В период 1946—1948 годов краски написанных Матиссом интерьеров снова стали крайне насыщенными: такие его работы, как «Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947) и «Египетский занавес» (1948), построены на контрасте между светом и темнотой, а также между внутренним и внешним пространствами. Когда Пикассо и Матисс решили обменяться друг с другом работами, знаменитый испанец выбрал себе «Тюльпаны и устрицы» (1943): этот натюрморт пришелся ему по душе своим напряженным колоритом. В период 1946–1948 годов краски написанных Матиссом интерьеров вновь стали крайне насыщенными: такие его работы, как «Красный интерьер, натюрморт на синем столе» (1947), построены на контрасте между светом и темнотой, внутренним и внешним пространством. Картина Анри Матисса Натюрморт: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора.
Натюрморты Матисса охотно приобретал и Сергей Щукин. Прежде чем перейти к непосредственно анализу и сравнению двух произведений — натюрморта «Персики и груши» Поля Сезанна и натюрморта «Фрукты и бронза» Анри Матисса — мне представляется необходимым определить временные (и, соответственно, стилистические) рамки, к которым относятся данные полотна. Анри Матисс писал людей, пейзажи интерьеры и натюрморты (благодаря гениальным русским коллекционерам мы можем увидеть эти картины в Эрмитаже и Пушкинском музее).
Жизнь картиныНа одной из фотографий, сделанных в декабре 1940 года в мастерской Матисса в Ницце, натюрморт «Раковина на черном мраморе» виден висящим на стене слева, а над ним висит исполненный с натюрморта коллаж из бумаги, окрашенной гуашью. В ранних натюрмортах Матисса, таких как «Натюрморт с голубой скатертью» (1909), подчеркнутая материальность предметов «перебивается» выразительным узором ткани. Своим ясным, жизнерадостным искусством Матисс стремился дать покой измученным душам людей в эмоциональной атмосфере XX в. Натюрморт как самостоятельный жанр живописи появился в России в начале XVIII в., но первоначально он рассматривался как «низший» жанр.
Матисс Анри Эмиль Бенуа (Matisse) (31 декабря 1869, Ле-Като-Камбрези, Нор, Франция — 3 ноября 1954, Ницца, Франция), французский художник, график и скульптор, лидер течения фовистов. Колорит картин становится мрачным, а рисунок – почти схематичным. В Венеции, глядя па великого Тициана и Веронезе, на всех тех, кого принято столь несправедливо называть мэтрами Ренессанса, я увидел великолепные ткани, созданные для богачей этими великими художниками, воспевавшими скорее земные, нежели духовные наслаждения». Арагон, на которого придется непрестанно ссылаться, несмотря на то что Матиссу повезло — его творчество тщательно изучалось критиками самого высокого класса, такими, как Гертруда Стейн, Морис Дени, Андре Сальмон, Роже-Маркс, Аполлинер, Андре Жид, Жюль Ромен, Жорж Дютюи, Марсель Самба, Жорж Бессон, Териад, Андре Рувейр, Жак-Эмиль Бланш, Роджер Фрай, Андре Лот, Луи Жилле, Рене Юиг, Жан Кассу, Клод Роже-Маркс, Вальдемар Жорж, 2 Гастон Диль, Селия Бертен3 и, прежде всего, Альфред Барр, — Арагон, автор прекрасной работы «Матисс во Франции», 4 тоже отметил у создателя «Радости жизни» не особенно благосклонное отношение к тому, что принято называть «золотым веком» итальянского искусства: «Микеланджело, конечно, не его тип художника. В 1904 году Воллар организовал его первую персональную выставку. Формы предметов тесно сплетаются друг с другом, а тяжелые и вязкие краски землистых оттенков пронзает сияющее изображение белой птицы как аллегории творческого озарения и свободного полета мысли художника («Мастерская II», 1949, Художественное собрание земли Северный Рейн-Вестфалия, Дюссельдорф «Мастерская III», 1949–1951, частное собрание, Вадуц «Мастерская IX», 1952–1956, Национальный музей современного искусства, Париж). 1912, Эрмитаж, Санкт-Петербург) и др.
Занятия живописью требуют времени и денег. В 1894 году модель Матисса Каролина Жоблоу (фр. К этим людям, тайком занимавшимся вскрытиями. В 1930 совершил поездку на Таити и дважды в США.
Его картины становятся светлее и воздушнее («Булонский лес», ок. Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного. В ней Матисс изобразил облачённых в экзотические наряды женщин на декоративном фоне. Исчезают стул и обои. В Салоне он выставляет ряд работ и среди них «Женщину в зеленой шляпе». Тот факт, что натюрморт «Фрукты и бронза» приходится на закат фовизма, позволяет предположить, что достижения этого стиля будут использоваться уже в рамках определённой умеренной, менее вызывающе-экспериментальной и более практической доктрины.
Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Сразу после поездки художник написал «Голубую обнаженную». Все остальное здесь придумал сам Матисс. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). О живописи Матисса говорят, что она музыкальна.
Впрочем, пребывание в мастерской Моро было недолгим. Марокканские пейзажи Матисса, дышащие напоенным солнцем ароматом, быть может, высшие достижения художника, да и всей живописи XX века в трактовке живой природы. В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». Гавань» (1910, Эрмитаж, Санкт-Петербург), «Старый мост в Кане» (1910, Национальная галерея, Вашингтон), «Натюрморт на столе» (1910, Музей современного искусства, Париж), «Стол и стулья» (ок.
Их назвали дикими (fauves) и только после того как название это вошло в историю в качестве обозначения целого течения современной живописи, оно потеряло свой первоначальный обидный, даже оскорбительный смысл. Углы комнаты даёт другим цветом. Знаменитый художник Анри Матисс (1869-1954) увлекался различными течениями в живописи, возникшими в конце XIX и начале XX столетий.
Более он сюда не приходил. В дальнейшем цветовая энергия возрастает, появляется интерес к экспрессии (любимое слово Матисса), красочным ореолам, колористической проработке внутри живописной композиции. 1902, Эрмитаж, Санкт-Петербург).
С 1912 по 1914 год продолжается период «синтетического кубизма». Из листов, предварительно окрашенных гуашью, маэстро собственноручно вырезал ножницами фигуры и куски фона, затем по рисунку, обозначенному углем, прикреплял их к основе булавками. Различные течения возникали и развивались, основываясь на конкретных положениях предшествующих так, например, будучи «неверно истолкованными», слова Сезанна о разложении мира на геометрические фигуры станут кубизмом, а фовизм доведёт идею выразительности цветовых сочетаний и контрастов в импрессионизме и неоимпрессионизме до логического завершения — яркого, резкого и нереалистичного, но производящего очень сильное впечатление. Особенно интересна серия «Биллиард», созданная в это время. Дело в том, что в 1889 году юноша попал в больницу с острым приступом аппендицита и был вынужден провести там долгих два месяца послеоперационного периода.
Ни одной лишней детали. Колористическая гамма Брака становится более светлой. Художник постоянно испытывал два противоположных стремления. Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов.
