В 1472 г. вступил в гильдию Св. Во всем видна способность Брейгеля уловить грубоватую приземленность крестьян. Справа, в верхнем углу, «добрый» разбойник с серым бескровным лицом слушает последние наставления монаха перед смертью.
Этим объяснялась холодность Иисуса к шумным проявлениям народного восторга. Она закрыла глаза, уста ее сжаты, а в руках она держит ткань. Может быть, это и есть старец Иосиф Аримафейский. Марка». И его внешняя физическая слепота стала как бы знаком его внутреннего прозрения. Странные персонажи окружили справа внизу «злого» разбойника с веревкой на шее и садистически издеваются над обреченным.
Может быть, вот таким образом Брейгель в картине и поместил символ всякой веры – церковь» (О. В. В таких работах, как «Безумная Грета» и «Падение ангелов» влияние Босха заметно в нагромождении сложных нерасшифрованных и доныне символов. Земляника – знак праведности и трудолюбия. В 1483 году он начинает работать над картиной «Мадонна в гроте», композиция построена по принципу пирамиды, которую создают фигуры опустившегося на правое колено юного Крестителя и ангела, поддерживающего младенца Христа. Весна». К концу зрелого периода Босх отказывается от композиций изобилующих маленькими подвижными фигурками и возвращается – уже на новом творческом уровне – к простому построению, крупным формам и светлым тонам своих ранних работ.
Многие детали, как и в лондонском «Увенчании», остаются неразгаданными, например, монограмма на рожке или трубе (справа вверху) или золотой знак на груди человека справа изображающий двуглавого орла. В Триумфе смерти (ок. Если верно второе, то, скорее всего, это тот самый Симон из Кирены.
Страна лентяев (Земля Кокейн)1567, 52х78, Старая пинакотека, Мюнхен Главные персонажи её — представители сословий, рыцарь, солдат, крестьянин и школяр. И символы этой религии, например, полумесяц можно увидеть на одеждах палача.
Правое лицо – нераскаявшийся разбойник, мы видим это по веревкам, которыми он связан. Во времена Босха считалось, что главным врагом католичества было мусульманство. Через год после ее написания Питер Брейгель умер. Они вообще не видны, они в тени, глаз нет. 1483-84 г. ) – были заказаны Пьерфранческо Медичи для его виллы в Кастелло. Все сцены пронизаны кипением страстей, то скрытых, то вырывающихсяя наружу. Родился в семье кожевника в юности обучался ювелирному искусству.
Картина напоминает кинематографический крупный план. Никто из художников ранее не осмеливался создавать произведения на подобные темы. Последние годы жизни прошли в атмосфере террора, насаждаемого Альбой. Одна из наиболее известных работ – «Блудный сын». А если мы посмотрим снова на диагональ, которая связана с брусом креста, то мы увидим слева вверху молчащую фигуру без глаз, поддерживающую крест, потом в центре лик Христа и потом ниже – вот этого закрывшего глаза человека в таком восточном колпаке. Зритель приглашен Брейгелем на оживленное празднество по случаю свадьбы крестьян.
Позади него обеими руками поддерживает крест Симон Киринеянин. Оно как раз имеет аналог, точнее, описание в евангельском тексте. Летом 1494 года Дюрер исполнил несколько акварельных пейзажей окрестностей Нюрнберга. Строительство вавилонской башни после 1563 49 х 66 Сиена, Национальная пинакотека Приписывается Питеру Брейгелю Старшему.
Над проектом здания работал Леонардо да Винчи, приглашенный Франциском I во Францию. Он смотрит перед собой, вперед и вниз. В центре так и незаконченной картины Леонардо изобразил Деву Марию с младенцем на коленях. В двух картинах – Избиение младенцев (ок. Крестьянский танец, деталь 1 Крестьянский танец, деталь 2 Крестьянская свадьба ок. 1568 Гент, Музей искусств Крестьянская свадьба 1568 114х163 Вена, Музей истории искусств «Крестьянская свадьба». В творчестве художников «Дунайской школы», но не только у них, происходит единение человека с природой.
Вверх идем, в центр – голова Христа. Челлини, Джамболонья) и архитектуре (Амманати, Вазари, Джулио Романо) маньеризм проявился главным образом в тяготении к неустойчивой, динамичной композиции, подчеркнутой (нередко чрезмерной) выразительности декора и фактуры, стремлением к сценическим эффектам. Как и в Весне, обнажённая богиня – символ не земной, а духовной любви. Антония (Лиссабон) призрачный зловещий свет молний озаряет скопище отвратительных тварей, обступающих погружённого в молитву святого. Там мы видим фигуру благоразумного разбойника. В это время художник создает такие значительные произведения, как «Вознесение Богоматери» в церкви Санта Мария Глориозо Деи Фрари в Венеции – в картине показана как группа оживленно жестикулирующих апостолов, которые видят возносящуюся в окружении ангелов к небесам Богоматерь.
Т. е. На его рисунке Большая рыба поедает малую (1556, Вена, Альбертина) изображена мелкая рыбешка, вылезающая из лежащей на берегу огромной рыбины. Кольцо быстро сжималось. Живопись Гуго ван дер Гуса оказала определенное влияние на флорентийское Кватроченто.
Желая показать, что он действует не по закону, а в угоду просьбам, прокуратор велел принести воды и, как требовал восточный обычай, демонстративно умыл руки: «Не виновен я в крови Праведника». В своей книге «О подражании Христу» Фома Кемпийский говорит о том, что есть много любителей идти за Иисусом вплоть до Тайной вечери и очень мало – «до Креста».
Наконец, еще два персонажа. Вторая серия гравюр на дереве носит название «Большие страсти» была завершена лишь в 1510-1511 годах. Картины его стоили очень дорого и великие мира сего очень ими интересовались. БРАМНТЕ (bramante) Донато (настоящее имя Паскуччо дАнтонио) (1444, Ферминьяно, близ Урбино – 1514, Рим) итальянский архитектор эпохи Высокого Возрождения.
В 1548 году Тициан написал два портрета Карла V. В одном он представлен как триумфатор, одержавший победу – облаченный в доспехи, в шлеме с плюмажем, Карл въезжает на коне на опушку леса. Рано проявил необыкновенное дарование.
Это и мифологические, литературные и бытовые сюжеты. Фигура Христа, точнее, не фигура, а в данном случае голова, лик Христа в терновом венце – в центре. Вокруг множество жестикулирующих людей. Брейгеля никогда не интересовала человеческая индивидуальность.
В 1469 году семья Леонардо переселилась во Флоренцию, отец отдал мальчика учитсья в мастерскую Вероккио, которую тот закончил в 1472 году. Боттичелли называли певцом идеальной красоты. Т. е. Картины Босха полны символизма.
