Картина Михаила Нестерова За Приворотным Зельем: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Спутнику Нестерова по путешествию, писателю В. М. Белый кружевной цветок на столе вносит в портрет лирическое начало. За год до «Христовой невесты» Нестеров создал рисунок «У креста»: среди широкого среднерусского простора девушка-подросток с лицом Марии Ивановны молится у покачнувшегося деревянного креста. Другой, молодой, – трезв, схоластичен и не чужд практических мыслей о церковной карьере.
Критик Сергей Маковский писал о ней: «Царевич Димитрий изображен здесь не воскресшим человеком душою и телом, как это вытекало из христианских представлений, а каким-то страшным и в то же время трогательным призраком, напоминающим тех бесприютных оборотней, которые до сих пор тревожат суеверное воображение народа, вызывая в нем испуг и жалость». Пусть летят легким перышком да к девице. Его творческий почерк здесь самостоятелен, неповторимо своеобразен. Но смысл был один и тот же: девушка со слезным смущением и «поедучей тоской» пришла к колдуну с призрачной надеждой – приворожить «зельем» любимого и не любящего или разлюбившего ее человека.
Знакомство с ученым перерастает в близкую дружбу. Нестеров стал переписывать голову пустынника, но не мог вернуть лицу прежнее выражение, его «душу», что было очень важным для него. Лицо горит. Бегство мужчин из семей приводило к росту безотцовщины и так уже вызванной последствиями войны. Маковского. Вскоре после появления «Видения отрока Варфоломея» Нестерову предложили сделать росписи Владимирского собора в Киеве вместе с В. М. Васнецовым.
Нестеровы водили детей в театр и заезжий цирк, после чего Михаил и Александра устраивали собственные представления. «С этой картины произошел перелом во мне, появилось то, что позднее развилось в нечто цельное, определенное, давшее мне свое «лицо». Полотно отличается удивительной гармонией колорита. Третьяков не выразил желания приобрести ее для своей галереи.
Девушка эта – та же «Христова невеста», та же нестеровская девушка, обойденная счастьем, а пожилая женщина – вероятно, ворожея, к которой пришла она за советом, как залучить себе любовь доброго молодца. Переживание оставленности, одиночества – главное в образе героини, но не чувствуется примиренности с судьбой. «Настроение»— это слово неизменно повторялось почти во всех отзывах зрителей, критиков и художников. Не попадайся под руку: зашибет. Румянец волнения окрасил ее щеки.
В своё время на Нестерова очень сильное впечатление произвели романы Мельникова-Печерского («В лесах», «На горах» и другие), посвящённые жизни заволжских старообрядцев. В конце концов мастер добился желаемого результата. Сам Нестеров считал «Душу народа» одним из наиболее значимых своих произведений и неоднократно повторял: «В начале жизни— Отрок Варфоломей, к концу— Душа народа». Нестеров высоко ценил творчество Мухиной. Он старается ступать осторожно, словно боясь нарушить эту патриархальную тишину.
Нестеровский герой был навеян русской литературой – Пименом в "Борисе Годунове" Пушкина, "Соборянами" и другими героями, особенно, старцем Зосимой в "Братьях Карамазовых" Ф. Достоевского. В 1916 году Нестеров завершил работу над большой картиной «Душа народа» («На Руси», Третьяковская галерея, Москва). Так и случилось. Всех их насквозь пронизывает чисто-русская «любовь-жалость» автора к героиням, на всех тема одна и та же: раскрытие тайников народной души— чуткой, глубокой женской души, напрасно одарившей любовью не стоящего такого чувства человека и готовой скрыться в поисках покоя за стеной старообрядческого скита.
Бревенчатая изба, срубленная по-крестьянски, сильно осела и вросла в землю. Название этой работы "Под Благовест" было придумано писателем В. С. Особенно большое значение Нестеров придавал роли святого в сплочении русского народа. Эта смерть наложила отпечаток не только на его творчество, но и на саму жизнь, на свои взгляды. Композиции предшествовала длительная подготовительная работа. Венециановым приёмов живописи а-ля натура. Краски портрета – "нестеровские", светлые, серебристые, выявляют утреннюю свежесть этой бодрой прекрасной старости, утро творчества. Под соломенной крышей алеют пучки рябины.
