В том, как составлены цветочные букеты в композициях Миньона, чувствуется тонкий художественный вкус и необыкновенное колористическое мастерство («Цветы в вазе», Эрмитаж, Санкт-Петербург). Мастера любовно и старательно изображали дорогие им вещи.
Мясник в красной рубахе разбавляет вино водой. Становится необычайно распространенным голландский натюрморт с цветами. Ботаники Лейдена собирали подходящий природный материал и исследовали его в лабораториях. Прежде скромные «завтраки» превращаются в красочные картины, на которых зритель видит покрытые ковровыми скатертями столы с разложенными на них дорогими предметами. Основной перевод указанного термина, встречающийся в литературе – «тихая, неподвижная жизнь».
«Обманки» на охотничью тему создавали братья Антони Леманс (около 1631—1673) и Йоханнес Леманс (около 1633—1688), Якоб Билтиус (1633—1681) и его брат Корнелис Билтиус, а также автор «крестьянских» завтраков Филипс Ангел и портретист Кристоффел Пирсон (1631—1714)73. Он писал картины исторические, библейские, мифологические и бытовые, портреты и пейзажи, был одним из величайших мастеров офорта и рисунка. Это метафора бегства от распутной жизни, полной чувственных радостей. Это натюрморт современного художника В. Нестеренко.
Подобные произведения писали ученики Рембрандта, Герард Доу и Гербрандт ван ден Экхаут (1621–1674), показавший на своем полотне «Ученый в кабинете» (Эрмитаж, Санкт-Петербург) старика, расположившегося за письменным столом. До этого художники называли подобные картины, описывая сюжет: «Маленький завтрак», «Букет цветов», «Охотничий трофей», «Суета сует». Небольшого формата выполнялись произведения, в подсчете на скромные и не большие по площади обстановки голландских домов.
Богатые горожане предпочитали охоту на зайца, а крупные землевладельцы с триумфом везли домой лебедей и фазанов. В качестве антуража в его картинах помимо мелких животных встречаются раковины. Натюрморт (Stilleven -- что по-голландски означает -- тихая жизнь) – это своеобразная и достаточно популярная ветвь голландской живописи. Во Франции в это время выходили сочинения ботаников с прекрасными иллюстрациями. Шардена, оживляющего мир «мертвой натуры».
Нет смысла пересказывать все те дела, за которые Петра I называют отцом Отечества. Это традиционный и излюбленный набор Хеды. Среди натюрмортистов было много женщин (в программах петровских художественно-ремесленных школ для девочек важное место отводилось урокам рисования).
Таковы натюрморты К. Зеленцова, П. Е. Корнилова. Импрессионисты во Франции ставят акцент на живописное восприятие мира вещей, решают проблемы светоцветовых отношений, нередко трактуют натюрморт как своеобразное декоративное панно. Например, «Натюрморт с книгами», выполненный П. Г. Богомоловым, вставлен в иллюзорный «книжный шкаф» и посетители не сразу догадываются, что это всего лишь картина. Изображенные драгоценные предметы говорят об изысканном вкусе ее клиентуры.
В 1636 году художник переехал в Антверпен и попал под влияние фламандской живописи. Помимо сладостей, фруктов и орехов, в корзине лежат розги – как намек на воспитание «кнутом и пряником».
Известно, что Босхарт также выполнял на заказ зарисовки экзотических растений с натуры. В этом стиле создавали свои произведения Корнелис Лелиенберг (1626— после 1676), ученик Алста Виллем Гау Фергюсон (около 1633— после 1695), Хендрик де Фромантью (1633/1634— после 1694) и Питер Харменс Верелст (1618—1678), а также его сын Симон Питерс Верелст (1644—1721). Очень хорош «Натюрморт с попугаем» (1737) Г. Н. Теплова. Можно считать, что именно монохромные «завтраки» стали первым по-настоящему самобытным видом голландского натюрморта30. Важное место занимал натюрморт и во фламандской живописи. Любимая тема их натюрмортов – так называемые завтраки.
Порой художник включал в произведение то или иное латинское изречение на тему «суета сует» (Vanitas vanitatum, Memento mori, Sic transit gloria mundi ит. д. ). 1493 — ок. Голландский натюрморт – это попытка рассказать о том, насколько живо и тесно каждый предмет, каждая частичка этого мира вплетена в сложный мир человека и участвует в нем. Среди них — сосуды и кувшины, череп и глобус. В Гааге, центре морского промысла, работали создатели «рыбного» натюрморта Питер де Пюттер и Абрахам ван Бейерен, а в университетском городе Лейдене пользовался популярностью «философский» натюрморт с изображением черепа и песочных часов, напоминавших о бренности земного существования.
Одним из родоначальников жанра стал мастер из Утрехта Ян Давидс де Хем (1606—1684).
В том, как Сафтлевен передает освещение, чувствуется влияние Рембрандта. Эти образы указывают на то, что искусство вечно.
Теперь обратим внимание на задний план. Женщина объясняет ребенку, что послушные дети получают подарки, а дурные – наказание. Художник много путешествовал по Европе, побывал во Франции, Англии, Италии. Такого рода произведения, как и мясные лавки, часто были частью так называемого цикла первостихий В Западной Европе были распространены большие живописные циклы, состоявшие из нескольких картин и, как правило, висевшие в одной комнате. Важную роль светотень играет и в работах Жака де Клаува (1620— после 1679), где яркий солнечный свет контрастирует с мрачными черепами и распятиями и в натюрмортах Адриана ван дер Спелта (1630—1673), у которого она также создаёт иллюзию объёма63.
В Гааге, центре морского промысла, работали создатели «рыбного» натюрморта Питер де Пюттер и Абрахам ван Бейерен, а в университетском городе Лейдене пользовался популярностью «философский» натюрморт с изображением черепа и песочных часов, напоминавших о бренности земного существования87. Постимпрессионисты разрабатывают сложные проблемы цветового решения картины. Стены жилища украшены пейзажами.
«Малые голландцы» отразили в своих работах мир предметов, живущих своей тихой, застывшей жизнью. Начиная с 1650-х годов популярность набирает новая разновидность натюрмортного жанра— «роскошный» натюрморт (нидерл. pronkstilleven). Большое количество произведений в жанре «роскошного» натюрморта создал ученик Франсуа Рейкхалса, выдающийся мастер натюрморта Виллем Калф (1619—1693). Основоположником такой необычной разновидности натюрморта стал Отто Марсеус ван Скрик (1619 или 1620–1678). Начиная с 1650-х годов популярность набирает новая разновидность натюрмортного жанра— «роскошный» натюрморт (нидерл. pronkstilleven). Огромный интерес к предметному миру проявляли художники античной эпохи. Большое влияние на развитие натюрморта типа «суета сует» оказала деятельность лейденца Давида Байи (1584—1657) и группировавшихся вокруг него мастеров.
