В картинах «малых голландцев» изображение быта голландского бюргерства, домашнего уюта, явилось основной темой, сформировавшей развитие таких жанров как натюрморт интерьер изображение бытовых сцен. Большинство художников, писавших натюрморты, относятся к так называемым «малым голландцам».
В годы зрелости (в основном в 50-е годы) Рембрандт создал свои лучшие офорты. Рембрандт отошел от привычной композиции группового портрета — изображения пирушки, во время которой происходит «представление» каждого из портретируемых. В 20—30-х годах XVII в. голландцы создали особый тип небольшой мелкофигурной картины. Но главной темой «малых голландцев» является все-таки не крестьянский, а бюргерский быт. Голландский натюрморт начала 17 века отличается приверженностью к символике.
В этих картинах Рембрандта все очищено от преходящего, случайного. Представители такой разновидности натюрморта были: Давид Байи, Питер Симонс Поттер, Абрахам ван дер Схор, Жак де Клаув, Адриан ван дер Спелт, Мария ван Остервейк, Ян ван дер Хейден, Абрахам Сусенир, Хармен ван Стенвейк и Питер Стенвейк, Ян Давидс де Хем, Тут художники вносили символику предметов. Наиболее характерными представителями раннего голландского пейзажа были такие мастера, как Ян ван Гойен (1596—1656) и Саломон ван Рейсдаль (ок. «Десерт» Картина Десерт – подлинный шедевр мастера.
Это метафора бегства от распутной жизни, полной чувственных радостей. (Фелибьен, Дидро) подразумевал интерес художников к «малым» (низким) темам из повседневной жизни в противоположность искусству «большого» стиля на «высокие» исторические и мифологические сюжеты, а также небольшой, «кабинетный» формат картин. Композиция натюрмортов Хеды строго продумана и всегда крепко построена. В сложных ракурсах предстают перед нами персонажи картины 1635 г. «Жертвоприношение Авраама».
Вот улитка – она ассоциируется с душой грешника Среди других таких отрицательных образов – рептилии и земноводные (ящерицы, лягушки), а также гусеницы, мыши, мухи и другая живность, ползающая по земле или живущая в грязи. Его произведения обычно исполнены глубокого драматизма изображает ли он лесные чащи («Лесное болото»), ландшафты с водопадами («Водопад») или романтический пейзаж с кладбищем («Еврейское кладбище»). Блестящего развития достигает натюрморт. Это традиционный и излюбленный набор Хеды.
Значительно тоньше сгармонирован по цвету Завтрак с ветчиной (1647). Главными выразительными средствами являются не линии и массы, а свет и цвет. Это явление находит свое объяснение в исторической обстановке в Голландии, когда после заключения Мюнстерского мира (1648) упрочилось международное положение республики и окрепла власть господствующих классов внутри страны, положив предел дальнейшему развитию многих прогрессивных и демократических явлений. Учителем ван Хейдена мог быть Якоб ван дер Улфт (Jacob van der Ulft, 1621-1689), работавший как витражист и мастер архитектурных пейзажей.
К концу XVI, началу XVII вв. В нанесении красок на холст участвуют и кисть и шпатель и черенок кисти но и это Рембрандту кажется недостаточным—он наносит краски на холст непосредственно пальцем (так написана, например, пятка левой ноги блудногосына). Утром хозяйка первым делом отправлялась на улицу мыть мостовую перед домом. Балтазар ван дер Аст – Тарелка с плодами и раковины.
Важная роль отводится свету: он играет на поверхности стеклянных и металлических сосудов и объединяет сгруппированные в разных планах предметы31. Мастер точно располагает предметы на холсте, чтобы показать фактуру каждой вещи. Его можно рассматривать какзавещание Рембрандта-человека и Рембрандта-художника. В «ученых» натюрмортах часто встречаются изображения раскрытых книг или небрежно лежащих бумаг с надписями.
Отчасти сохранилась (вслед за художниками XVI века Питером Артсеном и Иоахимом Бейкеларом) традиция изображения хозяйки дома, кухарки или слуг, однако всё чаще они передвигались на второй план. Предметы имеют строго определенное место и значение. Группа детей стоит под окнами и радостно приветствует кукольного шута на балконе. В свою очередь увлечение иллюзионистской передачей натуры привело к возникновению особого вида натюрморта — так называемых «обманок» (trompe lil). В Харлеме возник самый популярный вид голландского натюрморта – «завтрак».
Выбор тона и освещения навевает сосредоточенность. Юриан ван Стрек (1632 -1687) любил, как и Калф изображать изящные предметы и изысканные завтраки. Художники обращали внимание на внешнюю сторону, позы, костюмы. Человек и природа были объектами наблюдения и изображения голландских художников. Шут – неотъемлемый атрибут народных праздничных гуляний. Жанр «завтраков» Среди голландских картин нередко встречаются вещи бездушные, но технически выполненные вполне добротно или произведения в целом малопривлекательные, но поражающие совершенством выполнения отдельных частей, в особенности деталей натюрморта.
Это метафора бегства от распутной жизни, полной чувственных радостей. Ян Давидс де Хем имел мастерскую с большим количеством учеников и помощников. Но, пожалуй, ярче всего мироощущение Рембрандта этих лет передает известный «Автопортрет с Саскией на коленях» (около 1636).
Феерический, сказочный мир. В 40—50-е годы неуклонно растет рембрандтовское мастерство. На рембрандтовском полотне люди объединены между собой действием, все представлены в естественных позах их внимание обращено на главное действующее лицо — доктора Тульпа, демонстрирующего у «разъятого» трупа строение мышц. суета сует).
Большая часть художников имела чрезвычайно узкую специализацию. В представленном ниже still life тема кабинета художника и «vanitas» (тщетность жизни, суета), сочетаются в единой композиции, как, например, в задумчивых, меланхоличных картинах Геррита Доу. Отсюда широкий диапазон живописи этого столетия, «узкая специализация» по отдельным видам тематики: портрет и пейзаж, натюрморт и анималистический жанр. Ван Гог писал много необычных натюрмортов.
Именно в этот период на основе реалистических достижений голландской живописи первой половины века и открытий Рембрандта в области светотени и колорита расцвело искусство самого выдающегося из натюрмортистов Голландии – Виллема Калфа. о банкротстве. Недавнее присутствие человека ощутимо в беспорядке, естественности, с которыми расположены только что служившие ему вещи. В лице апостола угадываются черты самого художника.
Каждый изображенный предмет транслирует определенную идею: улитка и ящерица в данном случае указывают на смертность всего земного тюльпан, лежащий возле миски с плодами, символизирует быстрое увядание раковины, разбросанные на столе, намекают на неразумную трату денег а обезьяна с персиком указывает на первородный грех и порочность. Карманные часы вошли и в иконографию классического голландского натюрморта типа Завтраков. За два года до смерти, в 1664 г., Хальс снова возвращается к групповому портрету.
Адриан ван Остаде (1610-1685) изображает обычно теневые стороны быта крестьянства («Драка»). 30-е годы — время наивысшей славы, путь к которой открыла для живописца его большая заказная картина 1632 г. — групповой портрет известный в науке как «Анатомия доктора Тульпа» или «Урок анатомии». Практически во всех натюрмортах присутствует изображение карманных часов, которые, как и в жанре «суета сует», напоминают о скоротечности времени82. Флорис ван Схотен (ок.
