Приведенные в качестве примеров, созвучные друг другу размышления о миссии искусства помогают понять причину сближения в будущем Нестерова с религиозно-философским обществом памяти Вл. «философы» — назвал Михаил Нестеров свою картину 1917 года. Картина Михаила Нестерова Философы: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Интересно сопоставить две картины Нестерова – "Молчание" и "Под Благовест". Она воспринимается как вскрик, прерывающий нежную лирическую мелодию. Молитва, – а не тот к кому Молитва. «Мистицизм, который окрыляет волю человека», стремился выразить Нестеров в картине «Чудо» (1896), написанной им под воздействием «Жанны Д Арк» Бастье- на-Лепажа. На ней изображены два монаха, представители двух разных типов: первый— молодой и высокий и второй— сгорбленный старец. Художнику не сразу удается найти модель для головы Варфоломея.
«Религиозный феномен» в искусстве волновал в те годы многих представителей русской культуры, о нем размышляли и русские философы начала XX века и художники. Здесь особого внимания заслуживает написанная на стене трапезной картина «Путь ко Христу». Показательно описание пейзажей, сделанное Бенуа. Элемент игры, мистики, как обязательное условие для создания другой реальности, отличной от грубой прозы жизни, присутствовавшей в концепции «Мира искусств», в той или иной мере был свойственен всем новейшим направлениям русского искусства рубежа веков. На фоне лесистого пейзажа изображены два человека. Совпадал с рассуждениями Дедлова, вплоть до самой фразеологии, отзыв М. Дмитровского: «колорит росписей большей частью болезненно-мистический, свойственный вообще кисти этого художника».
В ней Нестерову удалось достичь большей стилевой цельности и смысловой значимости. Розанов, восхищенно называя ее лучшей картиной на персональной выставке Нестерова (1907), писал: «Он рисовал не реальность, а призрак – действительность, поверь веру. Отсутствию в картине живописного и образного единства Розанов противопоставлял общественную значимость выбранной Нестеровым темы, его попытку дать свой вариант решения сложнейшей проблемы кризисных лет: судьбы и будущего России.
Она приобретала скорее философский и лирический оттенок. Здесь же церковь, часовенка. Спутнику Нестерова по путешествию, писателю В. М. В 1895 году была создана картина «Под благовест» (настоящее нестеровское название: «Монахи»).
На фоне пологих холмов, поросших елями, стоят деревянные домики – кельи монахинь. С 1884 года писал жанровые картины на исторические темы, такие как «Приём послов» (1884), «Смерть Лжедмитрия», «Сбор на погорелый храм в Москве» (эскизы, 1885), «Шутовской кафтан. Михееву, удается найти старую легенду об "Отроке – мученике". Именно он оказывается смысловым центром картины, невольно наводя зрителя на евангельские слова: «Если не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное» (Мф. 18:3).
В это время Нестеров выполнял для заработка также рисунки для журналов и книг (в том числе для собрания сочинений А. С. Пушкина, для сказок и былин) в «Издательстве А. Д. Ступина». Особенно большое значение Нестеров придавал роли святого в сплочении русского народа. Он считал, что «умиление» – это сокровенное религиозное чувство, живущее в душе художника, полнее всего выражено им в пейзажах. Они еще не монахини, но скоро и им предстоит выбрать этот путь. Детали одной фигуры несколько противопоставлены другой. Во многом с этим было связано настойчиво вводимое в творческое мышление понятие «национального стиля», который рассматривался как некое условие, способное объединить разных художников для достижения общей цели.
Булгакова и П. А. Без сомнения, церковный заказ мешал художнику в выражении своего религиозного чувства, но в тех случаях, когда этот «одаренный истинно мистической душой художник» (А. Такой-то ты мне и нужна". В композиции трапезной Марфо – Мариинской обители, названной им «Путь к Христу» (1911), Нестеров стремился «как-то восполнить то, что не сумел передать в своей «Святой Руси». Говоря о стиле, Грабарь обнаруживал его в творчестве Борисова-Мусатова и решительно отказывал в этом Нестерову: «У него – не стиль, а стилизация, то неприятное выжимание из себя всяких наивно- стей, которое все мы лет десять тому назад еще принимали за подлинное выражение эмоций только потому, что слишком мало было еще сделано и трудно было разбираться».
