Родила ему дочь. На их глазах вспарывали животы изнасилованным сестрам. Ему предложили преподавать в детской колонии имени III интернационала. В Париже он впервые начал использовать личное имя Марк. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое Семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» /«Голгофа»/, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк, «Белое распятие», 1938, Чикаго)— принцип, которому он остался верен до конца жизни31. Или же сделана попытка обличения виновника бесчисленных бед.
Получил традиционное религиозное образование на дому (древнееврейский язык, чтение Торы и Талмуда). Она смотрит— о, её глаза. Он мечтал вернуться в Париж с женой, но Первая мировая война разрушила его планы.
Но в этот раз жизнь на острове не задалась: тотальная бедность привела его к депрессии. Шагал вносит элементы еврейской интерпретации даже в изображение христианских сюжетов («Святое семейство», 1910, Музей Шагала «Посвящение Христу» / «Голгофа» /, 1912, Музей современного искусства, Нью-Йорк) – принцип, которому он остался верен до конца жизни. Каким-то образом все это, даже самое знакомое, трогает не является и сожаление вроде того, что вот такой замечательный талант, а так себя разменивает, так себя ограничивает. В начале 1913 года состоялась первая персональная выставка Шагала в «Академии Марии Васильевой», а в сентябре его картины выставляются в Первом Немецком Осеннем Салоне в Берлине, откуда Шагал уехал в Россию. Выехав в 1922 в Берлин, в дальнейшем с 1923 жил во Франции, в Париже или на юге страны, временно покинув ее в 1941–1947 (эти годы провел в Нью-Йорке).
Вверху видны герои Ветхого Завета, они в большом недоумении и плачут. Наоборот, вокруг буквально кипит жизнь. Решено. Принимал участие в художественном оформлении театра: сначала рисовал настенные картины для аудиторий и вестибюля, а затем костюмы и декорации, в том числе «Любовь на сцене» с портретом «балетной пары»1.
Она молчит, я тоже. Эту картину очень ценит папа Римский Франциск. Я плакала, оплакивая ее уход, как-то по-детски, еще неосознанно жалела ее.
Марк Захарович показывал обычные предметы так, как будто зритель видит их впервые. Они обращают внимание, заставляют задуматься, устанавливают взаимосвязи, задают вопросы.
Следует ли толковать присутствие Христа, как луч надежды. Однако он стал художником с мировым именем, когда ему не исполнилось и 30 лет. Сорок лет Белла была рядом с Шагалом. С 14 лет он обучался рисованию у витебского художника Юделя Пэна. В этой и ряде других работ схожей тематики этого периода, отчетливо присутствует драматичный красный цвет, звучащий как пророческое предостережение.
С женщиной, подарившей ему дочь Иду, Марк прожил долгую и счастливую жизнь. Нынешняя выставка (открытая в галерее Май, 12, рю Бонапарт) лишний раз подтвердила во мне мое отношение к искусству Шагала (я был одним из первых, кто четверть века назад оценил это искусство) и в то же время она рассеяла прокравшееся в меня сомнение не снобичен ли Шагал не стал ли он шарлатанить, не превратился ли он, толкаемый к тому успехом, в банального трюкиста, который торгует тем, что когда-то давало ему подлинное вдохновение. Это Божий мир.
С 1950-х гг. Полет влюбленных продолжается уже за пределами комнаты. Лежащее на зелёной скале тело Адама постепенно приходит в движение, пробуждается к жизни.
Картина буквально насыщена воздухом, небу, в котором парит возлюбленная, отведено много места. На картине есть толпа с красными флагами и флаг Литвы того времени. Товарищ Шагал. » Только глаза их никак не улыбались: не хотели или не могли».
Две эти картины – «Над городом» и «Прогулка» – которые чаще всего и ассоциируются с творчеством Шагала, относятся к периоду времени между 1914 и 1918 гг. В этот период началась его дружба с поэтом Блезом Сандраром (он говорил по-русски) когда спустя много лет Шагала попросили назвать самые значительные события в его жизни, он ответил: «Моя встреча с Сандраром и русская революция»25.