Голова девушки оказывается частично срезана верхним краем полотна. Две зимы, проведённые художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Стилистика тут дивизионистская, но композиция об наруживает влияние Сезанна – прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году. К скульптуре Матисс обращался с начала 1900-х гг., но особенно часто в 20-30-х гг. В частности, к его первым шагам в искусстве очень неодобрительно отнесся Андре Жид. Другое название этой работы – «Десерт».
Было много свободного времени, Анри сделал рисунок, другой и. работа увлекла его. Он стремился к тому, чтобы его искусство оказалось «бальзамом для души», но при этом порой не справлялся с влечением к красочному, пышному узору. В последние годы Анри больше работает как иллюстратор, увлекается коллажами. Картина «Читающая» была приобретена государством для резиденции президента Франции в Рамбуйе. Там Матисс устроил большую мастерскую, предназначенную для создания живописныхкомпозиций в новой яркой манере, еще в 1905 году на выставке в Осеннем Салоне, названной одним из журналистов фовизмом (в переводе работать в манере диких зверей зоосада).
Далее Матисс планировал поступить в Школу изящных искусств, но это ему не удалось. И я повторяю все время это Анри и он так мил, не сердится, а отвечает: «Ну и что дальше. » По пути в Италию супруги остановились в Кавальере. Даже самые консервативные критики приняли это течение, как данность. В картине «Красные рыбки» (1911, Музей изобразительных искусств, Москва) используя приемы эллипсообразной и обратной перспектив, перекличку тонов и контраст зеленого и красного, Матисс создает эффект кружения рыбок в стеклянном сосуде. Первые самостоятельные шаги художника в искусстве были встречены публикой неодобрительно.
использовал лаконичный гибкий рисунок, чётко ритмизованную композицию, контрастное сочетание цветов, то ярких и локальных (панно Танец и Музыка – оба 1910, ГЭ), то богатых оттенками основного тона (Мастерская художника, 1911, ГМИИ). Откровение пришло ко мне с Востока, скажет впоследствии художник. Матиссу удавалось гармонично выражать непосредственное эмоциональное ощущение действительности в самой строгой художественной форме.
Это увлечение дало о себе знать в ряде его работ. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощенного рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905. Германию (1908), Испанию (1910-1911), Россию (1911). «Фрукты и бронза» написаны примерно пятнадцатью годами позже, в 1909-1910 годах. В 1917 обосновался в Ницце. 1950, собрание П. Леви, Франция). В 1891 году Анри снова приехал в Париж.
В этом отношении судьба Матисса не отличается от судьбы многих выдающихся художников нового времени. С этой целью он вновь отправляется в Париж и поступает в Академию Жюлиана, где учится сначала у А. Бугро, а затем – в Школе изящных искусств у Г. Моро. В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. В 1950 получил Гран-При Венецианской биеннале. В процессе создания эскизов Матисс начал использовать технику вырезок из цветной бумаги («декупаж»), которой широко пользовался в дальнейшем (например, в серии «Джаз», 1944-47, воспроизведенной впоследствии в литографиях). В первый день по прибытии в Марокко, в последних числах января 1912 года, его встретил проливной дождь ливень продолжался почти месяц, к полному отчаянию художника, прикованному к комнате отеля.
Анри Матисс (Henri Matisse), выдающийся французский художник. В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). Эти две поездки в Марокко, в начале и конце 1912 года, можно рассматривать как одно темпераментное путешествие, в результате которого были созданы такие шедевры зрелого декоративного стиля Матисса, как Марокканский триптих (ГМИИ), портрет Стоящего рифа (Марокканец в зеленой одежде) и Арабская кофейня (обе картины художника находятся в Эрмитаже). Исполнялась мечта ее детства. В 1927 получил премию Карнеги. Очертания стола с трудом угадываются.
И опять-таки, не уходя с головой в плоскостной мир, Сезанн в меру искажает перспективу, чтобы передать нам видение человека, подробно рассматривающего единую сложную сцену с различных точек зрения: передняя часть стола предстаёт во фронтальной плоскости, верхняя разворачивается (хоть и незначительно) в обратную перспективу, а фон — стена под углом к столу, бордюр, пол, основание вешалки — существует отдельно, как нечто, что зритель, несомненно, заметил и запомнил, но с иного отвлечённого ракурса, не связанного с его первостепенным интересом. Матисс часто прибегал к технике аппликации из цветной бумаги (серия Джаз, 1944-47). Вот большое искусство. Его жена вынуждена была открыть магазин мод.
Эти плоскости играют в картине важную роль – в том числе и композиционную. С 1918 года художник почти безвыездно живет в Ницце изредка навещая в Париж. Жизни этому увлечению было отпущено около двух лет. Едва поправившись после тяжелой операции, художник вновь приступил к занятиям живописью.
Доминика и Девы Марии. Его учителем был мастер салонного искусства Виллиам АдольфБугро. «Я все время повторяю себе: я в Италии. В 1948-53 годах по заказу доминиканского ордена Матисс работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Начинающие художники стремились подражать недавним «бунтарям» Моне, Сислею, Писарро, Эдуару Мане, Берте Моризо, Ренуару.
Однако он долго еще сталкивался с непониманием критики. У них родилось два сына: Жан в 1899 и Пьер в 1900.
Последним значительным созданием Матисса стала Капелла Четок в Вансе, где все (архитектура, росписи, витражи, мебель, ризы священников) принадлежало его творческой мысли. Он показал мне фотографии своих полотен это абсолютно потрясающе. Работая над ними, художнику удалось достичь совершенной гармонии формы и цвета. Матисс с женой посетили также Венецию.
Хотя, согласно традиции именно Анри (как старший сын) должен был стать во главе семейного бизнеса, по окончании лицея Анри Мартен в Сен-Кантене он отправился в столицу, чтобы изучать юриспруденцию в известной Школе юридических наук. В Танжере, бывшем тогда центре французской колонии, ему предстояло провести немногим более полугода, с возвращением в Париж на позднюю весну и лето. Когда художник создавал свою «Женщину в шляпе» (1905), он хотел лишь показать потенциальные возможности чистого цвета. Знакомство с Полем Синьяком в 1904 году также повлияло на молодого мастера, создавшего несколько произведений в пуантилистской технике («Роскошь, покой и наслаждение», 1904, Национальный музей современного искусства, Париж).
К 1906 завершает работу над композицией «Радость жизни», сюжет которой навеян поэмой «Послеобеденный отдых фавна» С. Малларме: в сюжете сочетаются мотивы пасторали и вакханалии. Ж. Помпиду). В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена). Нет смысла пересказывать все те дела, за которые Петра I называют отцом Отечества. В апреле и июне того же года впервые были куплены его произведения19. Зритель любуется прихотливой игрой синего орнамента на бирюзовом фоне скатерти, линиями предметов натюрморта. Вскоре влечение к искусству захватило его полностью.
