Снейдерса называли Рубенсом натюрморта. Одно время они даже работали вместе – Рубенс писал людей, лица, а Снейдерс – натюрморты.
У Питера Пауля Рубенса была обширная библиотека, благодаря которой художник был прекрасно знаком с античной культурой. В ряде задуманных сооружений, как, например, «Меркурий покидает Антверпен», «Храм Януса» и др., Рубенс проявляет себя подлинным патриотом, активным общественным деятелем. Кажется, что только рама картины удерживает их. Иосиф Аримафейский, стоя на лестнице, поддерживает тело под руку. К началу 20-х годов XVII века блестящего расцвета достигает живописное мастерство Рубенса.
Рано посвятив себя живописи, учился (с 1591) у Тобиаса Верхахта, Адама ван Ноорта, Отто ван Веениуса. В пору сотрудничества с Рубенсом он испытал на себе влияние великого художника. Религиозную тему он решает обычно проще, конкретнее. Рубенс был одним из самых образованных людей своей эпохи. Рубенс создает целый ряд женских образов. К их числу принадлежит портрет Сусанны Фоурмен, получивший название «Соломенная шляпка» (1625, Лондон, Национальная галерея).
В соответствии с новыми вкусами украшались и старые готические соборы. Хендрик Франциск Фербрюгген создает в 1699—1702 годах кафедру Брюссельского собора. Диагональное построение композиции усиливает впечатление движения. Это одна из поздних работ Рубенса.
Главное, что составляет очарование картины, — полная непринужденность всей сцены. В течение первого десятилетия XVII века она оставалась верной стилю предыдущего столетия. Все воспринимается как единый монументально-декоративный ансамбль. Вновь строившиеся церкви приобретали пышное убранство. Его осанке художник придает горделивую величавость.
Как и многие произведения мастера, она актуальна по смыслу. Он любит, например, сопоставлять пушистую, мягкую золотисто-коричневую шкурку зайца, оттененную белым тоном салфетки, с нежным, шелковистым жемчужно-серым оперением куропаток («Заяц, фрукты и попугай», 1647) или помещать румяные персики с их бархатистой кожицей на фоне жестких, шершавых сочно- зеленых листьев винограда, сопоставленных, в свою очередь, с лиловым тоном бархатной скатерти («Фрукты и попугай», 1645). Лицо Христа, одухотворенное, передающее человеческое страдание и вместе с тем сильное, обращено к небу — полный драматизма и в то же время героический образ. Крупнейшим фламандским скульптором первой половины XVII века был Франсуа Дюкенуа (1594— 1643).
Его талант характеризуется мощью и разносторонностью. Однако Рубенс изобразил не сам момент борьбы Персея с чудовищем. Художник как бы непосредственно общается, разговаривает с портретируемым. Впечатление усиливается благодаря резкому контрастному сопоставлению головы Христа и Иуды. Ван Дейка не увлекала идея создания бурных динамических композиций, над которыми в этот период много работал Рубенс.
Здесь происходит знакомство Рубенса с еще молодым в ту пору Веласкесом.
Эта картина — характерный пример творчества Броувера. Так постоянно Рубенс переосмысляет традиционные евангельские сюжеты.
Всем ранним портретам ван Дейка свойственны большая строгость и простота. В 1600-1608 Рубенс побывал в Италии, где изучал произведения Микеланджело, живописцев венецианской школы, Караваджо. В Голландии скульптура имела крайне слабое развитие.
Питер Пауль Рубенс родился в 1577 г. в Зигене (Германия) в семье адвоката Яна Рубенса. Голубизна фона за фигурой мужчины подчеркивает бледность его лица. Рубенс знакомится и с произведениями современных ему художников Болонской академии. Натюрморт – это still life – спокойная жизнь или мёртвая жизнь.
Это, главным образом, сцены в кабачках. 1632). Точно подмечает художник жест, взгляд, поворот головы портретируемого, передает его осанку, его манеры, стремясь к возможно более широкой развернутой характеристике, к изображению человека в определенном окружении, в привычной для него среде («Конный портрет маркиза Бриньоле-Сале», «Портрет маркизы Бриньоле-Сале»).
Снейдерс изображал редкие, порой экзотические, но невыдуманнные породы морских обитателей. Рубенс едет в Мадрид ко двору Филиппа IV. Но особенно прославился он своими портретами. В 1635 г. он приобрёл поместье Элевейт неподалёку от Мехелена. Рубенс был одним из самых образованных людей своей эпохи.
Однажды в Лондоне один придворный увидел, что посол Фландрии Рубенс стоит за мольбертом с кистью в руке и удивленно спросил: «Господин посол развлекается живописью. » На это Рубенс ответил: «Напротив, это скорее художник иногда развлекается иногда ролью посла». Ван Дейк демонстрирует свою элегантность, аристократизм, внешнюю привлекательность. С легкостью и непосредственностью Рубенс фиксирует мимолетное движение, будто случайно возникшее выражение, придающее лицу портретируемой живость и обаяние. То есть не чувственное по своему характеру восприятие природы, но утонченное любование ее плодами, переданное в живописи разнообразной и тонкой, — вот что определяет своеобразие творчества этого изысканного мастера.
В их изображении нет никакой нарочитой издевки, преувеличения. В 1624 году Рубенс пишет «Поклонение волхвов» (Антверпен). Обратившись в картине «Статуя Цереры» к классическому образу плодоносных — творческих — сил природы, Рубенс в излюбленной метафорической форме выразил сущность и главную цель своего искусства — воплощение здоровой, цветущей и полнокровной жизни, создав своего рода символ «золотого века», о наступлении которого не переставали мечтать все сограждане художника. Позы героев картины Рубенса восходят к образцам античной скульптуры.
Рубенс по-своему использует схему старонидерландского искусства (тесная рама, погрудное изображение, нейтральный фон, фронтальность композиции, отсутствие аксессуаров) для концентрации внимания па лице и внутреннем мире портретируемой. Волна движения в картине как бы разбивается о фигуру Христа, полную спокойствия и величия. Считается, что эта картина не совсем характерна для творчества Рубенса – в ней очевидно обращение к жанру психологического портрета. Некоторые исследователи даже сомневаются в авторстве Рубенса (работа автором не подписана), а иные предполагают, что художник на полотне изобразил свою старшую дочь Клару Серену, которая умерла ко времени создания полотна. Это погрудный портрет девушки. Питер Брейгель младший (1564-1638) в своем искусстве полностью перенял наследие отца Питера Брейгеля старшего и картина «Перепись в Вифлееме» является копией. Портрет изображает придворную даму Изабеллы Клары Евгении. Рядом с героями вакхических сцен Рубенс постоянно изображает мощные деревья, сочные плоды, налитые соком тяжелые гроздья винограда, а также опьяненных, покорных животных.
