. ). Однако т. н. Фасад в изобилии насыщен скульптурными элементами. Но геометризация, супрематизация декора в голландском ар-деко не имела отношения к неоацтекской эстетике, она была плодом собственной пластической фантазии (например, здание городской администрации в Амстердаме, архитектор Н. Лансдорп, 1925). Главный вход в виде сдвоенного портала также отодвинут к углу здания. Балясинки, акантовые чашечки и носители венков являются в 1520г.
в 1531г. ), архитектор КарлаV. Это грандиозные торговые ряды, которые воспринимались как свидетельство его экономической мощи, с возвышающейся над ними громадной башней городского колокола (беффруа), традиционным символом городских вольностей. Истоки, как мне кажется, берут свое начало еще от движения modern movement в начале 20-х годов, когда советский авангард распространился по всему миру и воспитал единомышленников. 3, 8). В тех же формах сооружена в 1526—1537 гг. В небольшом скромном здании ощущается простота и сила.
Однако период 1900-х не стал в Амстердаме периодом расцвета флористичного (франко-бельгийского) модерна, как в иных европейских столицах. не оставила крупных памятников. Хейкелом, 1918) в Утрехте и Нидерландский торговый дом в Амстердаме (арх.
Молодым архитекторам предоставляется возможность экспериментировать при строительстве и расширении городов. В качестве примера такого воздействия можно привести монументальную ратушу в городе Эмдене (Германия), построенную в 1574—1576 гг. Ему принадлежат переводы Витрувия (издан в 1539 г. ) и трактатов Серлио (1540-е гг. ).
по проекту одного из крупнейших зодчих этого времени, работавшего при дворе Карла V, архитектора Ромбоутса Кельдерманса (умер в 1531 г. ), брата Антониса Кельдерманса, строителя ратуши в Миддельбурге.
В 1628 г. арх. Здание приобретает светский характер. Другой известной постройкой является так называемый Хейстен-Босх близ Гааги (архитектор П. Пост) – своеобразного типа загородный дворец.
Два верхних этажа в изобилии насыщены скульптурными элементами. Строителем ее был крупнейший нидерландский архитектор 16 столетия Корнелис Флорис. При небольшой затрате ценного материала здания оказывались очень нарядными. В Восточной церкви нет кольцевого обхода и внутреннее пространство едино.
В длительной борьбе с испанским господством, вылившейся в могучее освободительное движение против феодального строя и его оплота — католицизма, Северные Нидерланды (Голландия) обрели свою независимость, в то время как Южные (Бельгия) остались под гнетом Испании. А. ван Гравенсанде, рис. Ее отличают монументальность, огромный масштаб сооружения. Б. Ф. Дрейфхаут, рис. Это были высокие (до 5 этажей) узкие и глубокие здания, торцы которых нередко выходили на соседнюю улицу (рис. Иной характер носит архитектура центральной части фасада.
Это очень ярко отразилось на городской планировке. Фасад Канцелярии городского суда дает пример готической конструкции в своеобразном ренессансном оформлении ее каннелированными полуколоннами импостами с медальонами, орнаментированным фризом с мотивами ренессансного характера.
Важное место в застройке занимали жилые дома городского бюргерства. Дефицит площади вынуждает строить мало, но плотно. У них в период так называемого «Каролингского Возрождения» возводили церкви-базилики— например, Базилика святого Серватия в Маастрихте (X—XVI века), что является старейшим действующим храмом Нидерландов и редким образцом романского стиля реже возводили центрические капеллы (капелла дворца Валкгоф в Неймегене, которая была построена, вероятно, в VIII—IX веках, нынешний вид— с XI века). Так, пднесення економчне полтичне вело до збагачення зростання ндерландських мст, хньо розбудови, першу чергу, будвництво свтських споруд (ратуш, склади, торгов ряди тощо), вдособлення нацональних мистецьких, зокрема архтектурних традицй Реформаця призвела до зведення нових – протестантських храмв, як вже не несли в соб значний готичний елемент, а були ренесансними (Зюдеркерк, Амстердам, 1, перша реформстська церква у мст арх.
За домом обычно располагался крохотный дворик. По сравнению с новыми городскими площадями Италии, которые создавались по единому плану и были выдержаны в строгом единстве архитектурных форм (площадь Аннунциата во Флоренции, Капитолийская площадь в Риме), застройка площадей нидерландских городов, в частности Рыночной площади в Брюгге ч главных площадей в Брюсселе и Антверпене, носила более раздробленный и элементарный характер.