Позднее, правда, Репин признавал, что Матисс, хотя и «грубо, неверно, неуклюже», но «очертя голову лезет к живой черте». Ища свой стиль, свое выражение видения мира, он обращался к различным техническим приемам. Поиски непосредственной передачи ощущений при помощи интенсивного цвета, упрощённого рисунка и плоскостного изображения отразились в произведениях, представленных им на выставке «диких» (фовистов) на Осеннем Салоне 1905 года. В работе «Танец» (1910) представлена экстатическая пляска, навеянная впечатлениями от русских сезонов Сергея Дягилева, выступлений Айседоры Аункан и греческой вазовой живописи. Графические и чисто визуальные знаки в композициях Брака вступают в сложные взаимоотношения друг с другом, они перестраиваются и создают причудливые пластические и смысловые комбинации («Вальс», 1912, Фонд П. Гуггенхейм, Венеция «Бокал, скрипка и нотная тетрадь», 1913, Музей Валлраф-Рихартц-Людвиг, Кёльн). В Осеннем салоне 1905 возглавил выступление фовистов.
Такой, наверное, воспринимал художник свою жену. Картины его даже находили покупателей. Он запросто «разбирал» картину на простейшие цветные формы (как в случае с вырезанными из цветной бумаги силуэтами), но следом мог вернуться к искусным узорам, спиралям, зигзагам из которых складывался декоративный орнамент, напоминающий ковер, обои или яркую ткань.
В итоге диагональ и «сложная» деталь в углу композиционно уравновешивают смещённую от вертикального и горизонтального центра композицию основного «героя» полотна — собственно натюрморта на столе. Ж. Помпиду, Париж). Художник вёл свои творческие поиски через синтез формы и цвета, формы и пространства.
Широкое признание избавляло его от нужды. В произведениях 20-х гг. Картина написана художником в комнате отеля Вилла де Франс, где Матисс останавливался в Танжере и откуда открывался прекрасный вид на медину (старый город) и окрестные пейзажи. Позднее картины Матисса начали скупать американские коллекционеры.
Еще одна интересная подробность: в процессе работы над «Парижским танцем» Анри Матиссу приходилось бывать в Москве, где, наряду с поэтом Валерием Брюсовым и художником Валентином Серовым, открывшими Матиссу красоту русских икон, от которых французский художник пришел в восторг, он познакомился с Лидией Аелекторской. Свой новый метод художник использовал не только на полотнах, но и на листах бумаги, компонуя и пробуя различные техники коллажа («Ария Баха», 1912–1913, Национальная галерея, Вашингтон «Натюрморт на столе», 1914, Национальный музей современного искусства, Париж). Caroline Joblau) родила ему дочь Маргариту (1982). Помогает определиться в пространстве также окно. «Парижский танец» известен в трех вариантах.
В 30-40-х гг. Наверное, Матисс сделал бы неплохую карьеру в юриспруденции, если бы не случай. Тогда было много американских студентов. Когда он поправлялся после операции, мать купила ему принадлежности для рисования. Произведения эти, произведшие скандальный фурор, положили начало фовизму.
Он поступил в Академию Жюлиана, где учился у Бурго — мастера салонного искусства. Мастер призывает взглянуть зрителя на нелегкую жизнь, как на красочную и радостную игру. Какие произведения Матисса находятся в РоссииМногие картины Матисса (37 произведений) находится в коллекциях Эрмитажа и ГМИИ на Волхонке. Всмотримся в еще одно его произведение, написанное для столовой С. Щукина. «Красная комната», ЭрмитажПлоское пространство комнаты заливает алый цвет. В духе Сезанна исполнены фигурные композиции и натюрморты 1900 года («Обнаженная натура. «В Матиссе — ничего, ровно ничего, кроме нахальства», — возмущался он.
В 1920 исполняет эскизы декораций и костюмов для балета И. Стравинского «Соловей» (хореография Л. Мясина, постановка С. Дягилева). В этом контексте термин «постимпрессионизм» — по крайней мере в применении к творчеству Поля Сезанна — немного вводит нас в заблуждение, ведь в его случае речь идёт скорее о планомерном, осознанном, основательном примирении классических живописных традиций и современных художественных тенденций, ярко проявившихся в рамках той же собирательной категории постимпрессионизма в виде, например, синтетизма Поля Гогена и собственной стилистики Винсента Ван Гога. Впрочем, не без трудностей. Со второй половины 1900-х гг.
Родился 31 декабря 1869 в Ле-Като на севере Франции. На следующий год познакомился с Сергеем Щукиным, который сделался его патроном. Зачем. Такой, какой был у Матисса в его доме.
Синий цвет передает небо, розовый – тела танцоров, а зеленым цветом изображен холм». Он хотел видеть не изменчивые, а постоянные её качества. В этом контексте неудивительно, что иные натюрморты (и не только) ещё более «грубы» и «негармоничны».
В Сен-Тропе из-под кисти художника вышел первый шедевр— Роскошь, покой и наслаждение (1904/1905). И еще из него же: «Если в картинах стало много изысканности, если там топкие оттенки, переливы цвета без настоящей энергии – тогда время призывать на помощь великолепные голубые, красные и желтые тона, которые способны воззвать к глубинам человеческой чувственности». В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах.
Трагическое мироощущение чувствуется в его натюрмортах, которые близки по настроению и духу классическим аллегориям («Графин и рыбы», 1941, Национальный музей современного искусства, Париж «Натюрморт с лестницей», 1943, частное собрание). В 1905 г. четверо студентов-архитекторов из Дрездена — Эрнст Людвиг Кирхнер, Фриц Блейль, Эрих Хеккель и Карл Шмидт-Ротлуфф создали нечто вроде средневековой цеховой коммуны — вместе жили и работали. К началу 1910-х годов полностью сформировался художественный стиль Нольде. К этому и вернулся Матисс, словно устав от поиска новаторских средств выражения.
Впечатления от увиденного преобразились в чудесные натюрморты, портреты, пейзажи, где элементы экзотики вплетены в общий декоративный строй живописи Матисса («Испанский натюрморт», 1910–1911 «Севильский натюрморт», 1910–1911, оба – в Эрмитаже, Санкт-Петербург «Госпожа Матисс в манильской шали», 1911, Художественный музей, Базель «Вид из окна. Матисс тяжело переживал события тех лет, особенно то, что «люди жертвуют собой, не зная, почему и для чего они приносят себя в жертву». В зимние месяцы с 1911 по 1913 художник посещает Танжер (Марокко), создает марокканский триптих «Вид из окна в Танжере», «Зора на террасе» и «Вход в казба» (1912, там же), приобретенные И. А. Морозовым. В их среде он, как старший, пользовался большим авторитетом. Большие вазы и другие объемные предметы, украшающие комнаты, как будто теряют свою материальность и кажутся такими же изящными и легкими, как узоры на коврах и сосудах («Статуэтка и вазы на восточном ковре», 1908, ГМИИ, Москва «Красная комната (Гармония в красном)», 1908 «Натюрморт с голубой скатертью» панно «Танец» и «Музыка» для московского особняка С. И. Щукина, 1910, все – в Эрмитаже, Санкт-Петербург). В 1907 году Дерен познакомился с П. Пикассо. Больше ничего нет.