Его дом — полное выражение представления Рубенса об архитектуре. Это была особая специальность во фламандском искусстве XVII века, хотя цветы вводили в свои композиции и такие разносторонние мастера, как Снейдерс и Фейт (превосходный образец цветочного натюрморта Фейта — «Цветы, фрукты и попугай» — находится в запасном фонде Эрмитажа). Впечатление от портрета определяет строгость общего тонального решения. Он изучает иностранные языки, начинает знакомиться с античной историей и литературой.
Тема борьбы человека со стихийными силами природы проникает и в пейзажные работы Рубенса, к которым мастер постоянно обращается в конце 10— начале 20-х годов XVII века («Возчики камней», ок. Картину делит по горизонтали на две, почти равные части огромный стол. Его работы современники причисляли к лучшим скульптурным произведениям века. В «Рыбной лавке» воля художника объедиинила, наверное, Вce, что только могли дать человеку морские глубины.
Острым драматизмом отмечена следующая известная алтарная композиция, созданная художником в 1612 году для Антверпенского собора, — «Снятие с креста» (Антверпен). Ученик Франсуа Дюкенуа — Артус Квелин старший (1609—1668)—необычайно плодовитый мастер. Ведь популярные у фламандских анималистов сцены охоты на диких животных всегда развернуты на фоне пейзажа, тогда как большие натюрмортные композиции «населены» неизменно вводимыми в них разнообразными живыми существами.
Есть предположение, что художник принимал участие в создании интерьера церкви св. Мастерская Рубенса в условиях Фландрии XVII века играла роль своеобразной академии. В 1632 году художник принимает приглашение короля Англии Карла I и, покинув родину, переезжает в Лондон, где проходит последний период его творчества. 1594-1598). На портрете изображен человек, живущий богатой духовной жизнью.
Точность знания, с какой написаны породы рыб, а в других случаях — плоды и овощи, достойна ученого. Здесь все преувеличено, обилие даров природы и их разнообразие кажется безграничным. Бедная голая таверна.
Фигуры супругов изображены в одинаковом размере и рядом, что может означать равноправное их положение. Новаторство этого портретного изображения состоит в том, что до сих пор в портретном жанре не изображались фигуры в столь непринуждённой и свободной позе. Рубенс не только выдающийся художник. Манера Йорданса — естественное порождение существа его искусства. Тело Андромеды воспринимает цвета всех соседних предметов. Когда-то я рассказывала вам о работе Валентина Серова «Похищение Европы». Создание живой связи, тесного контакта художника и зрителя с моделью является одной из основных особенностей портретной живописи ван Дейка.
С исключительным мастерством и чувственной убедительностью воссоздавал Рубенс физический облик и особенности характера модели в парадных портретах этого периода (Марии Медичи, около 1625, Прадо, графа Т. Эренделя, 1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Не случайно как раз в середине XVII века во фламандском натюрморте возрождается средневековая тема «Vanitas» — «суеты сует», бренности всего сущего, тщетности мирских страстей и желаний. После 4-летнего обучения у ван Веена, Рубенс был принят свободным мастером в антверпенскую гильдию Святого Луки (1598), а в 1600 г. отправился заканчивать своё художественное образование в Италию. Но чтобы подчеркнуть особую важность момента, он ввел в картину аллегорические фигуры гениев славы, парящих в воздухе. Растопырив ноги, как-то нелепо изогнувшись, сидит парень. Все эти образы связаны с жизнью природы, с представлением о плодородии земли.
В многофигурной бурнопатети-ческой композиции «Битва амазонок» Рубенс создает грандиозное зрелище ожесточенной битвы, где смешались, слились в едином потоке кони и люди. Великий художник, он был также великим мастером рисунка (этюды с натуры, самостоятельные композиции, портреты, зарисовки сохранилось около 300 рисунков). Портрет очень красив по цвету.
Неповторимо оригинальной чертой Йордан-са-художника было то, что он в своем искусстве выразил идеалы фламандского бюргерства, прославил его достоинства: оптимизм, жизненную силу, тесную связь с реальностью («Портрет семьи Йорданса», «Семейный портрет», «Бобовый король», «Как поют старые, так свистят малые»). 1615), «Похищение дочерей Левкиппа» (1615—1620), многочисленные «Вакханалии», «Венера и Адонис», «Возвращение Дианы с охоты», «Битва амазонок» (1615), «Персей и Андромеда» (1620—1621) и др. Плодовитый художник, он работал во многих жанрах живописи. Огромные композиции предназначались для украшения дворцовых парадных помещений. близкие к манере Рубенса религиозные и мифологические композиции. Чрезвычайная звучность при малом количестве инструментов». «Снятие с креста» – центральная панель триптиха Рубенса. Портрет необыкновенной красавицы Марии де Тассис прибыл в Москву во второй раз.
Внимание Рубенса привлекают картины его современника — талантливого фламандского жанриста Адриана Броувера (в собрании Рубенса было 17 его работ). Эта картина считается «портретом брака» – молодая женщина доверчиво положила свою правую руку на руку мужа. Пейзажный фон кажется реальной средой местонахождения персонажей картины. Рубенс прославляет национальный тип красоты: женщины у него светлокожие, русоволосые, с пышными формами, мужчины – мощные атлеты. Но букеты, встречающиеся в картинах Снейдерса (например, в «Овощной лавке»), воспринимаются не иначе, как в общем контексте его жизнеутверждающей динамической концепции натюрморта. Около 1634 года Давид Тенирс младший (1610— 1690) встретился с Броувером и испытал на себе сильнейшее влияние его искусства. Динамическое решение сочетается в них с удивительной легкостью и непринужденностью.
Карла Борромея. Краски ложились густым плотным слоем. После смерти Рубенса главой антверпенской школы живописи стал Якоб Йордане (1593—1678).
После смерти Рубенса и Ван-Дейка главой фламандской школы стал Якоб Иордане (1593— 1678). Пронизанные ощущением могущества стихийных сил природы или, напротив, поэзии мирного бытия, отличающиеся смелой динамичной игрой светотени, свежестью и сочностью приглушенных красок, они воспринимаются как обобщенный поэтический образ фламандской природы (Возчики камней, около 1620, Пейзаж с радугой, около 1632-1635, – оба в Государственном Эрмитаже, Санкт-Петербург). Ансамбль состоит из двух зданий, соединенных трехарочным портиком и садового павильона. Тогда же Рубенс выполнил несколько парадных портретов в духе нидерландских традиций 16 века (Автопортрет с женой Изабеллой Брант, 1609, Старая пинакотека, Мюнхен), отличающихся интимной простотой композиции, любовной тщательностью воссоздания облика модели и нарядных одеяний, сдержанным изысканным колоритом.