В "Молчании" это расстояние больше и глубже ощущается покой и благодать. Художник делает с него зарисовки, наблюдая его за разговорами, чтением, работой в саду. Искусство Михаила Васильевича Нестерова питали родники народной поэзии.
Потом согласился, более того, церковным росписям и иконам отдал свыше 22 лет своей жизни. Как результат, в 1937 году рождаемость в Советском Союзе увеличилась на 136 тысяч человек. Она воспринимается как вскрик, прерывающий нежную лирическую мелодию. Картина получилась слабее «Пустынника» и «Видения отрока Варфоломея». Главная тема картины— реквием по несбывшемуся счастью.
Художник относится к ним как к живым существам. Он просил святого отца помолиться за него Богу, что он "умел грамоту". Здесь также впервые изобразил он неброскую красоту среднерусской природы. В этот период, помимо картин «Два лада» и упомянутой выше «За Волгой», были созданы ещё «Лето» и «Свирель».
Сумеречный свет колористически связывает фигуры с окружающей средой. Еще раньше, 19 сентября 1923 года, по поводу моего очерка о другой своей картине, «Димитрий Царевич убиенный», Михаил Васильевич писал мне: «Сегодня перечел Ваши «размышления, впечатления, домыслы» и мне захотелось не откладывая написать Вам. Модерн (от франц. Недвижные воды, в которых отражаются замершие леса. Фигура Борея становится олицетворением мятежной души Мухиной, такой обманчиво скромной, статичной, лишенной внешней патетики.
Внимание невольно задерживается на 7-м листе. Советское правительство стало первым, легализовавшим аборты в ХХ веке. Так и нападает на глину: там ударит, здесь ущипнет, тут поколотит. Первая крупная работа живописца.
Он почти протер холст до дыр, но ничего не получалось. В толпе — Ф. Достоевский, Л. Толстой, В. Соловьев.
Среди произведений этого цикла особо выделяется картина «Великий постриг» имевшая, как и многие другие работы художника, автобиографическую основу. Отсутствие разработки второго плана приближает действие к зрителю.
Известностью и уважением в Уфе пользовался и отец художника, Василий Иванович, торговавший мануфактурой и являвшийся одним из основателей общественного городского банка. Вся природа была для них святым храмом. И никогда не бушуют бури, не льют дожди, не гнутся под покровами ветра деревья. В альбоме можно насчитать свыше пятнадцати вариантов этого лица.
В этом рисунке Нестеров как будто приближается к теме «Христовой невесты». В парке по рисунку В. М. Словно эхо, повторяют друг друга фигурки монахов в лодках, седобородого старца и юноши. Михееву, удается найти старую легенду об "Отроке – мученике".
Картина «Видение отроку Варфоломею» (1889—1890) написана Нестеровым на сюжет, взятый из «Жития преподобного Сергия» авторства Епифания Премудрого. Залив у подножия Рапирной горы. Первой картиной цикла стала работа «На горах» (1896). Пусть летит к духу неведомому, духу вещему. в Абрамцеве возводится ряд построек в русском стиле: керамическая мастерская (архитектор В. А. Гартман, 1872), Терем (архитектор И. П. Ропет, 1873), церковь (по проекту В. М. Васнецова, 1881-1882). Таинственный свет белой ночи.
Я решаюсь привести эти строки из двух писем М. В. Пейзаж Нестерова – это пейзаж среднерусский, скорее северный. Но, несмотря на реалистичность пейзажа и образов (все фигуры, кроме Христа и святых, написаны с натуры), картина получилась надуманной, лишенной жизненной убедительности. Почти буквальное повторение силуэтов монахов использовано Нестеровым как ритм в музыке. Затем художник побывал в Греции и Италии.
Недаром, когда художник писал эту картину, ему казалось, что он музыкант: в красочных аккордах «Христовой невесты» есть музыкальная стройность это картина-элегия, выдержанная в одной глубоко прочувствованной и верно найденной тональности. В дореволюционной России аборт всегда считался уголовно наказуемым преступлением. Ещё одна характерная черта нестеровского пейзажа— одухотворённая природа на его полотнах всегда сливается в гармонии с лирическим настроением героев, сопереживает их судьбе. Когда картина была готова, художник стал показывать ее своим друзьям.