Мальчик отпрянул в ужасе: он подумал о том, что вместо сладостей получит удары розгами. Скрик поселил в нем различных пресмыкающихся и насекомых. Группа детей стоит под окнами и радостно приветствует кукольного шута на балконе. На передке повозки — три яблока. Интересно композиционное решение этой картины.
Ван Алст был тонким колористом и в совершенстве владел техникой живописи. Эти же мотивы вдохновили его и на создание живописных полотен. На полотне — бочонок с вином, стопки, тарелка с соленым огурцом.
Он сумел увидеть в простых, непритязательных мотивах очарование и поэзию. Постимпрессионисты также увлекались этим жанром. Но все внимание направлялось не на нее, а на вещи.
Франс Хальс (Халс, Frans Hals около 1582-1666) работал в жанре группового и индивидуального портрета, создал неповторимые детские портреты. Большие книги лежат на столе и на полу. Многие мастера объединяли в своих работах две разновидности натюрморта— «иллюзионистский» и «охотничий». Можно считать, что именно монохромные «завтраки» стали первым по-настоящему самобытным видом голландского натюрморта.
В центре букета мы видим символы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки. Конечно, натюрморт играл большую роль и в педагогической системе Академии художеств в XVIII–XIX столетиях (в учебных классах воспитанники делали копии с натюрмортов голландских мастеров), но именно Венецианов, призывавший молодых художников обращаться к натуре, ввел в свою программу первого года обучения натюрморт, составленный из таких вещей, как гипсовые фигуры, посуда, подсвечники, разноцветные ленты, фрукты и цветы. Линии, переплетения и оттенки стеблей, бутонов, раскрытых соцветий, присутствующих в натюрморте, словно создают сложную симфонию, заставляющую зрителя не только любоваться, но и взволнованно переживать непостижимую красоту мира. Возможно, он принадлежал к кругу Лелиенберга.
Расположение предметов и их выбор неслучайны. Заметим, что окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы — символ христианства и Христа. Но страницы книги загнуты, а рисунок помят. Родоначальниками жанра были фламандские художники Франс Снейдерс и Адриан ван Утрехт. stilleben, англ.
В своей совокупности эти отдельные сюжеты характеризуют и пристальный интерес голландцев к сюжетам повседневной жизни и их любимые занятия и увлеченность экзотикой дальних земель (в композициях присутствуют диковинные раковины, фрукты). Иногда он добавлял в натюрморт жанровые элементы: вазы у него порой качались и падали.
Появились «завтраки» – натюрморты голландских художников изображающие разные стадии трапезы. У более состоятельных людей на столе появлялись цветная капуста, дыни, артишоки и спаржа. При этом авторы ищут пути повышения занимательности для зрителя.
Именно его большинство исследователей считают основоположником этого жанра. Рядом со столом висит разделанная туша, указывающая на неотвратимость смерти и мимолетность земных радостей. Заманчиво предположить, что, возможно, этот нож был свадебным подарком самой Кларе. Натюрмортами в России того времени занимались те художники, которые не могли проявить себя в более сложных жанрах (историческом, пейзаже). «Малые голландцы» отразили в своих работах мир предметов, живущих своей тихой, застывшей жизнью. В развитии жанра участвовали главным образом мастера из Роттердама, а также харлемец Флорис ван Схотен (которого можно считать родоначальником этой разновидности натюрморта) и мастер из Мидделбурга Франсуа Рейкхалс39.
Например, на обороте иконы Владимирской богоматери (XII век), хранящейся в Третьяковской галерее, можно увидеть своеобразный «натюрморт», составленный из культовых вещей, — «Престол и орудия страстей», выполненный неизвестным художником круга Андрея Рублева в начале XV столетия. Давиду Байи принадлежит знаменитый «Натюрморт с автопортретом и символами суеты сует».
А такой талантливый мастер натюрморта, как Теплов (кстати, прекрасно зарекомендовавший себя и в других жанрах), в дальнейшем ставший статс-секретарем Екатерины II, работал для себя, а не на заказ. В свою очередь увлечение иллюзионистской передачей натуры привело к возникновению особого вида натюрморта— так называемых «обманок» (trompe lil). Высокий стеклянный бокал-«флейта» (в XVII веке такие бокалы использовались как мерная емкость с метками) хрупок, как человеческая жизнь и в то же время символизирует умеренность и умение человека контролировать свои порывы.
В «ученых» натюрмортах часто встречаются изображения раскрытых книг или небрежно лежащих бумаг с надписями. Жан Кальвин Жан Кальвин (1509 – 1564) – реформатор церкви и основатель одного из течений протестантизма. Заметим, что окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы – символ христианства и Христа. Голландский натюрморт начала 17 века отличается приверженностью к символике. На это указывают привязанные к корзине деревянные красные башмачки. Все изображенные в натюрморте предметы кажутся залитыми светом. В середине 18 в. возник термин nature morte, который отразил пренебрежительное отношение к натюрморту со стороны академических кругов, отдававших предпочтение жанрам, областью которых была живая натура (исторический жанр, портрет и др. ).
В эрмитажной коллекции хранится картина неизвестного художника, получившая название «Торговец рыбой». Здесь есть окуни и осетры, караси, сомы, семга и другие дары моря. Сложнее становятся композиционные построения, декоративнее – краски.
В то время в Лейдене жил известный французский ученый Шарль де лЭклюз, выращивавший неизвестные в Голландии растения, за что его называли «отцом цветов». Из мастерской Яна Давидса де Хема также вышли и мастер натюрмортов «суета сует» Мария ван Остервейк и два мастера позднего цветочного натюрморта: Якоб Ротиус (1644—1681/1682) и Абрахам Миньон79. Можно назвать, например, полотна «Кабинет в Островках» и «Отражение в зеркале» Г. В. Сороки, хранящиеся в собрании Русского музея в Санкт-Петербурге. Поющие дети Хальса – (по некоторым данным это собственные дети художника) это собирательный образ музыканта и паяца, то есть герои легкомысленные, но искренние и чистые.
Наряду с масштабными декоративными полотнами «охотничьих трофеев» получил широкое распространение и «камерный» охотничий натюрморт. «Обманки» на охотничью тему создавали братья Антони Леманс (около 1631—1673) и Йоханнес Леманс (около 1633—1688), Якоб Билтиус (1633—1681) и его брат Корнелис Билтиус, а также автор «крестьянских» завтраков Филипс Ангел и портретист Кристоффел Пирсон (1631—1714). Череп на столе, статуэтка страдающего Христа и мыльные пузыри красноречиво говорят о скоротечности жизни58. Приемы иллюзорности, разработанные немецким мастером, в дальнейшем были использованы живописцами XVIII столетия, увлекавшимися созданием натюрмортов-«обманок». Художника, прежде всего интересует соотношение форм, объемов, пространства, а не особенности материалов предмета. Справа мы видим оконный проем, в котором можно разглядеть городскую площадь.