Битва закончилась победой Персея. Таковы «Лавки» (1618—1621, Эрмитаж), написанные для украшения столовой во дворце епископа Антония Триста в Брюгге. К числу лучших портретов ван Дейка этого периода относится «Семейный портрет» (Эрмитаж).
В этом сближении — определенная героизация, «мону-ментализация» жанровой живописи, а в ее формах — героизация самой реальности. Обширная мастерская художника, в которой работали такие крупные художники, как Антонис ван Дейк, Якоб Йорданс, Франс Снейдерс, выполняла по заказам европейской аристократии многочисленные монументально-декоративные композиции, в том числе цикл картин История Марии Медичи (около 1622-1625, Лувр, Париж) для французского королевского двора, в котором Рубенс мифологические и аллегорические фигуры совместил с реальными историческими персонажами. Рубенс крупнейший мастер монументальной живописи. Но особенно прославился он своими портретами. «Лавки» Снейдерса — гимн земному плодородию. Незадолго до смерти Рубенс писал Дюкенуа о впечатлении, произведенном на него работами скульптора: «Эти произведения кажутся, скорее, созданными природой, чем искусством, так как мрамор нежен, как жизнь».
Главную роль в церковном строительстве играл орден иезуитов. Европа села на его спину и бык увез красавицу на Крит. Так, например, в картине «Увенчание тернием» драматизм сцены строится на острой психологической характеристике образов, на разнообразии выражений лиц, а не на движении масс, не на столкновении и переплетении фигур, как у Рубенса.
В них нет свободного грандиозного движения масс. 1620, Эрмитаж). У ног его истекая кровью, дракон погибает. Герой изображен в центре картины после боя, в развевающемся красном плаще победителя.
Годы, проведенные в Италии, были заполнены не только работой над алтарными картинами для римских, мантуанских и генуэзских церквей, над портретами («Автопортрет с мантуанскими друзьями», ок. Все фигуры участников сцены движутся справа налево по направлению к Андромеде. Эта горизонталь «держит» композицию, упорядочивает ее и не дает заполнившим пространство картины грудам рыб, распираемым беспорядочным движением, превратить композицию в хаотичную. Мягким блеском светятся большие темные глаза.
Она смущенно, потупив взор, опускает голову перед приближающимся к ней Персеем. Движение не замыкается в пределах картины. В своих исканиях, в поисках максимальной полноты характеристики человека и материального чувственного мира Рубенс обращался к традициям национального реалистического искусства Нидерландов XVI века, а также к наследию нидерландских «романистов», стремившихся освоить достижения итальянских мастеров эпохи Возрождения и, выйдя за пределы узконационального искусства, приобщиться к общеевропейской культуре. Для церквей Хесиуса характерно сочетание традиционной конструкции с великолепным барочным декоративным убранством. Здесь Рубенс — мастер барокко окончательно нарушает принцип замкнутости композиции. Одна из наиболее динамичных композиций ван Дейка—«Поцелуй Иуды».
Это сценка веселой пирушки в богатом фламандском доме. В 1628 году на него возложены переговоры о мире между Испанией и Англией.
Выполняя многочисленные заказы, художник постепенно вырабатывает определенную схему парадного портрета. Благодаря сложному нарастанию пилястр, раскрепованным карнизам, богатой игре света и тени, раскрашенным статуям святых в преисполненных страсти позах, ярким картинам, позолоте — стены и своды «оживали». Среди наиболее «классических» картин художника – «Союз Земли и Воды».
Это проявляется в пейзажах, созданных Рубенсом в 30-е годы. Он продолжает библейскую и античную тему («Вирсавия», «Три грации», «Вакх»), пишет множество патетических композиций для триумфальных арок и апофеозов, батальные сцены. В декоративном убранстве церквей Хейссенса чувствовалось мощное влияние искусства Рубенса. Коленопреклоненные святые жены готовы помочь Иоанну, а Богоматерь (изображенная слева) с белым, как мел, лицом приближается к Христу, протягивая ладонь, чтобы принять тело сына.
Например, фигура Кибелы напоминает позу известной статуи «Отдыхающий сатир», работы греческого мастера IV века до н. э. Праксителя. Он подолгу работал в приобретенном им замке Стен в Элевейте, где писал поэтически одухотворенные портреты своей второй жены, Елены Фаурмент (Шубка, около 1638-1640, Музей истории искусства, Вена) иногда в образе мифологических и библейских персонажей (Вирсавия, около 1635, Картинная галерея, Дрезден), сцены деревенских празднеств (Кермесса, около 1635-1636, Лувр, Париж) исполненные грубоватого реализма и бурной захватывающей жизнерадостности, вызывающие в памяти аналогичные композиции Питера Брейгеля Старшего. Купить картину также можно позвонив нам по телефону. Это одна из характерных особенностей фламандской архитектуры XVII века. Размеры его холстов равны размерам торжественных «Поклонений волхвов», «Вознесений» — картин на «высокие» сюжеты.
Темы картин Питера Рубенса разнообразны – это и античная мифология и библейские сюжеты. «Натюрморт с битой дичью и омаром» входит в серию из 4 картин Снейдерса, названную «Лавка». Такова картина «Король пьет». Они похитили дочерей царя Левкиппа – Гилаиру и Фебу.
Большое значение придавалось во Фландрии украшению церковных фасадов. Возможно, по его эскизам были исполнены отдельные детали архитектурного убранства. Его создает безжизненное тело Христа, отяжелевшее, неумолимо скользящее вниз, несмотря на единое стремление учеников его поддержать.
Основной поток движения в картине вновь строится по диагонали. И все предметы изображённые здесь, совсем не выглядят мёртвыми. И яснее становится еще одна мысль, которая не могла не волновать современников художника.
Это дает ему право работать самостоятельно. Движение становится главным организующим началом композиций Рубенса. Адриан Броувер (1606—1638) несколько лет провел в Голландии, где одно время был учеником Франса Хальса. Художник наслаждается всеми изгибами формы предметов, всеми оттенками их цвета.
Луки — объединение художников. Наиболее поразительна во всей работе фигура мертвого Христа.