С 1882–1887 гг Анри учился в средней школе и, после неё, обучался в лицее Henri-Martin. Художник и раньше знал о существовании разных путей, ведущих к одной цели. Другой — рисунок-впечатление, созданный с натуры быстро и легко иногда с одного маха. Название «Мост» предложил Шмидт-Ротлуфф, считая, что оно выражает стремление группы к объединению всех новых художественных течений, а в более глубоком смысле символизирует её творчество — «мост» в искусство будущего. Последний оказал значительное воздействие на творческий метод молодого художника.
Расслабляющая атмосфера юга Франции вдохновила его на создание чувственной серии Одалиски. Слева на горизонте несколько облаков, справа гористый испанский берег».
Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру. Здесь же он знакомится с австралийцем Джоном Питером Расселом. Работы Матисса из серии «одалисок» со всей очевидностью обнаруживают это противоречие. Позднее эта тема повторится в «Танце с настурциями». Алжир и творчество художникаЗнакомство в 1906 году с искусством исламского Востока навсегда запало в душу мастера.
Мастер применяет резкую тень, которая делит объемы пополам (Вашингтон «Круглый стол», 1922, Метрополитен-музей, Нью-Йорк «Круглый стол», 1929, частное собрание). Основные формы легко считываются и без труда (в отличие от более поздних натюрмортов Сезанна — таких как «Яблоки и апельсины») складываются в совокупность, представляющую сюжет картины и поддержанную более сложными, составными формами, которые придают ей необходимую глубину и основательность, отделяющую постимпрессионистические полотна Сезанна от легковесных, лирических работ импрессионистов.
Еще один композиционный источник – легендарный «Завтрак на траве» Мане. А кроме того, культ индивидуализма в нём сочетался с постоянным стремлением объединяться. С одной стороны, его увлекали чистый цвет и простая форма, с другой – пышный орнамент. Все свои силы художник вложил в создание собственного искусства.
Мастерски переданы эффекты голубых теней и ослепляющих лучей солнца. Самих авторов Л. Воксель назвал «дикими» – от этого французского слова и родилось название нового художественного направления («фовизм»), не без гордости принятое молодыми революционерами от живописи.
При этом художник прибегал к синтезу природных и орнаментальных узоров и красок40. В 1907 Матисс путешествует по Италии (Венеция, Падуя, Флоренция, Сиена).
Композиционное решение нарочито плоскостно, декоративно. Прическа мадам Матисс могла бы перегрузить композицию, но ее уравновешивает яркий бирюзовый фон. В 1911-м году по приглашению Сергея Щукина художник посетил Санкт-Петербург и Москву. Танжер», «Зора на террасе», «Вход в казба», 1912, ГМИИ, Москва). Его материальное положение долгое время было тяжелым.
Такова серия «Осенние моря» (1910–1911), написанная густыми пластами звучных красок. К этому моменту живопись уже успевает не только вырваться из оков академизма в мир реализма барбизонской школы и натурализма Курбе, но и совершить следующие, ещё более смелые шаги — сначала просто оттенить реальность мимолётным впечатлением художника (в импрессионизме), а затем и вовсе подменить её личным видением, весьма далёким от оптической достоверности (в постимпрессионизме) либо стремившимся к ней окольными путями (в неоимпрессионизме). Вместе супруги отправляются в Алжир, где Матисс знакомится с искусством Востока, оказавшим на него большое влияние.
Его мать проявляла некоторые художественные склонности, раскрашивая на досуге тарелки. 1901—1904 годы были для него временем интенсивных творческих поисков8. В Париже молодой художник окунается в бурлящий новыми веяниями мир искусства. Вот что говорит сам художник: «В моей картине «Музыка» небо написано прекрасным синим цветом, самым синим из синих, плоскость окрашена цветом настолько насыщенным, что полностью проявляется синева идея совершенной синевы для деревьев взята чистая зелень, для человеческих тел – звонкая киноварь.
Художник одухотворяет вещи: полотна и статуи кажутся ожившими, ведущими молчаливый диалог с окружающими их предметами («Фрукты, цветы, панно Танец», 1909, Эрмитаж, Санкт-Петербург «Мастерская художника», 1911, ГМИИ, Москва «Красная мастерская», 1911, Музей современного искусства, Нью-Йорк «Настурции на фоне Танца», 1912, ГМИИ, Москва). Прим. С конца XIX в. в немецкой культуре сложился особый взгляд на произведение искусства. В 1891 году он оставил юридическую практику и поступил в Академию Жюлиана в Париже. В «Музыке» Матисс представляет изолированные фигуры, поющие и играющие на различных инструментах.
Гораздо большую проницательность проявил уже тогда Аполлинер. Художественные планы располагаются в основном в параллельной плоскости они тесно сближены. По возвращении во Францию супруги уехали на Корсику (удивительные краски Средиземноморья после этого ворвались на полотна живописца).
Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). В 1892 году Матисс принимает решение посвятить себя живописи. Особенно этот поиск прослеживается в его натюрмортах.
Прекрасный рисовальщик, Матисс был по преимуществу колористом, добивавшимся эффекта согласованного звучания в композиции многих интенсивных цветов. Специально для этого заказа автор придумал и разработал оригинальную технику – декупаж (в переводе с французского – «вырезание»). В 1930 едет на Таити, работает над двумя вариантами декоративных панно для фонда Барнеса в Мерионе (Филадельфия), которые должны были быть помещены над высокими окнами главного выставочного зала. В 1908 опубликовал Заметки живописца". В 40-х гг. В центре размещены натюрморты с атрибутами искусств. Он является продолжением ковра на стене.
В 1908 году он заказал художнику три декоративных панно для своего дома в Москве: Танец (1910), Музыка (1910) и Купание или Медитация (последнее панно осталось лишь в эскизах). Таковы натюрморты «Бутылка шидама» (1896), «Десерт» (1897), «Фрукты и кофейник» (1898), «Посуда и фрукты» (1901) В 1898 году 28-летний Анри женился на Амели Пареир (фр.
Им присущи изящество и гибкость линейного ритма, колористическое многообразие, мягкость письма (серия Одалиски). Жил Матисс в это время трудно. (рельеф Обнажённая женская фигура со спины, бронза, 1930, Художественный музей, Цюрих). Тем не менее, работа считается одной из самых смелых и новаторских. Когда началась Первая мировая война, Брак ушел на фронт. Подобно гигантскому пазлу, картина собиралась из отдельных фрагментов.
Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Особенно привлекало его творчество Караваджо, К. Коро, О. Ренуара. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи. Речь идет о фовизме. Учился в академии Жюлиана (1891), откуда перешел в Школу изящных искусств, где наряду с Руо, Марке, Мангеном, Камуэном занимался в классе Гюстава Моро (1892-1898). Зато с предельной выразительностью передан экстаз, захвативший танцующих.
Появился интерес к творчеству готических мастеров, Эль Греко, Питера Брейгеля Старшего. Мать увлекалась росписью керамики. Самая ранняя, не оконченная версия, по сути, является подготовительным этюдом. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Наиболее известными работами этого времени являются «Натюрморты на круглом столе» (1918–1942), «Камины» (1922–1927), «Биллиарды» (1944–1952).
Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика. 1902, ГМИИ, Москва «Люксембургский сад», ок. Доминика и Девы Марии. И первым городом, в котором Матиссу предстояло реализовать свои монументальные замыслы, стала Москва. Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы. В том же году Матисс познакомился с молодым художником Пабло Пикассо. Анри записался в школу рисунка Кантин де ля Тур (фр. Впервые он попробовал себя в живописи, находясь в больнице, куда попал с аппендицитом.
Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные, линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем – изображение самого Доминика. Сегодня «Парижский танец» справедливо считается жемчужиной коллекции этого музея – неслучайно для экспонирования гигантского полотна был выстроен специальный зал. Это уже не интимная живопись, она приобретает космическое звучание.
Сам художник никогда не воплощал своей мечты о парадизе (цветном земном рае) с той силой непосредственности и чистоты, без примеси рефлексии, как в Марокко. Несомненно, однако, что в 1913 году, в период упоения машинным конструктивизмом грядущего компьютерного века, марокканский цикл Матисса не мог восприниматься с той острой, ностальгической силой, как сегодня. Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины. Последняя работа Матисса – оформление интерьера (в том числе витражи) Капеллы чёток в Вансе близ Ниццы (1948-53). Считалось, что оно должно нести в себе лишь волю творца, создаваться «по внутренней необходимости», которая в комментариях и оправданиях не нуждается. Яркое жизнеутверждающее творчество Матисса занимает важное место в гуманистической культуре XX в. В музеях Москвы и Ленинграда – одно из лучших в мире собраний его произведений. В панно «Танец» (1910, Эрмитаж) представлен экстатический танец, навеянный впечатлениями от русских сезонов С. Дягилева, выступлений Айседоры Дункан и греческой вазовой живописи.
В 1893 году он перешёл в Школу декоративных искусств. Но об этом уже сказано в других разделах. В 1895 году все-таки выдержал вступительные экзамены в Школу изящных искусств и был принят в мастерскую Гюстава Моро. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции.
Напевая ее, Матисс рисовал пять розовых женских фигур в вакхическом хороводе. Над керамической крышей изображающей небо с облаками, парит ажурный крест над входом в капеллу — керамическое панно с изображением св. Под влиянием работы Поля Синьяка «Эжен Делакруа и Неоимпрессионизм» Матисс начал работать в технике дивизионизма используя раздельные точечные мазки16. Другие панно исполненные по эскизам мастера, помещены в интерьере художник крайне скуп на детали, беспокойные черные линии драматично повествуют о Страшном Суде (западная стена капеллы) рядом с алтарем изображение самого Доминика.
В Осеннем Салоне 1905 года он выступил совместно с Вламинком, Дереном и Марке. Bracke). Там он познакомился с юным Альбером Марке и Жоржем Руо, а также с Камуэном, Мангеном и бельгийским художником Эвенепулом.
Творчество Брака 1909–1911 годов называют «аналитический кубизм». В экспрессионизме было много противоречий. Он выступил против их стремления следовать в искусстве лишь своему зрительному впечатлению – он был за объективную передачу действительности, основанную на закономерности в природе. Около этого времени Матисс познакомился с виднейшим последователем Сера Полем Синьяком и увлекся дивизионизмом, смысл которого заключался в письме отдельными точками чистого основного цвета. Мотивы, методы и приемы этих художников он использовал в своих натюрмортах, пейзажах, композициях с человеческими фигурами («Две обнаженные женские фигуры и натюрморт», 1935, собрание П. Леви, Франция «Натюрморт», 1939, галерея П. Матисса, Нью-Йорк «Мрачный пейзаж», ок. После Первой мировой войны Матисс преимущественно живет в Ницце.
Ковёр на этой картине – реальный. Он был старшим сыном в семье Эмиля Матисса и Анны Жерар. Фона в привычном понимании в этой работе нет. Работа была изнурительной и Анри заболел бронхитом. Сердить, между тем, Матисс никого не собирался. Первой значительной вехой в истории экспрессионизма считается возникновение объединения «Мост» (нем.
— Он заехал сюда со своей женой, направляясь в Италию. Таковы картины «Скрипка и палитра» (1909–1910, Музей Соломона Гуггенхейма, Нью-Йорк), «Женщина с мандолиной» (1910, Государственная галерея современного искусства, Мюнхен), «Натюрморт со скрипкой» (1911, Национальный музей современного искусства, Париж). Матисс всегда с горечью вспоминал о трудных годах ученичества. В 1892 приехал в Париж, где учился в Академии Жюлиана, а позже у Гюстава Моро. В 1905-07 лидер фовизма. У него была внебрачная дочь, требовавшая заботы.
В многочисленных композициях этого периода, среди которых наиболее известны «Персидское платье», «Музыка» (1939), «Румынская блуза» (1940), художник снова утверждает принципы «чистой живописи». Сосуд, японская ваза, кружка, скульптура, его поле, коньяк. Ecole Quentin de la Tour), предназначенную для чертежников текстильной промышленности. Тема панно — танец. Он знакомится с работами Ван Гога, А. Дерена, М. Вламинка. Растет семья: на рубеже двух веков у художника рождаются сыновья – Жан и Пьер.
Картины из щукинской коллекции, «отрезанные» войной от остального мира, после революции были конфискованы государством, всю середину XX века пролежали взаперти в советских подвалах и увидели свет лишь после смерти Сталина (и самого Матисса). Фоном им служат синее небо и зеленая трава. Марокко (1912, 1912-1913).
Если бы не стоящая на нем посуда и сидящая на стуле женщина, черно-белая одежда которой контрастно выделяется, то было бы трудно найти в комнате стол. Примером позднего творчества Матисса является натюрморт 1940 года «Раковина на черном мраморе», написанный в Ницце, в тот период, когда для Франции начинались тяжкие испытания. Матисс работал в разных жанрах и видах искусства и использовал разнообразные техники. По воспоминаниям современников, брак Матисса был чрезвычайно счастливым: преданная художнику Амели Матисс много работала, чтобы муж мог заниматься только творчеством. В натюрморте «Голубая скатерть» Матисс использует свой любимый композиционный приём: спускающуюся сверху ткань. Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному.
О нем как о крайне интересном явлении заговорили после осеннего Салона 1905 года. Но потом устыдился своей слабости и послал Матиссу телеграмму, что его работу он приобретает. Вдохновили художника на это панно картина «Золотой век» Лукаса Кранаха, греческая вазовая живопись, Русские сезоны Дягилева и, конечно, фарандола. Анри Матисс (Henri Matisse) – выдающийся французский художник, лидер течения фовистов – известен своей мастерской передачей в цвете изысканных эмоций и чувств.
Сам Матисс отмечал в одном из своих писем: «. Затем, чтобы, произведя искуснейший синтез «природы» и «культуры», выразить непосредственное ощущение жизни в строжайшей художественной форме. ред. ). С 1890 по 1902 он ежегодно создавал несколько картин, близких по духу импрессионистам.