В русском искусстве появление натюрморта граничит с иконописью. За отдернутой занавеской зритель видит маленькую комнату с множеством книг. Женщина объясняет ребенку, что послушные дети получают подарки, а дурные — наказание. У золоченого кресла — шпага в роскошных ножнах. Шут — неотъемлемый атрибут народных праздничных гуляний.
Композицию завершает букет цветов — желтые орхидеи и роза. В XVII–XVIII веках в итальянском искусстве произошло обособление местных живописных школ. Для работ «амстердамского» периода, более всего прославивших имя Калфа, характерен вертикальный формат, присутствие китайской фарфоровой посуды и ограниченный репертуар изображаемых предметов, в число которых непременно входит серебряный поднос. На картине Яна Давидса де Хема Ян Давидс де Хем (1606 – 1684) – голландский художник известный своими цветочными натюрмортами.
Эта сценка вторит основной идее натюрморта и отсылает к Притче о блудном сыне. Он не следовал общей тенденции и не стремился к эффектности и декоративности. Затем он перешёл к натюрмортам «суета сует». Множество натюрмортов создал самый младший из трех братьев — Фердинанд фон Вригт.
Мясник в красной рубахе разбавляет вино водой. Натюрморт становится прежде всего выражением идей и темперамента художника. Значительную роль играл Лейденский университет.
Большого мастерства в создании натюрмортов-«обманок» достигли Г. Н. Теплов и Т. Ульянов. Помимо сына мастера Корнелиса де Хема (1631—1695), усвоившего многие живописные приёмы отца, его прямыми учениками были Питер де Ринг, Николас ван Гелдер, Йоханнес Борман, Мартинус Неллиус, Маттейс Найвё, Ян Мортел, Симон Люттихёйс, Корнелис Кик. Современный исследователь Лоренц Боль, восхищенный умением художника виртуозно передавать не только растения и плоды, но и животных, насекомых, птиц, писал, что его картины — это «зрелище, в котором можно многое открыть». В полутёмном интерьере нидерландского дома такие картины производили эффект реальности. В нижней части композиции изображена пара кабанов, впряженных в повозку с ярко-красным ковром.
Ван Алст был тонким колористом и в совершенстве владел техникой живописи. Многие произведения анонимны. Писал он и цветы на тёмном фоне, отдавая предпочтение розам. Но случилось иначе. В первой половине XIX века в России большой популярностью пользовался «ботанический натюрморт», пришедший к нам из Западной Европы.
Однако постепенно тема «завтраков» стала основной в творчестве Класа. Художники вводили в окружение религиозной сцены такие детали, как цветы, плоды, сосуды.
stilleben, англ. Натюрморт окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи в творчестве голландских и фламандских художников XVII в. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию – либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти (Ванитас), либо – в более широком смысле Страстей Христовых и Воскресения. Фигуру ученого художник отодвинул в глубь пространства.
На большом полотне изображены лежащая на ковре огромная собака и ребенок, тянущийся из кресла к фруктам на столе. У более состоятельных людей на столе появлялись цветная капуста, дыни, артишоки и спаржа38.
Зритель чувствует, что увлеченность передачей разложенной на столе снеди (даров моря, разнообразных овощей и фруктов) возобладала над стремлением охарактеризовать людей, занятых выбором продуктов. Над его кудрявой головкой зритель видит латинскую надпись «Junius» — июнь. Отказ от них – один из способов спасти душу.
Жанровая специализация художников приняла и географический характер. Натюрморт представлен и на римской мозаике «Июнь», выложенной из разноцветной смальты. Весь первый план заполнен разнообразными атрибутами профессии.
Важное место в нидерландской живописи занял философски-нравоучительный натюрморт, получивший латинское название «vanitas» («суета сует»— аллюзия на Экклезиаста). «Камерные» охотничьи натюрморты создавали также художники, работавшие в иных жанрах натюрморта: Абрахам Миньон, Абрахам ван Бейерен, Якоб Билтиус. Вот улитка — она ассоциируется с душой грешника. Вероятно, это мифические золотые яблоки, способные подарить человеку вечную молодость. Эти предметы помогали привнести в изображение нечто земное, светлое и радостное.
В Роттердаме был разработан «кухонный» натюрморт, представляющий собой изображение внутреннего пространства крестьянского дома с предметами домашней утвари, разложенной на полу. Важную роль натюрморт играл не только в жанровой, но и в портретной живописи. «Детские сценки в живописи «малых голландцев» одновременно отражают гуманистическую педагогику воспитания чувств в целом, как младенческих, так и взрослых и непосредственно живописуют реальные обстоятельства семейного уклада, сливая эмблематику и натурную модель до полной неразличимости».
Разнообразные предметы входили в общую композицию, а иногда становились самостоятельной картиной. Один из них повествует о младшем сыне, который, получив от отца имение, продал всё и спустил деньги на распутную жизнь. Весьма самобытным художником был Адриан Корте из Мидделбурга— «чистый солирующий голос финала голландской симфонии натюрморта»109. Среди его работ – жанровые сцены на евангельские сюжеты, а также изображения рынков и лавок.
Для работ «амстердамского» периода, более всего прославивших имя Калфа, характерен вертикальный формат, присутствие китайской фарфоровой посуды и ограниченный репертуар изображаемых предметов, в число которых непременно входит серебряный поднос. Де Хем и, вслед за ним, многие другие авторы «ванитас» отводили важную роль контрасту света и тени, символизировавшему борьбу жизни и смерти. Он не следовал общей тенденции и не стремился к эффектности и декоративности. Вернувшись в Амстердам, он приобрел домик с участком земли, где устроил террарий. Рядом с мальчиком мы видим корзину с подарками, которые он получил ко Дню святого Николая. На картинах Флегеля можно увидеть редкие сорта цветов изящные сосуды, фрукты и ягоды в вазах, разнообразные овощи.
Картина Яна Баумана «Цветы, фрукты и обезьяна» — хороший пример смысловой многослойности и неоднозначности натюрморта и предметов на нем. На это указывают привязанные к корзине деревянные красные башмачки. Тем не менее, залитые падающим сверху светом, они кажутся вечными и вневременными111. Ян Давидс де Хем имел мастерскую с большим количеством учеников и помощников. Таково полотно «Плоды» (Эрмитаж, Санкт-Петербург) изображающее цветы, овощи, фрукты, ягоды, птиц, бабочек, ящериц и лягушек.