Никто из них не замечает бьющих по воде ног Икара, тонущего далеко от берега. Т. е. Следовать за Иисусом – значит быть готовым идти за ним вплоть до Креста.
Т. е. Он изображен в драной одежде, с одним открытым коленом и в одном башмаке. Им всем троим суждено быть распятыми на Голгофе.
Это, по-видимому, фрагмент большой композиции, центральная часть которого изображала «Распятие Христа», а правая – либо «Снятие с креста», либо «Оплакивание», либо, что еще более вероятно, «Положение во гроб». Это символ Сатурна и человека, пребывающего под влиянием этой планеты, – «сатурнианцы» хмуры, склонны к меланхолии, бродяжничеству, но также и к наукам. 1566, Вена, Художественно-исторический музей) и Перепись в Вифлееме (1566, Брюссель, Королевский музей изящных искусств) – в качестве антуража используется типичный пейзаж покрытой снегом фламандской деревни времен Брейгеля. Крестьянин довольствуется простой одеждой жнеца. Все ученики разбиты на группы по три человека к каждой.
Было ясно, что чья-то рука направляет против Него людей. Т. е. В изображении «сладострастных» плодов – винограда, граната, клубники, ежевики, яблока – исследователи видели аллегорию распутства, плотских наслаждений, преходящих радостей. Интерес к человеку Брейгеля породил картины на темы фламандских поговорок. Это люди, у которых, несмотря на их крик, слова не соответствуют истине. Если мы от этих рассмотренных изображений сделаем еще один шаг вперед примерно на сто лет и посмотрим на картины и алтарные образы, которые принадлежат кисти Босха, то увидим много интересного и существенно нового. На картине Мизантроп (1568, Неаполь, Национальный музей и галерея Каподимонте) помещена надпись: «Так как мир столь коварен, я иду в траурных одеждах» и изображен злобный карлик, крадущий кошелек у мрачного старика.
Ок. Осужденный был передан в руки солдат. В нидерландской коллекции гентского музея интересно представлены портреты XV века, среди которых особо обращает на себя внимание «Портрет молодой женщины» Франса Поурбюса (1545—1581), датируемый 1581 годом и написанный художником незадолго до смерти. Едва на помосте появился Иисус, жестоко избитый плетьми, над площадью пронесся крик: «На крест. В центральной части триптиха «Сады земных наслаждений» на переднем плане расположены идиллические группы мужчин и женщин, поедающие вишни, землянику, клубнику и виноград – символ неузаконенной брачными узами любви.
В работах Иеронима Босха есть несколько повторяющихся сюжетов. Сугробова). На той же выставке предположили, что работа вышла из под пера подражателя. По словам одного из историков, Бернарда Вермета, «несение креста»не столь характерно для Босха. К тому же цвета напоминают ему стиль1530 годов. Вероятно, эта картинаотносится работамвроде «Страстей в Валенсии» и «Христос перед Пилатом в Принстоне». Онибыли окрашены уже после смерти художника. Например, пожар.
И вот две фигуры здесь у Босха, скорее всего, ясно изображают этих разбойников. Его лик чудесным образом запечатлелся на платке. А фигура, безусловно, центральная. Главный герой искусства Брейгеля — народная масса в своих сатирических и бытовых рисунках (выполнявшихся часто для гравюр), религиозных, аллегорических и жанровых картинах Брейгель выступал (обычно в косвенной форме) против социальной несправедливости и насилия, показывал трудовую жизнь и бедствия народа, его вольнолюбие, своеобразие его бытового уклада. Средний период творчества приходится на 1480 – 1510 годы, когда были созданы «Несение креста», «Увенчание терновым венцом». Затем некоторое время прожил в Антверпене и в конце концов поселился в 1563 в Брюсселе. Группа же влекущих на казнь дана обобщенно, воины вообще слиты в одну массу.
На картине Босха Христос-человек несет свой Крест на Голгофу. Наиболее ярко черты зрелого творчества проявляются в огромной композиции «Брак в Кане» 1563 года, в которой евангельская тема решена в духе великолепного пиршества, все персонажи одеты в современные костюмы. Та же поза, т. е. Тициан Вечелли учился у Джакомо Беллини. Острое восприятие жизни сочеталось в маньеризме с программным стремлением не следовать природе, а выражать субъективную «внутреннюю идею» художника, образа, рождавшегося в его душе. То, что он изображен как современный европейский город, никого опять же не смущает.
Искажённые злобой людские лица в картинах Босха гораздо страшнее, чем морды адских тварей. Последние шедевры художника – «Зимний пейзаж» из серии «Времена года», «Крестьянская свадьба», «Фламандские пословицы», «Слепые». Христос окружен врагами.
Они полны трагических предчувствий и пророческих откровений. Светлое чувство весеннего обновления сочетается с меланхолической мечтательностью. Черты замка – крепости – внутренний замкнутый двор, рвы с подъемными мостами, башни. Это монстры, кровожадные и греховные.
Глава «Дунайской школы» – Альбрехт Альтдорфер (1480 – 1538). Но тем не менее мы, конечно, увидим и много уже нам хорошо знакомого и привычного.
В скульптуре (В. Их укачивает легкий ветерок сиесты. Философский камень описан также в виде карбункула – драгоценного камня ослепительно красного цвета. Во-первых, перед нами Христос, который противопоставлен всем окружающим. В Несении Креста (1564, Вена, Художественно-исторический музей) также показаны бескрайние просторы, наполненные безликими грубыми ордами.
Итак, мы видим, что на самом деле перед нами целая система противопоставлений. Карнавал и Пост 25 х 36 Антверпен, Музей Майер ван дер Берга Копия утраченного оригинала. Посмотрите вот на этот образ из Мадрида. Творчество предтечи сюрреализма и экспрессионизма, «почетного профессора кошмаров», как назвали Босха, при ближайшем рассмотрении оказывается весьма неоднозначным. Не оба ли они упадут в яму.
Некоторые считают его ортодоксальным католиком, другие – приверженцем еретической секты. Его творчество проложило путь реалистическим поискам и в то же время оказалось востребовано в 20 в. мастерами, открывшими поэтику абсурда (от авангарда до постмодернизма). Правый верхний угол: широко раскрытый, как буква «о», рот что-то кричащего человека, который сверкает из-под бровей глазами. Путь становления как художника был длительным. Мы останавливаем взгляд на оттеснённой к краю фигуре Марии.