В 1882 году Нестеров вновь поступил в Училище живописи, учился у А. К. Саврасова. За ней, словно печальное эхо, такая же девушка в профиль. Как уже отмечалось, актуальная проблема «возрождения» России мыслилась через религиозное возрождение русского народа. "С топором да пилой в лесу Богу молимся", – говорили они о себе.
За ней последовали «За Волгой», «Великий постриг» (18971898), «На Волге» (1905), «Думы» (1901), «Усталые», «Лето», «Одинокие», «Две сестры». Весной 1902г. Это ликующий светлый мир. Значительная роль в этом отводилась художнику, который через создаваемые им духовно наполненные образы мог непосредственно взывать к уму и сердцу своего зрителя, пробуждая в его душе «забытую способность молиться, заставляя прозвучать чувство, замолчавшее среди торжества рационализма и жизненного торга». различного достоинства прекрасные и незабываемые образы святой Варвары, святых Бориса и Глеба, миниатюрное «Благовещение».
Сознавая справедливость критики, Нестеров, тем не менее, не отрекается от своей позиции в трактовке темы и приступает к написанию нового варианта «Святой Руси». Здесь необходимо отметить, что восторженность по поводу «возрождения» русской монументальной живописи в 1890-е годы в начале XX века постепенно уступает место разочарованию и критике. Не принял «Святую Русь» Л. Н. Толстой. Знакомство с Павловым перерастает в близкую дружбу.
Новаторство художника отчетливо проявилось в цикле картин, посвященных Сергию Радонежскому, как свидетельство стремления художника к поэтическому осмыслению реальности, к повышенной духовности образов. Отметим также, что в русском искусстве «рубежного» времени, пронизанном мистицизмом и пророческими прозрениями интерес к религиозной проблематике приобрел определенную направленность. Священник в белой рясе – воплощение кротости, смирения, покорности судьбе. Задача была не из легких.
Постепенно Иисус Христос снова стал для художников Богом». Зато фигура Борея – вся движение, полет, порыв. Они погружены в размышления, но нет в них спокойствия, разлитого в природе. Почти восторженно отзывался Бенуа о «Варфоломее», называя его «одной из самых таинственно-поэтичных и прелестных картин последнего десятилетия XIX века».
Поражённый художественным талантом её автора, пригласил Нестерова на работу в собор. На его большом полотне «Святая Русь» это сказалось с необыкновенною яркостью», – отмечал Розанов. Некоторые пытались толковать смысл картины как апологию женского иночества, как поэтическое узаконение женского страдания, однако это не так.
Оба монаха – "мечтатели", писал Нестеров о своей уже законченной картине. Так возникает один из лучших в творчестве Нестерова портретов. Но как бы ни разнились эстетические программы и цели многих художественных объединений и направлений, почти всем в той или иной мере оказался близким взгляд на Россию, «Святую Русь» как на спасительницу всего православного мира, подлинную преемницу и хранительницу восточно-христианской традиции идущей из Византии. Ученый изображен на террасе своего дома в Колтушах.
Этот уникальный тип пейзажа (близкого по духу И. Левитану, лирического, лишённого внешнего лоска и ярких красок, проникнутого любовью к России) получил потом название «нестеровского». Неторопливо бредут два человека, погруженные в беседу. Сначала художник колебался, принять ли это предложение. Эта девочка (а не мальчик) стала моделью для образа Варфоломея в главной картине Нестерова. Вся природа была для них святым храмом.
Но тогда. Ещё одна характерная черта нестеровского пейзажа— одухотворённая природа на его полотнах всегда сливается в гармонии с лирическим настроением героев, сопереживает их судьбе. Она – лична, порывиста, пылает, а не теплится".
Негативная оценка, которую он им давал, объяснялась тем, что в росписях Бенуа видел «лишь отголосок салонного академизма», «фальшивость и поверхностность». Среди произведений этого цикла особо выделяется картина «Великий постриг» имевшая, как и многие другие работы художника, автобиографическую основу. В этом совпадали позиции священника П. А. Флоренского, назвавшего росписи Владимирского собора «лжесвидетельствами» и А. Н. Бенуа, одного из немногих критиков, подходивших к рассмотрению этих росписей с художественными критериями. Нестеров высоко ценил творчество Мухиной. Он просил святого отца помолиться за него Богу, что он "умел грамоту".