Чертами добродушного юмора овеяны образы крестьян в картинах Адриана ван Остаде. — расцвет художественной школы 3) 1670-е гг. Неторопливо уверенна в движениях, обаятельна и естественна женщина из народа в картине «Служанка с кувшином молока», пронизанной светлым оптимизмом (1657—1660, Амстердам, Рейксмузеум) и воссоздающей особую, опоэтизированную атмосферу повседневной жизни. Большие размеры композиции, вытянутой по горизонтали, широкое уверенное письмо интенсивные, насыщенные цвета (желтый, красный, синий и т. д. ) создают монументальный характер изображения.
Оно занимает большую площадь – целых две трети холста. Именно здесь идея всепрощающей любви к человеку, к униженным и страждущим — идея, которой Рембрандт служил всю свою жизнь, — находит наивысшее, совершеннейшее воплощение. Важное место в нидерландской живописи занял философски-нравоучительный натюрморт, получивший латинское название «vanitas» («суета сует»— аллюзия на Экклезиаста).
Его комнаты с полуоткрытым окном, с брошенными ненароком туфлями или оставленной метлой часто изображены без человеческой фигуры, но человек здесь незримо присутствует, между интерьером и людьми всегда есть связь. Замедленный ритм жизни, выверенность распорядка дня, некоторое однообразие существования прекрасно передает Габриэль Метсю (1629—1667) («Завтрак», «Девушка за работой»). Впечатление цельности композиции поддерживается единым серо-коричневым колоритом. Руки молодых людей почти соприкасаются в стремлении удержать бокал лимонада.
Это автопортрет в юности, автопортрет в старости, портрет старика (раввин) Во многих поздних работах художник погружает всю поверхность холста в сумрак, акцентируя внимание зрителя на лице. Содержание корзины говорит о радостях и горестях человеческой жизни, которые постоянно сменяют друг друга. Справа мы видим оконный проем, в котором можно разглядеть городскую площадь. В умелой компоновке предметы показаны так, что ощущается как бы внутренняя жизнь вещей (недаром голландцы называли натюрморт «still leven» — «тихая жизнь», а не «nature morte» —«мертвая природа»). Не случайно выходит теперь из моды искусство Хальса.
Жизнь голландцев протекала в основном именно в доме. Это некрасивое тело было передано предельно реалистично.
Воля девушки немного скована жестом и взглядом старухи, которая подталкивает ее к мужчине. Это был вполне обычный для того времени наследственный путь художника. На тематику и становление натюрморта влияло не только время, но и локальные особенности того или иного города. Возможно, моделью для ангела являлся Титус. На это указывают привязанные к корзине деревянные красные башмачки. Наряду с масштабными декоративными полотнами «охотничьих трофеев» получил широкое распространение и «камерный» охотничий натюрморт. Отказ от них – один из способов спасти душу.
И Рембрандт в этот период во многом находится под влиянием итальянского барокко. Мальчик отпрянул в ужасе: он подумал о том, что вместо сладостей получит удары розгами. Нидерландский натюрморт XVII века. Университетский Лейден создал и усовершенствовал «учёный натюрморт» типа «vanitas», (от лат.
В XVII веке голландская школа живописи стала одной из ведущих в Европе. В 1690 году Ян ван Хейден, вместе со своим сыном — тоже Яном — создает серию гравюр «Пожары Амстердама» (вот так и получается Ян I, Ян II и путаница по этому поводу). В центре букета мы видим символы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки. Венчают композицию два крупных цветка имеющие положительное значение. «Еврейское кладбище», представляет запущенную местность. В портретах Хальса позднего периода (1650-60е годы) исчезает беззаботная удаль, энергия, напор в характерах изображенных лиц.
Расположение предметов и их выбор неслучайны. Групповой портрет под кистью Рембрандта перерос в героический образ эпохи и общества. Рембрандт изображает простой быт, простых людей, как в полотне «Святое семейство» (1645): лишь ангелы, спускающиеся в полумрак бедного жилища, напоминают нам о том, что это не обыкновенная семья.
например «пейзаж с конькобежцами» – изображен замерзший канал, – почти три четверти поверхности автор отдал изображению неба — облачного, зимнего северного неба. Небывалого расцвета достигла в этот период и голландская живопись. Назначение виртуозно написанных цветочных композиций было многообразным. В картинах этого жанра как будто ничего не происходит. Художник смотрит на родной город в летний день после дождя.
Следует отметить, что ван Бейерен писал также морские виды. Бытовая живопись становится одним из ведущих жанров, создатели которого в истории получили наименование «малых голландцев», то ли за непритязательность сюжетов, то ли из-за малых размеров картин, а может быть и за то и за др. Порой художник включал в произведение то или иное латинское изречение на тему «суета сует» (Vanitas vanitatum, Memento mori, Sic transit gloria mundi ит. д. ). Тема Цветы и фрукты, включает, как правило и разнообразных насекомых. Любимая тема их натюрмортов – так называемые завтраки.
В Завтраке с омаром В. Хеды предметы самой различной формы и материала – кофейник, бокал, лимон, фаянсовое блюдо, серебряная тарелка и др. В осанке мужчины читаются холодная властность и высокомерное презрение ко всем. К середине 1660-х годов Рембрандт завершает свое самое проникновенное произведение — «Возвращение блудного сына».
Большое количество произведений в жанре «роскошного» натюрморта создал ученик Франсуа Рейкхалса, выдающийся мастер натюрморта Виллем Калф (1619—1693). С другой стороны, порхающая бабочка и плоды: гроздья винограда, яблоки, персики и груши — говорят о бессмертии души и искупительной жертве Христа. Одно из самых сильных произведений позднего Хальса 150 мужской портрет из Метрополитен-музея в Нью-Йорке (1650-1652). В ранних своих работах художник часто использует асимметричную композицию и символику, характерную для натюрморта-ванитас: подсвечник с недогоревшей свечой, карманные часы, опрокинутый кубок. Шут — неотъемлемый атрибут народных праздничных гуляний. Когда же он изображает людей, то намеренно подчеркивает некий застывший ритм изображает жизнь как бы замершую, столь же неподвижную, как и сами вещи («Хозяйка и служанка»-светл произв, открыт прост-во. Минимальн сюжеты. Индивидуальн образы обощены. Осн тума-спокойн движ жизни. Вр остановилось, «Дворик»).
Такой жанр отражал поведение и общение людей, принадлежащих к различным сословиям. Мальчик отпрянул в ужасе: он подумал о том, что вместо сладостей получит удары розгами. Строгих правил, как читать натюрморт, конечно, не существовало и зритель угадывал на холсте именно те символы, которые хотел видеть. stilleben, англ. После удачной женитьбы в 1661 году ван Хейден поселяется в самом центре Амстердама, на каналеХеренграхт, в живописном и богатом месте, которое вдохновило его на создание архитектурных пейзажей. Весь этот период овеян романтикой.
