Уже в первых своих произведениях он продемонстрировал разнообразие творческих поисков. Именно тогда появилась организация «Народная воля» с заманчивой программой: землю — крестьянам, фабрики — рабочим. Тогда же Илья Ефимович документально оформил свою последнюю волю — написал в завещании, что желает быть похороненным в «Пенатах» и мечтает о том, чтобы усадьба принадлежала Российской академии художеств. на революционные темы.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Его взгляд неуверен, но в нем видится неимоверная радость и счастье, ведь он наконец дома. Такая асимметричность композиции, как и в «Аресте пропагандистаАрест пропагандиста. держит зрителей в непрерывном напряжении ожидания.
Глядя на картины И. Е. Репина или читая о нём, вспоминаю его великого учителя Павла Чистякова. Чистяков начал работать над программной композицией на тему «Из 5-го тома Русской истории Карамзина, 1433 год». Так, на стене над роялем недаром изображаются портреты Шевченко и Некрасова, столь обычные в этой обстановке, а между ними гравюра с популярной тогда картины Штейбена «Голгофа». В ней нет чистой жанровости, а передана атмосфера особой напряжённости. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. После этого картина «Не ждали» была в составе выставки, которая путешествовала по другим городам России.
Сдвинутое кресло на первом плане подчеркивает неожиданность события, вносит в изображение момент жизненной случайности. Но в окончательном варианте он разочарован в своём прошлом. фото). В том же 1884 году картина была представлена на 12-й выставке Товарищества передвижных художественных выставок («передвижников»), которая проходила в Петербурге4.
Среди его учеников, . Направленные прямо друг на друга, они образуют основной психологический и формальный узел композиции. Вроде бы ссыльный революционер возвращается в семью, но тогда отчего его «не ждали». Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
Среди его учеников, . Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". После русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". В центре изображения – тревога и напряжение, сгустившиеся в сумрачной комнате. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Сохранилась только фигура за роялем, но изменились ее облик и поза. В раннем портретном этюде (1884) герой выглядит уверенным в своих силах, полным внутренней энергии, ни о чём не сожалеющим человеком. Еще мгновение – и произойдет чудо воскрешения. Откликается такой же живостью живописного почерка, бравурностью кисти.
Он только зашел. Вслед за этой картиной Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". На переднем плане — пожилая женщина, мать возвратившегося мужчины. Большая картина, вероятно, также была начата в Мартышкине в какой-то мере с натуры. Писал картину И. Репин 4 года.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Старший сын больше помнит своего папу, вот таким образом и лицо его сияет искренней радостью. Аналогии с евангельской легендой о страдании и жертве собой за людей были очень распространены в среде революционной интеллигенции. Каждый день дети спрашивали маму, когда вернется их отец.
Во взгляде горничной, стоящей в дверях, чувствуется недоверчивое удивление. В связи с этим, очевидно, Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
Во мрак погружены другие обитатели дома, на исходе полная боли и горя ночь. преследовал задачи наилучшего развития и показа этого действия. Впрочем, возможно, в картине был и некий дополнительный умысел.
Как это бывало в целом ряде репинских картин, решение сюжета шло путем преодоления внешней характеристики, надуманности и «иллюстративности» и создания живой, выхваченной из жизни сцены. Но если в описании еще можно усмотреть оценку и даже некую антиклерикальную ноту, то в портрете – одно лишь любование витальностью. Этой кротости, этой голубиной чистоты в человеке мне еще не приходилось встречать. Глядя на персонажей отчетливо видишь, что пережил каждый из них. Он слышит возглас жены, которая не верит своим глазам.
Среди его учеников, . Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. К 1929 году стареющий художник стал чувствовать себя все хуже и хуже. Несомненна радость женщины за фортепьяно (его жены) и мальчика, сидящего за столом.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Он сообщил Репину: «В картине Вашей много достоинств, но есть и недостатки содержание её меня не интересует, но на публику она, кажется, очень действует»4. Перед нами изображение типической интеллигентской семьи в обычной ее обстановке.
1879 – 1885Холст, масло, 48 x 59Государственная Третьяковская галерея». Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Была и еще, по свидетельству Стасова, фигура «какого-то старика». За неё художник получил Большую золотую медаль и право на стажировку за границей.