Вот давайте посмотрим, например, на этот крупный план. Это Уголино ди Нерио, «Путь на Голгофу», хранящийся в Лондоне, в Национальной лондонской галерее, прекрасная средневековая работа, ранний XIV век. Его уже не допускали, как прежде, свободно проповедовать в синагогах. Можно посмотреть на то, как геометрически устроена композиция этой картины. Ван Мандер называет заказчиком всей серии «Месяцев» богатого антверпенского купца Николаса Йонгелинка, который затем, срочно нуждаясь в крупной сумме денег, отдал все эти картины в залог, а затем так и не выкупил их. 1560-х гг. В Евангелии этого эпизода нет, это уже не Священное Писание, это священное предание.
По словам Дж. Среди многочисленных экспонированных произведений наивысшей художественной ценностью обладает картина Иеронима Босха (1450—1516) «Несение креста». Одежды то бессильно повисают, то закручены вихрем.
Давайте посмотрим на один средневековый пример – пока это не Босх будет. Возвращаясь оттуда в 1554, он изучал Альпы. Ван Леннеп цитирует отрывок из «Романа о Розе», где описан «Фонтан Юности», на верху которого сверкает восхитительный рубин, «прогоняющий ночь и делающий день вечным» это описание, кажется, создано для Алхимического сада. ИНФОРМАЦИЯ«Босх. А на мадридской работе виден город вдалеке, ясно, что изображен тот самый Иерусалим.
Венера в центре композиции (над ней порхает Амур с завязанными глазами) являет гуманистический идеал духовной любви, проявления которой олицетворяют три Грации. Слева, в левом верхнем углу, мы видим несколько лиц стесненной толпы. От сатирических нравоучительных рисунков изобилующих фантастическими персонажами в духе Х. Босха, от дробных по композиции и резких по цвету полотен ("Битва Масленицы и Поста", 1559, "Несение креста", 1564, — Художественно-исторический музей, Вена) Брейгель с сер. Босх предельно индивидуализирует образы мучителей Христа, но за их портретностью просматриваются признаки семи смертных грехов: лицо человека, выглядывающего из-за спины палача, почти точно повторяет черты образа Зависти в его картине «Семь смертных грехах». Вся их деятельность происходит в тишине морозного воздуха.
Одно из самых ранних его полотен – Падение Икара (ок. Совместно с Пьеро дель Поллайоло работал над аллегориями Добродетелей для зала Торгового суда во Флоренции (Аллегория Силы, 1470). Но чаще всего сова, ничего не видящая днем (как принято было считать), символизирует душу человека, пребывающего в грехе.
Родился Иероним Босх около 1450 года, женился до 1480 и практически не выезжал из родного города, кроме путешествия в Антверпен для учебы. деталь 2 Калеки 1568, 18х21, Лувр Картина «Калеки», переданная в Лувр в 1892 году, относится к этим последним работам художника.
В 1467-68 гг. Из портретов, приписываемых Брейгелю, только один несомненно принадлежит ему. Дюрер родился в Нюрнберге в семье ювелира в 1471 году. Истинно истинно говорю вам: всякий, делающий грех, есть раб греха» (Ин 8:34). В Евангелиях имеется даже несколько указаний на то, что люди хотели сделать Его царем. У одного из стражников на щите изображена жаба, символ сатанинского воинства. Если к какой-то системе символов применить ключ, взятый из другой системы, то можно получить абсолютно противоположный смысл.
Кто готов к этому.
У палача в шляпе, проткнутой стрелой, неестественно длинная в верхней части нога (фильм Кавказская пленница – там была такая чародейская рука) – как будто для того, чтобы показать зрителю, что колено оголено. У подножия дерева спят блаженным сном школяр, подложивший под голову чистые листы бумаги (рядом с которыми лежит и книга), крестьянин с цепом, солдат с длинным турнирным копьем. В Св. Многие из образов «путешествуют» из работы в работу.
Исследователи по-разному объясняли появление этого изображения. Лицо Христа по-прежнему в центре. Хмурый день (весна), Жатва (лето), Возвращение стад (осень), Охотники на снегу (зима) – это поистине величественная панорама природы, как бы апофеоз пейзажной живописи. В изощренно-декоративных монументальных циклах (Джулио Романо и др. ) преобладают изощренные, насыщенные гротескной орнаментикой решения. Сорока означает сплетников, которых он хотел бы увидеть повешенными».
Мы видим эту фигуру, только перемещена она чуть левее. Очень интересно, что такую же фигуру мы видим и на венской работе Босха. «Возвращение стад.
Брейгель умер в Брюсселе 5 сентября 1569. Еще два изображения, которые можно отнести к позднему Средневековью. На картине «Мизантроп» размещены слова: «Так как мир столь коварен, я иду в траурных одеждах» и изображен молодой злобный карлик, крадущий кошелек у мрачного старика.
Босх выбирал панорамный принцип построения композиции и форму триптиха. Перед нами вполне такое традиционное, множество раз (с различными вариациями) множеством художников средневековых повторявшееся изображение, которое использовалось либо как часть алтарного изображения, допустим, одна из створок алтаря, либо как центральная часть алтаря. 1560, обе – Вена, Художественно-исторический музей), Нидерландские пословицы (ок. Сын Божий, «кроткий агнец» испытывает не только физические страдания, но и муки душевные – от лицезрения человеческого несовершенства. В 1510 году написан «Лесной пейзаж с битвой св.
Картина «Избиение младенцев» содержит изображение зловещего человека в чёрном, наблюдающим за исполнением приказа царя Ирода этот человек очень похож на Альбу значит, короля Филиппа II художник сравнивает с Иродом. В общем, мы видим знакомую нам картину. Женщина отвернулась от нас, она показана в профиль. Оппозиция открытых и закрытых глаз поддерживается почти так же последовательно, хотя с небольшими изменениями, оппозицией открытых и закрытых ртов. Себастьяне (1473) он облегчает и удлиняет пропорции фигуры мученика лишь лазурь неба служит ему фоном. Вот таким образом не было такой эпохи, когда бы художника не волновала тема жизни Христа, его мученической смерти.
Какое точно из них написано раньше и какое позже искусствоведы сказать затрудняются, но если мы вглядимся в саму работу, то увидим, что именно здесь, в гентском «Несении креста», Босх как будто приходит, постепенно его нащупывая, к некоему новому, другому решению этой сцены. Ежевика – символ чистоты Девы Марии, которая породила пламя божественной любви, но не сгорела от вожделения. Георгия», в котором стремление к тональной живописи выражено наиболее полно. На картине Слепые (1568, там же) шестеро слепцов, шатаясь идут цепочкой к ручью, в который первый из них уже свалился. Если ты его отпустишь, ты не друг кесаря». После смерти Беллини место художника Венецианской школы республики перешло к Тициану.
