Картина Михаила Нестерова Философы: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Купить картину или постер "Философы Павел Флоренский и Сергей Булгаков", художника Михаила Нестерова вы можете на натуральном холсте или на постерной бумаге.
Пейзаж конкретен – это Волга у Царева кургана, но обладает эпической ширью. Появление «Святой Руси» с ранее несвойственной Нестерову нравоучительно-морализующей направленностью, которая, по определению Н. Бердяева, есть «смерть искусству», вызвала замешательство даже у давних и благожелательных критиков художника.
Абсолютно иначе оценивали картину художники. Но Третьяков от покупки картины не отказался. Малоприятными для Нестерова были отзывы М. Волошина, И. Грабаря, П. Муратова. Это ликующий светлый мир. В портрете С. Н. Картины «Христова невеста», «Царица» иллюстрации и росписи храмов, сделанные в то время, позволили следившим за его искусством говорить об особом, созданном мастером «нестеровском» женском типе.
Образ мальчика был написан художником со своего сына Алексея. Он просил святого отца помолиться за него Богу, что он "умел грамоту". Меня обрядили, положили под образ. Один – аналитический, во многом похожий на портретный этюд. Как портретист он заявил о себе в середине 1900-х годов.
Но тогда. На картине можно также увидеть Достоевского, Толстого и Соловьева. И находили его, справедливо выделяя из «композиций и икон.
В 1905—1906гг. Христианство для этого, в сущности, нигилиста, озорника мысли есть несравненная тема. Два типа портретов сосуществуют в творчестве Нестерова. Поисками «русского стиля» была пронизана работа В. Васнецова и М. Нестерова над росписями Владимирского собора в Киеве, привлекшая к себе внимание общественности кажущейся возможностью «вдохнуть жизнь в давно забытое дивное искусство Андреев Рублевых и Дионисиев». Сходным созерцательным настроением проникнуты и его пейзажи «Молчание» (1903), «Лисичка» (1914, оба— ГТГ), «Родина Аксакова» (1914, Башкирский государственный художественный музей им. В 1942 году его не стало.
Они еще не монахини, но скоро и им предстоит выбрать этот путь. Первая – воплощение примиренных страстей, вторая их еще не испытала. Здесь необходимо отметить, что восторженность по поводу «возрождения» русской монументальной живописи в 1890-е годы в начале XX века постепенно уступает место разочарованию и критике.
Сознавая справедливость критики, Нестеров, тем не менее, не отрекается от своей позиции в трактовке темы и приступает к написанию нового варианта «Святой Руси». Стасов, художник-передвижник Г. Г. Однажды отец послал его искать пропавших жеребят.
Работа при росписи храмов наложила отпечаток на всё творчество Нестерова, в котором особое место занимает религиозная тема, тема «Святой Руси». Розанов, восхищенно называя ее лучшей картиной на персональной выставке Нестерова (1907), писал: «Он рисовал не реальность, а призрак – действительность, поверь веру. Содержание полотна точно передаёт второй вариант названия: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обременённые и Аз успокою вы»— на ней изображён Христос в окружении святых и обременённые тяжкой ношей жизни странники (народная Россия), пришедшие к Нему каждый со своей бедой. Весной 1902г. Нестеров высоко ценил творчество Мухиной.
Нестеров особенно почитал Достоевского. Задача была не из легких. Идет война, близится революция. Важнейшие разделы экспозиции посвящены портретному творчеству Нестерова.
Кигна). Объективно осознавали необходимость стиля и художники объединения «Мир искусства», соединявшие некоторые традиции русского реализма XIX века и тенденции стиля модерн., перед ними скорее можно упасть, обливаясь слезами умиления или скорби о тягостях жизни». Соловьевым. Почти все его модели можно отнести к категории «замечательных людей».
различного достоинства прекрасные и незабываемые образы святой Варвары, святых Бориса и Глеба, миниатюрное «Благовещение». Одна лишь только картина Нестерова посвящена теме счастливой любви. Впервые столь полно (около 100листов) демонстрируются эскизы и подготовительные картоны монументальных работ Нестерова, ставшие новым словом в церковном искусстве. К этому циклу примыкает работа «Дмитрий-царевич убиенный» (1899, ГРМ), где изображение балансирует на грани реального и иконного образов. Иначе обстояло дело с оценкой церковных росписей Васнецова и Нестерова. «Нестеров, – писал он, — только отчасти подходил к Левитану, Серову и Коровину.
Высокими достижениями раннего творчества Нестеров прочно занял место среди художников нового направления в русской живописи «рубежного» времени. 1937 год оказался особенно страшным для Нестеровых. Доминируют черный и белый, окрашенные голубыми и сиреневыми рефлексами. Поражённый художественным талантом её автора, пригласил Нестерова на работу в собор. В тот же день Ильина судила «чрезвычайка».
Оба – на роковом изломе эпох – находились под сильным влиянием модерна. Но Нестеров был не монументалистом по характеру своего дарования, а лириком. Произошла смена от Руси созидателей, трудников и молитвенников к России деятелей. Все картину хвалили, прочили ей успех. Таинственным «мистическим» духом была озарена и вызвавшая разноречивые отклики прессы картина «Димитрий царевич убиенный» (1898, ГРМ).
Неубедительность предложенного Нестеровым выхода из кризисной ситуации, в которой находилась Россия, как одна из основных причин неудачи «Святой Руси», общей мыслью проходила в журнальных и газетных рецензиях на выставку художника. Наиболее значимые среди них— эскизы росписей во Владимирском соборе в Киеве, в церкви Александра Невского в Абастумане (Грузия), церкви Покрова Богородицы в Марфо-Мариинской обители милосердия в Москве, Троицком соборе в Сумах (Украина), эскизы мозаик в храме Воскресения Христова (Спаса на Крови) в Санкт-Петербурге. Неторопливо бредут два человека, погруженные в беседу. Видный юрист, профессор Московского университета, он был обвинен в шпионаже и через год расстрелян (стоит ли говорить, что в 1950-х годах его посмертно реабилитировали за отсутствием состава преступления).
В этом ключе художник интерпретировал и образ святого Сергия, так как видел в нем «одного из самых замечательных людей земли Русской». В его облике нет теплоты, он слишком холеный, надменный, начальственный. Нестеров сумел добиться их органического слияния с пейзажем. Оба монаха – "мечтатели", писал Нестеров о своей уже законченной картине. Создаётся впечатление, будто Ивану Александровичу даже нравились они, а потому ответы он давал развёрнутые.
При рождении дочери умерла юная любимая жена художника – Мария Ивановна Мартыновская. Любимым учителем Нестерова в МУЖВЗ был В. Г. Перов.