Анри Эмиль Бенуа Матисс родился в Ле Като-Камбрези на севере Франции. Мотивы, рожденные воображением мастера, заполняют и картины с персонажами-масками («Воитель и женщина», 1913 «Принц и наложница», 1918, обе – в Фонде Нольде, Зебюлль). В 1901 впервые выставился в Салоне независимых, а в 1903 также в Осеннем салоне. Цветовые контрасты резко выделены и подчеркнуты.
Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича. Перед Второй мировой войной Матисс иллюстрирует книги, выпускаемые малыми тиражами (гравюра или литография). Скажем, в картине «Роскошь, покой и сладострастие» стиль модерн сочетается с точечной, характерной для пуантилизма, манерой письма. Создавая картину, он забывал обо всем на свете.
Все это заметно улучшило материальное положение живописца. Но когда дело касалось искусства, тогда он проявлял редкую твердость характера. Все студенты были в состоянии такого нервного возбуждения, что часто случались взрывы. »В начале лета 1907 года (в предыдущем, 1906 году художник побывал в Бискре) Анри Матисс без всякого энтузиазма отправился в путешествие по Италии.
Эмоциональное воздействие живописи Матисса достигается прежде всего изысканной нарядностью чистой цветовой гаммы, музыкальностью линейных ритмов, создающих эффект внутреннего движения форм, полной композиционной и декоративной соподчинённостью всех компонентов картины, нередко превращающей её в своего рода арабеск (Красные рыбы, 1911, ГМИИ). Лето 1905 года Матисс провел на южном побережье Франции. В композициях, посвященных ночной жизни Берлина, появляются гротескные образы и фантасмагории («В ночном кафе», 1911 «За столом с вином», 1911 «Танец среди свечей», 1912, все – в Фонде Нольде, Зебюлль). Впрочем и сегодняшние потомки живописного искусства (такие как цветные комиксы и графические иллюстрации, печатающиеся ограниченным количеством цветов) сталкиваются со схожими проблемами по простой, естественной причине — всё богатство форм невозможно передать с помощью только лишь линии и одного цвета, непременно придётся чем-то пожертвовать.
Там начался его отход от техники дивизио-низма. А предыдущий, «бракованный», художник успел закончить, в 1936 году уступив работу за скромное вознаграждение Музею современного искусства в Париже. Матисс писал: «Черный – это тоже цвет».
Он не успел ещё растратить жара своей души». Морально Матисса поддерживала дружба с близкими ему по духу художниками. Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера. Эта красивая женщина изображена на многих полотнах мастера наиболее известные работы – «Женщина в шляпе» и «Портрет жены».
Матисс также копировал их манеру письма. Появляются первые литографии, гравюры на дереве, керамика.
Необыкновенной силы достигает в этой картине черный цвет. Доминика и Девы Марии. Он свято верил, что призвание художника — воплощать в искусстве правду, которая ему открылась. Восемь фигур представлены на фоне, состоящем из розовых и синих полос, сами фигуры серовато-розового тона.
Через два года Матисс выставляет картину Роскошь (Париж, Музей современного искусства)— свидетельство достигнутой им творческой зрелости, но и она была встречена резкими нападками критики и насмешками зрителей. Материя на переднем плане как бы замыкает пространство полотна, делает его неглубоким. Интерьеры особняков Морозова и Щукина предоставляли Матиссу возможность двигаться по пути создания принципиально нового декорав станковой картине. Художник предполагал работать над созданием особой среды обитания средствами искусства иначе творить вторую натуру, пронизанный светом цветной космос, параллельный и органичный по отношению к живой природе. Для дягилевских постановок делает эскизы декораций балета «Красное и черное» на музыку Д. Шостаковича.
У Анри и Амели один за другим родились два сына. Под влиянием живописи О. Ренуара, с которым Матисс знакомится в Ницце, он увлекается изображением натурщиц в легких одеяниях (цикл «одалисок») интересуется мастерами рококо. Для меня ответ, несмотря на известное желание вписывать всё в стройную и красивую систему, не знающую исключений, во втором: даже куда более известный «Танец» 1910-го года на центральной фигуре не обошёлся без дополнительной тени тёмно-красного оттенка.
Цвета – красный, зелёный, синий, чёрный. Матиссу удавалось гармонично выражать непосредственное эмоциональное ощущение действительности в самой строгой художественной форме. Совершил поездки в Италию (1907). «Мы стремимся к ясности, упрощая идеи и смыслы, – позже объяснял он. Говоря о творчестве Поля Сезанна, нередко упоминают его слова о том, что природу следует трактовать «посредством цилиндра, шара, конуса». Он стремился найти такие контрасты цвета, которые излучали бы свет сами по себе.
Окончательный вариант был одобрен клиентом и успешно отбыл за океан. В 1909 году Матисс приобрел дом в Исси-ле-Мулино. Он возвращается в маленький городок Сен-Кантен и начинает работать помощником адвоката. Одной из крупных работ художника стали оформление и витражи доминиканской Капеллы Четок в Вансе (1951).
Тема панно — танец. Стул и обои еще присутствуют здесь, но уже на четвертой стадии Матисс совершает резкую композиционную модернизацию картины. В пластике, как и в графике, он предпочитал работать сериями (например, четыре варианта рельефа «Стоящая спиной к зрителю», 1930-40, Центр современного искусства им. Он отобразил их фигурную красоту, яркие отблески света на них. «Персики и груши» датируются 1895 годом.
В «Музыке» даны фигуры артистов играющих на различных инструментах. В эти года, французская публика уже смирилась с импрессионизмом. Анри Матисс родился на севере Франции в 1869 году в семье преуспевающего торговца зерном. Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913 годы), еще сильнее обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. Вместе с ними он создает стиль именуемый фовизм («дикий»). В рамках этого течения написаны картины Матисса «Разговор», «Буфет или красная комната», «Танец», «Музыка», «Фрукты и бронза», «Корзина с апельсинами», «Натюрморт с голубой скатертью». Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника).
Творческая дружба художников была полна и духа соперничества и взаимного уважения26. Ныне Коллекция сестёр Коэн является ядром экспозиции Музея искусств в Балтиморе (англ. )русск. 27.
Картины Матисса этого времени характеризуются яркими локальными цветами и передают праздничное восприятие жизни. Творческая лаборатория живописцаВ самом начале XX века А. Матисс просто копировал классические произведения и даже обычные открытки. Необходимо было найти нечто объединяющее живую натуру и приемы ее изображения. Анри старался запечатлеть абсолютно иное: нарядных женщин в красивой элегантной обстановке, пышные букеты цветов, яркие ковры. Они представляются поистине монументальными. Формы золотистого кофейника, зелёного графина и румяных яблок в вазе художник обобщил, они утратили свою объёмность, а маленькие предметы подчинились ритму ткани, они дополняют красочный акцент картины.