Река среди гор (ок. 1600) Лондон, Национальная галерея Умер Брейгель 9 сентября 1569 года в Брюсселе. Они лишены новаций, какие Босх охотно вводил в ранние свои работы. Но штанина не выглядит разорванной. Она находится в Мадриде в Королевском дворце. В качестве основы Тициан брал суровое полотно, натянутое на раму.
На этом мадридском изображении уже очень ясно он поддерживает крест. В правом нижнем углу изображен нераскаявшийся разбойник, в правом верхнем – раскаявшийся, его исповедует монах (доминиканец или францисканец, тут мнения исследователей расходятся). Мизантроп 1568 86 см Неаполь, Национальная галерея Каподимонте Картина «Мизантроп» — одна из последних картин художника Питера Брейгеля. Сейчас она находится в Мадриде, в Королевском музее.
Некоторые исследователи считают, что это автопортрет Иеронима Босха. Осенью Иисус идет в Иерусалим на праздник Кущей, но не явно, а как бы тайно. Крест уже лежит у его ног, а он ищет глазами место своей казни на Голгофе. В 1495 году Леонардо приступил к исполнению заказа для миланского монастыря Санта-Мария делле Грацие исполнив фреску «Тайная вечеря».
Это очень важная для нас диагональ. Он что-то кричит, лицо его перекошено злобной гримасой. Что это – указание на разбойника. Мы видим фигуру Христа, несущего крест. В течение 1552 и 1553 Брейгель путешествовал по Италии и добрался даже до Сицилии. Ветви апельсиновых деревьев сплетаются в арку над её головой. Вместе, пересекаясь, они как бы образуют крест.
1480–1550). Страдания народа при испанском иге, война и разрушения, голод и смерть, зверства испанцев запечатлены во многих картинах ("Избиение младенцев", Хэмптон-корт, Лондон "Перепись в Вифлееме", 1566, Музей старинного искусства, Брюссель). В картине Вавилонская башня (1563, Вена, Художественно-исторический музей), наполненной босховскими персонажами, сама башня размещена на фоне сельского пейзажа, очень похожего на Фландрию 16 в. Возможно, самые величественные картины Брейгеля – пять пейзажей, называемые Времена года или Месяцы (1565) изображающие фламандскую сельскую природу в разное время года. Для церкви св.
И этот человек, закрывший глаза, в синем колпаке тоже с богатой оторочкой, – возможно, один и тот же персонаж. Все головы на этой картине можно условно разделить на три яруса: верхний, средний и нижний. – вовсе не фамилия, а название его родного города: Хертогенбос (по-голландски: Герцогский лес), сокращенно Босх (Лес).
Такой анахронизм вполне в ту эпоху допускался и никого не смущал. Более того, сам факт покупки картин Босха мог служить доказательством правоверности. Тематика гравюр на меди разнообразна. А вот и нераскаявшийся разбойник в нижнем левом углу картины. знание и зрение здесь как бы находятся в таком зеркальном противопоставлении. В 1508 году Рафаэль по рекомендации Браманте получает от папы Юлия II приглашение в Рим и работает в Ватиканском дворце над росписями станц (комнат) Ватиканского дворца.
Меркурий рассеивает жезлом-кадуцеем облака. Христос исключительно спокоен, можно сказать, что его лицо даже задумчиво. 1559), Детские игры (ок. «Esse Homo», «Удаление камней глупости», «Семь смертных грехов», «Фокусник». После смерти Лоренцо Медичи (1493) и казни Савонаролы (1498) оказался в одиночестве и забвении.
В течение последующих лет Альба приговорил к смерти несколько тысяч нидерландцев. Существует предположение, что верхняя часть сильно срезана. Есть еще единственное женское лицо в левом нижнем углу.
Лишь двое— Христос и Св. Вероятно, картина была левой створкой небольшого триптиха на тему Страстей. С 40-х гг. Но он также пользуется и живой диаболической и тератологической фантазией своего времени. При этом в нижней части изображения мы видим двух разбойников.
На внешней стороне были написаны сцены «Положение во гроб» и «Воскресение». Возвращаясь из Венеции в Нюрнберг, Дюрер запечатлел альпийские горы и лежавшие на его пути города в многочисленных акварелях («Вид Инсбрука» 1495 г., «Вид Триента»). Портреты «Папа Юлий II», «Донна Велата». Вновь в качестве названия взята поговорка, явно намекающая на излишества и обжорство.
Он закатил глаза, лицо его искажено страданием. В средний период созданы наиболее знаменитые большие триптихи, украшавшие алтари церквей. Она в центре, чуть левее и выше головы Христа. После смерти Джорджоне Тициан закончил некоторые его работы и принял ряд его заказов. Босх изобразил сцену, пространство которой утратило всякую связь с реальностью.
Его уродливое лицо искажено радостной злобой. Вазари, Веронезе, Тициан, Тинторетто). В первый флоренийский период своего творчества Леонардо создает «Благовещение», портрет Джиневры да Бенчи. Мирское зло исходит из самой порочности человеческой природы.
стал последователем доминиканского монаха Савонаролы, страстно призывавшего отказаться от роскоши уничтожил свои произведения на античные и светские сюжеты. Распни Его. », «Отпусти нам Ва-равву. ». Композиция построена по диагонали. В картинах Битва поста и масленицы (ок. «Воз сена», «Искушение святого Антония», «Сады земных наслаждений». В Средневековье эта птица считалась воплощением ночи и безжалостности. маньеризм стал господствующим течением в итальянском придворном искусстве и приобрел черты холодной официальности. Луки.
Картина написана на дереве, ее формат приближен к квадрату. В 21 год Микеланджело выполняет мраморную скульптуру Пьета для собора св. Но человеческая душа раскрывается глубже во всех ее тайнах.
не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших» и т. д. Ну и Богородица и жены иерусалимские сзади, которых оттесняет воин с мечом. «Выходя, они встретили одного Киринеянина, по имени Симона сего заставили нести крест Его», – говорит нам евангелист апостол Матфей.
Её хрупкая, удлинённая, бесплотная фигура полна невыразимого очарования. Вот крупный план этой части картины. По своим художественным качествам гентское «Несение креста» противоречит всем живописным канонам. Без сомнения, как уверены специалисты, двусторонняя доска, на лицевой стороне которой изображен ребенок с ходунками, а на оборотной – «Несение креста», была левой створкой несохранившегося триптиха. —1464).