Значительная роль в этом отводилась художнику, который через создаваемые им духовно наполненные образы мог непосредственно взывать к уму и сердцу своего зрителя, пробуждая в его душе «забытую способность молиться, заставляя прозвучать чувство, замолчавшее среди торжества рационализма и жизненного торга». Он превратно ее в нестеровскую девушку.
Знакомство с ученым перерастает в близкую дружбу. После революции тема «Святой Руси» не только утратила свою актуальность, но и стала невозможной. «У «Святой Руси», по воспоминаниям Нестерова, впервые пожали друг другу руки лютые враги – передвижники (Маковский) и мирискусники (Бенуа)», пришедшие к общему неприятию картины. Вечереет. Она приобретала скорее философский и лирический оттенок.
Ей дорога в жизнь, только в жизнь. Он жил творчески этой работой, он молодел в ней и над нею.
Был арестован еще один зять художника Виктор Шретер, муж Ольги. По верному замечанию критика, особенность нестеровского дарования заключалась в его способности «навеять чисто русское настроение». Нестеров неоднократно гостит у Павлова в Колту-шах. Эти критики сходились на том, что: «В целом картину можно принять за какую- то неподобающую политическую пародию, точно художник хочет сказать своей верующей и страдающей Святой Руси: «смотрите, какому Христу – театральному и бездушному – несете вы свои скорби, ему не нужно веры вашей».
Неторопливо бредут два человека, погруженные в беседу. Этого я не мог и не хотел». Главное содержание полотна – мистическое настроение, создаваемое в том числе потрясающим пейзажем. Но если у Нестерова творчество – это глубокое размышление, бесконечное философско-поэтическое созерцание, у Врубеля – мощное взаимопроникновение и монолитное сращение сердца его с его образами и их судьбой.
Недвижные воды, в которых отражаются замершие леса. Все ожидали скорой смерти несчастного ребенка. Нестеров вспоминал о том, как он, будучи совсем маленьким, чуть было не умер. После встречи с монахом, мальчик начал бегло читать. Вся эта толпа движется вдоль берега Волги. Она должна была стать выражением сокровенных нестеровских мыслей.
Характеризуя религиозную живопись Нестерова, критики того времени часто использовали слово «мистицизм», нередко произнося его вкупе со словом «болезненность».
Художник почти отчаялся найти подходящий облик, как вдруг на деревенской улице нечаянно встретил хрупкую, болезненную девочку с бледным лицом, широко открытыми удивленными глазами, «скорбно дышащим ртом» и тонкими, прозрачными ручками. В церкви он рассматривает пелену шитую матерью убиенного в память о нем шелками и золотом. По преданию, неизвестный святой, взглянув на юного пастушонка, угадал в нем «сосуд избранный». Еще одной картиной, которую художник написал в окрестностях Сергиева Посада, станет «Под Благовест». Булгакова и П. А.
Так и случилось. Залив у подножия Рапирной горы. За девушками следует старуха с девочкой.
Именно ребенок оказывается самым совершенным выражением души народа. Знакомство с Павловым перерастает в близкую дружбу. Однако он занимался усердно только поначалу, а спустя несколько месяцев «ударился» в «удалую жизнь», подружившись с более старшими соучениками. С 1884 года писал жанровые картины на исторические темы, такие как «Приём послов» (1884), «Смерть Лжедмитрия», «Сбор на погорелый храм в Москве» (эскизы, 1885), «Шутовской кафтан. Жена, Екатерина Петровна Нестерова изображена в интерьере киевской квартиры.
Как только Ольга немного подросла, он забрал ее к себе. Но в 1905 году на Ольгу, еще не достигшую двадцатилетия, вновь навалилась болезнь. Нестеров неоднократно избирает себя в качестве модели. Отец работал с большим увлечением.
Другой, в черном пальто, Булгаков – олицетворение неистового противления, яростного бунта. Когда Нестеров увидел скульптора за работой, он пришел в восторг: "Так вот ты какая. Нестеров пытается ответить на вопросы: Кто мы. Но семья жила дружно, гостеприимно (друзья вспоминали, что всех пришедших сразу приглашали к столу, даже если при послереволюционной скудости гостям можно было подать только чай с сухарями).
В одинаковых поворотах фигур, наклонах головы – разные выражения. Таково знаменитое Видение отроку Варфоломею (будущему Сергию Радонежскому 1889–1890, Третьяковская галерея), написанное близ Абрамцево, – картина, где чувством чудесного проникнуты в равной мере и фигуры и типически-среднерусский пейзаж. Но приступить к работе Нестеров смог только после итальянского путешествия – с большим воодушевлением он выполнил большое количество подготовительных этюдов и рисунков, в том числе и пейзаж, который позже ляжет в основу картины. Отражением идеи жизни человека в гармонии с природой стала картина «Пустынник», написанная художником во время его жизни в Сергиевом Посаде.
Михееву, удается найти старую легенду об "Отроке – мученике". Но отец Владимир так и сгинул где-то в лагерях в 1940-е годы. Навстречу им из-за ограды выходят Христос и святые, наиболее почитаемые на Руси заступники – Николай, Сергий и Георгий (Егорий Храбрый – герой русских былин). Картина написана на сюжет, взятый Нестеровым из древнейшего "Жития преподобного Сергия", написанного его учеником Епифанием Премудрым.
В картине Христос присутствует лишь в виде старинной потемневшей иконы Спаса. Не принял «Святую Русь» Л. Н. Толстой. Неудачной оказалась левая часть композиции с изображением Христа и святых.
«Сватать» ему кого бы то ни было (разумеется из людей, ему хорошо знакомых) было очень трудно. Герои картин Нестерова пребывают в состоянии «тишайшей внутренней молитвы», которое художник передает используя сдержанную гамму тонов: зеленых, розовых, голубовато-синих. За ней последовали «За Волгой», «Великий постриг» (18971898), «На Волге» (1905), «Думы» (1901), «Усталые», «Лето», «Одинокие», «Две сестры».
Лицо Нестерова строго и сурово, черты его обострены тяжелым раздумьем. Именно он оказывается смысловым центром картины, невольно наводя зрителя на евангельские слова: «Если не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное» (Мф. 18:3).
В начале сеанса оживленно разговаривал, часто справляясь, не устала ли я, не хочу ли отдохнуть. Неторопливо бредут два человека, погруженные в беседу. Та Русь, которую он видел в 1890 году, закрывалась завесой истории. Подлинность дарования Нестерова ярко проявлялась в том, что глубокой религиозностью были наполнены не только те его картины, где очевиден поиск духовного начала, но и более «земные» произведения, такие, как «На горах» (1896), «За Волгой» (1905), «Два лада» (1905). Это эпический образ родины, знакомый по многим картинам Нестерова. В 1929 году беда коснулась уже и семьи художника.