На переднем плане справа изображена сидящая около избушки и погруженная в свои мысли девица. художник решился выставить на публичное обозрение «вчерне» законченную работу. Нестерова не потому, что в какой бы то ни было степени согласен с его оценкой моей работы, начатой мною в 1923 году, а потому, что мое описание «Отрока Варфоломея», любимейшего из образов, созданных Нестеровым, мое истолкование «пейзажа» на этой картине и на «Юности пр.
С 1889 года учавствовал в выставках передвижников. В неподвижных водах отражается темная, поросшая лесом гора. Картина изображает отшельника, неторопливо бредущего по тропке пустынного берега реки. Подчеркнута внутренняя сложность персонажей. Поражённый художественным талантом её автора, пригласил Нестерова на работу в собор. Ученый изображен на террасе своего дома в Колтушах.
Внешне имеет "свое лицо", абсолютно законченное, русское. Не случайно первоначально картина называлась «Христиане». В то время было принято публиковать в газетах случаи официальных разводов граждан. В 1895 году была создана картина «Под благовест» (настоящее нестеровское название: «Монахи»). Вернувшись в Москву, учился в классе В. Е. Маковского.
Его щегольской «молодец», чем-то, несомненно, напоминающий Алексея Лохматого из «В лесах», красив, статен, строен. Нестерова должен был посетить П. М. Третьяков и художник страшно боялся, что знаменитый коллекционер увидит «Пустынника» без головы. Выходец из провинциальной купеческой среды, он закончил Московское училище живописи. Краски портрета строги.
Свои жанры Нестеров робко писал по прописям Перова, по линейкам Вл. «Христову невесту» он писал независимо от всех прописей и линеек. Пришлось переписывать все заново. Все эти произведения были созданы с целью возродить традиции русского народного искусства. Он сам признал «За приворотным зельем» неудавшейся главой из своей повести о русской женщине. Следует заметить – разрешение проведения абортов при помощи официальной медицины не исключило прерывание беременности при помощи лже-медиков, знахарок и подручными средствами.
Л. Н. Толстой удивительно точно назвал ее «панихидой русского православия». Художник скоро отказался от этого варианта как слишком «литературного»: это напоминало сцену между Любашей и Бомелием из «Царской невесты» Мея. С 1884 года писал жанровые картины на исторические темы, такие как «Приём послов» (1884), «Смерть Лжедмитрия», «Сбор на погорелый храм в Москве» (эскизы, 1885), «Шутовской кафтан. 13 мая 88» года.
В 1870-1890-е гг. Одна из предпоследних зарисовок в нем – А. Н. Родители были людьми глубоко верующими. Необычен и сам образ человека, окруженного спокойной осенней природой. Нестеров долго не мог найти модель для отрока.
Всю эту красоту он видел с террасы дома в Абрамцево. После этого ни на одну бабу, кроме тебя, у него не подымется. Подтверждением этого служат портретные черты в образе девушки, с ботанической точностью поданные трава (осока) и цветы в окружающем сцену пейзаже. Работа при росписи храмов наложила отпечаток на всё творчество Нестерова, в котором особое место занимает религиозная тема, тема «Святой Руси». На ней темно-синий сарафан, белая рубаха. Рисунок лишь содержанием отличается от обычных жанровых рисунков Нестерова.
Товарищество ставило целью показать современное искусство широким слоям населения. Но какая разница между рисунком и картиной. Такой-то ты мне и нужна". Нестеров оказался прав и сегодня картина является настоящим украшением саратовского музея. Итогом творческих исканий этого периода стало большое полотно «Святая Русь» (1905, Русский музей, Санкт-Петербург), над которым Нестеров работал пять лет.
Волковича, товарища детства и юности Нестерова, помечена «4 июня 88 г». Состояние природы чутко уловлено художником, но он не следует за натурой пассивно. Художники, входившие в это объединение, стали называться передвижниками. Написать так, как написаны Ваши «размышления», можно только о чем-нибудь любимом, любезном сердцу, хорошо понятом, почувствованном. И Нестеров весь тут на стороне женщины. Он все взял от нее и она больше ему не нужна.