Рыбный натюрморт – это аллегория водной стихии. Он хотел видеть не изменчивые, а постоянные её качества. Очень интересна его картина «Битая птица в нише», хранящаяся в Эрмитаже. 1570), написавший полотно «Сборщики податей» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), акцентирует внимание не только на облике героев (мастер дает очень точную характеристику персонажей), но и на вещах, лежащих на столе. Венчают компо-зицию два крупных цветка имеющие положительное значение. Чертами добродушного юмора овеяны образы крестьян в картинах Адриана ван Остаде.
Они лежат на столе, на полке и даже на полу. Большую известность во многих европейских странах получил художник П. Ж. Редуте, который считался «самым прославленным живописцем цветов своего времени». Рубенс откровенно любуется ярким и красочным миром вещей, окружающих человека. Своих героев он часто находил среди голландской бедноты.
Одни названия картин этого мастера, ныне украшающих залы Эрмитажа, говорят сами за себя: «Овощная лавка», «Рыбная лавка», «Фруктовая лавка». Голландский натюрморт 17 века был выгодным товаром и для «производства» картин организовывались большие мастерские. С помощью музыкальных мотивов эти художники тонко передавали мир чувств своих героев.
Все элементы композиции объединены светом и колоритом – серовато-зеленой красочной гаммой. Большое количество произведений в жанре «роскошного» натюрморта создал ученик Франсуа Рейкхалса, выдающийся мастер натюрморта Виллем Калф (1619—1693). Писал он и цветы на тёмном фоне, отдавая предпочтение розам.
Все это свидетельствует о том, что Клара Петерс была весьма преуспевающим живописцем. Большой популярностью, особенно среди знатных дам, пользовалась соколиная охота. «Камерные» охотничьи натюрморты создавали также художники, работавшие в иных жанрах натюрморта: Абрахам Миньон, Абрахам ван Бейерен, Якоб Билтиус. В центре — мертвый лебедь в белоснежном оперении. Полотно восхищает изяществом рисунка и красочным богатством.
В отличие от натюрмортов XVI века «Рыбная лавка» исполненная мастером XVII столетия, лишена красочности, ее колорит тяготеет к единой тональности. В такой манере пишет Балтазар ван дер Аст.
Математические и другие приборы точных наук художник показал сваленными в отдалении как ненужные человеку, главное призвание которого — «играть на басу». Здесь же большая серебряная кружка, украшенная орнаментом. Со времён античности художники стремились к максимально достоверному иллюзионистскому воспроизведению натуры. Например, в картине И. Н. Крамского «Некрасов в период Последних песен» (1877–1878, Третьяковская галерея, Москва) предметы выполняют функцию аксессуаров. почти все пространство занимает ломящийся от яств стол. На маленьких полотнах изображались мелкие птицы, на больших — принесенные с охоты лебеди, зайцы и другие обитатели леса.
Так, в стремительно развивающемся Харлеме сформировался тональный натюрморт, а в Амстердаме, главном центре культурной и хозяйственной жизни страны, успехом пользовались «десерты» Ю. ван Стрека и В. Калфа, пришедшие на смену скромным «завтракам» П. Класа и В. К. Хеды. Но интерес к натюрморту появился в голландской живописи гораздо раньше. Идеи классицизма отнесли натюрморт к числу «низменных» жанров, однако именно в это время появляются великолепные полотна Ж. Б. Работам Миньона свойственна декоративность и гладкая манера письма107. Эти изображения рыб не несут никакого подтекста – они воспевают богатство Фландрии.
Натюрморты этого художника не назовешь «мертвой натурой», они наполнены жизнью, праздничностью, что соответствует общему характеру искусства Фландрии 17 века. На картинах всё чаще появляются серебряная и золочёная посуда, китайский фарфор, делфтский фаянс, венецианское стекло, восточные скатерти и ковры, южные фрукты, омары и прочие дорогие и изысканные яства, а скупой колорит монохромных «завтраков» сменяется красочным и тёплым7675. Автор стремится показать зрителю ту обстановку, в которой происходят события. Возникновение подобных произведений было граничит с реформами, проводимыми Петром I в области просвещения.
В «охотничьих» натюрмортах Яна-Батиста Веникса и Мелхиора де Хондекутера также заметно усиление декоративности и стремление к внешним эффектам. Например, цикл времен года (где с помощью аллегорий изображались лето, осень, зима и весна) или цикл первостихий (огонь, вода, земля и воздух). Одним из любимых занятий голландцев стала станковая живопись, так как восприимчива была с большой достоверностью и многообразно отобразить действительность действий.
Наряду с де Хемом и ван Хёйсумом представителем «светлой» манеры цветочного натюрморта был работавший в Голландии немецкий художник Абрахам Миньон.
Первые натюрморты Питера Класа (1597/1598— 1661) написаны в традициях «накрытых столов» (хотя уже и в них заметна некоторая асимметрия и нарочитая небрежность). В ряде случаев им использовался вертикальный формат полотна с доминантой, заданной рёмером или высоким бокалом. Возникновение собственно натюрморта граничит с именем Питера Артсена.
Картины увеличиваются в размерах, они поражают количеством разнообразных текстур. Это метафора бегства от распутной жизни, полной чувственных радостей. В их числе произведения мастеров из знаменитого семейства Брейгелей: Яна Брейгеля Младшего, Яна Питера Брейгеля, Фердинанда Брейгеля а также Яна Баптиста Босхарта, Гаспара Питера Вербрюггена Младшего, Гуальтериуса (Воутера) Гисартса, Яна Филипа ван Тилена, Петера Кастелса III, Мишеля Джозефа Спекаерта, Эгидиуса Нейманса, Яна ван Хейсума и других. Также, как и на полотнах XVII века, натюрморт зачастую обладает иносказательным смыслом. В этот праздник, как и на Рождество, детям дарят подарки.
Материя на переднем плане как бы замыкает пространство полотна, делает его неглубоким. Но есть здесь и исключения. Такие атрибуты, как череп, часы, а также символы «земной суеты» (статуэтка, бумаги, счеты), позволяют некоторым исследователям причислить натюрморт к типу vanitas, хотя такое совпадение чисто случайно, скорее всего, крепостной художник воспользовался тем, что лежало на столе его хозяина. Выставка «Царство Флоры», которая сейчас проходит в Особняке Румянцева (Санкт-Петербург), представляет коллекцию живописных полотен из собрания галереи «Модус Вивенди»— около 20цветочных натюрмортов кисти голландских и фламандских живописцев XVII— начала XVIII столетия.