Им хорошо вдвоем, они наслаждаются обществом друг друга. Картина одновременно и реалистична и наполнена разнообразными символами. Они видят игрушечные домики и амбарчики, еще покрытые туманной дымкой, которая словно переносят в сказку. Дополняли сценические сюжеты силуэты Эйфелевой башни и витебских домов.
Это единение с большой Вселенной. Шагал просто остался верен себе, а иначе он творить не может. После Октябрьской революции в 1918–1919 годах Шагал служил комиссаром ВКП (большевиков) губернского отдела народного образования в Витебске, оформлял город к революционным праздникам. Произведения Шагала находятся в крупнейших музеях мира.
Жена была его музой. В «Двойном портрете» Белла сидит на плечах мужа и готовится к прыжку, а в картине «Над городом» они уже парят в небе вдвоем. Имя Шагала становится известным после выставки «1915 год» в Москве, где он показал 25 произведений из «Витебской серии». Женщина вряд ли могла сделать такой выбор — это просто тяжело для горла.
Общество и критики очень высоко оценили представленные работы. Выражать свою эпоху они, разумеется, будут и будут даже делать это лучше, нежели всякие картины более разумного и трезвого характера или же такие картины, которые выдают большую вышколенность.
Конечно книги-игрушки интересны, но интересны только как игрушки. Центральными работами парижского периода стали «Я и моя деревня», «России, ослам и другим», «Автопортрет с семью пальцами» и «Голгофа». Там было человек пятьдесят сирот. Однако в целом это видение поражает и подчиняет внимание.
Он написал сотни полотен. Здесь он жил, работал и творил свои бессмертные произведения вплоть до 1941 года. Скорее всего, своим произведением Шагал выразил свои надежды и желания соединить в своей жизни французскую деловую активность и русский уклад, воспоминания о жизни в Витебске и Москве. Это был молодой мужчина, которого состарило беспробудное пьянство. Французский художник Габриэь Ферье жил и творил во второй половине XIX — начале XX века.
Там находилась единственная в России академия художеств, куда Моисей собирался поступить. Там его окружали, в основном, поэты-символисты. Эти произведения Марка Шагала радикально обновили язык современного монументального искусства, обогатив его мощным красочным лиризмом. Шагал – настоящая ведетта, вроде, ну скажем, Чаплина. Малевич считал, что Шагал недостаточно «революционен».
Художник показан в духовно-пластическом единстве со своей подругой. Интерпретация сюжетов и нахождение ответов всегда остается приоритетом зрителя. Так, само расположение витражей в синагоге Хадассы – четыре группы по три витража в каждой – продиктовано расположением двенадцати колен Израилевых вокруг Скинии завета на привале в Синайской пустыне, а цвета использованные в витражах, определяются цветами 12 камней (по числу колен), украшавших одежду первосвященника. Ползал и подбирал. Образы и объекты на холсте не детализированы.
Ее описывают как любого еврейского путешественника или даже как пророка Илью. В Нью-Йоркском Музее современного искусства в 1961 году была выставлена картина Анри Матисса «Лодка». Столица империи представлялась ему землей обетованной. Наконец, ему удалось найти модель для образа Христа среди юных певчих. С 1950-х гг. Последовавший затем «русский период» (1914 – 22) был временем обобщения накопленного опыта.
Он очень естественно изображал фантастические вещи. Шагал разделил плафон на цветные секторы, в каждом из которых изобразил сцены из опер и балетных постановок. Нет в них ни стройной мелодичности, ни налаженной гармонии, нет и какой-либо задачи, проведения какой-либо идеи. В 1921 году театр Грановского открылся спектаклем «Вечер Шолом Алейхема» в оформлении Шагала. За эти годы Шагал оформил спектакль «Вечер Шалом Алейхема» по его одноактным пьесам «Агентн» («Агенты»), «Мазлтов. » («Поздравляем. ») и выполнил несколько живописных панно для фойе театра. Многое было куплено и исчитано.