Глубокий внутренний лад связывает человека и природу. Ну, может быть, те же места (не все), конечно, тот же народ, а все лица, действия, роман-то самый, это все иначе, по-другому. Вокруг – сумрачная лесная чаща. Нестеров неоднократно гостит у Павлова в Колту-шах.
Позднее Нестеров подарил «Юность Сергия Радонежского» и две другие работы из этого цикла (триптих «Труды Сергия Радонежского» и полотно «Прощание Дмитрия Донского с преподобным Сергием») галерее Третьякова. Лишь красное пятно броши оживляет строгость колорита. Доминируют черный и белый, окрашенные голубыми и сиреневыми рефлексами. Пространства почти нет: действие разворачивается на неглубокой сценической площадке. За «Христовой невестой» последовала картина «За приворотным зельем».
Соловьевым. Содержание полотна точно передаёт второй вариант названия: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обременённые и Аз успокою вы»— на ней изображён Христос в окружении святых и обременённые тяжкой ношей жизни странники (народная Россия), пришедшие к Нему каждый со своей бедой. Одна лишь только картина Нестерова посвящена теме счастливой любви. 1890 году «Отрока Варфоломея» увидел профессор Прахов, заведовавший росписью Владимирского собора в Киеве.
Утренний весенний пейзаж особенно удался художнику. Оба монаха – "мечтатели", писал Нестеров о своей уже законченной картине. Мать, Мария Михайловна (1823—1894), отличающаяся богатой натурой и властным характером, происходила из Ельца из старинного купеческого рода Ростовцевых.
О «Димитрии Царевиче» в разное время было написано много и лучшее, абсолютное все же – написанное Вами в «размышлениях» Ваше определение в этой критике роли пейзажа в моих произведениях бывало и ранее, однако не с таким проникновением в психологическое соотношение пейзажа к действующим лицам, к теме картины». Лето 1883 года провёл в Уфе, где познакомился с М. И. Мартыновской, своей будущей женой. Интересовался я этим. Среди его работ раннего периода (1879—1884) можно отметить следующие картины на бытовую тематику: «В снежки», «В ожидании поезда», «Жертва приятелей», «Домашний арест», «Знаток» и «Экзамен в сельской школе». В 1882 году Нестеров вновь поступил в Училище живописи, учился у А. К. Саврасова.
Целью путешествия Нестерова в Соловецкий монастырь частично были также художественные поиски, связанные с замыслом большой программной картины «Святая Русь», которая должна была подвести итоги его творческого пути. Она отчетливо звучит в ранней его картине «За приворотным зельем». Лесная глухомань. Обычно считают, что она юная инокиня, уже удалившаяся от мира в глухой лесной скит. Свет излучает вдохновенное лицо художницы, написанное теплым, желтовато-охристым тоном. «Христова невеста» меньше всего жанр, между нею и жанровыми картинами Нестерова различие так велико, что они кажутся делом рук двух различных художников.
Когда Нестеров увидел скульптора за работой, он пришел в восторг: "Так вот ты какая. В 1877 году по совету Воскресенского поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где учился под руководством П. С. Сорокина, И. М. Прянишникова и В. Г. Перова, который был его любимым преподавателем и который оказал сильное влияние на раннее творчество художника. Композиция подчинена общему замыслу, где силуэт играет главную роль.
"С топором да пилой в лесу Богу молимся", – говорили они о себе. Однажды отец послал его искать пропавших жеребят. Этой потерей объясняется глубокая печаль на лицах героинь полотен Нестерова. Автор картины очень надеялся что она получит первый приз и будет приобретена Третьяковым. Детали одной фигуры несколько противопоставлены другой.
Иными словами, с «Христовой невестой» и со всем, что обусловило ее появление, Нестеров связывал весь без исключения свой художественный путь: «Все пережитое мною в моей молодости утвердило мою художественную сущность». В картине есть внешняя выразительность, в ней немало красивости, в ней достаточно правдив русский колорит, но в ней мало того, чем живет и волнует «Христова невеста»: правды живого чувства и поэтического трепета. Художник был расстроен, т. к.