Счастье их первой любви созвучно весеннему ликованию природы. В Угличе Нестеров делает пейзажный этюд с тех мест, которые могли быть фоном смерти царевича. Портрет строится на контрасте статики и динамики. Нестеров сумел добиться их органического слияния с пейзажем.
В выражении глаз – неподдельное вдохновение творца. И. Э. Грабарь не принимал картин Нестерова и «Димитрия» в том числе, как раз потому, что не видел в них «хоть какого-нибудь намека на мистическое прозрение». Работа при росписи храмов наложила отпечаток на всё творчество Нестерова, в котором особое место занимает религиозная тема, тема «Святой Руси».
Иначе обстояло дело с оценкой церковных росписей Васнецова и Нестерова. В деле веры, религии это необходимо. Соловьевым. Не понравилась «Святая Русь» В. И. Сурикову. Первая – воплощение примиренных страстей, вторая их еще не испытала.
«Настроение»— это слово неизменно повторялось почти во всех отзывах зрителей, критиков и художников. Этот двойной портрет с успехом может считаться сюжетной картиной. Художник делал с него зарисовки, наблюдая его за чтением, разговорами, работой в саду.
Старец взглянул на Варфоломея и прозрел внутренними очами, что перед ним сосуд избранный Святым Духом и спросил его: "Да что ищеши или что хощещи, чадо. Почти буквальное повторение силуэтов монахов использовано Нестеровым как ритм в музыке. Свет излучает вдохновенное лицо художницы, написанное теплым, желтовато-охристым тоном. Они искали в росписях то отрадное и тихое религиозное чувство, которое когда-то подарил им создатель «Видения отроку Варфоломею». Это первая значительная картина, раскрывшая самобытность нестеровского творчества.
«Здесь на материнском лоне природы, где повсюду разлита Божья благодать, где все носит Божью печать, здесь убаюканные бледным нежным небом, вечно глядя на далекую, пустую от людей даль, на ровное, тихое движение вод и гнущихся под ветром трав и деревьев, – здесь они чувствуют, что в них каким-то чудом возродились – для одного временно, для другого навсегда — блаженные годы детства, божественная невинность, хрустальная прозрачность и простота детской души», – так проникновенно писал Бенуа о картине «Под благовест». Всматриваясь в киевские росписи, они не видели, а может быть, сознательно закрывали глаза на сходство их с «образцами западного модерна в его салонно-академической разновидности» (А. Малоприятными для Нестерова были отзывы М. Волошина, И. Грабаря, П. Муратова.
Возникающие новые художественные группировки и направления в стремительном темпе сменяли друг друга и меняли расстановку художественных сил. Руки чешутся написать ее, она согласна". Впереди – юная девушка в сарафане и платке, повязанном по-старообрядчески. Залив у подножия Рапирной горы. За ней можно хорошо прятать отсутствие своей собственной веры. Эта картина— «Два лада» (1905), навеянная русской народной сказкой-идиллией и известной балладой А. К. Толстого, начинающейся со слов: «Порой весёлой мая» На ней изображены юноша и девица в древнерусском княжеском одеянии. Абсолютно иначе оценивали картину художники.
В неподвижных водах отражается темная, поросшая лесом гора. Глубокий внутренний лад связывает человека и природу. М. В. Нестеров Философы. Краски портрета строги.
«У «Святой Руси», по воспоминаниям Нестерова, впервые пожали друг другу руки лютые враги – передвижники (Маковский) и мирискусники (Бенуа)», пришедшие к общему неприятию картины. Иную точку зрения несколько лет спустя высказал другой авторитетный критик И. Э. Грабарь. Не его дело писать «Бога», а только «как человек прибегает к Богу. В этот период, помимо картин «Два лада» и упомянутой выше «За Волгой», были созданы ещё «Лето» и «Свирель». Стиль есть моя вера, стилизация же это вера, но чья-то.