Кроме русского искусства (включая иконопись и примитив) и французского искусства начала 20 века, одним из определяющих элементов этой системы является самоощущение Шагала, неразрывно связанное для него с призванием. В ту же серию попали картины «Двойной портрет» и «Над городом». Сам знаешь. Глаза летуньи лучатся чистотой и невинностью, но их черный цвет, «жгучий и прекрасный», приковывает своей таинственностью. Меняется лишь расположение этих разнообразных элементов и меняется формат картины. Шагал работал преимущественно как монументалист и график. Забор тянется черной лентой, с ним соседствуют дома приглушенных оттенков – Витебск спит.
Его освещает яркий луч света. Книга в переводе на французский язык увидела свет в Париже в 1931 году. Биография и картины его популярны сегодня не только в России. Этот мир спокоен, облачен внежные тона, загадочен ислегка задумчив, как улыбка Будды. Первой женой выдающегося деятеля искусств была дочь ювелира Белла Розенфельд. Пара изображена на возвышении, дома остались внизу.
Несомненно и то, что поводом к созданию этого видения были реальные события. Поэты, художники и фотографы спешат изобразить роскошь осенних красок. Правая рука вытянута навстречу руке Адама и почти касается её. Этот редчайший миг просветления длился у Марка Захаровича восемьдесят лет. И я понял: это моя жена. Для него это был практически солнечный удар, если бы определение придумывал Бунин.
Тогда же им были написаны полотна «Понюшка табаку», «Молящийся еврей», которые вывели Шагала в художественные лидеры возрождавшейся еврейской культуры. Так как стипендии хватало, в первой половине 1912 года Шагал переехал в знаменитый «Улей»— дом в котором находились жилые помещения и мастерские художников. В то время он был в Европе. Он очень долго искал натурщиков для них. Благодаря этой картине слова «парить в небесах» и «взлететь от счастья» обрели зримое воплощение.
Ее жених, как настоящий мужчина, уверенно держит Беллу и ни за что не даст девушке упасть, хоть его поза и довольно свободна. Шагал быстро вошел в круг парижского литературно-художественного авангарда. Несмотря на некоторое влияние кубизма на Шагала (он занимался в «Academie de la Palette», где доминировало это художественное направление) уже критик Я. А. Тугендхольд, который жил в тот период в Париже, отметил отличие шагаловских работ от «надуманных» полотен других кубистов: «Среди русской молодежи внимание останавливают на себе работы Шагала.
Но запомни: денег у меня больше нет. В образе Адама Микеланджело воспевает силу и красоту человеческого тела. Двери престижного учебного заведения так и не открылись перед гением. Практически ничего другого не писал Марк Шагал.
Работы Шагала не иллюстративны. В 1914 году художник возвратился в Витебск, где застал начало Первой Мировой Войны. И я понял: это моя жена. Но только божество это, разумеется, не Аполлон. Девушка поражает своей геометрической структурой и хрупкостью.
Я не закончил ни одной картины и ни одной гравюры, не спросив у нее: да или нет». Рука Бога даёт импульс, а рука Адама принимает его, давая всему телу жизненную энергию. Только в начале ХХ века искусствоведы сошлись во мнении, что на полотне изображен все-таки юноша (вероятно, Караваджо позировал его знакомый художник Марио Миннити): на нотах перед музыкантом видна запись басовой партии мадригала Якоба Аркадельта «Вы знаете, что я люблю вас». Осень находит свое отображение в сердцах людей с тонкой душой. В своей книге «Моя жизнь» художник писал: «Вся в черном или белом она пролетала сквозь мои холсты, направляя мое искусство. Марк Шагал – не только талантливый художник, но и одарённый поэт.