Для Голландии типично разделение не только на жанры, но и на многочисленные подвиды. Так было, например, с «Данаей», которую он написал еще в 1636 г. Уже и тогда было высказано в этом образе главное: чувственное начало, языческое, в какой-то степени «тициановское» было в ней лишь частью общего в выражении сложных душевных переживаний, единого душевного порыва. Природа у Рейсдаля предстает в динамике, в вечном обновлении. На картинах всё чаще появляются серебряная и золочёная посуда, китайский фарфор, делфтский фаянс, венецианское стекло, восточные скатерти и ковры, южные фрукты, омары и прочие дорогие и изысканные яства, а скупой колорит монохромных «завтраков» сменяется красочным и тёплым7675. Термин «малые голландцы» принят преимущественно в отечественном искусствоведении. Книга, которая выдвинулась из пространства картины и вот-вот упадет, муха, севшая на вазу, которую хочется прихлопнуть – типичные сюжеты для картины-обманки.
Происходит подъём таких жанров как: бытовой жанр, портрет, пейзаж, натюрморт. Жизнь голландцев протекала в основном именно в доме. Питер Клас и Виллем Хеда чаще всего изображали так называемые завтраки: блюда с окороком или пирогом на относительно скромно сервированном столе.
Наибольшее значение в культуре Голландии 17 в. имела живопись. Рядом с мальчиком мы видим корзину с подарками, которые он получил ко Дню святого Николая. В 40 – 50-е годы бытовая живопись является одним из главных жанров, авторы которого в истории обрели наименование малых голландцев то ли за безыскусность сюжета или же из-за малых размеров картин, а может быть и за то и за другое.
Образцом его работы в этом жанре может служить пейзаж в глубине рассматриваемой картины. Стремление к красочности характерно также для роскошных натюрмортов Абрахама ван Бейерена. Бытовой жанр сложился в двух разновидностях 151 крестьянский и бюргерский (городской) жанр.
Эмануэл де Витте«Рынок в порту». Новаторские достижения «малых голландцев» составляют светский реализм, обращение к отображению в картинах реального окружающего мира и человека без подведения под определенный идеал, сложение развитой и очень дифференцированной системы жанров, разработка системы тональной живописи. Голландцы хотели видеть в картинах весь многообразный мир. Эта черта проявилась нагляднее в натюрморте.
Многие мастера объединяли в своих работах две разновидности натюрморта— «иллюзионистский» и «охотничий». Виллем Клас Хеда (1594 -1682), автор Завтрака с омаром (1648), – второй ведущий мастер жанра монохромных завтраков. Внутри жанра натюрморт образовались чёткие разделения: натюрморт «завтрак», цветочный, морской, научный – «vanitas» (от лат. «Матфей и ангел» (1661).
Писал он и цветы на тёмном фоне, отдавая предпочтение розам. В 10—30-х годах Хальс много работает в жанре группового портрета. Необычайно усложняется и обогащается его техника офорта. Например, гарлемские художники натюрморта к так называемым «завтракам» – Питер Клас (1598 150 1661), Виллем Хеда (1594 150 1680). Ян Хейден родился в Гронингхеме (Нидерланды), в меннонитской семье в 1637 году.
Вершиной голландского реализма итогом живописных достижений голландской культуры является творчество Рембрандта. В сумрачный колорит (черное, серое и белое) особое напряжение вносит розовато-красное пятно ткани на колене одного из регентов.
Одни мастера пишут сцены из быта бюргеров и офицеров – Питер де Хоох (1495 150 1562), Герард Терборх (1617 150 1681), Габриэль Метсю (1629 150 1667), вторые – из крестьянской жизни – Адриан ван Остаде (1610 150 1685), третьи – сцены из быта учёных и врачей – Геррит Доу (1613 150 1675) пейзажисты – Ян Порселлис (1584 150 1632), Симон де Влигер (1601 150 1653) изобразители лесных уголков – Мейндерт Хоббема (1638 150 1609), мастера интерьера – Питер Янсенс (1623 150 1682). Обычно это изображения без какой-либо увлекательной фабулы. Расцвет пейзажной живописи в голландской школе относится к середине XVII в. Крупнейшим мастером реалистического пейзажа был Якоб ван Рейсдал (1628/29—1682), художник неистощимой фантазии.
его изображения наиболее многочисленны. Девушка, вероятно, собирается на свидание. Эти изображения рыб не несут никакого подтекста – они воспевают богатство Фландрии. Колорит сдержан и изыскан (В. Картина — шедевр де Витте. XVII век принято называть Золотым веком Голландии.
Сложнее становятся композиционные построения, декоративнее – краски. странности фигур и их внезапное появление среди полной темноты – всё это случайный результат эффекта, задуманного вопреки правдоподобию, осуществлённого вопреки всякой логике". Композиция в высшей степени динамична, построена по всем правилам барокко. Если у Рембрандта материальность исчезает и растворяется в свете и тьме, то у Вермеера, наоборот, подчёркивается материальная значимость каждого предмета.
В центре букета мы видим символы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки. Если позволяло мастерство, они создавали «обманки» или «тромплей», от французского trompe-loeil – обман зрения. Можно считать, что именно монохромные «завтраки» стали первым по-настоящему самобытным видом голландского натюрморта30. org/w/ind ex.
Цветы, запечатленные рукой мастера, говорят особым, чувственным, языком и сообщают живописному произведению гармонию и ритм. Голландские художники создавали впечатление естественного «беспорядка» в расположении вещей: они показывали разрезанный пирог, очищенный лимон с висящей спиралью кожурой, недопитый бокал вина, горящую свечу, раскрытую книгу 150 всегда кажется, что кто-то касался этих предметов, только что пользовался ими, ощущается незримое присутствие человека. Моделями выступают товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652 Герард де Лересс, 1665 Йеремиас де Деккер, 1666), солдаты, старики и старухи151 все те, кто подобно автору прошёл через годы горестных испытаний.
Родоначальниками жанра были фламандские художники Франс Снейдерс и Адриан ван Утрехт74. На картине Яна Давидса де Хема Ян Давидс де Хем (1606 – 1684) – голландский художник известный своими цветочными натюрмортами. Художественное наследие Рембрандта отличается многообразием жанров. Несравнимо живее написан натюрморт Закуска, созданный в более ранние годы. Простота быта и облика людей не заземляют тему. Портретпьяной старухи, «гарлемной ведьмы», содержательницы харчевни Малле Баббе (начало 30-х годов), с совой на плече и пивной кружкой в руке, носит черты жанровой картины.
«Рыбная лавка» изображено множество рыбы. Ещё одна работа Питера де Хоха — «Материнские заботы» Зрителя как будто пригласили в голландский дом, где он может увидеть, как люди жили в ту пору. Важную роль светотень играет и в работах Жака де Клаува (1620— после 1679), где яркий солнечный свет контрастирует с мрачными черепами и распятиями и в натюрмортах Адриана ван дер Спелта (1630—1673), у которого она также создаёт иллюзию объёма63.
Композиция строится в большой степени на равновесии цветовых звучаний. Настоящим певцом этой темы стал Питер де Хох (1629—1689). Отказ от них — один из способов спасти душу. и, как правило, создавались для украшения дворцовых столовых. XVII век принято называть Золотым веком Голландии. Интересно, что ведущее место в голландской живописи заняли жанры, относившиеся в то время к «низшим»— бытовая картина, натюрморт и пейзаж.