Сюжет картины взят из «Жития преподобного Сергия» авторства Епифания Премудрого. В отличие от него М. А. Волошин, признавая, что «Нестеров — мистик и мистическое чувство делает его живопись драгоценной», тут же безжалостно утверждал: «мистическое чувство есть только в этюдах пейзажей, реже – в эскизах, в картинах его совсем нет». Преображенный Нестеровым мир представал как воплощение неисчерпаемости Божественной благодати, красоты и гармонии. Поисками «русского стиля» была пронизана работа В. Васнецова и М. Нестерова над росписями Владимирского собора в Киеве, привлекшая к себе внимание общественности кажущейся возможностью «вдохнуть жизнь в давно забытое дивное искусство Андреев Рублевых и Дионисиев».
Лишь красное пятно броши оживляет строгость колорита. За девушками следует старуха с девочкой. Художник относится к ним как к живым существам. Мягкие лучи заходящего солнца заставляют ярче сверкать ее простодушные пестрые краски.
Белый кружевной цветок на столе вносит в портрет лирическое начало. В ней, в ее атмосфере, в атмосфере видения, чуда, которое должно было совершиться, жил я тогда" (писал Нестеров в "Воспоминаниях"), Первый набросок картины появился во время путешествия Нестерова в Италию, в альбоме набросков острова Капри. Приведенное высказывание Волошина показывает, что «Святая Русь» подвергалась нападкам не только за серьезные промахи в художественно-стилистическом плане, к этому неизбежно присоединялась в свете послереволюционных событий 190Б года критика социальная.
Причем определением «мистический» активно оперировали как поклонники, так и противники Нестерова, произнося это слово то явно с порицанием, то как синоним подлинной художественной ценности. Это обстоятельство, вполне закономерное и объяснимое, являлось отражением истории развития русского искусства рубежа XIX—XX веков и предреволюционного десятилетия.
Другой, молодой, – трезв, схоластичен и не чужд практических мыслей о церковной карьере. Первой картиной цикла стала работа «На горах» (1896). В отличие от «Святой Руси» эта картина была принята в русском обществе с пониманием и сочувствием. Румянец волнения окрасил ее щеки. Мысли людей напряжены, овладевают ими всецело и преследуют их неотступно. Во многом это было граничит с открытием подлинной древнерусской иконы.
Состояние природы чутко уловлено художником, но он не следует за натурой пассивно. Художник почти отчаялся найти подходящий облик, как вдруг на деревенской улице нечаянно встретил хрупкую, болезненную девочку с бледным лицом, широко открытыми удивленными глазами, «скорбно дышащим ртом» и тонкими, прозрачными ручками. Внешне имеет "свое лицо", абсолютно законченное, русское.
«Душа народа» для многих ценителей Нестерова и для самого художника стала заметным достижением, открывающим перед ним новые горизонты в творчестве. По преданию, неизвестный святой, взглянув на юного пастушонка, угадал в нем «сосуд избранный». Е. Н. Трубецкой, С. Н. Дурылин.
«Нестеров не иконописец. Другой, в черном пальто, Булгаков – олицетворение неистового противления, яростного бунта. В его профиле и жесте рук ощутима неуемная энергия. Словно эхо, повторяют друг друга фигурки монахов в лодках, седобородого старца и юноши.
Эти критики сходились на том, что: «В целом картину можно принять за какую- то неподобающую политическую пародию, точно художник хочет сказать своей верующей и страдающей Святой Руси: «смотрите, какому Христу – театральному и бездушному – несете вы свои скорби, ему не нужно веры вашей». Содержание полотна точно передаёт второй вариант названия: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обременённые и Аз успокою вы»— на ней изображён Христос в окружении святых и обременённые тяжкой ношей жизни странники (народная Россия), пришедшие к Нему каждый со своей бедой.
Все лишнее, что попадало в капканы и силки сверх соборного постановления, выпускали на волю. Вернувшись в Москву, учился в классе В. Е. Маковского. Выделяя в нестеровском творчестве именно эти черты, Бенуа шел дальше и утверждал, что «несколько нестеровских картин по существу и значительности превосходят даже творчество Васнецова». Девушка согласилась стать его женой, но вдруг отказала ему. Картина «Видение отроку Варфоломею» (1889—1890) написана Нестеровым на сюжет, взятый из «Жития преподобного Сергия» авторства Епифания Премудрого.