Питер Брейгель (точнее Брёгел) Старший известный также как «Мужицкий» (нидерл. Но что бы ни создавал Босх, он никогда не бывает ни тривиальным, ни грубым. БОТТИЧЛЛИ (botticelli) Сандро (настоящее имя Алессандро ди Мариано Филипепи) (1445, Флоренция – 1510, там же) итальянский художник эпохи Раннего Возрождения. Очевидно, что это апостол Иоанн в красном и Дева Мария, мать Христа, которая горько, видимо, рыдает и припала к апостолу Иоанну, а он ее утешает, обняв за плечи.
Четыре фрески зала подписей посвящены основным сферам духовной деятельности человека: философии («Афинская школа»), поэзии (»Парнас»), богословию («Диспута») и юриспруденции («Мера, мудрость и сила»). Нигде ещё Босх не придавал человеческому лицу черты такого гротескного уродства. И, может быть, Брейгель вернулся к этой теме ранних своих картин.
Христос ждал от каждого духовного и нравственного подвига. Вернее, что мучители – это преступники. Но значение многих из этих плодов могло быть и совсем иным. Босх изображает вселенную в виде прозрачного стеклянного шара. Победа добра и святости над злом представляется хрупкой и неокончательной. Но явных указаний на это у нас здесь нет. Такой орел – часть герба Габсбургов (владевших тогда Нидерландами), но он также может быть связан с Древним Римом, где он был символом воинской мощи (после раскола Римской империи на Восточную и Западную этот знак перешел к Византии). На всем лежит печать холодного аналитического наблюдения, почти безжалостной констатации.
Опять те же алые одежды, что были у Уголино. И фрески на этот сюжет есть. Их тела образуют приятную для глаз гирлянду. В озлобленной толпе она так же одинока и беззащитна, как и её несчастный сын. Но не таковы должны быть дети Его Царства.
Герцог Альба вошёл во главе испанских войск в Нидерланды. Вернемся к картине в целом. Во-первых, он убирает пейзаж. Место рождения и обстоятельства его жизни в юности по большей части неизвестны.
Триптих Воз сена – первое произведение нидерландской живописи на сюжет народной поговорки: Мир – воз сена, каждый тащит с него, сколько может. Поздние работы Гуса все более приобретают черты дисгармонии смятения, душевного надлома, трагизма, разобщенности с миром, являясь отражением болезненного состояния самого художника («Смерть Марии»). В их глазах светятся недоверие, непонимание, обида и постоянная гнетущая боль.
Эта графическая построенность, несомненно, является отголоском великой традиции Рогира. И вот сейчас, после этого короткого предварительного обзора, касающегося этого сюжета у разных европейских художников, в том числе у самого Босха, мы переходим к главной картине, о которой сегодня идет у нас речь – «Несение креста» из гентского музея. В целом этот сюжет включает в себя в католической традиции так называемые 14 стояний. Работа была куплена музеем изобразительных искусств, в Генте, в 1902 году. О сказочной сытости, которую Питер Брейгель изобразил в 1567 году на своей картине «Страна лентяев», в то время не могло быть и речи.
Нижний включал сцены при ярком дневном освещенеии. 1485–1524) и Херри Мет де Блес (ок. Весь первый план картины занимает фигура Иисуса Христа.
В «Молении о чаше» изумительный эффект пылающего зловещими отблесками заката, грозовые тучи повисают над горами, достигается тем, что красные отсветы написаны на золотом фоне. здесь у Босха объединены как бы разные мотивы. В конце 40-х годов Рогир ван дер Вейден совершил поездку в Италию. Тинторетто создал образ охваченный волнением массы людей в таких работах, как «Чудо св.
Фигуры, объединённые музыкальным ритмом, образуют изысканный узор, уподобляя картинное изображение яркому ковру. Во время пребывания в Италии Дюрер уделял много внимания изображению нагого тела. Хотя названия картин Брейгеля точны в своей описательности, каждая из них, по-видимому, является также ироническим комментарием к бесцельности человеческой деятельности. Таким образом, мы понимаем, что все персонажи изображенные на этой картине, распадаются или разделяются на две группы: на тех, кто смотрит и не видит и на тех, кто не смотрит и как раз видит. Все перспективные линии сходятся в точке над головой Спасителя. 1464 г. поступил в мастерскую Фра Ф. Липпи.
Головы и торсы выступают из мрака и во мраке же исчезают. Иисус был вынужден навсегда покинуть Капернаум.
Кто готов к этому. Он принадлежал к братству прихода церкви св. Иеронимус Босх (1450, 1460 – 1516) родился в Хертогенбосе в Южных Нидерландах и работал там с 1480 по 1516 год. «Сорока на виселице» Среди последних произведений художника преобладают мрачные, жесткие картины: «Мизантроп» (1568), «Калеки», (1568), «Похититель гнезд» (1568) и в том числе знаменитые «Слепые» (1568). На картине изображена не более чем утопия благополучной жизни. Уточняю ряд символов: шар, стрела, жезл, орел. От венского «Несения креста» к гентскому образы врагов Христа радикально меняются: из людей из плоти и крови, наделенных портретными чертами, они превращаются в разнузданную демоническую силу, оскалившуюся клыками множества не просто лиц, а морд, наводящих ужас. Первыми шедеврами Брейгеля стали «Нидерландские пословицы» и «Детские игры».
Некоторые вопросы вызывает фигура пожилого старца с седой бородой, который обнял Симона из Кирены одной рукой за плечи, а судя по левой руке, где отставлен указательный палец, он ему что-то важное говорит, что-то втолковывает, что-то объясняет, а Симон его, судя по всему, внимательно слушает. Среди лучших ксилографий этого периода – «Св. Она знак тьмы, ереси, злых сил, а также человеческой слепоты, глупости.
1560) изображена толпа на деревенской площади. Возможно, это опять же кто-то из тайных учеников Христа, может быть, Иосиф Аримафейский. Осень», «Охотники на снегу. «Если пребудете в Слове Моем, — учил Иисус, — то вы воистину Мои ученики и познаете истину и истина сделает вас свободными. Алтарные работы («Мадонна с младенцем», «Пир в доме Левия», «Обручение св. Здесь мы видим тоже хорошо, в общем, нам знакомую композицию.
Во всех композициях линия горизонта проходила на одном уровне. Далее по тексту : Крестьянская свадьба. В те времена было обычным явлением среди любителей и знатоков живописи заказывать копии с прославленных шедевров тем художникам, которые обладали высоким мастерством и могли повторить подлинник в той же технике максимально близко. В год вступления Босха братство насчитывало 353 члена, что свидетельствует о его величине. (Ин 8:31—32).