Пришельца, действительно, не ждали. Среди его учеников, . Как кристалл чистая душа. Замечательны не только выражения лиц, но и самые позы действующих лиц, пластика их тел. Но даже тогда к картине «Не ждали» относились с большой осторожностью. Ведь об освобождении узников родных оповещали.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. В этом отношении особенно сильный образ матери. Какая скорбь и безысходность царили тогда в доме. Среди его учеников, . Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
на даче в Мартышкине, под Петербургом. Картина появилась на выставке вскоре после амнистии ссыльным народовольцам. Летучесть взглядов и гримас не подытожена в этих лицах, как бы захваченных внезапной жизнью. В этот первый момент возвращения фигура матери служит связующим звеном между её сыном, который пока ещё кажется чужим в этом светлом интерьере и остальными членами семьи. Его то объявляли гением, то говорили, что свой дар он растратил по пустякам.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Среди его учеников, . На время Репин перестал творить и впал в депрессию. Он чувствует радость детей. А его сестричка, скорее всего, была очень маленькой, когда отца арестовали.
Герой, вероятно, отсутствовал несколько лет, о чем свидетельствует реакция детей на его появление: они, кажется, не помнят отца. 1844 — Родился в семье военного поселянина в Харьковской губернии на Украине. 1864–1871 — Учился в Академии художеств в Петербурге. 1870–1873 — Писал картину «Бурлаки на Волге». 1872 — Женился на Вере Шевцовой, дочери архитектора. Возвращение узника в родной дом — самая простая из них, получившая широкое признание в советское время. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Очевидно, его не ожидали и вот таким образом различна первая реакция членов семьи на его возвращение.
по красоте и мастерству ее живописного решения. Как и в «Крестном ходе в Курской губернииКрестный ход в Курской губернии. Как точно заметил Достоевский: «бурлаки, настоящие бурлаки и более ничего. Известно, что Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Не исключено, что ошибка умышленна: спрессованное время (пусть это заметно не всем) хотя бы отчасти, символически выводит картину из слишком конкретного измерения, представляя автора не этнографом, но вдохновенным сочинителем.
Революционер смотрит на мать, дорогого ему человека ища прощения за долгую разлуку. Два года картина мирно висела в Третьяковке, но в 1887-м случился скандал. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. 1. К вопросу о погребении около Финского залива Репин отнесся со всей серьезностью.
В дверях появились две женские фигуры. Картина имеет два варианта. На самом деле картина, которую все имеют в виду, была написана в 1870-х годах и в действительности носит название «Монахи (Не туда заехали)». Среди его учеников, . Однако только в 1895 году его сын, Николай II издал указ об учреждении такого музея и, спустя еще три года, в 1898 году «Русский музей Императора Александра Третьего» открылся для публики.
давал в картине в единственно возможной в условиях цензуры форме. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Среди его учеников, . Всякое иное решение было бы неверным в том отношении, что оно так или иначе упрощало сложность морально-психологической проблемы, снижая ее либо сразу показанной уверенностью в благословении, в признании, либо излишней жалостью и состраданием.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Среди его учеников, . Поначалу Павел Третьяков не торопился покупать эту картину16.
Комнаты этой дачи и изображены в картине. Это напоминание об убийстве царя-освободителя народовольцами. Сегодня картина художника Ильи Репина «Не ждали» хранится в Третьяковской галерее и заслуженно считается шедевром жанровой живописи. Но в канонической версии, развернув шествие по горизонтали и дав таким образом «реплики» всем членам артели, автор обеспечил и зрителям свободу выбора. Когда Третьяков отсутствовал в Москве, в галерею наведался Репин с ящиком красок и быстро переписал голову входящего.
Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". По грязной дороге», первую картину на революционно-историческую тему. 1880–1889, 1892 — Работал над вторым, наиболее известным вариантом картины «Арест пропагандиста». 1887 — Развелся с женой. 1899 — Купил усадьбу, которую назвал «Пенаты» и съехался с Наталией Нордман — суфражисткой, писательницей (псевдоним — Северова). 1907–1911 — Работал над картиной «Манифестация 17 октября 1905 года». 1930 — Умер в «Пенатах» (тогда усадьба была на территории Финляндии, теперь — в России). в 1884 году начинает другой вариант, которому предстояло стать основным. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. общественное движение в России переживало подъём. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Сравнивая образы, мы понимаем, как меняется отношение автора к собственному персонажу. Таков и холст «Не ждали».
Как и в «Отказе от исповедиОтказ от исповеди. Картина эта теперь находится в Русском музее в Петербурге. Навстречу пришельцу встала с кресла пожилая женщина, наверное, его мать.
Особенно динамичны фигуры вернувшегося и матери. И напрасно Репин, поясняя, что «не давал клятву писать только дикие организмы», признавался, что в процессе работы его «нисколько не занимал вопрос быта и социального строя договоров бурлаков с хозяевами», – общественность видела то, что хотела видеть: обличение и гражданскую скорбь. Над картиной «Не ждали» Репин работал четыре года, с 1884 по 1888.