В композициях художника появляются вазы с роскошными цветами на фоне разноцветных занавесок и стен, окрашенных яркими красками («Вазы с ирисами», 1912 «Букет цветов на веранде», 1913, обе – в Эрмитаже, Санкт-Петербург «Голубая ваза с цветами на синей скатерти», 1913, ГМИИ, Москва). Вероятно и в силу этих причин, а не только меньшей, чем у пейзажа изменчивости, позволявшей подолгу дорабатывать картины, Сезанн уделял такое внимание натюрмортам, к числу которых относится и картина «Персики и груши». Для вестибюля и площадок парадной лестницы в особняке С. И. Щукина, Матисс написал два панно, вскоре приобретших мировую известность — «Танец и Музыка». В них господствуют огненные краски, а композиции, заполненные движущимися в стремительном танце или играющими на древних музыкальных инструментах обнаженными юношами, символизируют природные стихии огонь, землю, воздух. В мае 1915 года он был ранен в голову.
Радостные, яркие краски возвращаются в его живопись не скоро. Если о Сезанне можно условно сказать, что указанную функцию он заботливо исполнял вслед за другими рвущимися вперёд, то в случае с Матиссом этим займётся собственно сам революционер (достаточно сравнить «Фрукты и бронзу» с, допустим, «Дамой в шляпе» 1905 года). «Гармония в красном» или «Красная комната» (1908 г. ), «Одалиска в шароварах» – примеры воздействия мусульманской темы на живописца. Анри Матисс картины пишет, подчиняясь цветам и ритмам арабесок. Лаконизм рафинированных художественных средств, колористических гармоний, сочетающих то яркие контрастные созвучия, то равновесие локальных больших пятен и масс цвета, служат главной цели художника — передать наслаждение от чувственной красоты внешних форм.
Стайны подружились с художником. И. Стравинский и С. Дягилев предложили ему оформить балет «Песнь соловья». С успехом дебютировал в Салоне Национального общества изящных искусств (1896).
Много и плодотворно работает с пластикой, продолжая традиции А. Бари, О. Родена, Э. Дега и А. Э. Бурделя. Слуга», 1900, Музей современного искусства, Нью-Йорк «Посуда на столе», 1900, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Сезанн говорил: «Я хочу вернуть природе вечность».
В мастерской Анри Матисса появляются ученики из разных стран. Как график, работая пером, карандашом, углём, в технике офорта, линогравюры и литографии, Матисс оперировал главным образом линией, тонкой иногда прерывистой иногда долгой и круглящейся, прорезающей чистый белый или чёрный фон (серия Темы и вариации, уголь, перо, 1941 и др. ). Третье панно — «Купание или медитация» — осталось лишь в набросках.
В отцовском доме будущему художнику трудно было пристраститься к искусству.
жизненные непосредственные мотивы получают утончённо-художественную интерпретацию. Действительно, уровень детализации отличается от классического натюрморта и нам не представляется возможным, допустим, определить точный материал сахарницы, кувшина или блюда, а света и тени порой живут своей не зависимой от законов физики жизнью, порой и вовсе перебираясь за край предмета (исключительно ради выделения его границы). Лето1896 года он проводит на острове Бель – Иле, вместе с Эмилем Бери, своим соседом по лестничной площадке.
Этим же годом датирована работа Читающая (Государственный музей современного искусства, Париж). Художник продолжает творить и в самое трудное для него время. Эта простота (и совсем уж «детскость» в конце жизни – чего стоят его аппликации. ) является результатом точнейшего расчета, кропотливого изучения естественных форм и их смелого упрощения. Разумеется, это иллюзия. Amlie Noellie Parayre).
С 1949 по 1956 год Брак занимался созданием серии под названием «Мастерские». Однако молодой художник не пожелал идти проторенным путем. В этот период он также увлекался пластическим искусством и керамикой. Матисс сочетал поиски свободной декоративности с аналитически чётким построением композиции (фреска в Институте Барнеса Танец, 1931-33, Мерион, штат Филадельфия, США) и тонко нюансированным цветовым строем.
Две зимы, проведенные художником в Марокко (1912 и 1913), обогатили его знанием восточных мотивов, а долгая жизнь на Ривьере способствовала развитию яркой палитры. В «Заметках живописца» (1908) он формулирует свои художественные принципы, говорит о необходимости «эмоций за счет простых средств». На мой взгляд, суть «Фруктов и бронзы» Матисса — и фовизма в целом — заключается в том, что ответ на поставленный выше вопрос в принципе не важен: главное не то, что именно нарисовано, а то, как оно нарисовано.
М. У. Тёрнера, Матисс начинает применять более насыщенные краски. Сперва преодолев религиозную условность перспективы Средневековья и найдя отдушину в линейной перспективе Возрождения, живопись сделала круг и вновь обратилась к условностям древних искусств (не в последнюю очередь — японской графике, демонстрировавшей особый взгляд на мир и оказавшей влияние на художников-постимпрессионистов). Период увлечения фовизмом (который, по большом) счету, Матисс и придумал) зафиксировал отход Матисса от «сладкого» неоимпрессионистского цвета. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе.
Осмелюсь заявить, что по сегодняшним отполированным наукой дизайна представлениям о гармоничной композиции подобная уравновешенность отнюдь не могла бы быть отнесена ни к идеальной, ни к даже приемлемой. Это его так увлекло, что он, к огорчению своего отца, решил стать художником. Испытал влияние импрессионизма и неоимпрессионизма, П. Гогена искусства арабского Востока.
Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений исламского искусства, показанных на выставке в Мюнхене. «Я видел Матисса второй раз, — писал Дерен Вламинку. В 1948-53 по заказу доминиканского ордена работает над сооружением и декорацией «Капеллы четок» в Вансе. Несмотря на сопротивление отца, Анри записался в школу рисунка в городе Тур, где готовили чертежников для работы в сфере текстильной промышленности. – "Танец" написан мной всего тремя красками.
Он – психолог, «врачеватель» ран его картины представляют собой островок тишины и мира – то есть как раз того, чего так не времен, теперь его цвет усложнился «контролировать» его стало гораздо труднее. Однако такова и была цель работ того периода: с одной стороны, выяснить, насколько «правильны» вековые традиции, в которые насильственно загоняли художников, а с другой — отобразить (несомненно, стремительно меняющуюся) жизнь в её сложном, но естественном движении. Впрочем, не видя в преподавании своего призвания, он вскоре его оставляет.
Но при ближайшем рассмотрении открывается необычайная тонкость и человеческое тепло. Его одалиски – это носительницы божественной гармонии, а не сексуального чувства (оно ведь, поопределению, беспокойно). Это натюрморт современного художника В. Нестеренко.
Стиль его живописи заметно упрощается рисунок как основа композиции выявляется все определеннее («Румынская блуза», 1940, Центр современного искусства им. Я счастлив, что, наконец, попал в Россию. Впрочем, Матисс рисовал до последнего, даже ночью, даже после инфаркта, за день до смерти, 3 ноября 1954 года, он попросил карандаш и сделал три портретных наброска. Стиль его отличается гибкостью линий, то прерывистых, то округлых, передающих разнообразные силуэты и очертания («Темы и вариации», 1941, уголь, перо), четко ритмизирующих его строго продуманные, большей частью уравновешенные композиции. Лаконизм рафинированных художественных средств, колористических гармоний, сочетающих то яркие контрастные созвучия, то равновесие локальных больших пятен и масс цвета, служат главной цели художника — передать наслаждение от чувственной красоты внешних форм. Кроме того, Матисс испытал сильное влияние произведений исламского искусства, показанных на выставке в Мюнхене.