Одни исследователи высказывают предположение, что на портрете изображен подьячий Алексей Васильков известный своим пьянством, другие считают, что это один из членов «всешутейшего собора» и предметы на столе — атрибуты одного из веселых ритуалов, придуманных Петром I. Вещи, представленные на портретах XVIII века, помогали авторам характеризовать модели. Он писал в основном небольшие натюрморты с букетом в вазе (фарфоровой или стеклянной), поставленной в нише или на подоконнике окна. Их окружают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым) пышные розы и маки, напоминающие о недолговечности жизни. Давиду Байи принадлежит знаменитый «Натюрморт с автопортретом и символами суеты сует».
В целом в этом натюрморте, как и во многих других «завтраках», с помощью предметов обыгрывается тема суеты сует и бессмысленности земных наслаждений. На картине изображена тесная группа предметов, расположенных на столе. Демократичным бытописателем, занимательным рассказчиком был Ян Стен. Охотничий рог символизирует богатства, которые невозможно взять с собой в иную жизнь. Чтобы заинтересовать покупателей, художники прибегали к разным уловкам. Шут – неотъемлемый атрибут народных праздничных гуляний.
Весьма самобытным художником был Адриан Корте из Мидделбурга— «чистый солирующий голос финала голландской симфонии натюрморта». В наследии мастера есть множество этюдов и эскизов, посвященных змеям, ящерицам, бабочкам. В развитии жанра участвовали главным образом мастера из Роттердама, а также харлемец Флорис ван Схотен (которого можно считать родоначальником этой разновидности натюрморта) и мастер из Мидделбурга Франсуа Рейкхалс. Работам Миньона свойственна декоративность и гладкая манера письма. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию— либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти (Ванитас), либо— в более широком смысле Страстей Христовых и Воскресения. Тем не менее, залитые падающим сверху светом, они кажутся вечными и вневременными.
Именно в «завтраках» художник выработал свой стиль, для которого характерен небольшой набор изображаемых предметов, колорит в едином серебристо-сером тоне с тонкостью светотеневых градаций и бликами света на металлической или стеклянной посуде. Уже в конце XVI века в творчестве живописцев Голландии появились новые мотивы. О личности этого мастера ничего не известно. Венчают композицию два крупных цветка имеющие положительное значение.
Важную роль светотень играет и в работах Жака де Клаува (1620— после 1679), где яркий солнечный свет контрастирует с мрачными черепами и распятиями и в натюрмортах Адриана ван дер Спелта (1630—1673), у которого она также создаёт иллюзию объёма. Отдали дань охотничьему натюрморту знаменитый пейзажист Саломон ван Рёйсдал (1600/1603— 1670), написавший «Натюрморт с битой дичью» (1661) и «Охотничьи трофеи» (1662) и жанрист, ученик Адриана ван Остаде, Корнелис Дюсарт (1660—1704)96. В правой руке ребенка — корзина с луком (обязательное блюдо на столе римлян с древнейших времен). Из мастерской Яна Давидса де Хема также вышли и мастер натюрмортов «суета сует» Мария ван Остервейк и два мастера позднего цветочного натюрморта: Якоб Ротиус (1644—1681/1682) и Абрахам Миньон. Де Хем и, вслед за ним, многие другие авторы «ванитас» отводили важную роль контрасту света и тени, символизировавшему борьбу жизни и смерти. Термин «застывшая жизнь» (голл. Так, на картине «Суета сует» Абрахама ван дер Схора традиционные атрибуты жанра— кости, черепа и сорванные розы— окрашены в светлые тона и помещены на тёмный фон. На картинах всё чаще появляются серебряная и золочёная посуда, китайский фарфор, делфтский фаянс, венецианское стекло, восточные скатерти и ковры, южные фрукты, омары и прочие дорогие и изысканные яства, а скупой колорит монохромных «завтраков» сменяется красочным и тёплым.
К натюрмортам обращались Эдуард Мане, Огюст Ренуар, Клод Моне, Пьер Боннар.
1530 — ок. Многие натюрморты-«обманки», несмотря на то что их главной задачей было введение зрителя в заблуждение, обладают несомненными художественными достоинствами, особенно заметными в музеях, где, развешанные по стенам, такие композиции, конечно же, не могут обмануть публику. Композиция выполнена главным образом в белых и черных тонах. Так, например, в быстро развивающемся Харлеме с его крепкими объединениями горожан сложился тип тонального натюрморта, а в средоточии хозяйственной и культурной жизни Голландии— Амстердаме— возникли роскошные «десерты» Кальфа и Стрека.
Кухонные натюрморты есть и в творчестве Ф. Рейкхалса, работавшего в Мидделбурге и Дордрехте, а также в наследии роттердамского художника Хермана Сафтлевена Младшего (1609–1685). Пол устилает ковер с ярким орнаментом. Таково полотно «Рыбная лавка», написанное кем-то из последователей или учеников Артсена.
Практически во всех натюрмортах присутствует изображение карманных часов, которые, как и в жанре «суета сует», напоминают о скоротечности времени. Тут же лежит цветущая ветвь аквилегии. А справа, в глубине композиции, сквозь проем можно увидеть интерьер комнаты, где продолжается действие: хозяйка, вернувшаяся с продуктами из лавки, начала готовить обед. Художник из Дельфта Виллем ван Алст (1626/1627— после 1683), охвативший в своём творчестве самые разнообразные виды натюрмортной живописи, создавал цветочно-фруктовые натюрморты в традициях Балтасара ван дер Аста и своего дяди, живописца Эверта ван дер Алста. Тонкая по колориту и великолепная по своему живописному мастерству, она отличается необычным композиционным решением (битая птица помещена в нишу), помогающим автору создать некоторую иллюзию реальности. Тема Цветы и фрукты, включает, как правило и разнообразных насекомых.
Сельдь – еще один символ Христа – напоминает о посте и постной пище. Таково полотно «Цветы, бабочки и змеи» (Эрмитаж, Санкт-Петербург). Так, Иос ван Клеве (1464 — ок. Со временем композиции Флегеля стали более лаконичными и простыми.
С этого времени он стал создавать роскошные натюрморты, отличающиеся красочностью и декоративностью. Его букеты нарядны, красочны и как бы выставлены напоказ. Если позволяло мастерство, они создавали «обманки» или «тромплей», от французского trompe-loeil – обман зрения.
Каждый предмет пишется тщательно. Младший соотечественник Клементи, художник Кристофоро Монари (1667–1720), написал полотно «Натюрморт с письменными принадлежностями», ныне хранящееся в собрании Государственного музея изобразительных искусств им. Средние слои населения довольствовались мелкой дичью, пойманной с помощью силков.
Именно в «завтраках» художник выработал свой стиль, для которого характерен небольшой набор изображаемых предметов, колорит в едином серебристо-сером тоне с тонкостью светотеневых градаций и бликами света на металлической или стеклянной посуде31. Дополняют экспозицию роскошные букеты из живых цветов. Художник Маринус ван Реймерсвале (ок.