Он задумчив и сосредоточен, но в то же время его лицо наполнено внутренней улыбкой. В деле веры, религии это необходимо. Впереди – юная девушка в сарафане и платке, повязанном по-старообрядчески. Не его дело писать «Бога», а только «как человек прибегает к Богу.
Вся природа была для них святым храмом. Другой, в черном пальто, Булгаков – олицетворение неистового противления, яростного бунта. Последним его произведением стал пейзаж Осень в деревне – уголок русской природы. С тех пор многие женские образы, созданные художником имели черты погибшей жены Нестерова. Показательно описание пейзажей, сделанное Бенуа.
Но как бы ни разнились эстетические программы и цели многих художественных объединений и направлений, почти всем в той или иной мере оказался близким взгляд на Россию, «Святую Русь» как на спасительницу всего православного мира, подлинную преемницу и хранительницу восточно-христианской традиции идущей из Византии. «Здесь на материнском лоне природы, где повсюду разлита Божья благодать, где все носит Божью печать, здесь убаюканные бледным нежным небом, вечно глядя на далекую, пустую от людей даль, на ровное, тихое движение вод и гнущихся под ветром трав и деревьев, – здесь они чувствуют, что в них каким-то чудом возродились – для одного временно, для другого навсегда — блаженные годы детства, божественная невинность, хрустальная прозрачность и простота детской души», – так проникновенно писал Бенуа о картине «Под благовест». Полотно отличается удивительной гармонией колорита. Булгакова и П. А.
На грудь положили небольшой образок святителя Тихона Задонского. Бенуа очень точно использовал для определения этого настроения характерное для молитвенного состояния православного человека слово «умиление». В 1882 году Нестеров вновь поступил в Училище живописи, учился у А. К. Саврасова. Все церковные заказы отпали. «Видение отроку Варфоломею» – стала первой картиной идея которой возникла во время посещения имения Абрамцево, куда он был приглашен женой Мамонтова Елизаветой Григорьевной. Самыми глубокими и художественно совершенными стали произведения, в которых Нестеров создавал поэтический миф о Святой Руси, не конкретизированной в историческом времени, представлявшейся ему неким «вневременным идеалом изначальной слитности человеческого существования с жизнью первозданной природы». но и духовное видение эпохи.
Красота весенней природы вносит примиряющие нотки в скорбную мелодию целого. По всему видно, допрашивал его человек хорошо образованный, все вопросы были взвешенны и продуманны. Нестеров посвятил целый цикл картин, посвященных преподобному Сергию Радонежскому, жизни и делами которого восхищался.
Молитва, – а не тот к кому Молитва. В 1941 году Нестеров получил Сталинскую премию за портрет академика Павлова (хотя написан портрет был в 1935 году, за шесть лет до того). В портретах С. Н.
То было художественное ясновидение двух образов русского апокалипсиса, по сю и по ту сторону земного бытия, первый образ в борьбе и смятении (а в душе моей оно относилось именно к судьбе моего друга), другой же к побежденному свершению, которое нынче созерцаем. Это выражено чудно: и едва поймешь, в чем дело — как поймешь необыкновенную удачу в выполнении сверхъестественно трудной темы». «Он бодро, упорно, увлеченно работал теперь над портретом. К классическому наследию Пюви де Шаванн, так же как Нестеров, относился так: он не искал в нем благородные примеры для современности, а превращали древность в заповедный мир. Вот она эта самая "Святая Русь". Так получилось, например, с двойным портретом "Философы" (1917 год), на котором изображены Павел Флоренский и Сергей Булгаков за какой-то неспешной, важной беседой.
Эта картина— «Два лада» (1905), навеянная русской народной сказкой-идиллией и известной балладой А. К. Толстого, начинающейся со слов: «Порой весёлой мая» На ней изображены юноша и девица в древнерусском княжеском одеянии. Не попадайся под руку: зашибет. Куда идем. Словно эхо, повторяют друг друга фигурки монахов в лодках, седобородого старца и юноши.
В ней, в ее атмосфере, в атмосфере видения, чуда, которое должно было совершиться, жил я тогда" (писал Нестеров в "Воспоминаниях"), Первый набросок картины появился во время путешествия Нестерова в Италию, в альбоме набросков острова Капри. На его большом полотне «Святая Русь» это сказалось с необыкновенною яркостью», – отмечал Розанов. Автопортрет – это размышление художника о своем месте в искусстве и жизни.
Руки чешутся написать ее, она согласна". У Ольги с мужем был маленький ребенок (девочка родилась в 1918 году), да и отец поселился у нее вместе с женой и четырьмя детьми, юношеского и подросткового возраста. Это было граничит с особым отношением художника к портретируемым.
В его профиле и жесте рук ощутима неуемная энергия. Мнение А. Бенуа, считавшего, что предпринятая Нестеровым попытка перевести свое ощущение сокровенного на догматический язык строгого церковного канона оборачивалась для него утратой драгоценного «мистического идеала», верно отчасти, но все же полностью разделить его категоричности в отношении церковных работ Нестерова мы не можем. Они все четверо согласно признали ее вредной, даже опасной в том смысле, что она подрывает те «рационалистические» устои, которые с таким трудом укреплялись правоверными передвижниками много лет, что зло нужно вырвать с корнем и сделать это теперь же, пока не поздно». Они убеждали Третьякова отказаться от покупки картины и тем самым наставить начинающего художника на путь истинный. Белый кружевной цветок на столе вносит в портрет лирическое начало.
Ну, ну, еще несколько минут, сейчас кончу». Впереди – юная девушка в сарафане и платке, повязанном по-старообрядчески. Мастер боролся за право сохранить верность своим идеалам и не угодничать перед новой властью. Он отказался писать портрет Сталина, а до того – отказался от юбилейной выставки, так как на ней нельзя было выставить его самые важные работы, такие как "Душа народа" (Нестеров обращался к Сталину с просьбой экспонировать картину, но тот запретил). Выдающийся художник-сказочник изображен сидящим в своей мастерской на фоне икон. Их образы эмоциональны, просты и в то же время идеализированы. В письме она объяснила свое решение тем, что не сможет дать художнику счастье, что ее любовь помешает осуществлению его творческой мечты. Тема картины «Великий постриг» – реквием по несбывшейся любви.
Двойной портрет «Философы» (1917, ГТГ) изображающий религиозных мыслителей П. А. Флоренского и С. Н. Булгакова, стал предвестием блестящей галереи образов современников, созданной в 1920-х— начале 1940-х годов и считающейся вершиной портретной живописи того времени. художник решился выставить на публичное обозрение «вчерне» законченную работу. Однако он всегда оценивал свои картины по достоинству, не огорчался на критику.