Ему можно придать эротический смысл, уподобив красной вишне, но можно увидеть в нем и карбункул «камень красный». Вокруг него кричат, таращат глаза, а он молчит и закрыл глаза. Обратите внимание, что появляется фигура и Симона из Кирены, которая поддерживает крест. Фигуры словно вырастают, преувеличиваются в своих масштабах и значительности. Превращению маньеризма в общеевропейское, явление способствовали деятельность итальянских мастеров во Франции (Николо дель Аббате, Россо Фьорентино, Приматиччо), Испании (В. Кардуччо), Чехии (Дж. О жизни художника нам известно мало.
Серия гравюр «Апокалипсис» отражает ощущение людей, ожидабщих второе пришествие Христа. Замысел Рождения Венеры был вдохновлён Метаморфозами Овидия и поэзией Полициано. Ещё один любимый сюжет – святые искушаемые дьявольскими силами. Самые знаменитые картины – Весна (Примавера 1478) и Рождение Венеры (ок.
В этой картине рождается конкретный по своему методу бытовой крестьянский жанр. «Несение креста» – Иисус Христос в окружении толпы мучителей склонился под своей тяжкой ношей, человек рядом, возможно, Симон Киринеянин, не помогает ему, а лишь едва касается рукой креста. БРЕЙГЕЛЬ, ПИТЕР (Brueghel, Pieter) (ок. Pieter Bruegel de Oude, ок. Лица искажены горем.
В триптихе Искушение св. Питер Брейгель Старший (ок. Время, в котором соединяются прошлое, настоящее и будущее.
Образы картины обладают убедительностью кошмарного сна. Чело его обращено вверх.
«Избиение младенцев» и «Обращение Павла» происходит на горном альпийском перевале. Картина насыщена подробностями: слева человек наполняет кувшин с вином, на снятой с петель двери несут к столу лепешки, волынщик жадно засмотрелся на угощение. Кажется несомненной точная передача портретного сходства с моделью. В композицию Поклонение волхвов (ок. На слова Христа: «Один из вас предаст меня» каждый из учеников реагирует исходя из характера и жизненного опыта. Единственный помощник – это Симон из Кирены.
Считается, что Брейгель был учеником Питера Кука ван Альста, а позже сотрудничал с издателем Иеронимусом Коком, который гравировал многие рисунки Брейгеля. Якопо Тинторетто (1518 – 1594) происходил из ремесленной среды, учился у Тициана, входил в кружок венецианских гуманистов. В 1534 году Микеладжело вернулся в Рим и через два года приступил к созданию фрески «Страшный суд» для Сикстинской капеллы. Следовать за Иисусом – значит быть готовым идти за ним вплоть до Креста. Здесь у Босха мы видим на самом деле, что вполне последовательно проведен тот же самый прием: Христос и то «малое стадо», которое с ним, те люди, которые в этой толпе его поддерживают, хотя поддерживают тайно, они Босхом как бы помечены, обозначены как люди, отвернувшиеся от происходящего.
В 1470 г. открыл собственную мастерскую (одним из его учеников был сын Фра Ф. Липпи, Филиппино). Среди символических «ключей» существовали «обычные», простые в употреблении ибо они принадлежали языку, доступному почти всем или по крайней мере тем, кто понимал значение традиционных образов. Согласно преданию, он был тем ребенком, которого призвал Христос, поставил его посреди своих учеников и сказал: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф., 18:3). «Несение креста» одно из самых великих и новаторских творений не только в наследии Иеронима Босха, но и в контексте всего европейского искусства. Но никаких других персонажей здесь нет.
Можно многое узнать о художнике, ответив на вопрос, чего он не писал. Или почти не участвует, если говорить о выражении его лица.
А Христос оборачивается назад и сзади, мы видим, слева стоит Богоматерь и другие женщины, возможно, будущие жены-мироносицы, дщери иерусалимские и это как раз тот самый эпизод, когда Христос, обращаясь к дщерям иерусалимским, говорит, что «не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших» и т. д. После его смерти в августе 1516 года имя его упоминалось с уважением, он для всех был pictor insignis. И, судя по всему, Босх как бы изображает землю такую выжженную, сухую, какие-то окрестности Иерусалима, Христа уже вывели из города. На многих картинах Босха («Сады земных наслаждений», «Eссе Homo», «Поклонение волхвов» (Мадрид, Прадо) и др. ) важную роль играет красный шар, значение которого до сих пор оставалось неясным. Теперь давайте взглянем еще на один важный композиционный момент.
Триптих «Воз сена» написан по нидерландской пословице: «Мир – это воз сена и каждый выдергивает из него, сколько сможет». Художник не превозносит пронзённого стрелами героя, а лишь грустит о поруганной красоте. Два слова о фоне.
Изображены (слева направо): Меркурий, три Грации, Венера, богиня весны Флора и нимфа, которую преследует бог западного ветра Зефир. Это картина Голова крестьянки 1564 года. Еще один символ, который есть почти в каждой картине, — сова.
Да и на голове его еще мы видим при этом терновый венец, т. е. У палача такой глубокий взгляд, будто он говорит: «Да, я веду его на Голгофу, но вы делаете то же самое». И Христос ему говорит: «Будешь же сегодня со мной в раю». Вероника, также как и Христос, закрыла глаза и молчит. Обе картины можно читать, как долгую историю. 1330–1350 – такова приблизительная датировка этой иконы.
И каждая фигура кажется остановленной — в танце, споре или поцелуе. Все фигуры окружает воздушная аура, Леонардо применяет открытую им воздушную перспективу (сфумато). Изображение Христа, отпечатанный лик Христа на плате Вероники смотрит на нас. «Снятие с креста» — типичное произведение Вейдена.
В своей книге «О подражании Христу» Фома Кемпийский говорит о том, что есть много любителей идти за Иисусом вплоть до Тайной вечери и очень мало – «до Креста».
Мастер пейзажа и жанровых сцен. Питер Брейгель Крестьянская свадьба, деталь 1 Крестьянская свадьба, деталь 2 Крестьянская свадьба, деталь 3 Крестьянская свадьба, деталь 4 Крестьянская свадьба, деталь 5 Свадебный танец ок. 1566 119 х 157 Детройт, Институт искусств Сорока на виселице 1568 46х51 Дармштадт, Музей земли Гессен Картина «Сорока на виселице» или «Пляска под виселицей» — последняя картина Питера Брейгеля. метров. Есть предположение, что здесь за основу взят образ одного из величайших апостольских мужей Христианской церкви Игнатия Антиохийского (Богоносца).
Уродливый и страшный мир возникает перед глазами зрителя. И мы видим на ткани этой отпечатавшийся лик Христа. Кричащие лгут, молчащие говорят правду. Хрупкие, беззащитно-нагие человеческие фигурки оказываются во власти насекомых-монстров, хищных ягод, цветов и камней.