Таково полотно «Натюрморт с цветами и закуской» (Эрмитаж, Санкт-Петербург), заставляющее зрителя восхищаться красотой окружающего мира. Элементы натюрморта впервые появились в древних наскальных рисунках, где изображенные вещи имели ритуальный смысл. Художник, создавший это произведение, воспевает щедрость земли и плодородие лета. На полотне из эрмитажного собрания «Битая дичь» (1653) зритель видит показанных крупным планом мертвых птиц. Практически во всех натюрмортах присутствует изображение карманных часов, которые, как и в жанре «суета сует», напоминают о скоротечности времени82.
Уверены, данная подборка будет интересна любителям живописи. Порой художник включал в произведение то или иное латинское изречение на тему «суета сует» (Vanitas vanitatum, Memento mori, Sic transit gloria mundi ит. д. ). Так, на картине «Суета сует» Абрахама ван дер Схора традиционные атрибуты жанра— кости, черепа и сорванные розы— окрашены в светлые тона и помещены на тёмный фон. В натюрмортную группу часто входят рёмеры, акелей-бокалы, кубки-наутилусы, китайские вазы и кувшины изображённые с исключительной достоверностью.
Но композиционное решение его полотна «Ученый в своем кабинете» несколько иное. Родоначальниками жанра были фламандские художники Франс Снейдерс и Адриан ван Утрехт74. «Рыбная лавка» изображено множество рыбы.
Основной перевод указанного термина, встречающийся в литературе— «тихая, неподвижная жизнь». Их картины поражают утонченностью линий и подвижностью композиции. Неизменными его компонентами становятся экзотические фрукты изящные бокалы и ценные ювелирные изделия, залитые тёплым и мягким светом. У нас главным образом значение имеет, что сделано, а тут — как сделано.
Важное место в нидерландской живописи занял философски-нравоучительный натюрморт, получивший латинское название «vanitas» («суета сует»— аллюзия на Экклезиаста). Стремление к красочности характерно также для роскошных натюрмортов Абрахама ван Бейерена. Известно, что Босхарт также выполнял на заказ зарисовки экзотических растений с натуры16. – сопоставлены друг с другом так, чтобы выявить особенности и привлекательность каждого.
Испытав во время поездки в Амстердам влияние Рембрандта, Калф стал создавать насыщенные цветом и светом полотна, сочетая тёплую красочность с мастерским использованием светотени81. Все это особенно ярко проявилось в натюрморте. Кроме того, кухонный натюрморт был популярен среди художников Делфта. Разнообразные предметы можно увидеть и в росписях египетских гробниц.
Так называемый «кухонный натюрморт» получил широкое распространение как в Голландии, так и во Фландрии. Кажется, что подобный набор предметов абсолютно случаен, но на самом деле это далеко не так. Группа детей стоит под окнами и радостно приветствует кукольного шута на балконе. Ван Стрек изобразил набросок головы мальчика и раскрытую книгу: это трагедия Софокла «Электра», переведенная на голландский. Цветочный натюрморт получил особую популярность. Многие мастера объединяли в своих работах две разновидности натюрморта— «иллюзионистский» и «охотничий».
Этим художник достигает удивительной объемности и весомости форм. Картины вступали в диалог с современниками, сообщая им важные моральные истины, напоминая о бренности всего сущего и заставляя задуматься о смысле человеческой жизни75. Тем самым, человек рассматривался, даже при сохранении традиционной богословской «рамки», как сугубо естественное, материальное существо. 1540) в композиции «Мадонна с младенцем и Иосифом» (Эрмитаж, Санкт-Петербург) показал на парапете, рядом с босыми ножками младенца Христа, разрезанный апельсин и маленький ножик с перламутровой ручкой.
vanitas). Вот улитка – она ассоциируется с душой грешника Среди других таких отрицательных образов – рептилии и земноводные (ящерицы, лягушки), а также гусеницы, мыши, мухи и другая живность, ползающая по земле или живущая в грязи. Особенно этот поиск прослеживается в его натюрмортах. Кроме того, кухонный натюрморт был популярен среди художников Делфта40. Голландский натюрморт имел большое количество разновидностей, среди которых можно выделить цветочный натюрморт, «учёный», «кухонный», а также так называемые «накрытые столы».
Он пробовал себя в различных жанрах— цветочном, учёном, кухонном, тональном натюрморте. Посуду (тазы, миски, бочки, деревянные кадки, горшки) мастера выписывали очень тщательно и с величайшим мастерством. Отдали дань охотничьему натюрморту знаменитый пейзажист Саломон ван Рёйсдал (1600/1603— 1670), написавший «Натюрморт с битой дичью» (1661) и «Охотничьи трофеи» (1662) и жанрист, ученик Адриана ван Остаде, Корнелис Дюсарт (1660—1704). Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа, а также часто располагаясь на оборотной стороне алтарного образа (как в «Триптихе семейства Брак» Рогира ван дер Вейдена). Справа в глубине изображена таверна. Голландские художники создавали впечатление естественного беспорядка в расположении вещей: они показывали разрезанный пирог, очищенный лимон с висящей спиралью кожурой, недопитый бокал вина, горящую свечу, раскрытую книгу, – всегда кажется, что кто-то касался этих предметов, только что пользовался ими, всегда ощущается незримое присутствие человека. Подобного рода «обманки» изображали битую дичь и охотничьи снасти.
К этому времени рисовать цветы и создавать красивые голландские натюрморты могли уже многие известна даже художница Речел Рёйш. Натюрморт, представленный в «Кабинете в Островках», хотя и занимает небольшое место в общей композиции, кажется необыкновенно значительным, выделенным благодаря тому, что автор отгородил его от остального пространства высокой спинкой дивана, а слева и справа обрезал рамой. Так называемые «рыбный» и «кухонный» натюрморт отражали скромные пуританские вкусы демократических слоёв в первой половине столетия6. А. С. Пушкина. В цветочных букетах, написанных этим художником, чувствуется влияние голландских живописцев.
На них представлен настоящий «праздник изобилия»: богато сервированные столы буквально ломятся от всевозможной снеди. Например, в своем натюрморте французский художник 19 века. Отказ от них — один из способов спасти душу. В этом стиле создавали свои произведения Корнелис Лелиенберг (1626— после 1676), ученик Алста Виллем Гау Фергюсон (около 1633— после 1695), Хендрик де Фромантью (1633/1634— после 1694) и Питер Харменс Верелст (1618—1678), а также его сын Симон Питерс Верелст (1644—1721). В коллекции Эрмитажа хранятся образцы мозаик из Древнего Рима.
Известны имена художников, работавших в данном жанре: Г. Н. Теплов, Т. Ульянов, П. Г. Богомолов. Стремление к красочности характерно также для роскошных натюрмортов Абрахама ван Бейерена. Наряду с масштабными декоративными полотнами «охотничьих трофеев» получил широкое распространение и «камерный» охотничий натюрморт.