Судьба Флоренского оказалась трагичной. Художник Нестеров и его картины, объединяемые этой темой, неразделимы. В портретах С. Н. В его профиле и жесте рук ощутима неуемная энергия. Н. Ге судил Нестерова с толстовских позиций.
В 1906 году ей сделали тяжелейшую операцию (трепанацию черепа), для чего пришлось обрить половину головы. В это время Нестеров выполнял для заработка также рисунки для журналов и книг (в том числе для собрания сочинений А. С. Пушкина, для сказок и былин) в «Издательстве А. Д. Ступина». Стиль есть моя вера, стилизация же это вера, но чья-то.
М. В. Нестерова, Уфа). Поздно, слишком поздно признали его талант. В композиции трапезной Марфо – Мариинской обители, названной им «Путь к Христу» (1911), Нестеров стремился «как-то восполнить то, что не сумел передать в своей «Святой Руси»., очищающих ее от всякой скверны. Черты стиля модерн с его условностью и стилизацией форм, превращающими картину в декоративное панно и реализм живописи XIX века, соединившись в творчестве художника, помогали ему создать убедительный пластический эквивалент своих поэтических «грез». По этим полотнам его узнавали и отличали от других художников-современников.
В лучах заходящего солнца горят кресты храма. Священник в белой рясе – воплощение кротости, смирения, покорности судьбе. Образ любимой жены был создан Нестеровым в их киевской квартире. Флоренского, названном «Философы», Нестеров написал двух выдающихся представителей религиозно-философской мысли. «Нестеров не иконописец.
Ольга Петровна сидит в кресле рядом со столиком, на котором стоит ваза с азалиями и разбросаны разные безделушки. На художника снова обрушились критики, которые увидели в картине недоверие к официальному православию и неканоническую «картинность» в изображении Христа и святых. Вечереет. Он воскликнул: «Стой, не двигайся, вот так тебя и напишу». Однако в самой картине нет движения и динамики. Именно тогда Нестеров и стал работать над "Амазонкой", на которой Ольга предстала здоровой изящной, красивой. Отметим также, что в русском искусстве «рубежного» времени, пронизанном мистицизмом и пророческими прозрениями интерес к религиозной проблематике приобрел определенную направленность.
Другой, в черном пальто, Булгаков – олицетворение неистового противления, яростного бунта. Священник в белой рясе – воплощение кротости, смирения, покорности судьбе. Сюжет картины взят из «Жития преподобного Сергия» авторства Епифания Премудрого. Крупнейший выставочный проект года посвящен выдающемуся живописцу, графику и монументалисту Михаилу Васильевичу Нестерову (1862–1942), чье творчество представляет особую страницу в истории Серебряного века. В его профиле и жесте рук ощутима неуемная энергия. В революционные годы Нестеров снова вернулся к портретной живописи.
В произведениях художника отразились важнейшие черты русского характера и природа России. Это была не первая его попытка. Счастье их первой любви созвучно весеннему ликованию природы. Среди произведений этого цикла особо выделяется картина «Великий постриг» имевшая, как и многие другие работы художника, автобиографическую основу. К началу XX века сложился достаточно мощный слой русской интеллигенции, претворяющий национальную культуру и жизнь в «христианское бытие» Евангельская тема в искусстве по-прежнему была актуальна и востребована, но в ее интерпретации произошли ощутимые изменения.
Арест Ольги принес такие мучения, от которых старый художник так и не смог оправиться. Нестерова упрекали в том, что Христос на картине слишком похож на простого человека. Священник в белой рясе – воплощение кротости, смирения, покорности судьбе. Портрет понравился многим, а сам мастер считал его одной из лучших своих работ. Во многом с этим было связано настойчиво вводимое в творческое мышление понятие «национального стиля», который рассматривался как некое условие, способное объединить разных художников для достижения общей цели. Они искали в росписях то отрадное и тихое религиозное чувство, которое когда-то подарил им создатель «Видения отроку Варфоломею».
Художнику не сразу удается найти модель для головы Варфоломея. В нем художник всматривается в лицо человека, пытается разгадать сущность его характера. Священник в белой рясе – воплощение кротости, смирения, покорности судьбе. Она воспринимается как вскрик, прерывающий нежную лирическую мелодию. «Кажется, точно воздух заволочен густым воскресным благовестом, точно над этой долиной струится дивное пасхальное пение», — отзывался он о природе в картине «Видение отроку Варфоломею». За ней можно хорошо прятать отсутствие своей собственной веры. Кроме «Димитрия царевича убиенного», произведения, вполне укладывающегося в русло смысловых и стилистических поисков Нестерова, наибольшие споры вызывала картина «Святая Русь», законченная художником в 1905 году, но впервые показанная широкому зрителю на персональной выставке в 1907 году.
Беляев отправился в лагеря. Ольга вспоминала, что она не была столь печальной. Последнее было весьма близко умонастроениям Нестерова. В неподвижных водах отражается темная, поросшая лесом гора. На картине изображён собирательный образ русского народа— идущее вдоль берега Волги шествие ищущих Бога и правды людей— объединённых одним устремлением представителей всех сословий общества от древнейших времён аж до современности, в том числе исторические персонажи и знаменитые современники Нестерова.
Переход мастера от «допортретного» творчества к «портретному» был обусловлен внутренними и внешними причинами. А церковь в начале 1930-х, в период массового сноса церковных зданий, была уничтожена. Не понравилась «Святая Русь» В. И. Сурикову. Это смысловой центр картины.
Откуда мы. В этом совпадали позиции священника П. А. Флоренского, назвавшего росписи Владимирского собора «лжесвидетельствами» и А. Н. Бенуа, одного из немногих критиков, подходивших к рассмотрению этих росписей с художественными критериями. Подготовлено самостоятельное электронное издание. Сюжет картины взят из «Жития преподобного Сергия» авторства Епифания Премудрого.
Нестеров неоднократно гостит у Павлова в Колту-шах. Интересным на этот счет было высказывание В. Дедлова (В. Картина «Великий постриг» была написана Нестеровым под впечатлением личной драмы. Она в это время перенесла тяжелую операцию и ожидала вторую., в ней хотят видеть ясновидение, сверхъестественную силу, почти пророческий дар». За ней, словно печальное эхо, такая же девушка в профиль.
В своё время на Нестерова очень сильное впечатление произвели романы Мельникова-Печерского («В лесах», «На горах» и другие), посвящённые жизни заволжских старообрядцев. Скудные пайки, отсутствие тепла, бомбежки.