В Гааге, центре морского промысла, работали создатели «рыбного» натюрморта Питер де Пюттер и Абрахам ван Бейерен, а в университетском городе Лейдене пользовался популярностью «философский» натюрморт с изображением черепа и песочных часов, напоминавших о бренности земного существования87. Придав Данае новый жест поднятой руки, он сообщил ей большую взволнованность, выражение радости, надежды, призыва. — утверждение реализма в национальной живописи 2) 1640-1660-е гг. От оранжево-красных тонов фона — это все единый живописный поток, воспринимающийся как выражение единого чувства.
Голландские мастера создавали гениальные композиции и умели так точно изобразить форму, цветовые переливы, объем и фактуру предметов, что те как бы хранили динамику действий человека. Большой натюрморт Рыбы на берегу моря принадлежит ученику де Пюттера, лучшему живописцу рыб Абрахаму ван Бейерену (1621 -1690).
Рыбный натюрморт – это аллегория водной стихии. Но в этом доме не всё так просто. Термин «застывшая жизнь» (голл. Так, например, в быстро развивающемся Харлеме с его крепкими объединениями горожан сложился тип тонального натюрморта, а в средоточии хозяйственной и культурной жизни Голландии— Амстердаме— возникли роскошные «десерты» Кальфа и Стрека. Чувство собственного достоинства соединяется в нем с безмерным честолюбием.
«Камерные» охотничьи натюрморты создавали также художники, работавшие в иных жанрах натюрморта: Абрахам Миньон, Абрахам ван Бейерен, Якоб Билтиус. На рубеже раннего периода творчества художника и его творческой зрелости предстает перед нами одно из самых знаменитых его произведений известное как «Ночной дозор» (1642) — групповой портрет стрелковой роты капитана Баннинга Кока. у основания вазы художник изобразил символы бренности: увядшие и сломанные цветы, осыпавшиеся лепестки и засохшие стручки гороха. Но не портретное сходство пленяет нас в этих произведениях Хальса.
В такой манере пишет Балтазар ван дер Аст. Для работ «амстердамского» периода, более всего прославивших имя Калфа, характерен вертикальный формат, присутствие китайской фарфоровой посуды и ограниченный репертуар изображаемых предметов, в число которых непременно входит серебряный поднос. Все здесь вызывало недоумение и раздражение публики и можно сказать, что с этой картины начинается и ежеминутно углубляется конфликт художника и общества. В этом жанре ван Хейден работал в начале и в конце своей художественной жизни. «Завтраки» Хеды сменяются роскошными «десертами» Виллема Кальфа.
Настоящим певцом этой темы стал Питер де Хох (1629—1689). Одновременно Голландия – важнейший центр европейской культуры. Голландцы его называли «stilleven». Особенностью голландского натюрморта это чёткое разделение его по определённым видам и территориальным принципам: натюрморт «завтрак» писали в Харлеме, цветочный в Утрехте, морской в Гааге в городе рыболовов и моряков, научный – «vanitas» (от лат.
Плоды и омар на столе (1940) – одна из лучших работ Рейкхалса. Особую поэтичность у малых голландцев приобретает интерьер. Старые города горели часто и беспощадно. Картины украшали общественные здания, бюргерские и даже крестьянские дома были предметом коллекционирования, продавались на ярмарках и у специальных торговцев, а также шли на экспорт и даже использовались как предмет капиталовложения и средство платежа. Де Хем и, вслед за ним, многие другие авторы «ванитас» отводили важную роль контрасту света и тени, символизировавшему борьбу жизни и смерти.
Детали сведены к минимуму, тщательно продуманы и осмыслены жесты, позы, наклон головы. Тщательная проработка деталей вкупе с утонченной цветовой гаммой и идеально построенной композицией делали их картины бесподобными. stilleven, нем. В своей совокупности эти отдельные сюжеты характеризуют и пристальный интерес голландцев к сюжетам повседневной жизни и их любимые занятия и увлеченность экзотикой дальних земель (в композициях присутствуют диковинные раковины, фрукты).
Яркие представители этого течения были Николас Гиллис, Флорис Герритс ван Схотен, Флорис ван Дейк, Ханс ван Эссен, Клара Петерс, они изображали яркие, обильно наполненные яствами столы, более скромные «монохромные завтраки» писали уже такие харлемские художники как Питер Клас, Виллем Клас Хеда и их последователи амстердамские мастера Ян Янс Трек и Паулюс ван ден Бос, они в свою очередь использовали предметы домашнего обихода: курительные трубки, табакерки, оловянные тарелки, цинковые кувшины, стекло, серебряные или позолоченные кубки, мясо или морепродукты. Новое представление стал иметь жанр бытовой живописи – жанровая живопись. В них выражены идеалы молодой республики, чувства свободы, равноправия, товарищества. До этого художники называли подобные картины, описывая сюжет: «Маленький завтрак», «Букет цветов», «Охотничий трофей», «Суета сует». Этапы гол живоп:1)становл 1609-1640. 2)расцвет 1640-1660. 3)кризис и упадок-посл треть 17.
– сопоставлены друг с другом так, чтобы выявить особенности и привлекательность каждого.
Только морским пейзажем (мариной) занимался ЯН П О Р С Е Л Л И С. Пауль Поттер-пишет пейзажи и помещает туда животных. Собака на цепи. Натюрморт (стиллайф). Одним из родоначальников жанра стал мастер из Утрехта Ян Давидс де Хем (1606—1684). Их живописные творения получили популярность и известность во многом благодаря тому, что они мастерски умели изображать цветы и фрукты.
Жан Кальвин Жан Кальвин (1509 – 1564) – реформатор церкви и основатель одного из течений протестантизма.
Адриана», 1627 и 1633 «Стрелковая гильдия св. Работам Миньона свойственна декоративность и гладкая манера письма107.
Периодически в художественных школах становится традиционным определённый жанр. Новый этап жанровой живописи начинается в 50-е годы и связан с так называемой дельфтской школой, с именем таких художников, как Карел Фабрициус, Эммануэл де Витте и Ян Вермер известный в истории искусства как Вермеер Делфтский (1632— 1675). Блестящая влажная чешуя, насыщенный водяными парами воздух, свет и тени, бегущие по песчаным дюнам и синевато-серой поверхности воды, по рыбацким парусникам и фигурам моряков на берегу, создают правдивую картину жизни голландского побережья. Ранняя картина Вермера «У сводни» (1656) необычайно велика по размерам, монументальна по форме, звучна по цвету больших локальных пятен: красной одежды кавалера, желтого платья и белого платка девушки.
Картина Яна Баумана «Цветы, фрукты и обезьяна» — хороший пример смысловой многослойности и неоднозначности натюрморта и предметов на нем. 1600—1670). Среди них амстердамские мастера Ян Янс Трек (ок.
Охотничий рог символизирует богатства, которые невозможно взять с собой в иную жизнь. Интерес к символике и эмблематике был в ХVII веке особенно велик, особенно в Голландии. В истории многочисленных разновидностей жанра натюрморта Калфу выпала задача завершить создание роскошного натюрморта, который занял видное место в изобразительном искусстве второй половины ХVII века. «Малые голландцы» отразили в своих работах мир предметов, живущих своей тихой, застывшей жизнью. Заметим, что окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы — символ христианства и Христа.