Среди его работ раннего периода (1879—1884) можно отметить следующие картины на бытовую тематику: «В снежки», «В ожидании поезда», «Жертва приятелей», «Домашний арест», «Знаток» и «Экзамен в сельской школе». Бенуа был первым, кто заговорил о религиозности, заключенной в нестеровских пейзажах. Подлинность дарования Нестерова ярко проявлялась в том, что глубокой религиозностью были наполнены не только те его картины, где очевиден поиск духовного начала, но и более «земные» произведения, такие, как «На горах» (1896), «За Волгой» (1905), «Два лада» (1905). Интересным на этот счет было высказывание В. Дедлова (В. Флоренского, названном «Философы», Нестеров написал двух выдающихся представителей религиозно-философской мысли. внизу с левой стороны картины. Лето 1883 года провёл в Уфе, где познакомился с М. И. Мартыновской, своей будущей женой.
В церкви он рассматривает пелену шитую матерью убиенного в память о нем шелками и золотом. Художник делает с него зарисовки, наблюдая его за разговорами, чтением, работой в саду. В его профиле и жесте рук ощутима неуемная энергия. Доминируют черный и белый, окрашенные голубыми и сиреневыми рефлексами.
П. П. Гнедич, А. Н. Бенуа, И. Э. Грабарь не были единодушны в оценках его творчества. Старец, "сотворя молитву прилежну", достал из карманной "сокровищницы" частицу просфоры и подал ее отроку со словами: "Прими сие и снешь, се тебе дается знамение благодати божия и разума святого писания".
Отблески заката мягко ложатся на их лица и одежду. Кроме «Димитрия царевича убиенного», произведения, вполне укладывающегося в русло смысловых и стилистических поисков Нестерова, наибольшие споры вызывала картина «Святая Русь», законченная художником в 1905 году, но впервые показанная широкому зрителю на персональной выставке в 1907 году.
Под воздействием живописи французского символизма (П. Пюви де Шаванн и в особенности Ж. Бастьен-Лепаж) Нестеров подчеркивает идиллически-задушевное единство своих героев и окружающей природы. Главная тема картины— реквием по несбывшемуся счастью.
Монахи стоят на некотором расстоянии друг от друга и это расстояние становится у Нестерова пространством молитвы и тишины. Белый кружевной цветок на столе вносит в портрет лирическое начало. Приближаясь к В. Розанову во мнении, что в росписях киевского собора «Васнецов изобразил веру активную, святую силу, а Нестеров – веру кроткую, пассивную, он отмечал тревожную, на его взгляд, тенденцию, которая проявляется в культе болезненности.
Вдали виднеется уютная церковь. Картина повествует об эпизоде из детства Сергия Радонежского (в миру Варфоломея), великого русского святого и сподвижника, жизнь и наследие которого занимали Нестерова с ранней молодости. Картина «Великий постриг» была написана Нестеровым под впечатлением личной драмы. "Душа царевича уже витала среди весенних березок старого Углича" – этого эффекта добивался Нестеров в картине.
Высокими достижениями раннего творчества Нестеров прочно занял место среди художников нового направления в русской живописи «рубежного» времени. Закончен портрет был накануне его шестого, последнего ареста 4 сентября 1922 года. 1890 году «Отрока Варфоломея» увидел профессор Прахов, заведовавший росписью Владимирского собора в Киеве. Неубедительность предложенного Нестеровым выхода из кризисной ситуации, в которой находилась Россия, как одна из основных причин неудачи «Святой Руси», общей мыслью проходила в журнальных и газетных рецензиях на выставку художника. Первой значительной картиной, свидетельствующей о самобытности нестеровского таланта, был «Пустынник», написанный художником в 1888-89 гг.
Таково знаменитое Видение отроку Варфоломею (будущему Сергию Радонежскому 1889–1890, Третьяковская галерея), написанное близ Абрамцево, – картина, где чувством чудесного проникнуты в равной мере и фигуры и типически-среднерусский пейзаж., перед ними скорее можно упасть, обливаясь слезами умиления или скорби о тягостях жизни». Боярин Дружина Андреевич Морозов перед Иваном Грозным» (1885). Целью путешествия Нестерова в Соловецкий монастырь частично были также художественные поиски, связанные с замыслом большой программной картины «Святая Русь», которая должна была подвести итоги его творческого пути. Здесь-то, – писал критик, – и располагается сама Святая молящаяся Русь». По его словам, он испытал «молниеносную любовь».