В картинах, созданных талантливыми учениками Венецианова, вещи переданы правдиво и свежо. В Голландии натюрморт называли «тихой жизнью». На первый взгляд, сочетание растений и животных кажется случайным. и, как правило, создавались для украшения дворцовых столовых. Зародившийся в университетском Лейдене жанр «учёного» натюрморта, получает название «суета сует» или «memento mori» и является наиболее интеллектуальным видом натюрморта, требующим от зрителя знания Библии и традиций религиозной символики (характерны картины Питера Стенвейка и Давида Байли). Среди работ последнего широко известно полотно «Внутренний вид крестьянской хижины» (1634, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
Среди его лучших работ — «Натюрморт на швейном столике» (1868, Художественный музей Атенеум, Хельсинки). Огромный шведский корабль «Васа», созданный в 1628 году, проплывший в гавани Стокгольма всего 1, 5 км, затонул почти со всей командой (450 человек), домашним скотом, посудой, оружием, цветными скульптурами на корме.
Множество натюрмортов можно увидеть в творческом наследии Винсента Ван Гога, Поля Гогена. Помимо сына мастера Корнелиса де Хема (1631—1695), усвоившего многие живописные приёмы отца, его прямыми учениками были Питер де Ринг, Николас ван Гелдер, Йоханнес Борман, Мартинус Неллиус, Маттейс Найвё, Ян Мортел, Симон Люттихёйс, Корнелис Кик. Эти картины трогают своей искренностью и непосредственностью восприятия натуры.
Художник из Дельфта Виллем ван Алст (1626/1627— после 1683), охвативший в своём творчестве самые разнообразные виды натюрмортной живописи, создавал цветочно-фруктовые натюрморты в традициях Балтасара ван дер Аста и своего дяди, живописца Эверта ван дер Алста102. Именно потому название «stilleven», появившееся после 1650 года, точнее, чем выражение «nature morte» («мертвая природа»), отражает суть произведений, созданных живописцами Голландии. В натюрморте «Голубая скатерть» Матисс использует свой любимый композиционный приём: спускающуюся сверху ткань. Развитие естествознания способствовало появлению ботанических садов при университетах.
Посетители выставки не только могут полюбоваться живописными цветочными композициями, но и узнать о сложной многозначной символике голландского и фламандского натюрморта, расшифровать забытый в современном мире загадочный «язык цветов». Так, например, в быстро развивающемся Харлеме с его крепкими объединениями горожан сложился тип тонального натюрморта, а в средоточии хозяйственной и культурной жизни Голландии— Амстердаме— возникли роскошные «десерты» Кальфа и Стрека. Значительный вклад в развитие немецкого натюрморта внес Георг Флегель (1566–1638). Другие символы спасения – это хлебные колоски, а бабочка, сидящая на стебле, олицетворяет бессмертную душу.
Назначение виртуозно написанных цветочных композиций было многообразным. Примерно в это же время появились и первые охотничьи натюрморты с битой дичью. Хозяин дома, радостно встреченный собакой, входит в комнату. Ян Давидс де Хем имел мастерскую с большим количеством учеников и помощников. В центре букета мы видим символы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки.
Мальчик отпрянул в ужасе: он подумал о том, что вместо сладостей получит удары розгами. Одним из родоначальников жанра стал мастер из Утрехта Ян Давидс де Хем (1606—1684). Помимо сладостей, фруктов и орехов, в корзине лежат розги — как намек на воспитание «кнутом и пряником». Глядя на полотно «Христос в доме Марфы и Марии» (Национальная галерея Ирландии, Дублин), зритель видит несколько разнообразных предметных групп: битые птицы, лежащие на полу ветка с абрикосами, рядом с которой сидит маленькая обезьянка блюдо с виноградом у ног одной из женщин плетеная корзинка со спелыми фруктами и ягодами на столе, покрытом нарядной скатертью и ваза с цветами.
«Ботанический рисунок» был значительным явлением не только для науки, но и для искусства и культуры. Подобные мозаичные композиции, обрамленные орнаментальным рисунком, назывались эмблемами.
Первые натюрморты Питера Класа (1597/1598— 1661) написаны в традициях «накрытых столов» (хотя уже и в них заметна некоторая асимметрия и нарочитая небрежность). Однако постепенно тема «завтраков» стала основной в творчестве Класа. Наряду с де Хемом и ван Хёйсумом представителем «светлой» манеры цветочного натюрморта был работавший в Голландии немецкий художник Абрахам Миньон. Часть уже разделана, часть ожидает своей очереди. Ян Вермеер Делфтский (Вермер Дельфтский, Jan Vermeer van Delft, Johannes Vermeer van Delft, 1632-1675) и Герард Терборх (Terborch, Ter Borch, 1617-1681) в своих картинах особенно часто обращались к сюжетам, связанным с музицированием.
Все эти мастера выполняли небольшие по размерам полотна. Он пробовал себя в различных жанрах— цветочном, учёном, кухонном, тональном натюрморте. Их окружают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым) пышные розы и маки, напоминающие о недолговечности жизни.
Предшественниками жанра считаются так называемые memento mori, аллегорические изображения известные со времён Средневековья и призванные напоминать о бренности и преходящести всего земного. В этом смысле интересен созданный неизвестным художником «Портрет Васикова», выполненный в традициях парсуны. stilleven, нем. Художник вёл свои творческие поиски через синтез формы и цвета, формы и пространства. Почти в каждом крупном голландском городе появлялся свой тип натюрморта.
Корабль был упакован до зубов всем необходимым. Большое влияние на развитие натюрморта типа «суета сует» оказала деятельность лейденца Давида Байи (1584—1657) и группировавшихся вокруг него мастеров. Всем очень хотелось денег и славы.
Кальвинизм был очень популярен в Нидерландах в XVI веке. И действительно, отдельные аксессуары этого интерьера — тома «Современника», беспорядочно уложенные на столике у постели больного, лист бумаги и карандаш в его ослабевших руках, бюст Белинского, висящий на стене портрет Добролюбова — приобрели в этом произведении значение отнюдь не внешних признаков ситуации, но реликвий, тесно связанных с образом человека». Интерес к натюрморту значительно усиливается во второй половине XIX века.
Ведущими мастерами голландского натюрморта первой половины XVII века были Питер Клас (1597/98-1661) и Виллем Хеда (1594-ок. Так называемые «рыбный» и «кухонный» натюрморт отражали скромные пуританские вкусы демократических слоёв в первой половине столетия.