Колористическое единство здесь особенно поражает. Эпилогом творчества Рембрандта можно считать его знаменитую картину «Блудный сын» (около 1668-1669), в которой с наибольшей полнотой проявились этическая высота и живописное мастерство художника. В картине «Бокал лимонада» Терборх в отличие от своих предшественников создает целомудренный образ девушки. Когда же он изображает людей, то намеренно подчеркивает некий застывший ритм изображает жизнь как бы замершую, столь же неподвижную, как и сами вещи («Хозяйка и служанка», . Наряду с де Хемом и ван Хёйсумом представителем «светлой» манеры цветочного натюрморта был работавший в Голландии немецкий художник Абрахам Миньон.
Справа мы видим оконный проем, в котором можно разглядеть городскую площадь. Натюрморт (Stilleven -- что по-голландски означает -- тихая жизнь) – это своеобразная и достаточно популярная ветвь голландской живописи. Становится необычайно распространенным голландский натюрморт с цветами. Реализм его картин не соответствовал вкусам общества. Учёный натюрморт. Это является вершиной развития голландского искусства XVII века.
Что ж, теперь о натюрмортах. 40—50-е годы — это пора творческой зрелости. Из-за того, что дома или перекрытия домов были деревянными из-за скученности центральной застройки города из-за того, что пожарные машины были весьма несовершенны. Свет и тень создают в них поистине ирреальное, мистическое ощущение. Иногда эти маленькие картины окрашены большим лирическим чувством.
Он часто в этот период обращается к прежним произведениям, чтобы их переделать по-новому. Эта композиция очень отличается от других картин. Мирной тишиной трудовой жизни, святостью материнства веет от этого полотна. Это самое яркое пятно на полотне именно на простыню падает свет, освещает всё вокруг и объединяет композицию.
Их работы характерны идеализированным образом быта голландской буржуазии. Питер Клас (около 1597— 1661), Виллем Хеда (1594—1680/82) чаще всего изображали так называемые завтраки: блюда с окороком или пирогом на относительно скромно сервированном столе. Он много занимается рисованием. Художники стремились не только максимально натуралистично изобразить убитых животных и птиц, но и передать фактуру и краски птичьего оперения.
Именно в «завтраках» художник выработал свой стиль, для которого характерен небольшой набор изображаемых предметов, колорит в едином серебристо-сером тоне с тонкостью светотеневых градаций и бликами света на металлической или стеклянной посуде31. На первый взгляд, сочетание растений и животных кажется случайным. И персики и вишни и виноград исполнены очень точно, но безжизненно. Чрезвычайно прост мотив картины «Улочка» (около 1658, Амстердам, Рейксмузеум), вернее, ее маленькой части, с фасадом кирпичного дома изображенной в серый, пасмурный день. Важной темой голландского искусства является частная жизнь обыкновенного человека.
Женщина объясняет ребенку, что послушные дети получают подарки, а дурные – наказание. Это были первые попытки искусно изобразить предметный мир быта человека в картине, уходя от религиозных и мифологических композиций, эти попытки приводили к выявлению новых законов в живописи, которые до сих пор используются при создании натюрморта. Главной и почти единственной темой его творчества были рыбы, даже лишь два их вида: щука и окунь.
Здесь есть окуни и осетры, караси, сомы, семга и другие дары моря. Его возникновение объясняется двумя причинами: во-первых, небольшими размерами холстов во-вторых интересом живописцев XVII века к «малым», камерным сюжетам, преимущественно из повседневной жизни. На языке символов клетка означает тайную страсть, которая может вырваться наружу. wikipedia. Справа в глубине изображена таверна.
Голландцы писали свою, своеобразную красоту природы родного края. Примечательнейшая черта творческой манеры Хальса 150 это способность передать характер через индивидуальную мимику и жест, словно пойманные на лету – «Веселый собутыльник», «Мулат», «Улыбающийся офицер» (приложение рис. Натюрморты Питера Класа и Виллема Хеды, окутанные холодным рассеянным светом, с почти монохромной красочной гаммой или написанные позднее натюрморты Виллема Кальфа, где по воле художника золотистое освещение вызывает к жизни из полумрака формы и живые краски предметов. Георгия», 1627).
Самым близким к нему человеком в те годы, по-видимому, Титус, т. к. Он писал в основном небольшие натюрморты с букетом в вазе (фарфоровой или стеклянной), поставленной в нише или на подоконнике окна. Выбор композиции подчеркивает единство человека и окружающей его среды.
Перспективу даёт диагональ композиции, воздушная дымка — дальний план. В эти же З0-е годы Рембрандт впервые серьезно начинает заниматься графикой, прежде всего офортом. Историю голландской живописи XVII в. прекрасно демонстрирует эволюция творчества одного из крупнейших портретистов Голландии Франса Халса (около 1580-1666). Он не следовал общей тенденции и не стремился к эффектности и декоративности.
Ещё одним новшеством, которое ван Алст принёс в цветочный натюрморт, стала асимметричная композиция букета104. Хальс изображает их обычно в товарищеской пирушке, в веселом застолье. Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста.
24, 25). — начало 18 в. — упадок искусства Голландии. Уже в начале 1640-х годов его живопись становится слишком необычной для голландских бюргеров. Мастер прямо говорит об этом, поместив в композицию клетку.
Художник любил эмоциональные состояния, полные динамики. Иногда он добавлял в натюрморт жанровые элементы: вазы у него порой качались и падали. Каждый день она мыла то одну то другую комнату, начищала всё до блеска.
1680). Например, цикл времен года (где с помощью аллегорий изображались лето, осень, зима и весна) или цикл первостихий (огонь, вода, земля и воздух). Писал Вермеер очень медленно и оставил потомкам всего около 40 картин.
В 50 150 60 годы XVII века тематика жанровых картин сужается, меняется их строй. С 40-х годов в его творчестве сатирические ноты все чаще сменяются юмористическими («В деревенском кабачке», 1660). Цвет приобретает звучность и интенсивность. Художник выступает историографом целой эпохи.
Никаких внешних эффектов в произведениях этого периода нет. Так и появляется определенная разновидность такого натюрморта как «охотничьи трофеи», такие натюрморты несут новое содержание, говорящие об охоте не как о промысле, а как о развлечение высшего общества. Питер Клас (1597 -1661) был первым мастером, сосредоточившим все свое внимание на изображении предметов, окружающих человека в его повседневной жизни. Теперь обратим внимание на задний план. Так называемые «рыбный» и «кухонный» натюрморт отражали скромные пуританские вкусы демократических слоёв в первой половине столетия6. Словно на витрине, расставлены перед зрителем кухонная утварь, цветы, фрукты, предметы быта — возможно, чтобы рассказать о благосостоянии родины, ведь эстетика натюрмортов была приятна и иностранцам, приобретавшим картины для украшения своего дома.
Уффици располагает тремя работами великого мастера. Иногда изображение застывшей натуры требуется импрессионистам лишь в качестве дополнения. 1606 -1652) и Паулюс Ван Ден Бос (1614 -1664). titleD 091 D 0B 0D 0B 9D 0BB D 0B 8, D 094D 0 B 0D 0B 2D 0B 8D 0 B 4actioneditredlin k1 Лейдене жанр «учёного» натюрморта, получает название «суета сует» или «memento mori» и является наиболее интеллектуальным видом натюрморта, требующим от зрителя знания Библии и традиций религиозной символики (характерны картины Питера Стенвейка и Давида Байли). Главной особенностью голландской живописи является определённая классификация по жанрам – бытовой или по-другому так же называют «комнатная живопись, натюрморт, пейзаж, портрет. Одна маленькая деталь притягивает на себя внимание –это простыня в центре композиции.