Шагал создал фрески для фойе театра «Уотергейт» в Лондоне (1949), керамическое панно «Переход через Красное море» и витражи для церкви в Асси (1957), витражи для соборов в Меце, Реймсе и Цюрихе (1958 – 60), витражи «Двенадцать колен Израилевых» для синагоги медицинского центра «Хадасса» в Иерусалиме (1960 – 62), плафон в «Гранд-опера» в Париже (1964), мозаичные панно для здания ООН (1964) и «Метрополитен-опера» (1966) в Нью-Йорке и другие. Вернее всего, сначала промолчал, потом, по обыкновению, разогрел самовар, налил себе чаю и уж тогда, с набитым ртом, сказал: «Что ж, поезжай, если хочешь. ВойтиПосетитьЧитатьСмотретьАфишаАтласСпецпроектыКиноМузеиМузыкаТеатрыАрхитектураЛитератураТрадицииЛекцииОбразы РоссииВойтиМузеиПерсоныХудожникПерсонаМарк ШагалГоды жизни: 06 июля 1887 — 28 марта 1985Страна рождения: Белоруссия (Беларусь)Сфера деятельности: ХудожникРодители Марка Шагала мечтали, чтобы сын был бухгалтером или приказчиком.
Он заставляет нас воспринимать Христа уснувшим, а не умершим. Изображенная на картине пара – это сам художник и его невеста Белла Розенфельд, которые встретились после долгой разлуки. Самое-самое любимое, то что перечитывалось ежедневно месяцами, хочу сегодня показать.
И все же знатоки и ценители поражались. Тея вмиг стала мне чужой и безразличной. Вместе с ним переносила тяготы Гражданской войны: голод, холод, бытовую неустроенность. Затем Шагал поступил в Витебское четырехклассное училище. Однако он не рассчитал дозу и суицид не удался.
Резкие соотношения желтого, красного, синего, зеленого и фиолетового цветов составляют основу цветовой гаммы Шагала они часто сочетаются с черным иногда составляющим фон. В 1916 году у них с Беллой родилась дочь Ида. Это мои глаза, моя душа», – пишет Шагал в книге «Моя жизнь». В них – неудержимое желание летать. Это уже своего рода мировая consecration.
Это был первый объект классической архитектуры, который украсил художник-авангардист. Вся композиция сконцентрирована на жесте двух рук. К середине 20 века его авторитет художника – живописца, графика, мастера театрального искусства, а также декоративной керамики (которой он занимался с 1950) – получил мировое признание. Их переполняют эмоции.
Он был свободен, как Бог в процессе создания Вселенной. Как можно максимально безопасно. В 1917 году Шагал снова уехал в Витебск. В картине преобладает цветовая гамма, со взятым за основу цветом слоновой кости.
Им больше никто не нужен. Родился в Витебске 24 июня (6 июля) 1887. И среди местечка с маленькими покосившимися домиками, высится Эйфелева башня.
Белла стала главной женщиной в жизни Шагала и главной музой. Его живопись находится в Нью-Йорке в Метрополитен-опера и в Гранд Опере в Париже. Искусствоведы считают, что эта деталь олицетворяет самого бога, но это неточно. Высылать ничего не буду. В 1927-м возникла серия гуашей «Цирк Воллара» с ее сквозными для всего шагаловского творчества безумными образами клоунов, арлекинов и акробатов. Кто-то сосредоточен на том, что в семье стало на одного человека больше, а другие занимаются своими делами и воспринимают событие спокойно.
Особенно отчетливо авангардная направленность проявилась в графике тех лет («Движение», 1921, тушь, Центр Помпиду, Париж) и в произведениях, связанных с театром: в панно «Еврейский театр» (1920, Третьяковская галерея, Москва) разработана сложная символика, включающая элементы еврейской традиции, зашифрованные комментарии к театральным закулисным событиям, декларацию Шагала о задачах еврейского театра. Используя контрастные световые эффекты, художник повествует о чуде рождения человека. В его пейзажах земля круглая и очень небольшая и уютная, а небо глубокое и бескрайнее. В русле этого цикла мастер создал и большое число монументальных эскизов, композиции по которым украсили сакральные здания разных религий – как иудаизма, так и христианства в его католической и протестантской разновидностях: керамические панно и витражи капеллы в Асси (Савой) и собора в Меце, 1957–1958 витражи: синагоги медицинского факультета Еврейского университета близ Иерусалима, 1961 собора (церкви Фраумюнстер) в Цюрихе, 1969–1970 собора в Реймсе, 1974 церкви Санкт-Штефан в Майнце, 1976–1981 и др. ). Шагал Марк Захарович (наст.