Продолжая работать над циклом о Сергии, Нестеров написал картину «Юность Сергия Радонежского» (1892–1897, Третьяковская галерея, Москва). Отец, Василий Иванович Нестеров (18181904), человек прямого и независимого характера, очень почитаемый в своём городе, занимался торговлей мануфактурными и галантерейными товарами. Обычно на картинах Нестерова – весна или осень, реже – зима или лето. Под впечатлением увиденного в Соловках была написана одна из лучших нестеровских картин "Молчание". Однако по призванию он не был купцом, торговля не очень его увлекала, больше интересовался историей и литературой, любил читать книги.
Замысел картины был прост: девушка пришла к колдуну за приворотным зельем. Как Тургенев, написав Асю, Лизу и других их сестер и подруг, создал свой женский образ и достаточно сказать: «тургеневская девушка», чтобы младшая сестра пушкинской Татьяны предстала пред нами, так достаточно назвать «нестеровская девушка», чтобы появился пред нами живой облик девушки из народа, поэтический образ, неразрывный с безмолвной печалью. Сумерки. Далеко впереди этой разнообразной толпы ступает крестьянский мальчик лет двенадцати, написанный Нестеровым с сына Алёши— по замыслу автора совершеннейшее выражение души народа. Счастье их первой любви созвучно весеннему ликованию природы.
Зато фигура Борея – вся движение, полет, порыв. Впрочем, в спокойствии Мухиной угадывается огромная внутренняя энергия. Нервное лицо, скорбный рот, стыдливо потупленный взор говорят о сомнениях и душевной муке. В его профиле и жесте рук ощутима неуемная энергия. По великим праздникам, на Пасху и Рождество, в доме принималось множество гостей.
В выражении глаз – неподдельное вдохновение творца. Ему, верно, под восемьдесят, но это старость без дряхлости, лицо приметно умом, добротой, открытым здоровьем: в живых, зорких глазах светится ум и опыт под густыми усами скрыта сдержанная, приветливая, но не искательная улыбка голова в густой седине, как в пышном снегу, но эта та седина, про которую народ молвит: «Седина в бороду – ум в голову». Нестеров проникся наивным и поэтическим рассказом Епифания Премудрого, его простодушной верой в чудо: "Я был полон своей картиной. В 1905—1906гг.
Все они исходят из наброска, о котором уже говорилось, – от глубокого старика в поярковой шапке. Так неси же, перышко, словеса мои в ту сторонушку, где живет она, другзазнобушка. С маком печешь пирог. Его формирование происходило в 1820-х годах на основе выдвинутых А. Г. Древнерусская литература исполнена идеей сохранения девичьего и юношеского целомудрия. Сначала художник колебался, принять ли это предложение.
Художник согласился, хотя из-за этого ему пришлось отложить работу над циклом о Сергии Радонежском. moderne – новейший, современный) – стилевое направление в искусстве рубежа XIX-XX вв.
Но этого не случилось. Пусть уста ее, уста сахарны, лишь к моим устам прикасаются, от других же уст удаляются, глаза жгучие пусть глядят всегда на меня, Рогдая, добра молодца, день и ночь они, улыбаючись. Весной 1902г. В церкви он рассматривает пелену шитую матерью убиенного в память о нем шелками и золотом. Картину раскритиковали, что довольно болезненно воспринял художник, он был уверен что черты картины скоро войдут в обиход и произведение поймут и оценят. внизу с левой стороны картины.
Фигуры персонажей крупные и несколько плоскостные. Это первая значительная картина, раскрывшая самобытность нестеровского творчества. –Берешь этот мак и наговариваешь: «Дурмантрава, одолей молодца. Демографический кризис 1990-х – 2000-х гг., распространение алкоголизма и наркомании, «сексуальная революция», общий упадок духовной культуры и образовательного уровня населения показывают, что государство по существу осуществляет тактику самоуничтожения. Окончательно побеждает тема: девица приходит к старому колдуну. – Когда был молодой, романы его мне очень нравились. Первые этюды к ней художник начал создавать еще в год написания «Святой Руси».
В 1990-е гг. Дали, открывающиеся с высоких холмистых берегов реки Белой. Революционная политика в отношении абортов существовала недолгое время. На поясе старца висит кисет.