Его картины поражают беспощадной правдой. Украшает кафедру скульптурная группа «Изгнание из рая». Много у Рубенса и исторических картин. Рубенс с удовлетворением отмечал улучшение вкуса и видел примеры тому «в великолепных церквах, которые почтенное общество иезуитов воздвигло в Брюсселе и Антверпене». Богатство декоративной фантазии исключительная свобода и тонкость живописи присущи циклу проектов триумфальных арок, выполненному Рубенсом по случаю въезда в Антверпен нового правителя Фландрии инфанта Фердинанда (1634-1635, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург).
А. С. Церковь не сохранилась известна только по графическим изображениям. Эти произведения были выполнены для епископа города Брюгге. Характерно, что заказ получил фламандец. Художник вновь обращается к античному сюжету, к одному из подвигов героя Персея. Особенно удачны его пейзажи.
Автор фокусирует внимание на лице и внутреннем мире девушки. Натюрморты художника Снайдерса – это сказочно-щедрое изобилие различной снеди. В окно, что слева, заглядывает мужчина с всклокоченной бородой. «Кладовые» «кухни» и «лавки» Снайдерса — это гимн во славу земного плодородия и богатства. Рубенс создал новый жанр европейского парадного барочного портрета, подчеркивающего социальную значимость модели (портрет Марии Медичи, 1622, Прадо).
Даже не зная, что образы богини земли Кибелы и бога моря Нептуна символизируют в картине Антверпен и реку Шельду, дающую стране выход к морским путям, о чем мечтали фламандцы (картина написана, когда вновь появилась надежда па снятие голландцами блокады устья), союз, который венчает Слава, воспринимаешь как нечто значительное. Перед ним — нелепая, в огромной шапке, фигура мальчонки. Знаменитый английский художник XVIII в. сэр Джошуа Рейнолдс (1723-1792) писал: «Это одна из самых прекрасных его фигур. Совместно с мастерской «художник королей» выполнял крупнейшие заказы королевских дворов Европы. Число персонажей, как правило, невелико.
Старческому телу Силена противопоставляется здоровое молодое упругое тело менады, кормящей грудью маленьких, расположившихся на земле рядом с ней, сатиров. Одним из лучших портретов ван Дейка английского периода является «Портрет Карла I» (1635, Париж, Лувр). В них начисто отсутствует мистика. Это одухотворенный лирический образ художника.
Примером тому могут служить многочисленные картины Рубенса на античные сюжеты, созданные в первое десятилетие работы художника в Антверпене: «Статуя Цереры», «Союз Земли и Воды» (ок. Обычно Йордане изображает своих героев в натуральную величину, а часто и больше нее. Известен такой любопытный рассказ современника.
Тесное соприкосновение с итальянской художественной культурой не мешает сохранению яркой творческой индивидуальности мастера. Гуманистическая образованность той поры нередко объединяла их в изображении Цереры. Фигуры сатиров и вакханок входят в пространство картины как бы извне. Его лицо расплылось в довольной улыбке. Такие картины обычно предназначались для украшения домашних часовен знати, а также пышных сакристий иезуитских церквей (в 1614 году Сегерс стал членом ордена иезуитов в Антверпене). Причем объекты могут быть как естественного происхождения (плоды, цветы, мертвые животные и насекомые, черепа и прочее), так и созданные человеком (различная утварь, часы, книги и свитки бумаги, ювелирные украшения и так далее). Термин «натюрморт» используется для дефиниции картин изображающих неодушевленные объекты (от латинского «мертвая природа»).
Самые возвышенные и мистические сюжеты он воплощает с неизменным оттенком прозаической основательности они становятся у него лишь иной формой выражения того же бюргерского духа. Возникают целые панорамы фламандской природы, воспринимаемой художником в тесной связи с человеком. Картина Рубенса – апофеоз человеческой плоти.
Приглушенно звучат цветовые акценты красного, синего, золотистого. Эмоциональное звучание усиливается благодаря интенсивному цветовому решению чистые контрастные, сильно звучащие цветовые пятна даются большими четко отграниченными друг от друга плоскостями. Среди разгоряченных вином, оживленных лиц выделяется старик в бутафорской короне, провозглашенный на этот вечер «королем». Мировосприятие художника находит свое воплощение в созданных им грандиозных «космических» пейзажах. Лица изображены с портретной точностью, костюмы исторически верны.
В портретах Елены Фоурмен Рубенс достигает особой живописной мягкости и виртуозного мастерства. Лучшие скульптурные произведения характеризует полнокровный реализм. Со всех концов страны стекаются в его мастерскую ученики. Со страстным языческим жизнелюбием Питер Пауль Рубенс воссоздает полнокровную красоту обнаженного человеческого тела, воспевает чувственную радость земного бытия (Союз Земли и Воды, около 1618, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Похищение дочерей Левкиппа, около 1619-1620, Старая пинакотека, Мюнхен). Один на другом громоздятся сомы, щуки, раки, омары, устрицы извиваются тонкие угри и миноги, копошится черепаха, во все стороны расползаются крабы.
Алтарная композиция превращается в сцену светского празднества. В 1600-1608 Рубенс жил и работал в Италии (Венеция, Мантуя, Флоренция, Рим, Генуя).
Темный нейтральный фон. Он переосмысливает классический идеал в соответствии с национальным фламандским идеалом, стремясь передать красоту здорового, сильного, цветущего человеческого тела, его теплоту и трепетность. Художественная продукция скульпторов Фландрии XVII века грандиозна по объему.
Художник внимательно, пристально вглядывается в лицо камеристки, стремясь различными художественными средствами донести до зрителя его обаяние. Питер Пауль Рубенс (1577—1640) был сыном антверпенского юриста Яна Рубенса. Портрет выделяется среди многих портретов ван Дейка внешней простотой. Уступая Броуверу, Тенирс был тем не менее одним из значительных мастеров фламандской школы.
Его герои шумны и грубоваты, но подкупают своей искренностью и непринужденностью. В эти годы Рубенс работает больше всего как портретист и почти не выполняет больших официальных заказов. Даже в этих мёртвых животных есть движение жизни.
В ранний период на него сильно влиял реализм Караваджо. Для скульпторов Фландрии он был тем, чем Рубенс был для живописцев. Персей пленен красотой Андромеды и вознагражден ее любовью за совершенный подвиг.
Это чувствуется в типаже, в пристрастии художника к контрастам света и тени. В этой картине Рубенс использовал миф о братьях Диоскурах (сыновья Зевса и Леды). Он красив, элегантен, полон чувства собственного достоинства.