Нестеров справедливо считал, что именно "Видением отроку Варфоломею" он останется в памяти поколений. Главный труд своей жизни «Видение отроку Варфоломею» он сравнивал с самим с собой. В ней не было места Сергию Радонежскому. Белый кружевной цветок на столе вносит в портрет лирическое начало. Такой портрет строится традиционно: лицо и фигура модели обращены к зрителю. «Душа народа» для многих ценителей Нестерова и для самого художника стала заметным достижением, открывающим перед ним новые горизонты в творчестве.
Потом согласился, более того, церковным росписям и иконам отдал свыше 22 лет своей жизни. Вечереет. Еще бльшую роль в становлении его личности сыграла природа родного края— Предуралья.
Во многом это было граничит с открытием подлинной древнерусской иконы. Всех их насквозь пронизывает чисто-русская «любовь-жалость» автора к героиням, на всех тема одна и та же: раскрытие тайников народной души— чуткой, глубокой женской души, напрасно одарившей любовью не стоящего такого чувства человека и готовой скрыться в поисках покоя за стеной старообрядческого скита. Девушка в пышном бальном платье на мгновение присела на старинный диванчик, чтобы в следующее мгновение закружиться в вихре бала.
Е. Н. Трубецкой, С. Н. Дурылин. Без сомнения, церковный заказ мешал художнику в выражении своего религиозного чувства, но в тех случаях, когда этот «одаренный истинно мистической душой художник» (А. Согласно преданию, юному Варфоломею (мирское имя преподобного Сергия) никак не давалась грамота. 1890 году «Отрока Варфоломея» увидел профессор Прахов, заведовавший росписью Владимирского собора в Киеве.
В росписях мастера проявились лиричность и камерность, свойственные его творчеству. Эта девочка (а не мальчик) стала моделью для образа Варфоломея в главной картине Нестерова. Для почитателей художника главными достоинствами утвердившегося в их глазах особого «нестеровского стиля» были затаенная взволнованность религиозного чувства, неподдельная теплота и искренность в выражении «мистического переживания».
Всматриваясь в киевские росписи, они не видели, а может быть, сознательно закрывали глаза на сходство их с «образцами западного модерна в его салонно-академической разновидности» (А. «Настроение»— это слово неизменно повторялось почти во всех отзывах зрителей, критиков и художников. В "Молчании" это расстояние больше и глубже ощущается покой и благодать. Булгакова и П. А. Портрет рожден страхом за ее жизнь и потребностью запечатлеть любимые черты. Красота весенней природы вносит примиряющие нотки в скорбную мелодию целого.
Детали одной фигуры несколько противопоставлены другой. Художник делает с него зарисовки, наблюдая его за разговорами, чтением, работой в саду. В 1890 году выходец из Уфы Михаил Нестеров ворвался в художественную жизнь Москвы, представив на 18-й передвижной выставке в Петербурге свой шедевр «Видение отроку Варфоломею». По традиции, незадолго до открытия выставки перед картиной собираются строгие передвижники, «таран русской критики» В. В. На правом плане обращает на себя внимание Христова невеста с горящей свечой в руке.
Нестерова привлекают самобытность и непосредственность, буйный темперамент ученого. Мастер верил в то, что он будет жить после его смерти, если «Отрок Варфоломей» через тридцать и пятьдесят лет еще будет что-то говорить людям.
Такой увидел ее художник. И снова все забывал в своем творческом порыве». На фоне пологих холмов, поросших елями, стоят деревянные домики – кельи монахинь. В 1895 году была создана картина «Под благовест» (настоящее нестеровское название: «Монахи»).
Картина повествует об эпизоде из детства Сергия Радонежского (в миру Варфоломея), великого русского святого и сподвижника, жизнь и наследие которого занимали Нестерова с ранней молодости. Нестеров, по свидетельству художника В. Н. Бакшеева, во время учебы в Московском Училище живописи зачитывался романами Мельникова-Печерского, «восхищаясь поэтическими картинами русской природы и старинного русского быта». Задача была не из легких. Здесь же церковь, часовенка.
Картина «Видение отроку Варфоломею» (1889—1890) написана Нестеровым на сюжет, взятый из «Жития преподобного Сергия» авторства Епифания Премудрого. Его близкие – жена и дочери – очень страдали из-за того, что к ним стали относиться как к родственникам "врагов народа" (а это было граничит с повседневными унижениями и хамством), но сам Нестеров старался не обращать на это внимания. Лик святого старца скрыт одеянием и не виден зрителю. Такой-то ты мне и нужна". В одинаковых поворотах фигур, наклонах головы – разные выражения. Исчерпал себя и миф о Святой Руси.
Девушка согласилась стать его женой, но вдруг отказала ему. Название этой работы "Под Благовест" было придумано писателем В. С. Жил художник по-прежнему в Сивцевом Вражке, в квартире расстрелянного зятя.
Художник чувствовал, что монахи, скрывающиеся в тиши северных лесов, выглядели бы фальшиво. За это время мыслитель пережил несколько арестов, допросы в ЧК. Многие произведения были специально отреставрированы к выставке («Юность преподобного Сергия», 1892–1897), причем картина «Голгофа» (1900, обе— ГТГ), десятки лет хранившаяся на валу, после сложнейшей реставрации экспонируется впервые. В нем появляется чахлая елка, гроздья красной рябины – любимые нестеровские "герои".
Булгакова и П. А. Одним из любимых его преподавателей был великий Василий Перов. Элемент игры, мистики, как обязательное условие для создания другой реальности, отличной от грубой прозы жизни, присутствовавшей в концепции «Мира искусств», в той или иной мере был свойственен всем новейшим направлениям русского искусства рубежа веков. Похоже, что и для Нестерова он является таковым.
Горький даже побывал на полотне в толпе богоискателей, но художник убрал его. Лицо горит. Первая значительная картина, раскрывшая самобытность творчества Нестерова. Дали, открывающиеся с высоких холмистых берегов реки Белой.
Так и нападает на глину: там ударит, здесь ущипнет, тут поколотит. Суворин. Сначала художник колебался, принять ли это предложение. Нестеров стал тяжело болеть. С одной стороны, появилась мечта о «хоровом» искусстве, которое объединяло бы людские массы, о зрелище – мистерии, возвышающем человека над повседневностью (в таком аспекте представлялась современникам Васнецова и Нестерова, да и самим художникам создаваемая ими храмовая живопись, не отсюда ли — та удивительная театральность, зрелищность, присущая ее характеру. ).
Ольга, к его великой радости, с болезнью справилась. С 1889 года учавствовал в выставках передвижников. В это же время для определенной части творческой интеллигенции становится очевиден непреодолимый разрыв между собственно церковной живописью в рамках православной традиции и созданными художниками «свободного, личного и вдохновенного начала» воспринималась как неудачная импровизация на церковную тему. Боярин Дружина Андреевич Морозов перед Иваном Грозным» (1885). Первая крупная работа живописца. После успешных вступительных экзаменов Нестерова принимают в «головной класс».