Первой значительной картиной, свидетельствующей о самобытности нестеровского таланта, был «Пустынник», написанный художником в 1888-89 гг. С этим увлечением творчеством мастера-бытописателя связан цикл картин, главной темой которых является горестная судьба русской женщины. Отдельный пласт «Слова Даниила Заточника» составляют идеи благодетельной семьи. Той же идеей наполнена «Повесть о Петре и Февронии Муромских», прославившая верность и самоотверженность в любви и брачных узах. Товарищество передвижных художественных выставок (1870-1923) – российское объединение художников-реалистов, основанное в Санкт-Петербурге по инициативе И. Н. Крамского, Г. Г. Мясоедова, Н. Н. Ге и В. Г. Перова. Изобразительное и декоративное искусство модерна отличают поэтика символизма, декоративный ритм гибких текучих линий, стилизованный растительный узор. У меня нет права повторить это о других страницах моей книги, написанных по большей части после смерти Нестерова, но все мое устремление в моей книге было к тому, чтобы ввести читателя в подлинную творческую волю художника, в его творческое «хочу», проявленное при создании тех или других произведений.
Супружеская измена, прелюбодеяние, приводившие к услугам знахарок, которые вытравливали у «гулящих девок» формирующееся дитя, считались преступлением против Божественного характера мироздания, то есть и против самого Божьего промысла. Композиция на всех восемнадцати эскизах почти не меняется: только на двух или трех девушка стоит, а на всех остальных она сидит то справа (как на картине), то слева от зрителя. Это картина М. В. Нестерова "За приворотным зельем", созданная в 1888 году. Глубокая грусть застыла в ее больших глазах и кончится или нет ее тропа в скиту – одно несомненно: для этой поэтической, чистой души все пути к счастью «заказаны». В эти даты вмещается поездка Нестерова по Волге и недолгие гостины в родной Уфе вэти же тесные даты вмещается упорная работа над «Приворотным зельем» и «Пустынником», над другими сюжетами, маячившими тогда перед Нестеровым.
В 1936 году вышло постановление ЦИК и СНК, ограничивающее аборты (разрешались, если существовала серьезная угроза жизни для роженицы). В это время Нестеров выполнял для заработка также рисунки для журналов и книг (в том числе для собрания сочинений А. С. Пушкина, для сказок и былин) в «Издательстве А. Д. Ступина». Здесь особого внимания заслуживает написанная на стене трапезной картина «Путь ко Христу». Мягкие лучи заходящего солнца заставляют ярче сверкать ее простодушные пестрые краски.
Этот уникальный тип пейзажа (близкого по духу И. Левитану, лирического, лишённого внешнего лоска и ярких красок, проникнутого любовью к России) получил потом название «нестеровского». Эта картина— «Два лада» (1905), навеянная русской народной сказкой-идиллией и известной балладой А. К. Толстого, начинающейся со слов: «Порой весёлой мая» На ней изображены юноша и девица в древнерусском княжеском одеянии. Младушке, что люблю я жарче пламени, обожгут они ее сердце доброе. Она – лична, порывиста, пылает, а не теплится".
Нестеров сумел добиться их органического слияния с пейзажем. Портрет строится на контрасте статики и динамики. В ней, в ее атмосфере, в атмосфере видения, чуда, которое должно было совершиться, жил я тогда" (писал Нестеров в "Воспоминаниях"), Первый набросок картины появился во время путешествия Нестерова в Италию, в альбоме набросков острова Капри.
Эта цитата после долгих колебаний художника и была наведена рукой П. Д. Корина в 1927г. Желтизна седых волос и выгоревшей накидки отшельника перекликается с красками побуревшей травы серо-голубой тон реки – с темно-синей хвоей елей, выделяющихся на фоне остальной увядающей растительности, наконец, с голубизной подрясника пустынника. Для этого направления в живописи характерно использование фольклорных мотивов. Боярин Дружина Андреевич Морозов перед Иваном Грозным» (1885). Читал я их и перечитывал – и все нравилось. Нестеров познакомился с Мухиной и загорелся желанием написать ее портрет: "Она интересна, умна. Интересно сопоставить две картины Нестерова – "Молчание" и "Под Благовест".
Человеческие фигуры появились позже. Звери и птицы здесь не боялись человека, поскольку он не трогал их без особой надобности. Создано впечатление ее непроходимости, отдаленности от человеческого жилья.