Позднее письмо Вермера стало более сплавленным, гладким, построенным на нежных сочетаниях голубого, желтого, синего, объединенных удивительным жемчужным, даже жемчужно-серым («Головка девушки»). Рейсдаль не пользовался в свое время успехом. Лаконичная живописная палитра построена, однако, на тончайших градациях.
Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. В качестве антуража в его картинах помимо мелких животных встречаются раковины. Весьма самобытным художником был Адриан Корте из Мидделбурга— «чистый солирующий голос финала голландской симфонии натюрморта»109. Термин «малые голландцы» принят преимущественно в отечественном искусствоведении.
Женщина объясняет ребенку, что послушные дети получают подарки, а дурные — наказание. Помимо сына мастера Корнелиса де Хема (1631—1695), усвоившего многие живописные приёмы отца, его прямыми учениками были Питер де Ринг, Николас ван Гелдер, Йоханнес Борман, Мартинус Неллиус, Маттейс Найвё, Ян Мортел, Симон Люттихёйс, Корнелис Кик. Но страницы книги загнуты, а рисунок помят.
Своих героев он часто находил среди голландской бедноты. Его Рыбы и кувшин на столе, простое по композиции и скупое по цвету произведение, привлекательно именно благодаря своей лапидарности. Это период, когда он впервые обращается и к офорту.
Формально голландский художник свободен в своем искусстве, но рыночный спрос, отражавший вкусы господствующего класса, предопределял зависимость художника от буржуазного общества. Картины увеличиваются в размерах, они поражают количеством разнообразных текстур. Теперь обратим внимание на задний план. Ощущение наполненности пейзажа воздухом мастер создаёттонкими градациями цвета: в глубине цвет теряет свою звучность и отчётливость. Приготовление напитка является лишь предлогом для их близости. Дева Мария протягивает последний ломоть хлеба нищей девочке. Утрехт стал родиной пышных и красочных натюрмортов с цветами.
Эта тема в полной мере получила свое воплощение в жанровой картине. суета сует) писали в университетском Лейдене, «кухонный» в Роттердаме и натюрморт с мёртвой дичью является примером изменения положения в общественной жизни людей.
Херман Сафтлевен Младший (1508 -1685), обратившийся к этому жанру под влиянием старшего брата, Корнелиса, уделяет большое внимание пространственной характеристике среды. Но Рембрандта не устраивала внешняя правда. Подобного рода «обманки» изображали битую дичь и охотничьи снасти. В этот праздник, как и на Рождество, детям дарят подарки. Вот улитка — она ассоциируется с душой грешника.
По праву шедевром живописи Остаде считается его «Художник в мастерской» (1663), в котором художник прославляет творческий труд, не прибегая ни к декларации, ни к патетике. А поскольку он еще не может объединить это пестрое зрелище в единую картину средствами самого натюрморта (их еще нет. ), он привносит в натюрморт присущие другим жанрам живописи литературный сюжет и механическое движение. В этом стиле создавали свои произведения Корнелис Лелиенберг (1626— после 1676), ученик Алста Виллем Гау Фергюсон (около 1633— после 1695), Хендрик де Фромантью (1633/1634— после 1694) и Питер Харменс Верелст (1618—1678), а также его сын Симон Питерс Верелст (1644—1721).
В 1636 году художник переехал в Антверпен и попал под влияние фламандской живописи. К травлению он прибавляет технику «сухой иглы», по-разному наносит краску при печатании иногда вносит изменения в доску уже после получения первых оттисков, отчего многие офорты известны в нескольких состояниях. К началу 18 века голландский натюрморт тяготеет к впечатляющей эстетике деталей.
Они становятся спокойнее, лиричнее, задумчивее. Малые голландцы. Охотничьи трофеи -- это, прежде всего, охотничьи трофеи -- битая птица и дичь. Сельдь – еще один символ Христа – напоминает о посте и постной пище. Однако постепенно тема «завтраков» стала основной в творчестве Класа.
Характер их вклада определился конкретными условиями культурноисторического прядка. Вот таким образом 1625—1632 годы обычно называются лейденским периодом его творчества.
Это и этюды с натуры, эскизы для картин и подготовки для офортов. Демократичным бытописателем, занимательным рассказчиком был Ян Стен. Самым занимательным рассказчиком в картинах такого рода был Ян Стен (1626-1679) («Больная и врач», «Гуляки»). Язык барокко наиболее близок выражению этого приподнятого настроения. Его возникновение объясняется двумя причинами: во-первых, небольшими размерами холстов во-вторых интересом живописцев XVII века к «малым», камерным сюжетам, преимущественно из повседневной жизни.
В 30-е годы Рембрандт впервые серьезно начинает заниматься графикой, прежде всего офортом. Бейерен, конечно, знал работы своих фламандских современников А. Адриансена и Ф. Снейдерса (на это указывает его стремление к монументальным композициям), но декоративное начало фламандского натюрморта было ему совершенно чуждо. Так называемый «кухонный натюрморт» получил широкое распространение как в Голландии, так и во Фландрии. Он переписал заново центральную часть с героиней и служанкой.
В эстетике 17-18 вв. Хеда. Интересно, что ведущее место в голландской живописи заняли жанры, относившиеся в то время к «низшим» – бытовая картина, натюрморт и пейзаж.
Начиная с 1650-х годов популярность набирает новая разновидность натюрмортного жанра— «роскошный» натюрморт (нидерл. pronkstilleven). В ней необычно яркий и тревожный свет. В «Святом семействе» таким объединяющим пятном служит красное одеяло на колыбели. Колорит его картин становится почти монохромным. В 19 в. им пользовался Т. Торе (У.
Задуманный как обман зрения этот мотив деликатно введен в живописую ткань картины, подчеркивая глубину пространства и оживляя колорит. Часть уже разделана, часть ожидает своей очереди. Художник создает устойчивую позу мужчины, показывая его ногу, его опору на колено. Эти образы указывают на то, что искусство вечно.
Все новые черты пейзажного стиля воплотил в своих картинах Якоб ван Рейсдаль (16291511682). Везде чистота, голландцы вообще знамениты своей любовью к кристальной чистоте. Эта сценка вторит основной идее натюрморта и отсылает к Притче о блудном сыне. Это настроение выражено в одном автопортретелуврского собрания 1634 г. и в портрете Саскии из музея в Касселе (этого же года), а также в эрмитажном изображении Саскии в образе Флоры. Их окружают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым) пышные розы и маки, напоминающие о недолговечности жизни.
Харменс ван Рейн Рембрандт (1606-1669) родился в Лейдене, в семье довольно зажиточного владельца мельницей и после латинской школы недолгое время учился в Лейденском университете, но оставил его ради занятий живописью сначала у малоизвестного местного мастера, а затем у амстердамского художника Питера Ластмана. Натюрморт с фруктами Б. ван дер Аста иллюстрирует раннюю стадию голландского натюрморта, для которой характерен подбор несколько необычных объектов изображения: диковинных раковин, экзотических птиц и плодов, ярких, пестрых насекомых и цветов. Кроме того, кухонный натюрморт был популярен среди художников Делфта40. Книга раскрыта на изображении географической карты, где показаны укрепленияБерген-оп-Зом. php. Художник предельно ограничивает себя в цвете.