В 1612-1620 складывается зрелый стиль Рубенса. Оригинальность Йорданса наиболее полно выразилась в его жанровых картинах. С 1589 жил в Антверпене, где получил всестороннее гуманитарное образование. В 1630-е годы начался новый период творчества художника. Рубенс начинает со сравнительно спокойных уравновешенных композиций.
Это не обычная лавка, так же как не обычны лавки фруктовые и овощные, где художник изображает все, что могут дать человеку сады и огороды. Композиция делится как бы на две части. Его герои шумны и грубоваты, но подкупают своей искренностью и непринужденностью. Питер Пауль Рубенс родился 28 июня 1577 года, в Зигене, в Германии, в семье антверпенского адвоката Яна Рубенса, эмигрировавшего во время гражданской войны в Нидерландах в Германию.
Репродукции Рубенса подойдут для каждого типа интерьера, как современного так и классического. В конце второго десятилетия XVII века в поисках новых форм выражения энергии, напряжения противоборствующих сил Рубенс обращается к теме фантастических охот и создает сцены героической борьбы людей с хищниками: «Охота на крокодила», «Охота на кабана», «Охота на львов» (1617—1618, Мюнхен, Пинакотека) — самая зрелая из этих композиций. Он отказывается от изображения конкретного, увиденного им в жизни куска природы. Луки (1629). В основе его картины «Нахождение младенца Эрихтония» лежит повествование Овидия из «Метаморфоз».
Он стоит под густой кроной дерева в изящном охотничьем костюме. Такова картина «Король пьет». Если «кабинетным» натюрмортам Снейдерса динамизм и героика образа присущи в не меньшей степени, чем его монументальным композициям (см., например, в экспозиции его «Чашу фруктов на красной скатерти»), если объективность характеристики предметного мира является для Снейдерса непреложным законом и пластические, осязательные качества предметов всегда выступают в его композициях на первый план, то Фейт воспринимает натюрморт прежде всего как определенную живописную задачу. По композиции группа необычайно компактна. Однако портреты ван Дейка всегда сохраняют высокие живописные качества и при известной объективности в большинстве случаев не теряют психологической выразительности («Портрет лорда Джона и лорда Бернара Стюарта»). В 1631 году он вернулся в Антверпен. Знание его было всегда точным.
К концу 1610-х годов Питер Пауль Рубенс получил широкое признание и известность. 1591-1599), О. Вениуса (ван Вена ок. Здесь Рубенс отказывается от пастозной живописи. В отличие от Снейдерса, который обычно строит свои натюрморты на равновесии крупных локальных пятен, часто используя в качестве своеобразного «фундамента» цветовой композиции широкие планы сочного красного тона («Чаша фруктов на красной скатерти», «Натюрморт с битой дичью и омаром»), Фейт избегает больших ярких цветовых плоскостей. Одна из первых значительных алтарных картин — «Водружение креста» была создана художником для церкви св.
Рано заинтересовавшись живописью, Питер учился у малозначительных художников Т. Верхахта (1591), А. ван Норта (ок. В Эрмитаже, в числе нескольких маленьких картин, хранится одна из «Сцен в кабачке» (ок. Тонко и деликатно художник оживляет и разнообразит коричневато-серый тон целого. Чувствуется, что художник сам захвачен весельем пирующих. Картина был создана художником не по заказу и оставалась в доме мастера до конца его жизни. Благоприятным для Рубенса оказался и римский период его жизни и творчества (1605-1608).
Высшей наградой для героя Персея становится любовь спасенной им Андромеды. Природа никогда не существует у Рубенса вне человека. Крупнейшими архитекторами второй половины XVII века были Вильгельм Хесиус (1601—1690) и Лука Файд-хербе (1617—1697), ученик Рубенса. По античному мифу Персей спасает дочь эфиопского царя Кефея Андромеду, отданную на растерзание дракону.
Однако его лучшие работы созданы им самим от начала до конца. Рядом обращенные к Христу фигуры скорбящей богоматери и Марии Магдалины. В данном разделе мы представляем вашему вниманию – Картины Рубенса. И вот теперь любопытно сравнить ее с картиной того же библейского сюжета кисти Хендрика ван Балена (1575-1632).
Так, в картине «Коронация Марии Медичи» с большой достоверностью воссоздана торжественная церемония. Много у Рубенса и исторических картин. В одной из ранних картин—«Союз Земли и Воды» Рубенс изображает двух античных богов: богиню земли Кибелу и бога моря Нептуна, которые на границах своих владений заключают между собой союз. Современники восторженно оценивали строительство подобных храмов. Карл I — король-рыцарь, король-аристократ.
Фигура дана в резком ракурсе динамическое решение портрета усиливает психологическую выразительность образа. Техника живописи «Семейного портрета» имеет свои особенности: картина написана на крупнозернистом холсте слой краски местами настолько тонок, что фактура холста обнажается, создавая ощущение еще большей живости и трепетности. Красная драпировка как бы усиливает румянец на лице женщины. Рубенс, точнее Рюбенс (Rubens) Питер Пауль, великий фламандский художник.
Белила нарушают прозрачность, золотистость тона и теплоту ваших теней, ваша живопись не будет больше легка, но сделается тяжелой и серой». Отличительная черта его творчества – несколько тяжеловесные «рубенсовские» женские формы. Все персонажи этой картины также наделены красотой, здоровьем молодости, ловкостью, силой и жаждой жизни. В 1610-е гг.
В 1600 году он едет в Италию, где по издавна существовавшей традиции, завершали свое художественное образование нидерландские художники. Постепенно к 1617—1618 годам в его творчестве нарастает стремление к более темпераментным решениям. Во всей его фигуре чувствуются удивительная непринужденность и естественность. Первые годы по возвращении из Италии в Антверпен были для Снейдерса переломными, ознаменовав в творчестве художника переход от раннего, суховатого и статичного стиля, действительно «натюрмортного», к зрелому — к динамической живописной концепции Рубенса. Художник стремится к тому, чтобы ни одна точка его картины не оставалась в покое. Все фигуры даны в действии, в разных ракурсах, в лучах яркого света, в окружении воздуха.
Если работа в мастерской Снейдерса дала направление творчеству художника, сосредоточив его внимание на задачах натюрморта и анималистической живописи (Фейт, как и Снейдерс, писал охотничьи сцены, плоды, цветы и битую дичь), то наибольшее влияние на Фейта- живописца оказали, с одной стороны, венецианский колоризм, а с другой — римский караваджизм с присущим ему интересом к разработке светотеневых эффектов. Ощущение брызжущей через край жизнерадостности, полноты жизни с особой силой передано в «Вакханалиях» Рубенса. Рубенс живо и непосредственно схватывает основные черты модели, не углубляясь в индивидуальные особенности и своеобразие внутреннего мира портретируемого, не сосредоточиваясь на отдельном образе. Ученик Броувера Давид Тенирс (1610— 1690) отступил от заветов своего учителя. Выбранные Снейдерсом плоды — абсолютное творение природы. Ведь изображенные на переднем плане картины играющие путти означали, по словам самого мастера, «счастье народов», «счастливые времена», «чаемое блаженство в веках». Лица изображены с портретной точностью, костюмы исторически верны. Вальпургии в 1610—1611 годах (Антверпен).