Прогремел художник уже после возвращения на родину. Мовша Хацкелевич Сагал (впоследствии Марк Захарович Шагал) родился 24 июня (6 июля) 1887 года на окраине Витебска. Он изображает не людей, а их души, не предметы, а их суть. В 1909 году были написаны созданные под влиянием неопримитивистской стилистики произведения «Портрет моей невесты в черных перчатках» и «Семья».
Грезы наяву о чем-то невыразимо прекрасном, радостном и печальном одновременно. Когда Леонардо да Винчи писал «Тайную вечерю», он придавал особое значение двум фигурам: Христа и Иуды. Экспозиция включала 34 картины на холсте и 160 рисунков на бумаге. Скопив денег, Шагал, ничего не сказав родителям, уехал в Санкт-Петербург.
В 1967 году в Лувре состоялась выставка произведений Шагала, объединенных в цикл «Библейские образы». – я тоже. В 1973 году в Ницце был открыт заложенный в 1969 году Национальный музей «Библейские образы Марка Шагала». Художник предложил три своих полотна: «Моей невесте посвящается», «Голгофа» и «России, ослам и другим».
Подобрать натурщика для Иуды Леонардо не удавалось в течение трех лет. В 1948 он окончательно перебрался во Францию. Покинув Витебск, Шагал навсегда унес этот мир с собой.
Любовная тема в творчестве Шагала неизменно связана с образом Беллы. А еще «Прогулка» стала частью триптиха. На бледном лице сияют глаза. Босоногие, они галдели наперебой: «Товарищ Шагал.
Счастье написано на лицах этих двоих. Со временем на первый план выходит тема страстной любви художника к своей первой жене – Белле Розенфельд (Над городом, 1914–1918, Третьяковская галерея, Москва). Но одно, во всяком случае, остается бесспорным. В 1910 году Шагал впервые участвовал в выставке студенческих работ в редакции журнала «Аполлон». Тем не менее, все ирреальные образы – скрипачи на крыше, зеленые коровы, головы, отделенные от туловищ, летающие в небе люди – не произвол безудержной фантазии, они содержат в себе четкую логику, конкретное «сообщение». («Адам и Ева», 1912, Художественный музей, Сент-Луис, США). Цветовая палитра картины «Над городом» на первый взгляд имеет некий диссонанс.
Он снял мастерскую в знаменитом прибежище парижской богемы «Ла Рюш» («Улей»), где в те годы жили и работали многие молодые художники-авангардисты, преимущественно эмигранты: А. Модильяни, О. Цадкин, чуть позже – Х. Сутин и другие. Люди в панике. В 1922-м году он награвировал серию офортов, призванных стать иллюстрациями к его автобиографии «Моя жизнь» (папка с гравюрами «Моя жизнь» была издана в 1923 году). «Прогулку» трактовали и как побег от реальности, которую собой тогда представляла революция.
Вошла, чтобы остаться навсегда, наполняя картины и жизнь новым смыслом. В центре картины произошло настоящее таинство — только что родился человек. Для создания цикла иллюстраций к роману Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души» в 1923 году Марк Захарович переехал в Париж. Большие, выпуклые, чёрные. Она молчит, я тоже.
Вместе с ним уехала в эмиграцию, где к Шагалу пришла всемирная слава. Творение Шагала, в котором воплощено видение художником современного для него мира. Можешь не рассчитывать».
Уже в ранних его картинах доминируют темы детства, семьи, смерти, глубоко личностные и в то же время «вечные» (Суббота, 1910, Музей Валльраф-Рихарц, Кёльн). Мэтр еврейского ренессанса был академистом, работал в бытовом и портретном жанре, а его ученик, напротив, склонялся к авангарду. И его картины – это удивительный сплав живописи и поэзии. Леонардо пригласил его в трактир, где сразу же начал писать с него Иуду. Участвовал в Осеннем салоне, который открылся 1 октября 1912 года, на котором более половины всех работ были написаны в кубистической манере. Любовь вошла в творчество Шагала в образе Беллы. Но однажды он наткнулся на улице на пьяницу, который валялся в сточной канаве.