Именно Питеру Класу принадлежит честь открытия тона и световоздушной среды, а также он является создателем такого течения в натюрморте как «монохромные завтраки». Известно, что Босхарт также выполнял на заказ зарисовки экзотических растений с натуры16. Такова позиция и Франсуа Рейкхалса (после 1600 -1647), у которого на картине Кухня (1638) хозяйка совсем затерялась среди кучи овощей и кухонной утвари. Огюст Ренуар написал за свою жизнь целую галерею прекрасных воздушных натюрмортов. Натюрморт с фруктами (1681) Виллема ван Алста (1626 – после 1683) отличается исключительно высоким и виртуозным, но уже несколько холодным мастерством.
Рыба изображённая на холсте, совсем не живая, неприятная. Голландский художник сумел увидеть за вещью человека, разглядеть в предмете общественно-историческое содержание. Именно в труде он видел благословение Бога и трудился не покладая рук.
Термин получил распространение во французской литературе об искусстве. почти все пространство занимает ломящийся от яств стол. В полутёмном интерьере нидерландского дома такие картины производили эффект реальности.
Давиду Байи принадлежит знаменитый «Натюрморт с автопортретом и символами суеты сует». «Обманки» на охотничью тему создавали братья Антони Леманс (около 1631—1673) и Йоханнес Леманс (около 1633—1688), Якоб Билтиус (1633—1681) и его брат Корнелис Билтиус, а также автор «крестьянских» завтраков Филипс Ангел и портретист Кристоффел Пирсон (1631—1714)73. Изменилась и манера письма. Голландский натюрморт 17 века был выгодным товаром и для «производства» картин организовывались большие мастерские.
Исцеляя слепорожденного, Господь сказал: Я свет миру (Ин. 9:5). Но в этом мгновенном, что запечатлевал Хальс, всегда схвачено самое существенное, сердцевина образа «Цыганка», «Малле Бабе» (приложение рис. Смерть Титуса в 1668 году стала для художника одним из последних ударов судьбы его самого не стало годом позже.
Венчают компо-зицию два крупных цветка имеющие положительное значение. Было бы вернее сказать про позднего Рембрандта, что его цвет «светозарен», так как в его полотнах свет и цвет едины, его краски как будто излучают свет. Настали переломные моменты в живописи Хальса.
Очень выразительно изображено небо. Эти черты еще более усилены в блестящем по живописи портрете мужчины в широкополой шляпе из музея в Касселе (60-е годы). Тем самым, человек рассматривался, даже при сохранении традиционной богословской «рамки», как сугубо естественное, материальное существо. Сельдь — еще один символ Христа — напоминает о посте и постной пище.
В графике Рембрандта в полной мере проявился демократизм его мироощущения («Слепой Товит», «Снятие с креста», «Положение во гроб», «Поклонение пастухов», «Три креста», 1653 и 1660). Небывалого расцвета достигла в этот период и голландская живопись. Так, в интерьерной картине «Комната в голландском доме» Питера Янсенса (приложение рис. 14) изображена залитая солнечным светом уютная комната с играющими на полу и на стенах солнечными зайчиками. Ведущими мастерами голландского натюрморта первой половины XVII века были Питер Клас (1597/98-1661) и Виллем Хеда (1594-ок. Изумляет материальная осязаемость каждого предмета, одухотворенность каждой детали.
Совсем иной характер носит «Вид города Дельфта» (между 1658—1660 годами, Гаага, Маурицхейс). Дева Мария протягивает последний ломоть хлеба нищей девочке. Изменилась не только внешняя жизнь Рембрандта изменился прежде всего он сам. Нельзя без замирания разглядывать холсты Виллема Калфа или Абрахама ван Бейерена.
Натюрморт – один из жанров, в котором голландские национальные черты проявились особенно четко. 21, 22, 23). Затем он перешёл к натюрмортам «суета сует». В колорите преобладают как бы горящие изнутри оттенки красного и коричневого. Многие лица просто плохо «прочитываются» в этой резкой светотени, в этих контрастах густых теней и яркого солнечного света, на который выходит отряд (в XIX в. картина уже так потемнела, что ее считали изображением ночной сцены, отсюда ее неправильное название.
В умелой компоновке предметы показаны так, что ощущается как бы внутренняя жизнь вещей, недаром голландцы называли натюрморт still leven – тихая жизнь, а не nature morte – мёртвая природа. Однако это воздействие (бывшее к тому же взаимным) не могло стать определяющим для живописной школы, установившейся, окрепшей и достигшей расцвета. Зрелище горящей ратуши осталось в памяти художника. «Натюрморт со свечой» 1627).
Трубки и жаровня (1636) – лучший тому пример. Виллем Калф «Уголок кухни» Изображая те же, что и его предшественники, обыденные, демократические предметы домашнего обихода: старую бочку, глиняный горшок и медный котел, – художник сумел открыть волшебное воздействие на вещи золотистого солнечного света, который превращал этот бедный крестьянский скарб в изысканные произведения ювелирного искусства. Особую поэтичность у «малых голландцев» приобретает интерьер. Ссора двух попугаев, опрокидывающих корзинку с фруктами, которые падают и катятся, создала беспорядок, ставший основой художественного порядка в картине – искусного распределения предметов в неглубоком пространственном слое, параллельном плоскости картины.
Как офортист он не знает равных в мировом искусстве. Питер де Пюттер (до 1600 -1659) может служить примером очень ранней узкой специализации голландского натюрморта. В картине Кухня (1659) Филипса ван Ангела (1616 – после 1683) тот же самый мотив обретает новое звучание. Главное достижение голландского искусства 17 века – в станковой живописи. Да и старуха не терзает зрителя своим уродством или откровенной алчностью. Появились «завтраки» – натюрморты голландских художников изображающие разные стадии трапезы.
Чтобы заинтересовать покупателей, художники прибегали к разным уловкам. Женщина читает письмо, кавалер и дама музицируют. Бюргер).
Тщательно выписаны, детализированы до почти невидимых глазу штрихов бытовые картины и портреты Герарда Доу (1613 – 1675). Это свидание может привести неизвестно к чему, скорее всего к непристойностям. Художник из Дельфта Виллем ван Алст (1626/1627— после 1683), охвативший в своём творчестве самые разнообразные виды натюрмортной живописи, создавал цветочно-фруктовые натюрморты в традициях Балтасара ван дер Аста и своего дяди, живописца Эверта ван дер Алста102. Мясник в красной рубахе разбавляет вино водой. Своеобразие их фактуры передано с удивительным искусством.
Так, на картине «Суета сует» Абрахама ван дер Схора традиционные атрибуты жанра— кости, черепа и сорванные розы— окрашены в светлые тона и помещены на тёмный фон. Фигуры укрупнены, приближены к передней плоскости хрлста. Заметим, что окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы – символ христианства и Христа.