Одна лишь только картина Нестерова посвящена теме счастливой любви. С Киевским показом «вчерне» законченной «Святой Руси» было связано знакомство, которое оказалось переломным в жизни Нестерова. В письме она объяснила свое решение тем, что не сможет дать художнику счастье, что ее любовь помешает осуществлению его творческой мечты. Тема картины «Великий постриг» – реквием по несбывшейся любви. Н. Бенуа).
Впрочем, в спокойствии Мухиной угадывается огромная внутренняя энергия. С противоположной точкой зрения выступили В. Розанов, Н. Рождественский, М. Фармаковский, М. Дмитровский. В своё время на Нестерова очень сильное впечатление произвели романы Мельникова-Печерского («В лесах», «На горах» и другие), посвящённые жизни заволжских старообрядцев. Так и нападает на глину: там ударит, здесь ущипнет, тут поколотит. Нестеров неоднократно гостит у Павлова в Колту-шах.
Лицо горит. «Нестеров, – писал он, — только отчасти подходил к Левитану, Серову и Коровину. В этом существе «не от мира сего» он узнал своего Варфоломея. За это время мыслитель пережил несколько арестов, допросы в ЧК. Характеризуя Нестерова как «художника нового периода, периода свободного, личного и вдохновенного» начала в искусстве», А. Бенуа прозорливо заключал, «что для полной и настоящей оценки этого молодого мастера, обладающего глубоким умом и поэтичной душой время еще не пришло, так как он далеко не высказался вполне.
Чтобы понять причину расхождения во мнениях относительно церковных росписей Нестерова, а заодно и противоречивость оценок большой программной картины художника «Святая Русь» (190Б, ГРМ), необходимо подробней остановиться на краеугольном вопросе рубежа XIX – начала XX веков: «искусство и религия». Название этой работы "Под Благовест" было придумано писателем В. С. Звери и птицы здесь не боялись человека, поскольку он не трогал их без особой надобности.
Черты стиля модерн с его условностью и стилизацией форм, превращающими картину в декоративное панно и реализм живописи XIX века, соединившись в творчестве художника, помогали ему создать убедительный пластический эквивалент своих поэтических «грез». Эта цитата после долгих колебаний художника и была наведена рукой П. Д. Корина в 1927г. Объективно осознавали необходимость стиля и художники объединения «Мир искусства», соединявшие некоторые традиции русского реализма XIX века и тенденции стиля модерн., в ней хотят видеть ясновидение, сверхъестественную силу, почти пророческий дар».
Если ранние его исторические картины еще по-передвижнически сюжетно-бытописательны (Избрание Михаила Федоровича на царство, 1886, Третьяковская галерея), то позднее, как бы идя вослед В. М. Васнецову, он усиливает в своих образах фольклорные черты (За приворотным зельем, 1888, Саратовский художественный музей имени А. Н. Радищева), атмосферу религиозной легенды (Пустынник, 1888–1889, Третьяковская галерея). В нем появляется чахлая елка, гроздья красной рябины – любимые нестеровские "герои". Не стало исключением и творчество Нестерова, для которого также было характерным привнесение «мистических элементов на строго реальную почву». Кигна). Сравнивая эскизы к «Димитрию» с самой картиной, Волошин находил «оскорбительное несоответствие замысла и исполнения».
Помимо идейного содержания картин Нестеров подвергался критике Грабаря за «самый язык живописи истрепанный и наскучивший еще в 90-х годах». Таинственным «мистическим» духом была озарена и вызвавшая разноречивые отклики прессы картина «Димитрий царевич убиенный» (1898, ГРМ). Нестеров писал портрет Ильина два года. Однажды отец послал его искать пропавших жеребят. художник решился выставить на публичное обозрение «вчерне» законченную работу.