Вечереет. Братия монастыря – крестьяне северных губерний и Сибири поразили его умом, крепостью, деловитостью. В «Портрете философа И. А. Ильина» (1921-1922) фоном становятся любимые автором «просторы». Художник делает с него зарисовки, наблюдая его за разговорами, чтением, работой в саду. Фигуры святых Нестеров взял из своих прежних работ. На фоне пологих холмов, поросших елями, стоят деревянные домики – кельи монахинь.
Целью путешествия Нестерова в Соловецкий монастырь частично были также художественные поиски, связанные с замыслом большой программной картины «Святая Русь», которая должна была подвести итоги его творческого пути. Особенно большое значение Нестеров придавал роли святого в сплочении русского народа. Идеализация заметна в том, какой фон художник выбирает для портретируемого. Эта девочка (а не мальчик) стала моделью для образа Варфоломея в главной картине Нестерова.
Григорович и издатель А. С. Но красиво очень, слов нет – и очень волшебно и символично, но и не верится. И. Э. Грабарь не принимал картин Нестерова и «Димитрия» в том числе, как раз потому, что не видел в них «хоть какого-нибудь намека на мистическое прозрение». И слишком позднее признание со стороны официальных властей его не радовало.
В ней Нестерову удалось достичь большей стилевой цельности и смысловой значимости. С другой стороны – славянофилы видели в них истинных носителей «русского духа», силу, которая одна лишь может защитить Россию от надвигающейся с Запада угрозы, экспансии западных ценностей. Характеризуя Нестерова как «художника нового периода, периода свободного, личного и вдохновенного» начала в искусстве», А. Бенуа прозорливо заключал, «что для полной и настоящей оценки этого молодого мастера, обладающего глубоким умом и поэтичной душой время еще не пришло, так как он далеко не высказался вполне.
Художнику не сразу удается найти модель для головы Варфоломея. Мягкие лучи заходящего солнца заставляют ярче сверкать ее простодушные пестрые краски. В том же году из лагеря выпустили Ольгу Михайловну. Наиболее цельно художественные и нравственные идеалы мастера выразились в программной картине «Видение отроку Варфоломею» (1889–1890, ГТГ). У Нестерова это мир идеального старообрядчества. Абрамцево, бывшее имение Аксаковых, превратившееся с переходом к Мамонтовым из подмосковной дачи писателей в подмосковную дачу художников, впоследствии стало одним из излюбленных мест Нестерова.
Краски портрета строги. Но постепенно разговор стихал, работа шла сосредоточенно, молча, об усталости натуры уже не справлялся. Другой, молодой, – трезв, схоластичен и не чужд практических мыслей о церковной карьере. Постепенно Иисус Христос снова стал для художников Богом». Почти восторженно отзывался Бенуа о «Варфоломее», называя его «одной из самых таинственно-поэтичных и прелестных картин последнего десятилетия XIX века».
Сам Нестеров считал «Душу народа» одним из наиболее значимых своих произведений и неоднократно повторял: «В начале жизни— Отрок Варфоломей, к концу— Душа народа». «Мистицизм, который окрыляет волю человека», стремился выразить Нестеров в картине «Чудо» (1896), написанной им под воздействием «Жанны Д Арк» Бастье- на-Лепажа. Эта цитата после долгих колебаний художника и была наведена рукой П. Д. Корина в 1927г.
Еще не окончен был другой, как он думал уже о третьем. Белый кружевной цветок на столе вносит в портрет лирическое начало.
Картина была написана в год 70-летнего юбилея Виктора Михайловича. Не касаясь луга ногами, парит над землей царственный ребенок в золотой короне, с умиленной улыбкой на лице. Ученый изображен на террасе своего дома в Колтушах. По его словам, он испытал «молниеносную любовь». Румянец волнения окрасил ее щеки.
Утренний весенний пейзаж особенно удался художнику. Чтобы понять причину расхождения во мнениях относительно церковных росписей Нестерова, а заодно и противоречивость оценок большой программной картины художника «Святая Русь» (190Б, ГРМ), необходимо подробней остановиться на краеугольном вопросе рубежа XIX – начала XX веков: «искусство и религия». Нестеров восхищался личностью и творчеством Горького, но после знакомства с ним понял, что смыслом жизни этого человека была не христианская любовь, а революционная борьба. Среди них— художник В. М. Васнецов (1925), физиолог И. П. Павлов (1935), скульптор В. И. Мухина (1940), архитектор А. В. Щусев (1941, все— ГТГ). Описание картины встречи пастушка и небесного посланника наполнено неземным светом.
В одинаковых поворотах фигур, наклонах головы – разные выражения. Лишь красное пятно броши оживляет строгость колорита. Зато фигура Борея – вся движение, полет, порыв.
Сравнивая эскизы к «Димитрию» с самой картиной, Волошин находил «оскорбительное несоответствие замысла и исполнения». Василий Розанов писал, что Нестеров "вынул из сердца русского человека молитву в особых обстоятельствах и свою личную и – облек ее в краски исторические, в быт исторический. внизу с левой стороны картины.
С одной стороны, еще с 60-х годов многие искали в старообрядчестве «революционную силу», видели в этом явлении форму протеста существующему порядку. Неторопливо бредут два человека, погруженные в беседу. Они еще не монахини, но скоро и им предстоит выбрать этот путь. В портрете С. Н. Художник почти отчаялся найти подходящий облик, как вдруг на деревенской улице нечаянно встретил хрупкую, болезненную девочку с бледным лицом, широко открытыми удивленными глазами, «скорбно дышащим ртом» и тонкими, прозрачными ручками.
Лето 1883 года провёл в Уфе, где познакомился с М. И. Мартыновской, своей будущей женой. И никогда не бушуют бури, не льют дожди, не гнутся под покровами ветра деревья. В нём царит тишина и медлительность, сказочная отчужденность иллюзорного мира. «Отводы» сватываемых» были многочисленны, но, если в конце концов натура приходилась по душе художнику, он точно молодел».
Художник делал с него зарисовки, наблюдая его за чтением, разговорами, работой в саду. Иным настроением проникнут портрет дочери Ольги. Руки чешутся пописать еще».
В отличие от него М. А. Волошин, признавая, что «Нестеров — мистик и мистическое чувство делает его живопись драгоценной», тут же безжалостно утверждал: «мистическое чувство есть только в этюдах пейзажей, реже – в эскизах, в картинах его совсем нет». Не стало исключением и творчество Нестерова, для которого также было характерным привнесение «мистических элементов на строго реальную почву».