В дальнейшей истории живописи работыголландцев того времени (Утрех, Лейден, Делфт и других) оказали огромное влияние на развитие искусства: композицию, перспективу использование символики в качестве элемента повествования. Он посещал Францию, создал цикл из 21 огромного полотна для одной из галерей Люксембургского дворца в Париже, посвященный жизни королевы Марии Медичи (1622-1625, Лувр). Все праздничное оформление города было выполнено по замыслу Рубенса. Средствами натюрморта Снейдерс воссоздал картину изобилия, благоденствия, процветания — воплощение дорогой сердцам его соотечественников мечты о «золотом веке», мирном, ничем не омраченном труде. Очевидно, Рубенс натолкнул ван Дейка на особое внимание к портрету.
Лучший ее портрет, так называемая «Шубка», создан художником в 1638 году, в последние годы жизни. Эта героическая тема, дающая представление о человеческой энергии, о способности человека к борьбе, близка художнику. Здесь краски могут наноситься корпусно. К Рубенсу Снейдерс пришел не сразу.
Эти исследования помогли создать перспективу и объем в натюрмортах не только с помощью классических методов, но и путем мастерского использования цвета. Между изображенными ощущается большая внутренняя духовная близость. Усилия человека, его напряжение сливаются с образом природы. В 1620-е гг. В творчестве же Даниеля Сегерса (1590—1661), крупнейшего во Фландрии после Брейгеля Бархатного, у которого он учился, живописца цветов, неизменно читается восходящее к средневековью основное переносное значение изображения цветка — «Vanitas», подсказанное скоротечностью его существования и словами Библии: «Трава засыхает, цвет увядает» (Книга пророка Исайи, 40, 5).
Она строится на равновесии основных масс и пятен. Фигуры объединяют близкие цветовые тона, особенно золотистые. В картине «Персей и Андромеда» ярко проявляется непревзойденное мастерство Рубенса в передаче обнаженного женского тела, его теплоты и чарующей прелести молодости. Недаром он стал неподражаемым мастером «кабинетного» натюрморта. Теперь художника привлекают сцены жизни фламандских крестьян. Йордане не терпел недоговоренности.
Это восприятие рождает монументальные, героизированные формы его творчества. Благодаря светлому фону фигура выделяется четким силуэтом. Так, в нескольких вариантах существует картина на сюжет басни Эзопа «Сатир в гостях у крестьянина». Вдумчивый, внимательный взгляд направлен прямо на зрителя. Портрет очень живописен, выдержан в теплой, золотистой гамме.
Богиня Славы венчает его голову лавровым венком. Путь, пройденный художником, приводит его к одной из вершин европейской живописи. Но главным для Рубенса всегда было искусство. Теперь, будучи придворным художником инфанты Изабеллы (Рубенс в эти годы отсутствует, занятый дипломатической деятельностью), ван Дейк пишет портреты не только антверпенских бюргеров и близких ему людей, но также портреты фламандской и испанской аристократии. Человек для Рубенса— часть мира. «Пьяный Силен» (1618, Мюнхен, Пинакотека)-— одна из лучших рубенсовских вакханалий. Однако все они поражают нас буйством красок, тончайшими переходами оттенков и чувственной радостью бытия – таковы «Союз Земли и Воды», «Похищение Ганимеда», «Туалет Венеры».
Общей чертой обеих художественных школ была любовь к жизни, к ее земным радостям. В 1627 году Инфанта Изабелла поручает Рубенсу ведение тайных переговоров с Голландией. Ведь без него немыслима жизнь – это союз земли и воды. Виртуозностью живописи, строгостью и лаконизмом художественных средств отмечены поздние работы художника – Елена Фаурмент с детьми (около 1636, Лувр, Париж, работа не завершена), Три грации (1638-1640, Прадо, Мадрид), Вакх (около 1638-1640, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), автопортрет (около 1637-1640, Музей истории искусств, Вена). Красновато-лилова-тая шапка парня — самое интенсивное по цвету пятно картины.
1610, а кончено после 1617). Художник изображает Сусанну Фоурмен в нарядном платье, в черной широкополой шляпе на фоне голубого неба. Крупнейшим среди них был Ян Фейт (1611—1661). Пушкина). Сочные плоды, овощи, битая птица, олени, кабаны, морские и речные рыбы нагромождены горами на больших дубовых столах кладовых и лавок («Натюрморт с лебедем», Москва, Государственный музей изобразительного искусства имени А. С. Пушкина), заполняя все живописное пространство – предметы заслоняют друг друга, свисают со столов и надают на пол. Сквозь тончайшие слои жидкой краски просвечивает золотистый подмалевок.
Два божества, олицетворяющие две стихии изображены с традиционными атрибутами. Это сценка веселой пирушки в богатом фламандском доме.
После смерти Рубенса и Ван-Дейка главой фламандской школы стал Якоб Иорданс (1593-1678). Во второй половине XVII века стиль барокко в архитектуре Фландрии развился полностью. Первый раз я им любовалась на выставке «Воображаемый музей». Колористический дар — сильнейшая сторона таланта Броувера. Одна из лучших картин Рубенса этого периода — «Персей и Андромеда» (1620—1621, Эрмитаж). Вы знаете, что между Россией и княжеством Лихтенштейн всего лишь 20 лет существуют дипломатические отношения.
Углубляясь в дух античности, Рубенс находит новые сложные композиционные построения — «Похищение дочерей Левкиппа» «Битва амазонок» (Мюнхен, Пинакотека). Особой славой пользовались его жанровые картины. Художник передает движение взволнованной сопровождающей Христа толпы. Разнообразие изображенных Сней-дерсом даров моря поразительно. На острове Юпитер превратился в прекрасного юношу и овладел Европой.
Линейную схему построения картины смягчает и оживляет сочность колорита. Единство взглядов и мироощущения обоих мастеров выступает здесь особенно наглядно. Человеческие фигуры для картин Снейдерса писали другие художники. Он никогда не впадал в крайности барочного стиля. Как напоминание об этом в последние годы перемирия появился «Союз Земли и Воды» Рубенса и, по-видимому, в один рад с ним можно поставить эрмитажную серию «Лавок» Снейдерса. Краски в картине существуют во взаимодействии, в единстве.