Т. е. Вазари, стремился к созданию здания как единого организма, сделанного не из камня, а как бы явленного самой природой (хор церкви Санта-Мария делла Грацие, Милан, 1492-97). Кровавый испанский террор вызвал у Брейгеля настроения отчаяния и скорби, отразившиеся то в фантастических картинах безумия и ужасов ("Безумная Грета", 1562, музей Майер ван ден Берг, Антверпен), то в горьких иносказаниях ("Сорока на виселице", 1568, Музей земли Гессен, Дармштадт), то в захватывающих глубиной мысли и правдивостью трагических образах ("Слепые", 1568, Национальный музей и галерея Каподимонте, Неаполь). Причем мы увидим там, если приглядимся, что там как раз глаза открыты. В 1490-е гг.
Вместе с тем в картине заключена христианская идея рождения души из воды во время таинства крещения. Екатерина» 1498 года. Картина связана со словами евангельской притчи (Матфей 15:14) – «а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму». Триптихи позднего периода отмечены чувством большего умиротворения. Рисунки Альтдорфера являются полноценными произведениями искусства. Два его сына, Питер Брейгель Младший (1564–1638) и Ян Брейгель (1568–1625), стали известными художниками.
Екатерины») демонстрируют свободу отношения Веронезе к канонам иконографии. В 1480 г. Боттичелли участвовал (совместно с Д. Гирландайо, П. Перуджино и др. ) в украшении фресками капеллы Ватикана, только что возведённой по приказу папы Сикста IV и потому получившей название Сикстинской. В картине «Сорока на виселице» сплелись и последние разочарования художника и стремление возвратиться к былой гармонии и сознание невозможности такого возвращения. Более тридцати приблизительно из сорока пяти картин кисти Брейгеля (или приписываемых ему) посвящено изображению природы, деревни и её жителей.
Они спят в мире и покое — вокруг дерева, на буйно разросшейся траве. Две другие — «Жатва. К раннему периоду его творчества относятся работы «Поклонение волхвов», «Брак в Канне». Их глаза закрыты, они ушли мыслями к Богу. Cв. Вероника, согласно легенде, вышла из толпы и взяла свою вуаль (или льняной платок) и вытерла пот с лица Христа, когда он нес свой крест на Голгофу. Мертвенно-бледное сияние луны освещеает безлюдный мир». Каждая фигура размещается в железной, пронизывающей всю картину системе композиционных осей. на самом деле 14 стояний относятся не к пути Христа после суда на Голгофу, а ко всему сюжету распятия.
Картина художника Питера Брейгеля «Мизантроп» явно не лишена сарказма и темной иронии. Отец художников Питера Брейгеля Младшего (Адского) и Яна Брейгеля Старшего (Райского). Лето» и «Сумрачный день. Сова использовалась в качестве приманки для ловли других птиц и, следовательно, могла быть символом искушения или обмана. Среди лиц искаженных пороком, обращает на себя внимание благообразное лицо немолодого человека в парчовом халате (только что встал с дивана. ) в глубине композиции, слева от Христа.
Мы знаем, что и дальше они будут над ним глумиться, делить его одежды и т. д. Самое удивительное произведение Альтдорфера «Битва Александра с Дарием» 1509 года. Здесь совершенно не возникает у нас никаких вопросов к изображению, кто есть кто на нем.
По траве семенит на маленьких ножках яйцо, сваренное всмятку, с предусмотрительно воткнутой в него ложечкой. Здесь надо сказать, что в католической церкви существует достаточно подробно разработанный канон изображения крестного пути Христа или по-другому этот сюжет называется «шествие на Голгофу» или по-другому еще называется «несение креста». К тамким можно отнести картину «Несение креста» 1505 года. 1530 – 1569) испытав сильное влиняие Босха, создает серию гравюр «Семь смертных грехов». В 1481 году Леонардо поступил на службу к властителю Милана Лодовико Моро. Школяр, в белой рубахе и охряно-красных штанах, растянулся на своем подбитом мехом плаще. В центре помещена фигура Христа, выделенная просветом двери, находящейся сзади.
Главная часть состояла из 8 картин с изображением страстей христовых. Т. е. Сикста в Пьяченце рафаэль создает «Сикстинскую мадонну», в кеоторой достигает идеальной гармоничности. Существовал словарь общеизвестных символов, которые широко применяет и Босх.
Насколько известно, Брейгель не писал заказных портретов и обнажённых фигур. В огромной композиции «Распятие» 1565 года Тинторетто достигает совершенства в передачи световых эффектов. Петра в Риме. В 1488 году такой банкет возглавил Босх, а в 1498–1499 он подарил лебедя для трапезы. Два разбойника, один в левом нижнем углу, другой в правом нижнем углу. Среди жанровых изображений – «Три крестьянина».
Их отличает от портретов ван Эйка вневременность, выключение из среды. Такие изображения обозначали перевернутый мир, в котором все наоборот. В родном городе художника, когда Иероним был еще ребенком, случился страшный пожар.
В перестроенной им церкви Санта-Мария прессо Сан-Сатиро в Милане (1479-83) реальное пространство главного нефа и трансепта, перекрытых мощными цилиндрическими сводами и куполом, перетекало в иллюзорное пространство хора изображённое с помощью перспективной росписи и стуккового (из искусственного мрамора) рельефа. Что хотел выразить своей картиной художник не совсем ясно. В 80-е годы Леонардо исполнил ряд портретов («Дама с горностаем», «Портрет музыканта»). Мы видим Христа в центре, несущего крест. Вскоре свершится то, что было предопределено. Что еще может косвенно показать, что мы на верном пути, что мы правильно рассуждали. Новаторство искусства Босха, яркость народных типов, поражающие жизненной свежестью бытовые мотивы его картин подготовили почву для формирования нидерландской жанровой живописи тающие, полные тонких красочных созвучий пейзажные фоны заложили основу для тональной живописи малых голландцев.
«Слепец» и «хромец» – сова и пустой кувшин – это душа и тело человека, забывшего Бога. И все это на фоне грандиозного гористого пейзажа, где царственно увядает природа. Питер Брейгель в своей картине «Калеки» создает не аллегорию, не отвлеченный философский образ мироустройства, а в жестокой манере показывает трагедию отдельных людей, как назидание всему человечеству.
Пилат понял, что речь идет о его собственном благополучии. Одна из самых прославленных картин Тициана является написанная в 1538 оду для урбинского герцога «Лежащая Венера». Среди произведений мастеров антверпенской школы конца XVI и первой трети XVII века необходимо отметить великолепную копию с картины Питера Брейгеля Мужицкого «Крестьянская свадьба», выполненную его сыном Питером Брейгелем Младшим (1564—1638). Паоло Веронезе (1528 – 1588) родился в Вероне, приехав в Венецию, он получает признание своими работами в Палаццо дожей.