Почему не быть и такому искусству, почему не тешиться им. Это было несколько лет назад, когда он пел в церковном хоре, Леонардо писал с него Христа. В том же году, благодаря члену Думы государственной М. Винаверу, купившему у него картины и назначившему ему денежное содержание на период обучения, Шагал уехал в Париж.
Именно к нему направляется повитуха, несущая малыша в тазу. Это мои глаза, моя душа. Как жадно они рисовали. Со мной тогда никто из родителей не говорил на тему смерти. — я тоже.
Суровая правда жизни внесла в розовые мечты юноши необходимые коррективы: свой первый и последний официальный экзамен он провалил. Сегодня мне захотелось поговорить с вами об очень непростом произведении Г, Х, Андерсена «Девочка со спичками». И это — какой-то вопль, какой-то клич, в этом и есть подлинный пафос. А сам Шагал написал: «Художнику надо иногда быть в пеленках» – видимо имея ввиду, что внешний мир не должен рубить творцу его мирный полет фантазии. Однако вскоре между ним и Малевичем возникли принципиальные разногласия относительно задач искусства и методов преподавания.
«Продавец газет» — картина, где звучит национальная тема. Портрет продавца газет глубоко психологичен и, вероятно, является скорее собирательным образом, нежели индивидуальным портретом. Свою художническую биографию Шагал начал с картины «Покойник». В Петербурге в течение двух сезонов Шагал занимался в Рисовальной школе Общества поощрения художеств, которую возглавлял Н. К. Рерих (в школу его приняли без экзамена на третий курс). Тематика и стилистика Шагала разнообразны – от этюдов Витебска и портретов близких до символических композиций («Мать на диване», 1914, частное собрание «Лежащий поэт», 1915, галерея Тейт, Лондон «Над городом», 1914 – 18, Третьяковская галерея, Москва) от поисков в области пространственных форм («Кубистический пейзаж», 1918 «Коллаж», 1921, обе – Центр Помпиду, Париж) до работ, где главную роль играет символика цвета, в которой чувствуется влияние еврейской традиции и впечатления от произведений древнерусского искусства («Еврей в красном», 1916, Третьяковская галерея, Москва). Сквозь повторяющиеся темы витебского детства, любви, циркового спектакля наплывают мрачные отзвуки бывших и грядущих мировых катастроф (У времени нет берегов, 1930–1939, Музей современного искусства, Нью-Йорк). Осенью 1909 года во время пребывания в Витебске Тея познакомила Марка Шагала со своей подругой Бертой (Беллой) Розенфельд, которая в то время училась в одном из лучших учебных заведений для девушек— школе Герье в Москве. 24 Эта встреча оказалась решающей в судьбе художника. Внизу горит дом, огромный язык пламени тянется ввысь. Его картины выставлялись с работами современных художников из разных стран.
отчество Хацкелевич) (Chagall Marc), график, художник, театральный художник иллюстратор, мастер монументальных и прикладных видов искусства выходец из России. То, что рисует художник, похоже на фрагмент из русской жизни. Непонятны и разные другие символы (непонятны именно в качестве символов), что разбросаны по картине. В Сен-Поль-де-Ванс художник скончался 28. 03. 1985. Долгое время картина экспонировалась в Эрмитаже под названием «Лютнистка».
В августе 1910 года Марк уехал в Париж. В верхней части картины – золотисто-сизый дымок, словно нанесенный влажной кистью на мокрую бумагу. Однако это не значит, что кроме роженицы и повитухи, художник никого не изобразил. В мае 1911года Шагал на полученную от Максима Винавера стипендию поехал в Париж1, где продолжил учиться и познакомился с жившими во французской столице художниками и поэтами-авангардистами (с супругами Соня и Робер Делоне, А. Лот, Г. Аполлинер, М. Жакоб, Р. Канудо и др. ).
С полотен всех периодов его творчества, включая позднейший (после смерти Беллы), на нас смотрят её «выпуклые чёрные глаза». Это всё, что я могу наскрести. Там он проучился 2 месяца. И вот их-то я учил рисованию.