А началом этой галереи стал двойной портрет «Философы», написанный в 1917 году. Портретный жанр довольно органично вошел в творчество Нестерова. С Киевским показом «вчерне» законченной «Святой Руси» было связано знакомство, которое оказалось переломным в жизни Нестерова. За фигурой писателя он поместил его героя, русского инока Алешу Карамазова. После Октябрьской революции Нестеров стал преимущественно портретистом. В них друзья узнали мать, сестру и дочь художника, выздоравливавшую Ольгу. Из воспоминаний Нестерова: «Судили картину страшным судом.
Художник относится к ним как к живым существам. Жизнь семьи в военное время была тяжелой. Ученый изображен на террасе своего дома в Колтушах. Приведенное высказывание Волошина показывает, что «Святая Русь» подвергалась нападкам не только за серьезные промахи в художественно-стилистическом плане, к этому неизбежно присоединялась в свете послереволюционных событий 190Б года критика социальная. Она еще находилась в мастерской, когда разразилась Февральская революция.
Здесь-то, – писал критик, – и располагается сама Святая молящаяся Русь». Здесь особого внимания заслуживает написанная на стене трапезной картина «Путь ко Христу». В одинаковых поворотах фигур, наклонах головы – разные выражения. Первоначально он написал картину Святая Русь. Начавшаяся война сломила его окончательно. На стене – картина Бенуа «Сентиментальная прогулка».
«Коммерческая бесталанность» уберегла Нестерова от участия в семейном торговом деле. Вот таким образом даже на стенах церкви он стремится создать станковую картину. Другой, в черном пальто, Булгаков – олицетворение неистового противления, яростного бунта. Этот уникальный тип пейзажа (близкого по духу И. Левитану, лирического, лишённого внешнего лоска и ярких красок, проникнутого любовью к России) получил потом название «нестеровского». Тема была выстрадана горем и тяжелейшими испытаниями.
В отличие от «Святой Руси» эта картина была принята в русском обществе с пониманием и сочувствием. Похвалы в адрес «постылых» картин не расхолаживали художника. Так возникает один из лучших в творчестве Нестерова портретов.
"Олюшка лежала с головы до ног забинтованная, как Лазарь в гробе. Она металась в жару, болезнь дала осложнение на уши, на почки. Спутнику Нестерова по путешествию, писателю В. М. Его первые работы в этом направлении вызывали непонимание даже среди собратьев-художников.
Нестеров согласился. Первой картиной цикла стала работа «На горах» (1896). К главной своей теме «Святая Русь» художника привели немалые душевные муки. Ее композиция созревает в живых наблюдениях около Троице-Сергиевой лавры.
Выделяя в нестеровском творчестве именно эти черты, Бенуа шел дальше и утверждал, что «несколько нестеровских картин по существу и значительности превосходят даже творчество Васнецова». Н. Бенуа). Это мерило ему не изменило при создании портретной галереи эпохи.
В искусстве его направляла вера в мистику истоки которой уходили в далекое детство. Если ранние его исторические картины еще по-передвижнически сюжетно-бытописательны (Избрание Михаила Федоровича на царство, 1886, Третьяковская галерея), то позднее, как бы идя вослед В. М. Васнецову, он усиливает в своих образах фольклорные черты (За приворотным зельем, 1888, Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева), атмосферу религиозной легенды (Пустынник, 1888–1889, Третьяковская галерея).
Таинственный свет белой ночи. «Сама мысль о портрете в амазонке пришла отцу, когда я как-то, сойдя с лошади, остановилась в этой позе. Состояние природы чутко уловлено художником, но он не следует за натурой пассивно. Он считал, что «умиление» – это сокровенное религиозное чувство, живущее в душе художника, полнее всего выражено им в пейзажах.
Динамично движение белого цвета фигуры Борея, подкрепленное разлетом складок белого жабо Мухиной. Закончен портрет был накануне его шестого, последнего ареста 4 сентября 1922 года. Ярошенко отставал право Нестерова на собственный голос в искусстве, видя в нем честного и подлинно народного художника.
Вернулась она инвалидом и уже не могла ходить без костылей. Теперь хронология его художественной жизни уже определялась датами новых портретов. Внешне имеет "свое лицо", абсолютно законченное, русское.
Девушка согласилась стать его женой, но вдруг отказала ему. Чего-чего я не передумал в те дни, недели, месяцы". Если на двух предыдущих картинах трилогии присутствует Христос, то здесь его уже нет. Портрет строится на контрасте статики и динамики. Закончена она была в разгар войны и отразила тревогу художника за судьбы родины. Герои становятся частью природы, умиротворенной и затаившей дыхание перед чем-то великим.
Михаила Васильевича Нестерова называют живописцем «Святой Руси», страны странников, богомольцев, монахов, юродивых и святых. "С топором да пилой в лесу Богу молимся", – говорили они о себе. Помимо станковых работ, в экспозицию вошли эскизы к храмовым росписям и мозаикам. В Угличе Нестеров делает пейзажный этюд с тех мест, которые могли быть фоном смерти царевича.
Сущность своего искусства Нестеров определил как «опоэтизированный реализм». Они были рождены любовью и нежностью к близким – жене и дочери. К последней и держат свой путь седовласый старец и юноша. Нестеров писал портрет Ильина два года. Это первая значительная картина, раскрывшая самобытность нестеровского творчества. Каникулы Ольга проводила с отцом.
Совпадал с рассуждениями Дедлова, вплоть до самой фразеологии, отзыв М. Дмитровского: «колорит росписей большей частью болезненно-мистический, свойственный вообще кисти этого художника». В тот же период среди интеллигенции распространился интерес к старообрядчеству. Она – лична, порывиста, пылает, а не теплится".
Осенний пейзаж пронизывает картину спокойствием и умиротворением. Главная тема картины— реквием по несбывшемуся счастью. В этот период, помимо картин «Два лада» и упомянутой выше «За Волгой», были созданы ещё «Лето» и «Свирель». По его словам, он испытал «молниеносную любовь». Помимо идейного содержания картин Нестеров подвергался критике Грабаря за «самый язык живописи истрепанный и наскучивший еще в 90-х годах».
Знакомство с ученым перерастает в близкую дружбу. Под воздействием живописи французского символизма (П. Пюви де Шаванн и в особенности Ж. Бастьен-Лепаж) Нестеров подчеркивает идиллически-задушевное единство своих героев и окружающей природы. «Дивные ароматы мха, молодых березок и елок сливаются в один аккорд, очень близкий к мистическому запаху ладана», – так поэтично охарактеризовал он пейзаж в картине «Юность преподобного Сергия Радонежского». Металлическая печка-буржуйка с трубой, тянущейся через всю комнату, согревала ее плохо.