Формирование мастерской Рубенса относится к первым годам его пребывания в Антверпене (1608—1612). Они сохранили тепло жизни и движение жизни. Он часто повторяет одни и те же удлиненные пропорции фигур, позы, жесты. Вербрюгген, каменные вазы Байё, пейзаж и растения Рейсберхс. Он постоянно работает над различными формами передачи движения в живописи. Эскизы Рубенса — великолепные создания его живописи (некоторые из них находятся в Эрмитаже) — писались быстро, запечатлевая замысел мастера после того как картина при помощи учеников была готова, он проходил ее своей кистью. Изображенные люди грубы и смешны, но и совершенно убедительны.
Так называемая «Фасадная архитектура» ведет свое начало с фасада, созданного Якобом Франкартом (1581—1651) для иезуитской церкви в Брюсселе (1616—1621). Не случайно большинство цветочных гирлянд Сегерса служили обрамлениями исполненных другими художниками сценок религиозного содержания, чаще всего изображений Христа или Мадонны. Король изображен спешившимся и опирающимся на трость — знак его джентльменства. Тип семейного портрета — нидерландская традиция идущая от XVI века.
Но главным для Рубенса всегда было искусство. В картине ван Дейка крупные фигуры портретируемых заполняют почти всю плоскость холста. Я принужден отклонить более ста кандидатов».
На переднем плане, чуть левее центра — группа.
Его интересовала больше праздничная сторона жизни. Питер Пауль Рубенс отличился огромным вкладом на искусство его времени в следствии чего получил множество последователей, которые уверенно следовали его художественному стилю. Остро подмечены и переданы художником выразительные жесты, разнообразные позы.
В сущности, он следует по тому же пути героизации натуры, что и Рубенс. Читайте здесь и вы многое узнаете о коллекции Княжества Лихтенштейн и о «Портрете Марии де Тассис». Движение проносится через все полотно и продолжается за пределами картины.
Один из них — Антонис Ван-Дейк (1599— 1641) создавал очень близкие к манере Рубенса религиозные и мифологические композиции. Томный, чуть надменный взгляд короля обращен в сторону зрителя. Броувер писал небольшие по размеру жанровые картины и пейзажи.
Красавица Европа гуляла с подругами по берегу моря, где ее увидел Юпитер, бог-громовержец. Рубенс — блестящий знаток античности, античного искусства, античной мифологии. Но я привожу этот пример, — сердито прибавлял голландец, — вовсе не для похвалы, так как на подобной картине не больше ладу, чем гармонии в концерте музыкантов из Дейфелсхукс» — сомнительного притона в Антверпене, населенного, по словам Вейермана, «всяким сбродом».
Общей чертой обеих художественных школ была любовь к жизни, к ее земным радостям. Его знаменитая серия «Жизнь Марии Медичи» состоит из 21 большого декоративного полотна. Его поза свободна и изысканно небрежна. Из среды иезуитов вышел первый крупный фламандский архитектор XVII века Генрих Гуймакер (1559—1629), создатель целого ряда иезуитских церквей. В глубине справа, у очага, сидит крестьянин, устало привалившись к стене.
Художник запечатлевал своих героев подчеркнуто телесными, в расцвете тяжеловесной красоты. В картинах ван Дейка на античные сюжеты на темы «Вакханалий» («Пьяный Силен») нет рубенсовской, брызжущей через край жизнерадостности, безудержного веселья. Среди разгоряченных вином, оживленных лиц выделяется старик в бутафорской короне, провозглашенный на этот вечер «королем».
Лицо Елены Фоурмен окружено светлым ореолом пушистых волос. Образцом для фламандских архитекторов была церковь Иисуса (Джезу) в Риме, но при этом в архитектуре были сильны и старые готические традиции. Подался к нему, вытянул шею и, кажется, пристукивает в такт сидящий напротив старикашка с выпученными глазами, всем видом выражающий одобрение. Оттачивается художественный язык Рубенса, его живописное мастерство становится еще более тонким, более изысканным.
Характерное для художника стремление к занимательности сказалось и в такой его забавной по сюжету картине, как «Обезьяны в кухне». Кажется, что обнаженное тело Андромеды само излучает свет. Фигуры Персея и Андромеды окружают деятельные амуры.
В тенях Рубенс не допускал ни белил, ни черной краски. Они мало выделяются среди окружающих их жителей деревни. Гораздо тоньше, чем Снейдерс, Фейт улавливает индивидуальные отличия материальной фактуры каждого из изображаемых им объектов. В погоне за целью создать что-то «постоянное», художник предпочитал писать одни и те же объекты, а невероятно длительный процесс создания натюрморта приводил к тому, что фрукты и овощи начинали гнить и разлагаться задолго до завершения картины.
1606, музейВальраф-Рихартц, Кельн «Маркиза Бриджида Спинола-Дориа», 1606-07, Национальная галерея, Вашингтон), но и изучением произведений античной скульптуры, Буонарроти Микеланджело, Тициана, Якоп Тинторетто, Паоло Веронезе, Антонио Корреджо, Микеланджело да Караваджо, современных ему болонских живописцев. В этом городе его отец отбывал ссылку за связь с супругой принца Оранского Анной Саксонской. Детство будущего художника проходило в Зигене, затем в Кёльне и только после смерти отца семья вернулась на родину – в Антверпен (Фламандский регион Бельгии). Получил юридическое образование, но живописью стал заниматься очень рано.
Очень плодовитый художник, Тенирс как-то сказал о себе: «чтобы разместить мои картины, нужна галерея в два лье». Осуществить это Рубенсу не удалось, но он с полным правом мог говорить о себе: «Я человек мирных вкусов и заклятый враг войн, столкновений, ссор». С конца 1621. Исполненное страстного жизнелюбия, многогранное и виртуозное по мастерству творчество Рубенса оказало огромное воздействие на фламандских живописцев, на множество художников XVIII-XIX веков (Антуан Ватто, Жан Оноре Фрагонар, Эжен Делакруа, Огюст Ренуар и другие художники). К таким пейзажам относятся картины: «Возвращение с поля», «Пейзаж с замком Стен» (1635—1636) и др.