Сам Нестеров считал «Душу народа» одним из наиболее значимых своих произведений и неоднократно повторял: «В начале жизни— Отрок Варфоломей, к концу— Душа народа». В тот же день Ильина судила «чрезвычайка». И находили его, справедливо выделяя из «композиций и икон. С одной стороны, появилась мечта о «хоровом» искусстве, которое объединяло бы людские массы, о зрелище – мистерии, возвышающем человека над повседневностью (в таком аспекте представлялась современникам Васнецова и Нестерова, да и самим художникам создаваемая ими храмовая живопись, не отсюда ли — та удивительная театральность, зрелищность, присущая ее характеру. ).
художник написал ещё несколько полотен, главной темой которых является единство человека и природы. Оценки, данные Бенуа станковым произведениям Нестерова, позволяют понять причину кратковременного сотрудничества художника с объединением «Мир искусства», для которого характерным было тяготение к прекрасной старине, красоте, сказке, мечте, что было близко и Нестерову. В 1905—1906гг.
В портретах С. Н. Появление «Святой Руси» с ранее несвойственной Нестерову нравоучительно-морализующей направленностью, которая, по определению Н. Бердяева, есть «смерть искусству», вызвала замешательство даже у давних и благожелательных критиков художника. Потом согласился, более того, церковным росписям и иконам отдал свыше 22 лет своей жизни. Бенуа очень точно использовал для определения этого настроения характерное для молитвенного состояния православного человека слово «умиление». «Дивные ароматы мха, молодых березок и елок сливаются в один аккорд, очень близкий к мистическому запаху ладана», – так поэтично охарактеризовал он пейзаж в картине «Юность преподобного Сергия Радонежского». Здесь также впервые изобразил он неброскую красоту среднерусской природы.
Все картину хвалили, прочили ей успех. Ученый изображен на террасе своего дома в Колтушах. В одинаковых поворотах фигур, наклонах головы – разные выражения.
Люди тоже сосредоточены и молчаливы. В "Молчании" это расстояние больше и глубже ощущается покой и благодать. Таинственный свет белой ночи. Нестерова привлекают самобытность и непосредственность, буйный темперамент ученого. В это же время для определенной части творческой интеллигенции становится очевиден непреодолимый разрыв между собственно церковной живописью в рамках православной традиции и созданными художниками «свободного, личного и вдохновенного начала» воспринималась как неудачная импровизация на церковную тему.
Этого я не мог и не хотел». Так и случилось. Вечереет. Утренний весенний пейзаж особенно удался художнику. К началу XX века сложился достаточно мощный слой русской интеллигенции, претворяющий национальную культуру и жизнь в «христианское бытие» Евангельская тема в искусстве по-прежнему была актуальна и востребована, но в ее интерпретации произошли ощутимые изменения. Когда Нестеров увидел скульптора за работой, он пришел в восторг: "Так вот ты какая. Мнение А. Бенуа, считавшего, что предпринятая Нестеровым попытка перевести свое ощущение сокровенного на догматический язык строгого церковного канона оборачивалась для него утратой драгоценного «мистического идеала», верно отчасти, но все же полностью разделить его категоричности в отношении церковных работ Нестерова мы не можем., очищающих ее от всякой скверны.
Всех их насквозь пронизывает чисто-русская «любовь-жалость» автора к героиням, на всех тема одна и та же: раскрытие тайников народной души— чуткой, глубокой женской души, напрасно одарившей любовью не стоящего такого чувства человека и готовой скрыться в поисках покоя за стеной старообрядческого скита. Характеризуя религиозную живопись Нестерова, критики того времени часто использовали слово «мистицизм», нередко произнося его вкупе со словом «болезненность». Такие, которые не оставляли сомнения в том, что его необходимо немедленно расстрелять. Не попадайся под руку: зашибет. Знакомство с ученым перерастает в близкую дружбу. По верному замечанию критика, особенность нестеровского дарования заключалась в его способности «навеять чисто русское настроение».
Красота весенней природы вносит примиряющие нотки в скорбную мелодию целого. «Кажется, точно воздух заволочен густым воскресным благовестом, точно над этой долиной струится дивное пасхальное пение», — отзывался он о природе в картине «Видение отроку Варфоломею». Первая значительная картина, раскрывшая самобытность творчества Нестерова.
Для почитателей художника главными достоинствами утвердившегося в их глазах особого «нестеровского стиля» были затаенная взволнованность религиозного чувства, неподдельная теплота и искренность в выражении «мистического переживания».