Анри копировал произведения старых французских и голландских мастеров. Всё это отразилось на формировании нового течения в искусстве.
Матиссу пришлось «хлебнуть» страшного XX века, но жестокости и страданий в его творчестве нет и в помине. «А вот извольте ли видеть, я вам скажу: один сумасшедший писал, а другой его купил» «Развесить у себя в доме столько невыносимых по наглости вещей. » — не скрываясь, злословили на светских раутах «ценители живописи». В 1887 он уехал в Париж изучать юриспруденцию в Школе юридических наук. Так, Матисс почти полностью отказывается от светотеневой моделировки, для выявления формы обращаясь вместо неё к сильному цветовому контрасту и клуазонистской линии-контуру о реалистичных отражениях в вазах, бутылке и бронзовой статуэтке (работы самого Матисса) речи и вовсе не идёт. Удивленно и весело рассказал он о том, как в один прекрасный день он спросил у одной крошечной женщины, сидевшей в первом ряду, что является для нее главным, когда она приступает к картине, какую цель она преследует, что она ищет и она ответила: «Месье, я ищу новое».
В 1889 году у него случился приступ аппендицита. В 1909 году С. Щукин заказал Матиссу два панно для своего московского особняка – «Танец» и «Музыка». Картины с названиями «Синий горшок и лимон», «Посуда на столе», «Вид Коллиура», «Игра в шары», «Семейный портрет», «Музыка» находятся в экспозиции Эрмитажа. Другие, такие как «Синий кувшин», «Красные рыбы», «Танец с настурциями», можно увидеть в Москве. «Танец»: картина МатиссаЭтот знаменитый огромный холст размером 2, 6 х 3, 9 м Сергей Щукин заказал художнику для своей парадной лестницы в 1906 году. Умер Матисс 3 ноября 1954 года в Симье, близ Ниццы. Но реалистический подход к живописи его быстро перестал вдохновлять. Отвечая на вопросы журналистов, он сказал: «Я видел вчера коллекцию старых икон.
Панно «Парижский танец» было задумано Матиссом на склоне лет. Одновременно происходила переоценка эстетических ценностей. Здесь он создает множество интерьеров, композиций, показывающих мастерскую.
Пространства этих композиций отличаются масштабностью, свойственной интерьерным мотивам. Таким образом, статичный на первый взгляд мотив становится драматичным сюжетом, глубоким и психологически выразительным («Биллиард», 1944, Национальный музей современного искусства, Париж «Биллиард», 1945, частное собрание). Четкий узор вышивки на блузе сохраняется, но фигура героини, слегка выпрямляясь и на глазах «вырастая», заполняет собой почти все пространство картины и в целом принимает отчетливую форму сердечка. Период оккупации Франции во время Второй мировой войны художник переживал очень тяжело. Его яркие работы оставили глубокий след во французской и мировой живописи.
«Русский» след в жизни художника становился все явственнее. В графике Матисса арабеск сочетается с тонкой передачей чувственного обаяния натуры. Ибо экспрессия зависит от цветовой поверхности, охватываемой зрителем в ее целом». В записях Сары Стейн следует отметить следующую выдержку, относящуюся к still life, так нелепо называемому во Франции натюрмортом:1«Что касается натюрморта, то живопись состоит в окрашивании предметов, выбранных художником для своей композиции, с учетом различных качеств тонов и их отношений. Когда глаза ощутят усталость, когда все отношения покажутся нарушенными, посмотрите на какой-нибудь один предмет «Но эта же медь желтая. » Тогда откровенно кладите желтую охру и исходя из этого, согласуйте остальные тона. Скопировать предметы, составляющие натюрморт, ничего не стоит. Ж. Помпиду, Париж). Мир Матисса — это мир танцев и пасторалей, музыки и музыкальных инструментов, красивых ваз, сочных плодов и оранжерейных растений, разнообразных сосудов, ковров и пестрых тканей, бронзовых статуэток и бесконечных видов из окна (любимый мотив художника).
Он набросил этот ковёр на камин или комод или другую мебель. Но мастер не дает здесь глубину пространства в соответствии с математическими законами, а выписывает глубину лишь треугольниками незаполненного ковром пространства. В 1898 году художник женился на Амели Перейр. Предметы так же трудно воспроизвести, как и античную статую. Перед отправкой в Россию, панно были выставлены в Париже8. И это было отражением каких-то борений, происходивших в душе художника.
Мы дадим краткую характеристику последнему произведению. «Натюрморт»В это время картины Матисса отличаются ярким колоритом, контрастностью, чистотой и резкостью цветов, плоскостностью и отсутствием теней. Ж. Помпиду). Третье панно – «Купание или Медитация» – осталось лишь в набросках.
Однако это не помешало специалистам рассматривать произведения этого периода как неотъемлемую часть фовизма. Поначалу и широкая публика и известные русские художники приняли Матисса в штыки. Сюда вошли восемь больших полотен в жанре натюрморта. В волшебных по колориту пейзажах, написанных с натуры из окна комнаты отеля или в саду виллы семьи Брукс в Танжере в праздной восточной неге растянувшихся на полу Арабской кофейни, как на райском лугу, марокканцев без лиц, целиком отдавшихся созерцанию золотых рыбок, плещущихся за прозрачными стенками древней по форме чаши, воплощена мечта о гармоничном космосе, высшей Радости Жизни.
При этом он продолжал заниматься юриспруденцией. В 1910–1913 годах художник совершил путешествия в Испанию, Марокко и Танжер. В 1897 познакомился с Писсарро.
Свет господствует в замечательном холсте Открытое окно с видом на бухту в Танжере. В те дни художник был настолько расстроен, что даже думал отказаться от занятия живописью. Другое дело, что за ощущение жизни было у художника. Интенсивный, контрастный цвет фовистских полотен (панно) Матисса до 1910 года, был призван привлечь внимание зрителя, создать особую атмосферу гармонии и созерцания в декорированных ими помещениях. Эта дружба в его судьбе значила многое. Учился в Париже – в академии Жюлиана (с 1892) у А. В. Бугро и Школе изящных искусств (с 1893) у Г. Моро.
Так, если мы будем двигаться от «Дамы в шляпе» (1905) — смелой, но смешанной, неуверенной, будто незаконченной картины — через «Вазу, бутылку и фрукт» (1906) — более чёткую, но всё ещё импульсивно-хаотичную — через «Синий натюрморт» (1907) — ещё более реалистичную и упорядоченную — через «Статуэтку и вазу на восточном ковре» (1908) — более резкую, абстрактно-плоскостную — и наконец к «Фруктам и бронзе» (1910), то увидим, как изначальная революционная идея использования «неподходящего», неприрученного именно что дикого цвета обращается как раз приручением цвета и умелым помыканием им.