Самое прельстительное и, безусловно, прельстительное в Шагале, это — краски и не только их сочетание, но самые колеры, каждый колер, взятый сам по себе. Союз с Беллой означал для художника не просто один из аспектов человеческой жизни. Шагал подтвердил подлинность панно, подписав их. Только через 47 дней кто-то обратил внимание на то, что картина висит вверх ногами. Это главное в жизни. У художника появились последователи.
Шагал сотрудничал также с театром «Хабима», который в то время возглавлял Е. Вахтангов. Слёзы и гордость душили меня, когда я подбирал с пола деньги — отец швырнул их под стол. Пейзажи Шагала написаны словно с птичьего, а вернее с ангельского, полета. Тогда по приглашению Нью-Йоркского музея он переехал вместе с семьёй в Америку.
Спустя несколько лет Белла умирает от заражения крови. Но Шагал стал исследовать окружающий его мир, рисуя все, что видел своими глазами. Вероятно, в нем поражало ощущение личной независимости.
Добрый день, дорогие мои читатели. Это и Витебск и Париж одновременно. В том же 1973 году Шагал впервые после эмиграции посетил Россию (Ленинград и Москву), где к приезду художника была открыта выставка его литографий, а также были извлечены из запасников и отреставрированы настенные панно, выполненные в 1920 году для фойе Еврейского камерного театра и считавшиеся утраченными. Набрасывались на краски, как звери на мясо.
Жил в Петербурге-Петрограде, Витебске и Москве, а в 1910–1914 – в Париже. Как решить задачу, я не знаю. Это явление называется стереослепота – неспособность видеть мир в 3D.
Спустя шесть лет после первой встречи, 25 июля 1915 года, они поженились. Её черты узнаваемы в лицах почти всех изображённых им женщин. От отправки на фронт художника спасла служба в петроградском Военно-промышленном комитете. Одна из первых работ мастера в стиле кубизма.
Первый период пребывания в Париже (1910 – 14) сыграл важную роль в творчестве Шагала: художник соприкоснулся с новыми художественными направлениями из которых кубизм и футуризм оказали на него прямое влияние в еще большей степени можно говорить о влиянии атмосферы художественного Парижа тех лет. На его левой руке, указывающей на полотно, семь пальцев. В 1920году Шагал уехал в Москву и поселился в «доме со львами» на углу Лихова переулка и Садовой. В историю искусства он вошёл как портретист и декоратор общественных зданий, его фрески по-прежнему украшают музей дОрсе в Париже, французское Посольство в Берлине, университет Сорбонну и некоторые театры.
«С ней, не с Теей, а с ней должен быть я— вдруг озаряет меня. Картина сама по себе не содержит ответа, а обращаться за изустными комментариями к самому творцу (если бы он пожелал их дать) я не намерен. На полотне изображены 10 фиолетовых линий и два голубых паруса на белом фоне. Она смотрит – о, её глаза. Марк Шагал (Мойше Сегал) родился в еврейском пригороде Витебска 6 июля 1887 года. К моменту завершения «Над городом» они уже были супругами и родителями.
С детства он получил традиционное домашнее еврейское образование. Мне эти картины сделали день. Когда пьяница пришел в себя, он сказал художнику, что однажды уже позировал ему. Свою картину Марк Шагал написал в 1938 году, практически сразу после «Хрустальной ночи».
На бледном лице сияют глаза. Мне хочется выделить одну из картин на настоящей выставке Шагала. По просьбе Андре Мальро, министра культуры Франции, Шагал выполнил роспись плафона в парижской Гранд-опера. Позднее он писал: «Долгие годы ее любовь освещала все, что я делал». в крупнейших галереях и выставочных залах мира проходили выставки произведений Шагала, ретроспективные или посвященные какой-либо теме или жанру.
Познакомились они в 1909 году. В своей книге «Моя жизнь», Шагал описывает этот период так: «Захватив двадцать семь рублей — единственные за всю жизнь деньги, которые отец дал мне на художественное образование, — я, румяный и кудрявый юнец, отправляюсь в Петербург вместе с приятелем. Вся жизнь показана как сочетание высокого и низкого. Обратите внимание на белый луч – он пересекает картину сверху вниз. Картину можно рассматривать очень долго и каждый раз добавлять к увиденному новые детали.