Известно, что художник внимательно изучал источники и стремился следовать правде во всех деталях: даже то, что героиня изображена с непокрытой головой (головной убор был сшит из той же старинной парчи, но не пригодился), указывает на скорый постриг – он случится как раз в 1698 году. Девочка скорее насторожена, мальчик скорее возбужден, горничная невозмутима, дама у рояля будто грезит наяву – а лица матери (если это мать) мы не видим. Вскоре после этого исполнительный комитет «Народной воли» был полностью арестован. Уже никто, наверное, не сможет вспомнить, когда в обиход вошла крылатая фраза – «Картина Репина «Приплыли», тем самым спутав все факты в истории.
Между тем «Бурлаки» построены гораздо сложнее. Моделью для главного героя послужил, в частности, Всеволод Гаршин. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
Россия 1880-х изобиловала подобными обстоятельствами. Но как раз в восхищении «своих» был оттенок, для импульсивного по натуре художника неприемлемый: ему как бы вменялось в обязанность и дальше быть певцом обездоленных изображать, как писал Крамской, «тяжелый, крепкий и почти дикий организм». Полное название написанной художником картины звучало так: «На свадьбе великого князя Василия Васильевича Тёмного великая княгиня Софья Витовтовна отнимает у князя Василия Косого, брата Шемяки, пояс с драгоценными каменьями, принадлежавший некогда Дмитрию Донскому, которым Юрьевичи завладели неправильно».
непосредственно на самом холсте. Впрочем, так ли. Позировала для этого варианта дочь художника Надя.
Интересно, что все изменения в композиции, удаление фигур, как и переработка выражения лиц, производились Репиным Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. На даче в Мартышкино, под Петербургом рождалась эта картина. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Но в средствах для достижения целей народовольцы, к сожалению, себя не ограничивали.
В картине «Не ждали» Репин Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. компонует и пишет ее, как бы имея перед глазами натурную сцену – метод, который он применил также в «Запорожцах». Но здесь оно носит характер действия.
дает в картине «Не ждали» психологическое решение революционной темы. Асимметричное, «случайное» в своей моментальности расположение людей и предметов оказывается уложенным в строгое линейное построение, в линейный костяк, конструкцию композиции. Убедительно написаны руки матери, а также руки жены ссыльного, сидящей за роялем5.
Среди его учеников, . Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
Репин-писатель (а он был прекрасным писателем) способен анализировать своих героев, но Репин-художник с восторгом откликается на человеческую целостность, на полноту жизни, на органику и динамику. Публика картину заметила: официальные люди – среди которых президент Академии художеств Федор Бруни и министр государственных имуществ Зеленой, возмущенный неактуальностью мотива («этот допотопный способ транспортов уже сведен к нулю»), – негодовали, прогрессисты восхищались. Это диктовалось самим смыслом сюжета неожиданного возвращения. И вот он вернулся, это неожиданно, она не получала от него никаких известий, но сын здесь, перед ней и её, уже сгорбленная ожиданием и горем фигура, разгибается, она сейчас обнимет сына. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
Но одновременно монументальность картины, ее «историчность» требовали картинной построенности композиции. Картина Репина в этом смысле – шедевр психологизма. Дипломной работой Репина стала картина на Евангельский сюжет: «Воскрешение дочери Иаира». Мы почти физически ощущаем, как жадно она всматривается в сына, как дрожит ее рука. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
Основной задачей художника было показать неожиданность возвращения ссыльного народовольца, а также всю гамму связанных с этим переживаний, как его самого, так и членов его семьи. Смотреть на репродукцию «Не ждали» можно с таким же удовольствием, как и на оригинал. Он, как и в «Иване ГрозномИван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года. Художник начал писать ее в 1884 году, а закончил четырьмя годами позже.
Вместе с тем он оставил фигуры, способствующие сохранению действенности сцены. В искусствознании существует множество трактовок сюжета картины. Но это не самое страшное из того, что было у них за это время. В одно и то же время он пишет и вполне академичное «Воскрешение дочери Иаира» и надежду демократов, «знамя» передвижничества «Бурлаки на Волге». Страдая от депрессии, Гаршин покончил с собой в год завершения картины, в 1888-м.
Демократическая интеллигенция жила сведениями о политических процессах и смертных приговорах, обсуждала террористические акты (увы, как раз приобретшие вид типических сюжетов) и реакцию власти на них. Написал её Соловьёв Лев Григорьевич. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Картина Репина «Не ждали» замыкает его «революционный цикл», куда входят также «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди» и другие работы. В окончательном варианте облик возвратившегося мужчины ассоциировался с сюжетом «возвращения блудного сына»17.