Иногда он добавлял в натюрморт жанровые элементы: вазы у него порой качались и падали. Дева Мария протягивает последний ломоть хлеба нищей девочке. Роскошным садовым цветам посвятил множество своих картин Абрахам Миньон (1640–1679), немецкий художник, работавший в Голландии, в Утрехте. почти все пространство занимает ломящийся от яств стол. Каждый цветок в композиции имел свое символическое значение.
Именно в то время в русском искусстве натюрморт появился как самостоятельный жанр. На первом плане картины Франса Снейдерса Франс Снейдерс (1579 – 1657) – фламандский художник, автор натюрмортов и барочных анималистических композиций. Существовало несколько важных факторов, повлиявших на столь бурное развитие натюрмортной живописи. Многие мастера, работавшие в этом жанре испытали влияние голландского натюрморта. В знаменитой «Естественной истории» древнегреческий ученый, писатель и государственный деятель Плиний Старший рассказывает о споре между греческими живописцами Зевксисом и Паррасием: Зевксис столь правдоподобно написал виноградные гроздья, что птицы слетались их клевать. Отчасти сохранилась (вслед за художниками XVI века Питером Артсеном и Иоахимом Бейкеларом) традиция изображения хозяйки дома, кухарки или слуг, однако всё чаще они передвигались на второй план.
Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа, а также часто располагаясь на оборотной стороне алтарного образа (как в «Триптихе семейства Брак» Рогира ван дер Вейдена). Таковы полотна фламандского художника Франса Снейдерса. Он писал президенту Академии художеств: «Я никогда живописцем не бывал, да и не чтился быть оным, но обучался живопиству для одной моей забавы и почтения к сему художеству». К началу 18 века голландский натюрморт тяготеет к впечатляющей эстетике деталей.
Часто в их творчестве можно встретить «вариации» на тему одной и той же бытовой ситуации, но с небольшими изменениями: на первый взгляд бесхитростный сюжет их картин зачастую содержит изобретательную фабулу с многочисленными деталями и подробностями, понять которую помогает музыка. Точка зрения сверху позволяет рассмотреть все вещи, ни одна из них не загораживает другой. На них представлен настоящий «праздник изобилия»: богато сервированные столы буквально ломятся от всевозможной снеди. Картины вступали в диалог с современниками, сообщая им важные моральные истины, напоминая о бренности всего сущего и заставляя задуматься о смысле человеческой жизни. Автор показывает зрителю два плана, в которых одновременно разворачивается действие.
Сельдь — еще один символ Христа — напоминает о посте и постной пище. На столе лежит все купленное ею. Но к передаче формы может быть и другой подход. С дальнейшим укреплением голландской буржуазии изменяются требования к живописи.
Отчасти сохранилась (вслед за художниками XVI века Питером Артсеном и Иоахимом Бейкеларом) традиция изображения хозяйки дома, кухарки или слуг, однако всё чаще они передвигались на второй план. stilleven, нем. Так называемый «кухонный натюрморт» получил широкое распространение как в Голландии, так и во Фландрии. Он писал в основном небольшие натюрморты с букетом в вазе (фарфоровой или стеклянной), поставленной в нише или на подоконнике окна.
До этого художники называли подобные картины, описывая сюжет: «Маленький завтрак», «Букет цветов», «Охотничий трофей», «Суета сует». Его букеты нарядны, красочны и как бы выставлены напоказ. Предметы имеют строго определенное место и значение. В их числе был голландский мастер Георгий Хуфнагель (1542–1600), прославившийся иллюстрациями к сочинениям ученых-естествоиспытателей. Лишь в 1730–1740-х годах появились настоящие станковые натюрморты.
vanitas). Сезанн говорил: «Я хочу вернуть природе вечность».
Подобного рода «обманки» изображали битую дичь и охотничьи снасти. В качестве антуража в его картинах помимо мелких животных встречаются раковины.
Картину на сходную тему исполнил и харлемский мастер Томас Вейк. Это хорошо делать людям имеющим уже все, а у нас дела непочатый угол». Он превращается в пышное украшение жилища высокопоставленных заказчиков. В 1636 году художник переехал в Антверпен и попал под влияние фламандской живописи. На картине Питера Артсена Питер Артсен (1508 – 1575) – голландский художник, также известный как Питер Длинный.
Он был распространен лишь как этюд к картине или учебная штудия. Вернувшись, Головин честно признался царю, что из-за своей лени научился за границей «играть на басу», а больше ничего не узнал. Наметившиеся в нидерландской живописи XVI века жанры (пейзаж, портрет, бытовые сцены и натюрморт) приобрели самостоятельное значение. Очень часто в таких композициях на открытом воздухе были представлены самые разнообразные твари и среди них — привозимые в Голландию из других стран.
Справа мы видим оконный проем, в котором можно разглядеть городскую площадь. Дева Мария протягивает последний ломоть хлеба нищей девочке. Мастера тщательно выписывают форму вещей и их особенности. В полутёмном интерьере нидерландского дома такие картины производили эффект реальности.
Произведений Блума сохранилось немного. Справа в глубине изображена таверна. Художники следующего поколения (Клас, Хеда и др. ) перешли к скромным «завтракам» со сгруппированными на белой скатерти металлическими и стеклянными предметами. Геракл похитил их из сада нимф Гесперид по приказанию царя Эврисфея. Затем он перешёл к натюрмортам «суета сует».
Их достижения были использованы авторами натюрмортов: художники создавали картины в приглушённых тонах используя преимущественно оттенки серого и коричневого. Теперь обратим внимание на задний план. 1680). В Предтеченской церкви Ярославля находится фреска «Пир Ирода», на которой можно увидеть огромный стол, заставленный тарелками, кубками, столовыми приборами и разнообразной снедью.
Термин «застывшая жизнь» (голл. В «охотничьих» натюрмортах Яна-Батиста Веникса и Мелхиора де Хондекутера также заметно усиление декоративности и стремление к внешним эффектам. В этих произведениях важное место отводилось изображению различных предметов, хотя сам по себе натюрморт почти не интересовал представителей круга Венецианова (во всяком случае, сохранилось очень немного натюрмортов, выполненных учениками знаменитого живописца). Подобные мотивы привлекали и голландского художника известного нам как Монограммист AL. С этого времени он стал создавать роскошные натюрморты, отличающиеся красочностью и декоративностью77.
Охотничьи трофеи -- это, прежде всего, охотничьи трофеи -- битая птица и дичь. Хотя станковых работ, выполненных древнегреческими живописцами, до нас дошло немного из письменных источников известно, что в Древней Греции получили распространение натюрморты-«обманки», писавшиеся с целью не только показать мастерство авторов, но и ввести в заблуждение зрителей. Нельзя без замирания разглядывать холсты Виллема Калфа или Абрахама ван Бейерена. Венециановская школа открыла новый для русского искусства жанр — интерьер.