Здесь, в латинской школе, было положено начало образованию Рубенса. Однажды в Лондоне один придворный увидел, что посол Фландрии Рубенс стоит за мольбертом с кистью в руке и удивленно спросил: «Господин посол развлекается живописью. » На это Рубенс ответил: «Напротив, это скорее художник развлекается иногда ролью посла». Подтвердить сказанное позволяет один из самых ранних образцов творческого содружества двух художников — уже упоминавшаяся выше картина «Статуя Цереры».
Его натюрморты не столько возбуждают аппетит, сколько дают наслаждение глазу. Головка одного из них как бы разрывает плоскость холста и выглядывает на нас из-за рамы. Типичен для серии натюрморт «Рыбная лавка». Одни освобождают привязанную к скале героиню от пут, другие усердно разматывают ее плащ.
Расположение масс построено на контрасте форм, фактуры, красок игре светотени. Введение в композицию «Лавок» таких сцен вполне объяснимо: ведь в 1621 году истекал срок договора о двенадцатилетнем перемирии с голландцами и над Южными Нидерландами вновь нависала опасность военных действий. Рубенс создает особый тип исторической картины. Но дочери царя Аттики Кекропа нарушили запрет и тайна была раскрыта.
Венчает «пирамиду» укутанная в платок носатая старуха, она жмурится от удовольствия. Линейные и цветовые контрасты усиливают динамическую напряженность. В 1626 году он надолго покидает Антверпен и почти целиком отдается дипломатической деятельности, выполняет ответственные миссии.
Вариации этого цвета — в тоне его блеклой розовато-серой рубахи, в цвете прекрасно написанного натюрморта переднего плана (два глиняных горшка). Вы помните, что император Август приказал провести перепись населения, вот таким образом Мария и Иосиф должны были отправиться в родной город Иосифа Вифлеем, где в хлеву Мария родила Иисуса. «Нельзя пренебрегать строительством частных домов, которые образуют ансамбль города в целом», — говорил Рубенс. Так, в картине «Коронация Марии Медичи» с большой достоверностью воссоздана торжественная церемония.
Крупный общественный деятель, талантливый дипломат.
То же понимание отличало и анималистическую живопись Фландрии.
Зачастую в натюрморт включается некоторый скрытый подтекст, переданный через символическое изображение. Работы аллегорического характера относятся к поджанру «ванитас». То же можно сказать о лебеде. Известность и слава Рубенса растут. Как раз данную сторону искусства Фейта представляет эрмитажное собрание, в целом, однако, далеко не с должной полнотой отражающее творчество художника.
Йордане воспринимает человека как одно из проявлений могучей стихии жизни. В 20-е годы он выполняет ряд заказов крупнейших европейских дворов. Рубенс изобразил тот драматический момент, когда любопытная Аглавра приоткрывает корзину и зовет сестер посмотреть на младенца. Его уверенное, спокойное мастерство лишено внешнего блеска. К этому же периоду относится «Автопортрет» художника (1628, Эрмитаж). В картине «Битая дичь и омар» яркое красочное пятно скатерти и омар заключены в овал, очерченный раскинувшимся павлином, овощами на полу и лесенкой с поставленной на нее снедью.
В центре картины желтое, дряблое, жирное тело пьяного Силена. В XVII же веке натюрморт так не называли. Он также работал в портретном жанре, вдохновленный портретными традициями Нидерландов. Чувствуется, что художник сам захвачен весельем пирующих.
Карла Борромея. На выставке «Рубенс, Ван Дейк, Йорданс Шедевры фламандской живописи из собраний Князя Лихтенштейнского» было представлено 55 картин выдающихся фламандских живописцев XVII века из них 19 картин принадлежали кисти Питера Пауля Рубенса. В картине единая световоздушная среда, в которой каждый предмет выступает как частица целого (взаимодействуя с окружением световыми бликами и рефлексами цвета) и вместе с тем выделяется особенностью форм, объема, фактуры, цвета.
Особой виртуозностью и лиричностью отличаются интимные портреты Рубенса, в том числе Портрет камеристки инфанты Изабеллы (около 1625, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург), в котором он с помощью прозрачных цветовых переходов и мягких рефлексов передает поэтическое обаяние и трепетную жизненность модели. Их образы несколько романтизированы, картины проникнуты настроением меланхолии.
У маленького Эрихтония вместо ножек был змеиный хвост. Известен такой любопытный рассказ современника. Только после смерти отца, в 1587 году, мать Рубенса с детьми возвращается в Антверпен. Рубенс обращается и к наследию великих мастеров итальянского Возрождения. Художник любил работать с размахом, о чем говорят уже его первые монументальные композиции «Воздвижение Креста» и «Снятие с креста».
Картина Рубенса изображает восточных мудрецов, пришедших поклониться младенцу Христу. Рубенс проводит в Италии 8 лет. Большую тень слева «разбивает» светлое пятно окна, уравновешенное освещенным передним планом справа.
Недаром современники называют Рубенса «королем живописцев и живописцем королей». Разнообразное по тематике и значительное по мастерству искусство Тенирса завершило блестящий расцвет фламандской живописи XVII в. В знаменитой картине Рубенса «Персей и Андромеда» звучит одна из основных тем творчества художника – прославление благородного, способного на героизм человека, несущего людям освобождение и счастье. В 1598 году он был принят в Антверпене в гильдию живописцев святого Луки. Это особое отношение к человеческой индивидуальности делает ван Дейка прежде всего портретистом, хотя, подобно большинству фламандских мастеров того времени, на протяжении своего творчества ван Дейк постоянно обращался к различным жанрам. Белый воротник и манжеты гладкого черного костюма, выделяясь, подчеркивают выразительность лица и рук портретируемого.
Франс Снейдерс (1579—1657) — крупнейший из фламандских художников-анималистов и мастеров натюрморта. Его знаменитая серия «Жизнь Марии Медичи» состоит из 21 большого декоративного полотна. Композиция проста и монументальна. Контраст внешней строгости (в позе, манере держаться, костюме) с хрупким и нежным девичьим обликом придает образу особую поэтичность и тонкий лиризм.
Все фигуры переплетены и образуют композиционный круг. Долгие годы Дюкенуа, по прозвищу «II Fiamingo» — «Фламандец», прожил в Италии. Многие из них Рубенс копировал, оттачивая своё мастерство. Рубенс никогда не стеснялся подражать художникам, которые восхищали его (Тициану, Питеру Брейгелю Старшему) и др.
Не менее выдающийся художник Антонис ван Дейк (1599-1641) прославился как прекрасный мастер портрета, он был лучшим учеником Рубенса и ведущим придворным художником Англии. Восстановление всей жизни страны, ее хозяйства и культуры приводит к широкому размаху строительства. Картины изготовлены на итальянском, художественном холсте.