Шагал удостоился премии Карнеги. (картина Рождение ребенка 1911 г). В предвоенные и военные годы одной из ведущих тем его искусства стало распятие («Белое распятие», «Распятый художник», «Мученик», «Желтый Христос»). «С ней должен быть я – вдруг озаряет меня. Все творчество Шагала изначально автобиографично и лирически исповедально. Именно столько судьба отпустила великому художнику для творчества.
«Если бы я не был евреем, как я это понимаю, я не был бы художником или был бы совсем другим художником», – сформулировал он свою позицию в одном из эссе. Мы общаемся в них с высочайшими и глубочайшими умами (хотя бы эти умы и выражались подчас в очень несуразных, странных формах, а то и просто снисходили до шутки, до балагурства). Иисус показан как символ страданий всего человечества. Примечательной работой раннего периода его творчества является картина Смерть, которая изображает скрипача (достаточно часто повторяющийся образ для рассматриваемого нами художника) на фоне кошмарных событий на сцене.
Но и эти красочные прелести отнюдь не аполлонического происхождения. Или перед нами искупительная жертва. Я вошел в новый дом и он стал моим навсегда» (Марк Шагал, «Моя жизнь»). Однако самый смысл представленного символа мне непонятен. Наезжал в разные страны Европы и Средиземноморья, не раз побывал и в Израиле.
Характерны мотивы «местечкового» пейзажа и быта вкупе с символикой иудаизма (Ворота еврейского кладбища, 1917, частное собрание, Париж). Монументальные работы Шагала как на религиозные темы, так и посвященные театру, стилистически близки к «Библейским образам», но специфика техники – светоносность витражей, тусклое мерцание мозаики, глубокие тона ковров – давала художнику дополнительные возможности. Большие, выпуклые, чёрные. Картина была написана Гогеном на Таити, куда художник несколько раз сбегал от цивилизации. Вдалеке на горизонте белый, подобно «фата моргане», собор.
По личному приглашению Амбруаза Воллара, торговца картинами, который поддерживал многих одаренных художников, Шагал с семьей в 1923 г. переезжает в Париж, где в 1937 г. получает гражданство Франции. Но создать настоящую семью с ней не получилось, они расстались через три года. Именно в эти годы и в последовавший затем «русский период» сложились основные принципы искусства Шагала, проходящие через все его творчество, определились постоянные символические типы и персонажи. У ног Иисуса стоит зажженный семисвечный светильник.
Город, показанный художником на заднем плане, безлик и скучен, только мужик со спущенными штанами, сидящий под дощатым забором и гуляющий козел выбиваются из обыденности. В 1921году Марк Шагал работал преподавателем в подмосковной еврейской трудовой школе-колонии «III Интернационал» для беспризорников в Малаховке. И эта признанность может считаться вполне заслуженной. В VI веке Ангелов часто изображают в виде странников с посохом в руках, а с VIII века — уже с полным набором атрибутов: крыльями, сиянием и посохом, причём посохи иногда оканчиваются крестами.
По приказу министра пропаганды фашистской Германии Пауля Йозефа Геббельса в 1933 году произведения мастера были публично сожжены в Мангейме. А в 1898 году его дела пошли в гору и в творчестве начался более светлый период. Черты ее лица прорисованы довольно четко, а прическа естественна и легка. Для простых, не искушенных любителей искусства картины Марка Захаровича – обычные детские сны.
Одна или две человеческие фигуры, взмывающие в воздух. Прелестна эта манера класть краски, то, что называется фактурой. По свидетельству И. Г. Эренбурга: «Это было время расцвета кубизма, влияние которого было настолько велико, что даже Шагал, этот поэт местечек Белоруссии, много взявший у маляров, расписывавших вывески парикмахерских или фруктовых лавчонок, на короткий срок заколебался»27. Одежда ее вполне в духе того времени, винтажной женственности: длинная «учительская» юбка с пеной кружев и блузка с манжетами и воротником, которая олицетворяет молодость. «Сотворение Адама» — одна из самых выдающихся композиций росписи Сикстинской капеллы.