С «Бурлаков на Волге» началась репинская слава. Среди его учеников, . Девочка смотрит настороженно — возможно, она вообще ещё не поняла, кто этот мужчина. Он нарочито срезает краями картины стул справа и кресло слева. Композиция картины легко делится на две части.
Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Известно, что из-за постоянных переутомлений у знаменитого живописца начала болеть, а потом и вовсе отказала правая рука. Героя могли осудить по статье 318 Уложения о наказаниях за членство в запрещенном кружке (каралось заключением в крепости, ссылкой либо каторгой). И добавил других персонажей (первоначально их было 4).
Но впоследствии Репин заменил женский вариант, на мужской персонаж. На голове у матери революционера черный траурный платок. Моделью Репину послужил друг, писатель Всеволод Гаршин. Картина «Не ждали» – выдающееся полотно Репина Репин Илья Ефимович Великий русский художник, художник, мастер жанровой и исторической картины, портретист. Среди его учеников, . Не случайно фигура ссыльного отсылает к фигуре Христа с картины Александра Иванова «Явление Мессии» здесь так же чуть искажена перспектива и вздыблен пол, чтобы шаг превратился в нисхождение.
Величайшим душевным накалом отмечено это полотно молодого художника (см. Ряд его полотен посвящен российскому революционному движению. Среди его учеников, . Автор книги мемуаров "Далёкое близкое".
И вот он на пороге. Однако позже Илья Ефимович научился писать картины левой рукой. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Среди его учеников, . Героическая революционная тематика в картине «Не ждали» выступила в привычной форме жанровой картины современной жизни. Были и иные варианты – с бурлаками, пробирающимися сквозь бурелом (этюд, забракованный знатоком леса Шишкиным за «неправильные» деревья, уничтожен) и идущими вброд Картина хранится в Государственной Третьяковской галерее. На картине Христос подошел к усопшей, взял ее за руку.
Ее глаза блестят изумлением и радостью. Бывший арестант. Среди его учеников, . Среди его учеников, . Согласно мистической версии, рука художника перестала действовать после того, как он написал картину «Иоанн Грозный и его сын Иван» в 1885 году.
Действия всех. Среди его учеников, . Такие детали, как дождевые капли на стекле, свидетельствуют о наблюдательности художника, о том увлечении и интересе, с которым он пишет картину, о его чисто профессиональном художническом внимании к своей работе, подобно изображению капель воска на сукне пола в «Царевне СофьеЦаревна Софья Алексеевна через год после заключения ее в Новодевичьем монастыре, во время казни стрельцов и пытки всей ее прислуги в 1698 году. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств.
В картине со всей силой развернулся репинский талант выразительных характеристик. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Репин часто переписывал свои произведения и особых успехов добился именно в портрете.
и увеличил размеры картины, придав ей монументальность. Репин постоянно болел и, очевидно, предчувствовал собственную смерть. Среди его учеников, . Возможно, ее муж умер, так и не дождавшись своего сына из ссылки.
Формат картины представляет собой слегка вытянутый в длину, приближающийся к квадрату прямоугольник. Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". – писал о нем Репин. Сюжет картины не столь очевиден, как кажется.
». Автор книги мемуаров "Далёкое близкое". Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Среди его учеников, . Когда эта работа была закончена, Павлу Третьякову всё же удалось заполучить картину в свою коллекцию, хотя для этого ему пришлось увеличить цену с 5 тысяч до 7 тысяч рублей16. Все застигнуты неожиданно их переживания еще смутны и неопределенны.
1879Холст, масло, 204. 5 x 147. 7Государственная Третьяковская галерея». Среди его учеников, . Её согбенная фигура передаёт глубокое потрясение от происходящего219. Среди его учеников, . Педагог, профессор, руководил мастерской, был ректором в Академии художеств. Вместо бытового жанра получился групповой портрет, где никто не выделен: можно сосредоточиться на «бунтарях», но можно назначить «главным» вожака ватаги, созерцателя Канина, который самому Репину казался проданным в рабство античным философом. Можно только предполагать как тяжело пришлось его семье.
самый последний ремейк был создан в 1918 году и назывался «Быдло империализма» – Репин вообще был склонен возвращаться к старым сюжетам. Картина была такого же небольшого размера, как и «Арест пропагандистаАрест пропагандиста. строит композицию, как схваченную на лету сцену.