Они спят, дремлют или просто отдыхают, грезят, устремив мечтательный взгляд в облака. Чаще это живопись по дереву, т. е., в общем, то, что можно назвать иконным образом. Ниже справа – благочестивый разбойник, он исступленно исповедуется в грехах. Во второй комнате Рафаэль исполнил фрески на исторические и легендарные темы, прославляющие пап («Изгнание Элиодора», «Месса в Больсене», «Встреча папа Льва I с Аттилой», «Изведение апостола Павла из темницы») Рафаэль был величайший портретист эпохи.
В развитии французской архитектуры XVI века выделяют два этапа. Зима» и Сенокос — одинакового формата и, возможно, выполнены для одного заказчика. Рисунок жесткий, фигуры представлены в резких ракурсах. Именно колорит является наиболее замечательной чертой живописи алтаря. Предполагаемый платок хранится, как святая реликвия, в соборе Св. Во второй из них Иосиф и Мария едва различимы среди городского люда.
А лицо говорит нам об обратном: что нести крест ему, в общем-то, не очень тяжело. Маньеризм (итал. Однако эти парадоксы не являются непримиримыми. В Назарет путь Ему был также закрыт. Скорбным и нежным обликом Марии, почти физически ощущаемой пустотой пространства вокруг фигуры младенца и склонившейся к нему матери еще более подчеркнуто настроение необычности происходящего.
Главными для Дюрера в это время были гравюры на дереве. Правый нижний угол: вытаращенные глаза кричащего человека. Он закрывает им глаза, также как и Христу. И разного возраста – мы видим это по цвету бород, по вихрастости или плешивости голов – жители Иерусалима, понятно, что они, в общем, все, скорее всего, радуются тому, что Христа ведут на казнь. Картина Несение креста (Вена, Художественно-исторический музей) обнажает другую черту живописи Босха – его преднамеренный архаизм. Вот этот образ.
Высота алтаря 2 метра 70 см, на нем размещено 16 картин. Художник неоднократно обращался к темам Се Человек (Христос перед Пилатом), Венчание Христа терновым венцом, Несение креста: мучители со сладострастной жадностью наблюдают за страданиями Спасителя. Никакой нет экспрессии, никакого нет драматизма в чертах его лица.
Искусствоведам Босх подкинул нелегкую задачу. Больше не помогает никто. Это время может ощущаться как всеми, всей общиной (ритуал, церковный праздник), так и индивидуально, как независимое от календаря со-бытие. В картине Охотники на снегу (1565, Вена, Художественно-исторический музей) изображен мир, скованный зимней стужей.
На картине Жатва (1565, Нью-Йорк, Метрополитен) из этой же серии изображено залитое солнцем поле находящаяся на нем группа крестьян прервала свою работу для полуденной трапезы. Обе интерпретации не противоречат друг другу. Давайте теперь посмотрим на правый верхний угол. Урсулы», «Спасение Арсинои»).
Сзади Христа два лица вплотную к нему: тоже сверкают глаза, открытый рот у человека в левом нижнем углу и, судя по жесту его руки, он тоже что-то такое говорит, втолковывает, кричит Христу, продолжая, возможно, с ним спорить даже в этой ситуации. Себастьяне. Воин справа внизу уже тянется к хитону Христа и разрывает его. И это во времена самой свирепой инквизиции, когда в Голландии начиная с 1468 г. еретиков безжалостно сжигали на кострах, а в 1487 г. был, с благословения папы издан получивший зловещую известность «Молот ведьм». Мимо «кактуса», целиком состоящего из золотистых булок, пробегает поросенок — уже зажаренный, с кухонным ножом, заткнутым за пояс.
сылка Страна лентяев Крестьянский танец ок 1567, 114х164, Музей истории искусств Вена Брейгелю удалось создать одну из самых своих лучших жанровых работ — «Крестьянский танец». – это тот текст, с которого я, собственно, начал лекцию. На вторую половину XV в. приходится творчество мастера исключительного дарования Гуго ван дер Гуса (около 1435—1482), жизнь которого в основном прошла в Генте. К нему устремлён её взгляд, скользящий над головами бессердечных мучителей. Программа росписей Сикстинской капеллы предложена самим Микеланджело. 16 века. Христос, отпечатанный на плате Вероники и сама Вероника – левый нижний угол.
Сама земля служит им мягкой постелью. Питер Брейгель очень высоко ценил картину «Сорока на виселице» и завещал ее своей жене Мейкен Кук. Согласно Ван Мандеру, Питер Брейгель (иногда его имя пишется Breughel или Bruegel) стал членом гильдии св. Не хочет и не принимает.
Это створка несохранившегося алтаря. Босх тут философ и ученый, предмет изучения которого – человеческая душа. Триптихи Босха. Между рисунком, подмалевком и живописью не существовало, как раньше, перерыва. С 1395 года его дед уже был там художником, а также и его отец Антоний и два его дяди.
Подобно алхимикам своего времени, Босх ищет такую форму художественного произведения, при контакте с которой грешник очищался бы душой, пусть даже процесс этот и проходит болезненно. «Per crucem ad lucem» («Через крест к свету»), – говорили в Средние века. Скупыми, но смелыми средствами Брейгель показывал грубоватую простоту, достоинство и силу своих героев ("Крестьянская свадьба", "Крестьянский танец" — Художественно-исторический музей, Вена) создатель национального реалистического пейзажа, Брейгель изображал бескрайние просторы равнин, жизнь природы в различные времена года в единстве с населяющими её трудовыми людьми ("Сумрачный день", "Возвращение стад", "Охотники на снегу" — Художественно-исторический музей, Вена: "Жатва", Метрополитен-музей, Нью-Йорк все — 1565). страдания он испытывает ото всех сразу. Молчаливый свидетель, не кричащий, не таращащий глаза, в отличие от лица справа.
Верхний ряд состоял из ночных сцен и «Бичевания Христа». Слепые, ведомые слепым (притча) 1568, 86х154, Национальная галерея Каподимонте, Неаполь «Еще со времен средневековья любили изображать слепого поводыря, ведущего слепого. Первой композицией потолка стал «Потоп», дальше расположились фрески «Сотворение Адама». Гентское «Несение креста» датировано 1500-1516 годами, т. е. Наиболее значительным сооружением этого времени является замок Шамбор (1519-1540 гг. ), построенный Франциском I, который в 1515 году стал королем Франции. 1558, Брюссель, Королевский музей изящных искусств).
Т. е.