Нестеров умер во второй год Великой Отечественной войны. Мясоедов, писатель-демократ Д. В. В этом существе «не от мира сего» он узнал своего Варфоломея. Выходец из провинциальной купеческой среды, он закончил Московское училище живописи. Пейзаж Нестерова – это пейзаж среднерусский, скорее северный.
Лишь на одном из первоначальных эскизов толпа народа идет за Христом. Оценки, данные Бенуа станковым произведениям Нестерова, позволяют понять причину кратковременного сотрудничества художника с объединением «Мир искусства», для которого характерным было тяготение к прекрасной старине, красоте, сказке, мечте, что было близко и Нестерову. Вдали виднеется уютная церковь.
Среди лучших произведений этого жанра— «Портрет дочери художника О. М. Нестеровой (Амазонка)» (1906, ГРМ). Такие, которые не оставляли сомнения в том, что его необходимо немедленно расстрелять. Картину объявили неудачей. Произведение открыло цикл, посвященный Сергию Радонежскому: «Юность преподобного Сергия» (1892–1897), «Труды преподобного Сергия» (1896–1897, оба— ГТГ), «Преподобный Сергий Радонежский» (1891–1899, ГРМ). Так возникает один из лучших в творчестве Нестерова портретов. Причем определением «мистический» активно оперировали как поклонники, так и противники Нестерова, произнося это слово то явно с порицанием, то как синоним подлинной художественной ценности. В письме она объяснила свое решение тем, что не сможет дать художнику счастье, что ее любовь помешает осуществлению его творческой мечты. Тема картины «Великий постриг» – реквием по несбывшейся любви.
Интересно сопоставить две картины Нестерова – "Молчание" и "Под Благовест". Обычно на картинах Нестерова – весна или осень, реже – зима или лето. На время работы выставки возобновляются «Четверги допоздна». Первая – воплощение примиренных страстей, вторая их еще не испытала. Ученый изображен на террасе своего дома в Колтушах.
Бенуа был первым, кто заговорил о религиозности, заключенной в нестеровских пейзажах. Негативная оценка, которую он им давал, объяснялась тем, что в росписях Бенуа видел «лишь отголосок салонного академизма», «фальшивость и поверхностность». Нестеровское искусство – это, прежде всего, картины, объединенные темой «Святая Русь». За девушками следует старуха с девочкой.
Логически доводя эту мысль до завершения, Бердяев резюмировал: «Религиозная тенденция в искусстве такая же смерть искусству, как тенденция общественная или моральная. Картина — это голос автора и он до сих пор звучит. Высокое мастерство декоративного решения целого соединяется здесь с умением выразить лирико-драматический настрой, подобный музыкальному.
Здесь также впервые изобразил он неброскую красоту среднерусской природы. Звери и птицы здесь не боялись человека, поскольку он не трогал их без особой надобности. Другой тип портрета – это портрет-обобщение, портрет-биография иногда – портрет-символ.
Свет излучает вдохновенное лицо художницы, написанное теплым, желтовато-охристым тоном. Здесь же церковь, часовенка. В этом существе «не от мира сего» он узнал своего Варфоломея.
Глубокий внутренний лад связывает человека и природу. На картине к скиту, затерянному в глухой лесистой долине, приходят стар и млад, каждый со своей бедой. Среди его работ раннего периода (1879—1884) можно отметить следующие картины на бытовую тематику: «В снежки», «В ожидании поезда», «Жертва приятелей», «Домашний арест», «Знаток» и «Экзамен в сельской школе». В выражении глаз – неподдельное вдохновение творца.
Вернувшись в Москву, учился в классе В. Е. Маковского. Картина изображает отшельника, неторопливо бредущего по тропке пустынного берега реки. Однако на защиту шли Суриков, Васнецов, Поленов, Куинджи и даже Ярошенко, создавший эпохальные для передвижничества картины «Студент», «Всюду жизнь», «Курсистка». Позже она получила название На Руси (Душа народа). Ольга пыталась материально поддерживать семью отца, но ее жалованье в Румянцевской (позже Ленинской) библиотеке было смехотворным – 2, 5 советских червонца.
П. П. Гнедич, А. Н. Бенуа, И. Э. Грабарь не были единодушны в оценках его творчества. Картина «Великий постриг» была написана Нестеровым под впечатлением личной драмы. Первой значительной картиной, свидетельствующей о самобытности нестеровского таланта, был «Пустынник», написанный художником в 1888-89 гг.
Впрочем, в спокойствии Мухиной угадывается огромная внутренняя энергия. Иную точку зрения несколько лет спустя высказал другой авторитетный критик И. Э. Грабарь. Дочери предстоит еще одно хирургическое вмешательство – трепанация черепа. Удивительную атмосферу создал на полотне Нестеров.
За ней, словно печальное эхо, такая же девушка в профиль. Его героини приходили сюда в переломный момент жизни. Как уже отмечалось, актуальная проблема «возрождения» России мыслилась через религиозное возрождение русского народа. В те годы пользовались большим успехом романы П. И. Мельникова (Андрея Печерского) «В лесах» и «На Горах», посвященные старообрядцам.
Флоренского, названном «Философы», Нестеров написал двух выдающихся представителей религиозно-философской мысли. Картина повествует об эпизоде из детства Сергия Радонежского (в миру Варфоломея), великого русского святого и сподвижника, жизнь и наследие которого занимали Нестерова с ранней молодости. Говоря о стиле, Грабарь обнаруживал его в творчестве Борисова-Мусатова и решительно отказывал в этом Нестерову: «У него – не стиль, а стилизация, то неприятное выжимание из себя всяких наивно- стей, которое все мы лет десять тому назад еще принимали за подлинное выражение эмоций только потому, что слишком мало было еще сделано и трудно было разбираться». По преданию, неизвестный святой, взглянув на юного пастушонка, угадал в нем «сосуд избранный». Почти буквальное повторение силуэтов монахов использовано Нестеровым как ритм в музыке.
Л. Толстой сравнил Христа с «итальянским тенором», а картину назвал «панихидой русского православия». В 1938 году арестовали и Ольгу, уже немолодую и с ранней юности нездоровую женщину. «Религиозный феномен» в искусстве волновал в те годы многих представителей русской культуры, о нем размышляли и русские философы начала XX века и художники. Не давались ему и краски: он сам искал их и не находил. Облик героини, одетой в платье стиля директория с подобием фригийского колпака на голове, напоминающего о Великой французской революции, полон молодой энергии, порыва к действию.
Эта картина становится первой работой в новом для мастера жанре портрета. Эта людская лавина движется за ребенком, который единственный с открытым и чистым сердцем может «догнать» Бога.