Но она не инокиня. Суд же его, как видно из выдержек из писем, начался гораздо раньше. Изобразив Христа среди русских святых на фоне зимней природы Руси, мастер попытался выразить мысль о нравственном совершенствовании общества с помощью идеи христианства. «Пустынник» привлек внимание необычностью: слишком большими размерами холста, что не характерно для такой камерной темы и колоритом, выдержанным в гамме светло-зеленых, серебристо-серых, синеватых оттенков.
Бытовой жанр появился в России много позже других жанров. За ней последовали «За Волгой», «Великий постриг» (18971898), «На Волге» (1905), «Думы» (1901), «Усталые», «Лето», «Одинокие», «Две сестры». «Христова невеста» она не потому, что уже произнесла обет иночества, а потому, что она уже не верит в счастье на земле и устремляет душу и сердце на иной, внутренний путь. Он упорно искал лицо колдуна. Так было и с «Приворотным зельем».
Почти все крупные фигуры написаны с натуры. У него здесь не только другие краски, у него другой подход к краскам.
Мастер обрадовался, что коллекционер принял его дар с искренней благодарностью. Все они написаны в традициях русского передвижничества. На ней изображена юная девушка с глубокой печалью на лице идущая на постриг в сопровождении монахинь из затерявшегося в лесной глуши старообрядческого скита.
Работая над картиной «За приворотным зельем», Нестеров задумал новое полотно. У самой реки — одинокая худенькая фигура мальчика (моделью для этого образа стал сын живописца, маленький Алеша Нестеров), легко ступающего по земле. И Левитан и Суриков одобрили новую работу, но последнему не понравилась фактура головы.
В нем появляется чахлая елка, гроздья красной рябины – любимые нестеровские "герои". По первоначальному варианту она была в богатом наряде боярышни, а «колдун» был тонконогий старик немчин, царский «дохтур».
Так возникает один из лучших в творчестве Нестерова портретов. Руки чешутся написать ее, она согласна". С Киевским показом «вчерне» законченной «Святой Руси» было связано знакомство, которое оказалось переломным в жизни Нестерова. Эти поиски «лица» были первейшею заботою Нестерова при работе над любой из его картин. Эта девушка в сарафане, рожденная Нестеровым из его скорби по утерянной подруге, повела за собою на его картины целую вереницу девушек и женщин исполненных внутренней красоты и чистоты, но всегда отмеченных «возвышенной стыдливостью страданья».
Вдали виднеется уютная церковь.
Тонкие белоствольные березы, пушистые ветки вербы, кисти рябины, горящие на приглушенном фоне, почти незаметные осенние и первые весенние цветы. На картине «За Волгой» – опять, как «На горах», – высокий берег Волги, опять широкий простор могучей реки. В первом письме Нестеров назвал «Приворотное зелье» «оперой-картиной», невольно указав на ту особенность, которая так его смущала впоследствии. Именно он оказывается смысловым центром картины, невольно наводя зрителя на евангельские слова: «Если не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное» (Мф. 18:3).
Вскоре он приступил к созданию «Пустынника» (1888–1889, Третьяковская галерея, Москва). Пусть ему без меня нет радости ни средь темной ночи, ни средь бела дня. В альбоме следуют друг за другом восемнадцать эскизов карандашом и пером и все они близки к тому, что запечатлено на картине «За приворотным зельем». Это ликующий светлый мир. Рисунок был отлитографирован для «Альбома» изданного С. В. Ивановым, но почему-то не вошел в него.
Сергия» изложенная мною и суждение мое об этой картине совпадают с суждением о ней автора истории мне дорого, что мое понимание картины «Димитрий Царевич убиенный» ее автор находит наиболее близким к его собственному. Он утверждал: без этой картины и без всего, что пережито с нею, «не было бы того художника имя которому «Нестеров», не написал бы этот Нестеров ни «Пустынника», ни «Отрока Варфоломея», не было бы в Русском музее «Великого пострига», «Димитрия Царевича», не существовало бы и большой картины («Душа народа». – С. Д. ) и двух-трех моих портретов, кои автор считает лучшими характеристиками из всех им написанных».