Основной перевод указанного термина, встречающийся в литературе — «тихая, неподвижная жизнь». В «охотничьих» натюрмортах Яна-Батиста Веникса и Мелхиора де Хондекутера также заметно усиление декоративности и стремление к внешним эффектам. Голландские мастера любили сопоставлять предметы так, что бы показать особенность и привлекательность каждого. Окружающие объекты людей стали источником вдохновения для художников. Семья Хейдена переехала в Амстердам в 1646 году и там же юноша начинает учиться живописи, скорее всего в мастерской своего родственника.
Обратившись к картине в 40-е годы, художник усилил эмоциональное состояние. Он символизирует духовную истину и святость. «Завтрак с омаром» 1648 П. Клас. Он пробовал себя в различных жанрах— цветочном, учёном, кухонном, тональном натюрморте. Он опустился без сил. Пестрый, с сильным звучанием локальных цветов колорит и перегруженность композиции отличают и два других натюрморта ван дер Аста – Тарелка с плодами и раковины (1630) и Раковины.
Лучшим примером этого является натюрморт Рыбы в корзине. На картине Питера Артсена Питер Артсен (1508 – 1575) – голландский художник, также известный как Питер Длинный. Показательно, что в этой картине нет сюжета. «Дворик»). При этом авторы ищут пути повышения занимательности для зрителя.
Жанровая специализация художников приняла и географический характер. В развитии жанра участвовали главным образом мастера из Роттердама, а также харлемец Флорис ван Схотен (которого можно считать родоначальником этой разновидности натюрморта) и мастер из Мидделбурга Франсуа Рейкхалс39.
Композиция строится на расположении в пространстве рук, ног и лиц героев. Художники следующего поколения (Клас, Хеда и др. ) перешли к скромным «завтракам» со сгруппированными на белой скатерти металлическими и стеклянными предметами. Перед Своими крестными страданиями Иисус Христос вновь напомнил слушавшим Его: Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме (Ин. 12:46). В целом в этом натюрморте, как и во многих других «завтраках», с помощью предметов обыгрывается тема суеты сует и бессмысленности земных наслаждений. В то же время в взгляде неожиданно улавливается оттенок разочарования, словно в этом человеке, таится сожаление о прошлом 150 о своей молодости и молодости своего поколения, чьи идеалы забыты, а жизненные стимулы угасли.
Группа детей стоит под окнами и радостно приветствует кукольного шута на балконе. Ван Алст был тонким колористом и в совершенстве владел техникой живописи. Справа в глубине изображена таверна.
Первые натюрморты Питера Класа (1597/1598— 1661) написаны в традициях «накрытых столов» (хотя уже и в них заметна некоторая асимметрия и нарочитая небрежность). Но эти несложные по действию картины: «Девушка, читающая письмо», «Кавалер и дама у спинета», «Офицер и смеющаяся девушка» и т. д. — полны душевной незамутненности, тишины и покоя. Цветочные композиции писались во многих голландских городах – Утрехте, Делфте, Гааге, но именно Харлем стал центром развития натюрмортов изображавших сервированные столы, продукты и готовые блюда.
Однако главные черты натюрморта как жанра вырабатываются в харлемских завтраках. Именно этот предмет художник делает центром композиции — и геометрическим и смысловым.
Мясник в красной рубахе разбавляет вино водой. Пожилая дама стелит постель. Зародившийся в университетском ru.
Они символизировали здесь идею умеренности. Все элементы композиции объединены светом и колоритом – серовато-зеленой красочной гаммой. Его букеты нарядны, красочны и как бы выставлены напоказ. Но наибольшей глубины работы художника достигают в последние годы его жизни.
Помимо сладостей, фруктов и орехов, в корзине лежат розги – как намек на воспитание «кнутом и пряником». Даже если Хейден и не был его учеником, то через цеховое общение точно об Улфте знал и видел его работы. В 1653 году испытывая материальные трудности, художник передал почти всё своё имущество сыну Титусу, после чего заявил в 1656г.
Большое влияние на развитие натюрморта типа «суета сует» оказала деятельность лейденца Давида Байи (1584—1657) и группировавшихся вокруг него мастеров. На это указывают привязанные к корзине деревянные красные башмачки. Большая часть художников имела чрезвычайно узкую специализацию. Кальвинизм был очень популярен в Нидерландах в XVI веке. Голландские художники создавали впечатление естественного беспорядка в расположении вещей: они показывали разрезанный пирог, очищенный лимон с висящей спиралью кожурой, недопитый бокал вина, горящую свечу, раскрытую книгу, – всегда кажется, что кто-то касался этих предметов, только что пользовался ими, всегда ощущается незримое присутствие человека. Со времён античности художники стремились к максимально достоверному иллюзионистскому воспроизведению натуры.
Цветочные натюрморты в Голландии пользовались популярностью среди вельмож и знати, почти в каждом цветочном натюрморте 17века в Голландии присутствовали тюльпаны, в то время страна переживала тюльпанный бум. На них представлен настоящий «праздник изобилия»: богато сервированные столы буквально ломятся от всевозможной снеди. Всего в это время в Голландии были активны около 2000 художников. Кальф достигает поразительной виртуозности в передаче фактуры персиков, винограда, хрустальных поверхностей. Откровенной радостью жизни, ликованием пронизано это полотно.
Значительное влияние на пейзаж оказывали произведения Питера Брейгеля1 (1525 150 1529). Отдали дань охотничьему натюрморту знаменитый пейзажист Саломон ван Рёйсдал (1600/1603— 1670), написавший «Натюрморт с битой дичью» (1661) и «Охотничьи трофеи» (1662) и жанрист, ученик Адриана ван Остаде, Корнелис Дюсарт (1660—1704)96. суета сует), «кухонный» и натюрморт с мёртвой дичью. На первом плане картины Франса Снейдерса Франс Снейдерс (1579 – 1657) – фламандский художник, автор натюрмортов и барочных анималистических композиций.
Высокий стеклянный бокал-«флейта» (в XVII веке такие бокалы использовались как мерная емкость с метками) хрупок, как человеческая жизнь и в то же время символизирует умеренность и умение человека контролировать свои порывы. Ван Стрек изобразил набросок головы мальчика и раскрытую книгу: это трагедия Софокла «Электра», переведенная на голландский. Он превращается в пышное украшение жилища высокопоставленных заказчиков.
Предметы изображенные в натюрморте, многозначны: их наделяли назидательным, религиозным или иным подтекстом. почти все пространство занимает ломящийся от яств стол. После продажи дома и имущества художник переехал на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни. Их окружают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым) пышные розы и маки, напоминающие о недолговечности жизни. Рембрандт оставил после себя 2000 рисунков.
Всего в это время в Голландии были активны около 2000 художников. Из мастерской Яна Давидса де Хема также вышли и мастер натюрмортов «суета сует» Мария ван Остервейк и два мастера позднего цветочного натюрморта: Якоб Ротиус (1644—1681/1682) и Абрахам Миньон79.
Он даже слепит глаза и мешает наслаждаться полотном. Тем не менее, залитые падающим сверху светом, они кажутся вечными и вневременными111.
Фразой Бог есть свет и нет в Нем никакой тьмы (1Ин. 1:5) св. Помимо сладостей, фруктов и орехов, в корзине лежат розги — как намек на воспитание «кнутом и пряником». К серии автопортретов примыкают изображения умудрённых жизнью апостолов.